Главная » Несъедобные грибы » Характеристика Герасима и других персонажей из «Муму» И.Тургенева. Отношение барыни из «Муму» к Герасиму

Характеристика Герасима и других персонажей из «Муму» И.Тургенева. Отношение барыни из «Муму» к Герасиму

Герасим в рассказе И.С. Тургенева «Муму»

Герасим - дворовый человек старой барыни, он «двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения».

Мне его образ очень понравился. Герасим сильный, волевой человек, но не вольный!!! Это было видно на протяжении всего рассказа. У него были твердые и сильные убеждения.

До того, как барыня привезла его в город и сделала своим дворником, Герасим жил в деревне «и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых - дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал…, либо проворно и безостановочно действовал косой…». В городе Герасим свою работу выполнял тоже добросовестно, хоть серьезной ее никогда не считал.

С дворовыми людьми он был не то чтобы в приятельских отношениях, они его немного побаивались, а кротких он считал за своих. Нрава Герасим был «строгого и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем не смели драться, а то беда!» Из всех дворовых людей Герасим больше всего привязался к Татьяне. Даже его природный недуг не мог помешать ему полюбить прачку барыни. Из-за прихоти барыни Татьяну выдали замуж за пьяницу Капитона и Герасим не смог жениться на ней. Но он не стал никому мстить и это является его главным отличием от остальных дворовых - его широкая и покорная крестьянская душа, принимающая свою долю как должное.

Трудно сказать, как перенес бы это горе Герасим, если бы не Муму - маленькая собачонка. Она принесла Герасиму много радостных и счастливых минут. Но однажды барыня увидела собачку. Муму испугалась барыню и зарычала. Барыне это не понравилось, и она приказала убрать её со двора. Сначала собаку продали, а когда она вернулась к своему хозяину, барыня приказала убить её.

Как человек крепостной и подневольный, Герасим выполнил это приказание. Но после того, как он утопил бедную Муму, он прибежал в свою каморку, уложил пожитки в старую попону и вернулся в деревню в свою избёнку. Жить в городе и служить барыне он больше не смог.

герасим муму тургенев

Портрет Герасима из «Муму»

«…мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья»

«…Его лицо, и без того безжизненное, как у всех глухонемых…»

«…продолговатые и твердые мышцы его плечей…»

«…протянул свою огромную ручищу…»

Мужчина высокого роста, могучего телосложения.

Отношение Герасима из «Муму» к работе

«…считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком.…едва ли не самым исправным тягловым мужиком. - Тягло - крепостная повинность, которой помещики облагали своих крестьян. За единицу обложения барщиной или оброком принималась условная семья (двое взрослых работников, мужчина и женщина, иногда с прибавлением полуработника - подростка). Тургенев подчеркивает, что Герасим был полноценным работником, несшим все крестьянские повинности.

Одаренный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него…»

«…Занятия Герасима по новой его должности казались ему шуткой после тяжких крестьянских работ; в полчаса все у него было готово…»

«…усердно исполнял он свою обязанность: на дворе у него никогда ни щепок не валялось, ни copy…»

Герасим – трудолюбивый, ответственный, усердный и послушный работник, во всем любит порядок, ничего не делает кое-как.

Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем не смели драться.

Хозяйственный и работящий.

Отношение Герасима из «Муму» к Барыне

Герасим порядком ее побаивался, но все‑таки надеялся на ее милость…»

Герасим боится барыни, потому что он крепостной, подневольный человек.

Отношение Герасима из «Муму» к Татьяне

«…Герасим <…> стал посмеиваться, когда она ему попадалась, потом и заглядываться на нее начал, наконец, и вовсе глаз с нее не спускал. Полюбилась она ему…» «…С того дня он уж ей не давал покоя: куда бывало она ни пойдет, он уж тут как тут…»

Татьяна нравится глухонемому Герасиму.

«…ведь этот глухарь‑то, Гараська, он ведь за тобой ухаживает…»

«…идет ей навстречу, улыбается, мычит, махает руками, ленту вдруг вытащит из‑за пазухи и всучит ей, метлой перед ней пыль расчистит…»

Герасим ухаживает за Татьяной.

Глупо смеясь и ласково мыча, протягивал он ей прянишного петушка…»

«…Рада не рада, а попала девка под его покровительство…»

Испытывает нежные и трогательные чувства.

Герасим вдруг приподнялся, протянул свою огромную ручищу, наложил ее на голову кастелянши и с такой угрюмой свирепостью посмотрел ей в лицо, что та так и пригнулась к самому столу.

Герасим становится покровителем Татьяны. Он защищает ее от других крестьян.

«…заметив, что Капитон <…> как‑то слишком любезно раскалякался с Татьяной, Герасим подозвал его к себе пальцем, отвел в каретный сарай да, ухватив за конец стоявшее в углу дышло, слегка, но многозначительно погрозился ему им. С тех пор уж никто не заговаривал с Татьяной…»

Герасим ревнует Татьяну к пьянице Капитону.

«…собирался уже отправиться к ней с просьбой, не позволит ли она ему жениться на Татьяне. Он только ждал нового кафтана, обещанного ему дворецким, чтобы в приличном виде явиться перед барыней…»

Герасим хочет жениться на прачке Татьяне.

Герасим постоял, поглядел на нее, махнул рукой, усмехнулся и пошел, тяжело ступая, в свою каморку… Целые сутки не выходил он оттуда.

В Татьяне Герасима привлекает ее трудолюбие, ответственность, терпение, кротость характера и искренность. После эпизода с «опьянением» он глубоко разочарован и обижен тем, что женщина, которую он полюбил, не оправдала его ожиданий, разочаровывается в любви. Он страдает. Об этом можно судить по отдельным деталям (взгляду, усмешке).

«…Герасим вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок, купленный им для нее же с год тому назад…»

Герасим великодушен. Он не возненавидел Татьяну, а относится к ней по-доброму, жалеет ее, вышел попрощаться и поддержать в трудную минуту расставания с домом. На прощанье дарит Татьяне подарок.

Отношение Герасима из «Муму» к дворовым

«…но права свои тоже знал, и уже никто не смел садиться на его место в застолице…»

Герасим ведет себя с достоинством, знает свои права.

«Да ты обманешь, – замахал ему в ответ Гаврила. Герасим поглядел на него, презрительно усмехнулся, опять ударил себя в грудь и захлопнул дверь.»

«…он сделает, коли обещал. Уж он такой… Уж коли он обещает, это наверное. Он на это не то что наш брат. Что правда, то правда.»

Герасим презирает фальшивых, неискренних, лживых и жестоких людей. Ему отвратительны зло, черствость и равнодушие дворовых – верных холопов барыни.

Отношение барыни из «Муму» к Герасиму

«…на другой день выслала Герасиму целковый. Она его жаловала, как верного и сильного сторожа

«…Госпожа, – думал он, посиживая у окна, – конечно, жалует Герасима (Гавриле хорошо это было известно…»

Барыня жаловала Герасима, как верного и сильного сторожа.

Отношение Татьяны из «Муму» к Герасиму

«…Когда Герасима привезли из деревни, она чуть не обмерла от ужаса при виде его громадной фигуры…»

Татьяну не радуют, а пугают знаки внимания со стороны Герасима.

«…Он только стал как будто поугрюмее и на Татьяну и на Капитона не обращал ни малейшего внимания…»

Чтобы «отвадить» Герасима, Татьяна однажды прикидывается пьяной. Герасим не любит пьяных людей. Он перестает ухаживать за Татьяной.

«…Татьяна <…> садясь в телегу, по‑христиански три раза поцеловалась с Герасимом…»

Татьяна тепло прощается с Герасимом. Ведь это единственный человек, которому она не безразлична.

Отношение Капитона из «Муму» к Герасиму

«…Да помилуйте, Гаврило Андреич! ведь он меня убьет, ей‑богу, убьет, как муху какую‑нибудь прихлопнет…»

Капитон боится Герасима, который тоже влюблен в Татьяну.

Отношение дворовых из «Муму» к Герасиму

«…Со всей остальной челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских, – они его побаивались, – а коротких; он считал их за своих…»

Окружающие боятся Герасима.

– Экой чудной этот Герасим! – пропищала толстая прачка, – можно ли эдак из-за собаки проклажаться!.

Считают его чудаком и подсмеиваются над ним за глаза.

Отношение Герасима к Муму

«…Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе в пазуху и пустился большими шагами домой…»

Герасим добрый и чуткий к чужой беде.

«…Всю ночь он возился с ней, укладывал ее, обтирал и заснул наконец сам возле нее каким‑то радостным и тихим сном…»

«…Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей…»

«…Шерсть на ней так и лоснилась; видно было, что ее недавно вычесали…»

Заботливый, ласковый, с нежностью относится к Муму.

«…Она была чрезвычайно умна, ко всем ласкалась, но любила одного Герасима. Герасим сам ее любил без памяти…»

Герасим любит Муму. Благодаря ей жизнь его наполняется радостью и смыслом.

«…значительно ударил себя в грудь, как бы объявляя, что он сам берет на себя уничтожить Муму…»

Он топит Муму своими руками, чтобы это не сделал кто-то другой.

«…Герасим долго глядел на нее; две тяжелые слезы выкатились вдруг из его глаз: одна упала на крутой лобик собачки, другая – в щи. Он заслонил лицо свое рукой…»

Герасим плачет, когда идет топить любимую Муму.

Тема: «Герасим и дворовые». (Рассказ И.С.Тургенева «Муму»)
Класс: 5
Учитель: Ширгина Н.Н.

Программа и УМК: Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы. Базовый уровень. Под редакцией В.Я.Коровиной. 2007г. УМК В.Я.Коровиной. Литература. Учебник - хрестоматия в 2-х частях. М. Просвещение, 2009г. Методическое пособие: В.Я.Коровина,
И.С. Збарский литература 5 класс: Методические советы. - М. Просвещение, 2006г.

Тип урока: урок анализа художественного произведения.

Цели:
Образовательные:
· развивать навыки выразительного чтения на основе анализа эпизодов;
· проследить, какие черты характера в дворовых развивало крепостное право, что объединяет и отличает Герасима и дворовых;

Развивающие:
· развитие творческой инициативы, воображения, логического мышления;
· развитие положительной мотивации учебной деятельности;
· формирование интеллектуальных, моральных, волевых качеств личности;

Воспитательные:
· развитие чувства непримиримости к жестокости, насилию, чувства собственного достоинства, развитие способности к сотрудничеству;

Методы деятельности: диалог, анализ текста.
· Использование новейших технологий познавательной деятельности: технология личностного ориентирования, индивидуального обучения.
· Синквейн.

Ход урока
I. Организационный момент, проверка готовности учащихся к уроку.

II. Определение темы и целей урока. Вступительное слово учителя.
Рассказ называется «Муму», но в нем идет речь о людях, героях, живших в XIX веке при крепостном праве.
Тургенев в юности дал своеобразную клятву бороться с крепостным правом во всех его проявлениях и следовал этой клятве всю жизнь. Рассказ «Муму» о жизни крепостных, которых называли дворовыми, то есть обслуживающими двор, жизнь барыни в городе.
Наша задача - рассмотреть подробнее эту жизнь, понять, что же осуждал в ней автор и в чем видел выход из этого тупика.

III. Беседа.
Вопросы на выявление восприятия произведения.
· С какими героями мы познакомились?

Индивидуальное задание .
Письменный ответ на вопрос.
· Что мы узнали о Герасиме и как к нему относится автор?
· Почему И.С.Тургенев называл барыню «причудливой старухой»?
· Как вы понимаете значение слова «причудливая»?
· Выберите из синонимического ряда те слова, которые более подходят для характеристики барыни.
· Приведите примеры её причуд, опираясь на текст.

Карточка № 1
(Работа в парах)
Причудливый - капризный;
прихотливый;
привередливый;
хитрый;
мудреный;
затейливый.

Домашнее задание:
I вариант: Выписать авторские слова и выражения о Муму.
II вариант: Чтение по ролям эпизода «Барыня и приживалка».
Составить синквейн (Герасим, Татьяна, барыня, Гаврила, Капитон)
на выбор.

IV. Анализ произведения.
1. Проверка домашнего задания.
· Какие эпизоды вы считаете более важными для характеристики Герасима и дворовых?
· На что вы должны обращать внимание при отборе материала для характеристики Герасима и дворовых?
· Кто из дворовых окружает Герасима?

2. Обобщение учителя.
· Посмотрим, что объединяет людей, окружающих Герасима, с ним и чем они отличаются.

3. Чтение в лицах эпизода «Решение барыни женить Капитона».
· Какую исполнительскую задачу ставите перед собой? Какой выберете тон?

4. Комментарий чтения учащимися.
· В чьем чтении представилась более яркая картина того, о чем рассказал Тургенев?
· Действительно ли барыня хотела посоветоваться с Гаврилой?
· Почему Гаврила «сжал губы»? Что, по вашему мнению, значит эта деталь?
· Какая мысль пронеслась у Гаврилы в голове?

5. Подведение этапа урока учителем.
Автор этого не говорит. Все выражено в жесте Гаврилы. Тургеневу характерна краткость в описании внутренней жизни, тайная психология, то есть скрытая жизнь героя.
· Почему же барыня, зная отношение Герасима к Татьяне, позволила себе играть судьбой людей, ломать эти судьбы по своему усмотрению?

6. Индивидуальное задание.
(Сочинение - миниатюра «Какой предстала перед нами на страницах рассказа Татьяна?»)
· Почему Герасим свою привязанность обратил на Татьяну?
· Какие новые черты характера Герасима обнаружились в отношении к Татьяне?
(Работа в парах.)
· Что изменилось бы, если бы не было эпизодов «Разговор Гаврилы с Капитоном» и «Разговор Гаврилы с Татьяной»?

7. Обобщение учителя.
· Речь характеризует героев.
· Как называется разговор двух или более лиц?

8. Жужжащее чтение.
(Работа в парах.)
Подготовка к чтению эпизода «Капитон и Гаврила».
· Комментарий чтения учащимися по плану.
· Как автор относится к Капитону?
· Найдите в тексте детали, которые подчеркивают отношение автора к Капитону. (Работа в парах.)
· Что, по вашему мнению, сформировало характер Капитона?

9. Чтение в лицах диалога «Татьяна и Гаврила».
(Постановка исполнительской задачи)



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта