Главная » Несъедобные грибы » Геноцид армян. Причины и следствия

Геноцид армян. Причины и следствия

Геноцид армян 1914-1918 гг. Массовая депортация и истребление армянского населения Западной Армении, Киликии и других областей Османской империи в 1914-1918 гг. Самая большая волна Геноцида армян Айоц Мец Егерн, которая была организована и осуществлена правящими кругами Турции - младотурками под прикрытием Первой мировой войны. Турецкая политика по истреблению армян была обусловлена рядом факторов, среди которых наиболее важным является идеология пантуркизма и панисламизма, которые исповедовались правящими кругами Османской империи начиная с половины XIX века. Агрессивная идеология панисламизма отличалась нетерпимостью отношения к немусульманам, пропагандировала откровенный национализм, призывала к отуречиванию всех нетурецких народов.

Вступая в войну, младотурецкое правительство Турции имело дальновидные программы по осуществлению «Великого Турана». В частности, предполагалось присоединить к империи Закавказье, Северный Кавказ, Среднюю Азию, Крым и Поволжье. И на пути осуществления этой программы правительство должно было в первую очередь уничтожить армянский народ, который имел русскую ориентацию и противостоял захватническим программам пантюркизма. Программу по уничтожению армянского народа младотурки начали разрабатывать еще до начала Первой мировой войны. И уже в решениях съезда
партии «Единение и прогресс» в 1911 году в Салониках было поставлено требование насильственного отуречивания нетурецких народов империи. Сразу после этого военные и политические круги Турции пришли к идее о полном уничтожении армянского населения империи. В начале 1914 года правительством был послан особый приказ об осуществляемых в отношении армян мероприятиях. И именно тот факт, что приказ был отправлен до начала войны несомненно свидетельствует о том, что уничтожение армян было запланированным шагом и не было продиктовано конкретно военным положением. В октябре 1914 года было проведено совещание под председательством министра иностранных дел Талеата, во время которого был сформирован особый орган - «Исполнительный комитет трех», которому было поручено осуществление резни армянского населения. В его составе были младотурецкие лидеры - Назим, Бехаэдди Шакир и Шюкри. Зародив это зверское преступление, руководители младотурков были уверены, что война является удобным поводом для его осуществления. Назим прямо заявлял, что такого удобного повода больше может и не быть «вмешательство крупных держав, а также протесты газет не будут иметь никаких последствий, так как они окажутся перед осуществленным фактом и тем самым вопрос будет решен… Наши действия должны будут быть направлены на уничтожения армян с таким расчетом, чтобы ни один из них не остался в живых».

Предприняв истребление армянского народа, правящие круги Турции преследовали несколько целей - в первую очередь ликвидировать Армянский вопрос, чем был бы положен конец вмешательствам европейских держав в дела Турции, турки тем самым освободились бы от экономической конкуренции, и им бы перешло все имущество армян, был бы открыт путь к завоеванию всего Кавказа, навстречу к «осуществлению высоких идей туранизма». «Исполнительный комитет трех» получил широкие полномочия, оружие и деньги. Власти стали организовывать специальные отряды, в основном сформированные из преступников, освобожденных из тюрем и других уголовных элементов, которые должны были бы принять участие в массовых погромах армянского населения.

С первого же дня войны в Турции развернулась несдержанная антиармянская пропаганда. Турецкому народу внушалась мысль о том, что армяне не хотят
служить в рядах турецкой армии, и они готовы содействовать врагу. Распространялась ложная информация о массовом дезертирстве армянских солдат, о восстаниях армян, которые угрожали тылу турецкой армии. Это необузданная националистическая пропаганда, направленная против армян особенно усилилась после первых серьезных поражений турецкой армии на Кавказском фронте. В феврале 1915 году военный приказал уничтожить всех армян, служащих в ряду турецкой армии (в начале войны в ряды турецкой армии были призваны около 60 тысяч армян возраста от 18 до 45 лет, т.е. наиболее боеспособная часть армянского населения). Этот приказ был выполнен с беспрецедентной жестокостью.

Вскоре удар получила и армянская интеллигенция. 24 апреля и последующие дни в Константинополе было арестовано и выслано в глубины Анатолии около 800 писателей, журналистов, врачей, ученых, священников, в их числе были и депутаты парламента Турции. Арестованных без суда и следствия везли в ссылку, часть из них погибла по дороге, другая часть по приезду на место назначения. Жертвами Геноцида стали писатели Григор Зограп, Даниел Варужан, Сиаманто, Рубен Зардарян, Рубен Севак, Арташес Арутюнян, Тлкатинци, Ерухан, Тигран Чекюрян, Смбат Бюрат, публицисты и редакторы Назарет Тадаварян, Тиран Келекян, Гагик Озанян и др.. Среди депортируемых находился также великих армянский композитор Комитас, который, не устояв перед тяжелыми душевными
переживаниями, лишился рассудка. Посредством влиятельного вмешательства он был возвращен в психиатрическую клинику в Константинополь, затем в Париж, где и скончался. В июне 1915 года на одной из площади Константинополя были повешены 20 известных представителей интеллигенции, членов партии Гнчакян. Уничтожением армянской интеллигенции Константинополя турецкие власти фактически обезглавили армянское население Турции. В мае-июне 1915 года началось массовое выселение и истребление населения Западной Армении (области Вана, Эрзрума, Битлиса, Харберда, Себастии, Диарбекири), Киликии, Арм. Анатолии и других мест. Выселение армянского население уже преследовало цель его уничтожения.

Посол США в Турции отмечал: «Истинной целью депортации являлись грабеж и уничтожение. Это был новый метод убийств. Если турецкие власти издавали указ о выселении, это означало, что они вынесли смертный приговор в отношении целой нации. Они это ясно осознавали и беседуя со мной особенно и не пытались скрыть этот факт». («Геноцид армян в Османской империи », 1991 г., стр. 11): Истинная цель выселения была известна также и Германии - союзнику Турции. Посол Германии в Турции Г. Вангенхайм в июле 1915 года сообщал своему правительству о том, что если депортации армян в начале затрагивала только области, прилегающие к Кавказскому фронту, то позже турецкие власти стали распространять эти действия даже на те части страны, которым не грозило вторжение врага. Эти действия, а также способ депортации, обобщал посол, свидетельствуют о том, что правительство Турции преследовало цель
уничтожения армянского населения внутри турецкого государства. Такую же оценку действиям Турции давали консулы Германии, находящиеся в разных областях Турции. В июле 1915 года немецкий замконсул Самсуна сообщал, что осуществляемая в вилайетах Анатолии депортация преследует цель либо уничтожить, либо исламизировать все армянское население. Немецкий консул Трапизона в это же время сообщал о выселении армянского населения и подчеркивал то, что тем самым младотурки хотят положить конец

Депортируемые со своего постоянного места жительства армяне караванами отправлялись в глубины империи, в Месопотамию и Сирию, где для них создавались специальные лагеря. Армяне истреблялись как и на месте жительства, так и на пути депортации. Их караваны подвергались нападениям турецких и курдских разбойных группировок, в следствии которых до места доходила только часть несчастных изгнанников. Очень часто из дошедших до пустынь Месопотамии людей тысячами выводили из лагерей и убивали в песках. С другой стороны сотни тысячи людей умирали от голода, болезней и эпидемий. Действия турецких убийц отличались особенной жестокостью, этого от них требовали младотурецкие лидеры. Так, министр внутренних дел Талеат в секретной телеграмме, посланной губернатору Алеппо, требовал поставить конец существованию армян, не обращая внимание ни на пол, ни на угрызения совести, и эти требования выполнялись неукоснительно. Очевидцы этих событий, пережившие Геноцид и депортацию, оставили многочисленные описания страданий, выпавших на долю армянского народа. Корреспондент английской газеты «Таймс» в сентябре 1915 года сообщал «Из Самсуна и Трапизона, Орду и Айнтапа, Мараша и Эрзрума приходят одинаковые сведения об этих зверствах: мужчинах, которых безжалостно расстреляли, распяли, душили и увозили в
трудовые батальоны, о детях, взятых в плен и насильственно исламизированных, о женщинах, которых насиловали и продавали в рабство в глубинки страны, убивали на месте, либо депортировали их вместе с детьми в пустыни, к Западу от Мосула, где нет ни еды, ни воды… Многие из этих несчастных жертв не дошли до места назначения…». Один иранец, доставлявший оружие с помощью верблюдов для турецкой армии из Ерзнки в Эрзрум свидетельствовал: «Как-то в июне 1915 года, когда я подошел к мосту Хотури, я увидел ужасающую картину. Под 12 сводами моста все было заполнено трупами и вода, поменяв свое русло, текла в другую сторону…Однако от моста до дороги все было заполнено трупами: женщины, старики, дети». В октябре 1916 года в газете «Кавказское слово» была опубликована одна корреспонденция, в которой рассказывалось о резне армян в деревне Баска (долина Вардо), автор приводил рассказ очевидца…«Мы увидели как с несчастных сначала сорвали все ценные предметы, затем сняли одежду и некоторых убили на месте, других же отвели в глухие места и там убили. Мы видели трех женщин, которые от страха обняли друг друга, и их невозможно было отделить друг от друга, всех троих убили. Невыразимый плач и вопль охватил горы и долины, мы ужасались, кровь стыла в наших жилах». Варварскому уничтожению подверглась также и большая часть армянского населения Киликии.

Резня армян продолжилась также и в последующие годы. Были уничтожены тысячи армян в лагерях Рас ул Айни, Дейр эз Зори и др.. Младотурки стремились устроить погромы армян и в Восточной Армении, где кроме местного населения накопилосьбольшое количество беженцев из Западной Армении. Начав поход против Закавказья в 1916 году турецкие войска организовали резню и погромы армянского населения во многих местах Восточной Армении и Азербайджана. В сентябре 1918 года завоевав Баку, турецкие захватчики вместе с азербайджанскими националистами организовали погром местного армянского
населения. В октябре 1918 года в газете «Кавказское слово» была опубликована статья одного известного врача, бывшего очевидцем погромов армян в Баку, в которой было сказано: «В воскресенье 15 сентября, в 9 утра, турки со стороны гор напали на нас…Начиная с Шамхинки, Воронцовской и другими главными путями города - Торговой, Телефонной, повсеместно был грабеж до последний нитки, варварское уничтожение имуществ, лабораторий, магазинов, аптек и квартир…Убивали почти только лишь армян…Всего было убито около 30 тысяч армян. По всему городу были разбросаны трупы армян, которые разлагались несколько дней до тех пор пока их все собрали. Михайловская больница была полна изнасилованными девушками и женщинами. Все военные госпитали были переполнены раненными армянами. Это варварство продолжалось три дня, и их целью являлось убийство и разграбление армян.

Во время Турецкого похода 1920 года турецкие войска захватили Александраполь. В Александраполе и в селах области турецкие захватчики учиняли зверства, уничтожали мирное население, грабили имущество. В одном полученном в Ревкоме Армении докладе говорилось: «В области Александраполя и Ахлкалаке было перебито 30 сел, а выжившие находились в самом плачевном состоянии. В других сообщениях было описано состояние других сел области Александраполя: «Все деревни были разграблены, не было ни зерна, ни одежды, ни топлива. Улицы села были заполнены телами, голод и холод становились все сильнее и жертв становилось все больше и больше… К тому же, преступники насмехались над своими пленниками, стараясь еще худшим образом наказать народ, и снова не чувствуя себя удовлетворенными причиняли им различные мучения, заставляли родителей отдать палачам своих 8-9 летних дочек… ».

В января 1921 года правительство Советской Армении жаловалось комиссару иностранных дел Турции о том, что турецкие войска в Александраполе «постоянно совершают убийства, насилия и грабеж в отношении мирного рабочего народа…». («Великая Октябрьская социалистическая революция и победа советской власти в Армении. » Собрание документов.1960, стр. 438, 447, 455). Жертвами турецкого варварства стали десятки тысяч армян. Захватчики причинили также огромный материальный ущерб области Александраполя.

В 1918-1820 гг. местом погромов и резни армян стал центр Карабаха Шуши . 25 сентября 1918 года турецкие войска при поддержки азербайджанских
мусаватистов завоевали Шуши, но вскоре, после поражения Турции в Первой мировой войне, они были вынуждены оставить Шуши. В декабре 1918 года в Шуши вступили англичане. Лейтенант-губернатор Карабаха был назначен мусаватист Хосров-бек Султанов . С помощью турецких военных инструкторов он создал курдские ударные отряды, которые вместе с мусаватисткими военными частями были размещены в армянской части Шуши. Силы погромщиков постоянно пополнялись и в городе было много турецких офицеров. В июне 1919 года произошли первые погромы в Шуши, ночью 5-го июня в городе и в соседних селах было убито около 500 человек. 23 марта 1920-го года турецко-мусаватистские банды организовали ужасную резню армян Шуши, жертвами которой стали 30 тысяч человек, также была сожжена армянская часть города. Оставшиеся в живых после Геноцида 1915-1916 гг. армяне Киликии , которые нашли убежище в арабских странах, после поражения Турции стали возвращаться на родину. По соглашению между союзниками, Киликия была включена в зону влияния Франции. В 1919 году в Киликии жило около 120-130 тысяч армян, к 1920-гг. это число достигло 160 тысяч. Командование распределенных в Киликии французских войск не предприняло никаких средств дял обеспечения безопасности армянского населения, местами сохранилась турецкая власть, мусульмане не разоружились, чем воспользовались кемалисты, учинившие насилие против армян. В январе 1920 года в течении 20 дневных боев в Мараше погибло около 11 тысяч армян, остальные перешли в Сирию. Затем турки разгромили Ачын, где было 6 тысяч армян. Армяне Ачына упорно сопротивлялись в течении 7 месяцев, однако в октябре врагу удалось завоевать город.

В начале 1919 года до Аллепо дошли остатки армян Урфы , около 6 тысяч человек. 1 апреля 1920 года кемалистские войска разгромили Айнтап, благодаря 15-дневной самообороне им удалось избежать погромов. Однако, когда французские войска покинули Киликию, армяне Айнтапа в конце 1920 года вынуждены были покинуть Киликию и уйти в Сирию. В 1920 году кемалисты уничтожили оставшихся в Зейтуне армян. Таким образом, кемалисты завершили дело младотурков по уничтожению армянского населения Киликии. Последнем в Геноциде армян было убийство армян в западных районах Турции во время греко-турецкой войны (1919-1922 гг.). В августе-сентябре 1921 года турецкие войска внесли перелом в войну и пошли на общую атаку против греческой армии. 9 сентября 1922 года турки вступили в и организовали резню местного армянского и греческого населения, потопили стоящие в порту Измира корабли с армянскими и греческими беженцами.

Вследствие организованного турецкими властями Геноцида армян погибло около 1,5 млн армян, около 600 тысяч армян стали беженцами, они рассеялись по многим странам мира, пополняя уже существующие общины и создавая новые. Вследствие Геноцида Западная Армении лишилась своего коренного армянского населения. Младотурецкие лидеры не скрывали свое довольство по случаю осуществления этого преступления. Аккредитованные в Турции немецкие дипломаты сообщали своему правительству, что уже в августе 1915 году министр внутренних дел Талеат нагло заявлял, что «действия в отношении армян уже практически выполнены и больше не существует». Эта относительная легкость, с которой турецким убийцам удалось осуществить Геноцид армян в Османской империи объяснятся неготовностью армянских партий и армянского населения перед растущей угрозой уничтожения. Действия погромщиков упростились также после мобилизации наиболее боеспособной части армянского населения - мужчин, а также ликвидации интеллигенции Константинополя. Определенную роль сыграло также подчинение приказу о депортации, по мнению некоторых общественных и клерикальных кругов неподчинение только бы увеличило число жертв. Однако в некоторых местах армянское население оказало героическое сопротивления турецким погромщикам. Армяне Вана, обратившись к самообороне, успешно отбросили удары врага и удержали в руках город до прибытия русских войск и армянских добровольских отрядов. Вооруженное сопротивление врагу, в несколько раз превосходящему по силам, оказали армяне Шапин Гарагисара, Муша, Сасуна, Шатаха. 40 дней и ночей продолжалась героическая битва защитников горы Саса в Суедиеи.(«40 дней Муса-дага». Ф.Верфель ). Самооборонительные бои армян 1915 года являются героическими страницами национально-освободительной борьбы армянского народа, которые поспособствовали спасению возрождению некоторой части армянского народа.

Геноцид армян был организован правящими кругами Турции, именно они и являются виновниками первого геноцида XX века. Часть ответственности несет также правительство Кайзеровская Германия, которая не только было осведомлена о готовищемся преступлении, но и поспособствовала его осуществлению. Соучастие германского империализма отмечали представители прогрессивной интеллигенции Германии Й.Лепсиус, А.Вегнер, К.Либкнехт и др.. Осуществленный турками Геноцид армян нанес огромный ущерб материальной и духовной культуре армянского народа.

В 1915-16 гг. и в последующие годы были уничтожены хранящиеся в армянских церквях и храмах тысячи рукописей, были разрушены сотни исторических и архитектурных памятников, были надруганы святыни народа. Разрушение историко-архитектурных памятников на территории Турции продолжается и по сей день.

Эта трагедия, пережитая армянским народом оставила глубокий след на всех сторонах жизни и на общественном поведении, получила твердое место в исторической памяти. Влияние Геноцида на себе почувствовало как поколение непосредственных жертв, так и последующие поколения. Прогрессивная мировая общественность осудила жестокое преступление турецких убийц (которые попытались уничтожить один из старейших цивилизованных народов). Общественно-политические, культурные деятели, ученые многих стран осудили геноцид, охарактеризовав его как тяжелейшее преступление против человечества, а также оказали гуманитарную помощь армянскому народу, в частности беженцам, нашедшем убежище во многих странах мира. После поражения Турции в Первой мировой войне лидеры младотурков были обвинены во втягивании Турции в разрушительную войну и были преданы суду. В числе обвинений, предъявленных военным преступникам были также и организация и осуществление Геноцида армян. Однако приговор некоторым лидерам младотурков был вынесен заочно, так как после поражения Турции им далось убежать из страны. Приговор некоторых из них ( , Саид Галим и др .) позже был осуществлен руками армянских национальных мстителей.

После Второй мировой войны Геноцид был охаректеризован как тяжелейшие преступление против человечества. Принципы, которые легли в основу юридических документов о Геноциде, были разработаны Нюрнбергским международным военным трибуналом. Позже ООН приняла ряд решений о Геноциде, основными из которых является Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948) и Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества , которая была принята в 1968 году.

В 1989 году Верховный Совет АССР принял закон о Геноциде, согласно которому Геноцид армян в Западной Армении и Турции был осужден как преступление, направленное против человечества. Верховный Совет обратился к Верховному Совету СССР с просьбой принять резолюцию, осуждающую Геноцид армян в Турции. В Декларации о независимости Армении, принятой Верховным Советом АССР 23 августа 1990 года говорится: «Республика Армения поддерживает дело международного признания Геноцида армян в Османской Турции и Западной Армении».

26 августа 1896 года группа хорошо вооружённых армян захватила здание Оттоманского банка, взяла европейский персонал в заложники и, угрожая взрывом банка, потребовала от турецкого правительства провести обещанные политические реформы. Однако в ответ, турецкие власти распорядились начать нападения на армян. В течение двух дней при очевидном попустительстве властей турки вырезали или забили до смерти более 6000 армян.

Точное число жертв резни 1894-1896 годов подсчитать невозможно. Ещё до окончания насильственных действий находящийся в это время в Турции лютеранский миссионер Иоганнес Лепсиус, используя немецкие и другие источники, собрал следующую статистику: убитых - 88 243 человек, разорено - 546 000 человек, разграбленных городов и деревень - 2493, обращено в ислам деревень - 456, осквернено церквей и монастырей - 649, превращено в мечети церквей - 328. Оценивая общее число убитых, Кинросс приводит цифру 50-100 тысяч, Блоксхэм - 80-100 тысяч, Ованнисян - около 100 тысяч, Адалян и Тоттен - от 100 до 300 тысяч, Дадрян - 250-300 тысяч, Сюни - 300 тысяч человек.

Но дата 24 апреля 1915 года занимает особое место в истории геноцида армян. В годы 1 мировой армяне воевали на стороне турок. Но когда турецкие войска потерпели жестокое поражение под Сарыкамышем, во всем обвинили армян.

Армяне находившиеся в армии были разоружены. Вначале власти собирали в турецких городах здоровых мужчин, заявляя, что доброжелательно настроенное к ним правительство, исходя из военной необходимости, готовит переселение армян в новые дома. Многие законопослушные армяне, лояльные к Турции, получив вызовы из полиции приходили сами.

Собранные мужчины заключались в тюрьму, а затем выводились из города в пустынные места и уничтожались с использованием огнестрельного и холодного оружия. Затем собирались старики, женщины и дети, которым также сообщали, что они должны быть переселены. Их гнали колоннами под конвоем жандармов. Тех кто не мог идти, убивали; исключения не делались даже для беременных женщин. Жандармы выбирали по возможности длинные маршруты или заставляли людей идти обратно по тому же маршруту, но мотали людей, пока от жажды или от голода не умирало большинство.

Мусульмане предупреждались о смертной казни за защиту армян. Женщины и дети из Орду были погружены на баржи под предлогом транспортировки в Самсун, а затем вывезены в море и выброшены за борт.

Во время трибунала 1919 года начальник полиции Трапезунда показал, что отправлял молодых армянок в Стамбул в качестве подарка губернатора области лидерам Иттихат. Подверглись надругательству девушки-армянки из больницы Красного полумесяца, где губернатор Трапезунда насиловал их и держал в качестве личных наложниц.

Уничтожение армянского населения сопровождалось кампанией по уничтожению армянского культурного наследия. Армянские памятники и церкви взрывались, кладбища распахивались под поля, где сеяли кукурузу и пшеницу, армянские кварталы городов разрушались или занимались турецким и курдским населением и переименовывались

Телеграмма посла США Генри Моргентау в Государственный Департамент (от 16 июля 1915 года) описывает уничтожение армян как «кампанию расового искоренения».


Армяне у падшей лошади.

Согласно Иоганнесу Лепсиусу, было убито около 1 миллиона армян, в 1919 году Лепсиус пересмотрел свою оценку до 1 100 000 человек. По его данным, только во время османского вторжения в Закавказье в 1918 году было убито от 50 до 100 тысяч армян. Эрнст Зоммер из «Немецкого союза помощи» оценил число депортированных в 1 400 000, а оставшихся в живых - в 250 000.

Если это не геноцид, то что тогда геноцид?

Армянский народ до последнего не склонял голову и боролся за свои взгляды, свою свободу и свою независимость. О сопротивлении армян говорят битвы, произошедшие в Муса-Даге, где армяне держали оборону более пятидесяти дней; оборона городов Ван и Муш. В этих городах армяне продержались до появления на территории городов русской армии.


Армяне мстили и после окончания всех военных действий. Ими была создана операция по уничтожению османских правителей, принявших решение истребить неповинный народ. Так в 1921 и в 1922 годах армянскими воинами и патриотами были застрелены три паши, принявшие решение о геноциде.

Не удивительно, что геноцид армян признала Германия (не смотря на истерику Турции). Признала его и Россия.


Путин в мемориальном комплексе погибших от геноцида.

О перспективах разрешения конфликта в , обострении армяно-азербайджанских отношений, об истории Армении и армяно-турецких отношений политический обозреватель сайт Саид Гафуров беседует с политологом Андреем Епифанцевым.


Проблема геноцида: "Армяне и турки вели себя одинаково"

Геноцид армян

Давай сразу начнем с конфликтной темы… Т ы мне сразу скажи, а вообще геноцид турками армян был или нет? Я знаю, что ты на эту тему писал много и разбирался в этой теме.

— Несомненно то, что в 1915 году в Турции была резня и что такие вещи не должны никогда повторяться. Мой же личный подход состоит в том, что официальная армянская позиция, согласно которой это был геноцид, вызванный страшной ненавистью турок к армянам, не верна по ряду позиций.

Во-первых, совершенно очевидно, что причиной произошедшего во многом явились сами армяне, устроившие перед этим восстание. Которое началось еще задолго до 1915 года.

Все это тянулось с конца XIX века и охватывало, в том числе, и Россию. Дашнакам было все равно, кого взрывать, турецких чиновников или князя Голицына.

Во-вторых, важно знать и то, что у нас обычно не показывают: армяне, по сути, вели себя как те же самые турки — устраивали этнические чистки, резню и так далее. И если всю имеющуюся информацию соединить вместе, получится комплексная картина происшедшего.

У турок есть свой музей геноцида, посвященный территории, которую с помощью английского золота и российского оружия "освободили" армянские дошнакские подразделения. Их командиры действительно рапортовали, что там не осталось ни одного турка. Другое дело, что дашнаков тогда спровоцировали на выступление англичане. И, к слову, турецкий суд в Стамбуле еще при султане осудил организаторов массовых преступлений против армян. Правда, заочно. То есть, факт массового преступления имел место.

— Конечно. И сами турки этого не отрицают, они приносят соболезнования. Но они не называют случившееся геноцидом. С точки зрения международного права, есть Конвенция о предотвращении геноцида, подписанная, в том числе, Арменией и Россией. В ней обозначено, кто имеет право признавать преступление геноцидом — это суд в Гааге, и только он.

Ни Армения, ни зарубежная армянская диаспора ни разу не обращалась в этот суд. Почему? Потому что понимают, что доказать этот геноцид в терминах юридических, исторических они не смогут. Более того все международные суды — Европейский суд по правам человека, Французский юстиционный суд и так далее, когда армянская диаспора пыталась поднять этот вопрос в них, ей отказывали. Только начиная с прошлого октября таких судов было три — и все армянская сторона проиграла.

Вернемся в первую половину ХХ века: уже тогда было очевидно, что и турецкая, и армянская стороны прибегали к этническим чисткам. Два американских миссионера, которых послал конгресс после поражения Османской империи, увидели картину этнической чистки, устроенной именно армянами.

Мы сами видели в 1918-м, и в 1920 году, пока еще не установилась прочно cоветская власть, либо армянские, либо азербайджанские чистки. Поэтому как только исчез "фактор СССР", тут же получили Нагорный Карабах и те же самые чистки. Сегодня же эта территория зачищена по максимуму. В Азербайджане практически не осталось армян, а в Карабахе и Армении — азербайджанцев.

Позиции турок и азербайджанцев принципиально разные

А в Стамбуле между тем большая армянская колония, есть церкви. Это, кстати, аргумент против геноцида.

— Позиции турок и азербайджанцев принципиально разные. На этническом уровне, на бытовом. Между Арменией и Турцией сейчас не существует реального территориального конфликта, а с азербайджанцами он есть. Во-вторых, одни события были 100 лет назад, а другие — сегодня. В-третьих, турки ставили перед собой цель не уничтожить армян физически, а призвать их к лояльности, пусть и диким средствами.

Поэтому в стране сохранилось много армян, которых попытались отуречить, так сказать, исламизировать, но они внутри себя остались армянами. Сохранилась часть армян, которых переселили подальше от зоны боев. После Второй мировой войны Турция стала восстанавливать армянские храмы.

Сейчас армяне активно едут на заработки в Турцию. В турецком правительстве были министры — армяне, что невозможно в Азербайджане. Конфликт сейчас идет по совершенно конкретным поводам — и главное это земля. Вариант компромисса, который предлагает Азербайджан: автономия высокой степени, но в составе Азербайджана. Так сказать, армяне должны стать Азербайджаном. Армяне на это категорически не согласны — это будет опять резня, лишение прав и так далее.

Есть, безусловно, и другие варианты урегулирования, например, как это было сделано в Боснии. Стороны создали очень сложное государство, состоящее из двух автономных образований со своими правами, армией и так далее. Но этот вариант сторонами даже не рассматривается.

Моногосударства, государства, созданные на основании этнического проекта, — это тупик. Вопрос в следующем: история не конечна, она продолжается. Для некоторых государств очень важно получить доминирование своего народа на этой земле. И после того, как оно будет обеспечено, уже можно развивать проект дальше, привлекая другие народы, но уже на основе какой-то подчиненности. На самом деле армяне сейчас, после распада Советского Союза, и азербайджанцы, по сути, находятся на этом этапе.

Есть ли у проблемы Нагорного Карабаха какое-то решение?

Азербайджанская официальная линия: армяне наши братья, они должны вернуться, на то есть все необходимые гарантии, пусть оставят нам только внешнюю оборону и международные дела. Все остальное останется у них, включая вопросы безопасности. А какова позиция Армении?

Здесь все наталкивается на то, что у Армении и армянского общества это позиция исторической земли — "это наша историческая земля, и все тут". Два будет государства, одно будет государство, не важно. Мы свою историческую землю не отдадим. Мы скорее умрем или уйдем оттуда, но мы в Азербайджане жить не будем. Никто не говорит, что народы не могут ошибаться. В том числе и армяне. И в дальнейшем, когда убедятся в своей ошибке, они, вероятно, придут к другому мнению.

Армянское общество сегодня, на самом деле, очень сильно разделено. Есть диаспоры, есть армяне Армении. Очень сильная поляризация, больше, чем в нашем обществе, олигархии, очень большой разброс между западниками и русофилами. Но в отношении Карабаха в нем существует полный консенсус. Диаспора тратит деньги на Карабах, идет мощное лоббирование интересов карабахских армян на Западе. Национально-патриотический подъем сохраняется, он подогревается и будет долгое время сохраняться.

Но все национальные проекты имеют свой момент истины. В нагорнокарабахском вопросе ни для одной из сторон этот момент истины пока не наступил. Армянская и азербайджанская стороны пока еще стоят на максималистских позициях, каждая из элит убедила свой народ, что победа возможна только на максималистских позициях, только выполнением всех наших требований. "Мы — все, наш противник — ничего".

Люди, по сути, стали заложниками этой ситуации, отыграть назад уже сложно. И перед теми же посредниками, которые работают в Минской группе, стоит сложная задача: уговорить элиту, чтобы они обернулись к народу и сказали — нет, ребята, мы должны снижать планку. Поэтому и не наблюдается прогресса.

— Бертольд Брехт писал: "Национализмом не накормишь голодные желудки". Азербайджанцы правильно говорят, что наиболее пострадавшим от конфликта является простой армянский народ. Элита наживается на военных поставках, а жизнь простых людей тем временем становится все хуже: Карабах — бедная земля.

— И Армения — не богатая земля. Но пока из варианта "пушки или масло" люди выбирают пушки. На мой взгляд, решение карабахского кризиса возможно. И это решение заключается в разделе Карабаха. Если просто разделить Карабах, хотя я понимаю, что это сложно, но тем не менее: одну часть одним, другую часть — другим.

Узаконить, сказать: "Международное сообщество принимает именно этот вариант". Возможно, посчитать процентное соотношение населения на момент 1988 или 1994 года. Разделить, затвердить границы и сказать, что любой, кто развяжет конфликт, который будет нарушать сложившийся статус-кво будет наказан. Вопрос решится сам собой.

Подготовил к публикации Сергей Валентинов

Мы на Голгофу шли с восторженной любовью,
И в темные века боролись мы одни.
Могли бы напоить мы ад своею кровью
И погасить его багровые огни…
“Армянский вестник”, 1916. № 47

24 апреля турецкие власти начали массовые убийства, аресты и депортацию армян из Константинополя.
Впоследствии эта дата станет днём памяти жертв геноцида армян. Даже сам термин «геноцид» в своё время был предложен (его автором Рафаэлем Лемкиным) для обозначения массового уничтожения армян в Османской империи, и уже затем этим же словом называли уничтожение евреев на оккупированных нацистской Германией территориях. Далее о том как это было…

Началась резня армян турками еще в 1890-х годах. В геноцид можно включить резню в Смирне и действия турецких войск в Закавказье в 1918 году.


В совместной Декларации от 24 мая 1915 года стран-союзниц (Великобритания, Франция и Россия) массовые убийства армян впервые в истории были признаны преступлением против человечности.

Одновременно с геноцидом армян в Османской империи имели место геноцид ассирийцев и геноцид понтийских греков.

Армяне жили на территории современной Турции когда турок, как нации еще не было. Армянский этнос сформировался к VI веку до н. э. на территории современной восточной Турции и Армении, в регионе, включающем в себя гору Арарат и озеро Ван. Армения стала первой страной, официально принявшей христианство, как государственную религию. Религиозное противостояние армян, не желавших отказаться от христианства, во время многочисленных вторжений мусульман (арабских Аббасидов, сельджуков и огузских тюрков, персов) и опустошительные войны привели к сильному уменьшению численности армянского населения.


До начала XX века этноним «турок» (Türk) часто употреблялся в уничижительном смысле. «Турками» именовали тюркоязычных крестьян Анатолии, с оттенком презрения к их невежественности.


Когда армяне оказались в составе Османской империи, не будучи мусульманами, они считались второразрядными гражданами - зимми. Армянам запрещалось носить оружие, они должны были платить более высокие налоги. Армяне-христиане не имели права свидетельствовать в суде.


Враждебность к армянам усугубляли нерешённые социальные проблемы в городах и борьба за ресурсы в сельском хозяйстве. Положение осложнялись притоком мухаджиров - мусульманских беженцев с Кавказа (после Кавказской войны и русско-турецкой войны 1877-78 годов) и из новообразованных балканских государств. Изгнанные христианами со своих земель, беженцы переносили свою ненависть на местных христиан. Все это и начавшиеся проблемы в Османской империи привели к возникновению так называемого «армянского вопроса».


Массовые убийства начавшиеся в 1894-1896 годах, которые унесли жизни сотен тысяч армян, состояли из трёх основных эпизодов: резни в Сасуне, убийств армян по всей территории империи осенью и зимой 1895 года и резни в Стамбуле и в районе Вана, поводом для которой послужили протесты местных армян.


В районе Сасуна курдские вожди обложили данью армянское население. В то же время османское правительство потребовало погашения задолженностей по государственным налогам, которые до того прощались, учитывая факты курдских грабежей. В следующем году курды и османские чиновники потребовали от армян уплаты налогов, но встретили сопротивление, подавить которое был послан Четвёртый армейский корпус. Было убито не менее 3000 человек.


Протестуя против нерешённости армянских проблем в сентябре 1895 года армяне решили провести большую демонстрацию, однако на их пути встала полиция. В результате начавшейся перестрелки десятки армян были убиты и сотни ранены. Полиция отлавливала армян и передавала их софтам - учащимся исламских учебных заведений Стамбула, которые забивали их до смерти. Резня продолжалась до 3 октября.


8 октября мусульмане убили и заживо сожгли около тысячи армян в Трабзоне. Это событие стало провозвестником организованной османскими властями серии массовых убийств армян в Восточной Турции: Эрзинджане, Эрзеруме, Гюмюшхане, Байбурте, Урфе и Битлисе.

Прошло уже 100 лет с начала одного из самых страшных событий в мировой истории, преступлений против человечности — геноцида армянского народа , второго (после Холокоста) по степени изученности и количеству жертв.

Перед Первой мировой войной греки и армяне (преимущественно — христиане) составляли две трети населения Турции, непосредственно армяне — пятую часть населения, 2-4 млн армян от 13 млн человек, проживающих на территории Турции, включая все другие народы.

По официальным сводкам жертвами геноцида стали около 1,5 млн человек: 700 тысяч было убито, 600 тысяч погибли в ходе депортации. Еще 1,5 млн армян стали беженцами , многие бежали на территорию современной Армении, часть в Сирию, Ливан, Америку. Согласно разным данным сейчас в Турции проживает 4-7 млн армян (при общей численности населения в 76 млн человек), христианского населения — 0,6 % (к примеру, в 1914 году — две трети, правда и население Турции тогда было 13 млн человек).

Часть стран, включая Россию, признают геноцид, Турция же отрицает факт преступления, из-за чего имеет неприязненные отношения с Арменией по сей день.

Геноцид, осуществленный турецкой армией, был направлен не только на истребление армянского (в частности христианского) населения, но и против греков, ассирийцев. Еще до начала войны (в 1911-14 году) турецким властям от партии «Единение и прогресс» было разослано предписание о том, что против армян должны быть предприняты меры, то есть убийство народа являлось запланированным действом.

«Ситуация еще больше обострилась в 1914 году, когда Турция стала союзником Германии и объявила войну России, которой естественным образом симпатизировали местные армяне. Правительство младотурков объявило их «пятой колонной», а потому было принято решение об их поголовной депортации в труднодоступные горные районы» (риа.ру)

«Массовое уничтожение и депортация армянского населения Западной Армении, Киликии и других провинций Османской империи осуществлялись правящими кругами Турции и в 1915-1923 гг. Политика геноцида в отношении армян была обусловлена рядом факторов. Ведущее значение среди них имела идеология Панисламизма и Пантюркизма, которую исповедовали правящие круги Османской империи. Воинствующая идеология панисламизма отличалась нетерпимостью в отношении немусульман, проповедовала откровенный шовинизм, призывала к отуречиванию всех нетурецких народов.

Вступая в войну, младотурецкое правительство Османской империи строило далеко идущие планы создания «Большого Турана». Имелось ввиду присоединить к империи Закавказье, Сев. Кавказ, Крым, Поволжье, Среднюю Азию. На пути к этой цели агрессорам надо было покончить, прежде всего, с армянским народом, противостоявшим захватническим планам пантюркистов. В сентябре 1914 на совещании под председательством министра внутренних дел Талаата был образован специальный орган — Исполнительный комитет трех, которому было поручено организовать избиение армянского населения; в его состав вошли главари младотурок Назим, Бехаэтдин Шакир и Шюкри. Исполнительный комитет трех получил широкие полномочия, оружие, деньги. » (геноцид.ру)

Война — стала удобным случаем для осуществления жестоких планов, целью кровопролитий было полное истребление армянского народа, мешающего лидерам младотурок реализовать свои корыстные политические цели. Турков и другие народы, проживающие в Турции — настраивали против армян всеми способами, принижая и выставляя в грязном свете последних. Дата 24 апреля 1915 года именуются началом геноцида армян, однако травления и убийства начались еще задолго до нее. Тогда, в конце апреля, первому самому сильному, сокрушительному удару подверглась интеллигенция и элита Стамбула, которая была депортирована: арест 235 знатных армян, их ссылка, затем арест еще 600 армян и еще нескольких тысяч человек, многих из которых убили вблизи города.

С этих пор непрерывно производились «чистки» армян: депортации имели своей целью не переселение (ссылку) народа в пустыни Месопатамии и Сирии, а его полное истребление . люди нередко подвергались нападениям разбойников по пути шествия каравана пленных, убивались тысячами после прибытия в пункты назначения. Кроме того — «исполнители» применяли пытки, в ходе которых погибали либо все, либо большая часть депортированных армян. Караваны отправляли самым долгим путем, людей изматывали жажда, голод, антисанитария.

О депортации армян:

«Депортация производилась согласно трём принципам: 1) «принцип десяти процентов», согласно которому армяне не должны были превышать 10 % от мусульман в регионе, 2) количество домов депортированных не должно было превышать пятидесяти, 3) депортированным запрещалось менять места их назначения. Армянам запрещалось открывать собственные школы, армянские деревни должны были находиться на расстоянии не менее пяти часов езды друг от друга. Несмотря на требование депортировать всех армян без исключения, значительная часть армянского населения Стамбула и Эдирне не была выслана из опасения, что иностранные граждане станут свидетелями этого процесса» (Википедия)

То есть тех, кто все-таки выжил хотели нейтрализовать. Чем же так «насолил» армянский народ Турции, Германии (которая поддерживала первую)? Кроме политических мотивов и жажды завоевания новых земель у врагов армян имелись и идеологические соображения, согласно которым армяне-христиане (народ сильный, сплоченный) мешали насаждать панисламизм для благополучного решения своих планов. Христиан настраивали против мусульман, мусульманами манипулировали, исходя из политических целей, за лозунгами в нужде об объединении пряталось использование турков в уничтожении армян.

Документальный фильм НТВ «Геноцид. Начало»

Кроме информации о трагедии в фильме показан один удивительный момент: достаточно много ныне живых бабушек-свидетельниц событий 100-летней давности.

Свидетельства пострадавших:

«Нашу группу погнали по этапу 14 июня под конвоем из 15 жандармов. Нас было человек 400-500. Уже в двух часах ходьбы от города на нас стали нападать многочисленные шайки из деревенских жителей и бандитов, вооруженных охотничьими ружьями, винтовками и топорами. Они отняли у нас все, что было. За семь-восемь дней они убили всех мужчин и юношей старше 15 лет - одного за другим. Два удара прикладом - и человек мертв. Бандиты похватали всех привлекательных женщин и девушек. Многих увезли в горы на лошадях. Так похитили и мою сестру, которую оторвали от ее годовалого ребенка. Ночевать в деревнях нам не разрешали, а заставляли спать на голой земле. Я видела, как люди ели траву, чтобы унять голод. А что творили жандармы, бандиты и местные жители под покровом темноты, вообще не поддается описанию» (из воспоминаний армянской вдовы из городка Байбурт на северо-востоке Анатолии)

«Они приказали мужчинам и мальчикам выйти вперед. Некоторые маленькие мальчики были одеты как девочки и спрятались в толпе женщин. Но моему отцу пришлось выйти. Он был взрослым мужчиной с ycaми. Как только они отделили всех мужчин, из-за холма появилась группа вооруженных людей, которые убили их у нас на глазах. Они закололи их штыками в живот. Многие женщины не вынесли этого и бросились с обрыва в реку» (из рассказа выжившего из города Конья, Центральная Анатолия)

«Отстающих сразу пристреливали. Они гнали нас по безлюдным районам, через пустыни, по горным тропам, в обход городов, чтобы нам негде было взять воду и еду. Ночью мы мокли от росы, а днем изнемогали под палящим солнцем. Я помню только, что мы все время шли и шли» (из воспоминаний выжившего)

Армяне стоически, героически и отчаянно отбивались от озверевших турков, вдохновленных лозунгами зачинщиков мятежей и кровопролитий на то, чтобы убить как можно больше тех, кого преподнесли в качестве врагов. Самыми масштабными сражениями, противостояниями были оборона города Ван (апрель-июнь 1915 года), горы Муса-Даг (53-дневная оборона летом-в начале осени 1915 года).

В кровавой расправе над армянами турки не щадили ни детей, ни беременных женщин, над людьми издевались неимоверно жестокими способами , девочек насиловали, брали в наложницы и мучили, толпы армян собирали на баржи, паромы под предлогом переселения и топили в море, собирали деревнями и сжигали заживо, детей закалывали и также бросали в море, над молодыми и старыми проводили медицинские эксперименты в специально созданных лагерях. Люди иссыхали заживо от голода, жажды. Все ужасы, выпавшие на долю армянского народа тогда, невозможно описать в сухих буквах и цифрах, эта трагедия, которую они в эмоциональных красках помнят уже в молодом поколении и по сей день.

Из донесений свидетелей: «В Александропольском уезде и Ахалкалакском районе вырезано около 30 селений, часть успевших спастись находится в самом бедственном положении». В других сообщениях описывалось положение сел Александропольского уезда: «Все села ограблены, нет ни крова, ни зерна, ни одежды, ни топлива. Улицы сел переполнены трупами. Все это дополняют еще голод и холод, уносящие одни жертвы за другими… Вдобавок аскеры и хулиганы насмехаются над своими пленными и стараются еще более зверскими средствами наказывать народ, радуясь и получая от этого удовольствие. Они подвергают разным мучениям родителей, заставляют их отдавать в руки палачей своих 8-9 — летних девочек…» (геноцид.ру)

«В качестве одного из оправданий уничтожения оттоманских армян использовалось биологическое обоснование. Армяне именовались «опасными микробами», им присваивался более низкий биологический статус, чем мусульманам . Главным пропагандистом этой политики был доктор Мехмет Решид, губернатор Диарбекира, первым распорядившийся прибивать подковы к ногам депортируемых. Решид практиковал также распятие армян, имитируя распятие Христа. Официальная турецкая энциклопедия 1978 года характеризует Решида как «прекрасного патриота».» (Википедия)

Детям и беременным женщинам насильно давали яд, несогласных топили, вводили смертельные дозы морфия, детей убивали в паровых банях, над людьми ставили множество извращенных и жесточайших опытов. Те, кто выживали в условиях голода, холода, жажды, антисанитарии — нередко погибали от брюшного тифа.

Один из турецких врачей — Хамди Суат, проводивший в целях получения вакцины от брюшного тифа эксперименты над армянскими солдатами (им вводили зараженную тифом кровь), в современной Турции почитается как национальный герой, основатель бактериологии, в Стамбуле ему посвящен дом-музей.

В целом в Турции запрещено относится к событиям того времени как к геноциду армянского народа, в учебниках истории рассказывается о вынужденной обороне турков и о убийствах армян как мере самозащиты, агрессорами выставлены те, кто для многих других стран — жертвы.

Турецкие власти всячески агитируют соотечественников в укреплении позиции того, что геноцида армян никогда не было, проводятся кампании, пиар-акции для поддержания статуса «невинной» страны, уничтожаются памятники армянской культуры, архитектуры, существующие на территории Турции.

Война меняет людей до неузнаваемости.. Что может делать человек под влиянием авторитетов, как легко убивает, и не просто убивает, а зверски — сложно представить, когда на жизнерадостных картинках мы видим солнце, море, пляжи Турции или вспоминаем собственный опыт путешествий. Да что там Турция.. в целом — война меняет людей, толпа, вдохновленная идеями победы, захвата власти — сметает все на своем пути, и если в обычной, мирной жизни совершить убийство для многих дикость, то в войну — многие становятся чудовищами и не замечают этого.

Под шумом и усилением жестокости реки крови — привычное зрелище, сколько примеров того, как люди во время каждых революций, стычек, военных конфликтах не контролировали себя и крушили, убивали все и всех вокруг.

Общие черты всех геноцидов, произведенных в мировой истории сходны в том, что людей (жертв) обесценивали до уровня насекомых или обездушенных предметов , при том провокаторы всеми способами вызывали у исполнителей и тех, кто был выгоден для осуществления истребления народа не просто отсутствие жалости к потенциальному объекту убийств, а еще и ненависть, животную ярость. Убеждали в том, что жертвы виноваты во многих бедах, что необходимо торжество возмездия, в совокупности с необузданной животной агрессией — это означало неконтролируемую волну бесчинств, дикости, свирепости.

Кроме истребления армян турки осуществляли и уничтожение культурного наследия народа:

«В 1915-23 и последующие годы были уничтожены тысячи армянских рукописей, хранившихся в армянских монастырях, разрушены сотни исторических и архитектурных памятников, осквернены святыни народа. Разрушение историко-архитектурных памятников на территории Турции, присвоение многих ценностей культуры армянского народа продолжается по настоящее время. Пережитая армянским народом трагедия отразилась на всех сторонах жизни и общественного поведения армянского народа, прочно осела в его исторической памяти. Воздействие геноцида испытало как поколение, ставшее непосредственной его жертвой, так и последующие поколения» (геноцид.ру)

Среди турков находились неравнодушные люди, чиновники, которые могли приютить у себя армянских детей, или восставали против истребления армян — но в основном любая помощь жертвам геноцида осуждалась и была наказуема, поэтому тщательно скрывалась.

После поражения Турции в Первой мировой войне военный трибунал в 1919 году (несмотря на это - геноцид, согласно версиям некоторых историков и свидетельствам очевидцев - продлился до 1923 года) заочно приговорил представителей комитета трех к смерти, позже приговор был исполнен для всех троих, в том числе с помощью самосуда. Но если исполнители удостоились казни, то отдающие приказы так и остались на свободе.

24 апреля европейский День памяти жертв геноцида армян. Один из самых чудовищных по численности жертв и степени изученности геноцидов в мировой истории, как и Холокост — испытавший попытки отрицания со стороны в первую очередь страны-виновницы расправ. Число убитых армян только по официальным данным около 1,5 млн человек.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта