Главная » Съедобные грибы » Олимпиадные задания по русскому языку 7. Укажите, в каких предложениях слова пишутся слитно

Олимпиадные задания по русскому языку 7. Укажите, в каких предложениях слова пишутся слитно

Материалы для подготовки к олимпиадам

Основное общее образование

Линия УМК В. В. Бабайцевой. Русский язык (5-9)

Олимпиада по русскому языку для 7 класса

Оксана Анатольевна Лисовская,
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №82 г. Ульяновска

Название учебно-методического комплекса: УМК по русскому языку В. В. Бабайцевой для 7 класса

Цели и задачи : Проверить знания учащихся по пройденному материалу, воспитывать интерес к литературе, развивать память.

Оборудование и материалы: раздаточный материал

Использованные источники художественные произведения, учебник русского языка, книги Розенталя, словари.

1. В документах Кунгурской приказной избы конца XVII века есть такие записи:

1) «Велено мне твоей, великого государя, казне деньги и мягкую рухлядь счесть» (1680 г.)
2) «Расспросные и пыточные речи о взятии денег с него, Гришки, и ковша, и жемчуга, и иной серебряной рухляди, и кружева» (1696 г.)

Какое значение имело раньше слово рухлядь? Каково современное значение этого слова? Какова роль прилагательных при слове рухлядь?

2. Торгуясь с Собакевичем за мертвые души, Чичиков говорит: «...Ни, ни, ни, даже четверти угла не дам, копейки не прибавлю». О какой сумме идет речь?

3. Расставьте ударения в следующих словах: алфавит, партер, средства, шофер, положил, красивее, документ, километр, случай, хозяева, вечеря, иконопись, включится, клала, мощностей, запорошенный, положила, оксюморон, боязнь, эпилог, мальчиковый, мельком, сливовый, сажень, исподволь, средства, задолго, засахарить, алкоголь, первообразный.

4. «Соберите» пословицы и запишите их с нужными знаками препинания.
Коня узнают по зубам... хороший умом... вторая натура... Конь играет удилами... Плохой человек славится озорством... Что хорошему человеку помеха... ... человека по речам. ...болтун языком. … то дурному утеха... Привычка.

5. Может ли в состав подлежащего входить имя существительное в родительном падеже? Если да, подберите примеры.

6. Мама говорит дочери: «Одень пальто, сегодня холодно». Права ли мама? Аргументируйте ответ.

7. Каким частям речи свойственны окончания:

А) -ый, -ого, -ому, -ый (-ого), -ым, -ом;

Б) -а, -ы, -е, -у, -ой;

В) -ем, -ете, -ут?

8. Какой морфемой являются выделенные части слов: всемирный, полубольной, ежедневно?

9. Определите, сколько раз встречается звук в следующих предложениях.

[ж] Тихонько жужжит жук, визжит и дрожит.

[ш] Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

[т] Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.

10. Звук [Э] или [О]: атлет, житье-бытье, бытие, иноплеменный, современный, недоуменный, хребет, решетчатый?

Ответы
  1. Устаревшее значение слова «рухлядь» - домашняя утварь, пожитки. Мягкая рухлядь - меха; серебряная рухлядь - изделия из серебра. Современное значение слова - ненужные домашние вещи, старье.
  2. «Угол» - это 25-рублевая купюра. «Четверть угла» - 6 рублей 25 копеек.
  3. Алфавит, партер, средства, шофëр, положил, красивее, документ, километр, случай, хозяева, вечеря, иконопись, включится, клала, мощностей, запорошенный, положила, оксюморон и оксиморон, боязнь, эпилог, мальчиковый, мельком, сливовый, сажень, исподволь, задолго, засахарить, алкоголь, первообразный.
  4. Коня узнают по зубам, человека - по речам. Конь играет удилами, болтун - языком. Плохой человек славится озорством, хороший - умом. Привычка - вторая натура. Что хорошему человеку помеха, то дурному - утеха.
  5. Да, если оно сочетается с количественным числительным или существительным, обозначающим какую-либо меру: стакан чаю, два товарища.
  6. Правильнее сказать «надень пальто». Приставка о- выражает идею окружения чем-либо или облечения во что-либо (ср.: одеяло (не одежда!). Одежду на себя надевают. Переходные глаголы одеть и надеть различаются управлением по смыслу: первый предполагает в качестве косвенного дополнения (во что) примерно те же предметы, что второй - в качестве прямого дополнения.
  7. А) прилагательным, некоторым местоимениям, порядковым числительным в ед. числе; Б) существительным 1-го склонения в ед. числе; В) глаголам во мн. числе.
  8. В русском языке существуют корневые морфемы, выступающие в роли приставки (префикса). Называются они префиксоидами («оид» по-гречески «похожий»). Например, все- (всемирный, всенародный, всевозможный), полу- (полушарие, полугодие, полубольной), еже- (ежедневно, ежечасно, ежегодный) и др.
  9. 5, 4, 6
  10. Атлет, житьë-бытьë, бытие, иноплеменный, современный, недоумëнный, хребет, решетчатый и решëтчатый.
Задания олимпиад по русскому языку для 7 класса на сайт
Что русский язык - один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения. (В. Г. Белинский)

Русский язык 1 - 11 класс

Литература 5 - 11 класс

Сочинения

Русский язык

    Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.
    (К. Г. Паустовский).

    Язык, великолепный наш язык. Речное и степное в нём раздолье, В нём клёкоты орла и волчий рык, Напев, и звон, и ладан богомолья.
    (К. Д. Бальмонт).

    Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинаний – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.
    (К. Г. Паустовский).

    Красота, величие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые веки писанных, когда еще не токмо никаких правил для сочинений наши предки не знали, но и о том едва ли думали, что оные есть или могут быть.
    (М. В. Ломоносов).

Цитаты Афоризмы

Книга - великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться.

Александр Александрович Блок

Хорошая книга - просто праздник

Максим (Алексей Максимович Пешков) Горький

Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное.

Федор Михайлович Достоевский

Произведение, которое читают, имеет настоящее; произведение, которое перечитывают, имеет будущее.

Александр (сын) Дюма

Хороший стиль не должен хранить следа усилий. Написанное должно казаться счастливой случайностью.

Сомерсет Моэм

Большинство писателей считают правду наиболее ценным своим достоянием - вот почему они так экономно ею пользуются.

Марк Твен

Самая новая и самая самобытная книга та, которая заставляет любить старые истины.

Люк де Клапье Вовенарг

Они (поэты) недостаточно чистоплотны: они мутят воду, чтобы казалась она глубже.

Фридрих Ницше

Литература - дело глубоко ответственное и не требует кокетства дарованиями.

Максим Горький

Время проходит, но сказанное слово остается.

Лев Николаевич Толстой

Я был вскормлен законами, и это дало мне представление о темной стороне человечества. Тогда я стал читать поэзию, чтобы сгладить это впечатление и ознакомиться с его светлой стороной.

Томас Джефферсон

Для успешной подготовки к олимпиаде по русскому языку, рекомендую ознакомиться и попробовать ответить на реальные варианты олимпиадных заданий по русскому языку.
На моем сайте размещены наиболее реалистичные варианты заданий и ответы на большинство из этих заданий. Все варианты заданий взяты с реальных олимпиад по русскому.
Представленные примеры ответов на задания, позволят Вам хорошо подготовиться к олимпиадам и даже стать их призерами, а это очень серьезный шаг к поступлению в ВУЗ, ведь победителям олимпиад льготы при поступлении никто не отменял. Правильность ответов на выполненные задания можно проверить на страницах с ответами. Удачи.

Задания олимпиад по русскому языку 7 класс

Задания олимпиад по русскому языку 7 класс с ответами.

Задание 1.

Найдите среди данных слов «четвертое лишнее» и объясните свой выбор.

Бесценный, почвенный, мысленный, торжественный.

Возможны два варианта ответа.

  1. Бесценный – нет суффикса -енн.
  2. Бесценный – образовано приставочно-суффиксальным способом.
Задание 2.

На основании какого признака вертолет получил свое название?

На основании способности лететь (взлетать) вертикально.


Задание 3.

Найдите среди фразеологизмов искаженные и исправьте ошибки. Объясните, что означают эти фрасзеологизмы..

Делать из комара слона, выносить сор из избы, два валенка пара, заблудиться в трех осинах, кошку съел, кот наплакал, комар носа не подточит.

Делать из мухи слона – сильно преувеличивать что-либо, придавать чему-либо незначительному большое значение.

Два сапога пара – похожи друг на друга (обычно по своим качествам, свойствам, положению и т.п.); стоят друг друга, один другого не лучше.

Заблудиться в трех соснах – не суметь разобраться в чем-нибудь простом, не суметь найти выход из самого несложного затруднения.

Собаку съел – имеет большой опыт, навык, основательные знания в чем-либо.


Задание 4.

Пятиклассник Саша рассказывает одноклассникам о своем младшем брате: «Он маленький – даже букву Р еще не выговаривает!». «Ты хоть и в школе учишься, а про буквы тоже ничего не знаешь», - замечают они. Почему одноклассники так отреагировали на Сашин рассказ?

Одноклассники отметили, что Саша не знает о различиях между буквами – графическими знаками, которые предназначены для письменного обозначения звуков, и звуками – акустическими единицами речи.


Задание 5.

Учитель на уроке русского языка предложил ученикам объяснить значение слов. Правильно ли они это сделали? Если в толковании допущены ошибки, исправьте их.

Барышник – человек, который не работает, а ухаживает за барышнями.

Приказчик – тот, кто издает приказы.

Лапотник – медведь, у которого болят лапы.

Барышник – тот, кто занимается перепродажей ради барыша - прибыли; перекупщик.

Приказчик – тот, кто занимается торговлей по доверенности хозяина магазина, выполняет его поручения торгового характера; служащий помещика, управлявший помещичьим хозяйством и исполнявший различные хозяйственные поручения.

Лапотник – тот, кто делает, продает лапти; тот, кто ходит в лаптях, крестьянин.


Задание 6.

Найдите среди данных слов «четвертое лишнее» (с грамматической точки зрения) и объясните свой выбор.

Штаны, сени, носилки, иваси.

Иваси несклоняемое существительное.


Задание 7.

Вставьте, где нужно, пропущенные буквы в следующие слова: ровес..ник, сверс..ник . Какое слово произошло от слова верста ? К какому словарю вы обратитесь за помощью для ответа на последний вопрос?

Ровесник, сверстник. (0,5+0,5=1)

Сверстник. (0,5)

Этимологический словарь. (1)


Задание 8.

В книге Л. Кэрролла «Алиса в Стране Чудес» героиня говорит «А не пролечу ли я всю землю насквозь? Вот будет смешно! Вылезаю, - а люди вниз головой! Как их там зовут?.. Антипатии, кажется?» Что имела в виду Алиса, употребляя слово антипатии ? Как бы вы назвали людей, живущих на противоположной стороне земли? Как называется словарь, который помог бы ей их назвать?

Судя по употребленному слову антипатии с греческой приставкой анти (anti), обозначающей противоположность или враждебность чему-либо, Алиса могла иметь в виду, например, антилюдей , антиангличан.

Словарь антонимов фиксирует группировки слов с противоположным значением.


Задание 9.

Школьники, живущие и обучающиеся в России, могут сказать, что они знают русский алфавит от А до Я . А что могли бы сказать о знании своего алфавита ученики Древней Греции? А Древней Руси?

В Древней Греции – от альфы до омеги . В Древней Руси – от аза до ижицы .


Задание 10.

Каким термином называют не только один из разделов лингвистики, но и раздел биологии, изучающий формы животного и растительного мира? Что изучает это раздел лингвистики?

Морфология (от греч. morhh? – форма и logos – слово, учение) изучает системы словоформ и механизмы их построения.


Задание 11.

Перед вами предложение на непонятном языке, которое, однако, построено по законам русского языка. Слова, употребленные в нем, также имеют русские приставки, суффиксы, окончания. Сделайте синтаксический разбор предложения, морфемный и морфологический разбор всех слов. Расставьте необходимые знаки препинания.

Кусодка нырво подзикала мызянаясь отпакать мылюту.

подлеж. обст. сказуем. о б с т о я т е л ь с т в о

Кусодка нырво подзикала, мызянаясь отпакать мылюту.

Кусод - к –(а) – существительное женского рода в форме единственного числа, именительного падежа. (2+1,5=3,5)

нырв - о - наречие. (0,5+1=1,5)

по - дзик – а – л – (а) – глагол 1 спряжения в форме изъявительного наклонения, прошедшего времени, женского рода, единственного числа.(3+2,5=5,5)

мызян- а – я – сь – деепричастие несовершенного вида.(1+2=3)

от - пак - а - ть – глагол 1 спряжения в форме инфинитива. (1,5+2=3,5)

мылют – (у) – существительное женского рода в форме единственного числа, винительного падежа. (2+1=3).


Задание 12.

В приведенном ниже рассказе от лица знаменитого барона Мюнхгаузена расставьте пропущенные знаки препинания, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Как можно точнее перескажите его содержание в одном предложении от третьего лица.


Вскоре турки отпустили меня на свободу и вместе с другими пле(н,нн)ыми отправ…ли обратно в П…тербург. Но я решил уехать из Росси… и пок…тил на родину. Зима в том году была очень холодная. Даже солнце пр…студилось отмороз…ло щеки и у него …делался насм…рк. А когда солнце пр…стуже(н,нн)о от него вместо тепла идет холод. Можете себе представить как сильно я пр…дрог в своей к…рете.

Вскоре турки отпустили меня на свободу и вместе с другими пленн ыми отправи ли обратно в Пе тербург. Но я решил уехать из России и пока тил на родину. Зима в том году была очень холодная. Даже солнце про студилось, отморози ло щеки, и у него с делался насмо рк. А когда солнце про стужен о, от него вместо тепла идет холод. Можете себе представить, как сильно я про дрог в своей ка рете.

Возможный вариант пересказа. Вскоре после того как турки, отпустив Мюнхгаузена на свободу, вместе с другими пленными отправили его в Петербург, очень холодной зимой, когда даже солнце простужено, у него отморожены щеки и вместо тепла от него идет холод, барон в своей карете, совершенно продрогший, покатил на родину.


Русский язык 7 класс


Copyright © All rights reserved

1. Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков.

Тренер, результат, ярмарка, бассейн, телеграмма, ружьё, роскошь, восхищение, еще.

2. Расставьте ударения в словах:

Торты, позвонишь, прибыл, положил, красивейший, хвоя, приговор, завидно, средства, добыча.

3. Подберите к словам Грусть , Темнота, доброта, вежливость антонимы.

4. Замените синонимами устаревшие слова.

Очи, чело, ланиты, уста, перст.

5. Анаграмма – перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман – норма). Составьте на основе пяти данных слов пять новых.

Адрес. Волос. Майка. Сосна. Апельсин.

6. Восстановите недостающее звено словообразовательной цепочки. Определите способ образования.

Редкий – …….. редкостный; 2) Лень – …. ленивец; 3)Цена – …. бесценность.

7. В каждой группе вычеркните “четвертый лишний” фразеологизм.

1. Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.

2. Слово в слово, тютелька в тютельку, вилами по воде писано, комар носу не подточит.

3. Во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновенье ока.

8. Какими частями речи могут быть следующие слова. Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи.

Стих, печь, жаркое.

9. Найдите речевые ошибки, запишите исправленные предложения

10.

Воспоминания ст…рожила, не сп…ши отвечать, зак…ляйся с де…ства, а(к, кк)уратная надпись, библ…отечные книги, об(а, о)ятельная улыбка, чу…ствуешь радость, уча…ствуешь в олимпиаде, зап…вать в хоре, об…единиться в группу, ус…ная речь, гиган…ские шаги, ув…дающие цветы.

Ответы и критерии оценивания

1. Результат, бассейн, телеграмма, роскошь. (4 балла)

2. ТОрты, позвонИшь, прИбыл, положИл, красИвейший, хвОя, приговОр, завИдно, срЕдства, добЫча.(10 баллов)

3. Грусть – радость , Темнота – свет, доброта – злость, вежливость Грубость. (4 балла)

4.Очи – глаза, чело – лоб, ланиты – щёки, уста – губы, перст – палец. (5 баллов)

5. Адрес. Волос. Майка. Сосна. Спаниель. (За каждое слово – 1 балл. Всего – 5 баллов)

6. Редкий – редкость – редкостный (суффиксальный); 2) Лень – ленивый – ленивец

(суффиксальный); 3)Цена – ценный (суффиксальный) – бесценный (приставочный) –

Бесценность (суффиксальный). (3 балла)

7. 1. Кот наплакал.

2. Вилами по воде писано.

3. Черепашьим шагом. (3 балла)

8. Выучить стих, ветер стих, русская печь, печь пироги, жаркое лето, приготовить жаркое. (За каждое слово по 1 баллу. Всего 6 баллов)

10. Решите орфографическую задачу. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Воспоминания старожила, не спеши отвечать, закаляйся с детства, аккуратная надпись, библиотечные книги, обаятельная улыбка, чувствуешь радость, участвуешь в олимпиаде, запевать в хоре, объединиться в группу, устная речь, гигантские шаги, увядающие цветы.

(По 0,5 баллов за орфограмму. Всего – 7 баллов)

Итого: 50 баллов

50- 45 баллов – 1 место

44 – 35 баллов – 2 место

34 – 25 баллов – 3 место

Задания к олимпиаде по русскому языку

1.Определите количество букв и звуков в словах.

Неуютно, неприязнь, пожелание, взволнованный, отъехать, январь.

2.Расставьте ударение в словах:

Дефис, звонишь, договор, торты, процент, каталог, прибыл, положил, черпать, средства, досуха, втридорога.

3.Графически обозначьте морфемный состав выделенных слов.

Нос Посинел от холода. Посиневшие Синее . Синь Небес и зелень деревьев радуют глаз.

4.Объясните значение слов.

Бал – балл; искусный – искусственный.

5.Какими русскими словами-синонимами можно заменить заимствованные слова?

Трасса, дискуссия, авеню, маэстро, фиаско, шеф.

6.Замените фразеологизмы синонимами.

Держать в ежовых рукавицах

Брать себя в руки

С гулькин нос

Поднять на смех

Рукой подать

Вставлять палки в колёса

Бить баклуши

7.Какой частью речи являются выделенные слова в предложении:

Как он Смел ! Как он Смел ? Больной ребёнок. Больной Выздоровел.

8.Найдите и исправьте речевые и грамматические ошибки в следующих предложениях.

Из каждой поездки мы привозим бабушке памятные сувениры.

Цены на фрукты постоянно растут вверх.

Входя в кабинет географии, в глаза бросается огромная карта России.

Я человек горячий, увлекающий всем.

9. Продолжите пословицы и поговорки: А) Не спеши языком ….; б) Назвался груздем …; в) Дарёному коню …; г) Что написано пером …; д) В чужом глазу сучок видим …

10.Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте знаки препинания.

Я н…когда (не)встречал такого (не)разговорчивого человека, (не)умеющего найти общий язык (не)понимающего своего собеседника и (не)желающего понять его.

Мы (не)заметили приближающейся бури стремительно несущейся с севера и нагоняющ…й ужас на всех.

Ветер стих и листья, только что шептавш…ся о чём(то) замерли.

Ответы и критерии оценивания

(к олимпиаде по русскому языку для 7 класса)

1.Неуютно – 7 букв, 8 звуков, неприязнь – 9 букв, 9 звуков, пожелание – 9 букв, 10 звуков, взволнованный – 13 букв, 12 звуков, отъехать – 8 букв, 7 звуков, январь – 6 букв, 5 звуков. (За каждое слово по 0,5 баллов. Всего 3 балла)

2.ДефИс, звонИшь, договОр, тОрты, процЕнт, каталОг, прИбыл, положИл, чЕрпать, срЕдства, дОсуха, втрИдорога. (За каждое слово по 0,5 баллов. Всего 6 баллов)

3.Нос Посинел от холода. Посиневшие тучи ползли по небу. Её глаза теперь казались еще Синее . Синь Небес и зелень деревьев радуют глаз. (За каждое слово по 1 баллу. Всего 4 б.)

4.Бал – большой танцевальный вечер, балл – единица оценки, отметка; искусный – умелый, искусственный –не природный, не настоящий.. (За каждое слово по 1 баллу. Всего 4 балла)

5.Трасса – дорога, дискуссия – спор, авеню – улица, шеф – начальник, маэстро – крупный музыкант, живописец, фиаско – неуспех, полная неудача (6 баллов)

6.Держать в ежовых рукавицах – обходиться с кем-нибудь строго, сурово

Брать себя в руки – сдержать себя от проявления волнения, гнева, начать спокойно делать что-нибудь.

С гулькин нос – очень мало

Поднять на смех – осмеять

Рукой подать – очень близко

Вставлять палки в колёса – препятствовать

Бить баклуши – ничего не делать (За каждый фразеологизм по 1 баллу. (Всего 7 баллов)

7.Как он Смел (краткое прилагательное) ! Как он Смел (глагол) ? Больной (прилагательное) ребёнок. Больной (существительное) Выздоровел. (4 балла)

8.Из каждой поездки мы привозим бабушке сувениры.

Цены на фрукты постоянно растут.

Когда входишь в кабинет географии, в глаза бросается огромная карта России.

Я человек горячий, увлекающийся всем (или увлекаюсь всем).(4 балла)

9.а) Не спеши языком, а спеши делом; б) Назвался груздем – полезай в кузов; в) Дарёному коню в зубы не смотрят; г) Что написано пером, того не вырубишь топором; д) В чужом глазу сучок видим, в своём бревна не замечаем. (5 баллов)

10.Я никогда не встречал такого неразговорчивого человека, не умеющего найти общий язык, не понимающего своего собеседника и не желающего понять его.

Мы не заметили приближающейся бури, стремительно несущейся с севера и нагоняющей ужас на всех.

Ветер стих, и листья, только что шептавшиеся о чём-то, замерли. (За орфограммы – 5 баллов, по 0,5 за каждую. За пунктограммы – 2 балла, по 0,5 за каждую)

Итого: 50 баллов

50- 45 баллов – 1 место

44 – 35 баллов – 2 место

34 – 25 баллов – 3 место

Задания к олимпиаде по русскому языку

1.Расставьте ударения в следующих словах.

Поняла, договор, языковое явление, приняла, обеспечение, дефис.

2.Замените заимствованные слова русскими синонимами.

Актуальный, антракт, лозунг, миссия, финал, имитация, пролог .

3. В каком из предложений слово Пробежала Употреблено как метафора?

1) Девочка пробежала через мост, неся на плечах маленькую сестренку.

2) Вся жизнь Дарьи пробежала незаметно для неё.

3) Свежая струя воздуха пробежала по моему лицу.

4. Образуйте форму родительного падежа множественного числа следующих существительных.

Грамм, дело, мандарин, носки, помидор, рельсы, чулки, яблоки.

5.Выделите корень в словах.

Кликать, восклицать; корить, безукоризненный; сверхмощный, коротковолновый.

6.Какой частью речи являются выделенные слова? Как называется это явление?

В полях, не кошенных Косой ,

Все утро дождик шел Косой .

Дочь грома – капля-егоза,

Кончая свой высотный путь,

Летела с круч, закрыв глаза,

В лицо Земли боясь взглянуть.

Скользнув с небесного Стекла ,

В ладонь цветка она Стекла . (Л. Кондырев.)

7.Замените одним словом следующие фразеологизмы. С одним из синонимов составьте предложение.

Зарубить на носу, мозолить глаза, точить лясы, клевать носом.

8.К каким частям речи относятся слова?

Пять, пятеро, пятый, пятерка, пятак, впятером, в-пятых.

9. Укажите, какие ошибки допущены в построении причастных оборотов. Внесите необходимые исправления.

10.Вставьте пропущенные буквы. С каждым словом составьте словосочетание. Укажите вид связи в составленных словосочетаниях.

В поросших лугах буйной растительностью водилось множество птиц, Жителям пострадавшего села от наводнения была оказана своевременная помощь. Издалека были видны плывущие бревна по воде.

Ид…алы, прогр…сивный, мирово…рение, гиган…ский, коло…сальный, совреме…ик, пр…в…легированный, чу…твовать, эш…лоны, пр…образовать.

Ответы и критерии оценивания

(к олимпиаде по русскому языку для 8 класса)

1.ПонялА, договОр, языковОе явление, принялА, обеспЕчение, дефИс.(3 балла)

2.Актуальный - важный; Антракт - перерыв; Лозунг - призыв; Миссия - представительство, роль; Финал- завершение, конец; Эпилог заключительная часть; имитация - подражание, подделка; Пролог - вступительная часть. (8 баллов)

3. Во 2-м и 3-м предложениях слово Пробежала употреблено как метафора. (2 балла)

4.Грамм - граммов; Дело – дел; Мандарин - мандаринов; Носки - носков; Помидор - помидоров; Рельсы - рельсов; Чулки - чулок; Яблоки - яблок.(4 балла)

5.Кликать, восклицать; корить, безукоризненный; сверхмощный, коротковолновый. (3 балла)

6.В полях, не кошенных Косой (существительное),

Все утро дождик шел Косой (прилагательное).

Дочь грома – капля-егоза,

Кончая свой высотный путь,

Летела с круч, закрыв глаза,

В лицо Земли боясь взглянуть.

Скользнув с небесного Стекла (существительное),

В ладонь цветка она Стекла (глагол). (Л. Кондырев.)

Языковое явление – омонимы. (6 баллов)

7.Зарубить на носу - запомнить; Мозолить глаза - надоедать; Точить лясы - разговаривать; Клевать носом - дремать. (4 балла)

8.Пять - количественное числительное; Пятеро - собирательное числительное; пятый - порядковое числительное; Пятерка - существительное; Пятак - существительное; Впятером - наречие; В-пятых - наречие. (7 баллов)

9. В поросших буйной растительностью лугах водилось множество птиц,

Жителям пострадавшего от наводнения села была оказана своевременная помощь.

Издалека были видны плывущие по воде бревна.(3 балла)

10. Идеалы, прогрессивный, мировоззрение, гигантский, колоссальный, современник, привилегированный, чувствовать, эшелоны, преобразовать.(10 баллов: за орфограмму по 0,5 и за словосочетание по 1 баллу)

Итого: 50 баллов

50- 45 баллов – 1 место

44 – 35 баллов – 2 место

34 – 25 баллов – 3 место

Готовясь к участию в олимпиаде, школьники должны повторить основные разделы, пройденные на уроке. Для этого на этой странице представлены примеры олимпиадных заданий по русскому языку для 7 класса. Используйте их на уроке для того, чтобы помочь учащимся обобщить и актуализировать пройденный материал.

Школьники смогут обобщить изученный материал и подготовиться к олимпиаде, решая тестовые задания и отвечая на открытые вопросы. Кроме этого, представлено несколько творческих заданий. К каждому из заданий указаны правильные ответы или примеры решений. Поэтому представленный комплект заданий можно использовать для самостоятельной подготовки.

Олимпиада по русскому языку 7 класс

Скачайте задания, заполнив форму!

Подписаться на рассылку

Скачать задания

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Тестовые задания

1. От какого глагола не образуется действительное причастие настоящего времени?
А) проходить
Б) видеть
В) рапортовать
Г) посмотреть

2. В каком предложении НЕ пишется слитно с обоими словами?
А) Одет он (не)лепо, (не)по-нашему.
Б) Уходя из дома, (не)оставляйте (не)выключенные электроприборы.
В) Выглядел он (не)ряшливо и говорил (не)искренне.
Г) (Не)набив шишек, (не)научишься кататься на велосипеде.

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НИ?
В чертогах Снежной королевы Каю казалось, что лучше ему (1)где быть (2) может. Он (3)мало (4) беспокоился о своей судьбе.
А) 1, 4
Б) 1
В) 1, 2, 3, 4
Г) 1, 3

4. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
А) Вот раздалося (КУ)КУ (В)ДАЛЕКЕ.
Б) (В)СЛЕДСТВИЕ сильных морозов занятия отменили, (ЗА)ТО можно было выспаться.
В) (НЕ)СМОТРЯ на то что был поздний час, (КОЕ)ГДЕ в окнах горел свет.
Г) Я (ТО)ЖЕ научился решать задачи (НА)ПОДОБИЕ треугольников.

5. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
А) насух..
Б) снов..
В) к..литка
Г) акв..рель

6. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
А) балУясь
Б) досЫта
В) килОметр
Г) нАчавший

8. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
А) Это был трудный путь, и люди, утомлённые им, падали духом.
Б) Алёша так неожиданно бросился на шею к кухарке, что она упустила из рук Чернушку, которая от страха взлетела на кровлю сарая и там продолжала кудахтать.
В) Тьма заполнила комнату, камин потух, и тени пропали, а гномы продолжали играть.
Г) Злая мачеха вскочив, об пол зеркальце разбив, в двери прямо побежала и царевну повстречала.

9. В каком наречии на месте пропуска пишется буква А?
А) досрочн..
Б) измученн..
В) искос..
Г) влев..

10. Какое наречие пишется слитно?
А) (по)молодецки
Б) (в)миг
В) (где)то
Г) (с)налёту

Открытые вопросы

Вопрос 1
Определите количество букв и звуков в словах.
Неуютно, неприязнь, пожелание, взволнованный, отъехать, январь.

Вопрос 2
Расставьте ударение в словах:
Дефис, звонишь, договор, торты, процент, каталог, прибыл, положил, черпать, средства, досуха, втридорога.

Вопрос 3
Какими русскими словами-синонимами можно заменить заимствованные слова?
Трасса, дискуссия, авеню, маэстро, фиаско, шеф.

Вопрос 4
В какой из приведенных пар фразеологизмов отношения иные, чем в остальных?
Тертый калач – стреляный воробей,
два сапога пара – одного поля ягоды,
ни рыба ни мясо – ни богу свечка ни черту кочерга,
сесть на мель – сесть в калошу,
что есть духу – во все лопатки.

Вопрос 5
Школьники, живущие и обучающиеся в России, могут сказать, что они знают русский алфавит от А до Я. А что могли бы сказать о знании своего алфавита ученики Древней Греции? А Древней Руси?

Творческие задания

Задание 1
Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию слов:
Люк, ожог, киль, араб, лёд, краб.

Задание 2
Найдите среди фразеологизмов искаженные и исправьте ошибки. Объясните, что означают эти фразеологизмы..
Делать из комара слона, выносить сор из избы, два валенка пара, заблудиться в трех осинах, кошку съел, кот наплакал, комар носа не подточит.

Задание 3
Учитель на уроке русского языка предложил ученикам объяснить значение слов. Правильно ли они это сделали? Если в толковании допущены ошибки, исправьте их.
Барышник – человек, который не работает, а ухаживает за барышнями.
Приказчик – тот, кто издает приказы.
Лапотник – медведь, у которого болят лапы.

Задание 4
В книге Л. Кэрролла «Алиса в Стране Чудес» героиня говорит «А не пролечу ли я всю землю насквозь? Вот будет смешно! Вылезаю, - а люди вниз головой! Как их там зовут?.. Антипатии, кажется?» Что имела в виду Алиса, употребляя слово антипатии? Как бы вы назвали людей, живущих на противоположной стороне земли? Как называется словарь, который помог бы ей их назвать?

Задание 5
Перед вами предложение на непонятном языке, которое, однако, построено по законам русского языка. Слова, употребленные в нем, также имеют русские приставки, суффиксы, окончания. Сделайте синтаксический разбор предложения, морфемный и морфологический разбор всех слов. Расставьте необходимые знаки препинания.

Кусодка нырво подзикала мызянаясь отпакать мылюту.

Ответы на тесты

Тестовое задание № 1 № 2 № 3 № 4 № 5
Ответ Г В Г Б А
Тестовое задание № 6 № 7 № 8 № 9 № 10
Ответ А В Г В Б

Ответы на открытие вопросы

Ответ на вопрос 1: Неуютно – 7 букв, 8 звуков, неприязнь – 9 букв, 9 звуков, пожелание – 9 букв, 10 звуков, взволнованный – 13 букв, 12 звуков, отъехать – 8 букв, 7 звуков, январь – 6 букв, 5 звуков
Ответ на вопрос 2: ДефИс, звонИшь, договОр, тОрты, процЕнт, каталОг, прИбыл, положИл, чЕрпать, срЕдства, дОсуха, втрИдорога.
Ответ на вопрос 3: Трасса — дорога, дискуссия — спор, авеню — улица, шеф – начальник, маэстро – крупный музыкант, живописец, фиаско – неуспех, полная неудача
Ответ на вопрос 4:
Все пары фразеологизмов, кроме СЕСТЬ НА МЕЛЬ – СЕСТЬ ВКАЛОШУ, — синонимы. Сесть на мель – попасть в трудное положение, а сесть в калошу – поставить себя в неловкое положение.
Ответ на вопрос 5: В Древней Греции – от альфы до омеги. В Древней Руси – от аза до ижицы.

Ответы на творческие задания

Пример ответа на творческое задание №1: Куль, кожа, лик, пара, толь, парк
Пример ответа на творческое задание №2 Два сапога пара – похожи друг на друга (обычно по своим качествам, свойствам, положению и т.п.); стоят друг друга, один другого не лучше.
Заблудиться в трех соснах – не суметь разобраться в чем-нибудь простом, не суметь найти выход из самого несложного затруднения.
Собаку съел – имеет большой опыт, навык, основательные знания в чем-либо.
Пример ответа на творческое задание №3
Барышник – тот, кто занимается перепродажей ради барыша — прибыли; перекупщик.
Приказчик – тот, кто занимается торговлей по доверенности хозяина магазина, выполняет его поручения торгового характера; служащий помещика, управлявший помещичьим хозяйством и исполнявший различные хозяйственные поручения.
Лапотник – тот, кто делает, продает лапти; тот, кто ходит в лаптях, крестьянин.
Пример ответа на творческое задание №4
Судя по употребленному слову антипатии с греческой приставкой анти (anti), обозначающей противоположность или враждебность чему-либо, Алиса могла иметь в виду, например, антилюдей, антиангличан.
Словарь антонимов фиксирует группировки слов с противоположным значением.
Пример ответа на творческое задание №5
Кусодка нырво подзикала, мызянаясь отпакать мылюту.
Кусод — к –(а) – существительное женского рода в форме единственного числа, именительного падежа
нырв — о — наречие
по — дзик – а – л – (а) – глагол 1 спряжения в форме изъявительного наклонения, прошедшего времени, женского рода, единственного числа
мызян- а – я – сь – деепричастие несовершенного вида
от — пак — а — ть – глагол 1 спряжения в форме инфинитива
мылют – (у) – существительное женского рода в форме единственного числа, винительного падежа.

Муниципальный этап олимпиады по русскому языку

7-8 классы

Ответы

Задание 1. Дан ряд слов: цирк, жизнь, мёд, крот, цех, мех, лещ, рысь, жир, гроза, шить . При произнесении каких слов в обратном порядке получатся новые слова? Укажите эти слова (исходное и новое) парами.

Крот – торг, лещ – щель, шить – тишь.

Количество баллов:

    За каждое правильно найденное слово – по 2 балла.

    За каждое неверно указанное слово вычитается по 0,5 балла.

Всего – 6 баллов.

Задание 2. Поставьте ударение в выделенных словах.

Столяр дал нам необходимые инструменты . Дружно взошли всходы свеклы партера . Вам позвонят и пригласят на встречу.

СтолЯр дал нам необходимые инструмЕнты . Дружно взошли всходы свЁклы . Наши места были в пятом ряду партЕра . Вам позвонЯт и пригласЯт на встречу.

Количество баллов:

    За каждый правильный ответ – по 1 баллу.

Всего – 6 баллов.

Задание 3. Вставьте буквы, пропущенные в словах. Как называется орфограмма, проиллюстрированная этими примерами?

Нач…ная веселиться,

Зап…рай в кладовке тёмной

Маму, папу, брата, кошку.

Пусть р…стет цена свободы –

Не спеши их отп…рать.

Соб…рай тетради в кучу,

Сверху пол…жи дневник свой,

Прик…снись г…рящей спичкой

К той горе макулатуры.

С зам…рающим от счастья

Сердцем позвони соседям

Снизу, у которых мокнут

Навесные потолки.

Ты ж не за себя боялся,

Открывая краны в ванной,

За соседей волновался:

Чем г…реть, так лучше плавать.

Мысль тренировать соседей

Оз…рила ум недавно.

И теперь пл…вцами станут,

До Сиднея доплывут.

Получив медаль большую,

Кланяясь на пьедестале,

Будут помнить Р…стислава

Нач и ная веселиться,

Зап и рай в кладовке тёмной

Маму, папу, брата, кошку.

Пусть р а стет цена свободы –

Не спеши их отп и рать.

Соб и рай тетради в кучу,

Сверху пол о жи дневник свой,

Прик о снись г о рящей спичкой

К той горе макулатуры.

С зам и рающим от счастья

Сердцем позвони соседям

Снизу, у которых мокнут

Навесные потолки.

Ты ж не за себя боялся,

Открывая краны в ванной,

За соседей волновался:

Чем г о реть, так лучше плавать.

Мысль тренировать соседей

Оз а рила ум недавно.

И теперь пл о вцами станут,

До Сиднея доплывут.

Получив медаль большую,

Кланяясь на пьедестале,

Будут помнить Р о стислава

Из Р о стова-на-Дону.

Орфограмма называется «Правописание чередующихся гласных в корнях слов».

Количество баллов:

    За каждую правильно вставленную букву – по 0,5 балла (всего 7 баллов).

    За правильный ответ на вопрос о названии орфограммы – 1 балл.

Всего – 8 баллов.

Задание 4. Составьте словосочетания, соединив слова правого и левого столбцов. Ответ запишите с помощью цифр и букв. Объясните, чем отличается гипотеза от догадки .

    выдвинуть

    внимание

    повысить

    высказать

    долговременный

    доказать

    гипотеза

    продолжительный

    обосновать

1)е), 2) а), 3)ж), 4)б), 5)г), 6)ё), 7)в), 8)д).

Гипотеза – это научное предположение или любое предположение, требующее подтверждения. Догадка – предположение о вероятности, возможности; сообразительность.

Количество баллов:

    За каждое верно построенное словосочетание – по 0,5 балла (всего 4 балла).

    За объяснение значения каждого из слов – по 0,5 балла (всего 1 балл).

Всего - 5 баллов.

Задание 5. Закончите фразеологизмы, укажите их значение.

Сулить золотые …., сидеть сложа …, зарубить себе …, принять за чистую … .

Сулить золотые горы, сидеть сложа руки, зарубить себе на носу, принять за чистую монету.

Сулить золотые горы – ‘обещать сказочное богатство, благополучие’.

Сидеть сложа руки – ‘ничего не делать, бездействовать, бездельничать’.

Зарубить себе на носу – ‘запомнить крепко-накрепко, навсегда’.

Количество баллов:

    За каждый верный вариант фразеологизма – по 0,5 балла (всего 2 балла).

    За каждое верное значение фразеологизма – по 1 баллу (всего 4 балла).

Всего – 6 баллов.

Задание 6. Дан ряд слов: зрелище, обозрение, зрачок, зрелый, зоркий, зорька, незримый, зритель, зрячий, позор . Укажите слово (слова), которое (которые) следует исключить из этого ряда. Ответ обоснуйте.

Исключить следует слово зрелый .

Все остальные слова являются однокоренными (родственными).

Количество баллов:

    За правильно указанное слово – 3 балла.

    За указание на то, что все остальные слова являются однокоренными – 2 балла.

Всего – 5 баллов.

Задание 7. Образуйте от приведённых в следующих контекстах прилагательных краткие формы, там, где это возможно.

Полный человек; полный радости; больной человек; больной вопрос; узкая юбка (модель); узкая юбка (субъективные ощущения при надевании); дешёвые продукты; дикий (нелюдимый) человек; дикий зверь; бедная (несчастная) девушка; бедная (небогатая) невеста, ловкий акробат.

    Полный человек – нет краткой формы

    Полный радости – полон радости

    Больной человек – человек болен

    Больной вопрос – нет краткой формы

    Узкая юбка (модель) – нет краткой формы

    Узкая юбка (субъективные ощущения при надевании) – юбка узка

    Дешёвые продукты – продукты дёшевы

    Дикий (нелюдимый) человек – человек дик

    Дикий зверь – нет краткой формы

    Бедная (несчастная) девушка – нет краткой формы

    Бедная (небогатая) невеста – невеста бедна

    Ловкий акробат – акробат ловок.

Количество баллов:

    За каждый правильный ответ – по 0,5 балла.

    За каждое лишнее слово вычитается по 0,5 балла.

Всего – 6 баллов.

Задание 8. В приведенном ниже предложении подчеркните все его члены. Сколько всего второстепенных членов вы нашли в примере? Перечислите их.

Широкие лучи с танцующими в них пылинками освещали круглую комнату из желтоватого мрамора (А.Н.Толстой).

Широкие лучи с танцующими в них пылинками освещали круглую комнату из желтоватого мрамора .

Допускается двойное подчеркивание «с пылинками» и «из мрамора» как дополнений и определений одновременно, но не как дополнений.

Всего восемь второстепенных членов.

Одно дополнение (комнату), одно обстоятельство (в них), шесть определений (широкие, с пылинками, танцующими, круглую, из мрамора, желтоватого).

Количество баллов:

    За каждый правильно подчеркнутый член предложения – по 0,5 балла (всего 5 баллов).

    За правильное указание количества второстепенных членов – 1 балл.

    За каждый правильно выделенный второстепенный член предложения – по 0,5 балла (всего 4 балла).

Всего – 10 баллов.

Задание 9. В приведенном предложении расставьте знаки препинания.

Книга это духовное завещание одного поколения другому совет умирающего старца юноше начинающему жить приказ передаваемый часовым отправляющимся на отдых часовому заступающему на его место (А.Герцен).

Книга – это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место (А.Герцен).

Количество баллов:

    За каждый правильно поставленный знак – по 0,5 балла.

Всего – 4 балла

Итого: 56 баллов.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта