Главная » Несъедобные грибы » Блистательный 'век Драйдена'. Переводы и переложения

Блистательный 'век Драйдена'. Переводы и переложения

Драйден Джон (1631-1700), английский поэт, драматург, переводчик, эссеист и теоретик литературы. Известный поэт названный Т. С. Элиот называл его одним из трех величайших (наряду с Шекспиром и Мильтоном) представителей английской литературы 17 в.

Жизнь и основные сочинения. Хотя по складу своего характера Драйден был далек от авантюризма, отличавшего многих писателей его времени (в том числе, и У.Давенанта, а позднее — и Д.Дефо), биография его не лишена драматизма.

Честь женщины подобна горностаю: от малейшего прикосновения тускнеет ее белизна.

Драйден Джон

Он родился 9 августа 1631 в Олдвиче (Нортхэмптоншир) в семье пуритан. Его двоюродный брат, сэр Гилберт Пикеринг, занимал видные государственные посты при Карле I и его противнике О.Кромвеле. Драйден, говоря о своем детстве, сообщает, что его главным чтением в те годы были сочинения Э.Спенсера и история Рима Полибия.

Возможно, что Спенсер оказал влияние на Драйдена причудливым переплетением мотивов позднего Возрождения и барокко, а Полибий дал толчок к формированию гражданской позиции поэта. Так или иначе, Драйден был человеком образованным и был знаком с творчеством классических и большинства современных ему авторов.

Приблизительно в 1645 Драйден поступил в Вестминстерскую школу, в 1649 он опубликовал первое стихотворение На смерть лорда Гастингса (Upon the Death of Lord Hastings). В 1650 он поступил в Тринити-колледж в Кембридже; с 1657 состоял на государственной службе.

В 1659 было опубликовано произведение, обратившее на него внимание просвещенного английского общества — Героические стансы славной памяти достойнейшего и знаменитейшего мужа, Его Высочества Оливера, покойного лорда-протектора Республики, написанные после его погребения (Heroic Stanzas Consecrated to the Glorious Memory of his most Serene and Renowned Highness Oliver, late Lord Protector of this Commonwealth. Written after the Celebration of his Funeral).

Посвященное памяти Оливера Кромвеля, это произведение, выдержанное в манере классицистической пиндарической оды — жанра, доселе английской поэзии неизвестного — и написанное катренами пятистопного ямба с перекрестной рифмовкой произвело огромное впечатление и заставило обратить на Драйдена внимание как на многообещающего поэта.

Однако после смерти Кромвеля последовала реставрация Стюартов и уже в 1660 на трон взошел Карл II. Драйден откликнулся на это событие поэмой Astraea Redux (лат. «Восстановленная справедливость»), имеющей подзаголовок «На счастливое восстановление власти и возвращение Его Величества Карла Второго». Это сочинение дало многим исследователям повод обвинять Драйдена в политической беспринципности — ведь незадолго до этого он воспевал Кромвеля, отправившего на смерть отца нынешнего короля.

Джон Драйден
John Dryden
267x400px
Имя при рождении:
Псевдонимы:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Полное имя

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:
Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Infocards на строке 164: attempt to perform arithmetic on local "unixDateOfDeath" (a nil value).

Место смерти:
Гражданство:

Англия 22x20px Англия

Род деятельности:
Годы творчества:

с Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). по Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Направление:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Жанр:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Язык произведений:

В молодости Драйден был республиканцем-пуританином , а потом - с реставрацией Стюартов - перешёл в противоположный лагерь. Помимо блестящих комедий («Marriage A-la-Mode») и трагедий («All for Love» - переделка шекспировского «Антония и Клеопатры », «Завоевание Гранады », «Эдип » (в соавторстве с Натаниэлом Ли), наибольшую славу среди современников Драйдену принесла аллегорическая сатира на тему дня, направленная против политических противников Стюартов. Драйден работал над созданием английской оперы (он, между прочим, переделал «Потерянный рай » Мильтона в оперу под названием «Невинное состояние»).

Крупнейшее прозаическое произведение Драйдена - «О драматической поэзии» (1668). Относясь с большим уважением к Шекспиру , Бену Джонсону и другим своим крупным предшественникам, Драйден говорит в нём и о «дефектах» в их произведениях с точки зрения «аристотелевского» учения о трёх единствах .

Джон Драйден умер 12 мая 1700 года в городе Лондоне .

Напишите отзыв о статье "Драйден, Джон"

Примечания

Литература

  • Гербель Н. В. Английские поэты в биографиях и образцах, СПб., (в нём же перевод В. Жуковского «Пиршество Александра или сила гармонии»).
  • Works. Notes and life by W. Scott, rev. and corr. by G. Saintsbury, 18 vv., - .
  • Verrall A. W., Lectures on Dryden, Cambridge, .
  • Van Doren M., The poetry of John Dryden,
  • Pendlebury В. J., Dryden’s heroic plays, L.,
  • Nicoll A., Dryden and his poetry, L., 1923
  • Elliot Т. S., Homage to John Dryden, .
  • Dobell P. J., Bibliog. memoranda, .

Ссылки

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Драйден, Джон

Окситания...

На самой верхушке высокой каменной горы стояло трое человек... Одним из них был Светодар, он выглядел очень печальным. Рядом, опёршись на его руку, стояла очень красивая молодая женщина, а за неё цеплялся маленький белокурый мальчик, прижимавший к груди огромную охапку ярких полевых цветов.
– Кому же ты нарвал так много, Белоярушка? – ласково спросил Светодар.
– Ну, как же?!.. – удивился мальчонка, тут же разделяя букет на три ровных части. – Это вот – мамочке... А это вот милой бабушке Таре, а это – бабушке Марии. Разве не правильно, дедушка?
Светодар не ответил, лишь крепко прижал мальчика к груди. Он был всем, что у него оставалось... этот чудесный ласковый малыш. После умершей при родах правнучки Марии, которой Светодар так никогда и не увидел, у малыша оставалась только тётя Марсилла (стоявшая рядом с ними) и отец, которого Белояр почти не помнил, так как тот всё время где-то воевал.
– А, правда, что ты теперь никогда больше не уйдёшь, дедушка? Правда, что ты останешься со мной и будешь меня учить? Тётя Марсилла говорит, что ты теперь будешь всегда жить только с нами. Это правда, дедушка?
Глазёнки малыша сияли, как яркие звёздочки. Видимо появление откуда-то такого молодого и сильного деда приводило малыша в восторг! Ну, а «дед», печально его обнимая, думал в то время о тех, кого никогда уже не увидит, проживи он на Земле даже сто одиноких лет...
– Никуда не уйду, Белоярушка. Куда же мне идти, если ты находишься здесь?.. Мы ведь теперь с тобой всегда будем вместе, правда? Ты и я – это такая большая сила!.. Так ведь?
Малыш от удовольствия повизгивал и всё жался к своему новоявленному деду, будто тот мог вдруг взять и исчезнуть, так же внезапно, как и появился.
– Ты и правда никуда не собираешься, Светодар? – тихо спросила Марсилла.
Светодар лишь грустно мотнул головой. Да и куда ему было идти, куда податься?.. Это была его земля, его корни. Здесь жили и умерли все, кого он любил, кто был ему дорог. И именно сюда он шёл ДОМОЙ. В Монтсегуре ему были несказанно рады. Правда, там не осталось ни одного из тех, кто бы его помнил. Но были их дети и внуки. Были его КАТАРЫ, которых он всем своим сердцем любил и всей душой уважал.
Вера Магдалины цвела в Окситании, как никогда прежде, давно перевалив за её пределы! Это был Золотой Век катаров. Когда их учение мощной, непобедимой волной неслось по странам, сметая любые препятствия на своём чистом и правом пути. Всё больше и больше новых желающих присоединялось к ним. И несмотря на все «чёрные» попытки «святой» католической церкви их уничтожить, учение Магдалины и Радомира захватывало все истинно светлые и мужественные сердца, и все острые, открытые новому умы. В самых дальних уголках земли менестрели распевали дивные песни окситанских трубадуров, открывавшие глаза и умы просвещённым, ну а «обычных» людей забавлявшие своим романтическим мастерством.

Окситания цвела, как прекрасный яркий цветок, впитывающий жизненную мощь светлой Марии. Казалось, никакая сила не могла противостоять этому мощному потоку Знания и светлой, вселенской Любви. Люди всё ещё поклонялись здесь своей Магдалине, обожая её. Будто она до сих пор жила в каждом из них... Жила в каждом камушке, в каждом цветке, каждой крупинке этой удивительной, чистой земли...
Однажды, гуляя по знакомым пещерам, Светодар набрёл на новую, потрясшую его до самой глубины души... Там, в спокойном тихом уголке стояла его чудесная мать – любимая Мария Магдалина!.. Казалось, природа не смогла забыть эту дивную, сильную женщину и вопреки всему, создала её образ своей всемогучей, щедрой рукой.

Пещера Марии. В самом углу пещеры стоит, природой созданная, высокая статуя прекрасной женщины,
окутанной очень длинными волосами. Местные катары говорили, что статуя появилась там сразу же после

ДРАЙДЕН (Dryden) Джон (19.8.1631, Олдуинкл, графство Нортгемптоншир - 12.5.1700, Лондон), английский поэт, литературный критик, драматург, переводчик. Родился в пуританской семье мелких землевладельцев. Учился в Вестминстерской школе в Лондоне, затем в Тринити-колледже в Кембридже (1650-54). Около 1657 вернулся в Лондон. Первая публикация - «Героические стансы» («Heroic stanzas», 1658) на смерть О. Кромвеля. Поэма «Astraea redux» (1660) отразила переход Драйдена с республиканских позиций на монархические: он приветствует Реставрацию, сравнивая возвращение Стюартов с восшествием Августа на римский престол. Победа Англии в войне с Нидерландами и пожар Лондона 1666 года описаны в поэме «Annus Mirabilis» (1667). В 1668 стал поэтом-лауреатом (по восшествии на престол Вильгельма III Оранского был лишён лауреатства), в 1670 - королевским историографом. Лучшие поэтические произведения Драйдена созданы в жанре сатиры: «Авессалом и Ахитофель» («Absalom and Achitophel», 1681) - на противников династии Стюартов; «Мак Флекно» («Мас Flecknoe», 1682), в которой Драйден высмеял «истинно протестантского поэта» Т. Шедуэлла. Писал также поэмы на религиозные темы: «Religio laici» (1682), где защищал протестантизм; «Лань и пантера» («The hind and the panther», 1687), в которой Драйден, к тому времени принявший католичество, в образе кроткой лани изобразил Римско-католическую церковь, а под видом кровожадной пантеры - Англиканскую. В сборнике «Басни древние и новые» («Fables ancient and modern», 1700) переложения из Овидия, Лукреция, Дж. Боккаччо и Дж. Чосера чередовались с собственными стихами Драйдена, среди которых выделяется ода «Пиршество Александра, или Могущество музыки» («Alexander ‘s feast, or The power of music», 1697; русский перевод В. А. Жуковского, 1802), положенная на музыку Г. Ф. Генделем. Поэзия Драйдена преимущественно классицистическая, однако в ней присутствуют и черты барокко.

Среди драматических сочинений Драйдена - комедии, трагикомедии, переделки драм У. Шекспира [по мотивам трагедии «Антоний и Клеопатра» написана лучшая пьеса Драйдена - «Всё за любовь» («All for love», 1678)], а также так называемые героические пьесы [теоретическое обоснование этого жанра Драйден дал в трактате «Опыт о героических пьесах» («Of heroic plays, an essay», 1672)] на тему любви и истинной доблести: «Королева индейцев» («The Indian Emperor», 1665; музыка Г. Пёрселла, 1695), «Любовь тирана» («Tyrannick love», 1669), «Завоевание Гранады» («The Conquest of Granada», 1670), «Ауренгзеб» («Aureng-Zebe», 1675). Написал текст к семи-опере «Король Артур» Пёрселла (1691).

Драйден - один из основоположников английской литературной критики. В «Опыте о драматической поэзии» («Of dramatick poesie, an essay», 1668) сформулировал общие принципы драматического искусства, ставя английскую драматургию в один ряд с французской классицистической и античной. Написал также трактат «Сопоставление поэзии и живописи» («А parallel betwixt painting and poetry», 1695). Перевёл «Сравнительные жизнеописания» Плутарха, а также все произведения Вергилия.

Соч.: Works. Berk., 1956-2000. Vol. 1-20; The major works. 2nd ed. Oxf., 2003.

Лит.: Young К. J. Dryden: А critical biography. L., 1954; Решетов В. Г. Д. Драйден и становление английской литературной критики XVI-XVII вв. Иркутск, 1989; Marcie F. Gender, theatre, and the origins of criticism: from Dryden to Manley. Camb., 2002; Yu С. Nothing to admire: the politics of poetic satire from Dryden to Merrill. Oxf.; N. Y., 2003.

Баснописец, сделавший основным размером английской поэзии александрийский стих и более других способствовавший утверждению в английской литературе эстетики классицизма . Его влияние на современников было настолько всеобъемлюще, что период с 1660 по 1700 гг. в истории английской литературы принято именовать «веком Драйдена».

Биография

В молодости Драйден был республиканцем-пуританином , а потом - с реставрацией Стюартов - перешёл в противоположный лагерь. Помимо блестящих комедий («Marriage A-la-Mode») и трагедий («All for Love» - переделка шекспировского «Антония и Клеопатры », «Завоевание Гранады», «Эдип » (в соавторстве с Натаниэлом Ли)), наибольшую славу среди современников Драйдену принесла аллегорическая сатира на тему дня, направленная против политических противников Стюартов. Драйден работал над созданием английской оперы (он, между прочим, переделал «Потерянный рай» Мильтона в оперу под названием «Невинное состояние»).

Крупнейшее прозаическое произведение Драйдена - «О драматической поэзии» () - вещь глубоко продуманная и серьёзная. Относясь с большим уважением к Шекспиру , Бену Джонсону и другим своим крупным предшественникам, Драйден говорит здесь и о «дефектах» в их произведениях с точки зрения «аристотелевского» учения о трёх единствах .

Библиография

  • Гербель Н. В. Английские поэты в биографиях и образцах, СПб., (в нём же перевод В. Жуковского «Пиршество Александра или сила гармонии»).
  • Works. Notes and life by W. Scott, rev. and corr. by G. Saintsbury, 18 vv., - .
  • Verrall A. W., Lectures on Dryden, Cambridge, .
  • Van Doren M., The poetry of John Dryden,
  • Pendlebury В. J., Dryden’s heroic plays, L.,
  • Nicoll A., Dryden and his poetry, L., 1923
  • Elliot Т. S., Homage to John Dryden, .
  • Dobell P. J., Bibliog. memoranda, .

Ссылки

  • Джон Драйден - биографическая справка и переводы Александра Лукьянова

Категории:

  • Драматурги Великобритании
  • Драматурги XVII века
  • Литературные критики Великобритании
  • Литературные критики по алфавиту
  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 7 августа
  • Умершие 12 мая
  • Поэты Великобритании
  • Английские поэты
  • Родившиеся в 1631 году
  • Умершие в 1700 году
  • Поэты-лауреаты Великобритании

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Драйзер, Теодор
  • Драгоманов, Михаил Петрович

Смотреть что такое "Драйден, Джон" в других словарях:

    Драйден Джон

    Драйден Джон - (Dryden) (1631 1700), английский писатель. Один из основоположников английского классицизма («Опыт о драматической поэзии», 1668; «Опыт о героических пьесах», 1672). Драмам Драйдена («Завоевание Гранады», 1672) свойственна риторика. Ода… … Энциклопедический словарь

    Драйден Джон - Драйден (Dryden) Джон (7.8.1631, Олдуинкл, графство Нортхемптоншир, ‒ 1.5.1700, Лондон), английский поэт, драматург, критик. Один из основоположников английского классицизма. В годы английской буржуазной революции воспел Кромвеля в оде на его… … Большая советская энциклопедия

    ДРАЙДЕН Джон - ДРАЙДЕН (Dryden) Джон (1631—1700), английский поэт, драматург, критик, придворный историограф (с 1671). Трагедии «Всё за любовь» (1678), «Дон Себастьян» (1695); трагикомедии, в т.ч. «Торжествующая любовь» (1694). Оды, в т.ч. «Пиршество… … Литературный энциклопедический словарь

    Джон Драйден - Джон Драйден. Джон Драйден (англ. John Dryden; 1631 12 мая 1700, Лондон) английский поэт, драматург, критик, баснописец, сделавший основным размером английской поэзии александрийский стих и более других способствовавший утверждению в английской … Википедия

    Драйден Д. - Джон Драйден. Джон Драйден (англ. John Dryden; 1631 12 мая 1700, Лондон) английский поэт, драматург, критик, баснописец, сделавший основным размером английской поэзии александрийский стих и более других способствовавший утверждению в английской … Википедия

    Драйден - фамилия. Известные носители: Драйден, Джон английский поэт, драматург, критик. Драйден, Кен канадский спортсмен, хоккеист (вратарь) … Википедия

    Драйден - Джон (John Dryden, 1631 1700) английский писатель, выразитель мировоззрения английской аристократии в эпоху ее борьбы с буржуазией за классовое господство. Д. писал стихи, драмы, прозу. Все его творчество, по форме близкое к французскому… … Литературная энциклопедия

    Драйден - (Dryden) Драйден Джон (Dryden, John) (1631 1700) Английский писатель, поэт, драматург, критик. Родился 7 августа 1631, Олдуинкл, графство Нортхемптоншир. Умер 1 мая 1700 в Лондоне. Один из основоположников английского классицизма, стремился… … Сводная энциклопедия афоризмов

Книги

Драйден стал первым английским поэтом-лауреатом в 1668-м. Его влияние в период реставрации Стюартов было настолько могущественным, что в истории английской литературы это время принято считать "веком Драйдена".


Джон Драйден родился 19 августа 1631-го, в Олдуинкле, близ Трапстона, графство Нортгемптоншир (Aldwincle, Northamptonshire), где его дед по материнской линии был приходским священником в Церкви Всех Святых.

Джон был старшим из четырнадцати детей Эразмуса Драйдена и Мэри Пикеринг. В детские годы он проживал в соседнем селе Титчмарш (Titchmarsh), где, вероятно, получил начальное образование. В 1644-м Драйдена отправили в Уэстминстерскую школу как королевского стипендиата. В основанном Елизаветой I (Elizabeth I) учебном заведении господствовал религиозный и политический дух поощрения роялизма и англиканских вероучений.



Будучи школой гуманистического воспитания, Уэстминстер поддерживал учебный план, куда были включены еженедельные занятия по переводу, которые позволили Джону преуспеть в ассимиляции. В 1650-м Драйден отправился в Тринити-колледж в Кембридже (Cambridge), где вернулся к религиозному и политическому этосу своего детства: ректором колледжа оказался пуританский проповедник по имени Томас Хидлл (Thomas Hill), который был пастором в родном селе Драйдена.

О студенческих годах Джона известно немного, однако, наверняка, он следовал стандартному плану - изучал классику, риторику и математику. В 1654-м Драйден получил степень бакалавра. В июне того же года скончался его отец, и сын получил земельный участок, который приносил некий доход - недостаточный для дальнейшей жизни.

Драйден прибыл в Лондон (London) в период Протектората и начал работать с Джоном Турлоу (John Thurloe), секретарем государственного совета при Кромвеле (Oliver Cromwell). В 1660-м Джон восславил восстановление монархии и возвращение Карла II (Charles II) в своем труде "Astraea Redux", подлинном роялистском панегирике. В этой работе междуцарствие показано как время анархии, а Карл II - как реставратор мира и порядка.

После периода Реставрации Драйден быстро зарекомендовал себя как ведущий поэт и литературный критик своего времени и выказал свою лояльность новому правительству. Наряду с "Astraea Redux", Джон представил еще два панегирика: "To His Sacred Majesty: A Panegyric on his Coronation" 1662-го и "To My Lord Chancellor" того же года.

В ноябре 1662-го Драйдену было предложено членство в Королевском обществе, где он, однако оставался неактивен. В 1666-м поэта исключили из общества за неуплату членских взносов.

1 декабря 1663-го Джон взял в жены роялистскую сестру сэра Роберта Говарда (Robert Howard) - леди Элизабет. В некоторых своих трудах Драйден пылко выступал против брачного статуса, но одновременно с этим воспевал единство брачных уз. Его супруга родила трех сыновей и пережила Джона.

После отмены пуританского запрета на театральную деятельность Драйден стал сочинять пьесы. Первая, "The Wild Gallant", появилась в 1663-м, не возымела успеха, но талант драматурга в Джоне оказался налицо. С 1668-го Драйден был связан контрактом на производство трех пьес для Королевской компании, в которой стал акционером. В 1660-х и 1670-х основным источником дохода для Джона оставались театральные произведения.

Англичанин преуспел в комедии нравов - комедии периода Реставрации, ставшей реакцией на пуританизм предшествующего. Наиболее известной работой Драйдена считается "Marriage à la Mode" 1672-го. Он также оставил след в героической трагедии, где серьезный интерес вызвал работой "All for Love" 1678-го. Вместе с тем, самому Джону никогда не нравились его театральные сочинения. Он нередко говорил о том, что растратил свой талант впустую на недостойную аудиторию.

В 1667-м Драйден опубликовал "Annus Mirabilis", серьезную по объему историческую поэму, в которой описал Лоустофтское сражение - морское сражение между флотами Англии и Голландской республики, а также Большой пожар в Лондоне в 1666-м. "Annus Mirabilis" позволила Джону стать выдающимся поэтом своего поколения и сыграла решающее значение в достижении должности поэта-лауреата в 1668-м.

Драйден добился серьезных результатов в сатирическом стихе. Особо признания удостоилась ироикомическая сатира "Mac Flecknoe" - прямая атака на драматурга Томаса Шадуэлла (Thomas Shadwell), современника Джона. Автор " Mac Flecknoe" высмеивает Шадуэлла за якобы его преступления против литературы.

Драйден написал "Britannia Rediviva" - дабы отпраздновать рождение Джеймса Фрэнсиса Эдварда (James Francis Edward), сына и наследника католического короля и королевы, 10 июня 1688-го. Когда в этом же году Яков II (James II) был свергнут Славной революцией, Джон отказался принять присягу на верность новым монархам, из-за чего остался в немилости при дворе.

Его преемником должности поэта-лауреата стал Томас Шадуэлл, и Драйден был вынужден отказаться от своих государственных должностей и жить за счет доходов от пера. Джон перевел работы Горация (Horace), Ювенала (Juvenal), Овидия (Ovid), Лукреция (Lucretius) и Феокрита (Theocritus). Он посчитал, что получит от подобного труда удовлетворения больше, нежели от сочинения театральных произведений.

В 1694-м Драйден приступил к тому, что стало его самой амбициозной и дающей право считаться достойным переводчиком работой, "The Works of Virgil". Публикация перевода в 1697-м стала национальным событием и принесла Джону 1400 фунтов. Последней переводческой работой Драйдена была "Fables Ancient and Modern" и современная интерпретация Джеффри Чосера (Geoffrey Chaucer), перемежающаяся с собственными стихотворениями Джона.

Джон Драйден умер 12 мая 1700-го. Первоначально его похоронили на кладбище в Сохо (Soho). Через десять дней тело было эксгумировано и перезахоронено в Уэстминстерском аббатстве.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта