Николай Дмитриевич Кузнецов (10 июня 1911, Актюбинск, Российская империя - 31 июля 1995, Москва, Российская Федерация) - советский генеральный конструктор авиационных и ракетных двигателей.
Действительный член АН СССР и РАН, дважды Герой Социалистического Труда (1957, 1981). Лауреат Ленинской премии. В 1982 году присвоено звание почётного гражданина города Куйбышева.
Родился 23 июня 1911 г. в Актюбинске, в семье Дмитрия Матвеевича Кузнецова, по профессии рабочего-котельщика, и Марии Михайловны Кузнецовой, домохозяйки. Русский
Учился в школе крестьянской молодёжи. В 1926 начал работать слесарем. В 1930 закончил школу и поступил в Московский авиационный техникум, где учился на вечернем отделении, а днём работал слесарем-сборщиком. В 1933 поступил на воздушно-технический факультет моторостроительного отделения ВВИА имени Н. Е. Жуковского, который закончил с отличием 16 ноября 1938. Темой его дипломного проекта был «Мотор четырёхтактный, карбюраторный, 28-цилиндровый с 4-рядной звездой, воздушным охлаждением, мощностью 1500 л. с. при 3400 об/мин на высоте 6000 м с двухскоростным приводным центробежным нагнетателем».
В апреле 1939 года вступил в члены ВКП(б) в парторганизацию академии, и вскоре был избран парторгом кафедры. 4 апреля 1941 года успешно защитил кандидатскую диссертацию по проблеме конструкционной прочности авиационных моторов. В период с июля по сентябрь 1942 года, в порядке стажировки, находился на фронте в должности старшего инженера 239-й истребительной дивизии 6-й воздушной армии. В октябре 1942 познакомился с Георгием Маленковым, который высоко оценил способности Кузнецова и направил его вскоре заместителем главного конструктора на Уфимский авиационный завод. Здесь он проработал с 1943 по 1949, сначала под руководством В. Я. Климова, затем, с 1 июля 1946 года, на должности главного конструктора. В 1949 переводится в Куйбышев, где возглавляет Государственный союзный опытный завод № 2 по разработке и производству опытных реактивных двигателей, ныне названный его именем - Самарский научно-технический комплекс имени Н. Д. Кузнецова.
Первая жена - Сима, дочь Наталья.
Вторая жена - Мария Ивановна, дочь Татьяна, сын Николай.
Внёс большой вклад в развитие советской науки. Под руководством Кузнецова на предприятии было создано 57 оригинальных и модифицированных газотурбинных двигателей для самолётов различного назначения и экранопланов, жидкостных реактивных двигателей для ракетно-космических комплексов, а также двигателей для привода нагнетателей газоперекачивающих агрегатов и электрогенераторов.
Разработанные ещё в Уфимском ОКБ двигатели турбореактивные РД-12, РД-14, РД-20, «028», «003С», «018», Р-130 («032»), «012», газовая турбина ГТ-30, газотурбинный двигатель ТВ-022 и его модификация ТВ-2. Н. Д. Кузнецов разработал и двигатели для стратегической авиации, и с начала 1950-х годов создаваемые на предприятии агрегаты стали именовать новой маркировкой «НК». Одним из первых таких турбовинтовых двигателей стал НК-12. Он и на сегодняшний момент является самым мощным турбовинтовым двигателем в мире. Двигателями НК-12 оснащались стратегический бомбардировщик Ту-95, транспортный самолёт Ан-22, пассажирский Ту-114 и их модификации.
Предприятием созданы НК-4, НК-14А, первый советский двухконтурный двигатель НК-6, НК-8, созданный для сверхзвуковых дальних бомбардировщиков НК-22, НК-25, НК-144, который использовался на советском сверхзвуковом пассажирском самолёте Ту-144, НК-26, один из самых мощных и крупных авиационных двигателей НК-32, базируемый на стратегических ракетоносцах Ту-160, и НК-321. В 1988 году был разработан турбореактивный двигатель НК-34 для установки на гидросамолётах, НК-86, НК-56, НК-64, НК-62, НК-63, двухконтурный НК-104, НК-105А, НК-110, НК-114, НК-44.
Актюбинск,
Российская империя
Москва,
Российская Федерация
Российская империя
СССР
Авиация, Космонавтика
СНТК им. Н. Д. Кузнецова
доктор технических наук
ВВИА имени Н. Е. Жуковского
Никола́й Дми́триевич Кузнецо́в (10 (23) июня 1911, Актюбинск, Российская империя - 31 июля 1995, Москва, Российская Федерация) - советский генеральный конструктор авиационных и ракетных двигателей.
Действительный член АН СССР и РАН, дважды Герой Социалистического Труда (1957, 1981). 1982 году получил звание почётного гражданина города Куйбышева.
Родился 23 июня 1911 г. в Актюбинске, в семье Дмитрия Матвеевича Кузнецова, по профессии рабочего-котельщика, и Марии Михайловны Кузнецовой, домохозяйки.
Учился в школе крестьянской молодёжи. 1926 начал работать слесарем. 1930 закончил школу и поступил в Московский авиационный техникум, где учился на вечернем отделении, а днём работал слесарем-сборщиком. 1933 поступил на воздушно-технический факультет моторостроительного отделения ВВИА имени Н. Е. Жуковского, который закончил с отличием 16 ноября 1938. Темой его дипломного проекта был «Мотор четырёхтактный, карбюраторный, 28-цилиндровый с 4-рядной звездой, воздушным охлаждением, мощностью 1500 л.с. при 3400 об/мин на высоте 6000 м с двухскоростным приводным центробежным нагнетателем».
В апреле 1939 года вступил в члены ВКП(б) в парторганизацию академии, и вскоре был избран парторгом кафедры. 4 апреля 1941 года успешно защитил кандидатскую диссертацию по проблеме конструкционной прочности авиационных моторов. период с июля по сентябрь 1942 года, в порядке стажировки, находился на фронте в должности старшего инженера 239-й истребительной дивизии 6-й воздушной армии. октябре 1942 познакомился с Георгием Маленковым, который высоко оценил способности Кузнецова и направил его вскоре заместителем главного конструктора на Уфимский авиационный завод. Здесь он проработал с 1943 по 1949, сначала под руководством В. Я. Климова, затем, с 1 июля 1946 года, на должности главного конструктора. 1949 переводится в Куйбышев, где возглавляет Государственный союзный опытный завод № 2 по разработке и производству опытных реактивных двигателей, ныне названный его именем - Самарский научно-технический комплекс имени Н. Д. Кузнецова.
Жена - Мария Ивановна, дочь Татьяна, сын Николай.
Внёс большой вклад в развитие советской науки. Под руководством Кузнецова на предприятии было создано 57 оригинальных и модифицированных газотурбинных двигателей для самолётов различного назначения и экранопланов, жидкостных реактивных двигателей для ракетно-космических комплексов, а также двигателей для привода нагнетателей газоперекачивающих агрегатов и электрогенераторов.
Разработанные ещё в Уфимском ОКБ двигатели турбореактивные РД-12, РД-14, РД-20, «028», «003С», «018», Р-130 («032»), «012», газовая турбина ГТ-30, газотурбинный двигатель ТВ-022 и его модификация ТВ-2. Н. Д. Кузнецов разработал и двигатели для стратегической авиации, и с начала 1950-х годов создаваемые на предприятии агрегаты стали именовать новой маркировкой «НК». Одним из первых таких турбовинтовых двигателей стал НК-12. Он и на сегодняшний момент является самым мощным турбовинтовым двигателем в мире. Двигателями НК-12 оснащались стратегический бомбардировщик Ту-95, транспортный самолёт Ан-22, пассажирский Ту-114 и их модификации.
Предприятием созданы НК-4, НК-14А, первый советский двухконтурный двигатель НК-6, НК-8, созданный для сверхзвуковых дальних бомбардировщиков НК-22, НК-25, НК-144, который использовался на советском сверхзвуковом пассажирском самолёте Ту-144, НК-26, один из самых мощных и крупных авиационных двигателей НК-32, базируемый на стратегических ракетоносцах Ту-160, и НК-321. 1988 году был разработан турбореактивный двигатель НК-34 для установки на гидросамолётах, НК-86, НК-56, НК-64, НК-62, НК-63, двухконтурный НК-104, НК-105А, НК-110, НК-114, НК-44.
Чрезвычайно перспективной разработкой является принципиально новый двигатель - винтовентиляторный НК-93, двигатель XXI века, на 20 лет опередивший время создания, ведь повторить его строение и уникальные характеристики не удалось никому в мире. Этот проект был детищем всей жизни Николая Дмитриевича.
НК-12СТ, НК-16СТ, НК-17, НК-18СТ, НК-36СТ, НК-37, модернизированный двигатель НК-38СТ и НК-40СТ.
В мая 1959 года началась разработка жидкостных ракетных двигателей. Первым таким двигателем стал НК-9 (8Д717). Для лунной программы Советского Союза в начале 60-х были созданы НК-19 (11Д53) и НК-21 (11Д59) для третьей и четвёртой ступеней ракеты-носителя Н1, а также НК-15 (11Д51), НК-31 (11Д114), НК-33 (11Д111) (для первой ступени Н1), НК-39 (11Д113), НК-43 (11Д112).
Огромное внимание он уделял надёжности двигателей. Последние 15 лет жизни Кузнецов был председателем научного Совета по надёжности АН СССР.
Принимал активное участие в общественной и политической жизни. Депутат Верховного Совета РСФСР с 1963 по 1990 годы, делегат XIX, XXII, XXIII, XXIV, XXV, XXVI, XXVII съездов Коммунистической партии Советского Союза.
Почётный доктор Самарского государственного аэрокосмического университета им. С. П. Королева. Заведующий кафедрой конструкции и проектирования двигателей летательных аппаратов, научный руководитель отраслевой научно-исследовательской лаборатории в Куйбышевском авиационном институте им. С. П. Королева (Самарский государственный аэрокосмический университет).
Благодаря Кузнецову в посёлке Управленческом, где располагается СНТК, был открыт второй в Куйбышевской области широкоэкранный кинотеатр (1962), построен Дом Культуры «Чайка», создана развитая социальная инфраструктура: больницы, профилактории, базы отдыха, детский сад, ясли, стадион, лыжная база, парк «Юность».
При содействии Кузнецова был открыт филиал Кубышевского авиационного института и основан Самарский научный центр РАН (1989).
Генеральный конструктор авиационных и ракетных двигателей. Генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы. Член-корреспондент(1968), а вскоре и действительный член Академии наук СССР (1974) и Российской Федерации. Доктор технических наук, профессор (1960). Почётный гражданин города Самары (1982).
23 июня 2011 года, в день 100-летия со дня рождения выдающегося конструктора авиационных и ракетных двигателей Николая Кузнецова, над Волгой вдоль набережной Самары на предельно низкой высоте совершили пролет стратегические бомбардировщики Ту-95МС «Самара» и Ту-160 «Николай Кузнецов», оснащенные двигателями его разработки марки «НК».
Кузнецов, Николай Дмитриевич (авиаконструктор). Cайт «Герои Страны».
Кузнецов Николай Дмитриевич
Nikolai Kuznetsov
(1850 - 1929)
Кузнецов, Николай Дмитриевич - живописец бытовых сцен и портретист. Родился в 1850 г., сын крупного землевладельца Херсонской губ. Учился в Академии Художеств (1876-79), во Франции и Германии (1880). В 1897-1920 жил и работал в Одессе. С 1920 жил за границей. Начал выставляться с 1881 г. на выставках товарищества передвижных художественных выставок. Два года состоял профессором-руководителем мастерской баталической живописи в Академии Художеств.
Товарищество передвижных художественных выставок, сыгравшее огромную роль в развитии русского искусства, давало художнику возможность среди прочего стать известным большему числу любителей живописи и способствовало во многих случаях устойчивому материальному положению. Поэтому оно было особенно притягательным для молодых художников, разделяющих основное положение товарищества — изображать правду российской жизни.
Н.Д Кузнецов. Портрет работы Павла Брюллова
1876 г. Бум., кар.
Частное собрание
Возможно, и это способствовало тому, что выпускник Академии художеств (1876—1880) Николай Дмитриевич Кузнецов уже в 1883 году становится членом товарищества.
Николай Кузнецов с дочерью Марией
В меру известный и талантливый художник овладел многими видами живописного мастерства. Его бытовые картины, не несущие особой обличительной нагрузки, представляют собой живописные фрагменты из жизни крестьян средней полосы России.
В.М.Васнецов Голова борца портрет Н.Д. Кузнецова
Х., м., 30x35 см
Нижнетагильский художественный музей изобразительных искусств, Нижний Тагил
Его пейзажи или действо на фоне природы отмечены хорошим рисунком, продуманной композицией, тщательным выполнением.
Многие портреты известных деятелей культуры Н.Д. Кузнецов писал по заказу П.М. Третьякова.
И.Е.Репин Портрет Н.Д.Кузнецова
Х., м., 1884 г.
Национальный музей в Белграде, Сербия
Он же послужил Репину моделью для картин «Искушение Христа» (Дьявол), «Николай Чудотворец останавливает казнь» (палач), «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (казак с повязкой на лбу).
С 1897 по 1920 год художник жил в Одессе. Умер Н.Д. Кузнецов в эмиграции в городе Сараево, входящего в те времена в Сербское государство.
О.Э.Браз Портрет Н.Д. Кузнецова
1897 г. Х., м.
Из картин Кузнецова более других обращали на себя внимание: "Объезд владений", "Малороссиянка, отдыхающая на траве" (или "В праздник"), "Охота с борзыми", "После обеда", "Ключница", "Стадо свиней" (все 6 в Третьяковской галерее), "Прогулка в деревне" (у г. Хайновского, в Киеве), "Старый помещик", "Стадо волов" (у г. Терещенко, в Киеве), "Мировой посредник", "Натаскивание собак", "Спящая девочка" и портреты естествоиспытателя А.О. Ковалевского (в музее Александра III), И.Е. Репина, В. Васнецова, графа М.М. Толстого, П. Чайковского (в Третьяковской галерее), госпожи Терещенко, Шаляпина и др.
_______________________
Кузнецов Николай Дмитриевич (1850 - 1929)
Украинский художник. Родился в с. Степановка, Херсонская губерния.
В 1875 брал уроки живописи у художника Ф. Мальмана в Одессе. В 1876 - 1880 был вольнослушателем Петербургской АХ у П. Чистякова.
За время учёбы получил три серебряные медали.
В 1880 - 1895 жил в своём имении в с. Степановка, регулярно бывал в Москве и Петербурге.
В конце 1980-х сблизился с Е. и С. Мамонтовыми, стал участником Абрамцевского художественного кружка. В 1895 - 1897 жил в Петербурге, в 1897 - 1919 - в Одессе.
Много путешествовал, посетил Францию, Германию, Австрию, Италию.
Член и экспонент ТПХВ (1881 - 1917, член с 1883), ТЮРХ (1890 - 1919, член-учредитель). Участвовал во Всемирных выставках в Париже (1889, 1900; серебряные медали), Чикаго (1893), Осеннем салоне в Париже.
С 1895 - действительный член АХ, в 1900 «за известность на художественном поприще» удостоен звания академика. В 1895 - 1897 - профессор-руководитель мастерской батальной живописи Высшего ХУ живописи, скульптуры и архитектуры при АХ. В 1897 - 1919 жил в Одессе.
Экспонировал работы в Салонах В. Издебского (1909 - 1910) и на выставке одесского О-ва независимых художников (1917). В 1920 поселился в Королевстве СХС (Сербов, Хорватов и Словенцев). Участвовал в Выставке русской живописи в Бруклинском музее в Нью-Йорке (1923) и Выставке Объединённых русских художников в Королевстве СХС (1929). Портретист, пейзажист, мастер жанровой картины.
Работы хранятся в ГТГ, ГРМ, Одесском ХМ, Национальном музее в Белграде и многих других.
К узнецов Николай Дмитриевич - генеральный конструктор авиационных и ракетных двигателей, Генеральный конструктор Государственного союзного опытного завода №2 по разработке и производству опытных реактивных двигателей в Куйбышеве (ныне Самарский научно-технический комплекс имени Н.Д.Кузнецова).
Родился 10 (23) июня 1911 года в городе Актюбинске Тургайской области Российской империи (ныне город Актобе Республики Казахстан) в семье рабочего-котельщика на железной дороге и домохозяйки. Русский.
В 1923 году семья переехала на родину отца в село Семёновское Серпуховского уезда Московской губернии. Учился в школе крестьянской молодёжи, которую окончил в 1930 году. С мая 1930 года работал трактористом в колхозе "Маяк" Серпуховского района. В декабре 1930 года поступил на вечернее отделение Московского авиационного техникума имени Н.Н.Годовикова. В 1931 году перевёлся на вечернее отделение техникума, днём работал слесарем-сборщиком авиамоторного завода № 24 в Москве, с июня 1932 года - нормировщиком слесарно-сборочного цеха авиационного завода № 32 в Москве.
В январе 1933 года поступил на воздушно-технический факультет моторостроительного отделения Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е.Жуковского. Академию окончил с отличием в 1938 году, тема дипломного проекта: «Мотор четырёхтактный, карбюраторный, 28-цилиндровый с 4-рядной звездой, воздушным охлаждением, мощностью 1500 л.с. при 3400 об/мин на высоте 6000 м с двухскоростным приводным центробежным нагнетателем». Оставлен в адъюнктуре академии. Член ВКП(б)/КПСС с апреля 1939 года, был избран парторгом кафедры. В апреле 1941 года блестяще защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук.
В начале Великой Отечественной войны оставлен в академии, преподаватель курсов переподготовки авиационных техников запаса, в октябре 1941 года эвакуирован с академией в Свердловск. В период с июля по сентябрь 1942 года - на фронте Великой Отечественной войны, старший инженер 239-й истребительной дивизии 6-й воздушной армии на Северо-Западном фронте (в порядке стажировки).
В октябре 1942 года отозван с фронта и назначен парторгом ЦК ВКП(б) в Особое конструкторское бюро на Уфимском авиационном заводе № 26, возглавляемое главным конструкторов В.Я. Климовым. Сумел найти общий язык с главным конструктором, известном своим непростым характером, более того - наряду с организаторской работой активно включился в решение технических проблем и быстро добился заметных результатов. В сентябре 1943 года по ходатайству В.Я. Климова назначен первым заместителем главного конструктора в этом же конструкторском бюро. С 1 июля 1946 года - в должности главного конструктора ОКБ авиационного завода № 29 в Уфе.
С 1949 - главный конструктор (с 1956 - генеральный конструктор) Государственного союзного опытного завода № 2 по разработке и производству опытных реактивных двигателей в Куйбышеве (ныне Самарский научно-технический комплекс имени Н.Д.Кузнецова).
Под его руководством было создано 57 типов оригинальных и модифицированных газотурбинных двигателей для самолётов различного назначения (в том числе для Ту-114, Ту-154, Ан-22, Ил-62, Ту-144) и экранопланов, жидкостных реактивных двигателей для ракетно-космических комплексов (в том числе для лунной программы Советского Союза), а также двигателей для привода нагнетателей газоперекачивающих агрегатов и электрогенераторов, в том числе: РД-12, РД-14, РД-20, «028», «003С», «018», Р-130 («032»), «012», газовая турбина ГТ-30, газотурбинный двигатель ТВ-022 и его модификация ТВ-2, НК-4, НК-14А, первый отечественный двухконтурный двигатель НК-6, НК-8, НК-12, НК-22, НК-25, НК-26, НК-32, НК-34, НК-44, НК-56, НК-62, НК-64, НК-86, НК-93, НК-104, НК-105А, НК-110, НК-114НК-144, НК-321, НК-12СТ, НК-16СТ, НК-17, НК-18СТ, НК-36СТ, НК-37, модернизированный двигатель НК-38СТ и НК-40СТ и многие другие.
З а выдающиеся успехи в создании новой авиационной техники и проявленный при этом трудовой героизм, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1957 года присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Большое внимание уделял надёжности двигателей. Последние 15 лет жизни являлся председателем научного Совета по надёжности АН СССР (АН РФ).
З а выдающиеся успехи в создании новой авиационной техники и проявленный при этом трудовой героизм, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 июня 1981 года Кузнецову Николаю Дмитриевичу повторно присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и второй золотой медали «Серп и Молот».
Также являлся заведующим кафедрой конструкции и проектирования двигателей летательных аппаратов (1969-1978), научным руководителем отраслевой научно-исследовательской лаборатории в Куйбышевском авиационном институте имени С.П.Королева (ныне Самарский государственный аэрокосмический университет).
В посёлке городского типа Управленческий Красноглинского района Самары благодаря усилиям Н.Д.Кузнецова создана развитая социальная инфраструктура: больницы, профилактории, базы отдыха, детский сад, ясли, стадион, лыжная база, парк. Открыт филиал Самарского государственного аэрокосмического университета имени С.П.Королева.
Депутат Верховного Совета РСФСР в период с 1963 по 1990 год, делегат XIX, XXII, XXIII, XXIV, XXV, XXVI, XXVII съездов КПСС.
Воинские звания: инженер-капитан (1938), инженер-майор (27.04.1942), инженер-подполковник (22.02.1944), инженер-полковник (16.05.1949), генерал-майор инженерно-технической службы (22.02.1963), генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы (1968). Член-корреспондент АН СССР (1968), действительный член АН СССР (1974). Доктор технических наук, профессор (1960), почётный доктор Самарского государственного аэрокосмического университета имени С.П.Королева.
Лауреат Ленинской премии (1956), лауреат премии Совета Министров СССР (1984).
Жил в Москве. Умер 31 июля 1995 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве (участок 9-2).
Награждён пятью орденами Ленина (12.07.1957, 22.07.1961, 26.03.1979, 23.06.1981), орденом Октябрьской Революции (25.03.1974), орденом Красного Знамени (30.04.1954), двумя орденами Отечественной войны 1-й степени (2.07.1945, 11.03.1985), двумя орденами Красной Звезды (30.12.1943, июнь 1948), пятнадцатью медалями.
Почётный гражданин города Куйбышев (с 1991 - Самара, 17.06.1982). На пересечении улиц Победы и Ново-Вокзальной в Самаре в сквере установлен бронзовый бюст (1982).
В его честь названы Самарский научно-технических комплекс (ранее Государственный союзный опытный завод № 2, Завод № 276, Куйбышевский моторный завод, Куйбышевское научно-производственное объединение «Труд»), серия двигателей «НК» (Николай Кузнецов), стратегический бомбардировщик Ту-160 с бортовым номером 10, базирующийся на авиабазе в Энгельсе Саратовской области (9 августа 2008 года), МОУ Вечерняя сменная общеобразовательная школа № 10 Самары.
В посёлке городского типа Управленческий Красноглинского района Самары, на доме № 2 по улице Симферопольской, где жил Н.Д. Кузнецов, 31 июля 2001 года открыта мемориальная доска. 25 июня 2001 года там же торжественно открыт памятник. Авторы памятника - архитектор Н.А.Красько, скульптор М.К.Аникушин. 19 июня 2001 года улица Производственная переименована в улицу имени Академика Н.Д.Кузнецова.