Главная » Съедобные грибы » Организм как биологическая система. Организм человека и его здоровье

Организм как биологическая система. Организм человека и его здоровье

Кодификатор по биологии является одним из документов, определяющих структуру и содержание КИМ ЕГЭ, который включает в себя:

  • Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по биологии.
  • Требования к уровню подготовки выпускников, достижение которых проверяется на едином государственном экзамене по биологии

Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ

1. Биология как наука. Методы научного познания

1.1 Биология как наука, ее достижения, методы познания живой природы. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира.

1.2 Уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. Биологические системы. Общие признаки биологических систем: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, движение, рост и развитие, воспроизведение, эволюция.

2. Клетка как биологическая система

2.1 Современная клеточная теория, ее основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов – основа единства органического мира, доказательство родства живой природы.

2.2 Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов

2.3 Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Роль химических веществ в клетке и организме человека.

2.4 Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа ее целостности.

2.5 Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. Энергетический обмен и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле.

2.6 Генетическая информация в клетке. Гены, генетический код и его свойства. Матричный характер реакций биосинтеза. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот.

2.7 Клетка – генетическая единица живого. Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Число хромосом и их видовое постоянство. Соматические и половые клетки. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз – деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Роль мейоза и митоза.

3. Организм как биологическая система

3.1 Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы.

3.2 Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и различие полового и бесполого размножения. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение.

3.3 Онтогенез и присущие ему закономерности. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушения развития организмов.

3.4 Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Методы генетики. Основные генетические понятия и символика. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

3.5 Закономерности наследственности, их цитологические основы. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы (моно- и дигибридное скрещивание). Законы Т. Моргана: сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Генетика человека. Методы изучения генетики человека. Решение генетических задач. Составление схем скрещивания.

3.6 Закономерности изменчивости. Ненаследственная (модификационная) изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюции.

3.7 Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки. Защита среды от загрязнения мутагенами. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм.

3.8 Селекция, ее задачи и практическое значение. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции: учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений; закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы селекции и их генетические основы. Методы выведения новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов. Значение генетики для селекции. Биологические основы выращивания культурных растений и домашних животных.

3.9 Биотехнология, ее направления. Клеточная и генная инженерия, клонирование. Роль клеточной теории в становлении и развитии биотехнологии. Значение биотехнологии для развития селекции, сельского хозяйства, микробиологической промышленности, сохранения генофонда планеты. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленные изменения генома).

4. Система и многообразие органического мира

4.1 Многообразие организмов. Значение работ К. Линнея и Ж-Б. Ламарка. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность. Вирусы – неклеточные формы жизни. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний.

4.2 Царство бактерий, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями.

4.3 Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение. Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе грибов и лишайников.

4.4 Царство растений. Строение (ткани, клетки, органы), жизнедеятельность и размножение растительного организма (на примере покрытосеменных растений). Распознавание (на рисунках) органов растений.

4.5 Многообразие растений. Основные отделы растений. Классы покрытосеменных, роль растений в природе и жизни человека.

4.6 Царство животных. Одноклеточные и многоклеточные животные. Характеристика основных типов беспозвоночных, классов членистоногих. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения, роль в природе и жизни человека.

4.7 Хордовые животные. Характеристика основных классов. Роль в природе и жизни человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов у животных.

5. Организм человека и его здоровье

5.1 Ткани. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: пищеварения, дыхания, выделения. Распознавание (на рисунках) тканей, органов, систем органов.

5.2 Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: опорнодвигательной, покровной, кровообращения, лимфооттока. Размножение и развитие человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов.

5.3 Внутренняя среда организма человека. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.

5.4 Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой.

5.5 Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. Строение и функции. Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека.

5.6 Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. Профилактика инфекционных заболеваний (вирусных, бактериальных, грибковых, вызываемых животными). Предупреждение травматизма, приемы оказания первой помощи. Психическое и физическое здоровье человека. Факторы здоровья (аутотренинг, закаливание, двигательная активность). Факторы риска (стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение). Вредные и полезные привычки. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Репродуктивное здоровье человека. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

6. Эволюция живой природы

6.1 Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Микроэволюция. Образование новых видов. Способы видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы

6.2 Развитие эволюционных идей. Значение эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Синтетическая теория эволюции. Элементарные факторы эволюции. Исследования С.С. Четверикова. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

6.3 Доказательства эволюции живой природы. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов.

6.4 Макроэволюция. Направления и пути эволюции (А.Н. Северцов, И.И. Шмальгаузен). Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и регресса. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

6.5 Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека современного вида. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда, адаптации к ней человека.

7. Экосистемы и присущие им закономерности

7.1 Среды обитания организмов. Экологические факторы: абиотические, биотические. Антропогенный фактор. Их значение.

7.2 Экосистема (биогеоценоз), ее компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль. Видовая и пространственная структуры экосистемы. Трофические уровни. Цепи и сети питания, их звенья. Правила экологической пирамиды. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

7.3 Разнообразие экосистем (биогеоценозов). Саморазвитие и смена экосистем. Устойчивость и динамика экосистем. Биологическое разнообразие, саморегуляция и круговорот веществ – основа устойчивого развития экосистем. Причины устойчивости и смены экосистем. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Агроэкосистемы, основные отличия от природных экосистем.

7.4 Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Живое вещество, его функции. Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический круговорот и превращение энергии в биосфере, роль в нем организмов разных царств. Эволюция биосферы.

7.5 Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека (нарушение озонового экрана, кислотные дожди, парниковый эффект и др.). Проблемы устойчивого развития биосферы. Правила поведения в природной среде.

Основные умения и способы действий

ЗНАТЬ И ПОНИМАТЬ:

  1. Методы научного познания; :
    • методы научного познания, признаки живых систем, уровни организации живой материи;
    • основные положения биологических теорий (клеточная, хромосомная, синтетическая теория эволюции, антропогенеза);
    • основные положения учений (о путях и направлениях эволюции, Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений, В.И. Вернадского о биосфере);
    • сущность законов (Г. Менделя, сцепленного наследования Т. Моргана, гомологических рядов в наследственной изменчивости, зародышевого сходства; биогенетического);
    • сущность закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя, экологической пирамиды);
    • сущность гипотез (чистоты гамет, происхождения жизни, происхождения человека);
  2. Строение и признаки биологических объектов:
    • клеток прокариот и эукариот: химический состав и строение органоидов;
    • генов, хромосом, гамет;
    • вирусов, одноклеточных и многоклеточных организмов царств живой природы (растений, животных, грибов и бактерий), человека;
    • вида, популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы;
  3. Сущность биологических процессов и явлений:
    • обмен веществ и превращения энергии в клетке и организме, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, питание, дыхание, брожение, хемосинтез, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост;
    • митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных;
    • оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; развитие и размножение, индивидуальное развитие организма (онтогенез);
    • взаимодействие генов; получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов; действие искусственного отбора;
    • действие движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания;
    • круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;
  4. Современную и символику по цитологии, генетике, селекции, биотехнологии, онтогенезу, систематике, экологии, эволюции;
  5. Особенности организма человека , его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.

УМЕТЬ

1. Объяснять:

  • роль биологических теорий, законов, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира;
  • единство живой и неживой природы, родство, общность происхождения живых организмов, эволюцию растений и животных, используя биологические теории, законы и правила;
  • отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека;
  • причины наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций;
  • взаимосвязи организмов, человека и окружающей среды; причины устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов, защиты окружающей среды;
  • причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас;
  • место и роль человека в природе; родство человека с млекопитающими животными, роль различных организмов в жизни человека;
  • зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; проявление наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

2. Устанавливать взаимосвязи:

  • строения и функций молекул, органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза;
  • движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;

3. Решать

  • задачи разной сложности по цитологии, генетике (составлять схемы скрещивания), экологии, эволюции;

4. Составлять схемы

  • переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

5. Распознавать и описывать:

  • клетки растений и животных;
  • особей вида по морфологическому критерию;
  • биологические объекты по их изображению и процессам их жизнедеятельности;
  • экосистемы и агроэкосистемы;

6. Выявлять:

  • отличительные признаки отдельных организмов;
  • приспособления у организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных;
  • абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, антропогенные изменения в экосистемах;
  • источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);

7. Сравнивать (и делать выводы на основе сравнения)

  • биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы);
  • процессы и явления (обмен веществ у растений, животных, человека, пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез);
  • митоз и мейоз, бесполое и половое размножение, оплодотворение у растений и животных, внешнее и внутреннее оплодотворение;
  • формы естественного отбора, искусственный и естественный отбор, способы видообразования, макро- и микроэволюцию, пути и направления эволюции;

8. Определять

  • принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

9. Анализировать

  • различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни, разных групп организмов и человека, человеческих рас, эволюцию организмов;
  • состояние окружающей среды; влияние факторов риска на здоровье человека; последствия деятельности человека в экосистемах, глобальные антропогенные изменения в биосфере;
  • результаты биологических экспериментов, наблюдений по их описанию;

ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЕННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Для обоснования

  1. правил поведения в окружающей среде;
  2. мер профилактики распространения заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
  3. оказания первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  4. способов выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Изучай кодификаторы ЕГЭ 2019 по:

Проведена экспертиза материалов Утверждено

Материалы работы соответствуют ФГОС приказом директора школы

основного общего образования № _____ от ________________

по __________________________ за курс _____класса

Протокол заседания ММО № ______ от __________________

Руководитель ММО учителей естественного цикла

Тимирязева Е.А.

Материалы для промежуточной аттестации по итогам 2017-2018 учебного года

по биологии за курс 9 класса

в форме тестовой работы

1 вариант

Часть А.

А1.Наука, изучающая клетку, называется:

А) гистология; Б) физиология; В) цитология; Г) ботаника

А2.Мономером ДНК является:

А3.Третичная структура белка представляет собой

А4. К неорганическим веществам клетки относится

А) жир Б) нуклеиновая кислота В) белок Г) вода

А) гормоны Б) ферменты В) витамины Г) лизосомы

А6. Совокупность химических реакций, в которых происходит распад органических веществ с высвобождением энергии, называется:

А7. Универсальным накопителем энергии является

А8. Какой триплет на и-РНК соответствует триплету АТЦ на ДНК

А) ТАГ Б) УАГ В) ЦТТ Г) УУГ

А9. Растения по способу питания

А) гетеротрофы Б) автотрофы В) миксотрофы Г)плотоядные

А10. Зигота…

А) имеет гаплоидный набор хромосом Б) имеет диплоидный набор хромосом

В) не имеет хромосом Г) несет только отцовские признаки

А11. Соматические клетки образуются в процессе

А) митоза Б) мейоза В) оплодотворения Г) гаметогенеза

А12. В результате мейоза образуются

А13. Способность организма передавать свои признаки потомству

А) наследственность Б) изменчивость В) приспособленность Г) размножение

А14. Совокупность внешних и внутренних признаков организма называется

А15. Второй закон Менделя

А) закон чистоты гамет Б) закон единообразия 1 поколения В) закон расщепления

Г) гибридологический метод

А16. В результате макроэволюции образуется

А) вид Б) класс В) популяция Г) новая особь

А17. Признаки класса Млекопитающих у человека

А) отсутствие кожных желез Б) млечные железы В) незамкнутая кровеносная система

Г) трехкамерное сердце

А18. Какой из признаков относится к атавизмам

А) расчленение тела на отделы Б) рождение человека с хвостиком В) дифференциация зубов

Г) появление 2х кругов кровообращения

А19. Биологические факторы антропогенеза

А) наследственность Б) использование огня В) труд Г) общественный образ жизни

20. Характерные признаки европеоидной расы:

А) плоское широкое лицо,

Б) черный цвет кожи,

В) узкий нос и тонкие губы,

Г) толстые губы

Часть В.

В 1. Какие утверждения относятся к половому размножению?:

1.в основе лежит митоз

2.размножение почкованием, фрагментами тела

3.дочерние особи несут разные признаки обоих родителей

4.дочерние особи идентичны материнской

5. размножение яйцеклетками и сперматозоидами

6.в основе лежит мейоз

В 2. Выпишите цифры, обозначающие элементы верного ответа на вопрос: что происходит при фотосинтезе?

    Поглощается кислород

    Выделяется углекислый газ

    Поглощается углекислый газ

    Выделяется кислород

C 1. Раскройте суть гипотезы самопроизвольного зарождения жизни

2 вариант

Часть А.

А1.Наука, изучающая наследственность и изменчивость организма, называется:

А) цитология; Б) селекция; В) генетика; Г) гистология

А2.Мономером белка является

А) нуклеотид; Б) аминокислота; В) рибосома; Г) глицерин

А3.Первичная структура белка представляет собой

А) линейную нить; Б) спираль; В) глобулу; Г) несколько глобул

А4.К органическим веществам клетки относятся

А) вода Б) соляная кислота В) поваренная соль Г) углеводы

А5. К органоидам клетки относятся

А) гормоны Б) ферменты В) нуклеиновые кислоты Г) эндоплазматическая сеть

А6. Совокупность процессов синтеза в живом организме называется:

А) анаболизм Б) полиморфизм В) катаболизм Г) метаболизм

А7. Хранителем наследственной информации является

А) АТФ Б) ДНК В) т-РНК Г) и-РНК

А8. Какой триплет на и-РНК соответствует триплету ТАГ на ДНК

А) АТЦ Б) ТУЦ В) АУЦ Г) АУГ

А9. Животные по способу питания

А) гетеротрофы Б) автотрофы В) фототрофы Г) хемотрофы

А10.В результате оплодотворения образуется

А) гамета; Б) зигота; В) соматическая клетка; Г) хромосома

А11.Половые клетки образуются в процессе

А) митоза; Б) мейоза; В) почкования; Г) дробления

А12. В результате митоза образуются

А) 2 диплоидные клетки Б) 4 гаплоидные клетки В) 2 гаплоидны клетки Г) 4 диплоидные клетки

А13. Способность организма приобретать новые свойства и признаки:

А) наследственность Б) изменчивость В) приспособленность Г) естественный отбор

А14. Совокупность всех генов организма называется

А) генофонд Б) ген В) генотип Г) фенотип

А15. Первый закон Менделя

А) закон расщепления Б) закон единообразия 1 поколения В) закон чистоты гамет

Г) гибридологический метод

А16. В результате микроэволюции образуется

А) вид Б) класс В) семейство Г) тип

А17. Признаки отряда Приматов у человека:

А) недифференцированные зубы; Б) трехкамерное сердце; В) наличие ногтей и противопоставление большого пальца; Г) отсутствие аппендикса

А18. Развитие на теле людей большого количества сосков – это пример

А) ароморфоза; Б) атавизма; В) рудиментов; Г) регенерации

А19. Социальные факторы антропогенеза

А) наследственность; Б) изменчивость; В) общественный образ жизни; Г) естественный отбор

А20. Характерные признаки монголоидной расы:

А) плоское широкое лицо, Б) белый цвет кожи, В) узкий выступающий нос, Г) толстые губы

Часть В.

В 1. Какие утверждения относятся к бесполому размножению?:

    в основе лежит митоз

    размножение почкованием, фрагментами тела

    дочерние особи несут разные признаки обоих родителей

    дочерние особи идентичны материнской

    размножение яйцеклетками и сперматозоидами

    в основе лежит мейоз

В 2. Выпишите цифры, обозначающие элементы верного ответа на вопрос: что происходит при дыхании?

    Поглощается кислород

    Выделяется углекислый газ

    Поглощается углекислый газ

    Выделяется кислород

    Органические вещества образуются

    Органические вещества расходуются

Часть С. Дайте развернутый ответ.

C 1. Раскройте суть гипотезы панспермии.

Ответы

1 вариант. С1 : Считалось, что живые существа могут появляться из неживой материи, например рыбы - из ила, черви - из почвы, мыши - из тряпок, мухи - из гнилого мяса и т.п. Так, великий Аристотель, изучая угрей, установил, что среди них не встречаются особи с икрой или молоками. На основании этого он предположил, что угри рождаются из «колбасок» ила, образующихся от трения взрослой рыбы о дно. Развитие идеи самозарождения относится, по существу, к той эпохе, когда в общественном сознании господствовали религиозные представления.

2 вариант. С1 : Согласно этой гипотезе, предложенной в 1865г. немецким ученым Г. Рихтером и окончательно сформулированной шведским ученым Аррёниусом в 1895 г., жизнь могла быть занесена на Землю из космоса. Наиболее вероятно попадание живых организмов внеземного происхождения с мётеоритами и космической пылью. Это предположение основывается на данных о высокой устойчивости некоторых организмов и их спор к радиации, глубокому вакууму, низким температурам и другим воздействиям.

Критерии оценивания:

Часть 1 включает 20 заданий. К каждому заданию приводится 4 варианта ответов, один из которых верный. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Часть 2 содержит 2 задания. Правильный ответ оценивается в 2 балла. При наличии не более одной ошибки – в 1 балл.

Часть 3 содержит 1 задание. Правильный ответ оценивается в 2 балла. При наличии не более одной ошибки – в 1 балл.

Оценка «5» - 22-26 баллов

Оценка «4» - 18-21 баллов

Оценка «3» - 13-17 баллов

Оценка «2» - менее 13 баллов.

Спецификация промежуточной аттестации по биологии за 2016­2017 учебный год в 7
классе. Итоговый тест.
Назначение работы: Работа предназначена для итогового контроля учащихся 7 класса,
изучающих биологию по комплекту учебников под редакцией В. В.Пасечника. В 7 классе ­
учебник В.В. Латюшина «Биология. Животные».
Структура работы: КИМ включает два варианта. На выполнение работы по биологии
отводится 40 минут (1урок). Работа состоит из 3 частей, включающих 12 заданий.
Часть 1 включает 8заданий (А1 – А8). К каждому заданию приводится 4 варианта ответов,
один из которых верный. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Часть 2 содержит 3 задания:
В1– с выбором трёх верных ответов из шести,
В2– на выявление соответствий,
В3– на установление последовательности биологических процессов, явлений, объектов.
Правильный ответ оценивается в 2 балла. При наличии не более одной ошибки – в 1 балл.
Часть 3 содержит 1задание со свободным ответом (С1) и оценивается от 1 до 3 баллов.
Максимальное количество баллов – 17.
Содержание работы:
Задания по разделам курса: «Признаки царства животных», «Многоклеточные животные»,
«Эволюция строения и функций органов и их систем у животных», «Индивидуальное развитие
животных», «Развитие и закономерности развития животных на земле»
Критерии оценивания итоговой работы.
Оценка «5» ­ 15­17 баллов
Оценка «4» ­ 11­14 баллов
Оценка «3» ­ 7­10 баллов
Оценка «2» ­ менее 7 баллов.


в 7 классе. Итоговый тест.
Вариант I
Инструкция для обучающихся
Перед Вами задания по биологии. На их выполнение отводится 40 минут. Внимательно
читайте задания.
Часть I


А1. Укажите признак, характерный только для царства животных.
1) дышат, питаются, размножаются
2) состоят из разнообразных тканей
3) Имеют механическую ткань
4) имеют нервную ткань
А2. Животные какого типа имеют наиболее высокий уровень организации?
1) Кишечнополостные 3) Кольчатые черви
2) Плоские черви 4) Круглые черви
А3. Какое животное обладает способностью восстанавливать утраченные части тела?
1) пресноводная гидра
2) большой прудовик
3) рыжий таракан
4) человеческая аскарида
А4. Внутренний скелет ­ главный признак
1) позвоночных 3) ракообразных
2) насекомых 4) паукообразных
А5. Чем отличаются земноводные от других наземных позвоночных?
1) расчлененными конечностями и разделенным на отделы позвоночником
2) наличием сердца с неполной перегородкой в желудочке
3) голой слизистой кожей и наружным оплодотворением
4) двухкамерным сердцем с венозной кровью
А6. К какому классу относят позвоночных животных имеющих трехкамерное сердце с
неполной перегородкой в желудочке?

1) пресмыкающихся 3) земноводных
2) млекопитающих 4) хрящевых рыб
А7. Повышению уровня обмена веществ у позвоночных животных способствует снабжение
клеток тела кровью
1) смешанной
2) венозной
3) насыщенной кислородом
4) насыщенной углекислым газом
А8. Заражение человека аскаридой может произойти при употреблении
1) немытых овощей
2) воды из стоячего водоема
3) плохо прожаренной говядины
4)консервированных продуктов
Часть 2.

В1. У насекомых с полным превращением
1) три стадии развития
2) четыре стадии развития
3) личинка похожа на взрослое насекомое
4) личинка отличается от взрослого насекомого
5) за стадией личинки следует стадия куколки
6) во взрослое насекомое превращается личинка
В2.Установите соответствие между содержанием первого и второго
столбцов. Установите соответствие между видом животного и особенностью строения его
сердца.
Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ВИД ЖИВОТНОГО ОСОБЕННОСТЬ СТРОЕНИЯ СЕРДЦА
A) прыткая ящерица 1) трехкамерное без перегородки в желудочке
Б) жаба 2) трехкамерное с неполной перегородкой
B) озёрная лягушка 3) четырехкамерное
Г) синий кит
Д) серая крыса
Е) сокол сапсан

А
Б
В
Г
Д
Е
В3.Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений и т.п..
Установите последовательность появления групп хордовых животных в процессе
эволюции. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов.
А) Млекопитающие
Б) Пресмыкающиеся
В) Рыбы
Г) Птицы
Д) Бесчерепные хордовые
Часть 3.
Дайте полный свободный ответ на вопрос:
С1. Назовите не менее трёх признаков отличающих строение Пресмыкающихся и
Млекопитающих.

Промежуточная аттестация по биологии за 2016­2017 учебный год
в 7 классе. Итоговый тест.
Вариант 2
Инструкция для обучающихся
Перед Вами задания по биологии. На их выполнение отводится 45 минут. Внимательно
читайте задания.
Часть 1.
К каждому заданию (А1­А8) даны варианты ответов, один из них правильный. В бланк ответов
запишите только номер правильного ответа.
А1. Какую функцию у зеленой эвглены выполняют органоиды, содержащие хлорофилл?
1) образуют органические вещества из неорганических на свету
2) накапливают запас питательных веществ
3) переваривают захваченные частицы пищи
4) удаляют избыток воды и растворенных в ней ненужных веществ
А2. Заражение человека бычьим цепнем может произойти при употреблении
1) немытых овощей
2) воды из стоячего водоема
3) плохо прожаренной говядины
4) консервированных продуктов
А3. У насекомых, в отличие от других беспозвоночных,
1) на головогруди четыре пары ног, брюшко нечленистое
2) конечности прикрепляются к головогруди и брюшку
3) на голове две пары ветвистых усиков
4) тело состоит из трех отделов, на груди крылья и три пары ног
А4. В какой класс объединяют животных, имеющих жабры с жаберными крышками?
1) костных рыб 3) хрящевых рыб
2) земноводных 4) ланцетников
А5. Пресмыкающихся называют настоящими наземными животными, так как они
1) дышат атмосферным кислородом
2) размножаются на суше
3) откладывают яйца
4) имеют легкие

А6. Признак приспособленности птиц к полету ­
1) появление четырехкамерного сердца
2) роговые щитки на ногах
3) наличие полых костей
4) наличие копчиковой железы
А7. Позвоночные с трехкамерным сердцем, легочным и кожным дыханием, ­
1) Земноводные
2) Хрящевые рыбы
3) Млекопитающие
4) Пресмыкающиеся
А8. Форма тела головастиков, наличие у них боковой линии, жабр, двухкамерного сердца,
одного круга кровообращения свидетельствуют о родстве
1) хрящевых и костных рыб
2) ланцетника и рыб
3) земноводных и рыб
4) пресмыкающихся и рыб
Часть 2.
Выберите три правильных ответа из шести:
В1. Какие признаки характерны для животных?
1) синтезируют органические вещества в процессе фотосинтеза
2) питаются готовыми органическими веществами
3) активно передвигаются
4) растут в течение всей жизни
5) способны к вегетативному размножению
6) дышат кислородом воздуха
В2. Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
Установите соответствие между признаком животного и классом, для которого этот признак
характерен. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК КЛАСС
А) оплодотворение внутреннее 1) Земноводные
Б) оплодотворение у большинства видов наружное
В) непрямое развитие (с превращением)
Г) размножение и развитие происходит на суше 2) Пресмыкающиеся

Ответы итоговой контрольной работы по биологии 7 класс
1 вариант
1А. 4
2А. 3
3А. 1
4А. 1
5А. 3
6А. 1
7А. 3
8А. 1
1В. 245
2В. 211333
3В. ДВБГА
1С. 1. Кожа млекопитающих трехслойная, имеет железы, шерстный покров, кожа
пресмыкающихся покрыта роговыми чешуйками и бляшками, железы отсутствуют;
2. млекопитающие – теплокровные, пресмыкающиеся – хладнокровные;
3. млекопитающие имеют 4­х камерное сердце, пресмыкающиеся – 3­х камерное с неполной
перегородкой;
4. развитие детенышей у млекопитающих внутри специализированного органа – матки, у
пресмыкающихся – в яйце;
5. млекопитающие вскармливают детенышей молоком.
2 вариант
1А. 1
2А. 3
3А. 4
4А. 1
5А. 4

6А. 3
7А. 1
8А. 3
1В. 236
2В. 211212
3В. ВГАБД
1С. 1. среда обитания рыб – водная, земноводных – наземная
2. дыхание рыб – жаберное, земноводных – легочное и кожное;
3. кожа рыб покрыта чешуей, у земноводных – голая со множеством желез;
4. сердце рыб – двухкамерное, один круг кровообращения, сердце земноводных – 3­х
камерное, два круга кровообращения;
5. земноводные имеют подвижные передние и задние конечности, способствующие
передвижению по суше.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта