II. Обособляются несогласованные определения, выраженные сравнительной степенью имени прилагательного, если передопределяемым существительным уже есть определение. Красная яхта, гораздо больше и роскошнее белой ,всегда привлекала внимание туристов.
Если перед определяемым существительным определение отсутствует, несогласованные определения, выраженные сравнительной степенью прилагательных, обособляются, когда им придаётся особое значение, и не обособляются при наличии тесной интонационно-смысловой связи.
Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. (И. С. Тургенев)Ср.: На пирсе не было яхты красивее и роскошнеекрасной. III. Несогласованные определения, выраженные инфинитивом, обособляются при помощи тире, если перед ними можно вставить слова «а именно».Наверное, это уже характер человеческий - вспоминать смешное и забывать неприятное. (Э. Т. Кренкель)У правящей элиты может быть один выход - выстраивать управленческую пирамиду. (По А. Г. Шаваеву, С. В. Лекареву)В середине предложения такое определение выделяется тире с двух сторон.
И этот выбор - оставаться в тылу или идти на фронт - ей нужно сделать уже сегодня.Если по условиям контекста после определения должна стоять запятая, то второе тире опускается.
Её давно терзали мысли - оставаться в тылу или идти на фронт, и этот выбор нужно сделать уже сегодня.I. Обособляются несогласованные определения, выраженные косвенными падежами существительных (чаще с предлогом):
1. если относятся к слову, обозначающему определённое лицо. В этом значении обычно употребляются имена собственные, названия лиц по степени родства, профессии, должности, положению, а также личные местоимения.
Саша Бережнова, в шёлковом платье, в чепце на затылке и в шали, сидела на диване. (И. А. Гончаров)И что вы, с вашим умом, нашли в нём? (И. С. Тургенев)2. если отделены от определяемого слова другими членами предложения.
На румяном лице его, с прямым большим носом, строго сияли голубоватые глаза. (А. М. Горький)3. если образуют ряд однородных членов с предшествующими или последующими согласованными определениями.
Подошёл священник, крупный мужчинабогатырского сложения, тучный, широкоплечий, с багровым добродушным лицом. (Ги де Мопассан)Забытый хозяевами дом, просторный и уютный, с большими окнами и ками́нным отоплением, ждал прихода весны.4. если признаки, выраженные несогласованными определениями, чрезвычайно важны для характеристики определяемого лица или предмета.
Офицеры, в новых сюртуках, белых перчатках и блестящих эполетах, щеголяли по улицам и бульвару. (Л. Н. Толстой)5. если обособление служит средством намеренного отрыванесогласованного определения от соседнего сказуемого и отнесения его к подлежащему.
Меркурию Авдеевичу почудилось, что растут звёзды в небе и весь двор, с постройками, поднялся и пошёл беззвучно кверху. (К. А. Федин)Без обособления сочетание «с постройками» не играло бы роли определения.
Ср.: Длинноволосый студент в латаных штанах юлил смычком по скрипке. (В. П. Астафьев)1. Несогласованные определения, выраженные сравнительной степенью прилагательных, обычно обособляются, так как по значению приближаются к ослабленному сказуемому; они обычно стоят позади определяемого слова и имеют зависимые слова, например: Короткая борода,немного темнее волос, слегка оттеняла губы и подбородок. (А. К. Т.)
2. Определения, выраженные косвенными падежами имён существительных, как правило, стоят после определяемых слов.
Они обычно не обособляются, объединяясь с определяемым словом в словосочетание-называние, например: Найдите там дамув серой шляпке с белой птицей и скажите, что я здесь. (Ч.) Они обособляются, если только дополняют и уточняют представление об известном уже предмете или лице, например:
Величественно вышла мать,в сиреневом платье, в кружевах, с длинной нитью жемчуга на шее. (М. Г.) Определяемое существительное мать обозначает уже известное лицо, определения же только дополняют наше представление о матери в данный момент; поэтому определения обособлены.
Определения, выраженные существительными в косвенных падежах, обычно обособляются, когда относятся к личным местоимениям и к именам собственным: Сегодня она,в новом голубом капоте, была особенно молода и внушительно красива. (М. Г.) Ферапонтов,в жилете, в ситцевой рубахе, стоял у лавки, выходившей на улицу. (Л. Т.)
Личные местоимения указывают на лицо, уже известное из предыдущего изложения. Собственные имена точно обозначают лицо или предмет, чтобы выделить его из ряда подобных.
Наконец, определения, выраженные косвенными падежами существительных, обычно обособляются:
а) когда следуют за обособленными определениями, выраженными прилагательными и причастиями, например: Этот рысистый человек,тощий, с палочкой в руке, сверкал и дымил, пылая ненасытной жадностью к игре делом (М. Г.);
б) когда стоят впереди этих определений и связаны с ними сочинительными союзами, например: Бедный гость,с оборванной полой и до крови оцарапанный, скоро отыскивал безопасный угол. (П.)
Упражнение 97. Поставьте определения вместе с зависимыми от них словами (где они есть) так, чтобы они были обособленными, и напишите. Вставьте пропущенные буквы.
1) Осенё...ая деревьями дорога изв...вается около горы. 2) Солнце поднялось над горами и сг...няло ещё лежавший в тени ин...й. 3) На дворе стояла запряжё...ая двумя волами арба. 4) Ручеёк изв...вался молча около полуобнажё...ых осенью деревьев. 5) Все стены пестрели от выреза...ых из журналов картин. 6) Его длинные густые волосы н... скрывали выпуклостей просторного черепа.
98. Спишите. Объясните расстановку знаков препинания; объясните правописание окончаний прилагательных и причастий.
1) Она встретила сына с радостью, неожиданной для него. (М. Г.) 2) И на пустынном берегу моря не осталось ничего в воспоминание о маленькой драме, разыгравшейся между двумя людьми. (М. Г.) 3) Её вопросы, громкие и ясные, как будто разбудили людей. (М. Г.) 4) В ласковый день бабьего лета Артамонов, усталый и сердитый, вышел в сад. (М. Г.) 5) Большие деревья, лишённые снизу ветвей, поднимались из воды, мутной и чёрной. (А. Н. Т.) 6) Бледный, он лежал на полу, держа в правой руке пистолет. (Л.) 7) Вышедший рано утром отряд прошёл уже четыре версты. (Л. Т.) 8) Расколебленное ночной бурей, море до самого горизонта белело барашками. 9) При виде Калиновича лакей, глуповатый с лица, но в ливрее с галунами, вытянулся в дежурную позу. (П и с е м с к и й.) 10) Вся деревушка, тихая и задумчивая, с глядевшими из дворов ивами, бузиной и рябиной, имела приятный вид. (Ч.)
11) Босая, в одной рубахе, она быстро сошла вниз. (М. Г.) 12) Говорил один из казаков, запылённый и на потной лошади. ("Л. Т.) 13) Варвара Павловна, в шляпе и шали, торопливо возвратилась с прогулки. (Т.) 14) В белом платье, с нерасплетёнными косами по плечам, она тихонько подошла к столу. (М. Г.) 15) Передо мной, в синей долгополой шинели, стоял старик среднего роста, с белыми волосами, любезной улыбкой и прекрасными голубыми глазами. (Т.)
99. Прочитайте, укажите обособленные и необособленные определения; объясните, почему определения обособлены; затем спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания
1) Молодой месяц св...тивший сначал... заш...л за горы. 2) Мя...кие шаги людей обутых не в сапоги приближались. 3) Солдаты теперь н... только слышали но и увид...ли две тени проходившие в пролёте между деревьями. 4) Хаджи-Мурат сдержал своего т...жело дышавшего и посеревшего от пота белого коня и ост...новился. 5) Один из сидевших у костра людей быстро встал и подош…л к Хаджи-Мурату. 6) Хаджи-Мурат достал один из хозырей вынул пулю затыка...щую его и из-под пули свёрнутую трубочкой записку. 7) Хаджи-Мурат поднял голову и взгл...нул на светившееся уже сквозь стволы деревьев небо на востоке и спросил у сидевш…го поодаль от него мюрида о Хан-Магоме. 8) Разбудил его весёлый голос Хан-Магомы возвращавш…гося с Батою из своего посольства. 9) Солнце бл...стало и на только что распустивш…йся листве и на молодой девственной траве и на всходах хлебов и на ряби быстрой реки видневш…йся влево от дороги.
(Л. Н. Т о л с т о й.)
100. Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание.
В СТАНИЦЕ
Было время самое рабочее. Всё население станиц кишело на арбузных бахчах и виноградниках. По пыльной дороге ведущей к садам тянулись скрипучие арбы верхом налож...нные ч...рным виноградом. На пыльной дороге измятые колёсами валялись кисти. Мальчишки и девч...нки в испачка...ых виноградным соком рубаш...нках с кистями в руках и во рту бегали за матерями. Обвяза...ые до глаз платками мамуки вели быков запряж…нных в высоко наложенные виноградом арбы. В воздухе над садами стоял смрад. Тёплый сильный ветер проходивший сквозь ветви не приносил прохлады а только однообразно гнул вершины ра...ыпанных по садам груш...вых персиковых и тутовых деревьев. Рабочая пора уже нач…лась две недели тому назад, и тяж...лая н…престанная работа зан...мала всю жизнь молодой девки. Но только потухала заря она уже шла в хату и, поужинав в тёмной избушке с отцом матерью и братишкой, бе...заботная здоровая входила в хату садилась на печь и в полудремоте слушала разговор постояльца. Иногда она бывала ласкова но больш…й частью каждый взгляд каждое слово каждое движение её выражали это равнодушие не пр...зрительное но под...вляюшее и чарующее.
(По Л. Н. Т о л с т о м у.)
101. Спишите, расставляя знаки препинания. Обособленные определения подчеркните. Вставьте пропущенные н илинн.
Позади дома был старый сад уже одичавший заглуше...ый бурьяном и кустарником. Я прошёлся по террасе ещё крепкой и красивой; сквозь стекля.. .ую дверь видна была комната с паркетным полом должно быть гости...ая. От прежних цветников уцелели одни пионы и маки, которые поднимали из травы свои белые и ярко-красные головы; по дорожкам, вытягиваясь, мешая друг другу, росли молодые клёны и вязы уже ощипа...ые коровами. Было густо, и сад казался непроходимым но это только вблизи дома, где ещё стояли тополи сосны и старые липы-сверстницы уцелевшие от прежних аллей а дальше за ними сад расчищали для сенокоса. Чем дальше вглубь, тем просторнее, и уже росли на просторе вишни сливы раскидистые яблони обезображе...ые подпорками и старые груши такие высокие, что даже не верилось, что это груши. Сад, всё больше редея, переходя в настоящий луг, спускался к реке поросшей зелё...ым камышом и ивняком; около мельничной плотины был плёс глубокий и рыбный, сердито шумела небольшая мельница неистово квакали лягушки. На воде гладкой, как зеркало, изредка ходили круги да вздрагивали речные лилии потревоже...ые весёлой рыбой. Тихий плёс манил к себе, обещая прохладу и покой.
(А. П. Ч е х о в.)
102. Спишите, вставляя обособленные определения, помещённые в скобках, согласуя их с существительными, к которым их по смыслу следует отнести. Расставьте запятые.
1) Между тучами ласково блестели тёмно-голубые клочки неба (украшенный золотыми крапинками звёзд). 2) Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли (незадолго до вечера обильно смоченный дождём).
3) Широкая туча стала расти и показываться из-за вершин деревьев (давно лежавший свинцовой пеленой на самой черте небосклона). 4) Искрятся пустынные окрестные бугры (осыпанный лебяжьим пухом молодого снега). 5) Лукашка сидел несколько боком на своём сытом гнедом коне (легко ступавший по жёсткой дороге и подкидывавший красивою головой с глянцевитою тонкою холкой). 6) Проехав несколько шагов, они увидели казака (сидевший за песчаным бугром и заряжавший ружьё).
Обособление приложений.
1. Распространённое приложение обособляется всегда, если относится к имени нарицательному или местоимению. Если же оно относится к имени собственному, то обособляется тогда, когда стоит позади него.
Во всех этих случаях приложение является как бы ослабленным второстепенным сказуемым.
П р и м е р ы. Мелкий дождь,предвестник осени, кропит землю. (М. Г.)Несчастью верная сестра, надежда в мрачном подземелье разбудит бодрость и веселье. (П.) Я,ваш старинный сват и кум, пришёл мириться к вам. (Кр.)
4) А. С. Пушкин,великий русский поэт, родился в Москве. (Ср.:Великий русский поэт А. С. Пушкин родился в Москве.)
2. Имя собственное (распространённое и нераспространённое), стоящее после нарицательного, обособляется, если служит для уточнения. В этом случае оно иногда присоединяется при помощи слов по имени, по прозвищу, по прозванию, по кличке и т. п.
П р и м е р ы. Отец мой,Андрей Петрович Гринёв, служил при графе Минихе. (П.) У второго мальчика,Павлуши, волосы были всклоченные. (Т.) Один из псарей Троекурова. по имени Парамошка, обиделся на слова Дубровского.
3. Нераспространённое приложение, выраженное существительным нарицательным, обособляется в следующих случаях:
1) Если относится к личному местоимению, например:
Добряк, он не мог никому отказать в просьбе. Мы,артиллеристы, хлопотали около орудий. (Л. Т.)
П р и м е ч а н и е. Определяемое личное местоимение может и отсутствовать: Эка,бездельник, как расписывает! (Г.) (Приложение бездельник относится к отсутствующему местоимению он.)
2) Если относится к существительным собственным и стоит после них, например: Тут был и капитан, и поручик, и Онисим Михайлович,фельдфебель. (Л. Т.)
П р и м е ч а н и е. Приложение, стоящее впереди имени собственного, обособляется только тогда, когда имеет добавочное обстоятельственное значение (причинное) и одновременно поясняет и сказуемое, например: Меж тем, механик деревенский , Зарецкий жёрнов осуждал (П.) (т. е. «будучи механиком деревенским...»).
3) Если относится к нарицательному существительному, распространённому пояснительными словами, например: Тут на широкой улице встретился им повар генерала Жукова,старичок. (Ч.)
Если и приложение, и поясняемое им слово являются существительными нарицательными и не имеют зависимых слов, то они сливаются по смыслу и в произношении как бы в одно слово и на письме соединяются д е ф и с о м, например: И вот сама идётволшебница-зима. (П.) Вьётся улица-змея . (В. М.)
В некоторых случаях нарицательное существительное, стоящее после собственного, тоже сливается с ним как бы в одно слово и на письме присоединяется д е ф и с о м, например:
Ступайте в дворовую избу, а не то к Аграфене-ключнице . (Т.) Ходил Стенька Разин в Астрахань-город . (П.)
П р и м е ч а н и е. Дефис не ставится, если приложение, обозначающее профессию, звание, социальную принадлежность и т. п., относится к словам гражданин и товарищ: гражданин судья, товарищ профессор. Раздельно пишутся также названия классов предметов или существ с названиями видов этих предметов и существ: рыба акула, пшеница полтавка.
4. Приложения, присоединяемые союзом как, обособляются, если они указывают причину, например: Сосна,как дерево смолистое, с трудом поддаётся гниению. (А.) (Сосна,так как она дерево смолистое, с трудом поддаётся гниению.)
Обособленные приложения выделяются з а п я т ы м и или т и р е: В избушке, распевая, дева прядёт, и,зимних друг ночей, трещит лучинка перед ней. (П.) Старший урядник - бравый престарелый казак с нашивками за сверхсрочную службу - скомандовал «строиться». (Шол.)
П р и м е ч а н и е. Вместо запятых распространённое приложение может выделяться тире в следующих случаях:
1) Если перед приложением можно подразумевать без изменения смысла речи союза именно: Основная директива -повышение качества продукции - выполняется успешно.
2) Если приложение стоит на конце предложения и присоединяется как бы в порядке добавления к сказанному: Со мной был чугунный чайник- единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу. (Л.)
3) Если приложений несколько, чтобы установить грань между приложениями и определяемым существительным:Лютейший бич небес, природы ужас - мор свирепствует в лесах. (Кр.)
4) Если приложение относится к одному из однородных членов, чтобы не смешивать приложения с однородным членом: В комнате сидела бабушка, мой брат - пятилетний Петя, сестра Нина и я.
Упражнение 103. Спишите. Объясните расстановку знаков препинания.
1) Перед роялем сидела черномазенькая моя сестрица Любочка. (Л. Т.) 2) Хозяин сакли, Садо, был человек лет сорока. (Л. Т.) 3) Малаша, шестилетняя девочка, осталась в избе. (Л. Т.) 4) Он задумался о своей жизни в сравнении с жизнью Ивана Матвеевича, каптенармуса. (Л. Т.) 5) Владимир узнал Архипа-кузнеца. (П.) 6) Девочки-подростки на другом углу площади уже водили хороводы. (Л. Т.) 7) Её отец, ботаник, был командирован на Канарские острова и там умер. (М. Г.) 8) Марья Васильевна вместе с сыном, шестилетним красавцем, кудрявым мальчиком, встретила Хаджи-Мурата в гостиной. (Л. Т.) 9) Он заложил новый сад и новый корпус, строение для дворовых. (Л. Т.) 10) Нас, врачей, поражает это поистине безграничное терпение. (Н. О.) 11) Я поссорился с Алексеем Ивановичем, а его, Ивана Игнатьича, прошу быть моим секундантом. (П.) 12) Студент этот, по имени Михалевич, энтузиаст и стихотворец, искренне полюбил Лаврецкого. (Т.) 13) Оленин смотрел на Ванюшу только как на слугу. (Л. Т.)
104. Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.
1) Смеш...н суетливый попрыгун дядя Алексей. 2) Уютный дом её наполнен подругами дочери её девицами лучших семей города. 3) Второй сын Яков кругленький и румяный был похож лиц...м на мать. 4) Толстый кучер Яким кроткий человек ласково и робко успокаива...т коней. 5) Там двоюр...дный брат мой работает мастером. 6) В дальнем углу светилось ж...лтое пятно огонь в квартире Серафима. 7) Всего лишь пять лет назад он пог...релец красивый здоровый явился на фабрику вместе с бойкой женой. 8) Помялов с Воропаевым прос...т меня уговорить вас братьев продать им фабрику. 9) В сизой туч... за Москвой рекой сверкнула молния. 10) В гнев... грома ч...ткий демон он давно усталость слыш...т.
(Из произведений М. Г о р ь к о г о.)
§ 80. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастием.
Деепричастия обозначают добавочные действия, которые поясняют основное действие или состояние, выраженное сказуемым. Отношения между действием, выраженным сказуемым, с одной стороны, и действием, выраженным деепричастием, с другой стороны, могут быть различны. Эти отношения близки к тем, которые имеются между сказуемыми главного и придаточного предложения, а в некоторых случаях между однородными сказуемыми в простом предложении. Деепричастие одно или с зависимыми словами может обозначать действие предшествующее, например: Закаркав , отлетела ватага чёрная ворон. (П.) Может обозначать действие одновременное, например: Мальчик, глядя в окно вагона , счастливо улыбался. В этих случаях деепричастия отвечают на вопрос к о г д а? и являются обстоятельствами времени. Деепричастие или деепричастный оборот может выражать действие, которое является причиной основного действия, например: Василиса Егоровна оставила меня в покое, видя моё упорство . В этом примере деепричастный оборот отвечает на вопрос почему? и является обстоятельством причины.
Деепричастие может обозначать способ (образ) основного действия, например: Трезор бежал впереди,помахивая хвостом. (Н. О.) Здесь деепричастный оборот отвечает на вопрос
к а к? к а к и м о б р а з о м? и является обстоятельством образа действия.
Деепричастие может иметь и другие значения. Приближаясь по значению к сказуемому придаточного предложения или к однородному сказуемому, деепричастия одиночные и с зависимыми словами, как правило, обособляются и выделяются на письме запятыми: 1)Облокотясь на бархат ложи, девушка не шевелилась. (Т.) 2) Она сидела у окна,отвернувшись, и казалась бледной. (Т.) 3) Чертопханов,не останавливаясь и не оглядываясь, шёл большими шагами. (Т.)
На самостоятельность деепричастия указывает то, что оно может присоединяться, как придаточное предложение, сравнительным союзом, например: Невидимый ручеёк мирно болтал переливчатыми и гулкими звуками,как будто втекая в пустую бутылку. (Т.)
П р и м е ч а н и е. После союза и перед деепричастным оборотом (или деепричастием) паузы не бывает, а запятая ставится, чтобы показать начало деепричастного оборота на письме: 1) Хорь присел на скамью и,преспокойно поглаживая свою курчавую бороду, вступил со мной в разговор. (Т.) 2) Хаджи-Мурат остановился,бросив поводья, и,привычным движением левой руки отстегнув чехол винтовки, правой рукой вынул её. (Л. Т.)
Деепричастие не обособляется, когда оно сливается с глаголом-сказуемым в одно смысловое целое. Например, в предложении Ходил Никоновсогнув спину (М. Г.) автор хочет сказать не то, что Никонов ходил, а то, что он ходил с согнутой спиной.
2. Не обособляется группа однородных членов, состоящая из деепричастия и наречия, связанных сочинительным союзом, например: 1) Клим Самгин шагал по улицебодро и не уступая дорогу встречным людям. (М. Г.) 2) Тот ему отвечалне смущаясь и откровенно. (Пом.)
3. Не обособляются одиночные деепричастия, непосредственно примыкающие к сказуемому и имеющие значение обстоятельства образа действия, например: 1) Вы и в залу входите танцуя (Л. Т.) (танцуя, т. е. весело, с движениями, напоминающими танцы). 2) До двух часов занятия должны были идтине прерываясь (Л. Т.) (не прерываясь, т. е. без перерыва). 3) Что, сударь, плачете? Живите-касмеясь (Гр.) {смеясь, т. е. без забот, весело). В этом случае деепричастия начинают приобретать значение наречия. (Ср.: В городки мы стали играть, выкупавшись, где выкупавшись - деепричастие, обстоятельство времени.)
В некоторых случаях деепричастия и деепричастные обороты окончательно превращаются в наречия или в цельные наречные сочетания, которые не обособляются, например: нехотя, лёжа, стоя, сидя; сложа руки, спустя рукава, сломя голову, разинув рот.
П р и м е р ы. 1) Он принялся было чинить перья, дасидя уснул. (Т.) 2) Григорий стоитпотупя голову. (Н.)
П р и м е ч а н и е. Если деепричастию предшествует противительный союз а, который относится к этому деепричастию, то запятая между союзом а и деепричастием не ставится, например: Он не думал о встрече с Софьей Антоновной, а неожиданно столкнувшись с нею у подъезда театра, растерялся.
Упражнение 105. Прочитайте. Объясните расстановку знаков препинания. Укажите значение деепричастий. Объясните слитное и раздельное написание частицы не .
1) Взмахивая на солнце серебряным топором, он ловко затёсывал кол и тихонько напевал. 2) Он ушёл неохотно, тяжело шаркая ногами. 3) С визгом и смехом, толкаясь, сбежали в сад девицы и, окружив стол ярким венком сарафанов, запели величанье. Пётр осторожно усмехнулся, поглядывая на девиц и дёргая себя за ухо. 4) Он говорил не волнуясь и, вспоминая подходящие пословицы, обильно смазывал жиром мудрости речь свою. 5) Баймаков слушал, молча глядя в угол. 6) Думы мешали ему, внезапно возникая в неудобные часы, нападая во время работы. 7) Яков Артамонов шёл не торопясь, сунув руки в карманы, держа под мышкой палку. 8) За гробом шагала нахмурясь, но без слез Зинаида. 9) Можно прожить и не хвастаясь умом, без этих разговоров. 10) В воздухе трепещет золотая паутина, сплетаясь в прозрачные узоры пламени, и замирает, любуясь своей красотой, отражённой в воде.
(М. Г о р ь к и й.)
106. Спишите, расставляя знаки препинания; подчеркните деепричастия вместе с зависимыми словами (если они имеются); устно укажите, какие добавочные действия обозначают деепричастия.
За курганом садилось солнце. Горький полынный запах выкошенной степи к вечеру усилился но стал мягче желанней утратив полдневную удушливую остроту. Жара спала. Быки шли охотно, и взбитая копытами пресная пыль на лежнике подымалась и оседала на кустах придорожного татарника. Верхушки татарника с распустившимися малиновыми макушками пламенно сияли. Над ними кружились шмели. К далёкому степному пруду перекликаясь летели чибисы. Дарья лежала на покачивающемся возу вниз лицом опираясь на локти изредка взглядывая на Наталью. Та о чём-то задумавшись смотрела на закат, на спокойном чистом лице её бродили медно-красные отблески.
(М. Ш о л о х о в.)
107. Прочитайте, укажите, из какого произведения М. Горького взят этот отрывок. Укажите предложения с деепричастными оборотами и значение этих оборотов. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.
Охорашиваясь одёргивая жёлтую рубаху Цыганок осторожно точно по гвоздям ш...гая выходил на середину кухни... Бешено звенела гитара дробно стучали каблуки на столе и в шкафу дребезжала посуда а среди кухни огнём пылал Цыганок реял коршуном размахнув руки, точно крылья, незаметно передвигая ноги; гикнув прис...дал на пол и м...тался золотым стрижом осв.-.щая всё вокруг блеском шёлка а шёлк содр...гаясь и
струясь словно г...рел и плавился...
Вдруг она [бабушка] молодо встала оправила юбку выпр...милась вскинув тяжёлую голову и пошла по кухне... Дядя весь вскинулся вытянулся прикрыл глаза и заиграл медленнее;
Цыганок на минуту остановился и подск...чив пошёл вприсядку кругом бабушки а она плыла по полу бесшумно, как по воздуху, разводя руками подняв брови глядя куда-то вдаль тёмными глазами... Бабушка не плясала а словно рассказывала что-то. Вот она идёт тихонько задумавшись покачиваясь поглядывая вокруг из-под руки и всё её большое тело колеблется нерешительно ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась вдруг испугавшись чего-то лицо дрогнуло нахмурилось и тотчас зас...яло доброй приветливой улыбкой. Откачнулась в сторону уступая кому-то дорогу отводя рукой кого-то; опустив голову зам...рла прислушиваясь улыбаясь всё веселее - и вдруг её сорвало с места закружило вихрем вся она стала стройней выше ростом, и уж нельзя было глаз отвести от неё: так буйно красива и мила ст...новилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности!
(М. Г о р ь к и й.)
§ 81. Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.
Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами, вызывается следующими причинами: значением обстоятельства, наличием при обстоятельстве пояснительных слов, положением его перед сказуемым и намерением говорящего. Обстоятельство образа действия и обстоятельство места обособляются реже, чем обстоятельства причины и уступительные. Обстоятельства, распространённые пояснительными словами, обособляются чаще, чем нераспространённые обстоятельства, например: 1) Петявечером ушёл к товарищу. 2) Петя,после полученного им решительного отказа, ушёл в свою комнату и там, запершись от всех, горько плакал. (Л. Т.) В случае обособления распространённые обстоятельства по смыслу и по произношению приближаются к придаточным предложениям.
1. Всегда обособляется и выделяется запятыми обстоятельство с предлогом несмотря на, имеющее уступительное значение, например:Несмотря на все мои старания, я никак не мог заснуть. (Т.)
2. Обособление других обстоятельств зависит от стилистических задач, от намерения автора. Авторы обычно обособляют их, если придают им особое значение или, наоборот, рассматривают их как попутные замечания, например: Крейсеры,ввиду недостатка места в бухте, держались в открытом море. (Нов.-Пр.)
Особенно часто обособляются следующие обстоятельства:
а) обстоятельства п р и ч и н ы со словами благодаря, вследствие, ввиду, за неимением, согласно, по случаю, в силу и др.;
б) у с т у п и т е л ь н ы е обстоятельства с предлогом вопреки;
в) обстоятельства у с л о в и я со словами при наличии, при отсутствии и др.
П р и м е р ы: 1) Старый и седобородый Януш,за неимением квартиры, приютился в одном из подвалов замка. (Кор.) 2}При наличии благоприятной погоды, завтра выезжаем в Казань. 3)Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась. (Л.)
Обособление дополнений.
Из числа дополнений бывают обособленными очень немногие, а именно следующие:
а) дополнения с предлогами кроме, помимо, исключая и др., обозначающие предметы, исключаемые из ряда других предметов: Все,кроме жены, считают его виновным во всём (М. Г.);
б) дополнения с предлогами помимо, сверх, включая, кроме, обозначающие предметы, включаемые в ряд других предметов:Кроме Веленчука, около костра грелись ещё пять человек солдат. (Л. Т.)
Упражнение 108. Найдите обстоятельства, укажите, какие это обстоятельства, чем они выражены, и подумайте над тем, почему они обособлены или не обособлены. Выпишите прим- еры с обособленными обстоятельствами, подчеркните в них предлоги.
1) Леса, несмотря на тропический зной, не отличались тропической пышностью. (Нов.-Пр.) 2) Я ехал на почтовых, а он, по причине тяжёлой поклажи, не мог за мной следовать. (Л.)
3) Казак мой, вопреки приказанию, спал крепким сном. (Л.)
4) Савельич, согласно с мнением ямщика, советовал воротиться. (П.) 5) Несмотря на обилие суеты в магазине и работы дома, я словно засыпал в тяжёлой скуке. (М. Г.) 6) Долго ничего не было видно, кроме дождя и длинного человека, лежавшего на песке у моря. (М. Г.) 7) Никто, исключая камердинера, не видел его ненапудренным. (Т.) 8) Сверх красивой и приятной наружности, он обладал хорошими манерами. (Т.)
109. Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните правописаниене и ни.
1) Род деятельности охотника Носкова никому кроме вас и меня не мог быть известен. (М. Г.) 2} Кроме полезного Сафрон заботился ещё о приятном. (Т.) 3) В ней вместо прежней доверчивости появилось замешательство. (Т.) 4) Все встали и отправились на террасу за исключением Гедеоновского. (Т.) 5) Все не исключая и самого кучера опомнились только тогда, когда на них наскакала коляска с шестёркой лошадей. (Г.) 6) Я думаю кроме России в сентябре месяце нигде подобных дней не бывает. 7) Она придя на сход вместо Осипа стала браниться. (Ч.) 8) Несмотря на все мои старания я никак не мог заснуть. (Т.) 9) За неимением комнаты для проезжающих на станции нам отвели ночлег в дымной сакле. (Л.) 10) Пётр Васильевич любил видеть у себя гостей и угощать их несмотря на скудность своих средств. (Т.) 11) Маленькая спальня Верочки выходила в сад, и кроме чистенькой её кроватки да умывального столика с зеркальцем да одного кресла в ней мебели не было. (Т.)
Обособленные согласованные определения
1. Как правило, обособляются распространенные определения, выраженные причастием или прилагательным с зависимыми от них словами и стоящие после определяемого существительного, например: Туча, нависшая над высокими вершинами тополей, уже сыпала дождиком (Кор.); Науки, чуждые музыке, были постылы мне (П.).
Не обособляются определения этого типа, если определяемое существительное само по себе в данном предложении не выражает лексически нужного понятия и нуждается в определении, например: Я не видал человека более изысканно спокойного, самоуверенного и самовластного (Т.).
Не обособляются также распространенные постпозитивные определения, если по смыслу они связаны не только с подлежащим, но и со сказуемым, например: Я сидел погруженный в глубокую задумчивость (П.); Тайга стояла безмолвная и полная тайны (Кор.). Обычно это бывает при глаголах движения и состояния, способных выступать в роли знаменательной связки.
2. Обособляются два и больше постпозитивных одиночных определения, поясняющих имя существительное, например: В воздухе, знойном и пыльном, тысячеголосый говор (М. Г.).
Однако обособление двух нераспространенных определений обязательно только тогда, когда определяемому существительному предшествует еще одно определение. Ср.: Я хочу изведать тайны жизни мудрой и простой (Брюс.). - Весенний дух, веселый и беспутный, ходил повсюду (Багр.).
3. Обособляется одиночное постпозитивное определение, если оно имеет добавочное обстоятельственное значение, например: Люди же, изумленные, стали как камни (М. Г.).
4. Определение обособляется, если оно оторвано от определяемого существительного другими членами предложения; в этих случаях определение по смыслу связано также со сказуемым и имеет добавочный обстоятельственный оттенок. Например: Вот, встревоженный вихрем, из травы вылетел коростель (Ч.); Залитые солнцем, стлались за рекой гречаные и пшеничные нивы (Шол.).
5. Определение, стоящее непосредственно перед определяемым существительным, обособляется, если помимо атрибутивного имеет также обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное), например: Выросший в нищете и голоде, Павел враждебно относился к тем, кто был в его понимании богатым (И. Остр.); Отрезанные от всего мира, уральцы с честью выдержали казачью осаду (Фурм.).
6. Обособляются всегда определения, относящиеся к личному местоимению; такие определения носят атрибутивно-предикативный характер и имеют добавочное обстоятельственное значение. Например: Изнуренные, грязные, мокрые, мы достигли наконец берега (Т.); Как, бедной, мне не горевать? (Кр.).
Обособленные несогласованные определения
1. Несогласованные определения, выраженные косвенными падежами существительных, обособляются, если нужно подчеркнуть выражаемое ими значение, например: Староста, в сапогах и в армяке внакидку, с бурками в руке, издалека заметив попа, снял свою поярковую шляпу (Л. Т.).
Чаще всего обособляются несогласованные определения при собственном имени, поскольку оно, являясь носителем индивидуального названия, само по себе достаточно конкретно обозначает лицо или предмет, и указание на признак имеет в этом случае характер добавочного сообщения, уточняющего указания, например: Шабашкин, с картузом на голове, стоял подбочась и гордо взирал около себя (П.).
То же самое наблюдается при личных местоимениях, которые указывают на известный уже из контекста предмет или лицо, например: Он, с своим умом и опытностью, мог уже заметить, что она отличала его (П.).
Часто обособление несогласованного определения служит средством намеренного его отрыва от одного члена предложения (обычно сказуемого), к которому оно могло бы быть отнесено по смыслу и синтаксически, и отнесения к другому (обычно подлежащему), например: Бабы, с длинными граблями в руках, бредут в поле (Т.).
2. Обычно обособляются несогласованные постпозитивные определения, выраженные сравнительной степенью имени прилагательного; в этих случаях часто определяемому существительному предшествует согласованное определение. Например: Другая комната, почти вдвое больше, называлась залой... (Ч.).
Обособленные приложения
Обособленные приложения в одних случаях имеют чисто атрибутивное значение, в других к нему присоединяются обстоятельственные оттенки значения, что связано со степенью распространенности обособленной конструкции, ее местом по отношению к определяемому слову, морфологической природой последнего.
1. Обособляется распространенное приложение, выраженное именем существительным нарицательным с зависимыми словами и относящееся к нарицательному существительному; такие приложения, как правило, постпозитивны, реже они встречаются в препозитивном положении. Например: а) На хламе всегда с трубкой в зубах лежит больничный сторож, старый отставной солдат (Ч.); б) Несчастью верная сестра, надежда в мрачном подземелье разбудит бодрость и веселье (П.);
2. Одиночное приложение, относящееся к нарицательному существительному, обособляется, если определяемое существительное имеет при себе пояснительные слова, например: Ухаживала за мной одна девушка, полька (М. Г.).
Реже нераспространенное приложение обособляется при одиночном определяемом существительном, например: А враги, дурни, думают, что мы смерти боимся (Фад.).
3. Приложение, относящееся к собственному имени, обособляется, если стоит в постпозиции; препозитивное приложение обособляется в том случае, если имеет добавочное обстоятельственное значение. Например: а) Лежит под курганом, поросшим бурьяном, матрос Железняк, партизан (Утк.); б) Поклонник Баха и Генделя, знаток своего дела, ...Лемм со временем - кто знает? - стал бы в ряду великих композиторов своей родины (Т.).
4. Собственное имя лица может выступать в роли обособленного приложения, если служит для пояснения или уточнения нарицательного существительного (перед таким приложением можно без изменения смысла поставить слова а именно). Например: Остальные братья, Мартын и Прохор, до мелочей схожи с Алексеем (Шол.).
5. Всегда обособляется приложение при личном местоимении, например: Обидно мне, старику, слушать такие речи (М. Г.).
6. Обособленное приложение может относиться к отсутствующему в данном предложении, но ясному из контекста или ситуации слову, например: Дитя сама, в толпе детей играть и прыгать не хотела (П.).
7. Обособленное приложение может присоединяться союзом как (с причинным значением), словами по имени, по фамилии, по прозвищу, родом и т.п. Например: Комендант дружески советовал мне оставить стихотворство, как дело службе противное и ни к чему доброму не приводящее (П.); При сторожке находилась громадная черная собака неизвестной породы, по имени Арапка (Ч.).
| | следующая лекция ==> | |
критериев (от 1 до 6), а при выявлении гранулемы - еще одного относительного критерия (от 1 до 6) | | |
Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество, свойство предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ? КОТОРЫЙ? При синтаксическом разборе предложения определения подчеркиваются волнистой линией.
Определения обычно входят в качестве зависимых слов в словосочетания с существительными и могут связываться с ними способом согласования (например: БОЛЬШОЙ ДОМ, КРАСИВЫЙ САД) или способами управления и примыкания (например: ЧЕЛОВЕК (какой?) В ШЛЯПЕ, УМЕНИЕ (какое?) ИГРАТЬ). Определения, связанные с существительными при помощи согласования, называются согласованными , при помощи управления или примыкания – несогласованными .
Согласованные определения могут быть выражены прилагательными (НОВЫЙ МАРШРУТ), причастиями (ПРОЛОЖЕННЫЙ МАРШРУТ), притяжательными местоимениями (НАШ МАРШРУТ) и порядковыми числительными (ПЯТЫЙ МАРШРУТ). Несогласованное определение может быть выражено именем существительным в косвенных падежах (ДОМ – какой? – НА ГОРЕ), сравнительной степенью прилагательного (Я НЕ ВИДЕЛ БУРИ – какой? – СИЛЬНЕЕ), инфинитивом (ВОЗМОЖНОСТЬ – какая? – УЧИТЬСЯ) и местоимением (ЕГО КНИГА).
Несогласованные определения могут совмещать свое значение со значением обстоятельств и дополнений. Сравните: ДОМ (где?) НА ГОРЕ и ДОМ (какой?) НА ГОРЕ. Оба вопроса совершенно уместны, и НА ГОРЕ можно считать одновременно обстоятельством и определением. Еще один пример: ВСТРЕЧА (с кем?) С ДРУЗЬЯМИ и ВСТРЕЧА (какая?) С ДРУЗЬЯМИ. В этих словосочетаниях С ДРУЗЬЯМИ будет и дополнением, и определением.
Обособление – это выделение на письме с двух сторон знаками препинания (запятыми, тире, скобками) какой-то части предложения.
Определения обособляются в соответствии со следующими правилами.
1. Обособляется согласованное определение, состоящее из нескольких слов и относящееся к предшествующему имени существительному. Сравните два предложения:
Тропинка,
зарастающая травой
, вела к реке.
Зарастающая травой
тропинка
вела к реке.
2. Обособляется согласованное определение, относящееся к личному местоимению, вне зависимости от занимаемого им места в предложении и распространенности. Например:
Счастливый, он
Он,
счастливый,
рассказал мне о своих успехах.
Довольный своими успехами
, он рассказал мне о них.
Он,
довольный своими успехами
, рассказал мне о них.
Обратите внимание: в примере из первого пункта правила запятыми выделено словосочетание ЗАРАСТАЮЩАЯ ТРАВОЙ. Если у определения есть зависимые слова, то они вместе составляют определительный оборот .
У этого правила есть три примечания:
1. Согласованное определение (как однословное, так и состоящее из нескольких слов), относящееся к существительному и стоящее перед ним, может обособляться, если оно имеет дополнительное значение причины (то есть совмещает в себе значения определения и обстоятельства причины). Например:
Уставшие,
туристы решили отказаться от повторного восхождения.
Уставшие после бессонной ночи,
туристы решили отказаться от повторного восхождения.
(В обоих предложениях определение объясняет причину отказа от повторного восхождения.)
2. Определения, стоящие после определяемого слова, но тесно связанные по смыслу с ним или с другими членами предложения, не обособляются. В таких случаях, если изъять определение из состава предложения, фраза теряет смысл. Например:
Он мог услышать вещи для себя довольно неприятные (Лермонтов) . Море у его ног лежало безмолвное и белое (Паустовский) .
3. Определение обособляется, где бы оно ни стояло, если оно отделено от определяемого слова другими словами. Например:
В конце января, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады (Шолохов).
Они пили кофей в беседке на берегу широкого озера_ усеянного островами (Пушкин).
Глубоко оскорбленная_ она села под окошком и до глубокой ночи сидела не раздеваясь (Пушкин).
Старушка_ поглядывающая на него из-за перегородки_ не могла знать, заснул он или только задумался (Пушкин).
Неокрепшие в самоуправлении_ глуповцы начали приписывать это явление посредничеству какой-то неведомой силы (Щедрин).
Закованные в гранит_ волны моря подавлены громадными тяжестями_ скользящими по их хребтам_ бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут_ вспенённые_ загрязнённые разным хламом (Горький).
В длинном клюве_ изогнутом на конце_ чайка держала маленькую рыбку.
И то ли он состроил гримасу_ ослепленный заходящим солнцем_ то ли его лицу вообще была свойственна некая странность, только губы его казались слишком короткими…(Манн).
Дети_ любопытные и любознательные_ сразу заметили, что в городе творится что-то непонятное.
Мрачным и удивленным_ взглядом встретил его отец.
Он открыл тетрадь и начертил два отрезка_ параллельных друг другу.
Начертите равносторонний треугольник со стороной_ равной пяти сантиметрам.
Но теперь недолго они говорили, - тот_ мудрый_ не мешавший им судить_ заговорил сам: «Стойте! Наказание есть. Это страшное наказание; вы не выдумаете такого в тысячу лет!» (Горький).
Небольшая ночная_ птица_ неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях_ почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону (Тургенев).
УРОК № 53
Тема. Обособленные несогласованные определения
Цель: углубить знания учащихся об обособлении определений; развивать у них пунктуационные навыки; воспитывать у детей любовь к русскому языку.
Ожидаемые результаты: учащиеся распознают обособленные согласованные и несогласованные определения; составляют предложения с обособленными определениями; правильно интонируют данные конструкции и верно ставят знаки препинания при них.
Оборудование: учебник, дидактический материал, карточки.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
– Проверка домашнего задания.
– Объяснительный диктант.
Корявые дубы и вязы, поломанные грозами, вздымали к небу свои старые дуплистые стволы. (М. Горький) Поросшие лесом берега томили своим однообразием. (В. Шишков) Удивленный, мальчик, казалось, застыл на месте. Пламя перебежало на хвою и, раздуваемое ветром, разгоралось со стоном и свистом. (Б. Полевой) Одаренный необычайной силой, Николай работал за четверых. Мы, полные впечатлений, вернулись с экскурсии.
– Работа по карточкам.
КАРТОЧКА 1
Вставьте после выделенных слов обособленные определения, выраженные причастными оборотами, и запишите полученные предложения.
Образец: Дом стоял в самом конце улицы. – Дом стоял в самом конце улицы, уходившей в поле.
Лодка застыла на тихой воде. Асфальтовое шоссе проходило неподалеку от дома. В ручье виднелись пестрые камушки. Мальчик взял палку и стал помешивать дрова в костре. Ольга разговаривала по телефону.
КАРТОЧКА 2
Спишите предложения, заменяя существительные, к которым относятся определения, личными местоимениями.
Образец: Испуганная Наташа сидела тихо. – Испуганная, она сидела тихо.
Вымокшие под дождем путники расположились у огня. Отутюженное платье выглядело очень нарядным. Веселая и оживленная девочка взахлеб рассказывала о своей поездке. Раздраженный отец замолчал. Испытавший трудности похода путешественник не боялся ни жары, ни холода.
КАРТОЧКА 3
Составьте предложения, используя данные конструкции в качестве обособленных определений, относящихся к личным местоимениям.
Утомленный тяжелой работой. Изнемогающие от жары. Серьезный и внимательный. Радостный и оживленный. Гордый доверием.
КАРТОЧКА 4
Вставьте после определяемого слова по 2-3 одиночных определения и запишите полученные предложения.
Образец: Ветер шевелил молодые листочки. – Ветер, теплый и влажный, шевелил молодые листочки.
Гул постепенно приближался. Два огонька ярко горели в ночном небе. Сумерки все плотнее охватывали город. Собака лениво развалилась около забора. Деревья едва виднелись вдалеке.
КАРТОЧКА 5
Распространите одиночные причастия и полученные обороты поставьте после определяемых слов.
Слышен шум падающей воды. Исполняемая песня мне очень понравилась. Я прислушивался к звукам журчащего ручья. В горящий костер мы подбрасывали сухие ветки. Осыпавшиеся лепестки черемухи плывут по воде.
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
– Задание учащимся.
Сравните предложения. Сделайте вывод о роли обособленных определений и о способах их выражения. Какие определения называются несогласованными?
Величественно вошла мать.
Величественно вошла мать, одетая в сиреневое платье с кружевами.
Величественно вошла мать, в сиреневом платье, в кружевах, с длинной нитью жемчуга на шее. (М. Горький)
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
– Слово учителя.
После определяемого слова обособляются:
1) несогласованные определения, выраженные сравнительной степенью прилагательного с зависимыми словами: Рыжая борода, намного темнее волос, обрамляла его лицо;
2) несогласованное определение при имени собственном или личном местоимении: Ферапонтов, в жилете, в ситцевой рубахе, стоял у лавки, выходившей на улицу. (Л. Толстой);
3) несогласованное определение, выраженное сравнительной степенью без зависимых слов, если при определяемом существительном уже есть согласованное определение: Другой мальчик, постарше, звался Петрушей.
Запомните! Несогласованное определение, выраженное инфинитивом глагола, отделяется тире (если можно задать вопрос а именно?): Он с детства мечтал только об одном – стать геологом.
– Работа с учебником.
Чтение теоретического материала.
– составить конспект лекции учителя.
– с. 172-173.
– Тренировочные упражнения.
1. Найдите обособленные несогласованные определения. Объясните постановку знаков препинания.
Денис Антонович, без пиджака, в шлепанцах на босу ногу, сидел у большого стола с газетой. (А. Коптяева) Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. (И. Тургенев) Каждый из них решал этот вопрос – уехать или остаться – для себя, для своих ближних. (В. Кетлинская) Казаки помоложе охотно состязались в рубке. (М. Шолохов) Сегодня она, в новом голубом капоте*, была особенно молода и внушительно красива. (М. Горький) Больная, в белом капоте, вся обложенная подушками, сидела на постели. (Л. Толстой)
2. Найдите определения. Расставьте знаки препинания и объясните их.
Она с ярким румянцем на щеках и блестящими глазами была очень красива. Огромный плакат метра два в длину висел над сценой. Высокий человек с холодными серыми глазами строгий и неприступный сразу произвел на меня гнетущее впечатление. Истонченное страданиями молодое лицо ее с выпуклым лбом с красивыми пепельными волосами окрученными косой вокруг головы было покойно и бесстрастно. (А. Толстой) Утром уже в пальто с портфелем в руках Иван стоял в коридоре и ждал кого-то. (А. Кузнецов)
– Выборочный диктант.
Выпишите из предложений обособленные несогласованные определения (знаки не расставлены) вместе с определяемым словом. Чем выражены несогласованные определения? Расставьте и объясните знаки препинания.
Алена с красными от жары щеками бегала то в сад то в дом то в погреб. (А. Чехов) Дядя Матвей в мокром переднике с бляхой поливал тротуар из шланга. (Ю. Бондарев) Черный щенок величиной с большую жабу подкатился под ноги к нам. (М. Горький) Другая комната почти вдвое больше называлась залой. (А. Чехов) У дяди Семена была своя золотая и несбывшаяся мечта стать столяром. (К. Паустовский) Варвара Павловна в шляпе и шали торопливо возвращалась с прогулки. (И. Тургенев)
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
– Работа с учебником.
Выполнение упражнений.
– 200 (письменно).
– 420 (письменно).
– Творческая работа.
Составьте несколько предложений, содержащих обособленные однородные и неоднородные определения, характеризующие увлечения, род занятий и т. д. членов вашей семьи.
Образец: Бабушка, не знающая отдыха, с неизменным вязанием в руках, любит слушать по телевизору новости.
– Диктант с дополнительным заданием.
Запишите под диктовку текст. В первом предложении замените обособленное определение необособленным, а в первом предложении второго абзаца – необособленное определение – обособленным. В последнее предложение введите несогласованное обособленное определение, относящееся к личному местоимению.
Море, лениво вздыхающее у берега, уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звезд.
Темное могуче размахнувшееся море светлей, местами на нем появляются небрежно брошенные блики луны. Она уже выплыла из-за мохнатых вершин горы и теперь задумчиво льет свой свет на море, тихо вздыхающее ей навстречу.
(По М. Горькому)
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал.
2. Подготовить описание одного из памятников архитектуры г. Харькова.
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
– Вопрос учащимся.
– Каковы условия обособления несогласованных определений?
___________________________________________________________
* Капот – женская домашняя одежда свободного покроя, род халата.
(No Ratings Yet)
I СЕМЕСТР УРОК 10 Тема. Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Заглавная буква в начале предложения. Употребление существительных в дательном падеже множественного числа с предлогом...
УРОК № 56 Тема. Общее понятие о предлогах. Предлоги с пространственным значением. Развитие речи. Культура речи. “Животные на службе у человека” Цель: дать учащимся общее...
УРОК № 65. II вариант Тема. Повторение изученного по теме “Синтаксис” Цель: повторить и закрепить материал по изученной теме; проверить умение учащихся применять полученные знания;...
Цель: учить четвероклассников писать изложение, используя картинный план и ключевые слова; совершенствовать умение выделять в тексте ключевые слова, анализировать творческие работы одноклассников по плану, развивать...
УРОК № 9 Тема. Тематическое оценивание по теме “Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография” Цель: проконтролировать качество усвоения учащимися разделов темы (“Звуки и буквы”, “Понятие слога. Деление...
УРОК № 9 Тема. Фразеологизмы. Развитие речи. “Дорог не подарок” Цель: дать учащимся представление о фразеологизмах, обучать умению пользоваться фразеологическим словарем, справочником крылатых выражений; формировать...
УРОК № 15 Тема. Простое (глагольное) и составное (именное и глагольное) сказуемое Цель: познакомить учащихся с разными видами сказуемого; способами его выражения; развивать у них...
УРОК № 10 Тема. Речевая деятельность. Сжатое изложение* Цель: формировать у школьников умение писать сжатое изложение текста публицистического стиля по плану; развивать у них умение...
II СЕМЕСТР УРОК 63 Тема. Аудирование. Слушание-понимание стихотворений. Картины, возникающие в воображении при слушании. Рисунок по тексту. Отработка силы голоса Цель: учить учащихся внимательно слушать...
II СЕМЕСТ Р УРОК 57 Тема. Словарь. Формирование навыков работы с орфографическим словарем. Проверочная работа. Устный пересказ Цель: формировать у учащихся навыки работы с орфографическим...
УРОК № 58 Тема. Частица не (практически). Аудирование. Развитие речи. Культура речи. “Знать, беречь, приумножать” Цель: дать представление о частице как о части речи, о...
УРОК № 66 Тема. Однородные члены предложения. Развитие речи. Культура речи. “…пышное природы увяданье” (продолжение) Цель: закрепить навыки правильно ставить знаки препинания при однородных членах,...
УРОК № 26 Тема. Тематическое оценивание: “Состав слова. Орфография” Цель: проверить знания и навыки учащихся по изученной теме. Оборудование: Комплексная тетрадь для контроля знаний; индивидуальные...
УРОК № 27 Тема. Лексическое значение слова. Развитие речи. Культура речи. “Спорт – это тоже игры по правилам” Цель: сформировать у учащихся понятие о лексическом...
УРОК № 12 Тема. Правописание безударных гласных, проверяемых ударением. Развитие речи. Культура речи. “Рабочая комната” Цель: развивать навыки определения сильных и слабых позиций гласных звуков,...