Главная » Несъедобные грибы » Издательство родная ладога. Московский Кремль

Издательство родная ладога. Московский Кремль

Попавшие 7 ноября 1941 года на Красную площадь люди не узнали ставшего уже привычным облика Московского Кремля. Еще летом его как следует замаскировали, опасаясь ударов фашистской авиации, а специально перед легендарным парадом - демаскировали. И почти сразу же после того, как по Красной площади прошли полки Красной Армии, прямиком отправлявшиеся на передовую, снова укрыли фанерными маскирующими щитами.

Сталинский лауреат

После нападения Германии на СССР началась серьезная подготовка Московского Кремля и других объектов к маскировочным работам. Руководство страны небезосновательно опасалось бомбардировок Москвы - как показали дальнейшие события, эта угроза была абсолютно реальной. 28 июня 1941 года фашисты взяли Минск. Это заставило форсировать многие работы, в том числе и те, что касались маскировки. По распоряжению высшего руководства комендант Московского Кремля генерал-майор Николай Спиридонов пригласил для разработки и осуществления проекта защиты лауреата Сталинской премии академика Бориса Иофана.

«К начальным работам по маскировке Московского Кремля приступили уже 28 июня, - рассказывает старший научный сотрудник Центра по связям с прессой и общественностью Федеральной службы Охраны (ФСО) РФ Ольга Кайкова. - План был утвержден уже 14 июля 1941 года. Маскировали башни Кремля и сам Кремль очень тщательно, была разработана целая система, позволяющая сделать их незаметными для врага. Борис Михайлович Иофан, возглавлявший эти работы, за короткое время создал серию эскизов для маскировки Кремля».

Кайкова продолжает: «Была проделана гигантская работа. На каждое кремлевское здание и сооружение подготовили отдельный эскиз - всего их было около двадцати. Часть эскизов и рабочих чертежей были подписаны Иофаном 23 июля, а закончились все работы к 1 августа 1941 года. Сложность их состояла в том, что Кремль своеобразен по своей архитектуре, он имеет особую форму, очень выделяется на местности и с воздуха хорошо просматривается».

Дом с мезонином имени Ленина

Кстати, выбор кандидатуры для осуществления задуманного был неслучаен. Именно архитектор Борис Иофан был автором грандиозного проекта Дворца Советов (правда, так и не осуществленного из-за начавшейся войны). И маскировка Кремля ему и возглавляемой им группе архитекторов удалась на славу. Надо заметить, что в силу серьезности положения и большой вероятности бомбардировок работы по проектированию начались одновременно с покраской зданий в маскирующие тона.

Не хватило буквально недели: работы еще были не закончены, когда в ночь на 22 июля Москва и Кремль подверглись бомбардировке фашистской авиацией. Одна бомба попала (но не взорвалась) в Большой Кремлевский Дворец. Вместе с тем работы по «исчезновению» построек продолжались.

«Разрабатывали схемы маскировки целыми участками, - продолжает Ольга Константиновна. - Например, среди прочего имелся план маскировки кремлевской стены, которая выходит на Красную площадь. В этот же участок попадала Спасская башня и все те здания, которые просматриваются с этой стороны».

Проект предусматривал два варианта. Первый сводился к плоскостной имитации и предусматривал перекраску фасадов и крыш - купола всех кремлевских храмов (Ивана Великого, Успенского, Архангельского, Благовещенского соборов) были полностью закрашены. По индивидуальным эскизам выбирались неброские, преимущественно серые тона, чтобы с воздуха они «растворились» и были невосприимчивы для глаза. Спасская башня и Кремлевская стена были замаскированы под жилые кварталы: на стенах были нарисованы ложные окна, по крышам шла темная полоса, и это выглядело с воздуха как дорога. То есть все делалось для того, чтобы максимально запутать и дезориентировать противника.

Второй вариант предусматривал объемную маскировку. По наружному контуру Александровского сада выстроили ложный квартал. Территория Тайницкого сада и вся Красная площадь была застроена такими же макетами. Мавзолей тоже был преобразован в небольшой жилой дом с мезонином. Идея состояла в том, чтобы скрыть Кремль и создать на его месте имитацию обычных жилых кварталов.

Фанерные чехлы для рубиновых звезд

Рубиновые звезды на кремлевских башнях и соборные кресты убрали в фанерные чехлы, а сами башни выкрасили таким образом, что с высоты они абсолютно не выделялись на общем фоне. В этом и заключалось искусство маскировки - благодаря художественному преобразованию эти величественные строения совершенно не просматривались как башни. Верхняя часть Спасской башни, например, была выкрашена в темные тона и с большой высоты «съедалась», не определялась с воздуха. А нижняя была замаскирована под жилой дом. Таким образом был преображен весь Кремль.

Грязно-серыми красками раскрасили для немецкой авиации все зеленые крыши кремлевских зданий (которых в Москве практически нигде больше не было) и даже саму Красную площадь, так что сверху она выглядела кварталом жилых домов. Можно только представить, какая это была гигантская работа, ведь площадь только самого Кремля составляет 28 гектаров.

Фото: Анатолий Гаранин / РИА Новости

Была предпринята удачная попытка изменить ориентиры на Москве-реке. Для этого «убрали» с помощью той же специальной раскраски Большой Москворецкий и Большой Каменный мосты. А между ними появился макет другого, несуществующего моста.

Все работы вели солдаты кремлевского полка специального назначения, за каждым взводом которого был закреплен определенный объект. По понятным причинам особое беспокойство руководства вызывали высотные строения Кремля. Самая высокая на его территории 82-метровая колокольня Ивана Великого благодаря мастерству Бориса Иофана преобразилась так, что визуально различима была лишь с высоты ста метров.

Здания-призраки

Как бы ни маскировали Московский Кремль, летчики немецкой авиации все-таки могли отыскать его по характерной треугольной форме и отсутствию теней у некоторых нарисованных на его площадях (в том числе и на Красной) «жилых домов». Тени давали лишь естественные постройки Кремля да здания-призраки из фанеры. А так как за восемь бомбардировок с фашистских самолетов было сброшено довольно большое количество осветительных бомб (на дневные акции немцы не решались), сразу становились видны примерные очертания того, что было за кремлевской стеной.

Одних только зажигательных бомб на Кремль было сброшено полторы сотни. Комплекс кремлевских храмов - это святое, намоленное за сотни лет место. Может быть, именно поэтому часть смертельного груза просто не взорвалась. Нацисты бомбардировали Кремль фугасными бомбами и даже бочками с нефтью, однако особых разрушений и ни одного пожара на его территории не произошло.

Маскировали не только сам Кремль, но и здания и объекты, находящиеся рядом: Манеж, Исторический музей, Большой театр. Надо отдать должное академику Борису Иофану и его группе архитекторов: по воспоминаниям одного из немецких асов, бомбивших Москву, летчики люфтваффе были порядком сбиты с толку маскировкой «сердца Москвы». Найти Кремль авиаторам в конечном итоге все-таки удалось, но с большим трудом.

Фото: Александр Устинов / РИА Новости

«Госприемку» комплекса маскировочных работ в конце июля устроил старший офицер госбезопасности Николай Шпигов (впоследствии генерал-майор КГБ). Облетев Москву и ее исторический центр на высоте тысячи метров, Николай Семенович по достоинству оценил все сделанное архитекторами и остался доволен.

Незлатые купола

К слову, за все восемь бомбардировок немцам лишь однажды удалось нанести Кремлю более или менее значительный урон. Во время одного из налетов бомба весом в тонну упала во двор Арсенала. Разрушенным оказался гараж особого назначения (ГОН) и восточная часть Арсенала. Но главное - погиб целый взвод красноармейцев, не успевших эвакуироваться в бомбоубежище, многие были ранены.

Лишь незадолго до легендарного парада Победы, состоявшегося 24 июня 1945 года, маскировку Кремля и окрестных построек окончательно демонтировали. В апреле 45-го в Мавзолей вернули тело вождя мировой революции. Те, кто занимался восстановлением первоначального облика Кремля, столкнулись с серьезной проблемой: за время войны серая краска, которой покрыли кремлевские храмы, намертво въелась в наружное покрытие куполов. Но и эту проблему вскоре решили.

Кстати, бытует легенда, согласно которой точную копию Кремля из фанеры построили на Ходынском поле столицы. Так это или нет - доподлинно не известно: архивных документов, свидетельствующих об этом, не существует, а специалисты не дают однозначного ответа.

В ночь с 21 на 22 июля 1941 года в небе Москвы появились самолеты со свастикой. Это был самый первый налет вражеской авиации на столицу. И самой первой их целью был Кремль, они сразу направились к центру, прямо в сердце города.

Но представьте себе растерянность немецких летчиков, которые, прилетев к Кремлю… не нашли его. Ни Кремля, ни Мавзолея, ни Красной площади. Огромная территория почти в 28 гектаров с двадцатью башнями, с сияющими куполами храмов и сверкающими звездами исчезла. Испарилась! На ее месте был обычный город — крыши домов, дороги. Ничего примечательного.


Сбитый Юнкерс. Москва, площадь Свердлова (Театральная), июль 1941 года.

Не заметить Кремль было невозможно: с высоты он имеет вид треугольника, это великолепный (увы) ориентир для пилотов, так же, как и театр Советской Армии, представлявший ту же опасность в военные годы.

Здание театра, выстроенное в форме звезды, стало тогда любимым ориентиром для фашистских самолетов – каждый из ее пяти лучей был направлен на один из московских вокзалов, бомбить которые не составляло труда.

Уже в июне 1941-го встал вопрос спасения столицы: было ясно, что Москву в ближайшее время начнут бомбить. Город окружили ПВО, подготовили бомбоубежища для жителей, светомаскировку, а вот что делать с памятниками архитектуры и, главное, с Кремлем, никто не знал.


Борис Иофан, Вера Мухина, 1936 год.

Уникальный план, спасший Москву от разрушения, предложил Борис Иофан – знаменитый архитектор, один из создателей памятника «Рабочий и колхозница», автор проекта Дома на набережной и Дворца Советов на месте Храма Христа Спасителя. Его идея была проста и гениальна: Кремль и самые ценные объекты надо было замаскировать. Скрыть с глаз, изменить до неузнаваемости.

Несмотря на абсурдность плана, времени на размышления не было. Разрисовывали вручную, в кратчайшие сроки. Перекрасили в темный цвет золотые купола храмов, на рубиновые звезды надели чехлы, а кремлевские стены замаскировали под жилые здания.


Женщины наносят маскировку на Манежную площадь в Москве. 1941 год. Фото М. Бурк-Уайт.

Мавзолей стилизовали под милый старомосковский особняк – накрыли его крышей с мезонином и дорисовали колонны. Самого великого квартиранта отправили спецпоездом в Тюмень – домой Ильич вернулся лишь весной 1945 года – как положено, «вечно живым» и невредимым.

Кроме «расписной» маскировки была еще и маскировка ложная — когда при помощи ложных объектов менялась планировка улиц, а с помощью маскировочных сеток — силуэты зданий. Несуществующие дороги, фальшивые мосты, дома-призраки — всё это появилось в Москве за считанные дни.


Закамуфлированное здание Большого театра. 1941 год. Фото А. Красавина.

Уже после первого налета было ясно — план работает. Гитлеровские летчики путались, «новая Москва» вводила их в ступор. Днем они прилетать не решались, ПВО работала блестяще, а вот ночами бомбили по нескольку часов, но бесцельно, наугад. Да и ночью было сложно — ослепляющие лучи прожекторов, непрекращающийся зенитный огонь, ложное освещение ложных объектов…

Достаточно сказать, что за четыре года войны Москву бомбили 141 раз, из них Кремль — всего восемь. Правда, в 1945-м возникла новая проблема — черная краска так вьелась в купола, что сделать ее снова златоглавой к Параду Победы не успели…

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Через несколько дней в Москве состоится праздничный парад. К Дню Победы уже обновили брусчатку на Красной площади, навели лоск на башни Кремля. Мало кто знает, что в годы войны средневековая крепость, символ страны, должна была «тряхнуть стариной» - вновь подставить свои мощные стены под удар врага, стать одним из рубежей обороны в столице.

О том, как кремлёвские памятники, храмы и правительственные здания готовили к войне, охраняли, спасали от фашистских бомбёжек, о том, как собирались бить немецкие танки прямо на Красной площади, рассказывают авторы книги «Московский Кремль в годы Великой Отечественной войны». Книга станет подарком ветеранам и гостям Парада Победы. В ней собраны уникальные воспоминания, фотографии и документы. Мы публикуем часть из них.

Что было слышно о войне?

К концу 30-х годов неизбежность большой войны, в которую, скорее всего, «втянется» и Советский Союз, была очевидна. Развёртывание частей противовоздушной обороны 1-го корпуса ПВО в Москве началось в первой половине января 1941 года. В пределах Садового кольца на крышах нескольких зданий на дежурство встал зенитно-пулемётный полк. В Кремле для бойцов подразделений комендатуры и полка специального назначения чуть ли не ежедневными стали полевые учения, боевые стрельбы и учебные тревоги. Так, например, 26 марта 1941 года отрабатывали светомаскировку. Вместо 5 минут норматива окна зашторивали… целый час, и то кое-как. Здания продолжали «светиться».

В 8.30 утра 22 июня комендант подписал приказ, которым вводился режим усиленной охраны и обороны объекта. Личный состав Полка специального назначения, отдельной транспортной роты, военно-пожарной команды, составляющих военный гарнизон Московского Кремля, был переведён на казарменное положение. С 20 июля на него же перевели и вольнонаёмных сотрудников комендатуры - без права выхода с территории Кремля.

Вермахт безудержно продвигался к Москве. С июля из кремлёвских бойцов на всякий случай начали формировать группы истребителей танков, которые вооружили противотанковыми ружьями. А в сентябре 1941 года гарнизон начал готовиться к действиям в окружении и боям непосредственно на территории охраняемого объекта.

Кто хотел подложить динамит?

Резервный узел связи в начале войны на какое-то время разместили… в Царь-колоколе. То есть в колокол (и из него) в этом смысле слова можно было позвонить. Подступы к Кремлю были разделены на сектора, на стенах и в башнях разместили пулемётные гнёзда. В случае попытки прорыва через ворота Боровицкой, Троицкой, Никольской или Спасской башни прямой наводкой противника должны были встретить орудия двух зенитных батарей. Пушки с конца июля стояли в Большом сквере у 14-го корпуса Кремля. Сегодня это здание Администрации президента. 10 октября 1941 года комендант сообщил своему начальству о готовности на крайний случай взорвать некоторые здания и объекты внутри крепости. Для этого он просил выделить четыре тонны взрывчатки, детонаторы и бикфордов шнур.

Почему он стал разноцветным?

Первую воздушную тревогу в Москве пришлось объявить уже на третий день войны. Но в начале немецкие асы летали только на разведку. Кстати, для ориентировки шофёров в тёмное время суток на стенах в арках Спасских, Боровицких и Арсенальных ворот краской были нарисованы белые полосы. Через неделю после начала войны перестали играть куранты на Спасской башне. К середине июля в кремлёвских зданиях закончили оклейку окон полосками материи крест-накрест.

Тем временем 26 июня комендант Николай Спиридонов предложил приступить к маскировке объекта, чтобы затруднить поиск центра Москвы с воздуха и уменьшить возможность прицельного бомбометания. К записке на имя главы НКВД Лаврентия Берия прилагались срочно подготовленные группой академика архитектуры Бориса Иофана рисунки и планы. К работам приступили 28 июня. На площадях с обеих сторон крепостных стен рисовали крыши зданий и улицы, возводили фальшстроения из фанеры и полотнищ, раскрашенных под крыши, - создавались ложные городские кварталы. Красные крепостные стены, жёлтые фасады зданий и зелёные кремлёвские крыши перекрашивались в разные цвета. Макет здания возвели над Мавзолеем. Особо пришлось потрудиться над колокольней Ивана Великого, которая в то время была одним из самых высоких зданий в Москве. Колокольню, а также храмы и их позолоченные купола покрасили в защитный цвет, кресты сняли, рубиновые звёзды на башнях закрыли деревянными коробами. Но сделать Кремль совершенно невидимым было невозможно.

Как немцы целились в Сталина?

Первые бомбы на территории Кремля упали через месяц после начала войны, в ночь на 22 июля. Налёт длился шесть часов. Несмотря на то что часть самолётов удалось сбить или отогнать от столицы, на город в эту ночь упали 1521 фугасная и 56 620 зажигательных авиабомб, пострадали 6380 человек, из них 1327 погибли. Одна из фугасных бомб весом 250 кг попала в Большой Кремлёвский дворец, пробила крышу и потолочное перекрытие Георгиевского зала. Но каким-то чудом не взорвалась. Развалившись на части, она упала на пол зала, оставив в нём бесформенную воронку. На чердаке дворца нашли и не сработавшую термитную (зажигательную) бомбу весом 1 кг. Во время первого налёта Кремль почти не пострадал, хотя на его территорию упало и сработало ещё несколько бомб. Жертв и серьёзных разрушений в крепости не было до ночи на 12 августа, когда немцы разыграли невиданное представление. Через полчаса после полуночи в небе над центром Москвы появился одномоторный самолёт. Видимо, на подлёте к столице его приняли за свой истребитель и огня не открыли. Он отыскал Кремль, «накрутил» над ним в небе два круга дымовой полосы с перекрестием в центре и улетел. Вскоре появились бомбовозы, которые начали сбрасывать в этот прицел свой смертельный груз. Две бомбы легли в цель. Одна из них - 1000-килограммовый фугас - угодила в здание Арсенала, полностью разрушив его восточную часть. Серьёзно пострадали расположенный во дворе Арсенала Малый (сталинский) гараж, общежития подразделений гарнизона; тела 13 человек после этого взрыва просто не нашли. Оконные переплёты после налёта пришлось менять и в кабинете Сталина в здании бывшего Сената.

С 21 июля 1941-го до середины 1942 года, когда закончились наиболее интенсивные бомбардировки, город пережил 95 ночных и 30 дневных налётов. В них участвовало 7202 самолёта, но к столице через истребителей, зенитный огонь и аэростаты удалось прорваться лишь 388. 29 марта 1942 года на территорию Кремля упала последняя бомба. 15 апреля кремлёвцы разобрали маскировку Мавзолея, у его дверей опять появился пост № 1. Тем не менее налёты продолжались до августа 1943 года, опасность бомбардировок сохранялась аж до конца 1944 года.

Куда дели золото СССР?

Уже в июне 1941 года зашла речь об эвакуации из Москвы советского руководства и сокровищ, которые хранились в кремлёвских подвалах, - запасов драгоценных металлов и камней, Алмазного фонда СССР и ценностей Оружейной палаты Кремля. К 5 июля первый груз, упакованный в 277 ящиков, был отправлен в Свердловск. 4 июля в Тюмень отправился специальный эшелон с телом Ленина. С 5 июля 1941 года началась эвакуация из Москвы семей начальствующего состава и сотрудников комендатуры и 1-го отдела (госохрана) Наркомата госбезопасности в Куйбышев. На Волгу должно было переехать всё советское правительство, для его эвакуации одновременно разрабатывался план передвижения на самолётах, по железной дороге и на автомобилях. В последнем случае колонна растянулась бы на 5 км. Для отражения воздушного нападения противника в ней предусматривалось нахождение четырёх 37-миллиметровых зенитных орудий, а с воздуха караван должен был прикрывать полк истребительной авиации. Но Сталин, как известно, в последний момент решил остаться в Москве.

Где было убежище вождя?

Интересный факт: машины, которые не подлежали досмотру, в том числе и автомобиль Сталина, тоже передвигались по Москве в ночное время без света фар. Водители при приближении к постам изнутри фонариком подсвечивали пропуск на ветровом стекле. Сотрудникам госохраны приходилось учитывать и возросшую опасность покушений. Кстати, своего бункера для первых лиц в Кремле на случай бомбёжек в начале войны не было. 22 июня руководство НКВД начало срочно подыскивать подходящие помещения. Буквально за 4 дня в резервную резиденцию для высшего руководства страны превратили особняк на улице Кирова (сегодня - Мясницкая). Из здания в считаные часы выселили детский туберкулёзный диспансер. Особняк находился рядом со зданием Штаба, подвалы которого были настоящим бункером с выходом в тоннель метро прямо у станции «Кировская» (сегодня - «Чистые пруды»). На платформе станции устроили ещё один кабинет для Сталина, приёмную и помещения для помощников и охраны.

Когда вернулся Ленин?

В начале октября в Кремле, как и во всей столице, начались перебои с подачей газа, электричества и воды. Есть свидетельства, что с января 1942 года услугами Центральных городских бань, без огласки, пришлось пользоваться и руководству СССР. Все охранные мероприятия в годы войны готовились в условиях строжайшей тайны. Иногда доходило и до прямой дезинформации противника. Так, 6 ноября 1942 года в Большом театре должно было пройти торжественное заседание в честь 25-й годовщины революции. Приглашения выдавались заранее. И даже рядовые сотрудники охраны узнали лишь в последний момент: заседание на самом деле пройдёт в Большом Кремлёвском дворце. Об этой истории напоминает курьёз - картина «Гимн Октябрю» художника А. Герасимова: в президиуме сидят руководители Советского государства, с трибуны выступает товарищ Сталин. Но трибуна, если присмотреться, стоит… на сцене Большого театра.

В историю, конечно же, вошло торжественное заседание 1941 года, которое провели на платформе станции метро «Маяковская». Охрана была не только наверху, в городе, но и в тоннелях метро - их на подходах к станции перекрывали автоматчики. У самой платформы стояли два поезда. На одном из них за 5 минут до начала заседания на «Маяковскую» приехало высшее руководство. В другом были организованы буфет, гардероб, пункт связи, а на открытой платформе находился оркестр. Ещё одно испытание сотрудникам кремлёвской охраны пришлось пережить на следующий день - 7 ноября 1941 года - во время традиционного парада на Красной площади. Благодаря рассекреченным документам сегодня известно, что парад длился считаные минуты: начался в 9.00, а в 9.25 охрана с площади уже была снята. А войск на параде было так мало, что позже к записи добавляли кадры с подразделениями, марширующими по Красной площади в другие дни. Выступление Сталина на параде транслировалось в радиоэфире. А вот кинозапись, которую включили в фильм «Разгром немецко-фашистских захватчиков под Москвой», пришлось делать позже. В Свердловском (Екатерининском) зале Кремля Сталин произнёс речь на фоне специальной ширмы, имитирующей Мавзолей. Показать, что страна жива и способна даже на парады, было очень важно. Но парад в Москве мог оказаться под угрозой срыва из-за диверсии или налёта вражеской авиации. Поэтому в Куйбышеве 7 ноября на час позже московского прошёл ещё и парад-дублёр - в случае чего радиотрансляция велась бы оттуда.

Осадное положение в Москве отменили 7 января 1942 года. В июне 1944 года москвичи обратили внимание, что по крайней мере днём в Кремле перестали запирать ворота Боровицкой и Спасской башен. В конце февраля 1945 года в Москву вернули тело Ленина. А 1 мая 1945 года впервые за годы войны на башнях Кремля расчехлили и зажгли звёзды. Но, как выяснилось, после всех военных передряг им надо было менять потрескавшиеся стёкла.

За помощь в подготовке материала редакция благодарит официального представителя ФСО России Сергея Девятова и сотрудника Центра по связям с прессой и общественностью ФСО России Валентина Жиляева.

Одна из самых засекреченных страниц Великой Отечественной - защита центра Москвы от налётов фашистской авиации . В первые же дни войны комендант Московского Кремля генерал-майор Николай Спиридонов в секретной записке на имя Берии предложил безотлагательно приступить к маскировке Кремля и прилегающих к нему территорий. Выполняя «особое правительственное задание», группа архитекторов и инженеров под руководством академика Бориса Иофана разработала фантастический для того времени проект.

В этой скромной папке – документы, которые очень долго были закрытыми. 28 чертежей, рисунков, схем, личные пометки архитектора Бориса Иофана, исчерканные, разноцветные, словно из детской раскраски – здания главной резиденции страны. Московский Кремль так превращали в невидимку.

«Мы должны были этой работой немецкой авиации затруднить поиск Московского Кремля на фоне города Москвы», - объясняет сотрудник Центра по связям с прессой и общественностью ФСО России Валентин Жиляев.

Но как спрятать эту, совсем не иголку, территория – огромная, 28 гектаров, форма - известна и хороша видна сверху - треугольник. Что делать с зелеными крышами – для немецкой авиации – цвет все равно, что маяк – таких крыш и таких желтых зданий в Москве почти не было.

Перекрашивать, - это первый вариант маскировки - плоскостной, стали быстро – уже был взят Минск. Основная нагрузка - на комендатуре Кремля, свой объект – у каждого взвода полка специального назначения. И только на таких сложных, как колокольня Ивана Великого, одном из самых высоких тогда сооружений в Москве, работали альпинисты. Замаскировать все – к первой бомбардировке не успели, ровно через месяц после начала войны в ночь на 22 июля бомба в 250 килограммов попадает в Большой Кремлевский Дворец, между вторым и третьим окнами, но не взрывается.

«Это чудо, по всей видимости, попав в балку на чердаке Георгиевского зала, немного изменила траекторию, пробила крышу и ударилась об пол Георгиевского зала», - рассказывает Валентин Жиляев.

Звезды на Кремлевских башнях погасли почти сразу – их зачехлили, золотые главы Кремлевских соборов покрасили, зубцы стен накрыли фанерой, на самих стенах нарисовали окна и двери. Под номером шесть – эскиз маскировки Арсенала, зенитные пулеметы на его крыше появились уже через неделю после начала войны, но это здание пострадает больше всего – разрушен сталинский гараж, почти полностью - восточная часть Арсенала.

«Когда бомба попала во двор Арсенала, тонная бомба, в то время, когда подразделения выдвигались: кто в метро, кто в щель, бомбоубежищ не было, здесь и погибло сразу 46 человек», - отмечает Валентин Жиляев.

Ночные бомбардировки, на дневные - немцы не отважились, строились по классическому принципу. Одна или две осветительные бомбы, потом – остальные, но ни один снаряд не поразил ни первый корпус Кремля, где рабочий кабинет Сталина, ни Мавзолей Ленина, а это были главные цели противника. Обнаружить их – даже при хорошей погоде – фашистским летчикам было непросто, маскировка спутала карты, в Кремле появились здания-призраки.

«Это объемная маскировка – двухэтажное деревянное сооружение, эффект об объемной маскировки был очень сильный, потому что это настоящие здания, они давали тенеобразования», - объясняет Валентин Жиляев.

К мавзолею, откуда тело Ленина уже 3 июля было эвакуировано, достраивают еще два этажа. Всю деревянную конструкцию соединяют с первым корпусом. Таким, в упаковке, невидимым, он простоит долго, откроют его – перед главным советским праздником. Несмотря ни на что, торжество 7 ноября 41-го должно было состояться.

За сутки до парада, 6 ноября 41-го, маскировку сняли. Cердце советской страны – Мавзолей, на несколько часов приобрел свой настоящий облик. Риск, конечно, был, но, как сказал тогда Сталин: «Даже погода помогает большевикам». Целых три дня была нелетной.

Фантастический проект по исчезновению с лица Москвы – Кремля – сработал. Пятнадцать разного калибра фугасных бомб, более 150 зажигалок – Московский Кремль бомбили восемь раз, сбрасывали даже бочку с нефтью, – но ни одного пожара, ни одного непоправимого разрушения. Правда, в конце победного 45-го комендатура Кремля столкнулась с другой проблемой - сделать Москву вновь златоглавой оказалось непросто – за четыре военных года краска въелась в купола.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГКО "О СОЗДАНИИ СЛУЖБЫ МАСКИРОВКИ ПРИ МОСКОВСКОМ СОВЕТЕ"

1. Разрешить Московскому совету создать из архитекторов и художников службу маскировки наиболее важных объектов г. Москвы. Оплату работы этой службы произвести за счет бюджета Московского совета.
2. Обязать службу маскировки Московского совета обеспечить маскировку таких объектов, как оборонные заводы, водопроводные станции, Кремль, Центральный телеграф, нефтехранилища и городские мосты.
3. Обязать соответствующие наркоматы провести все необходимые работы по маскировке своих объектов по указаниям службы маскировки при Московском совете. Разрешить наркоматам и ведомствам тратить средства за счет общих капиталовложений на маскировку своих объектов.
4. Обязать Наркомат химической промышленности - т. Денисова выделить по заявке Московского совета необходимое количество красок для маскировки военных объектов.
5. Обязать Наркомат обороны оказать полное содействие службе маскировки в проведении маскировочных работ на важнейших объектах г. Москвы.

Зам. Председателя
Государственного
Комитета Обороны

В. Молотов

Первую воздушную тревогу в Москве пришлось объявить уже на третий день войны. Но в начале немецкие асы летали только на разведку. Кстати, для ориентировки шофёров в тёмное время суток на стенах в арках Спасских, Боровицких и Арсенальных ворот краской были нарисованы белые полосы. Через неделю после начала войны перестали играть куранты на Спасской башне. К середине июля в кремлёвских зданиях закончили оклейку окон полосками материи крест-накрест.

Уже рассекречена переписка коменданта Кремля Спиридонова и Берии. В своем рапорте от 26 июня 1941 года комендант предложил два варианта маскировки Московского Кремля. Первый предусматривал снятие крестов, уничтожение блеска позолоченных глав кремлевских соборов. Крыши и открытые фасады всех кремлевских зданий планировалось перекрасить таким образом, чтобы они выглядели как обычные дома. Второй вариант отличается от него тем, что ложные городские кварталы должны были устраивать комбинацией различных макетов и через Москву-реку для дезориентирования наблюдателя противника устраивается ложный мост.

“Маскировка, - писал Спиридонов, - затруднит противнику при подлете отыскание Кремля на фоне Москвы и уменьшит возможность прицельного бомбометания с пикирования по отдельным зданиям Кремля”. 14 июля был готов проект, в котором использовали элементы обоих вариантов маскировок. И уже 29 июля с самолета “Дуглас” замаскированный Кремль осмотрели советские чекисты во главе с майором госбезопасности Шпиговым и вынесли свой вердикт: “Окраска кремлевских стен и фасадов кремлевских зданий под перспективу города дает положительные результаты. Немаскированные здания (корпус в„–1, Большой Кремлевский дворец, Иван Великий и пр.) резко выделяются и подлежат обязательной перекраске... Резко демаскирует Кремль Александровский сад, который необходимо застроить макетами, разрезать дорогами и тем самым уничтожить однотипный массив зелени...”

"...предлагал безотлагательно приступить к маскировке Московского Кремля и прилегающих к нему территорий. В документе предполагалось:
- затруднить противнику при подлёте отыскание Кремля на фоне города Москвы;
- уменьшить возможность прицельного бомбометания с пикированием по отдельным зданиям Кремля.

К записке прилагался проект плана маскировки Московского Кремля, подготовленный группой академика архитектуры Бориса Иофана4. Хотя представленный план был утверждён только 14 июля 1941 года, фактически к работам приступили ещё 28 июня, а закончили их к 1 августа. Маскировку Кремля проводило УКМ, прилегающих территорий и зданий (Красная площадь, ГУМ, Манеж) - Моссовет и соответствующие ведомства, занимавшие здания. План маскировки Московского Кремля предусматривал два варианта действий. Первый вариант - плоскостная имитация: в основном перекраска крыш и открытых фасадов всех кремлёвских зданий и стен для создания на них перспективного вида городских зданий, что стало немедленно реализовываться. Кремлёвские звёзды выключили (впоследствии их закрыли деревянными щитами), замаскировали позолоченные купола при помощи декоративных мероприятий, сняли кресты. Была проведена имитационная окраска и присыпка городских кварталов на Манежной и Красной площади, на Ивановской площади в Кремле. Перекрашены фасады дома в„– 2 Наркомата обороны и ГУМа. Второй вариант действий предусматривал проведение объёмной имитации. Чтобы дезориентировать противника, выстраивались ложные городские кварталы с комбинацией различных макетов по типу городских зданий: в Александровском саду (по наружному контуру), на территории Красной площади, Тайницкого сада и откоса, Большого сквера в Кремле. Над Мавзолеем возвели макет городского здания, примыкающего к кремлёвскому корпусу в„– 1. Часть Тайницкого сада и трибуны Мавзолея перекрыли подвешенными полотнищами, раскрашенными под крыши зданий. ..."

Гриф секретности с подлинных эскизов и чертежей, по которым выполнялась маскировка Московского Кремля, был снят совсем недавно. Эскизы были подготовлены группой архитекторов под руководством Бориса Михайловича Иофана, талантливого архитектора, лауреата Сталинской премии. Широко известны его проекты — «Дом на набережной» в Москве, павильоны СССР на всемирных выставках в Париже и Нью-Йорке, станция метро «Бауманская», комплексы институтов и жилых массивов в столице и другие замечательные работы. Но мало кто знает, что в годы Великой Отечественной войны группа архитекторов под его руководством в кратчайшие сроки разработала план маскировки одного из самых известных и при этом самых закрытых объектов нашей страны — Московского Кремля. Этот план до сих пор хранится в Инженерно-техническом архиве ФСО России и представляет собой кальки и чертежи, выполненные вручную, причем некоторые из которых достигают нескольких метров в длину.

Первый раз они демонстрировались широкой публике в виде копий в 2010 году на выставке «Армия и общество» в Центральном Манеже. Затем часть эскизов была опубликована в книге «Московский Кремль в годы Великой Отечественной войны», вышедшей в 2010 году. В последующие годы на различных выставках экспонировались копии и даже подлинные эскизы чертежей, и можно с уверенностью утверждать, что они — уникальный исторический источник, благодаря которому сегодня мы можем представить облик Кремля военной поры практически во всех деталях.

Впервые идею создания системы маскировки для Московского Кремля выдвинул его комендант — генерал-майор Николай Кириллович Спиридонов. В мае 1939 года он подготовил записку в ЦК ВКП(б) с предложением о разработке мер по маскировке и организации воздушной обороны объекта. Он совершенно обоснованно считал, что Кремль, который является государственной резиденцией, в случае ведения боевых действий неизбежно станет объектом вражеского нападения с воздуха. Цель неприятеля здесь ясна и очевидна — нарушение руководства всей страной. Комендант предложил усилить противовоздушную оборону центра столицы и Московского Кремля, а также разработать его маскировку «в целях приспособления его к предстоящим военным действиям». Однако руководство государства, как ни странно, отреагировало на это обращение крайне сдержанно, и никаких практических действий не последовало.

В первой половине января 1941 года началось развертывание средств ПВО в столице. 54 боевые позиции были размещены в пределах Садового кольца в непосредственной близости от Московского Кремля (на Тверском бульваре, Охотном ряду, на улице Горького и Арбате и в других местах). Но началась война, и первые же бомбардировки Москвы летом 1941-го показали, что это не сделало небо безопасным. Удивительно, но к началу войны не существовало ни системы эффективной и надежной воздушной обороны Кремля, ни даже проектов его маскировки. Все эти столь важные, казалось бы, работы развернулись уже после нападения фашистской Германии на Советский Союз.

26 июня 1941 года, спустя четыре дня после начала войны, комендант Московского Кремля Н. К. Спиридонов снова представил соответствующую записку, на этот раз — заместителю Председателя СНК СССР, наркому внутренних дел СССР Лаврентию Павловичу Берии. Он предлагал безотлагательно приступить к маскировке Московского Кремля и прилегающих к нему территорий. Требовалось немедленно создать условия, которые затруднили бы противнику поиск с воздуха главной резиденции советского правительства на фоне Москвы. В противном случае прицельное бомбометание по нему становилось неизбежностью. К этой записке комендант приложил проект плана маскировки Московского Кремля, подготовленный группой архитекторов академика архитектуры Б. М. Иофана.

9 июля 1941 года Государственный Комитет Обороны СССР утвердил постановление «О создании службы маскировки при Московском совете». Этот документ обязал Моссовет обеспечить маскировку таких объектов, как оборонные заводы, водопроводные станции, Кремль, Центральный телеграф, нефтехранилища и городские мосты. Уже на следующий день, 10 июля, вышло постановление СНК РСФСР «О проведении мероприятий по маскировке объектов на территории г. Москвы». И маскировка правительственной резиденции в кратчайшие сроки была выполнена силами Управления Коменданта Московского Кремля (УКМК) и военнослужащими Полка специального назначения.

Представленный план был утвержден 14 июля 1941 года, а часть эскизов, рабочих чертежей по маскировке кремлевских зданий и сооружений были подписаны Б. М. Иофаном только 23 июля, когда немцами были проведены две ночные бомбардировки столицы и Кремля. Итак, первые работы по маскировке Московского Кремля начались 28 июня, а закончились они к 1 августа.

Нужно сказать, что задачу предстояло решить тяжелейшую, поскольку Московский Кремль представлял собой весьма сложный объект.

  • Во-первых, архитектурный ансамбль крепости выделялся на фоне столицы, являясь самостоятельной территорией, отделенной от города стенами и башнями, площадями и рекой.
  • Во-вторых, наиболее характерные здания Кремля — соборы с позолоченными куполами, а они безусловно являлись прекрасным ориентиром для наведения цели с воздуха.
  • В-третьих, прочие кремлевские здания на фоне пестрых фасадов и красных крыш столицы резко выделялись однообразной окраской фасадов в светло-желтый, а крыш — только в зеленый цвет.
  • В-четвертых, из-за недостаточной плотности застройки, особенно по сравнению с прилегающими районами города, при воздушном наблюдении были видны целые фасады кремлевских зданий.
  • И наконец, в-пятых, с воздуха были прекрасно видны большие участки зеленых насаждений, ведь сады в таком количестве в центральной части Москвы отсутствовали.

Первый вариант маскировки — плоскостная имитация.

Она предполагала перекраску крыш и открытых фасадов всех кремлевских зданий и стен под городские здания, что и стало немедленно реализовываться. Раскрашивались фасады, прорисовывались целые улицы, будто бы ведущие через центр города, но проходившие на самом деле буквально через стены Кремля. Были погашены знаменитые звезды на башнях, впоследствии их закрыли деревянными щитами. С позолоченных куполов соборов сняли кресты, а блеск их был скрыт при помощи декоративных мероприятий. Провели имитационную окраску и присыпку городских кварталов на Манежной и Красной площадях, в районе Васильевского спуска и на Ивановской площади в Кремле. Даже Государственный универсальный магазин (ГУМ) и примыкающие к нему здания временно утратили свой первоначальный облик, органично влившись в иллюзию обыкновенного городского района.

Второй вариант маскировки — объемная имитация.

Чтобы дезориентировать противника, на территории объекта создавались целые ложные городские кварталы с комбинацией различных макетов. В Александровском саду (по наружному контуру), на Красной площади, в Тайницком саду и на откосе, а также в Большом сквере в Кремле выстраивались макеты зданий по типу городских. Чтобы оценить масштаб проведенных работ, достаточно представить себе, что над Мавзолеем был собран макет трехэтажного городского дома. А часть Тайницкого сада и трибуны Мавзолея перекрывались подвешенными полотнищами, раскрашенными под столичные крыши.

Вскоре центр столицы стало буквально не узнать. Эффективность маскировки оценивалась систематическим воздушным наблюдением и аэросъемкой с боевых высот. И нужно сказать, что цель была достигнута. Как плоскостная имитация, так и объемное декорирование оказались одинаково действенны и в ночных, и в дневных условиях, правда, пока только для бесснежного периода. Но очень быстро выяснилось, что объемная имитация дает больший эффект, ведь макеты отбрасывали естественную тень, что сбивало с толку немецких летчиков.

Конечно, имитацией городских кварталов дело не ограничилось. На крышах Оружейной палаты, Арсенала, Большого Кремлевского дворца и корпусов № 3 и 14 были размещены зенитные пулеметные точки, а в районе Большого сквера Кремля установлены две зенитные батареи корпуса ПВО: одна — среднего калибра, другая — мелкокалиберная. Стараясь предусмотреть и уменьшить вероятные потери, Комендатура Московского Кремля принимала все возможные превентивные меры.

Тем не менее разрушения и потери от налетов немецкой авиации стали реальностью. За годы войны Московский Кремль подвергся восьми бомбардировкам. В 1941 году — пять раз и в следующем, 1942 году — три раза. Последняя бомбардировка объекта зафиксирована 29 марта 1942 года.

Первый налет на Москву, в том числе и на Московский Кремль, был совершен в ночь с 21 на 22 июля 1941 года. Одна из бомб фугасного действия весом в 250 килограммов, начиненная аммоналом, попала в Большой Кремлевский дворец, пробив крышу и потолочное перекрытие Георгиевского зала. Но случилось чудо — бомба не взорвалась. Дойдя до пола зала, она развалилась на части, образовав бесформенную воронку. Пробитое снарядом отверстие в крыше в диаметре составило полметра, а в потолке — практически метр. Свод первого этажа под Георгиевским залом дал трещины и откол весом около 60 килограммов, однако выдержал. Конечно же, если бы произошел взрыв, то большая часть Георгиевского зала и соседних с ним помещений были бы уничтожены. Но в тот день Большой Кремлевский дворец действительно хранил кто-то свыше. Потому что на чердаке дворца была найдена другая неразорвавшаяся бомба — термитная (зажигательная) весом в один килограмм.

На склон Тайницкого сада, буквально в тридцати метрах от Большого Кремлевского дворца, упала фугасная бомба весом в 50 килограммов, которая взорвалась, не причинив никакого ущерба и лишь оставив воронку диаметров в пять, а глубиной в два метра. Кроме того, были сброшены еще несколько зажигательных бомб весом в один килограмм, но, к счастью, вреда не нанесли и были вовремя погашены. Только в районе Комендантской башни упала, ударившись о кремлевскую стену со стороны Александровского сада, наливная зажигательная бомба весом 25 килограммов, горючее из которой разбрызгалось, но не воспламенилось.

Самые сильные разрушения и большие человеческие жертвы принесли бомбардировки Кремля 12 августа и 29 октября 1941 года.

12 августа в Арсенале взрывом разрушило всю восточную часть здания, серьезно пострадали расположенный во дворе Малый гараж, общежития подразделений гарнизона, склады, столовая и кухня УКМК. В тот день пострадали 68 человек, из них 15 — убиты. 13 человек не были найдены вообще.

29 октября 1941 года, в момент выхода подразделений из Арсенала в бомбоубежище, вражеский самолет сбросил на территорию двора бомбу фугасного действия весом предположительно в 500 килограммов. Этот налет принес самые большие потери среди личного состава гарнизона. Тогда пострадали 146 человек, из них 41 человек убит, а четверо не найдены. Малый гараж был окончательно разрушен, как и помещения, расположенные на нижнем этаже Арсенала, и две арсенальные лестницы, выходящие во двор. Во внутренних помещениях возник пожар, усугубивший и без того тяжелую ситуацию.

uk-panel uk-panel-box uk-panel-box-primary">В результате за первые два года войны гарнизон Кремля потерял от бомбардировок убитыми, пропавшими без вести и умершими от ран 94 человека, были тяжело ранены 88 и легко ранены 76 человек. Стоит ли говорить, что если бы не проведенные вовремя работы по маскировке центра столицы, налетов на Кремль было бы значительно больше, а последствия их — куда печальнее?

Всего за этот тяжелый военный период к столице удалось прорваться 338 самолетам врага, что составило четыре процента от всех налетавших на город бомбардировщиков. Средствами ПВО на подступах к Москве уничтожены 1086 самолетов противника.

Безусловно, такое сравнительно малое количество долетевших до Кремля вражеских самолетов и относительно небольшие людские потери и разрушения — заслуга ПВО столицы. Но удачная маскировка, выполненная под руководством выдающегося архитектора Б. М. Иофана, и самоотверженность защитников крепости помогли сохранить ансамбль Московского Кремля со всеми его соборами, музеями, историческими и культурными ценностями.

О. К. Кайкова, Е. И. Рычкова

Материалы взяты из книг: Московский Кремль в годы Великой Отечественной войны. М., 2010; Московский Кремль — цитадель России. М., 2009; Москва военная: 1941-1945. Мемуары и архивные документы. М., 1995.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта