Обстоятельство – это один из членов предложения, который отвечает на вопросы Когда? Как? Почему? Зачем? где? с какой целью? и обозначающее меру, степень, цель, время и место действия. Они характеризуют другие составляющие предложения, как правило, глаголы. Например: Он шел играючи за мной. Здесь в роли обстоятельства выступает слово «играючи», которое относится к глаголу шел и дает ему соответствующую характеристику: шел как? играючи.
В предложении обстоятельства могут быть выражены такими частями речи как:
В словаре С.И. Ожегова дается еще два определения слову «обстоятельство». Помимо части предложения, это:
Обстоятельство – второстепенный член предложения, поясняющий слова со значением действия или признака и обозначающий место, время, способ действия или меру, степень проявления действия и признака и т. д. (Ему было скучно где? в школе). Выделяются обстоятельства места, времени, причины, условия, уступки, образа действия, меры и степени качества.
В составе предложения, как правило, имеются главные члены и второстепенные. Главные члены предложения, подлежащее и сказуемое, составляют его грамматическую основу. В предложении могут быть и другие члены:
Перечисленные члены предложения являются второстепенными. Если в предложении имеется хотя бы один второстепенный член, такое предложение называется распространенным.
Обстоятельства чаще всего поясняют сказуемое (Он приходил когда? вчера) или главный член односоставного безличного, определенно-личного, неопределенно-личного и обобщенно-личного предложения (Ему было скучно где? в школе). Кроме того, они могут распространять определения (Очень в какой степени? вкусный сыр).
Обстоятельства могут быть выражены:
Кроме того, обстоятельства могут быть выражены синтаксически связанными словосочетаниями, например, деепричастными оборотами (Не зная языка, несмотря на что? молодые люди хорошо понимали друг друга) и фразеологически связанными словосочетаниями (Он кинулся прочь как? очертя голову).
Обстоятельства могут обособляться на письме (Задумавшись, Катя проехала свою остановку).
Как видно из приведенных примеров, обстоятельство описывает
Обстоятельство может указывать на интенсивность или степень признака действия: в какой мере или степени совершается действие или проявляется признак, состояние предмета.
В предложении этот второстепенный член поясняет слова со значением действия, состояния, признака и обозначает различные условия (время, место, причину, цель и пр.), при которых выполняется это действие или существует признак.
Обстоятельство зависит, в первую очередь, от глагола, а также от прилагательного или наречия, обозначая интенсивность признака.
А в осенние дни в дом приносят яблоки из здешних садов (С. Гейченко)
В этом предложении укажем несколько обстоятельств:
Группа второстепенных членов насчитывает большое количество подвидов, считается самой объемной. Такое многообразие объясняется важной ролью, возлагаемой на них грамматическими и стилистическими нормами языкознания. Важное место в занимает обстоятельство: связывает части текста
Вконтакте
Где? (Место),
Куда? (Направление),
Когда? (Время),
Откуда? (Направление),
Почему? (Причина),
Зачем? (Цель),
и Как? (Способ).
основные вопросы
Внимание! Примеры о
выделяют 8 видов
Важно!
Иногда можно поставить сразу несколько видовых вопросов
такие части речи :
Самым сложным для понимания является первый вариант.
Трудность заключается еще и в том, что изучение падежей и членов предложения в некоторых программах происходит практически одновременно.
Дети не успевают усвоить падежные вопросы, начинают путать дополнение с обстоятельством. Как возникает ошибка:
цель его употребления:
Весь деепричастный оборот
образуют несколько слов
Важно!
Д, значит имеет вид времени.
Группа второстепенных членов насчитывает большое количество подвидов, считается самой объемной. Такое многообразие объясняется важной ролью, возлагаемой на них грамматическими и стилистическими нормами языкознания. Важное место в предложении занимает обстоятельство: связывает части текста , дополняет и характеризует все члены, кроме подлежащего.
Насчитывает самое большое количество значений по сравнению с другими второстепенными группами слов. Обстоятельство в предложении отвечает на определенные вопросы, которые легко запоминаются с помощью стихотворной формы:
Где? (Место),
Куда? (Направление),
Когда? (Время),
Откуда? (Направление),
Почему? (Причина),
Зачем? (Цель),
и Как? (Способ).
Здесь перечислены не все, а только основные вопросы , но они помогают понять, что такое обстоятельство, какие из частей речи оно раскрывает и поясняет:
Внимание! Примеры о бстоятельств в русском языке найти несложно. Любое распространенное сочетание слов может содержать несколько таких конструкций.
Классификация — деление на подгруппы – осуществляется по значению. Всего выделяют 8 видов , каждый из них отвечает на определенный вопрос и отличается по смыслу:
Важно! Знание особенностей значения необходимо знать для правильного построения речевых оборотов.
Иногда можно поставить сразу несколько видовых вопросов (места, времени, образа действия). Такое чаще наблюдается в текстах о природе. Их относят к отдельному типу — ситуативные или обстановки: на солнце (уменьшительно-ласкательная форма — на солнышке), в тиши (усеченная форма — в тишине), во тьме, на ветру, в тумане, в пелене. Список вопросов, которые можно поставить:
Роль обстоятельства могут выполнять такие части речи :
Самым сложным для понимания является первый вариант.
С начальных классов учителя объясняют детям, что вопрос следует задавать от самостоятельной части речи, а не от предлога, но ошибки все равно встречаются.
Трудность заключается еще и в том, что изучение падежей и членов предложения в некоторых программах происходит практически одновременно. Дети не успевают усвоить падежные вопросы, начинают путать дополнение с обстоятельством. Как возникает ошибка:
Падежные вопросы можно поставить к любому имени существительному, но нужно научиться определять цель его употребления:
Встречаются и другие ошибки. К примеру, необходимо указать, в каком предложении обстоятельство выражено наречием. Сложность вызывают случаи, когда наречие образуется от существительного. Пример: Ночью стало страшно и холодно. Правильно поставленный вопрос подскажет ответ: Когда? Ночью. Если задать вопрос творительного падежа, то возможна ошибка. Чем в таком случае руководствоваться? Смысловым значением.
Учащиеся старших ступеней школы изучают синтаксические конструкции, которые требуют знания правил постановки запятых. Так, деепричастные обороты или одиночные деепричастия обязательно выделяются с двух сторон знаками препинания. Именно поэтому его называют обособленное обстоятельство, то есть выделенное знаками. Весь деепричастный оборот является одним членом — обстоятельством: Родственники собрались за ужином, заранее приготовив вкусные блюда.
Исключением, усложняющим изучение, является правило обособления фразеологических оборотов. Они считаются цельными выражениями, одним второстепенным членом, но не выделяются запятыми: Бежал сломя голову. Работал спустя рукава.
Распространенное обстоятельство образуют несколько слов , объединенных одним смысловым значением: Девочка, заблудившись в тайге, сильно испугалась.
Если оно состоит из одного слова, то является нераспространенным: Девочка, заблудившись, стала звать и кричать о помощи. Оба случая требуют выделения знаками с обеих сторон, поскольку в конструкции присутствует деепричастие. В этом случае можно будет задать вопросы: каким образом, как? и что делая? что сделав?
Важно! Благодаря присутствию обстоятельств речь становится ярче и выразительнее, не стоит бояться употреблять разные группы и правильно согласовывать все части текста.
Как грамотно охарактеризовать обстоятельство в предложении? Во-первых, нужно правильно поставить вопрос, во-вторых, разобрать все предложение по членам. Начинать следует с определения разряда, а затем части речи.
Задание 1. охарактеризуйте виды обстоятельств в предложении: Несколько месяцев назад мы узнали об особых случаях написания слов.
Узнали (когда?) несколько месяцев назад. Обозначает определенный перио д, значит имеет вид времени.
Определяем, какой частью речи является каждое слово: «несколько» – неопределенное местоимение, «месяцев» – форма род. пад. имени сущ., «назад» – наречие.
Задание 2. Охарактеризуйте виды обстоятельств: Несмотря на усталость, путники решили идти дальше.
«Решили идти» (несмотря на что?) несмотря на усталость – обособленное обстоятельство, выражено существительным с предлогом (производным). Вид – уступки. Роль в тексте – дополнительное уточнение характера действия.
Обстоятельство в русском языке, примеры
Обстоятельство в русском языке
В течение школьного курса знания постепенно расширяются, все чаще в сочинениях и речи учащиеся используют обстоятельственные конструкции, так как это помогает сделать речь яркой, выразительной и богатой. Предложения с использованием образных выражений демонстрируют начитанность и понимание особенностей русского языка.
Сравните предложения:
1. Дети вернулись домой.
2. Дети вернулись домой из похода.
3. Дети вернулись домой из похода вечером.
Можно ли сказать, что в третьем предложении содержится самая полная и точная информация: куда и когда вернулись дети, где они были?
(Да, можно. Есть уточнение - вернулись ИЗ ПОХОДА ВЕЧЕРОМ.)
Прочитаем текст. Заменим вопросами, подходящими по смыслу словами.
Слова для справок: неподвижно, с охоты, по алее, из гнезда, медленно, на дорожку.
1. Я возвращался (откуда?) и шёл(где?)сада.
2. Собака бежала (где?)
3. Я взглянул (куда?) и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове.
4. Он упал (откуда?) и сидел (как?).
5. Моя собака (как?) приближалась к нему.
Правильный ответ:
1. Я возвращался(откуда?) с охоты и шёл(где?)по аллее сада.
2. Собака бежала впереди меня.
3. Я взглянул(куда?) на дорожку и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове.
4. Он упал (откуда?) из гнезда и сидел (как?) неподвижно.
5. Моя собака (как?) медленно приближалась к нему.
Обстоятельство - это второстепенный член предложения, который обозначает место, время, цель, способ, меру, степень действия (признака) и отвечает на вопросы где? когда? зачем? почему? как? и др. Например: Дни поздней осени бранят обыкновенно (А. Пушкин). Обстоятельства чаще относятся к сказуемому, реже - к другим членам предложения. Способы выражения обстоятельств:
1. наречие:
Глядишь вокруг - и на душе легко, И зреет мысль так вольно, широко, И сладко песнь в честь Родины поется. (И. Никитин)
2. существительное в косвенном падеже с предлогом и без него: Ночью над рекой опустился туман (К. Паустовский);
3. инфинитив (со значением цели): Путники расположились у ручья отдыхать и кормить лошадей (А. Чехов);
4. сравнительный оборот: Что ж так имя твое звенит, словно августовская прохлада? (С. Есенин);
5. деепричастие (деепричастный оборот): Ручей, бурля, бежит к ручью (А. Фет);
6. цельное словосочетание: Семь раз отмерь, один раз отрежь (Пословица);
7. фразеологический оборот: ...спешу к вам голову сломя (А. Грибоедов).
Основные виды обстоятельств
По значению обстоятельства делятся на следующие группы:
1. Обстоятельства места . Обозначают место, путь движения и т. д. Отвечают на вопросы где? куда? откуда? и др. Примеры: Повсюду зеленели травы (И. Тургенев); И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам... (А. Грибоедов).
2. Обстоятельства времени . Обозначают время действия. Отвечают на вопросы когда? с каких пор? до каких пор? и др. Примеры: С утра дом Лариных гостями весь полон (А. Пушкин).
3. Обстоятельства образа действия и степени . Обозначают качество или способ совершения действия, меру, степень действия (признака). Отвечают на вопросы как? каким образом? каким способом? в какой мере? насколько? в какую цену? и др. Примеры: Печально склоняется ива у братских солдатских могил (М. Дудин). Как-то Сережа упал во дворе, ссадил колени в кровь и пришел домой плача (В. Панова). До станции оставалось с версту (М. Лермонтов). Каждый такой кусок весит сотни пудов (В. Гаршин). Дерзок он был до сумасбродства (И. Тургенев).
4. Обстоятельства причины . Обозначают причину совершения действия или возникновения признака. Отвечают на вопросы почему? отчего? из-за чего? по какой причине? и др. Примеры: Отчего волна морская так мне дорога? (А. Жаров); Нескошенные травы так душисты, что с непривычки туманится и тяжелеет голова (К. Паустовский); Ему стало стыдно из-за его сомнений (И. Тургенев).
5. Обстоятельства условия . Обозначают условие, при котором может совершиться действие. Отвечают на вопросы при каком условии? в каком случае? Примеры: Что было бы с ней в случае моей болезни! (А. Чехов); Не посеяв, не жди урожая (Пословица); Не увидевши горького, не узнаешь и сладкого (Пословица).
6. Обстоятельства уступки . Указывают на то, что действие совершается, несмотря на препятствия. Отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему? Примеры: Вопреки моему желанию они познакомились (В. Гаршин); Нежданов сознавал себя одиноким, несмотря на преданность друзей (И. Тургенев); Работа, несмотря на ранний час, уже шла вовсю (В. Набоков).
7. Обстоятельства цели . Обозначают цель совершения действия. Отвечают на вопросы зачем? для чего? для какой цели? Примеры: Мария Трофимовна делает все, что в ее силах, для украшения и обогащения земли (К. Паустовский); Ради его спасения было отдано все: счастье, любовь, была отдана жизнь (К. Паустовский).
8. Обстоятельства сравнения . Обозначают сравнение. Отвечают на вопрос подобно чему? Примеры: Как очарованное, дремлет на возвышении село (Н. Гоголь); Снег лежал волнами и блестел как сахар (Л. Толстой); Мой спутник мурлычет, точно кот, какую-то песню (М. Горький); Я, как солнечный луч, живая была и вот должна была сидеть неподвижно, точно камень (М. Горький).
Обстоятельство в предложение обозначается пунктиром с точкой. Чтобы легко запомнить вопросы обстоятельств, можно выучить считалочку: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как?
1. Прочитаем записанные парами вопросы и ответы. Определим, к какому члену предложения они заданы. Найдём лишнюю пару. Объясним, почему она лишняя.
1. Проливной дождь шёл (когда?) Проливной дождь шёл ночью.
2. (Где?) набухли почки? На тополях набухли почки.
3. Дети поедут (когда? куда?) Дети поедут завтра за город.
4. Сухой камыш шуршит (почему? по какой причине?) Сухой камыш шуршит от ветра.
5. Дорожка шла к аллее (откуда?) Дорожка шла к аллее от беседки.
6. Вера любит (какое?) мороженое? Вера любит шоколадное мороженое.
7. Охотники грелись (где?) Охотники грелись у костра.
8. Мальчик читает (как?) Мальчик читает выразительно.
Вопросы: где? когда? по какой причине? как? откуда? заданы к обстоятельствам.
А лишняя пара - это предложение про Веру, потому что шоколадное отвечает на вопрос какое? (является определением).
2. Давайте сделаем разбор предложений:
1. Вечером у озера громко квакали лягушки.
(Кто?) лягушки - это подлежащие.
(Что делали?) квакали - это сказуемое.
Квакали (где?) у озера - это обстоятельство места.
Квакали (как?) громко - это обстоятельство образа действия.
Квакали (когда?) вечером - это обстоятельство времени.
2. Сова вылетает на охоту ночью.
(Кто?) сова - это подлежащие.
Сова (что делает?) вылетает - это сказуемое.
Вылетает (куда?) на охоту - это обстоятельство места.
Вылетает (когда?) ночью - это обстоятельство времени.
3. Громко барабанит дятел в лесной тишине.
(Кто?) Дятел - это подлежащие.
Дятел (что делает?) барабанит - это сказуемое.
Барабанит (как?) громко - это обстоятельство образа действия.
Барабанит (где?) в тиши - это обстоятельство места.
В тиши (какой?) лесной - это определение.
Раздавались (где?) за рекой - это обстоятельства места.
1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык 4: Академкнига/Учебник.
2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О. Русский язык 4: Баллас.
3. Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Русский язык 4: ВИТА_ПРЕСС.
1. Институт открытого образования ().
Найдите и подчеркните в предложениях обстоятельства.
1) Она ушла в лес.
2) Гроза прекрасна ночью.
3) Он сидел, сложа руки.
4) Я не ходила в школу из-за болезни.
5) Я пришла в школы учиться.
Поставьте правильно вопрос к обстоятельствам. Определите, какого они вида.
1) Мы въехали в город.
2) Мы прождали их около восьми часов.
3) От усталости я не мог говорить.
4) В санатории все приготовлено для лечения отдыхающих.
5) При старании можно добиться успеха.
6) На улице, несмотря на мороз, было многолюдно.
7) Голова у нее острижена, как у мальчишки.
Добавьте в предложения обстоятельства по смыслу, определите их вид.
1) Капитан приказал продолжить движение, несмотря на (что?)
2) Петр пришел в библиотеку (для?)
3) Мокрые ступени оказались мокрые, как (что?)
4) Они готовы на все ради (чего?)
5) Порт будет закрыт в случае (чего?)
*Напишите по два предложения на каждый вид обстоятельств.