МБОУ СОШ №4 ст. Зольской
9 класс
учитель Камерджиева Э.А.
Тема урока: «АТФ и другие органические соединения клетки»
Цель урока: изучить строение АТФ.
1. Обучающие:
познакомить учащихся со строением и функциями молекулы АТФ;
познакомить с другими органическими соединениями клетки.
научить школьников расписывать гидролиз перехода АТФ в АДФ, АДФ в АМФ;
2. Развивающие:
сформировать у учащихся личностную мотивацию, познавательный интерес к данной теме;
расширить знания о энергии химических связей и витаминах
развить интеллектуальные и творческие способности учащихся, диалектическое мышление;
углубить знания о взаимосвязи строения атома и структурой ПСХЭ;
отработать навыки образования АМФ из АТФ и наоборот.
3. Воспитательная:
продолжить развивать познавательный интерес строения элементов молекулярного уровня любой клетки биологического объекта.
сформировать толерантное отношение к своему здоровью, зная какую роль играют витамины в организме человека.
Оборудование: таблица, учебник, мультимедийный проектор.
Тип урока: комбинированный
Структура урока :
Опрос д/з;
Изучение новой темы;
Закрепление новой темы;
План урока:
Строение молекулы АТФ, функция;
Витамины: классификация, роль в организме человека.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка знаний
Строение ДНК и РНК (устно)- фронтальный опрос.
Построение второй цепочки ДНК и и-РНК (3-4 чел.)
Биологический диктант (6-7) 1 вар. нечетные номера, 2 вар.-четные
1) Какой из нуклеотидов не входит в состав ДНК?
2) Если нуклеотидный состав ДНК –АТТ-ГЦГ-ТАТ-, то каким должен быть нукеотидный состав и-РНК?
3) Укажите состав нуклеотида ДНК?
4) Какую функцию выполняет и-РНК?
5) Что является мономерами ДНК и РНК?
6) Назовите основные отличия и-РНК от ДНК.
7) Прочная ковалентная связь в молекуле ДНК возникает между: …
8) Какой из видов молекул РНК имеет самые длинные цепочки?
9) Какой вид РНК вступает в реакцию с аминокислотами?
10) Какие нуклеотиды входят в состав РНК?
2) УАА-ЦГЦ-АУА
3) Остаток фосфорной кислоты, дезоксирибоза, аденин
4) Снятие и перенос информации с ДНК
5) Нуклеотиды,
6) Одноцепочная, содержит рибозу, передает информацию
7) Остаток фосфорной кислоты и сахарами соседних нуклеотидов
10) Аденин, урацил, гуанин, цитозин.
(ноль ошибок – «5», 1 ош – «4», 2 ош. – «3»)
III. Изучение нового материала
Какие виды энергии вам известны? (Кинетическая, потенциальная.)
Эти виды энергии вы изучали на уроках физики. В биологии тоже есть свой вид энергии - энергия химических связей. Предположим, вы выпили чай с сахаром. Пища поступила в желудок, там разжижается и направляется в тонкий кишечник, где идет её расщепление: крупные молекулы до мелких. Т.е. сахар-это углевод дисахарид, который расщепляется до глюкозы. Она расщепляется и служит источником энергии, т.е.50%энергии рассеивается в виде теплоты для поддержания постоянной t тела, и 50% энергии, которая превращается в энергию АТФ, она хранится для нужд клетки.
Итак, цель урока - изучить строение молекулы АТФ.
Строение АТФ и ее роль в клетке (Объяснение учителя с использованием таблиц и рисунков учебника.)
АТФ был открыт в1929 г. Карлом Ломанном, а в1941 году Фриц Липман показал, что АТФ является основным переносчиком энергии в клетке. АТФ содержится в цитоплазме, митохондриях, ядре.
АТФ - аденозинтрифосфат - нуклеотид, состоящий из азотистого основания аденина, углевода рибозы и 3-х остатков Н3РО4, соединенных поочередно.
Это неустойчивая структура. Если отделить 1 остаток НЗР04, то АТФ перейдет в АДФ:
АТФ+Н2О =АДФ+Н3РО4+Е, Е=40кДж
АДФ- аденозиндифосфат
АДФ + Н2О = АМФ+Н3РО4+Е, Е=40кДж
Остатки фосфорных кислот соединены значком, это макроэргическая связь:
При её разрыве выделяется 40кДж энергии. Ребята, записываем превращение АДФ из АТФ:
Итак, что вы можете сказать о строении АТФ и ее функциях?
Витамины и другие органические соединения клетки.
Кроме изученных органических соединений (белки, жиры, углеводы) есть органические соединения- витамины. Вы едите овощи, фрукты, мясо? (Да, конечно!)
Все эти продукты содержат большое количество витаминов. Для нормального функционирования нашего организма витаминов, поступающих с пищей, нужно небольшое количество. Но не всегда тот объём продуктов, который мы употребляем, способен восполнить наш организм витаминами. Одни витамины организм может синтезировать сам, другие же поступают только с пищей (н., витамин К, С).
Витамины – группа низкомолекулярных органических соединений относительно простого строения и разнообразной химической природы.
Все витамины принято обозначать буквами латинского алфавита-А, В, D, F...
По растворимости в воде и в жирах витамины делят на:
ВИТАМИНЫ
Жирорастворимые Водорастворимые
Е, A, D К С, РР, В
Витамины участвуют во множестве биохимических реакций, выполняя каталитическую функцию в составе активных центров большого количества разнообразныхферментов .
Витаминам отводится важнейшая роль вобмене веществ . Концентрация витаминов в тканях и суточная потребность в них невелики, но при недостаточном поступлении витаминов в организм наступают характерные и опасные патологические изменения.
Большинство витаминов не синтезируются в организме человека, поэтому они должны регулярно и в достаточном количестве поступать в организм с пищей или в виде витаминно-минеральных комплексов и пищевых добавок.
С нарушением поступления витаминов в организм связаны два принципиальных патологических состояния:
Гиповитаминоз – недостаток витамина.
Гипервитаминоз – избыток витамина.
Авитаминоз – полное отсутствие витамина.
IV. Закрепление материала
Обсуждение вопросов в ходе фронтальной беседы:
Как устроена молекула АТФ?
Какое значение играет АТФ в организме?
Как образуется АТФ?
Почему связи между остатками фосфорной кислоты называются макроэргическими?
Что нового вы узнали о витаминах?
Зачем нужны витамины в организме?
V. Задание на дом
Изучить § 1.7 «АТФ и другие органические соединения клетки», ответить на вопросы в конце параграфа, конспект выучить
Конспект урока
Педагогика и дидактика
АТФ и другие органические соединения клетки. Аденозинтрифосфат АТФ. АТФ нуклеотид состоящий из азотистого основания аденина углевода рибозы и трех остатков фосфорной кислоты рис. АТФ неустойчивая структура.
Урок 8. АТФ и другие органические соединения клетки. 1.7
1. Аденозинтрифосфат (АТФ).
АТФ нуклеотид, состоящий из азотистого основания аденина, углевода рибозы и трех остатков фосфорной кислоты (рис. 12), содержится в цитоплазме, митохондриях, пластидах и ядрах.
АТФ неустойчивая структура. При отделении одного остатка фосфорной кислоты АТФ переходит в аденозиндифосфат (АДФ), если отделяется еще один остаток фосфорной кислоты (что бывает крайне редко), то АДФ переходит в аденозинмонофосфат (АМФ). При отделении каждого остатка фосфорной кислоты освобождается 40 кДж энергии. Связь между остатками фосфорной кислоты называют макроэргической (она обозначается символом ~), так как при ее разрыве выделяется почти в четыре раза больше энергии, чем при расщеплении других химических связей (рис. 13). АТФ универсальный источник энергии для всех реакций, протекающих в клетке.
2. Витамины.
Витамины (от лат. vita жизнь) биоорганические соединения, необходимые в малых количествах для нормальной жизнедеятельности организмов. В отличие от других органических веществ витамины не используются в качестве источника энергии или строительного материала, соединяясь с белками в качестве коферментов , они приводят к образованию ферментов.
Некоторые витамины могут синтезироваться самим организмом (например, бактерии способны образовывать практически все витамины). Другие витамины поступают в организм с пищей. Витамины принято обозначать буквами латинского алфавита. В основу современной классификации витаминов положена их способность растворяться в воде и жирах. Различают жирорастворимые (A , D , Е и К) и водорастворимые (В, С, РР и др.) витамины.
Витамины играют большую роль в обмене веществ и других процессах жизнедеятельности организма. Как недостаток, так и избыток витаминов может привести к серьезным нарушениям многих физиологических функций в организме.
Кроме перечисленных выше органических соединений (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, витамины) в любой клетке всегда есть много других органических веществ. Они являются промежуточными или конечными продуктами биосинтеза и распада.
Карточка у доски:
Карточки для письменной работы:
Компьютерное тестирование
**Тест 1 . В состав молекулы АТФ входят:
**Тест 2 . Углевод и азотистое основание АТФ:
Тест 3 . В молекуле АТФ макроэргических связей:
Тест 4. При распаде АТФ до АМФ и 2 молекул Н 3 РО 4 выделилось энергии:
Тест 5 . Значение витаминов:
Тест 6 . Жирорастворимые витамины?
**Тест 7 . К малым органическим молекулам относятся:
**Тест 8 . Азотистое основание аденин входит в состав:
Тест 9 . Моносахарид рибоза входит в состав:
**Тест 10 . Остатки фосфорной кислоты входят в состав:
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать |
|||
36697. | Использование команд GRANT и REVOKE для задания привилегий пользователей | 49 KB | |
Откройте их с помощью команд и и зайдите в систему под именем любого пользователя например user. Работу в СУБД MySQL от имени пользователей root user3 и user4 необходимо вести параллельно подключившись с разных терминалов открытых в начале выполнения лабораторной работы. В лабораторной работе создаваемые пользователи обозначаются user3 и user4. То есть вам необходимо подставить вместо user3 и user4 имена ivnov3 и ivnov4. | |||
36698. | ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ ТЕПЛОЕМКОСТЕЙ ГАЗА МЕТОДОМ КЛЕМАНА - ДЕЗОРМА | 73 KB | |
Основные теоретические положения к данной работе основополагающие утверждения: формулы схематические рисунки: Для определения отношения Сp Cv в случае воздуха в данной лабораторной работе применен метод предложенный Клеманом и Дезормом в котором использовано охлаждение газа при его адиабатическом расширении. Быстрое сжатие и быстрое расширение газа приблизительно можно рассматривать как адиабатический процесс. Отсюда видно что при адиабатическом сжатии температура газа повышается за счет работы внешних сил а при адиабатическом... | |||
36699. | Определение параметров импульсных сигналов, используемых для электростимуляции | 495 KB | |
Связь амплитуды формы импульса частоты следования импульсов длительности импульсного сигнала с раздражающим действием импульсного тока. Какова будет сила тока в начале разрядки конденсатора Через 6 мс напряжение на конденсаторе упадет до 250 В. Цель работы: Используя осциллограф С819 источник питания постоянного тока Б545 дифференцирующие и интегрирующие цепи. | |||
36700. | Изучение действия СВЧ поля на вещество | 551 KB | |
Переменные токи наведенные электрическим полем создают в диполе стоячую волну с пучностью тока в его середине. Они препятствуют ответвлению в гальванометр высокочастотного тока свободно пропуская выпрямленный.Исследование нагревания токами СВЧ электролита и диэлектрика.Делают вывод о влиянии СВЧ поля на вещество Воздействие переменными токами Первичное действие переменного тока и электромагнитного поля на биологические объекты в основном заключается в периодическом смещении ионов растворов электролитов и изменении поляризации... | |||
36701. | Градуирование электростатического вольтметра с помощью электрометра Томсона | 396 KB | |
Градуирование электростатического вольтметра с помощью электрометра Томсона. Цель работы: Градуирование шкалы электростатического вольтметра с помощью абсолютного электрометра Томсона т. Основные теоретические положения к данной работе основополагающие утверждения: формулы... | |||
36702. | Определение омического сопротивления при помощи моста Уитстона | 306.5 KB | |
Определение омического сопротивления при помощи моста Уитстона. Цель работы: Экспериментальное определение сопротивления проводников и проверка закона Ома с помощью моста постоянного тока. Однако существует одно определенное... | |||
36703. | Определение собственной люминесценции белка | 1.1 MB | |
Характеристики люминесценции спектр длительность квантовый выход. Задачи Исследование спектров люминесценции Спектром люминесценции называется кривая зависимости интенсивности люминесценции от длины волны или частоты: I = f Интенсивность люминесценции выражается обычно в величинах пропорциональных энергии или числу квантов. Качественный и количественный анализ веществ в растворе и в живой клетке может производиться по спектрам люминесценции аналогично тому как это было описано выше для спектров поглощения. | |||
36704. | ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНОВ ДВИЖЕНИЯ ЭЛЕКТРОНА В ЭЛЕКТРИЧЕСКОМ И МАГНИТНОМ ПОЛЯХ | 290 KB | |
ОТЧЁТ ПО ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №22 ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНОВ ДВИЖЕНИЯ ЭЛЕКТРОНА В ЭЛЕКТРИЧЕСКОМ И МАГНИТНОМ ПОЛЯХ Цель работы: Определение опытным и расчетным путем индукции магнитного поля на оси соленоида с помощью законов движения электрона в электрическом и магнитном полях. С соленоид служащий для создания магнитного поля; А амперметр для... | |||
36705. | Изучение затухающих электромагнитных колебаний в колебательном контуре с помощью осциллографа | 550 KB | |
Изучение с помощью электронного осциллографа электромагнитных колебаний, возникающих в колебательном контуре, содержащем индуктивность, емкость и активное сопротивление; изучение условий возникновения затухающих колебаний в контуре; расчет основных физических величин, характеризующих эти колебания. | |||
Конспект урока по биологии в 10 классе
Тема урока: «АТФ и др. орг. соединения клетки»
Цель урока: изучить строение АТФ.
1. Обучающие:
2. Развивающие:
3. Воспитательная:
Оборудование: таблица, учебник, мультимедийный проектор.
Тип урока: комбинированный
Структура урока :
План урока:
Ход урока.
I . Организационный момент.
II . Проверка знаний
1) Какой из нуклеотидов не входит в состав ДНК?
2) Если нуклеотидный состав ДНК -АТТ-ГЦГ-ТАТ-, то каким должен быть нукеотидный состав и-РНК?
3) Укажите состав нуклеотида ДНК?
4) Какую функцию выполняет и-РНК?
5) Что является мономерами ДНК и РНК?
6) Назовите основные отличия и-РНК от ДНК.
7) Прочная ковалентная связь в молекуле ДНК возникает между: …
8) Какой из видов молекул РНК имеет самые длинные цепочки?
9) Какой вид РНК вступает в реакцию с аминокислотами?
10) Какие нуклеотиды входят в состав РНК?
2) УАА-ЦГЦ-АУА
3) Остаток фосфорной кислоты, дезоксирибоза, аденин
4) Снятие и перенос информации с ДНК
5) Нуклеотиды,
6) Одноцепочная, содержит рибозу, передает информацию
7) Остаток фосфорной кислоты и сахарами соседних нуклеотидов
10) Аденин, урацил, гуанин, цитозин.
(ноль ошибок - «5», 1 ош - «4», 2 ош. - «3»)
III . Изучение нового материала
Какие виды энергии вам известны? (Кинетическая, потенциальная.)
Эти виды энергии вы изучали на уроках физики. В биологии тоже есть свой вид энергии - энергия химических связей. Предположим, вы выпили чай с сахаром. Пища поступила в желудок, там разжижается и направляется в тонкий кишечник, где идет её расщепление: крупные молекулы до мелких. Т.е. сахар-это углевод дисахарид, который расщепляется до глюкозы. Она расщепляется и служит источником энергии, т.е.50%энергии рассеивается в виде теплоты для поддержания постоянной t тела, и 50% энергии, которая превращается в энергию АТФ, она хранится для нужд клетки.
Итак, цель урока - изучить строение молекулы АТФ.
АТФ был открыт в 1929 г. Карлом Ломанном, а в 1941 году Фриц Липман показал, что АТФ является основным переносчиком энергии в клетке. АТФ содержится в цитоплазме, митохондриях, ядре.
АТФ - аденозинтрифосфат - нуклеотид, состоящий из азотистого основания аденина, углевода рибозы и 3-х остатков Н3РО4, соединенных поочередно.
Кроме изученных органических соединений (белки, жиры, углеводы) есть органические соединения- витамины. Вы едите овощи, фрукты, мясо? (Да, конечно!)
Все эти продукты содержат большое количество витаминов. Для нормального функционирования нашего организма витаминов, поступающих с пищей, нужно небольшое количество. Но не всегда тот объём продуктов, который мы употребляем, способен восполнить наш организм витаминами. Одни витамины организм может синтезировать сам, другие же поступают только с пищей (н., витамин К, С).
Витамины - группа низкомолекулярных органических соединений относительно простого строения и разнообразной химической природы.
Все витамины принято обозначать буквами латинского алфавита-А, В, D, F...
По растворимости в воде и в жирах витамины делят на:
ВИТАМИНЫ
Жирорастворимые Водорастворимые
Е, A, D К С, РР, В
Витамины участвуют во множестве биохимических реакций, выполняя каталитическую функцию в составе активных центров большого количества разнообразных ферментов .
Витаминам отводится важнейшая роль в обмене веществ . Концентрация витаминов в тканях и суточная потребность в них невелики, но при недостаточном поступлении витаминов в организм наступают характерные и опасные патологические изменения.
Большинство витаминов не синтезируются в организме человека, поэтому они должны регулярно и в достаточном количестве поступать в организм с пищей или в виде витаминно-минеральных комплексов и пищевых добавок.
С нарушением поступления витаминов в организм связаны два принципиальных патологических состояния:
Гиповитаминоз - недостаток витамина.
Гипервитаминоз - избыток витамина.
Авитаминоз - полное отсутствие витамина.
IV . Закрепление материала
Обсуждение вопросов в ходе фронтальной беседы:
V . Задание на дом
Изучить § 1.7 «АТФ и другие органические соединения клетки», ответить на вопросы в конце параграфа, конспект выучить
Нуклеиновые кислоты - высокомолекулярные органические соединения, образованные остатками нуклеотидов.
Нуклеотид - фосфорные эфиры нуклеозидов, ноклиозидфосфаты.
Макроэргическая связь - это ковалентные связи, которые гидролизуются с выделением значительного кол-ва энергии.
Комплементарностью - взаимное соответствие молекул биополимеров или их фрагментов, обеспечивающее образование связей между пространственно взаимодополняющими (комплементарными) фрагментами молекул или их структурных фрагментов вследствие супрамолекулярных взаимодействий.
2) В молекуле ДНК присутствуют нуклеотиды четырех типов: дезоксиаденозин монофосфат (dAMP), дезоксигуанозинмонофосфат (dGMP), дезокситимидинмонофосфат(dТМР),дезоксицитадинмонофосфат(с!СМР).
3) 1) обеспечивает сохранение и передачу генетической информации от клетки к клетке и от организма к организму;
2) регуляция всех процессов, происходящих в клетке.
4) 1. ДНК содержит сахар дезоксирибозу, РНК - рибозу, у которой есть дополнительная, по сравнению с дезоксирибозой, гидроксильная группа. Эта группа увеличивает вероятность гидролиза молекулы, то есть уменьшает стабильность молекулы РНК.
2. Нуклеотид, комплементарный аденину, в РНК не тимин, как в ДНК, а урацил - неметилированная форма тимина.
3. ДНК существует в форме двойной спирали, состоящей из двух отдельных молекул. Молекулы РНК, в среднем, гораздо короче и преимущественно одноцепочечные.
5) Рибонуклеи́новые кисло́ты (РНК) - нуклеиновые кислоты, полимеры нуклеотидов, в состав которых входят остаток ортофосфорной кислоты, рибоза (в отличие от ДНК, содержащей дезоксирибозу) и азотистые основания - аденин, цитозин, гуанин и урацил (в отличие от ДНК, содержащей вместо урацила тимин). Эти молекулы содержатся в клетках всех живых организмов, а также в некоторых вирусах.
Дезоксирибонуклеи́новая кислота́ (ДНК) - один из двух типов нуклеиновых кислот, обеспечивающих хранение, передачу из поколения в поколение и реализацию генетической программы развития и функционирования живых организмов. Основная роль ДНК в клетках - долговременное хранение информации о структуре РНК и белков.
6) АТФ - это главный универсальный поставщик энергии в клетках всех живых организмов. АТФ - Аденозинтрифосфа́т
7) АТФ относится к так называемым макроэргическим соединениям, то есть к химическим соединениям, содержащим связи, при гидролизе которых происходит освобождение значительного количества энергии. Гидролиз макроэргических связей молекулы АТФ, сопровождаемый отщеплением 1 или 2 остатков фосфорной кислоты, приводит к выделению, по различным данным, от 40 до 60 кДж/моль.
8) Витамины - это группы сравнительно низкомолекулярных органических соединений разнообразной химической природы. По растворимости они подразделяются на две большие группы: растворимые в жирах и растворимые в воде.