Главная » Съедобные грибы » Спираль буллинга. Буллинг и как его преодолеть: Рекомендации психолога

Спираль буллинга. Буллинг и как его преодолеть: Рекомендации психолога

Буллинг – это агрессивное поведение относительно человека, проявляющееся в насилии, травле, преследовании, терроре. Можно сказать, что это своеобразное психологическое жестокое избиение человека, при этом менее радикальные действия, такие как сплетни, обзывания, жестокие шутки не относятся к данному виду насилия и называются моббингом. Буллинг является неосознанной агрессией с повторяющимися актами насилия, единичные случаи ссор или игнорирования нельзя причислять к этому феномену. Но к буллингу относятся эпизоды регулярного физического избиения или мероприятия, способные довести до суицида или вызвать его попытку.

Среди подростков все чаще встречаются буллинг, травля и преследование, по данным статистики около 45% детей подвергались подобным нападениям, а 20% регулярно сами занимаются подобными деструктивными воздействиями. Изначально буллинг предполагает неравенство сил – физических, психологических или численных, что обеспечивает острую эмоциональную реакцию со стороны жертвы и невозможность противостоять. Обычно агрессор сильнее именно в том месте, где у жертвы слабое место – одиночек травят группами, физически слабых обижают сильные и выносливые, неустойчивых психически задирают психологические лидеры и серые кардиналы. Повторяемость насилия вызывает чувство безысходности и постепенно формирует позицию жертвы, когда человек уже не способен сопротивляться.

Школьный буллинг проявляется с начальных классов, когда старшеклассниками устраивается дедовщина и у малышей отбирают карманные деньги, обеды, игрушки, телефоны и прочее. С возрастом к средней школе практически исчезают физические проявления, полностью уступая место психологическому террору – в ход идут сплетни, унизительное обращение и оскорбительные шутки, особенно тяжело переносится жертвами тотальный бойкот и игнорирование.

Характерным является механизм возникновения подобного поведения. Всегда буллинг начинается с одного человека, который таким способом пытается укрепить свой авторитет, повысить самооценку или просто привлечь внимание группы. На первых этапах общество может разделиться на тех, кто поддерживает подобную линию поведения, равнодушен и тех, кто порицает и осуждает агрессора. Со временем ситуация меняется, если жертвы буллинга никак не сопротивляются происходящему и допускают продолжение насмешек. В лучшем варианте защитники теряют всякий интерес и ведут себя равнодушно, но чаще у них накапливается раздражение относительно покорной позиции жертвы.

Что такое буллинг

Буллинг как социальное явление, возникает в тех коллективах, где личность обесценивается, а потребности в признании, принятии и понимании подвергаются существенной . В подобных невыносимых для личности условиях сначала развивается , со временем сменяющаяся агрессией, как неосознаваемой попыткой сопротивления. Если человек воспитывается и находится в условиях, где ценность человеческого достоинства всегда выше соблюдения формальных правил и не существует директивных необоснованных запретов вероятность стать буллером или жертвой стремится к нулю.

Помимо обстановки существует и ряд личностных черт, способствующих тому, чтобы стать жертвой. Так, нападкам чаще подвергаются люди, не вписывающиеся в понятие нормы, выделяющиеся среди остальных, причем не важно, в какую сторону тип странности (одежда, поведение, таланты, вкусы, тембр голоса и прочее). Жертвами часто становятся новые члены коллектива, которые не стремятся подстраиваться под общепринятое поведение – инициативность, дружелюбие, помощь всем окружающим могут стать причинами для агрессии, если не являются нормами в новом обществе.

Повышенная чувствительность привлекает тиранов и моральных садистов, поскольку обидеть такого человека просто и можно получить очень яркую эмоциональную реакцию. Также жертву могут создать искусственно, благодаря влиянию авторитетов. Так происходит, когда старший (учитель, руководитель) намеренно унижает и оскорбляет человека в присутствии коллектива. Мотивация вышестоящего может быть сугубо личной, но психология групп такова, что со временем остальные члены подхватывают разрешенную модель поведения, не имея претензий к жертве.

Вероятнее, что нападкам даже в новом месте, подвергнется тот, кто подвергался им ранее. Большинство жертв подвергаются травле не только в школе, но и дома, обычно для них насилие является привычным, и они могут провоцировать окружающих, поскольку бережное отношение вызывает массу тревоги. Неспособность отвечать обидчикам, стремление занять пассивную позицию, отсутствие собственного мнения или наоборот резкая конфронтация с группой (отсутствие участие в общих играх или занятия) могут спровоцировать агрессоров.

Жертвы буллинга невозможны без буллеров – насильников, обидчиков, агрессоров. Для того чтобы данные качества начали проявляться также существуют определенные предпосылки.

Первоочередная и самая важная причина находится в наиболее раннем детстве и особенностях семьи. При дефиците родительского внимания и любви, граничащего с равнодушием, неизвестны понятия запретов и авторитетов, уважительного отношения и построения органичных отношений. Подобная ситуация вызывает много внутреннего протеста, боли, а потом и агрессии, как движущей силы изменений. Направить этот поток претензий на родителей нельзя, поэтому ищут кого-то более слабого. Такие дети ищут власти хоть в каком-то кусочке своей жизни, а буллинг дает власть еще и над жизнью и настроением других. Это своеобразный способ получения доказательств своего превосходства и значимости, движимый психологическим травмами и нарциссическими чертами личности.

Буллерам характерно полярное мышление и разделение мира на черное и белое, точно так же и люди в нем либо с ними, либо против них. Присутствуют частые негативные отзывы об окружающих и тщательность в выборе контактов, причем критерием будет служить то, насколько человек достоин внимания агрессора, как высшего и значимого. Но, не смотря на безапелляционность, все агрессоры боятся поражения, поскольку в случае очень многое стоит на кону – для этого они выбирают в жертву не того, кто объективно слабее, а того, кто не сможет ответить.

Последствия буллинга невозможно игнорировать, причем они касаются всех участников процесса. Наиболее известны случаи, когда жертва совершает самоубийство, что вызвано неспособностью найти выход из ситуации и невозможностью терпеть издевательства. Еще одним способом ухода от ужасающей действительности является алкоголь и наркотики, которые жертва может начать употреблять для снятия психоэмоционального напряжения. Кроме этого возможны регулярные прогулы, снижение интеллектуальных и мнестических показателей, продуктивности работы. Могут появиться неврологические нарушения, проблемы со сном и аппетитом, психологические проблемы, требующие вмешательства специалиста.

У жертв повышается тревожность и , иногда, доходящие до клинических случаев, регулирующийся медикаментозно. Присутствуют нарушения в межличностных отношениях, стремление к одиночеству, неспособности конкурировать в профессии. Это приводит к ограничению контактов и выбору сфер деятельности вне коллектива. Кроме того буллинг способствует психосоматическим расстройствам, нарушениям в работе сердца, проблемам с питанием.

Для агрессоров буллинг также имеет множество негативных последствий. Наиболее частым оказывается социальная нереализованность, поскольку выбранные пути достижения результата не работают во взрослой жизни. Трудности в общении связаны с всеобщей ненавистью – в семье это тираны, в карьере успех достигается любыми путями, что не способствует формированию теплых отношений. Тирания может привести к личностным нарушениям патологического спектра.

Буллинг в школе

Школьный буллинг имеет градацию тяжести и проявлений. Наиболее серьезным, заметным и ведущим за собой не только психологические нарушения является физический буллинг. При нем жертва регулярно подвергается физическому насилию, избиениям, членовредительству. Примерами такого могут быть привычные дерганья за косички или толкания в коридоре, а могут быть и крайне жестокие проявления, такие, как ломание пальцев, нанесение порезов, выжигание кожи и прочее.

Поведенческий буллинг может иметь пассивную форму, к которой относится игнорирование личности, бойкот, изоляцию от общественной жизни коллектива. К активной форме относятся шантажи, вымогательства (обычно денег, телефонов), распространение сплетен и намеренное создание негативных условий (порча вещей или их кража, закрывание в шкафах или темных комнатах).

Самый легкий вариант – это вербальный буллинг, который проявляется в оскорблениях, насмешках, унижениях, возможно проклятиях. С развитием технологий появилось новое понятие кибербуллинга, когда издевательства происходят в сети, где жертве могут присылать оскорбительные или угрожающие письма, а также выкладывать фото и видео (реальные или смонтированные), призванные унизить достоинство человека.

Первопричин у школьного буллинга две: родительская семья и учителя. Модели поведения, принятые между родителями, их отзывы относительно окружающих, способы решения конфликтов впитываются детьми и в дальнейшем воспроизводятся в школе. Влияет и степень удовлетворенности личностных потребностей самого ребенка. Множественные комплексы, недостаток внимания и любви могут приводить к возникновению буллинга. Это касается, как формирования поведения жертв, так и агрессоров – родительские сценарии могут учить прятаться и страдать или сопротивляться и манипулировать. Наличие психологических травм может заставить ребенка причинять вред другим, привлекая к себе внимание или покоряться издевательствам, считая это нормой.

Провоцирование буллинга со стороны преподавателей обусловлено их профессиональным выгоранием, низким уровнем квалификации или недостаточной личностной зрелостью. Именно учитель может запустить или остановить травлю. Так, если присутствуют оскорбления учеников при всем классе, унижающие сравнения, неадекватные проступкам наказания, применение физической агрессии, то со временем ученики перенимают такую линию поведения. Учитель может самостоятельно создавать будущих жертв не только вербальными комментариями, но и выражением лица или небрежно брошенной тетрадью. Придумывание прозвищ для учащихся, а также игнорирование агрессивных проявлений – позволяют единичному акту психологической агрессии развиться в буллинг, благодаря учителю.

Независимо от причин, школьный буллинг, травля включают в себя несколько действующих лиц – агрессоров, жертва и наблюдатель. К последним могут относиться и учителя, игнорирующие происходящее, и дети, нежелающие попасть на место жертвы, и родители, не верящие в подобное. На начальных этапах присутствуют сопротивляющиеся и отстаивающие права жертвы, но поскольку результаты минимальны и активности от самого пострадавшего не видно, такие неравнодушные вскоре уходят в тень или присоединяются к буллерам. Только в случае, если защитники эмоционально, морально, физически или по статусу превосходят обидчика, то буллинг в школе останавливается при первом же инциденте, если с ним бороться. Так, если учитель резко и жестко отреагирует на подобные проявления, то вероятность повторения исключается. Безнаказанность в свою очередь влечет за собой распространение травли и на других учеников.

Как остановить детскую травлю – буллинг

При возникновении повторяющихся эпизодов травли ребенку необходимо обратиться к старшим – родителям, учителям, страшим братьям или друзьям. Решать ситуацию часто невозможно, поскольку агрессор не слышит доводов и не реагирует на замечания. Важно просить о помощи только тех людей, с кем сложились хорошие отношения, поскольку формальное замечание от вынужденного учителя может только усугубить ситуацию.

Для преподавателей главным правилом является отсутствие равнодушия и позиции наблюдателя – не нужно давать свободу детям для поиска путей решения. Каждому буллеру необходимы зрители, и чем их больше, тем сильнее укрепляется его авторитет, если в этот процесс включены еще и учителя, то обидчик становится непобедим. Показывать свою физическую силу нельзя, необходимо вывести агрессора на диалог и открытое, доверительное обсуждение ситуации.

Внимание необходимо обращать сразу же, по факту свершения поступка, причем ради этого можно остановить процесс урока. Важно переводить внимание обидчика на задания и изучение нового материала, а не акцентировать на запрете и тем более, не употребляя унижающих высказываний (например «не трогай его, он и так дефективный»).

Родителям необходимо создавать безопасное пространство дома, где ребенок может быть собой, не бояться порицания и насмешек, что будет способствовать своевременному информированию о проблемах в школе. От родителей требуется терпение и выдержка, чтобы дождаться откровенности и остановить свою первую эмоциональную реакцию, которая может сложная для осознавания малышом. Оптимально делиться собственными случаями из жизни, успешными примерами преодоления подобных ситуаций. Возможно, простого признания неправоты обидчика будет достаточно для того, чтобы тот, кто оказался жертвой придумал, как противостоять дальнейшим издевательствам. Ребенок может попросить вас вмешаться, тогда лучше обсудить с ним варианты разговора с агрессором, его родителями, учителями или всем вместе.

Если родители узнают, что обидчик как раз их ребенок, то нельзя применять наказания, поскольку это только укрепит его модель, где сила правит реальностью. Кроме того, наказание может еще сильнее отдалить родителей и ребенка, что нельзя допустить, если его поведение вызвано недостатком любви и принятия. Следует организовать откровенный разговор, понять причины, приведшие к данной ситуации, а потом организовать диалог со всеми участниками событий. Если родители смогут восполнить недостающие ребенку тепло и любовь, то он сможет искренне извиниться перед тем, кого обижал, часто даже потом становится его защитником.

Профилактика буллинга

Важно максимально быстро обеспечить ситуацию и внешние условия, препятствующие возникновению буллингу. В семье необходимо уделять достаточно внимания и обучать ребенка мирному взаимодействию. Также важно привить чувствительность к допустимому формату обращения и укоренить внутреннюю силу при самозащите.

Школьная система нуждается в переориентации своих ценностей с усвоения материала на личность каждого ученика. Психологический климат в классе, взаимопомощь учеников играют важную роль в профилактике буллинга. Сплочение коллектива, проведение классных часов с основами психологии и тренингами социальной коммуникации способствуют личностному развитию и укреплению позиции каждого ребенка.

Неоспоримое влияние имеют фильмы, сериалы, книги и игры, где показаны различные способы взаимодействия людей, и степень агрессии несколько завышена (особенно в боевиках и сражениях). Информация из игр, где после десятого удара о стену, человек встает невредимым, и из фильмов, основой которых является черный юмор, сильно деформирует представление о реальности. Запретить или ограничить контакт с такими продуктами невозможно, но можно показать реальную сторону вещей, например, записав на бокс, где ребенок почувствует реальную боль и сможет оценить силу.

Во всех сферах жизни ребенка необходимо скорейшее его отделение от стрессовых факторов: насилие в семье и школе, нездоровый коллектив, депривация ведущих потребностей личности, а также первые проявления буллинга. Важно отслеживание деформаций психики после пережитого буллинга и оказывать своевременную психологическую помощь таким людям. У перенесших травлю, развиваются определенные психологические особенности и отклонения, которые могут портить не только их личную жизнь, но и провоцировать возникновение насилия в новом коллективе, куда они попадут.

Детей необходимо обучать правилам противостояния насилия, разрабатывая для этого специальные тренинги или упражнения. Взрослые могут делиться историями из собственной жизни, можно смотреть фильмы. Главная задача – обеспечить большой поток информации и примеров об уважительном отношении и способах противостоянию насилию.

Впервые для обозначения явлений травли как формы насилия слово «буллинг» использовал английский журналист Эндрю Адамс в 1990 г. Однако в некоторых языках нет термина, который точно отражал бы смысл термина «буллинг» (Smith, 2005; Smith et al., 1999). Например, японское слово «ijime» означает то же самое, что и «буллинг», но «ijime» всегда происходит в рамках группы или социальной общности, где все друг друга хорошо знают. Именно устойчивая связь между преследователями, жертвой и остальными членами социальной общности (например, в классе) наделяет «ijime» особым смыслом (Morita et al., 1999). «Ijime», в принципе, является коллективным действием, направленным на жертву со стороны общности в целом. При этом одни проявляют большую активность, другие - меньшую. Но независимо от этого подвергаться ijime - значит быть социально отверженным не только конкретными преследователями, а группой в целом.

В англоязычных работах, посвященных травле, термин «моббинг» обычно не используется. А поскольку международным языком чаще всего является английский язык, в международных кругах чаще употребляется английское слово «bulling» («буллинг»). Это связано еще и с тем, что большая часть исследований моббинга проводится в англоязычных странах или в странах, где люди легко переходят на английский (например, в Северной Европе).

Во многих европейских странах вместо слова «буллинг» обычно используют слово «моббинг». Со временем появились эксперты, которые стали говорить о различии этих понятий. Например, о том, что моббинг - это вид запугивания одной группы другой или группы по отношению к одному лицу. В определениях моббинга, пишет Роланд, отмечается, что он осуществляется группой лиц (Pikas, 1989; Heinemann, 1973). Моббинг по определению является групповым процессом, на что, собственно, и указывает слово «mobb» (толпа). Буллинг же, с точки зрения этих авторов, - это регулярное негативное поведение одного работника по отношению к другому работнику или к целой группе работников. Когда в качестве такого лица выступает руководитель, говорят о боссинге. В связи с этим психологи выделяют два основных вида травли: вертикальный (боссинг) - от начальства или соответственно от подчиненных и горизонтальный - от коллег. Выделяют также сэндвич-мобинг - это когда нападки идут со всех сторон. С таким явлением обычно сталкиваются руководители среднего звена. У каждого руководителя есть свой заместитель, который может стремиться занять его место, но и у заместителя есть подчиненные, которые метят на его место.

Для ряда других авторов (например, Т. Филда) принципиальной разницы между понятиями «буллинг» и «моббинг» нет. В международных кругах принято исходить из того, что моббинг может быть осуществлен как одним, так и несколькими лицами (Smith, 2005). Обосновывается это тем, что у группы всегда есть лидер, который порой просто невидим. Позиция не очень убедительная, но во многом эти авторы правы, так как средства насилия и группой, и отдельным лицом избираются одни и те же. Да и последствия травли в том и другом случае одни и те же.

Неопределенность понятий, относящихся к травле, приводит к необоснованному, с моей точки зрения, выделению так называемого институционального моббинга, под которым понимается «моральное преследование работников с использованием таких институтов, как аттестация персонала, квалификационные экзамены, рассмотрение служебных споров, конкурсный отбор» (Соловьев А. В., 2009). Во всех этих ситуациях отсутствуют признаки, характеризующие буллинг или мобинг.

Чтобы не продолжать путаться в терминологии, целесообразно, на мой взгляд, как это делает Пикас (Pikas, 1989), термин «буллинг» использовать как более общее, родовое понятие, а «моббинг»1 и «боссинг» - как видовые разновидности буллинга. Ведь английское слово «буллинг» (bullying, от bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) обозначает травлю, третирование, запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе. А кем он осуществляется (группой или одним субъектом) - это уже вторичная характеристика. В соответствии с этим Хелд (Heald, 1994), Бесаг (Besag, 1984), Роланд (Roland, 1989) и ряд других авторов определяют буллинг как длительное систематическое физическое или психологическое насилие, осуществляемое одним человеком или группой и направленное против человека, который не в состоянии защититься в фактической ситуации, с осознанным желанием причинить боль, напугать или подвергнуть человека длительному напряжению.

С точки зрения разработки путей и средств профилактики и искоренения травли выделение в буллинге боссинга, моббинга, а в последнее время - дедовщины (хейзинга) целесообразно, так как указывает на то, с кем имеет дело жертва травли и в какой ситуации проявляется травля.

Как отмечает Н. П. Романова (2007), «отечественный» буллинг отличается от западного. Если в зарубежных компаниях самый частый вариант - когда коллектив находит козла отпущения и начинает дружно «клевать» коллегу (т. е. имеет место моббинг), то в России гораздо чаще встречается вертикальный буллинг, основной причиной которого является желание руководителя уволить сотрудника, когда юридических оснований для этого нет.

Буллинг, осуществляемый в информационном пространстве через информационно-коммуникационные каналы и средства, называется кибербуллингом (моббингом). Он может осуществляться в Интернете посредством электронной почты, программ для мгновенного обмена сообщениями в социальных сетях, а также через размещение на видеопорталах непристойных видеоматериалов. Насмешки и издевательства в виде писем, видео и фотографий нередко могут стать достоянием не только узкого круга людей, но и огромной «аудитории», использующей различные ссылки на всевозможные сайты.

Буллинг может осуществляться посредством мобильного телефона (например, с помощью SMS-сообщений или постоянных звонков). Свыше половины опрошенных канадских подростков сказали, что им известны такие случаи, причем почти половина «кибербуллеров» развлекались таким образом неоднократно, большинство жертв и очевидцев взрослым не жалуются. Среди кибербуллеров преобладают мальчики. Девочки, ставшие жертвами кибербуллинга, чаще мальчиков сообщают об этом взрослым.

Классификация видов буллинга представлена на рис. 9.1.

Х. Хорнштайн, профессор педагогического колледжа Колумбийского университета, в своей книге «Жестокие начальники и их жертвы» привел данные своих подсчетов, согласно которым с плохим обращением на работе каждый день сталкиваются 20 млн американцев.

По данным зарубежных исследований, в подавляющем большинстве случаев (71%) притеснения исходят со стороны лиц, имеющих более высокое положение в организационной иерархии (т. е. боссинг), в 17% случаев - со стороны коллег (моббинг), со стороны подчиненных на шефа - 12%.

Буллинг – этот социально-психологический феномен формировался с древних времен и в современном мире масштабы его растут. Считается, что буллинг со стороны девушек, в отличие от парней, психологически более тяжело воспринимается жертвой, девушки более изощренны в способах травли, что неизгладимо оставляет отпечаток на психике жертвы.

Буллинг – что это такое?

Буллинг происходит от английского слова bulling – травля, и представляет собой акт насилия, агрессивного выпада в виде оскорбления, унижения, нанесения телесного вреда одному или нескольким людям, детям с целью подчинения. Осуществляется на начальном этапе 1-2 зачинщиками или буллерами, с постепенным вовлечением всего класса, группы или коллектива. Моббинг и буллинг – родственные явления. представляет собой «стадную» травлю, например, когда в школе или коллективе появляется новичок, и в отличие от буллинга используется только психологическое затравливание.

Причины буллинга

Почему социально-психологический феномен буллинг (травля) не удается искоренить? Этому масса причин, одна из которых – насилие в семье, и буллеры сами часто являются жертвами в собственной семье. Стремление унизить или покалечить других вырастает из чувства собственной неполноценности, у буллера нет контроля над ситуацией насилия дома, зато в социуме, школе он может это сделать, и ощущать себя держащим власть в своих руках.

Другие причины:

  • половое созревание – во время гормонального «шока» (перестройки), происходит выброс в кровь повышенного уровня тестостерона и адреналина у подростков, что может приводить к увеличению ;
  • склонность к садизму;
  • желание быть в центре внимания;
  • высокий уровень притязаний.

Жертвы буллинга

Почему выбор падает жертвы падает на определенного ребенка – сложно ответить на этот вопрос, скорее он проистекает из причин самого явления. Часто, жертвы школьного буллинга – это:

  • неуспевающие ученики;
  • одаренные дети;
  • дети с ограниченными возможностями здоровья;
  • дети учителей;
  • жалобщики и ябеды;
  • дети из бедных семей;
  • представители ;
  • представители других национальностей;
  • дети с необычным мышлением;
  • любимцы учителей.

Психология буллинга

В основе насилия, агрессии содержатся три составляющие структуры: преследователь – булли или буллер, жертва, и наблюдатели. Очень редко присутствует четвертая составляющая – защитник. Изучая феномен буллинга, психологи пришли к выводу, что такие чувства как зависть, неприязнь, ложное ощущение несправедливости, желание самоутвердиться могут вызвать формирование этого явления в школьной среде. Извинения за буллинг – это лишь малая компенсация для чувств пострадавшего, если взрослыми вовремя распознан факт наличия буллинга и приняты меры.


Виды буллинга

Разновидности буллинга подразделяются по виду воздействия на личность. Это может быть физическое насилие с причинением телесного вреда, и психологическое давление. Разделение условное, потому как причинение физических травм сопряжено и с ухудшением психического состояния, неважно будь то ребенок или взрослый, умеющий постоять за себя, если травля систематическая, страдают и тело и дух человека, особенно это касается сексуального насилия.

Буллинг в школе

Школьный буллинг предполагает агрессию одних детей против других, или даже целый класс травит одного ученика. Происходит это на первых порах эпизодически, затем систематически, и закрепляется на регулярной основе. Существует 2 основных проявления насилия в школе:

  1. Физический буллинг – ребенка щипают, дают подзатыльники, пинки, иногда наносят тяжкие телесные повреждения.
  2. Психологический буллинг – воздействие на психику с помощью:
  • угроз;
  • ускорблений;
  • преследования;
  • запугивания;
  • навешивания обидных прозвищ, ярлыков;
  • объявления бойкота, изоляция;
  • вымогательства денег, личных вещей.

Новая разновидность психологического буллинга – кибер-буллинг. На электронную почту, мессенджеры ребенку начинают слать гнусные обращения, изображения, оскорбляющие достоинство тексты, могут запугивать угрозами расправы. Отличие кибер-буллинга от традиционного в том, что буллер остается анонимным, что усугубляет психологическое состояние ребенка, потому что опасность, угроза не идентифицированы, и это сильно подавляет личность.

Буллинг на работе

Психологическое давление со стороны коллег по работе – это не редкость. В любом коллективе можно найти того, кто является «козлом отпущения» или «агнцом на заклание». Буллинг на работе как бороться, рекомендации психологов:

  • повышать свой профессионализм, стать незаменимым в своей должности, уже никто не сможет обвинить в некомпетентности;
  • уподобляться обидчику не рекомендуется, это лишь усилит провокацию с его стороны, пусть кричит, оскорбляет, пока не выдохнется, можно объяснить это себе тем, что «у кого что болит, тот о том и говорит», в данном случае кричит;
  • важно найти единомышленников – это могут быть сотрудники, которые ранее подвергались буллингу;
  • обратиться за помощью к руководству;
  • если травля продолжается, как вариант попросить руководителя перевести в другое подразделение.

Буллинг в семье

Семейный буллинг – явление распространенное в современном мире, причины его кроются в наследственности (генетическая предрасположенность в виде акцентуации характера), экономических, социальных, медицинских и психологических факторах. Травля в семье бывает 3 видов:

  1. Физический буллинг – систематический ущерб здоровью ребенка, другого члена семьи с нанесением телесных повреждений, физических травм.
  2. Сексуальный буллинг – вовлечение ребенка без его согласия в сексуальные действия взрослых, для удовлетворения их сексуальных потребностей.
  3. Психологический буллинг – унижение достоинства ребенка, насилие над личностью с помощью оскорблений, у ребенка формируются психопатологические черты.

Как бороться с буллингом?

Как остановить буллинг – над этим злободневным вопросом работают психологи, руководители учебных заведений, искоренить буллинг трудно, если все с самого начала было пущено на самотек и насилие процветает. Профилактика – единственный способ пресечь все в самом зародыше, тогда последствия минимальны и не так плачевны. Зачастую буллеры – это подростки из неблагополучных семей, поэтому коррекция поведенческих нарушений, работа с семьей – важный аспект борьбы с буллингом.

Как выявить буллинг?

Как противостоять буллингу? Для этого нужно быть в наблюдении, это касается и конкретного частного случая, когда родитель замечает, что с его ребенком происходит что-то неладное и наблюдение учителя за микроклиматом в классе и общее стремление всего преподавательского и административного состава видеть, наблюдать жизнь школы в целом. Это позволяет выявить случаи буллинга на раннем этапе, когда пресекающие меры еще могут оказать нужное воздействие и минимизировать психологические травмы. На что обратить внимание как родителям, так и учителям:

  • ребенок, подросток на переменах жмется от всех в сторонке, ни с кем не разговаривает, имеет подавленный вид;
  • здоровье ученика ухудшается, частые психосоматические проявления в виде респираторных заболеваний;
  • за партой ученик сидит один, никто не хочет к нему подсаживаться (часто это последние в ряду парты);
  • на переменах, или после уроков можно наблюдать картину, как группа ребят ждет кого-то озираясь по сторонам, при этом чувствуется исходящая от них агрессия;
  • в столовой тоже можно заподозрить неладное, когда кто-то из учеников постоянно покупает еду для другого (часто младшие школьники покупают обед для старшеклассников);
  • родители могут отметить факт того, что ребенок стал часто просить деньги на «нужды» класса, поэтому важно выяснить этот момент у классного руководителя;
  • ребенок приходит домой подавленным, в школу идет с большой неохотой.

Профилактика буллинга

Профилактика буллинга в школе должна строится совместными усилиями педагогов, административного аппарата и родителей, тогда только можно говорить об успешности. Буллинг в школе как бороться – профилактика:

  • создание таких условий в школе, которые не позволяют допустить проявления буллинга;
  • если случай буллинга все же произошел, важны оперативные меры: разобщить жертву и буллера, для снижения стрессового воздействия;
  • работа с детьми на укрепление личности и духа, упражнения на противостояние агрессии;
  • определение форм буллинга, которые имеют место быть в школе;
  • обсуждение проблемы на уровне классов, педагогического состава;
  • беседа с буллерами и их родителями;
  • коррекция деструктивного поведения агрессивного ученика, работа с его семьей.

Последствия буллинга

Буллинг оставляет неизгладимый след в психике всех участников процесса. Жертва издевательств – самая пострадавшая сторона и последствия зависят от того, насколько долго продолжалась травля. Самые частые психологические нарушения это снижение самооценки, закрепление статуса «жертвы», различные психосоматические расстройства, формирование неврозов и фобий. Страшно то, что среди жертв буллинга высокий процент .

Буллеры тоже сталкиваются с последствиями своего разрушающего поведения, став взрослыми людьми они с сожалением оглядываются на себя в прошлом, чувство вины и стыда сопровождает их всю дальнейшую жизнь. Такой отпечаток в душе не дает жить полноценной жизнью, человек часто мысленно возвращается в те моменты и как бы мысленно пытается их исправить. Но среди буллеров и много тех, кто связывают свою жизнь с криминалом и продолжают разрушающе действовать на людей и общество в целом. Ответственность за буллинг существует и действия буллеров уголовно наказуемы, об этом важно помнить.

Есть еще и категория наблюдателей или зрителей, которые видят издевательства, но проходят мимо, политика невмешательства дорого обходится жертвам буллинга, но также оставляет отпечаток в душе наблюдателя: голос совести притупляется, человек становится черствым, равнодушным, неспособным к сочувствию и состраданию, эти чувства просто в силу защитных реакций атрофируются.

Буллинг ― непростая для обсуждения и исследования тема: с одной стороны, практически все люди так или иначе встречались с ситуациями травли, с другой - с ними связаны переживания страха, вины, стыда, беспомощности, ненависти, отчаяния, и эти переживания очень мало обсуждаются.

Первые исследования феномена подростковой травли

Травля, или буллинг (иногда также используется термин "моббинг"), - это сложный социальный феномен, имевший место, вероятно, на протяжении всего периода существования человека, его жизни в коллективе. Наиболее часто он определяется как систематическое целенаправленное агрессивное поведение при условии неравенства сил или власти участников. Ключевые характеристики ― намеренность, регулярность, неравенство силы или власти. Особенно активно, как одна из важнейших, за рубежом эта тема обсуждается в рамках психологии образования; в России проблематика травли только начинает приобретать статус предмета обсуждения и исследования, количество научных работ по данной теме возрастает от одной-двух в год с 2001 по 2009 год до 112 работ в 2016 году.

Несмотря на то что первые публикации на тему травли в образовательной среде появились в 1905 году , наибольший вклад в решение проблемы внесли скандинавские исследователи: шведский школьный врач Петер-Пауль Хайнеманн, особенно норвежский психолог-исследователь Дан Ольвеус, педагог и социолог Эрлинг Георг Руланн, эстонско-шведский когнитивный психолог Анатоль Пикас. В последние годы заметный вклад в исследование и разработку системы профилактики в образовании был сделан финским психологом Кристиной Салмивалли. Особенно значительной была работа Дан Ольвеуса: именно благодаря ему явление буллинга в научной области стало видимым и надолго определило тренд мировой психологии.

В первую очередь благодаря работе скандинавских психологов исследования в области феноменологии и технологий профилактики и прекращения буллинга стали стремительно развиваться во всем мире. Их актуальность остается очень высокой в силу существования тяжелых последствий буллинга у всех участников. В России темой исследования травли и буллинга занимались в разное время И.С. Кон, С.Н. Ениколопов, В.С. Собкин, С.В. Кривцова, А.А. Бочавер, К.Д. Хломов.

Феномен травли как предмет психологической науки располагается на стыке психологии личности, социальной и клинической психологии. Для изучения отношений, агрессии, власти сначала проводились отдельные эксперименты (наиболее яркие ― эксперименты Стэнли Милгрэма с электрическими разрядами и тюремный эксперимент Филипа Зимбардо), в последнее время материал для изучения тех же феноменов можно найти в повседневной действительности.

Проявления буллинга

Различают травлю прямую , когда ребенка бьют, обзывают, дразнят, портят его вещи или отбирают деньги, и косвенную : распространение слухов и сплетен, бойкотирование, избегание, манипуляция дружбой ("Если ты дружишь с ней - мы с тобой не друзья"). Также могут использоваться сексуально окрашенные комментарии и жесты, угрозы, расистские прозвища.

Прямая травля происходит в основном в младшей школе, а пики косвенной травли приходятся на переходы в среднюю и старшую школу . Мальчики больше девочек склонны участвовать в травле в разных ролях , они же чаще становятся жертвами физической травли, у них отбирают деньги и портят вещи, им угрожают и заставляют их что-то делать, в то время как девочки чаще становятся жертвами сплетен, непристойных высказываний и жестов . С распространением интернета появилась новая форма травли - кибербуллинг, травля с использованием современных технологий: СМС, электронной почты, социальных сетей и так далее.

Распространенность буллинга

По данным первого анонимного исследования, проведенного Д. Ольвеусом в 1980-х годах, было выявлено, что 15% детей регулярно сталкиваются с ситуацией травли: 9% являются жертвами, 7% - преследователями, 2% осваивает обе роли . В разные годы исследователи получили различные данные. Например, по данным 2007 года, в США 32% учеников переживали опыт школьной травли: насмешки, распространение слухов, битье, плевки, угрозы, отказ в общении, их заставляли делать то, что они не хотели, или портили их имущество .

Кросс-культурное исследование травли подростков в Европе в 2005 году показало разброс: от 9% мальчиков в Швеции до 45% в Литве и от 5% девочек в Швеции до 36% в Литве переживали два или более эпизодов буллинга в течение месяца . В целом по данным авторов в различных культурах от 5 до 75% школьников во всем мире имеют опыт жертв традиционной травли на протяжении обучения в школе . В том, что касается травли с использованием современных компьютерных технологий, кибербуллинга, то в среднем 10–40% школьников и молодежи имели опыт жертв кибербуллинга в 2010 году .

По нашим готовящимся к публикации данным 2016 года по Москве, до 71,2% подростков имеют опыт участия в кибертравле, при этом наиболее ярко представленным способом (59,1%) является оскорбление или унижение других в социальных сетях. До 17% учителей также подвергаются кибербуллингу со стороны учеников .

Жертва и преследователь

Есть три основные роли участников ситуации буллинга ― это жертва , преследователь , свидетель . Они в целом нежестко закреплены и могут меняться от ситуации к ситуации и от группы к группе. Однако исследователи часто говорят о том, что активное освоение ребенком одной из ролей обеспечивают его внутренние предпосылки. Участники буллинга обладают определенными личностными и поведенческими чертами и имеют ряд сопряженных с ролями социальных рисков.

Для жертв травли характерна чувствительность, тревожность, склонность к слезам, физическая слабость, низкая самооценка, у них мало социальной поддержки, друзей, такие дети предпочитают проводить время со взрослыми . В качестве образца жертвы травли можно описать замкнутого ребенка с поведенческими нарушениями, отрицательными убеждениями о самом себе и социальными и коммуникативными сложностями . Такие особенности могут формироваться и в качестве последствий травли, но могут выступать ее предпосылками, восприниматься в качестве "сигналов" для других детей о том, что этого ребенка легко сделать жертвой .

Многочисленные исследования показывают, что в группу риска по возможности оказаться в роли жертвы попадают дети, имеющие:

  • трудности в обучении ,
  • синдром дефицита внимания и гиперактивности,
  • расстройства аутистического спектра,
  • диабет,
  • эпилепсию ,
  • нарушения веса
  • и другие нарушения и хронические заболевания, особенно влияющие на внешность .
Кроме того, с оскорблениями, физическими нападениями и угрозами сталкиваются 82% подростков, воспринимающихся как "слишком фемининные" (мальчики) и "слишком маскулинные" (девочки) или презентирующих себя в качестве лесбиянок, геев, бисексуалов или трансгендеров . Дети, оказавшиеся жертвами травли, испытывают сложности со здоровьем и успеваемостью в три раза чаще по сравнению со сверстниками, имеют симптомы тревожно-депрессивных расстройств, апатию, головные боли и энурез и совершают попытки суицида . В результате такого опыта у них формируется представление о мире как о полном опасностей, а о себе как о неспособном повлиять на происходящее.

Типичного преследователя можно описать как человека импульсивного и готового применить насилие для самоутверждения. Дети, практикующие преследование других детей, склонны демонстрировать грубость и отсутствие сострадания к жертве, могут быть агрессивны со взрослыми, им трудно соблюдать правила . Они могут представляться одиночками с дефицитом социальных навыков, но это не так: они менее депрессивны, одиноки и тревожны, чем их сверстники, и часто имеют среди них высокий социальный статус и группу сообщников, пусть даже небольшую .

Преследователи обладают высоким эмоциональным интеллектом, они хорошо распознают чужие эмоции и психические состояния и успешно манипулируют детьми . Основными мотивами буллинга у преследователей являются потребность во власти, чувство удовлетворения от причинения вреда другим и вознаграждение ― материальное (деньги, сигареты, другие вещи, отбираемые у жертвы) или психологическое (престиж, социальный статус и тому подобное) . Негативные последствия того, что такое поведение для них становится привычным, - низкая успеваемость и прогулы, драки, воровство, вандализм, хранение оружия, употребление алкоголя и табака .

До 3% детей совмещают обе роли, одновременно и ведя себя агрессивно, и провоцируя других детей на причинение себе вреда или в одних ситуациях в классе являясь преследователем, а в других становясь жертвой ― это так называемые "преследователи/жертвы" , или "провоцирующие жертвы" . Характеристики, которыми они часто обладают, ― это гиперактивность, импульсивность, неуклюжесть, вспыльчивость в сочетании с проблемами в поведении, слабым самоконтролем, низкой социальной компетентностью, сложностями с сосредоточением и учебой, тревожностью и наличием депрессивной симптоматики; они инфантильнее, чем их сверстники . Хотя таких детей мало, с ними наиболее сложно работать учителям , и они получают меньше всего сочувствия и поддержки от других детей. Именно для них наиболее характерно суицидальное и аутоагрессивное поведение .

Свидетели травли

Третья группа участников буллинга, ключевая с точки зрения профилактики, - это свидетели, именно в нее входит большинство участников. По данным канадских исследователей, до 68% учеников средней школы бывали свидетелями травли в школе в 2010 году . Интересно, что практически все дети (но чем старше, тем реже) сообщают о чувстве жалости к жертве, но меньше половины пытаются ей помочь . Реакция свидетелей чрезвычайно важна для происходящего: присоединение к травле и даже малейшее ее одобрение (улыбка, смех и тому подобное) свидетелей служит вознаграждением для преследователей, а сопротивление и попытки поддержать жертву удерживают преследователя от дальнейшего насилия . Свидетели сталкиваются с внутренним конфликтом, который состоит в том, что попытка прекращения травли сопряжена со страхом лишиться собственной безопасности и собственного статуса в детском коллективе. Негативным последствием для свидетелей травли становится формирование мироощущения, когда они воспринимают среду как небезопасную, переживают страх, беспомощность, стыд за свое бездействие и одновременно испытывают желание присоединиться к агрессору. У свидетелей слабеет способность к эмпатии.

Причины буллинга

Последние двадцать лет в мире и три года в России проводятся различные исследования травли и буллинга. Фокусом внимания становятся как индивидуальные особенности, так и особенности среды. Безусловно, в различных обществах буллинг будет восприниматься и проявляться по-разному. Например, по данным исследований японских исследователей, в Японии до 60% взрослых в возрасте от 25 до 60 лет указывают, что подвергались травле на работе, причем в качестве основной формы травли они указывают отсутствие обратной связи на выполненную работу. В Скандинавии в результате регулярного проведения программ профилактики буллинга за двадцать лет было показано трехкратное снижение общего числа школьников, вовлеченных в ситуации травли, но в то же время соотношение жертв и агрессоров изменилось от 1 к 1 до 1 к 2 в пользу агрессоров и не привело к исчезновению травли совсем.

Помимо индивидуально-личностных предпосылок участников возникновению буллинга способствуют такие особенности социального контекста, как, например, наличие в семье жертв травли, либо домашнего насилия , либо гиперопеки, выученной беспомощности ребенка ; дети, которые выступают инициаторами травли, часто подвергаются жестокому обращению в семье . Что касается поведения учителя, то это фигура, способная остановить или поддержать насилие; от него зависит субъективное ощущение безопасности ребенка в классе. Также на детей влияют трансляция насилия в СМИ, опасность среды и сообщества. Риск буллинга возрастает в социально дезорганизованной среде, с высоким уровнем перенаселенности, алкоголизации и наркомании .

Различные кризисы ― семейный (например, развод, повторный брак родителей), социальный (революция, перестройка) ― могут существенно повышать агрессивность ребенка и одновременно его уязвимость, что существенно увеличивает риск того, что ребенок окажется вовлечен в травлю как жертва или агрессор .

Травля в школе

До конца 80-х годов прошлого столетия в мире и, в частности, в России буллинг воспринимался практически всеми в обществе как часть "нормального" пути взросления и элемент воспитательного процесса. Лишь полученные в результате ряда исследований данные позволили яснее увидеть пути эскалации буллинга и его последствия для участников. Традиционная форма образования построена на трансляции знаний и общественных принципов в рамках властных отношений "ученик ― учитель", где при этом ученик является пассивным благополучателем, а учитель ― активным "благожелателем".

Для упорядочивания иерархии и регуляции тревоги о своем социальном положении в группе (например, в классе) дети будут использовать те же методы, что и учителя, выстраивая отношения на власти и контроле. Учителя часто могут не останавливать травлю, руководствуясь идеями о "пользе" буллинга: если дети научатся отстаивать себя, их не будут обижать, или буллинг помогает усвоить социальные нормы, или что дети становятся жертвами, только если избегают других детей . Наше исследование отношения учителей к буллингу показало, что они склонны занимать позицию "активных наблюдателей": они представляют буллинг в деталях, понимают его причины и последствия, могут представить себе разнообразные возможные способы реагирования, однако их реальные попытки реагировать на ситуации буллинга редки и малоэффективны .

Для российской культуры проблема буллинга актуальна давно, поскольку принуждение в условиях неравенства власти традиционно и интенсивно присутствует как в вертикальных отношениях (родитель ― ребенок, учитель ― ученик, начальник ― подчиненный), так и в горизонтальных (между коллегами, сверстниками, супругами, сиблингами). Данная тема включена в изучение безопасности образовательной среды . По разным данным, от 25 до 75% современных российских подростков хотя бы раз участвовали в буллинге , 13% школьников имеют опыт жертв, 20% ― агрессоров, причем в больших городах уровень буллинга выше, чем в сельской местности .

Обсуждение буллинга и его социально-культурных предпосылок исторически строилось на описаниях примеров и изучении индивидуальных характеристик участников травли. Например, по данным В.Р. Петросянц, жертвы характеризуются снижением самоуважения, самопринятия, сильным самообвинением, а для преследователей характерны позитивное самоотношение, самоуважение, самопринятие и высокая зависимость от группы . М.М. Кравцова дает феноменологическое описание ситуаций обращения с детьми-изгоями, анализирует "обзывалки" и "дразнилки" в подростковой среде, а для прекращения травли предлагает развивать толерантность у подростков-агрессоров и повышать доверие к подростку-изгою . Это подход, характерный для отечественной педагогической практики, который, однако, скорее направлен на совладание с "симптомом", чем на предотвращение причин буллинга.

Точно известно, что буллинг существует не только в образовательной среде. Так, в исследованиях, проведенных в МВД России и воинских частях, зафиксировано наличие деструктивных взаимоотношений, закрытых от командно-преподавательского состава, имеющих форму принуждения, угроз, унижения, различных видов отчуждения членов группы, а также применения физической силы . В других социологических исследованиях подразделения военнослужащих срочной службы определяются как "многоуровневые статусные системы организованного насилия".

Насилие выступает объединяющим фактором (призыв ― недобровольность службы в армии, формирование людей в группы в принудительном порядке) и средством самоорганизации (дедовщина ― аналог буллинга). Возможно, что буллинг может служить способом совладания с эмоциональным напряжением от пребывания в принудительно сформированных группах.

Недостаток мотивации к выполнению поставленных задач у солдат (как и у многих школьников) также приводит к использованию вышестоящими разницы во власти для регуляции поведения через послушание, безответность и беспомощность. Травля служит механизмом обеспечения нужного поведения и потому негласно поддерживается учителями/офицерами .

Кибербуллинг

Современная повседневная жизнь отличается активным общением в виртуальном мире, и подростки и молодежь включены в процесс социализации вместе со знакомствами, референтными группами, освоением различных социальных ролей и норм, в значительной степени локализующийся в интернете . Вслед за перемещением общения в интернет появился кибербуллинг ― новая и стремительно распространяющаяся и за рубежом, и в России форма травли, использующая возможности интернета (в первую очередь анонимность и огромное число пользователей) для агрессивного преследования человека. Кибербуллинг вызывает не менее сильную тревогу у детей, чем травля в "реальном" мире, но особенность процессов в интернете состоит в том, что информация о травле не исчезает, ее практически невозможно удалить, а стигматизирующая информация любой степени достоверности остается доступной и тиражируется.

Традиционная форма буллинга оказывается в некотором смысле безопаснее, потому что в нем нет неопределенности, присутствующей в виртуальном пространстве, и она имеет временные и пространственные ограничения, которые отсутствуют при коммуникации в интернете. Подростки выступают наиболее уязвимой группой для кибербуллинга. До 80% российских детей выкладывают в Сеть свою фамилию, точный возраст, номер школы, и у трети опрошенных детей настройки профиля позволяют всем видеть личную информацию о пользователе; за рубежом 62% детей выкладывают в общий доступ личные фотографии . Уже известны случаи суицидов, совершенных подростками после киберпреследования.

Все эти данные говорят о том, что буллинг может изменяться и в то же время является некоторой довольно стабильной характеристикой, присущей человеческому обществу. Судя по всему, он является продолжением и отражением авторитарных способов управления и притеснения в сообществе в целом. Притом что люди добились достаточных успехов в изучении буллинга и его последствий и был найден ряд технологий, позволяющих эффективно снижать ситуации травли, тем не менее изучение этого феномена необходимо продолжать.

Предлагаем Вашему вниманию интервью с Ириной Алексеевной Алексеевой. Ирина Алексеевна - психолог-консультант, автор книги «Дети риска. Практические аспекты психологической помощи детям, пострадавшим от насилия», «Жестокое обращение с ребёнком. Причины. Последствия. Помощь», «Работа с детьми, перенесшими психологические травмы. Методика проведения тренинга», ведущая семинара-тренинга «Издевательства над детьми (травля) со стороны сверстников: последствия, профилактика, психологическая помощь» , автор многочисленных обучающих программ в области кризисной психологической помощи детям, подросткам и неблагополучным семьям.

Ирина Алексеевна, Вы много лет работаете с детьми, которые подвергались насилию. Насколько часто насилие совершается детьми по отношению к другим детям?

К сожалению, достаточно часто. Травля детей сверстниками в детских коллективах называется буллинг. В нашей стране проблема буллинга, к сожалению, замалчивается, ей не уделяется должное внимание - не проводятся мероприятия, чтобы выявить скрытый буллинг в школах, практически нет научной литературы, в которой бы изучался этот вопрос. На русском языке могу назвать лишь книгу под редакцией Д. Лейна «Детская и подростковая психотерапия» - там одна из глав посвящена этой теме. Конечно, это - капля в море.

Мы с коллегами часто сталкиваемся с проблемой буллинга как психологи-консультанты, ведем семинар «Издевательства над детьми (травля) со стороны сверстников: последствия, профилактика, психологическая помощь» . Мы убеждены, что очень важно сейчас говорить о существовании этой проблемы, о том, что буллинг, так или иначе, присутствует в большинстве детских учреждений и коллективов. Потому что травля крайне травматична для детей-жертв и ее последствия тяжело переживаются ими много лет, а в некоторых случаях могут быть трагичными.

Довольно часто мы сталкиваемся с тем, что даже когда в школе травля одного ребенка другими детьми становится очевидной, и ее замечают все, взрослые стараются не вмешиваться, не пресекают ее и не оказывают помощь ребенку-жертве. Часто педагоги находят объяснения, почему того или иного ребенка травят дети: «сам виноват», «сам нарывается», «неадекватный», «не может за себя постоять» и т.п. Важно понимать, что причина буллинга - не в особенностях ребенка, на которого нападают, и не в агрессивности одного или нескольких детей, а в характере отношений между детьми в коллективе. Обычно, если ребенок, которого травят, просто уходит из класса или школы, на его месте скоро оказывается следующая жертва.

Условия, необходимые для появления и существования травли, включают в себя не только наличие агрессивных детей, склонных к доминированию, и детей, которые примыкают к нападающим, но и определенной среды, в которой взрослые нечувствительны к этой проблеме, не отдают себе отчет в причинах существования травли и в ее последствиях как для ребенка-жертвы, так и для всего коллектива.

- Какие дети чаще других становятся жертвами буллинга?

Объектом буллинга может стать любой ребенок. Детей могут травить по национальному признаку, в связи с особенностями внешности или характера. Риск оказаться жертвой травли увеличивается для тех детей, которые не уверены в себе, тревожны, и тех, у кого нет друзей в коллективе.

Наверное, быстрее всего оценить эмоциональный климат в коллективе могут учителя. Эффективно ли проводить какие-то информационные мероприятия для учителей?

Начинать работу нужно именно с информирования учителей. Надо отметить, что учителя часто болезненно реагируют на агрессию, особенно в свой адрес, и в ситуации конфронтации с агрессивным ребенком их реакции могут быть непродуктивными. Эффективное поведение в ситуации, когда группа детей травит или издевается над ребенком – вмешаться и сразу спокойно и твердо объяснять нападающим, что агрессия недопустима, что это правило, и поддержать ребенка-жертву. На западе часто устраивают тренинги для учителей и родителей, круглые столы и встречи. В результате и сотрудники школы, и родители понимают, что такое буллинг и как от него защищаться. А если мы сейчас придем в любую школу нашего города и у десяти учителей спросим о том, что делать, когда ребенка травят, то девять из них не смогут ответить, а если и смогут, то скажут, что дети сами виноваты. Это позиция, которая не помогает решить проблему.

- А что же помогает?

Первый шаг к решению этой проблемы - информирование тех людей, которые работают с детьми, о том, что такое буллинг на самом деле и каковы его последствия. Пока они не начнут реагировать и вмешиваться в ситуации травли, ничего не изменится и последствия могут быть катастрофичными. Говоря о последствиях буллинга, я имею в виду и увеличение количества суицидов среди детей-жертв, не выдержавших психологического давления, и защитное агрессивное поведение с их стороны, которое может привести к травмированию другого ребенка. Но даже если этого удается избежать, ситуация требует вмешательства специалистов, потому что буллинг оставляет глубокий след в жизни жертв и отражается на эмоциональном и социальном развитии, на школьной адаптации, может иметь тяжелые психологические последствия. Даже через много лет на тренингах люди, вспоминая, как их травили в школе, часто плачут и рассказывают о своих очень болезненных переживаниях. Это одна из самых сильных эмоциональных травм для ребенка. И ему необходимо оказывать помощь.

Вы говорили о том, что скрытый буллинг часто остается незамеченным взрослыми. Может ли школьный психолог провести диагностику, чтобы выявить проблему?

Да, конечно. Есть признаки, о которых мы подробно расскажем на семинаре, чтобы коллеги знали, на что обращать внимание. Чем раньше выявлена проблема, тем лучше. Ранняя диагностика очень важна и для оказания своевременной помощи ребенку-жертве, и для разрешения проблемы буллинга в группе детей.

- Какие подходы к решению проблемы будут эффективными?

Наиболее эффективен комплексный подход. Западные коллеги используют для противодействия буллингу самые разные методы - начиная от создания специальных команд специалистов, которые выезжают в школу и работают со всеми участниками возникшего конфликта, заканчивая разного рода индивидуальной помощью детям. Специфика в том, что помощь должна быть направлена одновременно на всех участников этого процесса - на пострадавшего ребенка, на детей-«агрессоров», на детей, которые наблюдают за агрессией, на учителей. Ситуация буллинга очень травматична для всех участников.

Иногда удается помочь, работая только с ребенком-жертвой или ребенком, который выступает в роли агрессора, но очень редко. Работая только с ребенком-жертвой можно помочь ему справиться с конкретной ситуацией, но нельзя исключить повторения или продолжения травли в том или ином виде. У меня был случай, когда с помощью психологической работы с ребенком-жертвой, который при этом агрессивно реагировал на нападки в свой адрес, удалось наладить отношения с детьми - ребенок остался в школе, смог нормально общаться, у него появился друг. Появление друга в данном случае очень важно, потому что это свидетельствует о том, что ребенок уже стал частью коллектива. Тем не менее, в подавляющем большинстве случаев требуется контакт и работа со всеми участниками и свидетелями травли. В некоторых случаях бывает невозможно помочь в условиях конкретной школы, и тогда приходится рекомендовать родителям перевести ребенка-жертву травли в другую школу.

- В чем больше всего нуждается жертва травли?

В эмоциональной поддержке, которую могут оказать родители и психолог, в защите и в готовности родителей и специалистов понимать трудности, с которыми ребенок сталкивается в школе. Важно принять меры для защиты ребенка от дальнейшей травли и четко обозначить свою позицию в отношении происходящего: не обвинять ребенка в том, что он стал объектом травли и предпринимать конкретные действия для того, чтобы травля прекратилась. Родители часто в таких ситуациях начинают бояться, что они неправильно воспитывают ребенка, что им как-то надо воздействовать, чтобы он «стал адекватнее» (и его перестали травить), но это напрасные ожидания. Важно создавать для ребенка пространство вне школы, где он будет чувствовать себя принятым, нужным, успешным. Очень помогают группы поддержки, хобби, увлечения. При этом нужно учитывать, что регулярная травля приводит к подавленности и депрессивному состоянию у ребенка, формированию различных страхов, мотивационным, социальным и поведенческим нарушениям. Если родители выявляют серьезную травлю - конечно, нужно, не откладывая, обращаться к специалистам, прежде всего - к психологу.

Роль психолога в том, чтобы оценить сложившуюся ситуацию, помочь ее изменить, поддержать ребенка и родителей. Конечно, для этого специалисту нужны конкретные знания, поэтому мы, создавая семинар, стремились разработать его таким образом, чтобы участники научились распознавать буллинг и выявлять основные мишени работы, оказывать помощь и детям-жертвам, и детям-агрессорам, общаться с учителями, активно заниматься профилактикой. Я уверена: когда психологи будут хорошо информированы о том, как действовать в ситуациях буллинга, они смогут привлечь к решению этой проблемы и других специалистов, работающих с детьми. И вместе мы сможем помочь тем, кто очень нуждается в нашей помощи.

- В каких школах менее распространен буллинг?

Это школы, в которых взрослые занимают твердую позицию неприятия любых видов издевательств. В которых есть четкие правила поведения, говорящие о том, что нельзя нападать на других, нельзя оскорблять других. И эти правила не только на словах декларируются - им следуют и учителя, и ученики. То есть, учителя не только сами не проявляют насилие по отношению к детям (ни физическое, ни вербальное, ни психологическое), но и сразу же, замечая агрессивные проявления у детей, пресекают их.

В такой среде любые конфликты внимательно обсуждаются, разъясняются, не поощряется нездоровая конкуренция между учениками, персонал школы не разделяет учащихся на «хороших» и «плохих», толерантная позиция принятия всех детей выражается в том, что взрослые быстро замечают проявления агрессии детей по отношению друг к другу и создают условия для того, чтобы дети могли общаться конструктивно. В подобных школах могут учиться дети с какими-то выраженными особенностями поведения и развития, но отношение к ним будет принимающим, заботливым, будет взращиваться терпимость по отношению к различиям между людьми.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта