Главная » Несъедобные грибы » 14 декабря 1825 тютчев. Сочинения по темам

14 декабря 1825 тютчев. Сочинения по темам

Девятнадцатый век вошел в историю как время важных событий в жизни Российского государства. На фоне Отечественной Войны 1812 года, русско-турецких войн, попытками либеральных реформ восстание декабристов 14 декабря 1825 года кажется незначительным эпизодом жизни большой страны. Но это событие всколыхнуло российское общество, ведь заговорщиками оказались представители привилегированного класса и высокие военные чины.

Стихотворение Тютчева является откликом поэта на попытку декабристов изменить власть в стране. В то время в литературном сообществе царили либеральные взгляды. Тютчев не боится осуждения своих коллег и занимает сложную позицию по отношению к произошедшим событиям. По своим политическим убеждениям поэт был государственником, сторонником монархического строя. Он отрицательно относился к революционным веяниям, считал их губительными для России и осуждал декабристов за стремление к власти и гордыню. Именно это отношение выражено Тютчевым в первой строфе стихотворения. Обращаясь к участникам восстания он упрекает их в нарушении закона, исторических традиций России и соглашается со справедливостью приговора. Поэт напоминает декабристам о том, что среди русского народа цареубийство считается грехом и пророчит заговорщикам осуждение потомков и забвение.

Но во втором восьмистишии Тютчев признает, что выступление декабристов было частично спровоцировано деспотической царской властью, которая описывается мрачными эпитетами «вечный полюс», «вековая громада льдов», «зима железная». По мнению Тютчева восстание было обречено на поражение и он сочувствует декабристам, пострадавшим от собственных заблуждений.

Казалось бы, двойственное и противоречивое отношение поэта к событиям 14 декабря, на самом деле является логичным выражением его гражданской позиции. Тютчев осуждает самовластье царского режима, но не принимает беззаконные способы изменения политического строя страны.

Картинка к стихотворению 14 декабря 1825

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Гумилева Кенгуру

    Николай Гумилёв и Анна Ахматова не смогли создать счастливый брак. Анна считала, что она согласилась на брак с навязчивым молодым человеком только из-за того, что опасалась самоубийства Гумилёва. Он догадывался, что Анна любит его не особо,

  • Анализ стихотворения Тургенева Роза

    Символ растения в XIX эпохе – очень востребована. Розу связывали с страстью, дамской красой, юностью, блаженством, к тому же самой существованием. Данный цветочек – актуальный составляющую произведения «Вешние воды», он наличествует в

  • Анализ стихотворения Бунина И цветы и шмели и трава и колосья

    Бунина, как поэта, никто не воспринимал всерьез, но это было ошибочное мнение, так как этот прекрасный прозаик, создал огромное количество прекрасных стихов, которые поражают читателя своей определенной глубиной,

  • Анализ стихотворения Блока Коршун

    Концепция, изречения в элегии, были исходом воспоминаний и волнений творца от наблюдения страстей войны, которая терзала народонаселение России в населенных пунктах и деревеньках. Блок в период длительной эпохи позиционировался

  • Анализ стихотворения Пушкина Цветок

    Огромное количество произведений русских писателей и поэтов содержит упоминания о растениях. Среди них ярким пятном выделяется изображение цветов, которые в разных своих проявлениях - формах, цветовых оттенках,

Фёдор Иванович Тютчев

Вас развратило Самовластье,
И меч его вас поразил, —
И в неподкупном беспристрастье
Сей приговор Закон скрепил.
Народ, чуждаясь вероломства,
Поносит ваши имена —
И ваша память для потомства,
Как труп в земле, схоронена.

О жертвы мысли безрассудной,
Вы уповали, может быть,
Что станет вашей крови скудной,
Чтоб вечный полюс растопить!
Едва, дымясь, она сверкнула
На вековой громаде льдов,
Зима железная дохнула —
И не осталось и следов.

Восстание декабристов

Поэтический отклик на декабрьское восстание появился в 1826 г., однако впервые был опубликован спустя 55 лет после написания. Являясь образцом гражданской лирики, стихотворение отражает политические убеждения автора. Монархия и православие, по мнению Тютчева, — основа российской государственности, гарант ее развития и процветания. Поэт считал революцию порождением западной традиции, губительной для Отечества. Под влиянием иноземных идей в худшую сторону меняется и личность отдельного человека: он может не выдержать искушения и поставить свое мнение выше закона и исторических традиций. С подобной трансформацией связана категория самовластья, толкуемого как сочетание властолюбия и гордыни. Тютчевская трактовка самовластья не имеет отношения к характеристике русской монархии.

Произведение написано в форме обращения, адресатами которого становятся декабристы. Герой заявляет, что лирическое «вы» «развратило» безоглядное стремление к власти, подкрепленное дерзостью и самоуверенностью. Утверждается справедливость беспристрастного приговора, под впечатлением которого создан стихотворный текст.

Решение, явленное законом, поддерживает народ. Лирический субъект отказывает адресату в праве на историческую память: он прогнозирует скорое забвение, сравнивая воспоминания о восстании на Сенатской площади с «трупом», навсегда схороненным в земле.

В начале второго восьмистишия возникает формула «жертвы мысли безрассудной», которая трактует мятежников как людей, пострадавших от собственных заблуждений. Тем же смыслом наделен образ меча, размещенный в зачине: герои наказаны за неоправданные апломб и высокомерие.

В финале появляется развернутая метафора, в иносказательной форме представляющая бессмысленность противоборства оппозиционеров и государственной системы. Последнюю символизируют образы с семантикой бессмертия, обжигающего холода и величия. Исход противостояния фантастического ледяного великана и «крови скудной» революционеров предрешен. Жертва напрасна: следы бесплодных попыток побежденной стороны стираются одним выдохом холодного колосса.

«Гений самовластный» Наполеона из одноименного тютчевского стихотворения имеет общие черты с образами декабристов. Автор именует французского императора «сыном Революции»: он был наделен вдохновением и «буйством дерзновенным», но лишен «божьего пламени» истинной веры.

Вас развратило Самовластье,
И меч его вас поразил, -
И в неподкупном беспристрастье
Сей приговор Закон скрепил.
Народ, чуждаясь вероломства,
Поносит ваши имена -
И ваша память для потомства,
Как труп в земле, схоронена.

О жертвы мысли безрассудной,
Вы уповали, может быть,
Что станет вашей крови скудной,
Чтоб вечный полюс растопить!
Едва, дымясь, она сверкнула
На вековой громаде льдов,
Зима железная дохнула -
И не осталось и следов.

Анализ стихотворения Тютчева «14-е декабря 1825»

Поэтический отклик на декабрьское восстание появился в 1826 г., однако впервые был опубликован спустя 55 лет после написания. Являясь образцом гражданской лирики, стихотворение отражает политические убеждения автора. Монархия и православие, по мнению Тютчева, - основа российской государственности, гарант ее развития и процветания. Поэт считал революцию порождением западной традиции, губительной для Отечества. Под влиянием иноземных идей в худшую сторону меняется и личность отдельного человека: он может не выдержать искушения и поставить свое мнение выше закона и исторических традиций. С подобной трансформацией связана категория самовластья, толкуемого как сочетание властолюбия и гордыни. Тютчевская трактовка самовластья не имеет отношения к характеристике русской монархии.

Произведение написано в форме обращения, адресатами которого становятся декабристы. Герой заявляет, что лирическое «вы» «развратило» безоглядное стремление к власти, подкрепленное дерзостью и самоуверенностью. Утверждается справедливость беспристрастного приговора, под впечатлением которого создан стихотворный текст.

Решение, явленное законом, поддерживает народ. Лирический субъект отказывает адресату в праве на историческую память: он прогнозирует скорое забвение, сравнивая воспоминания о восстании на Сенатской площади с «трупом», навсегда схороненным в земле.

В начале второго восьмистишия возникает формула «жертвы мысли безрассудной», которая трактует мятежников как людей, пострадавших от собственных заблуждений. Тем же смыслом наделен образ меча, размещенный в зачине: герои наказаны за неоправданные апломб и высокомерие.

В финале появляется развернутая метафора, в иносказательной форме представляющая бессмысленность противоборства оппозиционеров и государственной системы. Последнюю символизируют образы с семантикой бессмертия, обжигающего холода и величия. Исход противостояния фантастического ледяного великана и «крови скудной» революционеров предрешен. Жертва напрасна: следы бесплодных попыток побежденной стороны стираются одним выдохом холодного колосса.

Стихотворение Ф.И. Тютчева «14-ое Декабря 1825» при жизни поэта не печаталось. Впервые оно было опубликовано в 1881 г. в журнале «Русский Архив». На автографе, хранящемся ныне в Российском государственном архиве литературы и искусства (Москва), в правом верхнем углу зачеркнута пагинация «9», сделанная синим карандашом рукой князя Ивана Сергеевича Гагарина. На обороте листа - автограф стихотворения «Вечер» с такой же пагинацией - «10». Пометы князя Гагарина, известного политического эмигранта, хорошего знакомого Тютчева, проясняют творческую историю стихотворения «14-ое Декабря 1825». Долгое время его автограф вместе с другими рукописями поэта находился у него, а затем был прислан Ивану Сергеевичу Аксакову. Это следует из их переписки, опубликованной в тютчевском томе «Литературного наследства» .
14/26 ноября 1874 г. князь И.С. Гагарин писал И.С. Аксакову из Парижа: «Рукописями Тютчева я очень дорожу и, вероятно, никому бы их не уступил. Вам же я отказать не могу - вы на них имеете больше прав, нежели я, их место в Москве, в ваших руках, скорее нежели в Париже у меня. Кроме того, мне очень приятно исполнить желание уважаемого противника, издателя “Дня” и “Москвы”. Следовательно, все стихотворения Тютчева, писанные его рукой, хранящиеся у меня, вам принадлежат».
В ответном письме от 24 ноября/6 декабря 1874 г. И.С. Аксаков от всего сердца благодарит князя за обещание передать ему рукопись стихотворений Тютчева: «Вижу, что интересы русской литературы вам дороги по-прежнему, что живо в вас русское чувство, что, поставленный личною судьбою вне родной земли, вы не разорвали с нею душевной связи».
В том же письме Аксаков говорит и о стихотворении «14-ое Декабря 1825»: «Из присланных вами двух стихотворений одно, полагаю, относится к декабристам («Вас развратило Самовластье…»), стало быть: писано в 1826 г., когда ему было 23 года. Оно сурово в своем приговоре. Ни Пушкин, никто в то время, из страха прослыть нелиберальным, не решился бы высказать такое самостоятельное мнение - и совершенно искреннее, чуждое всяких расчетов, потому что, кроме вас, до сих пор в течение почти пятидесяти лет оно никому не сообщалось».
Итак, стихотворение датируется второй половиной 1826 г. Поводом для его написания послужило обнародование приговора по делу декабристов.
Вот оно.

Комментаторы стихотворения единодушны в понимании его смысла. К.В. Пигарев: «Казалось бы, Тютчев всецело на стороне правительства: декабристы для поэта - “жертвы мысли безрассудной”, дерзнувшие посягнуть на исторически сложившийся строй. Однако в том, что произошло, Тютчев винит не одних декабристов, но и произвол “Самовластья”. А для самого строя у него не нашлось иных поэтических образов, кроме “вечного полюса”, “вековой громады льдов“ и “зимы железной”» .
В.В. Кожинов: «С первого взгляда может показаться, что Тютчев здесь “осуждает” декабристов. На самом же деле его позиция сложна и многозначна. Уже в первой строке историческая “вина” возложена на “Самовластье”, которое в завершающей строфе предстает в предельно мрачных тонах: “вечный полюс”, “вековая громада льдов”, “зима железная”. Тютчев говорит о заведомой обреченности декабристов - и в этом он исторически прав: восстание узкого круга дворянских революционеров было обречено на поражение. Точно так же прав он, говоря о полной оторванности декабристов от народа… Но Тютчев решительно ошибался в одном: он полагал, что “потомство” забудет декабристов, а в действительности они стали примером для следующих поколений революционеров. В замечательных последних строках поэт запечатлел самоотверженный, “безрассудный” героизм декабристов, отдавших свою “скудную кровь”, которая “дымясь … сверкнула на вековой громаде льдов”» .
По сути, точно так же смысл стихотворения трактуется и в новом Полном собрании сочинений и писем Тютчева , где отмечается «двойственность позиции автора по отношению к декабристам»: «Самовластье - развращающая сила, оно “вечный полюс”, “вековая громада льдов”, но усилия деятелей 14 декабря бесплодны и исторически бесперспективны из-за их малочисленности (“скудной крови”) и этической недозволенности (“вероломства”), поэт апеллирует к объективности (“неподкупности”) закона».
Нетрудно заметить, что в подобных толкованиях стихотворения понятия «самовластье» и «самодержавие» тождественны. При этом остается непонятным, как Тютчев, убежденный монархист, противник всяких революций, мог возложить хотя бы и часть вины на самодержавие, сочувствовать декабрьскому бунту. Для современников поэта смысл стихотворения был абсолютно ясен. По словам И.С. Аксакова, «оно сурово в своем приговоре». Память о декабристах - «как труп в земле, схоронена». Действительно, мы до сих пор не знаем места захоронения казненных декабристов.
Но давайте попытаемся выйти за пределы уже ставшей традиционной оппозиции - «деспотическая власть и революционное насилие». Не лучше ли посмотреть на это стихотворение глазами самого Тютчева, сделать попытку уяснить его смысл через призму духовных исканий поэта.
Тютчев - необычайно цельная личность: в своих основных убеждениях он не колебался никогда. Они, эти убеждения, выразились в статье Тютчева «Россия и революция», написанной по-французски и впервые напечатанной в Париже в 1849 г. Здесь, в частности, говорится: «Человеческое я , желающее зависеть лишь от самого себя, не признающее и не принимающее другого закона, кроме собственного волеизъявления, одним словом, человеческое я , заменяющее собой Бога, конечно же, не является чем-то новым среди людей; новым становится самовластие человеческого я , возведенное в политическое и общественное право и стремящееся с его помощью овладеть обществом. Это новшество и получило в 1789 г. имя Французской революции» .
Та же мысль звучит и в стихотворении Тютчева «Наполеон»:

Таким образом, Тютчев пытается определить духовные причины революции. Его идея заключается в том, что «самовластие человеческого я», возведенное в политическое и общественное право, по иному называемое гордыней , послужило тем внутренним двигателем, который привел в движение все темные силы человеческой натуры и общественного организма. Революционные потрясения берут свое начало не в социальных или политических обстоятельствах, а в жажде господства одного человека над другим, в зависти, в гордом превозношении личности, возомнившей себя вправе вершить делами человеческими. Именно в этом смысле и употребляется слово «Самовластье» в стихотворении «14-ое Декабря 1825». Иван Аксаков, близко знавший поэта и написавший его биографию, отмечал, что «в его писаниях с самых ранних лет выражалась замечательная самостоятельность и единство мысли». Развращенные «самовластием человеческого я» («Вас развратило Самовластье…»), декабристы носили кару в себе («И меч его вас поразил…»).
Такое понимание «Самовластья», конечно же, было свойственно отнюдь не только Тютчеву. Близкие к тютчевским взгляды разделял и Александр Сергеевич Пушкин. Чтобы не быть голословным, предлагаю заглянуть в Словарь языка Пушкина, где отмечается: «Самовластье - ничем не ограниченная власть, деспотизм»; «Самовластно - по личному усмотрению, произволу, самовольно». В оде «Вольность» юный поэт выступает отнюдь не против самодержавия, но против самовластия (деспотизма), понимаемого как состояние человеческой души и олицетворением которого является Наполеон.

К Французской революции Пушкин, как известно, относился отрицательно («Андрей Шенье»), как, впрочем, и к бунту вообще («Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный»). По мысли поэта, власть должна опираться на Закон.

Царь, монарх первый должен склониться перед Законом. Но что такое этот Закон? Только ли правовые положения, закрепленные в конституциях, кодексах, сборниках писаного и неписаного права? Конечно, и они, но не только. Прежде всего, это Божий Закон, данный пророку Моисею и выраженный в священных книгах христианства. Именно перед ним должен склонить голову монарх. Если же он перерождается в самовластного тирана, то это несет беду и тем, над которыми он поставлен, и ему самому. Он становится жертвой восстания, заговора.

Пушкин даже в ранней, «вольнолюбивой», лирике (отдал дань своему времени) был очень умеренных взглядов. В оде «Вольность» нет ничего крамольного. Подобные мысли высказывал сам император Александр I.
Но эпоха Просвещения выдвинула идею закона, не связанного с Божьим предначертанием. Таков «общественный договор» Жан-Жака Руссо. По его мысли, люди заключают договор между собой и ему подчиняются. Таким способом водворяется царство Разума, народы благоденствуют, а отдельный человек вкушает все прелести цивилизованного быта. Но Французская революция показала, насколько уязвим этот «общественный договор» от покушения людей, носящих в себе тиранические задатки, опьяненных жаждой самовластия.
Такое понимание сути самовластия находит подтверждение в пушкинском стихотворении «Анчар». Анчар - древо яда, источник смерти, проклятие природы.

Но сам анчар нельзя обвинять в том, что он несет зло. Он так создан природой, в этом нет его вины. К тому же смертоносного действия анчара можно избежать:

Человек - вот источник зла, носитель безнравственного начала. Он посылает гибель себе подобным.

В черновике мысль Пушкина была выражена еще отчетливее: «Послал к анчару самовластно». Источник зла - самовластная воля человека, возомнившего себя божеством.
В этом - пушкинском - контексте следует, как нам кажется, понимать и смысл стихотворения Тютчева «14-ое Декабря 1825». Что касается отношения поэта к самодержавию, оно хорошо известно. Как свидетельствовал тот же Иван Аксаков, оно всегда признавалось Тютчевым «тою национальною формой правления, вне которой Россия покуда не может измыслить никакой другой, не сойдя с национальной исторической формы, без окончательного, гибельного разрыва общества с народом».

ПРИМЕЧАНИЯ

См.: «Литературное наследство». Т. 97. Кн. 2. М., 1989.
Тютчев Ф.И. Сочинения в двух томах // Комм. К.В. Пигарева. Т. 1. М., 1984. С. 455.
Тютчев Ф.И. Стихотворения // Комм. В.В. Кожинова. М., 1986. С. 273.
См.: Тютчев Ф.И. Полн. собр. соч. и писем // Комм. В.Н. Касаткиной. Т. 1. М., 2002.
Там же. Т. 3. М., 2003. С. 145; перевод Б.Н. Тарасова.

Владимир ВОРОПАЕВ,
доктор филологических наук,
профессор Московского
государственного университета



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта