Век психологии: имена и судьбы Степанов Сергей Сергеевич
А. Анастази
В ХХ веке написано столько книг по психологии, что даже самый старательный студент, поставивший перед собой задачу изучить этот предмет как можно глубже и прочитать как можно больше, невольно теряется перед их обилием и многообразием. Наверное, поэтому таким успехом пользуются обзорные, обобщающие работы, позволяющие хотя бы в первом приближении рассмотреть некую обширную проблему и уже с опорой на знание основных терминов, понятий и закономерностей выбрать конкретные источники для углубленного изучения. Если к тому же такая работа написана интересно и внятно, то она просто обречена стать бестселлером и неизменной палочкой-выручалочкой для многих поколений студентов. В психологии таким всемирным бестселлером по праву считается «Психологическое тестирование» пера Анны Анастази. Эта книга была выпущена нью-йоркским издательством «Макмиллан» в 1954 г., выдержала несколько переизданий, всякий раз обновлявшихся (последнее вышло в 1996 г.) и была переведена на многие языки, в том числе и на русский (в 1982 г. в издательстве «Педагогика» вышел перевод с пятого американского издания, а в 2003 г. в «Питере» – седьмого). И несколько поколений психологов – американских, российских, и не только – могли бы заявить, перефразируя известные строки: «Мы говорим – Анастази, подразумеваем – тесты…»
Анна Анастази, один из самых известных американских психологов, прожила 92 года. Даже если бы за свою долгую жизнь она не создала ничего, кроме «Психологического тестирования», один этот капитальный труд увековечил бы ее имя. Правда, она и написала не так уж много: помимо названной, ее перу принадлежат еще две крупных монографии, а также около полутора сотен статей (нередко в соавторстве) в научных журналах (многие и за более короткий срок ухитряются напечатать в несколько раз больше). Иногда у неосведомленного отечественного читателя складывается мнение о ней как о талантливом компиляторе, сумевшем доступно рассказать о чужих достижениях (что само по себе тоже немалое искусство и заслуживает высокого признания). Но будь это так, то вряд ли американские коллеги удостоили бы ее национальной премии «Выдающемуся ученому» и избрали президентом своей профессиональной ассоциации (1971). Ее «Психологическое тестирование» – это не просто грамотный обзор, а настоящая энциклопедия, создать которую по силам только крупному специалисту в данной области. Таким специалистом – поистине одним из ведущих – и является Анна Анастази.
Она родилась 19 декабря 1908 г. в Нью-Йорке в семье сицилийских иммигрантов. Своего отца не знала – он умер, когда девочке едва исполнился год. С его семьей мать решила отношений не поддерживать, так что и со своими родственниками по отцовской линии Анна даже никогда не встречалась. Воспитанием девочки фактически занималась одна бабушка. Каковы бывают плоды такой педагогической ситуации, во все времена можно наблюдать на множестве печальных примеров. Но Анна, вероятно – в силу своих природных способностей и склонностей, сумела стать блестящим исключением из этой закономерности.
Бабушка Анны с большим недоверием относилась к школе. Окна их скромной квартиры выходили на школьный двор, и ежедневно наблюдаемое поведение учеников раздражало бабушку настолько, что она предпочла сама заняться обучением внучки, дабы оградить ее от дурного влияния сверстников. Под ее руководством Анна занималась до 9 лет, а когда наконец все-таки поступила в школу, то сразу в третий класс, а уже через пару месяцев была переведена в четвертый – домашнее обучение даром не прошло. Впоследствии Анна еще раз «перепрыгнула через ступеньку» и в итоге закончила школу в возрасте 15 лет.
В школе она была первой ученицей (в буквальном смысле этого слова – в американской школе принято четкое ранжирование), в 1924 г. поступила в престижный Барнард Колледж, намереваясь посвятить себя математике (именно в этой сфере она с детских лет демонстрировала высокую одаренность). Интерес к психологии возник у нее под влиянием работ Ч. Спирмена, посвященных факторному анализу. Приложение математических методов к тонким душевным материям увлекло ее настолько, что в значительной мере определило ее научные изыскания на долгие последующие годы. После окончания колледжа (степень бакалавра – в 19 лет!) она поступила в аспирантуру Колумбийского университета и в 1930 г. защитила докторскую диссертацию. В университете Анна познакомилась со своим будущим мужем – Джоном Питером Фоли, также в ту пору готовившим докторскую диссертацию по психологии (впоследствии он снискал некоторую известность в области индустриальной психологии). В 1933 г. они поженились и, как пишут в романах, всю жизнь прожили в любви и согласии. (Характерно, что в браке Анна сохранила девичью фамилию). Правда, уже через год после замужества у Анны был диагностирован рак. Облучение, назначенное ей в лечебных целях, помогло справиться с болезнью, однако его побочным эффектом стало бесплодие. Это испытание не сломило Анну. В своей автобиографии, написанной на склоне лет (1988), она скажет: «Отвечать на удары судьбы можно по-разному – унынием, депрессией, даже самоубийством, либо напряжением всех сил, дабы доказать судьбе, что ей тебя не одолеть». Лишенная радости материнства, она всю себя посвятила работе.
Первая крупная научная работа Анастази – монография «Дифференциальная психология» – увидела свет в 1937 г., и несмотря на огромное количество эмпирических фактов, накопленных с той поры, продолжает по сей день оставаться ценным источником в этой области науки.
По горькой иронии судьбы эта книга вышла в Америке почти одновременно с официальным запретом любых психометрических исследований в Советском Союзе. В свете печально известной партийной директивы сама постановка проблемы индивидуально-психологических различий была признана идеологически чуждой. Этот атавизм оказался удивительно живуч, и по сей день многие наши педагоги и психологи нервно вздрагивают при малейшем намеке на тот очевидный факт, что не все люди одинаково умны.
В США «Дифференциальная психология» сразу выдвинула ее автора в ряды крупнейших специалистов в данной области. Достаточно сказать, что через девять лет, в 1946 г., тридцативосьмилетняя Анна Анастази была избрана коллегами президентом Восточной психологической ассоциации. Фактически ее работа явилась первым крупным сочинением на данную тему с тех пор, как В. Штерном в 1911 г. было предложено само понятие «дифференциальная психология».
В нашей стране в силу названных причин об этой работе и ее авторе узнали нескоро, в конце шестидесятых. Б.М. Теплов (едва ли не единственный в ту пору советский психолог, осмеливавшийся разрабатывать проблематику индивидуальных различий) сумел ознакомиться в оригинале с третьим изданием этой книги (1958) и составил ее подробный комментированный конспект, который был опубликован в сборнике «Проблемы дифференциальной психофизиологии» (т. VI, М., 1969), а затем и во втором томе его избранных трудов (1985). Теплову в сочинении Анастази импонировал ее скепсис в отношении теории врожденных способностей, ее пристальное внимание к социальным детерминантам индивидуальных различий. Кое-где он находит даже прямую перекличку с теоретическими положениями советской психологии: «Анастази, не имеющая понятия о работах советских исследователей, утверждает, однако, то же самое».
В самом деле, одной из важных заслуг Анастази можно считать объективный анализ роли социальных факторов в формировании человеческих черт, открыто противоречивший господствовавшей в довоенной западной психологии установке на тестовую оценку врожденного и неизменного. Однако оценка возможностей психометрических методик была предпринята ею не только с этой целью. По мнению Анастази, «главная цель дифференциальной психологии, так же как и психологии вообще – понять поведение. Дифференциальная психология подходит к этой проблеме через сравнительный анализ поведения в изменяющихся условиях…» По прошествии полувека она напишет: «Если мы можем объяснить, почему одни индивиды реагируют отлично от других, то мы уже далеко продвинулись в понимании того, почему каждый человек реагирует так, а не иначе. данные дифференциальной психологии, таким образом, должны помогать выяснению основных механизмов поведения».
Этой проблематике в широком разнообразии ее аспектов и были посвящены многолетние исследования Анастази. Классическими стали ее работы по изучению гендерных различий в проявлениях интеллекта, влияния социо-культурных факторов (в частности, семейной атмосферы и школьного обучения) на формирование умственных способностей. В третьей из написанных ею монографий «Сферы прикладной психологии» (1964) она снова возвращается к вопросам собственно психологического содержания психометрических методов и их результатов, пытается преодолеть противопоставление экспериментальной и психометрической ориентации в психологии.
На фоне этих работ «Психологическое тестирование», пожалуй, действительно выступает скорее масштабным рефератом, нежели научным исследованием. Но и здесь (что становится ясно при внимательном ознакомлении) постоянно проводится ее мысль о том, что использование инструмента (каковым является всякий тест) с необходимостью требует осознания цели этой процедуры. Сортировка, ранжирование, навешивание ярлыков – цели абсолютно негодные. К тому же, любой специалист, манипулирующий психометрическими методиками, должен осознавать природу выявляемых различий, а не просто констатировать результат. Эти идеи еще долго будут оставаться актуальными, и мир, вероятно, увидит еще не одно переиздание классических работ Анастази. Может быть, и мы тоже.
Свыше полувека Анастази отдала преподавательской деятельности, преимущественно – в нью-йоркском Унивеситете Фордхэма, куда поступила на работу в 1947 году в должности доцента и откуда в 1979 г. ушла на пенсию в звании почетного профессора. За свою жизнь она удостоилась многих научных регалий, в частности получила в 1987 г. из рук президента Р. Рейгана медаль «За научные заслуги» (в том же году этой награды были удостоены Б.Ф. Скиннер и всемирно известный кардиохирург Майкл Дебейки). В 1971 г. она стала третьей женщиной за всю историю американской психологии – после Мэри Калкинс (1905) и Маргарет Уошборн (1921) – избранной президентом Американской Психологической Ассоциации и нарушившей тем самым полувековую мужскую монополию.
4 мая 2001 года Анна Анастази умерла в своем доме в Нью-Йорке. Некрологи появились по всему миру, даже на Сицилии, где ею гордятся как соотечественницей. Российские научные издания словно не заметили этой утраты. До сих пор об Анастази порой упоминают как о живущей. Впрочем, может быть это и есть настоящее признание?
Из книги Дневники автора Бунин Иван Алексеевич1908 24 апр. Так холодно, что полушубок.29 апр. Холод, весь день дождь. Но все зелено и соловьи.15 мая. Белые облака яблочного цвета с розовым оттенком на фоне нежной зелени. Во всех комнатах запах
Из книги Письма к русской нации автора Меньшиков Михаил Осипович Из книги Жизнь Георгия Иванова. Документальное повествование автора Арьев Андрей1908 Закончил 2-й класс корпуса, успехи средние, ниже
Из книги Бунин в своих дневниках автора Бунин Иван Алексеевич1908 24 апр. Так холодно, что полушубок. 29 апр. Холод, весь день дождь. Но все зелено и соловьи. 15 мая. Белые облака яблочного цвета с розовым оттенком на фоне нежной зелени. Во всех комнатах запах ландышей.
Из книги Письма В. Д. Набокова из Крестов к жене автора Набоков Владимир Дмитриевич Из книги Искусство невозможного. Дневники, письма автора Бунин Иван Алексеевич21 мая 1908 г. Моя радость, прости, что я пишу на этой бумаге. Она - самая удобная, а при показывании ее ты можешь говорить, что это китайская бумага специально для переписки тайком. Сегодня - твой праздник: ты можешь себе представить, что я мысленно с тобою, поздравляю и целую
Из книги Устами Буниных. Том 1. 1881-1920 автора Бунин Иван Алексеевич23 мая 1908 г. My darling, I have had no chance. My man has not been on service since last week and both the others are not to be relied upon. There is nothing to be done but to wait patiently.Осип должен в будущее воскресенье принести то, что написано выше, а кроме того: три салфетки, 12 носовых платков, новые воротнички от Трахтенберга и 2 темнозеленых
Из книги Взыскующие града автора Автор неизвестен1908 <…>15 мая. Белые облака яблочного цвета с розовым оттенком на фоне нежной зелени. Во всех комнатах запах
Из книги Вблизи Толстого. (Записки за пятнадцать лет) автора Гольденвейзер Александр Борисович1908 [В архиве сохранились листки, на которых почерком И. А. Бунина записано, какая была погода в определенные дни. Почерком Веры Ник. на листках написано: 1908?Привожу некоторые из записей:]1, 2 Янв. - 7, метель, 5 Янв. +10, дождь, 11 Янв. - 5, солнечно, 16, 17 Янв. - 6, метель, 19 Янв. - 6,
Из книги Петербург в 1903-1910 годах автора Минцлов Сергей Рудольфович1908 год 91. С.А.Аскольдов - В.Эрн<10.02.1908? СПб - Москва/>Дорогой Владимир Францевич!Деньги получил - спасибо. Верно ли, что Ж<ивая /> Ж<изнь /> прекращена?Реферат В.П.Свенцицкого мы назначили на 14 февраля в виде обыкновенного реферата с прениями. Его реферат мне
Из книги Три последних самодержца автора Богданович Александра Викторовна1908 6 января. Вчера по поводу полученных писем Л. H. сказал:- В старости делаешься равнодушен к тому, что не увидишь результатов своей деятельности. А они будут. Это нескромно с моей стороны, но я знаю, что они будут.Нынче, говоря о революционерах, Л. H. сказал:- Главная их
Из книги Мой муж Лев Толстой автора Журавлев Алексей1908 год 2 января. Были у меня Д. Н. Бодиско, ольвиопольский земский начальник и пристав его; Бодиско сбежал из Ольвиополя более месяца тому назад: туземные революционеры приговорили его к смерти - по его словам - за слишком большие добродетели, поведшие к тому, что народ
Из книги Три фурии времен минувших. Хроники страсти и бунта автора Талалаевский Игорь Из книги Роли, которые принесли несчастья своим создателям. Совпадения, предсказания, мистика?! автора Казаков Алексей Викторович1908 7 сентябряОчень давно не писала своего дневника. Пришла к той поре старости, где предстоят два пути: или подняться выше духовно и итти к самосовершенствованию, или находить удовольствие в еде, покое, всякого рода наслаждениях от музыки, книг, общества людей. Боюсь
Из книги автора1908 Брюсов - Нине.2/15 марта 1908. Москва.…Грустно без тебя, и одиноко, и странно. Итак - вот, свершилось; ты уехала, уехала, уехала. Чувствую это, может быть, гораздо сильнее, нежели думал, чувствую всей душой. И завтра не услышу Твоего голоса по телефону, и послезавтра, и много,
Из книги автора«2001 год: космическая Одиссея» / 2001: A Space Odyssey Другое название: «Путешествие по ту сторону звёзд» / «Космическая одиссея 2001» Оригинальное название: Journey Beyond the StarsРежиссёр: Стэнли Кубрик Сценаристы: Артур Кларк, Стэнли КубрикОператор: Джеффри АнсвортХудожники: Гарри Ланж,
Анна АНАСТАЗИ (1908 - 2001) - американский психолог, специалист в области общей, клинической и образовательной психологии, статистики и методов оценки и измерения, промышленной и организационной психологии. Разработчик многих психометрических тестов.
Классическая работа Анны Анастази "Психологическое тестирование" по праву считается "энциклопедией западной тестологии" .
Книга первая...... 874 Предисловие к английскому изданию...... 874 Часть первая. Содержание психологического тестирования...... 881 Глава 1. Функции и происхождение психологического тестирования...... 881 Современное использование психологических тестов...... 882 Первые исследователи умственно отсталых...... 888 Первые психологи-экспериментаторы...... 891 Групповое тестирование...... 903 Тестирование способностей...... 907 Стандартизованные тесты достижений...... 913 Измерение личностных характеристик...... 918 Глава 2. Природа психологических тестов и их применение...... 924 Что такое психологический тест?...... 926 Почему необходим контроль за использованием психологических тестов?...... 942 Проведение тестирования...... 947 Экспериментатор и ситуационные переменные...... 965 Тренировка, привычность и искушенность в тестировании...... 973 Глава 3. Социальные и этические аспекты тестирования...... 981 Квалификация людей, использующих тесты...... 983 Процедуры и методики тестирования...... 989 Сохранение тайны...... 993 Конфиденциальность...... 1003 Сообщение результатов теста...... 1012 Тестирование и гражданские права меньшинств...... 1016 Часть вторая. Принципы психологического тестирования...... 1028 Глава 4. Нормы и интерпретация результатов теста...... 1028 Основные статистические понятия...... 1032 Возрастные нормы...... 1043 Внутригрупповые нормы...... 1053 Относительность норм...... 1076 Использование вычислительной техники при интерпретации результатов теста...... 1093 Критериально-ориентированное тестирование...... 1099 Глава 5. Надежность...... 1114 Коэффициент корреляции...... 1118 Типы надежности...... 1132 Надежность тестов на скорость...... 1160 Зависимость коэффициента надежности от тестируемой выборки...... 1169 Стандартная ошибка измерения...... 1175 Надежность критериально-ориентированных тестов...... 1185 Глава 6. Валидность. Основные понятия...... 1191 Валидность по содержанию...... 1193 Валидность по критерию...... 1205 Конструктная валидность...... 1232 Итоги...... 1249 Глава 7. Валидность. Измерение и интерпретация...... 1258 Коэффициент валидности и ошибка прогноза...... 1260 Валидность теста и теория решений...... 1271 Модераторы...... 1292 Объединение данных различных тестов...... 1300 Применение теста при распределении...... 1314 Статистический анализ систематической ошибки теста...... 1327 Глава 8. Анализ заданий...... 1340 Трудность заданий...... 1343 Валидность заданий...... 1360 Внутренняя согласованность...... 1380 Анализ заданий тестов на скорость...... 1387 Перекрестная валидация...... 1392 Взаимодействие между заданием и группой...... 1399 Часть третья. Тесты общего интеллектуального развития...... 1411 Глава 9. Индивидуальные тесты...... 1411 Шкала Станфорд-Бине...... 1414 Векслеровские шкалы интеллекта для взрослых...... 1452 Векслеровская шкала интеллекта для детей...... 1474 Векслеровская шкала интеллекта для дошкольников и младших школьников...... 1486 Глава 10. Тесты для специфических популяций...... 1496 Тестирование младенцев и дошкольников...... 1500 Тестирование лиц с физическими недостатками...... 1535 Тестирование межкультурных различий...... 1550 Глава 11. Групповое тестирование...... 1578 Групповые и индивидуальные тесты...... 1580 Многоуровневые батареи...... 1594 Тесты для колледжей и более высоких уровней образования...... 1619 Глава 12. Психологические вопросы тестирования интеллекта...... 1637 Лонгитюдные исследования интеллекта...... 1639 Интеллект в раннем детстве...... 1654 Проблемы тестирования интеллекта взрослого...... 1666 Проблемы тестирования межкультурных различий...... 1681 Природа интеллекта...... 1696 Примечания...... 1718
Издательство: "Директ-Медиа"
(2008)А как быть с диагностикой психических свойств и состояний личности в психологии и в патопсихологии? Где та тонкая грань, видимая лишь наиболее опытным психологом, отделяющая норму от патологии? Где эта точка отсчета?
Прежде всего, где найти понятие ^нормы» и существует ли в отечественной психологии такое понятие, как "норма»? Нет! Такого понятия нет!
Истоки этого недоразумения восходят к отечественной характерологии. В течение многих лет мы занимались акцентуациями характера, не задавая себе вопроса: акцентуация по отношению к каким критериям? К какой норме поведения? Потому что любая методика, связанная с диагностикой психических свойств и состояний, приходит к выводу об адекватном или неадекватном поведении обследуемого. Все вышеприведенные размышления известны и достаточно озадачивают тестологов. Но каким видится выход?
В 1993 г. под эгидой Министерства образования и Психологического института РАО было выпущено учебное пособие «Психологическая диагностика». Позволю себе привести пространную цитату из этой книги:
«В качестве критерия, ориентируясь на который можно сравнивать значение тестового обследования, целесообразно использовать т. н. социально-психологический норматив (СПН).
В сжатом виде СПН можно определить как систему требований, которую общество предъявляет каждому из его членов. Чтобы не быть отторгнутым от существующей вне его общности, человек должен овладеть теми требованиями, которые к нему предъявляются, причем процесс этот является активным - каждый стремится занять определенное место в социальной общности и сознательно осуществляет этот процесс приобщения к классу, группе. Эти требования и могут составлять содержание СПН, который в сущности, является идеальной моделью требований социальной общности к личности.
Следовательно, оценка результатов тестирования должна проводиться по степени близости к СПН, который дифференцируется в образовательно-возрастных границах.» 1 - Курсив мой Д. Р.
Итак, СПН «является идеальной моделью требований социальной общности к личности», это та самая «НОРМА» или точка отсчета, которая «дифференцируется в образовательно-возрастных границах». «Все возвращается на круги своя». Если учесть еще замечание, что «в одном из институтов РАО создана группа, которая работает над выработкой СПН», то мы опять движемся в направлении создания нового типа социального характера, но только «в образовательно-возрастных границах».
А как же быть с индивидуальными свойствами личности, с индивидуальными характерами? Что может дать СПН при тестировании «экстраверта чувственного типа» и «интроверта мыслительного типа» (К. Юнг), или индивида с «рецептивной ориентацией характера» и индивида с «эксплуататорской ориентацией характера» (Э. Фромм)?
Мы все время ищем «свой путь», не желая замечать, что есть и другие пути.
Мне уже приходилось писать, что вторая половина XX века ознаменовалась взрывным характером появления новых типологий характеров, со своей диагностической процедурой, В США возникла «теория типов». Уже К. Юнг заметил, что «Рассматривая течение человеческой жизни, мы видим, что судьбы одного типа (экстравертного) обуславливаются преимущественно объектами его интересов, в то время как судьбы другого (интровертного) определяются прежде всего его внутренней жизнью, его субъектом».
Именно руководствуясь типологией К. Юнга в 1959 г., был создан Индикатор типов Майрес-Бриггс-MBTi, основанный на двух различных способах пополнения запаса энергии и сосредоточения внимания (шкала экстраверсия-интроверсия), двух противоположных способов сбора ин
" Психологическая диагностика. Бийск, 1993. С. 242. 8
формации (шкала сенсорность-интуиция), двух различных способов принятия решений (шкала мышление-чувствование) и двух различных способов организации своего взаимодействия с внешним миром (решение-восприятие). Т. о. существуют четыре основных школы предрасположенностей, три из них основаны на типологии К. Юнга, четвертая (решение-восприятие) - добавлена Изабель Майерс.
И каждый человек в силу своей индивидуальности занимает определенное место на этих школах, определяющее его принадлежность к одному из шестнадцати личностных типов."
Вот что пишет психолог Чарлз Смиор: «... Вот почему MBTi был воспринят с таким воодушевлением в мире тех, кто работает с психологическими тестами. Он принес освобождение от бесформенной груды приемов, основанных на оценке слабых сторон, «хороших» или «плохих» качеств и наличия патологий». 2
Среди наиболее популярных теорий, которые отпочковались от типоведческого ствола, следует упомянуть теорию темпераментов Д. Кейрси, и созданный им опросник. 3
Впервые в нашей стране вышла книга, раскрывающая возможности типологического подхода в оценке индивидуальных психологических особенностей личности человека, причем адаптированная к условиям современной России. Опросник Кейрси, созданный на основе всемирно известной методики Майерс-Бриггс, представляет собой новую, более удобную форму, при проведении массовых обследований.
Но наиболее значительным явлением в современной психодиагностике следует признать опросник Дж. Олдхэма и Л. Морриса и их типологию личностей, созданную этими же авторами, на основании опросника. Вот как они
" Крегер О., Тьюсон Дж. Типы моделей. М., 1995. С. 11. 2 Там же... С. 22.
Овчинников Б.В., Павлов К.В., Владимирова И.М. Ваш психологический тип. СПб., 1994.
излагают суть своей работы: «Мы предлагаем систему определения типа вашей личности и понимания особых путей, которыми она воздействует на ключевые сферы вашей жизни: взаимоотношения с окружающими; любовь, личная жизнь; работа; имидж; эмоции; самообладание, побуждения и склонности; чувство реальности и духовность».
В США издана «библия американской психиатрии» - Диагностико-статистический справочник умственных расстройств - ДСМ-IV, 1994 г. издания. В этом справочнике опубликованы работы выдающихся психиатров и психологов, занимающихся диагностикой расстройств. Он содержит единую диагностическую терминологию и предназначен для исследователей и практиков. Этот справочник, который, имея многих предшественников (ДСМ-Ш, ДСМ-Ш-R), начал функционировать с 1980 г. и только к 1994 г. были выработаны единые критерии диагностики, с которыми согласились практики и исследователи.
«Принципы, которыми руководствовались составители ДСМ-Ш, ДСМ-III-R, ДСМ-IV и ЭРЛ (экспертиза личностных расстройств), формируют основу для системы определения типа личности и теста Автопортрета личности... Четырнадцать типов личности, выделенных нами, это обычные, абсолютно гуманные непатологические версии резких болезненных расстройств, зафиксированных в ДСМ-IV и Экспертизе личностных расстройств»."
Было бы заблуждением считать, что мысль авторов приведенного высказывания является « революционным открытием». Еще в 1976 г. А. Е. Личко писал: «Распознавание типа психопатий и акцентуаций у подростка представляет немаловажную практическую задачу. Тип служит одним из главных ориентиров для медико-педагогических рекомендаций, для советов в отношении будущих профессий и
" Олдхэм Дж., Моррис Л. Автопортрет вашей личности. М., 1996. С. 13. 10
трудоустройства. Последнее же весьма существенно для устранения и предотвращения социальной дизадалтации,.. Теоретическими предпосылками для создания опросника послужили опыт психиатрии клинико-психологического направления и концепции психологии отношений».
Речь идет о переходе от клинических типов психопатий и акцентуаций к анализу «вариантов нормы». 1
К достоинствам теста Д. Олдхэма и Л. Морриса относятся не только выявления психологического типа личности, но и вероятностных расстройств именного данного типа личности. Описание каждого типа личности сопровождается упражнениями для улучшения качеств описываемого типа. Памятуя о том, что в природе не существует «Чистых типов», тест выявляет наличие и других типов в данном преобладающем типе личности. К сожалению, указанный тест не адаптирован, но может служить «моделью» отечественного психодиагностического теста.
Отечественная наука не осталась в стороне от господствующей в мире тенденции создания типологий. И здесь надо выделить «Психотерапевтическую типологию М.Е. Бурно». Изданная оскорбительно малым тиражом в 1996 г. книга М.Е. Бурно могла бы оказать многим психологам и психотерапевтам неоценимую помощь. 2
Свою психотерапевтическую типологию создал М. Е. Литвак. 3
Его книга, написанная ясным, чистым, слегка ироничным языком, так же, как и книга М. Е. Бурно, должна быть включена в «обязательный круг чтения» для психологов и психотерапевтов. Наконец, типология входит в школьную жизнь. Впервые, через 100 лет после появления типологии Лесгафта, мы получили социально-педаго-
1 Личко А. Е. Основные принципы построения опросника, методика его использования и обработка результатов/В кн.; Патохарактерологический диагностический опросник для подростков и опыт его практического использования. Л., 1976. С. 5-9.
2 Бурно М. Е. О характерах людей. М., 1996.
3 Литвак М. Е. Если хочешь быть счастливым. Ростов-на-Дону. 1995.
гическую типологию личностей В. М. Миниярова, с сопутствующим тестом для определения типа личности. 1
И последнее (в прямом и переносном смысле), впервые соционика вторгается в межвозрастную педагогику. Выпущенная в Новосибирске книга В. В. Гуленко и В. П. Тыщенко предлагает средства и способы не только диагностики типов, но и организации малых групп, типологическое структурирование пространства и времени урока, семинара, лекции. 2
"Минияров В.М. Коррекционно-диагностическая работа учителя. Самара, 1996.
Туленко В.В., Тыщенко В.П. Юнг в школе. Соционика - межвозрастной педагогике. Новосибирск, 1997.
Анастази А., Урбина С.
7-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 688 с: ил.
(Серия «Мастера психологии»).
Классическая
работа Анны Анастази «Психологическое
тестирование» по праву считается «энциклопедией
западной тестологии». При подготовке
7-го издания, выпущенного в США в 1997 году,
текст книги был основательно переработан.
Появилось несколько новых глав, написанных
соавтором А. Анастази - С. Урбиной.
Содержательные изменения отражают
новейшие тенденции развития психологического
тестирования, в том числе возрастающее
влияние компьютеризации как фактора
интеграции психологической науки в
целом и методов тестирования в частности.
В новом издании уделено значительное
внимание компьютеризированному
адаптивному тестированию, метаанализу,
моделированию структурными уравнениями,
использованию доверительных интервалов,
кросс-культурному тестированию,
применению факторного анализа в
разработке тестов личности и
способностей
и другим широко используемым и быстро
развивающимся понятиям и процедурам,
которые будут оказывать влияние на
психометрическую практику в XXI веке.
Предисловие к русскому изданию.....8
Предисловие....................................12
Часть 1. ФУНКЦИИ И ИСТОКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ..............................15
1. Природа и назначение психологических тестов...........................16
Области применения и разновидности тестов....................... .......................................16
Что такое психологический тест?..........18
Почему необходим контроль за использованием психологических тестов?............................................................24
Проведение тестирования..........................28
Характеристики тестирующего и ситуационные переменные.................33
Тестирование глазами тестируемых......35
Влияние практического обучения на выполнение тестов..............................39
Источники информации о тестах...........44
2. Исторические предпосылки современного тестирования..............48
Первые попытки классификации
и обучения умственно отсталых.............49Первые психологи-экспериментаторы. 50
Вклад Френсиса Гальтона........................51
Джеймс Кэттелл и первые «умственные
тесты»....................... .......................................52А. Бине и появление тестов интеллекта 53
Групповое тестирование.............................54
Тестирование способностей......................56
Стандартизованные тесты достижений 58 Оценка личности..........................................60
Часть 2. ТЕХНИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ........63
3. Нормы и смысловое значение тестовых показателей.......................64
Статистические понятия...........................65
Возрастные нормы.......................................71
Внутригрупповые нормы...........................75
Относительность норм...............................84
Компьютеры и интерпретация тестовых показателей...............................91
Интерпретация предметно-ориентированных тестов.......................,. 93
Минимальные квалификационные требования и критические показатели.. 98
4. Надежность................................103
Коэффициент корреляции......................104
Типы надежности.......................................110
Надежность тестов скорости..................121
Зависимость коэффициентов
надежности от обследуемой выборки.......................................................124Стандартная ошибка измерения...........127
Оценка надежности в тестировании
владения предметом и критические показатели..................................................1315. Валидность: основные понятия... 133
Развитие понятий валидности теста.. 133
Методы описания содержания..............135
Методы предсказания критерия............139
Методы идентификации конструкта.. 147
Общий обзор и интеграция понятий... 158
6. Валидность: измерение
и интерпретация.............................162Коэффициент валидности и ошибка
оценки...........................................................163Валидность теста и теория принятия
решений........................................................166Объединение данных различных
тестов............................................................179Использование тестов для принятия
классификационных решений...........183Статистический анализ
систематической ошибки теста........188
7. Анализ заданий...........................196
Трудность заданий....................................197
Различительная способность заданий... 203
Теория «задание - ответ»........................211
Анализ заданий тестов скорости......217
Перекрестная валидизация.....................218
Дифференцированное
функционирование заданий.................221Поисковые исследования
в области разработки заданий.........224Часть 3. ТЕСТИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ...........................227
8. Индивидуальные тесты...............228
Шкала интеллекта Стэнфорд-Бине.. 229
Шкалы Векслера.........................................239
Шкалы Кауфмана......................................248
Дифференциальные шкалы
способностей..............................................252Система когнитивной оценки Даса-
Наглиери.....................................................260
9. Тесты для специфических популяций......................................261
Тестирование младенцев
и дошкольников........................................262Комплексная оценка лиц с задержкой
психического развития...........................274
Тестирование лиц с физическими
недостатками.............................................281
Мультикультурное тестирование.........289
10. Групповое тестирование.............300
Групповые тесты в сравнении с индивидуальными...............................301
Адаптивное тестирование и компьютеризованное проведение тестов............................................................304
Многоуровневые батареи........................307
Измерение множественных способностей..............................................317
11. Природа интеллекта..................324
Значение IQ .................................................325
Наследуемость и изменчивость.........327
Мотивация и интеллект.........................330
Факторный анализ интеллекта..........333
Теории организации черт.......................340
Природа и развитие черт..........................348
12. Психологические проблемы тестирования способностей............353
Лонгитюдные исследования
интеллекта детей......................................353Интеллект в раннем детстве...................357
Проблемы тестирования интеллекта взрослых......................................................361
Изменение показателей тестов интеллекта на уровне популяции......368
Культурное разнообразие.........................372
Часть 4. ТЕСТИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ.....................................379
13. Стандартизованные самоотчеты как метод изучения личности..........380
Методики, основанные на отборе
релевантного содержания....................381Привязка к эмпирическому критерию.. 382 Применение факторного анализа
при разработке тестов.............................396
Теория личности в разработке тестов... 401
Аттитюды тестируемых
и систематическая ошибка в ответах......................................................409Черты, состояния, люди и ситуации... 414
Современное состояние личностных
опросников..................................................42114. Измерение интересов
и аттитюдов...................................422Инвентари интересов: текущее
состояние.....................................................423Инвентарь интересов Стронга
(Strong Interest Inventory™- SII)....425Инвентари интересов: общий обзор
и некоторые отличительные признаки......................................................433Некоторые важные тенденции.............440
Опросы мнений и шкалы аттитюдов.. 442 Локус контроля............................................446
15. Проективные методики.............449
Природа проективных методик..............449
Методики чернильных пятен.................450
Рисуночные методики...............................458
Вербальные методики..............................465
Автобиографические воспоминания... 467
Методики действия...................................469
Оценка проективных методик................473
16. Прочие методики психологической оценки................484
Средства определения стилей
и типов.........................................................484Ситуационные тесты...............................492
Представления о себе и личные
конструкты.................................................496Отчеты наблюдателей.............................505
Биографические сведения........................512
Часть 5. ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ............................515
17. Основные области применения тестов в наше время........................516
Тестирование в образовании...................516
Типы образовательных тестов.............524
Тестирование в сфере профессиональной деятельности.....535
Использование тестов в клинической психологии и психологическом консультировании....................................556
18. Этические и социальные
аспекты тестирования.....................583Этические проблемы психологического тестирования и психологической оценки......................................„...................585
Оценка квалификации пользователей и профессиональная компетентность.........................................586
Профессиональная ответственность
издателей тестов......................................588Защита неприкосновенности
личной жизни............................................590Конфиденциальность...............................592
Сообщение результатов теста.................594
Тестирование особых популяций.........595
ПРИЛОЖЕНИЕ А............................602
Алфавитный перечень тестов и других оценочных инструментов.... 602
ПРИЛОЖЕНИЕ Б............................607
Адреса издателей, распространителей и организаций, связанных с вопросами разработки и использования тестов.........................607
ЛИТЕРАТУРА...................................609
АЛФАВИТНО-ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ.....................................674
ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ
В 1982 г. издательство «Педагогика» выпустило русский перевод книги Анны Ана-стази «Психологическое тестирование», которую редакторы перевода - К. М. Гуре-вич и В. И. Лубовский - по праву назвали «энциклопедией западной тестологии». Выход книги такого масштаба - всегда событие, а если учесть время и место - событие, как модно сейчас говорить, знаковое, поскольку ее появление было тогда воспринято как снятие негласного табу на широкое использование тестов в практической работе психологов, дефектологов, педагогов и других специалистов. Хотя со времени принятия печально известного постановления ЦК ВКП(б) о педологических извращениях в системе наркомпросов прошло более 45 лет, в начале 1980-х гг. его последствия были еще весьма ощутимы в советской психологии и педагогике. Так или иначе, книга Анастази стала для многих из нас не только источником знаний, но и тем долгожданным глотком свободы, который партия и правительство расчетливо давали сделать советской интеллигенции, дабы она не деградировала в изоляции от остального мира.
С тех пор прошло почти 20 лет. Многое изменилось в нашем обществе, однако потребность в книгах такого уровня, к счастью, осталась прежней, а если говорить о психологах, то, возможно, даже возросла вместе со значительным увеличением их числа. Издание 1982 г. с тиражом в 15 ООО экземпляров стало библиографической редкостью почти сразу после выхода в свет. И хотя к настоящему времени выпущенный издательством «Педагогика» знаменитый двухтомник Анастази явно устарел, он по-прежнему пользуется большой популярностью у студентов, аспирантов и практических работников, связанных с тестированием. Мне не совсем понятно, почему наши - теперь уже не следующие директивам партии - издательства не воспользовались столь благоприятной маркетинговой ситуацией и не предприняли попыток выпустить перевод более свежего издания
Psychological Testing, которая разошлась бы моментально. Возможно, потому что последнее, шестое, издание книги Анастази вышло в 1988 г. и могло показаться нашим издателям в середине 1990-х гг. не совсем «свежим». Возможно, были и другие причины, - книги, в которых встречаются формулы и графики, не пользуются любовью издателей. Как бы то ни было, это шестое издание оказалось на данный момент последним изданием «Психологического тестирования» Анны Анастази, ибо вышедшее в 1997 г. седьмое издание книги с тем же названием представляет собой в корне переработанный вариант, уже в соавторстве с Сюзаной Урбиной, и является, по существу, новой книгой. Именно этот вариант издательство «Питер» предложило мне для перевода.Эта новая книга отличается от предыдущих изданий авторского учебника Анны Анастази в нескольких важных отношениях. Самые заметные перемены связаны с уменьшением объема. При незначительном изменении структуры глав, книга стала гораздо компактнее - теперь это один том, хотя и весьма солидный. Сокращению подверглись, в основном, подробности, касающиеся построения конкретных тестов и их психометрических характеристик. Однако тем, кто только начинает знакомиться с такой сложнейшей областью деятельности, как психологическое тестирование, излишние подробности только мешают. К тому же конкретная информация о тестах, публикуемая в книгах учебного характера, даже для специалистов представляет скорее исторический интерес, поскольку устаревает с неимоверной скоростью. Для свежей информации существует периодика. Поэтому, если быть объективным, от сокращения объема книга только выиграла как учебник начального уровня.
С другой стороны, любое сокращение учебника влечет за собой снижение его самодостаточности. Современные учебники, особенно западные, встроены в систему информационного обеспечения через разветвленную систему ссылок на многочисленные источники, в которых подробно рассматриваются затрагиваемые в них вопросы. Книга Анастази и Урбины тоже построена в этом ключе и содержит обширную библиографию источников на английском языке, ссылки на которые даются практически в каждом абзаце текста. Для отечественных читателей это оборачивается двумя проблемами: получением доступа к таким источникам и необходимостью достаточно хорошо знать английский язык, чтобы быстро ознакомиться с их содержанием. Если последнюю проблему каждый человек решает самостоятельно, то решить первую проблему, даже с учетом развития Интернета, далеко не так просто. На мой взгляд, паллиативным решением могло бы быть создание собственного - минимального - информационного обеспечения для каждой заслуживающей того переводной книги. «Психологическое тестирование», несмотря на свой энциклопедический характер, относится к книгам типа «знаю что», и в этом ее достоинство. Но есть еще книги типа «знаю как», на которые, помимо нормативных документов, чаще всего и ссылаются А. Анастази и С. Урбина. К сожалению, именно таких книг не хватает нашим студентам, аспирантам и практикам. Разумеется, речь идет не о рецептурных поделках, а о серьезной литературе, написанной, однако, не для зрелых специалистов (такая литература у нас все же есть), а для тех, кто хочет стать таковым. Если говорить конкретно об издаваемой книге, то в качестве ее сопровождения хорошо было бы своевременно перевести ряд книг учебного характера по конструированию тестов, современным методам анализа заданий, метаанализу, многомерному шкалированию, факторному и кластерному анализу, методу моделирования структурными уравнениями, да и по отдельным типам тестов тоже. Это значительно бы повысило ее эффективность как учебника. Пока же в качестве такого сопровождения можно рекомендовать единственную книгу Пола Клайна «Справочное руководство по конструированию тестов» (1994), переведенную Е. П. Савченко под ред. Л. Ф. Бурлачука, - и то в принципе, поскольку она уже стала библиографической редкостью.
Изменения в содержании книги отражают основные тенденции развития психологического тестирования, которые авторы связывают с непрерывно возрастающим влиянием компьютеризации на эту область и с ее превращением в сферу политических и правовых интересов. Причем, как мне показалось, авторы придают компьютеризации статус фактора интеграции психологической науки в целом, и методов тестирования в частности, приводя в качестве примеров развитие психологической оценки, объединяющей два традиционно противопоставлявшихся подхода - психометрический и клинический; тенденцию к объединению нейропсихологических (косвенных) методов диагностики локальных поражений головного мозга с прямыми методами нейроинтроскопии; попытки учесть при разработке новых тестов неразрывное единство когнитивных и личностных переменных, и др. Все это действительно так, но, на мой взгляд, роль компьютеризации во всем этом гораздо скромнее. Интегративные тенденции в психологии - результат ее собственного внутреннего развития. Психологи наконец-то стали понимать, что психоанализ и когнитивная психология - два совместимых аспекта описания сложнейшей природы человеческого поведения, а теория деятельности должна существовать не вместо всех научных школ, а вместе с другими подходами к объяснению человеческой психики. Компьютеризацию же лучше рассматривать как условие, облегчающее проявление интегративных тенденций, выстраданных в ходе короткой, но полной драматизма истории психологической науки.
Социальным, этическим и правовым аспектам тестирования в этом издании уделяется еще больше внимания, чем в прежних. Некоторые из затрагиваемых проблем, безусловно, специфичны для Америки и обусловлены содержанием конкретных законов. Тем не менее за всеми частностями скрывается ряд общих тенденций, крайне важных для развития психологического тестирования в нашей стране. Укажу лишь на одну, главную, на мой взгляд. Три составляющих ситуацию тестирования элемента
i (-("тируемый, тестирующий и тест - по своему значению окончательно выстроились в указанном порядке. Из этого, казалось бы, тривиального факта вытекает множество отнюдь не тривиальных следствий методического, этического, социального и даже политического характера. С тестов постепенно снимаются обвинения во всех смертных грехах. Тесты - всего лишь инструменты в руках людей, и как любые другие инструменты - лопаты, пилы, топоры - могут быть хорошими и не очень, а иногда вообще бракованными. Для пользователей тестов все более очевидным становится факт, что все люди разные. Отсюда непременным условием подбора тестов, организации тестирования и, что особенно важно, интерпретации его результатов является учет истории развития индивидуума, особенностей его жизненного опыта и другой информации, релевантной целям тестирования. Взгляд на тестирование как экономящий время заменитель психологической оценки индивидуума уходит в прошлое. Все это резко повышает профессиональную, моральную и правовую ответственность тестирующего, распространяющуюся на весь процесс тестирования, от выбора подходящего для конкретных целей и конкретного человека теста до сообщения заключения по результатам теста получателю. В связи с этим повышаются и квалификационные требования к пользователям тестов. К слову сказать, просто купить профессиональный тест в Америке, пожалуй, сложнее, чем револьвер, поскольку в обществе давно осознали, насколько опасным в руках неопытных или безответственных людей может быть этот психологический инструмент. Вряд ли нужно убеждать читателей в остроте и актуальности подобных вопросов для сложившегося в нашей стране положения дел в области психологической практики.Работая над переводом этой книги, я, естественно, пользовался русским изданием 1982 г., которое представляет собой перевод с четвертого издания
Psychological Testing, вышедшего в 1976 г. Когда я сравнил оба оригинала - 1976 и 1997 гг., - то оказалось, что их текст, в среднем, совпадает примерно на 50% (естественно, в одних главах этот процент значительно меньше, в других - больше). Это вселяло оптимизм, сокращая работу вдвое. Однако, сравнив русский перевод издательства «Педагогика» с книгой, которую мне предстояло перевести, я обнаружил, как это ни покажется странным, гораздо меньше совпадений. Парадокс объясняется просто - временем. Этот перевод делался в конце 1970-х - начале 1980-х гг., и он просто устарел - как в отношении научного языка, так и в плане смысловых акцентов. К тому же текст глав, посвященных статистическим аспектам тестирования, содержал изрядное количество терминоло-гических ошибок и смысловых неточностей, допущенных (по понятным причинам) переводчиками и пропущенных (по непонятным причинам) редакторами. Поэтому ничего не оставалось, как перевести всю книгу заново, сохраняя в совпадающих частях отдельные предложения и небольшие куски из старого перевода в тех случаях, когда они вписываются в современное прочтение текста.Если говорить о трудностях перевода, то основная и, пожалуй, единственная трудность связана с лексически точным и кратким переводом названий тестов, нормативных документов, организаций и законов. В этой области нет устоявшихся образцов, зафиксированных в словарях, и потому возможны многочисленные варианты. Что касается названий тестов, то, как справедливо подчеркивают авторы этой книги, по ним нельзя судить о том, что измеряет тот или иной тест. Тем не менее большинство непрофессионалов судят о тестах как раз по их названию. Проблема усугубляется тем, что даже на языке оригинала названия тестов далеко не всегда точно соответствуют их содержанию и назначению, а при переводе вносятся дополнительные искажения. К примеру, вряд ли стоит называть тест, проверяющий понимание элементарных законов механики, изучаемых в средних классах школы, «тестом технических способностей», как это делается в русском издании 1982 г. В этом издании при переводе названий тестов я следовал, во-первых, принципу точности, и только во-вторых - принципу «красивости» названий товара (а то, что тесты - это товар, теперь хорошо известно и российским пользователям). В скобках после каждого названия теста, документа, организации или важного термина приведены соответствующее название или термин на языке оригинала. Это не только позволяет проверить работу переводчика, но и выполняет роль вспомогательного словаря для тех студентов и аспирантов, которые читают литературу по психологии на английском языке. Что касается математико-статистических терминов, то, в целом, они приведены в соответствие со стандартной терминологией в данной области.
Надеюсь, что эта книга послужит благородному делу преумножения знаний и повышению профессиональной культуры в области психологического тестирования, по меньшей мере, для нескольких поколений наших студентов, аспирантов и практических работников.
А. А. Алексеев