Главная » Съедобные грибы » Рассуждение доказательство объяснение размышление. Доказательства в рассуждении

Рассуждение доказательство объяснение размышление. Доказательства в рассуждении

Морфологические нормы.

Задание А3 (морфологические нормы русского языка) проверяет твое умение правильно выбирать форму слова следующих частей речи:

имени существительного;

имени прилагательного и наречия;

имени числительного;

местоимения;

Подробно об остальных частях речи можно почитать в статье морфологический анализ слова .

Имя существительное.

Правило.

1) Предложный падеж единственного числа (окончания – у или –е):

У используется в случае обстоятельственного значения: в шкафу, в саду.

Е при объектном значении: разбираться в саде.

2) Именительный падеж множественного числа (окончания –а или –ы).

Различай!


3) Употребление форм рода

Различай!

Имя прилагательное и наречие (степени сравнения).

степень сравнительная степень ( обозначает признак, проявляющийся в большей или меньшей степени) превосходная степень ( обозначает признак, проявляющийся в каком-либо предмете в наибольшей степени)
простая форма: суффиксы: -Е, -ЕЕ, -ЕЙ, -ШЕ суффиксы –АЙШ, -ЕЙШ,

иногда: приставка НАИ- + суффиксы –АЙШ, -ЕЙШ

У наречия простой превосходной степени нет!

составная форма: БОЛЕЕ, МЕНЕЕ + прилагательное (наречие) в начальной форме 1) простая сравнительная степень + ВСЕХ (ВСЕГО)

2) САМЫЙ, НАИБОЛЕЕ + прилагательное в начальной форме (только для прилагательного)

Правило.

НЕЛЬЗЯ соединять формы превосходной и сравнительной степени, а также простые и составные формы обеих степеней сравнения!

Например, НЕЛЬЗЯ самый тончайший, более худшее, наименее красивее.

МОЖНО самый тонкий или тончайший, более худой или хуже, наименее красивый или красивее.

Помни!

бойкий – бойчее и бойче,

гибкий – гибче,

гладкий – глаже,

глубокий – глубже,

горький (опыт) – горше,

горький (на вкус) – горче,

дикий – диче или дичее,

ловкий – ловче или ловчее,

мелкий – мельче,

узкий – уже,

хлёсткий – хлестче

Имя числительное.

склонение числительных

Различай!

количественные числительные

(сколько?)

порядковые числительные

(который по счету?)

склоняются все слова:

Р.п. (нет) семисот восьмидесяти двух

Т.п. (чем?) семьюстами восьмьюдесятью двумя

  • полтора:

И.,В. – полтор а (м., ср.р.), полтор ы (ж.р.)

Р., Д., Т., П. – пол у тор а

  • сорок, девяносто, сто:

И., В. – нулевое окончание ,

Р., Д., Т., П. – окончание –а

  • десятки

обе части оканчиваются одинаково

пят и десят и , пять ю десять ю

  • сотни:

склоняются обе части, в случае затруднения подставь вместо слова сот – нота

И.,В. пять нот – пять сот.

Р. пяти нот – пят и сот.

Д. пяти нотам – пят и ст ам

Т. пятью нотами – пять ю ст ами

П. о пяти нотах – о пят и ст ах

склоняется только последнее слово

до тысяча шестьсот восемьдесят шестого (года)

в две тысячи пятьсот девяносто седьмом (году)

При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в родительном падеже:

к пятому января,

перед первым сентября

сочетание собирательных числительных с существительными

Местоимение.

Ошибка Пример Исправленный вариант
случаи неверного употребления личного местоимения 3-го лица в косвенных падежах с предлогом (без начального н) я к ей с душой я к ней с душой
Ловушка! После некоторых предлогов у местоимений нет начального н-:благодаря ему, включая его, вне его, вопреки ему, вслед ему, навстречу ему, наперекор ему, наподобие его, подобно ему, посредине его (но: посреди него!), посредством его, согласно ему
сочетания с ней, для ней, от ней имеют архаический характер от ней что годно можно ожидать от нее что годно можно ожидать
ошибочное образование формы родительного падежа вопросительного (относительного) местоимения сколько Ейное отношение к игрокам возмутительно. Ихняя коза бодается Её отношение к игрокам возмутительно. Их коза бодается
неоправданный пропуск возвратного местоимения себя Она ничего не представляет!

Позволю перейти к следующему вопросу

Она ничего собой не представляет!

Позволю себе перейти к следующему вопросу

местоимение как лишнее слово Эта ведущая, она сама – слабейшее звено Она, эта ведущая, слабейшее звено
нарушение связи между подлежащим и сказуемым и нарушение согласования с замещаемым словом.

Со словами КТО и ЧТО – сказуемое ставится только в ед.ч.!

У тех, кто выступают против меня, будут проблемы

Все, кто не знают ответов, должен покинуть игру

У тех, кто выступает против меня, будут проблемы

Все, кто не знает ответов, должны покинуть игру

двусмысленность при употреблении местоимения Аркадий и Борис заспорили, и его (кого именно?) не удивило, почему я его не поддержал

Глагол.

Правило.

У глаголов УБЕДИТЬ, ПОБЕДИТЬ, ОЩУТИТЬ, ОЧУТИТЬСЯ, ПРОНЗИТЬ, ВИСЕТЬ, ДЕРЗИТЬ, ЧУДИТЬ, ДУДЕТЬ, КОЛОСИТЬСЯ, ОТНЯТЬСЯ, ГОРЧИТЬ, ОТПОЧКОВАТЬСЯ, БУЗИТЬ, РЖАВЕТЬ и некоторых других не употребляются формы 1-го лица единственного числа: я дерзю, дудю, бузю.


Алгоритм действий.

1) Определи, формы какой части речи представлены в вариантах ответа.

2) Выяви основные признаки данной формы (определи род, число, падеж, лицо и т.д.)

3) Подумай, где могут содержаться ошибки.

Разбор задания.

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) в тысяча восьмисотом году

2) несколько горячих оладий

3) лягте на пол

4) идти навстречу ним

Вариант №1.

В тысяча восьмисотом году – нас интересует порядковое числительное в форме предложного падежа. Вспоминаем: в порядковом числительном при склонении должна изменяться только последняя часть, то есть тысяча остается неизменной, изменяется только восемьсот. Значит, форма образована правильно.

Вариант №2.

Несколько горячих оладий . Обращаем внимание на существительное оладий , которое стоит в форме родительного падежа множественного числа. Необходимо вспомнить правила использования вариантов окончаний: -ов, нулевого, -ей. Ставим в начальную форму – оладья , это существительное женского рода с безударным окончанием –ья. Таким образом, окончание в Р.п. мн. ч. должно быть нулевое: оладий образовано правильно.

Рассуждение – это тип речи, целью которого является выяснение какого-либо понятия, доказательство или опровержение какой-нибудь мысли. С логической точки зрения рассуждение – это цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенная в последовательной форме.

Рассуждением называется ряд суждений, относящийся к какому-либо вопросу. При этом суждения следуют одно за другим таким образом, что из первого суждения необходимо вытекает второе, а в результате мы получаем ответ на поставленный вопрос. Одно из суждений содержит общее правило (большая посылка), другое – частный случай (меньшая посылка).

Итак, в основе рассуждения лежит умозаключение, например:

«Все граждане Казахстана имеет право на образование.

Ахметов – гражданин Казахстана. Следовательно, Ахметов имеет право на образование». Однако умозаключение редко встречается в чистом виде в речи. Чаще выступает в форме рассуждения.

Рассуждение как тип речи широко встречается в научном стиле, например: «Термин (лат. терминус – граница, предел) – слово или словосочетание, являющееся названием определенного понятия какой-нибудь специальной области науки, техники, искусства. Термин имеет только одно значение». (С.И.Ожегов).

В художественной литературе писатель (нередко устами своих героев) говорит о тех вечных истинах: любви, ненависти, жизни, смерти. Вот один из текстов- рассуждений, принадлежащий классику казахской литературы Абаю Кунанбаеву:

« Есть ли у человека что-либо дороже сердца? Но у нас, казахов, среди всех качеств сердца признается лишь воинственность или доблесть. Иных свойств этого благородного органа мы не различаем. А между тем и сострадание, и доброта, и радушие к людям, пусть даже чужим и незнакомым, и справедливость к ним, когда не желаешь им ничего, чего не желаешь себе, все это находится в ведении сердца. Когда язык покорствует сердцу, попирается ложь».

Включая в художественный текст рассуждение, писатель непосредственно высказывает свои мысли, взгляды, пытаясь не только художественно, но и философски осмыслить действительность.

Виды рассуждений

Рассуждения бывают трех видов: рассуждение-объяснение, рассуждение-доказательство, рассуждение-размышление.

Рассуждение-доказательство строится по следующей схеме: экспозиция (подведение к вопросу) – вопрос - ответ на вопрос (тезис) - доказательство тезиса - выводы.

Доказательство истинности тезиса и становится основной частью текста- рассуждения.

Рассуждение-объяснение предполагает, что главное утверждение текста истинно, поэтому нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса. Главная задача текста заключается в раскрытии содержания тезиса.

При построении текстов- рассуждений следует опираться на следующие правила:

1. Доказательство и объяснение строятся по одной схеме: экспозиция -вопрос-ответ на вопрос (тезис)-доказательство тезиса- выводы.

2. После тезиса в доказательстве естественным является вопрос почему?, после тезиса в объяснении вопроспочему? кажется искусственным и неуместным.

3. После тезиса в объяснении используется, как правило, слова и выражения типа: оказалось…,дело в том…, что…,вот почему…,вот…,например…, об этом свидетельствует такие факты, как…, как выяснилось…

4. Схема рассуждения-доказательства и рассуждения-объяснения на практике довольно часто реализуется в сокращенном виде: иногда опускается вопрос, часто отсутствуют выводы, нередко нет экспозиции. Во всех случаях пропуск объясняется тем, что рассуждение является понятным и без пропущенных компонентов «идеального» рассуждения, так как все эти пропущенные компоненты легко домысливаются или подразумеваются. Таким образом, обязательными частями рассуждения являются тезис и его доказательство. Экспозиция, проблемный вопрос, выводы могут либо присутствовать в тексте, либо отсутствовать.

Приведем пример текста- рассуждения (рассуждение-доказательство):

«Сложное синтаксическое целое – это речевая единица, отрезок речи, состоящий из нескольких предложений, объединенных по смыслу. Такой ряд предложений имеет и другое название - «сверхфразовое единство». Почему сверхфразовое? Потому что это единство выходит за пределы одного предложения. Чаще всего оно совпадает с абзацем. Абзац характеризуются единством темы. Переход к новой теме должен быть обозначен в письменной речи новым абзацем. Но бывает и не так… »


Для того, чтобы совершенствовать,

развивать ум, надо больше рассуждать, чем заучивать.

Рене Декар 16 век, французский физик,

математик, философ.


описание

повествование

рассуждение

Типы текста


Определите тип речи, объясните свою точку зрения.

На солнце нельзя было смотреть. Лохматыми, ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи нерастаявшего снега. По краям они золотились, разбрасывая по небу искорки. (А. Толстой)

описание


Текст относится к описанию , потому что здесь описываются лохматые, ослепительные потоки солнца, синее небо, по которому плыли облака, и к ним можно задать вопрос какой?


Никита распахнул дверь и сел на крыльцо. К самым ногам подкатился ручеек, коснулся ног и побежал дальше по своим делам. Никита осторожно опустил в его воды кораблик-щепку и долго смотрел ему вслед. А потом резко встал, улыбнулся солнышку, ручейку. Боль отступила, и в душе запело стозвоном: “Весна пришла!” (А. Толстой)

повествование


Текст относится к повествованию , потому что здесь рассказывается о том, как Никита распахнул дверь, сел на крыльцо, потом опустил кораблик в ручеёк и долго смотрел ему вслед, а потом резко встал и улыбнулся солнышку, и к этим словом можно задать вопрос что делал?


Самое лучшее время года - весна. Тает снег, солнышко греет ласково, приветливо. Просыпается земля, пробуждается природа. Все цветет и ликует! Весну нельзя не любить!

рассуждение


Этот текст относится к рассуждению , потому что в начале текста есть утверждение, затем его доказательство и заканчивается выводом.


Структура текста-рассуждения

ТЕЗИС

(то, что надо доказывать, объяснять или опровергать)

Почему? И вот почему. Это можно доказать так (следующим образом). Докажем это. В этом легко убедиться. Это объясняется следующим. И т.п.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

(АРГУМЕНТЫ, ДОВОДЫ, ОБОСНОВАНИЯ, ОБЪЯСНЕНИЯ)

Вот почему, во-первых, во-вторых, это можно объяснить так, это можно доказать таким образом, приведём доказательства этого)

ВЫВОД

(то, что доказано, объяснено или опровергнуто)

Обобщим сказанное, итак, таким образом, следовательно, именно поэтому, и наконец, а главное…


Перед вами средства связи частей текта-рассуждения

Почему? Вот почему, во-первых, обобщим сказанное, итак, таким образом, это можно объяснить так, во-вторых, следовательно, это можно доказать таким образом, кроме того, именно поэтому, и наконец, приведём доказательства этого, а главное.

Выпишите слова и предложения в следующем порядке:

  • Слова и предложения, связывающие тезис и доказательства…
  • Языковые средства оформления доказательства…
  • Средства связи доказательства и вывода…

Рассуждение – это тип речи, целью которого является выяснение какого-либо понятия, доказательство или опровержение какой-нибудь мысли. С логической точки зрения рассуждение – это цепь умозаключений на какую-либо тему, изложенная в последовательной форме.

Рассуждением называется ряд суждений, относящийся к какому-либо вопросу. При этом суждения следуют одно за другим таким образом, что из первого суждения необходимо вытекает второе, а в результате мы получаем ответ на поставленный вопрос. Одно из суждений содержит общее правило (большая посылка), другое – частный случай (меньшая посылка).

Итак, в основе рассуждения лежит умозаключение, например:

«Все граждане Казахстана имеет право на образование.

Ахметов – гражданин Казахстана. Следовательно, Ахметов имеет право на образование». Однако умозаключение редко встречается в чистом виде в речи. Чаще выступает в форме рассуждения.

Рассуждение как тип речи широко встречается в научном стиле, например: «Термин (лат. терминус – граница, предел) – слово или словосочетание, являющееся названием определенного понятия какой-нибудь специальной области науки, техники, искусства. Термин имеет только одно значение». (С.И.Ожегов).

В художественной литературе писатель (нередко устами своих героев) говорит о тех вечных истинах: любви, ненависти, жизни, смерти. Вот один из текстов- рассуждений, принадлежащий классику казахской литературы Абаю Кунанбаеву:

« Есть ли у человека что-либо дороже сердца? Но у нас, казахов, среди всех качеств сердца признается лишь воинственность или доблесть. Иных свойств этого благородного органа мы не различаем. А между тем и сострадание, и доброта, и радушие к людям, пусть даже чужим и незнакомым, и справедливость к ним, когда не желаешь им ничего, чего не желаешь себе, все это находится в ведении сердца. Когда язык покорствует сердцу, попирается ложь».

Включая в художественный текст рассуждение, писатель непосредственно высказывает свои мысли, взгляды, пытаясь не только художественно, но и философски осмыслить действительность.

Виды рассуждений

Рассуждения бывают трех видов: рассуждение-объяснение, рассуждение-доказательство, рассуждение-размышление.

Рассуждение-доказательство строится по следующей схеме: экспозиция (подведение к вопросу) – вопрос – ответ на вопрос (тезис) – доказательство тезиса – выводы.

Доказательство истинности тезиса и становится основной частью текста- рассуждения.

Рассуждение-объяснение предполагает, что главное утверждение текста истинно, поэтому нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса. Главная задача текста заключается в раскрытии содержания тезиса.

При построении текстов- рассуждений следует опираться на следующие правила:

1. Доказательство и объяснение строятся по одной схеме: экспозиция -вопрос-ответ на вопрос (тезис)-доказательство тезиса- выводы.

2. После тезиса в доказательстве естественным является вопрос почему?, после тезиса в объяснении вопрос почему? кажется искусственным и неуместным.

3. После тезиса в объяснении используется, как правило, слова и выражения типа: оказалось…, дело в том…, что…, вот почему…, вот…, например…, об этом свидетельствует такие факты, как…, как выяснилось…

4. Схема рассуждения-доказательства и рассуждения-объяснения на практике довольно часто реализуется в сокращенном виде: иногда опускается вопрос, часто отсутствуют выводы, нередко нет экспозиции. Во всех случаях пропуск объясняется тем, что рассуждение является понятным и без пропущенных компонентов «идеального» рассуждения, так как все эти пропущенные компоненты легко домысливаются или подразумеваются. Таким образом, обязательными частями рассуждения являются тезис и его доказательство. Экспозиция, проблемный вопрос, выводы могут либо присутствовать в тексте, либо отсутствовать.

Приведем пример текста- рассуждения (рассуждение-доказательство):

«Сложное синтаксическое целое – это речевая единица, отрезок речи, состоящий из нескольких предложений, объединенных по смыслу. Такой ряд предложений имеет и другое название – «сверхфразовое единство». Почему сверхфразовое? Потому что это единство выходит за пределы одного предложения. Чаще всего оно совпадает с абзацем. Абзац характеризуются единством темы. Переход к новой теме должен быть обозначен в письменной речи новым абзацем. Но бывает и не так… »

Рассуждение-размышление

Размышление представляет собой один из видов текстов-рассуждений и строится, как правило, в вопросно-ответной форме. В таком рассуждении вопросы могут получать отражение в тексте. А могут и не получать.

Рассуждение-размышление включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, сопоставить или противопоставить, указать причинно-следственные отношения, ограничить, расширить или обобщить и т.д.

Текст-размышление строится по общей для всех видов рассуждения схеме, но в отличие от доказательства и объяснения содержит в себе не один вопрос и ответ, а систему вопросов и ответов, последовательно дополняющих и обусловливающих друг друга:

3) выводы.

При необходимости построить высказывание типа размышления надо начать осмысление темы и отбор материала для ее раскрытия с системы вопросов. Естественно, что не все вопросы, возникшие на предтекстовом этапе, получают потом отражение в тексте, – более того, они вообще могут быть опущены, они выполнили свою роль. Но могут они и остаться в тексте, выполняя роль скрепов между отдельными частями текста-размышления (оставленные в тексте, они как бы выявляют и демонстрируют ход мысли). При создании рассуждения-размышления следует акцентрировать внимание на решении проблемных вопросов и ответах на них. Для такого текста характерны те же языковые средства, что и для рассуждения как типа речи: Ср.:

«Мать – земля, почему не падают горы, почему не разливаются озера, когда погибают такие люди, как Суванкул и Касым? Оба они – отец и сын – были великими хлеборобами. Мир извечно держится на таких людях, они его кормят, поят, а в войну они его защищают, они первые становятся воинами. Если бы не война, сколько бы еще дел сделали Суванкул и Касым, сколько бы людей одарили они плодами своего труда, сколько еще полей засеяли бы, сколько еще зерна намолотили бы. И сами сторицей вознагражденные трудами других, сколько еще радостей жизни увидели бы! Скажи мне мать – земля, скажи правду: могут ли люди жить без войны?» (Ч.Айтматов).

Речеведческие понятия:

Антитезис – утверждение, противоположное тезису.

Аргумент – доказательство.

Аргументация – доказательство верности некоего тезиса.

Рассуждение – это тип речи, целью которого является выяснение какого-либо понятия, доказательство или опровержение какой-нибудь мысли.

Тезис – главное утверждение или несколько утверждений текста-рассуждения.

Экспозиция – часть текста, подводящая к вопросу (или введение в тему рассуждения).

Контрольные вопросы и задания

Задание 1.

Прочитайте текст. Определите главную мысль текста. Скажите, доказывает ее автор или объясняет. Обоснуйте свой ответ. Назовите языковые средства, присущие этому виду рассуждения.

Наука – вообще очень увлекательное занятие. Кто не мечтал или не мечтает сделать какое-нибудь великое открытие или изобрести нечто необходимое людям? Так вот, наука вся состоит из открытий и изобретений. Пусть эти открытия касаются, казалось бы, совсем незначительных вещей, например истории одного слова и даже одного звука. Такие открытия совсем не обязательно сделают вас знаменитым, если не считать узкого круга ученых, которые занимаются теми же проблемами. Но все равно это – открытия. И как же счастлив человек, который всю жизнь, можно сказать, каждый день делает открытия!

Задание 2 .

Прочитайте текст. Составьте к нему вопросный план. Обозначьте границы композиционных частей текста (экспозиция (подведение к вопросу) – вопрос –ответ – объяснение – выводы). Охарактеризуйте языковые средства, присущие рассуждению. Найдите в тексте причинно-следственные отношения между явлениями, о которых идет речь.

В ходе дальнейшего расследования оказалось, что рассуждения следователя были вполне правильными. Он смог правильно определить ход следствия лишь благодаря тому, что уяснил существенные признаки каждого из предполагаемых фактов. Итак:

1) погрузка такого большого количества сигарет потребовала бы не менее трех четвертей часа. Склад расположен на многолюдной улице. Преступление совершено между 17 часами 30 минутами и 18 часами 30 минутами. Поэтому должны существовать свидетели, которые в то время проходили мимо табачного склада и должны были заметить стоявшую перед складом автомашину;

2) неизвестные преступники предъявили удостоверение личности. Следовательно, удостоверение было выдано конкретному лицу. Можно предположить, что удостоверение личности преступник подделал, либо похитил, либо его кто-то потерял, и преступник этим воспользовался;

3) речь идёт об относительно большом количестве сигарет. Похитить его сразу очень трудно. Трудно реализовать такое большое количество сигарет. Если же хищение производилось постепенно, значит, преступник скрывал его изощренными способами. Ревизионные органы до этого не установили никакой недостачи на складе. Поэтому должны существовать следы этой преступной деятельности в бухгалтерских отчетах.

Сделав определенные выводы, следователь приступил к проверке своих версии, и вскоре преступление было раскрыто.

Задание 3.

Прочитайте стихотворение. Выделите в тексте структурные части, характерные для рассуждения. Выучите стихотворение наизусть. Напишите сочинение-рассуждение «За что я люблю свой родной край».

«Нет, ты не думал, – дело молодое, -

Покуда не уехал на войну,

Какое это счастье дорогое –

Иметь свою родную сторону.

Иметь, любить и помнить угол милый,

Где есть деревья, что отец садил.

Где есть, быть может, прадедов могилы,

Хотя б ты к ним ни разу не ходил.

Хотя б и вовсе там бывал не часто,

Зато больней почувствовал потом,

Какое это горькое несчастье –

Вдруг потерять тот самый край и дом.

Где б ни был ты – в огне передних линий,

На Севере иль где-нибудь в Крыму,

В Смоленщине иль здесь на Украине, –

Идешь ты нынче к дому своему.

Идешь с людьми в строю непобедимом,

У каждого своя родная сторона.

У каждого свой дом, свой сад, свой брат любимый,

А Родина у всех одна!» (А.Т.Твардовский)

Задание 4.

Прочитайте текст, сформулируйте его тему и дайте заглавие.

Найдите в тексте новые для вас слова и выясните по словарю значение этих слов.

Какими благими усилиями можно исправить человеческую природу? Что предпринять, чтобы человечество научилось жить в мире? Эти вопросы веками тревожат умы и совесть лучших из людей.

Многие ученые пытались изменить жизнь людей в лучшую сторону. Ими написано множество книг, выдвинуты самые различные идеи и мысли.

Некоторые из них утверждали, что человек может стать чище и совершеннее, познав природу Создателя вселенной, посвятив себя служению Богу. Другие предполагали, что достичь гармонии человеческого общества можно, упразднив правительство. Иные ратовали за всеобщую свободу, чтобы каждый мог жить по своему разумению и желанию. Если одни видели спасение человечества во всеобщем просвещении, другие пытались уравнять права богатых и бедных, третьи полагали, что человека можно изменить воспитанием. Находились и такие, которые утверждали: поскольку сама жизнь на земле – есть беспрерывная, беспощадная борьба за существование, люди должны жить, следуя этим законам.

Я же убежден: ни одна из этих идей не в силах внести изменений в человеческую натуру.

По моему разумению, основой для хорошей жизни человека должны стать честный труд, совестливый разум, искреннее сердце. Вот три качества, которые должны властвовать над всем. Без них не обрести в жизни мира и согласия.

Необходимо учить людей трудиться, необходимо дать им образование, но всего этого недостаточно для изживания в человеке нравственного уродства. В процессе воспитания человека необходимо ввести науку совести. Об этом должны позаботиться ученые головы. Они должны разработать данную теорию как дисциплину, обязательную для всех. С младых ногтей нужно воспитывать в людях чувство высокой порядочности, самоуважения, что помогло бы изжить в себе животные инстинкты, искоренить пагубные вожделения. Только тогда можно питать надежду на исправление человека и человечества.

(Шакарим Кудайбердиев) .

1) Какие структурные части текста-рассуждения здесь имеются?

2) Подумайте и ответьте на вопросы: 1. О чем говорится в тексте? 2. Почему текст начинается с вопросов? 3. Почему многих людей волнует эти проблемы? 4. Какие мысли и идеи об улучшении природы людей называют автор? 5. Какая точка зрения представляется мыслителю самой разумной? 3) Какой вид рассуждения преобладает в данном тексте? 4) Составьте к тексту вопросы проблемного характера. Ответьте на них.

Задание 6.

Напишите сочинение-рассуждение «Моя будущая профессия». Начните работу с осмыслением темы и подбора материала к основным (ключевым) вопросам: Что представляет собой моя будущая специальность? Какие характерные черты должны быть присущи человеку, имеющему такую профессию? В какое время мы живем? В ком из современников наиболее ярко отражены наиболее характерные черты человека моей профессии? Сделайте соответствующие выводы. Создавая текст, придерживайтесь указанной схемы:

1) экспозиция (подведение к проблемному вопросу);

2) система проблемных вопросов и ответы на них;

3) выводы.

Используйте языковые средства, характерные для данного типа речи (см. таблицу в конце параграфа).

Задание 7.

Прочитайте текст. К какому типу монологической речи он принадлежит? Озаглавьте текст.

Счастье. Как им всем дать счастья? Как сделать Леночку счастливой? Неужели только стихия – кому как повезет в жизни? Встретит какого-нибудь прохвоста – и пропали труды, рухнули надежды… Нет, не может быть. Мы должны научить ее быть счастливой. Шутишь, брат. Этому учить нельзя. Можно. Нельзя совсем спасти от прохвоста, но уменьшить шансы. И научить, как выстоять. Что нужно?

Развивая любопытство. Тогда потянется к науке, творчеству. Это большое наслаждение – искать, мучиться. Научить работать и добиваться. Настойчивость. Тогда не упустит мечту. Будет усталость и радость отдыха. Еще искусство. Книги, театр, музыка… Еще общение. Есть умные, хорошие люди. Уметь найти. Беседы с ними – удовольствие. Не быть жадным к вещам.

И в самом деле, получается – можно научить. (По Н.Амосову).

Задание 8.

Составьте рассуждение на тему «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня».

1) в чем причина, что многие любят все откладывать (недостаток чувства долга, легкомыслие, надежда на то, что можно успеть что-то «за один присест», жажда удовольствий, нежелание работать, отсутствие воли)?

2) что вытекает, что следует из тех причин, которые указаны нами ниже (кто откладывает работу, тот удваивает тяжесть труда; многое, что не сделано вовремя, уже безвозвратно утеряно; отложенная работа выполняется всегда спешно, кое-как; настроение портится; теряется доверие преподавателей, сокурсников, начальства: они обнаруживают вашу слабость)?

Языковые средства, характерные для рассуждения

Таблица 1. Цели подчеркнутого логического изложения мысли служит употребление вводных слов в тексте-рассуждении; особенно широко представлены вводные слова, обозначающие последовательность сообщений, а также степень достоверности и источник информации.

Вводные слова

Ситуация, при которой употребляется данная конструкция

Во-первых, во-вторых…, наконец

При введении нескольких аргументов;

С одной стороны…, с другой стороны…

При рассмотрении тезиса с разных позиции;

Наоборот, напротив. однако

При опровержении;

На наш взгляд, по нашему мнению, по словам кого-либо, по предложению кого-нибудь, по сведениям, по данным кого-нибудь (чего-либо), как известно, по сообщению такого-то лица, какого-либо источника

При указании на источник сообщения;

Предположим, представим, допустим

При ограничениях своих взглядов от чужого мнения

Таблица 2. Употребление конструкций с причинным, условным, уступительным, сравнительным, целевым, сопоставительным, противительным, изъяснительным значением в текстах-рассуждениях.

Смысловая нагрузка структурных частей рассуждения

Употребление конструкции, характерных для выявления данной смысловой нагрузки

1. Указание причины

В простом предложении – употребление предлогов благодаря, из-за, от, по причине, по + сущ.; в сложном предложении – употребление придаточных предложений с союзами: так как, потому что, благодаря тому что, из-за того что, по причине того что, ибо.

2. Указание на условие

В простом предложении употребление предлогов + сущ.: при условии (чего?), в случае (чего?), при наличии (чего?), при (чем?); в сложном предложении – придаточные предложения с союзами если, если бы

3. Указание на уступку

В простом предложении употребление предлогов + сущ.: несмотря на то (что?), вопреки тому (что?); в сложном предложении – придаточные с союзами: несмотря на то что, как ни, сколько ни, хотя (хоть), вопреки тому что

4. Указание на следствие

В простом предложении – употребление предлогов с сущ.: вследствие (чего?); в сложном предложении – конструкции с союзами вследствие того что, и поэтому.

5. Сопоставление, противопоставление, сравнение

В простом предложении и сложном предложениях – употребление союзов как, как будто, словно, точно, а, но, однако, если…, то-

Типовые фрагменты текста

Описание предмета

/каков предмет?/

Конь Еламана блестел, лоснился короткой гладкой шерстью. Он переступал, приседал, фыркал и мотал головой, прося повод. Еламан восхищенно посмотрел на острые, чуткие уши, на длинную упругую шею своего скакуна, вдруг ударил его пятками, пустил поводья и сорвался с места вскачь.

/А.Нурпеисов. Кровь и пот./

Описание места

/Что находится здесь/

Дом Улжан самый большой в зимовье Жидебай. Гостеприимный, просторный, он весь украшен коврами, кошмами, алаша. Светильник еще не зажжен. Просторная комната, не обычно пустая, кажется покинутой.

/М.Ауезов. Путь Абая./

Описание состояния человека

/Каково ему?/

Каждый день начинался со счастья: родился верблюжонок! Кенжекей прямо с ума сошла, готова жить возле него постоянно. Целыми днями она вертелась около маленького тонконогого рыжего верблюжонка, глядела ему в чистые большие смолисто-черные глаза. То и дело ей казалось, что верблюжонок вот-вот упадет, не удержится на тонких, слабых ножках.

/А.Нурпеисов. Кровь и пот./

Повествование

/Что делает предмет?/

Утром прискакал караульный, которого с вечера выставили на пригорок за аулом. Кален, Мунке, Дос вскочили, схватили оружие и бросились вон из юрты. За аулом нарастал топот, сухо хлопали выстрелы, кони на привязи храпели, взвивались на дыбы, а стригунок, на котором приехал сын Калена, оборвал чембур и куда-то ускакал.

/А.Нурпеисов. Кровь и пот./

Рассуждение – доказательство

Да, такой гнев может родить мужество… Видно, люди, говорящие на разных языках, далекие друг от друга, – защищаясь от насилия, мстя за горькие обиды, действуют одинаково, как родные братья. Разные люди, разные народы одинаково не терпят насилия и несправедливости. Значит, не родовые признаки, не принадлежность к какой-либо расе или племени руководят людьми: их гнев пробуждается сходным и угнетенным положением.

/М.Ауэзов. Путь Абая./

Рассуждение-объяснение

/Что это такое?/

Этика /греч. Ethica, от ethos – обычный/ – философская наука, объектом изучения которой является мораль. Для обозначения учения о нравственности термин «этика» был введен Аристотелем.

/Словарь по этике. М., 1981/

Описание природы

/Каково вокруг?/

Закат гас, наступала темнота. Ветер утих, облака к ночи сбились, обложили небо, но грозы вроде бы нельзя было ждать. Ночь приходила теплая, душная, пищали комары, по восточному горизонту перекатывались зарницы.

/А.Нурпеисов. Кровь и пот./

Рассуждение-размышление

/Как быть?/

Впереди жизнь и борьба. И в этой борьбе – он /Абай/ один. Правда, у него есть сила и надежда. Его сила – это поэзия, его надежда – народ. Но эта надежда ещё в беспробудном сне. А сила его – не останется ли она непонятной, неузнанной? Хватит ли у него терпения, хватит ли воли – воли, стойкой в одиночестве?

/М.Ауэзов. Путь Абая./

Итоговое задание

Проанализируйте памятку для анализа текстов разных типов. Подберите тексты (описание, повествование, рассуждение), связанные с вашей специальностью, и разберите их, пользуясь памяткой.

Памятка к анализу текста

1. Выявление темы и основной мысли.

2. Стилевая характеристика высказывания:

Установление адресата;

Стилевые черты.

3. Наблюдение за влиянием стиля, темы и основной мысли на организацию текста: на отбор сведений, состав типов речи, использование языковых средств.

4. Характеристика строения текста и его частей:

Определение микротем – составление плана;

Выявление типового значения фрагментов и способов его выражения – составление схемы строения текста;

Анализ способов и средств связи предложений и частей текста.

Порядок анализа связного текста

1. Тема, основная мысль, тип и стиль речи.

3. Памятка к анализу текста.

Наблюдения над текстом описательного характера

1. Какой объект избран для описания? Цель описания?

2. Какие признаки отобраны для описания? Удачно ли? Все ли отобрано? Нет ли лишнего?

3. Имеются ли общие положения с последующей детализацией?

4. Каков порядок расположения признаков?

5. Как закончено описание?

6. Как сформулирован вывод?

Наблюдения над текстом повествовательного характера

1. Укажите или перечислите события или действия, описанные автором. Все ли необходимые действия указаны? Достаточно ли использовано материала?

2. Каков их порядок? Удобен ли этот порядок?

3. Как начат текст? Готовит ли начало к пониманию события?

4. Окончание текста: в чем его особенности?

5. Есть ли описание? Уместно ли оно?

6. Есть ли диалог? Его назначение.

Наблюдение над текстом-рассуждением

1. Найдите тезис /основное положение/.

2. Найдите доказательства.

3. Что представляет собой доказательства? Что еще могло бы быть доказательством /суждение, факт, событие, высказывание автора, чужое высказывание/?

4. Определите порядок доказательств.

5. Вывод и его формулировка.

В зависимости от содержания того, что мы говорим, нашу речь филологи разделяют на три типа функционально-смысловой речи: рассуждение, описание, повествование. Каждый из них имеет свои отличительные признаки.

В нашей внешней речевой оболочке, в ее уникальном строении многое зависит именно от задачи, которую мы ставим перед собой при изложении мыслей. Одно дело рассказать о чем-либо, совсем другое — описать какой-то предмет или местность, а третье — растолковать, объяснить что-нибудь. Конечно же, в каждом из вышеперечисленных случаев строй будет постоянно меняться. Уже далеко не первый век ученые пытаются развивать великий и могущественный язык матушки Руси. За все эти столетия были выработаны самые экспрессивные способы, схемы для определенных литературных задач, а также разнообразные словесные структуры.

Собственно, из-за этого «из толпы» выделяются такие функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Их в области лингвистики называют функционально-смысловыми типами русской речи.

Лингвисты объясняют выделение всего лишь трех типов тем, что все изучения проводились сугубо для литературно-художественной речи. В том случае, если иметь в виду абсолютно все многообразные тексты, перечень таких функционально-смысловых типов может значительно увеличиться. Так сделал В. В. Одинцов, который добавил к повествованию, рассуждению, описанию также определение (проще говоря, объяснение). Его действия сложно назвать какими-то неправильными или еще что-то в таком духе, ведь он, по сути дела, прав. Но сейчас речь пойдет не об Одинцове, а о функционально-смысловых типах речи.

Описание

Описанием в лингвистике называется функционально-смысловой тип речи, описывающий какое-либо изображение, действие, предмет или внешний вид героя (лицо, глаза и т. д.). Возьмем, к примеру, случай, когда мы описываем портрет. Наше внимание сосредотачивается на следующих признаках: осанка и походка, рост, цвет глаз и волос, возраст, одежда, улыбка и прочее. Описывая помещение, мы указываем его размеры, внешний вид, оформление стен, мебельные особенности, количество дверей и окон, а также много другое. Если мы будем описывать пейзаж, основными признаками будут деревья, трава, реки, небо, озера и так далее. Общим и главным для всех типов описания, о которых подробнее речь зайдет немного позже, является одновременность всех признаков. Важно знать, роль описания, как функционально-смыслового типа речи, заключается в том, чтобы человек, читающий то или иное произведение, смог представить описывающийся в тексте предмет.

Как известно, описание используется во всех речевых стилях русского языка, но не все так просто. В научном стиле описание предмета должно быть предельно полным и конкретным, а вот в художественном тексте акцент делается на ярчайших деталях. Именно из-за этого языковые средства художественного и научного стилей сильно отличаются. В художественном тексте можно встретить не только существительные и прилагательные, но также наречия, глаголы, распространенные сравнения и слова, употребляемые в переносном значении.

Рассуждение

Рассуждение, как функционально-смысловой тип речи, — это словесное разъяснение или изложение, которое подтверждает или опровергает определенную мысль (догадку).

Композиция такого вида функционально-смысловой речи, как рассуждение, очень проста. В первой части текста идет какой-нибудь тезис — определенная мысль, к концу текста которую нужно доказать либо опровергнуть. Во второй части такого текста автор должен обосновать высказанную в первой части мысль, привести аргументы и доказательства, подтверждающиеся некоторыми примерами. В последней (третьей) части текста автор делает вывод и полностью завершает свою мысль.

Тезис такого типа текста должен быть четко доказан (чтобы не возникало каких-либо вопросов), понятно сформулирован, а аргументы и доказательства убедительны, чтоб опровергнуть или доказать выдвинутый ранее тезис. Тезис и его аргументы связываются как логически, так и грамматически. Для правильной грамматической связи между доказательством (аргументов) и главным тезисом чаще всего авторы используют вводные слова: наконец, следовательно, во-первых, во-вторых, в-третьих, таким образом и другие. В тексте-рассуждении частенько используются предложения, содержащие следующие союзы: несмотря на то что, хотя, однако, так как и другие.

Повествование

Повествование — функционально-смысловой тип речи, рассказ или сообщение о том или ином событии со всеми временными последовательностями. Повествование имеет свою особенность, которая заключается в том, что каждое следующие событие следует из предыдущего. Все повествовательные тексты (рассказы) объединены общей схемой: начало определенного события (проще говоря, завязка рассказа), развитие сюжета, концовка (развязка). Уникальность повествования в том, что оно может вестись как от первого, так и от третьего лица.

Чаще всего в повествовательных текстах автор употребляет разнообразные глаголы совершенного вида в прошедшем времени. Однако, для того чтобы придать тексту выразительности, вместе с теми глаголами употребляются другие. Глагол несовершенного вида также в прошедшем времени позволяет автору сделать выделение одного определенного действия, при этом обозначая его точную длительность. Глаголы в форме настоящего времени дают возможность представить все действия рассказа в виде, что все происходит в действительности (прямо на глазах у читателя). Формы глаголов с частицей "как" предают тексту особенной неожиданности определенного момента. Повествование, как функционально-смысловой тип речи, чаще всего используется в таких жанрах, как письма и воспоминания.

Примеры описания

Чтобы полностью понять, что такое описание, узнать, как распознать его в тексте, нужны примеры, которые мы сейчас приведем. Пример номер 1 (описание усадьбы):

«Кочановская усадьба расположена на реке, напротив небольшой деревни. Усадебка совершенно небогата, скорее, даже бедна — здание крыто щепой, ворота соединяют дом с несколькими флигелями. Кухня находится слева; сарай, рига и коровник — справа. Самое большое окошко выходит к реке, однако речку не видно. Рядом с домиком растут красивые деревья и кусты…»

Стоит отметить, что описание также может в себя включать последовательность так называемых эллиптических и номинативных конструкций. Это создает столь популярный в последнее время номинативный стиль подачи текста, в котором ярче всего представлены разнообразные сцены из кино, драматических произведений и записей, имеющих схожесть с дневником. В качестве примера можно привести следующий текст:

«Огромная комната, угол здания; здесь проживала наша героиня больше десяти лет, а сейчас проводит в этом месте большую часть своего дня. Немаленький стол для работы, перед ним находится легонькое креслице с невероятно жестким сидением. Очень большой шкаф, яркая карта и еще какой-то портрет находятся в левой части комнаты…»

Виды описания

Как уже было сказано выше, описание используется при подробном рассказе о каком-либо явлении, портрете, при необходимости дать определенную характеристику, чтобы показать целостный образ того или иного героя. Как вы уже знаете, функционально-смысловые типы речи (описание, рассуждение и повествование) являются неотъемлемой частью русского языка, а сейчас подробнее о видах типа речи описания.

Во всех текстах данного типа почти всегда авторы представляют читателям статичные картины, складывающиеся в нашей голове по небольшим кусочкам. Автор всегда перечисляет предметы, их некоторые признаки, подробное описание, за счет чего мы представляем ту или иную ситуацию (картину, пейзаж и прочее) в своей голове во время прочтения. Если немного подумать, можно понять, что в каждом следующем предложении текста уточняются некоторые признаки того, о чем речь шла в предыдущем — это, кстати, основной признак текста-описания. При их написании нужно строго придерживаться следующей структуры:

  1. Введение (первое впечатление).
  2. Описание всех деталей вокруг.
  3. Заключение (оценка событиям, конечный вывод).

Уже не первый год существует несколько конкретных видов текста-описания:

  • описание окружающей природы;
  • обстановки;
  • описание, характеризующее личность определенного человека;
  • портретное описание.

Такой тип используется в самых разных сферах нашей жизни, а его параметры зависят от точки зрения самого автора или же рассказчика, стиля написания, жанра текста и многого другого.

Пример рассуждения

Рассуждение, как функционально-смысловой тип речи в русском языке, играет не самую последнюю роль в столь популярном коммуникативно-познавательном процессе. Тип речи, о котором сейчас идет речь, является чистым выведением новейшего знания, а также попросту демонстрирует как авторский ход мыслей, так и путь решения появившейся проблемы. Если обратить свое внимание на структуру таковых текстов, можно понять, что рассказ является своего рода цепью последовательно связанных между собой предложений. Пример:

«Под влиянием разнообразных электромагнитных волн атом может перейти в уменьшенное энергетическое состояние или наоборот, причем вероятность того или другого исхода равна. Во втором случае сами магнитные волны начнут ослабляться, а в первой ситуации — усиливаться. В том случае, когда так называемый парамагнетик располагается в теплом равновесии, атомные частицы потихоньку начинают распределяться по определенным подуровням. Это происходит в соответствии с известнейшим в мире законом Больцмана. Из всего вышесказанного следует, что число атомных единиц, которые находятся там в меньшем количестве энергии, попросту значительно превышает количество тех атомов, которые имеют больше энергии».

Пример повествования

Повествовательные тексты раскрывают определенные события, которые связаны друг с другом. Предложения в повествовательных текстах повествуют о том или ином действии, явлении, мероприятии и прочем, но никак не описывают происходящее. Например:

«В Московской области не так давно стартовала специальная межведомственная операция, называющаяся «Помоги ребенку». По построенным планам можно понять, что создатели (организаторы) хотят оказать помощь детям, которые не могут получить свидетельство или паспорт граждана Российской Федерации. Помимо этого, специалисты из областей всего государства с большим удовольствием согласились помочь получить необходимые документы родителям детей…»

Если говорить кратко, то повествование считается конкретным рассказом о чем-то — это своего рода новость, представляемая в журнале или книге.

Немаловажно отметить то, что повествование считается основной (главной) частью всего текста. Многие философы утверждают, что повествование в литературе играет самую главную роль, повествование — душа всей русской литература. Писателем считается только тот человек, который способен захватывающе и интересно подать материал читателю, а при помощи повествовательного наклонения сделать это можно намного лучше.

В повествовательных текстах всегда точно указывается дата происходящего, а иногда еще и время, благодаря чему читать такие тексты намного интереснее, ведь кажется, что все именно так и происходило, как рассказывается в книге.

Триединство

Взяв совершенно любое произведение, а затем пролистав несколько десятков страниц, вы встретите всего три на данный момент известных типа русской речи. Особенно это касается романов. Никто не сможет написать такое произведение без таких функционально-смысловых типов речи, как повествование, рассуждение и, конечно же, описание. Так или иначе, в одной из своих форм каждый тип встречается в любом тексте. Однако некоторые авторы пытаются написать какое-либо произведение, используя только один функционально-смысловой тип речи, что у них, конечно, все-таки иногда получается, но текст читать в таком духе просто невозможно. Даже если подумать, кто захочет читать 200 страниц рассказа, в котором нет никакого смысла, а речь идет о каком-нибудь здании. Автор описывает одно здание на 200 страницах — это ужасно нудно. Такое захотят прочитать единицы, потому что большинство читателей любят динамичные рассказы с элементами описания героев, с определенными подозрениями, догадками, которые раскрываются только в конце произведения.

Произведения, основываясь лишь на описании, с легкостью можно назвать «буклетами», которые выдают на каждом углу вашего городка. Построить интересный и интригующий текст на описании чего-нибудь просто невозможно, а если что-то и получится, то это вряд ли кому-то понравится. Поэтому функционально-смысловые типы речи выделяются в русском литературном языке. Какие именно, мы рассмотрели в статье.

Функционально-смысловые типы речи - описание, повествование, рассуждение - используют авторы при написании произведений. Некоторые творцы считают описание самым «неудобным», ведь создать шедевр, используя только его, невозможно. А вот, например, написать интересный текст о чем-либо в стиле повествования или рассуждения можно, да и вполне вероятно, что многим это понравится. Функционально-смысловые типы речи выделяют по определенным критериям, речь о которых шла в статье.

Если вы все-таки хотите прочитать произведение в каком-то определенном стиле, вам этого запретить никто не может, но лучше не тратить на это время, а найти текст, в котором автор использовал все три типа речи, вот такое произведение действительно вам понравится.

Вывод

Стоит отметить, что проблема русского языка, которая была затронута в статье, имеет огромнейшее значение в жизни людей, разговаривающих на своем родном языке. Многие вообще не знают, что такое функционально-смысловые типы речи, а ведь это основа русского языка.

А теперь поговорим немного подробнее о развитии личности человека. Любой процесс, в том числе и развития личности человека, развитие умения общаться с другими людьми, попросту невозможен, когда человек не знает стили и функционально-смысловые типы речи. Если люди не умеют анализировать прочитанное, не могут определить тип того или иного текста, то о каком тогда развитии человечества может идти речь? Каждый должен уметь писать тексты, используя все три типа речи: описание, повествование и рассуждение.

Ну а теперь можно повторить, что функционально-смысловые типы монологической речи, выражающиеся некоторыми языковыми средствами, делятся на три вида: описание, повествование и рассуждение. Подробную информацию о каждом из видов вы можете найти в данной статье.

Выше были перечислены функционально-смысловые типы речи и их примеры, а также виды, на которые они подразделяются.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта