Главная » Съедобные грибы » Царица анастасия. Анастасия романовна

Царица анастасия. Анастасия романовна

Царица Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева - первая жена царя Ивана Васильевича Грозного, мать царя Фёдора Иоанновича. Происходила из рода Захарьиных-Юрьевых, которых в последствии прозвали Романовыми. Благодаря браку Анастасии с Иваном Грозным,произошло возвышение рода Романовых,а после пресечения московской линии Рюриковичей в 1598 году близкое родство с последним царём Фёдором дало основания Романовым претендовать на престол. После смерти отца в 1543 году жила с матерью. Царица Анастасия славилась своей красотой. Она была невысокого роста, обладала правильными чертами лица, длинными густыми тёмными волосами и тёмными глазами. После своего венчания на царство (16 января 1547 года) 17-летний Иван Грозный решил жениться и в феврале того же года устроил смотрины невест. Из большого количества невест, которые были привезены из всей России, выбрал Анастасию. Венчанье с царём состоялось 3 февраля 1547 года, таинство совершил митрополит Макарий. Детство и юность Будущая Царица родилась около 1530 года. С детства была приучена к рукоделиям. В родительском доме, молодая девушка развивалась, разцвела красой и при этом пленяла всех своим добрым и кротким нравом. Существует предание, что Святой Геннадий Костромской, посетив Москву, предсказал скромной барышне супружество с Царём, что и сбылось в недалёком будущем. Брак и дети Анастасия имела большое влияние на царя. По словам летописцев, она наставляла и приводила Ивана на всякие добродеяния. Уже в юности славившийся своей необузданностью, Иван слушался Анастасии Романовны и был верен ей до самой ее смерти. В этом браке было шестеро детей, но лишь двое остались живы. Старшие дочки - Анна и Мария - умерли, не прожив и года. Царевич Дмитрий Иванович умер через полгода из-за небрежности няньки - она выронила царевича в реку и он утонул. Второго сына, царевича Ивана Ивановича, Анастасия Романовна родила 28 марта 1554 г. Еще через 2 года у нее родилась дочь Евдокия. Сын выжил, а дочь умерла когда ей исполнилось три года. Третий сын в царской семье родился 31 мая 1557 г. Здоровье Анастасии Романовны было к тому времени подорвано частыми родами, она часто болела. Последний ребенок, царевич Федор Иванович, оказался поэтому поводу болезненным и слабоумным и был последним царем династии Рюриковичей. Именно Феодор стал наследником преста, а в 1584 г. - царем. Ранняя смерть царицы Её здоровье было подорвано частыми родами и болезнями. В 1559 году она серьёзно заболела. Во время этой болезни у царя случилось столкновение с кем-то из советников. Из-за московского пожара 1560 года царицу увезли в село Коломенское, где она вскоре скончалась. Версию об отравлении Анастасии доказывает исследование её останков, проведённое в 2000 году по инициативе заведующей археологическим отделом музеев Кремля Татьяны Пановой. Вместе со специалистами из Бюро судебно-медицинской экспертизы Комитета здравоохранения Москвы геохимики провели спектральный анализ сохранившейся темно-русой косы царицы. В значительной концентрации обнаружены ртуть, мышьяк и свинец. По оценкам учёных такого количества ртути, которая была главным ядом той эпохи, не могло накопиться даже при ежедневном использовании средневековой косметики (для которой типично было высокое содержание соединений ядовитого металла). Похоронена царица в кремлевском Вознесенском монастыре. На ее похороны собралось много народу. На похоронах Иван рыдал и всю жизнь он вспоминал об Анастасии с сожалением, сравнивал с ней последующих жен. Кто же отравил царицу? Интересует вопрос, кто мог быть заинтересован в смерти царицы? Как ни странно, это в первую очередь, сам Иван Грозный. Необузданность царя в личной жизни хорошо известна. После 1572 г. он менял жен «как перчатки», но не убивал их, а постригал в монахини. С первой женой он не мог так поступить, поскольку она родила ему детей, а ведь именно бездетность цариц служила основанием для их удаления в монастырь. Здесь могли быть и соображения государственного характера – после смерти царицы Иван IV объявил о решении искать супругу в «иных государствах», что отвечало задачам внешней политики России. Подобное сверхковарство Грозного вполне допустимо. Однако следует учитывать и другую возможность. Женская половина московского дворца представляла из себя идеальную почву для рождения интриг и хитрых сплетен. Там были широко распространены представления о чародействе, всевозможные суеверия и наговоры. В 1467 г. умерла первая жена Ивана III. После ее смерти тело раздулось так, что висевший ранее покров теперь едва закрывал его. Стало очевидно, что княгиня умерла не своей смертью. Проведенное расследование обнаружило, что жена дьяка Алексея Полуектова ходила к великой княгине и послала ее пояс к ворожее. Иван III положил опалу на дьяка, однако, она была несравнимо мягкой – он только велел не подпускать его к себе на глаза. Вероятно, доказательства были столь шатки, что окончательного обвинения не смогли сделать даже суеверные люди Средневековья. Известно, что общалась с ворожеей и брала у нее какие-то травы и коренья «для чадородия» несчастная первая супруга Василия III бездетная Соломонида Сабурова. Не будет натяжкой предположить, что именно среди придворных женщин Анастасии Романовны зародился план отравления царицы. Смерть Анастасии Романовны стала причиной резкого психологического кризиса Ивана Грозного. Подозревая окружающих в её убийстве, он начал первую заметную кампанию террора против бояр и ближних советников (до 1560 года отношения Ивана с высокопоставленными придворными были уже достаточно напряжёнными, но только с этого времени принято говорить о переходе к террору). Сам царь во втором послании к Курбскому писал: «…а и с женою меня вы про что разлучили? Только бы у меня не отняли юницы моея, ино бы Кроновы жертвы не было». Князь Курбский в «Истории о великом князе Московском» писал, что в смерти жены, вызванной, по мнению Иоанна Грозного, «чародейством», царь обвинил своих бывших советников священных Сильвестра и А. Ф. Адашева. Доказательств прямых не было, кроме показаний польки Магдалены, тайной католички, жившей в доме Адашева, которые были добыты под пыткой. На совместном заседании Боярской думы и освященного Собора во главе со святителем Макарием, митрополитом Московским, обвиняемые были осуждены. Со смертью же царицы Анастасии царь стал гнев и весьма блудлив.

1532, или 1533 - 7.8.1560, Москва), первая русская царица (с З.2.1547), первая жена Ивана IV Васильевича Грозного. Из рода Захарьиных-Кошкиных. Впервые упомянута в 1542/43 в духовной родной тётки по отцу, княгине А. Ю. Ромодановской. После смерти отца, Р. Ю. Захарьина-Юрьева, в феврале 1543 года воспитывалась матерью Ульяной. По свидетельству «Летописца начала царства...», в качестве невесты была выбрана самим царём. Венчал их митрополит Московский и всея Руси Макарий в Успенском соборе Московского Кремля. Их дети: Анна Ивановна (10.8.1549 - 20.7.1550), Мария Ивановна (17.З.1551 - 1551), Дмитрий Иванович (октябрь 1552 - 6.6.1553), Иван Иванович, Евдокия Ивановна (28.2.1556 - июнь 1558), Фёдор Иванович. Неоднократно совершала обетные паломничества, в том числе пешком (в Троице-Сергиев монастырь в сентябре 1548), и особые моления (например, вместе с мужем у гроба преподобного Никиты в Никитском монастыре Переяславля летом 1553 при возвращении из поездки по северным монастырям, во время которой погиб её сын Дмитрий).

Сопровождала мужа в «походах по монастырям»: в Троице-Сергиев монастырь (февраль 1547, июнь 1548; декабрь 1552 - для крещения Дмитрия), монастыри Центра и Севера страны (май - июнь 1553), вновь в Троице-Сергиев монастырь и в переяславский Никитский монастырь (сентябрь 1556) и др. После посещения монастырей нередко следовала за царём в объездах ближних и дальних царских резиденций, дворцовых сёл, охотничьих угодий (1548, 1556), в поездках по военно-политическим делам (летом - осенью 1559 в Можайск). Участвовала в придворно-церковных церемониальных «встречах» и «отпусках» чудотворных икон (святого Николы Великорецкого в августе 1556, Божией Матери «Одигитрия» и других образов из Нарвы в августе 1558).

По инициативе царя и его окружения поведение венценосной пары постепенно приобретало публичный, этикетно-нормативный характер с использованием новых форм общения и прежних традиций. Начало Казанского похода 1552 года сопровождалось официальным посещением Иваном IV покоев Захарьиной-Юрьевой, обращённой к ней речью, плачем царицы и ещё одной речью царя к митрополиту с просьбой-поручением иметь попечение о всей его семье. Как царица Захарьина-Юрьева распоряжалась членами Государева двора, нёсшими свою придворную службу при ней, включая лиц с думными чинами. Под её присмотром и управлением находились ряд мастерских и производств в системе дворцового ведомства.

Брак царя с Захарьиной-Юрьевой привёл к карьерному росту её близких родственников (клан родных и двоюродных её братьев, близких к ним лиц был особо влиятелен в 1548-54, а затем уже после кончины Захарьиной-Юрьевой), однако сама она заметной политической роли не играла. Во время мартовского кризиса 1553 (в дни тяжёлой болезни царя часть правящей элиты собиралась присягать старицкому князю Владимиру Андреевичу, а не младенцу царевичу Дмитрию Ивановичу) Захарьина-Юрьева по присяжной грамоте князя Владимира Андреевича получала некоторые права опекунши. Эти нормы и возможные властные прерогативы в случае смерти Ивана IV получили детальную разработку в майской крестоцеловальной записи князя Владимира Андреевича, составленной по решению Ивана IV в связи со смертью царевича Дмитрия Ивановича и рождением царевича Ивана Ивановича. Старицкий князь должен был согласовывать с главным опекуном, то есть Захарьиной-Юрьевой, едва ли не каждый свой шаг и при малейшем сомнении доносить на свою мать - княгиню Евфросинию Андреевну, под влиянием которой он находился.

Последние 1,5-2 года жизни Захарьина-Юрьева тяжело болела. Иван IV после разрыва с А. Ф. Адашевым и Сильвестром обвинял их в том, что они «ненависть зельну воздвигли на нашу царицу». По слухам, она скончалась от отравления (исследование её останков скорее подтверждает их, нежели опровергает: в костях обнаружена аномально высокая концентрация некоторых ртутных соединений). Была похоронена в Вознесенском женском монастыре Московского Кремля. В 1929 саркофаг с прахом Захарьиной-Юрьевой перенесён в подклет Архангельского собора.

Лит.: Назаров В. Д. О структуре «Государева двора» в середине XVI в. // Общество и государство феодальной России. М., 1975; он же. Свадебные дела XVI в. // Вопросы истории. 1976. № 10; Панова Т. Уж приготовлен яд, пощады не проси // Знание - сила. 1998. № 7; Флоря Б. Н. Иван Грозный. 2-е изд. М., 2002; Дворкин А. Л. Иван Грозный как религиозный тип. Н. Новгород, 2005.


Царица Анастасия Романовна,урожд. Захарьина-Юрьева-первая жена царя Ивана Грозного.

Царица Анастасия Романовна, урождённая Захарьина-Юрьева (1530/1532—1560) — первая жена царя Ивана Васильевича Грозного, мать царя Фёдора Иоанновича. Смерть царицы, которую считали отравленной, тяжело отразилась на душевном состоянии Иоанна и была одним из обстоятельств, обостривших его борьбу с боярством.

Семья

Анастасия происходила из рода Захарьиных-Юрьевых, впоследствии прозывавшихся Романовыми. Её отец, Роман Юрьевич Кошкин-Захарьев-Юрьев, был окольничим при Василии III, из-за своей ранней смерти особо не отличившимся, а её дядя состоял при малолетнем Иване IV в качестве опекуна.

Великий князь Василий III Иоаннович

Днем её рождения, по-видимому, было 2 октября; её святой покровительницей, возможно, могла быть святая Устина (в честь которой посвящена одна из церквей Храма Василия Блаженного).

Благодаря браку Анастасии произошло возвышение рода Романовых, а после пресечения московской линии Рюриковичей в 1598 году близкое родство с последним царём Фёдором дало основания Романовым претендовать на престол. Избранный в 1613 году первый царь из дома Романовых Михаил Фёдорович — внучатый племянник Анастасии Романовны, внук её брата Никиты.

Призвание Михаила Федоровича на царство

Свадьба

Была младшей из двух дочерей. После смерти отца в 1543 году жила с матерью. Царица Анастасия славилась своей красотой. Будучи очень невысокого роста, она обладала правильными чертами лица, длинными густыми тёмными волосами и, предположительно, тёмными глазами.

Андрей Петрович Рябушкин. В тереме.

После своего венчания на царство (16 января 1547 года) 16-летний Иван решил жениться и в феврале того же года устроил смотр невест, выбрав Анастасию из большого количества претенденток, свезённых со всей Руси.

Относительно выбора невесты Иоанн повторил тот же способ, который был употреблен при первой женитьбе его отца Василия III и который существовал ещё у Византийских императоров. По городам разосланы грамоты к боярам и детям боярским с приказом представить своих детей или родственниц — девиц на смотр наместникам; последние из них выбирали лучших и отсылали в Москву, а здесь между ними уже сам царь выбирал себе невесту. Из толпы собранных красавиц Иван Васильевич выбрал Анастасию Романовну Захарьину-Юрьеву

Но не знатность, а личные достоинства невесты оправдывали сей выбор, и современники, изображая свойства её, приписывают ей все женские добродетели, для коих только находили они имя в языке русском: целомудрие, смирение, набожность, чувствительность, благость, соединенные с умом основательным; не говорят о красоте: ибо она считалась уже необходимою принадлежностию счастливой Царской невесты

— Карамзин Н. М. Глава III. Продолжение государствования Иоанна IV. Годы 1546—1552 //

История государства Российского. — СПб.: Тип. Н. Греча, 1816—1829. — Т. 8.

Упоминают, что таким образом свершилось пророчество преподобного Геннадия Любимского и Костромского, данное вдове-боярыне Иулиании: «…быть её дочери царицею на Москве» . (Позже св. Геннадий стал крестным дочери Анастасии — Анны).

Сохранился Чиновный свадебный список бракосочетания царя Ивана IV Васильевича. В него входит Опись шкатулы с драгоценностями царицы Анастасии Романовны:

«Шкатула писана красками желтою, а по ней полосы черны, по сторонам окована. А в той шкатуле 3 скриночки да на верху в похоронке чепи золотые плоские, кресты, зарукавье, 2 пера жемчюжные с каменьи и з жемчюги велики, серги розными образцы цветки с каменьи розными, поясы золотые и жемчюжные, жемчюги которые из дому, образцы золотые, чепи золотые и иное чего, не можно вспомнити, потому что списки тому там же в шкатуле. В той же шкотуле коруна с каменьи различными и з жемчюги. Волосник с окатным жемчюги и с резным каменьем…»

Женитьба на неровне была плохо воспринята боярами. Например, князь Семен Лобанов-Ростовский обвинил Ивана Васильевича в том, что «их всех государь не жалует, великих родов бесчестит, а приближает к себе молодых людей, а нас ими теснит; да и тем нас истеснился, что женился, у боярина у своего дочерь взял… рабу свою. И нам как служити своей сестре?».

Кадры из фильма "Иван Грозный"

Жизнь в браке

По словам летописцев:

«предобрая Анастасия наставляла и приводила Иоанна на всякия добродетели»

Англичанин Горсей пишет о ней аналогично: «Эта Царица была такой мудрой, добродетельной, благочестивой и влиятельной, что её почитали и любили все подчинённые. Великий князь был молод и вспыльчив, но она управляла им с удивительной кротостью и умом». Почти не вмешивалась в дела супруга, но заслужила от недоброжелателей сравнение с нечестивой императрицей Евдоксией, гонительницей Златоуста — по аналогии с её неприязнью к Сильвестру. В посланиях к Курбскому царь упрекал бояр в ненависти к Анастасии, которую они сравнивали с Евдоксией; Сильвестру и его друзьям она была «единого ради малого слова непотребна». Курбский, говоря о смерти царицы, упоминает о клевете на Сильвестра и Адашева, «аки бы счаровали её оные мужи».

Кадры из фильма "Иван Грозный"

Как и было принято в теремах, занималась рукоделием, вышивая пелены, покровцы, плащаницы, воздухи для церквей. Некоторые из них сохранились по сей день.

Родила шестерых детей, большинство из которых умерло во младенчестве.

Кадры из фильма "Иван Грозный"

Мастерская Анастасии Романовны

Царица активно со своими женщинами занималась вышиванием, из её мастерской выходило множество произведений. «В музеях России сохранилось более полутора десятков шитых произведений, которые по вкладным надписям и художественному стилю можно отнести к мастерской Анастасии Романовой. Они характеризуются роскошью материалов и высокими художественными достоинствами, свидетельствующими о вкусе и таланте хозяйки мастерской».

Произведения, выходившие из царской светлицы отличает особая «историчность» — связь с государственными событиями или с жизнью царской семьи. «В них нашли отражение, как свидетельствуют даты и вкладные надписи, моления о наследнике престола, о победе русского воинства в походах Иоанна Грозного на Казань, идеи утверждения самодержавия московского государя, его богоизбранности и царственного покровительства православным народам. Эти произведения знаменуют собой целую эпоху в художественной жизни Москвы» .

Прп. Никита, столпник Переяславский. Покров (ВСМЗ)

Плащаница, Старица

Пелена «Крест на Голгофе», Сергиев Посад

«Богоматерь Одигитрия» и «Никита», хоругвь двухсторонняя, Переяславль-Залесский

К созданию произведений привлекались знаменщики-иконописцы разных направлений: «исконно московские (покров „Святитель Иона, митрополит Московский“ , хоругвь „Великомученик Димитрий Солунский“ ), т. н. макарьевской школы (покров „Преподобный Никита, столпник Переяславский“) , псковичи (плащаница (ПИАМ)), южнослав. мастера (покров „Голгофа“ (СПГИАХМЗ)), что сыграло свою роль в процессе сложения общерусской культуры»

Смерть

Её здоровье было подорвано частыми родами и болезнями. В 1559 году она серьёзно заболела. Во время этой болезни у царя случилось столкновение с кем-то из советников, которых он и так подозревал в нерасположении к Захарьиным и которые, с своей стороны, считали Захарьиных главною причиною своего падения.

Из-за московского пожара 1560 года царицу увезли в село Коломенское, где она вскоре скончалась.

Версию об отравлении Анастасии поддерживает исследование её останков, проведённое в 2000 году по инициативе заведующей археологическим отделом музеев Кремля Татьяны Пановой. Вместе со специалистами из Бюро судебно-медицинской экспертизы Комитета здравоохранения Москвы геохимики провели спектральный анализ сохранившейся темно-русой косы царицы. В значительной концентрации обнаружены ртуть, мышьяк, свинец. По оценкам учёных такого количества ртути, которая была главным ядом той эпохи, не могло накопиться даже при ежедневном использовании средневековой косметики (для которой типично было высокое содержание соединений ядовитого металла). «Ртуть зафиксирована не только в волосах, где она оказалась в огромном количестве — 4,8 миллиграмма (в перерасчёте на 100 граммов навески), но и в обрывках погребальной одежды (0,5 миллиграмма) и в тлене (0,3 миллиграмма).» Поднимался вопрос о реконструкции портрета царицы по черепу, но он оказался в недостаточно хорошем для этого состоянии.

Была похоронена в кремлёвском Вознесенском монастыре. На её похороны собралось множество народу, «бяше же о ней плач немал, бе бо милостива и беззлоблива ко всем» . На похоронах Иван рыдал и «от великого стенания и от жалости сердца » едва держался на ногах".

Погребение Анастасии (миниатюра Лицевого летописного свода)

Всю жизнь он вспоминал об Анастасии с сожалением и сравнивал с ней последующих жен.

Тринадцать лет он наслаждался полным счастием семейственным, основанным на любви к супруге нежной и добродетельной. Анастасия ещё родила сына, Феодора, и дочь Евдокию; цвела юностию и здравием: но в июле 1560 года занемогла тяжкою болезнию, умноженною испугом. В сухое время, при сильном ветре, загорелся Арбат; тучи дыма с пылающими головнями неслися к Кремлю. Государь вывез больную Анастасию в село Коломенское; сам тушил огонь, подвергаясь величайшей опасности: стоял против ветра, осыпаемый искрами, и своею неустрашимостию возбудил такое рвение в знатных чиновниках, что Дворяне и Бояре кидались в пламя, ломали здания, носили воду, лазили по кровлям. Сей пожар несколько раз возобновлялся и стоил битвы: многие люди лишились жизни или остались изувеченными. Царице от страха и беспокойства сделалось хуже. Искусство медиков не имело успеха, и, к отчаянию супруга, Анастасия 7 Августа, в пятом часу дня, преставилась… Никогда общая горесть не изображалась умилительнее и сильнее. Не Двор один, а вся Москва погребала свою первую, любезнейшую Царицу. Когда несли тело в Девичий Вознесенский монастырь, народ не давал пути ни Духовенству, ни Вельможам, теснясь на улицах ко гробу. Все плакали, и всех неутешнее бедные, нищие, называя Анастасию именем матери. Им хотели раздавать обыкновенную в таких случаях милостыню: они не принимали, чуждаясь всякой отрады в сей день печали. Иоанн шёл за гробом: братья, Князья Юрий, Владимир Андреевич и юный Царь Казанский, Александр, вели его под руки. Он стенал и рвался: один Митрополит, сам обливаясь слезами, дерзал напоминать ему о твёрдости Христианина… Но ещё не знали, что Анастасия унесла с собою в могилу!

В 1547 году в Московском Кремле происходил своеобразный конкурс красоты. Со всей страны собрались самые привлекательные девушки от 14 лет. Наместники царя заранее отсеяли бОльшую часть претенденток на главный приз. Из полутора тысяч человек, ко двору были допущены только тридцать красавиц. Семнадцатилетний, только что венчанный на царство, государь Иван Четвертый уже успел прославиться крутым нравом. Он широкими шагами проследовал вдоль шеренги испуганных девиц. Ему с тринадцати лет водили женщин для увеселения, но сейчас все было по-другому – Иван выбирал жену.
- Ну-ка, скажи, - обращается он к крошечной девице в массивном кокошнике, - Хочешь ли стать царицей?
Та молчит, не жива, не мертва.
-Робка больно! – резюмирует юный царь, - Уведите!
И тут взгляд Ивана падает на статную девушку в шубке, расшитой бисером. Длинная коса спускается из-под шапочки. Иван вспоминает, что видел ее уже не раз на богослужении, и всегда она была красивее всех девиц в церкви.
Так Анастасия Захарьина была выбрана в жены Царю Ивану, будущему Ивану Грозному.

Царица Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева (Анастасия Романова) (1530-1560)

Анастасия родилась в 1530 году в семье окольничьего Романа Юрьевича Захарьина-Кошки, не успевшего чем-либо прославиться из-за ранней смерти. Анастасию воспитывали мать и дедушка, руководивший при дворе царя внешней политикой. Иулиана, мать Анастасии, оставшись вдовой с двумя маленьки дочерьми, пошла к преподобному Геннадию Любимскому и Костромскому, пожаловаться на горькую судьбу.
Старец внимательно посмотрел на заплаканную женщину и сказал:
- Не печалься, ведь быть твоей дочери царицей в Москве!
Бабушка Ивана Грозного, Анна Якшич, прослышала о словах преподобного Геннадия, и, навела справки об Анастасии. Оказалось, что дядя Анастасии приглядывал за будущим царем Иваном Грозным, когда тот был ребенком. Убедившись в хорошем происхождении девушки, Анна Якшич лично привела ее на смотр невест. Николай Карамзин пишет:
Но не знатность, а личные достоинства невесты оправдывали сей выбор, и современники, изображая свойства ее, приписывают ей все женские добродетели, для коих только находили они имя в языке русском: целомудрие, смирение, набожность, чувствительность, благость, соединенные с умом основательным; не говорят о красоте: ибо она считалась уже необходимою принадлежностию счастливой Царской невесты.
Так пророчество осуществилось, и род Захарьиных-Юрьевых возвысился.
Бояре из окружения царя не приняли его брак с Анастасией, считая ее недостаточно знатной. Но простые жители Москвы, по утверждению летописцев, сразу полюбили царицу. Она была хороша собой и очень добра со всеми. Из своих средств она всегда помогала бедным.
Не желая отойти от своих привычек, царь Иван Четвертый не отказался от целого гарема любовниц и, вдобавок, пугал жену кровавыми забавами с дикими зверями. Но Анастасия нашла способ утихомирить мужа, надавливая на его суеверные и религиозные страхи. Глядя на Анастасию, Иван Грозный постепенно усмиряет свой нрав. Она заводит дружбу с митрополитом Макарием, и он помогает ей в благотворном влиянии на царя. Вдвоем они уговаривают Ивана Грозного на паломническую поездку. После посещения монастырей, царь один за другим отменяет смертные приговоры, отпускает заключенных и больше не травит шутов голодными медведями.
«Эта Царица была такой мудрой, добродетельной, благочестивой и влиятельной, что ее почитали и любили все подчиненные. Великий князь был молод и вспыльчив, но она управляла им с удивительной кротостью и умом».
Так написал английский путешественник Дорсет, побывавший в гостях у московского царя.
Естественно, Анастасия не была допущена к решению политических вопросов.
Как пишет историк Валишевский, «влияние Анастасии на царя было преувеличено, как преувеличено все в этой легендарной стране».
Зато она организовала мастерскую, в которой под ее руководством ткали церковную утварь. В управлении мастерской ей помогала ее мать, Иулианна – большая мастерица по вышиванию жемчугом. Удивительным образом, образцы работ из мастерской Ананастасии сохранились до сих пор. На них сохранились даты и описания важнейших исторических событий.
В музеях России хранятся изображения Никиты столпника, плащеница с изображением несения к гробу тела Христа, оригинальная вышивка «Крест на Голгофе» и шитая золотом завеса царских врат.
Несколько произведений из мастерской царицы Анастасии украшают храмы Афона. Афонские старцы попросили их в дар в 1555 году.
У Анастасии родилось шесть детей, большинство из них умерли в младенчестве. В то время многие болезни лечили ртутью и прочими отравляющими веществами, что приводило к смерти пациента. Взрослого возраста достигли только сыновья Федор и Иоанн. Несмотря на плохое здоровье и некоторую умственную отсталость Федора, Иван Грозный возлагал на обоих сыновей большие надежды. В случае своей смерти, он велел организовать опекунский совет при несовершеннолетних царевичах. В этот совет входили большей частью родственники царицы Анастасии.
Здоровье самой царицы было подорвано частыми родами.
Существуют две версии смерти Анастасии Захарьиной.
По версии, полюбившейся литераторам и кинемотографистам, Анастасию украл из Кремля и увез в Можайск Андрей Курбский, родственник царицы по материнской линии. Он насильно сделал ее своей женой. Приближенный царскому двору, князь Курбский с детства был влюблен в Анастасию и всю жизнь страдал, что она вышла не за него. Когда у Анастасии родился царевич Дмитрий, Курбский подарил ей няньку Фатиму. Фатима уронила в воду и утопила новорожденного царевича. С того момента Анастасия ненавидела Курбского, но Иван Грозный ему благоволил по-прежнему. В 1560 году царь был в военном походе. Вернувшись, он забрал жену у Курбского и отравил ее.
Сохранились легендарные послания Ивана Грозного к Курбскому: «…а и с женою меня вы про что разлучили? Только бы у меня не отняли юницы моея, ино бы Кроновы жертвы не было».
По другой версии, Анастасия заболела во время великого московского пожара. Он оказал пагубное действие на ее самочувствие, поскольку предыдущий пожар спровоцировал восстание в Москве, и Анастасия была свидетельницей многочисленных убийств. Даже сам Иван Грозный боялся московских пожаров и считал их небесной карой.
Государь сам тушил огонь, подвергаясь величайшей опасности: стоял против ветра, осыпаемый искрами, и своею неустрашимостию возбудил такое рвение в знатных чиновниках, что Дворяне и Бояре кидались в пламя, ломали здания, носили воду – пишет Карамзин.
Анастасию отвезли на лечение в Коломенское, и там она вскоре умерла. Ей не было и тридцати лет. Иван Грозный не поверил, что царица погибла естественным образом. Он под пытками выбивал информацию, кто мог убить его жену. В результате были осуждены Сильвестр и Адашев, бывшие фавориты и советники царя. При жизни царица не скрывала неприязненного отношения к ним обоим.
В 2000 году раскопки захоронения царицы позволили ученым исследовать ее останки. В волосах и одежде царицы обнаружили яд. Заведующая археологическим отделом Кремля Татьяна Панова доказала, что содержание отравляющих веществ в останках гораздо выше, чем при использовании принятой в те годы ядовитой косметики.
Хоронили царицу всей Москвой.
"Никогда общая горесть не изображалась умилительнее и сильнее. Не Двор один, а вся Москва погребала свою первую, любезнейшую Царицу."
«Бяше же о ней плач немал, бе бо милостива и беззлоблива ко всем» - отметил летописец. В тот день даже нищие отказывались от милости, чтобы полностью отдаться печали.
Смерть царицы оказала на психику Ивана Грозного разрушительное влияние. На ее похоронах, по свидетельствам современников, он рыдал и еле держался на ногах.
«Тринадцать лет он наслаждался полным счастием семейственным, основанным на любви к супруге нежной и добродетельной, – пишет историк Карамзин, - Но еще не знали, что Анастасия унесла с собою в могилу!
Здесь конец счастливых дней Иоанна и России: ибо он лишился не только супруги, но и добродетели.»
«Он стал зело блудлив» – говорили в Москве. И не только блудлив, но и страшно жесток и подозрителен. Становление опричнины как раз совпадает с датой смерти Захарьиной-Юрьевой.
Она была погребена в Вознесенском монастыре Московского Кремля. В 1929 году большевики взорвали монастырь, но останки царицы были спасены от уничтожения. Их перенесли в Архангельский собор Кремля.
20 августа 2010 года Глава Российского императорского дома, великая княгиня Мария Владимировна Романова утвердила в честь царицы Анастасии орден для награждения верных дочерей отечества, отличившихся на полезных государству поприщах.

ЗАХАРЬИНА-ЮРЬЕВА (ЗАХАРЬИНА-КОШКИНА) АНАСТАСИЯ РОМАНОВНА - пер-вая русская Ца-ри-ца, пер-вая же-на Ива-на IV Ва-силь-е-ви-ча Гроз-но-го.

Из ро-да За-харь-и-ных-Кош-ки-ных. Впер-вые упо-мя-ну-та в 1542-1543 годах в ду-хов-ной род-ной тёт-ки по от-цу, княгини А.Ю. Ро-мо-да-нов-ской. По-сле смер-ти от-ца, Р.Ю. За-харь-и-на-Юрь-е-ва, в феврале 1543 года вос-пи-ты-ва-лась ма-те-рью Уль-я-ной.

По сви-де-тель-ст-ву «Ле-то-пис-ца на-ча-ла цар-ст-ва...», в ка-че-ст-ве не-вес-ты бы-ла вы-бра-на са-мим ца-рём. Вен-чал их митрополит Мо-с-ков-ский и всея Ру-си Ма-ка-рий в Ус-пен-ском со-бо-ре Мо-с-ков-ско-го Крем-ля. Их де-ти: Ан-на Ива-нов-на (10 авгутса 1549 - 20 июля 1550), Ма-рия Ива-нов-на (17 марта 1551 - 1551), Дмит-рий Ива-но-вич (октябрь 1552 - 6 июня 1553), Иван Ива-но-вич, Ев-до-кия Ива-нов-на (28 февраля 1556 - июнь 1558), Фё-дор Ива-но-вич. Не-од-но-крат-но со-вер-ша-ла обет-ные па-лом-ни-че-ст-ва , в том числе пеш-ком (в Трои-це-Сер-ги-ев монастырь в сентябре 1548), и осо-бые мо-ле-ния (например, вме-сте с му-жем у гро-ба преподобного Ни-ки-ты в Ни-кит-ском монастыре Пе-ре-яс-лав-ля ле-том 1553 года при воз-вра-ще-нии из по-езд-ки по северным мо-на-сты-рям, во вре-мя ко-то-рой по-гиб её сын Дмит-рий).

Со-про-во-ж-да-ла му-жа в «по-хо-дах по мо-на-сты-рям»: в Трои-це-Сер-ги-ев монастырь (феврарь 1547, июнь 1548; декабрь 1552 - для кре-ще-ния Дмит-рия), мо-на-сты-ри Цен-тра и Се-ве-ра стра-ны (май - июнь 1553), вновь в Трои-це-Сер-ги-ев монастырь и в пе-ре-яс-лав-ский Ни-кит-ский монастырь (сентябрь 1556) и др. По-сле по-се-ще-ния мо-на-сты-рей не-ред-ко сле-до-ва-ла за ца-рём в объ-ез-дах ближ-них и даль-них цар-ских ре-зи-ден-ций, двор-цо-вых сёл, охот-ничь-их уго-дий (1548, 1556), в по-езд-ках по во-ен-но-по-ли-тическим де-лам (ле-том - осе-нью 1559 года в Мо-жайск). Уча-ст-во-ва-ла в при-двор-но-цер-ков-ных це-ре-мо-ни-аль-ных «встре-чах» и «от-пус-ках» чу-до-твор-ных икон (святого Ни-ко-лы Ве-ли-ко-рец-ко-го в августе 1556 года, Бо-жи-ей Ма-те-ри «Оди-гит-рия» и других об-ра-зов из Нар-вы в августе 1558 года).

По ини-циа-ти-ве ца-ря и его ок-ру-же-ния по-ве-де-ние вен-це-нос-ной па-ры по-сте-пен-но при-об-ре-та-ло пуб-лич-ный, эти-кет-но-нор-ма-тив-ный ха-рак-тер с ис-поль-зо-ва-ни-ем но-вых форм об-ще-ния и преж-них тра-ди-ций. На-ча-ло Ка-зан-ско-го по-хо-да 1552 года со-про-во-ж-да-лось официальным по-се-ще-ни-ем Ива-ном IV по-ко-ев Захарьиной-Юрьевой, об-ра-щён-ной к ней ре-чью, пла-чем ца-ри-цы и ещё од-ной ре-чью ца-ря к ми-тро-по-ли-ту с прось-бой-по-ру-че-ни-ем иметь по-пе-че-ние о всей его се-мье. Как ца-ри-ца Захарьина-Юрьева рас-по-ря-жа-лась чле-на-ми Го-су-да-ре-ва дво-ра, нёс-ши-ми свою при-двор-ную служ-бу при ней, вклю-чая лиц с дум-ны-ми чи-на-ми. Под её при-смот-ром и управ-ле-ни-ем на-хо-ди-лись ряд мас-тер-ских и про-из-водств в сис-те-ме двор-цо-во-го ве-дом-ст-ва.

Брак ца-ря с Захарьиной-Юрьевой при-вёл к карь-ер-но-му рос-ту её близ-ких род-ст-вен-ни-ков (клан род-ных и двою-род-ных её брать-ев, близ-ких к ним лиц был осо-бо влия-те-лен в 1548-1554 годах, а за-тем уже по-сле кон-чи-ны Захарьиной-Юрьевой), од-на-ко са-ма она за-мет-ной по-ли-тической ро-ли не иг-ра-ла. Во вре-мя мар-тов-ско-го кри-зи-са 1553 года (в дни тя-жё-лой бо-лез-ни ца-ря часть пра-вя-щей эли-ты со-би-ра-лась при-ся-гать ста-риц-ко-му князю Вла-ди-ми-ру Ан-д-рее-ви-чу, а не мла-ден-цу ца-ре-ви-чу Дмит-рию Ива-но-ви-чу) Захарьина-Юрьева по при-сяж-ной гра-мо-те князя Вла-ди-ми-ра Ан-д-рее-ви-ча по-лу-ча-ла не-ко-то-рые пра-ва опе-кун-ши. Эти нор-мы и воз-мож-ные вла-стные пре-ро-га-ти-вы в слу-чае смер-ти Ива-на IV по-лу-чи-ли де-таль-ную раз-ра-бот-ку в май-ской кре-сто-це-ло-валь-ной за-пи-си князя Вла-ди-ми-ра Ан-д-рее-ви-ча, со-став-лен-ной по ре-ше-нию Ива-на IV в свя-зи со смер-тью ца-ре-ви-ча Дмит-рия Ива-но-ви-ча и ро-ж-де-ни-ем ца-ре-ви-ча Ива-на Ива-но-ви-ча. Ста-риц-кий князь дол-жен был со-гла-со-вы-вать с главным опе-ку-ном, то есть Захарьиной-Юрьевой, ед-ва ли не ка-ж-дый свой шаг и при ма-лей-шем со-мне-нии до-но-сить на свою мать - княгиню Ев-фро-си-нию Ан-д-ре-ев-ну, под влия-ни-ем ко-то-рой он на-хо-дил-ся.

По-след-ние 1,5-2 го-да жиз-ни Захарьина-Юрьева тя-же-ло бо-ле-ла. Иван IV по-сле раз-ры-ва с А.Ф. Ада-ше-вым и Силь-ве-ст-ром об-ви-нял их в том, что они «не-на-висть зель-ну воз-двиг-ли на на-шу ца-ри-цу». По слу-хам, она скон-ча-лась от от-рав-ле-ния (ис-сле-до-ва-ние её ос-тан-ков ско-рее под-твер-жда-ет их, не-же-ли оп-ро-вер-га-ет: в кос-тях об-на-ру-же-на ано-маль-но вы-со-кая кон-цен-тра-ция не-ко-то-рых ртут-ных со-еди-не-ний). Бы-ла по-хо-ро-не-на в Воз-не-сен-ском жен-ском монастыре Мо-с-ков-ско-го Крем-ля. В 1929 году сар-ко-фаг с пра-хом Захарьиной-Юрьевой пе-ре-не-сён в под-клет Ар-хан-гель-ско-го со-бо-ра.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта