Главная » Съедобные грибы » Семейная агрессия. Женская агрессия в семье, в чем причины и что делать? Насилие в семье как фактор семейного нарушения

Семейная агрессия. Женская агрессия в семье, в чем причины и что делать? Насилие в семье как фактор семейного нарушения

Многие родители, стараясь искоренить любой намек на существование агрессии у своего ребенка, чаще всего занимаются поверхностными симптомами и игнорируют корень проблемы. Вследствие чего ситуация усугубляется еще больше.

Причины детской агрессии

Часто агрессия является следствием фрустрации, когда та или иная потребность ребенка не удовлетворена. Ребенок, который испытывает голод, недосыпание, плохое самочувствие, чувствует себя менее любимым, менее желанным, возможно, отвергнутым своими родителями/сверстниками - может стать агрессивным, что выразится в попытке нанести физический или моральный вред себе или окружающим.

Многим родителям достаточно ясно, что такое «подходящие для воспитания и развития ребенка условие»: ребенок должен быть вовремя накормлен, одет, обут, обеспечен кружками/учителями и т.д. Такое понятие, как «недостаток родительской любви и заботы», вызывает недоумение.

Между тем, многие дети испытывают недостаток любви в семье вследствие невнимания родителя к желаниям самого ребенка, а также вследствие многочисленных ссор между родителями, развода, болезни или смерти одного из родителей, и по причине физического и/или психологического насилия.

Ребенок, в погоне за родительской любовью, применяет физическую силу по отношению к младшим и более слабым братьям и сестрам, или оказывает на них психологическое давление для того, чтобы самоутвердиться. Позже, он научится применять новые, приобретенные им навыки, в кругу сверстников.

Как проявляется детская агрессия в разном возрасте?

Основатели психоанализа, Зигмунд Фрейд, Мелани Клайн и др. писали о том, что агрессия, это врожденный инстинкт. Пример этому можно увидеть, когда малыши от переизбытка любви начинают бить маму. Важно остановить это поведение, и объяснить словами «Маме больно».

Со временем, в процессе воспитания, ребенок учится справляться с внутренней агрессией, используя психологические механизмы защиты, такие как сублимация, выражение своей агрессии на бумаге, или проекция, перенос внутренней агрессии на других и восприятие их как агрессивных людей и т.д. А может переводить агрессию в конструктивную деятельность.


Так, в попытке избежать проявления агрессии, ваш ребенок неожиданно начинает активно убирать в доме, самозабвенно разучивать новое произведение на музыкальном инструменте, заниматься спортом и т.д.

В раннем детстве проявление агрессивного поведения считается нормой, но с возрастом оно становится неприемлемым. Ребенок должен научиться выражать свои чувства словами и юные агрессоры становятся профессионалами эпистолярного жанра. Физическая агрессия плавно трансформируется в психологические атаки. Уже с 10-и лет, частая форма агрессии в школах по отношению к ребенку – бойкот.

Виды детской агрессии

Существует открытое проявление агрессии – когда ваш ребенок криками или кулаками выражает свой протест. Дети и подростки, которые не умеют открыто конфликтовать и выражать свое несогласие и недовольство, конфликтуют в скрытой форме и нередко их агрессия приводит к саморазрушению.

Примером такой скрытой агрессии в младшем возрасте, может быть проблемное поведение со сверстниками: желание подчинить другого, неспособность прийти к общему решению, нежелание учиться, делать уроки, энкопрез (недержание кала), брошенные вскользь фразы о нежелании жить, боли живота/головы (хотя проведенные в поликлинике анализы показывают, что ребенок здоров).

В подростковом возрасте, скрытая агрессия проявляется в том, что парень или девушка затрудняется выстроить здоровые отношения со сверстниками, испытывает приступы ревности, неспособен с уважением относиться к желаниям и решениям другой личности.

Пытаясь справиться с внутренним напряжением, подросток может начать использовать не совсем здоровые способы борьбы, в попытке «забыться». В ход идет алкоголь, наркотики, ранняя половая жизнь, порезы на частях тела, анорексия. Не проговариваемые вслух разочарование, обиды и недовольства могут привести к развитию депрессии.

Влияет ли определенный стиль воспитания на детскую агрессивность?

На протяжении многих лет работы семейным психотерапевтом, я обратила внимание на то, что родители, своим воспитанием, формируют не только поведение и мировоззрение своих детей, но также программируют и их будущее.

Вспомнился анекдот:

В кабинете у доктора Фрейда.
- Доктор, мой сын - просто садист какой-то: пинает животных ногами, подставляет подножки пожилым людям, отрывает у бабочек крылышки и смеется!
- А сколько ему лет?- 4 года.
- В таком случае, ничего страшного нет, это скоро пройдет,
и он вырастет добрым и вежливым человеком.
- Доктор, вы меня успокоили, большое вам спасибо.
- Не за что, фрау Гитлер …

В разных семьях используются разные стили воспитания. Некоторые родители устанавливают слишком жесткие границы, они не умеют общаться с ребенком, и цель воспитания заключается в полном контроле и повиновении. Пытаясь быть пай-мальчиком или пай-девочкой дома, ребенок вынужден выражать все свое недовольство в саду или в школе, часто в агрессивной форме.

Есть же родители, наоборот, излишне чувствительные к своим детям, часто прислушиваются к ним, боятся оскорбить чувства ребенка, чтобы ни дай бог не травмировать.

Со временем, таким родителям становится все сложнее ставить рамки в воспитании, ограничивать своего ребенка. Неумение таких родителей выстраивать рамки и вседозволенность приводят к тому, что ребенок чувствует себя сильнее собственных родителей, что ему все можно, начинает проявлять агрессию по отношению к своему родителю/братьям/сестрам и по отношению к сверстникам.

В семьях, где двое детей и больше, родители наверняка могут вспомнить, что родив младшего, не всегда имеются силы и время на старшего. Но, если родители систематически игнорируют, не замечают старшего ребенка, то он начинает чувствовать себя «прозрачным» (высказывание детей). А чтобы не испытывать это тяжелое внутреннее напряжение, поведение ребенка становится импульсивным, агрессивным, с частыми сменами настроения. Таким образом, по словам детей «ИХ ВИДЯТ».

Верная стратегия воспитания заключается в том, что родители открыто проявляют любовь словами, жестами, лаской, интересуются жизнью своих детей, чувствительны, замечают если с ребенком что-то происходит и пытаются его утешить. Эти родители контролируют своих детей, но также умеют доверять. Ребенок, которой растет в семье со здоровой коммуникацией, будет использовать агрессию только в целях самозащиты. Любое свое недовольство он будет способен выразить в открытой форме, словами.

Агрессия по отношению к родителям: причины и что делать?

К сожалению, это не редкость в нашем обществе. Все чаще и чаще я занимаюсь семьями, где ребенок оскорбляет и бьет своих родителей. Это причиняет огромное страдание, как родителю, так и ребенку, который ощущает себя монстром. В данном случае, родителю необходимо научиться ставить рамки в воспитании.

Не ждите обострения ситуации, пресекайте нежелательное поведение немедленно. Как понять, когда именно стоит пресекать нежелательное поведение? Поверьте, вы почувствуете это сами. Как только поведение ребенка, доставляет вам дискомфорт, вы как родитель обязаны остановить это словами: «Мне это неприятно» или «Я не намерен продолжать разговор в такой форме» и т.д

Уважайте себя и этим вы научите своего ребенка быть чувствительным к нуждам других людей, уважать их личностное пространство. Ребенок, которого научили уважать членов своей семьи, обязательно будет относиться с уважением к окружающим его людям и вне семьи.

Агрессия по отношению к сверстникам: причины и что делать?

Причин агрессии к сверстникам может быть несколько. Ребенку может не хватать родительского внимания, или же его брату/сестре родитель оказывает явное предпочтение или ребенок просто избалован и ненаучен уважать окружающих, а возможно переживает тяжелый период в своей жизни, в случае болезни, смерти, развода родителей. В каждом отдельном случае, применяется свой подход.

Семейный психотерапевт, наблюдая за динамикой отношений в семье, способен диагностировать проблему и подобрать подходящее решение.

Отличия агрессивности у мальчиков и девочек

Мы говорили о том, что агрессия – это врожденный инстинкт, как у мальчиков, так и у девочек. Проявление агрессивного поведения, конечно же, отличаются у мальчиков и девочек, в зависимости от принятых норм в социуме. Если конфликт между ребятами, перешедший в драку воспринимается нормально, то драка между девочками может вызвать серьезное недоумение, как у сверстников так и у старшего поколения.

В процессе эволюции девочки научились использовать не физическую, а словесную агрессию, а том числе интриги, и манипуляции. Очень редко организаторами бойкота становятся мальчики, обычно это прерогатива девочек.

Детская агрессия проходит с возрастом?

Нет, детская агрессия ни в коем случае не проходит с возрастом, поэтому важно научиться принимать агрессию, а не бороться с ней. Многие, с годами учатся прислушиваться к себе, своему телу, осознавать свою агрессию, принимать ее, понимая что это преходящее чувство. Выражая свою боль/недовольство/разочарование вслух, мы учимся справляться с этим чувством.

Взрослый человек, который не умеет правильно конфликтовать, выражать свое несогласие, подсознательно будет выражать свою внутреннюю агрессию по отношению к мужу/жене повышенной ревностью и/или романом на стороне. Этот человек не способен уважать желания другого человека и будет активно навязывать свое мнение и свою волю.

На работе это может выражаться в интригах, манипуляцией окружающими или же злоупотреблением своей властью.

Как корректировать агрессию ребенка? Что делать родителям агрессивного ребенка?

Прежде всего, важно понять является ли агрессивное поведение ребенка нормой или патологией. Ко мне обращаются мамы, которые не в силах воспринять агрессивное поведение сына, между тем в юном возрасте, до 6 лет оно абсолютно нормально. Пока ребенку сложно выразить себя вербально, он выражает это поведением.

Учитесь разговаривать со своим ребенком. Объясните, что когда он сердится, то может выплеснуть свою агрессию на неодушевлённый предмет (подушку, матрас).

Запишите ребенка в спортивную секцию, для здорового проявления агрессии. Желательно, чтобы ребенок сам ее выбрал.

Чаще обнимайте ребенка, проявляйте свою любовь и заботу. Учите ребенка разговаривать: о своей радости, о своей боли, о переживаниях. Ребенок, который получает психологическую поддержку родителей, способен вербально выразить свои чувства. Ему не придется выражать агрессию другими способами.

Агрессия – это устойчивая характеристика личности, при наличии которой человек склонен причинять вред окружающим его объектам. Также агрессия проявляется через выражение негативных эмоций: гнева, ярости, злости, направленных на внешние предметы и объекты. Не все понимают, почему человек не может сдержать накатившую ярость, по какой причине происходят жестокое обращение с детьми и разборки в семьях с рукоприкладством. Виной всему является агрессия, которая проявляется устойчивой характерологической особенностью личности под названием агрессивность.

Проявляется агрессия по-разному, все зависит от степени раздражения человека, его качеств характера и ситуации. Разделяют несколько проявлений такого поведения, которые мы рассмотрим подробно.

Все виды основаны на нескольких мотивах поведения человека: агрессия возникает в результате желания достичь свою цель (а кто-то или что-то мешают этому), необходимости психологически разгрузиться, потребность самоутвердиться.

Причины появления такого поведения

Агрессия у человека развивается не сразу. Существуют теории, которые гласят о том, что эта черта характера присуща всем живым существам. В некотором роде это так. Когда человеку приходится защищаться от опасности, он начинает вести себя агрессивно.

Но здесь важна разница между свойством личности и агрессией, как оборонительное, непреднамеренное действие. Но многие ученые сходятся во мнении, что от рождения человек не имеет агрессии, он усваивает модель такого поведения с течением жизни, в зависимости от социальной обстановки вокруг него.

Причин проявления агрессии несколько:

Агрессия в психологии понимается как социально-психологический феномен и не относится к психическим патологиям. По результатам исследования это поведение возникает у здоровых людей субъективно, при наличии психологических проблем. Например, кто-то хочет отомстить, кто-то в этом рос и не знает других моделей поведения, другие являются участниками каких-либо экстремистских течений, некоторым внушается культ агрессии, как силы и мужества.

Не всегда больные психическими заболеваниями проявляют агрессию. Существуют данные о том, что только около 10% людей, причинивших моральный или физический ущерб другим, имеют душевные болезни. В остальных случаях такие действия продиктованы психозом, гипертрофированной реакцией на происходящие события. В большинстве случаев агрессивное поведение – желание доминировать.

Факторы риска возникновения агрессивности

Не каждый человек при малейшей психотравмирующей ситуации будет проявлять агрессию. Существуют некоторые особенности внешней ситуации и внутреннего ее восприятия, которые приводят к поражающему и деструктивному поведению.

Скорее формируется деструктивная модель поведения у людей, склонных к импульсивности, которые сильно эмоционально все воспринимают, в результате чего у них возникает чувство дискомфорта, неудовлетворенности. При рассеянности есть вероятность возникновения эмоциональной агрессивности. Если человек вдумчивый, он может построить планы на то, как проявить инструментальную агрессию.

Психологами доказано, что при угрозе базовым ценностям человека, он становится агрессивным. Таким образом, можно утверждать, что любая остро неудовлетворенная потребность у любого человека может привести к этой деструктивной модели поведения.

Часто агрессия возникает при слабой моральной защите от стрессов. При повышенном уровне тревожности также велика вероятность агрессии. Избыток отрицательных эмоций в раннем детстве приводит к таким паттернам. Пытаясь освободиться от авторитарности значимых людей (родителей, лидеров малых групп, в которые входит индивид), у ребенка остается только один выход – агрессивно себя вести. Удача после такого поведения закрепляет в его сознании, как положительный момент, формируется навык самоутверждения через агрессию.

Причинами стремления причинить моральный или физический ущерб другому, себе, может стать раздражение нервных центров, находящихся в области промежуточного мозга.

Как увидеть проявление агрессивного поведения?

Агрессию некоторые ученые делят на доброкачественную и злокачественную. Доброкачественная – это проявление мужества, настойчивости, амбиций. В целом, для достижения хороших результатов в работе, карьере проявления такой агрессии даже поощряются. Но неконструктивная, злокачественная агрессивность представляет собой осознанный умысел причинения вреда. Это можно увидеть через проявление таких черт, как хамство, жестокость, насилие. В человеке бушуют страсти, негативные эмоции и чувства.

Проявления агрессии у мужчин и женщин немного отличается. Для мужчин характерна яркая эмоциональная вспышка с физическим воздействием на предмет, не обязательно тот самый, который вызвал реакцию. Это удар по столу, об стену, взмахи руками, топанье. У женщин агрессия проявляется через недовольства, периодические жалобы на жизнь. В таком состоянии женщинам свойственно постоянное «пиление» мужа, сплетни, какие-либо безосновательные выводы, несущие негативные последствия.

Часто человек не осознает, что у него проявляется агрессия. В этом случае речь идет о косвенной агрессии, он склонен к придирчивости к отдельному человеку или семье. После придирок и осознания неудовлетворенности некоторых потребностей, он переходит к проявлениям вербальной агрессии: повышение голоса, переход на крик, унижения и оскорбления, причинение психологического вреда собеседнику.

Проявлением агрессии считается также игнорирование. Издавна бойкот считался одной из эффективных пыток человека, так как он не мог вступить в диалог и ощущал себя одиноким, ущербным и неугодным. Игнорирование вызывает самобичевание, чувство вины, то есть аутоагрессию. Человек сам себя наказывает таким образом.

Проявление детской агрессивности

В детях намного заметнее проявление агрессивности. Они не умеют скрывать своих эмоций. Конечно, это хорошо, что не накапливаются негативные эмоции, но в таком состоянии маленьким агрессорам сложно себя контролировать. Агрессия у таких детей проявляется через укусы, толчки, удары, угрозы, отрицательные действия. Можно сказать, что у детей два основных вида проявления стремления нанести кому-либо ущерб: физическая и вербальная агрессия.

У подростков агрессивная форма поведения выражается уже несколько по-другому и немного изменяются механизмы ее появления. Подросткам в большей степени присуща вербальная агрессия, физические действия при агрессивности уже более жестокие, причиняющие больше ущерба, граничат с правонарушениями.

Психологическими причинами проявления этого состояния являются переход от детства к взрослости, неудовлетворенность потребности в принятии и любви, неизвестность самостоятельной жизни. Происходят также физиологические изменения, которые на гормональном уровне могут стать причиной агрессии.

Лечение, коррекция агрессивно направленного поведения

Как известно, нефизиологические причины появления агрессии кроются в окружающей среде и семейной ситуации, воспитании. В случае доклинической агрессии, то есть возникшей по психологическим причинам, применяются методы психологической коррекции поведения детей, родителей и взрослых.

При поражении мозговых структур, гипертрофированной психологической агрессии, сложных случаях эмоционально-волевых расстройств, необходимо медикаментозное лечение.

Психотерапия для преодоления агрессивности

Агрессия формируется у ребенка в маленьком возрасте, и такое поведение при отсутствии коррекции сопровождает человека и во взрослом возрасте. Родителям важно знать, в каких случаях их ребенок будет вытеснять негативные эмоции, которые станут началом агрессивного поведения:

В зависимости от перечисленных факторов применяются психотерапевтические методы коррекции агрессии. Часто используется когнитивно-бихевиоральный, рациональный подход к решению проблемы. Врач помогает человеку, ребенку научиться конструктивному диалогу с собеседниками, социально адаптированному поведению, вымещению негативных эмоций социально приемлемыми способами.

Агрессия в ярком ее проявлении опасна для общества, задача психотерапевта обучить человека справляться с эмоциями и проработать внутренние проблемы – причины такого поведения. Для этого также используется психоанализ или его разновидности. Методы анализа психологических травм в детстве, выведение из подсознания блоков и проработка механизмов психологической защиты, помогает человеку решать годами вынашиваемую проблему. Агрессия не пропадает сразу после такого анализа. Должен быть рядом человек, который будет обращать внимание на неприемлемые эмоциональные реакции. Он же и окружение пациента должны показать свое внимание и любовь к пациенту.

Медикаментозное лечение

Агрессия, спровоцированная физиологическими причинами, лечится лекарствами. Фармакотерапия зависит от основного клинического заболевания, особенно долгосрочные препараты назначать должен только врач.

Лечить проявления такого поведения эффективно помогают бензодиазепины и нейролептики, также применяются антипсихотические препараты второго поколения. Некоторые препараты применяются сублингвально, другие эффективнее действуют через внутримышечные или внутривенные инъекции.

Насилие в семье имеет разнообразные причины и мотивы. Одна из его движущих сил – желание утвердить свою власть над остальными членами семьи. В семье, как социальной группе, идет соперничество за влияние. Существуют нормы, регулирующие отношения в семье, кто должен быть главой семьи и как он может реализовывать свою власть. В частности, при сохранении в семье патриархальных отношений свою главенствующую роль мужчины нередко сохраняют и осуществляют с помощью психологического и даже физического насилия. К такому выводу пришли также американские психологи Эмерсон Ральф Уолдо, Рассел Добагин и ряд других исследователей.

Многие специалисты считают, что, хотя внутрисемейная агрессия во многом несет общие черты человеческой агрессии и является ее разновидностью, тем не менее, она имеет свои специфические черты, обусловленные следующими обстоятельствами:

    внутрисемейная агрессия возникает на фоне первичных отношений членов семьи;

    она возникает на фоне ролевого взаимодействия членов семьи, у которых роли устойчивые и сопряженные.

Можно предположить, что указанные обстоятельства и вообще структурированность семьи оказывают существенное влияние на характер, содержание и формы внутрисемейной агрессии. Причем, поскольку ролевые взаимоотношения супругов, родителей и их детей имеют фундаментальные различия, то существенно отличается и агрессия.

Возьмем такой признак, как легитимность – с учетом различия формальной и психологической ее составляющих. Исследователям удалось обнаружить, что в патриархальных семьях насилие мужчины по отношению к женщине считается более легитимным, чем насилие женщины по отношению к мужчине. Разность статусов подвергающих друг друга насилию членов семьи играет существенную роль, поскольку каждый статус связан с определенной долей власти и авторитета.

Что касается насилия друг против друга членов семьи с равными статусами, то оно вообще считается нелегитимным. Так, брат стремится доминировать над сестрой примерно своего возраста, но та дает отпор, заявляя: «Ты кто, что мне приказываешь?!» и т. п. Вопросом «кто?» как раз и указывают на статус индивида в семье. Когда в ней есть отец, а старший брат стремится играть доминирующую роль, это может восприниматься как незаконные претензии на более высокий статус.

Если обобщить эту концепцию, можно сказать, что агрессия в организованных социальных группах и агрессия во время случайных встреч людей – в социально-психологическом отношении существенно отличные явления, хотя и имеют общие черты, во всяком случае, главную черту этой формы поведения – стремления причинить вред другому человеку. Ролевой подход может быть очень плодотворным. Психологи предлагают выделить специфический вид ролевой агрессии или, иначе, сцепленной с ролью агрессии, которая является комплексной, то есть инструментально-враждебной формой, но с обязательным преобладанием инструментальной агрессии. В структурированных устойчивых группах агрессия используется с тремя основными функциями:

    для доминирования;

    для социализации;

    с целью психологической и физической самозащиты.

Ролевая агрессия чаще всего является одним из выражений ролевого конфликта. В семье, например, возникают все разновидности ролевых конфликтов: внутриролевые, межролевые и типа «роль-личность». Можно считать, что дальнейшее развитие предложенной концепции ролевой агрессии возможно именно в этом направлении: при условии ее рассмотрения в связи с ролевыми конфликтами. Например, когда муж превышает уровень агрессивности, который связан с его ролью в сцеплении ролевого взаимодействия муж-жена, его агрессия воспринимается женой как нежелательная. Что касается того, какой уровень агрессии считается законным и приемлемым, это зависит как от этнокультурных традиций, так и от специфики данной пары, их индивидуальности и установленных между ними статус-ролевых отношений.

В чем преимущество такого статус-ролевого подхода к внутрисемейным отношениям вообще и к семейной агрессии в частности? Скорее всего, оно заключается в следующем: идея ролевой агрессии позволяет структурировать огромное количество факторов, вызывающих агрессию, и форм выражения агрессивности. То, что, казалось бы, является случайным в поведении членов семьи, теперь уже выступает как аспект реализации роли в том ее понимании, какое имеется у данного члена семьи. При дальнейшем рассмотрении внутрисемейной агрессии, при ролевом подходе, следует использовать такие понятия теории ролей, как принятие роли, идентификация с ролью, взаимные экспектации и другие. Это позволит в области человеческой агрессивности, в еще одном участке исследований, перейти от описательного уровня на уровень причинных объяснений.

Описательный уровень исследования семейной агрессии хорошо представлен в целом ряде трудов А. Бандуры, Р. Бэрона, Л. Берковица и других авторов. Данные, приведенные в трудах этих психологов, можно переосмыслить и использовать для развития предложенной здесь концепции ролевой агрессии.

Сопряженность ролей и параллельное развитие личностей в семье

Приведенный ниже подход, позволит охватить более широкий круг внутрисемейных феноменов, чем только проявления агрессии. Ведь исследователи считают, что в ходе исполнения сопряженных ролей происходит развитие сопряженных черт и комплексов характеров исполнителей этих ролей.

Так, у мужа с доминантным и агрессивным характером качества личности жены могут развиваться в двух вариантах.

    Она может, идя навстречу ролевым ожиданиям супруга, изменяться в сторону традиционного типа патриархальных отношений и стать уступчивой, мягкой, преданной женой.

    Второй вариант представляет собой тип, формирующийся на основе стратегии сопротивления ожиданиям авторитарного и агрессивного мужа. Это тип женщины, формирующейся на основе постоянной защитной позиции. Можно считать, что данный вариант развития выбирают те женщины, у которых до выхода замуж уже был доминантный характер.

Правда, зная о существовании явления авторитарного подчинения, можно ожидать возможности формирования и других типов или подтипов жен. Но во всех случаях в какой-то мере процессом формирования характеров управляет закон сопряжения в двух вариантах:

    при положительном сопряжении со временем усиливаются сходные черты характера мужа и жены;

    при отрицательном, или обратном, сопряжении у них появляются контрастные черты характера и противоположные установки.

Стоит полагать, что первый из описанных выше типов жен формируется преимущественно на основе закона отрицательного сопряжения, а второй – главным образом на основе закона положительного сопряжения. Хотя в процессе взаимодействия мужа и жены одновременно работают оба типа сопряжения, один из них преобладает.

Такой же подход может быть плодотворным при исследовании ролевых взаимодействий других членов семьи и развития их характеров. Так, во взаимоотношениях отец – сын действуют оба варианта закона сопряженного развития, но можно, расширив предложенную выше концепцию, предположить, что преобладание того или иного варианта закона сопряжения зависит от того, какой вариант идентификации имеет место между взаимодействующими индивидами:

    при положительной идентификации работает главным образом закон положительного сопряжения: сын стремится быть как можно больше похожим на отца, и действительно их сходство с годами возрастает. Это путь конвергентного развития характеров;

    при отрицательной идентификации происходит дивергенция путей развития личностей отца и сына. Сын может выбрать других референтных лиц в качестве объектов положительной идентификации.

Сходные процессы, имеют место и в ролевых взаимоотношениях матери и дочери. Что же касается ролевых взаимоотношений брат-брат, брат-сестра и сестра-сестра, то в них закон сопряжения действует более сложными путями и во взаимодействии с другими факторами, поэтому на настоящем этапе пока стоит воздержаться от определенных высказываний об этих отношениях. Специального рассмотрения требуют также ролевые взаимоотношения мать-сын и отец-дочь.

Имея в виду представленную выше концепцию ролевой агрессии, уже легче понять ошибки некоторых иных подходов к проблеме агрессии, в том числе внутрисемейной. Например, такой крупный исследователь, как Л. Берковиц, фактически не видит различия между агрессией мужа по отношению к жене и агрессией родителей по отношению к детям, считая, что в их основе лежат одни и те же условия. Но как могут быть одинаковыми условия возникновения этих двух случаев агрессии, когда:

    различны их объекты;

    они возникают в совершенно различных ролевых взаимоотношениях?

А ведь именно эти социально-психологические отличия и различные варианты закона сопряжения ролей и идентификации являются решающими факторами, обусловливающими порождающие агрессию конфликты, другие фрустрации и стрессы.

Насилие всегда есть насилие, но встречаются его различные типы и варианты, по-разному мотивированные, возникшие и возникающие на различной социально-психологической основе. Унитарный подход не может способствовать углублению теории агрессии. Агрессия главы семьи, направленная на жену, не может быть такой же, как его агрессия к сыну, в котором он может видеть своего двойника и носителя своих ценностей.

Материнский авторитаризм и агрессивность детей

В исследованиях Р. Сирса и его коллег, а также А. Бандуры и Р. Уолтерса получен интересный эмпирический факт, свидетельствующий о том, что одной из причин формирования агрессивных детей является авторитаризм матерей.

«Матери агрессивных мальчиков в среднем значительно сильнее наказывали сыновей, чем матери из контрольной группы, и хотя отцы различались меньше в этом отношении, тем не менее, полученные различия также достигли уровня значимости.

В отношении матерей полученные выводы в целом совпали с выводами Сирса и его коллег; матери агрессивных мальчиков терпимее относятся к агрессии против себя и сильнее наказывают за агрессию против других взрослых, чем матери относительно уравновешенных мальчиков из контрольной группы».

Что означает данный эмпирический факт? Почему матери терпимее относятся к агрессии против себя и сильнее наказывают ребенка за агрессию против других взрослых? Является ли это выражением авторитаризма, признаком того, что такие родители не терпят выступлений против авторитетов вообще?

Гипотезы

Чтобы ответить на данный вопрос, следует организовать беседы с родителями агрессивных подростков, спрашивая их, чем они объясняют свое поведение. Можно предположить следующее:

    когда сын ведет себя агрессивно против других взрослых, он тем самым выдает семейную тайну, что он агрессивен и в своей семье.

Это уже прямой удар по «Я-концепции» родителя и по «Мы-концепции» всей семьи, по ее престижу, а также сильнейшая фрустрация для всей семьи, но лишь в том случае, если семья хотела бы выставлять себя перед остальным обществом в качестве мирной и благополучной группы. Стоит полагать, что эти гипотезы указывают на путь дальнейшего исследования причин агрессивных внутрисемейных взаимоотношений и условий развития агрессивных детей, подростков и юношей.

Отцы поощряют агрессию

Мы видели, что матери агрессивных мальчиков строго наказывают их, если они совершили агрессивные действия вне дома, против других взрослых людей. Но как же ведут себя их отцы в таких ситуациях? Оказывается, хотя отцы агрессивных мальчиков не терпят агрессию своих сыновей против себя, они, наоборот, поощряют их агрессию вне дома, особенно если она направлена против сверстников сына. Такое поощрение агрессивности они обосновывают тем, что мальчики должны уметь постоять за себя. Однако известно, что подобное поощрение агрессивного поведения детей – один из механизмов формирования агрессивной личности. В то время как отцы неагрессивных детей стремились, чтобы их дети самоутверждались социально приемлемыми способами, «о некоторые отцы агрессивных мальчиков поощряли своих сыновей на агрессию против взрослых, как и против других детей...».

Они говорили, что дети должны уметь защищать свои права перед взрослыми. Встав на сторону своих мальчиков против преподавателей, они критиковали школу, «...провоцируя, таким образом, сыновей проявлять агрессию против школьной администрации». Многие отцы признавались, что поощряли агрессию своих сыновей против других людей вне семьи, в том числе против взрослых.

Следует иметь в виду, что эти данные получены в американском обществе, которое характеризуется специалистами в качестве в высокой степени индивидуалистического, хотя и в нем есть немало людей с выраженными коллективистическими тенденциями.

Поведение отцов с демократическим характером

Отцы неагрессивных мальчиков как личности существенно отличаются от описанных выше авторитарных отцов агрессивных мальчиков. Вот как обобщают итоги своих исследований этого вопроса А. Бандура и Р. Уолтерс.

«Отцы из контрольной группы всегда препятствовали любой враждебной агрессии против взрослых. Некоторые настаивали, чтобы сыновья никогда не проявляли неучтивости со взрослыми, а просто сообщали своим родителям, если, по их мнению, взрослые относились к ним несправедливо. Если проблемы возникали в школе, большинство отцов из контрольной группы объясняли сыновьям, с какими трудностями приходится сталкиваться преподавателям, и просто советовали им работать лучше».

Описанное – поведение человека с демократическим характером: принятие и понимание роли другого человека, сопереживание и совет своему чаду – правильно играть ту свою роль, которая связана с ролью преподавателя. Применив здесь теорию о сопряженных ролях, можно сказать, что отец-демократ направляет процесс ролевой социализации своего сына таким образом, чтобы тот сумел полноценно и достойно исполнять свою роль, сопряженную с ролью преподавателя. Такие взрослые понимают также, что подростки могут неверно интерпретировать принцип справедливости. Такие отцы склонны спокойно разбирать любое столкновение своих детей с преподавателями и другими внесемейными агентами социализации с целью выяснить, действительно ли был нарушен принцип справедливости.

У неагрессивных мальчиков матери, как и отцы, не поощряют агрессивность своих детей и учат их понимать психическое состояние другого, констатировали А. Бандура и Р. Уолтерс. Это есть не что иное, как обучение эмпатии, причем в ответах некоторых родителей демократического чувствуется влияние христианского учения, призывающего обращаться с другими так, как человек хотел бы, чтобы обращались с ним самим. Эту мудрость можно использовать в различных вариантах, сохраняя ее логику взаимности.

Толерантность к несправедливости и смягчение агрессивности

Какой ценой достигается неагрессивность многих индивидов? Конечно, главное – обучение неагрессивным формам справедливости и стратегиям решения проблем и адаптации. Но некоторые эмпирические факты, полученные еще в середине 1950-х годов, показывают, что смягчение агрессии нередко достигается в результате отказа от важных принципов и ценностей или смирения с их нарушениями.

Известно, что одним из сильнейших фрустраторов для многих является нарушение кем-либо принципа справедливости. Личность, по отношению к которой поступили несправедливо, фрустрируется и оскорбляется, так сказать, по всей глубине своего «Я». Такая фрустрация делает человека злым, вызывает его гнев и желание отомстить.

Но каким образом можно смягчить эту форму агрессии? Один из отцов, сына которого, неагрессивного мальчика, исследовали Бандура и Уолтерс, признался, что учит сына следующей мудрости: «...в жизни он встретит множество людей, которые будут к нему несправедливыми, и ему придется как-то к этому приспосабливаться».

Перед нами фактическое обучение определенной адаптивной стратегии, в которой был представлен смягченный вариант принципа справедливости. Если человеку удается «снизить свою планку» требовательности к соблюдению принципа справедливости, он реже и менее остро будет фрустрироваться в тех случаях, когда другие обращаются с ним несправедливо. Нарушения принципа справедливости станут для него обычными событиями, он будет считать их «в порядке вещей».

К этому вопросу можно подойти исходя из современных представлений об уровнях притязаний личности, а также с применением развиваемой в социальной психологии теории справедливости. Можно сказать, что у людей имеются разные уровни притязаний в области основных социальных норм, в том числе относительно нормы справедливости. Снижение этого уровня делает человека более толерантным к нарушениям принципа справедливости. Надо отметить также, что понимание справедливости меняется в процессе возрастного развития личности.

Однако следует иметь в виду, что субъективное «чувство» нарушения принципа справедливости не всегда правильно отражает реальное положение вещей. Человек может вообразить, что с ним обходились несправедливо, тогда как тщательный анализ ситуации показывает, что это не так. Когда у индивида появляется такое чувство, то оно, в первую очередь, означает, что он спонтанно делает соответствующие атрибуции другому человеку, группе или даже обществу в целом.

«Чувство» нарушения принципа справедливости у человека может переживаться и на основе неверного понимания этого принципа. Например, эгоцентрический человек может подумать, что люди к нему несправедливы каждый раз, когда препятствуют удовлетворению его эгоистических потребностей. Такой инфантильный эгоцентризм свойствен также определенным этносам, не говоря уже о многих индивидах, каких немало в каждом этническом или полиэтническом обществе.

В этнологии известен следующий достаточно типичный случай: европейский христианский миссионер отправляется в Южную Африку с целью распространения своего вероучения. Он долго обучает группу добровольцев-аборигенов, и наконец наступает пора их принятия в христианскую общину. В качестве последнего экзаменационного вопроса он задает одному из них такой: «Скажи мне, брат Тутси-Мутей, что такое справедливость и что такое несправедливость?» – «Я это хорошо понимаю, пастор, – отвечает человек. – Справедливо, когда я ворую коров соседнего племени, и несправедливо, когда они воруют моих коров». Читатель понимает, что вопрос принятия Тутси-Мутси в христианскую общину был отложен на неопределенное время. Стал ли он христианином, нам неизвестно: из Южной Африки пока ничего не сообщают об этом.

Ясно, что при таком эгоизме и эгоцентризме, при таком понимании справедливости всякого можно подозревать в совершении несправедливых действий по отношению к себе. А подозревать – означает делать атрибуции.

Неуспешное лидерство в семье и отрицательная установка к авторитетам

Многочисленные исследования показали, что агрессивность и антисоциальные установки детей впервые возникают в семье, после чего переносятся и на внесемейные объекты. Исследования Д. Фаррингтона и особенно Дж. Паттерсона показали следующее: «Если мальчик становится агрессивным в результате интеракций с другими членами семьи, у него развивается тенденция к социально неадекватным действиям и в других, внесемейных ситуациях». В результате этого он переживает неудобства, как в школе, так и в группе сверстников и, наконец, находит себе место в делинквентных группах. Иначе говоря, антисоциальная установка, возникшая в семье, переносится в другие социальные ситуации и обобщается. Но почему? Ответ, по-видимому, надо искать в следующем: у ребенка возникает отрицательная установка к авторитетным лицам в образе родителей, после чего она обобщается и выражается в виде пренебрежительного отношения к авторитетам вообще.

Истинность нашего предположения становится более очевидной, когда мы знакомимся с результатами исследования «плохого семейного менеджера».

Он заключил, что, как сжато передает его мысль Л. Берковиц, «...родители антисоциальных подростков недостаточно успешно справляются с выполнением четырех важных функций “менеджмента”:

    они недостаточно контролируют активность своих отпрысков, как в домашних ситуациях, так и вне дома;

    они не умеют адекватно дисциплинировать их антисоциальное поведение;

    они не вознаграждают в должной мере просоциальное поведение детей;

    они недостаточно успешны в решении проблем».

Очень интересно следующее наблюдение: есть родители, у которых все эти недостатки и ошибки выражаются вместе, в комплексе. Создается впечатление, что существует качественно своеобразное явление «плохого менеджера». Родитель, который плохо контролирует ребенка, одновременно не способен дисциплинировать его, плохо применяет имеющиеся в своем распоряжении средства поощрения и наказания.

Данное чрезвычайно интересное для психологии и педагогики явление можно исследовать и с другой точки зрения, что позволит раскрыть его новые аспекты. Имеется в виду то, что данную проблему можно рассматривать как неправильное применение родителями своей власти и всего того, что находится в их распоряжении в качестве базы для их контроля над детьми. Это плохое лидерство. Но вопрос в том, работа каких типов лидеров отличается этими недостатками? В этой области следует шире применять теорию К. Левина, Г. Адорно и его группы, а также измененный вариант типологии лидеров, предложенный Д. Бомринд. Все остальные особенности плохого семейного лидерства и его последствия подлежат тщательному исследованию.

Для нормальной, просоциальной социализации детей нужно четко понять и осознать различие между их просоциальным и антисоциальным поведением и, соответственно, вознаграждать за первое и наказывать за второе. Оказывается, для «плохих семейных менеджеров» это нелегкое дело.

Они сами плохо понимают различие между этими двумя формами поведения и, следовательно, не могут правильно реагировать на поведение своих детей.

Подобный дефект семейных агентов социализации связан, по-видимому, с тем, что сами они плохо социализированы и плохо знают социальные нормы поведения, а именно: что разрешено и прилично, что запрещено и т. п. Данное обстоятельство также было открыто в результате исследований Дж. Паттерсона.

Вот как об этом пишет Л. Берковиц: «В сравнении с “нормальными” матерями и отцами они менее склонны замечать различия между просоциальным и антисоциальным поведением. Они часто вознаграждают детей за поведение, направленное на то, чтобы принудить других пойти на уступки, например, уделяя им внимание, а порой даже прямо одобряя, когда те стремятся во что бы то ни стало настоять на своем, и в то же время такие родители нередко игнорируют, не замечают и не вознаграждают их дружественные, конструктивные действия. Даже наказывая за агрессивность, они не всегда ясно дают детям понять, что наказания, которым их подвергают, вызваны их плохим поведением».

К этому добавляется агрессивное обращение таких родителей со своими детьми, что вызывает их обратную агрессивную реакцию. Ясно, что это тоже способствует развитию агрессивности у детей. Если агрессивные действия таких детей подкрепляются, то развитие их агрессивности как характерологического комплекса идет почти беспрепятственно.

Несмотря на то, что сегодня общество стало куда более культурным, чем в прошлые столетия, агрессия в семье до сих пор остается распространенным явлением и от него никуда не деться. И самое страшное тут то, что ее можно наблюдать не только в малообеспеченных семьях, состоящих из пристрастившихся к выпивке мужчин, но и в парах вполне культурных и, казалось бы, высокоморальных представителей высшего класса.

Из всего вышесказанного не трудно предположить, что причины агрессии кроются не только в воспитании людей и их моральных ценностях, но и в чем-то совершенно другом.

Откуда берется агрессия?

Чаще всего к агрессивному поведению склонны мужчины, хотя, сегодня некоторые психологи уже начинают рассматривать с этой точки зрения и женщин, ввиду того, что последние все реже сдерживают себя и отвечают своим мужьям в точно такой же несдержанной манере. Как бы там ни было, вопрос остается все тем же: что заставляет взрослых людей поднимать друг на друга руку?

1. Неудовлетворенность собственной жизнью. Как ни странно, но практически каждый из нас может сказать, что его жизнь складывается не так, как он того хотел бы (это касается даже состоятельных граждан). Если у человека есть склонность к насилию, то даже несмотря на то, что со стороны он может казаться веселым и отзывчивым (скажем, на работе или в кругу друзей), дома он редко будет сдерживать свои эмоции и легко позволит себе ударить жену. Для такого поступка у него даже не будет веской причины. Спровоцировать «рукоприкладство» может неудавшийся ужин, бардак или какой-нибудь банальный упрек.

2. Деспотичный характер. Есть такие люди среди нас, которые любят утверждать свою власть над другими и зачастую не совсем либеральными способами. И если в обществе они еще обязаны соблюдать рамки приличий, то дома – их не сдерживает ничего. Как правило, в семьях с мужчиной-деспотом могут страдать все: и его супруга и дети. Поднимая на них руку по поводу и без он будет просто стараться доказать свою правоту, власть и силу слова. Как только он усомнится в их послушании, агрессия возобновится снова.

3. Увлечение алкоголем. Банальная причина, но от нее никуда не деться. Под воздействием спиртных напитков человек зачастую теряет контроль над своими действиями и то, что у него начинают «чесаться кулаки» — это одна из «побочных» реакций на его пристрастие к выпивке. Вполне возможно, что он действительно любит свою супругу, а будучи трезвым вообще кажется спокойным человеком, однако в состоянии алкогольного опьянения он способен жестоко ее избить, а под утро искренне раскаиваться в содеянном.

Что делать в такой ситуации?

Люди, которые никогда не сталкивались с насилием в семье, могут посоветовать только одно: бежать от такого куда подальше. Но, те, кто живет рядом с агрессивными людьми чаще всего остаются возле них, и либо молча продолжают терпеть их выходки либо пытаются изменить их характер. Однако ни то, ни другое не является правильным решением проблемы.

Первое, что нужно сделать это, по возможности, указать мужчине на его поведение , объяснив, почему оно неправильно (ведь он сам может не замечать этого!). Хотя только единицам удается справиться с агрессией этим путем.

Идти к психологу – не вариант. Человек, который не признает своей проблемы никогда не пойдет лечиться добровольно. А если его заставить, то толку от терапии будет очень мало.

Статистика вещь неумолимая и она говорит, что если он ударил один раз, то ударит и во второй. Поэтому, надеяться на то, что он измениться не стоит. Если ситуация в семье накаляется до невозможного предела, а поступки агрессора причиняют серьезный вред кому-нибудь из ее членов, тогда надо задуматься о том, чтобы бросить этого человека . Первый раз можно уйти на время, но если и это не поможет, тогда надо действовать радикально и . Его ничто не изменит, а ваша жизнь может быть загублена.

Да, многие женщины боятся предпринимать столь радикальные меры и поэтому молчаливо терпят асоциальное поведение своих мужей. Более того, они могут все это скрывать. Совет для тех, кто оказался в такой ситуации: не бойтесь бороться за свое право жить нормальной жизнью. Оглянитесь вокруг, большинство людей не живут в страхе и не боятся оставаться наедине друг с другом. Никакая любовь, верность и преданность не спасет вас от больницы, если в следующий раз он забудет, что превосходит вас в разы в физическом плане.

Не стоит тратить свою жизнь на тех, кто никогда не исправится, а особенно, не надо верить их обещаниям. Склонность к агрессии, как пристрастие к алкоголю, может пройти только тогда, когда человек сам захочет избавиться от пагубной привычки. Только так он вновь сможет стать нормальным и адекватным, а чтобы это произошло, он должен понять, что никто не захочет жить рядом с ним, пока он не возьмет себя в руки.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта