«Аргументация. Привлечение литературного материала» – один из основных критериев оценки итогового сочинения. Грамотно используя литературные источники, учащийся демонстрирует свою эрудицию и глубокое понимание поставленной проблемы. При этом важно не просто дать ссылку на произведение, но и умело включить его в рассуждение, проанализировав конкретные эпизоды, соответствующие выбранной теме. Как это сделать? Предлагаем вам в качестве примера аргументы из литературы по направлению «Равнодушие и отзывчивость» из 10 известных произведений.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
«Телеграмма»(анализ рассказа)
Слово учителя.
Рассказ «Телеграмма» впервые был напечатан в журнале «Огонёк» №8 в 1946 году.
По рассказу в студии Мосфильма летом 1957 года была снята короткометражная картина режиссёром.
Паустовский писал очерки, литературные портреты о знаменитых людях:композиторе Эдварде Григе («Корзина с еловыми шишками»),М Горьком («День смерти Горького»),Диккенсе («Случай с Диккенсом») и др.
Но у него много рассказов о простых людях, которые никого не оставляют равнодушными.
«Телеграмма»-один из них.
Проверим, внимательно ли вы прочитали рассказ «Телеграмма». ВИКТОРИНА.
1.Где и в каком месяце происходит действие?
(В усадьбе Катер. Петр. в селе Заборье в октябре-ноябре).
2.Какой журнал пылился на столе К. П.?
(«Вестник Европы»)
3.Эскиз какой картины подарил Крамской отцу К. П.?
(«Незнакомка в бархатной шкбке»)
4.Похороны какого писателя видела в?
5.Кем был отец К. П.?
(Известным художником).
6.Кто послал телеграмму Насте?
(Сторож Тихон).
7.Кем работала Настя в Союзе художников?
(Секретарём).
8.Как её называли художники?
(Сольвейг).
9.Чьи «сверлящие» глаза смотрели на Настю?
10. догадалась, что телеграмму прислала не дочь?
(По взволнованному состоянию Тихона).
11.Кто и кому сказал:»…за добро плати добром, не будь пустельгой»?
(Тихон Манюшке).
12.»Эх, горе её горькое, страданье неписаное!» К кому обращены слова Тихона?
(К Катер. Петр.)
События в рассказе развёртываются во времени.
Как оно изображается? (Звучит фрагмент «Октябрь» из «Времён года» .)
Пейзаж описан МРАЧНЫМИ красками
«Октябрь был на редкость ХОЛОДНЫЙ, НЕНАСТНЫЙ.. Тесовые крыши ПОЧЕРНЕЛИ.»
«СПУТАННАЯ трава в саду ПОЛЕГЛА.»(Олицетворение»)
«…Доцветал и никак не мог ДОцвесть…один только маленький подсолнечник у забора»
(Приставка ДО - означает конец действия).
Вывод. Осенний пейзаж Паустовского холоден и б е с п р и ю т е н, таков он и в музыке Чайковского-мы ощущаем грусть, печаль, тоску…
Настоящее время (ЕСТЕСТВЕННОЕ) МЕДЛЕННО протекает для Катерины Петровны. За счёт каких деталей автор усиливает ощущение беспросветного одиночества Катерины Петровны?
А).Описание интерьера.
Ей «СТАЛО ЕЩЁ ТРУДНЕЕ вставать по утрам», видеть «ВСЁ ТО ЖЕ»:комнаты с запахом «НЕТОПЛЕНЫХ ПЕЧЕЙ», «ПОЖЕЛТЕВШИЕ чашки»,»ДАВНО НЕ ЧИЩЕНЫЙ САМОВАР».
«В комнатах было ВСЁ СУМРАЧНО».
Вывод. Никаких событий в жизни Катер. Петр. не происходит(ни встречи, ни разлуки).. . Время бессобытийноПоэтому оно ползучее. Оно не может быть основным временем рассказа. Оно используется автором как побочное, переплетается с другими
Это время к р и з и с а и ж и з н е н н о г о п е р е л о м а.
Для этого он вводит в рассказ даты, имена, реалии…Найдите это в тексте.
А).На столе лежал «пыльный «Вестник Европы» (Это ежемесячный литературно-политический журнал буржуазно-либерального направления, с 1866-1867 г. г.выходил в Петербурге по 4тома в год. Первым редактором был)
Б).Катерина Петровна «ТОЛЬКО ПО ПАМЯТИ знала», что картина, потускневшая от времени,-это «портрет её отца», а рядом висит «В ЗОЛОТОЙ РАМЕ» подарок Крамского отцу - эскиз к его «Незнакомке в бархатной шубке».(Это вторая половина 19 века)
Слово «дом» имеет несколько значений(работа с «Толковым словарём»)
А).:Ж. илое здание со всем хозяйством.(описание усадьбы в Заборье),
Б)люди, живущие в нём (Кат. Петр.,её отец и Настя),
В).династия, род (устар.)(вымирание рода:отец-Катер. Петр.-Настя-?)
Найдите описание усадьбы. Какое впечатление она производит? Почему?
(Выступление 1 творческой группы).
Дом построил её отец, известный художник, вернувшийся в старости из Петербурга в родное село Заборье. Дом был «мемориальный, т. к. « находился под охраной областного музея.»
В нём - «продавленный диван», печка, из-за которой,»обманутая тишиной»,выбегала мышь и нюхала «застоявшийся воздух».
Дом окружал сад с засохшими деревьями. «Ветер сбивал последние листья».В глубине сада-заколоченная калитка, свидетельствующая о том, что, видимо, давно не было гостей в этом доме.
И только «облетевший, озябший» клён, посаженный когда-то Катериной Петровной, «девушкой-хохотушкой»,был ей родным:»она посадила его давно»; как и ей, «ему некуда было уйти от этой бесприютной. ветреной ночи».Это дерево воспринимается его хозяйкой как живое существо:они оба одиноки, слабы.
Вывод. Тягостное впечатление - неуютно, нет хозяина.
Расскажите о хозяевах этой усадьбы.(Выступление 2 творческой группы).
Отец был образованным человеком: знаком с художником Ив. Ник. Крамским(1837-1887). Одно лето он провёл с дочерью в Париже, где она:видела похороны Виктора Гюго », известного французского писателя. Это было в прошлом.
Сейчас здесь живёт в одиночестве Катер. Петр.-старый, больной человек, одевается в старый салоп(верхняя женская одежда, род круглого плаща),на голове-тёплый платок. Она давно не выходила из дома. Плохо видит.
У Катер. Петр. есть дочь Настя, «единственный родной человек»,которая живёт далеко, в Ленинграде, мать навещает редко («последний раз приезжала 3 года назад»)
«Малелькая, сгорбленная старушка» жила только воспоминаниями о ней: «в рыжем кожаном ридикюле» хранила «какие-то бумажки»,но почему-то не хотела говорить о ней со сторожем Тихоном, зато потом «начинала тихонько плакать».Видимо, поэтому время для неё тянется медленно. Мать понимала, что Насте теперь «не до неё, старухи. У них, молодых, свои дела, свои непонятные интересы, своё счастье» (Слово «Свои» повторяется трижды-так автор показывает отчуждение). «Лучше не мешать». Поэтому мать редко писала письма, но Настя раз в 2-3 месяца переводила матери деньги.
Раскройте матафорический смысл предложений:
«Керосиновый ночник вздрагивал на её столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме…»
Метафора-это скрытое сравнение. Поэтому, скорее всего, автор сопоставляет с керосиновым ночником Настю.
Они (ночник и Настя)-«единственные живые существа в покинутом доме»,без «слабого огня»которых(моральной поддержки дочери) она «не знала бы, как дожить до утра» (чего-то светлого в её жизни).Ведь жизнь теперь для неё-это «бесприютная, ветреная ночь»
Действительно, кроме них, никто не мог скрасить её одиночества. Люди рядом с ней были. И неплохие:добрые, трудолюбивые, искренние. Соседка Манюшка прибегала, чтобы принести воды из колодца, подмести полы, поставить самовар, Тихон, почитавший её отца, рубил в саду засохшие деревья, пилил их, колол на дрова. Тоже проявлял жалость. Но близкими их нельзя назвать.
Чего же не хватало Катерине Петровне?
Общения с самым близким человеком, духовного общения, ведь ей хотелось поговорить «о картинах, петербургской жизни».Поэтому «ночи были …долгие» для неё, а «рассвет всё медлил».
Почему Насти не было рядом с матерью?
«Материнское сердце в детях, а детское-в камне». Может, поэтому?
Или она «пустельга»,по определению Тихона?(Пустельга-пустой, ничтожный человек)
А).Настя работала секретарём в Союзе художников: устраивала выставки, конкурсы
Письмо от матери она получила на службе, решила прочитать после работы.
Письма матери у неё вызывали «вздох облегчения»(пишет-значит, жива) и глухое беспокойство (каждое письмо-«безмолвный укор»).
Значит, не совсем закаменело её сердце.
Б).Она помогла молодому скульптору Тимофееву.
В мастерской у него было холодно, обогревался керосинкой:»Ветер посвистывал в рамах и шевелил на полу старые газеты».» Ревматизм в руках от мокрой глины» Жаловался на то, что его »затирают и не дают развернуться».Но он «готов драться» за правду.
Настя «ушла от него с твёрдым решением вырвать во что бы то ни стало этого талантливого человека из безвестности»
Потом долго говорила с председателем Союза художников, «горячилась»(это разве не проявление чувств?!),и тот согласился устроить выставку работ Тимофеева.
2 недели возилась с устройством выставки:»приходила в отчаяние», «обижалась» на неуживчивого скульптора скульптора, но своего добилась «Выставка удалась».Настя «смутилась до слёз»когда Першин похвалил её за это.
Вывд. Настя искренне заботится о Тимофееве, не обижается на капризы скульптора. Она чувствует себя нужной людям, ей хочется, чтобы её считали активным, интересным человеком (Это э г о и з м?..)
Значит, у неё не каменное сердце?..Как же заботящаяся о других Настя проявляет равнодушие к матери? Выдерживает ли она испытание на истинную человечность?
А).Ей некогда было «вырваться» (Выставка Тимофеева).
Б).Промелькнула мысль о трудной дороге: «переполненных поездах»,»пересадке на узкоколейку, тряской телеге,…н е и з б е ж н ы х материнских слезах,…о с к у к е сельских дней…»
В).Скрывала на службе содержание телеграммы (Мать «помирает»),сказав, что телеграмма от знакомой..Стыдится матери?..
Поэтому отложила отъезд.
Г).Вспомним, за что художники звали её Сольвейг: «за русые волосы и большие х о л о - д н ы е глаза».
(Сольвейг-героиня драмы-поэмы «Пер Гюнт» норвежского драматурга Генрика Ибсена (1828-1906)
Холодный взгляд-бездушный, суровый.
Паустовский-мастер деталей. Найдите детали, подчёркивающие, что не дождётся мать своей «ненаглядной» дочери.(Поиск ключевых слов).
-«доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только… п о д с о л н е ч –
н и к у забора». «позабытые з в ё з д ы»,смотревшие ночью на землю(прошлое),
-«керосиновый ночник», «жестяная пустота», «облетевший, озябший клён» (настоящее),
-«холодные глаза» Сольвейг(будущее?!...).
Под чьим влиянием и как происходит прозрение Насти? (Две встречи со скульптурой)
А).В мастерской скульптора Настя «вздрогнула».
«Насмешливо, зная её насквозь, смотрел на неё остроносый сутулый человек» (Это была скульптура.)
«А письмо-то в сумочке нераспечатанное,-казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза.-Эх, ты, сорока!»(Усмешка Гоголя)
б).На выставке, когда она постеснялась сказать содержание телеграммы,
«…чей-то взгляд, тяжёлый и пронзительный, Настя всё время чувствовала на себе «.
«Гоголь смотрел на неё, усмехаясь.» «Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: «Эх, ты!» (С презрением!)
Именно после этого Настя в ы б е ж а л а с выставки на улицу, г о р ь к о з а п л а - к а л а.
Она в д р у г поняла, «что никто её так не любил, как эта дряхлая, б р о ш е н н а я всеми старушка, там, в скучном Заборье» За последний год она в п е р в ы е произнесла слова «мама» («Поздно! Маму я уже не увижу.»)
«Как же это могло так случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет, и не будет роднее. Лишь бы успеть…лишь бы простила.»
Но она опоздала. Мать не дождалась. В Заборье Настя приехала на второй день после похорон. Застала свежий могильный холм на кладбище и «холодную, тёмную комнату Катерины Петровны, из которой, казалось, жизнь ушла уже давным-давно».
Уехала из Заборья крадучись, ей казалось, «что никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с неё н е п о п р а в и м о й в и н ы…»
Вот что осталось Насте. ЗНАЧИТ, МОЖНО МНОГОЕ ПОТЕРЯТЬ В СУЕТЕ ЖИЗНИ….
Чтение ученицей стих Л. Татьяничевой «Опаздывают поезда…»
Опаздывают поезда,
Опаздывают вёсны,
Опаздывают иногда
Зажечься в небе звёзды.
Усеять пажни серебром
Опаздывает замять.
И за добро платить добром
Опаздывает память.
Опаздывает почтальон
И даже –«неотложка».
А в чьём-то доме за столом
Осиротеет ложка…
Опаздывает иногда
Ко времени и гордость.
Но не простительно, когда
Опаздывает совесть.
.К кому, по-вашему, обращена телеграмма? О чём предупреждает писатель?
Звучит лирическая пьеса Эдварда Грига «Сольвейг».
Дом зад. . «Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу,-это мать». М. Горький.
Как вы понимаете смысл этого высказывания?(Сочинение-миниатюра).
Людям часто не хватает доброты со стороны своего окружения, понимания того, что они нужны своим близким, обществу, а равнодушие и безразличие, их порой убивает.
В произведении Константина Паустовского «Телеграмма» перед нами предстаёт равнодушие по отношению к близким на примере дочери Насти к своей постаревшей матери Катерине Петровне. Катерина Петровна жила одна в деревне, дочь была занята своей карьерой в Ленинграде. Письма от получала редко, Настя присылала ей по 200 рублей два раза в месяц, но её больше волновали письма дочери, приходившие вместе с деньгами, она тосковала по дочери. Только потом Настя осознала, что никто её так не любил, как её мама, которая была одинока и умирала в одиночестве. Не будь настя такой жестокой, а равнодушие это тоже жестокость по отношению к близким, мама бы может и пожила по-дольше.
Николай Гоголь в своём произведении «Шинель» показывает также равнодушие к маленькому человечку Акакию Башмачкину, отсутствие которого заметили только на четвёртый день, проблемы этого персонажа никого не интересовали, поэтому, его столкновение с жестокостью окружающего мира, приводит его к смерти.
Человеческая доброта - это умение и желание относиться к другим людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе: с пониманием, сочувствием, с действенной поддержкой, теплом и любовью. Жестокость - противоположное качество, проявляющееся часто в равнодушии, эгоистическом желании реализовать свои планы за счёт других, в игнорировании интересов окружающих, а не только в сознательном причинении им боли.
Самое страшное, когда жестокость проявляется к родному человеку, который дал тебе жизнь. В произведении «Телеграмма» очень выразительно показана жестокость как равнодушие. Впечатляет отсутствие живых человеческих чувств Насти к родной маме и отсутствие доброты как нормы отношений между близкими людьми.
Если в «Телеграмме» показана жестокость в отношениях между людьми, то в повести Н.Гоголя «Шинель» безразличие, равнодушие к маленькому человечку Акакию Башмачкину показаны как олицетворение жестокости общества. Яркая деталь: отсутствие несчастного (смерть) заметили только на четвёртый день, что говорит о том, что он не был для общества человеком, а лишь исполнителем функций.
Очень разные произведения, по разному раскрывается тема доброты и жестокости. В «Телеграмме» Настя жестока к своей матери, жестока от непонимания, от равнодушия, от увлеченности городской жизнью, от суеты, жестока не от злости, но от недостатка доброты, глубины души.
В «Шинели» показана жестокость общества, тоже состоящего не из злодеев, а просто из равнодушных людей.
И в том и в другом случае вполне можно сказать, что равнодушие едва ли не худшая форма жестокости.
вопрос достаточно обширен, поэтому можно попытаться освятить все его основные моменты. что такое доброта? доброта - это проявление светлых чувств по отношению ко всему окружающему. что значит добрые чувства? это способность помочь в трудную минуту, не оставить в беде, уделять внимание, сказать ласковое слово, в конце концов, приободрить в трудной ситуации. свойственно ли это чувство всем?
думаю, нет. так уж устроен наш мир, что идеально в нем все быть не может. поэтому наряду с этим светлым чувством есть понятие жестокости. в каких аспектах можно рассматривать данные понятия? безусловно, это отношения между людьми, это отношения к животным, к природе в целом, отношение к самому себе. если брать в качестве примера произведения «Телеграмма» и «Шинель», то по первому можно сказать следующее. главная героиня, Настя, была жестока по отношению к своей матери, потому что отодвинула ее на второй план, в первую очередь же была зациклена на своей работе. в повести «Шинель» Акакий Акакиевич Башмачкин сталкивается с жестокостью окружающего мира по отношению к себе. так как он не имеет высокого звания и чина, не имеет денег, то и его проблемы никого не волнуют. такая жестокость приводит к смерти героя.
“Телеграмма” – произведение, написанное Паустовским. В Википедии можно подробнее узнать об авторе и его творчестве.
Паустовский обращается к теме “отцов и детей”, что, безусловно, не оставит читателя безразличным. Проблема актуальная, острая, свойственна каждому, у кого есть или была семья. Краткое содержание “Телеграммы” Паустовского позволит проникнуться теми переживаниями, что заложил в неё автор, почерпнув основную идею.
А также познакомиться с героями и понять причины их поступков. Для полноты картины при необходимости лучше, конечно, ознакомиться с текстом целиком. Он занимает всего двенадцать машинописных страниц.
Рассказ перед нами или повесть? “Телеграмма” Паустовского – короткий рассказ . Его можно условно поделить на пять частей, каждая из которых несёт определённую смысловую нагрузку в сюжете:
Первая часть – представление матери, Катерины Петровны. Рассказывается о том, что старушка живёт в глухой деревне одна и имеет дочь. Вторая часть – знакомство с Настей, описание её работы. В третьей происходит кульминационный момент – зарождение и отправка самой телеграммы матерью о своей болезни. Там же неравнодушный ко всему мужик Тихон высылает ответ якобы от дочери для Катерины Петровны. Но та понимает и благодарит его за душевный порыв , не получая, однако, истинного письма от Насти. В четвёртой дочь приезжает, да не застаёт мать живой. И в пятой происходит переосмысление ею своего поступка, подведение итогов.
Читайте краткое содержание и узнаете что: Катерина Петровна доживает свой век в удалённой от города деревушке. Её дом был построен ещё дедом, талантливым художником. Женщина малообщительна и практически не имеет контактов с односельчанами, но у неё есть дочь, занимающаяся важной работой и высылающая матери денег. В какой-то момент Катерина Петровна понимает, что смертельно больна и хочет повидаться с дочерью напоследок, в чём и просит её в телеграмме. Однако Настя не принимает письмо всерьёз и выезжает спустя две недели, когда узнаёт, что смерть матери не за горами. Девушка опаздывает на похороны и испытывает горечь, запоздалое раскаяние за свою медлительность.
Всех героев можно поделить на группы:
Катерина Петровна, вероятнее всего, происходит из дворянского рода. Паустовский намекает, что она воспитывалась в интеллигентной семье, разбирающейся в искусстве. В молодости женщина бывала в обществе творческих людей, а в Париже застала похороны Виктора Гюго. Катерина Петровна образованна и духовно развита.
Но в деревне она никому не нужна , ей не с кем обмолвиться словом. У женщины шикарный гардероб дворянки, небывалая там роскошь. Тем не менее находятся небезразличные знакомые, которые навещают старушку. Среди них и сторож Тихон, и девочка, и почтальон. Катерина Петровна ждёт участия только от одного человека – своей дочери. Та присылает ей скупые отписки, ссылаясь на занятость. Мать и боится лишний раз потревожить своими телеграммами, лишь единожды не выдержав и отправив её первой. Когда находится при смерти.
Настя – неопытна и только познаёт мир вокруг себя. В ней много амбиций и иллюзий. Девушка кажется душевной и трепетной, но своей матери уделяет мало внимания. Откликается на призыв о помощи не с первого раза, да и то на чужое письмо.
Тихон – работяга , малограмотный, но искренний и отзывчив душой к чужим бедам. Он – сторож в доме умирающей женщины. В его сердце ещё живы воспоминания об отце Катерины Петровны, Тихон уважает и её саму, как образованную и вежливую даму. Он проникается её бедой и составляет ответное письмо якобы от дочери. Несмотря на то, что обман был понят женщиной , старушка поблагодарила Тихона за участие. А сам его поступок можно считать бескорыстным порывом души, светлой и доброй. Его телеграмма – символ рассказа.
Настя раскаивается, да поздно. Из деревни уезжает в слезах, ей стыдно. Паустовский не даёт конкретной оценки поведению девушки. Но через скульптуру Гоголя как бы передаёт зов совести и разума. Настя чувствует на себе, как была неправа, как опрометчиво поступила, откладывая последнюю встречу с матерью.
В результате читатель понимает , что дочь, какой бы чёрствой ни казалась, всё же пробудилась и признала свою вину, пусть и тяжёлым крестом станет для неё теперь эта ошибка. Всё-таки рассказ несёт в себе светлую мысль и даёт возможность учиться на чужих ошибках. Любить и беречь своих родителей, пока те живы, а не думать только об эгоистичных желаниях.
Читайте короткое произведение Паустовского и делайте собственные выводы.
Отношение человека к родителям, равнодушие по отношению к близким.
Очень часто дети забывают о своих родителя, погружаясь в свои заботы и дела. Так, например, в рассказе К.Г. Паустовского « » показано отношение дочери к своей постаревшей матери. Катерина Петровна жила одна в деревне, в то время как дочь была занята своей карьерой в Ленинграде. Последний раз Настя видела свою мать 3 года назад, письма писала крайне редко, раз в два-три месяца присылала ей 200 рублей. Эти деньги мало волновали Катерину Петровну, она перечитала несколько строк, которые дочь писала вместе с переводом (о том, что нет времени не только на чтобы приехать, но и на то, чтобы написать нормальное письмо). Катерина Петровна очень тосковала по дочери, прислушивалась к каждому шороху. Когда ей стало совсем плохо, она попросила дочь приехать, чтобы повидаться перед смертью, но Настя не успела. Было много дел, она не восприняла слова матери всерьез. За этим письмом последовала телеграмма о том, что ее мать умирает. Только тогда Настя осознала, что «никто ее так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка». Она поняла слишком поздно то, что никого роднее, чем мама в ее жизни никогда не было и уже не будет. Настя отправилась в деревню, чтобы увидеть свою маму последний раз в жизни, чтобы попросить прощения и сказать самые важные слова, но не успела. Катерина Петровна умерла. Настя даже не успела попрощаться с ней и уехала с осознанием «непоправимой вины и невыносимой тяжести».