Главная » Съедобные грибы » Конспект занятия с дошкольниками "время". Что необходимо знать и уметь ребенку

Конспект занятия с дошкольниками "время". Что необходимо знать и уметь ребенку

Подготовка к школе, занятия для дошкольников - тема, которая беспокоит многих родителей. Что должен знать малыш перед поступлением в школу? Как привить ему навыки, нужные в усвоении школьного материала? Вот об этом подробно поговорим в данной статье.

  1. Что должен знать и уметь ребенок в 6-7 лет
  2. Подготовка к обучению в школе: с чего начать
  3. Задания для подготовки к 1 классу
  4. Основы математики – наш личный опыт
  5. Игры для готовности детей к школе

Здравствуйте, уважаемые читатели! Эта статья посвящена тем, чей малыш скоро станет первоклассником. Подготовка к школе, занятия для дошкольников - одна из главных тем для заботливых родителей. Кроме того, их беспокоит множество вопросов. Будет ли чадо хорошо учиться, станет ли ходить на обучение с удовольствием, одолеет ли немалый объем программного материала? Правда, некоторые родители считают, что подготовка к школе - это лишнее, “там ведь всему научат”. Это неверно. Неподготовленный ребенок обязательно столкнется при обучении с определенными сложностями. Если вы хотите, чтобы школьная программа давалась вашему отпрыску легче, помогите ему!

В этой статье я опишу основные параметры, по ним вы сможете определить для себя, готово ли ваше дитя к шагу в школьную жизнь. Советую взять лист бумаги с ручкой и по ходу чтения отмечать для себя моменты, над которыми стоит поработать. Я с сыном занимаюсь в постоянном режиме, описываю подробно наши занятия, делюсь опытом с читателями. Поэтому в статье вы увидите ссылки на уже освещенные мною занятия, и если по данному пунктику, вам нужно поработать, не поленитесь перейти и прочитать отдельную статью. Итак, начнем!

Что необходимо знать и уметь ребенку

Есть мнение, что дитя 6-7-летнего возраста должен обладать следующими знаниями и умениями:

  • Знать собственные фамилию, имя и отчество. Необходимо также знать фамилии, имена и отчества родителей, место их работы, свой адрес и телефон;
  • знать наименование населенного пункта, где он живет, правильные названия других стран мира;
  • знать наименования животных, уметь отличать диких животных от домашних, уметь разделять их на категории (воробей - птица, акула - рыба, медведь - зверь). Кроме того, необходимо знать наименования самых распространенных растений, овощей, фруктов и ягод;
  • знать времена суток, времена года, их последовательность, а также количество месяцев в году, количество дней в месяце и неделе. Помимо этого, малышу должно быть известно, как называются дни недели;
  • нужно иметь представление об основных природных явлениях;
  • наименованиях самых распространенных цветов;
  • знать названия нескольких видов спорта;
  • ответить как называются наиболее часто встречающиеся профессии, уметь рассказать, чем занимаются люди, относящиеся к той или иной профессии;
  • крошке необходимо уметь рассказать о своих любимых занятиях;
  • в 6-7-летнем возрасте детям нужно знать правила дорожного движения и назначение дорожных знаков;
  • необходимы основы знаний для обучения чтению, письму и математике (умение выделить определенную букву в слове, писать печатные буквы, считать до 10 туда и обратно, решать легкие примеры в пределах этих чисел, пусть даже с использованием визуальных предметов).

Много? Да, немало! Задача родителей - помочь овладеть этими знаниями.

С чего начать подготовку детей к обучению в школе

Подготовка детей к обучению в школе включает самые разные задания и упражнения. Разберем основные сферы.

Развитие познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер

Именно в дошкольном возрасте происходит формирование основ общения в коллективе. Как бы там ни было, а школа - это, прежде всего, коллектив. Что же необходимо знать родителям?

  1. Учитывайте темперамент ребенка, его привычки и желания. Не торопите события. Один малыш не может обойтись без друзей, другой прекрасно проводит время в компании любимых игрушек. Разрешите дитю быть собой.
  2. Будьте примером, дети, сами того не осознавая, часто копируют поведение взрослых по отношению к другим людям. Собственный пример действует лучше, чем любые назидания.
  3. Внимательно слушайте сына или дочку, задавайте вопросы, покажите, что рассказ по-настоящему интересен.

Развитие устной речи дошкольника

Вот несколько советов по речевому развитию.

Также советую послушать мнение логопеда:

Обучение чтению

Вопреки многим мифам и домыслам, умения бегло читать никто от первоклашки не потребует. Другое дело, важно, чтобы ребенок запомнил наименования букв и соответствующих им звуков. Для этого есть множество вариантов разрезной азбуки, кубики и пазлы с буквами. Есть и огромное количество компьютерных развивающих игр (ниже я посоветую нашу любимую), но слишком увлекаться ими не стоит.

Полезные упражнения при обучении дошкольника

Эти задания для подготовки к школе помогут с освоением навыков письма, рисования, разовьют умение думать и делать умозаключения.

Логические упражнения

К дошкольнику предъявляются достаточно серьезные требования в области логики. К примеру, необходимо:

  • Чтобы он умел найти лишний среди нескольких предметов;
  • составить рассказ по предложенным картинкам;
  • объединить несколько предметов по общему признаку (этот признак должен быть найден самостоятельно);
  • продолжить предложенный рассказ.

Логические упражнения помогают дошкольнику развивать самостоятельное мышление, речь, а также умение общаться со сверстниками, если задействовано несколько детей. Вот пример логических упражнений для дошкольников от компании Мерсибо . После регистрации у них на сайте, вы можете выбрать игры на нужный возраст и начать увлекательное путешествие.

Уверяю вас это интересно! Мой сын в восторге от программы, а я от игровой формы, в которой преподносятся порой сложные задачи. Не оставляйте дитя одного наедине с заданиями, если ему будет трудно, а рядом не будет того кто поможет – пропадет интерес и время будет потрачено зря.

Развитие мелкой моторики

Подготовка к школе, занятия для дошкольников немыслимы без развития мелкой моторики. Формирование мелкой пальчиковой моторики тем более актуально, что к 6-7 годам заканчивается формирование зон коры головного мозга, которые отвечают за развитие мелких мышц руки.

Для формирования мелкой моторики очень полезны рисование, изготовление поделок из пластилина, глины, воска, сборка конструктора, аппликация из различных материалов (ткань, спички, цветная бумага). Пусть получается не все и не всегда! Важно поддерживать ребенка в его стараниях, говорить, что все непременно получится. Малыш становится увереннее в себе, его самооценка повышается.

Ближе к 6-7 годам, мальчики и девочки, могут увлекаться лепкой по инструкции. Детям становится важен результат, они с удовольствием следуют правилам. В этом им могут помочь простые, но очень наглядные книги Веры Гроф.

Готовим фундамент для математических знаний

Математика является одним из самых сложных школьных предметов. Как правило, математика при подготовке к школе вызывает наибольшее количество сложностей. Советую ознакомиться с нашим опытом по подготовке дошкольника к первому классу. Вот несколько интересных статей, которые, несомненно, будут полезными.

Математика для дошкольников

Математика не просто нужная и сложная, но и очень интересная наука! В данной статье, я показала как заинтересовать дитя решением математических заданий. Моему сыну гораздо интересней заниматься, вообразив, что это не математические примеры на сложение и вычитание, а вкусные оладушки или волшебный цветок с лепестками заданиями и ответом в центре.

Пять веселых пальчиков

Возьмите лист бумаги и карандаш. Попросите ребенка обвести пальчики на руке. Теперь несколько заданий:

  • Пересчитать пальчики на руке;
  • присвоить каждому определенный номер.

Ищем четырехугольники

Нарисуйте несколько геометрических фигур и попросите ребенка найти только четырехугольники. Пусть малыш сосчитает их и раскрасит, предположим, в зеленый цвет.

Запомни цифру

Заготовьте карточки с написанием различных цифр. Возьмите две карточки и попросите ребенка, чтобы он запомнил их наименования. Затем смешайте их с остальными цифрами, попросите выбрать именно те, которые запомнил.

Составь цифры

Эта игра для ребенка, который хорошо знает, как пишется та или иная цифра. Заготовьте карточки с цифрами от 1 до 10. Разрежьте карточки пополам и попросите ребенка составить половинки таким образом, чтобы вновь получились изображения цифр.

Вот наше видео о “сердечной математике” в канун Дня Святого Валентина:

Возможные сложности и ошибки

Рассмотрим самые распространенные ошибки родителей, выясним, как избежать ошибок при подготовке к школе.

  1. Полное бездействие. Как уже говорилось, некоторые родители ошибочно полагают, что ребенок всему научится самостоятельно, “нечего ему мозги сушить”. Безусловно, научится, но ему придется гораздо сложнее, чем подготовленным сверстникам. Да и самооценка малыша страдает.
  2. Не менее серьезная ошибка - перекладывать всю ответственность на детсад или центр детского развития. Никто не говорит, что обучение дошкольника - простое дело, но оно доступно всем родителям, которые заинтересованы в хорошем результате.
  3. “Лучше поздно, чем никогда”. В этом случае пословица не работает. Пытаться сделать из ребенка гения за несколько месяцев до знаменательного 1 сентября, лихорадочно выполняя разнообразные задания - по меньшей мере, неразумно. Нужно, чтобы подготовка к школе, занятия для дошкольников были регулярными и за несколько лет до первого школьного звонка.
  4. Самое распространенное заблуждение - пытаться во что бы то ни стало обучить чадо навыкам чтения, счета и письма. Конечно, это замечательные навыки, но они вовсе не гарантируют того, что малыш будет успешно усваивать школьный материал. Гораздо более ценными навыками являются умение размышлять, сравнивать предметы, прослеживать связи между явлениями, делать выводы.

Иногда бывает, что малыш никак не может понять материал или же усваивает его недостаточно хорошо. Ничего страшного в этом нет. Просто у будущего школьника не сформировались предпосылки к данному материалу. Важно, обучая ребенка, не отбить у него охоту к занятиям, не нанести вред будущему учебному процессу. Не сделать так, чтобы подготовка к школе, занятия для дошкольников превратились в рутину. Как это сделать? Очень просто. Во-первых, заниматься регулярно. Во-вторых, выбирать такие игры и упражнения, которые не просто полезны, но и нравятся ребенку.

На сегодня у меня все, уважаемые читатели, если информация кажется вам полезной, поделитесь ею в соц. сетях с друзьями, соблюдая . А я постараюсь радовать вас не менее интересными статьями. Чтобы не пропустить еженедельную рассылку, подпишитесь, пожалуйста вверху страницы.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №18

имени Героя Советского Союза

Эдуарда Дмитриевича Потапова»

Подготовительные занятия

«Школа первоклассника»

Занятие №1

Учитель

Зацепина Е.М.

Мичуринск

Вводный урок: «Знакомство»

Ход занятия.

  1. Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята! Поздравляю вас с началом школьных занятий! Сегодня вы первый раз сели за парты в школе. Пусть вы пока ещё не ученики. Но у нас будут проходить настоящие уроки.

Мы познакомимся друг с другом, узнаем

школьные правила, то есть мы будем учиться быть учениками. Вы будете учиться сидеть за партой, писать, читать. Желаю вам всем успехов! Начнем наш первый урок.

А давайте поиграем? Я задам вам вопросы, если согласны похлопайте в ладошки.

Вы пришли из дома?

Сейчас весна?

У кого сегодня хорошее настроение?

Давайте я попробую угадать. Почему вы сегодня так радуетесь.

Потому что вы сегодня очень нарядные и красивые?

Потому что вы сегодня первый раз пришли в школу?

Потому что вы встретились сегодня со своей учительницей?

Все это очень хорошо, дети, но, наверное, вам очень хочется познакомиться со мной получше правда?

Учитель : Меня зовут... Если забудете мое имя, подойдите ко мне и спросите. Хорошо? Я ваша первая учительница. Я мечтала стать учителем еще с детства. Я очень люблю детей. У меня есть…. Я люблю... Не люблю... Самое большое мое увлечение... Мы с вами будем учиться вместе, и я всегда буду рада вам помочь.

Расскажу вам обо всем:

Отчего бывает гром,

И про север, и про юг,

И про все, что есть вокруг,

Про медведя, про лису

И про ягоды в лесу.

Научу вас рисовать,

Строить, шить и вышивать.

Ребята, попробуйте угадать, о чем говорится в загадке:

Дом на улице стоит,

Детвора к нему спешит.

Несут тетрадки, книжки

Девчонки и мальчишки. (Школа.)

Где вы сейчас находитесь? (Мы находимся в школе.)

А о чем говорится вот в этой загадке:

Здесь девчонки и мальчишки

Достают тетрадки, книжки.

Трудятся старательно,

Слушают внимательно.

Дети те - одна семья.

Кто они, спрошу тебя?

(Класс, школьники, ученики.)

На каждом уроке вместе с вами будут «учиться» сказочные герои. Сегодня на наши уроки пришел весёлый Карлсон. (Слайд 2) Он тоже никогда не был в школе, но очень бы хотел всему научиться.

  1. Знакомство с правилами поведения в школе, на уроках.

Учитель . Со мной вы познакомились, и с нашим сказочным героем тоже, а как мне с вами познакомиться? Я придумала! Сейчас я сосчитаю до трех, а вы все вместе громко назовете свои имена.

Договорились? Раз, два, три! Ничего не поняла, какое-то: Уа-уа!

Давайте еще громче! Раз, два, три!

Ребята, в чем дело, почему я не могу услышать ваши имена? Когда все говорят одновременно, получается шум, мне трудно понять, что вы говорите. Что же делать?

Дети предлагают разные варианты. Надо постараться сначала озвучивать все, кроме поднятой руки. В ходе обсуждения учитель подводит детей к этому правилу.

Учитель : Послушайте дети, что предлагает нам Карлсон - поднимать руку? Ребята, давайте попробуем познакомиться таким способом: если хочешь ответить - подними руку. Покажите, как нужно поднимать руку. Как еще можно поднимать руку, дети? Давайте выберем, как удобнее всего поднимать руку. (Введение знака) (Слайд 3).

В школе есть правило:

«Хочешь говорить - подними руку!»

(Учитель показывает, как правильно поднимать руку.)

(Таким, образом, мы вместе с детьми установили новое правило и сразу оговорили его выполнение.)

Для чего нам нужно это правило? (Чтобы познакомиться).

Учител ь: Давайте попробуем. Кто хочет сообщить нам свое имя?

(Учитель спрашивает, трех-четырех детей используя, новое правило).

У нас хотя и маленькая, но уже школа. А в школе есть еще и другие правила. Хотите узнать, какие?

Ответить хочешь - не шуми.

А только руку подними.

Ответить хочешь - надо встать,

Когда же сесть позволят - сядь.

Парта - это не кровать

И на ней нельзя лежать.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

А теперь я хочу познакомиться с вами получше. Я знаю, как это сделать. Сейчас вы будете поднимать руки по правилу, когда услышите задание. Будьте внимательны! Итак, начали:

Поднимают руки... мальчики.

Поднимают руки девочки.

- Поднимают руки те, у кого есть домашнее животное.

Поднимают руки те, кто любит мороженое.

Поднимают руки те, у кого есть бантики.

Поднимают руки те, кто живет на улице... (название улицы).

Поднимают руки те, кто будет учиться в 1-ом классе. (Все дети поднимают руки, учитель проверяет правильность ответов).

Вот здорово, теперь я узнала, кто из вас любит мороженое, а у кого есть домашние животные.

Ребята, нравится ли вам работать по новому правилу? Значит, вы согласны принять его в нашу школьную жизнь?

Итог занятия.

Интересно ли было?

Какое у нас теперь есть школьное правило?

Когда нужно поднимать руку?

Что еще очень важное произошло сегодня на уроке? Зачем люди знакомятся?

Раз мы с вами подружились, давайте поблагодарим друг друга.

Чтение

Тема урока: «Знакомство с речью, буквами».

Цели занятия: познакомить детей с буквами; ввести понятия «гласные», «согласные»; учить находить рабочую строку в тетради; прививать любовь к чтению; работать над развитием речи.

1.Физкультминутка «Паровоз». (Слайд 4).

(Движение локтями, сигнал).

Загудел паровоз и вагончики повез!

Чу-чу-чу, чу-чу-чу далеко я укачу!

Вагончики зеленые бегут, бегут, бегут

А круглые колесики все тук, да тук, да тук!

2. Постановка темы и цели урока.

Посмотрите, куда мы приехали. Мы в неизвестной стране, которая называется «Речь» (Слайд 5).

А чтобы вам не было страшно, нужно познакомиться с ее жителями.

Все, что мы говорим, это речь. Догадайтесь, как называется речь, которой мы сейчас с вами пользуемся? (Звонкая, красивая и т. д.)

Такая речь называется устной, потому что мы пользуемся ртом (устами), произносим все при помощи голосового аппарата, когда хорошо видна работа губ. Устной речью мы пользуемся, когда рассказываем, слушаем, спрашиваем. Устную речь мы слышим и произносим.

Все, что мы с вами сейчас говорили, - это устная речь.

Но кроме устной речи есть речь, которая в книгах, газетах обозначена буквами. Мы ее читаем. Это письменная речь. Навыками письменной речи мы овладеваем в процессе обучения письму.

А теперь послушайте стихотворение:

Зашумел осенний лес

Золотой листвою.

С теплым летом расставаться

Грустно нам с тобою.

Колокольчик зазвенит,

Звонкий и веселый.

Он сегодня всех ребят

Приглашает в школу.

Постучит в окошко клен

Красно-желтой лапкой,

И чирикнет воробей:

В добрый путь, ребятки!

Какую речь вы сейчас услышали?

(На доске висит картинка замка, в который мы будем помещать выученные буквы. С одной стороны-гласные, с другой – согласные)

Изображение замка(Слайд 6).

Гласные тянутся в песенке звонкой

Могут заплакать и закричать.

В тёмном лесу звать и аукать

И в колыбельке Алёнку баюкать,

Но не умеют свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть.

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

  1. Знакомство с гласными буквами.

А, о, у, ы, и.

Учитель загадывает загадки, дети их отгадывают, и буквы помещаются на замок.

Вот два столба наискосок,

А между ними – поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А!

Игра «Кто больше?» (Слайд 7).

Придумать слова, которые начинаются на букву А.

Игра «Доскажи словечко».

Загадки. (Слайд 8).

  1. Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый - все довольны.

Так приятен он на вкус.

И зовут его (арбуз).

  1. Всех на свете он добрей.

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит,

Это доктор (Айболит).

  1. Чтоб тебя я повёз,

Мне не нужен овёс.

Накорми меня бензином, на копытца дай резины,

И тогда, поднявши пыль,

Побежит (автомобиль).

(Слайд 9).

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы смогла.

Загадки. (Слайд 10).

(все отгадки на букву о).

  1. Без окон, без дверей,

Полна горница людей. (Огурец)

  1. На зелёной хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар. (Одуванчик)

  1. Не моторы, а шумят.

Не пилоты, а летят.

Не змеи, а жалят. (Осы)

(Слайд 11).

Есть сучок в любом лесу

Ты увидишь букву У.

Фонетическая зарядка. (Слайд 12).

Как воет волк?

Как плачет малыш в коляске?

Как перекрикиваются дети в лесу?

Как кукует кукушка?

(Слайд 13).

Вот топор, полено рядом.

Получилось то, что надо:

Получилась буква ы –

Все вы знать её должны.

Игра «Буква потерялась». (Слайд 14).

С-р, м-ло, р-сь, р-бак.

(Слайд 15).

Молоток я раздобыл.

Из дощечек букву сбил.

Сколько здесь дощечек?

Три!

А какая буква?

Игра «Назови имя на букву и». (Слайд 16).

Ира, Игорь, Иван, Инга, Инна, Илья, Ирина, Илона.

Физкультминутка. (Слайд 17).

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем, дружно до 5 считаем.

Открываем. Поморгаем

И работать продолжаем.

Звуки мы слышим и произносим. Чтобы звуки стали видимыми, для их обозначения

придумали буквы. А вот перед вами алфавит. Он иллюстрирован. (Слайд 18).

(Выставить на доску красочный алфавит с изображениями зверей, птиц или цветов на

каждую букву).

Буквы человеку нужны для передачи устной или письменной речи?

Написание каждой буквы состоит из нескольких элементов. (Слайд 19).

Подведение итогов.

Помогите закончить фразу:

Все, что мы говорим - это... (речь).

Речь бывает... устной и письменной

Мы не можем видеть... (звук).

Чтобы сделать звук видимым, надо обозначить его... (знаком или буквой).

Долгожданный дан звонок –

И закончился урок. (Слайд 20).

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок. (Слайд 20).

Письмо

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу

Я от вас, друзья, не скрою,

Карандашик так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Вы видите в тетради дорожку. Она достаточно узкая. Ваша задача - пройти по тропке, не выходя за ее границы. А для того чтобы ваши пальчики слушались, их надо разогреть.

Выполняется массаж пальчиков.

Этот пальчик самый толстый самый сильный и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный, и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, непоседливый он самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

  1. Учимся находить рабочую строку (показ на доске). (Слайд 21).

Поставьте по всей узкой строке точки до красной линии.

Поставьте одну точку на верхней границе строки, другую – на нижней границе строки.

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышли дети погулять.

Очутились на лугу.

Я вперед быстрей бегу!

Лютики, ромашки, розовые кашки

Собирал наш класс.

Вот какой букет у нас!

Математика

Тема урока: «Увлекательная страна «Математика». Знакомство с цифрами. Цифра 1»

Цели урока:

  1. Выяснить, как дети умеют считать;
  2. Знакомство с цифрой 1;
  3. Учить решать простейшие задачи.

Ход урока

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

  1. Счёт до 10 и обратно
  2. Счёт предметов. (Слайд 24).
  1. Знакомство с цифрой 1. (Слайд 24).

Начинаем представленье

Детворе на удивленье!

Познакомимся, друзья:

Единица – это я!

По канату я хожу,

За собою всех вожу.

  1. Решение задач с применением предметных картинок.(+1, -1). (Слайд 25).

Оказывается, у кошки есть три котенка.

У кошки три котенка.

Они мяучат громко.

В лукошко мы глядим:

Куда пропал один?

Вдруг видим: из-под лавки

Его выносит кошка.

Он первым встал на лапки

И вылез из лукошка.

А сколько котят еще не умеют ходить?

5. Физкультминутка. (Слайд 26).

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу левую - к груди.

Да смотри не упади.

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

  1. Письмо в тетради. (Слайд 27).

Открываем тетрадь со словами:

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу

Я от вас, друзья, не скрою,

Карандашик так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

6. Нарисовать яблоко в альбоме и заштриховать его палочками.

Доработать дома. (Слайд 28).

  1. Повторять буквы а, о, у, ы, и.
  2. Подобрать слова, в которых встречаются эти буквы.
  3. Дорисовать яблоко в альбоме и заштриховать его палочками.

(Слайд 30).

Хорошо мы потрудились,

Рисовали и резвились,

Но прощаться нам пора!

До свиданья, детвора!

Приложение

Выделение звука. (Слайд 29).

Нам нужно срочно помочь одной цапле. У нее произошло чрезвычайное происшествие.

Сказка «Цыпленок Цып»

Цыпленок Цып вылупился из яйца самым первым и теперь сидел на крыльце и ждал, когда же, наконец, остальные цыплята вылупятся.

Мама, ты неправильно сидишь! Видишь - никто не вылупляется больше!

Курица так удивилась, что только глазами захлопала.

Ну, ты посиди,- говорит Цып,- а я пойду прогуляюсь. Вышел Цып в поле, подошел к цветку и говорит:

Неправильно ты цветешь! Надо вниз цветком цвести, тогда на тебя всякие бабочки и жуки не будут садиться.

Эй, гусеница, ты неправильно ползешь!

А как же надо? - удивилась гусеница.

Надо свернуться кольцом и катиться, так быстрее будет! Сказал и пошел дальше.

Смотрит - цапля лягушек ловит,

Эй, цапля, ты же неправильно ловишь! Смотри, как надо! И как прыгнет в болото.

Тут бы Цыпу и конец пришел, хорошо - цапля его вытащила.

Чтобы учить,- говорит цапля,- надо самому что-нибудь знать. Понял, Цып?..

(Г. Юдин)

Что произошло у цапли? Какой урок получил цыпленок?

Назовите слова со звуком ц.

Письмо в тетрадях

Оборудование

  1. Магнитные буквы, цифры.
  2. Рисунок замка.
  3. Предметные картинки для счёта.

Литература:

  1. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб.: Речь, 2002.
  2. Программа подготовительного курса

учитель начальных классов.Лапшина Тамара Геннадьевна

учитель начальных классов, 2010

  1. Фопель.К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие в 4 томах. - М.: Генезис, 2001.
  2. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. - М.: Генезис, 2001.

Школьный психолог № 5,2010


Исследование памяти

Слуховая память

Назвать 10 слов, наборы слов могут быть разными, например это могут быть такие слова:стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, бак, окно, лес, хлеб, окно, стул, брат, вода, конь, гриб, игла, мед.
Слова не должны быть связаны друг с другом по смыслу. Часто мамы при подготовке ребенка используют слова по такому принципу – что вижу, то и называю. Но ребенок тоже может видеть эти предметы и тогда ему их не надо запоминать. Подготовьте заранее список слов, в котором вы можете отмечать те слова, которые назовет ребенок. Слова должны быть одно и двухсложными, обязательно знакомыми ребенку.Ребенок должен назвать не менее 5-6 слов в любой последовательности.Так же вы можете повторить 5 раз, при втором повторении скажите ребенку, что он должен назвать все слова так, будто слышит их первый раз, он должен называть все слова, даже те, которые уже называл первый раз. Третий раз просто скажите: “Еще раз”. Вы это должны делать сразу, без паузы. Тогда вы сможете построить график, на котором вы увидите, как ваш ребенок запоминает. Возможно, он с третьего раза назвал все 10 слов, но бывает и так, что третий раз ребенок повторил 4 слова, а четвертый только 1 раз. Не сердитесь на него, это значит, что ребенок быстро устает и это знание вам поможет в дальнейшей учебе в школе, вы будете понимать, что повторение больше трех раз например стихотворения не поможет ребенку его запомнить, а только ухудшит его состояние. Если же график получился зигзагообразный, это может говорить о неустойчивости внимания и быть одним из признаков гиперактивности.

Зрительная память
Показать 10 картинок. Ребенок должен запомнить не менее 6.Подберите 10 картинок, изображенные на них предметы должны быть известны ребенку, изображение должно быть узнаваемо и понятно. Так же на картинках не должно быть ничего лишнего, ведь если на переднем плане будет мячик, а сзади дерево, то ребенок может обратить внимание на дерево и его запомнить, а вы будете думать, что у него плохая память. Выкладывайте картинки перед ребенком по одной и обязательно просите назвать изображение вслух. Ведь он может сказать диван, а вы думаете, что это кресло. В данной ситуации не исправляйте ребенка, ничего не говорите, просто запомните то, как он назвал изображение. В дальнейшем вы можете вернуться к ошибкам ребенка и попробовать их исправить, но сейчас вы исследуете только память. Вам будет намного легче, если вы напишите все слова, рядом можете писать то слово, как ребенок назвал. Когда все картинки будут перед ребенком, скажите ему: “ты можешь их запоминать сколько тебе требуется (пока не запомнишь)”, но через минуту при его молчании спросите, все ли он запомнил и уберите все картинки. Попросите его назвать то, что он видел. Если у вас есть список слов, то вы можете отмечать названные им слова.Для развития памяти вы можете учить ребенка связывать слова по смыслу, придумывать рассказ так, чтобы в нем были все эти слова, увеличивать количество слов.
Показать 16 схематичных картинок (дом, флаг, дерево, цветок, цифры, буквы, геометрические фигуры и т.д.). Ребенок должен нарисовать как можно больше.

Смысловая память
Назвать пары слов: шум – вода, стол – обед, мост – река, лес – медведь, рубль – копейка, школа – ученик, снег – зима.Затем назвать только первое слово из пары, а ребенок должен назвать второе.Слова должны быть связаны по смыслу. Вы можете подобрать свои пары, начинать можете с трех пар слов, если ребенок не понимает, что вы от него хотите, объясните, как связаны между собой слова.

Например пара: тарелка – суп, суп наливают в тарелку.
Курица – цыпленок, у курицы ребенок цыпленок.
Ребенок должен запомнить не менее 3 пар из 5.
Повторить порядок действий: мальчик встал, умылся, оделся, позавтракал и пошел в школу.
Для девочки используйте другие слова.
Вначале вы можете использовать только 3-4 действия и если ребенок справился, увеличивайте их до 7 – 9.

Прочитайте фразы:
1. ярко светит солнце.
2. Дети играют в мяч.
3. Машина едет по дороге.
4. В поле растут ромашки и васильки.
5. Бабушка вяжет носки.
Попросите ребенка повторить те фразы, которые ему удалось запомнить. При этом главное – передать смысл каждой фразы, дословно повторять совсем не обязательно.
Если с первого раза ребенок не смог повторить все фразы, прочитайте их еще раз.
В 6 – 7 лет обычно справляются с этим заданием со 2 – 3 попытки.

Логическое мышлени

4 лишний

Определить, что лишнее среди 4 – 5 картинок, обязательно просите ребенка объяснить свой выбор. Для развития логического мышления используйте сначала не картинки, а различные игрушки и мелкие предметы. Ориентируйтесь на понятия при подборе предметов или картинок. Например, это могут быть овощи и среди них ягода, предметы красного цвета и среди них желтый или синий, машины и лошадь, посуда и мебель и т.д. Сначала лишний предмет должен резко выделяться на фоне остальных, но затем это отличие должно быть все менее сильным. Если вначале среди птиц можно положить предмет одежды или машину, то в дальнейшем среди диких птиц положите домашнюю птицу. Многие родители пытаются сразу составить многозначные ряды, так, что в одном ряду лишними могут быть несколько предметов, например один отличается по цвету, другой по форме, третий по назначению. Для малышей это опасно, он не сможет понять общего принципа этого задания, вы его сильно запутаете. Такие многозначные ряды годятся только для тех детей, которые уже твердо понимают смысл задания и умеют выбрать лишний предмет, причем обосновав свой ответ: лишний по цвету, лишний по форме, лишний, потому что все звери, а это птица, лишний, потому что из этого едят, а в этом готовят.

Найди закономерность и продолжи: Нога – носок – ботинок. Рука – ? надо продолжить.
Ответ – варежка, перчатка.

Выбрать нужное слово: больница – лечение; школа – (учитель, парта, учение, ученик). Дом – крыша; книга – (бумага, буквы, обложка, знание) и т.п.

Рассказ по картинкам. Разложите перед ребенком картинки, которые можно разложить по порядку. Такие картинки можно вырезать из книг, в дальнейшем я выложу ряд таких картинок. Предложите ребенку разложить картинки по порядку. Ребенок может не понять, что вы хотите, как это по порядку. Тогда спросите его, где начало истории, какая картинка первая и положите ее слева от ребенка. Предложите дальше самому выбрать и положить рядом с первой вторую картинку. И так далее, затем попросите его рассказать, что за история получилась. Если ребенок связал между собой картинки, у него получился непротиворечивый рассказ, но он разложил не так, как вы подразумевали, примите его рассказ за правильные, но можете сказать, что можно составить и другой рассказ, сказку, можете переложить и рассказать то, что получится у вас.

Нарисовать геометрические фигуры внутри и вне круга. Затем надо поставить точки в различных местах: внутри треугольника внутри круга, внутри квадрата вне круга. Предложите ребенку порисовать геометрические фигуры, вы называете, а он рисует: “нарисуй круг, нарисуй квадрат, нарисуй треугольник, нарисуй круг под квадратом, нарисуй в треугольнике круг, нарисуй круг в круге и т.д.” Затем попросите поставить точки в разных местах.

Чтение. (Во многих школах не проверяется)
Чтение беглое плавное до 30 слов в минуту. Пересказ своими словами. Умение видеть главные члены предложения.

Фонематический слух

Прохлопать слово по слогам.
Разделить картинки по слогам.
Соединить слова и соответствующие им схемы. В схемах звуки изображены кружочками. Обычно пишется столбик слов (штук 5), слова обязательно должны состоять из разного количества звуков и букв, напротив слов рисуются схемы, в которых кружками обозначаются звуки (не буквы, но для маленьких слова необходимо подбирать такие, в которых количество букв и звуков должны совпадать, так в слове юла буквы три, а звука четыре) и ребенку предлагается провести линию от слова к соответствующей схеме.

Слышать первый и последний звуки в слове. Конечно лучше, если ребенок слышит все звуки, но это важно для учебы, а не для поступления.

Найти картинки с определенным звуком. Перед ребенком раскладываются картинки и предлагается найти все слова,в которых есть звук Ш или Ч. Звук может быть любой, но не мягкий. Обязательно просите ребенка называть слова вслух, ведь он может назвать предмет иначе, не так, как вы можете ожидать.

Различать мягкость-твердость, знать парные согласные.

Из набора слов составить предложение. Слова могут быть на отдельных карточках или на одном листе бумаги. Слова могут быть в начальной форме: мальчик, кататься, лыжи, на.

Описать картинку. Детям трудно бывает начать описание. Можно услышать подобное: мальчик, велосипед, едет… Если научить ребенка правильно начинать рассказ, то дальше ему будет легче в любом случае. Если Ваш ребенок легко справляется с этим заданием, то дальнейшее не для Вас. Я прошу ребенка начинать так: На картинке я вижу (детей, зайчат…) Они делают…

Математика
Считать до 100, но не обязательно. Считать до 20 в прямом и обратном направлении – обязательно в большинстве школ. Считать от 7 до 14, от 17 до 9 и т.п. Складывать и вычитать до 10. Понятия больше и меньше. Комбинаторика – у тебя есть 3 яблока и 3 груши, ты взял 4 фрукта, что это может быть. (это могут быть 1 яблоко и 3 груши, 2 яблока и 2 груши, 3 яблока и 1 груша. Задания могут быть разные, важно перечислить все возможные варианты. Для того, чтобы ребенок понял, я беру 2 желтых карандаша и 2 красных, надо взять 3 карандаша. Перебираем все варианты. Затем берем по 3 карандаша и так же перебираем все варианты. Сравниваем, сколько вариантов было в первом случае и сколько во втором. Потом берем по 4 карандаша и все повторяем. Вместо карандашей можно взять пуговицы)

Задачи в два действия: у Маши 3 куклы, а у Кати – на 2 куклы больше, сколько кукол у них вместе?
Обратные задачи: на ветке сидели птички, когда 3 улетели, осталось 4. Сколько было птиц на ветке до того, как улетели?
Задачи с использованием понятия пара: у Маши было 2 пары носков, а у Пети- 3 пары. Сколько носков у них было?
В некоторых школах используются задачи шуточные, на смекалку.
К примеру: если 2 яблока разрезать пополам, то сколько будет яблок? Горело 7 свечей, 3 загасили, сколько осталось?

Математический диктант:
2 клетки вверх, 3 клетки вправо, 1 клетку вниз и т.д. Это простой вариант. Может быть более сложный: 3 клетки вверх, 2 по диагонали вправо вверх… Некоторые преподаватели говорят – по диагонали, некоторые – наискосок. Я же говорю по разному, но обращаю внимание ребенка на то, что важнее слова вправо вниз или влево вверх.

Основные понятия

1. Семья.
2. Место жительства.
3. Школа.
4. Животные: дикие и домашние.
5. Птицы: дикие и домашние.
6. Растения: деревья, кустарники, травы. Знать наиболее часто встречающиеся названия растений.
7. Овощи, фрукты.
8. Времена года, месяцы, дни недели, сутки.
9. География: материки, горы, океаны, моря, реки, острова, страны, города.
10. Материалы: естественные – искусственные.
11. Состояния воды: жидкое, твердое и газообразное.
12. Свойства воды: прозрачная, мокрая, растворитель.
13. Транспорт: наземный, воздушный, водный.
14. Мебель.
15. Одежда: верхняя, обувь, головные уборы.
16. Профессии: врач – лечит, учитель – учит и т.д.
17. Праздники.

Дополнительные тесты
Змейка. Проставить точки внутри цепочки кружков.
Корректурная проба – вычеркнуть определенные буквы или геометрические фигуры. Либо в геометрических фигурах надо проставить разные знаки – плюс, палочку…

Найди отличия
Лабиринты.
Из каких фигур состоят рисунки. В этом тесте используется рисунок из геометрических фигур.

Игра: да и нет не говорить. Это задание на внимательность. Вопросы могут быть самые разные, важно только, что говорить да и нет нельзя. Например: Ты мальчик? Снег белый?

Когда так бывает: сын старше отца. Всегда, часто, иногда, редко, никогда. Вместо «Сын старше отца» может быть любой вопрос. Например: летом идет снег, собака лает, зимой радуга.

Если ребенок рисует спираль против часовой стрелки – будет хороший почерк.
Психологическая готовность к школе.
– Умение увидеть связи, закономерности, желание ребенка понять, что отчего и почему.
– Способность слушать, понимать смысл прочитанного.
– Умение пересказывать.
– Качество мышления.
– Чувствует дистанцию с чужими взрослыми, не фамильярен.
– Легко устанавливает связи, контактен.
– Считается с другими детьми.
– Умеет играть по правилам.
– Умеет обосновать свой выбор.

1. Предучебный тип – все значимо в школе, хотят работать и общаться с учителем, готовы работать с полной отдачей.
2. Учебный тип – могут работать и сами по себе, без взрослого, но могут пренебречь формальными требованиями.

Методическая разработка занятия для старших дошкольников: «А мы многое умеем!»

Описание: Развивающее занятие «А мы многое умеем!», предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Проводится педагогом-психологом для подготовки детей к школе. Разработка занятия может быть использована воспитателями, педагогами дополнительного образования.

Цель занятия : Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста на этапе подготовки к школе средствами игровой деятельности.

Задачи:

1. Научить детей в игровой форме решать поставленные перед ним задачи.

2. Способствовать развитию творческих способностей, воображения, внимания, речи ребёнка, развитию чувства сплочённости.

3. Воспитывать интерес к будущей школьной жизни, пробудить интерес к собственной личности, формировать положительный интерес к учению.

Возраст детей: дети 5-6 лет, воспитанники студии предшкольной подготовки «АБВГДейка».

Вид занятия : комбинированный.

Методы : словесный, наглядный, практический (упражнения, игра).

Предварительная работа : подготовить следующее учебно-методическое сопровождение занятия:

Вырезанные из бумаги рукавички с разными орнаментами

Рисунки велосипеда, письма, сапог, шляпы, книги, зонтика, молотка и гвоздя

Мягкая игрушка

Оборудование:

Доска, карандаши для детей

Ход занятия:

I. Вводная часть

I.1. Приветствие «Привет, всем, у кого косички»

У кого есть сёстры, кто сегодня ел конфету, кто сегодня хорошо себя вёл, а кто плохо, у кого светлые волосы. (Дети вместо ответа «да» говорят «привет»).

II. Основная часть

II.1. Упражнение «Назови одним словом»

Цель : развитие когнитивной сферы

Проведение : проверим, настроены ли вы на работу. Сейчас я буду называть вам слова, ваша задача назвать их одним словом (дети отвечают по очереди)

Вера, Надежда, Елена, Любовь

Январь, март, июль, сентябрь

А, Б, С, В, Н

Понедельник, воскресенье, четверг

Стол, диван, кресло, кровать

Шлёпки, сапоги, туфли, ботинки

Вол, медведь, ёж, лиса

Курица, цапля, голубь, ласточка

Одуванчик, гвоздика, ромашка, клевер

Молоток, шуруп, пила, отвёртка

II.2. Упражнение-игра «Рукавички»

Цель: развитие умения взаимодействовать со сверстниками, договариваться по поводу общего дела. Установление эмоциональных контактов в группе

Проведение : для игры нужно вырезать из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. На каждой паре рукавичек нарисован орнамент, не похожий на другие рукавички. Ведущий раскладывает их по помещению. По команде дети разбредаются по комнате, находят свою пару, берут карандаши (три цвета), и стараются как можно быстрее раскрасить свои рукавички, предварительно договорившись, в какие цвета будут окрашивать орнамент, чтобы рукавички были одинаковыми. Победителем становится та пара детей, которая быстрее всех одинаково раскрасит свои рукавички.

II.3. Физкультминутка «Кузнечики»

Поднимите плечики, дети поднимают плечи

Прыгайте, кузнечики! прыгают на месте

Прыг-скок, прыг-скок!

Стоп! Сели! останавливаются, садятся

Травушку покушали. накланяются вниз

Тишину послушали. показывают знак «тише»

Выше, выше, высоко встают

Прыгать очень нам легко. прыгают.

II.4. Упражнение «Как можно использовать …».

Цель : развитие воображения, творческого мышления.

Проведение: ведущий называет какой-нибудь предмет и предлагает детям сказать, как его можно использовать. Пример: газета - читать, писать, построить кораблик, постелить на пол, использовать как игрушку, для кошки порвать, сделать шляпу на голову, просто порвать и т.д.

II.5. Упражнение «Что означает это слово?»

Цель : развитие мышления, речи

Проведение : перед вами нарисованные предметы. Представьте себе человека, который не знает значения ни одного из этих слов (можно посадить игрушку и рассказать ей). Постарайся объяснить ему значение каждого слова, например, «Сапоги» - непромокаемая обувь, чтобы ходить по воде и по грязи.

III. Заключительный этап

III.1. Рефлексия занятия : какое упражнение вам больше всего понравилось, что не понравилось.

Результаты выполнения задания детьми, их активность, ответы показывают, что, цель занятия достигнута.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта