Главная » Съедобные грибы » Использование интерактивного оборудования в школе. Учебное интерактивное детское оборудование для школы

Использование интерактивного оборудования в школе. Учебное интерактивное детское оборудование для школы


Цели и задачи:

Изучить способность осваивать новые, передовые технологии, добывать новую информацию и использовать ее для решения образовательных, производственных, социальных и других задач при помощи интерактивного оборудования. Сформировать учебные и практические навыки применения ИС.

Основные понятия по теме:


  1. Информационная технология.

  2. Интерактивные технологии.

  3. Интерактивное средство обучения.
План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):

  1. Использование интерактивного оборудования на занятиях с детьми дошкольного возраста.

  2. Примеры использования интерактивных средств для обучения дошкольников.

  3. Классификация интерактивного оборудования.
Краткое изложение теоретических вопросов:

1.Использование интерактивного оборудования на занятиях с детьми дошкольного возраста

Основные понятия

Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих создание, хранение, обработку, передачу, защиту и отображение информации, ориентированных на повышение эффективности и производительности труда.

Интерактивные технологии – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих диалоговое взаимодействие. С точки зрения образовательного процесса, интерактивные технологии связаны с особенностями его организации, с изменением ролей обучающего и обучающегося.

Интерактивная технология обучения понимается как система способов организации взаимодействия субъектов образовательного процесса, в которой обучающиеся вовлекаются в процесс познания, получают возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

Интерактивное средство обучения – это программное обеспечение, техническое устройство или учебное пособие, обеспечивающее диалоговое взаимодействие, направленное на достижение образовательного результата. Обзор интерактивных средств обучения. К интерактивным средствам обучения относится:


  1. интерактивная доска;

  2. мобильные устройства (смартфоны, планшеты);

  3. интерактивный стол;

  4. интерактивная система опроса;

  5. интерактивные программы (приложения) и электронные образовательные ресурсы.

Рассмотрим интерактивные возможности перечисленных средств обучения.

Интерактивная доска – средство, обеспечивающее взаимодействие человека, стоящего у доски, и компьютера, к которому доска подключена. Первые интерактивные доски были выпущены фирмой SMART Technologies (Канада) в 1991 году. В настоящее время ведущими мировыми производителями интерактивных досок являются следующие компании:

1. Panasonic (Япония, интерактивные доски Panaboard)

2. Promethean (Великобритания, интерактивные доски Activboard), Интерактивная доска со встроенным проектором

3. Interwrite Learning (США, интерактивные доски Interwrite™ Board),

5. Hitachi (Япония, интерактивные доски Hitachi Starboard),

6. Polyvision (Корея, интерактивные доски PolyVision) и др.

Следует отметить, что производители в своих интерактивных досках реализовали разные технологии работы:


  1. сенсорную аналогово-резистивную,

  2. электромагнитную,

  3. лазерную,

  4. ультразвуковую,

  5. инфракрасную.
В зависимости от технологических особенностей работы можно выделить следующие классификации интерактивных досок:

по способу управления:

С помощью электронного маркера;

Прикосновением руки (в комплекте могут поставляться бутафорские маркеры);

по количеству пользователей :

Однопользовательские – в один момент времени на доске может работать только один пользователь;

Многопользовательские – возможность одновременной работы от двух до четырех пользователей на разных участках доски.

Поскольку дошкольники в большинстве своем кинестетики, то для ДОО было бы целесообразно выбирать интерактивные доски с сенсорным управлением. Очевидным преимуществом многопользовательских интерактивных досок является возможность организации групповой работы малышей. Интерактивная доска является частью системы, в которую также входят компьютер и проектор. С помощью проектора изображение рабочего стола компьютера проецируется на поверхность интерактивной доски.

Для работы с дошкольниками предпочтительнее выбирать короткофокусный (ультракороткофокусный) проектор, т.к. он устанавливается в непосредственной близости от доски и, тем самым, обеспечивает комфортную работу при отсутствии попадания светового луча проектора в глаза воспитанникам и педагогу.

Интерактивная система опроса – это совокупность устройств (ресивера, пультов) и программного обеспечения, позволяющего проводить голосование (тестирование) и оперативно получать результаты опроса в виде диаграмм (таблиц). Использование системы опроса позволяет педагогу в любой момент занятия или проходящего мероприятия провести опрос детей по интересующей теме. Нужно лишь задать вопрос и предложить на этот вопрос варианты ответа. Система зафиксирует нажатие участников мероприятия на кнопки пультов и покажет результат в виде диаграммы или таблицы.

Система опроса для дошкольников отличается от других подобных систем тем, что на пультах для обучающихся клавиши раскрашены в разные цвета, и дети, выбирая ответ на вопрос, ориентируются не на буквы, а на цвет кнопки, соответствующий правильному варианту. Вопросы теста могут быть представлены как в текстовом, так и в графическом виде. Результаты теста отображаются в виде таблицы или диаграммы и автоматически сохраняются в памяти компьютера. Большинство современных систем опроса содержат базу данных, в которой к каждому пульту привязан обучающийся. Такая организация программного обеспечения позволяет автоматически занести результаты тестирования во встроенный журнал успеваемости и сохранить в файле, а также просмотреть результат тестирования по каждому ученику или по группе в заданный период времени. Кроме того, общие результаты тестирования могут быть схематически представлены в виде круговых диаграмм и гистограмм, что позволит быстро оценить успеваемость и результаты тестирования. Впоследствии они могут быть импортированы в Microsoft Excel или Microsoft Word. Для создания и проведения опросов используется специальное программное обеспечение. Система интерактивного опроса превращает детей в активных участников процесса.

Интерактивный стол – это электронный стол, поверхностью которого является интерактивный многопользовательский экран. Чем интерактивный стол отличается от интерактивной доски? В первую очередь интерактивный стол позволяет организовать групповую работу за счет многопользовательского режима работы. Программное обеспечение некоторых интерактивных столов содержит также инструменты, позволяющие распределить роли в группе. Определиться с выбором того или иного интерактивного стола поможет знакомство с возможностями встроенных приложений для обучающихся. Наилучшим вариантом является возможность подключения стола к постоянно пополняемому хранилищу приложений в Интернете.

Мобильное устройство – портативное, переносное, персональное электронное устройство для оперативного сопровождения текущих действий пользователя, связанных со сбором, отображением, хранением, обработкой и передачей информации, в том числе в глобальной сети.

К мобильным устройствам можно отнести:

Смартфоны, планшеты, некоторые электронные книги.

Сегодня достаточно большое количество дошкольников умеют обращаться с планшетами, но, чаще всего, это обращение сводится к умению открыть приложение с компьютерной игрой.

Однако существует большое количество мобильных образовательных приложений для дошкольников, и, живя в информационном обществе, нельзя отказываться от новых возможностей воспитания и развития малышей.
2.Примеры использования интерактивных средств для обучения дошкольников

Интерактивная доска

Перечислим некоторые возможности интерактивной доски, которые целесообразно использовать при проведении занятий с дошкольниками. В первую очередь, это возможность рисовать на экране, используя разные формы кисти и цвета. Такая деятельность, безусловно, способствует развитию творческих способностей обучающихся. Задания могут быть самыми разнообразными: от предложения дорисовать уже готовое изображение (например, овал) до подготовки букета цветов для мам, при этом каждый дошкольник рисует свой цветок в этом букете.

После рисования каждого цветка в отдельности, их необходимо собрать в букет, при этом используются инструменты перемещения и изменения размеров объекта. Возможность передвигать объекты помогает в таких заданиях, как:

Сопоставление,

Классификация

Группировка

Сортировка,

Заполнение пропусков,

Упорядочивание,

Конструирование.

Воспитанники могут экспериментировать с заданием и передвигать объекты. Например, задание может быть следующим: «Малышка Ромашка из Цветочного города пригласила своих друзей в гости. После ухода гостей в комнате у Ромашки остался жуткий беспорядок. Давайте поможем ей и Незнайке навести порядок в комнате. Как можно рассортировать игрушки? Почему? Где игрушки могут лежать?». Дети предлагают разные варианты классификации: по цвету, по типу игрушек.

Задания на конструирование способствуют формированию у детей интеллектуально-конструктивной деятельности. Сформированность такой деятельности определяет уровень развития наглядно-действенного и наглядно- образного мышления у ребенка. Способность анализировать графические изображения – вычленять составляющие их элементы, соотносить их друг с другом, синтезировать графический образ – известный отечественный психолог А.Р. Лурия назвал зрительным анализом и экспериментально доказал важность и необходимость развития этого психического качества для успешного начала школьного обучения. К таким заданиям относятся выкладывание силуэтов объектов из палочек (спичек) по образцу. Например, выложи по образцу из спичек корову. Она смотрит влево, переложи две спички так, чтобы она смотрела вправо.

Задания на конструирование различных объектов из элементов танграма не только способствуют интеллектуальному развитию детей, но и очень нравятся им. Смысл этой логической игры, пришедшей к нам из Древнего Китая, заключается в том, что из семи простых геометрических фигур нужно собрать новую, более сложную фигуру, обозначенную контуром. Для этого нужно использовать все детали танграма, и они не должны накладываться друг на друга.

Воспитатель России-2013 О.А. Скотников придумал конструктор «Сказочные треугольники», состоящий из 16 равнобедренных прямоугольных треугольников разного размера. Конструктором дети пользуются индивидуально, но его легко воспроизвести на интерактивной доске.

После обучения работе с конструктором (подробнее с этапами работы можно познакомиться в статье «Конструирование в детском саду для детей старшего дошкольного возраста» на сайте http://bit.ly/1wjzmST) автор предлагает некий синтез конструирования и сказки. Дети, слушая сказку, составляют сюжетную картину по образцу, используя весь набор конструктора. И вот здесь интерактивная доска просто необходима как поле для конструирования.

Интерактивный стол

Интерактивный стол целесообразно использовать для организации работы в группе. Это может быть совместная деятельность по собиранию пазлов, конструированию изображений из элементов танграма или выполнение группового задания с использованием специальных возможностей программного обеспечения для организации групповой работы. Приведем пример организации такой работы на примере задания «Поиск животных в зоопарке», которое предлагает программное обеспечение интерактивного стола ActivTable (подробнее можно прочитать по ссылке http://intel.ly/1k015Ei, авторы идеи Чулихина Е.А., Короткова В.Е.). Интерфейс задания «Поиск животных в зоопарке» представляет собой изображение природного зоопарка «Сафари». Границы территории парка намного больше, чем площадь стола, поэтому, дети могут увидеть, что находится за видимыми границами, если будут перемещать фоновое изображение на сенсорной поверхности стола.

В зоопарке «Сафари» произошла неразбериха. Все животные сбежали из своих мест обитания. Воспитанникам необходимо создать команды, которые будут искать определѐнных животных и возвращать из в свои вольеры. Животные могут «прятаться» в зарослях кустарника, в лесу, под камнями, под берегами реки. Ребята должны договориться, как они будут выполнять задание: можно сначала найти и «вернуть в вольер» одну группку животных, затем другую и т.д. Можно распределить всех животных между собой и искать их всех одновременно и т.п. (коммуникационные (совместные) способы деятельности (обмен действиями, информацией, распределение ролей при совместной работе, обсуждение задания).
Мобильные устройства

В отличие от интерактивного стола, мобильные устройства предназначены для индивидуальной работы. На сегодняшний день в магазинах мобильных приложений можно скачать большое количество разнообразных головоломок, ребусов, пазлов, интерактивных азбук, раскрасок обучающих программ.

Кроме игровых приложений на планшетах существуют приложения, являющиеся инструментами создания продуктов. Например, находясь на прогулке, воспитанники вместе с педагогами могут сфотографировать на планшет признаки осени, а затем на занятии сделать коллаж из этих фотографий с помощью приложения PicCollage.
3. Классификация интерактивного оборудования
Интерактивная доска это проекционный экран, оснащенный приемниками-передатчиками ультразвуковых и инфракрасных сигналов. Сигналы эти не представляют опасности для здоровья. (СанПиН). Большой сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую также входят компьютер и проектор.

Принцип работы системы:

Передает сигнал (изображение) на проектор.

Передает изображение на интерактивную доску.

Работает как обычный экран, и как устройство управления компьютером.

Типы интерактивных досок:

Технологии интерактивных досок:

Доска имеет твердую поверхность. Работает только со специальным маркером, который питается от батарей или является проводным.

Не обязательно иметь специальные маркеры, можно пользоваться пальцем, указкой.

Необходимо использовать специальный электронный маркер.

Часто комбинируют с ультразвуковой, получая инфракрасно-ультразвуковую технологию.

Позволяет сделать доску полностью беспроводной. Bluetouth-передатчик, в электронном маркере, передает координаты точки касания в компьютер.

Нужен маркер, доска может быть сделана из любого материала, но если докладчик перекроет луч лазера, тогда измерение координат нарушится.

Позволяет управлять пальцем, но при этом поверхность доски остается очень прочной и износостойкой. Позволяет распознавать одновременно несколько касаний пальцем, для управления объектами на экране можно использовать обе руки.

Функциональные особенности:

Управление записями, не прерывая выступление и не отходя от доски.

Возможность регулирования высоты под различный рост.

Возможность записи презентации или хода урока в отдельный видеофайл.

Быстрое подключение, несложное управление и простота в использовании.

Возможность использования электронного маркера и электронной указки, исключая аппаратный конфликт.

Возможность создания динамичных и красочных презентаций, практических уроков и лекций.

Преимущества:

Эргономичность, мобильность.

Легкая конструкция, износостойкость материала.

Для работы достаточно элементарных знаний компьютера и всех задействованных в работе устройств.

Реализация принципа наглядности.

Возможность рисовать и делать записи поверх любых приложений.

Возможность сохранять и распечатывать изображения.

Удобна при работе в большой аудитории.

Недостатки:

Наличие разных типов интерактивных досок, программы которых несовместимы.

Интерактивные доски дороже, чем проектор с экраном.

Поверхность интерактивных досок может повредиться, замена поверхности очень дорогостоящая услуга.

Необходимость временного ограничения работы с ИД на уроке из-за необходимости соблюдать санитарные нормы.

Отсутствие ПО к конкретным учебникам - необходимость самим принимать участие в их разработке.

Интерактивный стол это устройство ввода и вывода информации, компьютер, выполненный в виде стойки со столешницей дисплеем. Представляет привычный взору стол, с возможностью использовать современные достижения в области ИТ.


Возможности:

Обладает всеми возможностями компьютера и даже больше.

Позволяет работать в стандартной операционнной системе, с помощью пальца или стилуса.

При наличии специального ПО распознает разное количество точек касания, т. е. обеспечивает многопользовательский интерфейс.

Сфера применения:

Конференции, совещания, центры управления (оперативное управление контентом, который одновременно выводится на большом экране).

Выставки, презентации, музеи, культурные центры (ознакомление посетителей с информацией).

Офисы, архитектурные бюро, медицинские и научные организации (работа с материалами требующими высокой детализации).

Сфера образования (интерактивное обучение, демонстрация учебного материала).

Используемые технологии:

Основанные на резистивной, матричной и емкостной сенсорных технологиях (на прикосновение реагирует поверхность дисплея).

Основанные на оптической сенсорной технологии (экран не обладает чувствительностью, а лишь воспроизводит положение пальца или стилуса фиксируется датчиками и камерами расположенными по периметру).

Преимущества:

Можно изготовить стол любой формы и размера (на заказ)

Оперативность и простота подачи информации. Лѐгкий доступ к любой информации.

Наглядность. Информация, поданная в виде красочных диаграмм и графиков, всегда воспринимается лучше.

Удобный интерфейс.

Возможность установки уникального контента.

Лѐгкость обслуживания, надѐжность и простота в эксплуатации.

Интерактивный сенсорный стол может быть настроен в соответствии с любыми требованиями.

Достоинства:

Широкий диапазон взаимодействия с изучаемым материалом.

Возможность выкладывать выполненные задачи в онлайн-ресурс.

Увлекательность в обучении.

Возможность разработать уникальные проект.

Недостатки:

Стоимость самого оборудования.

Ограниченность одновременного использования.

Габариты.

Работа от электропитания.

Отсутствие учебно-методических комплексов для использования данного типа устройств в учебном процессе.
Интерактивная пленка

Интерактивная пленка превращает любое окно или панель в интерактивный дисплей. Если она располагается позади стекла или любой другой поверхности, то устанавливается без дополнительных инструментов. Данный продукт - надежен и успешно используется по всему миру.
Интерактивная пленка - это тонкая, прозрачная, гибкая пластиковая пленка, с матрицей из крошечных проводков внутри, которые практически невидны.
Совмещая интерактивную пленку с экранами обратной проекции, экранами прямой проекции, LCD панелями, панелями на основе печатной платы (printed panel) и т.д. Вы создаете свой собственный интерактивный дисплей.
Интерактивная пленка работает по принципу «проекционной емкости» (projected capacitance). Это невидимое поле, которое определяет прикосновение пальца с высокой точностью (даже если вы в перчатке).
Сенсорная пленка может работать через любой неметаллизированный материал (стекло, акрил, дерево и т.д.). Он может быть прозрачным (окна) и непрозрачным (панель на основе печатной платы (printed panel)) толщиной до 16 мм (0.63 дюйма).

Пленка может работать через двойной стеклопакет толщиной до 25 мм (1 дюйм)(дополнительная опция).

Пленка будет работать с LCD панелями.

Пленка не будет работать с плазменными панелями (они создают слишком высокое электромагнитное излучение).

На одной стороне пленки размещена крошечная планка с панелью управления. (Она может быть на любой стороне, и обычно спрятана по стикером или другой панелью). Контроллер соединятся с компьютером посредством стандартного кабеля RS232.


  • Стандарт 6 м. Опционально до 15 м; (при длине свыше 15 м требуется усилитель).

  • Питание интерактивной пленки происходит через RS232 кабель. При необходимости можно использовать USB-COM адаптер.
Интерактивная пленка полностью совместима с программным обеспечением Windows.

  • Допустимы все обычные функции, выполняемые с помощью «мыши» (клик, двойной клик, перетаскивание и т.д.)

  • Совместима с обычным ПО, может быть навигатором по веб-сайтами, использоваться при специальном применении.

Интерактивная приставка – это устройство, которое крепится к рабочей поверхности (классной доске, стене, экрану), на которую выводится изображение с проектора, либо к самому проектору. Это делает любую рабочую поверхность интерактивной. Интерактивные приставки по своему функционалу соответствуют интерактивным доскам.

Интерактивные приставки можно поделить на классы по следующим признакам:


  1. по типу крепления приставки;

  2. по режиму работы приставки.
Приставки, которые крепятся к доске, работают по инфракрасной и ультразвуковой технологии, так же как многие интерактивные доски. В комплект входит сама приставка, т.е. датчик, принимающий сигнал со специального маркера (стилуса), и сам маркер, посылающий инфракрасный и ультразвуковой сигнал на датчик. Более дорогие приставки комплектуются электронными цветными маркерами, а также электронными ластиками.

Большинство приставок имеют универсальное крепление в виде присосок, либо крепятся при помощи магнитов.

Приставки, располагающиеся на проекторе, представляют собой модуль в виде плоской коробки, подключаемый к компьютеру через USB-интерфейс. Приставка оснащена инфракрасной видеокамерой, определяющей положение кончика указки или электронного маркера, которые прилагаются в комплекте. Средством управления служит маркер или специальная указка с излучателем инфракрасного сигнала.

Интерактивные приставки способны работать в интерактивном режиме (с проектором), в режиме копи-доски (без проектора), в двух режимах сразу.

В интерактивном режиме пользователь получает те же возможности, что и при использовании интерактивной доски:


  • управлять с доски ресурсами компьютера: иллюстрировать свой рассказ изображениями, видеофрагментами, презентациями, работать с компьютерными программами, в т.ч. на CD, DVD дисках, выходить в Интернет;

  • с помощью инструментов программного обеспечения - чертить, рисовать, делать надписи от руки (электронным маркером) или с помощью экранной клавиатуры на белой доске или поверх компьютерного изображения, перемещать изображённые объекты, увеличивать, уменьшать, выделять части изображения и т.п.

  • сохранять результаты своей работы на доске в виде файлов в памяти компьютера;
    создавать свои интерактивные задания;

  • использовать имеющуюся богатую библиотеку изображений и шаблонов для презентаций;

  • записывать происходящее на доске в файл видеоформата. При подключении к компьютеру микрофона (в комплект не входит) видеозапись будет сопровождаться голосом выступающего.
Нужно отметить, что входящую в состав программного обеспечения интерактивной приставки библиотеку изображений и медиафайлов педагог может дополнять собственными материалами.

В режиме копи-доски с помощью приставки компьютер воспринимает все записи на доске и сохраняет их в памяти. Затем сохранённые данные можно вывести на доску/экран с помощью проектора, экономя при этом время на их повторное воспроизведение.

Наличие в интерактивной приставке обоих вышеприведённых режимов делает её практически полным аналогом интерактивной доски.

Также нужно сказать, что приставки различаются размером охватываемой рабочей области.

Интерактивные приставки, в отличие от интерактивных досок, являются мобильными устройствами и способны работать везде, где есть гладкая поверхность, компьютер и проектор. Они прекрасно справляются с задачей «оживить» урок, выступление на мероприятии и т.п. Обучение становится креативным и увлекательным, так как повышается внутренняя мотивация учения. Время, отведённое на обучение, используется максимально эффективно. Возможности применения интерактивной приставки велики, её можно использовать при изучении нового материала, закреплении и проверке знаний.

Преподаватели отмечают, с каким удовольствием осуществлялась изучение нового материала и проверка знаний, при использовании разнообразной палитры инструментов: перемещение объектов, использование пера и маркера разного цвета, фокуса, шторок, ластика, линии на соответствие, использование видео ролика, анимации.

Не последнюю роль в предпочтении интерактивных приставок играет их довольно низкая по сравнению с интерактивными досками цена.

Интерактивная приставка.

Интерактивный планшет (дигитайзер) – это устройство, обеспечивающее удаленную работу с ресурсами компьютера по беспроводной технологии. Устройство интерактивного планшета имитирует использование листа бумаги, а электронное перо не только дублирует функции мыши, но и выступает в роли ручки или карандаша. Результат работы с дигитайзером отображается на дисплее, выводится на монитор компьютера и может быть спроецирован на экран или интерактивную доску при помощи проектора.

Дигитайзеры идеально подходят и значительно облегчают работу с интерактивными досками: можно выводить на экран различные мультимедийные файлы, загружать презентации, демонстрировать изображения и другую визуальную информацию. Интерактивный планшет позволяет работать и с другими периферийными устройствами, подключенными к компьютеру.

Устройство комплектуется специальным пером (маркером, стилусом) для ввода информации, беспроводным адаптером и USB-кабелем, которые обеспечивают связь с компьютером. Также в комплекте может присутствовать мышь. Планшет можно установить на столе или держать в руке. Устройство имитирует лист бумаги, а электронный маркер – ручку или карандаш.

Считывая положение электронного пера на рабочей поверхности, планшет передает сигнал через беспроводной адаптер (радиочастотный приемник) на персональный компьютер. Компьютер принимает сигналы и расценивает их как сигналы от манипулятора «мышь». Таким способом пользователь может управлять ресурсами компьютера дистанционно. Программное обеспечение, поставляемое с планшетом, позволяет делать различные записи, работать с текстовой и графической информацией, предоставляет доступ к коллекции образовательных ресурсов. Данные, с которыми велась работа, могут быть сохранены, распечатаны, отправлены в виде электронных файлов, преобразованы в HTML-страницу или PDF-документ. Используя программное обеспечение, файлы презентации и другие цифровые материалы, уроки могут быть подготовлены заблаговременно на компьютере или непосредственно на самом планшете.

Современные модели планшетов позволяют пользователю управлять работой компьютера и периферийных устройств на расстоянии нескольких метров. Портативность устройства позволяет свободно перемещаться в помещении. В любой удобный момент планшет может быть передан другому пользователю. Беспроводной адаптер способен принимать сигналы одновременно от нескольких планшетов сразу. Во время работы питание устройства поддерживается аккумулятором, подзарядка которого производится от USB-порта компьютера через специальный провод.

Существует несколько характеристик, по которым можно различать интерактивные планшеты:


  1. Технология работы

  2. Размер рабочей поверхности

  3. Интерфейс подключения к компьютеру

  4. Максимальная дистанция от компьютера

  5. Максимальное количество планшетов, подключаемых к одному беспроводному адаптеру

  6. Время работы от аккумулятора

  7. Наличие ЖК-дисплея

  8. Наличие собственной памяти

  9. Вес устройства
Планшеты, аналогично интерактивным доскам, могут работать как по электромагнитной, так и по сенсорной технологии. Различие будет в том, что в первом случае планшет сможет принимать команды только с помощью специального пера, а во втором случае перо может и не использоваться, т.к. сенсорные планшеты способны воспринимать простые касания рукой.

Размер рабочей поверхности планшета является важной характеристикой, напрямую влияющей на удобство его использования. У современных планшетов размер рабочей поверхности может варьироваться от размера листа формата A6 до размера листа формата A4. Особое место занимаются такие характеристики рабочей поверхности, как износостойкость, антивандальность и антибликовость.

Подключить интерактивный планшет к компьютеру сегодня можно, используя беспроводную технологию Wi-Fi. Это даёт возможность работать на определённом расстоянии от компьютера. Здесь имеет место также другая характеристика – максимальная дистанция между устройством и компьютером. Производители планшетов представляют модели, дающие пользователю возможность удаляться от компьютера на 15 и более метров.

Беспроводная технология Wi-Fi даёт также дополнительную возможность – подключить к компьютеру сразу несколько планшетов. У некоторых моделей их число доходит до 50.

Оснащённый аккумуляторной батареей, интерактивный планшет нуждается в регулярной подзарядке, для чего устройство подключается к компьютеру посредством USB-кабеля. Также некоторые фирмы предлагают специальные зарядные станции, позволяющие подзаряжать несколько планшетов сразу. Работать без подзарядки планшеты могут по несколько часов.

ЖК-дисплей информирует пользователя о состоянии заряда батареи, касании поверхности маркером; может опроса в реальном времени информировать преподавателя о результатах системы.

Собственная память планшета даёт возможность сохранять некоторые результаты работы пользователя.

Вес планшета также является немаловажной деталью при его использовании. Особенно, если речь идёт об использовании устройства младшими школьниками.

В образовании детей и подростков главное – заинтересовать ученика темой обучения, сделать процесс обучения более легким и понятным. Это позволит сделать процесс обучения короче и гораздо облегчит работу учителю, особенно в плане оперативного и точного контроля знаний.

Современные дети гораздо охотнее и активнее познают и запоминают новое, когда им дают возможность почувствовать, испробовать, пощупать самим. Именно такую возможность дают интерактивные планшеты. С их помощью можно проводить урок в форме виртуальной лаборатории, виртуального музея, внутренней обучающей программы.

С помощью интерактивного планшета учитель может составлять план урока так, как ему кажется более выгодным в плане обучения. Те вещи, которых нет в реальности или же просто сложно (невозможно) показать в реальности, очень просто становятся доступными с помощью этой технологии и соединению с Интернетом. Во-вторых, пояснения и дополнительные факты можно дорисовывать и дописывать прямо в реальном времени. В третьих, можно рассматривать трехмерные изображения или же разбирать какой-либо предмет в виртуальном пространстве для наглядности.

Несомненные плюсы интерактивных планшетов сразу становятся видны в аспекте контроля знаний. Современны видом контроля знаний является тестирование. Тестирование, проводимое с помощью интерактивных планшетов, не оставляет возможности для списывания, так как фиксация результатов идет реальном времени. Тестовые или графические задания для контроля учитель создает сам на доске, в соответствии с планом уроков и учебными целями. Учитель может в режиме реального времени наблюдать, как ученики справляются с поставленными задачами.

Если говорить об инклюзивном образовании, то именно там можно применить интерактивный планшет с максимальной пользой. Он создает все условия для обучения детей с ограниченными возможностями. Стали доступными виртуальные экскурсии, учебные материалы из самых отдаленных библиотек и наглядные пособия, которые дадут возможность увидеть то, что другим способом никогда не увидеть.

Для детей, которые не могут посещать занятия ни в обычных, ни в специализированных школах, возможно дистанционное обучение с помощью интерактивных планшетов. Обучение будет полноценным, с видеоуроками, тестированием и объяснениями учителя. Таким образом, учитель сможет дистанционно обучать сразу нескольких учеников.

Таким образом, с помощью современных технологий возможности обучения детей, как с обычными, так и с ограниченными возможностями получает новые направления и открывает в знании мира новые горизонты.

Интерактивный планшет

Электронная книга - это специальный планшетный компьютер, используемый для отображения текстовой информации, которая хранится в электронном виде. Данным термином называют не только само устройство для чтения, но и книги,

Главное отличие электронной книги от других планшетных компьютеров – это наличие намного меньшего количества функций, но при этом значительное увеличение времени автономной работы. Последнее достигается с помощью специального дисплея, выполненного с использованием технологии E-ink (электронная бумага). Такой экран отображает несколько оттенков серого цвета и работает лишь в тот момент, когда вы перелистываете страницу. Для отображения текущего текста энергия не тратится.

Электронная книга.

В электронных книгах применяется процессор с использованием архитектуры ARM, что приводит к заметно меньшему потреблению энергии. Как правило, такими процессорами в основном оснащались смартфоны. В качестве операционной системы используется одна из разновидностей Linux с упрощенным интерфейсом, который предназначен для чтения книг, просматривания фотоальбомов, прослушивания музыки.
Основные преимущества данных устройств следующие:
- В одной электронной книге вы можете хранить больше тысячи книг, устройство значительно меньше и легче обычной бумажной книги.
- Вы можете самостоятельно настраивать формат вывода (например, в одну или несколько колонок), размер шрифта, начертание.
- Устройство оснащено огромным количеством разнообразных функций, которые облегчают работу с текстом (например, поиск, переход по ссылкам, закладки, отображение примечаний, словарь).
- Тексты в электронном виде бесплатны или намного дешевле, чем обычные бумажные книги.5

Среди недостатков отмечают следующие:
- Как и любой другой электронный прибор, устройства для чтения книг чувствительны к физическому воздействию.
- Большинство моделей отличаются высокой ценой.
- Электронные книги время от времени требуют подзарядки встроенных батарей.

Интерактивный пол

Интерактивный пол – это суперсовременная разработка, основанная на передовых цифровых и проекционных технологиях, позволяет использовать практически любое напольное покрытие как игровую поверхность, которая будет реагировать на каждое движение людей, находящихся на этой поверхности.

Увлекательно, оригинально, необычно, неповторимо - именно так можно организовать образовательный процесс и проводить время, свободное от занятий, когда у вас есть интерактивные игры для детей. Такое оборудование помогает детям раскрепоститься, снять мышечное напряжение и эмоционально разгрузиться.

Вообще детям безумно нравятся интерактивные развивающие игры. Будь то мозаика, головоломка, паззлы, тетрис, шашки или шахматы, азбука - ребятам всегда будет интересно добраться до сути, когда все так наглядно, ярко и необычно, ведь все происходит благодаря малейшему движению руки или ноги. Интерактивная поверхность легко может перенести в джунгли, пустыню, на самые высокие горы мира или берег моря. А подвижные детские интерактивные игры! Сколько восторга вызовет игра в классики, футбол или бадминтон. Возможность самостоятельно управлять изображением позволяет ребенку полностью погрузиться в процесс обучения (игры).

Использование этой проекционной системы в ежедневной работе дает возможность самостоятельно создавать свой мир: достаточно вступить в зону проекции, и система будет отвечать на каждое ваше малейшее движение, от которого будут зависеть и графический эффект, и ход игры. Причем все будет происходить в режиме реального времени.

Интерактивная песочница

Интерактивная песочница - это бокс с песком, оборудованный компьютером, особыми сенсорами, проектором, с разработанным программным обеспечением. Сенсор для определения глубины, подключенный к компьютеру, замеряет расстояние до песка, специальная программа обрабатывает полученные от сенсора данные и подает проектору команды, каким цветом подсвечивать конкретный участок песочницы. На песок проецируются настоящие текстуры водных объектов, гор и других поверхностей. От традиционной песочницы здесь остались принципы игры с песком. Дальше подключаются высокие технологии – и на песке отображаются горы, реки, вулканы и другие объекты.

Интерактивная песочница позволяет детям проявлять фантазию, творить, создавать собственный мир. Дети с удовольствием «рисуют» на песке в специальном режиме. Как известно, теоретическая информация, пусть даже в интерактивном виде, не в полном объеме усваивается ребенком. Но то, что сделано своими руками – это уже собственный опыт. Доказано, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное состояние детей, помогает избавиться от психологических травм, развивать фантазию, облегчить функционирование психики. Игры с песком дают возможность ребенку самовыражаться и при этом быть самим собой. Они могут использоваться как методкоррекционного воздействия при наличии эмоциональных нарушений невротического характера, так и в качествевспомогательного метода, помогающего снижать напряжение и развивать сенсомоторные навыки. В программном обеспечении песочницы имеются обучающие игры по направлениям познание «Окружающий мир» и «Развитие речи» для детей 3-7 лет.

Благодаря этой уникальной технологии, дети могут:

Заниматься творчеством, создавать художественные композиции и собственной игровой мир из песка;

Изучать свойства и особенности природных явлений;

Играть в развивающие игры;

Совместно играть, лепить из песка, обучаться и соревноваться.

Обучающие режимы: режим строительства, режим топографии, режим вулкан, режим водопад, режим геометрические формы, цвета, цифры.

Мобильный планетарий

Само название говорит за себя: мобильный значит - передвижной, планетарий от лат. planetarius «звездочёт, астролог» - прибор, проекционный аппарат, позволяющий проецировать на куполообразный экран изображения различных небесных тел, а также моделировать их движение. Данные конструкции используются сравнительно недавно. Концепция мобильного планетария показалась интересной и перспективной, на сегодняшний день можно утверждать, что подвижные (мобильные) планетарии входят в моду. Планетарий является одним из вариантов системы интерактивного обучения. Она позволяет добиться полного погружения в материал. Чтобы описать эффект, можно провести аналогию с телевизором. Вы видите на экране планету, но это «плоская» картинка. Если надеть 3D очки, создастся иллюзия того, что планета немного вылетает из телевизора. А в планетарии вы увидите планету, которая летит прямо на вас, пролетает над головой и исчезает за вами.

Вопросы для самоконтроля:


  1. Дать определение и сравнительную характеристику информационные технологии и интерактивные технологии?

  2. Дайте характеристику интерактивные технологии обучения и интерактивные средства обучения?

  3. Какие интерактивные средства используют для дошкольников?
Список литературы

Селенкова Марина Викторовна

Интерактивное оборудование активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей. Существуют различные интерактивные средства , направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и др., которые можно с успехом применять при обучении детей дошкольного возраста. Постепенно интерактивные технологии все более плотно входят в жизнь как взрослых, так и детей.

Сейчас в дошкольных образовательных учреждениях идет активная практика внедрения интерактивного оборудования в образовательный процесс, которое специально адаптировано под занятия с детьми.

Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать их к стремлению овладеть новыми знаниями. Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала.

Использование интерактивных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Внедрение компьютерных технологий в новой и занимательной для дошкольников форме, помогает решать задачи речевого, математического, экологического, эстетического развития, а также помогает развивать память, воображение, творческие способности, навыки ориентации в пространстве, логическое и абстрактное мышление.

Использование интерактивных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ предполагает наличие интерактивного оборудования . Это компьютеры, интерактивные доски , мультимедийное оборудование , smart стол.

Учебно-воспитательный процесс в ДОУ может быть более успешным, эффективным, если будет использованы компьютер и интерактивные технологии в качестве дидактического средства.

Использование интерактивной доски , как правило, предполагает поощрение ребенка при верном выполнении задания самим компьютером, что является стимулом для познавательной активности, как старших, так и младших дошкольников.

С использованием smart стола возрастает индивидуализация обучения - ребенок может выполнять задания в удобном для него темпе, компьютер терпелив и ждет, пока ребенок сам придет к правильному решению.

Использование информационных технологий способствует моделировать ситуации, которую сложно пронаблюдать и обыграть с помощью традиционных форм обучения.

Таким образом, можно сделать следующие выводы :

- использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды.

- интерактивное оборудование может быть использовано в работе с детьми старшего дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.

Необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики детского сада, т. е. стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка. Но в то же время нужно помнить, что интерактивное оборудование не может заменить эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте.

Наиболее эффективным в ДОУ является использование следующего интерактивного оборудования :

1) Интерактивная доска - универсальный инструмент, позволяющий любому педагогу организовать образовательный процесс так, чтобы у детей повысился интерес к занятиям , устойчивость внимания, скорость мыслительных операций. Опыт применения интерактивной доски показывает , что обучение и воспитание дошкольников с ОВЗ стало более привлекательным и захватывающим. Интерактивные доски значительно расширили возможности предъявляемого познавательного материала, позволили повысить мотивацию ребёнка к овладению новыми знаниями. Используется доска практически на всех занятиях - Ознакомлении с окружающим миром, Математике, Развитии речи, Подготовке к обучению грамоте, интегрированных занятиях . Игровые компоненты, включённые в мультимедийные программы, активизируют познавательную активность детей и усиливают эффективность усвоения материала.

2) Smart стол. Интерактивный стол - представляет собой интерактивный учебный центр с сенсорной поверхностью управление которой происходит с помощью прикосновений рук человека или других предметов. Это первый многофункциональный сенсорный стол, позволяющий эффективно вовлекать детей в процесс обучения. SMART стол был специально разработан для детей дошкольного возраста и дает им возможность совместно выполнять интерактивные задания и участвовать в обучающих и развивающих играх. Этот стол может выполнять роль компьютера так как в нем уже встроен процессор, камера и проектор. Стол совместим с ноутбуком, проектором, экраном, интернетом . Работа на интерактивном столе способствует развитию у детей когнитивных, социальных и моторных навыков. И это первый плюс использования данного оборудования с точки зрения педагога-психолога : развивается положительная мотивация обучения. А мотивация – это залог успеха любой деятельности.

3) Сенсорная комната - волшебное помещение для релаксации, снятия стресса и расслабления. В этой комнате размещено уникальное оборудование - или специальное , или сделанное собственными руками - позволяющее психологу мягко работать со своими подопечными, проводить профилактику и даже лечение нервной системы и органов чувств. Сенсорные комнаты бывают разных типов, но все они имеют одну единственную цель - помочь обрести личную гармонию и гармонию с окружающим миром, восстановить душевное равновесие, укрепить нервную систему. В зависимости от задачи и методики проведения сеансов, сенсорная комната оборудуется бескаркасными мебельными модулями и светомузыкальным сопровождением, ароматическими сенсорами, массажным и интерактивным оборудованием . Перечень оборудования сенсорной комнаты : мягкое напольное покрытие; сухой душ; сухой бассейн; напольные сенсорные дорожки; ребристый мостик; дидактическое дерево; центр тактильности; центр рисования песком; центр развития мелкой моторики; аудиовизуальное оборудование , декоративные световые панели и электронные приборы управления комплексом. Позиционное оборудование , включают в себя бескаркасную мебель - маты и мягкие кресла, подушки и экспериментальные модули, подстраивающиеся под форму человеческого тела, снимающие физическое и психическое напряжение и достигая максимальной релаксации. А также оборудование и панели , развивающие сенсорные ощущения - мячи-гиганты, массажные мелкие предметы, зеркальные элементы с фибероптической подсветкой, помогающие стимулировать тактильные и зрительные рецепторы. Звукоанимированные тактильные панно для детских сенсорных комнат позволяю создавать интересные объемные картины , пользуясь собственным замыслом или по уже отработанной схеме. Удивительны фонтаны света из светодиодных шнуров. Великолепное решение для темной сенсорной комнаты в сочетании со звездным небом и расслабляющей музыкой.

Средняя продолжительность использования интерактивной доски в процессе обучения составляет 15 минут, а время непосредственной работы с ней дошкольников - в пределах 10 минут. В заключении можно сказать, что интерактивные оборудования позволяют успешно решать задачи : развивают свободное общение со взрослыми и детьми, развивают все компоненты устной речи детей, а также способствуют практическому овладению дошкольниками нормами речи.



























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Объектом изучения темы «Мультимедийные технологии как средство повышения эффективности обучения» являются средства мультимедиа. Предметом изучения данной темы являются возможности средств мультимедиа и перспективы их использования.

Мультимедиа - область компьютерной технологии, связанная с использованием информации, имеющей различное физическое представление и существующей на различных носителях.

Мультимедиа - это сумма технологий, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать такие типы данных, как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения, видео, звук, речь.

Мультимедиа средства - это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих человеку общаться с компьютером, используя самые разные, естественные для себя среды: звук, видео, графику, тексты, анимацию.

В последнее время создано много мультимедийных программных продуктов. Это и энциклопедии из самых разных областей жизни (история, искусство, география, биология, музыка) и обучающие программы (по иностранным языкам, физике, химии) и так далее.

Из всех аспектов использования компьютеров в данной работе рассматривается только образовательный. Дети и взрослые могут использовать мультимедиа как эффективное средство обучения. Это как простые программы, способные научить ребенка распознавать цвета, так и высокоинтеллектуальные, обучающие иностранным языкам или математическим законам.

Как сделать процесс обучения более эффективным. Как учить так, чтобы ребенок проявлял интерес к знанию?

Процесс модернизации обучения требует формирования у обучающихся компетентности, которая предполагает умение самостоятельно получать знания, используя различные источники. Формированию компетентности учащихся способствуют современные педагогические технологии, к их числу относятся компьютерные и проектные технологии.

Использование средств новых информационных технологий и возможностей компьютера как средства познания повышает уровень и сложность выполняемых задач, дает наглядное представление результата выполненных действий, возможность создавать интересные исследовательские работы, проекты.

Своей главной задачей является помочь обучающимся освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни. Новые педагогические технологии немыслимы без широкого использования новых информационных технологий, и компьютерных в первую очередь. Именно они позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции новых методов образования, реализовать заложенные в них потенциальные возможности.

Использование информационно-компьютерных технологий открывает для преподавателя новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает обучающимся возможность для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса школьников к предмету. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее. «Я услышал и забыл. Я увидел и запомнил. Я сделал и понял». Конфуций Таксономия Блума - таксономия педагогических целей в познавательной сфере, предложенная в 1956 году группой учёных под руководством американского психолога Бенджамина Блума Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает запросам современного общества.
К наиболее часто используемым элементам ИКТ в учебном процессе относятся:

  • электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,
  • интерактивные доски,
  • электронные энциклопедии и справочники,
  • тренажеры и программы тестирования,
  • образовательные ресурсы Интернета,
  • DVD и CD-диски с картинами и иллюстрациями,
  • видео- и аудиотехника,
  • интерактивные карты и атласы,
  • интерактивные конференции и конкурсы,
  • материалы для дистанционного обучения,
  • научно-исследовательские работы и проекты.
  • дистанционное обучение

В настоящее время существует два направления использования ИКТ в процессе обучения.

Первое направление предполагает овладение компьютерной грамотностью для получения знаний и умений по темам в определенной области учебных дисциплин. Второе направление рассматривает компьютерные технологии как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность и качество знаний учащихся.

Уроки с использованием ИКТ кроме учебных целей по предметам имеют еще и задачи по формированию информационной грамотности учащихся:

  • получение знаний, позволяющих перерабатывать, осмыслять, оценивать большие потоки современной информации и умений пользоваться и управлять ей для различных практических целей
  • овладение современными ИКТ как инструментом профессиональной деятельности и общей культуры человека.

Планируя урок с применением новых информационных технологий, преподаватель должен соблюдать дидактические требования, в соответствии с которыми:

  • четко определять педагогическую цель применения информационных технологий в учебном процессе;
  • уточнять, где и когда он будет использовать информационные технологии на уроке в контексте логики раскрытия учебного материала и своевременности предъявления конкретной учебной информации;
  • согласовывать выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;
  • учитывать специфику учебного материала, особенности класса, характер объяснения новой информации;
  • анализировать и обсуждать с группой фундаментальные, узловые вопросы изучаемого материала.

Информационные технологии на разных этапах урока.

1. Организационный этап. Во вступительной части урока ученикам поясняются цель и содержание последующей работы. На данном этапе целесообразно показать слайд с указанием темы и перечня вопросов для изучения. Показ этой информации на экране ускоряет конспектирование.

2. Мотивационно-познавательная деятельность. Мотивационно-познавательная деятельность преподавателя формирует заинтересованность обучающегося в восприятии информации, которая будет рассказана на занятии или отдается на самостоятельное изучение. Формирование заинтересованности может происходить разными путями:

А) разъяснение значения информации для будущей деятельности, демонстрация задач науки, которые могут быть решены с помощью этой информации;

Б) рассказ о проблемах, которые были решены с помощью этой информации.

Эффект от применения какой-либо информации может демонстрироваться в виде графиков или диаграмм, показывающих прибыльность, экономический или другой эффект от ее применения.

Изображение на экране является равнозначным словам преподавателя. В этом случае преподаватель поясняет то, что показано на экране.
При изучении общих понятий явлений, законов, процессов основным источником знаний являются слова преподавателя, и изображение на экране позволяет продемонстрировать их условную схему.

3. Проверка усвоения предыдущего материала. С помощью контроля может быть установлена степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании.

4. Изучение нового материала. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами преподавателя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает преподаватель.

5. Систематизация и закрепление материала. Это необходимо для лучшего запоминания и четкого структурирования. С этой целью в конце урока преподаватель делает обзор изученного материала, подчеркивая основные положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходит не только устно, но и с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах, выполнение тестов на компьютере.

6. Рефлексия - это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.

Сейчас существует большое количество мультимедийных учебников по разным предметам и классам. Поэтому использование на уроках демонстрационных средств (слайды, атласы, рисунки в учебнике, картины, анимации, видеозаписи) способствуют формированию у обучающихся образных представлений, а на их основе – понятий. Интересны различные энциклопедии и электронные справочники, которые издают большое количество издательств. Но не всегда в таких учебниках можно найти то, что действительно нужно в конкретном случае и подходит данной теме и данному преподавателю. Тогда есть основание создавать и использовать свои занятия с ИКТ.

В зависимости от дидактических целей и специфики курса учебных предметов можно выделить такие виды компьютерных программ: учебные, тренажёры, контролирующие, демонстрационные, имитационные, справочно-информационные, мультимедиа-учебники. Наиболее часто в своей работе преподавателя используют демонстрационные программы, к которым кроме картин, видеофрагментов, фотографий можно отнести и интерактивные атласы, и компьютерные лекции и уроки-презентации, разработанные при помощи PowerPoint.

Использовать их можно и на уроках закрепления знаний, практических умений и навыков, уроках повторения и систематизации знаний, оценки и проверки полученных знаний.

Компьютерная лекция, разработанная средствами PowerPoint – это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране или мониторе. В ходе лекции используются различные информационные объекты: изображения (слайды), звуковые и видеофрагменты. Эффективность работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными материалами будет намного выше, если дополнять их показом схем, таблиц.

Чаще всего в своей практике преподаватель проводит уроки комбинированного типа, где присутствует и опрос домашнего задания, и объяснение нового материала.

Программа разработки презентаций PowerPoint позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различные средства наглядности, максимально используя достоинства и нивелируя недостатки.

Условия презентации:

1. Проецирование на большой экран (участники следят за показом со своих мест, изменить порядок и быстроту кадров не могут).

2. Демонстрация на компьютерах слушателей (но управление презентацией осуществляется только автором).

3. Самостоятельный просмотр готовой презентации на компьютере в автоматическом или управляемом слушателем, а не автором, режиме.

Типы уроков с использованием презентаций в программе PowerPoint:

1) лекционные, которые имеют главной целью, не иллюстрировать, а зрительно дать сложный материал для записи учащимся в удобной форме;

2) уроки - иллюстрации по темам, где существует необходимость ярких зрительных образов,

3) уроки - наглядные пособия, помогающие как образцы, создавать учащимся подобные работы самостоятельно.

Используя слайд – фильмы, интерактивные модели, можно осуществлять дифференцированный, индивидуальный подход в работе с учащимися, владеющими разной степенью освоения учебного материала.

Использование компьютерных технологий эффективно на всех предметах, при изучении нового материала, на повторительно-обобщающих уроках, заключительных лекциях по курсу и других типах уроков. Использование слайд-фильмов (PowerPoint) во время лекций обеспечивает динамичность, наглядность, более высокий уровень и объем информации по сравнению с традиционными методами, повышается интерес к изучаемому вопросу и в целом к предмету. При подготовке к уроку используются электронные учебники, информация сети Internet, создаются дидактические материалы, учебно-методические пособия и для преподавателя, и для ученика.

Методы и приёмы использования информационных технологий на занятиях – разные, но при их внедрении мы выполняем единственную задачу: например, сделать урок литературы интересным, а чтение увлекательным. А нетрадиционные занятия с использованием информационных технологий должны привлечь современного обучающегося к чтению, облегчить процесс знакомства с классикой, пробудить интерес к книге.

Практика использования интерактивного оборудования показывает, что чаще всего педагог использует его как дорогостоящую доску с великолепными возможностями для представления учебного материала. Деятельность обучающихся при этом остается традиционной, ориентированной на восприятие материала, его запоминание. Главная же задача - поиск таких способов работы с интерактивным оборудованием, которые позволят модернизировать учебный процесс. Выделяется несколько идей использования интерактивного оборудования: - применение технологических приемов визуализации информации (построение кластеров, ментальных карт, графов, различных таблиц) на солидарной основе педагог - обучаемый; - применение в обучении технологических приемов, направленных на формирование мыслительных умений высокого уровня (анализ, синтез, оценка), на превращение информации в знание, которое формируют и моделируют сами обучаемые (ранжирование информации, построение причинных карт, приемы аргументации и построения доказательств); - использование интерактивных технологических приемов, когда обучаемые работают в парах и малых группах над решением задач, поставленных педагогом, представляют результаты своей деятельности, анализируют и оценивают работы друг друга; - использование приемов интенсификации, например, построение структурно-логических схем и опорных конспектов.

Интерактивная доска (англ. Interactive Whiteboard, IWB ) – это большой интерактивный экран в виде белой магнитно-маркерной доски.

Интерактивная доска может быть представлена как автономным компьютером с большим сенсорным экраном, так и подключаемым к ноутбуку устройством, объединяющим проектор и сенсорную панель.

Интерактивная доска имеет интуитивно понятный, дружественный графический интерфейс.

Благодаря наглядности и интерактивности, группа вовлекается в активную работу. Обостряется восприятие. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.

Всю проведенную в ходе работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа. В случае возникновения вопросов по ранее решенным задачам можно быстро к ним вернуться, следовательно, нет необходимости восстанавливать условие или решение.

Таким образом, используя интерактивную доску, мы можем организовать постоянную работу учащегося в электронном виде.

Это значительно экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех учащихся, находящихся в классе.

Использование интерактивной доски:

  • Делает занятия интересными и развивает мотивацию
  • Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков
  • Освобождает от необходимости записывать благодаря возможности сохранять и печатать все, что появляется на доске
  • Учащиеся начинают работать более творчески
  • Делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов, развивает мотивацию
  • Позволяет реализовать принципы наглядности, доступности и системности. Можно использовать готовые рисунки по нужной теме.
  • Разнообразные Web-ресурсы. На видео материале можно организовать речевую ситуацию, обучать постановке вопроса, составлению высказывания, организации диалога. Работа с видеоматериалами значительно расширяют объем воспринимаемой информации.
  • Можно создавать ссылки с одного файла на другой - например, аудио-, видеофайлы или Интернет-страницы. Это позволяет не тратить время на поиск нужных ресурсов.
  • Аудио- и видеофайлы легко контролировать, проигрывая небольшие отрывки, при необходимости вернуться к любому уроку, вспомнить, что пройдено ранее. Материалы к уроку нужно приготовить заранее - это обеспечит хороший темп занятия и сохранит время на обсуждения.
  • Можно подключить и другое аудио - и видеооборудование. Это важно при изучении иностранного языка, когда преподаватели хотят, чтобы учащиеся могли одновременно читать текст и слышать произношение. Виртуальный магнитофон позволяет одновременно прослушивать аудио файлы и производить запись.

Заключение:

Компьютерных наглядных материалов и обучающих ресурсов по любой теме можно найти великое множество и использовать их многократно. Не нужно беспокоиться за сохранность бумажных карт, плакатов и т.п. - в них просто отпадает необходимость.

Существенно повышается уровень компьютерной компетенции учителей.

Интерактивная доска соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции.

Электронные материалы содержат более интересные дидактические упражнения, чем учебники: здесь и построение различных грамматических конструкций, сортировка материала по группам, его сравнение, выделение, распознавание.

Положительно сказывается развитие в процессе использования электронных учебных материалов внимания, зрительной памяти, восприятия, техники чтения.

Заключение:

Урок более индивидуализирован, благодаря использованию аутентичных материалов, прежде всего визуальных. Визуальный материал должен быть очень ярким, образным; неоднозначным и пригодным для анализа. Всегда хороши „личностные “материалы, индивидуально окрашенные, эмоциональные. Лучше сочетать различные виды материалов ─ фото, плакаты, тексты, карикатуры, схемы, диаграммы.
Материал обязательно должен быть структурирован, должна быть внутренняя логика его построения, но не обязательно совпадающая с логикой учебника и программы.

Постепенно накапливается методическая база электронных материалов для дальнейшего использования.

Использование интерактивной доски оставляет привычную систему, где преподаватель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный визуальный контакт с группой.

Использование интерактивной доски не вносит в педагогическую стратегию ничего принципиально нового. Выбор ее определяется индивидуальными особенностями, предпочтениями, квалификацией учителя. Он работает так же, как и раньше, хотя возможности его значительно расширяются. Любое занятие имеет двух субъектов - преподавателя и обучающтихся. Доска третьим субъектом стать все же не может. Но её возможности позволяют увеличить время работы на уроке, интенсифицировать ее даже при очень разном уровне готовности учащихся. Каждый может видеть, слышать, анализировать. То есть индивидуализация обучения значительно возрастает.

Но для этого урок должен быть действительно интерактивным. И на это должен работать, прежде всего, подбор материала, методическая и техническая его обработка.

Способы обучения с применением компьютерной техники полностью зависят от того, какие мотивы движут преподавателя, увлеченного использованием компьютерных технологий в образовании. На сегодняшний день такие уроки могут быть и данью моде, и баловством, и экспериментальной (не всегда безобидной для обучаемых) работой педагога по поиску новых форм обучения, и доказанной необходимостью.

Представляется, что использование компьютеров при преподавании оправдано лишь в единственном случае: если компьютер является средством облегчения ученического труда - иначе зачем?

Определяя цели, задачи и возможности использования компьютерных технологий на уроке, преподаватель может, прежде всего, иметь в виду следующие принципиальные позиции:

а) сохранение психического и физического здоровья учащихся;

б) формирование у обучаемых элементарных пользовательских умений и навыков;

в) помощь обучаемым в усвоении учебного материала на основе специально и грамотно созданных для этой цели прикладных компьютерных программ по изучению иностранного языка.

УДК 373.5(47)

ВОЗМОЖНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ИНТЕРАКТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Меденец Наталья Александровна,

преподаватель информатики,

ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж»,

г. Краснодар, Россия

Аннотация. В данной статье рассматривается современное интерактивное оборудование и его возможности использования в образовательном процессе.

Ключевые слова: интерактивное оборудование, интерактивная доска, документ-камера, интерактивные системы голосования, интерактивный планшет, интерактивная панель, интерактивный стол, интерактивная трибуна.

Технологии в образовании – один из самых важных аспектов современного общества. Образованию необходимо меняться не только потому, что этого требуют работодатели и современные технологии. Сегодня студенты тоже существенно отличаются от таковых даже десятилетней давности. И речь идет не только об ИТ-специальностях - гуманитарии также «дружат» с компьютерами, мобильными устройствами и прочей современной техникой. Изучение практически всех дисциплин происходит успешнее, если их преподавание происходит с использованием новейших информационных, коммуникационных и аудиовизуальных технологий. С точки зрения студентов, информационные технологии более не являются обособленным предметом изучения. Сегодня большинство людей уже обладают знаниями в этой области и чувствуют себя уверенно при работе на компьютере .

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Главная задача современного образования - не просто дать фундаментальные знания, а обеспечить для него все необходимые условия для дальнейшей социальной адаптации, развить склонность к самообразованию. Поэтому одна из задач нынешнего преподавателя – сделать процесс обучения интересным, динамичным и современным. И в этом педагогам пришли на помощь интерактивные технологии.

Само слово «интерактивность» пришло к нам из латинского языка от слова interactio, что подразумевает inter – «взаимный, между» и action – действие. Интерактивный - значит способный взаимодействовать или находящийся в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Понятие интерактивные технологии можно найти у В.В. Гузеева, он определяет их как: «вид информационного обмена обучающихся с окружающей информационной средой» .

Интерактивное оборудование просто необходимо в учебных заведениях. Оно дает возможность преподавателю сделать процесс обучения более интересным. Восприятие студентами знаний, полученных через интерактивные средства, является максимально доступным, эффективным и наглядным.

Интерактивному оборудованию подвластно изменить саму культуру подачи материала, так как эти системы хороши не только для проведения презентаций, но и для организации групповой работы, навыки которой сейчас особенно ценны .

Занятия, построенные с использованием интерактивного оборудования, позволяют экономить время на конспектировании, так как любой желающий может получить файл с запись, который затем сможет воспроизвести с помощью обычного персонального компьютера.

Рассматривая потенциал современных интерактивных средств обучения, особо выделим возможность следующее:

Реализовать интерактивный диалог и взаимодействие участников образовательного процесса;

Улучшать восприятие сложных для понимания процессов или абстрактных понятий с использованием динамики предъявления информационных объектов на экране и образности, используемых в них средств мультимедиа;

Гибко управлять учебным процессом как непосредственно в прямом контакте с преподавателем на занятии, так и в виртуальном;

Переходить мобильно и просто к различным видам наглядности;

Интегрировать электронные мультимедийные учебные материалы, тренажеры и проверочные задания к ним в одно педагогическое средство

Рассмотрим основное интерактивное оборудование, к которому относится:

Интерактивная доска. Изображение на интерактивную доску наносится не мелом, а специальным электронным маркером, указкой или даже пальцем. Возможности интерактивной доски практически безграничны: писать, чертить и рисовать теперь можно используя цвет, различную толщину линий; демонстрировать любую графическую информацию, фотографии, схемы, таблицы непосредственно из памяти компьютера, организовать просмотр видеоматериалов прямо из интернета. Всю проецируемую информацию можно оперативно редактировать и вносить необходимые изменения непосредственно в ходе урока. Режим обычной мыши позволяет манипулировать отображаемыми объектами. Режим аннотации дает возможность делать пометки, обозначать важные детали, оставлять комментарии. Кроме того, все сделанные изменения могут быть сохранены и использованы в дальнейшем. Интерактивная доска очень удобный и гибкий инструмент для работы с информацией любого формата, работа с ней не требует специальных знаний и навыков. Уроки, лекции и практические занятия становятся по-настоящему интересными, а полученная информация яркой, запоминающейся и убедительной.

Рис. 1 Интерактивная доска

Документ-камера. Теперь в режиме реального времени, возможно, транслирование идеального качества изображения абсолютно любых объектов, включая трехмерные. Мало того, это изображение можно транслировать не только на экран – его, благодаря наличию разнообразных интерфейсов, можно ввести в компьютер, передавать по Интернету, демонстрировать на экранах телевизоров. К тому же большинство современных моделей документ-камер имеет несколько аудио-видео входов, за счет чего появилась возможность использовать их в качестве мультимедийного коммутатора. Но и это еще не всё: при передаче изображений в компьютер Вы можете их записывать – как в формате фотографий, так и в формате видеоматериалов, а если при этом подключить микрофон – можно записывать и видео со звуком. Таким образом, урок, проведенный с использованием документ-камеры остается не только в виде план-конспекта в Ваших архивах, но и превращается в дополнительное учебное пособие, которым можно будет в дальнейшем воспользоваться еще не раз.

Рис. 2 Документ-камера

Интерактивные системы голосования. Возможности системы позволяют создавать различные типы вопросов: с одним или несколькими вариантами ответа, расстановка вариантов по какому-либо признаку, ввод ответа (без заранее заданных вариантов). Применение такой системы является надежным и достоверным способом получения ответов от большого количества респондентов и сокращает время на проверку и обработку результатов. С помощью специального оборудования и программного обеспечения в короткие сроки и исключая возможность ошибки, можно организовать проверку знаний, получить результаты опроса, тестового задания. Применение подобной системы очень важно при проведении мероприятий, где необходимо и обеспечить моментальную обратную связь с аудиторией. В образовательном процессе не требуется тратить время на проверку контрольных, а по результатам детализированного отчета определить какие именно темы вызывают наибольшее затруднения и отследить динамику успеваемости по накопленным статистическим данным.

Интерактивный планшет. Беспроводной планшет - это удобное компактное портативное устройство, обеспечивающее максимально комфортную работу. Чаще всего планшет используется как дополнение к другому оборудованию, если необходимо обеспечить свободное перемещение по аудитории. Планшет используется для удаленной работы с документами, изображениями и управления компьютерными приложениями. Он позволяет вносить необходимые изменения при работе с интерактивными досками (подписывать документы, чертить, перемещать объекты). Благодаря мобильности, интерактивный планшет в любой момент может быть передан другим участникам, что обеспечивает их вовлеченность в динамический процесс. Управляется интерактивный планшет электронным пером, а связь с компьютером осуществляется по беспроводной технологии.

Рис. 4 Интерактивный планшет

Интерактивная панель. Отличительной особенностью интерактивной панели является отсутствие клавиатуры и мыши, вместо них, используя беспроводное перо можно писать и рисовать на экране точно так же как ручкой на бумаге. Интерактивная панель в использовании очень похожа на интерактивную доску. Небольшой размер панели и система внутренней визуализации позволяют использовать ее где угодно, а данные можно проецировать на экран любых размеров. Панель можно установить вертикально, положить на поверхность или даже на колени. Портативность панели делает ее идеальными для работы в различных помещениях от небольших классов до конференц-залов. Это еще один эффективный способ увеличить взаимодействие с аудиторией и усилить восприятие излагаемой информации. Интерактивные панели также можно совмещать с некоторыми системами видеоконференций с возможностью синхронного просмотра данных на нескольких панелях, соединенных по Интернету или локальной сети.

Рис. 5 Интерактивная панель

Интерактивный стол. Этот прибор, по сути, представляет собой огромный сенсорный экран с управляющими элементами, соединенный со встроенным внутрь стола компьютером. На экран, который выглядит как столешница, передается изображение, текст, мультимедиа и таблицы, элементы управления (в том числе динамические). Встроенная система отслеживания движений позволяет управлять этими элементами прямо на поверхности экрана с помощью простого касания. Наряду с интерактивной доской, он создает возможности для быстрого доступа к информации, большой активности детей на уроке и большей степени усвояемости материала. Карты, схемы, таблицы и диаграммы становятся доступными всем участникам образовательного процесса.

Рис. 6 Интерактивные стол

Интерактивная трибуна. Для проведения презентаций, лекций, докладов в облегченной и доступной форме существует совокупность устройств, интегрированных в единое решение – интерактивная трибуна. Для продуктивной работы трибуна имеет полный набор аудио и визуальных средств передачи информации. С помощью интерактивного сенсорного дисплея осуществляется управление всеми возможностями интерактивного оборудования. К трибуне подключены микрофон и система аудио и видео воспроизведения. С помощью документ-камеры можно не отходя от трибуны демонстрировать текстовые документы или демонстрировать объемные предметы. Все возможности трибуны легко управляемы с помощью единой контрольной панели .

Рис. 7 Интерактивная трибуна

Список литературы

    Волкова Е. А. Научно-методические подходы к использованию интерактивных средств обучения в подготовке будущих учителей [Текст] / Е. А. Волкова // Научные исследования: от теории к практике: материалы III Междунар. науч.– практ. конф. (Чебоксары, 30 апр. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 174–176.

    Гузеев, В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии / В. В. Гузеев – М.; Народное образование, 2000.

    Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании.- М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 192 с.

    Красильникова В. А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учебное пособие; Оренбургский гос. ун-т. 2-е изд. перераб. И дополн. Оренбург: ОГУ, 2012. 291 с.

    Куликова Н.Ю., Полякова В.А. Использование интерактивной мультимедийной презентации на уроке как средства управления познавательной деятельностью обучающихся // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12802.

    Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). 3-е издание. – М.: ИИО РАО, 2010.

  1.  регламент использования компьютерной и мультимедийной техники в образовательном

    Регламент

    Условий государственного заказа компаниями-поставщиками интерактивного и мультимедийного оборудования ;  организация и проведение... успешной учебной деятельности в средней и старшей школе. Использование электронных образовательных ресурсов в...

  2. Программа Педагогического Калейдоскопа 2015 г. Образовательная деятельность в условиях фгос: опыт, промежуточные результаты

    Программа

    Категория участников Ответственный методист Образовательная деятельность в условиях ФГОС... образования Обзор новинок интерактивного и мультимедийного оборудования от бизнес-сообщества... знаний рефлексивной карты. Использование трёхуровневой 11-балльной...

  3. Рекомендации по организации методической работы в 2014-2015 учебном году с учителями химии Проблема в профессиональной деятельности

    Документ

    Применения интерактивного оборудования в образовательном процессе... использование интерактивных и мультимедийных средств в образовательном процессе 3. Особенности использования ... мультимедийных технологий 5. Проектная деятельность учащихся с использованием ...

  4. Образовательная деятельность для дошкольников в музее компьютерной техники

    Документ

    Информации; использования интерактивных компонентов в... принтер, телевизор, мультимедийный проектор, звуковые колонки, ... с помощью какого оборудования ? Знакомство с... учебной деятельности . Целевые ориентиры образовательной деятельности соответствуют...

  5. Планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения; мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса

    Документ

    ... использовании интерактивных мультимедийных учебных программ; обеспечение смены образовательной ... Использование интерактивного оборудования в образовательном процессе. Часть II. Из практики использования интерактивных досок разных типов в образовательных ...



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта