Главная » Съедобные грибы » Как это снято: «Солярис. «Эффект Соляриса»: трансформация сознания космонавтов Эффект соляриса при продолжительной молитве

Как это снято: «Солярис. «Эффект Соляриса»: трансформация сознания космонавтов Эффект соляриса при продолжительной молитве

Идея экранизации «Соляриса», фантастического романа польского писателя Станислава Лема, возникла у Андрея Тарковского в 1968 году. С одной стороны, это произведение интересовало режиссера своей философской глубиной, с другой - он видел в нем коммерческий потенциал и, в случае зрительского успеха, рассчитывал поправить свои финансовые дела. Последний вопрос был особенно актуален с учетом того, что после цензурных проблем с «Андреем Рублевым» работать Тарковскому не давали. В этом плане научно-фантастический жанр казался режиссеру более «проходным» у киноначальства. Так и оказалось - проект запустили в производство, сочтя экранизацию популярной фантастики идеологически безвредной. Другой любопытный момент - «Солярис» рассматривали как своего рода советский ответ « » Стэнли Кубрика. Фильмы диаметрально различались в идейном отношении, но при этом соперничали в технических вопросах.

Первый вариант сценария «Соляриса» Тарковский подготовил в соавторстве с писателем Фридрихом Горенштейном (в дальнейшем сценаристом «Рабы любви» ) летом 1969 года. Эта версия предполагала, что две трети действия будет разворачиваться на Земле. Такой вариант не устроил ни «Мосфильм», ни Лема. Лем привлекался к дальнейшей работе, обернувшейся чередой конфликтов. В итоге писатель так и остался недоволен окончательной версией сценария, готовой к лету 1970 года. Тарковский изменил сюжетную линию первоисточника, сместил акценты с научной проблематики на нравственную, убрал ряд важных сцен, ввел новых героев - в общем, создал скорее фантазию на тему оригинального романа. Интересно, что сценарий даже проходил нечто вроде научной экспертизы. Впрочем, ученый-астрофизик Иосиф Шкловский, которому поручили процедуру, по всей видимости, отнесся к ней довольно поверхностно, не желая чинить препятствий кинематографистам.

Параллельно с работой над сценарием Тарковский искал актеров. Самым сложным для режиссера был выбор исполнительницы роли Хари, которой, в отличие от книги, отводилась едва ли не главная роль. В 1970 году Тарковский видел в качестве основной претендентки шведскую актрису и любимицу Ингмара Бергмана Биби Андерссон. Также рассматривались первая жена Тарковского Ирма Рауш и Алла Демидова. Однако ближе к съемкам режиссер решил, что более подходящей кандидатурой будет Наталья Бондарчук, несмотря на всего лишь двадцатилетний возраст и скромную актерскую практику. И Тарковский не ошибся. Позже он даже замечал, что Бондарчук удалось на площадке затмить более опытных коллег. В их числе оказались , Юри Ярвет, Владислав Дворжецкий и постоянные актеры Тарковского Николай Гринько и Анатолий Солоницын. Баниониса и Ярвета, выходцев из Прибалтики, потом пришлось переозвучивать из-за их сильного акцента. Владимир Заманский озвучил Баниониса, а Владимир Татосов - Ярвета.

Тарковский отбирал актеров таким образом, чтобы они максимально совпадали со своими персонажами. По той же причине в эпизодах и массовке у режиссера также играли типажно близкие люди. Например, в эпизоде международного симпозиума снимались настоящие иностранцы.

Локации и декорации: от Звенигорода до Токио


Съемки «Соляриса» начались в марте 1971 года и с перерывами продолжались до декабря. География съемок достаточно обширна. Павильонные сцены снимали на «Мосфильме». Натурные - в Москве, в Крыму и в Звенигороде - у Саввино-Сторожевского монастыря и на берегу реки Рузы. Там, например, удалось найти удачное место для дома главного героя - своего рода котлован с прудом и деревьями, в котором можно было снимать на 360°, не боясь «впустить» в кадр современный мир. Кроме того, в сентябре-октябре группа в ограниченном составе посещала с экспедицией Токио. Здесь нашли эффектную многоуровневую автостраду с необходимым футуристическим типом архитектуры - там были тоннели, развязки, эстакады, а пролегала она как под городом, так и над ним.

Поклонники жанра научной фантастики часто ставят в упрек Тарковскому то, что пространство и дизайн в «Солярисе» кажутся недостаточно футуристичными. Но именно такой и была задача режиссера - он хотел показать будущее с точки зрения людей, в нем живущих, то есть воспринимающих будущую материальную культуру как обыденность, данность, а не как экзотику (в этом и был один из споров Тарковского с «Космической одиссеей», где будущее показано именно экзотикой). Поэтому костюмы, мебель, детали интерьеров, вроде пультов и датчиков, делались как нечто, условно говоря, «бывшее в употреблении». Между собой авторы даже называли станцию «разбитым старым автобусом».

Конечно, такое решение не означало упрощения задач для художника Михаила Ромадина. Скорее наоборот. Из всех проектов «Мосфильма» того времени «Солярис» в этом плане считался самым сложным. Декорации картины разрабатывались «Мосфильмом» совместно с заводом ВИЛС («Всероссийский институт легких сплавов»), делавшим в свое время такие вещи, как луноходы. Занимали декорации самый большой павильон студии и составляли целый комплекс. Он включал, например, стартовую площадку космического корабля, библиотеку, зеркальную комнату. Самым крупным объектом было полукольцо станции, заканчивавшееся тупиком библиотеки. По замыслу авторов, объект должен был представлять собой «человеческий муравейник», а значит, в оформлении должно было читаться все наследие материальной цивилизации Земли, «реликты исторической и художественной памяти землян». Один из примеров - копии полотен Питера Брейгеля-старшего, выполненные специально для фильма особым живописным цехом.

Целый ряд эпизодов со специально построенными для них декорациями, как известно, не вошел в итоговый вариант фильма. Самый известный пример - сцена с зеркальной комнатой. Ее технически спроектировали так, чтобы зеркала не давали отражений съемочной группы - для этого на комнату через узкую щель «смотрел» лишь один объектив. Однако эпизод получился слишком «внешне эффектным», из-за чего выбивался из общей стилистики фильма и в итоге был вырезан Тарковским. Впрочем, в 2012 году стала доступна версия фильма с исключенными сценами, в том числе и с зеркальным эпизодом.

Визуальное решение: Kodak, один дубль и Возрождение


На «Солярисе» Тарковский уже в четвертый раз (после «Катка и скрипки», «Иванова детства» и «Андрея Рублева») работал с оператором Вадимом Юсовым. По свидетельствам участников съемочной группы, в отличие от предыдущих проектов, в этот раз отношения внутри тандема были напряженные - режиссер и оператор постоянно спорили. В итоге никто не удивился, узнав, что это сотрудничество стало последним.

Вадим Юсов и Андрей Тарковский на съемках фильма «Солярис»

Фильм снимали на дефицитный Kodak, что, с одной стороны, положительно отразилось на визуальной стороне картины, но с другой - усложнило съемки. Кадры старались снимать только после тщательной подготовки с одного дубля, поскольку количество пленки было строго ограничено. Иногда из-за длительной подготовки в день снимали всего два кадра. Кстати, черно-белые фрагменты появились в фильме именно по причине нехватки цветного «Кодака». Тарковский лишь старался, чтобы монохромный формат выглядел оправданно.

В основе визуального решения картины лежит противопоставление Земли и космической станции. По словам Юсова, снимая земные эпизоды, авторы пытались разглядеть и запечатлеть на пленке фактуры, связанные с природой: водоросли, деревья, воду, траву и так далее. Станция же и другая планета связаны с искусственными и более грубыми фактурами. По тому же принципу в кадре постоянно сталкиваются теплые и холодные оттенки, цвета земли и неба. Доминирующим при этом является желтый цвет - цвет Соляриса.

На изобразительное решение картины, как, в общем, и на весь визуальный стиль Тарковского, во многом оказала влияние живопись эпохи Ренессанса. Это выражается в выборе цветовой палитры, в мизансценировании и в общей атмосфере. Показателен такой момент. На кадр, в котором Крис Кельвин под дождем прощается с Землей, повлияла одна из работ мастера Раннего Возрождения Витторе Карпаччо - Тарковский перенес на своего героя отстраненность персонажей увиденного полотна. Также в «Солярисе» можно найти множество отсылок к знаменитым картинам. Как уже говорилось, в оформлении интерьеров авторы использовали реплики работ Брейгеля и Андрея Рублева, а хрестоматийный финальный кадр встречи Криса с отцом полотно Рембрандта «Возвращение блудного сына».

Спецэффекты: невесомость, инфраэкран и комбинированные съемки


Как и полагается научно-фантастическому фильму, «Солярис» изобилует спецэффектами. Начнем со знаменитого эффекта невесомости в кадре. Чтобы его добиться, были разработаны специальные манипуляторы - две штанги, на которых могли свободно сидеть актеры. Манипуляторы не были видны в кадре, за счет чего и создавалась видимость полета. Устройство, кстати, часто ломалось, из-за чего съемки периодически выбивались из графика. Объекты, летающие в кадре, вроде книг, поднимались в воздух благодаря невидимой жилке.

В продолжение темы полетов - ракета. После ряда неудачных дизайнов ее позаимствовали с военного полигона, где обнаружился подходящий макет. Его доработали в духе работ художников-супрематистов. Взлет ракеты визуально сопровождался пламенем и дымом, но в действительности обеспечивался подъемом вручную на тросах.

Особую сложность вызвал кадр с приближением к станции, висящей над Океаном. Для него в ход пошел инфраэкран (по сути, советский предшественник хромакея). При наезде камеры ее движение должно было быть прецизионным, то есть не иметь даже малейших колебаний. Чтобы этого добиться, на «Мосфильм» из Ленинграда понадобилось везти 12-метровую станину токарного станка с прецизионной платформой, на которую устанавливали камеру.

Что касается главного спецэффекта фильма - Океана - то в его создании принимал участие оператор комбинированных съемок Василий Севостьянов. Чтобы добиться необходимого образа, химики пробовали всевозможные составы, включавшие ацетон, алюминиевую пудру, красители, а также различные способы подсвечивания. С учетом комбинированных съемок необходимо было добиться микроскопической фактурности предметов. Кроме того, чтобы при проекции движение Океана замедлялось, использовалась ускоренная съемка. Снимали Океан в тазу на столе, а потом комбинировали материал с другими кадрами.

«Звуковая масса» Эдуарда Артемьева: «музыка жизни», синтезаторы и Бах


Если для тандема Тарковский-Юсов «Солярис» стал последней работой, то сотрудничеству режиссера с композитором Эдуардом Артемьевым картина положила начало (потом он напишет музыку к «Зеркалу» и «Сталкеру»). Артемьев был к тому моменту известен экспериментами с набиравшей популярность электронной музыкой, и потому подходил для решения специфических задач «Соляриса». Тарковский не хотел традиционную киномузыку. Он хотел, чтобы музыкальное оформление ленты решалось нестандартными минимальными средствами - небольшим набором звуков, промежуточным между шумами и музыкой, который бы одновременно подчеркивал смысл эпизодов и являлся бы темой. Иногда звуку отводилась и вовсе определяющая роль. Например, присутствие Океана мы осознаем именно благодаря шумовому решению.

После долгих поисков авторы нашли подход - акустическое оформление или «звуковую массу» фильма разделили на две части: конкретные природные шумы Земли («музыка жизни») и звук космического мира, создаваемый смешением оркестровой музыки, хора или колоколов, а также синтезаторной музыки. С шумами в фильме проделали особенно тонкую работу. Например, одних шумов листвы было несколько десятков, а, скажем, в эпизоде проезда через тоннель использовались звуки движущихся танков - так авторы добивались необходимой атмосферы тяжести и глубины.

Хотя традиционную музыку Тарковский использовать не хотел, в определенный момент он решил, что саунд-дизайн Артемьева будет окружать один лейтмотив. В этом качестве Тарковский выбрал произведение своего любимого композитора - Иоганна Себастьяна Баха. Знаменитый мотив фильма «Слушая Баха (Земля)» - это фа-минорная хоральная прелюдия, переработанная Артемьевым. Пожалуй, одна из самых одухотворенных музыкальных тем в истории нашего кино.

Вернувшиеся на Землю космонавты составляют длиннейшие отчеты, расписывая буквально по минутам каждый день, каждый час пребывания на орбите. Ученых, изучающих воздействие космоса на человека, интересует все: что наблюдали, что чувствовали, как спали, какие видели сны. Однако кое-что космонавты предпочитали, да и до сих пор предпочитают утаивать. Речь идет о случаях т.н. «трансформации сознания» или феномене ФСС (фантастические сновидения-состояния). Между собой космонавты называют его «эффектом Соляриса», пророчески предсказанным С. Лемом.

Первым столкнулся с «эффектом Соляриса» уже Юрий Гагарин. Услышав впервые музыку, исполняемую на электроинструментах, он обмолвился, что слышал нечто похожее во время своего полета. Алексей Леонов также слышал странную музыку, а Владислав Волков – плач ребенка и лай собаки. Космонавт Севастьянов утверждал, что пролетая над Сочи, разглядел свой двухэтажный дом. Подобные случаи специалисты, да и сами космонавты относят к разряду галлюцинаций, хотя и действующих на психику, но вполне объяснимых. Но случается и нечто, не поддающееся объяснению.

Многие космонавты во время пребывания в космосе переживали грезы наяву, связанные с перемещением в пространстве и во времени. Например, один космонавт видел себя в «шкуре» динозавра. Ощущения были вполне реальны. Он подробно описал свои лапы, покрытую чешуей кожу, пальцы с перепонками. Он шагал по какой-то неизвестной планете, чувствовал, как вздыбливались пластины на хребте, напрягались и сокращались мускулы. Были слышны звуки окружающего мира, ощущались запахи. Зрительные образы были яркими, отчетливыми. Незнакомый мир воспринимался как привычный и родной. Другой утверждал, что побывал в теле инопланетного гуманоида. По мнению космонавтов, это были не сон, и не галлюцинации, а 100%-е «перемещения».

«Трансформация» всегда сопровождается уплотнением времени. По бортовым часам человек пребывает в таком состоянии всего несколько минут, но для самого «перемещавшегося» проходит несколько часов. Многие из столкнувшихся с феноменом ФСС воспринимали это как результат воздействия на их мозг некоего внешнего источника, словно кто-то снаружи, мощный и великий, стремился передать им важную и необычную информацию.

Об имевших место «перемещениях» космонавты предпочитали не рассказывать, опасаясь дисквалификации со стороны медиков как лиц, имеющих психические отклонения. Но в доверительных беседах предупреждали новичков, которым предстоял скорый полет, с чем им придется столкнуться.

Первым на проблему «эффекта Соляриса» попробовал обратить внимание ученых космонавт-испытатель Сергей Кричевский, выступивший с в 1995 году с докладом о феномене ФСС. В 1998 году так и не побывавший в космосе Кричевский был отчислен из отряда космонавтов и досрочно уволен в запас. Видимо его интерес к странным явлениям начальство сочло «нездоровым».

В отличие от Кричевского, летчик-испытатель, доктор технических наук Марина Попович, по крупицам собиравшая свидетельства от космонавтов об «эффекте Соляриса», не спешила являть собранную информацию миру, понимая, что время для этого еще не пришло. Собранные ею более 2.000 рассказов космонавтов о случаях «трансформации сознания» долгие годы ждут своего часа. И только в последнее время она получила разрешение от некоторых из респондентов обнародовать предоставленные записи.

Сами космонавты, чье сознание было подвергнуто трансформации, часто испытывают тягостное желание вновь пережить это состояние. Поэтому многие из них становятся эзотериками, философами, уходят в составе экспедиций на поиски снежного человека или исследуют места посадок НЛО. Их тянет в другой мир. Как отметила Марина Попович, «они уходят в космос одними людьми, а возвращаются совсем другими, словно там они столкнулись с чем-то неизведанным и стали его частью».

mirpristrasten.com

Вот уже больше полувека человечество осваивает космические просторы. Запуск спутников, полёты на Луну - по крупицам мы знакомимся с тайнами Вселенной. Но есть вещи, которые остаются за пределами официальных отчётов. Лишь малая часть информации, которой космонавты делятся в своём кругу, становится доступной для широкой публики.

«Словно зарево полыхало! - так описывали свои наблюдения космонавты Александр Иванченков и Владимир Ковалёнок, совершавшие полёт с 15 июня по 2 ноября 1978 года на «Салюте-6». - В ночном небе над Землёй бушевало багровое пламя. Огромные столбы сияния рвались в небо, переливаясь всеми цветами радуги. Будто лучи гигантского прожектора били вверх. У самой поверхности Земли их цвет был зелёный, а к нам доходили уже красного цвета». Космонавты тут же доложили об этом в Центр управления полётами, оттуда моментально поступил ответ: «У нас на магнитных лентах такая же «цветомузыка» от этого сияния».

Что это было? Логического объяснения так и не нашлось.

Несколько лет спустя, в 1981 году, тому же Владимиру Коваленку посчастливилось снова стать свидетелем загадочного явления. Яркий светящийся объект стремительно летел вокруг Земли, и пока один из наблюдавших бегал за фотоаппаратом, загадочный объект вспыхнул, разделился надвое и исчез. Запечатлеть это явление так и не удалось.

Невозможное возможно

Многие космонавты рассказывают о так называемом эффекте увеличения наземных объектов. Расстояние от Земли до орбитальных станций варьируется от 300 до 600 километров. С такого расстояния невооружённым взглядом невозможно разглядеть дороги, дома, людей. Однако многие покорители космоса свидетельствуют именно об этом. Астронавт Лерой Гордон Купер, пролетая над горами Тибета, безо всяких увеличивающих устройств видел дома, пагоды и прочие строения.

А вот свидетельства наших соотечественников. Запись в бортовом журнале космонавта Юрия Глазкова: «Летим над Бразилией. Вижу ленточку шоссе и автобус на нём. Кажется, голубого цвета». Виталий Севастьянов видел дом своего детства: «Наконец сегодня я увидел Сочи, порт и маленький двухэтажный домик, в котором я вырос».

Георгий Гречко, имеющий огромный опыт пребывания в космосе, рассказывал как минимум о двух случаях встречи с неизведанным:

Иногда взгляд из космоса обнаруживает удивительное. К примеру, летим мы над Монголией и вдруг видим изображение огромного человека! Размер его 100 или даже 200 километров! Отчётливо видны голова, руки, ноги, шинель.

Однажды Георгий Михайлович увидел и запечатлел неопознанный объект, напоминающий плывущую в воздухе льдину.

Вопреки всем законам оптики, чудеса в океане наблюдали астронавты станции Skylab. Они рассказывают, что во время наблюдения за изменением уровня воды в Атлантическом океане в районе Бермудов заметили кольца воды диаметром 200-300 метров. Они поднимались над общим уровнем океанской глади. Отнести это к реальным природным явлениям (таким, например, как цунами или землетрясение) невозможно. Хотя бы потому, что в это время на Земле они не были зафиксированы.

Схожую информацию сообщил и космонавт «Салюта-6» Валерий Рюмин:

В Индийском океане мы разглядели участок подводного горного хребта. И горная цепь в этом месте действительно есть, но на глубине сотен метров!

Впервые о такой «сверхдальнозоркости» упомянул космонавт-испытатель Сергей Кричевский, назвав его «эффектом Соляриса»: сама планета, как разумное существо, обращается к человеку, вышедшему на орбиту. После этого заявления он был досрочно отправлен в запас.

Лай собаки, плач ребёнка

Помните советский мультфильм, где симпатичный инопланетянин Большой Ух слушает звуки космоса? Подобное занятие - не выдумка сценаристов. Первым поднял эту тему Юрий Гагарин. Побывав на выступлении ансамбля, игравшего на электромузыкальных инструментах (для СССР по тем временам - экзотика), он сказал, что очень похожие звуки уже слышал.

Именно такая музыка звучала у него в ушах во время полёта. Позже его свидетельства подтвердил и космонавт Алексей Леонов.

А вот Владислав Волков (погиб из-за разгерметизации при посадке корабля «Союз-11») описывал несколько другие звуковые явления:

Внизу была земная ночь. И вдруг из этой ночи донесся… лай собаки! Мне почудилось, что это голос нашей Лайки, погибшей на орбите. А потом стал отчётливо слышен плач ребёнка! И ещё какие-то голоса. Объяснить такое невозможно, зато почувствовать - да!

Встречи с ангелами

1984 год, идёт 155-й день полёта орбитальной станции «Салют-7». Экипаж в составе Олега Атькова, Владимира Соловьёва и Леонида Кизима готовится к серии экспериментов. И вдруг их ослепляет вспышка оранжевого света, по масштабам сопоставимая с тем, как если бы случился взрыв. Через мгновение, когда к космонавтам вернулось зрение, по ту сторону иллюминатора в оранжевом сияющем облаке они увидели семь огромных фигур, напоминающих ангелов!

В течение 10 минут «ангелы» следовали за кораблём, повторяя его манёвры, а затем исчезли. Космонавты доложили об увиденном в Центр управления полётами. Их отчёт был засекречен, а сам экипаж подвёргся серьёзной проверке психического здоровья. Все тесты оказались в норме, и «сверху» поступило распоряжение считать увиденных ангелов галлюцинациями в результате переутомления. Но когда через 12 дней к экипажу присоединились трое новых космонавтов, история повторилась. Станция озарилась оранжевым светом, и корабль снова сопровождали летящие фигуры семи огромных ангелов.

Позже в СМИ попали фотографии с орбитального телескопа «Хаббл». На снимках видны семь летящих фигур с крыльями! Инженер «Хаббла» считает, что фигуры были примерно по 20 метров высотой.

Космонавты, однажды встретившиеся с необъяснимым, стремятся вновь пережить ощущения, которые они испытали в тот момент. Поэтому многие становятся эзотериками или отправляются, например, на поиски снежного человека. Так, знаменитый астронавт Эдгар Дин Митчелл после экспедиции «Аполлон-14» уволился из НАСА и основал институт, изучающий различные парапсихические феномены. Лётчик-испытатель и исследователь Марина Попович, много лет провожавшая и встречавшая космонавтов из полётов, отмечает:

В космос они уходят одними людьми, а возвращаются, несомненно, другими. Словно, столкнувшись там с неизведанным, они сами становятся частью этого.

Татьяна Морозова

Кинокомпания
Творческое объединение писателей и киноработников
Длительность 166 минут Бюджет 1 миллион Страна СССР Язык Год ID 0069293

«Солярис» — драма, снятая в по мотивам об этических проблемах человечества через призму контактов с внеземным разумом. фильм состоит из двух равных частей. Главные роли исполнили и .

Сюжет

Действие происходит в неопределённом . Соляристика — наука, изучающая далекую планету Солярис, — зашла в тупик. На Земле разгорается дискуссия — продолжать ли тратить ресурсы на исследования планеты или окончательно свернуть их. Споры подогревает свидетельство пилота Бертона. Некоторые делают из него вывод, что океан, покрывающий практически всю планету, возможно, обладает разумом. Психолог, доктор Крис Кельвин (главный герой) вылетает на Солярис, чтобы принять решение на месте.

На огромной орбитальной полузаброшенной научной станции «Солярис» уже несколько лет живут только трое учёных, Снаут, Сарториус и Гибарян. Оказавшись на станции, скептически настроенный Крис обнаруживает, что её экипаж измучен необъяснимыми явлениями: к людям приходят «гости» — материальное воплощение их самых мучительных и постыдных воспоминаний. Избавиться от «гостей» невозможно никаким способом — они возвращаются снова и снова. Снаут полностью деморализован, Сарториус прикрывается маской холодного и циничного исследователя, а Гибарян и вовсе покончил с собой незадолго до прибытия Кельвина. В предсмертном послании Гибарян говорит: «Это не безумие… здесь что-то с совестью». Земляне, похоже, сами стали объектом исследований со стороны разумного океана планеты.

Пока Кельвин спит, «гость» приходит и к нему. Океан материализует образ его жены, Хари, за 10 лет до этого наложившей на себя руки после семейной ссоры. Поначалу Кельвин, как и другие соляристы, пытается избавиться от «двойника», но тщетно. Со временем Кельвин начинает относиться к «гостю», как к живому человеку. «Копия» Хари тоже постепенно осознаёт свою сущность. Вместо запрограммированной потребности неотлучно находиться возле Кельвина, в ней развивается человеческая способность к самостоятельному принятию решений. Понимая, что своим существованием она причиняет Кельвину страдания, она сначала пытается убить себя, а после неудачи просит Снаута и Сарториуса её уничтожить, что они и делают путём . Потом Сарториус и Снаут проводят эксперимент, послав Кельвина океану. Попытка приносит результат — визиты «гостей» прекращаются. Зато океан начинает проявлять другую непонятную активность — стали появляться странные «острова» на его поверхности.

В финале Крис Кельвин возвращается на Землю к отцу, и оба застывают на пороге дома в позе персонажей « » . После этого камера поднимается вверх, и видно, что на самом деле это не Земля, а остров в океане Соляриса.

В ролях

Актёр Роль
Крис Кельвин Крис Кельвин
Хари Хари
Снаут Снаут
Сарториус Сарториус
Ник Кельвин отец Криса Ник Кельвин
Анри Бертон Анри Бертон
Гибарян Гибарян
мать Криса в молодости
председатель комиссии
председатель научной конференции
Мессенджер профессор Мессенджер
Тархье Тархье
Анна тётка Криса Анна
сын Бертона
Татьяна Малых племянница Криса
Виталий Стацинский в юности Криc в юности
Ольга Кизилова «гостья» Гибаряна
Симон Бернштейн «гость» Сарториуса

В роли собаки отца Криса Кельвина — бульдог по кличке Метан

Съёмочная группа

  • Режиссёр:
  • Сценаристы:
  • Оператор:
  • Художник:
  • Композитор:
  • Звукорежиссёр:
  • Режиссёр: Юрий Кушнерёв
  • Монтажер: Людмила Фейгинова
  • Оператор комбинированных съёмок:
  • Ассистенты оператора: , Владимир Шмыга
  • Директор картины: Вячеслав Тарасов
  • Художник-гримёр: Вера Рудина
  • Художник по костюмам: Нелли Фомина
  • Редактор:

Музыка

Создание

Эпизод, в котором Бертон едет на машине по бесконечным тоннелям, развязкам, эстакадам, снимали в («Городе будущего») .

Сцена в зеркальной комнате была снята, но не вошла в окончательную редакцию . Режиссёр изъял её из фильма. Сейчас этот загадочный шаг поклонники Тарковского связывают с происками цензуры. На самом деле цензуру и редактуру эта сцена не волновала, и мотивы у режиссёра, скорее всего, были внутренними. Известно, что он не раз возражал против того в фильмах, что казалось ему «слишком красивым» .

Тарковский так отзывался о своей картине:

Главный смысл… фильма я вижу в его нравственной проблематике. Проникновение в сокровенные тайны природы должно находиться в неразрывной связи с прогрессом нравственным. Сделав шаг на новую ступень познания, необходимо другую ногу поставить на новую нравственную ступень. Я хотел доказать своей картиной, что проблема нравственной стойкости, нравственной чистоты пронизывает все наше существование, проявляясь даже в таких областях, которые на первый взгляд не связаны с моралью, например, таких как проникновение в космос, изучение объективного мира и так далее.

«Солярис» — это книга, из-за которой мы здорово поругались с Тарковским. Я просидел шесть недель в Москве, пока мы спорили о том, как делать фильм, потом обозвал его дураком и уехал домой… Тарковский в фильме хотел показать, что космос очень противен и неприятен, а вот на Земле — прекрасно. Я-то писал и думал совсем наоборот .

К этой экранизации я имею очень принципиальные претензии. Во-первых, мне бы хотелось увидеть планету Солярис, но, к сожалению, режиссёр лишил меня этой возможности, так как снял камерный фильм. А во-вторых (и это я сказал Тарковскому во время одной из ссор), он снял совсем не «Солярис», а «Преступление и наказание». Ведь из фильма следует только то, что этот паскудный Кельвин довел бедную Хари до самоубийства, а потом по этой причине терзался угрызениями совести, которые усиливались её появлением, причем появлением в обстоятельствах странных и непонятных. Этот феномен очередных появлений Хари использовался мною для реализации определенной концепции, которая восходит чуть ли не к Канту. Существует ведь Ding an sich, непознаваемое, Вещь в себе, Вторая сторона, пробиться к которой невозможно. И это в моей прозе было совершенно иначе воплощено и аранжировано… А совсем уж ужасным было то, что Тарковский ввел в фильм родителей Кельвина, и даже какую-то его тетю, а прежде всего — мать, а «мать» — это «Россия», «Родина», «Земля». Это меня уже порядочно рассердило. Были мы в тот момент как две лошади, которые тянут одну телегу в разные стороны… В моей книге необычайно важной была сфера рассуждений и вопросов познавательных и эпистемологических, которая тесно связана с соляристической литературой и самой сущностью соляристики, но, к сожалению, фильм был основательно очищен от этого. Судьбы людей на станции, о которых мы узнаем только в небольших эпизодах при очередных наездах камеры, — они тоже не являются каким-то экзистенциальным анекдотом, а большим вопросом, касающимся места человека во Вселенной, и так далее. У меня Кельвин решает остаться на планете без какой-либо надежды, а Тарковский создал картину, в которой появляется какой-то остров, а на нём домик. И когда я слышу о домике и острове, то чуть ли не выхожу из себя от возмущения. Тот эмоциональный соус, в который Тарковский погрузил моих героев, не говоря уже о том, что он совершенно ампутировал «сайентистский пейзаж» и ввел массу странностей, для меня совершенно невыносимых .

Анализ

Параллель между эфемерными созданиями Соляриса и произведениями искусства людей (которые в фильме представлены полотнами , копией , иконой , музыкой , текстами « ») выносит на поверхность вопрос о взаимоотношениях человека с его созданиями, в частности с как искусством репродуцирования реальности . В философских дискуссиях герои Тарковского обращаются к именам , к произведению « », спорят с идеями , не называя его по имени (монолог Криса «Проявляя жалость, мы опустошаемся…» ). Предлагаемые режиссёром ответы радикальны. В отличие от большинства фантастических фильмов, которые противопоставляют человеческое и механическое начала как заведомо непримиримые противоположности, Тарковский обнаруживает между ними тайное родство . На него намекают уже самые первые кадры фильма: загадочно колеблющиеся водоросли земного водоёма предвещают вечный водоворот океана планеты Солярис . Синтез земного и инопланетного достигает апофеоза в последней сцене фильма: в безбрежном океане Соляриса плывут острова, сотканные из памяти людей о Земле, и на одном из них Крис обнимает своего отца, принимая позу .

Нашему необходима , чтобы себя поддерживать. Один из самых интересных мотивов в научной фантастике — это мотив машины бессознательного — объекта, обладающего чудесной способностью напрямую материализовывать, воплощать прямо на наших глазах наши самые заветные желания и даже чувство вины. «Солярис» — фильм о машине . Это история психолога, которого отправили на станцию, вращающуюся на орбите вновь открытой планеты Солярис. Эта планета обладает чудесной способностью напрямую воплощать мечты, страхи, самые глубокие травмы, желания, самое сокровенное в душевной жизни.

Герой фильма однажды утром обнаруживает свою жену, много лет назад покончившую жизнь самоубийством. Так что он реализует не столько своё желание, сколько чувство вины. Она не обладает полноценным бытием и страдает от провалов в памяти, потому что она знает только то, что он знает, что она знает. Она — это просто его воплощённая фантазия. И её подлинная любовь к нему выражается в отчаянных попытках уничтожить себя: отравиться и т. д., просто чтобы освободить пространство, потому что она догадывается, что этого хочет он. Но от призрачного, нереального присутствия избавиться гораздо труднее, чем от живого человека. Оно преследует тебя как собственная тень.

Другие экранизации первоисточника

  • Телеспектакль « » с (Крис Кельвин) и (доктор Снаут).
  • Фильм « » .

Призы и награды

  • Специальный гран-при жюри на .
  • Приз на .
  • Приз на XXVIII в 1972 году.
  • Премия за лучшее исполнение женской роли () на IX международном кинофестивале в Панаме в году.

Примечания

  1. Blade Runner tops scientist poll Архивировано 5 августа 2012 года.
  2. Top 10 sci-fi films (англ.) . . Дата обращения 3 июля 2012. Архивировано 5 августа 2012 года.
  3. . Симон Бернштейн, герой фильма Андрея Тарковского «Солярис»
  4. Н. М. Зоркая, А. М. Сандлер. Мир и фильмы Андрея Тарковского: размышления, исследования, воспоминания, письма . — Искусство, 1991. — С. 88. — 397 с.

Странные галлюцинации у к осм онав тов н а ор би те

Многие космонавты после возращения на Землю рассказывают о различных странных процессах, которые они не только слышали, но и видели. Порой рассказы наполнены фактами, которые не возможно описать и подтвердить с научной точки зрения. Как известно космонавты и летчики-испытатели люди не из робкого десятка, но по их утверждению им становилось страшно на уровне психологического подсознания от увиденного и услышанного. Так что же происходит в космосе?

Необъяснимые видения и звуки

Не так давно доктор технических наук и летчик-испытатель 1-го класса Марина Попович опубликовала часть из собранных в течение длительного времени свидетельств о наблюдении аномальных явлений на орбите Земли. На сегодняшний день ее коллекция составляет более двух тысяч фактов подтвержденных космонавтами, которые наблюдали нечто необъяснимое в космосе. После посещения одного из концертов популярного ВИА Юрий Гагарин рассказал, что похожую музыку он уже слышал, но не на Земле, а вовремя полета в космос. Подобные ощущения испытывал не только первый космонавт, но и люди которые летали в космос позже. Так Владислав Волков рассказал о странных звуках, которые окружали его во время нахождения в космосе. «Внизу летела земная ночь. И вдруг из этой ночи донесся… лай собаки. А потом стал отчетливо слышен плач ребенка! И какие-то голоса. Объяснить все это невозможно», - так Волков описал звуки, которые преследовали его практически все время полета.

Не менее интересны и сообщения о различных зрительных наблюдениях. Американский астронавт Г.Купер рассказывал, что, пролетая над территорией Тибета, он смог невооруженным взглядом рассмотреть дома и окружающие их постройки. Ученные данный эффект назвали увеличением наземных объектов, но научного объяснения возможности рассмотреть постройки с расстояния в 300 километров пока нет. Космонавт Виталий Севастьянов своим сообщением, что при пролете над Сочи он смог рассмотреть собственный двухэтажный дом вызвал споры среди специалистов-оптиков.

Летчик-испытатель Марина Попович собрала уникальную коллекцию подобных фактов, которые могут быть результатом неизученных изменений сознания

Кандидат технических и философских наук, космонавт-испытатель Сергей Кричевский рассказал, что впервые услышал о необъяснимых космических глюках от своего именитого коллеги, который в течение полугода находился на орбитальном комплексе «Мир». Кричевский тогда готовился к первому своему полету в космос, и опытный коллега предупредил его о возможной опасности. Предупреждение подразумевало, что при нахождении в космосе человек может быть подвержен фантастическим грезам наяву, которые наблюдали многие космонавты. Дословно, предупреждение было следующим: «Человек претерпевает одну или несколько трансформаций. Превращения в тот момент кажутся ему естественным явлением, как будто, так и должно быть. Видения у всех космонавтов разные. Сходно одно: побывавшие в подобном состоянии определяют некий идущий извне мощный поток информации. Никто из космонавтов назвать это галлюцинациями не может — слишком реальны ощущения».

Позже Кричевский назвал это явление - «эффектом Соляриса», который предугадал Станислав Лемм. По мнению исследователя, фантастическое произведение «Солярис», это не фантастическая выдумка, а достаточно точно просчитанный прогноз ученого. В фильме, который был снят Андреем Тарковским по произведению Лемма, главный герой стал свидетелем не только визитов неизвестных гостей, но и увидел родительский дом, который появился из пучины океана. Кадры фильма, являются проекцией того, с чем сталкиваются настоящие космонавты. Возможно, космос обладает способностью материализовать мысли людей и показывает им то, о чем они мечтают на подсознательном уровне. Но, несмотря на различные предположения, вопрос о происхождении необычного явления остается открытым.

После проведения исследований некоторые ученые склоняются к мысли, что возникновение подобных необъяснимых случаев стоит отнести к изменению сознания человека из-за воздействия микроволнового излучения. Российский биофизик Александр Прессман в своих научных трудах достаточно точно описал реакцию организма человека при воздействии волн в сантиметровом диапазоне. В частности он доказал, что при воздействии на организм человека излучения частотой более 3000 МГц и одновременном воздействии электромагнитной энергии возникает состояние полного оцепенения, когда отказывают руки и ноги. Поскольку сантиметровые волны в первую очередь оказывают влияние на биопотенциалы мозга и эндокринные процессы, ощущение страха, очевидно, вызвано тем же источником. Данное объяснение подходит к сообщениям о странных звуках и видениях на орбите.

Космонавт Александр Серебров четыре раза летал в космос. Во время одного из своих первых полетов он по неосторожности уронил магнит, который повел себя «неадекватно»: как правило, все предметы в состоянии невесомости вращаются, а магнит стал колебаться. Такое возможно только при наличии высокого магнитного поля. Направление тока магнита изменялось в зависимости от положения космической станции по отношению к Солнцу. Пребывая в тени, магнит притягивал предметы, но как только попадал в зону освещения Солнцем, предметы отскакивали. Серебров рассказывал, что, впервые столкнувшись с таким явлением, он был шокирован, ведь данное поведение магнита нарушало привычные правила поведения предметов в состоянии невесомости. После прибытия на Землю Серебров сообщил о своих наблюдениях представителям института медико-биологических проблем, но ученых данное сообщение не заинтересовало. Когда в 1993 году Серебров осуществил свой четвертый полет в космос, то на борту космического аппарата по его требованию были установлены приборы для измерения магнитного поля. Космонавт в течение всего полета проводил измерения в разных частях космического корабля и на основе его записей, стало известно, что магнитное поле изменялось не менее 16 раз в сутки, но изменения были неоднородными. Наибольшее по излучению магнитное поле находилось в районе командирской рубки, которая находится по левому борту корабля. Силовые кабели проходят по левому борту, непосредственно над головой Василия Циблиева - командира корабля. Во время сна в таком положении Циблиев вел себя крайне беспокойно, он кричал, скрипел зубами, метался, но стоило изменить положение и удалится от кабелей, его состояние приходило в норму, и сон становился спокойным. Серебров вспомнил свой разговор с Циблиевым: «Я спросил Василия, в чем дело? Оказалось, ему снились феерические сны, которые он порой принимал за явь. Пересказать их он не мог. Твердил только, что ничего подобного в жизни не видел. Уже потом, вернувшись из полета, я проконсультировался со специалистами, и они подтвердили: человек может жить в магнитном поле любой напряженности, но лишь в том случае, если оно однородное. А пребывание в градиентном поле может быть опасно для психики».

Ученые отмечают, что переменные магнитные поля, это не единственный и не самый опасный фактор риска воздействия на психику человека, который находится на орбите. Каждый космонавт сталкивался с таким явлением как фосфены, который представляет собой фиксирование световых вспышек при закрытых глазах. Первыми кто рассказал об этом эффекте, были Нил Армстронг и Эдвин Олдрин, которые в 1969 году были участниками полета на Луну. НАСА не только со всей серьезностью отнеслась к рассказу астронавтов, но и стала инициатором проведения исследования необычного явления. В результате исследований было установлено, что вероятной причиной подобного явления могут быть частицы космических лучей, которые движутся с огромной скоростью. Физическая причина явления была установлена, но в вопросе как эти частицы влияют на нейроны мозга остается загадкой. Сами космонавты утверждают, что фосфены оказывают негативное влияние на общее самочувствие и становятся причиной дискомфорта. Свое мнение по этому вопросу высказал и Александр Серебров: «Там, в глубинах Вселенной, с людьми происходит неизвестно что. Состояние физическое худо-бедно изучается, а вот изменения сознания — темный лес. Медики делают вид, что человека можно ко всему подготовить на Земле. На самом деле это абсолютно не так».

Некоторые специалисты предполагают, что в большинстве случаев у космонавтов происходит изменение состояния сознания. Возможно, причина лежит в том, что человек попадает в непривычную среду, которая каким-то образом становится неким катализатором этого состояния. Владимир Воробьев доктор медицинских наук и старший научный сотрудник центра РАМН утверждает следующее: «Но, видения и другие необъяснимые ощущения на космической орбите, как правило, не мучают космонавта, а доставляют ему своеобразное удовольствие, не смотря на то, что вызывают страх. Стоит учесть, что в этом тоже есть скрытая опасность. Не секрет, что, после возвращения на Землю, большинство покорителей космоса начинают испытывать состояние тоски по этим явлениям и при этом испытывают непреодолимую, а иногда и болезненную тягу вновь ощутить эти состояния. Многие находят себя в том, что становятся участниками научных экспедиций на места посадок или появлений НЛО, уходят в горы, чтобы найти следы неизвестного «снежного человека», становятся философами и эзотериками».

Космос, это как книга, которую пытается прочитать человек. Но, несмотря на все старания, прочитана только первая страница многотомного экземпляра.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта