Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Прочитайте текст и выполните задания 2 – 14 (1) Она никому не принадлежала, у нее не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась. (2) От теплых изб ее отгоняли дворовые собаки, такие же голодные, как и она, но гордые и сильные своею принадлежностью к дому. (3) Когда, гонимая голодом или инстинктивною потребностью в общении, она показывалась на улице,-ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистели. (4) Не помня себя от страху, переметываясь со стороны на сторону, натыкаясь на людей, она мчалась на край поселка и пряталась в глубине большого сада, в одном ей известном месте. (5) Там она зализывала ушибы и раны и в одиночестве копила страх и злобу. (6) Собака не доверяла людям, которые хотели ее приласкать, и, поджав хвост, убегала, а иногда со злобою набрасывалась на них и пыталась укусить, пока камнями и палкой не удавалось отогнать ее. (7) На одну зиму она поселилась под террасой пустой дачи, у которой не было сторожа, и бескорыстно сторожила ее: выбегала по ночам на дорогу и лаяла до хрипоты.
(8) Но вот осталась позади долгая зима. (9) Наступила весна, и тихая дача огласилась громким говором, скрипом колес и грязным топотом людей, переносящих тяжести. (10) Приехали из города дачники, целая веселая ватага взрослых, подростков и детей, опьяненных воздухом, теплом и светом. (11) Приехавшие дачники были добрыми людьми, а то, что они были далеко от города, дышали хорошим воздухом, видели вокруг себя все зеленым, голубым и беззлобным, делало их еще добрее. (12) Теплом входило в них солнце и выходило смехом и расположением ко всему живущему. (13) Сперва они хотели прогнать напугавшую их собаку и даже застрелить ее из револьвера, если не уберется. (14) Потом они привыкли к лаю по ночам и иногда по утрам вспоминали: (15) «А где же наша Кусака?» (16) И это новое имя «Кусака» так и осталось за ней.
(17) Случалось, что и днем замечали в кустах темное тело, бесследно пропадавшее при первом движении руки, бросавшей хлеб,- словно это был не хлеб, а камень. (18) И скоро все привыкли к Кусаке, называли ее «своей» собакой и шутили по поводу ее дикости и беспричинного страха. (19) С каждым днем Кусака на один шаг уменьшала пространство, отделявшее ее от людей; присмотрелась к их лицам и усвоила их привычки: за полчаса до обеда уже стояла в кустах и ласково помаргивала. (20) И гимназисточка Леля окончательно ввела ее в счастливый круг отдыхающих и веселящихся людей. (21) - Кусачка, пойди ко мне!- звала она к себе.- (22) Ну, хорошая, ну, милая, пойди! (23) Сахару хочешь?.. (24) Сахару тебе дам, хочешь? (25) Ну, пойди же! (26) Но Кусака не шла: боялась. (27) И осторожно, похлопывая себя руками и говоря так ласково, как это можно было при красивом голосе и красивом лице, Леля подвигалась к собаке и сама боялась: вдруг укусит.
(28) - Я тебя люблю, Кусачка, я тебя очень люблю. (29) У тебя такой хорошенький носик и такие выразительные глазки. (30) Ты, наверное, не веришь мне, Кусачка? (31) Когда прибежали дети, шумные, звонкоголосые, быстрые и светлые, как капельки разбежавшейся ртути, Кусака замерла от страха и беспомощного ожидания: она знала, что, если теперь кто-нибудь ударит ее, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами - у нее отняли ее непримиримую злобу. (32) И когда все наперерыв стали ласкать ее, она долго еще вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки, и ей больно было от непривычной ласки, словно от удара. (33) Всею своею собачьей душою расцвела Кусака.
(34) У нее было имя, на которое она стремглав неслась из зеленой глубины сада; она принадлежала людям и могла им служить. (35) Разве недостаточно этого для счастья собаки? (36) Но вот желтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо, и быстро стали пустеть дачи и умолкать, как будто непрерывный дождь и ветер гасили их, точно свечи, одну за другой. (37) Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и - промокшая, грязная - вернулась на дачу. (38) Поднялся частый дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак ветреной осенней ночи. (39) Быстро и глухо он заполнил пустую дачу; бесшумно выползал он из кустов и вместе с дождем лился с неприветного неба. (40) На террасе, с которой была снята парусина, отчего она казалась обширной и странно пустой, свет долго еще боролся с тьмою и печально озарял следы грязных ног, но скоро уступил и он. (41) Наступила ночь.
(42) Собака громко и жалобно завыла, когда уже не было сомнений, что она наступила. (43) Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой в монотонный, угрюмо покорный шум дождя, прорезал тьму и, замирая, понесся над темным и обнаженным полем. (44) Собака выла - ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. (45) И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу. (46) Собака выла. (По Л. Андрееву)
Задание 2 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: « Почему Кусака не доверяла людям?» 1)Собаку бросили ее прежние хозяева. 2)Сторож одной из дач однажды выстрелил в Кусаку. 3)Собака не была приучена к жизни с людьми. 4)Люди, взрослые и дети, часто обижали Кусаку, жестоко с ней обращались. Ответ: 4
Задание 3 Укажите предложение, в котором нет метафоры: 1)Но вот желтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо, и быстро стали пустеть дачи и умолкать, как будто непрерывный дождь и ветер гасили их, точно свечи, одну за другой. 2)Я тебя люблю, Кусачка, я тебя очень люблю. 3)Когда прибежали дети, шумные, звонкоголосые, быстрые и светлые, как капельки разбежавшейся ртути, Кусака замерла от страха и беспомощного ожидания: она знала, что, если теперь кто-нибудь ударит ее, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами: у нее отняли ее непримиримую злобу. 4)Всею своею собачьей душою расцвела Кусака. Ответ: 2
Задание 4 Из предложений 29-32 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением - «присоединение ». (29) У тебя такой хорошенький носик и такие выразительные глазки. (30) Ты, наверное, не веришь мне, Кусачка? (31) Когда прибежали дети, шумные, звонкоголосые, быстрые и светлые, как капельки разбежавшейся ртути, Кусака замерла от страха и беспомощного ожидания: она знала, что, если теперь кто-нибудь ударит ее, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами - у нее отняли ее непримиримую злобу. (32) И когда все наперерыв стали ласкать ее, она долго еще вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки, и ей больно было от непривычной ласки, словно от удара. Ответ: прикосновении
Задание 5 Из предложений 36-38 выпишите слово, в котором правописание суффикса является исключением из правила. (36) Но вот желтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо, и быстро стали пустеть дачи и умолкать, как будто непрерывный дождь и ветер гасили их, точно свечи, одну за другой. (37) Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и - промокшая, грязная - вернулась на дачу. (38) Поднялся частый дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак ветреной осенней ночи. Ответ: ветреной
Задание 6 Замените просторечное слово «не уберется» в предложении 13 стилистически нейтральным синонимом. (13) Сперва они хотели прогнать напугавшую их собаку и даже застрелить ее из револьвера, если не уберется. Ответ: не уйдет
Задание 7 Замените словосочетание «беспричинного страха » в предложении 18, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью «управление ». (18) И скоро все привыкли к Кусаке, называли ее «своей» собакой и шутили по поводу ее дикости и беспричинного страха. Ответ: страха без причины
Задание 8 Выпишите грамматическую основу предложения 43. (43) Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой в монотонный, угрюмо покорный шум дождя, прорезал тьму и, замирая, понесся над темным и обнаженным полем. Ответ: вой ворвался, прорезал (и) понесся
Задание 9 Среди предложений 3-5 найдите предложение с однородными обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами. Напишите номер этого предложения. (3) Когда, гонимая голодом или инстинктивною потребностью в общении, она показывалась на улице,-ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистели. (4) Не помня себя от страху, переметываясь со стороны на сторону, натыкаясь на людей, она мчалась на край поселка и пряталась в глубине большого сада, в одном ей известном месте. (5) Там она зализывала ушибы и раны и в одиночестве копила страх и злобу. Ответ: 4
Задание 10 В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Я тебя люблю, (1) Кусачка, (2) я тебя очень люблю. У тебя такой хорошенький носик и такие выразительные глазки. Ты, (3) наверное, (4) не веришь мне, Кусачка? Ответ: 3, 4
Задание 11 Укажите количество грамматических основ в предложении 31. Ответ запишите цифрой. (31) Когда прибежали дети, шумные, звонкоголосые, быстрые и светлые, как капельки разбежавшейся ртути, Кусака замерла от страха и беспомощного ожидания: она знала, что, если теперь кто-нибудь ударит ее, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами - у нее отняли ее непримиримую злобу. Ответ: 6
Задание 12 В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Собака не доверяла людям, (1) которые хотели ее приласкать, (2) и, (3) поджав хвост, (4) убегала, (5) а иногда со злобою набрасывалась на них и пыталась укусить, (6) пока камнями и палкой не удавалось отогнать ее. Ответ: 1, 2, 6
Задание 13 Среди предложений 42-44 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (42) Собака громко и жалобно завыла, когда уже не было сомнений, что она наступила. (43) Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой в монотонный, угрюмо покорный шум дождя, прорезал тьму и, замирая, понесся над темным и обнаженным полем. (44) Собака выла - ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. Ответ: 42
Задание 14 Среди предложений 28-32 найдите сложное с союзной подчинительной связью и бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения. (28) - Я тебя люблю, Кусачка, я тебя очень люблю. (29) У тебя такой хорошенький носик и такие выразительные глазки. (30) Ты, наверное, не веришь мне, Кусачка? (31) Когда прибежали дети, шумные, звонкоголосые, быстрые и светлые, как капельки разбежавшейся ртути, Кусака замерла от страха и беспомощного ожидания: она знала, что, если теперь кто-нибудь ударит ее, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами - у нее отняли ее непримиримую злобу. (32) И когда все наперерыв стали ласкать ее, она долго еще вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки, и ей больно было от непривычной ласки, словно от удара. Ответ: 31
Использованные ресурсы Амелина Е.В. Русский язык. Готовимся к ОГЭ. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. -192 с. - (Большая перемена).
Принимайте участие!
Некоторые уроки могут показаться детям скучными. И тогда на занятиях начинает страдать дисциплина, школьники быстро устают и не желают принимать участие в обсуждении.
Кейс-уроки были созданы, чтобы соединить учебные школьные знания с остро необходимыми компетенциями, такими как креативность, системное и критическое мышление, целеустремленность и другие.
Благодаря кейсам вы сможете помочь школьнику получать пользу и удовольствие от учебы, справиться с его личными проблемами!
Одаренные дети — кто они? Что такое способности, что такое одаренность? И чем отличаются способные дети от одаренных? Как распознать одаренного ребенка? У всех ли детей одаренность проявляется одинаково?Какие советы дать родителям даровитого ребенка при его воспитании? Об этом — в нашем вебинаре.
Читайте новые статьи
Современным ученикам не подходят традиционные методы преподавания. Им сложно не отвлекаясь сидеть над учебниками, а долгие объяснения вгоняют в скуку. В результате - отторжение от учёбы. Между тем приоритет визуальности в подаче информации - главная тенденция в современном образовании. Вместо того чтобы критиковать тягу ребят к «картинкам из Интернета», используйте эту особенность в положительном ключе и начните включать в план урока просмотр тематических видео. Зачем это нужно и как самим подготовить ролик - читайте в этой статье.
ТРЕНАЖЕР
Печказова Светлана Петровна ,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1»
р.п.Чамзинка Республики Мордовия
(10)Какой он был величественный! (11)Ян глядел на него с благоговейным восторгом.
(12)Стрелять в него теперь, когда он отдыхал, не подозревая об опасности, было бы преступлением... (13)Но Ян ведь жаждал этой встречи уже давно, он должен выстрелить!
(14)«Стреляй, стреляй скорей! (15)Ведь ты этого добивался!» – говорил ему внутренний голос. (16)Но голос этот звучал так неуверенно, так слабо... (17)И ружьё дрогнуло в руке Яна....
(18)В этот момент олень повернул голову и посмотрел прямо на охотника. (19)Ян и олень Песчаных холмов встретились лицом к лицу. (20)Олень стоял, как изваяние. (21)Он стоял и смотрел прямо в глаза Яну.
(22)Мысль об убийстве теперь казалась невозможной. (23)Ян смотрел на оленя, и олень не сводил с него своих умных, ясных глаз. (24)Казалось, они читали в глазах и сердцах друг друга. (25)Ян не мог отнять у него жизнь, и то, что давно уже зарождалось в нём, что незаметно укреплялось и зрело, заговорило вдруг властно и громко:
(32)Ступай спокойно, без страха. (33)Мы никогда с тобой не встретимся. (34) Прощай!»
(По Э.Сетон-Томпсону)
Эрнест Сетон-Томпсон (1860 – 1946) – канадский писатель. Известность ему принесла серия рассказов о диких животных и жизни леса с собственными иллюстрациями.
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Ян не стал стрелять в оленя?»
2) Сезон, когда была разрешена охота, уже закончился.
3) Ян не захотел, чтобы охота превратилась в убийство.
4) Убить оленя Песчаных холмов считалось преступлением.
В каком варианте ответа средством выразительности речи является устойчивое сравнение?
3) Ян смотрел на оленя, и олень не сводил с него своих умных, ясных глаз.
4) Олень стоял как изваяние.
Из предложений 5 – 9 выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного звука.
(5)Целый день охотник гнался по следам и отмечал каждую мелочь, радуясь, что следы на этот раз отпечатались на снегу особенно резко. (6)Он освободился от лишней одежды и мешавших ему вещей, и теперь ничто не препятствовало ему бесшумно передвигаться вперёд и вперёд.
(7)Внезапно вдали что-то мелькнуло среди кустов, растущих здесь особенно густо. (8) «Может быть, это птица?» – подумал Ян. (9)Но, внимательно всмотревшись, он понял: это олень Песчаных холмов!
Из предложений 1 – 4 выпишите слово, в котором правописание суффикса не определяется общим правилом (является исключением).
(1)Охотничий сезон уже близился к концу, когда Ян в одно ветреное морозное утро встретил знакомого дровосека. (2)Дровосек рассказал ему о том, что видел в лесу гигантского оленя, у которого «был целый лес рогов на голове».
(3)Ян понял, что это именно тот олень, которого он уже давно выслеживает, и быстро пошёл по направлению, что указал ему дровосек. (4)Вскоре он напал на следы, принадлежавшие, несомненно, оленю Песчаных холмов.
Замените книжное слово «благоговейный» в предложении 11 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
(11)Ян глядел на него с благоговейным восторгом.
Замените словосочетание «охотничий сезон», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
(1)Охотничий сезон уже близился к концу, когда Ян в одно ветреное морозное утро встретил знакомого дровосека.
Выпишите грамматическую основу предложения 7.
(7)Внезапно вдали что-то мелькнуло среди кустов, растущих здесь особенно густо.
Среди предложений 5 – 9 найдите предложения с обособленным обстоятельством.
Напишите номера этих предложений.
(5)Целый день охотник гнался по следам и отмечал каждую мелочь, радуясь, что следы на этот раз отпечатались на снегу особенно резко. (6)Он освободился от лишней одежды и мешавших ему вещей, и теперь ничто не препятствовало ему бесшумно передвигаться вперёд и вперёд.
(7)Внезапно вдали что-то мелькнуло среди кустов, растущих здесь особенно густо. (8) «Может быть, это птица?» – подумал Ян. (9)Но, внимательно всмотревшись, он понял: это олень Песчаных холмов!
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Ян понял,(1) что это именно тот олень,(2) которого он уже давно выслеживает,(3) и быстро пошёл по направлению,(4) что указал ему дровосек. Вскоре он напал на следы,(5) принадлежавшие,(6) несомненно,(7) оленю Песчаных холмов.
Укажите количество грамматических основ в предложении 27. Ответ запишите цифрой.
(27)Долго мы были врагами: я был преследователем, ты – жертвой, но теперь всё переменилось.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Стрелять в него теперь,(1) когда он отдыхал,(2)не подозревая об опасности,(3) было бы преступлением... Но Ян ведь жаждал этой встречи уже давно,(4) он должен выстрелить!
Среди предложений 1 - 4 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1)Охотничий сезон уже близился к концу, когда Ян в одно ветреное морозное утро встретил знакомого дровосека. (2)Дровосек рассказал ему о том, что видел в лесу гигантского оленя, у которого «был целый лес рогов на голове».
(3)Ян понял, что это именно тот олень, которого он уже давно выслеживает, и быстро пошёл по направлению, что указал ему дровосек. (4)Вскоре он напал на следы, принадлежавшие, несомненно, оленю Песчаных холмов.
Среди предложений 26 - 31 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью. Напишите номер этого предложения.
(26)«Бедное, прекрасное животное! (27)Долго мы были врагами: я был преследователем, ты – жертвой, но теперь всё переменилось. (28)Много дней я преследовал тебя, а теперь ты можешь без страха стоять передо мною. (29)Никогда рука моя не поднимется, чтоб убить тебя. (30)Ступай, без страха броди по лесистым холмам – никогда более не стану я преследовать тебя. (31)Чем больше я узнаю жизнь, тем ближе становишься ты мне, и я не могу смотреть на тебя как на добычу.
Было много ошибок:
нужно повторить правило
Знания прочные:
можно работать с тестом
БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!
МОЛОДЦЫ!
3. Новикова Л.И. Пособие для подготовки к школьников к централизированному тестированию. – М.: Экзамен, 2014.
4. Федеральный институт педагогических измерений: http://opengia.ru/subjects/russian-9/topics/5?page=1
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Прочитай текст и выполни к нему задания! Желаю удачи!!!
1) Шли мы с лесником по мелколесью. 2) В незапамятные времена здесь было большое болото, но потом оно высохло, заросло, и сейчас о нём напоминал только глубокий, вековой мох, небольшие окна- колодцы в этом мху да обилие багульника. 3) Каждый раз, когда я попадаю в мелколесье, мне кажется, что именно в этих местах художник Нестеров нашёл многие черты своего пейзажа. 4) Здесь каждый стебелёк и веточка живут своей отдельной живописной жизнью и потому особенно заметны и хороши. 5) Кое- где по мху, как я уже говорил, попадались маленькие круглые окна- колодцы. 6) Вода в них казалась неподвижной. 7) Но если приглядеться, то можно было увидеть, как из глубины колодца всё время подымается тихая струя и в ней вертятся сухие листики брусники и жёлтые сосновые иглы. 8) Мы остановились у одного такого оконца и напились воды. 9) Она попахивала скипидаром. 10)- Родник! – сказал лесник, глядя, как из оконца всплыл и тотчас пошёл на дно неистово барахтавшийся жук. 11) Должно, Волга тоже начинается из такого оконца? 12) – Я большой любитель разбирать слова, - неожиданно сказал лесник и смущённо усмехнулся. – 13) И вот скажи на милость! 14) Бывает же так, что пристанет к тебе одно слово и не даёт покоя. 15) Лесник помолчал, поправил на плече охотничье ружьё и
с просил: 16) – Вы, говорят, вроде книги пишете? 17) – Да, пишу. 18) – Значит, соображение слов у вас должно быть обдуманное. 19) А я вот, как ни прикидываю, редко какому слову найду объяснение. 20) Идёшь по лесу, перебираешь в голове слово за словом, и так их прикинешь и этак: откуда они взялись? 21) Да ничего не получается. 22) Познаний у меня нет. 23) Не обучен. 24) А бывает, найдёшь слову объяснение и радуешься. 25) А чему радоваться? 26) Мне не ребят учить. 27) Я лесной человек – простой обходчик. К.Г.Паустовский
Эти места необыкновенно живописны. Эти места рождают вдохновение. То, что окружает автора, напоминает изображённое на картинах Нестерова. Нестеров часто бывал в этих местах. 1. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему автору кажется, что именно « в этих местах художник Нестеров нашёл многие черты своего пейзажа?» 1
Правильно употребленное слово помогает понять красоту окружающего мира. Неправильное употребление слова раздражает, режет слух. Во всём должен быть определённый порядок. Считает, что так людям будет легче понять друг друга. 2 . Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему лесник говорит о том, что « соображение слова должно быть обдуманное?» 1
Олицетворение. Метафора. Гротеск. Антитеза. 3. Какое средство выразительности используется в предложении: « Здесь каждый стебелёк и веточка живут своей отдельной живописной жизнью и потому особенно заметны и хороши ». 1
4 . Подберите антоним к слову неистово СЛАБО 5. Замените словосочетание охотничье ружьё, построенное на основе связи согласование, синонимичным со связью управление. Ружьё охотника
6. Из предложений 12- 20 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «В приставке пишется буква И, если она имеет значение присоединения » пристанет 12) – Я большой любитель разбирать слова, - неожиданно сказал лесник и смущённо усмехнулся. – 13) И вот скажи на милость! 14) Бывает же так, что пристанет к тебе одно слово и не даёт покоя. 15) Лесник помолчал, поправил на плече охотничье ружьё и спросил: 16) – Вы, говорят, вроде книги пишете? 17) – Да, пишу. 18) – Значит, соображение слов у вас должно быть обдуманное. 19) А я вот, как ни прикидываю, редко какому слову найду объяснение. 20) Идёшь по лесу, перебираешь в голове слово за словом, и так их прикинешь и этак: откуда они взялись?
7. Выпишите грамматическую основу предложения 6 . Вода казалась неподвижной 6) Вода в них казалась неподвижной.
8. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном предложении. Кое- где по мху, (1) как я уже говорил, (2) попадались круглые окна- колодцы. Значит, (3) соображение слов у вас должно быть обдуманное. 1,2
9. Среди предложений 19 – 27 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения 19) А я вот, как ни прикидываю, редко какому слову найду объяснение. 20) Идёшь по лесу, перебираешь в голове слово за словом, и так их прикинешь и этак: откуда они взялись? 21) Да ничего не получается. 22) Познаний у меня нет. 23) Не обучен. 24) А бывает, найдёшь слову объяснение и радуешься. 25) А чему радоваться? 26) Мне не ребят учить. 27) Я лесной человек – простой обходчик. 27
10. Укажите количество грамматических основ в предложении 2 . 2) В незапамятные времена здесь было большое болото, но потом оно высохло, заросло, и сейчас о нём напоминал только глубокий, вековой мох, небольшие окна- колодцы в этом мху да обилие багульника. 3
11. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения. В незапамятные времена здесь было большое болото,(1) но потом оно высохло,(2) заросло, (3)и сейчас о нём напоминал только глубокий,(4) вековой мох,(5) небольшие окна- колодцы в этом мху да обилие багульника. 1,3
12. Из 2 -3 абзацев выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «В корнях прилагательных после шипящих пишется буква Ё» . 3) Каждый раз, когда я попадаю в мелколесье, мне кажется, что именно в этих местах художник Нестеров нашёл многие черты своего пейзажа. 4) Здесь каждый стебелёк и веточка живут своей отдельной живописной жизнью и потому особенно заметны и хороши. 5) Кое- где по мху, как я уже говорил, попадались маленькие круглые окна- колодцы. 6) Вода в них казалась неподвижной. 7) Но если приглядеться, то можно было увидеть, как из глубины колодца всё время подымается тихая струя и в ней вертятся сухие листики брусники и жёлтые сосновые иглы. жёлтые
13. Из предложений 1 -4 выпишите слово, в котором правописание разделительного Ь определяется правилом: «В корнях слов перед буквами Е,Ё,Ю,Я пишется разделительный Ь» . 1) Шли мы с лесником по мелколесью. 2) В незапамятные времена здесь было большое болото, но потом оно высохло, заросло, и сейчас о нём напоминал только глубокий, вековой мох, небольшие окна- колодцы в этом мху да обилие багульника. 3) Каждый раз, когда я попадаю в мелколесье, мне кажется, что именно в этих местах художник Нестеров нашёл многие черты своего пейзажа. 4) Здесь каждый стебелёк и веточка живут своей отдельной живописной жизнью и потому особенно заметны и хороши. мелколесью
14. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения. Каждый раз,(1) когда я попадаю в мелколесье,(2) мне кажется, (3) что именно в этих местах художник Нестеров нашёл многие черты своего пейзажа. Но если приглядеться, (4) то можно было увидеть,(5) как из глубины колодца всё время подымается тихая струя и в ней вертятся сухие листики брусники и жёлтые сосновые иглы. 1,2,3,4,5
15. Среди предложений 18 -27 найдите сложное предложение с разными видами союзной (сочинительной) и бессоюзной связи. 18) – Значит, соображение слов у вас должно быть обдуманное. 19) А я вот, как ни прикидываю, редко какому слову найду объяснение. 20) Идёшь по лесу, перебираешь в голове слово за словом, и так их прикинешь и этак: откуда они взялись? 21) Да ничего не получается. 22) Познаний у меня нет. 23) Не обучен. 24) А бывает, найдёшь слову объяснение и радуешься. 25) А чему радоваться? 26) Мне не ребят учить. 27) Я лесной человек – простой обходчик. 20
16. Во 2 -3 абзацах найдите сложноподчинённое предложение с параллельным и однородным подчинением придаточных. 3) Каждый раз, когда я попадаю в мелколесье, мне кажется, что именно в этих местах художник Нестеров нашёл многие черты своего пейзажа. 4) Здесь каждый стебелёк и веточка живут своей отдельной живописной жизнью и потому особенно заметны и хороши. 5) Кое- где по мху, как я уже говорил, попадались маленькие круглые окна- колодцы. 6) Вода в них казалась неподвижной. 7) Но если приглядеться, то можно было увидеть, как из глубины колодца всё время подымается тихая струя и в ней вертятся сухие листики брусники и жёлтые сосновые иглы. 7
Молодцы, ребята! Желаю удачи на экзаменах!!!