Главная » Несъедобные грибы » Кружок «умелые руки. Рабочая образовательная программа дополнительного образования детей кружка декоративно- прикладного искусства «Умелые ручки Годовой план работы кружка умелые ручки

Кружок «умелые руки. Рабочая образовательная программа дополнительного образования детей кружка декоративно- прикладного искусства «Умелые ручки Годовой план работы кружка умелые ручки

Пояснительная записка

«Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником. Но, верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, и этот потенциал необходимо раскрыть! » А. С. Галанов

Проблема развития детского художественного творчества приобретает все большое значение. Детское творчество реализуется в разных видах художественной деятельности, и дело воспитателей создать все условия для приобщения ребенка к различным видам художественной практики. Ручной труд для ребенка привлекателен, поскольку он удовлетворяет их стремление к самостоятельности, самоконтролю и развитию творческих способностей. В процессе создания поделок формируется настойчивость, старательность, целеустремленность. Детям становится понятна связь между действием и полученным результатом.

Труд - это целенаправленная деятельность, выполняемая в соответствии с определенными правилами и завершающаяся достижением намеченной цели. Посредством трудовой деятельности углубляются знания детей о свойствах, качествах, возможностях использования различных материалов (бумаги, картона, ниток, природных материалов и др.) . Ребенка нельзя научить трудиться никаким другим способом, кроме как участием в труде. Это расширяет кругозор дошкольников, развивает эстетический вкус, эмоции, ощущения, формирует навыки контроля. Самоконтроль позволяет ребенку на основе поставленной цели, анализа образца, намеченного плана следить за своими действиями, результатами, видеть свои ошибки и исправлять их. Контроль формируется у ребенка лишь в деятельности, в процессе которой он поставлен перед необходимостью проверять результаты своей работы, контролировать способы действия по ходу выполнения задания. Развитие самоконтроля приводит к ликвидации детской механической подражательности, к улучшению качества выполнения работы.

Особенностью работы воспитателя по развитию детского художественного творчества является целенаправленное руководство творческим развитием детей. Первое, на что следует обратить внимание на то, что никто, кроме ребенка не даст «верного» решения стоящей перед ним творческой задачи. Творческие задания носят открытый характер, не имеют одного правильного ответа: ответов столько, сколько детей их выполняют. Роль педагога - понять и принять разнообразные решения.

Работа в кружке «Умелые ручки » - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность , которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Программа кружка «Умелые ручки » рассчитана на детей 5-6, 6-7 лет. Программой предусматривается годовая нагрузка в количестве 28 тематических занятий. Занятия проходят 2 раза в неделю по 30 минут, всего 56 занятия за учебный год. Практические занятия составляют большую часть программы.

Количество детей: 2 группы по 10 человек.

Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ.

Цель программы - Развивать самостоятельность, творчество, индивидуальность детей, художественные способности, путем экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных техник; формировать художественное мышление и нравственные черты личности, эмоциональную отзывчивость к прекрасному.

Задачи программы

Обучающие:

  • закрепление и расширение знаний и умений, полученных на НОД художественному творчеству, ознакомлением с окружающим миром, чтением художественной литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;
  • обучение умению планирования своей работы;
  • обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;
  • обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.

Развивающие:

  • развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
  • развитие образного мышления и воображения;
  • создание условий к саморазвитию дошкольников;
  • развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.

Воспитательные:

  • воспитание уважения к труду и людям труда;
  • формирование чувства коллективизма;
  • воспитание аккуратности;
  • экологическое воспитание детей;
  • развитие любви к природе.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Ведущая идея данной программы - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Принципы , лежащие в основе программы:

  • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
  • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
  • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
  • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
  • «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Тематика занятий строится с учетом интересов дошкольников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Формы и методы занятий

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.);
  • наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный - дошкольники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • исследовательский - самостоятельная творческая работа дошкольников.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный - одновременная работа со всеми детьми;
  • индивидуально - фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • групповой - организация работы в группах;
  • индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе дошкольников:

Научатся различным приемам работы с бумагой, пластилином, природным материалом, фольгой, цветными нитками, тканью;

Научатся следовать устным инструкциям, читать схемы изделий;

Научатся планировать порядок рабочих операций, контролировать свою работу;

Будут создавать композиции с изделиями;

Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

Овладеют навыками культуры труда;

Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

  • Участие в выставках детских творческих работ, конкурсах в ДОУ.

Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.

Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.

Программа рассчитана на 1 год.

  1. 1 . Работа с природным материалом (3 занятия)

В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность.

Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.

Изделия из природного материала. Технология заготовки природных материалов. Художественные приёмы изготовления поделок и картин из природных материалов.

  1. 2 . Работа с бумагой и картоном (5 занятий)

Виды работ из бумаги и картона. Свойства бумаги: (легко режется, мнется, хорошо склеивается.) Художественные приёмы (самостоятельно складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку). Правила пользование ножницами и шаблоном.

  1. Работа с тканью (5 занятий)

Виды работ с шаблонами, тканью, цветовосприятие, составление композиций.

4.Изготовление поделок из бросового материала (8 занятий)

Выкладывание и обклеивание разных коробочек, спичечных коробков и изготовление различных поделок, игрушек.

  1. Работа цветными нитками (3 занятия)

Развитие навыков работы с мелко нарезанными нитками.

  1. Работа с пластилином (7 занятий)

Закреплять умение наносить на бумагу пластилин, составлять сюжетную композицию. Развивать любознательность, расширять кругозор.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КРУЖКА «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

Тема и задачи занятия

Материал, способы работы

«Березка»

Цель. Научить детей лепить березу, передавая ее особенности. Развивать интерес к природе, наблюдательность.

Пластилин, барельеф.

«Волшебные листья»

Цель. Учить детей складывать поделку из бумаги способом оригами. Развивать мелкую моторику рук. Учить детей создавать композиции из бумажных заготовок.

3

Цель. Учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шёрстки». Развивать технические навыки

Аппликация из резаных ниток

4

«Забавный натюрморт»

Цель. Развивать у детей воображение, закреплять знания о натюрморте, умение композиционно правильно располагать предметы, закреплять навыки работы с шаблонами, тканью и ножницами.

Аппликация из ткани

1

Цель. Научить изображать ежика с помощью трафарета, пластилина, семечек подсолнуха. Воспитывать любовь к животным.

Пластилинография, аппликация из семян.

«Лошадка»

Цель. Учить составлять фигуру из спичечных коробков, развивать аккуратность, воображение, закреплять умение пользоваться ножницами.

Спичечные коробки, бумага.

«Бусы для мамы»

Цель. Учить нанизывать бусины на нитку. Развивать мелкую моторику рук, творческую фантазию.

Моделирование из фольги.

1

«Снегири на ветке»

Цель: продолжать учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «перьев».

Аппликация из резаных ниток, бумажных шариков.

«Снежинка»

Цель. Учить детей складывать поделку из бумаги способом оригами. Развивать мелкую моторику рук.

3

«Новогодняя елка»

Аппликация из ткани.

4

«Дед Мороз»

Цель: Развивать воображение, закреплять умение работать с ножницами и клеем.

Аппликация из бумаги, ватных шариков.

1

«Зимний лес»

Цель. Развивать у детей творческие способности, закреплять умение композиционно правильно располагать предметы, закреплять навыки работы с шаблонами, тканью и ножницами.

Аппликация из ткани.

«Снеговик» (Коллективная работа)

Цель: Развивать воображение, фантазию, мелкую моторику, воспитывать аккуратность.

Аппликация из ватных шариков.

3

«Белый медведь и пингвин»

Бросовый материал, бумага

Цель: учить закреплять семена на основе из пластилина, создавать композицию. Развивать воображение, творчество.

Пластилинография, аппликация из семян

2

«Птица счастья»

Цель. Развивать у детей воображение, закреплять навыки работы с шаблонами, тканью и ножницами.

Аппликация из ткани

Цель: учить соединять детали способом склеивания, создавать композицию. Развивать конструктивные способности.

Спичечные коробки, бумага

1

«Букет для мамы»

Цель. Развивать у детей воображение, закреплять умение композиционно правильно располагать предметы, закреплять навыки работы с шаблонами, тканью и ножницами.

Аппликация из ткани.

2

«Скворцы прилетели»

Цель: продолжать учить выполнять аппликацию с помощью шаблонов. Дополнять необходимыми деталями.

Аппликация из бумажных кругов.

3

Цель. Закреплять умение наносить на бумагу пластилин, составлять сюжетную композицию. Учить наносить пластилин небольшими кусочками, подбирая цветовую гамму. Развивать фантазию.

Пластилинография, барельеф.

«Волшебная тарелочка»

Цель. Учить работать в технике декупаж, развивать воображение, аккуратность.

«Ракета»

Цель. Закреплять умение работать с бумагой, ножницами, клеем. Развивать творческую фантазию, аккуратность.

Бросовый материал, бумага, картон.

«Космос»

Цель. Закреплять умение наносить на бумагу пластилин, составлять сюжетную композицию. Развивать любознательность, расширять кругозор.

Пластилинография, барельеф.

«Открытка ко Дню города»

Цель: Вызвать желание поздравить родной город с Днем рождения, закреплять навыки работы с картоном, клеем, ножницами.

1

«Жостовский поднос»

Цель. Познакомить с народным творчеством. Закреплять умение наносить на бумагу пластилин, составлять сюжетную композицию. Учить наносить пластилин небольшими кусочками, подбирая цветовую гамму.

Пластилинография, барельеф.

«Морской пейзаж»

Цель. Закреплять умение наносить на бумагу пластилин, составлять сюжетную композицию. Учить наносить пластилин небольшими кусочками, подбирая цветовую гамму. Развивать любознательность, расширять кругозор.

Пластилинография, барельеф.

3

«Яблонька»

Цель: Закреплять умение работать с бумагой, ножницами, клеем. Развивать творческую фантазию, аккуратность.

Мозаичная аппликация.

4

Цель. Развивать воображение, закреплять умение работать с бумагой, ножницами и клеем. Закреплять умение композиционно правильно располагать готовые элементы.

Аппликация из бумаги.

ЛИТЕРАТУРА

  1. «Аппликация в детском саду» А.Н.Малышева, Н.В.Ермолаева
  2. «Конструирование и художественный труд в детском саду» Л.В.Куцакова
  3. «Художественно-творческая деятельность. Аппликация из ткани: тематические, сюжетные, игровые занятия для детей 4-7 лет» Пискулина С.С.
  4. «Развитие художественных способностей дошкольников» Комарова Т.С.
  5. «Пластилиновая картина» Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А.
  6. «Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество» Под ред. А.А.Грибовской.
  7. «Рельефные картины. Лепим из глины, пластилина, соленого теста» Лыкова И.А.
  8. «Обучение технике оригами» Кирсанова С.В.
  9. «Аппликация семенами» Коваленко З.Д.
  10. «Поделки из спичечных коробков» Давыдова Г.Н.
  11. «Времена года. Мастерим и играем» Белошистая А.В., Жукова О.Г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колобок»

«Умелые ручки»

Программа кружковой деятельности

для детей дошкольного возраста

Составитель:

Власова А.А.,

воспитатель МБДОУ

детский сад «Колобок»

2016

Творчество - особый вид деятельности, оно в самом себе несет удовлетворение.

(С. Моэм)

Пояснительная записка

Многие специалисты, педагоги утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Доказано, что это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Программа кружковой деятельности «Умелые ручки» представляет разные виды продуктивной деятельности: игры с крупой, пуговицами, бумагопластика, тестопластика, рисование, лепка, поделки из подручного материала. Основное значение продуктивных видов труда состоит в том, что в процессе деятельности у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует отличная мышечная нагрузка на пальчики. Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. В процессе организации кружка происходит реализация знаний, впечатлений, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

За основу работы кружка взяты методики Н. В. Дубровской «Аппликация из семян и косточек», Г. И. Перевертень «Мозаика из круп и семян», А. В. Белошистой. и О. Г. Жуковой «Бумажные фантазии», Киреевой Л. Г., Саськовой О. А. «Рисуем кукольный спектакль». В них представлены занятия по лепки, аппликации, оригами, работа с крупами.

Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, использование поделок-сувениров в качестве подарков. Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности дошкольников играет определенную роль в их воспитании.

В результате многолетних экспериментальных исследований психологов Э. Фромма, И. П. Волкова, Р. Бернса, О. И. Моткова и других установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном возрасте. Именно поэтому данная программа рассчитана на детей 3 - 6 лет.

Цели и задачи программы

Цель кружка:

Развитие мелкой моторики через занятия продуктивной деятельностью в рамках кружка;

Развитие творческих способностей, способствование формированию у детей чувства прекрасного, развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия.

Задачи:

Создать условия для детского творчества;

обучить детей разнообразным способам практических действий с бумагой, природным, бросовым материалом, крупой и т.д.;

Предоставить детям возможность закреплять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности;

Воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умение довести начатое до конца, взаимопомощи при выполнении работы.

Работа составлена на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста произойдет быстрее и эффективнее, если использовать разные виды деятельности. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через продуктивный труд даст позитивный результат.

Актуальность данного кружка в том, что художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически значимые предметы и вещи. Художественный ручной труд объединяет в себе сущностные характеристики художественной и трудовой деятельности. Ребенок сам создает предметы, поделки, что очень привлекает его. Он видит, что его изделиями украшают интерьер группы, их можно использовать в играх. Так же, при художественном ручном труде развивается мелкая моторика рук, что очень хорошо способствует на развитие речи ребенка. Именно поэтому мы приняли решение работать в этом направлении.

Сроки реализации программы.

Программа кружка «Умелые ручки» рассчитана на один год обучения и направлена на всестороннее, гармоничное и целостное развитие личности детей дошкольного возраста от 3 до 6 лет.

Формы и режим .

Формой организации учебных занятий является групповая и индивидуальная. Работа с дошкольниками осуществляется на основе наглядности, доступности, систематичности, закрепление навыков, индивидуального подхода, сознательности.

Формы подведения итогов.

Изготовление альбома фотографий детских работ;

Проведение выставок детских работ.

Основные методы работы.

Словесный– предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов, беседа по теме;

Наглядный – показ образца изделия, анализ образца. Работа по образцу. Составление плана работы по изготовлению изделия;

Практической последовательности – изготовление изделия под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.

Примерная структура занятий.

    Педагог заинтересовывает детей, используя художественное слово, пение песенок, игровые приёмы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.

    Привлекает детей к обследованию самого предмета, либо рассматриванию иллюстраций данного объекта или явления, сопровождает показ словами.

    Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.

    Пальчиковая гимнастика, разминка рук.

    Самостоятельное изготовление поделки.

    Оказание помощи детям, испытывающим затруднение и неуверенность: на отдельном листе бумаги показывает нужное движение, приём, взяв руку ребёнка в свою.

    По окончании работы детские рисунки выставляются на стенде или на свободном столе для рассматривания. Дети обмениваются впечатлениями. Педагог помогает обратить внимание детей на выразительность образов, отмечает наиболее интересные детали созданных изображений.

    Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.

Курс занятий по программе рассчитан на 1 раз в неделю. Занятия проводятся во второй половине дня. Продолжительность занятий 15-20 минут (зависит от возраста). Общее количество занятий в год составляет: 32 занятия.

Ожидаемые результаты:

К концу года дети должны уметь:

наличие навыков пользования ножницами, бумагой, клеем, бросовым и природным материалом;

склеивать готовые элементы и соединять их в образы;

преобразовывать геометрическую форму методом складывания пополам, вчетверо в разных направлениях;

умение создавать аппликацию способом обрывания.

наматывать и завязывать намотку и разрезать петли;

составлять плоскостную, сюжетную композицию;

осваивать последовательность работы.

Учебно-тематическое планирование

Октябрь

«Черепашка»

Аппликация из крупы. Формировать умение детей равномерно распределять различные виды крупы по форме черепашки, развивать аккуратность, четкость.

3

«Зайчонок»

Познакомить детей с методом рисования тычка. Закреплять навыки рисования кончиком тонкой кисти, прорисовывать мелкие детали. Углублять представление о цветах (белый, черный). Пробуждать у детей добрые чувства к животным. Дать возможность проявить себя в творчестве и игре.

4

«Мышка» Работа с нитками

Аппликация из резаных ниток. Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Развивать умение равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными нитками, соответствующим участку изображения цветом.

Ноябрь

«Грибочек»

Поделка из природного материала. Развивать умения детей изготавливать грибочек из желудя, проявлять фантазию, смекалку, вылеплять шляпку изделия из пластилина.

2

«Гусеница»

Познакомить детей с новым материалом для изготовления поделок и его свойствами (легкий, не тонет, впитывает воду, плавится, красится), бывает разного цвета и толщины, им наполняют игрушки, мебель; закрепить умение пользоваться ножницами в преобразовании кусочка поролона в нужную поделку; воспитывать умение радоваться результату своего труда

3

«Конверт»

Продолжать развивать умение детей правильно пользоваться ножницами; уметь работать по схеме, рисунку; закреплять умения самостоятельно складывать и вырезать из бумаги, сложенной пополам и гармошкой, срезать не нужные части, соединять; оформлять поделку, проявляя творчество, фантазию.

4

«Маленький цветочек, мамочке в подарок, приготовлю я

Познакомить детей с техникой нетрадиционного рисования – «рисование ладошкой»; воспитывать аккуратность. Формировать умение детей передавать образ цветов, строение и форму используя ладошки рук; закрепить знания цвета (зеленого, желтого, красного).

Декабрь

«Елочка»

Мозаика из пластилина. Формировать умение детей отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне.

3

«Снежинки»

Продолжать знакомить детей с бумагой и ее свойствами (легко режется, впитывает воду, склеивается, мнется, плохо разглаживается руками, хорошо гладится утюгом); закрепить умение детей правильно пользоваться ножницами, вырезать из бумаги не сложные детали, делать надрезы; воспитывать умение доводить начатое до конца.

4

«Новогодняя открытка»

Познакомить детей с поделками из яичной скорлупы, вызвать желание сделать подобную своими руками, продолжать закреплять умение пользоваться кистью и клеем.

Январь

«Снеговик»

Познакомить детей с сыпучим материалом – манка. Познакомить детей с нетрадиционной техникой «Рисование манкой». Продолжать развивать умение детей равномерно засыпать манкой рисунок, выполненный клеем.

2

«Деревья в снегу»

Аппликация из ваты. Учить наклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности, оформлять работу ватой.

3

Вот на ветках птички: снегири, синички

Закреплять умение детей срезать углы у прямоугольников и квадратов, округляя их, правильно работать с ножницами.

4

«Кастрюлька для Юльки»

Продолжать знакомить детей с техникой рисования клеем и крупами, комбинируя их. Закреплять умение детей посыпать рисунок крупой, аккуратно не просыпая мимо.

Февраль

«Лесовичок»

Продолжать развивать умение детей создавать образ сказочного человека из природного материала. Совершенствовать умение детей работать с хрупким материалом. Проявлять фантазию и творчество. Закреплять умение детей размазывать пластилин по поверхности картона. Формировать умение детей самостоятельно выбирать цвет фона и поделок, природный материал для аппликации. Закреплять умение работать с клеем и разнообразным природным материалом. Воспитывать самостоятельность и аккуратность.

2

«Валентинки»

Аппликация. Развивать умение детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму цветка.

3

«Галстук для папы»

Продолжать развивать умение детей рисовать красками при помощи пальцев; формировать интерес и положительное отношение к рисованию и уважение к папам.

4

Аппликация. Формировать умение детей аккуратно намазывать клеем готовые формы, аккуратно приклеивать на картон, составляя форму кораблика.

Март

«Солнышко»

Познакомить детей с техникой рисования клеем и пшеном. Закрепить умение детей посыпать рисунок пшеном аккуратно не просыпая мимо. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности.

2

Аппликация из салфетки. Развивать умение детей приклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности, закреплять умения катать шарики из салфеток и приклеивать их на соответствующие им места. Продолжать развивать умения детей аккуратно приклеивать свой цветочек на общий ватман, рядом с другим, составляя при этом композицию.

3

«Подсолнух»

Аппликация из крупы. Развивать умения детей аккуратно распределять лепесточки подсолнуха из бумаги на картон, очень хорошо промазать середину цветка клеем ПВА, аккуратно засыпать гречневой крупой.

4

«Ландыши»

Продолжать формировать навыки детей работать с природным материалом, ракушки. Совершенствовать умение размазывать пластилин по линиям. Развивать межую моторику рук, художественный вкус. Воспитывать аккуратность.

Апрель

«Нарядный мухоморчик»

Познакомить с характерными особенностями грибов и их разновидностями, воспитывать любовь к природе, желание заботиться о ней; научить детей из салфеток делать шарики и приклеивать их на шляпку гриба.

2

«Божья коровка на листочке»

Формировать умения детей самостоятельно приклеивать готовую форму на листочек, по своему усмотрению размещать на общем ватмане, так, что бы не загораживать работы других детей.

3

«Одуванчик»

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой «Ниткогафии»; продолжать развивать умения детей выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями двух цветов.

4

«Дельфин»

Аппликация из резаных ниток. Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Формировать умения детей равномерно намазывать небольшие участки изображения клеем и посыпать их мелко нарезанными нитками, соответствующим участку изображения цветом.

Май

«Облако»

Познакомить с техникой рисования клеем и манкой. Закрепить умение детей посыпать рисунок манкой аккуратно не просыпая мимо. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности.

«Рыбка»

Формировать умения детей приклеивать ткань к картону, аккуратно намазывая клеем. Соединять детали поделки между собой, вклеивая между ними детали из цветных лент.

«Барашик»

Познакомить детей с техникой рисования клеем и ватой, заполняя пустое пространство. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности.

«Фрукты и овощи на тарелочке»

Закреплять умения детей отрывать от большого куска пластилина кусочки поменьше, катать их между ладонями, придавая округлую форму

Заключение

Напомним, что способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребенка, можно выявить, а затем и развить его способности. К.Д. Ушинский писал «Основной закон детской природы можно выразить так: ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием или односторонностью». Таким образом, в деятельности, направленной на достижение определенной цели, совершенствуются не только сама эта деятельность, но и зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира. Продуктивные виды деятельности способствуют совершенствованию речи детей, формирования моральных качеств личности, как самостоятельность, инициатива, организованность и ответственность при выполнении задания. Эффективность коррекционного процесса в ходе продуктивной деятельности напрямую зависит от методов и приемов, которые используются в работе. По мнению ученых, целесообразно проводить специальную работу с помощью природного материла.

Непосредственный контакт ребенка с бумагой, природным материалом, пластилином или красками, элементарные опыты с ними позволяют знать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе творческой работы дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы. Как показывает опыт практической работы, продуктивная деятельность не только оптимизирует коррекционное воздействие на развитие двигательной сферы, но и способствует устранению недостатков речевых и неречевых психических функций у дошкольников.

В заключении хочется сказать, что творческая работа, направленная на создание поделок из природного материала, не просто забава и приятное развлечение на прогулке. Это настоящее мастерство сродни искусству. Как неповторима природа, так и неповторимо и то, что из нее создано. Дошкольники с большим интересом и желанием мастерят необычные вещицы – сувениры, подарки, украшения. Ну а взрослые, вместе с детьми снова и снова окунаются в свои детские впечатления. Самое важное в искусстве создания поделок из природного материала – это умение видеть в природной форме какой-либо образ.

Список используемой литературы.

    Грибовская А.А. «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации» М.2008.

    Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 .

    Давыдова, Н.А. Комплексно-тематическое планирование по программе «Детство» / Н.А.Давыдова, Е.А.Лысова, Е.А. Луценко и др. – Волгоград: Учитель, 2013.

    Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду /Г.Н.Давыдова, Скрипторий, 2003.

    Куцакова Л.В «Конструирование и художественный труд в детском саду», 2005.

    Соколова С.В. Оригами для старших дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. Спб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2007.

    Художественная аппликация и узоры из бумаги. : БАО – ПРЕСС РИПОЛ КЛАССИК Москва; 2006.

    http:/stranamasterov.ru

К современным детям предъявляется очень много требований: быть самостоятельными, творческими, инициативными и нацеленными на результат, как в сфере обучения, так и в других направлениях. Кружок «Умелые ручки» создан для того, чтобы дети могли развить свои творческие способности. О том, что ждет детей при посещении кружка очумелых ручек в начальной школе, читайте в нашей статье.

Кружок «умелые ручки» как в начальной школе, как и в детском саду имеет общую направленность. Главные цели программы кружка «умелые ручки» - это развитие творческих способностей детей и креативного мышления, а также формирование разносторонне-развитой личности. План кружка «умелые ручки» нацелен на то, чтобы дети могли проявить свои лучшие качества: активность, любознательность, творческое мышление, развитое воображение и многое другое.

Предлагаем вам подробнее узнать о том, какую программу занятий предлагает кружок умелые ручки, 1 класс: программа кружка «умелые ручки» включает работу с бумагой и картоном, тканью, бросовым материалом и пластилином.

Из картона и бумаги дети делают закладки для книг, также большой популярностью пользуются поделки из оригами. Юных творцов обязательно учат создавать симметричные формы, складывая цветную бумагу пополам и вырезая разные формы: фрукты, овощи, листья, цветы и многое другое. Дети с удовольствием создают красочные аппликации, чаще всего для этого им предлагается ознакомиться с образцом. На занятиях кружка практикуется изготовление разнообразных настольных игрушек. Также с особой радостью дети работают на уроках, связанных с праздниками: речь идет об изготовлении елочных игрушек и нарядных карнавальных масок.

Во время работы с тканью дети изучают различные виды швов. В первую очередь производят обучение таких швов, как шов «вперед иголка» и шов «через край». Во время нескольких уроков дети создают салфетки с бахромой, следующая серия занятий посвящается созданию мягких игрушек. Также некоторые кружки практикуют изготовление одежды для кукол Барби.

Работа с пластилином включает лепку разных предметов по образцу: овощей, людей, животных. Несколько уроков посвящается созданию пластилиновой аппликации, для основы которой используется цветной картон. И, наконец, на итоговых занятиях детям предлагается сделать поделки по собственным идеям и фантазиям.

К концу семестра кружок «умелые руки» должен обучить детей использованию таких материалов, как бумага, ткань и пластилин. Также дети должны знать назначение ножниц, иглы, наперстка, кисточки, клея и других ручных инструментов. Учениками должны быть изучены правила безопасности труда и личной гигиены при работе с подручными инструментами. Дети должны уметь выполнять задания учителя, использовать шаблоны, соединять детали в аппликации и вышивать стежками «вперед иголка».

Программа кружка «Умелые ручки»

по развитию конструктивных навыков у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник аппликации

Пояснительная записка

Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становления основ индивидуальности (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.).

В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению не угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

Непременными компонентами любой деятельности являются разнообразные навыки и умения. Следует различать элементарные умения, идущие вслед за знаниями и первым опытом действий, и умения, выражающие ту или иную степень мастерства в выполнении деятельности, которая возникает после выработки навыков. Элементарные умения - это действия, возникающие на основе знаний в результате подражания действиям или самостоятельных проб и ошибок в обращении с предметом. Умение-мастерство возникает на основе уже выработанных навыков и широкого круга знаний. Деятельность будет выполнена квалифицированно, если человек овладел навыками. Навык - упрочнившийся способ выполнения действий. В основе выработки навыка у человека лежат развёрнутые осознанные действия и движения, интегрируемые в навыке, выступающие несвязанными. В основе любого навыка лежат выработка и упрочение условно-рефлекторных связей. Повторение нервного пути и его закрепление в результате постоянного повторения действий приводят к точной локализации процессов возбуждения в определённых нервных структурах.. Двигательные навыки включены в самые различные виды деятельности. Без выработки двигательных навыков невозможно воздействие на предмет труда, упражнение техническими процессами, устная и письменная речь, передвижение в пространстве и т.п.

В аппликации употребляются самые различные материалы: кожа, войлок, сукно, береста, мех, ткань, соломка, бумага. Разные народы мира используют аппликацию для оформления национальных костюмов, предметов быта, жилища. Аппликация - один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: их радуют яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает техника вырезывания и наклеивания. Дети, выполняя аппликационные работы, приобретают новые знания, закрепляют представления, полученные на других занятиях. Аппликация, направлена на формирование у детей определенных знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности. Специфика аппликации дает возможность усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения.

Индивидуальные и коллективные формы аппликации могут быть различного содержания. В зависимости от этого принято подразделять занятия по видам: предметная, сюжетная, декоративная аппликация.

В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметные изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства.

Сюжетно-тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимосвязи в соответствии с темой или сюжетом (“цыпленок клюет зерна”, “рыбки плавают в аквариуме”).

Декоративная аппликация вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические, растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. Здесь ребенок учится стилизовать, декоративно преобразовать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.

Актуальность исследования развития конструктивных навыков, определяется тем, что их развитие связано с познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У дошкольников уровень развития умений и навыков обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Вместе с тем в нетрадиционных техниках аппликации заложены колоссальные воспитательные резервы и огромные педагогические возможности, которые влияют на художественно-эстетическое и образно-пространственное восприятие окружающего мира детьми дошкольного возраста. Таким образом изобразительная деятельность, а в частности аппликация имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания дошкольника.

Проблемы:

    Слабо развита мелкая и тонкая моторика пальцев рук.

    Недостаточный уровень речевой активности детей.

    Неумение выполнять задание по образцу, слабо развито умение ориентироваться на плоскости.

Цель программы :

Развитие конструктивных навыков у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных видов аппликации

Задачи:

1. Познакомить с различными видами аппликации.

2. Развивать конструктивные умения и навыки:

1) Владение ножницами (ребёнок должен правильно держать ножницы при

вырезании, знать правила техники безопасности при работе с ножницами.)

2) Владение различными техниками вырезания деталей для аппликации (по

прямой, по диагонали, плавно срезая углы, по контору, симметричное,

силуэтное, многослойное вырезание).

3) Владение техникой обрывания, плетения.

4) Владение техникой намазывания деталей клеем и приклеивания.

5) Работа с бумагой (создание основ для оригами (складывание квадрата

пополам, складывание углов к центру, складывание сторон к центральному сгибу, складывание складкой), умение скручивать, сминать, скатывать бумагу)

6) Умение создавать аппликацию из нетрадиционных материалов (крупы,

ткани, спичек, песка).

7)Умение создавать аппликацию в технике «коллаж», используя разные виды материалов и техник.

3. Воспитывать у детей уверенность в самих себе и в своих возможностях.

4. Воспитывать желание получать результат своей работы.

Организация занятий

Кружковая работа рассчитана на старший дошкольный возраст.

Занятия проводятся подгруппой по 9-10 человек, один раз в неделю, во второй половине дня. Продолжительность деятельности не более 25 – 30 минут с проведением физ.минуток и музыкальных пауз. Все работы обязательно демонстрируются родителям.

Несколько первых занятий являются своего рода диагностическими. Их цель не только привлечь детей к новому виду деятельности, но и выявить сформированность конструктивных навыков у детей.

Изготовление сложных композиций целесообразно осуществлять в процессе коллективной деятельности. Это позволяет не только быстро увидеть результат своего труда, но и учить взаимодействовать с друг другом: совместно ставить перед собой цель, добиваться её достижения, согласовывая свои действия с действиями товарищей.

На занятиях возможно присутствие родителей. Ведь такие занятия призваны не только продемонстрировать умения детей, но и показать родителям, как можно организовать досуг ребёнка дома. Предполагаемые домашние задания не являются обязательными, а представляют собой вариант увлекательной совместной работы взрослых и детей в семье.

Интеграция образовательных областей:

    Художественно-эстетическое развитие

    Социально-коммуникативное развитие

    Речевое развитие

Предполагаемый результат

    Освоены разные нетрадиционные техники аппликации.

    Развиты конструктивные умения и навыки.

    Умеют следовать устным инструкциям

    Могут создавать сюжеты, образы и объединять их в коллективные композиции.

    Сформирован познавательный интерес к процессу творчества, чувство гордости за результат собственной деятельности.

Воспитатель:

    В группе создан уголок творчества.

    Разработан перспективный план работы по данной теме.

    Разработаны критерии диагностики.

    Разработаны конспекты занятий с использованием нетрадиционных техник аппликации

    Оформлен альбом «Нетрадиционные техники аппликации»

    Создана картотека пальчиковых игр и физкультминуток

Родители:

    Заинтересованы в развитии конструктивных умений и навыков детей посредством нетрадиционных техник аппликации.

    Участие вместе с детьми в творческих конкурсах и выставках на городском, региональном и всероссийском уровне

Программа составлена на основе:

    Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. Учебное особие для студентов.- М., 2000г.стр.216

    Комарова Т.С. Методпика обучения изобразительной деятельности и конструированию. - М., Просвещение, 1991г.

    Дубровская Н.В. «Аппликации из семян и косточек», М.: АСТ, Серия «Подарок своими руками» 2008Г.,36 с.

    С.Мусиенко, Г. БутылкинаМ. «Оригами в детском саду»: Линка-Пресс, 2010. - 96 с.

    Г.И.Долженко «100 оригами», Ярославль: Академия развития,2005. 224 с

    И. В. Новикова «Объемная аппликация в детском саду», Академия развития, 2011г.

    И.А. Гусакова «Аппликация», Просвещение, 1977 г.

    А. Н Малышева «Аппликация в детском саду», Академия развития, 2010г.

    Г.И.Перевертень «Мозайка из круп и семян», Москва: АСТ; Донецк, 2007. - 15 с.

    А.В.Белошистая, О.Г.Жукова «Бумажные фантазии», М.: Просвещение», 2010.

Календарно-перспективный план работы

кружка «Умелые ручки»

СЕНТЯБРЬ

ТЕМА

ЦЕЛЬ

МАТЕРИАЛ

Аппликация из геометрических фигур

Закрепить приёмы вырезания геометрических элементов (круг, полукруг, треугольник), упражнять детей в составлении изображения из геометрических фигур

Шаблоны геометрические фигур разной формы и размера, клей, ножницы, простой карандаш, альбомный лист

Аппликация из семян

«Корзина с цветами»

Познакомить с новым видом аппликации, упражнять детей в составлении композиции, развивать конструктивные навыки, аккуратность

Картон, цветная бумага, ножницы, клей, арбузные семечки, горох

Аппликация из салфеток

«Гроздья рябины»

Познакомить со способом скручивания шариков и жгутиков из цветных салфеток

Картон, красные и коричневые салфетки, зелёная цветная бумага, клей, клеевая кисточка и ножницы

Обрывная аппликация

«Роняет лес осенний свой убор»

Познакомить детей с обрывной аппликацией, учить детей создавать красивый образ осеннего дерева, развивать творческое воображение, чувство цвета, конструктивные навыки, умение координировать движения глаз и рук.

Альбомный лист, цветная бумага жёлтого, красного и оранжевого цвета, клей, клеевая кисточка,

ОКТЯБРЬ

Аппликация из осенних листьев

«Жар-птица»

Познакомить с техникой выполнения работы из осенних листьев, учить создавать сюжетные композиции из природного материала; развивать чувство цвета и композиции, вызвать желание сохранить её красоту в своих работах.

Картон, осенние листья, клей, ножницы

Аппликация из крашеного песка «Солнышко»

Познакомить с новым видом аппликации; учить аккуратно намазывать клеем необходимый участок работы, аккуратно засыпать этот участок песком соответствующего цвета

Песок жёлтого цвета, картон, клей, цветные фломастеры

Аппликация из ткани

«Утёнок»

Учить создавать яркие образы из материала на своё усмотрение, учить правильно отбирать материал для поделки по предложенной теме, развивать творческое воображение и конструктивные навыки при работе с ножницами и клеем

Картон, кусочки ткани жёлтого, синего, зелёного и коричневого цвета, ножницы, клей

Аппликация айрис-фолдинг

«Яблоко»

Познакомить детей с новым видом аппликации; учить составлять композицию согласно образцу; закреплять навыки аккуратного наклеивания деталей, добиваться сходства с оригиналом. Развивать глазомер, мелкую моторику, согласованность движений руки и глаза.

Альбомный лист, осенние листья, ножницы, клей, шаблон айрис-фолдинг.

НОЯБРЬ

Аппликация из ладошек

Учить создавать образ совы, закрепить умения обводить ладошку и вырезать её по контуру.

Белая, коричневая и жёлтая цветная бумага, простой карандаш, ножницы, клей

Аппликация из скрученных жгутиков «Весёлый паучок»

Продолжить работу в технике торцевания, учить создавать композицию, используя всю площадь листа, гармонично размещать детали аппликации, развивать тактильное восприятие, используя бумагу различной фактуры.

Картон, цветные салфетки, клей

Силуэтная аппликация

«Любимая игрушка»

Познакомить детей с силуэтной аппликацией и понятием «имитации витражей», закреплять умение применять алгоритм силуэтного изображения образов в процессе симметричного вырезания на глаз; рисовать и вырезать изображение из бумаги; учить подбирать цветовую гамму, соблюдая гармонию цвета; развивать эстетическое восприятие, чувство радости и удовлетворения от создания своей картины.

Чёрный цветной картон и белая бумага, ножницы, клей

Аппликация из макарон

«Фоторамка»

Познакомить детей с аппликацией из макарон, основными способами приклеивания макаронных изделий; расширить знания об использовании и художественной обработке современных материалов.

Цветной картон, разные виды макарон, клей

ДЕКАБРЬ

Аппликация из поделок в технике оригами «Снегири на ветке»

Квадраты двух цветов 10*10 см (одна сторона чёрная, другая красная), ножницы, клей.

Аппликация из ватных дисков

«Весёлый снеговик»

Учить выполнять аппликацию из ватных дисков, украшать свою работу бисером и палетками

Картон, ватные диски, клей, ножницы, бисер, палетки

Мозаичная аппликация из пластилина «Дед Мороз»

Познакомить детей с техникой обратной аппликации, учить детей самостоятельно выполнять работу, отщипывая мелкие кусочки пластилина, катать из них между пальцами маленькие шарики и наклеивать их на форму приготовленную педагогом, контролируя совпадение цветов рисунка и пластилина

Прозрачная пластмассовая крышка, пластилин

Аппликация из «Символ года»

Познакомить с новым видом аппликации, учить мелко нарезать шерстяные нитки нужного цвета, равномерно намазывать клеем небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными нитками, соответствующие участку изображения цветом

Шерстяные нитки разного цвета, ножницы, клей, картон

ЯНВАРЬ

Аппликация из крупы риса

«Иней на деревьях»

Продолжить работу в технике наклеивания крупы, развивать творческое воображение, композиционные и конструктивные навыки, аккуратность.

Рисовая крупа, цветной картон, клей

Аппликация айрис-фолдинг

Совершенствовать умение работать в технике «радужное складывание», продолжать учить работать по схеме; развивать координацию глаза и руки, работу обеих рук; воспитывать аккуратность, вызвать желание украсить интерьер.

Картон, полоски цветной бумаги, клей, шаблон айрис-фолдинг

Аппликация из поделок в технике оригами«На лесной поляне»

Продолжать учить мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, используя уже известные приёмы складывания бумаги, упражнять детей в составлении композиции по собственному замыслу

Квадраты разного размера и цвета, цветная гофрированная бумага, ножницы, клей

ФЕВРАЛЬ

Аппликация из поделок в технике оригами

«Пингвины на льдине»

Продолжать учить мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, используя уже известные приёмы складывания бумаги, развивать конструктивное мышление; улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как на правой, так и на левой руке.

Квадраты двух цветов 10*10 см (одна сторона чёрная, другая белая), бумажная обрезь, ножницы, клей.

Аппликация из салфеток

«Валентинка»

Закрепить скручивание шариков из цветных салфеток, скатывая их круговыми движениями в шарики; закреплять у детей навыки прикладывания снежков-комочков к силуэту нарисованного контура, не выходя за него; развивать чувство формы; воспитывать аккуратность и самостоятельность, интерес к совместной продуктивной деятельности

Картон в форме сердечка, салфетки красного цвета, клей

Аппликация из шпагата

«Подставка для кружки»

Научить создавать поделки из шпагата, выполнять работу в соответствии с намеченным планом, пользоваться ножницами и клеем.

Картон круглой формы, шпагат, клей

Аппликация из

«Заснеженный дом»

Учить детей применять разные техники аппликации (симметричная, обрывная, накладная) . Расширять спектр технических приемов обрывной аппликации (разрывание, обрывание, выщипывание, сминание) и показать её изобразительно-выразительные возможности; развивать чувство формы и композиции, воспитывать аккуратность в работе с бумагой и клеем, самостоятельность.

Цветная и белая мягкая бумага, салфетки бумажные белого цвета, ножницы, клей, клеевые кисточки, салфетки матерчатые, цветные карандаши и пастельные мелки для дополнения аппликационной композиции графическими средствами.

МАРТ

Аппликация из салфеток

«Гиацинт в горшочке»

Учить создавать из бумаги объёмные цветы; развивать эстетические чувства, эмоции; желание делать приятное своим близким; воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, любовь к близким

Разноцветная крепированная бумага, цветные салфетки, пластиковые бутылочки для изготовления горшочков, клей, зелёная двухсторонняя бумага для листьев, белая бумага для изготовления стебля.

Аппликация из пуговиц

«Золотая рыбка»

Научить применять различные пуговицы в отделке изделия и аппликации; познакомить детей с историей и техническими сведениями о пуговицах, с технологией приклеивания пуговиц; развивать мелкую моторику; творческое мышление.

Пуговицы разного размера и цвета, картон в форме рыбы, клей

Аппликация из карандашной стружки «Ёжик»

Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники аппликации, учить создавать композицию по собственному замыслу; совершенствовать навыки работы с клеем, осторожного обращения с ножницами.

Шаблоны изображения ёжика, клей, точилки, карандаши, ножницы

Аппликация из салфеток

«Дерево желаний»

Продолжать знакомить детей с нетрадиционными видами аппликации и конструирования; учить создавать цветочное деревце из подручного материала;развивать творческое воображение, мелкую моторику рук, глазомер

Кашпо, ЦПС (цементно-песочная смесь), одна толстая веточки ивы длиной 30см и две тонкие длиной 35 см, газеты, нитки, салфетки, степлер, ножницы, клей (лучше подойдет клей-карандаш)

АПРЕЛЬ

Аппликация из крупы

Закреплять умение детей выполнять работу с использованием природного материала, дополнять сюжет по своему усмотрению.

Пшено и арбузные семечки, салфетки жёлтого и зелёного цвета, гофрированная бумага зелёного цвета

Аппликация из бросового материала «Паровозик»

Познакомить с новым видом аппликации, учить аккуратно разрезать остатки самоклеящейся плёнки на одинаковые квадратики размером 1*1 см и наклеивать на работу соответствуя цвету заготовки, выполненой педагогом, быть внимательным и аккуратным.

Шаблон паровозика, остатки самоклеящейся плёнки

Аппликация из ваты

«Разноцветное настроение»

Формировать умение создавать композицию из ваты на бархатной бумаге, развивать конструктивные навыки, творческое воображение, эстетическое восприятие

Бархатная бумага, вата

Аппликация 3D

«Городская улица»

Познакомить детей с новым видом аппликации; учить составлять композицию согласно образцу; закреплять навыки аккуратного наклеивания деталей, добиваться сходства с оригиналом. Развивать глазомер, мелкую моторику, согласованность движений руки и глаза

Альбомный лист, цветная бумага, ножницы, клей, толстый двухсторонний скотч

Аппликация из яичной скорлупы «Весёлые черепашки»

Познакомить с нетрадиционной техникой аппликации, упражнять детей в составлении композиции по собственному замыслу, по заданному сюжету

Картон, яичная скорлупа, гуашь, клей, цветная бумага, ножницы

Аппликация из гофрированной бумаги «Сирень»

Продолжать знакомить детей с объемной аппликацией, научить изготавливать цветы из гофрированной бумаги, дать возможность каждому из детей проявить самостоятельность в выборе способов украшения работы и творческие способности

Белая бумажная тарелка, зеленая гофрированная бумага 9квадраты 5х5 см, полоски 5х10 см), сиреневая и белая гофрированная бумага (квадратики 2х2 см), простой карандаш, трафарет половинки листа сирени, ножницы, клей

Аппликация из цветного песка «Гусеница»

Научить изготавливать аппликацию из цветного песка на картоне; развивать творческие и конструктивные навыки, внимание, память, мелкую моторику рук.

Картон, цветной песок, клей

Итоговое занятие

«Иллюстрация к сказке «Колобок»

Закрепить умение использовать разные виды аппликации и конструктивные навыки при пользовании ножницами и клеем; развивать мелкую моторику, творческое мышление; воспитывать аккуратность и интерес к русским народным сказкам.

Шаблоны колобка; клеенки, ножницы, клейстер, кисточки; различные виды круп, цветная бумага, салфетки разных цветов.

Пояснительная записка

Кружка «Умелые ручки» ориентирован на активное приобщение детей к художественному творчеству и носит образовательный характер.

Кружковая программа «Умелые ручки» относится к художественно-эстетической направленности.

Новизна программы состоит в том, что дети углубленно учатся сразу нескольким основным техникам: работе с бумагой, с природным материалом, с солёным тестом, с пластилином, со спичками. Этот технический универсализм помогает ребенку достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания поделки практически из любого материала. Занятия в кружке имеют и культурно-психологическое значение: дети обучаются изготовлению такого предмета, который можно подарить, дополнительно учатся церемониалу дарения.

Актуальность кружка обусловлена тем, что в современных условиях, далеко не все черты социальной жизни безусловно позитивны, и присвоение их подрастающим поколениям, становится педагогической проблемой, так как дети усваивают не только положительные качества взрослых. В возможности получить этот необходимый опыт и состоит уникальное значение кружка «Умелые ручки».

При этом следует учитывать, что программа направлена на:

Создание условий для развития ребенка;

Ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых можно сделать поделки из различных материалов;

Участие в создании коллективных композиций, сюжетно и идейно связанных с определенными событиями, темами;

Изучение этикета, этики поведения в ситуациях дарения и принятия подарка;

Развитие мотиваций к познанию и творчеству;

Приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

Укрепление психического и физического здоровья.

Педагогической целесообразностью программы является то, что на основе умений и знаний, приобретаемых в кружке «Умелые ручки», ребенок укрепляет свою социальность, принадлежность к определенной системе позитивных социальных ценностей. У него повышается самоуважение, поскольку оно опирается на понимание ребенком того, что существуют вещи, предметы, которые он может изготовить сам, причем так, что это доставляет радость и другим.

Одна из интереснейших форм стимулирования детей к занятиям- организация выставок.

Применяются такие формы занятий как: беседа, лекция, игра, групповые и комбинированные занятия, конкурс. Оценка результатов занятий по данной программе кружка осуществляется по ходу занятий с участием самих детей и включают в себя критерии (мотивационно-личностный, деятельностно-практический) и соответствующие показатели. Итоги работы проводятся в форме выставки.

В структуру программы входят два образовательных блока. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение и формирование деятельности практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать поделки из различных материалов.

При реализации программы используются различные методы:

Словесные- лекции, беседы, викторины;

Наглядные- просмотр репродукций, фото-сюжетов, образцов изделий;

Практические- изготовление наглядных пособий. Образцов и макетов изделий.

Программа кружка предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

Информационной(умение анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

Коммуникативной(умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

Самоорганизационной(умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

Самообразовательной(готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

Цель программы - воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов

Задачи кружка:

Научить детей основным техникам изготовления поделок;

Развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;

Содействовать решению задач эстетического воспитания, развития, воображения, художественного вкуса через понимание прекрасного;

Воспитывать красоту внутреннего мира ребёнка через творчество;

Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;

Обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;

Необходимо учитывать особенности детской психологии, а именно неустойчивость интересов учащихся. Для этого нужно использовать разнообразные формы занятий и включать в их содержание интересные занимательные сведения и факты.

Для проведения занятий необходимо постоянное помещение, оборудованное школьной доской, с креплениями для демонстрации наглядных пособий. Желательно использовать технические средства обучения, методическую литературу.

Предполагаемый результат.

В плане формирования личностных качеств детей - это развитие, в зависимости от заложенного потенциала следующих качеств: чувство собственного достоинства и уважения к другой личности, психологической устойчивости, воображения, творческих наклонностей, умения самостоятельно действовать, принимать решения.

Диагностика результатов.

О разнообразии и красоте окружающего мира;

О смысловом значении слов;

О влиянии творчества на физическое и духовное здоровье человека;

Влияние красоты на развитие внутреннего мира человека;

Что в основе деятельности человека лежит творчество;

О том, что добрые поступки делают человека лучше.

Выражать полученные знания и свои чувства с помощью слов, рисунков, поделок;

Творить красоту.

В программе кружка уделено внимание возрастным особенностям учащихся. Эффективность учебно-воспитательной работы напрямую зависит от возрастных возможностей, темперамента, характера, способностей воспитанников, на которые надо опираться в процессе занятий.

Работа в кружке направлена на трудовое и эстетическое воспитание. Дети приобретают навыки художественного творчества, получают представления о пропорциях, выразительности формы, отделке, декоративных свойствах материалов. При изготовлении поделок дети осваивают разнообразные технологические приемы, которые служат развитию мелкой моторики, а значит, стимулируют речевую и умственную деятельность.

Работая с изделиями из бумаги и картона, дети получают дополнительные знания и практические умения, знакомятся со свойствами и особенностями бумаги в различных промышленных изделиях, расширяя одновременно свой кругозор.

В разделе «Работа с природными материалами» кружковцы знакомятся с разновидностями природных материалов, основными приемами работы с нетрадиционными природными материалами — это манка, опилки, яичная скорлупа.

«Поделки из солёного теста» требуют усидчивости, терпения, трудолюбия. Работа с солёным тестом вырабатывает умение видеть прекрасное, стараться самому создать что- то яркое, необыкновенное. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Постепенно образуется система специальных навыков и умений. Дети учатся самостоятельно составлять творческую композицию.

В разделе «Работа с пластилином» кружковцы знакомятся с различными приёмами создания панно из пластилина, учатся выбирать более гармоничное цветовое решение для своей творческой работы.

«Поделки из спичек» предполагают высокую концентрацию терпения, усидчивости, аккуратности. Ребята учатся основному приёму составления панно из спичек. Данный вид творчества способствует развитию точности и глазомера в работе.

Работа с бумагой (2часа)

Теория - первоначальные сведения о свойствах бумаги, технология изготовления рельефных и объёмных форм. Практика - изготовление поделок в технике оригами и объёмных форм.

Работа с природными материалами (6часа)

Теория - первоначальные сведения о материалах растительного происхождения. Практика - изготовление поделок из манки, опилок, яичной скорлупы.

Работа с солёным тестом (3 часа)

Теория- знакомство с рецептом и способом замеса солёного теста, с его свойствами. Практика- изготовление творческой работы в технике вытягивания, выдавливания, накладывания деталей.

Работа с пластилином(2 часа)

Теория- знакомство со свойствами пластилина и разными техниками выполнения творческих работ. Практика- изготовление творческой работы в технике «шарики».

Работа с бросовым материалом (2часа)

Теория- знакомство с разными техниками работы из бросовых материалов. Практика- изготовление работ из бросовых материалов.

Работа с тканью. (2 часа).

Теория- знакомство с разными свойствами ткани. Изготовление броши из ткани.

Структура занятий кружка.

Занятие кружка рассчитаны на работу с детьми двух возрастных категорий

  1. Дошкольники
  2. Младшие школьники

Занятие проводятся по субботам, один-два раза в месяц. Продолжительность занятий 30-35 минут. Общее количество занятий в течении месяцев- 15.

План работы на год

Сентябрь

Тема: Вводное занятие. Техника безопасности во время занятий.

Познакомить детей с историей возникновения оригами.

Цель: Познакомить детей с новым способом изготовления цветов в стиле оригами.

Цель: Закрепить представления об аппликации, продолжить знакомство с понятием «симметрия»

Октябрь

Тема: Работа с манной крупой. Творческая работа «Бабочка- красавица»

Цель: Удовлетворить детскую потребность в создании чего-то нового, в исследовании свойств и возможностей нетрадиционного материала.

Тема: Работа с яичной скорлупой «Мухомор»

Цель: Научить учащихся выполнять мозаику из яичной скорлупы, развивать речь, мелкую моторику пальцев, творческое воображение.

Ноябрь

Тема: Изготовление из природных материалов «Букет»

Цель: Учить детей видеть и понимать красоту всех цветов и трав, объяснить им. Что не бывает цветов некрасивых, каждый красив по -своему.

Тема: Изготовление подделки из цветной бумаги «Грибной Ёжик»

Цель: Учить детей видеть в сосновой и еловой шишке фигурки различных животных (например, ёжика), дополнять природный материал необходимыми деталями для получения задуманного образца.

Декабрь

Тема: «Как приготовить солёное тесто. Его особенности»

Цель: Развивать мелкую моторику рук, точность тонких движений, умение регулировать силу нажима, укреплять мускулатуру кистей рук.

Тема: Изготовление подделки из солёного теста «Снеговик»

Цель: Познакомить детей с новой техникой- лепка из солёного теста, развитие моторики.

Тема: Изготовление новогодних подделок к Новому году «Новогодние игрушки».

Цель: Вызвать интерес в данному вида творчества, изготовление панно своими руками.

Тема: «Оформление панно фигурами из солёного теста» «Подсолнухи»

Цель: Изготовить панно в технике «Солёное тесто».

Февраль

Тема: «Работа с пластилиновым шариком. Творческая работа.»

Цель: Пластилин имеет свойства мяться, скатываться, расплющиваться, рваться, приобретать разную степень мягкости в зависимости от температуры. Скатывать шарик из пластилина сложнее, чем из теста.

Цель: Закреплять навыки симметричного вырезания деталей из цветной бумаги, скручивание шариков, используя вату.

Тема: Изготовление подделок из бросового материала «Весёлый клоун»

Цель: Познакомить детей с профессией клоун. Закрепить знания о бросовым материалом.

Тема: Изготовление подделки из бросового материала «Чудо-человечки»

Цель: Развитие мелкой моторики рук.

Цель: Развитие патриотического чувства.

Перспективный план работы кружка «Умелые ручки»

Сентябрь

Практика

Вводное занятие. Техника безопасности во время занятий

Теория о свойствах бумаги.

Показ иллюстраций где применяется

Тема: Изготовление цветов из оригами «Хризантемы»

Показ и рассказ о цветах.

Показ иллюстраций, выполнение творческой работы.

Тема: Аппликация из цветной бумаги «Пальмы»

Прослушивание песни Чунга-чанга.

Показ и выполнение работы.

Вводное занятие.

Как приготовить солёное тесто. Его особенности.

Изготовление подделок из солёного теста «Снеговик»

Знакомство с рецептом и способом замес солёного теста, с его свойствами.

Показ приготовления солёного теста.

Показ правильного выполнения фигур из солёного теста.

Изготовление творческой работы в технике вытягивания, выдавливания, накладывание деталей.

Выполнения приготовления солёного теста.

Изготовление новогодних подделок к Новому году «Новогодние игрушки».

Показ правильного выполнения фигур из солёного теста новогодних игрушек.

Изготовление фигур из солёного теста.

Литература

А.М. Гусакова «Рукоделие в начальных классах»

Г.И. Перевертень «Самоделки из разных материалов»

Т.А. Чернуха «Твоя маленькая мастерская»

Ф.П. «Фименко «Поделки из природных материалов»

Н.П. Николенко «Композиции из цветов»



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта