Главная » Съедобные грибы » Презентация на тему "серебряный век русской поэзии". М

Презентация на тему "серебряный век русской поэзии". М

Бòльшая часть творческой жизни Сергея Скрипки связана с Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии. Он начал сотрудничать с этим коллективом в 1977 году, будучи студентом Московской консерватории в классе профессора Лео Гинзбурга, с 1993 года – художественный руководитель и главный дирижер оркестра. Под руководством Сергея Скрипки Оркестр кинематографии озвучил большинство отечественных кинолент, а также ряд зарубежных фильмов. За это время маэстро обрел уважение коллег, а его творчество стало неотъемлемой частью отечественного кинематографа.

Творческая дружба связывает музыканта с известными мастерами кино. Неоднократно на сцену с маэстро и его оркестром выходили выдающиеся режиссеры Эльдар Рязанов, Никита Михалков, Сергей Соловьёв, Пётр Тодоровский, знаменитые артисты, композиторы, сценаристы. Слушателям запомнились яркие программы, посвященные юбилеям Геннадия Гладкова, Эдуарда Артемьева, Александра Зацепина, Алексея Рыбникова, Владимира Дашкевича, Полада Бюльбюль-оглы, Максима Дунаевского, вечера памяти Тихона Хренникова, Андрея Петрова, Исаака Шварца, Евгения Птичкина, Оскара Фельцмана, Микаэла Таривердиева, Никиты Богословского, Кирилла Молчанова, Георгия Гараняна, Ролана Быкова. Больше десяти лет Сергей Скрипка и оркестр кинематографии осуществляют в Московской филармонии уникальный проект – персональный абонемент «Живая музыка экрана».

Сергей Скрипка сотрудничал со многими российскими коллективами, гастролировал в России и за рубежом. Выступал и записывался с известными солистами – Михаилом Плетнёвым, Дмитрием Хворостовским, Сергеем Судзиловским, Александром Ведерниковым, Любовью Казарновской, Алексеем Любимовым, Андреем Диевым, Родионом Замуруевым, Александром Гиндиным, Алексеем Набиулиным, Алёной Баевой, Гайком Казазяном, Никитой Борисоглебским и другими. С 1975 года руководит Жуковским симфоническим оркестром. В течение 27 лет был профессором кафедры оркестрового дирижирования РАМ имени Гнесиных.

В репертуаре дирижера – произведения разных эпох и жанров: от барокко до новейшей музыки, от высокой классики до лучших образцов эстрады. Впервые в России маэстро исполнил ораторию «Страсти по Марку» Рейнхарда Кайзера, а также осуществил первые записи на CD ряда произведений Глиэра, Мосолова, Шебалина, Денисова. В 2018 году Сергей Скрипка провел мировую премьеру реквиема «Девять шагов к преображению» Эдуарда Артемьева. Постоянный участник жюри кинофестивалей и музыкальных конкурсов. Входит в состав двух российских киноакадемий – «НИКА» и «Золотой орёл», член Союза кинематографистов России. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1993), Народный артист Российской Федерации (1998), Почётный гражданин города Жуковского (2004), лауреат премии Правительства России в области культуры (2010), награжден Орденом Почета (2016).

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Серебряный век» русской поэзии И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл... А. Ахматова

«…Этот мир очарований, этот мир из серебра» 1. Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова? 2. Какие ассоциации вызывает звучание этих слов?

«Серебряный век» Ассоциативная цепочка: Блеск, яркость, звон, утонченность, хрусталь, бокалы, хрупкость, капель, металл, оружие, мгновенность, недолговечность, прозрачность, свечение, сияние, дымка, туман, волшебство, тайна, шепот, голоса… Особый мир – возвышенный и прекрасный

Понятием «серебряный век» определяют культуру рубежа веков в целом, относя его ко всему русскому искусству: литературе, живописи, музыке, философии, архитектуре.

Временные рамки «Серебряного века»: Вопрос о хронологических границах этого явления в литературоведении окончательно не решен. 1. Впервые название было предложено философом Н.Бердяевым. 2. Статья Николая Оцупа «Серебряный век» русской поэзии (1933 г.) 3. Книга Сергей Маковского «На Парнасе «Серебряного века» (1962 г.) Начало: 1890 г. Расцвет: 1910 г. Конец: 1917г. ? 1921 г. ?

Декаданство (от лат. - упадок) Это явление в культуре конца XIX - начала XX веков, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний, в своей антиреалистической направленности было вызвано состоянием безнадежности, неприятием общественной жизни, стремлением уйти в узколичный мир.

Я ненавижу человечество. Я от него бегу, спеша. Мое единое отечество - Моя пустынная душа. (К. Бальмонт)

СЕРЕБРЯНЫЙ МОДЕРНИЗМ ВЕК

Модернизм (от фр. - новейший, современный) Художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале XX века. Воплотила в себе относительно самостоятельные художественные направления и течения, характеризующиеся ощущением дисгармонии мира, разрывом с традициями реализма, бунтарско-эпатирующим мировосприятием.

Кафе «Бродячая собака»

МОДЕРНИЗМ СИМВОЛИЗМ ФУТУРИЗМ ИМАЖИНИЗМ АКМЕИЗМ

Символизм - ? литературно-художественное направление, считавшее целью искусства постижение мира через символы. Ключевым понятием является символ - многозначное иносказание. (Условное изображение чего-либо). Пример символа: голубь, дерево, свет, дорога. К. Бальмонт, А. Белый, А. Блок, З. Гиппиус

Константин Бальмонт (1867-1942)

Зинаида Гиппиус (1865-1945)

Андрей Белый (1880-1934)

Акмеизм - ? Литературное направление, провозгласившее своими главными принципами освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности, вещности, стремление придать слову определенное, точное значение, основываясь на конкретной образности, обращение к человеку, подлинности его чувств, поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического начала. А. Ахматова, Н. Гумилёв, Г. Иванов и др.

Анна Ахматова (1889–1966)

Футуризм - ? Направление в литературе, главной идеей которого была идея разрушения старого мира. Художественной системе свойственны: культ техники, индустриальных городов, отрицание гармонии как принципа искусства, словесные деформации, напряженный интерес к неологизму, игровому началу, абсолютизация динамики и силы, творческого произвола художника, пафос эпатажа. В. Маяковский, В. Хлебников, И. Северянин и др.

Группы футуризма: 1. Кубофутуристы 2. Эгофутуристы 3. «Мезонин поэзия» 4. Центрифуга

Игорь Северянин (1887- 1941)

Имажинизм - ? литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов - метафора. С. Есенин, Р. Ивнев, А. Мариенгоф

Сергей Есенин Айседора Дункан (1895-1925) (1878 – 1927)

Выводы: Каждый поэт – ярчайшая индивидуальность, одаренная личность. Каждый считает, что он в ответе за будущее. Каждый стремится вобрать в свое творчество весь мир – космос, вечность, явления живой природы, культуры. Подобное стремление других поэтов воспринимается как посягательство на собственную вселенную. Отсюда и стремление защитить свой поэтический мир, оградить его от вторжения оппонентов и желание во что бы то ни стало доказать свою правоту читателю. Поэзия «Серебряного века» выражала настроения и определяла поиски новых путей в искусстве, привлекала к сотворчеству.

Предварительный просмотр:

«ЭТОТ МИР ОЧАРОВАНИЙ, ЭТОТ МИР ИЗ СЕРЕБРА...». СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ.

(11 класс)

Цели урока:

Познавательные: дать представление о тенденциях русской поэзии начала ХХ века; дать толкование понятиям «серебряный век», «модернизм», «декаданс», «символизм», «акмеизм», «футуризм», «имажинизм».

Практические: обобщить полученные знания и оформить их в виде краткого конспекта.

Развивающие: ввести в удивительный мир русской культуры начала ХХ века, чтобы ученики могли не только интеллектуально, но и эмоционально постичь

характер этой эпохи, эпохи всплеска, подъёма в науке и искусстве, развивать умение обобщать изученный материал, делать самостоятельные выводы.

Воспитательные: на основе изучаемого материала воспитывать в учениках любовь к красоте, искусству, поэзии.

Тип урока: изложение нового материала.

Оборудование: учебник литературы под ред. В. П. Журавлева (2012г.), изд-во «Просвещение», проектор.

Вид контроля: беседа, работа над конспектом лекции.

Ход урока.

1. Организационный момент (1-2 мин.);

2. Объяснение нового материала (15-20 мин.);

3. Закрепление изученного на практике (15 мин.);

4. Обобщение изученного (2-3 мин.);

5. Выставление оценок (1-2 мин.).

1. Организационный момент:

Учитель: Здравствуйте, дети! Рада вас приветствовать на уроке литературы.

2. Объяснение нового материала:

Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока «Серебряный век» русской поэзии. Русский поэтический «серебряный век», традиционно вписываемый в начало XX столетия, на самом деле истоком своим имеет столетие XIX и всеми корнями уходит в «век золотой». В средних классах вы изучали произведения, относящиеся к «Золотому веку» литературы. Что вы понимаете под этим понятием?

Ученик: Под понятием «Золотой век» принято понимать целую плеяду гениев искусства слова, прозаиков и поэтов, которые благодаря своему изысканному творческому мастерству определили дальнейшее развитие русской и зарубежной литературы. Тонкое переплетение классицизма и социального реализма в литературе полностью отвечало общенациональным идеям того времени.

Учитель: Хорошо. Какие проблемы затрагивали в своих произведениях писатели и поэты?

Ученик: Впервые в литературных произведениях начали подниматься остросоциальные проблемы: конфронтация личности человека и общества, несогласие с устаревшими принципами, потребность в изменении приоритетов.

Учитель: Молодец! Кого из представителей «Золотого века» вы знаете?

Ученик: А. С. Грибоедов, В. С. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов.

Учитель: Верно. Без творчества писателей «Золотого века» был невозможен «Серебряный век». Как справедливо пишет один из исследователей русского поэтического «серебра» Н. Оцуп: «Есть золотой и есть серебряный век искусства. И в тот, и в другой - люди друг друга стоят. Вряд ли первые другой природы, чем вторые».

Я произношу слова: «Серебряный век». И повторяю снова: «Серебряный век». Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова?

Какие ассоциации вызывает их звучание? Составим ассоциативную цепочку: «Серебряный век – это…..»

Ученик: «Серебряный век» – блеск, яркость, звон, утончённость, хрусталь, бокалы, хрупкость, капель, металл, недолговечность, блики, отражение, прозрачность, свечение, сияние, дымка, туман, волшебство, тайна, шёпот, голоса, уста,глаза…

Учитель: Хорошо. Когда вы видите эту ассоциативную цепочку, о чем вы настраиваетесь говорить со мной?

Ученик: Звуковой ряд подобранных нами слов создаёт в воображении особый мир, настраивает нас на разговор о чём-то возвышенном и прекрасном.

Учитель: Верно. В искусствознании и литературоведении словосочетание «Серебряный век» обрело терминологическое значение. Впервые это название было предложено философом Н.Бердяевым, но четко оно закрепилось за русской поэзией модернизма после появления на свет статьи Николая Оцупа «Серебряный век русской поэзии» (1933), а вслед за изданием книги Сергея Маковского «На Парнасе «Серебряного века» (1962) вошло в культурный обиход окончательно.

Вопрос о хронологических рамках этого явления в литературоведении окончательно не решён. Ученые, критики обосновывают самые разные точки зрения. Наум Коржавин считает, что «Серебряный век» начался в 10-е годы ХХ века и закончился «с революцией или, вернее, с первой мировой войной». Ефим Григорьевич Эткинд считает иначе: «Серебряный век» робко начинался с девяностых годов XIX века…1915 – высший подъём Серебряного века и, в то же время, конец его». Татьяна Бек полагала, что исходная граница «Серебряного века» более или менее совпадает с хронологическим рубежом столетий. По сути границы Серебряного века как бы втиснуты в три десятилетия. Как вы считаете, для чего в эпоху таких потрясений народу нужна была литература?

Ученик: Литература является отображением эпохи, а грозовая атмосфера XX столетия, небывалые потрясения войн и революций предельно обострили все процессы в стране. Возникла суровая необходимость понять «страшный мир» (А. Блок) в каких-то иных измерениях.

Учитель: Верно. Художественные искания этого времени обрели редкую напряженность и совершенно новые направления. Человек этой тревожной, противоречивой эпохи понимал, что живёт в особое время, предчувствовал надвигающуюся катастрофу, находился в состоянии растерянности, беспокойства, осознавал своё роковое одиночество. Болезненно переживая человеческое разобщение, разрыв с большим природным миром, создатели новой литературы тяготели к мысли о спасительном единении с ним, ощущение кризиса и предчувствие потрясений особенно чутко улавливают люди с тонкой душевной организации. Появляется новый тип сознания - декаданство.

Декаданство получило распространение в художественной культуре, его мотивы стали достоянием ряда течений модернизма. Итак, что же такое декаданство? (Учитель открывает презентацию, дети знакомятся с ведущими направлениями «Серебряного века», кратко конспектируют теорию в своих тетрадях).

Ученик: Декаданство (от лат. – упадок) – явление в культуре конца XIX – начала ХХ веков, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний, в своей антиреалистической направленности был вызван состоянием безнадёжности, неприятием общественной жизни, стремлением уйти в узколичный мир.

Учитель: Я ненавижу человечество.

Я от него бегу, спеша.

Моё единое отечество –

Моя пустынная душа.

Так писал Константин Бальмонт. Декадантский пафос в целом противоречил модернистскому пафосу возрождения человечества. Что же такое модернизм?

Ученик: Модернизм (от фр. – новейший, современный) – художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале ХХ века, воплотившая в системе относительно самостоятельных художественных направлений и течений, характеризующихся ощущением дисгармонии мира, разрывом с традициями реализма, бунтарско-эпатирующим мировосприятием течения модернизма.

Учитель: Представители модернизма выступали против реализма, отрицали социальные ценности. Их целью было создание поэтической культуры, содействующей духовному совершенствованию человечества. В эту пору на смену салонам пришли литературные кафе, где читались и обсуждались стихи и доклады. У поэтов, художников, композиторов, театральных деятелей того времени было немало общего в творческих исканиях, эстетических установках. Поэтому в кафе звучала и музыка.

(Можно включить записи романсов А. Вертинского на стихи И. Анненского, А. Блока, А. Ахматовой).

В Москве местом встреч был Литературно-Художественный кружок. У старой реалистической школы была «Среда», у символистов - «Общество свободной эстетики».

В 1912г. открылся кабачок (или кабаре, или подвал - называли по-разному) «Бродячая собака», стены которого были расписаны С. Судейкиным. Название носило аллегорический характер: под названием кафе «Бродячая собака» подразумевалась личность писателя.

«Бродячая собака» стала излюбленным местом встреч петербургских поэтов, художников, артистов. Там читали Н. Гумилев, А. Ахматова, Г. Иванов, О. Мандельштам, С. Городецкий, В. Маяковский.

Итак, какие литературные течения развивались в модернизме?

Учитель: Хорошо. Охарактеризуем их.

(Ученики, разделенные на группы, по очереди выходят к доске и рассказывают о литературных направлениях «Серебряного века» классу).

План выступления:

1. Определение модернистского течения, его особенности (основная программа, центральная эстетическая категория, главные темы и мотивы, манера изложения).

2. Краткая история возникновения, основные манифесты.

3. Представители (портрет, годы жизни, разделение на группы).

4. Выразительное чтение стихотворения одного из представителей.

5. Значение течения в общелитературном контексте.

Ученик: Символизм – это литературно-художественное направление, считавшее целью искусства постижение мира через символы. Ключевым понятием является символ – многозначное иносказание.

Учитель: Хорошо. В 1909 году Анненский в программной для Серебряного века статье «О современном лиризме» наметил задачи своего поэтического окружения: «Современная поэзия чужда крупных замыслов, и в ней редко чувствуется задушевность и очарование лирики поэтов пушкинской школы, Но зато она более точно и разнообразно, чем наша классическая, умеет передавать настроение…». Новое мировоззрение требовало нового приёма. Таковым стал символ. Огромное влияние на символистов оказал В.С. Соловьёв, так сформулировавший сущность символизма:

Милый друг, иль ты не видишь,

Что всё видимое нами-

Только отблеск, только тени

От незримого очами?

Он сообщил символистам свою веру в Софию, воплощение Мудрости, Добра и Красоты, идеи связи человека с Богом. В своих философских трудах Соловьёв наметил основные черты символизма как литературно-философского направления.

Русский символизм возник как цельное направление, но преломился в ярких, независимых, непохожих индивидуальностях. Если колорит поэзии Ф. Сологуба мрачен и трагичен, то мировосприятие раннего Бальмонта, напротив, пронизано солнцем, оптимистично. Если у Брюсова и Бальмонта доминировало «светское» понимание слова «символ», то у В. Иванова, А. Блока, которых принято называть «младшими символистами», возобладала мистико - религиозная трактовка этого понятия. Для символистов первым из искусств, выражающим подлинные чувства человека, была музыка. Следущее направление – акмеизм.

Ученик: Акмеизм (от греч. – высшая степень чего-либо, цветущая сила) – направление в литературе, провозгласившее своими главными принципами освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности, вещности, стремление придать слову определенное, точное значение, основываясь на конкретной образности, обращение к человеку, подлинности его чувств, поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала.

Учитель: Хорошо. Именно в это время на смену неопределённым, красивым, возвышенным символам, недосказанности и недовыраженности пришли простые предметы: карикатурные композиции, острые, вещные знаки мира. Перечислим представителей.

Ученик: Н. Гумилёв, С.Городецкий, А. Ахматова.

Учитель: Хорошо. Это была группа талантливых и очень разных поэтов, которых объединяла личная дружба. Одновременно возникло другое модернистское течение – футуризм.

Ученик: Футуризм (от лат. – будущее) направление в литературе, главной идее которого была идея разрушения старого мира. Художественной системе свойственны: культ техники, индустриальных городов, отрицание гармонии каа принципа искусства, словесные деформации, напряженный интерес к неологизму, игровому началу, абсолютизация динамики и силы, творческого произвола художника, пафос эпатажа.

Ученик: В. Маяковский, В. Хлебников, И. Северянин.

Учитель: Хорошо. Кроме того, в объединении футуристов насчитывалось несколько группировок: «Ассоциация эгофутуристов», «Мезонин поэзия», «Центрифуга», «Гилея» (кубофутуристы, будетляне – «люди из будущего») и др.

Ученик: Имажинизм – литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Главное средство выразительности – метафора.

Учитель: Хорошо. Перечислим представителей.

Ученик: С. Есенин, Р. Ивнев, А. Мариенгоф.

Учитель: Хорошо.

3.Закрепление изученного на практике:

Учитель: Русский поэтический «Серебряный век» истоками своими уходит в XIX столетие и всеми корнями произрастает в «век золотой», в гениальное творчество А.С. Пушкина, в наследие пушкинской плеяды (прежде всего в чувственно-интеллектуальную лирику Е. Баратынского). Как вы думаете, почему именно в начале века пусть на краткий миг господствует на литературном Олимпе ПОЭЗИЯ?

Ученик: Скорее всего потому, что поэзия – это всплеск чувств, озарение, сердечная боль, апатия…. И всегда потрясение.

Учитель: Конечно. Только поэты предчувствовали будущее. Предчувствие обретало форму стиха. Стих был ярко индивидуален. Давайте вслушаемся в голоса поэтов начала ХХ века. (Звучит аудиозапись стихотворений «Серебряного века». Ученики определяют направление, доказывают свою точку зрения, подкрепляя ее примерами из текста. Записывают имена поэтов и строки произведений, в которых отразилось понимание поэтами своего предназначения).

4. Обобщение изученного:

Учитель: Итак, ребята, давайте обобщим наши знания и подведем вывод. О чем шла речь на нашем уроке?

Ученик: О «Серебряном веке» русской поэзии.

Учитель: Как вы можете охарактеризовать поэтов этой эпохи?

Ученик: Каждый поэт – ярчайшая индивидуальность, бесспорно одаренная личность. Каждый считает, что он в ответе за будущее. Каждый стремится вобрать в своё творчество, воображение и душу весь мир – космос, вечность, явления живой природы, культуры. Поэтому подобное стремление других поэтов воспринимается как посягательство на собственную вселенную, Отсюда и стремление защитить свой поэтический мир, оградить его от вторжения оппонентов и желание во что бы то ни стало доказать свою правоту читателю.

Учитель: Молодец! С какими литературными течениями мы познакомились на сегодняшнем уроке?

Ученик: Символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм.

Учитель: Какое из них вам запомнилось больше всего и почему? (Спросить 2-3 учеников по выбору).

5. Выставление оценок:

Учитель: На этом наш урок подходит к концу. Открываем дневники и записываем домашнее задание. К следующему уроку литературы вам нужно будет подготовить анализ стихотворения на выбор: Мережковский («Парки», «Дети ночи», «Двойная бездна»), Гиппиус («Песня», «Посвящение», «Пауки», «Все кругом»), Брюсова («Юному поэту», «Кинжал», «Ассаргадон», «Грядущие гунны»). Я обязательно все проверю и поставлю оценки. До свидания!


«Символизм в литературе» - Я не знаю мудрости, годной для других, Только мимолётности я влагаю стих. В России изменилось всё: политические убеждения, нравственные устои, культура, искусство. Из истории символизма. Сон – сладостный миг откровения. В понимании символов важную роль играет контекст. И. Бродский. В. Брюсов «Творчество» 1895.

«Поэты поэзии серебряного века» - А. Блок 6. О. Мандельштам. А. Ахматова 5. М. Цветаева 11. Георгий и Ариадна Эфрон. М. И. Цветаева. «Я тоже была, прохожий! Ариадна и Ирина Эфрон. Творчество М.И.Цветаевой. Мария Александровна Цветаева 1869-1906. Поэты серебряного века. Иван Владимирович Цветаев 1847-1913. Прохожий, остановись!». «Мне нравится…».

«Направления серебряного века» - Н. Рерих «Направляясь домой». Какая мысль? М. Казмичев. Восклицали: «Футурист!» И стучали головами… Какая страсть? В. Екимов «Танец белых роз». А. Межиров. Оставлял корявый лист С нестандартными словами. Место и время возникновения Цели и задачи Девиз Характерные черты Представители. И. Левитан «Золотая осень».

«Поэты 20 века» - И Муза в дырявом платке Протяжно поет и уныло. Откуда взялся термин «серебряный век русской литературы»? Вяч.Иванов. Моей божественной природы Я не открою никому. Разве можно глазам запретить улыбнуться? Зачем улыбаешься ты Мне с неба внезапной зарницей? Где спят нешепчущие реки. Как меняется логическое ударение в строчке?

«Творчество поэтов серебряного века» - Воспитывался с 3 лет у родителей матери, которые принадлежали к «сливкам» петербургской интеллигенции. На первый план вышли темы ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ: Жизнь, Смерть, Бог. Мы задыхаемся, мы задохнёмся все. Аптека.» Читать роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Исаак Ильич Левитан. Сборник и альманах футуристов.

«Серебряный век русской поэзии» - Иль ты приснилась мне? Модернизм объединил целый ряд течений и направлений. Марина Цветаева. Гзи-гзи-гзэо пелась цепь Так на холсте каких-то соответствий. Декадентство -. Анна Ахматова 1889 - 1966. Хроника ключевых событий. Вне протяжения жило Лицо. Серебряный век – блеск, взрыв, яркость, необычность!

Всего в теме 12 презентаций

Слайд 2

"Этот мир очарований, этот мир из серебра..."

Слайд 3

Серебряный век – блеск, взрыв, яркость, необычность!

  • Слайд 4

    О, я хочу безумно жить Все сущее - увековечить, Безличное – вочеловечить, Несбывшееся – воплотить! Александр Блок 1880 - 1921

    Слайд 5

    Я понял, что заблудился навеки В слепых переходах пространств и времен, А где – то струятся родимые реки, К которым мне путь навсегда запрещен Николай Гумилев 1886 - 1921

    Слайд 6

    Владимир Маяковский 1893 - 1930 Я хочу быть понят моей страной, А не буду понят – что ж. По родной стране пройду стороной, Как проходит косой дождь.

    Слайд 7

    Константин Бальмонт

    Слайд 8

    Марина Цветаева

    Слайд 9

    Анна Ахматова 1889 - 1966 Ко мне приплывала зеленая рыба, Ко мне прилетала зеленая чайка, А я была дерзкой, злой и веселой И вовсе не знала, что это – счастье.

    Слайд 10

    Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя? Иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. Сергей Есенин 1895 - 1925

    Слайд 11

    Осип Мандельштам

    Слайд 12

    Серебряный век... Звуковой облик этих слов создает в нашем воображении особый мир, настраивает нас на разговор о чем-то прекрасном, возвышенном. Однако в искусствоведении и литературоведении это словосочетание обрело терминологическое значение. Впервые это название было предложено философом Н.Бердяевым, но четко закрепилось за новой русской поэзией после появления в свет статьи Николая Оцупа ««Серебряный век» русской поэзии»(1933).

    Слайд 13

    Серебряный век... Серебряный векрусской культуры - исторически непродолжительный период на рубеже 19-20 веков, отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, живописи, музыки, театрального искусства.

    Слайд 14

    Серебряный век Декадентство Модернизм Символизм Акмеизм Футуризм Имажинизм Основные понятия

    Слайд 15

    Россия рубежа веков. Хроника ключевых событий -массовое создание политических партий - русско-японская война - первая русская революция - Первая мировая война - Февральская революция, свержение самодержавия, Октябрьская революция. 1902 1904 -1905 1905 1914 -1918 1917 1918 -1920 - гражданская война

    Слайд 16

    Декадентство - (от фр. decadence-упадок) – определенное умонастроение кризисной эпохи конца 19 начала 20 века, для которого характерны пессимизм, неприятие реальной жизни, чувства отчаяния, бессилия и душевной усталости.

    Слайд 17

    Я ненавижу человечество, Я от него бегу, спеша. Мое единое отечество – Моя пустынная душа. К. Бальмонт

    Слайд 18

    Русская литература рубежа веков Реализм Модернизм

    Слайд 19

    Модернизм- (от фр. modern-новейший, современный) – общее название нереалистических направлений в литературе и искусстве начала XX в., для которых характерно отрицание эстетики прошлого, а также новый подход к изображению мира и человека. Модернизм объединил целый ряд течений и направлений.

    Слайд 20

    Модернизм Символизм Имажинизм Акмеизм Футуризм

    Слайд 21

    Символизм(symbolo-знак)1890-1910“Поэзия оттенков как противоположность поэзии красок”.(В.Брюсов).

    Старшие символисты: В.Брюсов, З.Гиппиус, Д.Мережковский, К.Бальмонт, Ф.Сологуб. “Младосимволисты”: А.Белый, Вяч.Иванов, А.Блок, С.Соловьёв. Над человеческим созданьем, Которое он в землю вбил, Над смрадом, смертью и страданьем Трезвонят до потери сил… А.Блок.

    Слайд 22

    Акмеизм(akme-ясность)1910-1921

    Акмеисты: С.Городецкий, Н.Гумилёв, О.Мандельштам Солнце в небе. Солнце ярко светит. Уходи к волне про боль шептать. О, она, наверное, ответит, А быть может, будет целовать. А.Ахматова.

    Слайд 23

    Футуризм(futurum-будущее)1910-1928

    Футуристы: В. Маяковский Д. Бурлюк В.ХлебниковИ.Северянин. Бобэоби пелись губы. Вээоми пелись взоры. Лидээи пелся облик. Гзи-гзи-гзэо пелась цепь Так на холсте каких-то соответствий. Вне протяжения жило Лицо.

    Слайд 24

    Самостоятельная работа обучающихся 1. Используя опорный конспект и ранее полученные знания, заполнить таблицу. 2. Представить свою работу в виде рассказа, используя заполненную таблицу (по 1 обучающемуся от группы). СИМВОЛИЗМ АКМЕИЗМ ФУТУРИЗМ

    Слайд 25

    Сравнительная таблица

    Посмотреть все слайды

    Само это определение – «Серебряный век» — известно всем грамотным людям в нашей стране, да и в мире тоже. «Серебряным веком» называют расцвет литературы, изобразительного искусства, музыки, и в целом культуры в России в самом начале ХХ века.
    Длился Серебряный век очень недолго, до наступления большевистской эпохи в 1917 году, которая, во-первых, развернула историю в каком-то совсем другом направлении, и, во-вторых, одну часть представителей Серебряного века – очень большую часть — выдавила из страны, а другую разными способами побудила обслуживать себя и свои гибельные идеи, не изжитые нашим обществом до сих пор.
    Главный очаг Серебряного века находился в Петербурге, и в меньшей мере – в Москве. Тепло этого очага долетало также и до самых отдаленных городов и весей России, хотя уже в довольно охлажденном виде.
    Ведущие российские художники, поэты, писатели, композиторы, музыканты, балетмейстеры и балетоманы предпочитали держаться поближе к Петербургу и Москве, всю остальную Россию в глубине души считая замшелой, отсталой, кондовой и сермяжной.
    Так оно, в общем-то, и было.
    Не зря ведь еще Николай Васильевич Гоголь называл Петербург «самым придуманным городом» в нашей стране.
    Так что влияние представителей Серебряного века на всю Россию было двойственным. С одной стороны, очень глубоким и долгим, но, с другой стороны, довольно слабым и ограниченным.
    Точно также очень двойственной была творческая атмосфера Серебряного века.
    С одной стороны, русские художники, писатели и поэты родили в те годы множество ярких идей и направлений в искусстве, о которых большинство из нас теперь знает только понаслышке.
    «Символизм», «модернизм», «лучизм» — знаем ли мы хоть что-то обо всех этих течениях, кроме их названий?
    Как правило, не знаем.
    С другой стороны, русские люди культуры и искусства в годы Серебряного века испытывали большое влияние различных творческих идей, рождавшихся в Европе.
    К тому же, пользуясь тем, что труд поэтов и писателей в России в те годы очень неплохо оплачивался, картины лучших художников хорошо раскупались, и при этом никаких ограничений свободы передвижений не было, самые успешные представители Серебряного века очень много путешествовали по разным заграницам. Теплые Италия, Испания, Франция были для них намного более привлекательнее замороженной Сибири.
    В этом плане ярким исключением выглядит необыкновенное путешествие Антона Павловича Чехова в начале 1890-х годов на Сахалин – когда, между прочим, железной дороги на Дальний Восток еще не было.
    При этом, надо отдать им должное, лучшие русские писатели, художники, поэты, и вообще интеллигенты были горячими патриотами России, обходясь при этом без всяких завихрений «холодной войны», которая отравила отношения СССР и стран Запада много позже, после Второй мировой войны.
    Ну а затем, после революции, случился исторический парадокс.
    Оказавшись выдавленными из страны, многие русские творческие люди, да и технические тоже, находившиеся в самом расцвете своих сил, были вынуждены отдавать эти силы другим странам – Франции, Германии, США.
    Даже эскиз доллара в 1928 году нарисовал русский художник Сергей Макроновский…
    А есть ли сейчас в России предпосылки для нового Серебряного века?
    Ну, почему бы и нет.
    Самое главное, в России по-прежнему имеется множество творческих, талантливых людей, у которых теперь, как это ни парадоксально, есть гораздо больше возможностей для творческого общения.
    История – хитрая штука.
    Она движется, как известно, по спирали.
    Бывает, что расцвет превращается в трагедию, а та затем переходит в фарс и балаган.
    Но после этого наступает нечто совсем новое, и что это будет, мы пока даже и не подозреваем.



    Предыдущая статья: Следующая статья:

  • © 2015 .
    О сайте | Контакты
    | Карта сайта