Тематика классных часов
3 класс
Духовно-нравственное воспитание школьников
Цели и задачи классного часа :
Цели и задачи классного часа :
Воспитание здоровых привычек
Цели и задачи классного часа :
Цели и задачи классного часа :
Цели и задачи классного часа :
Цели и задачи классного часа :
Экологическое воспитание школьников
Цели и задачи классного часа :
Цели и задачи классного часа :
Цели и задачи классного часа :
Цели и задачи классного часа :
Этическое воспитание школьников
Цели и задачи классного часа :
Цели и задачи классного часа :
Цели и задачи классного часа :
Цели и задачи классного часа :
Цели и задачи классного часа :
Цели и задачи классного часа:
Цели и задачи классного часа:
Воспитание информационной культуры учащихся
Цели и задачи классного часа:
Цели и задачи классного часа:
Цели и задачи классного часа:
Цели и задачи классного часа:
Цели и задачи классного часа:
Классный час в 3 классе
Тема: «Обида»
Цель: 1.Раскрыть понятия «Вспыльчивость», «Несдержанность»,«Обида». Помочь детям осознать чувство обиды и действия, связанные с ним. 2. Формировать адекватную оценку негативных поступков, связанных с проявлением чувства обиды. Задачи: 1. Объяснить влияние обиды на отношения. 2. Выявить причины непрощения. 3. Побудить учеников прощать обиды и налаживать отношения друг с другом. Введение Игра «Ванька-встанька» Учитель задает вопросы, а ученики встают, если отвечают положительно, и садятся, если отвечают отрицательно. Кто любит шутки? Кто когда-нибудь подшучивал над своим другом? Кто не любит, когда над ним подшучивают? Кто получал прозвища? Кто знает продолжение фразы: «Мирись, мирись и больше...»? Кто хоть раз просил прощения, когда кого-то обидел? Кто хотя бы раз оказался не прав в споре? Кто согласен, что «на обиженном воду возят»? Кто на злобные слова отвечает шуткой? Кто прощал, когда его обижали?Ход занятия.
- Сегодняшний классный час я хотела бы начать с притчи . -Кто знает, что такое притча? Если не знаете, я подскажу.(Слайд 2)
- Послушайте её внимательно и подумайте, о чем мы будем сегодня говорить?
Притча о гвоздях
Жил - был очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. Потом он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди. Наконец пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю. Шло время, и пришел день, когда юноша сообщил отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору: - Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается в душе такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься, - шрам останется. -Кто понял, о чем будет идти речь? (Речь будет идти о вспыльчивости, несдержанности, обиде (Слайд №3)Плохо - хорошо
Зло – добро
Война - мир
Жадность- щедрость
Грубость – вежливость
Жестокость – ласка
Ложь – правда
Предательство - преданность
(Слайд №5) - Ребята, в период обучения в школе у вас будут ситуации, результатом которых окажутся сказанные вам обидные слова, упреки, споры. - А как вы думаете, во что может перерасти обида? (в драку, конфликт) и что бы этого не случалось, послушайте ещё одну притчу: Притча о картошке и обиде Ученик спросил учителя:Мы все разные у каждого есть свои особенности, не говоря о внутреннем мире. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что все мы люди. У нас есть различия, но каждый из нас неповторим и нужен остальным.
- Давайте,вспомнимправила, которые помогут людям преодолеть такие качества, как вспыльчивость, несдержанность, желание обидеть человека:
(Слайд №7)
Правила для несдержанных и вспыльчивых людей
Задачи
1. Научить соблюдать нормы гигиены.
2. Развивать творческие способности.
Оборудование: носовые платки; краски; кисточки; утюг; фрукты; иголки; нитки.
Учитель. Ребята, посмотрите, что лежит в ваших карманах. Если это не секрет, то покажите всем.
(Дети выкладывают на стол содержимое карманов.)
Я очень рада, что практически у каждого из вас в кармане нашлось место для носового платка. Ведь это очень важная и нужная вещь.
Носовой платок имеет давнюю историю, но в прежние времена это был совсем не тот носовой платок, который мы носим в кармане. Древние римляне использовали платки для вытирания пота. А сморкаться при посторонних было не принято и считалось дурным тоном. В III веке нашей эры платком вытирали рот за столом. В Византии платок был символом чести и знатности, в эпоху Возрождения - частью приданого невесты. Дамы часто держали богато украшенные платки в руке, чтобы привлечь внимание кавалеров. Такие платки были очень дорогими и стоили целое состояние. При французском дворе в XVI веке появился платок для вытирания слез, а также платок для сморкания. Платки украшали кружевом и вышивками, сильно душили, ведь вместо мытья рук было принято протирать кончики пальцев влажным платком. Когда появилась мода на нюхательный табак, на платках стали оставаться некрасивые пятна и декоративные платки исчезли из обихода. Их заменил самый обычный платок, похожий на тот, каким мы пользуемся сегодня. Уже в XVIII веке носовой платок стал массовой продукцией.
В настоящее время носовой платок используется для гигиенических целей. Вам должно быть понятно значение носового платка во время поднесения ко рту или носу. Однако правильно пользоваться этим нехитрым предметом умеют далеко не все.
Платок должен быть достаточно большим. Его надо сложить не менее чем в четыре слоя и во время кашля или чиханья закрыть им рот и нос. После использования платок надо сложить так, чтобы поверхность, загрязненная при кашле, чиханье или сморкании, оказалась внутри.
Кроме матерчатых носовых платков, в продаже есть бумажные. Бумажный платок предназначен для разового использования. Его выбрасывают сразу же после употребления. Обычный матерчатый платок необходимо менять каждый день, а при насморке или кашле - несколько раз в день.
В автобусе, магазине, в школе то и дело кто-то кашляет, чихает. И нередко, что называется, в пространство, не обращая внимания на окружающих. Так болезнь передается от одного к другому. Итак, носовой платок может защитить окружающих от распространения болезни.
Ребята, скажите, как можно назвать хозяина этого платка. (Достает мятый грязный платок. Дети отвечают.)
Правильно, неряхой. Носовой платок может сказать о личностных качествах своего хозяина.
А еще платок может стать предметом игры или развлечения. Я предлагаю вам поиграть.
«Платочек»
Играют все присутствующие. Игроки стоят по кругу, плотно прижавшись плечом к плечу. Водящий стоит в центре. Играет музыка.
1. Игроки незаметно за спинами передают платок.
2. Задача водящего - угадать, у кого находится платок, указав на кого-то из игроков.
3. Тот поднимает обе руки вверх, демонстрируя пустые руки.
4. При обнаружении платка «пойманный» занимает место водящего.
«Урони платок»
Один из играющих водит, остальные становятся в круг. Ведущий берет в руки небольшой платок и начинает медленно обходить круг с внешней стороны (дети стоят к нему спиной). Дети при этом говорят:
Чудеса, чудеса - вот корзинка зелена.
Написала я письмо милому дружку,
По дороге уронила и теперь ищу.
Чудеса, чудеса - вот корзинка желта.
А малыш письмо поднял - положил к себе в карман.
Когда прозвучат эти слова, ведущий роняет платок позади какого-нибудь игрока и тут же начинает убегать. Тот, около кого упал платок, быстро поднимает его и бежит вслед за ведущим, стараясь осалить его платком.
Если ведущего осалили, он водит второй кон. Если же он успел обежать круг и занять пустое место, ведущим становится игрок с платком в руках.
«Инициалы»
Многие мамы вышивают на платке своего ребенка инициалы, чтобы можно было опознать платок. В этой игре участникам раздают платки, иголки и нитки. Задача - как можно быстрее и понятнее вышить свои инициалы.
«Платочек-мешочек»
У учителя приготовлены разные фрукты. Он кладет один из них в центр платка и завязывает его так, чтобы фрукта не было видно. По запаху или на ощупь участники должны определить, что за фрукт лежит в платочке-мешочке.
Учитель. Сейчас я предлагаю вам самим придумать и провести какой-нибудь конкурс или игру.
(Учащиеся проводят свои игры.)
А еще платок может выступить в качестве подарка, тем более если его раскрасить своими руками.
(Детям раздают простые белые носовые платки, краски и фломастеры. Задача - нарисовать на платке что-нибудь оригинальное. Это задание можно выполнять командами или индивидуально. Когда платок будет готов, необходимо положить его между двумя влажными тряпочками и прогладить теплым утюгом. Таким образом краска зафиксируется.)
Само вручение подарка можно провести необычно. Вот, например, вручение подарка бабушке.
Платочек с узелочком
Понедельник - день тяжелый,
У тебя полно забот.
Приложи ко лбу платочек,
Трудовой свой вытри пот.
Во вторник внук по луже скок!
Вот тут и надобен платок.
Вытрешь рожицу родную,
Скажешь: «Дай-ка расцелую!»
На третьем платочке
На память узелочки.
В среду кое-что купить
Платок не даст тебе забыть.
А в четверг кино смотри
Да платком слезу утри,
Хоть бразильский сериал
Всех порядком доконал.
К костюмчику в пятницу этот платок,
Торчит из кармана пустой уголок.
Он к беленькой блузочке очень подходит,
С хозяйки его никто глаз не сводит.
Если в субботу устало зеваешь
(Ведь столько работы по дому бывает!),
Платочком шестым свой ты рот прикрываешь,
И пусть твой зевок никого не смущает.
А в воскресенье с друзьями пляши,
Под звуки «Калинки» платочком маши.
Запомни, платок - очень нужная штука,
Его применять - большая наука!
Я надеюсь, что с завтрашнего дня у каждого из вас при себе будет носовой платок.
Цели и задачи
— познакомить детей с историей возникновения шариковой ручки;
— воспитывать бережное отношение к вещам;
— развивать внимание, логическое, а также творческое мышление, воображение, фантазию, память.
Оборудование
У учителя — таблица «Найти закономерность», распечатка задания с пословицами (для каждой пары); у учащихся — тетрадь, ручка, цветные карандаши.
Учитель . Сегодня разговор пойдет о предмете, который есть в каждом доме, он является нашим верным помощником.
Стержень с шариком берем
И в футляр его кладем —
К письму готова штучка.
Слово учителя. «Из истории возникновения шариковой ручки»
Учитель. Вам, наверно, известно, что до появления шариковой авторучки люди писали (а некоторые и сейчас пишут) перьевыми ручками. Даже когда появилось это новшество — шариковая ручка, первоклассникам в наших школах не разрешалось ими пользоваться. Считалось, что они портят почерк. Вот и мучились бедные дети, окуная перо в чернила:
«Да-ет ко-ро-ва мо-ло-ко».
Перо цепляется за «ко»,
И клякса черная, как жук,
С конца пера сползает вдруг.
С. Михалков
И все же, несмотря ни на что, шариковая ручка прочно вошла в нашу жизнь. Впервые в нашей стране она появилась в 60-х годах XX века и верно служит нам уже около полувека. А самая первая шариковая ручка появилась еще раньше — в 1938 году. Имя ее изобретателя — .... Расшифруйте его сами. (Запись на доске.)
Ответ. Ласло Биро.
Учитель. Венгерский журналист Биро в силу своей профессии часто бывал в типографиях, где однажды обратил внимание на практически мгновенное высыхание газеты после ее печати. Это натолкнуло его на мысль о том, что можно создать ручку, в которой будет использоваться похожий — густой — красящий состав. На помощь журналисту пришел его брат, химик по образованию. В новом изобретении был применен вращающийся шарик, который обеспечивал непрерывную подачу красящей пасты. Так родилась шариковая ручка. Ее массовый выпуск для военных летчиков был налажен в 1943 году. Почему именно для летчиков? Потому что, в отличие от чернильной, она не «текла» на высоте, так как на нее не действовало атмосферное давление, и была безотказной при записях наблюдений в кабине самолета. После второй мировой войны такие ручки стали очень модными. А военное ведомство США решило снабдить ручками Биро всех своих летчиков.
Кстати, расшифруйте, как по-другому стали называть это изобретение — ручку Биро. (Запись на доске).
Учитель. Шариковой ручкой всерьез заинтересовались американцы. Ласло Биро продал им свои права на нее, и вскоре, благодаря американской хватке, весь мир перешел на шариковые ручки, считая их чисто американским изобретением.
Самый пишущий народ — школьники и студенты. Подсчитано, что в год одному школьнику в среднем требуется 3 шариковые ручки и 12 запасных стержней. А студенту — 2 ручки и 24 стержня.
Сейчас существует огромное разнообразие шариковых ручек. Большинство из них — пластмассовые, они самые дешевые, и их не жалко выбросить в случае поломки. И все же к вещам нужно относиться бережно, как к своим друзьям. Ведь авторучка, как правило, служит нам долго и верно, но длина ее жизни во многом зависит от нас, от нашего к ней отношения. Помните об этом!
Из чего еще изготавливают ручки? (Ответы детей.)
1. А теперь предлагаю вам нарисовать шариковую ручку, но не ту, которой мы обычно пишем каждый день, а подарочный вариант — либо необыкновенно красивую, либо невероятно практичную, например, с электронными часами," будильником или микро-калькулятором и т. д.
Дети рисуют, разукрашивают. Обмен впечатлениями.
Кому вы хотели бы подарить такую ручку? Почему именно этому человеку? (Отклик детей.)
2. А сейчас посмотрите свежим взглядом на ручку, которой вы сейчас пишете, на эту неустанную труженицу, которая ежедневно трудится уже, возможно, несколько месяцев, а может быть, и лет. Как вы думаете, о чем она может мечтать? (Ответы детей.)
3. Пофантазируем. Игра «Что было бы, если бы...»:
♦ ручка отказалась писать «нехорошие» слова?
♦ ручка научилась танцевать?
♦ ручка могла петь?
♦ ручка сама исправляла ошибки?
♦ ручка заправлялась не чернилами, а черничным джемом?
♦ ручку сделали из карамели?
4. Найдите закономерность в расположении ручек.
5. Шариковые ручки избавили нас от множества клякс и чернильных пятен, возникающих при использовании пера.
Давайте представим себе, какими по форме могут быть чернильные пятна и кляксы и что они напоминают. Для начала я покажу вам несколько образцов. Вот, например. (Рисунок на доске.)
Учащиеся отвечают, что им напоминают эти кляксы.
Учитель. Поиграем: желающие будут выходить к доске, «делать кляксу», а остальные — говорить, на что они похожи. (Игра проводится в течение 2—3 минут.)
6. О письме и о средствах письма в народе существует множество пословиц. Вот некоторые из них. Вы их прочтете, соединив по смыслу начало и конец.
Учащиеся получают распечатки задания. Работа в парах. Проверка, после чего дети сдают учителю выполненное на распечатках задание.
Не ручка пишет, да смысл прямой.
Перо пишет, того не вырубить топором.
Буквы кривые, а ум водит.
Что написано пером, а рука
Ответ. Не ручка пишет, а рука. Перо пишет, а ум водит. Буквы кривые, да смысл прямой. Что написано пером, того не вырубить топором.
Учитель. Объясните смыл данных пословиц. (Ответы детей.)
7. Следующее задание заключается в том, чтобы придумать как можно больше предложений с тремя словами:
РУЧКА КОШКА АПЕЛЬСИН
При составлении предложений можно изменять окончания, добавлять другие слова, менять слова местами.
Примеры. Ручка свалилась на кошку, игравшую с апельсином. Кошка ручкой на апельсине оставила свой автограф. Кошка играла попеременно то с ручкой, то с апельсином.
Учитель . Проверим, насколько внимательны вы были на уроке. Ответьте, правда ли, что:
Шариковая ручка пришла на смену перьевой? (Да)
Шариковую ручку изобрели американцы? (Нет)
Стержень не будет писать без шарика? (Да)
Пластмассовая ручка дешевле металлической? (Да)
Изобрел шариковую ручку Ласло Биро? (Да)
Дата изобретения шариковой ручки — 1943 год? (Нет)
Первыми использовать шариковые ручки стали летчики? (Да)
На высоте (например, в самолете) шариковая ручка «не течет», как чернильная? (Да)
Народ пользуется шариковыми ручками уже около пяти столетий? (Нет)
Активнее других пользуются шариковыми ручками пенсионеры? (Нет)
Учитель . В заключение вспомните и запишите в тетрадях 4 пословицы, с которыми вы сегодня работали.
Самостоятельная работа. Проверка.
Задачи
1. Научить учащихся разбираться в понятии «справедливость» (к другим людям и к себе).
2. Способствовать формированию этого качества в ребенке.
Оборудование: ручки и бумага для игры «Добрый гном»; карточки с описанием определенных ситуаций.
Вступительное слово учителя
Что такое справедливость и несправедливость? (Дети отвечают.)
Из словаря С.И. Ожегова: справедливый - действующий беспристрастно, соответствующий истине. Приведите примеры справедливости и несправедливости.
(Дети приводят примеры из своей жизни.) Есть моральные и правовые отношения. В моральных отношениях человек руководствуется моральными правилами поведения, а в правовых - законами, деловым этикетом и т. д. Соответственно, различают моральную и правовую справедливость.
Быть справедливым к одноклассникам в моральном отношении - значит проявлять свои достоинства, не мешая (не препятствуя) окружающим проявлять их достоинства. Совершая те или иные действия и поступки, нельзя наносить ущерб другим, ограничивать или принижать их достоинства. (Достоинства - это положительные моральные качества, привычки, увлечения, желания, планы и т. д.)
Приведу примеры моральной справедливости к одноклассникам, другим людям и к себе. На добрые слова следует отвечать словесной благодарностью, на добрые дела - услугой. За серьезную помощь (доброту) - платить добротой. Справедливо вознаграждать одноклассников за их хорошие поступки уважением и расположением (симпатией). Справедливо извиниться перед тем одноклассником, в отношении которого допустили несправедливость, нечаянно или умышленно. Отсюда правило: «Не мешайте другим и не давайте без надобности мешать себе». Быть справедливым - значит быть ответственным, готовым отвечать за свои поступки.
Работа со стихотворением
Учитель. Прослушайте стихотворение и обсудите в группе, как вы поняли смысл этих строк.
Мама учит не прятать у сердца обид,
Сердцу трудно и так, зачем ему тяжесть такая?
Если слово ты дал - это слово навеки, гранит,
Если в гору идешь, поднимайся, других не толкая.
С. Островой
(Дети в группах обсуждают стихотворение. Учитель выслушивает мнение каждой из групп.)
Беседа
Учитель. Что такое справедливость к одноклассникам, другим людям, к себе? Быть справедливым - значит использовать свои права, не нарушая при этом чужих прав.
Каждый учащийся имеет право на нормальные условия учебы и отдых на перемене. Несправедливо по отношению к одноклассникам мешать им на уроке учиться. Несправедливо брать чужие вещи без разрешения. Несправедливо по отношению к себе, имея закрепленное законом право на учебу, не выполнять свои учебные обязанности.
Первоклассник Максим, в качестве наказания поставленный дома в угол, говорит сам себе: «Можно из угла выходить? Нет, стой, Максим! Зачем ты бил девочку?»
Почему мальчик не вышел из угла, а продолжает стоять? (Мальчик считает справедливым наказание за хулиганский поступок, за нарушение права девочки на неприкосновенность ее личности.)
О каких справедливых или несправедливых поступках вы читали, слышали, какие видели или совершали сами? (Дети рассказывают свои истории.)
Осмысление отношений в классе
Учитель. Давайте попробуем ответить на вопросы.
1. Какие хорошие поступки своих одноклассников вы наблюдали на уроке, перемене, после уроков?
2. Чему можно поучиться у окружающих вас одноклассников?
3. Чему можно поучиться у вас?
4. Мешают ли вам на уроке другие ученики?
5. Какие плохие поступки одноклассников вы видите на перемене или вне школы? Как вы действуете в этих ситуациях?
(Эти вопросы можно обсудить в группах, а можно задавать их всему классу, слушая мнения учащихся по очереди.)
Игра «Добрый гном»
Каждый учащийся пишет на листочке бумаги свое имя и складывает листок.
Учитель перемешивает листочки и раздает их учащимся, причем нельзя, чтобы ребенку достался листок с его именем, также нельзя рассказывать, кому какой листок достался.
Правила игры: для того, кто вам достался, вы добрый гном. Это означает, что вы в течение определенного времени, например недели, должны сделать что-нибудь приятное, при этом не привлекая к себе внимания. Кто для кого был добрым гномом, каждый узнает позже. Одно из главных условий - на добрые дела не должны быть потрачены деньги. В этой игре очень важно, чтобы каждый ребенок получил приятный сюрприз. Но может возникнуть проблема, если кто-то активно не любит доставшегося ему товарища и откажется быть для него добрым гномом.
Игры-ситуации
Учитель. У меня в руках конверт с описанием различных ситуаций. Разбейтесь на группы и попробуйте разыграть эти ситуации. Помните, вам надо поступить по справедливости.
Ситуации
1.Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы его списать.
2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
3. Твой друг совершает плохой поступок (толкается, обижает девочек, дерется).
4. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
5. Твой друг сделал что-то плохое, а тебе за него попало.
Подведение итогов
Учитель. Что нового для себя вы почерпнули из этого классного часа?
(Дети высказывают свои мнения.)