Главная » Съедобные грибы » Что изучается в разделе пунктуация. Что изучает пунктуация? Знаки пунктуации в русском языке

Что изучается в разделе пунктуация. Что изучает пунктуация? Знаки пунктуации в русском языке

Пунктуация – это

1) система знаков препинания;

2) нормы и правила употребления знаков препинания, исторически сложившаяся в русской письменности;

3) раздел языкознания, изучающий знаки препинания и пра­вила их употребления на письме.

Главное назначение пунктуации – способствовать пониманию читателем письменного текста, его структуры, синтаксической и смысловой. Текст, написанный без знаков препинания, читается в три-пять раз медленнее, чем текст оформленный. (Лекант)

В основе слова препинание лежит корень -пя-, от которого ведут свое начало такие слова, как запя­тая, пнутъ, препона и др. Все эти слова содержат в себе в той или иной степени значение препятствия, преграды, обстановки, задержки. Так и знаки препинания совпадают с остановками в речи, с интонацией, с переходом к новой мысли, к новому понятию.

ПУНКТУАЦИОННОЕ ПРАВИЛО

Пунктуационное правило – это инструкция, в которой указываются условия выбора знака препинания (т. е. его употребление или неупотребление). Условия выбора знака препинания – это грамматические, смысловые и интонацион­ные особенности предложений и их частей.

Примечание. Место в предложении, где необходима поста­новка знаков препинания, можно найти по опознавательным признакам (приметам). Опознавательные признаки применения пунктуационных правил:

1) морфологические: наличие причастий, деепричастий, междометий, союзов, отдельных частиц;

2) синтаксические: наличие двух и более грамматических основ, обращений, вводных слов, обособленных членов предло­жения, однородных членов, чужой речи;

3) звуковые: произношение со звательной и другими видами интонаций;

4) смысловые: выражение причины и др.

(М.Т. Баранов, Т. Костяева… Справочник по русскому языку для учащихся)

ПРИНЦИПЫ ПУНКТУАЦИИ

1. Интонационный принцип . (Л.В. Щерба, А.М. Пешковский, Л. А. Булаховский) знаки препина­ния - показатели ритмики и мелодики речи. (Русская пунктуация отчасти отражает и интонацию: точка на месте большого понижения голоса и длительной паузы; вопроси­тельный и восклицательный знаки, интонационное тире, в ряде случаев многоточие и т. д . (...)

Тёплый ветер, дувший с юга, стих.

Дувший с запада резкий ветер вдруг неожиданно стих.

2. Синтаксический (грамматический) принцип. (Я. К. Грот) знаки препинания делают наглядным синтаксический строй речи, выделяют отдельные предложения и их части. Это получило отражение в формулировке большей части пунктуационных пра­вил:

как точка, фиксирующие конец предложения; знаки на стыке частей сложного предложения (когда имеется в виду их отграничительная роль); знаки, выделяющие разнообразные конструкции, но грамматически с ним не связанные, т. е. не являющиеся его членами (вводные слова, сочетания слов и предложения; вставки, обращения; междометия); знаки при однородных членах предложения; знаки, выделяющие приложения, определения - причастные обороты и определения - прилагательные с зависимыми словами, стоящие непосредственно после определяемого слова или оторванные от него другими членами предложения (...)

3. Логический (смысловой) принцип. пунктуация обеспечивает пони­мание текста. (Но довольно часто случается так, что смысловое членение речи подчиняет себе структурное, т. е. конкретный смысл диктует и единственно возможную структуру.

Например: Трое перед фотографией, напряжены (И. Ильф).

Трое перед фотографией напряжены.

Смысловой принцип в расстановке знаков пре­пинания выявляется особенно наглядно при обособлении, а также при присоединительных членах предложения (...) Конкретные смысловые оттенки, фиксируемые в предложении, могут (...) варьироваться, и потому в пунктуации, покоящейся на таком принципе, всегда есть нечто субъективное, индивидуальное (...)

ВЫВОДЫ: все три принципа действуют в ней не разобщённо, а в единстве (...) Выделять же отдельно принципы сейчас можно лишь условно, для удобства изучения (...)

Таким образом, если учесть, что синтаксические единицы речи создают­ся для того, чтобы передавать мысли и эмоции, то станет оче­видным совмещение действия всех трёх принципов в единой пун­ктуационной системе. (Валгина)

Интонация и пунктуация – дети одного отца – смысла речи.

Некоторые случаи несовпадения интонации и пунктуации

1) Паузы нет, а запятая есть:

Он сделал несколько прыжков, но, поняв, что их не догнать, отстал.

Нам странно слышать, что, если человек заболел, он должен иметь деньги на врача.

Узнав, что случилось, они немедленно приехали.

Вывод: письмо «по слуху» - источник ошибок.

2) Пауза есть, а запятой нет.

Прорубленная через вековой сосновый лес _просека уходила далеко за горизонт.

Ещё осенью за связь с партизанами гитлеровцы сожгли деревню.

И плывя в края иные по морской воде, ты другой такой России не найдёшь нигде.

Знаки препинания и их функции.

11 знаков препинания:

точка (.), вопро­сительный знак (?), восклицательный знак (!),

многоточие (...), запятая (,), точка с запятой (;), двоеточие (:),

тире (-), скобки (круглые) (), кавычки (« ») абзац (красная строка)

Функции ЗП:

    Отделительная (точка, ?, !, ;, …, :, кр.строка) – отделяют отрезки текста друг от друга

    Выделительная (скобки, кавычи, одиночные тире и запятая)

Пунктуация — система знаков препинания любого языка, правила, регулирующие расстановку этих знаков, а также раздел языкознания, изучающий и систематизирующий эти правила. Современные коммуникативные процессы в русскоязычном сообществе выявляют тенденцию к отказу от использования знаков препинания и упрощению до примитива лексических конструкций. Люди не представляют, зачем нужна и что изучает пунктуация, и незнание это влечет за собой невозможность точно и доступно сформулировать мысль.

Бытует мнение, что пунктуация нам нужна, чтобы случайно не помиловать того, кого надо казнить. Этот школьный пример уже набил оскомину, и игнорирующие правила могут справедливо заметить, что в случае такого двойственного восприятия фразу можно построить совершенно по-другому или разбить ее на две. Это, конечно, восприятие слишком буквальное. На самом же деле пунктуация нам нужна для передачи ритмики и мелодики фразы (фразовой интонации) на письме, смыслов, которые невозможно передать лексически и грамматически. Чехов сравнивал знаки препинания с нотами, по которым читатель следит за мыслью автора и воспринимает ее.

Знаки препинания нужны для отделения предложений и частей предложений друг от друга — с этим согласны все лингвисты. А вот функциональное назначение такого отделения — предмет ученых споров. Выделяют три принципа пунктуации русского языка: структурный, смысловой и интонационный.

Структурный и смысловой принципы тесно связаны между собой. Структурный принцип предполагает зависимость расстановки знаков препинания от синтаксиса предложения. Такого рода употребление знаков устойчиво, обязательно, оно дает возможность отделять одни предложения и их части от других, определять их структурную значимость. Структурно значимые части совпадают с частями смысловыми, служат выражению смысла. Если рассматривать пунктуацию в связи с грамматикой, то ведущим будет структурный принцип, если в связи с лексикой — смысловой. Содержание заключается в синтаксическую форму, а грамматическая структура передает содержание мысли.

Интонационный принцип сопутствует смысловому и структурному, поэтому некоторыми лингвистами воспринимается как необязательный. Однако любое предложение, любая фраза всегда несет на себе признаки интонационной оформленности, поэтому игнорировать его нельзя. Интонация сопутствует и является следствием структурно-семантических отношений между частями предложения (или предложениями), если имеет смысловую значимость. Если же интонация отражает лишь эмоциональные характеристики речи, то принцип расстановки знаков препинания будет чисто интонационным. Таким образом оформляются обращения; в иных случаях смысловые и структурные характеристики будут превалировать, а интонация — им подчиняться.

Пунктуация русского языка едина, закреплена и не зависит от функционально-стилистического назначения текста: и для художественного произведения, и для докладной записки правила будут одинаковыми. Однако можно говорить о нормативной и ненормативной пунктуации. Нормативная включает общие и ситуативные нормы: первые свойственны любому тексту и усваиваются в рамках получения обязательного среднего образования, вторые — группе текстов определенного вида. Ситуативные нормы зависят от характера передаваемой информации: к примеру, в рекламных текстах выполняют функцию сигнальную, в публицистических — акцентную.

Ненормативная пунктуация предполагает расстановку знаков препинания вне норм, но в соответствии с авторским замыслом и используемыми художественными приемами. Однако это не означает, что нормативная пунктуация полностью игнорируется. Существует некий предел, за который с авторскими знаками выходить не стоит — возможность осмысления текста читателем. Ненормативная пунктуация всегда базируется на принципах нормативной.

Пунктуация (от лат. punctum - точка ) - это раздел русского языка, который изучает расстановку знаков препинания , а также сама система знаков препинания. Пунктуация в русском языке служит для того, чтобы максимально точно передавать на письме то, что хотел выразить автор. Правила пунктуации созданы для того, чтобы регулировать интонационный строй речи, а также синтаксические и смысловые отношения в языке.

Все мы помним о величии и могуществе нашего языка. Имеется ввиду не только его лексическое богатство, но и его гибкость. Это относится и к пунктуации - здесь имеются как строгие правила, так и указания, которые зависят от ситуации, особенностей стилистики и смысла текста.

Пунктуация в русской речи достигается с помощью расстановки знаков препинания. Знаки препинания - это графические символы, необходимые для того, чтобы передать интонацию и смысл предложения, а также расставить определенные акценты в речи.

В русском языке существуют следующие знаки препинания :

1) Знаки конца предложения : точка, вопросительный знак и восклицательный знак;

2) Знаки разделения частей предложения : запятая, тире, двоеточик и точка с запятой;

3) Знаки, выделяющие отдельные части предложения : кавычки и скобки.

Я пришел домой поздно. Почему до сих пор горит свет в спальне? Так и есть, она ждала меня! «Снова дела на работе?» - спросила она устало. В квартире пахло лекарствами (наверное, выпила настойку валерианы, чтобы не переживать), поэтому я постарался успокоить ее и поскорее лечь спать. Перед глазами пронеслись все события этого дня: скандал на работе; выговор от начальника, который несправедливо обвинил меня в случившемся; прогулки по ночному городу в раздумьях.

Знаки препинания могут повторяться и совмещаться. Например, употребление вопросительного и восклицательного знака одновременно говорит о том, что перед нами риторический вопрос (вопрос, не требующий ответа или ответ на который и так все знают):

Кто же знал, что все случится именно так?!

Доколе?!

Также могут сочетаться запятая с тире . Это сочетание позволяет соединять разные значения:

Подул прохладный ветер, в лесу стемнело, - наступал летний деревенский вечер.

Такое сочетание знаков препинания может еще объясняться употреблением разных конструкций, например, обращения в предложении с тире между подлежащим и сказуемым:

Ты, брат, - самый дорогой человек, который остался у меня на земле.

Несмотря на то, что в русском языке бывают случаи, когда нет строгих правил по употреблению тех или иных знаков препинания, даже в таких случаях существуют определенные рекомендации. Например, а таких случаях есть основной знак препинания , то есть, таковой, которому отдается преимущество. Например, основным знаком препинания при использовании вставных конструкций являются скобки:

После вчерашнего ливня мы все (кроме Анны, у которой оказался дождевик), заболели простудой.

При этом допускается выделение вставной конструкции с помощью тире (второстепенного знака препинания в этом случае):

Он задумчиво присел на лавку - она была мокрой после дождя - и задумался о том, что произошло сегодня.

Все правила расстановки знаков препинания и правила пунктуации мы рассмотрим подробнее в последующих статьях.

  • Что изучается в пунктуации?
  • Какие знаки препинания завершают предложения?
  • В каком случае в конце предложения могут стоять одновременно вопросительный и восклицательный знаки?
  • Какие знаки препинания отделяют друг от друга простые предложения в сложных?
  • Когда не ставится запятая между однородными членами?
  • Какие знаки препинания выделяют в предложениях обращения?
  • Расскажите о знаках препинания при прямой речи и при диалоге. Приведите примеры.

10. Составьте из простых предложений, заключённых в скобки, сложные, употребляя подходящие по смыслу союзы и, а, но, что, чтобы, когда . Поставьте запятые. В составленных вами сложных предложениях подчеркните основы. Объясните написание выделенных букв.

1. Наступил вечер. (Мы остановились на ночлег. Наша лодка при чалила к берегу.) 2. Ветер утих. (В саду всё падали и падали листья. Шелест травы (не)прекра щался.) 3. Взошла луна. (Всё вокруг осветилось. Ствол берёзки стал серебрян ым.) 4. На опушке есть малинник. (Лесник сказал. Мы взяли с собой бидоны и кружки.)

11. Спишите, правильно оформляя предложения с прямой речью. Назовите обращения. Назовите в четвёртом и пятом предложениях устаревшие слова.

1. Могучий Олег головою поник и думает что же гаданье? 2. Князь тихо на череп коня наступил и молвил спи, друг одинокий! 3. Отпустил он рыбку золотую и сказал ей ласковое слово твоего мне откупа не надо, ступай себе в синее море, гуляй там себе на простор... 4. Где же вожатый, спр..сил я у Савельича. 5. Здесь, ваше благородие, отвечал мне голос сверху. 6. Ты мне этого не сказал заметил Пугачёв. 7. Что ещё вскр..чал Пугачёв, сверкнув огненными глазами.

(А. Пушкин)

12. Диктант . Подчеркните однородные члены как члены предложения. Устно объясните постановку знаков препинания между ними.

1. Перед глазами ехавших ра..ст..лалась широкая, бесконечная равнина. 2. Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скр..пучую, монотонную музыку. 3. Но прошло немного времени, роса и..парилась, а воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид. 4. Бричка бежит, а Егорушка вид..т всё одно и то же: небо, равнину, холмы.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта