Главная » Съедобные грибы » Чем в психологии прославился бернштейн николай александрович. Бернштейн николай александрович

Чем в психологии прославился бернштейн николай александрович. Бернштейн николай александрович

Отечественная медицина всегда славилась не просто хорошими специалистами, а настоящими гениями этой науки. Среди огромного количества талантов отдельно стоит выделить человека по имени Бернштейн Николай Александрович, биография которого и будет подробно рассмотрена в статье.

Краткая информация

Итак, кто же этот научный деятель? Бернштейн Николай Александрович при жизни был выдающимся психофизиологом, которому удалось создать целую концепцию в этом направлении. Ему принадлежат труды по созданию передовых методов регистрации естественных движений людей как в нормальном состоянии, так и при патологии. На основе исследований и разработок ученого медики проводили реабилитацию военных и гражданских лиц, получивших ранения во время Великой Отечественной войны. Со временем наработки переместились и в спортивную сферу.

Рождение и родственники

Бернштейн Николай Александрович является потомственным ученым. Он родился в Москве, 5 ноября 1896 году. Его дед - Натан Осипович - был известным физиологом, который после окончания вуза получил звание приват-доцента, а чуть позже и вовсе стал профессором.

Отец героя нашей статьи - Александр Натанович. Он получил известность благодаря своим работам в области психиатрии и психологии. Обе эти науки мужчина напрямую связывал непосредственно с физиологией. По злому стечению обстоятельств Александр был основателем психиатрической клиники в Москве, которая во время правления советской власти превратилась в институт имени Сербского - настоящий каземат, где проводились процедуры карательной психиатрии над людьми, несогласными с действиями тогдашней власти.

Дядя Николая Александровича - Сергей Натанович - отметился в математике как профессор и академик АН СССР.

Мама - Александра Карловна - человек поистине незаурядный и сильный. Она рано начала самостоятельную жизнь: трудилась ткачихой, санитаркой, операционной сестрой и сестрой милосердия в клинике, где и встретила свою судьбу в лице Александра Натановича.

Образование

Бернштейн Николай Александрович грыз гранит науки в столичном университете. Изначально он стал студентом историко-философского факультета, однако чуть позже перевелся на медицинский факультет. Случилось это перед началом Первой мировой войны. В связи с боевыми действиями в он учился по ускоренной программе и, отучившись четыре года, оказался на передовой, где врачи были на вес золота.

Начало карьеры медика

В 1919 году бывший студент попал под мобилизацию в ряды Красной армии как полноценный врач. Демобилизовавшись в 1920 году, он пошел трудиться психиатром в клинику Гиляровского. В этом лечебном заведении он пробыл недолго и перешел на работу в Центральный институт труда, где ему доверили возглавить лабораторию, изучающую биомеханику человека. В качестве основной задачи учреждения было детальное изучение всех движений человека, связанных с его трудовой детальностью для увеличения эффективности труда. Стоит заметить, что до того момента любые серьёзные проблемы с двигательной активностью решали очень просто и кардинально - выключали лишние степени свободы. Именно поэтому Бернштейн Н.А. (биография, фото изучаются сегодня многими) вынес предложение, что нужно внимательно отслеживать крайне непредсказуемую ситуацию на периферии, дабы предварить патологические изменения и использовать для этого «опережающие коррекции». То есть медик предлагал не относиться к движению как исключительно механическому процессу.

Споры

Выдвигаемые ученым теории шли в разрез с мнением руководителя Института труда Гастевым, который в свою очередь намеревался сконструировать движение человека по аналогии с машинами и механизмами. Во многом из-за разногласий в 1925 году Бернштейн Николай Александрович перебрался в Институт психологии, где трудности живого движения были интересны специалистам. А уже в 1926 году медик написал свою работу под названием «Общая биомеханика».

Самым же ярым оппонентом талантливого научного деятеля был Их споры шли на протяжении длительного периода времени. В качестве возражения и аргумента своей позиции Бернштейн написал труд «История учения о нервном импульсе». В 1936 году в стенах Всесоюзного института экспериментальной медицины было запланировано проведение очного диспута между этими двумя выдающимися ученым. Однако этой дискуссии так и не суждено было случиться, так как Павлов умер. Узнав об этом, Николай Александрович не стал издавать книгу.

Профессиональные взгляды

Бернштейн Н.А., биография которого вызывает неподдельный интерес и у современной молодежи, всегда уделял значительное внимание именно клинической медицине. Ученый был превосходным невропатологом, он помогал восстанавливать двигательную активность людям с заболеваниями нервной системы и травмами. Все эти исследования в совокупности дали возможность со временем предложить и внедрить на практике такие приемы лечения, которые реанимировали нарушенные функции у раненых бойцов во время войны.

В 1947 году свет увидела монография Николая Александровича, которую он назвал «О построении движений». В этом научном труде было уделено значительное внимание построению структуры неврологического и нейрофизиологического характера в действиях и навыках. По мнению врача, построение движений выполняют все уровни головного мозга.

Так, например, самый низший уровень А является чистейшей физиологией. Высший уровень подкорки В заведует сложными движениями - бег, ходьба, плавание и прочие.

Уровень С интересен как физиологам, так и психологам. Движения на этом уровне обладают четко выраженным целевым характером. Уровень Д несет в себе смысловую сторону осуществляемых действий. И, наконец, самый высокий уровень Е позволяет формировать максимально сложные навыки, в числе которых работа в космическом пространстве, пилотирование самолетов и другие.

Проблемы

Во время проведения объединённой сессии Академии наук СССР в 1950 году все труды Бернштейна были подвергнуты жесточайшей критике за так называемую «антипавловскую концепцию». Сам же ученый был уволен из институтов и до конца своей жизни больше никогда не имел возможности работать в лабораторных условиях.

Тем не менее, талантливый врач и новатор не пал духом и продолжил работать и развивать свои идеи. При помощи друзей он попал на работу в реферативный журнал. Полная реабилитация Николая Александровича пришлась на эпоху хрущевской оттепели. Именно в то время его работы стали востребованными в среде физиологов, кибернетиков, психологов. На заре 60-х годов Бернштейн Николай Александрович, книги которого обрели популярность, плотно общался со специалистами по физике и математике, читал лекции на семинарах, организованных молодыми талантами.

Конец жизни

В середине 60-х учёному был поставлен смертельный диагноз - рак печени. Потомственный врач осознал, что жить ему осталось недолго, и полностью погрузился в изучение проблем физиологии активности человека, а также различных аспектов биологической направленности в кибернетики. Смерть настигла великого мыслителя и новатора в 1966 году.

Бернштейн, биография и личная жизнь которого не всегда освещались в печатных изданиях, после того как оказался в опале, начал вести затворнический образ жизни. Как вспоминает его приёмная дочь Татьяна Ивановна, однажды к ним в дом приехал лично Корней Чуковский, дабы засвидетельствовать свое почтение ученому от лица всей ленинградской интеллигенции. Также врач на рекомендацию покаяться в своих «грехах» перед научным обществом непременно отвечал: «Лучше я умру!».

1896-1966) - выдающийся сов. психофизиолог. Концепция физиологии активности, созданная Б. на основе теоретического и эмпирического анализа естественных движений человека (спортивных, трудовых, после ранений и травм органов движения и др.) с использованием разработанных Б. новых методов их регистрации и обработки (циклография), послужила основой для глубокого понимания целевой детерминации человеческого поведения (см. Двигательная задача, Координация движении), механизмов формирования двигательных навыков, уровней построения движений в норме и их коррекции при патологии. В работах Б. получили свое обоснование решение психофизиологической проблемы в материалистическом духе с использованием последних достижений физиологической науки, а также отдельные идеи кибернетики. Концепция Б. нашла широкое практическое применение при восстановлении движений раненых во время Великой Отечественной войны и в последующий период, при формировании спортивных навыков, создании различных кибернетических устройств и др. См. также Двигателъный навык, Двигательный состав, Действие, Живое движение, Рефлекторное кольцо. (Е. Е. Соколова.)

БЕРНШТЕЙН Николай Александрович

Николай Александрович (1896-1966) - российский физиолог, чьи работы по регуляции движений оказали большое влияние на психологию. Сын известного психиатра, ученика С.С. Корсакова, А.Н. Бернштейна. После окончания в 1919 г. медицинского отделения Московского ун-та был мобилизован на Гражданскую войну и служил врачом на Восточном фронте (1919-1920). Вернувшись в Москву, начал заниматься в ЦИТ, организованном А.К. Гастевым, регистрацией движений человека и анализом их физических параметров - биомеханикой (Общая биомеханика, 1926). Метод биомеханики, разработанный немецким анатомом О. Фишером и французским физиологом Ж. Мареем, заключался в фотографировании движений человека с прикрепленными к сочленениям лампочками. В этих исследованиях обнаружилось, что двигательный аппарат человека, в отличие от механизма, обладает огромным количеством степеней свободы движения. В начале XX в. над проблемой двигательной координации работали физиологи Ч. Шеррингтон (принцип воронки, или общего пути для нервных импульсов) и А.А. Ухтомский (принцип доминанты). Б. выдвинул в качестве основы координации принцип сенсорных коррекций, согласно которому нервная система отслеживает и корректирует складывающуюся по ходу движения ситуацию на двигательной периферии или же предваряет ее, посылая опережающие сигналы (Клинические пути современной биомеханики // Сборник трудов Гос. института усовершенствования врачей в Казани, 1929). Анализируя циклограммы - графики зависимости прикладываемых мышечных усилий от времени, - Б. выделил три типа волн: первые, спонтанно-иннервационные, были обусловлены импульсами из ЦНС; вторые, механически-реактивные, имели чисто периферическое происхождение, отражая механические процессы в ске-летно-мышечном аппарате движущегося органа; третьи, названные реактивно-ин-нервационными, по предположению Б., свидетельствовали о взаимодействии центральных команд и периферических процессов. Циклическая связь центра и периферии была выражена Б. с помощью дифференциального уравнения второго порядка (Проблема взаимоотношений координации и локализации // Архив биологических наук. 1935. Т. 38. № 1). Научной идеологией Б. на этом этапе был целостный подход, общий для некоторых биологов (X. Дриш), физиологов (К. Гольдштейн) и психологов (гештальт-психология) начала века. Уже в первой работе по биомеханике рабочего удара он сравнил ударное движение с монолитом, который отзывается весь в целом на каждое изменение одной из частей. Он считал движение морфологическим объектом, который реагирует, развивается, инволюционирует подобно живому существу (Биодинамическая нормаль удара / Исследования Центрального института труда. 1924. Т. 1. Вып. 2). В 1930-е гг. Б. много работал в разных сферах практики: изучал движения пианистов, патологические походки, ходьбу и бег ребенка, движения спортсменов, рабочее место вагоновожатых трамвая. Подобно рабочему удару, который он анализировал в ЦИТе, каждое движение Б. считал целенаправленными, отвечающим определенной задаче. Он в корне преобразовал представление прежней физиологии о проекте или моторном образе движения: если проект движения - закодированный в НС его двигательный состав - представлен в телесных категориях, то двигательная задача формулируется в пространственных терминах, категориях внешнего мира. Внешний мир (от чистого пространства до предмета и символа) представлен в руководящих движением афферентных синтезах. Афферентные синтезы распределены по уровням построения движений. За книгу О построении движений (1947), в которой развивались эти представления о двигательной координации, Б. получил Государственную премию (1948). В начале 1950-х Б. вынужден был уйти из всех учреждений, в которых он работал, в результате нападок на него на Павловской сессии и во время кампании против космополитизма. Тем не менее в последний период своей жизни, когда Б. не имел доступа к экспериментальным исследованиям, он много общался с кибернетиками, биофизиками и разрабатывал идеи физиологии активности. Б. переформулировал положения своей теории построения движений на кибернетический язык и получил понятия, близкие к теории систем или концепции регуляции (обратные связи, сличение и т.п.). Но при этом Б., который вырос на холистской идеологии, подчеркивал отличие живых организмов от машин, отмечая, что в отличие от кибернетических систем, инициатива движения принадлежит организму. В движении особым образом содержится то, что должно наступить в результате этого движения - его цель; только живое способно предвидеть ситуацию и моделировать будущее. Интерес психологов к работам Б. имел несколько пиков. В 1925-1927 гг. Б. был сотрудником Психологического ин-та, которым тогда руководил К.Н. Корнилов. Реактологи надеялись сделать форму движения дискриминативным признаком для определения типа реакций и найти по циклограммам психологические характеристики движения. В годы ВОВ и сразу после ее окончания идеи Б. о построении движений были использованы в работах группы психологов под руководством А.В. Запорожца и А.Н. Леонтьева по восстановлению движений у получивших ранения людей. Ведущие российские психологи середины XX в. А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и С.Л. Рубинштейн сошлись на том, что концепция Б. предоставляет широкие возможности для психологического исследования движений. Наконец, идеи Б. об управлении движениями оказались созвучными нарождавшимся инженерной и когнитивной психологии: в 1960-х гг. Л.М. Веккер, Б.М. Величков-ский, В. П. Зинченко и др. стали говорить о построении образа в терминах теории построения движений. Посмертно вышли, ставшие классическими, Очерки по физиологии движений и физиологии активности, переизданы в книге Физиология движений и активность, М., 1990 и О ловкости и ее развитии, М., 1990. И.Е. Сиротки на

Автор этой книги Николай Александрович Бернштейн (1896 - 1966) - выдающийся советский и мировой ученый, создатель нового направления в науке, которое он скромно назвал «физиологией активности» (скромно - потому что это направление охватывает не только физиологию, но и психологию и биологию активности), первооткрыватель ряда ее законов. Авторитетные ученые относят его научные труды к тому же классу, что труды Сеченова, Ухтомского, Павлова.

Основные монографии Бернштейна «О построении движений» и «Очерки по физиологии движений и физиологии активности» переиздаются в серии «Классики науки» (издательство «Наука»), продолжают выпускаться за рубежом в переводе на английский и немецкий языки.

В основе всего научного творчества Н. А. Бернштейна лежит его новое понимание жизнедеятельности организма. Организм рассматривается им не как пассивная реактивная система, отвечающая на внешние стимулы и приспосабливающаяся к условиям среды (так считали мыслители периода «классического» механицизма в физиологии), а как созданная в процессе эволюции активная целеустремленная система. Действия этого организма направлены каждый раз на удовлетворение своих потребностей, на достижение определенной цели, которую Н. А. Бернштейн образно назвал «моделью потребного будущего». Иначе говоря, процесс жизни есть не «уравновешивание с окружающей средой», а преодоление этой среды. Он направлен не на сохранение статуса, а на движение в сторону родовой программы развития и самообеспечения. Таким образом, живой организм - это противящаяся энтропии, негэнтропийная система.

Такое понимание жизненных процессов является проявлением принципа материалистической телеологии, принципа целесообразности (сообразности цели!) характера действий живого организма. При таком понимании жизнедеятельности организма требовалась новая методика изучения его движений. Если в классической механистической физиологии движения изучались в лабораторных условиях, то Н. А. Бернштейн считал необходимым изучать их в естественных (практических) условиях. Им была создана методика, позволившая получать на светочувствительной пленке полную и ясную картину (в виде ряда кривых) того, как и с какой скоростью передвигаются те точки тела движущегося человека, перемещение которых в трехмерном пространстве имеет наиболее важное значение при том или другом двигательном акте. Разработаны были и методы анализа получаемых кривых, вычисления по ним сил, действующих на движущуюся часть тела. Свою методику Н. А. Бернштейн назвал кимоциклографией и циклограмметрией.

Огромное, далеко идущее значение разработанной Берн-штейном методики исследования движений сразу же понял и очень высоко оценил А. А. Ухтомский. В статье «К пятнадцатилетию советской физиологии» он писал: «Приходит время, когда наука может заговорить о „микроскопии времени“, как выражается где-то Н. А. Бернштейн… И здесь будет новый поворот в естествознании, последствий которого предоценить мы пока и не можем, подобно тому как современники Левенгука и Мальпига не могли предвидеть, что принесет их потомкам микроскоп» (Физиологический журнал СССР им. И. М. Сеченова, т. XVI, в. 1, 1933, с. 47).

Для выполнения того или другого движения мозг не только посылает определенную «команду» к мышцам, но и получает от периферийных органов чувств сигналы о достигнутых результатах и на их основании дает новые, корректирующие «команды». Таким образом, происходит процесс построения движений, в котором между мозгом и периферийной нервной системой существует не только прямая, но и обратная связь.

Дальнейшие исследования привели Н. А. Бернштейна к гипотезе, что для построения движений различной сложности «команды» отдаются на иерархически различных уровнях нервной системы. При автоматизации движений эта функция передается на более низкий уровень.

Многочисленные наблюдения и эксперименты полностью подтвердили эту гипотезу.

Уже из приведенного выше ясно, какое большое значение имеют результаты исследований Н. А. Бернштейна - не только теоретическое, но и для практиков: для спортивного тренера и спортсмена, для музыкального педагога и музыканта-исполнителя, для балетмейстера и артиста балета, для режиссера и актера, для всех тех профессий, для которых важно точное по результатам движение, особенно если оно совершается в необычных условиях (например, для пилота - в условиях непривычно больших и меняющихся ускорений, для космонавта - в условиях невесомости).

Результаты исследований Бернштейна важны и для врача, занимающегося формированием двигательных функций у больного, у которого они нарушены поражением нервной системы или двигательного аппарата (в частности, при протезировании).

Важны результаты работ Бернштейна и инженеру, который конструирует движущиеся механизмы и управление их движением и может при этом использовать знания о некоторых формах управления сложными движениями, которые «изобрела» природа и которые были изучены Бернштейном.

На самых первых порах изучения движений Бернштейн обнаружил, что при повторении одного и того же движения, например удара молотком по зубилу, рабочая точка молотка каждый раз очень точно попадает по зубилу, но путь руки с молотком к месту удара при каждом ударе в чем-то различен. И повторение движения не делает этот путь одинаковым. «Повторением без повторения» назвал это явление Н. А. Бернштейн. Значит, при каждом новом ударе нервной системе не приходится точно повторять одни и те же «приказы» мышцам. Каждое новое движение совершается в несколько отличных условиях. Поэтому для достижения того же результата нужны иные «команды» мышцам. Тренировка движения состоит не в стандартизации «команд», не в научении «командам», а в научении каждый раз быстро отыскивать «команду», которая в условиях именно этого движения приведет к нужному двигательному результату. Нет однозначного соответствия между результатом движения и «командами», посылаемыми мозгом к мышцам. Есть однозначное соответствие между результатом движения и «образом потребного будущего», закодированном в нервной системе.

Вместе с тем основные научные труды Н. А. Бернштейна, в том числе две его основополагающие монографии как по объему приводимых сведений (в них необходимо было привести подробные данные о многочисленных наблюдениях и экспериментах, сопоставить свою методику и свои результаты исследований с методикой и результатами других авторов), так и по характеру изложения были обращены прежде всего к работникам науки: физиологам, психологам, биологам, медикам и т. д. - или к читателям, имеющим основательную подготовку в соответствующих отраслях науки. Для массового читателя пользоваться этими трудами было трудно.

А Бернштейн хотел довести свои идеи, результаты своих исследований и до широкого круга читателей, в частности до тех, для кого они представляли не только чисто познавательный, но и профессиональный интерес. Вот почему он охотно принял предложение Центрального научно-исследовательского института физической культуры написать научно-популярную книгу, которой дал название «О ловкости и ее развитии». Он увлеченно

работал над ней (это видно из ряда его записей), рукопись была не только одобрена институтом и принята к изданию, но даже запущена в производство… Но именно на это время пришелся разгул лысенковщины, борьбы с вейсманизмом-морганизмом, с космополитизмом и тому подобных явлений. И в результате издание не осуществилось. Только теперь, почти через полвека после того, как работа лежала на столе автора, она ляжет на стол читателя. Но несмотря на это, книга сохраняет свое значение и в наши дни.

Самый многочисленный круг читателей, для которых эта книга представляет профессиональный интерес, - это работники спорта и спортсмены. Поэтому книга выходит в издательстве «Физкультура и спорт». Но, как уже говорилось выше, она предназначена и для многих других читательских групп.

(1896-1966) - выдающийся сов. психофизиолог. Концепция физиологии активности, созданная Б. на основе теоретического и эмпирического анализа естественных движений человека (спортивных, трудовых, после ранений и травм органов движения и др.) с использованием разработанных Б. новых методов их регистрации и обработки (циклография), послужила основой для глубокого понимания целевой детерминации человеческого поведения (см . Двигательная задача , Координация движений), механизмов формирования двигательных навыков, уровней построения движений в норме и их коррекции при патологии.

В работах Б. получили свое обоснование решение психофизиологической проблемы в материалистическом духе с использованием последних достижений физиологической науки, а также отдельные идеи кибернетики. Концепция Б. нашла широкое практическое применение при восстановлении движений раненых во время Великой Отечественной войны и в последующий период, при формировании спортивных навыков, создании различных кибернетических устройств и др. См . также Двигательный навык , Двигательный состав , Действие , Живое движение , Рефлекторное кольцо . (Е.Е. Соколова)

С именем Н. Бернштейна связан современный этап развития биомеханики, его «физиология движений» составляет теоретическую основу этой науки. Идеи Бернштейна нашли широкое практическое применение при восстановлении движений у раненых во время Великой Отечественной войны и в последующий период, при формировании спортивных навыков, создании различных кибернетических устройств и др.

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Бернштейн Николай Александрович (1896–1966) - российский психофизиолог. Создал и применил новые методы исследования движений человека. Анализ полученных результатов позволил Б. сформулировать положение о том, что приобретение навыка обусловлено не повторением одних и тех же иннервационных команд, а выработкой умения каждый раз заново решать двигательную задачу.

Б. показал, что движение направляется моделью потребного будущего. Созданная им общая теория построения движений (см . ) изложена в монографии «О построении движения» (1947). Последующие работы Б. посвящены изучению основ физиологии активности.

Литература

  • Общая биомеханика. Москва, изд-во ВЦСПС, 1926.
  • Техника изучения движений. Москва, изд-во «Стандартизация и рационализация», 1934.
  • Проблемы взаимоотношений координации и локализации. Архив биологических наук, т. XXXVIII, вып. I, 1935.
  • Сборник «Исследования по биодинамике локомоций (ходьба взрослого нормального мужчины)». Москва, Медгиз, 1935.
  • Некоторые данные по биодинамике бега выдающихся мастеров:
    1. Опорная динамика бега. Журнал «Теория и практика физической культуры», 1937, вып.3.
    2. Динамика ноги при беге. Там же, вып.4, 1937.
  • К вопросу о природе и динамике координационной функции. Ученые записки МГУ, вып. 90, «Движение и деятельность», 1943.
  • О построении движений. Москва, Медгиз, 1946. (удостоена Государственной премии).
  • К вопросу о расчете беговых дорожек. Журнал «Теория и практика физической культуры», 1946, вып.10.
  • Биодинамика стартовых движений. Журнал «Теория и практика физической культуры», 1947, вып. 8.
  • Некоторые назревающие проблемы регуляции двигательных актов. Журнал «Вопросы психологии», 1957, вып.6.
  • Очередные проблемы физиологии активности. Сборник «Проблемы кибернетики», вып.6, 1961.
  • Пути и задачи физиологии активности// Вопросы философии.- 1961.- №6;
  • Пути развития физиологии и связанные с ними задачи кибернетики. Сборник «Биологические аспекты кибернетики». АН СССР, 1962.
  • На путях к биологии активности. Журнал «Вопросы философии», 1965, вып.10.
  • Очерки по физиологии движений и физиологии активности. Москва, «Медицина», 1966 (посмертно).
  • О ловкости и ее развитии. Москва, изд-во «Физкультура и спорт», 1991 (посмертно).

назад в раздел .

Николай Александрович Бернштейн родился в Москве 5 октября 1896 г. Его отец был известным российским психиатром, дед Натан Осипович - врачом, физиологом и общественным деятелем. В ю-ношеском возрасте проявились незаурядные способности будущего ученого: музыкальные, лингвистические, литературные, математические, инженерно-конструкторские и др. Он с легкостью изучал иностранные языки, играл на фортепиано

Образование Н.А. Бернштейн получил в Московском университете. Сначала он поступил на историко-философский факультет, намереваясь посвятить себя филологии, но с началом Первой мировой войны перевелся на медицинский. Он попал в ускоренный выпуск: на войне нужны были врачи, и студентов, проучившихся четыре года, отправляли на фронт. Однако окончание университета пришлось на 1919 г., когда уже шла гражданская война. Н.А. Бернштейн был мобилизован в Красную армию в качестве военврача.

После демобилизации в 1920 г. он некоторое время проработал психиатром в клинике В А. Гиляровского, но вскоре перешел в Центральный институт труда, где возглавил лабораторию биомеханики. Основной задачей, которую решала эта лаборатория, было изучение трудовых движений человека в естественных условиях с целью облегчения труда и повышения его эффективности До сих пор проблема регуляции движения человека решалась только одним способом: выключением лишних степеней свободы. Бернштейн предложилдругое решение - непредсказуемую, складывающуюся по ходу движения ситуацию на периферии нужно отслеживать, предваряя изменения с помощью «опережающих коррекций». Таким образом, он понимал сенсорную коррекцию как неотъемлемый элемент двигательного акта, сравнимый по сложности с интеллектуальным процессом. То есть движение, по мнению ученого, - это не механическое выполнение команды, получаемой от нервной системы, процесс решения двигательной задачи

Такие теории Н.А Бернштейна шли вразрез с идеями и замыслами А К. Гастева, основателя и руководителя Института труда, намеревавшегося конструировать движение, как конструируют машину, давая человеку любые двигательные установки. В 1925 г. Бер-нштейн оставил работу и перешел в Институт психологии, где проблема живого движения вызывала большой интерес. В 1926 г. вышел его капитальный труд «Общая биомеханика».

Н.А. Бернштейн как человек с весьма разносторонними интересами написал множество работ, посвященных проблемам из области биологии, математики, кибернетики, медицины, музыки. Будучи прекрасным пианистом, он изучал закономерности музыкального обучения и творчества, посвятив этому ряд научных работ, в их числе «Исследования по биодинамике фортепьянного удара», изданные в 1930 г., «Современные данные о структуре нервно-двигательного процесса», выпущенные в 1939 г., а также глава «О технике игры на скрипке и фортепиано» в книге «О повторении движения».

Главным оппонентом теорий Н.А. Бернштейна был И.П. Павлов. Их полемика тянулась долго, и как возражение Павлову Бернштейн написал книгу «История учения о нервном импульсе». Во Всесоюзном институте экспериментальной медицины в 1936 г. была запланирована их очная дискуссия. Но Павлов умер. Узнав, что его оппонент больше никогда не сможет ему ответить, Бернштейн отменил издание книги

Изучая проблемы движения, Н.А. Бернштейн уделял большое внимание клинической медицине Он был прекрасным невропатологом, занимался восстановлением движений при различных заболеваниях и травмах нервной системы. Эти исследования позволили принципиально изменить представление о локализации функций в нервной системе, а также предложить эффективные приемы восстановления нарушенных функций, что оказалось очень важным для лечения раненых в период Великой Отечественной войны.

В 1947 г. вышла монография Н.А. Бернштейна «О построении движений». Особое значение в этой теории занимает построение нейрофизиологической и неврологической структуры действий и навыков. Ученый считал, что в построении движений участвуют все уровни головного мозга.

Низший, подкорковый уровень (А) представляет чистейшую физиологию. Он обеспечивает ту преднастройку мышечного тонуса, которая делает возможным осуществление двигательных актов различной сложности. Затем следует высший подкорковый уровень (В), на определенных стадиях филогенеза в животном мире он выполняет ведущую роль. У человека он подчинен кортикальным уровням, но его роль весьма велика. По двигательному богатству он, в определенных отношениях, превосходит высшие уровни. Этот уровень ведает движениями, в которых требуется точная согласованность ритмически повторяющихся во времени сложных движений, охватывающих все конечности и туловище (например, ходьба, бег, плавание и другие). По выражению Бернштейна, этот уровень «берет на себя всю внутреннюю черновую технику сложного движения», когда другой, вышележащий уровень обеспечивает приспособление к внешнему миру и внешним предметам.

Первый среди кортикальных уровней построения движений (С), по мнению автора, представляет интерес уже не только для физиологов, но и для психологов. В его состав входят высший отдел подкорковых узлов и некоторые слои коры головного мозга (зрительное поле, осязательное поле и другие) Самый замечательный признак этого уровня - его объективированность. Он освобожден от влияния физиологии собственного тела, которое тяготело над предыдущими уровнями. Он приобрел точность и меткость в овладении пространством, заполненным объектами, имеющими размер, форму и массу. Движения уровня С имеют ясно выраженный целевой характер. Поэтому при болезненном распаде этого уровня страдают прежде всего произвольные движения.

Следующий уровень действий (D) почти монопольно принадлежит только человеку. Именно здесь можно, по мнению Н.А. Бернштейна, увидеть начало слияния физиологического с психологическим, их взаимопереходы. Ведущий мотив в этом уровне заключается даже не в самом предмете, а в смысловой стороне действий с предметами, поэтому сенсорное поле здесь уже более сложно топологически. Уровень D обладает большой упражняемостью и высокой автоматизируемостью. Автоматизируются не смысловые элементы, а технические свойства выполнения действий. Для этого привлекаются нижележащие уровни вплоть до уровня С. Но в них предметный уровень не находит готовых сноровок, а должен ихвырабатывать. Следовательно, эти высшие автоматизмы являются благоприобретенными.

Выше уровня D лежит группа уровней Е. НА. Бернштейн считал, что они объединяют действия всех предыдущих уровней. Здесь формируются такие сложные действия-навыки, как пилотирование самолета, работа космонавта и другие. На этом уровне осуществляется сложная смысловая коррекция в соответствии с «желаемым будущим». Уровень Е ответствен за все виды речевой деятельности: музыкальную, хореографическую и другие. При его выпадении страдают эти высшие психологические виды деятельности. Монография «О построении движений» была впоследствии удостоена Сталинской премии.

В 1950 г. во время объединенной сессии Академии наук СССР и Академии медицинских наук, известной как «павловская сессия», работы Н.А. Бернштейна были подвергнуты критике за «антипавловскую» направленность. Сам он вскоре был уволен из институтов и до конца дней уже не имел лабораторной базы для работы.

Ученый не отказался от своих работ, а напротив, продолжал развивать собственные идеи. Друзья устроили его работать в реферативном журнале.

Н.А. Бернштейн был реабилитирован в период хрущевской «оттепели». Его модели сразу же стали востребованы физиологами, кибернетиками и психологами. В начале 1960-х гг. он много общался с физиками и математиками, писал в кибернетические издания, выступал с лекциями на семинаре, организованном молодыми математиками, биологами и физиками.

В это время начали формироваться основы того, что впоследствии получило название физиологии активности. В противовес изучению организма в покоящихся состояниях новое направление исследований, считал Н.А. Бернштейн, должно делать упор на активное поведение организма, преодоление им среды, а не приспособление к ней.

В середине 1960-х гг. у него обнаружили рак печени. Ученый рассчитал оставшиеся ему немногие годы жизни, оставил лабораторию и занялся дальнейшей разработкой теоретических проблем физиологии активности, биологических аспектов кибернетики, много работал со своими учениками, консультировал лингвистов, математиков, деятелей искусства, физиологов и медиков.

Н.А. Бернштейн умер в 1976 г. Он был разносторонне образованным человеком: работал на стыке психологии и физиологии, его теории посвящены проблемам из еще большего числа областей, его идеи используются в психологии, математике, биологии и физиологии,кибернетике. Изучая уровни построения движений, он пришел к созданию концепции физиологии активности. Его труды послужили примером и основой для творчества таких психологов, как Б.М. Ве-личковский, Ю.Б. Гиппенрейтер, В.П. Зинченко и многих других.

В главное меню



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта