Шевелева Е. Г.,
Учитель математики
Как провести качественный урок.
План урока
План конкретного урока - это личное дело учителя, у него есть право самостоятельно отработать свою модель плана, удобную и полезную именно ему.
Но пять моментов в плане должны быть отражены обя зательно:
План урока - это план на тот или иной раздел темы, по этому считается, что учитель может пользоваться преж ними, но скорректированными планами. Требование состав лять планы на каждый урок в каждом классе (даже на одну тему), тем более в двух экземплярах, по единой (не редко усложненной) схеме ведет лишь к перегрузке учи теля.
В первую очередь учителю необходимо эффективно организовать подготовку к уроку. Если учитель планирует не отдельные уроки, а тему целиком, то в этом случае значительно экономит свое время на подготовку, улучшив ее качество.
Можно предложить следующую технологию подготовки темы (по А.Гину). Необходимо подготовить столько листов бумаги, сколько уроков в теме. Спланировать обзорно все уроки параллельно.
Примерная последовательность действий:
Тема в целом запланирована. На листах с соответствующими уроками появились надписи. Теперь очередь за планированием отдельных уроков. Этапы урока могут быть реализованы различными приемами или их комбинацией.
Пример таблицы «Конструктора урока»:
Основные функциональные блоки | |||||
Разделы урока | |||||
А. Начало урока | Интеллектуальная разминка или простой опрос (по базовым вопросам) | «Светофор» | Щадящий опрос | Идеальный опрос | Обсуждение выполнения д/з |
Б. Объяснение нового материала | Привлекательная цель | Удивляй! | Пресс-конференция | Вопрос к тексту | Доклад |
В. Закрепление, тренировка, отработка умений | Лови ошибку | Пресс-конференция | УМШ | Деловая игра «НИЛ» | Тренировочная контрольная работа |
Г. Повторение | Своя опора | Свободная опора | Свои примеры | Опрос-итог | Обсуждаем д/з |
Д. Контроль | Опрос по цепочке | «Светофор» | Тихий опрос | Программируемый опрос | Фактологический диктант |
Е. Домашнее задание | Задание массивом | Три уровня домашнего задания | Особое задание | Идеальное задание | Творчество работает на будущее |
Ж. Конец урока | Опрос-итог | Отсроченная догадка | Роль «психолог» | Роль «подводящий итог» | Обсуждаем д/з |
Пользуясь таблицей «Конструктор урока» как универсальной шпаргалкой, учитель в соответствии со своими целями составляет формулу (схему, структуру) конкретного урока. У каждого учителя может быть свой конструктор. Творчество учителя – норма здорового общества. Приемы педтехники – инструмент творчества. Перечисленные выше техники можно разобрать в книге А.Гина «Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность, Обратная связь. Идеальность».
Технологическую карту можно определить как форму планирования педагогом учебного процесса, совмещенного в себе традиционное тематическое планирование с поурочным. Ее существенной характеристикой является представление учебного процесса на уровне технологии – на уровне проектирования и конструирования, включая описание действий учителя и учащихся. Описание учебного процесса на таком уровне позволяет рассмотреть технологическую карту как основу управления учебно-познавательной деятельностью учащихся и учителем и самими учениками.
Планирование контроля с помощью карты, которая составляется на всю тему, и еще до начала изучения темы учитель составляет тексты контрольных работ. Учитель выделяет все учебные единицы (термины, факты, понятия, правила, законы), затем определяет на каком уровне будет изучена каждая из учебных единиц.
Контролю подвергается каждая учебная единица.
При выявлении учащихся, испытывающих затруднения в овладении знаниями на уровне стандарта, учитель организует им помощь здесь же, на уроке.
На основе технологической карты меняется и характер взаимодействия руководителя школы и учителя. Для этого руководитель школы вместе с учителем осуществляют структурирование учебного материала, разрабатывают разнообразные варианты усвоения учащимися учебной темы, определяют контрольные уроки, на которых может присутствовать руководитель школы. В случае необходимости, используя технологическую карту руководитель школы может оказать методическую помощь учителю, выявить причины низкой результативности деятельности учителя.
Технологическая карта предусматривает планирование усвоения знаний учащимися, формирование и развитие у них специальных и общих умений и навыков на определенном уровне.
Можно привести несколько примеров карт.
Пример 1
Технологическая карта № n Класс
По теме: (тема раздела)
Номер урока по теме | ||
| ||
Цели урока | ||
Вид учебных занятий | ||
Актуализация темы | ||
Изучение нового материала | ||
Закрепление и применение знаний | ||
Контроль учителя | ||
Домашнее задание |
Пример 2.
(по Т.И.Шамовой, Т.М.Давыденко)
Номер урока в курсе | |||
Номер урока в теме | |||
Тема урока | |||
Что должен знать учащийся | |||
Что должен уметь учащихся (специальные умения) | |||
Закрепление и развитие общих учебных умений | |||
Виды учебных занятий | |||
Демонстрации | |||
Контроль учителя | |||
Контроль администрации |
Пример 3.
Номер урока | ||
Тема урока | ||
Что должны знать учащиеся | ||
Что должны уметь учащихся | ||
Вид учебных занятий | ||
Актуализация темы урока | Под руководством учителя | |
Самостоятельно | ||
Изучение нового материала | Под руководством учителя | |
Самостоятельно | ||
Закрепление и применение | Под руководством учителя | |
Самостоятельно | ||
Контроль знаний, умений | ||
Обобщение и систематизация | ||
Оборудование | ||
Домашнее задание |
Выбор и использование технологической карты – право каждого учителя по своему усмотрению.
Подводя итог можно выделить следующее:
Группы целей урока.
Рождение любого урока начинается с осознания его целей. Именно они определяют систему действий учителя на предстоящем уроке. Основная логика урока и его ключевые моменты продумываются заранее как способ реализации поставленных целей.
Вообще говоря, под целями урока понимаются те результаты, которых предполагает достичь учитель в процессе совместной деятельности с учащимися при их обучении, воспитании и развитии.
При подготовке урока необходимо определить цели урока:
Предметные цели могут начинаться с:
Цели, ориентированные на развитие
Личности ребенка:
1. Цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения к учебному предмету:
2. Цели, ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности:
3. Цели, связанные с обеспечением развития у школьников интеллектуальной культуры:
4. Цели, ориентированные на развитие у школьников исследовательской культуры:
5. Цели, связанные с развитием у школьников организационно- деятельностной культуры (культуры самоуправления учением):
6. Цели, связанные с развитием информационной культуры учащихся:
7. Цели, связанные с развитием коммуникативной культуры учащихся:
8. Цели, ориентированные на развитие рефлексивной культуры школьников:
Учебное занятие и его связь
С другими формами обучения
Предметная цель учебного занятия | Тип учебного занятия | Другие формы |
| Учебное занятие по изучению и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности. |
|
Организовать деятельность учащихся по закреплению знаний и умений… | Учебное занятие закрепления новых знаний и способов деятельности. | Семинар;
|
Организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний, умений и навыков по теме… | Учебное занятие комплексного применения знаний и способов деятельности. |
|
Обеспечить систематизацию и обобщение знаний по теме… | Учебное занятие обобщения и систематизации знаний и способов деятельности. |
|
Обеспечить проверку, оценку и коррекцию знаний и умений учащихся | Учебное занятие проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности. |
|
Памятка поддержания дисциплины на уроке
«Справедливый учитель – это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников».
Примерная схема самоанализа урока
Показатели оценки качества и эффективности учебных
Занятий
(по материалам Т.И. Шамовой и В.П. Симонова)
№ п/п | Блок | Показатели | Оценка в баллах (max 4) |
Личные Качества учителя |
| ||
| |||
| |||
| |||
| |||
Особенности учебной деятельности учащихся |
| ||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
Эффективность преподавания |
| ||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
Цели и результаты проведенного занятия |
| ||
| |||
| |||
| |||
|
Педагогический аспект урока может быть рассмотрен через следующие компоненты:
МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
АНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Основная учебная цель урока :
Цель сформулирована учителем в общем виде или в действиях учащихся;
Достижение цели на уроке: на различных этапах, на уровне ознакомления и осмысления, на уровне репродукции и т.д. ;
Достижение на уроке предметной цели;
Достижение на уроке развивающей цели.
Структура урока, ее обоснованность;
Целесообразность распределения времени, хронометрирование урока;
Целесообразность и характер проверки домашнего задания;
Характер представления нового материала учителем;
Характер восприятия нового материала учащимися, степень их самостоятельности;
Развитие у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков;
Оценочная деятельность учителя и самооценка учащихся;
Характер домашнего задания, способы информирования о домашнем задании;
Результативность урока.
Заданий различного характера, инструкций, алгоритмов, опор (схем, моделей, иллюстраций и др.);
Адекватность используемых средств основной цели урока;
Эффективность использования средств в данном классе;
Грамотное использование и сочетание различных средств обучения.
Адекватность данного приема цели и задачам урока;
Обоснованность использования данного приема;
Эффективность использования данных приемов.
Индивидуальная,
Групповая,
Парная,
Фронтальная,
Дифференцированные формы работы
Предупреждение неуспеваемости
1. Важным условием предупреждения неуспеваемости по математике является систематическое, последовательное изучение каждым учеником класса программного материала:
2. Следующим условием является овладение каждым учеником необходимыми приемами самостоятельной работы.
Приёмы организации учебной деятельности учащихся
1. Методы работы с учебником математики.
Хорошо организованная и систематически проводимая работа по учебнику является одним из решающих условий усвоения учащимися знаний и навыков по математике.
Чтению учебников математике надо специально обучать.
Необходимо обучать пользоваться не только текстом и иллюстрациями учебника, но и его оглавлением, записями и таблицами, помещенными на форзацах, аннотацией, предметным указателем. Правильное использование этим вспомогательным аппаратом учебника значительно ускоряет поиск нужного материала в учебнике.
2. Общий прием работы с учебником.
1. Найти задание по оглавлению.
2. Обдумать заголовок. Т.е. ответить на вопросы:
4. Выделить все непонятные слова и выражения, выяснить их значение (в учебнике, справочнике, у учителя, родителей, товарищей).
5. Задать по ходу чтения вопросы. Например такие:
И ответить на них.
6. Выделить (выписать, подчеркнуть) основные понятия.
7. Выделить основные свойства этих понятий (правила, теоремы, формулы).
8. Изучить определения понятий.
9. Изучить их основные свойства (правила, теоремы, рисунок).
10. Разобрать и понять иллюстрации (чертёж, схему, рисунок).
11. Разобрать примеры в тексте и придумать свои.
12. Провести самостоятельно обоснование свойств понятий (вывод формулы или правила, доказательство теоремы).
13. Составить схемы, чертежи, рисунки, таблицы и т. П., используя свои обозначения.
14. Запомнить материал, используя приемы запоминания (пересказ по плану, чертежу или схеме, пересказ трудных мест, мнемонические правила).
15. Ответить на конкретные вопросы в тексте.
16. Придумать и задать себе такие вопросы.
17. Если не все понятно, отметить неясное и обратиться к учителю (родителям, товарищам).
3. Общая организация домашней работы.
1. Осознать цели домашней работы и их важность.
2. Ознакомиться с заданиями, определить, в какой последовательности их лучше выполнять (чередуя устные и письменные, легкие и трудные).
3. Вспомнить, что изучали на уроке, просмотреть записи в тетрадях.
5. Выполнить письменные задания.
4. Что надо знать о теории.
5. Алгоритм решения задачи.
1.Уясни содержание задачи, установи, что неизвестно, и что дано и в чем состоит условие.
2. Изобрази схематически содержание задачи, разбив её на части по смыслу.
3. Установи зависимость между данными величинами и искомыми.
4. Вырази числовые данные всех неизвестных величин через известные, и обозначенную величину на основе установленных между этими величинами закономерностей.
5. На основе сравниваемых величин составь уравнение или систему решений.
6. Проверь решение задачи известным тебе способом (составлением обратной задачи, решением данной задачи другим способом и др.)
6. Как решить задачу по геометрии.
7.Как доказать теорему.
Доказать какое-либо утверждение – значит перейти с помощью логических рассуждений от его условия к заключению.
Для этого:
контрольных работ
Контрольная работа может быть рассчитана на 30-45 минут
Список литературы:
«Управление учебным процессом в школе на основе технологических карт учителя», (методические рекомендации руководителям школ и учителям), Москва,1994
Инструкция
Поставьте триединую задачу (цель) урока. Для этого просмотрите учебную программу, перечитайте объяснительную записку, изучите требования стандарта по данной теме. Сформулируйте цель и запишите в плане таким образом, чтобы она была понятна ученикам.Образовательная составляющая триединой цели должна вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков.
Воспитательная - формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.Развивающая - при обучении развивать у учащихся интерес, творческие способности, волю, эмоции, речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Все элементы урока должны способствовать достижения этой цели.
Разбейте урок на основные компоненты.Организационный - организация в течение всего урока, готовность учащихся к , порядок и дисциплина.Целевой - постановка целей учения как на весь урок, так и на его отдельные этапы.Мотивационный - значимости изучаемого материала как в данном курсе, так и во всем курсе.Коммуникативный - уровень общения учителя с .Содержательный - подбор материала для изучения, закрепления, повторения, проверки знаний.Технологический - выброр форм, методов и приемов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока.Контрольно-оценочный - использование оценки деятельности учеников.Аналитический - подведение итогов урока, анализ результатов.
Напишите поурочный план. При этом учтите его примерное содержание:
- Тема урока, его цели и задачи, тип, структура урока, методы и приемы обучения, средства наглядности.
- Повторение в начале урока понятий, законов, проверка домашнего задания, формы контроля знаний.
- Усвоение нового материала: законов, понятий, решение проблемных вопросов.
- Формирование у учащихся конкретных умений и навыков, подбор видов устных и письменных работ.
- Разбор домашнего задания.При составлении конспекта учтите особенности класса: уровень подготовленности, темп работы, отношение к предмету, общую дисциплину, тип нервной системы, эмоциональность.
Подготовьтесь к уроку непосредственно перед звонком. Для этого мысленно воспроизведите основные этапы урока, оформите необходимый материал на доске, продумайте использование технических средств обучения. Определите, каких учащихся будете опрашивать. Эта работа позволит вам сэкономить время на уроке, сделать его более интенсивным и четким.
Для проведения хорошего урока выполните следующие немаловажные условия. Хорошо выучите материал урока. Если есть трудности, разберитесь с ними до начала урока. До мелочей продумайте , правильно подберите разнообразные методы обучения. Старайтесь материал излагать занимательно. Используйте нетрадиционные уроки: путешествия, расследования. Следите за своей речью: она должна быть эмоциональной, богатой интонациями. Ваша мимика должна быть выразительной, а жестикуляция образной.Темп урока должен быть интенсивным, но посильным для ученика. Если ученики не успевают следить за изложением материала, измените темп. Задания четко, кратко, с обязательным выяснением того, как ученики поняли требования.
Есть условия, которые затрудняют проведение хорошего урока и препятствуют достижению результатов. Неуверенность в своих знаниях и безразличное отношение ко всему происходящему на уроке приведут к потере внимания и ослабят дисциплину. Однообразные методы обучения и неумение с ними работать скажутся на результате урока. Плохо воспринимается материал, если учитель излагает его сухо и монотонно. Никогда не отходите от темы урока, не увлекайтесь посторонними , не связанными с задачами урока.Не оскорбляйте учеников. Не перебивайте, дайте договорить во время ответа. Поддерживайте их инициативу, одобряйте активность.
Хотите, чтобы ученики бежали на ваши уроки и были готовы учить ваш предмет дни напролет?
Тогда стоит взять на вооружение замечательное высказывание Анатоля Франса: "Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом ".
Теперь давайте поговорим, как воплотить этот совет в жизнь.
Конечно, лучший способ - проводить нестандартные уроки. Но этот метод работает не всегда. Согласитесь, трудно абсолютно для каждой темы находить нестандартные способы объяснения и закрепления. Да и методика не рекомендует увлекаться нестандартными уроками.
Но есть несколько составляющих, которые помогут вам разнообразить любой урок.
1. Эффектное начало - залог успеха. Всегда начинайте урок необычно, интересно. Это тот самый момент, когда вы можете использовать нестандартные методы " на всю катушку". Например, вместо скучного опроса домашнего задания проведите блиц-турнир, мини-тестирование, устройте конкурс, соревнование. Если тема новая, то начать урок можно с каких-то интригующих сообщений, интересных фактов по теме.
2. Обязательно планируйте урок, исходя из индивидуальных особенностей учеников. Любое задание стоит планировать так, чтобы учесть разные варианты сложности. Так вы задействуете не только активистов, но и отстающих учеников, которые частенько на уроках просто зевают. Найдите дело для каждого!
3. Используйте технику! Поверьте, презентация, рассказывающая, например, биографию писателя или свойства железа, запомнится намного лучше, чем монотонное объяснение.
4. Включайте игровые элементы. Всегда и в любом классе! Даже старшеклассники с удовольствием включаются в игру.
5. Ломайте стереотипы! Не загоняйте уроки в привычные рамки: лекция - опрос. Попробуйте построить урок по-другому. Отсутствие интереса учащихся часто связано именно с тем, что они заранее знают все этапы урока. Не следуйте шаблонам.
6. Подключайте учеников к объяснению новой темы. Самостоятельный поиск информации больше укрепляет знания, чем прослушивание готового объяснения. Пусть потрудятся! Это можно сделать на предварительном этапе, дав задание найти какую-то информацию по будущей новой теме. Либо в процессе урока, обратившись к жизненному опыту самих учащихся.
7. Ведите себя нестандартно! Привыкли объяснять тему, стоя у доски? Попробуйте почитать лекцию, устроившись на стуле перед классом. Если постоянно ходите в деловом костюме, попробуйте в следующий раз надеть яркий свитер.
Можно привести пример одного ярчайшего педагога, преподавателя литературы. Например, когда предстояла лекция по творчеству Маяковского, учитель пришел на урок в желтой кофте. К концу урока все ученики запомнили, что футуристы любили эпатаж. А на урок по биографии Гоголя этот учитель пришел в украинской сорочке. Эффект был потрясающий. Такие уроки запоминаются на всю жизнь!
8. Держите в запасе несколько необычных, даже шокирующих вопросов, замечаний, загадок. Если замечаете, что в процессе урока ученики начинают скучать и отвлекаться - самое время сменить тему, сделать паузу. Неожиданный вопрос всегда поможет активизировать внимание.
И напоследок - пополняйте свою методическую копилку. Интересные приемы и методы можно подсмотреть у коллег. Да и всемирная сеть предлагает массу материала для каждого предмета, для каждого года обучения. Поверьте, поиск нетривиальных решений и методов - штука увлекательная.
Большинство из репетиторов училось в педагогическом ВУЗе, где им преподавали педагогику, психологию и методику. Но учеба и практика – два разных дела, и готовясь к своему первому уроку, кажется, что тебя научили только теории, но не тому, что тебе понадобится на практике. Как начать урок? Как преподнести материал? Как провести занятие, чтобы оно было запоминающимся и эффективным? И методом проб и ошибок приходится самому искать ответы.
В этой статье я хочу затронуть не только педагогическую, но и психологическую часть проведения занятия, и все здесь написанное будет верно для учеников от 12 лет, так как с младшим возрастом я не занимаюсь.
Проверяю , и делаю выводы – обучаемый должен увидеть и исправить свои ошибки (сам! пусть шевелит мозгами! ), а для себя отмечаю, какую тему можно считать пройденной, а что еще нужно повторить.
Теперь – начинаем. И начинаем с постановки целей . Ученик должен знать, зачем он пришел на урок! Рассказали ему, почему его день сегодня пройдет не зря, и теперь… надо вспомнить произношение и значение слов, которые мы проходили? Освежить в памяти грамматику? Отработать звуки, которые у ученика не получаются? У нас есть отличный выход – фонетическая зарядка ! Разогреваем органы речи и вспоминаем, как красиво говорить по-английски.
Приведу пример: изучили Present Simple и Present Continuous, и надо уяснить разницу между ними. Смотрим небольшое видео, ученик повторяет сказанные героями фразы и поясняет выбор того или иного времени (ссылка на видео). Так мы убиваем сразу несколько зайцев: речевой аппарат разогревается, грамматику повторяем, и интерес к языку возрастает – в школе и университете очень мало учащихся видят какие-то наглядные пособия, кроме учебника.
Человек хорошо запоминает, что было в начале и конце, поэтому важно, чтобы начало занятия было интересное и ученик знал, что мы пришли не просто заниматься – а приобретать определенные знания, отрабатывать навыки или закреплять умения.
Если в структуре занятия запланировано аудирование (вспомогательное средство для введения новой грамматической темы/ закрепления пройденной лексики/ тренировки восприятия речи на слух/ тренировки части “Аудирование” на ЕГЭ), то начало занятия – оптимальное время для его проведения. Почему? Потому что мозг ученика еще толком не напрягся – его не загрузили новой темой – значит, восприятие на слух лучше всего пройдет именно в первой части урока. (Сомневаетесь – поставьте эксперимент – дайте слушание в разных частях занятия – и спросите обучаемого, когда ему было проще!)
Здесь я ввожу либо новую лексику , либо новую грамматику . Стараюсь не брать на одном занятии и то и другое, потому что это очень сложно для ученика, особенно уровня ниже Intermediate (а таких учеников подавляющее большинство). До этого уровня почти все темы новые для обучаемого, и многие из них отличаются от родного нам русского языка.
Всю остальную часть урока посвящаю закреплению нового материала.
NB : Если предвидится трудная грамматическая тема и занятие идет больше 60 минут, примерно после 50 минут урока можно сделать небольшую паузу – сыграть на гитаре, предложить чай с тортом, а ученикам постарше – алкогольные напитки. Шутка =) Но паузу нужно сделать, чтобы ученик немного отдохнул и после с новыми силами глотал пилюлю английского. Посмотрите видео, послушайте песню любимого исполнителя ученика (опять же вписывающуюся в план занятия), прочитайте веселую статью или поговорите на интересную вам обоим тему.
Отдохнули? Еще есть время для отработки навыков! Чтение, письмо или слушание. Но текст для аудирования на этом этапе занятия не должен вносить ничего нового (много непонятных слов и грамматических конструкций), а лишь отрабатывать изученное на этом занятии или ранее. Лучше будет, если эта часть урока была связана с пройденным материалом.
Внимание ученика здесь уже медленно начинает угасать, и вряд ли вы сможете втиснуть в его уставший мозг какую-то новую информацию.
К концу урока и вы и ученик устали друг от друга и от английского. Как и у любого хорошего фильма, у урока должна быть красивая и запоминающаяся концовка.
В интернете есть куча игровых материалов, посвященных грамматическим и лексическим темам (например, ). Их я и стараюсь использовать в конце занятия. Например, когда идет изучение темы союзов, вводящих придаточные определительные (defining relative clauses), пишу слова, пройденные с учеником недавно, на карточках, разрезаю их, кладу на стол чистой стороной вверх, и каждый по очереди тянет слово, которое должен объяснить, не называя самих слов, но используя при этом предложения, начинающиеся с союзов who , which , that , when , where andwhose.
А это уже готовые карточки из пособия New English File Pre-Intermediate:
Более подробно об играх на занятии Вы можете прочитать .
И в самом конце я прошу ученика самого подвести итоги – что он узнал, и что далось легко, а что требует большей отработки. Обязательно задавайте вопросы! Мы с вами уже хорошо знаем язык и забыли начальный этап изучения, когда тема казалась сложной, а учитель никак не мог понять, как такой простой материал вызывает столько проблем? Плюс, попадаются ученики, которые с одинаковым выражением лица сидят все занятие, и понять, что он понял, а что нет, можно, лишь задав прямой специальный вопрос.
Итак, ученик сам рассказал, чего он достиг на занятии. Если он неправильно понял цель урока или вообще затрудняется сказать, чем вы занимались, это хороший повод для самоанализа – значит, неправильно что-то спланировали или объяснили.
На этом все, осталось дать домашнее задание, закрепляющее пройденный материал, и распрощаться до следующего занятия.
Мы привыкли задумываться о том, как сделать урок полезным: как спланировать его так, чтобы все успеть? Как доходчиво объяснить новую тему? Как эффективно ее отработать? Но не меньше внимания стоит уделять и тому, чтобы сделать урок интересным. Сколько бы полезного материала мы не подготовили, студент намного быстрее и лучше его усвоит, если он будет вовлечен.
Вот несколько стратегий, которые можно использовать для того, чтобы сделать любой урок и любую тему интересной.
Обычно начало задает тон всего урока. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш урок сразу вовлек ученика, начните с интересной разминки, например с игры .
Это самый эффективный способ заинтересовать ученика, и в то же время отработать новый материал. Игры на любую лексическую или грамматическую тему можно найти на ESL сайтах и в различных сборниках, как например Grammar Games and Activities
и Vocabulary games and activities
. Кстати взрослые ученики любят игры ни в коем случае не меньше, чем дети.
Практичное и интересное задание, которое не требует дополнительных материалов – ролевая игра . Это задание более сложное чем просто обсуждения темы. Оно требует от ученика активного участия, актерского мастерства и творческого подхода, а соответственно и полного внимания.
Музыка прекрасно подходит для изучения языка. Уложенные на ритм слова быстрее запоминаются. Кроме этого обычно в песне используется одно и то же грамматическое время. Узнайте у ученика какие музыкальные стили и группы ему нравится. Напевая фразы из любимых песен, он незаметно выучит новую лексику и усвоит нужные грамматические формы .
Представьте ученику новую грамматику или лексику в форме истории. Например, если вы изучаете тему “Past Continuous/Past Simple”, вы можете начать: “Yesterday, while I was going to work by the underground, a man came into the carriage and sat down opposite me. He had a monkey in his lap. The monkey was wearing jeans and a yellow jacket”
(кстати, это правдивая история). Такая презентация темы будет для ученика намного интереснее, чем: “Right, today we are going to study the difference between Past Continuous and Past Simple”.
В любое задание включайте элемент Speaking, ведь для большинства учеников это самый интересный аспект изучения языка. Даже если нужно выполнить упражнение типа fill in the gaps, обсудите с учеником фотографию, которая идёт вместе с упражнением или самое интересное в нём предложение. Любое задание всегда можно “разбавить” с помощью общения.
Никогда не превращайте урок в лекцию. Даже ученикам с хорошей концентрацией внимания будет сложно 20 минут слушать монолог на иностранном языке. Кроме этого, современные ученики привыкли к быстрой смене одного вида деятельности на другой и к интерактивной форме обучения. Поэтому, для того, чтобы было интересно, чередуйте тип и длительность заданий. Также всегда готовьте такие задание, которые предусматривают коммуникацию и активное участие ученика. Письменные упражнения лучше оставлять на домашнюю работу.
Кстати, о домашней работе. Конечно она также должна быть “полезной”, но это не мешает ей быть интересной. Задавайте ученику творческие домашние задания, которые он захочет выполнять. Например, если вы изучаете past simple, попросите его подготовить резюме эпизода любимого сериала. Если вы изучаете тему “Еда”, попросите его создать меню для собственного ресторана. Творческое и интересное домашнее задание можно придумать для любой грамматической или лексической темы.
План – необходимая часть урока, а структурированность – залог хорошего результата в учебе. В то же время урок проходит намного интереснее, если преподаватель умеет адаптировать план под его ход. Иногда наступает момент, когда от плана следует отойти, например если студент задал действительно интересный вопрос о грамматике или текст, с которым вы работаете, его затронул и требует обсуждения.
Любую тему можно сделать интересной, если подключить к ней личный опыт ученика, его мнение или предпочтения. Например, если вы изучаете тему Present Perfect, расспросите ученика о его опыте путешествий или опыте работы (e.g. Which cities have you visited? Where have you worked?). То же можно сделать и с любой лексической темой.
В этом пункте мы поговорим о том, как сделать урок интересным для преподавателя. Ваш урок может быть интересным для вашего ученика только в том случае, если будет интересно вам самим. С помощью новых заданий, стратегий и методов, одну и ту же тему можно каждый раз преподавать по-разному.
Интересный урок = полное внимание вашего ученика= быстрое и эффективное усвоение материала= прогресс и удовольствие от изучения языка.
Успехов вам и интересных уроков!