Главная » Съедобные грибы » Стресс и его особенности в современном обществе. Депрессия в современном мире

Стресс и его особенности в современном обществе. Депрессия в современном мире

Депрессия и стресс – настоящий бич современного общества. Нервная система людей, живущих в постоянном физическом и эмоциональном напряжении, не всегда успешно справляется с нагрузками, зачастую организм просто не выдерживает, и на этом фоне возникает какое-либо из перечисленных заболеваний.

Депрессия – это не просто подавленное печальное состояние, это болезнь, которая требует активного лечения. Возникает она, как правило, под влиянием сильных негативных переживаний, нередко в результате аффекта. Нервная система после сильнейшего напряжения резко истощается, резервы организма опустошаются, происходят нарушения в гормональной сфере, что влечет за собой тяжелые психические и даже физические последствия. В отдельных случаях причиной возникновения депрессии может послужить физический недуг (или травма), влияющий на выработку гормона радости – серотонина.

Для депрессии характерны утрата интереса к жизни, нежелание общаться с окружающими, снижение уровня эмоционального восприятия, тревожность, нарушения сна. Сюда же можно отнести проблемы с аппетитом (обычно его снижение, но иногда появление тенденции к перееданию), повышенную утомляемость, запоры, снижение эффективности труда и даже суицидальные мысли.

Сам у себя человек не может диагностировать депрессию, для этого необходимо посещение соответствующего специалиста (психолога или психотерапевта), который по совокупности симптомов определит состояние и назначит грамотное лечение депрессии.

Психолог по роду своей деятельности может дать общие рекомендации, касающиеся именно психологического аспекта. Назначать медицинские препараты, в частности антидепрессанты и лекарства, стабилизирующие сон, может специалист с соответствующим медицинским образованием – психотерапевт или психиатр. Несмотря на всю серьезность заболевания, избавиться от депрессии достаточно легко, главное, ответственно отнестись к собственному здоровью и следовать всем рекомендациям.

Схожую природу возникновения имеет и негативный стресс, возникающий как ответ организма на любое сильное воздействие извне. Как правило, речь идет об эмоциональных потрясениях или перманентном психологическом напряжении, в котором находится человек. Лечение стресса возможно без приема медикаментов под наблюдением квалифицированного психолога, ведь главное – дать возможность истощенной нервной системе обновиться, а организму хорошо отдохнуть и набраться сил.

Комплексные методики, разработанные специалистами, позволяют избавиться от стресса даже в ходе напряженных рабочих дней, минимизировав негативное воздействие внешних факторов на нервную систему и психику человека.

Российский Государственный Социальный Университет

Кафедра ….

ЭССЕ

На тему: « Стресс и современный человек»

Преподаватель:

Москва 2010 г.

Как пишет доктор медицинских наук В.А. Бодров, наиболее характерным психическим состоянием, развивающимся под влиянием экстремальных условий жизнедеятельности, является стресс. Термин «стресс», по словам автора, объединяет большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлениями и последствиями экстремальных воздействий внешней среды, конфликтами и т.д.

Стресс – это реакция организма на адаптацию к кризисным жизненным ситуациям. Эта реакция в первую очередь отражается на психосоматике человека. Чем сильнее стресс, тем ярче проявляется психосоматика.

В современном мире существует большое разнообразие стрессов, которое влияет на психологический и физиологический уровень жизни человека. Стресс зависит от объективных и субъективных факторов.

Откуда же берется стресс? Итак, мы попадаем в трудную ситуацию. Наш организм мобилизуется и приводит в боевую готовность все системы. Такая ситуация возникает, например, тогда, когда возникает реальная угроза жизни. Но в нашей жизни достаточно ситуаций, не несущих заведомо плохой исход, но приносящих трудности. И в таких ситуациях наш организм так же мобилизуется. Как только мозг воспринимает сигнал об опасности, начинается выработка таких гормонов, как адреналин и кортизол. И наша нервная система без согласия нашего сознания рассылает по нашему телу призыв о необходимости приготовиться к действиям в чрезвычайной ситуации. И в результате мы чувствуем напряжение. Итак, в нашем организме происходят следующие изменения: усиливается потоотделение, повышается свертываемость крови и кровяное давление, учащается дыхание и расширяются дыхательные пути, печень увеличивает выброс сахара в кровь, возрастает бдительность, пересыхает во рту, сердце бьется учащенно, сокращаются сфинктеры мочевого пузыря и прямой кишки, кровь приливает к мышцам, мышцы напрягаются.

Жизнь человека - это постоянный стресс, а каждый день - непрерывная борьба за выживание. Так было с незапамятных времен. Прошли тысячелетия, но ничего не изменилось. Плоды научно-технического прогресса, которые, казалось, должны были облегчить человеку существование, стали причиной неблагополучной экологической ситуации, природных катаклизмов, экономических и военных катастроф.

Люди вынуждены менять места жительства, отказываясь от привычных климатических условий, налаженного быта, обрывая дорогие родственные узы и в течение многих лет складывавшиеся дружеские связи. А результат, как правило, плачевный: постоянные физические и психоэмоциональные перегрузки.

Наиболее подвержены такому перенапряжению жители мегаполисов. И действительно, работая в таком режиме, когда абсолютно нет времени на продумывание ходов, теряя драгоценное время в дорожных пробках, вкушая прелести общественного транспорта, решая повседневные домашние проблемы, люди в конце концов лишаются вкуса к жизни. Каждое утро человек предпринимает отчаянную попытку просто пережить очередной день. В стремлении жить лучше, решить материальные проблемы он работает на пределе своих возможностей (сверхурочно и в выходные дни), совершает командировки (сопровождающиеся сменой часовых поясов), лишая себя полноценного отдыха. При этом стресс испытывают и люди, уже достигшие определенного материального благополучия. Ведь они все равно продолжают напряженно работать, но уже для того, чтобы сохранить и преумножить достигнутые результаты.

В конце концов, накапливаются раздражение и усталость. Человек вымещает дурное настроение на окружающих, и, к сожалению, больше всех страдают самые близкие и родные люди. В такой ситуации семейные конфликты неизбежны. Возникает “порочный” круг, разорвать который с каждым днем становится все труднее. Жизнь напоминает бег с препятствиями, и в ней почти не остается места для теплых человеческих взаимоотношений, наполненных радостью, добротой и любовью.

Люди начинают уставать настолько, что сил не остается даже на то, чтобы в выходной день погулять с детьми, позаниматься спортом. Дисгармония семейных и сексуальных отношений, отвратительные экологические условия, стрессы приводят к нарушению гибкого, но чрезвычайно хрупкого равновесия нервной и иммунной систем, а на фоне их истощения легко возникают различные заболевания и патологические синдромы.

Врачами и учеными установлено, что стресс является главным фактором большинства основных болезней в современном мире, включая четыре ведущих причины смертности:

· ИНФАРКТ МИОКАРДА

· РАК

· ИНСУЛЬТ

· САХАРНЫЙ ДИАБЕТ

С начала ХХ столетия инфаркт, превратился в проблему мирового масштаба. Эта проблема наиболее ощутима в развитых странах, статистика сердечно-сосудистых заболеваний растёт чуть ли не прямо пропорционально росту валового национального продукта.

В перспективе это выглядит так: половина каждого мужчины и каждая третья женщина в России будет страдать сердечной болезнью, так же как треть населения будет страдать раком.

Несмотря на это некоторые люди относятся к этой теме как к абстракции, но есть и те, кто действительно понимает важность и влияние этого на нашу жизнь.

Борьба со стрессомв современно мире становится одной из важнейших проблем. Если животное расходует повышенный уровень гормонов в крови «разряжаясь» в битве за добычу или, спасаясь бегством, то человек, в силу свой высокой организации, не может себе позволить наброситься на начальника с кулаками. Отсюда естественная потребность организма – избавиться от стресса, снять стресс.

Многие стараются снять напряжение и усталость с помощью курения или алкоголя, но с самого начала эти попытки обречены на неудачу. Малоподвижный образ жизни, нерациональное питание, обедненное витаминами, вредная привычка питаться полуфабрикатами и фаст-фудами, вызванная дефицитом времени, неизбежно вызывают не только проблемы со здоровьем, но и ухудшают внешний вид. А это еще один дополнительный стрессовый фактор, особенно для женщин.
Итак, просто расслабиться. На первый взгляд - что же может быть проще. Но вы вряд ли сможете сделать это. Расслабиться полностью – это значит отключиться от внешнего мира (убрать привычный звук телевизора или CDпроигрывателя), уйти от своих мыслей, и просто оказаться наедине с самым близким человеком – с самим собой.

Но, на удивление – для многих этот достаточно простой эксперимент закончится полным фиаско – через несколько минут ум принимается за привычную мысленную жвачку и начинает пережевывать события дня прошедшего (то чего уже нет) или строить планы на завтрашний день (то чего еще нет). Что дальше? Скорее всего, станет скучно, и рука привычно потянется к вечерней газете или телевизионному пульту, и в следующую секунду человек окажется где угодно, но только не "здесь и сейчас". Продолжится вечное бегство от самого себя. Только куда?


Введение………………………………………………………………….……3

1.Общие понятия стресса……………………………………………………..4

1.1 Понятие стресса…………………………………………………………...4

1.2. Причины и последствия стресса……………………………….………..8

1.3. Методы борьбы со стрессом……………………………………………11

Заключение…………………………………………………………………...15

Список литературы…………………………………………………………..17

Введение

Слово «стресс» приобрело в обыденной жизни ярко выраженное отрицательное значение. Стресс является не только естественной, но и абсолютно нормальной реакцией человеческого организма и психики на сложные обстоятельства, следовательно, полное его отсутствие подобно смерти.

Эти обстоятельства заставляют менеджмент глубоко анализировать причины стресса у работников и разрабатывать мероприятия по уменьшению его воздействия.

Поэтому актуальность моей курсовой работы под названием «Управление стрессами» определяется тем, что в ней подведены результаты исследования по вопросам стресса.

Предметом курсовой работы является понятие стресса.

Объектом можно выделить процесс реагирования на неблагоприятные внешние условия, разворачивающийся во времени в трех стадиях.

Цель курсовой работы – выяснить значение стресса в современном обществе, его влияние на человека в различных жизненных сферах.

Задачи курсовой работы:

    Охарактеризовать основные термины, связанные с понятием «Стресс».

    Проанализировать причины и последствия стресса у работников.

    Разработать мероприятия по регуляции уровня стресса.

    Изучить методы борьбы со стрессом.

    Проанализировать проблему стресса и пути решения этой проблемы на примере конкретного образовательного учреждения.

1.ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ СТРЕССА

1.1 Понятие стресса

Стресс (от англ. «stress» - напряжение) - неспецифическая (общая) реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Особенно от стресса страдает нервная и иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса 1 .

К числу важнейших понятий, вошедших в науку и обыденный лексикон в 20 веке, таких как ядерная энергия, геном, компьютер и Интернет, можно отнести и слово «стресс». Открытие этого явления связано с именем выдающегося канадского исследователя Ганса Селье.

Еще, будучи студентом-медиком, Г. Селье обратил внимание на то, что симптомы многих болезней распадаются как бы на две части – специфическую, характерную для данной болезни, и неспецифическую, одинаковую для различных заболеваний. Так, практически при всех болезнях появляется температура, наблюдается потеря аппетита, слабость 2 .

Позднее, занявшись научными исследованиями в области физиологии, Г. Селье стал изучать наиболее общие физиологические реакции, являющиеся генерализованной реакцией организма на сильное внешнее воздействие. Он установил, что отвечая на него, организм мобилизует свои силы, при необходимости включает резервы, стараясь приспособиться к действию неблагоприятных факторов и противостоять им. Такую приспособительскую реакцию организма на внешнее воздействие Г.Селье назвал общим адаптационным синдромом, или стрессом. Адаптационный синдром был именован потому, что по мнению ученого, он приводил к стимуляции возможностей организма в целях защиты, с тем чтобы бороться с неблагоприятными воздействиями, стрессорами. Указание на то, что эта реакция является синдромом подчеркивает, что она захватывает разные органы или даже организм в целом, проявляясь в комплексной реакции.

Процесс реагирования на неблагоприятные внешние условия разворачивается во времени.

Было выделено три стадии стресса:

Тревоги, во время которой в ответ на действие неблагоприятного фактора происходит мобилизация организма;

Сопротивления, когда за счет мобилизации возможностей организма происходит адаптация к стрессору.

Истощения - стадия, которая наступает, если стрессор силен и действует длительное врем, когда силы организма истощаются и уровень сопротивления падает ниже обычного уровня 3 .

Для каждой стадии характерны соответствующие изменения в нервно-эндокринном функционировании. В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (Эустресс) и отрицательную (Дистресс) формы стресса. Возможен нервно-психический, тепловой или холодовый, световой, антропогенный и другие стрессы, а также другие формы.

Эустресс . Понятие имеет два значения - «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

Дистресс. Негативный тип стресса, с которым организм человека не в силах справиться. Он разрушает моральное здоровье человека и даже может привести к тяжелым психическим заболеваниям 4 .

Симптомы Дистресса:

1. Головная боль;

2. Упадок сил; нежелание что-либо делать.

3. Потеря веры в улучшение ситуации в будущем;

4. Возбуждённое состояние, желание идти на риск;

5. Рассеянность, ухудшение памяти;

6. Нежелание обдумать и проанализировать ситуацию, которая привела к стрессовому состоянию;

7. Переменчивое настроение; усталость, вялость.

Что может быть источником стресса:

1. Психологическая травма или кризисная ситуация (потеря близких, расставание с любимым человеком)

2. Мелкие ежедневные неурядицы;

3. Конфликты либо общение с неприятными людьми;

4. Препятствия, которые не дают Вам возможности достигнуть поставленных целей;

5. Ощущение постоянного давления;

6. Несбыточные мечты либо слишком высокие требования к себе;

8. Монотонная работа;

9. Постоянное обвинение, укор самого себя в том, что вы чего-то не достигли либо что-то упустили;

10. Обвинение себя во всем плохом, что произошло, даже если это произошло не по Вашей вине;

12. Финансовые трудности;

13. Сильные позитивные эмоции;

14. Ссоры с людьми и особенно с родными (так же к стрессу может привести наблюдение на ссоры в семье.);

Группа риска:

1. Женщины, так как они более эмоциональны, чем мужчины;

2. Пожилые люди и дети;

3. Люди с заниженной самооценкой;

4. Экстраверты;

5. Невротики;

6. Люди, злоупотребляющие алкоголем;

7. Люди, с генетической предрасположенностью к стрессам.

Результаты исследований по вопросам стресса, проведенных в США, показывают, что ежегодные издержки, связанные с его последствиями – абсентизмом (беспричинным отсутствием на работе), снижением производительности труда, повышением стоимости медицинского страхования, составляют огромную сумму – около 300 млрд. долларов. Более того, они постоянно возрастают.

Этот и многие другие примеры показывают, что стресс может не только быть опасным для каждого конкретного человека, но также разрушительно влиять на эффективность деятельности организации. Поэтому изучение стресса и причин, его вызывающих, а также его последствий – важная проблема организационного поведения.

Слово «стресс» приобрело в обыденной жизни ярко выраженное отрицательное значение. Однако Г. Селье неоднократно подчеркивал, что стресс является не только естественной, но и абсолютно нормальной реакцией человеческого организма и психики на сложные обстоятельства, следовательно, полное его отсутствие подобно смерти. Негативные последствия несет не сам по себе стресс, а реакции, связанные с ним. Поэтому, организуя работу по уменьшению влияния факторов, способных вызвать стресс, следует учесть, что не только высокий, но и слишком низкий уровень стресса приводит к снижению производительности 5 .

Эти обстоятельства заставляют менеджмент глубоко анализировать причины стресса у работников и разрабатывать мероприятия по регуляции его уровня.

1.2 Причины и последствия стресса

Большинство людей ежедневно сталкиваются с влиянием большого количества разнообразных неблагоприятных факторов, так называемых стрессоров. Если вы опоздали на работу, потеряли деньги или получили низкую оценку на экзамене – все это окажет большее или меньшее влияние на вас. Подобные события подтачивают силы человека и делают его более уязвимым.

Жизнь современного человека полна стрессов. Сложности на работе, нехватка денег, семейные неурядицы, проблемы с детьми, проблемы со здоровьем — всевозможные проблемы буквально окружают нас на каждом шагу. Разорвать «порочный круг» и оградить себя от переживаний удаётся немногим. Остальные продолжают регулярно нервничать, мучиться тревогами и страдать от бессонницы. Что же такое стресс и можно ли снизить его влияние на свою жизнь?

Стресс — болезнь или нет?

Впервые понятие «стресс» ввёл в практику канадский физиолог Ганс Селье в 1936 году. Сегодня этот термин прочно вошёл в наш обиход. Под стрессом медики понимают состояние психического напряжения, возникающее у человека при деятельности в трудных условиях (как в повседневной жизни, так и в специфических обстоятельствах, например во время космического полёта).

Специалисты выделяют несколько видов стрессов в жизни современного человека. Острый стресс является ответной реакцией организма на событие, в результате которого он потерял психологическое равновесие. К примеру, конфликт с начальником или ссора с близкими. Присутствие в жизни постоянной значительной физической или моральной нагрузки, как, к примеру, безуспешный поиск работы или конфликты в семье, приводит к развитию хронического стресса.

Физические перегрузки, воздействие вредных факторов окружающей среды, работа в опасных условиях труда, например в забое, могут привести к физиологическому стрессу. А психологический стресс является ответной реакцией на нарушение психологической устойчивости личности вследствие психологической перегрузки, например на работе, оскорбления или других факторов. В XXI веке выделили ещё один вид стресса — информационный. Его вызвать может как беспрерывный поток огромного количества новостных сообщений, так и полный информационный «вакуум».

Нельзя однозначно оценить воздействие стресса на организм человека, принято разделять его на положительный (эустресс) и отрицательный (дистресс). Эустресс оказывает положительное влияние, мобилизуя все силы организма, помогая ему собраться, например перед сдачей сложного экзамена или перед ответственным выступлением на рабочем совещании.

С другой стороны, организм, находясь в состоянии постоянного стресса, быстро растрачивает свои ресурсы. Человек становится рассеянным, раздражительным, запас сил быстро истекает. Такое негативное состояние называют дистрессом. Здесь провоцирующими факторами могут стать смерть близкого, тяжёлая болезнь, травма. Дистресс оказывает дезорганизующее влияние на деятельность и поведение человека, надолго выбивая его из привычной колеи.

Важно не упустить момент и не допустить, чтобы стресс перешёл в форму хронической депрессии, которая уже становится врачебным диагнозом и требует серьёзной терапии, вплоть до госпитализации и лечения под постоянным присмотром врачей.

Как бороться со стрессом?

Большинство людей сталкивается с различными стрессовыми ситуациями практически ежедневно и интуитивно пытается с ними бороться доступными способами. Кто-то справляется с последствиями переживаний с помощью йоги и медитации, другие расслабляются в баре, третьи предпочитают современные медицинские препараты. Специалисты предлагают ряд достаточно эффективных немедикаментозных способов борьбы со стрессами.

Спорт . Секрет спорта прост: во время физических нагрузок выделяются «гормоны счастья» — эндорфины. Снимая стресс в тренажёрном зале, вы выплёскиваете негативные эмоции, получаете красивую фигуру и регулярный прилив хорошего настроения. В отличие от алкоголя, спорт формирует долгосрочную способность сопротивляться стрессу в течение дня.

Путешествия . Смена обстановки — один из приятных способов расслабиться и отвлечься от повседневного стресса и рутины. Даже непродолжительная поездка, например за город или экскурсии выходного дня, принесёт массу новых положительных эмоций.

Домашние любимцы . Животные умеют поддерживать своих хозяев в трудные минуты, успокаивают и поднимают настроение. Неслучайно они пользуются популярностью у одиноких и пожилых людей. Учёные также доказали, что терапия с использованием кошек, собак и других животных помогает участникам боевых действий избавиться от посттравматического стрессового расстройства.

Техники релаксации и медитации . Йога и медитация востребованы как никогда. Освоить технику релаксации несложно, а результат появится достаточно скоро. Ещё один плюс медитации — постоянные практики помогают выработать способность абстрагироваться в стрессовой ситуации и не нервничать из-за мелочей.

Доступное решение

Перечисленные методы борьбы со стрессом эффективны, но не всегда доступны, особенно, когда надо собраться в середине рабочего дня или постараться уснуть поздно ночью, вопреки замучившей бессоннице. В таком случае своевременным помощником могут стать успокаивающие, седативные препараты, которые оказывают мягкое нормализующее действие на нервную систему.

Одно из таких средств — капли «Валосердин» , он уменьшает раздражительность, тревожность и бессонницу. Валосердин обладает успокаивающим и мягким снотворным действием, способствует снижению возбуждения центральной нервной системы и облегчает наступление естественного сна. Помимо седативного, препарат оказывает спазмолитическое и рефлекторное сосудорасширяющее действие.

Его действие проверено уже не одним поколением, и он давно перешёл в категорию практически народных средств при функциональных расстройствах сердечно-сосудистой системы, при неврозоподобных состояниях, которые сопровождаются повышенным возбуждением, раздражительностью и тревожностью, бессоннице, тахикардии.

Конечно, избежать полностью всех стрессов и тревог, живя в огромном мегаполисе и даже небольшом городке, невозможно. Никакой чудодейственный препарат не сделает вашу жизнь счастливой и комфортной, избавив от тревог. Да, современные средства позволяют пережить последствия стресса, помогают поддержать организм, но задача научиться справляться со всеми тревогами и переживаниями самостоятельно остаётся самой главной.

Введение………………………………………………………………….……3

1.Общие понятия стресса……………………………………………………..4

1.1 Понятие стресса…………………………………………………………...4

1.2. Причины и последствия стресса……………………………….………..8

1.3. Методы борьбы со стрессом……………………………………………11

Заключение…………………………………………………………………...15

Список литературы…………………………………………………………..17


Введение

Слово «стресс» приобрело в обыденной жизни ярко выраженное отрицательное значение. Стресс является не только естественной, но и абсолютно нормальной реакцией человеческого организма и психики на сложные обстоятельства, следовательно, полное его отсутствие подобно смерти.

Эти обстоятельства заставляют менеджмент глубоко анализировать причины стресса у работников и разрабатывать мероприятия по уменьшению его воздействия.

Поэтому актуальность моей курсовой работы под названием «Управление стрессами» определяется тем, что в ней подведены результаты исследования по вопросам стресса.

Предметом курсовой работы является понятие стресса.

Объектом можно выделить процесс реагирования на неблагоприятные внешние условия, разворачивающийся во времени в трех стадиях.

Цель курсовой работы – выяснить значение стресса в современном обществе, его влияние на человека в различных жизненных сферах.

Задачи курсовой работы:

1. Охарактеризовать основные термины, связанные с понятием «Стресс».

2. Проанализировать причины и последствия стресса у работников.

3. Разработать мероприятия по регуляции уровня стресса.

4. Изучить методы борьбы со стрессом.

5. Проанализировать проблему стресса и пути решения этой проблемы на примере конкретного образовательного учреждения.


1.ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ СТРЕССА

1.1 Понятие стресса

Стресс (от англ. «stress» - напряжение) - неспецифическая (общая) реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Особенно от стресса страдает нервная и иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса .

К числу важнейших понятий, вошедших в науку и обыденный лексикон в 20 веке, таких как ядерная энергия, геном, компьютер и Интернет, можно отнести и слово «стресс». Открытие этого явления связано с именем выдающегося канадского исследователя Ганса Селье.

Еще, будучи студентом-медиком, Г. Селье обратил внимание на то, что симптомы многих болезней распадаются как бы на две части – специфическую, характерную для данной болезни, и неспецифическую, одинаковую для различных заболеваний. Так, практически при всех болезнях появляется температура, наблюдается потеря аппетита, слабость .

Позднее, занявшись научными исследованиями в области физиологии, Г. Селье стал изучать наиболее общие физиологические реакции, являющиеся генерализованной реакцией организма на сильное внешнее воздействие. Он установил, что отвечая на него, организм мобилизует свои силы, при необходимости включает резервы, стараясь приспособиться к действию неблагоприятных факторов и противостоять им. Такую приспособительскую реакцию организма на внешнее воздействие Г.Селье назвал общим адаптационным синдромом, или стрессом. Адаптационный синдром был именован потому, что по мнению ученого, он приводил к стимуляции возможностей организма в целях защиты, с тем чтобы бороться с неблагоприятными воздействиями, стрессорами. Указание на то, что эта реакция является синдромом подчеркивает, что она захватывает разные органы или даже организм в целом, проявляясь в комплексной реакции.

Процесс реагирования на неблагоприятные внешние условия разворачивается во времени.

Было выделено три стадии стресса:

Тревоги, во время которой в ответ на действие неблагоприятного фактора происходит мобилизация организма;

Сопротивления, когда за счет мобилизации возможностей организма происходит адаптация к стрессору.

Истощения - стадия, которая наступает, если стрессор силен и действует длительное врем, когда силы организма истощаются и уровень сопротивления падает ниже обычного уровня .

Для каждой стадии характерны соответствующие изменения в нервно-эндокринном функционировании. В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (Эустресс) и отрицательную (Дистресс) формы стресса. Возможен нервно-психический, тепловой или холодовый, световой, антропогенный и другие стрессы, а также другие формы.

Эустресс. Понятие имеет два значения - «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

Дистресс. Негативный тип стресса, с которым организм человека не в силах справиться. Он разрушает моральное здоровье человека и даже может привести к тяжелым психическим заболеваниям .

Симптомы Дистресса:

1. Головная боль;

2. Упадок сил; нежелание что-либо делать.

3. Потеря веры в улучшение ситуации в будущем;

4. Возбуждённое состояние, желание идти на риск;

5. Рассеянность, ухудшение памяти;

6. Нежелание обдумать и проанализировать ситуацию, которая привела к стрессовому состоянию;

7. Переменчивое настроение; усталость, вялость.

Что может быть источником стресса:

1. Психологическая травма или кризисная ситуация (потеря близких, расставание с любимым человеком)

2. Мелкие ежедневные неурядицы;

3. Конфликты либо общение с неприятными людьми;

4. Препятствия, которые не дают Вам возможности достигнуть поставленных целей;

5. Ощущение постоянного давления;

6. Несбыточные мечты либо слишком высокие требования к себе;

8. Монотонная работа;

9. Постоянное обвинение, укор самого себя в том, что вы чего-то не достигли либо что-то упустили;

10. Обвинение себя во всем плохом, что произошло, даже если это произошло не по Вашей вине;

12. Финансовые трудности;

13. Сильные позитивные эмоции;

14. Ссоры с людьми и особенно с родными (так же к стрессу может привести наблюдение на ссоры в семье.);

Группа риска:

1. Женщины, так как они более эмоциональны, чем мужчины;

2. Пожилые люди и дети;

3. Люди с заниженной самооценкой;

4. Экстраверты;

5. Невротики;

6. Люди, злоупотребляющие алкоголем;

7. Люди, с генетической предрасположенностью к стрессам.

Результаты исследований по вопросам стресса, проведенных в США, показывают, что ежегодные издержки, связанные с его последствиями – абсентизмом (беспричинным отсутствием на работе), снижением производительности труда, повышением стоимости медицинского страхования, составляют огромную сумму – около 300 млрд. долларов. Более того, они постоянно возрастают.

Этот и многие другие примеры показывают, что стресс может не только быть опасным для каждого конкретного человека, но также разрушительно влиять на эффективность деятельности организации. Поэтому изучение стресса и причин, его вызывающих, а также его последствий – важная проблема организационного поведения.

Слово «стресс» приобрело в обыденной жизни ярко выраженное отрицательное значение. Однако Г. Селье неоднократно подчеркивал, что стресс является не только естественной, но и абсолютно нормальной реакцией человеческого организма и психики на сложные обстоятельства, следовательно, полное его отсутствие подобно смерти. Негативные последствия несет не сам по себе стресс, а реакции, связанные с ним. Поэтому, организуя работу по уменьшению влияния факторов, способных вызвать стресс, следует учесть, что не только высокий, но и слишком низкий уровень стресса приводит к снижению производительности .

Эти обстоятельства заставляют менеджмент глубоко анализировать причины стресса у работников и разрабатывать мероприятия по регуляции его уровня.

1.2 Причины и последствия стресса

Большинство людей ежедневно сталкиваются с влиянием большого количества разнообразных неблагоприятных факторов, так называемых стрессоров. Если вы опоздали на работу, потеряли деньги или получили низкую оценку на экзамене – все это окажет большее или меньшее влияние на вас. Подобные события подтачивают силы человека и делают его более уязвимым.

Факторы и условия, способные вызвать стресс, подверглись многократному изучению. Возникновение стресса может быть связано с условиями труда (температура воздуха, шум, вибрация, запахи и т.д.), а также с психологическими факторами, личными переживаниями (неясность целей, отсутствие перспектив, неуверенность в завтрашнем дне). Важными факторами стресса могут выступать плохие межличностные отношения с коллегами – острые и частые конфликты, отсутствие групповой сплоченности, чувство изолированности положение изгоя, отсутствие поддержки со стороны членов группы, особенно в сложных и проблемных ситуациях.

При всем многообразии факторов, способных вызвать стресс, следует помнить, что ни действуют не сами по себе, а зависят от того, как человек относится к обстоятельствам, в которых он оказался, то есть наличие факторов, вызывающих стресс, не означает, что он обязательно возникнет.

Во многих исследованиях было показано, что зачастую мелкие, незначительные события вызывают больший стресс, чем серьезные происшествия. Объясняется это тем, что к крупным событиям человек так или иначе готовится, поэтому переносит их легче, между тем мелкие, каждодневные раздражающие факторы истощают его и делают уязвимым.

Работа менеджера связана с действием на него многочисленных стрессоров. Психологические исследования выявили, что лидерская позиция вызывает у человека особое нервно- эмоциональное напряжение. Так, в экспериментах А. А. Герасимовича испытуемые решали совместную задачу. Одни из них был назначен «главным». При выполнении задания, состоящего из серии последовательных задач, обнаружилось, что у ведомых расслабление происходило в паузах между задачами, а у лидера – только по окончании всей работы, когда объявлен конечный результат совместной деятельности .

Следует учесть, что факторы стресса не ограничены только событиями, происходящими на работе или в частой жизни человека, а определяются также общей ситуацией в стране, регионе, городе и поэтому прямо нам не подконтрольны. Несомненно, за последние годы граждане России пережили значительный стресс-изменение привычных ориентиров, принципов общественной жизни. Для многих людей перемены в образе жизни, работы, местожительства не прошли бесследно – рост заболеваемости и смертности от болезней, вызванных нервно – психическим перенапряжение, служит тому доказательством.

Вышесказанное свидетельствует о том, что анализ причин, способных вызвать стресс у работников конкретной организации, является важнейшей задачей менеджмента .

Последствия стресса могут проявляться на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Высокий уровень стресса является причиной обострения многих сердечно-сосудистых, язвенных, нервно-психических заболеваний.

Многочисленные исследования по вопросам стресса показали, что он оказывает воздействие на все системы организма, в том числе на иммунную. Например, было обнаружено, что во время сессии у студентов наблюдается значительное снижение активности клеток – «убийц», отвечающих за борьбу с вирусами. Волнения, активная работа, нарушение сна и привычного ритма приводят к изменениям в организме, в том числе и к снижению иммунитета. Характерно, что после окончания сессии заболеваемость среди студентов резво повышается.

Высокий уровень стресса сопровождается психическим напряжением, которое на стадии истощения характеризуется беспокойством, раздражительностью, депрессией.

Переживаемый стресс отрицательно сказывается и на выполняемой работе. Апатия, опоздания, отсутствие на работе без уважительной причины – вот наиболее часто встречающиеся симптомы стресса. Алкоголизм и наркомания также зачастую являются попыткой «уйти» от проблем .

При длительном стрессе происходят изменения не только в самочувствии и работоспособности человека, но и в характере его социального поведения, общения с другими людьми.

А. Китаев - Смык выделил три вида дезорганизующих особенностей общения, возникающих в результате длительного стресса .

Первая особенность состоит в том, что у человека, изнуренного стрессом, легко возникает неприязнь ко всякой инициативе и инициаторам. Например, если кто-либо обращается к нему с вопросом, он отвечает неприязненно, у него может мгновенно вспыхнуть раздражение, иногда скрываемое за стиснутыми зубами, нередко прорывается озлобленность. По малейшему поводу и даже без него в душе человека, подвергнутого стрессу, затаивается обида. Вокруг все ему кажется несправедливым, соседи и сослуживцы воспринимаются как недостойные люди или дураки, начальники – как пройдохи или глупцы, приказы он зачастую считает неверными.

Вторая особенность проявляется в том, что человеку становится неприятен, слишком тяжел груз ответственности за порученное дело и за доверившихся ему людей. Он уклоняется от обязанностей, перекладывает их на других, старается доказать свою непричастность к ошибкам и срывам в работе.

Третья особенность связана с чувством отчужденности от других людей, в том числе от членов семьи и коллег. Иногда человек месяцы и даже годы находится в состоянии стресса из-за жизненных невзгод. Тягостные мысли о том, что он никому не нужен и ему не нужен никто, являются его постоянными спутниками. Такая реакция порождает замкнутость, зацикленность на своих проблемах и переживаниях .

1.3 Методы борьбы со стрессом

Выше говорилось о том, что стресс имеет не только негативную, но и позитивную сторону. Более того, очевидно, что невозможно полностью избавить от него человека. Поэтому, разрабатывая и осуществляя меры по борьбе со стрессом, менеджер должен сосредоточиться на тех аспектах стрессовых состояний работников, которые прямо и непосредственно оказывают негативное влияние на производственное поведение и эффективность их трудовой деятельности. Борьба с чрезмерным стрессом – это прежде всего выявление и устранение стрессоров – факторов, его вызывающих. Они могут быть выявлены на двух основных уровнях: на индивидуальном – определение факторов, вызывающих стресс у конкретного работника и требующих изменений в организации и условиях его труда; на уровне организации – определение факторов, негативно влияющих на значительную группу работников и требующих изменений в деятельности всей организации.

Существуют несколько методов работы, направленных на уменьшение стресса в организации .

Во-первых, это мероприятия, связанные с изменением условий труда и включающие расстановку работников, их обучение, планирование и распределение работы. Их следует проводить уже на стадии отбора, подбирая людей, отвечающих требованиям рабочих заданий, способных без внутреннего напряжения справиться с порученной работой.

Во-вторых, это изменения отношения работников, их восприятия и оценки тех или иных процессов и событий. Например, сотрудники могут испытывать стресс, в связи с проводимой реорганизацией, разъяснение политики компании, привлечение большого числа работников к этому процессу помогут снять напряжение и вызванный им стресс.

В-третьих, непосредственно направленные на борьбу со стрессом мероприятия – физкультурные паузы, обеспечение, обеспечение полноценного отдыха сотрудников, создание комнат психологической разгрузки и тому подобное.

Разрабатывая методы борьбы со стрессом, следует учитывать индивидуально – психологические особенности людей. Те меры, которые будет позитивно влиять на одних сотрудников, могут быть недейственны или даже вредны в отношении других. Так, например, часто в пособиях по организационному поведению и управлению персоналом говорится о том, что необходимо разнообразить и обогатить содержание труда работников. Многие считают это универсальным средством борьбы со стрессом. Однако подобная рекомендация должна использоваться с учетом индивидуальных особенностей работников. Так, для одних оптимальным является разнообразие труда, а для других – постоянство и привычные формы работы.

Не следует жалеть средств и усилий, потраченных на профилактику стресса и борьбу с его последствиями, потерять можно гораздо больше.


Самый первый шаг в любой программе со стрессом – признание того, что он существует. Любая программа решения проблемы должна исходить из того, существует ли стресс и чем он вызван. Рассмотрим примеры организационных программ:

1. Для эффективного достижения результатов важно отношение работников к своей работе. Они должны: четко понимать ее смысл; знать, чего от них ждет учреждение; быть уверенными в том, что сумеют оправдать их ожидания.

Стресс возникает, когда работники не знают своих производственных ролей или боятся, что не справятся с работой. Если роль сопряжена с чрезмерным стрессом, то руководство может прореагировать на это следующим образом: уточнить роль человека в общей работе; снизить нагрузку; применить методы снижения стресса, если он имел место (например, организовать встречу работника с теми, кто вызывает проблемы, чтобы выработать решение).

2. Также важна корпоративная культура школы, которая, диктует соответствующее поведение и мотивацию индивидов даже при наличии неопределенности и конфликта. Культуру формируют и поддерживают ее сотрудники. Если они подвержены стрессу, сверхчувствительности, депрессии и враждебным настроениям, то это найдет отражение в культуре. Если же имеются проницательные лидеры, то они постараются сформировать открытость, обучение и учет потребности работников.

3. Программы борьбы со стрессом можно реализовать в масштабе компании. Некоторые программы имеют конкретную ориентацию:

Злоупотребление алкоголем и наркотиками;

Перевод на другое место;

Консультирование в области карьеры и т.п.

Другие носят наиболее общий характер:

Программа эмоционального здоровья;

Центр содействия работникам;

Программа оценки здоровья;

Специальные услуги здоровья.

Существуют две разновидности программ борьбы со стрессом – клиническая и организационная. Первая инициируется фирмой и направлена на решение индивидуальных проблем: вторая имеет дело с подразделениями или группами трудового коллектива и ориентирована на проблемы группы или всей организации.

4. Клинические программы. Такие программы основаны на традиционном медицинском подходе к лечению. Элементы программы включают:

Диагноз. Человек, который, испытывает проблему, обращается за помощью. Медицинский персонал компании стремится поставить диагноз.

Лечение. Консультирование или укрепляющая терапия. Если персонал компании не в состоянии помочь, то работника отправляют к специалистам.

Скрининг. Периодическое обследование сотрудников на весьма стрессовых работах позволяет выявить ранние признаки проблемы.

Профилактика. Работников, подверженных значительному риску, обучают и убеждают в том, что для борьбы со стрессом следует что-то предпринять.

Заключение

Итак, в первой главе, мы выяснили, что же такое стресс, определили основные понятия стресса. Узнали, что открытие этого термина связано с именем канадского исследователя Ганса Селье. Он же выявил понятие общего адаптационный синдром – приспособительской реакции организма на внешнее воздействие.

Существует три стадии стресса – тревога, сопротивление, истощение. Для каждой стадии характерны соответствующие изменения в нервно-эндокринном функционировании.

Рассмотренные примеры в первой главе показывают, что стресс может не только быть опасным для каждого конкретного человека, но также разрушительно влиять на эффективность деятельности организации. Поэтому изучение стресса и причин, его вызывающих, а также его последствий – важная проблема организационного поведения.

Также мы рассмотрели основные причины и последствия стресса в школе. Выяснили, что при всем многообразии факторов, способных вызвать стресс, следует помнить - они действуют не сами по себе, а зависят от того, как человек относится к обстоятельствам, в которых он оказался, то есть наличие факторов, вызывающих стресс, не означает, что он обязательно возникнет. Работа инспектора отдела кадров связана с действием на него многочисленных стрессоров. А лидерская позиция вызывает у человека особое нервно-эмоциональное напряжение.

Что же касается последствий стресса, рассмотренных в первой главе, то можно сказать, что он оказывает воздействие на все системы организма, в том числе на иммунную. Например, было обнаружено, что во время сессии у студентов наблюдается значительное снижение активности клеток – «убийц», отвечающих за борьбу с вирусами. Волнения, активная работа, нарушение сна и привычного ритма приводят к изменениям в организме, в том числе и к снижению иммунитета. Характерно, что после окончания сессии заболеваемость среди студентов резво повышается.

Выделили три вида дезорганизующих особенностей общения. Что же касается рекомендаций по данной теме «Управление стрессами», то нужно отметить следующие пункты.

Самый первый шаг в любой программе со стрессом – признание того, что он существует. Любая программа решения проблемы должна исходить из того, существует ли стресс и чем он вызван.

Стресс возникает, когда работники не знают своих производственных ролей или боятся, что не справятся с работой.

Каждый из указанных методов направлен на обеспечение большего соответствия между конкретной ролью и работой или организационной средой. Эту же логику используют в программах обогащения труда, предполагающих уточнение и реорганизацию работ, с тем, чтобы труд стал более содержательным, интересным и заключал в себе возможность внутреннего поощрения. Назначение заданий, заключающих в себе такую возможность, обеспечивает лучшее соответствие между работником и выполняемой им работой.

Также важна корпоративная культура школы, которая диктует соответствующее поведение и мотивацию индивидов даже при наличии неопределенности и конфликта. Культуру школы формирует и поддерживают ее сотрудники. Если они подвержены стрессу, сверхчувствительности, депрессии и враждебным настроениям, то это найдет отражение в культуре. Если же имеются проницательные лидеры, то они постараются сформировать открытость, обучение и учет потребности работников.

Программы борьбы со стрессом можно реализовать в масштабе школы.

Общий вывод таков: более здоровые работники – это более счастливые люди, не знающие что такое стресс. Они выходят на работу регулярно, работают лучше и дольше остаются в рядах компании.


Список литературы:

1. Волкова И. А. Основы менеджмента: Учебное пособие для студентов специальности «Управление персоналом».- Омск: Издательство Омского Института Предпринимательства и права, 2005.- 292 с.

2. Гибсон ДЖ.Л., Иванцевич Д.М., Донелли Д.Х. – мл. Организационное поведение, структура, процессы: Пер.с англ.-8-е изд. – М.: ИНФРА – М, 2007

3. Гринбер Дж.Управление стрессом. 7-е изд. – СПб.: Питер, 2002

4. Джуэлл Л. Индустриально – организационная психология. Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2001

5. Иванов С. В. Основы менеджмента: Учебное пособие.- 1-е изд., .- М.: Дрофа, 2007

6. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: ТОО «Остожье», 2004

7. Китаев – Смык А. Стресс и психологическая экология // Природа. -2007. - № 7 – С.98-105

8. Котова И. Б., Канаркевич О.С., Петриевский В. Н. Психология. Ростов н/Д: Феникс, 2003. -480 с.

10. Общая психология: Курс лекций для первой ступени пед. образования. Е.И. Рогов. – М. 2003. -448с.

11. Селье Г. Стресс без дистресса. – Рига, 2007.

12. Сергеев А. М. Организационное поведение: Тем, кто избрал профессию менеджера: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: 2005. – 288 с. с.111-115.

Китаев – Смык А. Стресс и психологическая экология // Природа.-2000.-№ 7.-С.98-105.

Джуэлл Л. Индустриально – организационная психология. Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2001

Ньюстром Д., Девис К. Организационное поведение. СПб.,2000.

Ньюстром Д., Девис К. Организационное поведение. СПб.,2000.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта