Главная » Съедобные грибы » Для женщины прошлого нет. «Стихотворение И.Бунина «Одиночество

Для женщины прошлого нет. «Стихотворение И.Бунина «Одиночество

Иван Бунин часто обращался к темам любви и расставания. Поэт долгое время оставался непонятным и одиноким не только в литературной среде, но и в семье. Но даже зная это, невозможно читать стих “Одиночество” Бунина Ивана Алексеевича без улыбки. Стихотворение было написано летом 1903 года, во время заграничного рандеву. Поэт посвятил его своему близкому другу, художнику П. Нилусу. В это время Бунин состоял в браке с А. Цакни, но счастлив не был. Супруга не разделяла его интересов. Гораздо больше она ценила светские развлечения и не раз сетовала на то, что у мужа не имеется серьезных связей.

Текст стихотворения Бунина “Одиночество”, которое проходят на уроке литературы в 11 классе, можно назвать лирическим. Оно пропитано осенними нотками. Осень по Бунину – это не просто преддверие зимы. После расставания с женой в душе поэта тоже царят холод, сырость и слякоть. Лирический герой делится со слушателем своей болью. Он все еще скорбит об уходе той, кого искренне любил. Одновременно он понимает, что жена не вернется, смиряется с этим, уважает ее выбор. Он не упрекает и не оскорбляет ее ни единым словом. Автор просто печально констатирует факт расставания. Одиночество, ставшее главным героем этого произведения, которое так легко учить, не пугает лирического героя. Как и многие другие поэты, Бунин ассоциирует весну с возрождением. Он надеется, что рана затянется, и он сможет снова нормально жить, творить и любить. Пока же лирический герой, страдая от мучительного одиночества, с болью вглядывается в “предвечернюю серую тьму”. Сумерки, мистическое время, ассоциируются у него с ожиданием. Окончательно поняв, что “для женщины прошлого нет”, автор не может удержаться от иронии в свой адрес.

И ветер, и дождик, и мгла
Над холодной пустыней воды.
Здесь жизнь до весны умерла,
До весны опустели сады.
Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно.

Вчера ты была у меня,
Но тебе уж тоскливо со мной.
Под вечер ненастного дня
Ты мне стала казаться женой…
Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
Проживу и один – без жены…

Сегодня идут без конца
Те же тучи – гряда за грядой.
Твой след под дождем у крыльця
Расплылся, налился водой.
И мне больно глядеть одному
В предвечернюю серую тьму.

Мне крикнуть хотелось вослед:
“Воротись, я сроднился с тобой!”
Но для женщины прошлого нет:
Разлюбила – и стал ей чужой.
Что ж! Камин затоплю, буду пить…
Хорошо бы собаку купить.

Сочинение

“Изящный человек, худой, тонкий, барин средней России” (Б.Зайцев), “...один из последних лучей какого-то чудного русского дня” (Г.Адамович). Таким представляют, так оценивают Ивана Бунина современники. Этот русский художник особняком стоял в литературе своей эпохи. “Я не портной, чтобы прилаживаться к сезонам”, – писал Бунин Н.Телешову (1900). И тут же: “Как ни кинь, всё тяжко одиночество...”

Одиночество... А ведь это, пожалуй, основное состояние лирического героя И.Бунина. «Одиночество» – именно так называется известное стихотворение поэта, датированное 1903 годом. По свидетельству В.Муромцевой-Буниной, написал его поэт летом того года: “Лето было урожайное, он написал 33 стихотворения. Особенно имело успех «Одиночество», посвящённое художнику Нилусу”.

И сразу же встаёт вопрос: почему столь “осеннее” стихотворение рождается летом? И вновь обращаемся к мемуарам В.Муромцевой-Буниной (конец 1902 – начало 1903 года): “Душевного покоя у И.А. не было”; “Он стал чувствовать своё литературное одиночество”. А весной 1903 года, как известно, Бунин, так любивший странствовать (удел всех мятежных и чувствующих себя одинокими людей), плывёт в Константинополь. Вот строки из письма И.Бунина старшему брату: “Сидел долго один, и было на душе не то что скучно, но тихо, одиноко. Волнения никакого не ощущал, но что-то всё-таки было новое”. Не забудем и о разрыве с женой – А.Цакни, – который очень болезненно переживал Бунин.

Необходимо также посмотреть и на “литературное окружение” стихотворения «Одиночество». О чём стихи Бунина 1902–1903 годов?

И только ночью, когда бушует

Осенний ветер, всё чуждо снова...

И одинокое сердце тоскует:

О, если бы близость сердца родного!

(«Как всё спокойно...», 1902)

И веет на вершине

Дыханьем смерти, холодом пустыни.

(«Кондор», 1902)

Усадьба по-осеннему молчала.

Весь дом был мёртв в полночной тишине...

(«Проснулся я внезапно, без причины...», 1903)

А название стихотворения «Запустение» говорит само за себя:

Нам жутко здесь. Мы все в тоске, тревоге...

Пора свести последние итоги.

..............................................

Я изнемог, и мёртвый стук часов

В молчании осенней долгой ночи

Мне самому внимать нет больше мочи!

Как видим, состояние лирического героя кризисное. (Пожалуй, настолько – впервые.) И всё же отчётливо проступает желание избавиться от этой удручённости, прорваться в мир света, надежды, обрести утраченную гармонию с самим собой и миром:

И сердце жаждет блеска дня и счастья.

(«Запустение»)

Несомненно, оптимистично звучит стихотворение «Голуби» (1903), расположенное в сборнике непосредственно перед «Одиночеством». И тем контрастнее воспринимается это исполненное глубокого трагизма лирическое произведение.

Стихотворение обращено к женщине. Это как бы ненаписанное письмо. Прощальное письмо, не запечатлённое на бумаге, а только высказанное про себя и во многом самому себе.

О чём этот маленький шедевр? Об одиночестве? Да. И о душе. Об одинокой душе, которая пытается прорвать своё одиночество, ибо сейчас оно тягостно для неё. Это стихотворение и о женщине, о любви, и, в конечном счёте, о смысле жизни. Здесь Бунин предельно верен экзистенциальной теме.

Стихотворение состоит из четырёх строф-шестистиший. Первая строка звучит ритмично-однообразно:

И ветер, и дождик, и мгла...

И сразу представляешь, ощущаешь почти физически это до боли знакомую осеннюю заунывность. Поражаюсь: как же удалось поэту так ненавязчиво и быстро погрузить читателя в атмосферу своего стихотворения? Конечно, благодаря многосоюзию (и..., и..., и...) и точно выбранному размеру – амфибрахию.

Огромную роль играют здесь и ключевые слова “ветер”, “дождь”, “мгла”, создающие настроение бесприютности. Во второй строке это ощущение усугубляется “холодной” метафорой “пустыня воды”. Третья строка, кажется, звучит трагичнее:

Здесь жизнь до весны умерла...

“Жизнь умерла” – какой оксюморон! Страшно. Но есть, оказывается, временной предел этой смерти: “до весны”. И это имеет важное значение, не случайно автор использует повтор. И если в третьей строке “до весны” “потерялось” где-то в середине, то в четвёртой строке именно на это слово падает логическое ударение.

Я на даче один. Мне темно

За мольбертом, и дует в окно.

Итак, герой одинок. Это одиночество бесприютно (“темно”, “дует”). Мольберт – атрибут художника. Но и творчество не спасает.

Таким образом, определяющее состояние и героя, и природы – холод, опустошённость (запустение). Что же здесь причина, что – следствие? Герой тоскует оттого, что природа затосковала, или ему тяжело от чего-то иного, и поэтому мир видится таким бесприютным? (Ведь есть же у Бунина стихи, где осень, дождь пропущены сквозь иную призму.)

В последующих строках мы легко находим ответ:

Вчера ты была у меня...

Оказывается, вчера тоже был ненастный день, но он воспринимался по-другому, потому что “она была” и “казалась женой”. Бунин дважды использует здесь фигуру умолчания. Причём за этими многоточиями – противоположные думы: первая – что было бы, если бы она осталась? Вторая – что теперь будет и как прожить одному?

И опять возникает этот верхний предел опустошённости, омертвелости – весна. Почему весна? Быть может, всё просто: весной можно одному, так как сложно ощущать себя одиноким среди многоцветья, многоголосья, солнечности пробудившейся (воскресшей) природы.

А как же тяжело будет прожить до весны, если сейчас ещё только осень, а невозможно прожить даже этот день (сегодня)... Образ “сегодня” в третьей строфе раздвигается до бесконечности:

Сегодня идут без конца

Те же тучи – гряда за грядой...

И вдруг – от туч, от неба, от бесконечности – к совершенно конкретной земной детали:

Твой след под дождём у крыльца

Расплылся, налился водой.

Образ следа ушедшей навсегда женщины раскрывает всю глубину страданий лирического героя. И вот он смотрит и на небо, и на этот “тонущий” след. Это страшно, когда и следа не остаётся. А остаётся только рана на сердце героя. Оттого и больно ему глядеть в “серую тьму”. Образ тьмы, как и образ холода, многозначен:

Тотальные тьма и холод! – и внутри, и снаружи...

Мне крикнуть хотелось вослед:

“Воротись, я сроднился с тобой!”

“Сроднился”. А ведь это сильнее, чем “люблю”... “Воротись” – не только в дом, в пространство, но и (прежде всего) в прошлое, чтобы повторять его в настоящем. Но не крикнул: знал, что не вернётся. Почувствовал: чужой. Это, пожалуй, третья антонимичная пара в пределах этого стихотворения (осень – весна, вчера – сегодня, родной – чужой). Но в целом стихотворение не контрастное. Напротив, оно очень цельное по настроению, по эмоциональному тону. Только три всплеска-восклицания да три паузы-умолчания.

Концовка стихотворения внешне вроде бы снимает трагизм. Может, и правда герой примиряется с действительностью, находит силы, чтобы продолжать жить:

Что ж! Камин затоплю, буду пить...

И уж совсем, казалось бы, прозаичное:

Хорошо бы собаку купить.

Давайте подумаем: затоплю камин... Чтобы стало теплей и светлей? А может, затоплю – заодно с этим вселенским наводнением? Да ведь герой один в этом холодном доме посреди пустынного океана. Он не видит земли! Он видит тьму, мглу и... воду... А дом, усадьба – остров? Или тонущий корабль? А может, всё же ковчег? И родовая связь с прошлым (не случайно это ощущение родства), и память о ней окажутся спасительными в юдоли земной?..

Лирическая ситуация стихотворения традиционна для поэзии Бунина: во-первых, время года и время дня (осень, вечер), во-вторых, герой наедине с миром Божиим (чаще, правда, это соотношение гармонично).

Именно в общении с природой (часто ночью, когда тихо, не слышно житейских звуков) лирический герой Бунина постигает Бога, переживая истинное счастье. (Здесь поэт близок Лермонтову: «Выхожу один я на дорогу...», «Когда волнуется желтеющая нива...») Скорбные мотивы также не редкость в лирике Бунина. И скорбь эта неизбежная (экзистенциальная скорбь):

Как эта скорбь и жажда – быть вселенной!..

Я обречён

Познать тоску всех стран и всех времён.

На лирическую ситуацию стихотворения «Одиночество» можно посмотреть и с другой стороны: прощание с любимой (правда, без самой любимой). Как нам кажется, до такого глубокого трагизма подобная ситуация в лирике Бунина не доведена нигде. Причина этого, вероятно, в состоянии самого поэта в 1903 году (об этом говорилось выше) – стечение обстоятельств, определённое распутье, которое ощущал поэт, переживавший личную драму.

Тема любви, отношений между мужчиной и женщиной, безусловно, значительно глубже осмыслена в прозе Бунина, особенно в поздней. А в стихотворении «Одиночество» завязался узелок этой столь волнующей автора темы (мысль о том, что земная любовь имеет предел).

Почему же современникам Бунина так понравилось именно это стихотворение? Может быть, потому, что это “песня последней встречи”. А может, современникам Бунина близким оказалось именно состояние души лирического героя – это ощущение перепутья (или распутья?), то смятение, возможно, неясное, которое испытывали многие в смутное предгрозовое время накануне страшных потрясений?

Любовь, расставание, одиночество… Этим темам великий русский поэт Иван Бунин отдавал предпочтение. Его проза поэтична, а стихи просты и лаконичны. Лирический герой в переживают боль расставания без лишних возвышенных фраз, с ироничной печалью. О любви и расставании повествует стихотворение Бунина «Одиночество». Анализ этого произведение следует сделать, чтобы почувствовать необыкновенный поэтический дар русского автора.

Одиночество поэта

Любовь для лирического героя Бунина - это мимолетное счастье. Оно всегда заканчивается тоской и горьким расставанием. Но нередко эти переживания у русского поэта сплетались с философской темой. Что испытывает одинокая душа? Как пережить расставание с любимым человеком? На этих вопросах основано стихотворение Бунина «Одиночество».

Анализ творчества этого поэта и писателя свидетельствует о том, что покинутым он испытывал себя нередко. В его произведениях тема одиночества стала ключевой. Как в прозе, так и в поэзии. И это не удивительно. Ведь русский поэт и писатель провел существенную часть жизни вдали от Родины. Он странствовал из одного города в другой. Ему часто приходилось менять место жительства, что не могло не отразиться на личной жизни.

Однако стихотворение, о котором идет речь в этой статье, написано до эмиграции. Было еще далеко до тех событий, которые вынудили поэта уехать за границу. В 1903 году создано стихотворение Бунина «Одиночество». Анализ этого небольшого шедевра говорит о том, что уже в 33 года его автор хорошо знал, что такое боль потерь. Вся жизнь у него была впереди, но он уже был одинок.

История написания

Произведение посвящено близкому другу поэта - живописцу Петру Нилусу. Возможно, художник переживал нечто похожее на то, о чем повествует стихотворение Бунина «Одиночество». Анализ некоторых строк говорит о том, что его герой - натура творческая и покинутая. Таким был и сам Иван Бунин - талантливым, но одиноким художником слова. И посвящая стихотворение своему другу, он, несомненно, передал в этом поэтическом произведении собственные чувства и переживания.

На момент написания стихотворения Иван Бунин был еще женат. Брак просуществовал несколько лет. Молодая жена превыше всего ценила развлечения и званые вечера. Она не разделяла интересов своего супруга-поэта. Его творчеством не интересовалась. И потому поэт себя порою чувствовал так одиноко.

Осеннее произведение было написано, как ни странно, летом. В нем множество образов и стилистических приемов. Анализ стихотворения Бунина «Одиночество» по плану - лучший способ рассмотреть каждый из них.

«И ветер, и дождик, и мгла...»

Ничто не навевает столь ностальгического настроения, как образ осеннего ненастья. Анализ стихотворения Бунина «Одиночество» следует начинать в рассмотрения этого Автор едва ли смог бы создать атмосферу печали и грусти в своем произведении, если бы оно начиналось с описания радостного пения птиц за окном и радужного солнечного пейзажа. И хотя написано оно было, по все видимости, в теплый летний день, душевное состояние поэта было осенним и серым.

Пейзаж для поэтов и писателей - художественный образ, благодаря которому они изображают не только обстановку, в которой пребывают их герои, но и передают их внутренний мир.

В первой строфе присутствуют такие слова, как дождь, мгла, ветер, холод. Благодаря им с первых строк героя передается читателю. Важную роль изображения природных явлений в поэтическом произведении доказывает анализ стихотворения Бунина «Одиночество». Создавая картину унылого пейзажа, автор говорит, что жизнь умерла… Но не навсегда, а лишь до первых весенних дней.

«Под вечер ненастного дня ты мне стала казаться женой...» - в этих строках присутствуют глубинные переживания человека, который, находясь в одиночестве, принимает чужого человека за близкого, а мечту - за реальность.

«И мне больно глядеть одному в предвечернюю серую тьму...»

Герой Бунина остается один. Он покинут и одинок. В третьей строфе, как и в первой, важную функцию выполняет пейзаж. Он сер и уныл. И полностью гармонирует с душевной опустошенностью лирического героя, которому ничего не остается, как глядеть в предвечернюю тьму. За окном дождь и слякоть. И он так долго созерцает эту безрадостную картину, что след, который оставила возлюбленная, "уж налился водой".

«Но для женщины прошлого нет…»

В последней строфе монолога-признания вдруг оживает последняя надежда лирического героя на счастье и любовь. Он хочет крикнуть ей вслед: «Воротись!» Но вдруг понимает, что для нее прошлое забыто. И, полностью осознав свое одиночество, он уже не ждет долгожданной весны, а с горькой иронией говорит: «Что ж! Камин затоплю, буду пить... Хорошо бы собаку купить». В этих словах, видимо, намек на то, что участью всех одиноких является привязанность к этому домашнему животному. В преданности собаки усомниться нельзя, чего не скажешь о женщине.

В стихотворении присутствует яркий По мере повествования эмоциональный накал усиливается. Но, достигая своей кульминации в четвертой строфе, затихает в последних строках.

Печально, но лаконично и просто изобразил Иван Бунин одиночество. Анализ стихотворения, которому посвящена эта статья, дает возможность увидеть истинный дар поэта. Без возвышенных и громких фраз, используя довольно простой язык, Бунин создал трогательное поэтическое произведение, в котором смог передать самые тонкие оттенки печали, грусти, одиночества.

Данное стихотворение начинается с описания пейзажа. Перед глазами читателя всплывает мрачная картина. В начале первой строчки присутствует многосоюзие (И ветер, и дождик, и мгла), оно помогает читателю ощутить и холод и темноту. «Над холодной пустыней воды» еще больше усиливает это ощущение.

Читая первые строки, начинаешь понимать, как воспринимает этот мир автор. Безжизненность внешнего мира показана оксюмороном «жизнь умерла». но у героя стиха остается надежда, выражая это у в фразе «слово до весны», которая повторяется при переходе из третьей в четвертую строку. также эту фразу можно увидеть во второй строфе, но здесь она имеет другое значение, здесь говорится о чувствах героя стиха. Однако эта фраза все равно является тягостной для героя и выражает его безрадостное будущее существование.

В третьей строчке читатель представляет пейзаж, который уже отличается от пейзажа в первой строчке. Идет, как бы усугубление обстоятельств. Дождик из первого пейзажа превращается в дождь, а мгла становится серой тьмой. Чувства лирического героя также изменяются: если сначала герой испытывал холод и темноту, то сейчас мы видим, как герой переживает уже свою душевную боль.

Лирический герой становится несчастным. Все его переживания показаны показаны на протяжении всего стиха. И чем сильнее привязывается герой к своей любимой, тем дальше отдаляется она от него. Автор стиха показывает смену чувств героя при помощи специальных антонимов, а именно: стала казаться женой – стал чужой, сроднился – разлюбила.

В этом стихотворении герой пытается понять суть происходящего, но он не в силе его изменить, это показано в безличных предложениях — «мне больно», «мне темно», «мне крикнуть хотелось». Герой не в силе подчинить своему контролю над тем, что творится в его окружающем мире, точно так же, как и не имеет возможности изменить погоду.
Герой, который осознал всю глубину своих чувств, уже не верит в возвращение любимой и поэтому уже не имеет желания в открытую выражать свои чувства:

Мне крикнуть хотелось вослед:
«Воротись, я сроднился с тобой!».
Но для женщины прошлого нет:
Разлюбила – и стал ей чужой.

В этом стихотворении читатель понимает, что счастье невозможно, что люди постоянно расстаются друг с другом, а изменить мы ничего не можем, поэтому и приходится мирится с одиночеством.

Анализ стихотворения И.А. Бунина «Одиночество»

На мой взгляд, Иван Алексеевич Бунин – один из крупнейших поэтов 20 века. Сегодня это общепризнанно, однако долгое время заслуженная известность Бунина-прозаика затмевала для читателей его поэзию. Но нужно заметить, что в таланте И.А. Бунина, необыкновенно гармоничном, все уравновешено: проза этого писателя вспахана плугом поэта, его стихи зачастую предвосхищают проблематику и даже стилистику рассказов и повестей.

Любовь… Эта тема, к которой обращался не один поэт и писатель. И. А. Бунин – не исключение. Любовная лирика его невелика по количеству. Но именно в ней разрабатываются многие вопросы, волновавшие писателя и позже, особенно проблема одиночества. Бунин считает, что даже любовь не спасает от одиночества, от этого «страшного недуга». Исчерпав «земные» возможности, оно ввергает героя в состояние спокойного отчаяния.

Таким настроением сдержанного трагизма пронизано едва ли не самое известное стихотворение Бунина - «Одиночество». Оно было напечатано в девятой книге сборника «Знание» за 1904 с посвящением художнику и приятелю Бунина П.А. Нилусу. В 1910 году это стихотворение в исполнении автора было записано на пластинку:

И ветер, и дождик, и мгла

Над холодной пустыней воды.

Здесь жизнь до весны умерла,

До весны опустели сады,

Я на даче один. Мне темно

За мольбертом, и дует в окно.

«Одиночество» начинается с описания тоскливой осенней природы: «и ветер, и дождик, и мгла…». Для создания минорного настроения Бунин использует яркую метафору: «над холодной пустыней воды», показывая отчужденность лирического героя, неприятие им окружающей реальности. Недаром герой чувствует, что «здесь жизнь до весны умерла», имея в виду жизнь природы, а вместе с ней и свою. Лирическому герою неуютно в этом мире. «Мне темно», - говорит он, но темно не из-за отсутствия света за окном, а от отсутствия «света» в жизни.

Осознание того, что он мог быть счастлив «вчера», а «Сегодня идут без конца Те же тучи – грядя за грядой…», гнетет лирического героя. Он с кажущейся легкостью говорит «прощай». Но это происходит не от безразличия, а от понимания неизбежности происходящего:

Расплылся, налился водой.

И мне больно глядеть одному

В предвечернюю серую мглу.

Здесь поэт уже открыто говорит об одиночестве. По его мнению, любовь не вечна, а «для женщины прошлого нет». Любовь могла бы заполнить пустоту в душе лирического героя, но этому не суждено случиться. Она оставила лишь след в его душе, который «расплывется» под дождем и исчезнет. Лишь одиночество будет безраздельно царствовать в душе и жизни героя. Боль от своего одиночества герой не может ни преодолеть, ни заглушить. Можно подумать, что судьба его обречена, а тоска одиночества безысходна. Но, возможно, это и не так. Недаром лирический герой ждет весны: «Как-нибудь до весны Проживу и один – без жены…» Может быть, в жизнь героя еще придет весна, и его сердце оживет, как каждый год оживает природа…

Но пока желание счастья и осознание его невозможности выражены в нарочито спокойной концовке:

Хорошо бы собаку купить.

Этот лаконизм – достояние литературы уже нового, 20 века, когда смятенность чувств передается равнодушной, «посторонней», фразой. Такой фразой является и последняя строчка стихотворения. Обреченный на одиночество среди людей, непонятый, покинутый любимой женщиной, лирический герой, тем не менее, не выплескивает наружу своих эмоций. О них мы догадываемся только по каким-то деталям или отдельным словам. «Затоплю камин» - герой пытается разогнать «мглу», «серую тьму», окутавшую его душу. «Буду пить» - извечный способ «утопить» свое горе в вине – признак отчаяния, справиться с которым суждено не каждому. «Хорошо бы собаку купить», ведь верный пес никогда не бросит, в отличие от разлюбившей женщины, он будет со своим хозяином до конца жизни.

Купить собаку – это значит уже как-то начать действовать, существовать, жить. На данном этапе лирический герой к этому не готов, поэтому автор и употребляет частицу «бы» - мы не всегда осуществляем то, что задумали. Но эта строка – надежда на то, что все измениться к лучшему.

Примечательно, что в «Одиночестве» очень мало художественно-изобразительных средств. Надо сказать, что именно в интимной лирике отчетливо видно отличие Бунина от других дворянских поэтов. Оно проявляется уже в образе лирического героя, далекого от прекраснодушия и восторженности, избегающего красивости, фразы, позы. Именно поэтому язык стихотворения прост и лаконичен, что не мешает Бунину передать настроение героя, выразить его душевное состояние, его чувства.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

«Анализ стихотворения И. А. Бунина «Одиночество»»

Бунин был не только замечательным прозаиком, но и выдающимся поэтом. Он воспринял традиции классической русской поэзии, традиции Пушкина и Лермонтова, их стремление к простоте и ясности, их прозрачный стих, их тонкое чувство природы.

Немало стихотворений Бунин посвятил русской природе, которая часто вызывала в душе поэта радостные, светлые чувства.

Философская проблематика, часто взаимосвязанная с темой природы, нашла отражение в поэзии Бунина. Так, мысль о преемственности связи между прошлым и настоящим, тема смерти проходит сквозь многие его поэтические произведения.

Конечно, Бунин, как великолепный художник, тонкий психолог, посвящал свои поэтические произведениям живым человеческим эмоциям: любви, радости, страданию.

Таково, например, стихотворение «Одиночество». По жанру это монолог-исповедь. Лирический герой обращается к любимой женщине, ушедшей от него. Но вместе с тем диалог с самим собой: ведь герой остался наедине со своими воспоминаниями.

Стихотворение начинается с описания осеннего пейзажа, задающего эмоциональный фон всему лирическому произведению:

И ветер, и дождик, и мгла

Над холодной пустыней воды.

Здесь жизнь до весны умерла,

До весны опустели сады.

Строфа построена по принципу градации. Каждая новая строка усиливает ощущение бесприютности. Во второй строке метафора «пустыня воды» создаёт эффект бескрайности печали. Третья строка вводит тему смерти.

Печальное душевное настроение лирического героя придаёт образам природы, нашедшим отражение в стихотворении, ощущение опустошенности. Природа и человек слиты воедино, страдают по одной причине: природа по ушедшей весне, и человек, потерявший свою Весну — любимую, без которой в душе героя наступила осень.

Мотив одиночества в лирике Бунина уходит корнями в ощущения детства, юности.

Бунин вспоминал: «Я рос без сверстников, в юности их тоже не имел… Все в эту пору чему-нибудь где-нибудь учатся, и там, каждый в своей среде, встречаются, сходятся, а я нигде не учился, никакой среды не знал».

И всё же отчётливо проступает желание избавиться от этой удручённости, прорваться в мир света, надежды, обрести утраченную гармонию с самим собой и миром:

И сердце жаждет блеска дня и счастья.

Это произведение об одинокой душе, которая пытается прорвать своё одиночество, ибо сейчас оно тягостно для неё. Это стихотворение и о женщине, о любви, и, в конечном счёте, о смысле жизни.

Собеседником, другом с детства у поэта была природа. И лирический герой его произведений внимателен к окружающему миру, тонко чувствует природу, сопереживает ей. То он в янтарном окружении «озябшего» сада, то в берёзовом лесу, «где распевают птицы», то в «сладостном бору», то «дремлет над Днепром у широкого плёса», но чаще всего — «среди степи, простора и небес».

Вчера ты была у меня…

Оказывается, вчера тоже был ненастный день, но он воспринимался по-другому, потому что «она была» и «казалась женой». Бунин дважды использует здесь фигуру умолчания. Причём за этими многоточиями — противоположные думы: первая — что было бы, если бы она осталась? Вторая — что теперь будет и как прожить одному?

А как же тяжело будет прожить до весны, если сейчас ещё только осень, а невозможно прожить даже этот день (сегодня)… Образ «сегодня» в третьей строфе раздвигается до бесконечности:

Сегодня идут без конца

Те же тучи — гряда за грядой…

И вдруг — от туч, от неба, от бесконечности — к совершенно конкретной земной детали:

Твой след под дождём у крыльца

Расплылся, налился водой.

Бунин не боится ввести в стихотворение бытовую деталь, которая нередко приобретает под его пером особую выразительность. В этом произведении ещё немало таких выразительных деталей. Например, по строчкам

Я на даче один. Мне темно

За мольбертом, и дует в окно

мы догадываемся, что герой живёт в уединении, он художник — натура творческая, ранимая, остро переживающая все неудачи, потрясения, особенно, если они касаются любви.

Но особенно впечатляет подчёркнуто бытовая, прозаическая концовка стихотворения, тонко передающая тоску покинутого художника:

Что ж! Камин затоплю, буду пить…

Хорошо бы собаку купить.

Тема любви, отношений между мужчиной и женщиной, безусловно, значительно глубже осмыслена в прозе Бунина, особенно в поздней. А в стихотворении «Одиночество» завязался узелок этой столь волнующей автора темы.

«Одиночество» И.Бунин

«Одиночество» Иван Бунин

И ветер, и дождик, и мгла
Над холодной пустыней воды.
Здесь жизнь до весны умерла,
До весны опустели сады.
Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно.

Вчера ты была у меня,
Но тебе уж тоскливо со мной.
Под вечер ненастного дня
Ты мне стала казаться женой…
Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
Проживу и один — без жены…

Сегодня идут без конца
Те же тучи — гряда за грядой.
Твой след под дождем у крыльца
Расплылся, налился водой.
И мне больно глядеть одному
В предвечернюю серую тьму.

Мне крикнуть хотелось вослед:
«Воротись, я сроднился с тобой!»
Но для женщины прошлого нет:
Разлюбила — и стал ей чужой.
Что ж! Камин затоплю, буду пить…
Хорошо бы собаку купить.

Анализ стихотворения Бунина «Одиночество»

Тема одиночества является одной из ключевых в творчестве русского поэта и писателя Ивана Бунина. Это чувство испытывают многие персонажи его произведений, что объясняется душевным состоянием самого автора, который долгие годы оставался непризнанным гением как у себя на родине, так и за границей, где провел остаток своей жизни. Однако стихотворение «Одиночество», созданное летом 1903 года, лишь отчасти является автобиографичным. Его Иван Бунин посвятил своему другу, одесскому художнику Петру Нилусу, которого именовал не иначе, как «поэтом живописи».

Это произведение было написано во время очередного заграничного путешествия Ивана Бунина – лето 1903 года он провел в пыльном и жарком Константинополе, вдали от друзей и близкий. Несмотря на то, что этот период творчества для него был одним из самых плодотворных, в душе Иван Бунин, как и герой его стихотворения, страдал от одиночества. Поэтому, посвящая данное произведение Петру Нилусу, автор словно бы соединил его и свою судьбы незримой нитью, подчеркнув, что быть одному – удел большинства творческих людей, которые при жизни остаются непонятыми даже теми, кого считают своими друзьями и возлюбленными .

Стоит отметить, что перед поездкой в Константинополь Иван Бунин пережил глубокую душевную трагедию, расставшись со своей супругой, Анной Цакни. Личная драма наложила глубокий отпечаток на его творчество, так как в этот период жизнь представлялась Бунину мрачной и бесцветной, а, главное, лишенной всякого смысла. Поэтому неудивительно, что от стихотворения «Одиночество», написанного в разгар лета, веет осенним холодом и безысходностью, оно выдержано в серых тонах, а в качестве живописного фона использованы ветер, дождь и мгла. Автор переносит сюжет этого произведения в промозглый осенний день, когда его герой остается на опустевшей даче, и ему «больно глядеть одному в предвечернюю серую мглу». Безрадостный пейзаж за окном, холод и сырость – лишь антураж, который лишь подчеркивает душевное смятение . тоску и опустошенность персонажа этого произведения. Постепенно, строчка за строчкой, автора рассказывает о личной трагедии своего героя, который расстается с любимой женщиной. Причина разрыва отношений весьма банальна – он попросту перестал быть интересен той, которую фактически считал своей женой. Однако иллюзии рассыпались в прах, и логическим завершением романа стало одиночество.

Впрочем, оно не пугает ни автора, ни его героя, которые уже давно смирились с подобным положением дел. Поэтому не было предпринято ни одной попытки удержать возлюбленную, и не было сказано ни единого упрека в ее адрес. Лишь грустная констатация свершившегося факта расставания, а также хрупкая надежда «как-нибудь дожить до весны», когда опустевший дачный поселок вновь наполнится голосами отдыхающих и проснется от зимней спячки.

Персонаж стихотворения «Одиночество» не намерен ускорять ход развития событий, он принимает свою судьбу с удивительной покорностью и некоторым безразличием. «Что ж! Камин затоплю, буду пить…», — таков ответ Бунина и героя его произведения миру и людям, столь жестоко поступившим с ними. Поэтому финальная строфа стихотворения о том, что неплохо было бы в такой ситуации завести собаку, является завуалированным намеком на то, что уж животное вряд ли предаст своего хозяина. Люди же, особенно женщины, не только легко предают, но и моментально забывают о тех, кого когда-то любили, так как прошлого для них, по мнению Ивана Бунина, попросту не существует . А окружающий мир соткан из сиюминутных желаний и ощущений, и в нем нет места настоящему и глубокому чувству.

Стихотворение Бунина "Одиночество": анализ по плану

January 25, 2016

Любовь, расставание, одиночество… Этим темам великий русский поэт Иван Бунин отдавал предпочтение. Его проза поэтична, а стихи просты и лаконичны. Лирический герой в поэзии Бунина переживают боль расставания без лишних возвышенных фраз, с ироничной печалью. О любви и расставании повествует стихотворение Бунина «Одиночество». Анализ этого произведение следует сделать, чтобы почувствовать необыкновенный поэтический дар русского автора.

Одиночество поэта

Любовь для лирического героя Бунина - это мимолетное счастье. Оно всегда заканчивается тоской и горьким расставанием. Но нередко эти переживания у русского поэта сплетались с философской темой. Что испытывает одинокая душа? Как пережить расставание с любимым человеком? На этих вопросах основано стихотворение Бунина «Одиночество».

Анализ творчества этого поэта и писателя свидетельствует о том, что покинутым он испытывал себя нередко. В его произведениях тема одиночества стала ключевой. Как в прозе, так и в поэзии. И это не удивительно. Ведь русский поэт и писатель провел существенную часть жизни вдали от Родины. Он странствовал из одного города в другой. Ему часто приходилось менять место жительства, что не могло не отразиться на личной жизни.

Однако стихотворение, о котором идет речь в этой статье, написано до эмиграции. Было еще далеко до тех событий, которые вынудили поэта уехать за границу. В 1903 году создано стихотворение Бунина «Одиночество». Анализ этого небольшого шедевра говорит о том, что уже в 33 года его автор хорошо знал, что такое боль потерь. Вся жизнь у него была впереди, но он уже был одинок.

История написания

Произведение посвящено близкому другу поэта - живописцу Петру Нилусу. Возможно, художник переживал нечто похожее на то, о чем повествует стихотворение Бунина «Одиночество». Анализ некоторых строк говорит о том, что его герой - натура творческая и покинутая. Таким был и сам Иван Бунин - талантливым, но одиноким художником слова. И посвящая стихотворение своему другу, он, несомненно, передал в этом поэтическом произведении собственные чувства и переживания.

На момент написания стихотворения Иван Бунин был еще женат. Брак просуществовал несколько лет. Молодая жена превыше всего ценила развлечения и званые вечера. Она не разделяла интересов своего супруга-поэта. Его творчеством не интересовалась. И потому поэт себя порою чувствовал так одиноко.

Осеннее произведение было написано, как ни странно, летом. В нем множество образов и стилистических приемов. Анализ стихотворения Бунина «Одиночество» по плану - лучший способ рассмотреть каждый из них.

«И ветер, и дождик, и мгла. »

Ничто не навевает столь ностальгического настроения, как образ осеннего ненастья. Анализ стихотворения Бунина «Одиночество» следует начинать в рассмотрения этого художественного средства. Автор едва ли смог бы создать атмосферу печали и грусти в своем произведении, если бы оно начиналось с описания радостного пения птиц за окном и радужного солнечного пейзажа. И хотя написано оно было, по все видимости, в теплый летний день, душевное состояние поэта было осенним и серым.

Пейзаж для поэтов и писателей - художественный образ, благодаря которому они изображают не только обстановку, в которой пребывают их герои, но и передают их внутренний мир.

В первой строфе присутствуют такие слова, как дождь, мгла, ветер, холод. Благодаря им с первых строк настроение лирического героя передается читателю. Важную роль изображения природных явлений в поэтическом произведении доказывает анализ стихотворения Бунина «Одиночество». Создавая картину унылого пейзажа, автор говорит, что жизнь умерла… Но не навсегда, а лишь до первых весенних дней.

Образ лирического героя можно обнаружить, проводя анализ стихотворения Бунина «Одиночество». Кратко и вскользь о нем говорит автор, но становится ясно, что человек этот - живописец. Стихотворение - нечто среднее между признанием и монологом. О принадлежности человека, который повествует о своей печали, к миру искусства говорят лишь такие слова: «Мне темно за мольбертом…».

Образ живописца в поэзии и прозе - это почти всегда символ печали и несбыточной мечты. Художник стремится к тому, чего не существует. Мечтает о том, что никогда не сбудется. Таков и рассказчик Бунина, который страдает от тоски и одиночества. Но все же надеется на то, что это состояние покинет его с появлением весеннего солнца.

«Вчера ты была у меня…»

Прочитав следующие строки, становится ясно то, как остро испытывал порою одиночество Бунин. Анализ стихотворения, размер которого - трехстопный анапест, - не только позволяет обратить внимание на художественное дарование автора, которого по праву считают необыкновенным мастером изящной словесности. В этом произведении - мельчайшие фрагменты личной трагедии поэта. Он смог воссоздать тонкие оттенки чувств, которые испытывает одинокий человек.

«Под вечер ненастного дня ты мне стала казаться женой. » - в этих строках присутствуют глубинные переживания человека, который, находясь в одиночестве, принимает чужого человека за близкого, а мечту - за реальность.

«И мне больно глядеть одному в предвечернюю серую тьму. »

Герой Бунина остается один. Он покинут и одинок. В третьей строфе, как и в первой, важную функцию выполняет пейзаж. Он сер и уныл. И полностью гармонирует с душевной опустошенностью лирического героя, которому ничего не остается, как глядеть в предвечернюю тьму. За окном дождь и слякоть. И он так долго созерцает эту безрадостную картину, что след, который оставила возлюбленная, "уж налился водой".

«Но для женщины прошлого нет…»

В последней строфе монолога-признания вдруг оживает последняя надежда лирического героя на счастье и любовь. Он хочет крикнуть ей вслед: «Воротись!» Но вдруг понимает, что для нее прошлое забыто. И, полностью осознав свое одиночество, он уже не ждет долгожданной весны, а с горькой иронией говорит: «Что ж! Камин затоплю, буду пить. Хорошо бы собаку купить». В этих словах, видимо, намек на то, что участью всех одиноких является привязанность к этому домашнему животному. В преданности собаки усомниться нельзя, чего не скажешь о женщине.

В стихотворении присутствует яркий пример градации. По мере повествования эмоциональный накал усиливается. Но, достигая своей кульминации в четвертой строфе, затихает в последних строках.

Печально, но лаконично и просто изобразил Иван Бунин одиночество. Анализ стихотворения, которому посвящена эта статья, дает возможность увидеть истинный дар поэта. Без возвышенных и громких фраз, используя довольно простой язык, Бунин создал трогательное поэтическое произведение, в котором смог передать самые тонкие оттенки печали, грусти, одиночества.

Послушать стихотворение аБунина Одиночество

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Одиночество

За время своей деятельности Иван Алексеевич Бунин создал большое количество рассказов и стихотворений. В большинстве своих произведений он использовал тему любви, одиночества, а также расставания с любимыми людьми. Именно эти жизненные вопросы вызывали у писателя особенный интерес, так как в той или иной мере касались определенных жизненных ситуаций, которые происходили в личной жизни.

Представленная читателю проза по-особенному поэтична, стихотворения полны простоты и лаконичности. Ярким примером достойного творения является произведение «Одиночество».

Сюжет стихотворения рассказывает о лирическом герое, который очень сильно переживает после расставания с любимым человеком. В произведении нет особенных возвышенных фраз, а сюжет сложен на основе ироничной печали. Именно о прошедшей любви, которая привела к расставанию и рассказывает произведение «Одиночество». Чтобы ощутить необыкновенный поэтический замысел. Потребуется тщательно проанализировать произведение.

Одиночество

И ветер, и дождик, и мгла
Над холодной пустыней воды.
Здесь жизнь до весны умерла,
До весны опустели сады.
Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно.

Вчера ты была у меня,
Но тебе уж тоскливо со мной.
Под вечер ненастного дня
Ты мне стала казаться женой...
Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
Проживу и один - без жены...

Сегодня идут без конца
Те же тучи - гряда за грядой.
Твой след под дождем у крыльця
Расплылся, налился водой.
И мне больно глядеть одному
В предвечернюю серую тьму.

Мне крикнуть хотелось вослед:
"Воротись, я сроднился с тобой!"
Но для женщины прошлого нет:
Разлюбила - и стал ей чужой.
Что ж! Камин затоплю, буду пить...
Хорошо бы собаку купить.

Одиночество писателя

В стихотворении «Одиночество» Бунина любовь представлена в качестве определенного мимолетного счастья. Такие чувства всегда рано или поздно заканчиваются и приводят к расставанию. Но следует отметить, что в произведении данные ощущение плотно переплелись с философскими рассуждениями.

Автор задает сам себе вопрос: «Что же на самом деле испытывает душа в момент разлуки? Как пережить такое расставание?» Именно эти проблемы затронуты в произведении. Поэт постарался максимально плотно и открыто передать читателю ощущения, которые располагаются внутри у человека.

Все творчество поэта переполнено размышлениями о любви. Это говорит о том, что Иван Алексеевич нередко сам испытывал данные эмоции. Практически все произведения писателя выводят тему одиночества на центральное место.

Присутствие данных эмоций у Бунина легко объясняется. Он на протяжении длительного времени проживал вдалеке от своей родины. Писатель постоянно путешествовал и сменял один населенный пункт за другим. Место жительства было постоянно различным и это очень сильно сказалось на его личной жизни и мировоззрении.

Следует отметить, что стихотворение «Одиночество» написано в то время, когда автор еще не отправился в эмиграцию. До ключевых в его жизни событий было еще весьма далеко. Но произведение, созданное в далеком 1903 году, сразу вызвало ажиотаж.

Проведя тщательный анализ произведения, становится понятно, что уже по достижении 33 лет автор прекрасно понимал, что такое боль от потери. Хотя у него вся жизнь еще была впереди, ему уже были понятны многие «правила игры».

История написания произведения «Одиночество»

Изначально необходимо отметить, что представленное читателю стихотворение посвящается близкому для автора человеку – художнику-живописцу Петру Нилусу. Бунин отмечает, что данный деятель также в свое время переживал похожие ощущения, которые описаны в произведении.

Уже первые строки стиха объясняют, что человек, который описан в произведении, представляет собой творческую и покинутую личность. В таком же образе предстает и сам автор произведения – Иван Бунин. Автор описывает самого себя как талантливого и одинокого художника, который передает свои картины в виде слов. Посвящая произведение своему другу, он старался максимально раскрыто передать поэтичность стихотворения, в которое помещает свои чувства и переживания.

В тот жизненный момент, когда Иван Алексеевич писал свое произведение, автор был еще женат. Следует отметить, что данные узы просуществовали недолго, хотя развод оформили очень нескоро. Невеста Бунина не любила и не ценила его, а предпочитала посещать различные развлекательные заведения и специализированно организованные вечера. Она не понимала самого поэта и не разделяла с ним его интересов. Её не интересовало, что пишет муж и о чем, его произведения никогда не были ею прочитаны. Все это придавало писателю ощущение одиночества, да и сам Бунин, после признавался, что разлюбил свою жену.

Следует также ещё отметить, что произведение создавалось именно в летний период года, но в нём описывалась осень. Здесь присутствует большое количество приемов из стилистики, а также читателю представлены особенные образы.

Особенности образа природы в стихотворении «Одиночество»

В произведении автор особое внимание уделяет именно осени. Именно ненастье и увядание природы в полной мере передают ностальгическое настроение автора. Поэту навряд ли бы удалось создать настроение печали и особенной грусти, если бы он описывал, к примеру, пение веселых птиц, или радужный пейзаж, насыщенный солнцем. Несмотря на то что писалось произведение летним и теплым днем, внутреннее состояние автора было весьма печальным. Это и отражено в грустном повествовании.

Для каждого поэта и писателя того времени пейзаж и натуральная природа – это были основные художественные образы, которые способны максимально точно передать обстановку, которая окружала на тот момент главного лирического героя. Природа всегда помогала литераторам максимально точно передавать внутреннее состояние.

Особое внимание требуется уделить первым строфам. Здесь поэт описывает окружающее его пространство. Это и дождь, и мгла, и постоянный холод. Такие образы сразу передают читателю особенности настроения, переполненного печалью и грустью. Вся созданная картина, представленная в виде унылого пейзажа, говорит читателю о том, что жизнь замерла. Автор также отмечает, что такое будет продолжаться не всегда и рано или поздно наступит весна на жизненном пути.

Особенности лирического героя в произведении «Одиночество»

Понять, насколько откровенен образ героя перед читателем, можно сразу после первичного описания заоконной обстановки. Автор не уделяет сильного внимания личности, представленной в творении, и излагает его описание в краткой форме. Стоит отметить, что сразу же становится ясно, что данная личность является художником-живописцем.

Произведение Бунина «Одиночество» представляет собой нечто среднее между особенным признанием и монологом о жизненном пути. Автор рассказывает, что человек принадлежит к миру печали и грусти.

На протяжении многих веков у поэтов и писателей образ художника представляет собой символ определенной печали, а также несбывшейся мечты. Ведь истинный живописец постоянно стремится к созданию своего собственного мира, который иногда, на самом деле, вовсе не существует. Художники всегда мечтают о том, что никогда в реальной жизни не сможет сбыться, и свои мечты описывают на полотнах. Именно таким и является лирический герой, который представлен в произведении Ивана Алексеевича. Он постоянно страдает от одиночества и переполнен тоской, но надеется, что такое состояние рано или поздно его покинет.

Анализ стихотворения «Одиночество»

Большинство строк в произведении указывают именно на одиночество, которое испытывал автор в тот период жизни.

Следует отметить, что произведение написано в виде трехстопного анапеста. Этот стиль позволяет обратить внимание читателя на художественное дарование, представленное автором. Именно оно является признаком мастерства изящной словесности. В стихотворении описаны жизненные моменты. Фрагменты из истории самого поэта и его трагедии. Писатель смог в полной мере передать тонкие оттенки чувств, которые постоянно испытывает человек, находящийся в одиночестве.

В произведении показан лирический герой, который остался один. Все чувства и переживания главного персонажа сливаются с описанием природы, которая не оставляет шансов на быстрое исправление. Пейзаж полностью гармонирует с опустошенностью внутреннего состояния: слякоть, бесконечные тучи, леденящий дождь.

Расставание оказалось тяжёлым грузом, от которого трудно освободится в короткие сроки. Смятения от одиночества терзают главного героя. Но на помощь приходит смирение, и даже какое-то безразличие. Больше не остаётся никаких иллюзий. Придётся ждать весны: в природе, в отношениях, в жизни.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта