Татьяна Миронова
Особенности формирования лидерских качеств
Важнейшей миссией учебно-воспитательного процесса на сегодняшний день является не только всестороннее развитие личности, но и формирование личности с определенным набором лидерских качеств . Если говорить о психологическом портрете такой личности, то основными его составляющими станут такие внутриличностные особенности , как высокая адаптивность, мобильность, стабильность и устойчивость нервной системы, лабильность, гибкость в общении, хорошая переключаемость, коммуникабельность и целеустремлённость. Именно недостаток волевых качеств становится , на наш взгляд, основной причиной неудач и разочарований в себе и, как следствие, формирование его неадекватной самооценки в сторону заниженной.
Период дошкольного возраста является очень ответственным и важным в становлении личности ребенка и в целостном развитии. В этот период закладываются основные характерные черты личности ребенка, его мыслительные функции, умения работать с информацией , умение общаться со сверстниками и т. д.
Прежде чем говорить о специфике , определим, какие же качества относятся к лидерским .
Лидерские качества – это совокупность психологических качеств , умений и способностей взаимодействовать с группой, которые способны обеспечить успешное выполнение лидерских задач и функций .
Существует также мнение, что лидерские качества – это интегральные системные качества , обеспечивающие в процессе деятельности наиболее быстрое и успешное достижение общей цели в условиях конкретной ситуации.
Лидерские качества по-разному влияют на процесс развития и становления личности лидера . Но выделить одно-два качества , оказывающих главное воздействие, невозможно.
В жизни любого лидера рано или поздно возникают такие ситуации, когда могут понадобиться любые лидерские качества , представленные ниже.
Лидерские качества можно классифицировать следующим образом :
1. Личные качества лидера : знание себя, своих чувств и эмоций; готовность к риску; уверенность в себе; надежность, нормативность и последовательность; активная жизненная позиция; инициативность и умение мотивировать себя.
2. Управленческие и организационные лидерские качества : умение создать команду; способность организовать коллектив на решение поставленных задач; видение перспективы; гибкость поведения и чувствительность к ситуации; готовность поддержать в трудную минуту.
3. Психологические и социальные лидерские качества : коммуникабельность; справедливость; способность представлять и отстаивать интересы коллектива; умение создавать условия для самореализации своих последователей.
Таким, образом, существует различные точки зрения относительно того набора качеств , которым должен обладать лидер . К тому же лидер сталкивается с разносторонними проблемами и задачами и для их решения необходим широкий спектр лидерских качеств , который и позволит в итоге добиться желаемого результата.
Формирование лидерских качеств – это формирование активного отношения к жизни, развитие способности оказывать влияние на людей, превращая их в единомышленников, направляя их усилия на достижение общих социально значимых целей. Лидерская позиция характеризуется ответственным отношением к себе, другим членам группы, людям, природе, миру; готовностью взять на себя ответственность при решении проблемных ситуаций. Поэтому формирование лидерских качеств – это сложный , трудоемкий аспект организации процесса формирования лидерских качеств дошкольника , т. к. требует реальной консолидации усилий всех субъектов этого процесса, точного определения места и роли каждого из них в едином, целостном процессе становления личности ребенка.
Теперь обратимся к рассмотрению основных условий процесса формирования лидерских качеств дошкольника в рамках социокультурного пространства садика, при реализации которых данный процесс, на наш взгляд, будет проходить наиболее эффективно :
1. Формирование дошкольников качеств , присущих лидеру : выработка организаторских, управленческих качеств лидера ; выработка умения сформировать группу , сплотить ее, определить цели, поставить перед группой сверстников необходимые задачи, сформулировать основную цель – вот качества , присущие современному лидеру . В малой группе роль лидера заключается в сплочении ее участников и направлении их деятельности.
От него требуется тесное личное общение с ближайшим окружением. При этом выявляются и играют организующую роль его личные качества , умение владеть ситуацией, принимать решения, брать на себя ответственность, делать верный выбор (людей, проблем, первоочередных задач) . Одновременно лидер должен уметь удовлетворять интересы группы, не выходя за пределы права и норм и не ставя свое окружение в зависимость от своих благодеяний.
На отношения с группой и авторитет лидера оказывают значительное влияние личный стиль его поведения (авторитарный, жесткий или демократический) . Таким образом, лидер не только должен хотеть вести людей за собой, но и обладать для этого необходимыми качествами . Ведомые должны быть готовы идти за ним и выполнять намеченную им цель.
2. Анализ и учёт окружения лидера . Лидерство предполагает определенный характер ближайшего окружения. Оно должно быть отобрано по деловым, профессиональным признакам. Личная преданность – важное качество окружения , но недостаточное для современного общества. Единомыслие, взаимопонимание, интерес к делу, взаимное доверие, уверенность в правильности выбора, нравственная устойчивость, убежденность также дают право занимать место в коллективе, окружающем лидера . Член группы также должен иметь ясное представление об общем состоянии дел, которыми он занимается под руководством лидера , о своей роли, обязанностях в группе, обладать аналитическими, творческими способностями для совместной работы. В лидере как бы концентрируются качества его сподвижников . Поэтому он должен быть заинтересован в подборе людей, превосходящих его по каким-либо качествам . Отношения лидера и его коллектива – важный аспект новой, лидерской организации власти . Целеустремленность, принципиальность, сознание ответственности перед обществом, понимание его задач и запросов являются неотъемлемыми качествами лидера . Они должны быть и у его окружения. Эти качества сплачивают их так же, как общее умение вести дискуссию, сочетать стремление к самоутверждению с интересами коллектива, положительно относиться к их заслугам.
3. Учёт реалий современности. Лидер должен соответствовать требованиям времени, и не только он, но и его окружение, которое способно его понять . Это лидеры , которые призваны эффективно решать и новые проблемы, и старые, но иными методами. Он инициативны и восприимчивы к инициативе других, компетентны, толерантны к другим, целеустремлённы и дальновидны, и это именно те личности, кто действительно сможет управлять людьми в структуре учебно-воспитательного процесса.
Одна из главных задач, которая стоит перед, воспитателями - создавать ситуации, способствующие максимальному проявлению лидерского потенциала . Лидерский опыт в целом полезен человеку, потому что это опыт социально ответственного поведения, это опыт признания, это опыт проживания высокой самооценки, это моменты, когда ощущаешь себя сильным, значимым, компетентным.
Предоставляя возможность каждому ребенку осознать себя реальной частью общества со своими правами, обязанностями и их реальным, активным проявлением; наличие субъект-субъектных отношений; наличие многообразной по содержанию социально ориентированной деятельности, способствующей познанию , развитию, самореализации личности, приобретению опыта лидерского поведения ; разнообразие реализуемых дошкольниками социальных ролей (позиций, садик создает предпосылки для развития лидерских качеств дошкольников .
Вышеизложенное позволяет утверждать, что эффективное формирование лидерских качеств дошкольников осуществляется системно путем передачи обучаемым обобщенных психолого-педагогических знаний и включением их в лидерскую деятельность и отношения.
Все перечисленное убеждает в необходимости обращения серьезного внимания воспитателя к ребенку, создания условий для проявления им собственной активности и формирования его лидерских качеств . Поэтому считаем, что одна из главных задач – создание детям необходимых условий для определения себя как личности и реализации своих возможностей, для подготовки к жизни в свободном обществе, что во многом обеспечивается лидерскими качествами . Для того чтобы дети смогли в будущем эффективно использовать свои возможности, необходимо помочь им достичь такого уровня социальной зрелости, который определит их потребность развить в себе лидерские качества , занять активную жизненную позицию.
Таким образом, дошкольный возраст – это возраст интенсивного всестороннего личностного развития. Именно в этот период становления личности ребенка происходит дальнейшее расширение диапазона совместных с другими людьми действий, развиваются черты личности (организованность, позитивная направленность, целеустремленность, предприимчивость и пр., формируются жизненные ценностные ориентиры и отношения, определяющие в целом его поведение в разнообразных условиях жизнедеятельности. Ученые утверждали, что личность сама должна активно участвовать в деятельности, чтобы достичь высоких результатов, эффективно овладеть нужными знаниями, умениями, развить как можно полно свои способности и личностные свойства и качества , в том числе и лидерские .
Стать настоящим лидером мечтает каждый из нас. Ведь это открывает большие перспективы в жизни: хороший карьерный рост, высокий заработок, перспективы и власть, уважение и заслуженный пьедестал почёта. Чтобы всего этого достигнуть, необходимо ещё с детства развивать в себе лидерские качества, которые приведут к вашей мечте и послужат фундаментом для исполнения желаний.
Давайте для начала разберёмся, кто обычно возглавляет толпу? За кем, откинув лишние сомнения и страхи, идёт простой народ? Вспомним из истории всего несколько примеров: Гитлер, Сталин, Муссолини, Пиночет... Перечисляя их, мы неизменно думаем, что только трепет перед диктатором может поднять массы и повести их в бой. Но это абсолютно не так. Простые люди никогда бы не погибали только из-за своей трусости восстать и пойти против тирании. Так в чём же секрет этих жестоких и беспощадных диктаторов?
Психологи утверждают: "Чтобы повести за собой массы, нужно в первую очередь обладать яркой харизмой, индивидуальностью, иметь творческое мышление, фонтанировать идеями и уметь применять на практике чужие". Лидерские качества проявляются в упорстве и несокрушимости. Такие люди без проблем могут сплотить вокруг себя команду единомышленников, они являются целеустремлёнными и ответственными, чего и требуют от своих подчинённых. Лидеры - это не всегда тираны. Часто они бывают добрыми и благородными, такими как принцесса Диана и Нельсон Мандела, которые подкупают народ своей отзывчивостью и жертвенностью, поэтому часто становятся настоящими мучениками.
Превратить сильную личность в диктатора очень легко. Например, в обыкновенной семье родился маленький мальчик. Уже в четыре года он играет со своими родственниками в "полководца": командует и ставит условия. Взрослые умиляются: "Какой умный малыш, из него вырастет настоящий президент!". Будущий "глава государства", попав в садик, начинает применять в коллективе привычную модель поведения: он постоянно требует своего, капризничает, помыкает сверстниками. Дети от него отворачиваются. Воспитательница, которой малыш тоже пытается манипулировать, берёт его в "ежовые рукавицы" и пресекает диктаторское поведение.
Родители возмущены. Они жалуются на педагога, обвиняют его в том, что она подавляет "лидерские качества ребёнка". Что же дальше происходит с мальчиком? Он замыкается в себе, становится изгоем. Его ставят в пример - он радуется, ругают - бросает так и незаконченное до конца дело. У него нет друзей, так как он считает всех серыми бездарностями. Учёба и карьера не удаются. Разочарованные родители отворачиваются от него. Мальчик, не умеющий себя реализовать, став взрослым мужчиной, спивается или становится на преступный путь. Конечно, не всегда ситуация заканчивается так плачевно, но, как утверждают психологи, примеров такого развития событий предостаточно.
Если вы заметили, что ваше чадо склонно быть твёрдым в своих убеждениях, имеет внутренний стержень, в первую очередь направьте его энергию в правильное русло. Запишите его в спортивный кружок: физические занятия укрепят боевой дух, научат преодолевать трудности и прямо идти к цели. Кроме того, развитие лидерских качеств предусматривает и параллельное совершенство коммуникативных навыков. Чтоб научить малыша правильно общаться, с самого маленького возраста отдайте его в ясли. Если у него возникли конфликты, не вините других детей. Попробуйте спокойно разобраться в ситуации, укажите ребёнку сначала на его ошибки и попросите их исправить.
Умение грамотно общаться развивается у человека на протяжении всей жизни. Главное - чтоб первые неудачи не сломали ребёнка. Поэтому ваш мудрый анализ и спокойствие помогут ему наладить отношения со сверстниками, особенно если в коллективе сформировалось несколько лидеров, которые постоянно конфликтуют. Заостряйте внимание малыша на его индивидуальных качествах, которые отличают его от других. Но не переусердствуйте. Ребёнок не должен кичиться и хвастаться ими, а развивать, чтоб в будущем детские задатки переросли в лидерские качества подростка.
Исполнительность и целеустремлённость - то, на что следует обратить внимание малыша уже в детском саду. Формирование этих качеств будет длиться аж до конца младшей школы. Расскажите ребенку, что перед собой нужно всегда ставить задачи, а потом их достигать. При этом только упорный труд, вера в свои силы и огромное желание приведут к нужной цели.
Говорите с малышом: пусть он постоянно высказывает своё мнение и учится слушать ваше. Дети-лидеры рано начинают говорить, им интересно проводить время в обществе взрослых людей. Пользуйтесь этим. Дайте возможность чаду высказаться: так он научится формулировать свои мысли и грамотно вести беседу. Учите его при этом быть сдержанным и тактичным.
Развитие лидерских качеств в раннем детстве - это не давление на малыша и не навязывание своих идеалов, ведь так вы воспитаете тирана или безынициативного исполнителя. Это учёба, диалог, принятие общих решений, компромисс. И ещё - уже в садике научите чадо достойно и правильно проигрывать. Убедите его, что падение - стимул подняться и доказать свою силу и несокрушимость.
Повзрослев, ваши сын или дочка продолжают развивать в себе лидерские качества. Дети 12-13 лет уже умеют анализировать сложившуюся ситуацию. Стимулируйте эту черту характера. Сядьте и вместе разберитесь в том или ином событии. Пусть ребёнок разматывает эту ситуацию, как клубок с нитками, ища причины и последствия обстоятельств. Так подросток будет развивать свою память, аналитические способности и последовательность - необходимые качества для каждого взрослого лидера.
Именно в этом возрасте дети начинают сопереживать другим людям, находить слова утешения, предлагать помощь. На этом свойстве, которое называют эмпатией, вы должны сосредоточить своё внимание и помочь ребёнку проявить его в разных жизненных обстоятельствах. Будущий лидер должен быть искренним, добродетельным и понимающим, уметь сочувствовать. Эти качества, кстати, - главная составляющая эмоционального интеллекта, который сейчас за рубежом имеет большее значение при написании резюме и приёме на работу, чем уровень IQ.
Формирование лидерских качеств часто происходит под влиянием взрослых. Если папа или мама - лидер, то малышу будет легче тоже им стать. Дети склонны копировать поведение взрослых. Главное - чтобы при этом взрослые не проявляли отрицательные качества лидера, такие как диктаторство, агрессия, неуважение к подчинённым и так далее.
Работоспособность - тоже перенимается от родителей. Если вы постоянно лежите на диване и ноете, что жизнь не удалась, поверьте, ваш малыш в будущем будет поступать идентично. Если же он видит, что благополучие семьи, финансовое положение напрямую зависят от деятельности, он приложит максимум усилий для их достижения. Даже если лидер растёт в богатой семье, не стоит его баловать лишними карманными деньгами. Пусть их заработает сам: поможет отцу в гараже или маме по хозяйству. Некоторые психологи ругают такие денежно-товарные отношения между членами семьи: мол, дети вырастают с мыслью, что убирать надо не просто так, а за деньги. Другие специалисты уверены: такая ситуация лучше, чем когда подросток считает, что все вокруг ему должны.
Своим поведением и способом жизни вы можете научить малыша и другим лидерским качествам. Не ущемляйте его, пока такие "зелёные" представления о мире и жизни, наоборот, корректируйте их и оттачивайте.
Как развить лидерские качества, вы уже знаете. Что же делать, чтоб предотвратить деспотизм малыша? Во-первых, если вы заметили склонность ребёнка к командованию, обязательно его останавливайте. Во-вторых, делая это, не поддавайтесь импульсивности. Следите за интонацией голоса - она всегда должна быть спокойной. Вы непробиваемый танк, броня которого не поддаётся истерике и требованиям отпрыска. Ваши неконтролируемые эмоции - благоприятная среда для развития тиранических черт характера. Вместо этого сделайте пару глубоких вдохов, посчитайте в уме до десяти и только потом спокойно ответьте: "Мы обсудим это, когда ты успокоишься". Далее отвернитесь и оставьте малыша наедине с собой, чтоб он всё обдумал и сделал правильные выводы.
Будущий лидер должен понять, что криком и насилием он никогда ничего не добьётся. Учите его уважать мнение и потребности других людей, даже если они идут вразрез с его собственными. Пусть поймёт, что умение соглашаться и идти на уступки приведёт его к желанной цели гораздо быстрее, чем истерика и неконтролируемые эмоции.
Разновидностей руководителей очень много. Каждый получает первенство в зависимости от той позитивной черты характера, которая в нём доминирует. Теория лидерских качеств предусматривает следующие варианты вождей, тех, за кем идут и кому пытаются следовать:
Теория лидерских качеств, описанная в психологии, не подразумевает владение вашим малышом всеми качествами. Если вы заметили, что доминирует одно или два, концентрируйтесь на них. Работайте над их развитием и совершенствованием.
Основные лидерские качества закладываются ещё в раннем возрасте. Но если родители по какой-либо причине их не воспитали в ребёнке, став взрослым, он может развить их в себе самостоятельно. Например, перспективное видение. Каждый руководитель должен накапливать знания и опыт, чтоб предвидеть критическую ситуацию, уметь делать прогнозы, что очень важно в бизнесе. Умение слушать - ещё одна ценная черта характера. Прирождённый лидер должен понимать, что он не может быть экспертом во всех областях. Найти нужных сотрудников, объединить их усилия и достигнуть цели - вот главная его задача.
Настоящий руководитель всегда самокритичен. Он умеет признавать свои ошибки, извиняться, если неправ. Учиться и ещё раз учиться - основная "заповедь" лидера. Умение быть гибким, приспосабливаться, ориентироваться на новации в той или иной сфере - гарантия успеха любого предприятия. Истинный босс должен быть решительным, энергичным и мужественным. Он всегда пример для подчинённых.
Чтобы вас не только боялись и уважали, а ещё любили и ценили, нужно научиться быть щедрым. Делиться заработанным с партнёрами, поощрять премиями сотрудников - очень важные качества босса. Хорошо также, если он умеет зажигать людей, стимулировать их к работе. Не только собственная целеустремлённость, но и "огонь в глазах" подчинённых способны приносить успех и прибыль компании.
Лидерские качества руководителя - это и его позитивный взгляд на жизнь, оптимизм, юмор. Добрая шутка, умело рассказанный анекдот, весёлая история из жизни - хорошее начало рабочего дня, что создаёт в офисе приятную для деятельности атмосферу. Если вы занимаете очень высокую должность, не зазнавайтесь, не гордитесь. Умейте "выйти в народ": проведённые пикники вместе с подчинёнными, корпоративы и празднования дней рождений помогут вам в этом. Лидер всегда должен понимать, что он такой же человек, как все его сотрудники. В любой момент он может все потерять и оказаться на их месте.
Как видим, основные черты характера у будущего руководителя закладываются ещё с пелёнок. Но выявление лидерских качеств - процесс, требующий глубокого анализа, внимательности и наблюдательности. Ведь быстрота реакций и активность у младенца не всегда говорят о том, что перед вами будущий вождь. Они могут быть всего лишь последствиями активной работы нервной системы. Поэтому долго присматривайтесь к малышу, прежде чем "стругать" из него президента или министра. По статистике, лидерами могут стать только 5% малышей. Поэтому ваши лишние усилия, не приносящие результат, вызовут у вас злость и разочарование, а у чада - комплекс неполноценности и неуверенность в себе.
На семейном совете разберите по полочкам характер наследника, примите правильное решение: стоит или нет воспитывать лидера? Возможно, вашему чаду совсем это не нужно. И предел его мечтаний - тихая сельская жизнь с кучей детишек. Уважайте желания ребенка. Ведь самое главное - воспитать в нём порядочного человека, доброго и отзывчивого. Если он лидер от рождения, то его качества вождя и руководителя в любом случае когда-то проявятся.
Как развить лидерские качества? Ответ на этот вопрос интересует многих людей, поскольку для большинства обретение соответствующих навыков будет необходимо не только для работы, но и для повседневной жизни. Развитие лидерских качеств приведет к тому, что все поступающие трудности можно успешно решать, не прибегая к помощи посторонних участников.
Начать надо с того, что лидер – человек, который сможет вести за собой коллектив. Нельзя забывать о том, что роль руководителя в общем процессе производства крайне велика. Незнание принципов может привести к снижению результативности, а потому так важно разбираться в теоретическом и практическом аспектах.
Необходимо рассмотреть руководителя как человека, который сможет полноценно управлять собственной жизнью, а не безвольно плыть по течению. Конечно же, выработать в себе определенные качества не так просто, но результаты от их внедрения смогут приятно удивить.
Предназначение руководителя в головах многих людей окружено ореолом неизвестности. Многим может показаться, что просто, а результаты достигаются сами по себе. На самом деле, лидер – роль, которую хотел бы примерить каждый сотрудник, считая, что его решения смогли бы привести компанию к ошеломляющим результатам. Работа руководителя сложна и ответственна, а потому подойдет она далеко не каждому.
Развитие лидерских качеств будет полезно всем, прежде всего потому, что у человека начинает формироваться другой склад характера. У него появляется уверенность в себе, ему удается легко выходить из-под гнета стрессовых ситуаций, а жизнь начинает наполняться новыми красками. Что можно сделать, чтобы развитие лидерских качеств произошло быстро и принесло одно удовольствие?
Проактивность – одно из главных и подразумевает оно возможность самостоятельного выхода из окружающих обстоятельств и , которые будут целесообразны в текущей ситуации. Надо постоянно говорить себе о том, что жизнь легка, а все трудности, которые появляются, надо решать или мириться с ними.
Управленческие способности предполагают взятие ответственности за все те вещи, которые происходят в жизни. Если Вы постоянно устаете на работе и приходя домой начинаете ругаться со своими близкими, то искать первопричину нужно в себе.
Задача каждого руководителя – решать проблемы только через свои поведенческие реакции, не обвиняя своих сотрудников. Если Вы видите, что секретарь постоянно забывает о важном звонке, надо провести с ним беседу. В случае отсутствия результата можно смело увольнять его. Надо думать, как подняться над текущей ситуацией и изменить свои поведенческие реакции. От руководителя иногда требуется только одно – найти раздражитель и в оперативном порядке устранить его.
Постоянно доказывая себе, что мир несправедлив, ситуация не будет меняться. Надо просто попробовать предпринять какие-либо действия, помогающие выбраться из этого «кризиса». Конечно же, многие попытки не принесут должного результата, но непередаваемое чувство того, что жизнь находится под контролем, будет стимулировать на дальнейшие свершения.
Жизнь руководителя наполнена различными активностями. Можно заметить, что он постоянно чем-то занят, но эта занятость направлена на достижение конкретной цели. Конечно же, они могут быть направлены на получение выгод общего и глобального характера. Задавайте себе следующие вопросы и получите выводы:
Спросив руководителя о том, чем он занят, можно получить конкретную информацию о текущей цели. В дальнейшем, это сможет уберечь от неэффективных действий, которые возникают как на работе, так и в личной жизни. Каждая мелочь будет играть большую роль.
Развитие лидерских качеств невозможно без умения правильного построения целей и выполнения собственных обещаний. Это и отличает руководителя от рядового сотрудника. Пусть все обещания переходят в разряд целей, достижение которой крайне необходимо.
Для того чтобы определиться с перечнем приоритетных направлений деятельности, надо ответить себе на вопрос: «что принесет мне достигнутая цель?». Перед тем как начинать что-то делать, надо задать себе вопрос и обсудить его со своими коллегами. Несмотря на то, что многие решения руководителя не могут оспариваться, всегда есть случаи, когда мнение со стороны уберегает от ошибок.
Чем меньше будет лишнего, тем больше появится пространства для других дел. Некоторых работников пугает слово «цель», поскольку оно подразумевает особенную важность и глобальный характер. Если на сегодняшний день не появилась главная цель в жизни, нет точного направления движения, можно задать себе вопрос: «принесет ли мне это действие счастье?». Для многих людей счастье является универсальной целью, к которой они стремятся на протяжении всей жизни.
Нельзя забывать о том, что такие фразы как «я не знаю, как это сделать» или «что будет, если что-то пойдет не так?» просто убивают лидерские способности. Любое незнание должно быть компенсировано экспертным мнением. Задав простой вопрос, можно сократить количество ненужных пунктов плана.
Проблема неопытного руководителя заключается в том, что он довольно часто соглашается на пустяковые просьбы своих коллег и вышестоящего начальства, понимая, что они сами могли бы все сделать. Если в силу занятости оказать помощь невозможно, надо дать простой совет и направить к компетентному человеку.
Работа руководителя связана с правильной расстановкой приоритетов. Дело в том, что сиюминутные желания могут конфликтовать с главной целью жизни, а допускать это никак нельзя. После того как приоритеты будут расставлены, можно составить примерное представление своей деятельности, которая должна быть отражена в плане.
Конечно же, каждый человек должен принимать ответственность за собственную жизнь, не забывая про все произнесенные слова и даваемые обещания. Когда в жизни происходят ситуации, которые остаются не подконтрольными вашей воле, все равно надо принимать ответственность.
Все инициативы, проявляемые управленцем, должны выдвигаться ответственно. Помощь может понадобиться в любой момент, но контроль над ситуацией должен оставаться за вами. Например, предложив поход к озеру или речке, надо заранее продумать все мелочи, начиная с прогноза погоды и заканчивая вещами, взятыми на прокат. Делегируя кому-то часть своего задания, надо приготовиться к тому, что ответственность все равно останется на вас.
Как показывает практика, то самые интересные и перспективные решения могут быть найдены только за пределами «зоны комфорта». Этот термин приобрел большую популярность на сегодняшний день и означает выход за пределы обыденности, в некомфортную среду. Делая то, что никогда не делали, пробуя то, от чего раньше тряслись коленки, можно ускорить процесс личного совершенствования.
Когда человеку предлагают новое занятие, которое сулит определенную пользу и перспективу роста, надо не задумываться и приступать к нему. Страх должен стать помощником на пути к цели. Задача менеджера – научиться отключать в своей голове центр, который будет отвечать за активизацию страхов.
Подходящее предложение может никогда и не наступить, а потому надо постоянно проявлять инициативу. Желания должны исполняться, независимо от количества страхов и других барьеров.
Общение приводит к созданию полезной сети контактов – людей, которые всегда смогут прийти на помощь лидеру. Каждый собеседник – ценный ресурс, который сможет передать своего профессионализма и дать ответ на интересующий вопрос. Помимо этого, общение помогает избавиться от различных страхов и социальных зажимов, мешающих развиваться в лидерском направлении.
Начиная коммуникацию, надо поинтересоваться у человека о его настроении и самочувствии. Каждая мелочь будет играть большую роль и об этом нельзя забывать. В один из свободных дней надо выделить время для общения со школьными подругами и друзьями, а также найти контакт с теми, с кем была потеряна связь в силу высокой занятости. Никто не знает, к чему может привести новая дружба или возобновление старой.
Говоря о лидерской специфике всегда надо помнить о том, что такие люди постоянно стремятся к поиску решений, которые устроили бы сразу несколько сторон. Американская бизнес-модель «win-win» будет эффективна для всех. Налаживая тесные взаимосвязи, можно укрепить текущее сотрудничество.
Во время общения надо постараться встать на место собеседника и обзавестись всей возможной информацией по данному вопросу. Не надо стараться принудить оппонента к принятию варианта, который будет выгоден только вас. Чрезмерная жесткость может негативно сказаться на дальнейшем сотрудничестве.
Научиться принимать взаимовыгодные решения не всегда просто, поскольку поставить себя на место собеседника не всегда представляется возможным. Как только появляется неразрешимая ситуация, которая не сулит ничем хорошим, надо сменить текущую тактику поведения. После того как процесс будет несколько видоизменен, можно взглянуть на текущую картину под другим углом.
Повседневная жизнь невозможна без энтузиазма, а потому каждый лидер должен стараться заряжать позитивом не только себя, но и окружающих коллег. Получая удовольствие от работы, можно увидеть улучшение настроения у каждого сотрудника.
Лидерские качества открывают перед человеком дорогу к большой карьере, к успеху в жизни. Как развивать эти качества? Какие программы эффективны? Об этом – далее в материале.
Вы узнаете:
Началом развития лидерских качеств становится выявление ограничивающих убеждений. Первый шаг на пути к успешному лидерскому росту является признание, что вам характерны определенные ограничивающие блоки и убеждения. Однако это становится только первым шагом. Необходимо предпринять и ряд других шагов, обретая уверенность в себе и собственных способностях.
Маршалл Голдсмит, лучший бизнес-тренер по версии Forbes, раскрыл методику, которая помогла топ-менеджерам Ford, Walmart и Pfizer подняться по карьерной лестнице. Вы можете бесплатно сохранить консультацию, которая стоит 5 тыс. долл.
В статье есть бонус: образец письма-инструкции для сотрудников, которое должен написать каждый руководитель, чтобы повысить производительность труда.
Первый этап - анализ сильных сторон, необходимо определить свой потенциал и находить собственные методы и подходы к работе. Лидерский потенциал представляет собой «нечто», что уже имеет лидер, но это необходимо открывать в себе, учиться использовать внутренние способности и потенциал.
Второй этап - необходимо учиться верить в собственный успех даже при отсутствии реальных предпосылок для его достижения.
Третий этап - сила воли, поскольку это область действий. Без определенных действий не удастся достичь запланированного. Но мужество и сила воли необходимы не только для принятия решений, но также, чтобы не бояться поражений, а продолжать двигаться вперед.
Дмитрий Богомолов ,
генеральный директор компании «Соболь-98», Екатеринбург
В моем понимании лидерство является способом влияния, управления людьми. Лидер - тот, кто растит других лидеров без боязни конкуренции. Тот, кто делает нравящееся ему, со способностью учить этому других. Он меняет ценности и жизнь других людей, создает вокруг определенный мир, в котором хочет жить. Он задумывается о масштабе своего влияния, стремится к большему, не прекращая свой рост.
Перед развитием своих лидерских качеств нужно разобраться, в первую очередь, чего хотите. Люди живут в стремлении достигать не свои цели, а те, которые им навязали родители или общество. Постарайтесь определиться, в чем заключаются ваши личные стремления. Следует ответить на ряд вопросов - если они различаются, то, вероятно, это навязанные цели.
Упражнение № 1. Диалог с внутренним критиком
Если внутри вас «нечто» регулярно сообщает - «ничего не получится, потому что ты неумеха», научитесь возражать таким заявлениям. Не выслушивайте молча всё, что вам говорит это «нечто», и не думайте соглашаться с ним.
Не ленитесь записывать всё, что он говорит. Даже если в его словах нет никакого смысла, фиксируйте всё подряд. Единственное условие - и говорить, и делать записи от второго лица. Указывайте не «я тупица», «я не добьюсь», а «ты тупица», «ты не станешь лидером». Отвечайте ему после этого, как будто он задира. Отнеситесь к словам философски «А кем я являюсь, когда этот голос молчит?». Эффективный вариант для борьбы с внутренним критиком - завести свой дневник успеха.
Упражнение № 2. Дневник успеха
Следует завести тетрадь, каждый вечер записывая перед сном несколько вещей, в которых сегодня преуспели. Нужно это делать вне зависимости от того, насколько неудачный оказался день. Так уж действует человеческая память - мы лучше запоминаем боль, нежели радость. И в конце дня большинство людей в основном видит лишь неприятности и тяготы. При концентрации на плохом мы лишаемся важной энергии, а концентрация на позитивном дарит нам подзарядку.
Упражнение № 3. Мнение окружающих
Записывайте и слушайте признание окружающих людей, отмечающих ваши достоинства и недостатки. Для этого необходимо значительное мужество, но обязательно следует предпринять такой шаг. Составьте перечень из нескольких друзей и родственников, которые готовы помочь. Попросите каждого из них написать, что уважают и любят в вас, а что их раздражает и напрягает. При этом должно быть примерно равное количество достоинств и слабых сторон. Ваш внутренний критик будет заявлять - всё это ерунда, бесполезная трата времени, но не позволяйте ему останавливать важные начинания.
Упражнение № 4. Отражение в зеркале
Научитесь смотреть на себя в зеркало без одежды. Смотрите в глаза самому себе. Сначала это воспринимается как некая глупость, но постепенно вы наберитесь терпения.
Людям в большинстве своем необходимо множество времени, чтобы бросить на себя в зеркало первый внимательный взгляд, не сбежать или не отвернуться - необходимо определенное мужество.
Возникает подобная ситуация, когда человек себя не воспринимает, потому что руководствуется мнениями окружающих либо стандартами, установленными глянцевыми журналами. Задавайте себе вопрос «Какое право я имею судить этого человека, его тело?». Да, во время этого упражнения возникнет злость, потом ощущается грусть, а затем - облегчение и принятие. Однако они должны приходить своим чередом без спешки, не торопите их.
Упражнение №5. Ежедневный риск
Не бойтесь рисковать, пробовать все, о чем мечтали, но что до этого так и не предприняли. Начните ходить в школу танцев, найдите более интересную работу, учитесь езде верхом. Важнейшее значение отводится публичным выступлениям - принуждая переживать стресс гораздо больше обычного. Обязательно следует практиковать публичные выступления. Поскольку одно из главных лидерских качеств - способность доходчиво, четко излагать мысли большому количеству людей.
Избегайте на данном этапе различных занятий и состязаний, вынуждающих сравнивать себя с другими. Это обусловлено риском, что первая неудача приведет к желанию всё прекратить, так и не воспользовавшись достигнутыми результатами.
Упражнение № 6. Принятие решений
Недопустима при развитии лидерских качеств пассивность, необходимо постоянно развивать способность к принятию решений. Поэтому нужно пользоваться любой благоприятной возможностью, чтобы брать на себя ответственность и принимать решения, пусть и не самые эпохальные.
Упражнение № 7. Ответственность за свои решения
Пишем в своем блокноте «список ответственностей». Каждая фраза должна начинаться словами «Я несу ответственность за…». Ваш список должен содержать не менее десяти таких утверждений.
Подсказка: не стоит безоговорочно верить каждому из утверждений. Степень вашего сопротивления при освоении упражнений на развитие лидерских качеств будет демонстрировать крепость ваших внутренних ограничений.
Другой важный нюанс данного упражнения будет способствовать избавлению от желания всегда быть хорошим для других либо всегда оказываться первым. Поэтому к упражнению следует относиться с долей юмора.
Упражнение № 8. Свое мнение
Первая часть данного упражнения предполагает обучение способности отказывать при необходимости. Лучше учиться этой способности в общении с родственниками либо друзьями. Друзьям следует выполнять роль человека, приказывающего либо просящего вас о том, чего вы не хотите делать.Пусть они пользуются всеми придуманными инструментами воздействия, давя на чувство вины, обличая в эгоизме, настаивая на важности и срочности. Вам в любом случае предстоит отказать, как бы трудно не казалось. Данное упражнение следует практиковать, пока не ощутите свою способность выражать свой отказ без угрызений совести и нарушения отношений с настаивающим человеком.
Вторая часть данного упражнения заключатся в развитии лидерских качеств, наоборот, вырабатывая способности добиваться своих желаний, не отступая до достижения поставленных целей.
Теперь необходима способность настаивать на своем. Принимаете совершенно обратную сторону,выполняя роль человека, который может отстаивать свои права. Задача заключается в побуждении человека на выполнении определенных задач и необходимого объема работ.
Упражнение № 9. Сложный выбор
Благодаря данному упражнению научитесь делать выбор. Задача заключается в рассмотрении каждой возможности без использования фразы, начинающейся словами «да, но...». К примеру, «Хотел бы купить автомобиль, но мешает следующее». Теперь фиксируем перечень препятствий, способов и возможностей их преодолеть.
Упражнение № 10. Удовольствие в день
Формируем перечень удовольствий, которые бы хотели получить. Указываться в списке должны какие-то небольшие, достижимые вещи - что-то новое в своей жизни, вкусное и пр. Установите для себя по одному подобному удовольствию в день. Не позволяйте чему-то испортить планы в исполнении своих удовольствий.
Упражнение № 11. Список препятствий
Старайтесь объединить все причины, которые мешают развитию лидерских качеств. Следует для этого воспользоваться блокнотом, в котором фиксируйте ближайшую цель, поставленную перед собой для достижения лидерских позиций. Затем здесь фиксируем все причины, которые мешают вам достигать целей. Не заглушайте при этом внутренний голос - для него должна быть предоставлена абсолютная свобода слова.
Список следует продолжать, пока не закончатся аргументы. Потом вновь повторяем, что же вы хотите. Когда почувствуете, что говорить больше нечего, список можно торжественно сжигать. Проводиться данная процедура может несколько раз для более ощутимого эффекта.
Упражнение №12. Уверенность и напористость
Если вам свою позицию отстаивать сложно под напором окружающих, очень эффективно будет данное упражнение. Для него нужно работать над своей осанкой. Если Вы постоянно ходите ссутулившись, опуская голову, редко понимая взгляд вверх либо никогда не смотрите прямо в глаза собеседнику, то это несложное упражнение будет эффективно. Основано оно на поддержании прямой осанки, расправлении груди, плеч, взгляде в глаза оппоненту.
Сергей Быковских,
президент компании «Хенкель Рус», генеральный менеджер подразделения HenkelBeautyCare в России и странах СНГ, Москва
Дмитрий Богомолов, генеральный директор компании «Соболь-98», Екатеринбург. Окончил Уральскую государственную юридическую академию, Уральский государственный технический университет. Помощник депутата Законодательного собрания Свердловской области, член комитета по законодательству и безопасности. Получил сертификаты «НЛП-практик», «НЛП-мастер». Проводит тренинги по безопасности, ораторскому мастерству, ведению переговоров. Победитель бизнес-шоу «Вызов», организованного Екатеринбургским центром развития предпринимательства и компанией «Северная казна». С 1997 года - исполнительный директор компании «Соболь-98». В текущей должности - с 2013 года.
Сергей Быковских
, президент компании «Хенкель Рус», генеральный менеджер подразделения HenkelBeautyCare в России и странах СНГ, Москва. ООО «Хенкель Рус». Сфера деятельности: производство косметических, чистящих и моющих средств, а также строительных смесей и технологий
Численность персонала: более 2500.
Лидер – это лицо какой-либо группы, организации, команды, которое имеет признанный авторитет и обладает влиянием, которое проявляется в виде управляющих действий. Он есть в каждой группе или сообществе людей. Качества лидера – не только врожденные, их также можно сформировать и развить, это и рассмотрим в нашей статье ниже.
Меняется общество – меняются лидеры. Каждый из человеческих коллективов требует от лидера особых качеств. Одни черты характера нужны капитану футбольной команды, другие – капитану корабля. Но можно найти и общие лидерские качества. Такими чертами характера, востребованными в нашем обществе, являются:
Развитие лидерских качеств – это ежедневный труд, и он потребует всех ваших сил.
Кто такой лидер внешне? Посмотрите – успешный человек всегда заметен. Если есть твердое решение развивать лидерские качества, работайте над своей внешностью. Харизма – это совокупность внешних характеристик человека как лидера, привлекающая людей. У вас должна быть:
Попробуйте стать одним из таких лидеров, используйте свои врожденные особенности. Определитесь, что у вас получается лучше всего – организовывать работу, генерировать идеи или виртуозно проводить деловые встречи. Добейтесь в этом совершенства и поднимитесь еще на одну ступеньку вверх на пути к цели.
Качества лидера, такие как умение мотивировать людей, позволяют членам группы раскрыть свои возможности, подталкивают делать больше, чем они могли раньше. Его энергия позволяет разблокировать скрытые ресурсы остальных – личные свойства человека, скрытые возможности группы или фирмы. Лидер – это маяк, который обозначает путь для других, за ним следуют добровольно.
Какими качествами должен обладать лидер для того, чтобы вести за собой других?
Лидер – это тот, кто может обозначить и удерживать во внимании конечную цель, сохраняет возможность вести к ней группу даже при самых неблагоприятных условиях, заражает других своей верой, энергией и страстью ее достичь.
Рождается ли человек таким или нужные лидерские качества развиваются в процессе жизни – вопрос, открытый для дискуссий. Но их формирование при целенаправленной работе и упорстве – возможно. Это постоянный труд, работа над собой человека, готового отвечать за других.
Определите цель, четко знайте, куда идти и что хотите получить в конце пути. Будьте способны построить стратегию для достижения желанной цели. Чтобы развить у себя такую черту, нужно изучать биографии исторических лидеров и успешных людей современности, знакомиться с классической литературой по стратегии построения бизнеса, наблюдайте за теми, у кого ярко выражены эти качества.
Планируйте каждый свой день, анализируйте вечером эффективность и правильность действий. Постепенно удлиняйте период планирования.
Не страшитесь принимать сложные и ответственные решения. Чтобы научиться принимать решения, начинайте там, где ошибка не будет критической и не нарушит уверенности в своих силах. Даже если оно ошибочное – это отличный повод для извлечения урока о том, как не нужно это делать. Научитесь отстаивать свою точку зрения при уверенности в правоте решений.
Не бойтесь действовать в необозначенных ситуациях, будьте готовы к тому, что хороший результат, возможно, недостижим. Будьте азартны и готовы к риску. Чтобы правильно оценить решение, научитесь взвешивать ситуацию, четко обозначая плюсы и минусы всех возможных вариантов развития событий по пятибалльной шкале.
Потом следует оценить варианты, отдавая себе отчет в том, что все решения несовершенны и можно проиграть. Но каждая ошибка – это всегда повод научиться новому.
Лидер способен создать команду, с которой намного легче достигает цели. Он объединяет людей для ее достижения, способен мотивировать их работать на таком уровне, который ранее был для них недостижимым.
Чтобы обучиться этому качеству, учитесь манипулировать людьми, изучите мотивы, которые ими двигают. Для этого научитесь слушать человека. Слушать и услышать – разные вещи. При беседе нужно полностью сконцентрироваться на собеседнике, давайте понять, что вы его слушаете: жестами, улыбкой, кивками. Если нужно – записывайте. Научитесь инициировать дискуссии членов команды, критически оценивайте все точки зрения и извлекайте из них здравое зерно. Такое внимание к каждому сплотит команду.
Будьте честны с собой и другими в оценке негативных и позитивных сторон себя, приготовьтесь меняться, если это нужно, ведь нет предела совершенству.
Обучитесь последовательности, умейте сдерживать припадки ярости и вспышки истерики – этим показывайте пример членам команды. Будьте готовы к критике. Для этого не бойтесь спрашивать о том, что улучшить в своем стиле руководства, вести дневник – это помогает критически оценить свои действия. Обеспечьте обратную связь с членами команды, что поможет скорректировать поведение.
Помните, что нет идей, которые бы устраивали всех. Не стремитесь нравиться. Развитие лидерских качеств состоит в том, чтобы не бояться конструктивной критики и опасаться несправедливой похвалы – она тормозит прогресс. Следует научиться находить позитивные стороны событий.
Работа над собой – тяжелый труд. Отличная физическая форма и здоровье – тоже лидерские качества. Чтобы выделяться в толпе:
Нарушение режима питания и рациона моментально отразится на внешнем облике и здоровье. Синдром постоянной усталости – ежедневный спутник нарушителей этих правил.
Внешность – только составляющая характеристик лидера. Развитие истинных лидерских качеств дополняйте:
Учитесь правильным манерам – издается большое количество деловой литературы такого рода. Наблюдайте за лидерами, их манерой поведения. Правильно говорить тоже нужно учиться. Для этого:
Чтобы научиться хорошо двигаться, запишитесь в школу танцев. Это поможет совмещать физическую нагрузку, эмоциональное расслабление и обучение правильным движениям. Общение в новом для себя коллективе – это развитие коммуникабельности, как лидерских качеств.
Есть люди, которые рождаются лидерами, но не реализовывают свои возможности. Но есть и те, кто способен им стать, развив в себе нужные лидерские качества. Воспитывать в себе лидера – тяжелая работа. Но без нее нельзя говорить о достижении успеха в жизни.