Главная » Съедобные грибы » Город и городские агломерации. Крупнейшие города и агломерации РФ

Город и городские агломерации. Крупнейшие города и агломерации РФ

Под агломерацией понимается город без деления на административные единицы, представляющий собой ареал сплошной застройки. Для выделения таких урбанизированных площадей используется метод «светового отпечатка» — область искусственного освещения в городе и его пригородах, которую можно наблюдать с самолёта в ясную ночь.

Посмотрим на самые большие агломерации Земли:

Московская агломерация — 16 млн. человек

Имеет площадь в 4662 кв. км. и плотность населения 3500 чел. на 1 квадратный километр. Центром агломерации является Москва. Крупнейшая агломерация России.

Агломерация Осака - Кобе - Киото — 17,4 млн. человек

Имеет площадь в 3212 кв. км. и плотность населения 5400 чел. на 1 квадратный километр. Имеет три центра. Вторая по численности агломерация .

Мумбайская агломерация — 17,7 млн. человек

Город расположен на берегу Аравийского моря. Является второй по численности агломерацией в . Его площадь — 546 кв. км., а плотность населения 32400 чел. на 1 квадратный километр.

Агломерация Мехико — 20 млн. человек

Столица является самой большой агломерацией в стране. Её площадь — 2072 кв. км. и плотность населения 9700 чел. на 1 квадратный километр.

Агломерация Сан-Паулу — 20,3 млн. человек

Самая большая включает в себя 39 муниципалитетов. Площадь агломерации — 2707 кв. км. и плотность населения 7500 чел. на 1 квадратный километр.

Агломерация Гуанчжоу - Фошань — 20,5 млн. человек

Площадь агломерации — 3432 кв. км. и плотность населения 6000 чел. на 1 квадратный километр. Расстояние между центрами городов равно 27,6 км. Третья по численности агломерация .

Нью-Йоркская агломерация — 20,6 млн. человек

Нью-Йоркская агломерация считается самой крупной в США. Площадь агломерации — 11642 кв. км. и плотность населения 1800 чел. на 1 квадратный километр.

Пекинская агломерация — 21 млн. человек

Является второй по численности в Китае. Площадь агломерации — 3820 кв. км. и плотность населения 5500 чел. на 1 квадратный километр.

Агломерация Карачи — 22,1 млн. человек

Карачи — это самый крупный город-порт в Пакистане. Площадь агломерации — 945 кв. км. и плотность населения 23400 чел. на 1 квадратный километр.

Шанхайская агломерация — 23,4 млн. человек

— это самая крупная агломерация Китая. Площадь агломерации — 3820 кв. км. и плотность населения 5500 чел. на 1 квадратный километр.

Агломерация Сеул - Инчхон — 23,5 млн. человек

Это самая большая агломерация в Южной Корее. Её площадь — 2266 кв. км. и плотность населения 10400 чел. на 1 квадратный километр.

— 24,1 млн. человек

Столица. Площадь агломерации — 3225 кв. км. и плотность населения 9500 чел. на 1 квадратный километр.

Агломерация Токио - Иокогама 37,8 — млн. человек

Самая большая агломерация на планете. Располагается в Японии. Площадь агломерации — 8547 кв. км. и плотность населения 4400 чел. на 1 квадратный километр.

Стремительно меняется облик мира: села и поселки уступают место городам, последние, в свою очередь, сращиваются в единое целое и становятся агломерациями. Это процесс демографический и экономический, который развивается планомерно и поэтапно, его невозможно остановить. Прогресс сам диктует человечеству условия его наибольшего ускорения. Весь ХХ век является периодом массовой индустриализации. Результатом стало развитие производств различного направления и связанный с этим рост городского населения, которое обеспечивает любое промышленное предприятие основным ресурсом - рабочими.

История появления

Агломерация городская - это процесс разрастания территории населенного пункта за счет его застройки и поглощения прилегающих поселений. Урбанизация прошла достаточно стремительно, в течение 80-95 лет. Если сравнивать данные переписи на начало и конец ХХ века, то они наглядно показывают соотношение сельского и городского населения. В процентном отношении это выглядит следующим образом: в 1903 году 13 % - жители городов, к 1995 году эта цифра составляет 50 %. Тенденция сохранилась и на сегодняшний день, но первые крупнейшие городские агломерации появились еще в древнем мире. В качестве примера можно привести Афины, Александрию и, конечно, великий Рим. Гораздо позднее, в XVII веке, первые агломерации возникли на территории Европы - это Париж и Лондон, который занимал значительную площадь на Британских островах. В XIX веке образование крупных городских поселений началось в Северной Америке. Сам термин "агломерация" впервые вводится географом французом М. Руже. По его определению, агломерация городская - это выход несельскохозяйственных видов деятельности за административные рамки поселения и вовлечение в него окружающих населенных пунктов. Существующие на сегодняшний день определения достаточно разнообразны по изложению, но обобщающим принципом является процесс расширения, роста города. При этом во внимание принимается множество критериев.

Определение

Н. В. Петров характеризует агломерацию как скопление городов и прочих населенных пунктов по территориальному принципу, при этом в процессе развития они срастаются, происходит усиление всех видов взаимосвязей (трудовых, культурных, хозяйственных и т. д.). При этом скопления должны быть компактными и обладать четкими административными границами - как внутренними, так и наружными. Перцик Е. Н. дает несколько иное определение: агломерация городская - это особая форма урбанизации, которая подразумевает скопление территориально близких населенных пунктов, которые взаимосвязаны экономически и имеют общую транспортную сеть, инженерную инфраструктуру, производственные и культурные отношения, общую социальную и техническую базу. В своих работах он подчеркивает, что данный тип объединения является наиболее продуктивной средой для научно-технической деятельности, развития прогрессивных технологий и производств. Соответственно, именно здесь группируются наиболее квалифицированные работники, для удобства которых развивается сфера услуг и создаются условия для полноценного отдыха. Крупнейшие города и городские агломерации имеют подвижные территориальные границы, это касается не только фактического расположения отдельных пунктов, но и временных отрезков, потраченных на перемещение человека или груза от ядра к периферии.

Критерии определения агломерации

Среди современных городов много достаточно развитых, с населением свыше 2-3 миллионов человек. Определить, насколько данный населенный пункт можно отнести к категории агломерации, можно, используя определенные критерии оценки. Однако и здесь мнения аналитиков расходятся: некоторые предлагают ориентироваться на группу факторов, другим достаточно наличия одного признака, который четко выражен и документально подтвержден. Основные показатели, в соответствии с которыми города можно отнести к агломерации:

  1. на 1 м 2 .
  2. Численность (от 100 тысяч человек, верхний предел неограничен).
  3. Скорость застройки и ее непрерывность (не более 20 км между основным городом и его спутниками).
  4. Количество поглощенных населенных пунктов (спутников).
  5. Интенсивность поездок различного назначения между ядром и периферией (на работу, учебу или для проведения досуга, так называемые маятниковые миграции).
  6. Наличие единой инфраструктуры (инженерные коммуникации, связь).
  7. Общая логистическая сеть.
  8. Доля населения, занятого работами несельскохозяйственного характера.

Типы городских агломераций

При всем разнообразии структуры взаимодействия и условий сосуществования городов и их спутников, существует лаконичная система определения вида населенного пункта. Различают два основных типа: моноцентрические и полицентрические агломерации. Наибольшее количество существующих и образовывающихся слияний относят к первой категории. Моноциклические агломерации формируются по принципу доминирования одного основного города. Существует ядро, которое при росте включает в состав своей территории другие поселения и формирует направленность их дальнейшего развития в симбиозе со своими потенциальными возможностями. Крупнейшие городские агломерации (подавляющее большинство) созданы именно по монотипу. Примером может служить московская или нью-йоркская. Полицентрические агломерации являются скорее исключением, они объединяют несколько городов, каждый из которых является самостоятельным ядром и поглощает близлежащие населенные пункты. Например, в Германии это полностью застроенный крупными субъектами, каждый из которых имеет несколько спутников, при этом они не зависят друг от друга и объединяются в одно целое только по территориальному признаку.

Структура

Наиболее крупные городские агломерации мира образовались в городах, история которых насчитывает от 100 до 1000 лет. Это сложилось исторически, любые производственные комплексы, торговые сети, культурные центры проще усовершенствовать, чем создать новые на пустом месте. Исключением являются только американские города, которые изначально планировались в качестве агломераций для более высоких темпов развития экономики.

Итак, сделаем краткие выводы. Агломерация городская - это структурированный населенный пункт, который (приблизительно, четких границ не существует) можно разделить на следующие участки:

  1. Центр города, его историческая часть, которая представляет собой культурное наследие данного региона. Его посещаемость наибольший пик имеет в дневное время, часто существуют ограничения по въезду на данную территорию личного транспорта.
  2. Кольцо, окружающее центральную часть, деловой центр. Эта площадь застроена очень плотно офисными зданиями, кроме того, существует разветвленная система предприятий питания (рестораны, бары, кафе), сфера услуг представлена также достаточно широко (салоны красоты, тренажерные и спортивные залы, модные ателье и т. д.). Здесь хорошо развита торговая сеть, особенно дорогие магазины с эксклюзивными товарами, присутствуют административные государственные учреждения.
  3. Жилая зона, которая относится к старым постройкам. В процессе агломерации она часто превращается в деловые связано с высокой стоимостью земли под жилыми домами. Из-за постоянного спроса на нее, строения, которые не относятся к памятникам архитектуры или истории, сносятся или модернизируются под офисные и иные помещения.
  4. Многоэтажная массовая застройка. Отдаленные (спальные) районы, производственные и промышленные зоны. Этот сектор имеет, как правило, большую социальную направленность (школы, крупные торговые точки, поликлиники, библиотеки и т. д.).
  5. Пригородные территории, парки, скверы, поселки-спутники. В зависимости от размера агломерации данная территория развивается и обустраивается.

Этапы развития

Все городские агломерации мира проходят основные процессы формирования. Многие населенные пункты останавливаются в своем развитии (на каком-либо этапе), некоторые только начинают свой путь к высокоразвитой и комфортной для проживания людей структуре. Принято разделять следующие этапы:

  1. Индустриальная агломерация. Связь между ядром и периферией базируется на производственном факторе. привязаны к конкретному предприятию, не существует общего рынка недвижимости и земли.
  2. Трансформационный этап. Характеризуется повышением уровня маятниковой миграции, соответственно формируется общий трудовой рынок, центром которого является крупный город. Ядро агломерации начинает активно формировать сектор услуг и досуга.
  3. Динамичная агломерация. Данный этап предусматривает модернизацию и перенос производственных мощностей на периферийные участки. Параллельно развивается логистическая система, что позволяет произвести более быстрое сращивание ядра и городов спутников. Появляются единые рынки труда, недвижимости, возводится общая инфраструктура.
  4. Постиндустриальная агломерация. Завершающий этап, который характеризуется окончанием всех процессов взаимодействия. Существующие связи (ядро-периферия) упрочняются и расширяются. Начинается работа над повышением статуса агломерации для привлечения большего числа ресурсов и расширения направлений деятельности.

Особенности российских агломераций

Для повышения темпов экономического роста и развития наукоемкого производства наша страна должна иметь четко сформулированные и просчитанные планы на ближайшую и дальнюю перспективы. Исторически сложилась ситуация, при которой городские агломерации России строились исключительно по индустриальному типу. При этого было достаточно, но при вынужденном переходе на трансформационный этап (формирование рыночной экономики) возник целый ряд проблем, которые пришлось устранять в течение 90-х годов. Дальнейшее развитие городских агломераций требует централизованного вмешательства государства. Именно поэтому данная тема часто обсуждается экспертами и высшими органами государственной власти. Необходимо полное восстановление, модернизация и перемещение производственных баз, что повлечет за собой динамичные агломерационные процессы. Без участия государства как финансирующего и управляющего органа данный этап недоступен многим городам. Экономические преимущества функционирующих агломераций неоспоримы, поэтому происходит процесс стимулирования объединений территориально связанных городов и населенных пунктов. Крупнейшая городская агломерация мира может быть создана в России уже в ближайшее время. Для этого есть все необходимые ресурсы, осталось грамотно использовать главный - административный.

Крупнейшие городские агломерации России

Фактически на сегодняшний день четкой статистики нет. По агломераций в РФ можно выделить 22 наиболее крупные, которые стабильно развиваются. В нашей стране преобладает моноцентрический тип формирования. Городские агломерации России в большинстве случаев находятся на индустриальном этапе развития, но их обеспеченность человеческими ресурсами достаточна для дальнейшего роста. По численности и этапу формирования они располагаются в следующей последовательности (первые 10):

  1. Московская.
  2. Санкт-Петербургская.
  3. Ростовская.
  4. Самарско-Тольяттинская.
  5. Нижегородская.
  6. Новосибирская.
  7. Екатеринбургская.
  8. Казанская.
  9. Челябинская.
  10. Волгоградская.

Число городских агломераций в РФ растет вследствие создания новых объединений, в которые не обязательно входят города-миллионники: слияние происходит за счет ресурсного показателя или промышленных интересов.

Мировые агломерации

Удивительные цифры и факты можно получить, изучая данную тему. Некоторые мировые агломерации имеют площади и численность населения, сопоставимые с аналогичными показателями целой страны. Общее количество таких субъектов подсчитать достаточно сложно, ведь каждый эксперт применяет определенную (выбранную им) группу признаков или же один из них. Но при рассмотрении десятки крупнейших можно рассчитывать на единодушие специалистов. Итак:

  1. Крупнейшая городская агломерация мира - Токио-Иокогама. Численность населения - 37,5 миллионов человек (Япония).
  2. Джакарта (Индонезия).
  3. Дели (Индия).
  4. Сеул-Инчхон (Республика Корея).
  5. Манила (Филиппины).
  6. Шанхай (КНР).
  7. Карачи (Пакистан).
  8. Нью-Йорк (США).
  9. Сан-Паулу (Бразилия).

Проблемы городских агломераций

При всех положительных моментах развития экономики, культуры, производства и науки, существует достаточно большое количество недостатков, которыми характеризуются мегаполисы. Во-первых, большая протяженность коммуникаций и постоянно возрастающая нагрузка (при активной застройке) приводит к проблемам в ЖКХ, соответственно, понижается уровень комфорта горожан. Во-вторых, транспортно-логистические схемы не всегда обеспечивают должный уровень скорости перевозок грузов и людей. В-третьих, высокий уровень загрязнения окружающей среды (воздух, вода, почва). В-четвертых, агломерации привлекают большую часть работоспособного населения из малых городов, которые не являются их спутниками. В-пятых, сложность административного управления большими территориями. Данные проблемы известны каждому городскому жителю, а для их устранения необходима длительная и трудоемкая работа всех городских структур.

В связи с ростом индустриального развития городов в 20 века население мира постепенно переместилось в города.

Так под конец 20 веке горожан на планете стало почти 50%, в то время, как в начале века численность городского населения составляла ничтожных 13% от населения Земли.

На данный момент горожан на планете более 50% и все стремятся к жизни в мегаполисе.

В этой статье я хочу рассмотреть 10 самых крупных в Мире агломераций, которые приютили в своих границах более 230-ти миллионов жителей.

Самым крупным городом-агломерацией является Токио с населением 37.7 миллионов жителей, что равно населению Польши.

Общая территория занимаемая агломерацией Токио 8677 км? и плотность населения 4340 человек на км?. Агломерация Токио является столь большой, потому что объединяет в себе 2 крупных города Токио и Йокогама и ряд других более мелких населенных пунктов.

Второе место в этом списке принадлежит столице Мексики -Мехико.

Количество жителей агломерации Мехико достигает 23,6 миллиона человек, которые уживаются на площади 7346 км?. При этом плотность населения составляет 3212 человек на км?. Городская агломерация Мехико расположена выше всех остальных над уровнем моря из тех, кто находится в этом списке.

Третья по количеству жителей агломерация — это город Нью-Йорк, в котором живет 23,3 миллиона человек на площади 11 264 км?. Плотность населения составляет 2 070 жителей на км?. Город является самым крупным финансовым центром мира.

На четвертом месте находится агломерация города Сеул — столица Южной Кореи. Население сотавляет 22.7 миллионов жителей. Общая площадь занимаемая агломерацией составляет 1943 км? и плотность населения 11 680 человек на км?.

Пятое место в этом списке принадлежит городу-агломерации Мумбаи (до 1995 года Бомбей). Количество жителей в агломерации составляет 21,9 миллионов. Территория — 2 350 км? и плотность населения 9 320 жителей на км?. Сам город и вся агломерация очень быстро развиваются.

Шестой в нашем списке оказалась городская агломерация Сан-Паулу (Бразилия). Количество жителей живущих в рамках этой административной единицы составляет 20,8 миллионов жителей. Площадь агломерации составляет 7944 км? и плотность населения 2620 жителей на км?.

Филиппинская столица Манила занимает седьмое местов списке городских агломераций и насчитывает 20,7 миллионов жителей. Площадь агломерации составляет 4863 км? и плотность населения 4256 человек на км?.

Столица Индонезии Джакарта находится на 8 месте в этом списке с численностью населения 19,2 миллиона жителей. Площадь городской агломерации Джакарты составляет 7 297 км? и плотность населения 2631 человек на км?.

Девятое место среди самых крупных в Мире городских агломераций занимает столица Дели. Численность населения в этой агломерации составляет 18,9 миллонов человек при площади 1425км?. Плотность населения — 13 265 жителей на км?, что выводит эту агломерацию на первое место по плотности населения.

Храм Лотоса в Дели

Введение

Город - одно из величайших и самых сложных творений человека. Облик городов - каменная летопись человечества - хранит память о важнейших событиях мировой истории. Города - главная арена политических, экономических, социальных процессов, совершающихся в современном мире, место сосредоточения наибольших ценностей, созданных трудом человека.

Как и почему растут города? Как раскрыть загадочную тайну пространственной концентрации городов в разных точках земного шара? Какова их внутренняя структура? Эти вопросы волнуют всех людей и составляют профессиональную задачу географического изучения городов.

Целью курсовой работы является рассмотрение крупнейших городских агломераций, путей их формирования и развития.

Задачи данной работы состоят:

· в выявлении особенностей структуры и формирования крупнейших городских агломераций;

· в рассмотрении иерархии городских систем;

· в определении проблем городов.

Городские агломерации - развивающаяся форма расселения и территориальной организации хозяйства. Сосредоточивая в себе огромный научно-технический, производственный и социально-культурный потенциал, они являются основными базами ускорения научно-технического прогресса и оказывают большое влияние на окружающие их обширные территории, поэтому их изучение на сегодняшний день особенно актуально.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы и включает в себя одну таблицу. Она написана на 28 страницах. Первая глава включает в себя четыре подглавы, вторая - три. Для написания данной работы использовалось восемь различных источников литературы.

Понятие городской агломерации

В исторической эволюции форм расселения на смену традиционным типам населенных мест - городским и сельским поселениям, развивающимся относительно автономно, - все более приходят новые «групповые» формы высококонцентрированного расселения, образующиеся при сближенном размещении поселений и формировании между ними интенсивных связей. Таковы городские агломерации - быстро развивающиеся во всём мире скопления населенных мест, состоящие нередко из десятка, а иногда из сотен населенных пунктов, включая и сельские поселения, тесно связанные друг с другом. Единой терминологией для обозначения этих скоплений населения не существует. Наряду с термином «городская агломерация» употребляют термины «локальные системы расселения», «районы больших городов», «групповые системы расселения», «созвездие городов».

Наиболее распространенный термин «городская агломерация» не вполне удачен . В технологии промышленного производства агломерация означает «образование крупных кусков (окускование) из мелкой руды и пылеватых материалов путем спекания». В экономической литературе термином «агломерация» характеризуется территориальное совмещение, концентрация в одном месте промышленных предприятий.

Термин «агломерация» применительно к расселению был введен французским географом М. Руже , согласно которому агломерация возникает тогда, когда концентрация городских видов деятельности выходит за пределы административных границ и распространяется на соседние населенные пункты.

В отечественной литературе понятие городской агломерации использовалось, и достаточно широко, уже в 10-х 20-х гг., хотя и под разными именами: это и «хозяйственный округ города» А.А. Крубера, и «аггломерация» М.Г. Диканского, и «экономический город» В.П. Семенова-Тян-Шанского.

Существует и множество определений слову «агломерация».

По Н.В. Петрову городскими агломерациями называются компактные скопления территориально сосредоточенных городов и других населенных мест, которые в процессе своего роста сближаются (иногда срастаются) и между которыми усиливаются многообразные хозяйственные, трудовые и культурно-бытовые взаимосвязи .

Е.Н. Перцик дает другое определение: городская агломерация - система территориально сближенных и экономически взаимосвязанных населенных мест, объединенных устойчивыми трудовыми, культурно-бытовыми и производственными связями, общей социальной и технической инфраструктурой, - качественно новая форма расселения, она возникает как приемник города в его компактной (автономной, точечной) форме, особый продукт современной урбанизации . А крупные городские агломерации - это важнейшие ареалы, в которых концентрируются прогрессивные отрасли промышленности, административно-хозяйственные, научные и проективно-конструкторские организации, уникальные учреждения культуры и искусства, наиболее квалифицированные кадры.

Границы городской агломерации подвижны во времени благодаря изменению важнейшего параметра агломерации - дальность ежедневных передвижений от места жительства к местам приложения труда: в рамках пространственной самоорганизации этих передвижений их дальность растёт пропорционально увеличению скорости средств транспорта, а затраты времени увеличиваются незначительно.

Для развития городских агломераций характерны: наращивание гигантских городских скоплений, включающих безостановочно растущие и расползающиеся ядра, вовлекающие в свою орбиту все новые территории, концентрация в них больших масс населения; быстрое развитие пригородов и постепенное (хотя и не везде явно прослеживаемое) перераспределение населения между городами-центрами и пригородными зонами; привлечение сельского населения к несельскохозяйственному труду, в особенности в городской местности; маятниковые миграции и систематические передвижения людей в пределах агломераций на работу, к местам учебы, культурно-бытового обслуживания и отдыха, приобретающие беспрецедентный масштаб.

Е.Н. Перцик предлагает различные критерии городских агломераций: плотность городского населения и непрерывность застройки; наличие большого города-центра (как правило, с населением не менее 100 тыс. человек); интенсивность и дальность трудовых и культурно-бытовых поездок; удельный вес несельскохозяйственных рабочих; доля работающих вне места жительства; количество городских поселений-спутников и интенсивность их связей с городом-центром; число телефонных разговоров с центром; производственные связи; связи по социально-бытовой и технической инфраструктуре (единые инженерные системы водоснабжения, энергоснабжения, канализации, транспорта и пр.) . В ряде случаев принимают в качестве критерия комбинацию признаков, в других - ориентируется на один из них (например, выделяют границы агломерации по 1,5- или 2-часовым изохронам трудовых передвижений от города-центра).

Наиболее древними городами на территории нашей страны были города Средней Азии и Закавказья, возникшие до нашей эры как центры ремесла, торговли и укрепленные пункты. Древние русские «города» появились в VI - VII вв. на Киевской, Смоленской, Новгородской землях. К. концу XII в. на Руси было около 250 городов, многие из которых впоследствии потеряли свое экономическое значение и перестали существовать как города.

В России до начала XVIII в. городом считалась крепость - огороженное место (город - от слова городьба, ограда около жилья). После проведения первого административного деления страны (при Петре I) к числу городов стали относить и крупные административные пункты. В 1875 г. было введено «Городовое положение», определившее юридический статус города, согласно которому в разряд городов включались пункты, выполнявшие административные функции, - центры губерний, уездов. Это было связано с определенной политикой государства и в ряде случаев продиктовано обстоятельствами стратегического или политического характера. Важным критерием города было количество проживавших в нем дворян, чиновников, духовенства. Экономическое значение города при этом, как правило, не учитывалось. Вследствие этого сеть юридических городов в России не имела полного тождества с формирующейся сетью экономических городов, которые возникали под действием объективного закона общественного разделения труда.

Среди русских ученых было распространено мнение, которого придерживался и В. П. Семенов-Тян-Шанский, о том, что русские города до второй половины XVIII в. имели только военно-стратегическое значение. Советская историческая наука доказала, что уже древние русские города наряду с военными и административными функциями выполняли роль крупных по тому времени центров ремесла и торговли и что градообразующей силой было ремесло. Роль военно-стратегического фактора в возникновении многих русских (и зарубежных) городов была очень велика. В период с XIII по XVIII в. в России было создано большое количество городов-крепостей, однако многие из них не стали экономическими центрами, так как не имели необходимых стимулов для своего развития.

Для понимания экономической сущности процесса формирования городов обратимся к некоторым положениям в работе В. И. Ленина «Развитие капитализма в России». В. И. Ленин выделяет три стадии развития промышленного производства и объясняет роль каждой из них в возникновении неземледельческих индустриальных центров (городов). Он показал градообразующую силу домашней промышленности (ремесла), мануфактуры, капиталистической фабрики. В. И. Ленин обратил особое внимание на роль фабрики в возникновении крупных промышленных поселений и выделил три типа фабричных центров России: 1) города, 2) фабричные села, 3) кустарные села. При этом подчеркивалось, что в некоторых крупных городах, например Одессе, Киеве, Ростове, количество рабочих было очень невелико абсолютно и относительно. В то же время среди фабричных и кустарных сел, особенно распространенных в центральных губерниях, выделялись большие промышленные центры. Например, местечко Орехово-Зуево по числу рабочих уступает только столицам, а в так называемых «кустарных» селах - Ворсме, Павлове, Богородском - располагаются крупные фабрики и заводы.

Во второй половине XIX в. образование кустарных и фабричных сел шло очень интенсивно, особенно в районах бурного развития промышленного капитализма (Донбасс, Центральная Россия). Однако эти молодые, быстрорастущие экономические центры не получили тогда статуса городов.

Число юридически признанных городов было небольшим и не соответствовало огромным масштабам государства, а их размещение не отражало территориальных особенностей процесса формирования экономических районов. В стране к моменту Октябрьской революции официально числилось 655 городов, из них 407 находилось в европейской части страны (183 - в Центральной России) и только 79 - на огромных пространствах Сибири и Дальнего Востока. Фактически же их было больше, поскольку с 1785 г. в список городов почти не вносились новые пункты, кроме тех, которые находились на территориях, присоединенных к России после этой даты. Но за это время Россия сделала огромный скачок в своем экономическом развитии, и сеть городов существенно изменилась. Многие «юридические города» к началу Октябрьской революции, по существу, не были городами, так как утратили свои административные функции и не имели никакого экономического значения. В то же время выросло много новых, в том числе крупных, промышленных поселений, которые числились фабричными или кустарными селами. Уже в первые годы Советской власти список городов был пересмотрен. В 20-х годах в СССР началась социалистическая реконструкция народного хозяйства, сопровождавшаяся быстрыми темпами индустриализации страны. Этот процесс обусловил возникновение новых городов, быстрый рост населения в старых городах и крупные сдвиги в их размещении. Сеть городов СССР подверглась существенным количественным и качественным изменениям.

В отличие от многих государств мира, у нас быстро растут новые города и увеличивается людность уже существующих. К моменту переписи населения 1970 г. в стране насчитывалось 5504 городских поселения, в том числе 1935 городов. Таким образом, с 1917 по 1970 г. число городов возросло почти в 2,5 раза. Такие гигантские масштабы градостроительства обусловлены высокими темпами индустриализации, развитием разнообразных видов непроизводственной деятельности и национальным строительством. По данным Д. Г. Ходжаева, из общего числа новых городов 751 - промышленные, 64 - транспортные узлы, 201 - административные центры и 18 - курортные. Кроме того, создано много городов науки широкого направления и узкоспециализированного профиля, которые размещаются не только в высокоразвитых густозаселенных районах, но и в очагах нового освоения. Всего за годы Советской власти в СССР к 1979 г. было образовано 1174 города.

По степени обновления сети городов территорию СССР можно условно разделить на две неравные части - западную и восточную. Рубеж между ними проходит по западной границе Поволжья и северной границе Донецко-Приднепровского экономического района. На западе, где городская сеть и ранее была достаточно развитой, доля новых городов на большей части территории составляет 25-47%, а в Прибалтике и прилегающих к ней областях РСФСР снижается До 3%. На всей остальной огромной территории от 67 до 70% городов создано за годы Советской власти. Наиболее высока доля новых городов в Донецко-Приднепровском районе (83% от общего числа городских поселений).

Для СССР характерно быстрое увеличение общего количества городов всех категорий, но при этом число больших и крупнейших городов растет быстрее, чем малых (табл. 10).

В 1926 г. в СССР было лишь два города-миллионера - Москва и Ленинград. По предварительным данным переписи 1979 г., их стало 18, в ближайшее время в эту группу войдет еще несколько.

Развитие сети городов постоянно сопровождается переходом городских поселений из одной группы людности в другую, как правило, более высокую. Наиболее быстрыми темпами увеличивается людность городов, в которых осуществляется крупное строительство или развиваются непроизводственные функции. Рост промышленного производства, происходящий преимущественно за счет повышения производительности труда не оказывает большого влияния на динамику населения крупных городов. В нескольких больших городах (центрах каменноугольной промышленности) численность населения в последние годы уменьшается в связи с ростом механизации труда и сокращением потребности а живой рабочей силе. Одновременно с ростом числа городов увеличивается концентрация городского населения. Так, в 1959 г. в городах людностью свыше 100 тыс. проживало 49,1% городского населения, а в 1979 г. - уже 67%.

Бурное течение процессов урбанизации в стране ведет к усложнению форм городского расселения и возникновению крупных городских агломераций, число которых быстро растет. В СССР их формирование как опорных пунктов системы расселения происходит целенаправленно. Советские ученые сформулировали в первом приближении определение самого понятия, установили критерии и принципы выделения агломераций, предложили методы управления их функциональной и территориальной структурой. «Городская агломерация - это компактная пространственная группировка поселений, объединенных многообразными интенсивными связями в сложную, многокомпонентную динамическую систему» (Лаппо, 1978).

Главные признаки агломерации - территориальная сближенность городских поселений, компактность их группировки вокруг главного ядра (или ядер), разделение труда между поселениями и взаимодополняемость функций, предопределяющих развитие межселенных производственных, трудовых, культурно-бытовых и рекреационных связей.

Основные элементы территориальной структуры агломераций - ее центр, или ядро, - узел наиболее высокой концентрации производства и населения и периферийная зона - территория, выполняющая по отношению к ядру агломерации вспомогательные, обслуживающие функции.

Выделяются агломерации одноцентровые с единым ядром, подчиняющим своему воздействию все остальные поселения и резко отличающимся от них по своему размеру и экономическому потенциалу. Примером агломераций такого типа могут служить Бакинская, Горьковская, Харьковская.

Многоцентровые агломерации имеют несколько центров, взаимосвязанных друг с другом. Последние, как правило, не равнозначны по своему размеру и уровню экономического развития, но каждый из них имеет свою периферийную зону и группу поселений-спутников. Например, агломерации Донецк - Макеевка или Куйбышев - Тольятти - Сызрань.

Выделение (делимитация) агломераций - одна из сложных методологических проблем, которой активно занимаются советские ученые В. Г. Давидович (1974), Г. М. Лаппо (1978), Ф. М. Листенгурт (1975) и др. Пока еще нет единой методики и тем более каких-либо официально признанных критериев для этих целей.

Рассмотрим методику выделения агломерации, предложенную Лаппо. В качестве потенциального ядра агломерации он рассматривает крупный город с населением не менее 250 тыс. человек, а тяготеющий к нему ареал группового расселения очерчивает изохроной двухчасовой доступности (общепринятой в градостроительстве) всеми видами наземного и водного транспорта. Выделенная таким образом территория представляет собой ареал возможного развития агломерации. Для того чтобы установить степень ее «сформированности», определяют количество и размеры спутников, тяготеющих к ядру, характер и интенсивность связей между ними. Минимум пять городских поселений (ядро и спутники) должно быть в такой агломерации, а общее число жителей зоны спутников -- не менее 50 тыс. человек. Одновременно вводится коэффициент «агломеративности»,

который показывает долю населения спутников в общей численности населения агломерации, не менее 0,10. Затем выявляются реальные связи между ядром агломерации и ее периферийной зоной, определяются фактические границы агломераций.

По функциональной структуре различают агломерации, объединяющие разнотипные поселения, взаимодействующие на основе разделения труда в материальном производстве и непроизводственной сфере. Агломерации этого типа имеют наибольшее распространение, они отличаются крупными размерами и быстрыми темпами роста. Для них характерна сложная отраслевая структура общественного производства, отражающая высокую стадию его развития. Примером такой агломерации могут служить. Московская, Ленинградская. Агломерации, объединяющие по преимуществу однотипные по своей специализации поселения, например горнопромышленные в зонах бассейнового залегания полезных ископаемых, встречаются значительно реже. По существу, этот тип агломерации отражает начальную стадию экономического и социального формирования групп городов, за которой следует дальнейшее развитие и усложнение функций каждого из них и всей их совокупности в целом.

Экономический потенциал агломераций, обусловленный концентрацией производительных сил, очень высок, возможности их роста значительны. В СССР проводится определенная политика управления развитием агломераций в целях дальнейшего совершенствования территориальной организации общества. Регулируются агломерации различными методами в зависимости от конкретных условий. Наиболее эффективно целенаправленное планирование выполняемых агломерациями функций и их масштабов. Немалое значение придается также и градостроительным планировочным методам. На рис. 22 показаны различные схематизированные варианты регулирования агломераций. Выделяются два уровня регулирования - локальный и региональный. На первом упорядочение развития самой агломерации осуществляется преимущественно градостроительными планировочными методами (создание новых городов-спутников, использование свободных территорий для расширения различных функциональных зон и т. д.), на втором - за счет организации производства и расселения на территориях, лежащих вне пределов самих агломераций. Здесь создаются города и агломерации - противовесы, принимающие на себя ряд народнохозяйственных функций и ослабляющих тем самым нагрузку на уже сложившиеся крупные агломерации. Например, развитие Калуги, Рязани, Калинина, Владимира и Других промышленных узлов Центрального района способствовало регулированию роста Москвы.

Г. М. Лаппо (1978) на 1970 г. выделил в пределах СССР 63 агломерации людностью: 250 - 500 тыс. - 12; 500 тыс. - 1 млн. - 30; 1 - 2 млн. - 17; свыше 2 млн. - 4. В этих агломерациях проживало 71,1 млн. человек, т. е. 29,4% всего населения СССР, или 52,3% городского. Все эти агломерации неоднородны не только по людности, но и по количеству и размерам входящих в них городов и поселков, и по соотношению населения, проживающего в них. Они также отличаются друг от друга характером и интенсивностью связей, степенью сформированности, темпами роста. Лаппо рассчитал синтетический показатель - коэффициент сложности агломерации по формуле K с = P ( Mm + Nn ), где Р - людность агломерации; М и N - людность городов и поселков городского типа; m , n - их доля в суммарной людности агломерации. В соответствии с этим показателем он выделил пять типов агломераций (табл. 11).


Подавляющее большинство агломераций сосредоточено в европейской части СССР (рис. 23). Особенно выделяется по насыщенности ими обширная зона регионов - Центральной России, Донецко-Приднепровского района и Среднего Поволжья. В целях предотвращения стихийного территориального слияния этих агломераций в гигантские мегалополисы применяются разнообразные меры по регулированию их развития.

В Восточных районах агломераций мало, все они расположены вдоль Транссибирской магистрали, на восточной оконечности которой формируется Владивостокская агломерация.

В Закавказье, Средней Азии и Казахстане, за исключением Караганды, центрами агломераций стали пока лишь столичные города.

Количество малых городов увеличивается вследствие перехода рабочих поселков в категорию городов. Людность таких городов, как правило, или растет по всей стране очень медленно, или сокращается. Для них характерны низкие темпы воспроизводства населения, сокращение числа жителей ввиду их оттока. В большинстве случаев малые города - это или узкоспециализированные промышленные пункты, или местные административные и торгово-распределительные центры. Число мест приложения труда в таких городах ограниченно, а степень использования трудовых ресурсов невелика, в связи с чем в ряде малых городов имеются излишки рабочей силы. Создание необходимых культурно-бытовых условий для населения встречает большие трудности, так как осуществление многих видов городского благоустройства и обслуживания экономически невыгодно.

Усиление градообразующей основы малых городов может быть достигнуто путем строительства в них небольших производственных объектов, цехов и филиалов крупных промышленных предприятий, расположенных в больших городах, развития рекреационных и обслуживающих функций. В малых городах проживает более 60 млн. человек, при этом около половины - в самых малых городских поселениях с числом жителей от 1 до 20 тыс. Эта категория городов по людности не отличается от крупных сельских поселений, в которых в настоящее время живет около половины сельского населения (рис. 24).



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта