Главная » Несъедобные грибы » Обучение количественному счету задания. Обучение счету и математике детей дошкольного возраста

Обучение количественному счету задания. Обучение счету и математике детей дошкольного возраста

  1. Счет предметов.
  2. Понятия количественные и порядковые числа.
  3. Методика ознакомления с порядковым и количественным значением числа в детском саду.
  4. Примеры заданий.

Как часто мы задаем ребёнку такие вопросы: Сколько тебе лет? Сколько у тебя друзей? Сколько лап у кота?

А вы не задумывались, откуда пришли числа? Первобытные люди, так же как и современные дети не знали счета. Детей теперь учат, а первобытных людей некому было учить. Их учила сама жизнь. Наблюдая окружающую природу, от которой он полностью зависел, он научился выделять отдельные предметы. Из стаи волков – вожака, из колоса – одно зерно. Поначалу они определяли это соотношение один – много. Частые наблюдения множества, состоящие из пары предметов (глаза, уши, руки, ноги, крылья) привели человека к представлению о числе. Наш далекий предок, когда видел пару уток, он сравнивал их с парой глаз. А если видел больше, то говорил «много». Лишь постепенно человек научился выделять три предмета, ну а потом 4, 5.

Числа были придуманы людьми для счета, а также для фиксирования результатов измерения величин.

Добывая добычу, обменивая её на предметы своего труда, древние люди показывали нужное число на пальцах. Следы счета на пальцах сохранились во многих странах. Например, в Китае и Японии предметы домашнего обихода считают не дюжинами, а пятерками и десятками.

После того как понятия числа сформировалось, числа стали самостоятельными объектами науки «математика» и появилась возможность изучать числа и действий с ними. Наука изучающая числа и действия с ними, получила название «арифметика» (в переводе с греческого число).

Каждое множество равномощно только одному числу. Поскольку число означает количественную характеристику, его называю количественным.

При количественном счете результат не зависит от того, в каком порядке пересчитывались элементы. Важно только не пропустить элементы при счете и не пересчитывать один и тот же элемент дважды. Количественный счет отвечает на вопрос: «Сколько?»

При счете элементов множества происходит процесс их нумерации. Счет – это процесс упорядочивания множества путём присвоения каждому элементу множества определенного номера. В этом случаи натуральное число обозначает свой порядковый номер некоторого элемента и называется – порядковым.

При порядковом счете результат зависит от того, при какой последовательности пересчитывались элементы. Порядковый счет отвечает на вопрос: «Который по счету?»

Счет – это процесс нумерации элементов множества. Этот процесс подчиняется определенным правилам:

Первому отмеченному предмету ставится в соответствии число 1;

На каждом следующем шаге, выбирается предмет ещё не отмеченный ранее;

Ему ставится в соответствии число, следующее за последующим из уже названных.

В основу заложен принцип, что каждое последующие число, начиная со второго, на единицу больше предыдущего.

После того, как ребёнок научился считать, то есть знание счета подразумевает знание слов числительных, названия их порядка при счете, понимания смысла процесса нумерации предметов нужно ввести активное использование приема пересчета каких-либо конкретных предметов. Это ему позволит соотносить название числа с определенным предметом или группой предметов, и определения общего количества предметов. Понимание того, что последний названный номер является характеристикой количественного состава множества, и умение соблюдать правила счета.

Большая нагрузка при освоении счета приходится на механическую память, а не мыслительную операцию. Для того чтобы ребёнок не осваивал его на формальном уровне, на первых порах этот процесс следует обязательно сопровождать предметными действиями: откладыванием, показыванием, а также проговариванием вслух.

При формировании операции счета полезно такое задание. Посчитать круги на фланелеграфе так, чтобы красный круг был первым, а теперь так, чтобы красный был вторым, последним. При этом упражнении процесс нумерации не затрагивается и поэтому ребёнком не осмысливается. Дети незнакомые с приведённой выше формой упражнения обычно спрашивают: «С какой стороны считать?» - и ещё пытаются расположить предметы в ряд будучи убеждены, что считать можно только считать можно только в таком положении, и причем только слева на права. Это показывает, что процесс счета у ребенка сформирован только в механическом виде и им не понят, не осмыслен.

В средней группе детского сада детей учили вести счет в пределах 5. Закрепление соответствующих представлений и способов действий служит дальнейшей основой для развития деятельности счета. Большое внимание уделяется навыкам счета; детей, учат вести счет предметов, слева на право, указывая на предмет по порядку, согласовывать числительные с существительными в роде числе, именовать итог счета. Если кто-то не понимает итогового значения последнего названого при счете числа, то ему предлагается обвести сосчитанные предметы рукой. Круговой обобщающий жест, помогает ребёнку соотнести последнее числительное со всей совокупностью предметов. Но в работе с детьми пяти лет он как правило уже не нужен. Детям теперь нужно сосчитать предметы на расстоянии, молча, т.е. про себя. В старшей группе начинает развиваться память на числа. При обучении пятилетних детей количеству детей учат видеть, независимость числа предметов от их пространственных свойств. Предметы могут быть разные по цвету, по форме, но количество остаётся прежним. Детям старшей группы показывают разные приёмы счета. Убеждают, что начинать можно с любого предмета, и вести его в любом направлении, главное не пропускать предметы при счете и не считать один предмет дважды.

Смена дидактического материала, варьирование заданий помогают детям лучше понять способы получения числа и их количественный состав.

В старшей группе детей учат пользоваться порядковыми числительными. Пятилетние дети пользуются числительными, но еще употребляют их не уверенно и часто не верно. Поэтому необходимо раскрыть значение порядковых числительных. Раскрыть порядковое значение числа позволяет сопоставление его с количественным значением. Когда хотят узнать, сколько предметов их считают: один, два, три, четыре, считая так, находят ответ на вопрос сколько? Но когда нужно найти очередность, место предмета среди других, считают по-иному. Отвечая на вопросы: который? какой по счету? считают: первый, второй, третий, и т.д.

Дети часто путают вопросы который? и какой? Последний требует выделения качественных св-в. предметов: цвета, размера и др. Чередования вопросов: сколько? который? какой по счету? какой? Позволяет раскрыть их значение.

Детям уже не раз показывали. Что для ответа на вопрос сколько? Не имеет значения, в каком порядке считать предметы. Теперь они узнают, что для определения порядкового места предметов среди других направление счета имеет существенное значение. Педагог демонстрирует это, пересчитывая одни и те же предметы в разных направлениях. Он выясняет, например, что среди 7 флажков синий – на пятом месте, если вести счет слева на право, а если считать справа налево, то он на 3 месте.

Дети пробуют определить место предмета среди других, ведя счет в разных направлениях. Делают вывод, что, определяя на котором по счету месте предмет, надо указать направление счета (третий, пятый справа, и.д.).

В качестве счетного материала используют однородные предметы, отличающие цветом и размером, например разноцветные флажки и кружки, елочки разной высоты и т.д., а позднее – совокупности предметов разного вида, например, игрушки (персонажи сказки «Теремок», «Репка»). В порядковом счете детей упражняют на бессюжетном материале, например, на моделях геометрических фигур, полосок разных размеров и т.п. Тренируясь в порядковом счете, они определяют место предмета среди других, находят предмет, занимающий определенное порядковое место (Какой предмет на первом месте, на третьем, пятом месте?), располагают предметы в указанном порядке.

Некоторые дети, определяя место предмета, заменяют порядковые числительные количественными. Педагог прислушивается к тому, как дети ведут счет, указывает на ошибки. Особенно эффективны так называемые комбинированные упражнения, в которых порядковый счет сочетается с сопоставлением двух и более совокупностей предметов, группировкой геометрических фигур, упорядочиванием предме6тов по размеру.

Обучение порядковому счету, является основной задачей 3-4 занятия, в дальнейшем навыки порядкового счета закрепляются в ходе работы над новым материалом.

М.Монтессори предлагает выполнять методические упражнения, пользуясь в качестве дидактического материала одною из систем брусков.

В какой ни будь день, когда ребенок разложит палочки. Можно предложить пересчитать красные палочки, сини палочки, начать нумерацию от красной палочки или от синей палочки. Эти упражнения позволяют давать порядковое название каждой палочки: палочка номер первый, второй и. т. д.

Умение соотносить число, его название и знак является важным мыслительным действием. Психологи с давних пор вводят этот параметр в определения степени развития мышления человека.

Для закрепления понятия количества по программе Монтессори предлагается детям следующие упражнение:

«Стаканчики с фасолью»

На подносе стоят 10 прозрачных стаканчиков и плошка с крупной фасолью. На каждом стаканчике написана цифра. На последнем стаканчики написано 10. Ребенок раскладывает в стаканчик такое число фасоли, какое написано на стаканчике. Если он выполнит работу правильно, то ни одной фасоли на подносе не останется.

«Математические матрёшки»

В одном отделении лежат 55 маленьких матрешек, а другом гладкие квадратные дощечки с написанными на них крупным шрифтом цифры. Ребенок раскладывает дощечки и на них ставит матрешки, количество должно соответствовать написанным цифрам.

В младшей группе можно провести следующее упражнение:

«Оладушки»

Цель: учить соотносить слово с числительным, числительное с количественным составом множеств.

Способ выполнения.

Используем коробку с большими пуговицами, педагог играет с детьми в «Оладушки».

Читает текст потешки, раздавая детям, играющим по пуговице, называя детей по имени.

Бабушка, бабушка

Испекла оладушки.

Один – Ванечке,

Один - Машеньке и т.д.

Затем пуговицы возвращаются в коробку (Съели оладушки), при этом их можно считать. В другом варианте этого упражнения ребенку дают столько пуговиц, сколько он попросит.

Бабушка, бабушка,

Испекла оладушки.

Ване? (сколько Ване?)

Для отработки порядкового счета можно использовать иллюстрацию из произведения К.Чуковского «Тараканище»:

«Ехали медведи

На велосипеде.

А за ними кот

Задом наперед.

А за ним комарики

На воздушном шарике.

А за ним раки

На хромой собаке.

Волки на кобыле.

Львы в автомобиле.

Зайчики в трамвайчике.

Жаба на метле…»

Прочитав это произведение, следует показать иллюстрацию.

Необходимо убедиться в том, что ребенок хорошо ориентируется в порядковых отношения, которые в устной речи надо выделять интонацией.

  • Сколько персонажей ехало?
  • Кто ехал первым?
  • Кто ехал четвертым?
  • Кто ехал за зайчиками, каким по счету?
  • Кто ехал между раками и львами?

Используемая литература:

  1. А.В. Белошистая. Формирование и развитие математических способностей дошкольников.
  2. В. Волина. Праздник числа.
  3. В.В.Зайцев. Математика для дошкольников.
  4. Л.С. Метлина. Математика в детском саду.
  5. Е. Хилтунен. Считаю сам.

1. Теоретические вопросы: Цель обучения счёту. Приёмы обучения количественному счёту. Ошибки детей при счёте. Роль слухового и речевого анализаторов на первом этапе обучения. Отличие обучения количественному счёту старших дошкольников от младших. Приёмы обучения независимости числа от величины, расстояния, расположения в пространстве, направления счёта. Закрепление знаний о количественном счёте в повседневной деятельности.

2.Практическое задание: Привести пример игрового приёма по следующей программной задаче: познакомить детей с числом 3, учить детей считать до 3-х.

3. Основные понятия: счет, количественный счет, приемы обучения.

4.Основные исследователи : А.М.Леушина, Н.А.Менчинская, Л.Ф.Обухова, В.В.Данилова, Н.И.Чуприкова, З.С.Пигулевская.

Теоретические вопросы.

Работа с множествами, их сравнение путём взаимного сопоставления элементов одного множества с элементами другого создаёт основу для перехода к обучению счётной деятельности.

Счёт – это установление взаимно однозначного соответствия между элементами множества и отрезком натурального ряда (числами – абстрактным математическим понятием).

Счётная деятельность – называние числительных по порядку и соотнесение их каждому элементу множества с выделением итогового числа.

Цель обучения счёту состоит не только в обучении умению называть числительные по порядку, отвечать на вопрос «сколько?», называя при этом итог счёта, но и знакомстве с образованием каждого последующего и предыдущего числа на основе добавления предмета к одному из сравниваемых множеств.

Приёмы обучения количественному счёту.

Обучение счёту детей среднего дошкольного возраста ведётся в пределах 5 и обязательно строится на основе сравнения двух групп предметов, расположенных параллельно в два ряда друг под другом. Сравниваемые группы должны отличаться только одним элементом, т.е. отражать последовательные числа: 1 и 2, 2 и 3, 3 и 4, 4 и 5. Это создаёт наглядную основу для усвоения принципа образования каждого последующего (предыдущего) числа натурального ряда, помогает понять, почему одна группа предметов именуется одним числом, а другая – другим. Обучаем детей приёмам счёта предметов по образцу («делай, как я»), сначала отрабатываем выполнение правил, а после их усвоения отменяя внешние жесты. Работа ведётся на большом разнообразии наглядного материала.

Воспитатель многократно показывает и разъясняет правила счёта :

Называть числительные по порядку, начиная со слова «один»,

Дотрагиваться до каждого предмета ведущей рукой слева направо,

Одному предмету соотносить только одно число,

В конце делать обобщающий жест и ещё раз назвать последнее число («всего пять предметов»).

Эти правила необходимы, чтобы дети поняли сущность счёта, а воспитатель смог предупредить или выявить ошибки (в счёте, а не в правилах).

При обучении счёту у детей могут наблюдаться следующие ошибки :

Называют числительные не по порядку, начинают со слова «раз»;

Пропускают предметы, дотрагиваются до одного предмета дважды;

Считают свои движения, а не предметы, нет координации между словом и движением;

Не выделяют итогового числа («безытоговый счёт»), не могут ответить на вопрос «сколько?»;

Затрудняются в согласовании числительных с существительными;

Называют после каждого числительного предмет;

Путают количественные и порядковые числительные.

Когда дети научатся пересчитывать предметы, можно обучать их отсчёту предметов. Цель: научить отсчитывать нужное количество предметов из большего.

1. Отсчёт по образцу: детям предлагается посчитать предметы на образце и запомнить их количество, затем отсчитать столько же предметов.

2. Отсчёт по названному числу: «Отложи пять кругов и ещё один. Сколько получилось?» (знакомство с образованием соседних чисел).

Счёт при участии различных анализаторов . Наряду со счётом предметов при участии зрительного анализатора нужно упражнять детей в счёте на слух, на ощупь, а также в счёте движений. Например, воспитатель предлагает детям посчитать, сколько раз он ударит в бубен, по барабану, столу и т.п., сколько сделает шагов, или предлагает выполнить столько движений, сколько предметов нарисовано на карточке, хлопнуть в ладоши столько раз, сколько раз ударит молоточек. Затем следует учить детей производить движения по названному числу: «Присядьте четыре раза», «Подбросьте мяч вверх три раза» и т.п.

В старшем дошкольном возрасте, одновременно с образованием чисел в пределах 10, необходимо показать независимость числа от различных признаков предметов: величины, расстояния, расположения в пространстве, направления счёта.

Чтобы показать независимость числа от размеров предметов, берутся 2 группы мячей равных по количеству (по 5), но отличных по размеру (большие и маленькие). Не обязательно предметы выкладывать в ряд. Воспитатель спрашивает: «Одинаково ли количество мячей?» Чаще всего дети думают, что больших мячей больше. Предлагается сравнить их путём приложения – один к одному, либо путём пересчёта, а лучше и то и другое. Затем следует задать вопросы: «Почему многие подумали, что больших мячей больше, чем маленьких? Может ли больших и маленьких предметов быть поровну? Изменилось ли число предметов от того, что они разного размера? В каком случае число предметов будет изменяться?» Затем с помощью прибавления (убавления) предмета к множеству, нужно показать образование последующего (предыдущего) числа. Вопросы: «Сколько стало мячей?», «Как получилось 6 мячей? Как образуется число 6? Каких мячей больше? Какое число больше 5 или 6?». Подводим детей к выводу, что предметы можно брать большие и маленькие, а получать одно и то же количество.

Чтобы показать независимость числа от расстояния между предметами, берутся одинаковые группы предметов, равные по количеству, но в одной группе предметы расставляются на большом расстоянии друг от друга, а в другой группе - рядом. Вопросы аналогичны, но обращается внимание на расстояние между предметами.

Чтобы показать независимость числа от расположения предметов в пространстве, берутся 2 группы одинаковых предметов, равных по количеству, но расположенных по-разному (вопросы аналогичны), разница в следующем – подводим детей к выводу, что одно и то же количество предметов можно расположить по разному, число от этого не изменится.

Чтобы познакомить детей с независимостью числа от направления счёта, необходимо предложить детям посчитать предметы слева направо и наоборот. Важно запомнить число. Можно в конце каждого пересчёта поставить цифру. Воспитатель спрашивает: «Изменилось ли число от того, что предметы считают в разных направлениях?». Подводим детей к выводу, что предметы можно считать в любом направлении – число от этого не изменится.

Наиболее сложно детям считать предметы, расположенные по кругу. Лучше всего для этой цели брать предметы отличающиеся каким-либо признаком. Воспитатель предлагает выбрать предмет, от которого они начнут считать. Спрашиваем: в какую сторону лучше считать – по часовой стрелке или против? Подводим к тому, что считать можно в любом направлении, т.к. число от этого не меняется.

Пересчёт одних и тех же предметов разными способами убеждает детей в том, что необходимо хорошо запомнить предмет, с которого был начат счёт и вести его в любом направлении, но при этом надо не пропустить ни один предмет и ни один не сосчитать дважды.

Для закрепления навыков счёта воспитатель постоянно использует большое количество игр и упражнений (например, «Найди пару», «Найди свой домик» и др.). В играх с куклами, например, дети выясняют, хватит ли посуды для приёма гостей, одежды для того, чтобы собрать кукол на прогулку, и пр. В игре в «магазин» пользуются чеками-карточками, на которых нарисовано определённое количество предметов или кружков. В быту часто возникают ситуации, требующие выполнения счёта: по заданию воспитателя дети выясняют, хватит ли тех или иных пособий или вещей детям, сидящим за одним столом (коробок с карандашами, подставок, тарелок и пр.). Дети считают игрушки, которые взяли на прогулку.

Практическое задание: Привести пример игрового приёма по следующей программной задаче: познакомить детей с числом 3, учить детей считать до 3-х.

Воспитатель на нижней полоске размещает две ёлочки.

Сколько ёлочек? (счёт хором до двух)

На каждую ёлочку прискакали белочки. Возьмите столько же белочек, сколько ёлочек.

Один из детей выставляет на верхней полоске точно над ёлочкой – две белочки, считает вслух.

Что можно рассказать о ёлочках и белочках? (Белочек столько же сколько ёлочек; ёлочек столько, сколько клоунов; по 2).

После этого на верхнюю полоску воспитатель ставит ещё одну белочку (демонстрирует образование последующего числа).

Прискакала ещё одна белочка. Больше стало белочек или меньше? (больше).

- Ёлочек две, а сколько же белочек? Нужно посчитать.

Воспитатель показывает образец счёта: «Одна, две, три - всего 3 белочки». Интонацией педагог выделяет итог счёта и обводит изображения белочек круговым жестом. Предлагает повторить, сколько всего белочек.

Как получили 3 белочки? (было 2, прискакала ещё одна, т.е. к 2 прибавили 1.)

Чего больше (меньше) – ёлочек или белочек? Почему? (больше белочек, одной белочке не хватило ёлочки).

Что больше (меньше) – 2 или 3?

Как сделать поровну? (убрать одну белочку или добавить одну ёлочку).

Воспитатель добавляет ещё одну ёлочку.

Сколько стало ёлочек? (предлагает детям пересчитать).

Поровну ли стало белочек и ёлочек? По скольку же белочек и ёлочек? Как получилось 3 ёлочки?

Затем необходимо показать образование предыдущего числа. Для этого из какого-либо множества убирается 1 предмет. Вопросы аналогичные.

Савина Ольга

Цель : Закрепление количественного и порядкового счет в пределах 10 .

Задачи :

Закреплять представления о количественном и порядковом значении числа в пределах 10 ;

Закреплять умение составлять число 10 из единиц.

Совершенствовать навыки измерения величины предметов ;

Познакомить с зависимостью результата измерения от величины условной меры.

Совершенствовать умение моделировать предметы с помощью знакомых геометрических фигур.

Закреплять навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 10 .

Развивать умение двигаться в пространстве в заданном направлении.

Образовательная область : познавательное развитие.

Средства : ноутбук; видео картинка из сказки «Маша и Медведь» , письмо с математическими заданиями, круги разного цвета (по 10 штук, счетные палочки , плоские геометрические фигуры, карточки с цифрами от 1 до 10,коврик для измерения длины.

Методы и приемы : проблемная ситуация, мотивация,вопросы, художественное слово, поощрение, физкультминутка, загадки, анализ

Ход НОД:

Воспитатель : - Дети сегодня я получила письмо, а от кого вы узнаете, тогда когда отгадаем загадку :

Сидит в корзинке девочка

У Мишки за спиной

Он сам того не ведая

Несет ее домой.

Воспитатель : - Вы отгадали кто это? (Маша и Медведь)

Воспитатель : - Да, действительно, эта сказка называется Маша и Медведь. А вот и они на экране.

Сейчас я прочитаю от них письмо : Маша и Медведь пишут, что скучно им стало в лесу, и они решили попросить вас поиграть с ними. Дело в том, что Маша и Медведь очень любят у себя в лесном домике заниматься математикой. Но есть у них и такие задания, с которыми они справиться не могут. Дети, вы согласны им помочь?

Воспитатель :

В конверте написаны задания.

Слушайте внимательно первое задание :

Маша предлагает вам поиграть в игру «Крокодилья считалка» и помочь ей определить какими числами в стихотворении обозначены блюда : ? Слушайте внимательно и выкладывайте на стол круги разного цвета.

Крокодилу счет дают ,

В этом счете десять блюд :

Блюдо первое- суп с фрикадельками.

Блюдо второе- картошка с сардельками

Блюдо третье- рыбный пирог.

На четвертое- сладкий творог.

Пятым подано- редька протертая.

На шестое- он съел винегрет.

На седьмое-с грибами омлет.

На восьмое- салат из печенки.

На девятое- банку сгущенки.

На девятое- банку сгущенки.

На десятое- выпил компот .

На компоте закончился счет .

Посмотрел на свой живот…

А потом вдруг как заплачет :

Это он наелся, значит!

Воспитатель : Какими числами в стихотворении обозначены блюда : порядковыми или количественными ? Пересчитайте выложенные круги по порядку . На что указывает порядковое число ? Как сосчитать,сколько всего блюд съел крокодил (ответы детей.)

На что указывает количественное число ? Сколько всего кругов? Сколько кругов какого цвета? Какое число можно составить? Как вы составили число десять ? Сколько единиц нужно взять, чтобы составить число десять (ответы детей.) Правильно, нужно взять десять единиц .

Воспитатель :

Возьмем второе задание.

Открываю конверт и достаю цифры.

Они так долго готовились к встрече с вами, что совсем перепутали места цифр в числовом ряду. Ребята, давайте поможем им построить числовой ряд. Один ребенок выполняет задание у доски, остальные на местах. Затем детям предлагается посчитать до десяти прямым и обратным счетом .

Воспитатель :

В конверте есть еще одно задание для вас. Маша просит вас измерить ширину коврика, который ей подарил Мишка. Ребята я предлагаю вам измерить ширину коврика двумя способами : большими шагами мерами и маленькими шагами-мерами.

Давайте выберем двух ведущих, которые будут выполнять задание (при помощи считалки дети выбирают ведущих) . Один ребенок измеряет коврик большими шагами-мерами, другой – маленькими. Дети считают количество шагов и на доске цифрами обозначают результаты.

Воспитатель : Какие числа получили при измерении ширины коврика? Что

можно сказать об этих числах? Ребята измеряли одну и ту же ширину? Почему числа получились разные. (ответы детей.)

Воспитатель : Правильно, при измерении одной и той же величины разными шагами-мерами мы получили разные результаты : чем больше мера, тем меньше число при измерении, и наоборот- чем меньше мера, тем больше число при измерении.

Физминутка :

Ребята, а сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Согласны? Физкультминутка.

Воспитатель :

Сейчас я возьму четвертое задание от Мишки и прочитаю. Ребята, помогите, пожалуйста, нам с Машей составить из геометрических фигур и счетных палочек предметы , о которых говорится в стихотворении.

Воспитатель :

Ребята, будьте внимательны.

Взял треугольник и квадрат, из них построил домик. И этому я очень рад : теперь живет там гномик. Какой предмет вы построили из этих фигур? (ответ детей.)

Воспитатель : -Я взял три треугольника и палочку- иголочку. Их положил легонько я и получил вдруг елочку. Какой предмет вы составили из трех треугольников (ответ детей.)

Квадрат, прямоугольник, круг, еще прямоугольник и два круга…И будет очень рад мой друг : Машину ведь построил я для друга. Какая машина у вас

получилась? (ответ детей.)

Воспитатель : - Вначале выбери два круга-колеса, а между ними помести-ка треугольник. Из палок сделай руль. И что за чудеса- велосипед стоит. Теперь катайся, дошкольник!

Ребята, получился у вас велосипед? Молодцы!


Воспитатель :

Сейчас я возьму последнее задание и прочитаю. Ребята, помогите, пожалуйста, решить эти задачки :

Пять цветочков у Наташи,

И еще три дал ей Саша.

Сколько будет три и пять? (Восемь)

У маленькой Светы Четыре конфеты.

Еще дала три Алла. Сколько всего стало? (Семь)

Привела гусыня-мать Шесть детей на луг гулять.

Все гусята, как клубочки : Три сынка, а сколько дочек? (Три)

Анализ занятия

Воспитатель : - Ребята, кому мы сегодня помогали выполнять задания? Какие задания были для вас интересными? В чем вы испытывали затруднения? (ответы детей.)

Все вы сегодня молодцы, справились с заданиями и помогли Маше и Медведю понять, как надо делать задания.

Публикации по теме:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» Конспект НОД по ФЭМП Тема: «Счет в пределах 3» средняя.

Конспект по ФЭМП в старшей группе

Математический счёт - это действие, позволяющее определить количество чего-либо. Счёт может быть количественным или порядковым.

Количественный

Количественный счёт - это определение количества предметов. Количественный счёт позволяет ответить на вопрос сколько? .

Например, чтобы узнать количество парт в классе или сколько деревьев растёт в саду, необходимо их сосчитать. Количественный счёт заключается в том, что, отделяя каждый раз один предмет за другим (на самом деле или только мысленно), мы называем количество отделённых предметов. Например, считая парты в классе, мы мысленно отделяем одну парту за другой и говорим: один, два, три, четыре, пять и т. д. Если при отделении последней парты мы сказали, например, восемь, значит, в классе всего восемь парт. Число восемь в этом случае является результатом счёта.

Результат счёта - это количество предметов, полученное в результате их счёта.

Результат счёта не зависит от того порядка, в каком считаются предметы.

Так, считая парты в классе, мы получим одно и то же число независимо от того, считаем ли мы от передних парт к задним или наоборот - от задних к передним. Важно только, чтобы при подсчёте парт, ни одна парта не была пропущена и ни одна не сосчитана два раза.

Число, при котором есть наименование тех единиц, от счёта которых оно получилось, называется именованным . В нашем случае, так как мы считали парты, число восемь является именованным (восемь парт). Число, у которого отсутствует наименование единиц называется отвлечённым .

Порядковый

Порядковый счёт - это определение количества предметов и место каждого предмета относительно других. Порядковый счёт позволяет ответить на вопрос какой? (например, какой по счёту? или какой по порядку?).

Например, для определения количества карандашей можно воспользоваться количественным счётом и посчитать карандаши в любом порядке:

Но если нужно узнать какой по счёту зелёный карандаш, то следует воспользоваться порядковым счётом. В этом случае каждый карандаш получает номер, указывающий каким по счёту он идёт:

Так как карандаши расположены друг за другом, то зелёный карандаш будет третьим, если считать слева направо, и четвёртым, если считать справа налево.

При порядковом счёте, если считаются все предметы, то результатом счёта будет номер, указывающий порядок последнего посчитанного предмета. В нашем случае, так как последний посчитанный карандаш является шестым, то и общее количество предметов равно шести.

Номер - это порядковое число предмета в ряду других предметов.

Татьяна Зыбкина
Обучение детей счету в младшей и средней группах

Обучение детей счету в младшей и средней группе

детского сада

Маленькие дети с момента рождения окружены множеством разнообразных вещей. Но они рано начинают выделять однородные вещи среди разнообразия . В раннем возрасте дети не видят границ множества(5 и 2 куклы) . Для них множество-это неопределенная множественность. Только дети с 2 лет и то при руководстве начинают воспринимать границы множества. Дети раскладывают предметы правой рукой (справа на лево, а левой - слева на право) . По мере упражнений Восприятия неопределенной множественности сменяется восприятием множества, как целостного единства, состоящего из однородных элементов. Дети начинают видеть границы множества, а внутри все элементы, его образующие.

Поэтому, прежде чем обучать детей счету с помощью слов - числительных, нужно хорошо научить всех детей представлять целое однородных предметов и выделять элементы, видеть их в этом целом.

Поэтому 1-занятие в младшей группе направлены на знакомство детей с понятием «много» и «один» . При этом нужно помнить, что 2 процесса соединения в целое и дробление целого на элементы должно протекать одновременно и не могут быть оторваны друг от друга.

Вторая важная задача : показать детям, что множества бывают равные, по количеству входящих в них элементов, т. е. практически подвести детей к установлению взаимно-однозначного соответствия; научить детей сопоставлять элементы одного множества с элементами другого множества, а на основе сравнения установить, какое больше и какое меньше, не называя еще эти множества числом. Это будет первый сигнальная основа будущей счетной деятельности .

Занятия в младшей группе проводиться 4 раза в месяц. В начале учебного года знакомим «много» , «мало» и «один» . Берется различный материал, но одного вида. Среди множества этих предметов выделяется понятие «много» , «мало» и «один» .

Много красных кубиков и один синий. Мало красных и один синий. Организовать детей на ковре полукругом . Берем не всех, подгруппу детей . Внести поднос, спрашиваем : «Что они видят? Какого цвета кубики? Сколько их? А еще, какой кубик есть? Сколько синих кубиков? (допускаются хоровые ответы) . Раздаем по одному кубику каждому ребенку. Сколько кубиков у каждого из вас? Какие кубики? А у меня синий кубик и тоже один.

Занятие длиться 10-15 минут, но необходимо активизировать всю подгруппу .

На 2-ом занятии повторить эту тему, но на другом материале, т. е. элементы нового, занятие носило развивающий характер. Научить находить «много» и «один» в окружающей обстановке.

На следующих занятиях знакомим с раздаточным материалом располагая за столом.

Знакомство с приемом наложения и приложения, учить сравнивать множеством взаимно-однозначного соответствия между элементами сравниваемых множеств. В практике сначала приемы наложения, а потом приложения – друг под другом, слева на право.

Дать раздаточный материал в большом количестве, чем нужно. Все действия отражать в речи соотношение чувственного и логического мышления. Особое внимание уделять развитию у детей самостоятельности , наблюдательности сообразительности. ,

Формировать суждения самостоятельности в речи.

Упражнять в умении воспроизводить на слух количество хлопков или отстукивания в пределах 1-3 без счета и называния числа . «Постучите столько раз, сколько я постучала» или «Возьми столько игрушек сколько раз я хлопнула» .

Приучать детей к пониманию следующих выражений и активному использованию их в речи : «столько-сколько» , «поровну» , «больше –меньше» , «по одному» , «по многу» .

Учить согласовывать «много» , «мало» , «один» в роде, числе и падеже с существительными. Понимать значение вопроса «сколько» .

Познакомить с такими геометрическими фигурами, как круг и треугольник. Наконец, дети сделали первый шаг в познание мира числа.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

В конце прошлого года мы уже начали знакомить детей с числами , рассказывая интересные истории. Однако за лето дети могли что-то забыть, поэтому вполне доступно повторить обо всех числах, несколько расширив представления детей о них .

В средней группе с начала учебного года 1-занятие в неделю (15-20мин) . В начале, необходимо отвести 4-5 занятий для повторения, главным образом представления умения и навыки, которые необходимо для обучения счету и ознакомления с числами.

Для повторения пройденного используем упражнения 2-ой младшей группы , но необходимо усложнять задания.

Называть числительное по порядку, указывая при этом на предмет счета ;

Соотносить последнее числительное со всей перечисленной группой - итоговый счет .

Обучение счету в пределах 5 . Обучение счету должно помочь детям понять цель данной деятельности (только сосчитав предметы, можно точно ответить на вопрос «сколько» ) и овладеть средствами : называнием числительных по порядку и соотнесением их к каждому элементу группы .

Первые занятия воспитатель считает сам, показывая предмет счета , а дети лишь дают ответы об обобщающем количестве предметов - итог счета .

Обучать счету только при сравнении двух множеств-наглядность/смежные числа/.Важно детям понять-какое из смежных чисел больше,какое меньше.

В счете участвует много анализаторов они во взаимосвязи.

Соотношение «чувственного» со второй сигнальной системой (речью) .

Нужно добиваться в речи детей итога счета «сколько» , «одинаково» , «поровну» , «ни одного» , по 4 и т. д. Поэтому необходимо уделять внимание согласованию слов - числительных с существительными.

КАК СТРОИТСЯ ОБУЧЕНИЕ

В начале года – закрепление, с отстающими - индивидуальная работа.

Прежде чем обучать , надо хорошо знать личность ребенка. К 4 годам ребенок недостаточно представляет обобщающий характер счетной деятельности . Ему очень сложны 2 процесса. Чтобы добиться осознанности счета , нужно : на первых занятиях показать на примере образования числа 2 и связать со счетной операцией и подведением итогов, как результатов счет , а итог счета определяется вместе с детьми. «Пришла одна кукла и еще одна, а всего стало 2 «Сколько кукол к нам пришло?»

На последующих занятиях можно с помощью панно показать образовании числа 2 и обязательно применить круговой жест.

По мере усвоения счета , воспитатель привлекает детей к счету . При счете предмет не выделяется, а итого обязательно. На последующих занятиях включаются осязательные упражнения на ощупь. Начинать с крупных предметов, спрятанных под салфетку. Счет предметов – это одна из операций, когда не большой группы предметов отсчитывается нужное количество.

Учить детей видеть равенства и неравенства множества, расположенных в ряд, при разных интервалах между элементами, а также при условии различий в размерах элементов в каждом из множеств. В усвоении этих понятий большую роль играет дидактические игры в не занятий.

Упражняя детей в обследовании моделей геометрических фигур (круга, треугольника, квадрата) обязательно-двигательным и зрительным путем, учить узнавать их независимо от различий в цвете и размере. Закреплять представления о размерных отношениях (длиннее - короче, шире - уже, больше – меньше) и умение пользоваться приемами приложения и наложения для выявления соответствующих отношений. Важно вызвать у детей интерес к занятиям и продолжать развивать математические способности.

Публикации по теме:

«Всем советуем дружить» - развлечение в младшей и средней группах Дети 2-х групп входят в зал под песню «Вместе весело шагать», садятся на стульчики. Ведущая: Здравствуйте, дорогие друзья! За горами, за.

Алгоритм разучивания песен в младшей и средней группах детского сада 1. Знакомство с песней Приемы: 1. Беседа перед песней 2. Выразительное исполнение 3. Вопросы по содержанию 4. Пение воспитателя без сопровождения.

Новогодний утренник во второй младшей и средней группах «Дед Мороз и елка» «Дед Мороз и елка» Сценарий утренника на Новый год (2-ая младшая и средняя группа) Снегурочка: Лесом частым, полем вьюжным Зимний праздник.

Обучение ориентировке в пространстве детей с нарушением зрения в комбинированных группах детского сада Обучение ориентировке в пространстве детей с нарушением зрения в комбинированных группах детского сада. Я работаю в должности тифлопедагога.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта