Главная » Съедобные грибы » А Сергей Абрамов - это кто? Да вот же, Вик, пароход! Теплоход "Сергей Абрамов". В списках больше не значится Участие в Сталинградской битве

А Сергей Абрамов - это кто? Да вот же, Вик, пароход! Теплоход "Сергей Абрамов". В списках больше не значится Участие в Сталинградской битве

Павел Акимович Рачков
200px
Период жизни

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Прозвище

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Псевдоним

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения
Дата смерти
Принадлежность

СССР 22x20px СССР

Род войск
Годы службы
Звание

: неверное или отсутствующее изображение

Часть

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Командовал

эскадрильей 955-го штурмового Рижского авиационного полка 305-й штурмовой авиационной дивизии

Должность

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сражения/войны
Награды и премии
Связи

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

В отставке

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Автограф

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Биография

Родился 22 июня 1923 года в деревне Малое Кузьминское (ныне Кольчугинский район Владимирской области) в семье рабочего. Окончил среднюю школу и два с половиной курса педагогического училища в 1941 году.

На фронте с июля 1943 года. Был лётчиком, командиром звена и эскадрильи. Воевал на Юго-Западном , 3-м Украинском , 3-м и 2-м Прибалтийских фронтах. Член ВКП(б) с 1944 года. Участвовал в Барвенково-Лозовской , Днепропетровской , Никопольско-Криворожской , Одесской операциях, в освобождении Прибалтики , в том числе городов Рига , Приекуле , Либава (Лиепая).

Командир эскадрильи 955-го штурмового авиаполка капитан Рачков к марту 1945 года совершил 123 боевых вылета, из них 55 - в качестве ведущего групп 6-8 самолётов, нанёс противнику большой урон в живой силе и боевой технике. В Прибалтике его эскадрилья совершила 150 боевых вылетов и за свою боевую работу получила 17 благодарностей от высшего командования.

Память

Награды

  • Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (18.08.1945);
  • орден Ленина (18.08.1945);
  • три ордена Красного Знамени (25.10.1943; 30.01.1944; 15.01.1945)
  • два ордена Отечественной войны I степени (30.05.1944; 11.05.1945);
  • орден Отечественной войны II степени (17.01.1944);
  • медали.

Напишите отзыв о статье "Рачков, Павел Акимович"

Литература

  • Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов . - М .: Воениздат , 1988. - Т. 2 /Любов - Ящук/. - 863 с. - 100 000 экз. - ISBN 5-203-00536-2.
  • Нагорный А. Ф., Травкин В. В. Земли Владимирской богатыри. 2-е изд. Ярославль, 1967. / стр. 329-330.

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Рачков, Павел Акимович

– Хочешь покажу что-то?... – тихо спросила Стелла.
И вдруг, вместо бабушек появились невероятно красивые, ярко сияющие сущности... У обоих на груди сверкали потрясающие звёзды, а у Стеллиной бабушки на голове блистала и переливалась изумительная чудо-корона...
– Это они... Ты же хотела их увидеть, правда? – я ошалело кивнула. – Только не говори, что я тебе показывала, пусть сами это сделают.
– Ну, а теперь мне пора... – грустно прошептала малышка. – Я не могу идти с тобой... Мне уже туда нельзя...
– Я обязательно приду к тебе! Ещё много, много раз! – пообещала от всего сердца я.
А малышка смотрела мне вслед своими тёплыми грустными глазами, и казалось, всё понимала... Всё, что я не сумела нашими простыми словами ей сказать.

Всю дорогу с кладбища домой я безо всякой причины дулась на бабушку, притом злясь за это на саму себя... Я была сильно похожа на нахохлившегося воробья, и бабушка прекрасно это видела, что, естественно, меня ещё больше раздражало и заставляло глубже залезть в свою «безопасную скорлупу».... Скорее всего, это просто бушевала моя детская обида за то, что она, как оказалось, многое от меня скрывала, и ни чему пока не учила, видимо считая меня недостойной или не способной на большее. И хотя мой внутренний голос мне говорил, что я тут кругом и полностью не права, но я никак не могла успокоиться и взглянуть на всё со стороны, как делала это раньше, когда считала, что могу ошибаться...
Наконец, моя нетерпеливая душа дольше выдержать молчание была не в состоянии...
– Ну и о чём вы так долго беседовали? Если, конечно, мне можно это знать... – обиженно буркнула я.
– А мы не беседовали – мы думали, – спокойно улыбаясь ответила бабушка.
Казалось, она меня просто дразнит, чтобы спровоцировать на какие-то, ей одной понятные, действия...
– Ну, тогда, о чём же вы там вместе «думали»? – и тут же, не выдержав, выпалила: – А почему бабушка Стеллу учит, а ты меня – нет?!.. Или ты считаешь, что я ни на что больше не способна?
– Ну, во-первых, брось кипятиться, а то вон уже скоро пар пойдёт... – опять спокойно сказала бабушка. – А, во-вторых, – Стелле ещё долго идти, чтобы до тебя дотянуться. И чему же ты хочешь, чтобы я учила тебя, если даже в том, что у тебя есть, ты пока ещё совсем не разобралась?.. Вот разберись – тогда и потолкуем.
Я ошалело уставилась на бабушку, как будто видела её впервые... Как это Стелле далеко до меня идти?!. Она ведь такое делает!.. Столько знает!.. А что – я? Если что-то и делала, то всего лишь кому-то помогала. А больше и не знаю ничего.
Бабушка видела моё полное смятение, но ни чуточки не помогала, видимо считая, что я должна сама через это пройти, а у меня от неожиданного «положительного» шока все мысли, кувыркаясь, пошли наперекосяк, и, не в состоянии думать трезво, я лишь смотрела на неё большими глазами и не могла оправиться от свалившихся на меня «убийственных» новостей...
– А как же «этажи»?.. Я ведь никак не могла сама туда попасть?.. Это ведь Стеллина бабушка мне их показала! – всё ещё упорно не сдавалась я.
– Ну, так ведь для того и показала, чтобы сама попробовала, – констатировала «неоспоримый» факт бабушка.
– А разве я могу сама туда пойти?!.. – ошарашено спросила я.
– Ну, конечно же! Это самое простое из того, что ты можешь делать. Ты просто не веришь в себя, потому и не пробуешь...
– Это я не пробую?!.. – аж задохнулась от такой жуткой несправедливости я... – Я только и делаю, что пробую! Только может не то...
Вдруг я вспомнила, как Стелла много, много раз повторяла, что я могу намного больше... Но могу – что?!.. Я понятия не имела, о чём они все говорили, но теперь уже чувствовала, что начинаю понемножку успокаиваться и думать, что в любых трудных обстоятельствах мне всегда помогало. Жизнь вдруг показалась совсем не такой уж несправедливой, и я понемногу стала оживать...
Окрылённая положительными новостями, все последующие дни я, конечно же, «пробовала»... Совершенно себя не жалея, и вдребезги истязая своё, и так уже измождённое, физическое тело, я десятки раз шла на «этажи», пока ещё не показываясь Стелле, так как желала сделать ей приятный сюрприз, но при этом не ударить лицом в грязь, сделав какую-нибудь глупую ошибку.
Но вот, наконец-то, решила – хватит прятаться и решила навестить свою маленькую подружку.
– Ой, это ты?!.. – сразу же зазвучал счастливыми колокольчиками знакомый голосок. – Неужели это правда ты?! А как же ты сюда пришла?.. Ты что – сама пришла?
Вопросы, как всегда, сыпались из неё градом, весёлая мордашка сияла, и для меня было искренним удовольствием видеть эту её светлую, бьющую фонтаном, радость.
– Ну что, пойдём гулять? – улыбаясь, спросила я.
А Стелла всё никак не могла успокоиться от счастья, что я сумела придти сама, и что теперь мы уже сможем встречаться, когда пожелаем и даже без посторонней помощи!
– Вот видишь, я же тебе говорила, что ты можешь больше!.. – счастливо щебетала малышка. – Ну, теперь всё хорошо, теперь уже нам никто не нужен! Ой, а это как раз-то очень хорошо, что ты пришла, я тебе хотела что-то показать и очень тебя ждала. Но для этого нам придётся прогуляться туда, где не очень приятно...

Рачко́в Иван Семёнович
Род деятельности:

Капитан речного флота

Дата рождения:
Место рождения:

Кстово, Нижегородская губерния

Гражданство:

Российская империя Российская империя → РСФСР РСФСР →СССР СССР

Дата смерти:
Место смерти:

Сталинград, СССР

Награды и премии:


Это статья про волжского капитана, погибшего во время Сталинградской битвы. О Герое Советского Союза Иване Ильиче Рачкове см. соответствующую статью.

Ива́н Семёнович Рачко́в (род. 14 октября 1899, Кстово - ум. 26 августа 1942, Сталинград) - потомственный речник, участник Сталинградской битвы - капитан парохода «Иосиф Сталин». Член ВКП(б). Пароход «Иосиф Сталин» был обстрелян с правого берега Волги немецкой артиллерией и затонул 26 августа 1942 года во время эвакуации мирного населения из Сталинграда в Куйбышев. Погибло несколько сотен человек. Капитан И. С. Рачков погиб при исполнении своего долга во время спасения пассажиров с тонущего горящего судна. За свой подвиг был посмертно награждён орденом Ленина и похоронен на Площади Павших борцов в Волгограде.

Биография

Иван Семёнович родился в городе Кстово Нижегородской губернии (сейчас Нижегородская область) в семье лоцмана. В 1912 году он начал работать матросом на пароходе «Лилия». Весной 1918 года стал штурвальным.

В 1935 году Иван Семёнович закончил Горьковский речной техникум и был назначен первым штурманом, а затем капитаном судна «Гончаров». В 1938 году был переведён на почтовый пароход «Иосиф Сталин» Волжского грузопассажирского речного пароходства.

Участие в Сталинградской битве

В 1942 году во время Сталинградской битвы пароход под управлением Ивана Семёновича совершал рейсы, вывозя из Сталинграда мирных жителей и раненых бойцов. Обратными рейсами доставлял продовольствие, боеприпасы и пополнение защитникам Сталинграда.

В ночь с 26 на 27 августа 1942 года судно с эвакуируемыми жителями было обстреляно с оккупированного берега и затонуло. Иван Семёнович, спасая пассажиров, погиб на боевом посту.

Обстоятельства гибели

Днём 24 августа в районе посёлка Рыно́к артиллерийским огнём с берега и бомбардировкой с воздуха было потоплено пассажирское судно «Композитор Бородин», на котором находилось 700 человек. Погибло около 400 человек. Следующая попытка эвакуации вверх по течению проводилась ночью.

Погрузка мирного населения на борт «Иосифа Сталина» проходила на пристани у завода «Красный Октябрь» с утра 26 августа. В ночь на 27 августа пароход направился в Куйбышев совместно с пароходом «Михаил Калинин» и теплоходом «Парижская Коммуна». «Иосиф Сталин» шёл замыкающим в колонне, когда в районе Акатовка - Рыно́к караван подвергся обстрелу с оккупированного (западного) берега Волги. При появлении судов противник запустил осветительную ракету и с помощью громкоговорителей на русском языке приказал стать на якорь: «Русский пароходы, сдавайсь. Не будешь - будем стрелять пушка».

Суда сбросили ход и начали маневрирование. «Парижская коммуна», имитируя выполнение приказа, приблизилась вплотную к правому берегу, который заканчивался высоким обрывом, и, дав полный ход, попыталась проскочить опасный участок. Под обрывом образовалась мёртвая зона, по которой прошла «Парижская Коммуна», а за ней «Михаил Калинин». В это время немцы стали выдвигать к обрыву орудия. Несмотря на манёвр, пароходы не смогли выйти из-под обстрела, и на обоих судах были попадания, вызвавшие пожары, которые были потушены силами команд. К моменту прохождения участка «Иосифом Сталиным» орудия были выдвинуты максимально вперёд и мёртвой зоны уже не было. Капитан Иван Семёнович Рачков принял решение не приближаться к берегу, а полным ходом проскочить зону поражения. Траектория судна проходила в 200 метрах от орудий, и противник без проблем расстреливал корабль. На пароходе вспыхнул пожар, усугублённый большим количеством деревянных надстроек. Один из снарядов попал в машинное отделение и вывел из строя пожарное оборудование. Пароход потерял ход и стал дрейфовать вниз по течению. Многие пассажиры и члены команды погибли во время пожара и от артиллерийского обстрела. Оставшиеся в живых стали бросаться за борт. Капитан Рачков управлял судном и руководил спасательными работами, находясь в рулевой рубке. Он решил посадить пароход на песчаный осерёдок, чтобы пассажиры и команда могли спастись на отмели. Один из снарядов попал в рубку, и Иван Семёнович был смертельно ранен. Штурман довёл судно до осерёдка, что дало возможность спастись части людей. Судно затонуло на малой глубине, и над поверхностью Волги осталась мачта с красным флагом. Во время спасательной операции с борта «Иосифа Сталина» удалось спасти 50 человек, большинство из которых имели ранения и ожоги. Капитан Иван Семёнович Рачков оставался на своём посту и руководил спасением судна, пассажиров и перевозимых грузов до самой смерти. Члены экипажа привязали тело капитана Рачкова к дивану-скамейке и спустили в воду. Позже тело было подобрано на переправе.

Награды
  • орден Ленина (6 сентября 1943 года, посмертно)
  • орден Знак Почёта
Память

Иван Семёнович Рачков похоронен в Волгограде в братской могиле на площади Павших борцов.

Именем капитана Ивана Семёновича Рачкова названы:

  • улицы:
в Волгограде с 25 августа 1954 года есть улица им. Капитана Рачкова. в Кстове с 1985 года проспект Капитана Рачкова. На доме № 11 установлена аннотированная доска с названием проспекта. На светло-сером мраморе написано: «Проспект капитана Рачкова. Назван именем нашего земляка капитана парохода „Иосиф Сталин“ Рачкова Ивана Семеновича, погибшего на боевом посту на р. Волге под Сталинградом 27 августа 1942 года при эвакуации раненых и мирного населения. Посмертно награждён орденом Ленина.»;
  • библиотека:
В Кстове 24 ноября 2000 года в старой части Кстова на здании библиотеки была установлена мемориальная доска, а самой библиотеке было присвоено И. С. Рачкова. На мемориальной доске написано: «Библиотека имени капитана Рачкова Ивана Семеновича, героически погибшего 27.08.1942 года на р. Волге под Сталинградом.»;
  • речные суда: одно из судов Волжского речного пароходства с 1966 по 2004 год носило имя «Капитан Рачков».

Ивану Семёновичу была посвящена народная песня «Капитан Рачков».

Примечания
  1. 1 2 3 Рачков Иван Семенович
  2. 1 2 3 4 5 6 Сталинградская битва: энциклопедия, 2012, с. 493
  3. Он стоял у штурвала, 2010
  4. 1 2 Путь на капитанский мостик, 1986
  5. Лепендин Аркадий Павлович; Владислав Сидоров. Лепендин Аркадий Павлович, командир СУ-85. Воспоминания - Самоходчики . Я помню. Проверено 19 февраля 2015.
  6. 1 2 Морская гвардия Сталинграда
  7. Оба судна пережили войну и эксплуатировались на Волге до 1980-х годов.
  8. 48°53′26″ с. ш. 44°40′39″ в. д.  /  48.890671° с. ш. 44.677447° в. д.  / 48.890671; 44.677447 (G) (O) Возможное место гибели парохода «Иосиф Сталин». Сейчас на этом месте находится Волгоградское водохранилище.
  9. Иосиф Сталин. Водный транспорт. Проверено 26 февраля 2015.
  10. Чеботарев Михаил Николаевич, А. Н. Абоймов, М. Д. Амусин, В. Я. Нейгольдберг, В. Ф. Саратов, Е. А. Ягодинский. Речники в Сталинградской битве: На переправах // Советский речной транспорт в Великой Отечественной войне / руководитель коллектива М. Н. Чеботарев. - М: Воениздат, 1981. - С. 195. - 328 с. - 25 000 экз.
  11. Постановление от 10 октября 2011 года № 3060 «Об утверждении Общегородского перечня наименований элементов улично-дорожной сети и иных территорий проживания граждан городского округа город-герой Волгоград». Администрация Волгограда (Волгоградская область) (10 октября 2011). Проверено 19 февраля 2015.
  12. 48°33′22″ с. ш. 44°26′17″ в. д.  /  48.556175° с. ш. 44.438036° в. д.  / 48.556175; 44.438036 (G) (O)
  13. 56°09′45″ с. ш. 44°12′10″ в. д.  /  56.162548° с. ш. 44.202732° в. д.  / 56.162548; 44.202732 (G) (O)
  14. Федоров В. Волжскому отважному капитану: митинг об открытии аннотированной доски на проспекте капитана Рачкова // Маяк : газета. - 1985-05-12.
  15. Спиридонова Н. Имени волжского капитана: о торжественном открытии мемориальной доски памяти капитана И.С. Рачкова на здании библиотеки в старом Кстове // Маяк : газета. - 2000-11-28. - С. 1.
  16. Сергей Абрамов. Водный транспорт. Проверено 19 февраля 2015.
  17. Капитан Рачков. Фольклор . a-pesni. Проверено 3 марта 2015.
Литература
  • Сталинградская битва. Июль 1942-февраль 1943: энциклопедия / под ред. М. М. Загорулько. - 5-е изд., испр. и доп. - Волгоград: Издатель, 2012. - С. 493. - 800 с.
  • А. Чувилева Он стоял у штурвала... // Крестьянская жизнь : журнал. - 2010. - № 34 от 20 – 26 августа 2010 года.
  • Глухова Л. Помнят и город, и люди, и Волга // Маяк : газета. - 1985-06-16.
  • Марков С.С. Кстово - молодой город России, 1957-2007. - Нижний Новгород: Кварц, 2007. - С. 60. - 344 с. - ISBN 978-5-903581-02-3.
  • Торсуков А. И. Под вражеским огнём // Путь на капитанский мостик / Лит. запись и послесл. Ю. А. Покровского. - Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1986. - С. 130 - 140. - 176 с. - ISBN 978-5-903581-02-3.

Частично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/

И похоронен на Площади Павших борцов в Волгограде.

Рачко́в Иван Семёнович
Дата рождения 14 октября (1899-10-14 )
Место рождения Кстово , Нижегородская губерния
Дата смерти 26 августа (1942-08-26 ) (42 года)
Место смерти Сталинград , СССР
Гражданство Российская империя Российская империя
РСФСР РСФСР
СССР СССР
Род деятельности Капитан речного флота
Награды и премии
Это статья про волжского капитана, погибшего во время Сталинградской битвы. О Герое Советского Союза Иване Ильиче Рачкове см. соответствующую статью.

Биография

Иван Семёнович родился в городе Кстово Нижегородской губернии (сейчас Нижегородская область) в семье лоцмана . В 1912 году он начал работать матросом на пароходе «Лилия» . В 1916 году Иван Семёнович работал на пароходе "Чайковский", а весной 1918 года стал штурвальным .

В 1935 году Иван Семёнович закончил Горьковский речной техникум и был назначен первым штурманом , а затем капитаном судна «Гончаров» . В 1938 году был переведён на почтовый пароход «Иосиф Сталин» Волжского грузопассажирского речного пароходства .

Участие в Сталинградской битве

В 1942 году во время Сталинградской битвы пароход под управлением Ивана Семёновича совершал рейсы, вывозя из Сталинграда мирных жителей и раненых бойцов. Обратными рейсами доставлял продовольствие, боеприпасы и пополнение защитникам Сталинграда .

В ночь с 26 на 27 августа 1942 года судно с эвакуируемыми жителями было обстреляно с оккупированного берега и затонуло. Иван Семёнович, спасая пассажиров, погиб на боевом посту.

Обстоятельства гибели

Днём 24 августа в районе посёлка Рыно́к артиллерийским огнём с берега и бомбардировкой с воздуха было потоплено пассажирское судно «Композитор Бородин», на котором находилось 700 человек. Погибло около 400 человек. Следующая попытка эвакуации вверх по течению проводилась ночью.

Погрузка мирного населения на борт «Иосифа Сталина» проходила на пристани у завода «Красный Октябрь » с утра 26 августа. В ночь на 27 августа пароход направился в Куйбышев совместно с пароходом «Михаил Калинин» и теплоходом «Парижская Коммуна». «Иосиф Сталин» шёл замыкающим в колонне, когда в районе Акатовка - Рыно́к караван подвергся обстрелу с оккупированного (западного) берега Волги. При появлении судов противник запустил осветительную ракету и с помощью громкоговорителей на русском языке приказал стать на якорь : «Русский пароходы, сдавайсь. Не будешь - будем стрелять пушка» .

Суда сбросили ход и начали маневрирование. «Парижская коммуна», имитируя выполнение приказа, приблизилась вплотную к правому берегу, который заканчивался высоким обрывом, и, дав полный ход, попыталась проскочить опасный участок. Под обрывом образовалась мёртвая зона, по которой прошла «Парижская Коммуна», а за ней «Михаил Калинин». В это время немцы стали выдвигать к обрыву орудия. Несмотря на манёвр, пароходы не смогли выйти из-под обстрела, и на обоих судах были попадания, вызвавшие пожары, которые были потушены силами команд . К моменту прохождения участка «Иосифом Сталиным» орудия были выдвинуты максимально вперёд и мёртвой зоны уже не было. Капитан Иван Семёнович Рачков принял решение не приближаться к берегу, а полным ходом проскочить зону поражения. Траектория судна проходила в 200 метрах от орудий, и противник без проблем расстреливал корабль. На пароходе вспыхнул пожар, усугублённый большим количеством деревянных надстроек. Один из снарядов попал в машинное отделение и вывел из строя пожарное оборудование. Пароход потерял ход и стал дрейфовать вниз по течению. Многие пассажиры и члены команды погибли во время пожара и от артиллерийского обстрела. Оставшиеся в живых стали бросаться за борт. Капитан Рачков управлял судном и руководил спасательными работами, находясь в рулевой рубке. Он решил посадить пароход на песчаный осерёдок , чтобы пассажиры и команда могли спастись на отмели. Один из снарядов попал в рубку, и Иван Семёнович был смертельно ранен. Штурман довёл судно до осерёдка, что дало возможность спастись части людей . Судно затонуло на малой глубине, и над поверхностью Волги осталась мачта с красным флагом . Во время спасательной операции с борта «Иосифа Сталина» удалось спасти 50 человек, большинство из которых имели ранения и ожоги. Капитан Иван Семёнович Рачков оставался на своём посту и руководил спасением судна, пассажиров и перевозимых грузов до самой смерти. Члены экипажа привязали тело капитана Рачкова к дивану-скамейке и спустили в воду . Позже тело было подобрано на переправе .

Награды

Память

Внешние изображения
Теплоход «Капитан Рачков» в 2000 году

Иван Семёнович Рачков похоронен в Волгограде в братской могиле на площади Павших борцов .

Именем капитана Ивана Семёновича Рачкова названы:

  • улицы:
в Волгограде с 25 августа 1954 года есть улица им. Капитана Рачкова . в Кстове с 1985 года проспект Капитана Рачкова . На доме № 11 установлена аннотированная доска с названием проспекта. На светло-сером мраморе написано: «Проспект капитана Рачкова. Назван именем нашего земляка капитана парохода „Иосиф Сталин“ Рачкова Ивана Семеновича, погибшего на боевом посту на р. Волге под Сталинградом 27 августа 1942 года при эвакуации раненых и мирного населения. Посмертно награждён орденом Ленина.»;
  • библиотека:
В Кстове 24 ноября 2000 года в старой части Кстова на здании библиотеки была установлена мемориальная доска, а самой библиотеке было присвоено И. С. Рачкова. На мемориальной доске написано: «Библиотека имени капитана Рачкова Ивана Семеновича, героически погибшего 27.08.1942 года на р. Волге под Сталинградом.» ;

Ивану Семёновичу была посвящена народная песня «Капитан Рачков» .

Примечания

  1. , с. 493.
  2. Лепендин Аркадий Павлович; Владислав Сидоров. Лепендин Аркадий Павлович, командир СУ-85 (неопр.) . Воспоминания - Самоходчики . Я помню. Проверено 19 февраля 2015.
  3. Оба судна пережили войну и эксплуатировались на Волге до 1980-х годов.
  4. 48°53′26″ с. ш. 44°40′39″ в. д. H G Я O L Возможное место гибели парохода «Иосиф Сталин». Сейчас на этом месте находится Волгоградское водохранилище .
  5. Иосиф Сталин (неопр.) . Водный транспорт. Проверено 26 февраля 2015.
  6. Чеботарев Михаил Николаевич, А. Н. Абоймов, М. Д. Амусин, В. Я. Нейгольдберг, В. Ф. Саратов, Е. А. Ягодинский. Речники в Сталинградской битве: На переправах // Советский речной транспорт в Великой Отечественной войне / руководитель коллектива М. Н. Чеботарев. - М: Воениздат, 1981. - С. 195. - 328 с. - 25 000 экз.
  7. Постановление от 10 октября 2011 года № 3060 «Об утверждении Общегородского перечня наименований элементов улично-дорожной сети и иных территорий проживания граждан городского округа город-герой Волгоград» (неопр.) . Администрация Волгограда (Волгоградская область) (10 октября 2011). Проверено 19 февраля 2015.
  8. 48°33′22″ с. ш. 44°26′17″ в. д. H G

На теплоходе смело можно ставить точку. Все разговоры о восстановлении, которые изначально отдавали духом авантюризма, так и остались разговоры. Произошло то, что и должно было произойти - теплоход "Сергей Абрамов" списан и отправлен в Череповец для последующей разделки на металлолом. После "Сергей Абрамов" стал третьим из 14 теплоходов проекта 26-37, которые свое уже отработали. Под катом некоторые фотографии пятидесяти двухлетней круизной биографии теплохода и пожара 2011 года, который стал переломным моментом в жизни судна.

Речной пассажирский теплоход "Дружба" проекта 26-37 был построен в 1960-м году на судостроительной верфи Slovenske Lodenice n.p. Komarno в Чехословакии (г.Комарно). В 1961 году теплоход был распределен на баланс Волжского речного пароходства и начал свою первую транспортную навигацию в Советском союзе. Как и многие его собратья по проекту "Дружба" работала на транспортной линии Москва - Астрахань. В 1965 году теплоход сменил имя: "Дружба" стала называться "Капитан Рачков", в честь капитана парохода "Иосиф Сталин" Ивана Семеновича Рачкова, погибшего в 1942 году при эвакуации мирных жителей из Сталинграда. С этим именем на борту пароход отработал без малого 40 лет. Был таким же как все в плеяде волжских транспортников.

Фото с форума: oldsaratov.ru

Теплоход "Капитан Рачков" на Волге (1990 год). Автор фото: Илья Рабин.

Теплоход "Капитан Рачков" на Волге (2000 год). Автор фото: Alexey_NN87.

Про транспортно-круизные реалии "Капитана Рачкова" особенно нечего и рассказать - теплоход как теплоход. Отзывали о нем по разному и хорошо и не очень. "Капитану Рачкову" удалось пережить лихолетье девяностых годов, когда многе теплоходы остались стоять в затонах, а некоторые и были списаны. Транспортные линии начинали разваливаться, они признавались убыточными, теплоходы снимались с работы, продавались, но наш герой продолжал трудиться на неизменном маршруте Москва - Астрахань - Москва до 2004 года. В 2004 году два волжских теплохода проекта 26-37 - "Капитан Рачков" и "Сергей Лазо" были выкуплены у пароходства новой московской круизной компанией "Цезарь Трэвел" . Оба теплохода были серьезно реконструированы. Заодно теплоходы переименовали: "Сергей Лазо" стал "Президентом", его брат-близнец "Капитан Рачков" стал "Сергеем Абрамов" в честь хозяина фирмы его купившей. Переделанные суда получили новый проект - 26/37-311.

В 2005 году обновленный теплоход вышел в навигацию. Переделан он был весьма убедительно по тогдашним меркам. Была уменьшена пассажировместимость, все каюты были оборудованы индивидуальными санблоками, кондиционерами, холодильниками и телевизорами. Новый хозяин нашел своему теплоходу еще одно применение - осенью "Сергей Абрамов" остался зимовать у причалов Северного речного вокзала в качестве гостиницы, на борту работал ресторан. Недорогая гостиница для современной Москвы большая редкость, поэтому постояльцы на "Абрамове" были всегда, а участники круизных интернет-форумов облюбовали его как место для встреч в межсезонье в традиционной "речной" обстановке. Каждый год для работы на зиму руководство "Цезарь Трэвела" оставляло именно "Абрамова", в то время как другие теплоходы компании до весны разоружались. В навигацию теплоход выполнял круизы: первые годы из Москвы, потом из Самары и Казани.

Теплоход "Сергей Абрамов" в Болгарах (2009 год). Авто фото: Ivan90.

Теплоход "Сергей Абрамов" в Твери (2011 год). Автор фото: PIT.

2007 год стал по настоящему "звездным часом" для "Сергея Абрамова". На борту теплохода практически всю навигацию велись съемки кинофильма "День выборов". Шикарный шарж о выборном процессе в государстве россиянском сделал "Абрамова", наверное, самым узнаваемым теплоходом на Волге.

Свою последнюю навигацию 2011 года "Сергей Абрамов" отработал в Самаре, а осенью как обычно вернулся в Москву, чтобы встать на зиму гостиницей. Вот одна из последних его "круизных" фотографий. Сентябрь 2011 года теплоход спешит в Москву.

После ноябрьских праздников 2011 года "Сергей Абрамов" уже стоял у своего обычного "минус первого" причала Северного речного вокзала Москвы в качестве зимней гостиницы. Участники речного форума даже успели в первые дни работы провести там посиделки. Увы, гостиницей теплоход проработал только несколько дней. 14 ноября 2011 года около 4 часов утра на борту "Сергея Абрамова" вспыхнул пожар. Позднее пожарные установят, что очаг возгорания был в кормовом кубрике, где находятся каюты экипажа, там же будет обнаружено тело единственного погибшего - члена экипажа теплохода. Пожар распространялся стремительно, в результате выгорели практически внутренние помещения теплохода. Ведомство нынешнего министра обороны прибыло вовремя. Потом долго экипировывались и почти 12 часов щедро поливали теплоход водой. Повинуясь законам физики, набрав воды в корпус "Сергей Абрамов" лег на грунт у причала речного вокзала. Следует отметить, что фактически пожара было два: после того, как сбили первый очаг возгорания и начали работы по разбору, теплоход загорелся еще раз. К вечеру следующего дня МЧС отрапортовало в СМИ, что пожар на теплоходе "Сергей Абрамов" потушен, так как там просто нечему больше гореть. Небольшая фотохронология событий:

Ну, вот так вот "Абрамову" дали выгореть, доложили об очередном успешно потушенном пожаре, чиновники-судоходчики с большими глазами задавали в СМИ вопросы, мол, "какая гостиница?", "какой ресторан?", уверяя, что ничего подобного никогда не было, а теплоход просто подошел на минутку к причалу и случайно сгорел, еще раз пообещали усилить все возможные меры и на это все. "Сергея Абрамова" подняли через несколько дней, откачали воду и оттащили к причальной стенке грузового порта. Хозяин теплохода Сергей Абрамов озвучил, что несмотря ни на что восстановит теплоход, хотя удручающий вид судна говорил, что это какая-то авантюра. А на навигацию-2012 в акватории Северного порта появилась новая достопримечательность - погорелец "Абрамов". Он так и простоял весь год, пока разговоры о его восстановлении затихали, а его судьба становилась все более и более очевидной.

Теплоход "Сергей Абрамов" в Северном порту.
Автор фото: Михаил Архипов ( riverpilgrim ).

Чуда не произошло, произошло то, что было очевидно. 08 ноября 2012 года теплоходы "Павлин Виноградов" и "Шлюзовой-111" оттащили "Сергея Абрамова", от причальной стенки Северного порта и повели по каналу имени Москвы к Волге. Финальной точкой этого маршрута будет завод "Северсталь" в городе Череповце, где "Абрамова" распилят и отправят на переплавку.

Вот в нескольких словах его невеселая история. Круизные теплоходы уже давно не списывались, тем печальнее судьба "Сергея Абрамова".

Р ачков Павел Акимович - командир эскадрильи 955-го штурмового Рижского авиационного полка 305-й штурмовой авиационной дивизии 9-го штурмового авиационного корпуса 15-й воздушной армии 2-го Прибалтийского фронта, капитан.

Родился 22 июня 1923 года в деревне Малое Кузьминское Юрьев-Польского района Ивановской области (ныне Кольчугинский район Владимирской области) в семье рабочего. Русский. Окончил среднюю школу и два с половиной курса педагогического училища в 1941 году.

В Красной Армии с июля 1941 года. В июле 1942 года окончил Молотовскую военную авиационную школу пилотов (ныне город Пермь). До лета 1943 года служил лётчиком в 5-м запасном авиационном полку Приволжского военного округа.

На фронте с июля 1943 года. Был лётчиком, командиром звена и эскадрильи. Воевал на Юго-Западном, 3-м Украинском, 3-м и 2-м Прибалтийских фронтах. Член КПСС с 1944 года. Участвовал в Барвенково-Лозовской, Днепропетровской, Криворожской, Никопольской, Одесской операциях, в освобождении Прибалтики, в том числе городов Рига, Приекуле, Либава (Лиепая).

Командир эскадрильи 955-го штурмового авиаполка капитан Рачков к марту 1945 года совершил 123 боевых вылета, из них 55 – в качестве ведущего групп 6-8 самолётов, нанёс противнику большой урон в живой силе и боевой технике. В Прибалтике его эскадрилья совершила 150 боевых вылетов и за свою боевую работу получила 17 благодарностей от высшего командования.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм капитану Рачкову Павлу Акимовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 8632).

После войны продолжал службу на должности командира эскадрильи 165-го гвардейского штурмового авиационного полка. В июле 1947 года в качестве лётчика-инструктора перешёл в авиачасть Центрального Спортивного Общества СССР (ЦСО СССР) с оставлением в военных кадрах.

Трагически погиб 9 декабря 1947 года при исполнении служебных обязанностей. Похоронен на кладбище Метсакальмисту в городе Таллине (Эстония).

Награждён орденом Ленина (18.08.45), 3 орденами Красного Знамени (25.10.43; 30.01.44; 15.01.45), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (30.05.44; 11.05.45), орденом Отечественной войны 2-й степени (17.01.44), медалями.

Именем Героя названы улицы в посёлке Бавлены, селе Большое Кузьминское Кольчугинского района и в городе Юрьев-Польский. В городе Юрьев-Польский на здании педучилища установлена мемориальная доска. В городах Юрьев-Польский и Кольчугино его имя увековечено на мемориалах героев.

Начало Великой Отечественной войны совпало с 18-м днём рождения Павла Рачкова. В воскресенье 22 июня 1941 года студент 3-го курса педагогического училища в городе Юрьев-Польский со своими друзьями отмечал день своего совершеннолетия. А уже через 3 недели он стал курсантом Молотовской военно-авиационной школы.

Через год, в июле 1942 года, в звании сержанта Рачков был направлен в 5-й запасной авиаполк, в котором освоил грозную боевую машину – штурмовик Ил-2. И лишь только в июле 1943 года сержант Рачков был зачислен лётчиком в 955-й штурмовой авиаполк 17-й воздушной армии Юго-Западного фронта. Началась напряжённая боевая работа.

Особенно удался лётчикам полка и сержанту Рачкову его 2-й боевой вылет. 16 июля 1943 года в составе 8 «илов» и 8 «лавочкиных» он вылетел на штурмовку скопления эшелонов, автомашин и складов на станции Барвенково. Произведя 6 заходов, группа уничтожила 30 вагонов с боеприпасами и горючим, 2 паровоза и 10 автомобилей, вызвав взрыв огромной силы и создав большой пожар, продолжавшийся 3 суток. Впоследствии было установлено, что был взорван склад боеприпасов в количестве до 300 вагонов, эшелон с новым гитлеровским оружием - фаустпатронами. Подожжённые во время штурмовки, они разлетались со станции в разные стороны, наводя ужас на вражеских солдат. Кроме этого были сожжены склады горючего, продовольствия, фуража и обмундирования фронтового значения. Воспользовавшись паникой, большая группа советских военнопленных бежала из лагеря и примкнула к партизанам. Группа была атакована 18 фашистскими истребителями, но все атаки были успешно отбиты, и штурмовики вернулись на базу без потерь.

В августе 1943 года Рачков стал младшим лейтенантом, и вскоре из ведомого сам стал ведущим парты штурмовиков. За участие в Барвенковской и Запорожской операциях он был награждён орденом Красного Знамени, а за освобождение Днепропетровска – орденом Отечественной войны 2-й степени.

Осенью 1943 года война «перешагнула» через Днепр. Пришлось Рачкову воевать в небе Криворожья. В один из январских дней 1944 года он летал заместителем ведущего группы в 6 Ил-2 на выполнение боевого задания по штурмовке эшелонов на станции Желто-Каменка (город Жёлтые Воды Днепропетровской области). Несмотря на сильное противодействие зенитной артиллерии, группа произвела 4 захода и уничтожила 1 эшелон с боеприпасами, 500 бочек с горючим и смазочными материалами. При отходе от цели группа была атакована 10 «Ме-109» и «ФВ-190». Младший лейтенант Рачков спас жизнь старшего лейтенанта Кохова , своим точным своевременным огнём отсёк от него истребитель противника. За этот удачный налёт Рачков был награждён орденом Красного Знамени.

На протяжении 1943 года и 2-х месяцев 1944 года самолёт Рачкова был трижды подбит над целью, но каждый раз лётчик умело производил посадки. Но на четвёртый раз пришлось оставлять самолёт. 22 февраля 1944 года уже над своей территорией младший лейтенант Рачков и его воздушный стрелок сержант Чабан выпрыгнули с парашютами из горящего падающего штурмовика.

Весной 1944 года Рачков участвовал в Одесской операции. 30 марта он стал лейтенантом и был назначен командиром звена.

В мае 1944 года, перед началом Ясско-Кишинёвской операции, три девятки «илов» под прикрытием 18 «лавочкиных» должны были штурмовать вражеский аэродром Близнецы, расположенный в 100 километрах от линии фронта в глубине обороны противника. Здесь немцы сосредоточили основную часть своей авиации, прикрыли аэродром мощным зенитным огнём. В этом налёте участвовал и старший лейтенант Рачков. На противника обрушили свой огонь сразу три девятки «илов». Растерявшиеся немецкие зенитчики открыли было беспорядочный огонь, но тут же были подавлены. Сила удара нарастала с каждой минутой. На земле творилось что-то невообразимое. Рвались снаряды и бомбы, в воздух взлетали обломки самолётов. По всему полю вспыхнули дымные костры. Раздавались взрывы большой мощности - это горели склады боеприпасов. Штурмовики не имели боевых потерь. В результате только девяткой Рачкова было уничтожено 13 самолётов противника и выведена из строя посадочная площадка.

За этот удачный налёт и за штурмовки вражеских войск, атакующих наш Кицканский плацдарм, завоёванный на Днестре в районе Тирасполя, лейтенант Рачков был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени. В июне 1944 года ему было присвоено звание старшего лейтенанта.

В июле 1944 года 955-й штурмовой авиаполк по приказу командования был передан в состав 14-й воздушной армии 3-го Прибалтийского фронта. В сентябре-октябре 1944 года Рачков участвовал в штурмовых налётах на оборонительные позиции противника в районе городов Валга, Валмиера, Сигулда. 15 октября 1944 года была освобождена Рига. За огромный вклад в освобождение большей части Латвии и её столицы 955-й штурмовой авиаполка получил почётное наименование «Рижского».

В дальнейшем полк был передан в состав 15-й воздушной армии 2-го Прибалтийского фронта, прижавшего гитлеровскую группировку в Курляндии. В ноябре 1944 года Рачкову доверили командование эскадрильей, а в декабре он стал капитаном.

24 декабря 1944 года 4 Ил-2 под командованием капитана Рачкова выполняли боевое задание по уничтожению артиллерийских батарей на опорном пункте обороны противника в районе города Скуодас. Внезапно применив противозенитный манёвр, группа вышла точно на цель и в 2-х заходах уничтожила 2 орудия полевой артиллерии. 4 миномёта, 2 автомашины, 2 подводы с боеприпасами.

20 февраля 1945 года 8 Ил-2 под командованием Рачкова выполняли задание по штурмовке переднего края гитлеровской обороны в районе города Салдус. Было уничтожено 2 орудия, 5 миномётов, 2 пулемётных расчёта и до 40 солдат и офицеров противника.

К марту 1945 года капитан Рачков произвёл 123 боевых вылета, за что командованием был представлен к званию Героя Советского Союза. День Победы встретил в городе Либава (Лиепая) на берегу янтарного Балтийского моря…



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта