Главная » Съедобные грибы » Применение метода кластер. Разработка урока "научное познание" Создать кластер по теме познание

Применение метода кластер. Разработка урока "научное познание" Создать кластер по теме познание

Познание мира 3 класс

Тема: Профессиональные праздники.

Цель: ввести в активный словарный запас понятие «профессиональные праздники».

Задачи : развитие умения работать в паре, группе; формировать креативные навыки при выполнении практических работ.

Ход урока

    Мотивационно- целевой этап.

    Приветствие.

    Эмоциональная рефлексия «Смайлик»

    Запрос темы и цели урока.

Отгадайте загадки и определите тему урока.

Мы землю глубоко копаем

И в глубине земли

Мы людям уголь добываем,

Чтоб дом топить могли. (Шахтер)

Мелом пишет и рисует,

И с ошибками воюет,

Учит думать, размышлять,

Как его, ребята, звать? (Учитель)

Волкам и беркутам на страх

Всегда пасёт овец в горах. (Чабан.)

По каким признакам вы догадались? Где могут работать люди этих профессий?

А какой сегодня праздник? Люди каких профессий его отмечают?

II . C одержательно - познавательный этап.

    Мозговой штурм (работа в группе).

Выполните кластер по теме «Профессии моего города».

Демонстрация выполненных работ.

7) Работа со схемой «Фишбоун»

Какие праздники отмечают в нашем городе?

Классифицируй в рыбной кости.

8) «Путаница»

Профессии и их обязанности перепутались – распутай.

Водитель учит детей.

Полевод лечит людей.

Строитель добывает уголь.

Шахтер водит автомобиль.

    Дебаты «+ и – Нужны ли профессиональные праздники?»

Ребята делятся на две группы: + и -.

Вспомнить правила проведения дебатов.

III. Оценочно- рефлексивный этап.

9) Оценивание.

Критерии

Работа на 1 балл

Работа на 2 балла

Работа на 3 балла

написал 1-2 профессии

Написал

3-4 профессии

Написал более 4 профессий

«Путаница»

Распознал 1-2 профессии

Распознал 3-4 профессии

Распознал более 4 профессий

Вписал 1-2 профессии

Вписал 3-4 профессии

Вписал более 4 профессий

Дебаты

Принимал пассивное участие

Внес 1-2 довода

«2» -менее 6 баллов

«3» -6-8 баллов

«4» -9-10 баллов

«5» - 11-12 баллов

10) Рефлексия.

Какие праздники называют профессиональными?

Когда празднуется День учителя? Шахтера?

11) Домашнее задание.

Составить синквейн о профессии.

Критерии

Работа на 1 балл

Работа на 2 балла

Работа на 3 балла

Кластер «Профессии моего города»

написал 1-2 профессии

Написал

3-4 профессии

Написал более 4 профессий

«Путаница»

Распознал 1-2 профессии

Распознал 3-4 профессии

Распознал более 4 профессий

Рыбная кость «Какие праздники отмечают в нашем городе?»

Вписал 1-2 профессии

Вписал 3-4 профессии

Вписал более 4 профессий

Дебаты

Принимал пассивное участие

Внес 1-2 довода

Внес более 2 доводов, активно выступал

«2» -менее 6 баллов

«3» -6-8 баллов

«4» -9-10 баллов

«5» - 11-12 баллов

Критерии

Работа на 1 балл

Работа на 2 балла

Работа на 3 балла

Кластер «Профессии моего города»

написал 1-2 профессии

Написал

3-4 профессии

Написал более 4 профессий

«Путаница»

Распознал 1-2 профессии

Распознал 3-4 профессии

Распознал более 4 профессий

Рыбная кость «Какие праздники отмечают в нашем городе?»

Вписал 1-2 профессии

Вписал 3-4 профессии

Вписал более 4 профессий

Дебаты

Принимал пассивное участие

Внес 1-2 довода

Внес более 2 доводов, активно выступал

«2» -менее 6 баллов

«3» -6-8 баллов

«4» -9-10 баллов

«5» - 11-12 баллов

Врач строит дома, магазины и заводы.

Банкир выращивает зерновые культуры.

Водитель учит детей.

Учитель выполняет операции с деньгами.

Полевод лечит людей.

Строитель добывает уголь.

Шахтер водит автомобиль.

Врач строит дома, магазины и заводы.

Банкир выращивает зерновые культуры.

Водитель учит детей.

Учитель выполняет операции с деньгами.

Полевод лечит людей.

Строитель добывает уголь.

Шахтер водит автомобиль.

Врач строит дома, магазины и заводы.

Банкир выращивает зерновые культуры.

Водитель учит детей.

Учитель выполняет операции с деньгами.

Полевод лечит людей.

Строитель добывает уголь.

Шахтер водит автомобиль.

Врач строит дома, магазины и заводы.

Банкир выращивает зерновые культуры.

Водитель учит детей.

Учитель выполняет операции с деньгами.

Полевод лечит людей.

Строитель добывает уголь.

Шахтер водит автомобиль.

Математика 3 класс Дата_________

Тема: Письменное деление с остатком.

Цель: способствовать формированию умения выполнять деление с остатком «уголком».

Задачи: познакомить учащихся с алгоритмом письменного деления с остатком; формировать практические навыки в самопроверке.

Ход урока

    Организационный момент.

    Актуализация знаний.

-

1

2

4

2

5

3

2

4) 1848:8 (Л) 5) 2496:4 (Н)

Ключевое слово ДЕЛЕНИЕ

    Мозговой штурм.

Какой пример лишний и почему?

67:7 45:2 38:2 55:4

    Изучение нового материала.

    Физминутка.

    Закрепление материала.

Самостоятельная работа.

Учебник с.121 № 2 (1столбик), с. 122 № 7, 9.

    Оценка по критериям.

Более 5 ошибок -2

3-5 ошибок - 3

1-2 вычислительные ошибки -4

Без ошибок – 5

    Рефлексия «Светофор».

    Домашнее задание

    С.122 №6,8

Реши пример и определи ключевое слово урока.

1

2

4

2

5

3

2

    492:4 (Д) 2) 759:3 (Е) 3) 924:2 (И)

4) 1848:8 (Л) 5) 2496:4 (Н)

Реши пример и определи ключевое слово урока.

1

2

4

2

5

3

2

    492:4 (Д) 2) 759:3 (Е) 3) 924:2 (И)

4) 1848:8 (Л) 5) 2496:4 (Н)

Реши пример и определи ключевое слово урока.

1

2

4

2

5

3

2

    492:4 (Д) 2) 759:3 (Е) 3) 924:2 (И)

4) 1848:8 (Л) 5) 2496:4 (Н)

Реши пример и определи ключевое слово урока.

1

2

4

2

5

3

2

    492:4 (Д) 2) 759:3 (Е) 3) 924:2 (И)

4) 1848:8 (Л) 5) 2496:4 (Н)

Выполни решение с остатком «уголком».

495:4 759:4 924:5 1848:9 2495:2

Представь алгоритм решения примеров в постере.

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.

Кластер как один из методов критического мышления

Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов).

К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий:

  • вызов,
  • осмысление,
  • рефлексия.

На первом этапе происходит активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов, на которые хочется найти ответы. На фазе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов. На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.

Прием кластера может применяться на любой из стадий.

  • На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы.
  • На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.
  • На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.

Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.

Основные принципы составления кластера

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.

Правила оформления кластера на уроке

В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.

Существует несколько рекомендаций по составлению кластера. При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.

Применение метода кластер

Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.

Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания. В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении.

Достоинства и результаты применения приема

Применение кластера имеет следующие достоинства:

  • он позволяет охватить большой объем информации;
  • вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
  • дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

  • умение ставить вопросы;
  • выделять главное;
  • устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
  • переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
  • сравнивать и анализировать;
  • проводить аналогии.

Что дает применение метода кластера на уроках детям? Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

Выводы . Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.

составление кластера

  • Происходит актуализация имеющихся знаний по теме. С этой целью используются разные приёмы: составление кластера , в котором наглядно видна связь ключевого слова урока с другими понятиями или явлениями.

  • Приём мозгового штурма, который активизирует внимание всех учеников.

  • На стадии вызова учащиеся строят прогнозы, самостоятельно определяют цели познавательной деятельности на данном уроке.


  • Даёт возможность познакомиться с новой информацией , идеями или понятиями, увязать их с уже имеющимися знаниями, активно отслеживая своё понимание.

  • Используются приёмы: чтение текста с остановками, маркировка текста символами, составление таблиц и др. Для того, чтобы чтение было осмысленным и продуктивным, школьники одновременно делают пометки на полях учебника (простым карандашом).


V – это я уже знал;

  • V – это я уже знал;

  • + - узнал новое;

  • ? - не понял.

  • По окончании чтения учащиеся обсуждают в группе только один значок: ? - не понял.


  • Позволяет учащимся осмыслить всё, то что они изучали на уроке в собственном контексте, выразить это своими словами.

  • Используются приёмы: групповая дискуссия , написание мини-сочинения эссе , составление схем или подготовка своего законодательного предложения .


  • Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Это способ систематизации информации, который используется на разных этапах работы. (После прослушивания лекции, прочтения учебного текста, при подготовке к написанию сочинения, доклада и т.д.)


  • ученик выписывает на отдельный листочек всё то, что вспомнилось ему по поводу данной темы. (Возникает некий хаос различных данных).

  • Деятельность «импрессиониста»


  • Предстоит выделить определенные основания, на которых будет происходить систематизация.

  • Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт…

  • Деятельность аналитика










Педагогические технологии на уроках биологии

«Чтение и письмо для развития критического мышления»

Технология представляет собой совокупность приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, побудить его к деятельности, создать условия для обобщения информации, способствовать развитию критического мышления, навыков самоанализа, рефлексии. Способность мыслить критически, развитые интеллектуальные качества помогают адаптироваться в новой среде, обрести независимость, проявлять активность в познании окружающего мира. На основе этой технологии можно обучить школьников добывать информацию из различных источников, определять причины возникновения проблем, разрешать конфликты, вести переговоры, взвешивать альтернативные суждения, принимать решения на основе анализа информации.

На основании вышесказанного базовая модель урока, основанная на использовании данной технологии, представляет собой последовательное прохождение трех стадий, присущих одновременно и процессу познания: вызов, осмысление, рефлексия. Эти стадии могут составлять весь урок или его отдельные части.

Используемые приемы : мозговой штурм, кластер (пучок, созвездие), карты познания, перепутанные логические цепочки.

Осмысление. Эта стадия начинается вместе с подачей новой информации. На этой стадии происходит соприкосновение учащихся с новыми знаниями, понятиями, идеями. Новая информация может быть представлена в виде текста, лекции учителя, видеофильма. Здесь происходит соотнесение новой информации с той, которой ранее располагали учащиеся, т.е. новых знаний с уже имеющимися. Во время этой фазы урока учащиеся работают самостоятельно. Задачей учителя является поддержание активности учащихся, которая была достигнута на стадии вызова.

Используемые приемы : изучение текста или его отдельных частей, просмотр видеофильма, прослушивание лекции учителя, прослушивание аудиозаписи.

Рефлексия. Целью этой стадии является закрепление полученных знаний, усвоение новой информации, формирование собственного нового знания, включение в систему знаний новых понятий, а также постановка новых вопросов и поиск ответов на них, что может послужить основой для стадии вызова к следующему уроку.

Используемые приемы : составление схемы, таблицы, обсуждение, дискуссия, краткое сочинение, кластер, карты познания, разработка мини-проекта, взаимоопрос и контроль, рисунок и др.

Познакомимся подробнее с некоторыми из приемов, которые могут быть использованы на различных стадиях урока.

Таблица. Приемы, используемые на разных стадиях урока

Стадии

Используемые приемы

Карта познания, кластер, краткое эссе, мозговой штурм, составление списка известной информации, перепутанные логические цепочки, комментарии цитат, игра «верю – не верю», определение терминов

Осмысление

Чтение с остановками и пометками, «Зигзаги I и II», чтение и суммирование в парах, интерактивная лекция, подготовка дискуссии (перекрестной, в форме диалога), лекция-конспект, лекция-вопрос, заполнение таблиц «Знаю. Узнал. Хочу узнать больше» и «Знаю. Исправляю. Дополняю», опорный конспект (в виде схемы, тезисов, рисунка), карта познания, кластер, поиск ответов на поставленные вопросы на стадии вызова (уточнение списка известной информации, исправление перепутанных логических цепочек, определение терминов, проверка утверждений)

Рефлексия

Синквейн, кластер, карта познания, эссе, заполнение третьей колонки таблиц «Знаю. Узнал. Хочу узнать больше» и «Знаю. Исправляю. Дополняю», поиск дискуссионного вопроса, проведение дискуссии, взаимоопрос и взаимопроверка, разработка мини-проекта, групповое и коллективное обсуждение, оценка работы на уроке

Карта познания

Это наглядно-графический способ обобщения знаний. Каждая карта упорядочена, индивидуальна и рациональна. Она развивает способность анализировать понятия или явления, находить между ними взаимосвязь, помогает увидеть картину в целом. В карте могут использоваться знаки, символы, рисунки, различные цвета, что способствует развитию творчества у школьников. Составлять карты интересно и увлекательно.

Правила составления карты познания

Ключевое понятие помещается в центр листа. От него отходят ветви первого порядка, на которых помещаются слова, словосочетания, образы, факты, связанные с ключевым понятием или темой. Каждое понятие обозначается не более чем 3 словами.

От этих линий отходят линии второго порядка, на которых помещаются понятия, уточняющие первоначальные, и т.д.

Линии изображаются изогнутыми, а не прямыми. Если существует связь между явлениями или понятиями, линии могут соединяться. При составлении карты необходимо использовать меньше слов, больше цвета, символов и рисунков.

В результате такой работы создается наглядная структура, графически отображающая работу мысли учащихся по теме обсуждения, что позволяет выйти на новые знания, обобщить и систематизировать информацию.

Мозговой штурм

Применяется для генерирования идей в свободной, раскованной атмосфере урока. Он позволяет за короткий промежуток времени, используя интеллектуальный потенциал каждого ученика, решить поставленную задачу. К данному приему прибегают для коллективного поиска решения проблемы, генерирования большого количества идей, вовлечения в работу как можно большего числа школьников.

В ходе работы учителю следует записывать всё, что предлагается детьми. Каждая идея, каждый факт важны и должны быть зафиксированы. Записывать идеи надо без нумерации – по мере их поступления, в краткой форме, без исправлений и комментариев или интерпретаций.

Если возникает необходимость прояснить суть какой-либо идеи, можно дать возможность ее автору высказаться после завершения мозгового штурма.

Роль учителя состоит в том, чтобы «погрузить» учащихся в проблему, объединить их в процессе коллективной деятельности. Для поддержания динамизма работа в режиме мозгового штурма не должна продолжаться более 10 мин. Мозговой штурм может быть индивидуальным, парным или групповым.

Синквейн

Этот прием используется чаще всего на стадии рефлексии, когда учащиеся закрепляют полученные знания, описывают какое-либо понятие или явление. При этом использование синквейна может придать этому процессу творческий, занимательный характер.

Синквейн – это стихотворная форма из пяти строк. Представляет собой краткую, сжатую характеристику предмета, позволяющую ученику обобщить и синтезировать информацию, развить творческие способности, а учителю выяснить, насколько у учащихся сформировалось представление о теме обсуждения, оценить понятийный багаж.

На составление синквейна не требуется много времени. Достаточно 5–10 мин. Возможна как индивидуальная, так и групповая или коллективная работа, когда из двух или более синквейнов создается один. Это дает возможность еще раз критически рассмотреть тему, повторить материал.

Правила написания синквейна

В первой строке одним словом, обычно существительным, задается тема обсуждения. Во второй строке приводятся два прилагательных, характеризующие тему обсуждения. В третьей строке, как правило, приводятся три глагола, связанные с темой обсуждения. Четвертая строка выражает отношение автора к теме обсуждения. Обычно это фраза, состоящая из четырех слов. Может быть использована какая-либо крылатая фраза, строчка из стихотворения или песни. В пятой строке приводится одно слово – синоним исходного, который расширяет представление о теме синквейна.

Краткое эссе

Этот прием может быть использован как в начале урока на стадии вызова (для выявления первоначальной осведомленности детей по теме обсуждения), так и в конце, чтобы дать возможность школьникам подытожить свои знания, а учителю выяснить, насколько успешно прошло изучение темы.

Учащимся предлагается написать, что они знают по теме обсуждения (на стадии вызова), либо узнали по данной теме на уроке. Можно также предложить учащимся задать те вопросы, на которые они не получили ответа. Учитель собирает работы, анализирует их и использует эту информацию при планировании дальнейших занятий.

«Чтение текста с одновременной его маркировкой (т.е. внесением пометок)»

Большая роль в технологии отводится работе как с художественными, так и с информационными текстами. Совокупность приемов направлена на развитие у учащихся навыков вдумчивого, осмысленного чтения, умения анализировать и синтезировать информацию, применять полученные знания на практике.

Учащимся предлагается система пометок:

«V » – галочкой отмечается то, что было ранее известно (т.е. «Знаю»);
«» – минусом отмечается то, что противоречит первоначальным представлениям читателя («Думал иначе»);
«+ » – знаком плюс отмечается новая информация («Узнал»);
«? » – вопросительный знак ставится, если у учащегося возникает желание узнать о чем-то более подробно («Хочу узнать»);
«! » – восклицательный знак может быть поставлен, если какую-либо информацию необходимо запомнить.

В зависимости от целей и задач урока учитель может выбирать необходимые пометки, либо вводить другие.

После прочтения текста с пометками на стадии рефлексии в процессе коллективной работы происходит обсуждение информации на основании следующих вопросов.

    Что из прочитанного вам уже было известно?

    Какая информация была новой для вас?

    Что вызвало сомнения или с чем вы не согласны?

    Что из прочитанного оказалось наиболее важным, что необходимо запомнить?

После обсуждения информации учащиеся, работая индивидуально в тетради, могут заполнить следующую таблицу.

«Чтение с остановками»

Этот прием может быть использован для работы с повествовательным текстом. Для этого текст делится на смысловые куски. Задачей учителя является найти оптимальные места для остановки. До начала чтения ученики должны пройти стадию вызова в любой форме. Но уже на основе названия текста, информации об авторе они могут получить первоначальные сведения по теме обсуждения. Затем, читая первую часть текста, они уточняют свои первоначальные представления.

Для обсуждения каждой части текста могут быть использованы вопросы, заданные по определенной системе, предложенной Б.Блумом. Эта система позволяет фиксировать усвоение учебного материала на различных уровнях.

Знание конкретного материала (терминологии, фактов, законов, определений, критериев и др.). Это простые вопросы, ответы на которые можно найти в тексте. При этом ученик запоминает и воспроизводит конкретную информацию.

Понимание материала. Ученик преобразует учебный материал из одной формы в другую. Интерпретирует, объясняет, кратко излагает.

Применение знаний. Ученик демонстрирует применение изученного материала в конкретных условиях, прогнозирует дальнейший ход событий.

Анализ (элементов, взаимосвязей, явлений, понятий). Ученик вычленяет части целого, выявляет взаимосвязи между ними.

Синтез. Учащиеся проявляют умение комбинировать выделенные в ходе анализа элементы с целью построения новой целостной системы. Это может быть написание сочинения, составление плана действий, решение проблемы.

Оценка. Ученик демонстрирует собственные суждения на основе имеющихся данных, эмоций и переживаний.

Типичной для критического мышления является работа с текстом с использованием следующих заданий.

    Поставить вопросы к прочитанному тексту.

    Выделить основную мысль (основной тезис) текста.

    Определить причину событий, явлений.

    Проанализировать.

    Объяснить, аргументировать собственную точку зрения.

    Провести исследование, ответить на вопросы.

Обучение в малых группах сотрудничества

Развитию коммуникативных навыков у учащихся способствуют методы обучения в малых группах сотрудничества. Добиться результата можно только при самостоятельной работе каждого ученика во взаимодействии с другими членами группы. Задача – не просто что-то сделать вместе, а познать объект или явление сообща. Нужно, чтобы каждый участник овладел необходимыми знаниями, сформировал необходимые навыки. При этом вся группа заинтересована в успехе всех участников, поскольку успех команды зависит от вклада каждого члена в отдельности. Групповая работа основывается на следующих принципах.

    Группа получает одну на всех награду в виде балльной оценки, знака отличия, похвалы и т.п. Группы не соревнуются друг с другом, поскольку команды имеют разные задачи и разное время для их выполнения.

    Индивидуальная ответственность каждого участника . Успех и неуспех всей группы зависит от удач и неудач каждого. Это заставляет всех членов команды следить за деятельностью друг друга, помогая своим товарищам.

    Равные возможности в достижении успеха . Не происходит сравнения результатов разных учеников, а сравниваются только собственные результаты с ранее достигнутыми.

Одним из вариантов обучения в сотрудничестве является технология «Зигзаг» (ажурная пила) . Для работы учащиеся объединяются в группы по 6 человек. Учебный материал разбивается на отдельные блоки. Группе предлагается для изучения свой блок. Каждый член группы изучает вопрос самостоятельно, а затем обсуждает его в группе. Далее учащиеся обмениваются информацией с членами других групп как эксперты по определенному вопросу. Затем учащиеся, изучавшие один и тот же вопрос, снова возвращаются в свои группы и обучают друг друга всему новому, что узнали сами. В процессе коллективной работы выстраивается весь текст целиком. При этом наиболее важным является умение слушать партнера, делать записи. Разновидностью этой технологии является «Зигзаг-2» . В этом случае все работают с одним и тем же материалом, но каждый член группы получает тему, над которой работает наиболее тщательно, и становится в ней экспертом. Затем проводятся встречи экспертов из разных групп, в результате чего происходит обмен информацией.

Дискуссионные формы работы

Использование дискуссионных форм работы способствует выработке у учащихся навыков совместной деятельности, умения слушать и слышать, способности стать на точку зрения партнера или склонить собеседника к собственной. Целью дискуссии является не решение той или иной проблемы, а, наоборот, углубление ее. Здесь не только происходит обмен мнениями, но и формирование собственной точки зрения на основе множества альтернативных точек зрения. Поэтому проблема, которая выносится на дискуссию, должна быть спорной, неоднозначной, должна содействовать активному вовлечению учащихся в диалог. Однако для того, чтобы принимать участие в дискуссии, учащиеся должны обладать соответствующими знаниями. Без знаний дискуссия становится беспредметной и бессодержательной. Поэтому прежде чем перейти к дискуссии, учащиеся работают с источниками информации, в которых приведены различные точки зрения по той или иной проблеме.

Правила ведения дискуссии

    Будьте открытыми и готовыми к обсуждению проблемы.

    Высказывайте свое мнение свободно и давайте возможность высказываться другим.

    Внимательно слушайте других. Стремитесь вникнуть в то, что они говорят.

    Уважайте чужое мнение. Не говорите: «Вы не правы», а только – «Я с вами не согласен».

    Споря об очевидном, вы теряете время.

    Не стремитесь любым путем одержать победу в споре. Помните: истина не принадлежит вам, как не принадлежит никому.

Перекрестная дискуссия позволяет увидеть и осмыслить проблему в целом. Именно перекрестная дискуссия позволяет избежать однозначной трактовки событий, явлений. Она интересна еще и тем, что позволяет учащимся овладеть приемами аргументации, научного доказательства, умения отстаивать собственную точку зрения, критически подходить к чужим и собственным суждениям.

Технология перекрестной дискуссии включает следующие этапы.

Формулировка дискуссионного вопроса. Вопрос, выносимый на перекрестную дискуссию, должен быть проблемным и не иметь однозначного ответа.

Формулировка аргументов «за» и «против».

Озвучивание аргументов: вначале «за», затем «против». Здесь необходимо внимательно слушать друг друга, чтобы не повторять уже сказанное.

Индивидуальная работа , во время которой пересматриваются прозвучавшие аргументы и контраргументы и каждый старается ответить на дискуссионный вопрос. Для этого можно написать краткое сочинение, используя следующую структуру.

Я принимаю во внимание мнение противоположной стороны … (далее формулируется противоположная точка зрения).

Но все-таки я считаю … (формулируется собственная точка зрения), потому, что … (излагаются наиболее весомые аргументы в пользу собственной точки зрения).

Важным этапом дискуссионной работы является осмысление каждым участником проделанной работы и оценка степени активности личности по следующим показателям

Полезная. Узнал много нового, постараюсь узнать еще больше (обращусь к другим источникам информации).
Интересная. Много думал, говорил, слушал.
Живая.
Веселая.
Скучная. (Почему?)
Трудная. (Что вызвало наибольшие трудности?)

Оценка работы группы

Наша группа справилась отлично.
Хорошо.
Посредственно. (Почему?)
Не справилась с работой. (Что помешало; что необходимо улучшить, чтобы продолжить работу вместе?)

Оценка собственной работы

Во время дискуссии инициатива была в моих руках.
Я поддерживал инициативу других, создавал благоприятную атмосферу для дискуссии.
Я был пассивен в работе, просто слушая обсуждение.
Я отказывался от работы, противопоставлял себя другим.

Ориентация на личность ребенка предполагает построение учебного процесса таким образом, чтобы в центре находится ученик, его познавательная, творческая деятельность. Роль учителя несколько иная, чем при традиционном обучении, и сводится к организации, координации учебного процесса, а результат обучения зависит от самих учащихся. Для того чтобы школьники могли адекватно оценивать себя, необходимо сформировать систему ценностей, включающую знания, поступки, возможности.

Этим целям соответствует «портфель ученика» , который содержит конкретные указания, какой материал и по каким параметрам необходимо отбирать. Ученик отбирает работы по одному или нескольким предметам. Каждая работа, отобранная в портфель, сопровождается краткими комментариями ученика по следующему плану.

1. Почему отобрана та или иная работа.
2. Что получилось в ней хорошо.
3. Что вызвало трудности.
4. Над чем в дальнейшем предстоит работать.
5. Согласен ли с оценкой учителя.

Портфель может отражать не только успешность обучения, но и коммуникативные, творческие успехи. Портфель включает в себя следующие компоненты.

1. Титульный лист.
2. Дату начала и конца сбора работ.
3. Краткие сведения о себе.
4. Краткую аннотацию успехов и трудностей в обучении.
5. Работы с комментариями ученика и учителя.
6. Информацию о любимой работе.
7. Анкеты учителей и родителей.

Кластер - это графическая форма организации информации, когда
выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде
схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой
изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного
материала.
Кластер как один из методов критического мышления
Современная система образования ориентирована на формирование у
учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является
педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие
учащихся. Кластер - один из его методов (приемов).
К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий:
 вызов,
 осмысление,
 рефлексия.
На первом этапе происходит активизация, вовлечение всех участников
коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся
знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка
вопросов, на которые хочется найти ответы. На фазе осмысления
организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ

На стадии рефлексии полученные
полученных фактов.
знания
перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.
Прием кластера может применяться на любой из стадий.
 На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по
теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования
познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до
начала изучения темы.

 На стадии осмысления использование кластера позволяет
структурировать учебный материал.
 На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию
систематизирования полученных знаний.
Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей
стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют
всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему
добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный
прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и
анализировать, выделяя основное.
Основные принципы составления кластера
Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В
центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются
крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми
линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие
идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже
вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее
значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и
расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории,
обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом
материале.
Правила оформления кластера на уроке
В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен
на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при
выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно
использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это
позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить
общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.
Рекомендации по составлению кластера
Существует несколько рекомендаций по составлению кластера. При его
создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум,
даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы
неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены.
Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая

работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться
значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить
как можно больше связей между ними. В процессе анализа все
систематизируется и станет на свои места.
Применение метода кластер
Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при
изучении самых разных тем.
Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно
любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в
зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и
коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на
стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся
создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в
качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе
персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется
общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ
организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания. В последнем
случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении.
Пример
В качестве примера приведем составление кластера на уроке обществознания
при изучении темы «Монархия». В самом начале работы учащиеся
высказывают все имеющиеся у них знания по данному вопросу,
предположения и ассоциации. Например, форма правления, власть, глава
государства, царь, монарх, единовластие. Учитель фиксирует их на доске.
Далее следует чтение параграфа из учебника. В ходе ознакомления с
материалом (или по результату прочтения), схема дополняется новыми
фактами. Учитель дописывает их, используя цветной мел. Итогом урока
должен стать анализ полученной картины, с обсуждением верности или
неверности первоначальных суждений и обобщением полученной
информации.
Достоинства и результаты применения приема
Применение кластера имеет следующие достоинства:
 он позволяет охватить большой объем информации;
 вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это
интересно;
 дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха
ошибиться, высказать неверное суждение.
В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:
 умение ставить вопросы;
 выделять главное;
 устанавливать причинно­следственные связи и строить умозаключения;

 переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
 сравнивать и анализировать;
 проводить аналогии.
Что дает применение метода кластера на уроках детям? Прием кластера
развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только
учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и
высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и
новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения
нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.
Выводы. Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность
проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой
деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в
образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют
обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного
достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта