Главная » Несъедобные грибы » «Творческие способности человека: их приделы и условия. Творческие способности человека: их пределы и условия

«Творческие способности человека: их приделы и условия. Творческие способности человека: их пределы и условия

Введение
Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача,то более, то менее трудная.
При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости-все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Среди первых исследователей креативности был Л. Терстоун, который обратилвнимание на разницу между творческими способностями и способностями к обучению.
Дж. Гилфорд создал концепцию, в основе которой лежит принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией. Гилфорд считал операцию дивергенции основой креативности, которую объяснял как “тип мышления, идущего в различных направлениях".
Концепцию Дж. Гилфорда развивал Е.П.Торранс.
Креативность рассматривалась Торрансом как естественный процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего у него в ситуации дискомфорта, вызванного неопределенностью или незавершенностью деятельности.
Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству. На основании научнойлитературы было установлено, что креативность, как характеристика личности, это сложное интегративное образование. Состав креативности определяет совокупность различных способностей, обуславливающих осуществление творческого процесса. На основании рассмотренных исследований структуры творческого процесса установлено: в динамике творческого процесса можно выделить фазы или стадии, когда развитие (дальнейшееосуществление) творчества обуславливается в большей степени какой-либо доминирующей способностью. Иначе говоря, в процессе творчества способности, составляющие содержание креативности, последовательно актуализируются, оставаясь при этом единой системой.
Формирование креативности предполагает создание диагностических средств, дающих возможность идентифицировать творческий потенциал человека. В последнее время внашей стране практические психологи (в том числе школьные) стали активно применять различный психодиагностический инструментарий, который включает и тесты креативности (были адаптированы к русскоязычной выборке и получили широкое распространение зарубежные методики измерения креативности Е. Торренса и С. Медника). Но проблема заключается в том, что традиционные тестовые процедуры, по мнению рядаученых, не позволяют представить достаточно полную картину творческих возможностей обследуемых людей, Б. Саймон, М. Уоллах. Это объясняется, на наш взгляд, тем, что при идентификации креативности приходится иметь дело с психологическим феноменом, характеризующимся неконтролируемостью, спонтанностью проявления.

Глава 1 Понятие творческих способностей человека
Творческиеспособности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологисвязывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои...

Взгляните на современный мир вокруг нас, взгляните на свое окружение. Много ли видите вы людей, страстно увлеченных своим делом, готовых сутками напролет заниматься тем, что они любят больше всего на свете? А Вы понимаете, что творческий потенциал человека огромен и таким потенциалом обладает каждый, в том числе и Вы, уважаемый читатель.

А много ли вы видите творческих людей или, как сейчас говорится, креативных, которые обладают незаурядным умом, которые могут в любой ситуации придумать оригинальное, продуктивное и интересное решение? Творчество позволяет таким людям находить быстрый и действенный выход из сложной ситуации. Они не застревают в ней, а двигаются дальше, производя впечатление безоблачной жизни. Много ли таких? Если у вас много таких знакомых – это просто потрясающе, у вас замечательный круг общения.

Но чаще всего люди остаются в рамках серой массы. Работают, лишь бы работать, ни о каком горячем желании что-либо делать даже не думают. Все проблемные ситуации решают одинаковым стандартным путем, а если что-то не получается, не стремятся придумать оригинальный выход, а бросают проблему на самотек, потому как не могут решить ее стандартными методами. А чаще, даже не понимают, что можно делать как-то иначе, не по принятому шаблону.

Творческий потенциал человека

Много ли вы видите истинно творческих людей? Ведь творчество – это не только живопись, музыка, архитектура, поэзия. Это гораздо большее понятие. Творчество проявляется во всем: в математике, химии, инженерии, приготовлении пищи, приборке дома и даже во всех видах отношений. На самом деле творчество может проявляться во всем, во всех аспектах жизни . И творческим человеком может быть каждый. Творческий потенциал человека безграничен.

Каждый от природы наделен творческим потенциалом, просто раскрыли его немногие.

Глубочайший миф современности заключается в том, что мы считаем творческими каких-то особенных людей: писателей, поэтов, художников. Нет, это ошибка. Творческим человеком может быть любой, совершенно любой. Каждый от природы наделен творческим потенциалом, просто раскрыли его немногие. А некоторые даже не подозревают о его существовании.

Современный мир развивается стремительными темпами. Мы видим, как быстро совершенствуются цифровые технологии, как стремительно меняется промышленность. Задумайтесь, можете ли вы в своем развитии соответствовать этому миру? Можете ли вы постоянно совершенствоваться в своей профессии, постоянно учиться, искать новые решения, генерировать идеи?

Согласитесь, на первый взгляд это кажется невыполнимым. А наши дети? Они будут жить еще в более динамичном мире, еще более сложном, чем сейчас. При этом система образования сегодня не сильно настроена на процесс поиска решений и творческий подход.

Хорошая новость заключается в том, что мы обладаем большим творческим потенциалом, чем думаем. Нам необходимо кардинально изменить свои взгляды на свои творческие возможности, на то, как нерационально мы их используем. Нам нужна совершенно иная основа нашей ежедневной деятельности, нам нужна иная система решения задач и проблем. А именно, на основе творческого подхода.

Умение генерировать новые и ценные идеи легко и естественно должно быть нормой для любого человека . Именно так можно добиться высот в любой сфере жизни отдельного человека или государства. Можно найти решения в любых сложных ситуациях.

Можно с невероятной скоростью развивать и улучшать все, начиная от политики и заканчивая отношением с собственным ребенком. Вспомните и поразмыслите: все гениальные люди, физики и математики, химики и писатели, художники и инженеры, были истинно творческими натурами, они умели видеть новое в старом, их не останавливало то, что все считали аксиомами.

Если каждый из нас будет обладать хоть частью таких возможностей, мы выйдем на совершенно новый уровень развития, новый уровень жизни и мышления. Что же можно сделать, чтобы хоть частично раскрыть в себе творческий потенциал?

Раскрытие творческого потенциала. 6 первых шагов.

  1. Занимайтесь любым видом ручного творчества , какой только Вам понравится: вышивание, лепка, резьба по дереву, рисование, игра на музыкальном инструменте, дизайн и строительство, ковка металла.
  2. В своем любимом ручном творчестве старайтесь не только повторять уроки и шаблоны, а создавать новое и свое: сочинять музыку, рисовать картины из головы, шить новые наряды, которых нет ни у кого.
  3. Каждые 3-6 месяцев начинайте постигать азы любого занятия , которым Вы не занимались никогда, учитесь чему-то новому. Если Вы никогда не катались на велосипеде — попробуйте, если не делали фигуры из пластиковых бутылок — займитесь. Никогда не играли на музыкальных инструмента — пора научиться, хоть на ложках. Новая деятельность дает взгляд на мир с новой стороны и дополнительно задействует новые участки головного мозга, что бесспорно идет нам только на пользу.
  4. Представляйте себя другими людьми , пробуйте на досуге играть в актера, войдите в чужую роль, сделайте Ваши обычные рутинные дела как мозговитый ученый, блондинка, богатырь, ленивый человек. Иногда эта игра дает удивительные результаты, начинают приходить новые идеи и решения.
  5. Попробуйте также представлять себя животными и предметами . И приготовить ужин как будто Вы кошка или обедать как чайник. Представьте, как это может быть.
  6. Если Вы решаете рабочие задачи , а Вам не хватает креатива, отвлекитесь от сосредоточенного обдумывания и предложите самые нелепые и смешные варианты.Допустим, Вы решаете, откуда и как привлечь к себе клиентов. В течение 10-15 минут просто записывайте самые нелепые предложения: остановить городской автобус и попросить водителя привезти всех к Вам, съездить в африку и привести оттуда целое племя, заказать у поваров самый гигантский пирог и сем раздавать, приглашая к себе, нанять гипнотизера и загипнотизировать прохожих. После такого упражнения Ваш могзг несколько отдохнет, расслабится, включит рассеянный режим мышления и придет какой-то из нелепых вариантов, который окажется очень даже подходящим.

Развивайте свой творческий потенциал!

Существуют ли пределы творческих способностей и насколько здоровыми мы можем стать? Ученые исследуют высшие состояния сознания - Высшее сознание.

Техника ТМ

Техника ТМ: почему её приписывают врачи, практикуют в высоких кабинетах, одобряет духовенство всех религий и почему ею наслаждаются миллионы людей?

Каковы пределы творческих и умственных способностей человека, насколько здоровыми мы можем стать и как долго мы можем жить?

«Наука уже обладает достаточно полным пониманием патологии заболевания того, как ум и тело поддаются болезни», - говорит всемирно известный физиолог, доктор наук Роберт Кит Уоллес. «Сейчас, наконец, мы достигли ясного научного понимания другой крайности диапазона потенциала человека, того, насколько здоровым может стать тело и насколько творческим и развитым может быть ум».

На всем протяжении истории существовали гении, ученые и художники, творческие и умственные способности которых, намного превосходили то, что считалось обычным.

«Что же позволяет таким людям использовать большую часть своего творческого потенциала по сравнению с другими людьми?» - спрашивает доктор Уоллес. «Может быть, это то, с чем человек должен родиться? Или же каждый может развить свой полный творческий потенциал?»

Доктор Уоллес работает на переднем крае новой области исследований развития сознания в сотрудничестве с ведущими учеными университетов всего мира, которые изучают технику ТМ, чтобы более глубоко понять потенциал ума и тела. «Такая попытка, - говорит Уоллес, - «содержит ключ к решению критических социальных и экономических проблем, и способствует процветанию и прогрессу по мере нашего приближения к ХХI веку».

Как описывает доктор Уоллес, ТМ - это «простая, естественная техника для развития полного потенциала ума и тела». Её приписывают врачи, практикуют в высоких кабинетах, одобряет духовенство и ей обучены миллионы людей. Научные исследования по этой технике, проводившиеся в течение 30 лет, дали новое глубокое понимание развития человеческого сознания, говорит доктор Уоллес.

Трансцендентальное Сознание

Исследования показывают, что техника ТМ порождает четвертое состояние сознания, которое было названо «чистым сознанием» или «Трансцендентальным Сознанием». Субъективно это воспринимается, как спокойное состояние чистой внутренней пробужденности, состояние, в котором сознание наедине с самим cобой. Объективно исследования показывают, что тело достигает глубокого состояния покоя и что головной мозг и нервная система работают в режиме не похожем на состояние бодрствования, сна со сновидениями или глубокого сна».

Доктор Уоллес подчеркивает, что техника ТМ не просто вызывает общее состояние покоя, или измененное состояние, как гипноз: вместо этого, она приводит к уникальному и абсолютно естественному режиму функционирования нейрофизиологии.

Доктор Уоллес и его коллега по исследованиям доктор наук Фред Тревис цитируют выдержки из исследований, которые показывают драматические изменения частоты сердцебиения, когерентности волн головного мозга, частоты дыхания и сопротивления кожы, что свидетельствует об «очень специфических параметрах» состояния чистого сознания.

Исследования ученого-нейрофизиолога из России профессора Николая Николаевича Любимова, директора лаборатории нейрокибернетики Института Мозга при Российской Академии Наук в Москве показывает, что техника ТМ оживляет то, что Любимов называет «скрытыми резервами мозга», области, которые обычно не используются в таких состояниях сознания, как бодрствование, глубокий сон и сон со сновидениями.

Уоллес говорит, что развитие сознания не останавливается с опытом чистого сознания. «Сотни исследований влияния техники ТМ на активность свидетельствуют о значительном развитии умственного и физического потенциала человека».

Результаты говорят о заметных улучшениях здоровья, памяти, умственных и творческих способностей, способности к восприятию, быстроты реакции, самореализации, а также об обращении вспять процесса старения. Уоллес говорит, что исследование влияния техники ТМ на повседневную жизнь предоставляет ясные физиологические и психологические признаки высших состояний сознания.

«Согласно древним Ведическим текстам, существует семь состояний сознания, которые включают в себя хорошо известные всем состояния бодрствования, глубокого сна и сна со сновидениями. Четвертое состояние сознания, чистое сознание, можно систематически испытывать во время практики ТМ», - говорит доктор Уоллес.

Далее Ведические тексты описывают пятое состояние сознания - «Космическое Сознание» - поскольку оно включает в себя бодрствование, глубокий сон и сон со сновидениями наряду с глубоким отдыхом и спокойной пробужденностью чистого сознания. В текстах также описано шестое состояние сознания, утонченное космическое сознание, и седьмое состояние сознания, «Сознание Единства» - , полной реализации безграничного потенциала каждого человека.

Как говорит доктор Уоллес, каждое из этих высших состояний сознания имеет свое собственное особое состояние нейрофизиологии.

«Как исследователи мы работаем на величайшем рубеже науки - исследуем раскрытие полного потенциала человека, как это проявляется в работе его физиологии, его головного мозга и в его поведении. Мы находим количественные показатели нового образа функционирования нервной системы. И это так увлекательно - суметь проследить этот великий скачок развития человека», - говорит доктор Уоллес.

- 128.00 Кб

1.Введение

Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века». Творчество далеко не новый предмет исследования. Проблема творчества имеет долгую и спорную историю, и породила много дискуссий. Она привлекала внимание мыслителей всех эпох развития мировой культуры. История ее изучения насчитывает более двух тысяч лет. Творчество всегда интересовало мыслителей всех эпох и вызывало стремление создать «теорию творчества».
Фрейд считал творческую активность результатом сублимации (смещения) полового влечения на другую сферу деятельности: в творческом продукте опредмечивается в социальноприемлемой форме сексуальная фантазия.
А. Адлер считал творчество способом компенсации комплекса недостаточности (неправильный перевод - неполноценности). Наибольшее внимание феномену творчества уделил К. Юнг, видевший в нем проявление архетипов коллективного бессознательного.
Психологи гуманистического направления (Г. Олпорт и А. Маслоу) считали, что первоначальный источник творчества - мотивация личностного роста, не подчиняющаяся гомеостатическому принципу удовольствия; по Маслоу - это потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей.
На рубеже XIX - XX столетий, как специальная область исследований, начала складываться «наука о творчестве»; «теория творчества» или «психология творчества».
Ситуация научно-технической революции второй половины ХХ века создала условия, открывающие новый этап развития исследований творчества.
Актуальность изучения психологии творчества и научного творчества, в частности, возникли в связи с потребностью оптимизации и интенсификации принципов организации научной деятельности и управления ею.
Цель работы: Проанализировать творческие способности человека: их пределы и условия с философской точки зрения.
Сформулированная цель предполагает решение следующих задач:
1) Рассмотреть передаются ли творческие способности по наследству или их можно формировать
2) Определить, что такое способность и талант
3) Как отличается творческое мышление от мышления «обычного»
4) Определить особенности творческих личностей
5) Рассмотреть компоненты творческих способностей
6) Определение техники и ее связь с творческой деятельностью

2. Понятие творчества

Творчество определяется как деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью, то есть в результате творчества создается что-то новое, до этого еще не существующее.
Понятию «творчество» также можно дать и более широкое определение.
Философы определяют творчество, как необходимое условие развития материи, образование ее новых форм, вместе с возникновением, которых меняются и сами формы творчества.
Творчество - это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности.
Продукты творчества - это не только материальные продукты - здания, машины и т.д., но и новые мысли, идеи, решения, которые могут и не найти сразу, же материального воплощения. Другими словами, творчество- это создание нового в разных планах и масштабах.
При характеристике сущности творчества важно учитывать разнообразные факторы, признаки, свойственные процессу создания.
Творчество имеет признаки технические, экономические (снижение себестоимости, повышение рентабельности), социальные (обеспечение условий труда), психолого-педагогические - развитие в творческом процессе психических, нравственных качеств, эстетических чувств, интеллектуальных способностей человека, приобретение знаний и др.
С точки зрения психологии и педагогики особенно ценным является сам процесс творческой работы, изучение процесса подготовки к творчеству, выявление форм, методов и средств развития творчества.
Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности.
Творчество характеризуется как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей. Творчество является основой человеческой жизни, источником всех материальных и духовных благ.

3. Философский подход к творчеству и способностям

Способности - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения. В изучении способности выделяются 3 основные проблемы: происхождение и природа способности, типы и диагностика отдельных видов способности, закономерности развития и формирования способности.
В философии способности в течение длительного периода трактовались как свойства души, особые силы, передаваемые по наследству и изначально присущие индивиду. Отголоски таких представлений закрепились в обыденной речи, имеются рецидивы их возрождения и в научной литературе на базе достижений генетики. Несостоятельность понимания способности как врождённых была подвергнута критике англ. философом Дж. Локком и французскими материалистами, выдвинувшими тезис о полной зависимости способности индивида от внешних условий его жизни. Механистичность такого представления была преодолена в философии марксизма, где проблема способности ставится на основе понимания человека как совокупности общественных отношений, диалектического подхода к трактовке соотношения внутреннего и внешнего.
Врождёнными являются анатомо-физиологические особенности, выступающие как предпосылки возможного развития способности, сами же способности формируются в процессах осуществления разнообразной деятельности, в сложной системе взаимодействий индивида с др. людьми.
Способность, проявляемая в осуществлении некоторой конкретной деятельности, имеет комплексную структуру, складывающуюся из разнообразных компонентов. С этим связано широко распространённое явление компенсации: при относительной слабости или даже отсутствии одних компонентов способности к осуществлению некоторой деятельности достигается развитием др. компонентов. Этим же объясняется наблюдаемое различие в сочетаниях личностных и физиологических характеристик лиц, проявивших высокий уровень развития способности к какой-либо одной определённой деятельности.
Большое практическое значение, в частности для профессиональной ориентации, имеет диагностика сложившихся Способности (возможностей их становления) при профессиональном отборе и в спорте. Она осуществляется с помощью тестов, позволяющих давать также количественные оценки способности.
Качественный уровень развития способности выражается понятием таланта и гениальности. Их различие обычно проводится по характеру полученных продуктов деятельности. Талантом называют такую совокупность способности, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной значимостью. Гениальность - высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере творчества.
Большое место в психологических и педагогических исследованиях занимает проблема формирования способности к конкретным видам деятельности. В них показана возможность развития способности через создание личностной установки на овладение предметом деятельности.
Творчество- деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Деятельность может выступать как творчество в любой сфере: научной, производственно-технической, художественной, политической и т. д. - там, где создаётся, открывается, изобретается нечто новое. Творчество может рассматриваться в двух аспектах: психологическом и философском. Психология творчество исследует процесс, психологический «механизм» протекания акта Творчество как субъективного акта индивида. Философия рассматривает вопрос о сущности творчество, который по-разному ставился в разные исторические эпохи.
Так, в античной философии творчество связывается со сферой конечного, преходящего и изменчивого бытия («бывания»), а не бытия бесконечного и вечного; созерцание этого вечного бытия ставится выше всякой деятельности, в том числе и творческой. В понимании художественного творчество, которое первоначально не выделялось из общего комплекса созидательной деятельности (ремесла и т. д.), в дальнейшем, особенно начиная с Платона, развивается учение об Эросе как о своеобразной устремлённости («одержимости») человека к достижению высшего («умного») созерцания мира, моментом которого и выступает творчество.
Воззрения на творчество в средневековой философии связаны с пониманием бога как личности, свободно творящей мир. Творчество предстаёт, таким образом, как волевой акт, вызывающий бытие из небытия. Августин и в человеческой личности подчёркивает значение воли. Человеческое творчество выступает у него, прежде всего как творчество истории: именно история есть та сфера, в которой конечные человеческие существа принимают участие в осуществлении божественного замысла о мире. Так как не столько разум, сколько воля и волевой акт веры связывают человека с богом, приобретает значение личное деяние, индивидуальное решение как форма соучастия в творении мира богом; это создаёт предпосылки для понимания творчество как уникального и неповторимого. При этом сферой творчество оказывается преимущественно область исторического, нравственно-религиозного деяния; художественное и научное творчество, напротив, выступает как нечто второстепенное.
Пафосом безграничных творческих возможностей человека проникнута эпоха Возрождения. Творчество осознаётся теперь, прежде всего как художественное творчество, сущность которого усматривается в творческом созерцании. Возникает культ гения как носителя творческого начала, интерес к самому акту творчество и к личности художника, характерная именно для нового времени рефлексия по поводу творческого процесса. Всё явственнее выступает тенденция рассматривать историю как продукт чисто человеческого творчество Итальянский философ Дж. Вико, например, интересуется человеком как творцом языка, нравов, обычаев, искусства и философии, то есть, по существу, как творцом истории.
Философия английского эмпиризма склонна трактовать творчество как удачную - но в значительной мере случайную - комбинацию уже существующих элементов (теория познания Ф. Бэкона и особенно Т. Гоббса, Дж. Локка и Д. Юма); Творчество выступает как нечто родственное изобретательству. Завершенная концепция творчество в 18 в. создаётся И. Кантом, который специально анализирует творческую деятельность в учении о продуктивной способности воображения. Последняя оказывается соединительным звеном между многообразием чувственных впечатлений и единством понятий рассудка в силу того, что она обладает одновременно наглядностью впечатления и синтезирующей силой понятия. «Трансцендентальное» воображение, таким образом, предстаёт как общая основа созерцания и деятельности, так что творчество лежит в самой основе познания.
В идеалистической философии конца 19- 20 вв. Творчество рассматривается по преимуществу в его противоположности механически-технической деятельности. При этом если философия жизни противопоставляет техническому рационализму творческое природное начало, то экзистенциализм подчёркивает духовно-личностную природу творчества.
Английский учёный Г. Уоллес (1924) расчленил творческий процесс на 4 фазы: подготовку, созревание (идеи), озарение и проверку. Так как главные звенья процесса (созревание и озарение) не поддаются сознательно-волевому контролю, это послужило доводом в пользу концепций, отводивших решающую роль в творчество подсознательному и иррациональному факторам. Однако экспериментальная психология показала, что бессознательное и сознательное, интуитивное и рассудочное в процессе творчество дополняют друг друга. Будучи поглощён своим объектом, индивид меньше всего способен к самонаблюдению, сохраняя лишь неопределённое ощущение общего направления движения мысли: моменты догадки, открытия, внезапного решения переживаются в виде особо ярких состояний сознания, которые первоначально главным образом и описывались в психологии («ага-переживание», осознание нужного решения - у К. Бюлера, «инсайт», акт мгновенного постижения новой структуры - у В. Кёлера, и др.). Однако изучение продуктивного мышления выявило, что догадка, «озарение», неожиданное новое решение возникают в экспериментальных условиях при соответствующей организации процесса творчество (М. Вертхеймер, Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев). На примере открытия Д. И. Менделеевым периодического закона Б. М. Кедров показал, что анализ продуктов и «субпродуктов» (неопубликованных материалов) творчество позволяет выявить вехи на пути научного открытия безотносительно к тому, как они осознавались самим учёным. При этом личностные механизмы творчество могут быть раскрыты только в контексте их обусловленности конкретной общественно-исторической ситуацией.

4. Истоки творческой одаренности

Генотип или среда? Среди многочисленных английских клубов есть один совсем необычный: он объединяет лиц, верящих, что Земля плоская. Правда, орбитальный полет Юрия Гагарина поколебал многих приверженцев этой, мягко говоря, устаревшей гипотезы. Все же осталось несколько сот чудаков, которые не желают примириться с шарообразностью планеты. Едва ли дискуссия с ними оказалась бы плодотворной.
В нашей стране как будто нет сторонников концепции плоской Земли; во всяком случае, их голосов не слышно. Зато находятся охотники защищать позицию, согласно который и гений, и талант, и способности-все это только результат воспитания, а врожденные задатки у всех людей абсолютно одинаковы. Вероятно, спорить с ними так же бесполезно, как и с членами клуба плоской Земли.
Когда-то велись ожесточенные диспуты о происхождении таланта - дар ли это природы, генетически обусловленный, или же дар обстоятельств. Потом нашли компромиссную формулу: играют роль и генотип, и среда. Но в такой формулировке проблема решается лишь качественно. Необходимо выяснить - что именно наследуется, а что прививается воспитанием. Дискуссии на тему о врожденном и приобретенном таланте превращаются в пустословие, если стороны не пытаются конкретизировать свои утверждения, т. е отделить врожденные качества от того, что привнесено в ходе индивидуального развития.

5.Талант и родословная

В XIX приобрели популярность изыскания, которые должны были подтвердить наследуемость таланта и показать, каким образом наследуются одаренность и гениальность.
Прабабка Льва Толстого Ольга Головина (в замужестве Трубецкая) и прабабка А.С Пушкина Евдокия Головина (Пушкина) были родными сестрами.
Благодаря тому, что в Западной Европе в середине века аккуратно велись церковные книги регистрации рождений, удалось установить, что пять крупнейших представителей немецкой культуры-поэты Шиллер и Гильдерлин, философы Шеллинг и Гегель, а также физик Макс Планк - состоят в родстве: Иоганн Вант, живший в XV в., был их общим предком. Как недавно установили немецкие и австрийские исследователи, житель Вены Симон Михель, умерший в 1719г., был прадедом Карла Маркса и Генриха Гейне.
Многие буржуазные ученные делали из этого вывод, что одни семьи обладают унаследованной одаренностью и потому добиваются выдающихся успехов, а другие не обладают и даже при равных условиях развития ничего выдающегося сделать не могут.
Но можно привести и противоположные примеры. Сын гениального математика Давида Гильберта был внешне чрезвычайно похож на своего отца, и тот с грустью заметил: все у него от меня, а математические способности от жены. Впрочем, учитывая, что наследование бывает и по рецессивному типу, противоположные примеры сами по себе не перечеркивают возможность наследования таланта. Слабость подобного рода архивных изысканий в другом.
У человека двое родителей, а дедушек и бабушек четверо, и вообще 2 предков, где n-число поколений. Если принять, что смена поколений происходит через 25 лет, то за 10 веков сменилось 40 поколений. Следовательно, каждый из наших современников имел в то время 2 , или примерно тысячу миллиардов предков. Но тысячу лет тому назад на Земле было всего несколько сот миллионов людей. Выходит, все люди состоят друг с другом в родстве, потому что все время происходило и происходит смешение генов. Отсюда понятно отмеченное английскими биологами наличие выдающихся родственников у выдающихся людей. Другими людьми просто не интересовались, да и родословную их проследить труднее. Но если проследить, то окажется, что у каждого человека найдутся великие и талантливые родственники. Интересные данные привел псковский журналист М.В. Русаков в книге «Потомки А.С. Пушкина». Он собрал сведения обо всех прямых потомках поэта вплоть до наших дней. Его праправнуки живут на всех материках. Благодаря смешанным бракам прямые потомки великого русского поэта принадлежат сейчас к разным нациям и народам: среди них есть американцы, англичане, армяне, бельгийцы, грузины, евреи, марокканцы, немцы, французы (Маунтбеттены, Уэсты, Лиу, фон Ринтелены, Сванидзе, Морильо и др.) Все они отпрыски боярского рода Пушкиных и в то же время потомки арапа Ибрагима.
Если столь же добросовестно и скрупулезно изучить генеалогическое древо других людей - талантливых и неталантливых, получится такая же картина; а ведь при этом не учитывается весьма многочисленное внебрачное потомство. Поэтому и нелепо понятие «чистая раса». А подсчеты Гальтона, внешне как будто убедительные, не обладают доказательной силой, ибо методологически порочны. Он не проводил контрольных подсчетов, т.е. не считал - сколько выдающихся родственников у обыкновенных неталантливых людей, принадлежащих к тем же классам и сословиям, т.е. имеющим равные возможности развития и реализации своих дарований.
Смешение генов происходит лишь при «географической доступности» мест обитания людей. Если отдельные группы людей географически изолированы, то генетического обмена между ними не происходит. Это относится, в частности, к людям, жившим на разных материках до эпохи великих географических открытий. Как показал Дарвин, если представители одного и того же вида оказываются пространственно разделенными (как на Галапагосских островах), то происходит постепенное расхождение признаков вплоть до появления разновидностей, а в дальнейшем - новых видов.
Браки между людьми разных рас дают полноценное потомство, и потому нет сомнений, что все люди образуют единый биологический вид. Вполне правдоподобна теория древнего праконтинента, впоследствии расколовшегося, либо единой прародины людей. (Раньше такой прародиной считали Юго-Восточную Азию, а сейчас Африку).
Но поскольку территориальное разделение произошло очень давно, то сформировались расы с разным цветом кожи и прочими устойчиво наследуемыми признаками. Предположение, что и задатки умственных способностей могут быть неодинаковыми, хотя по существу абсурдно, но некоторым людям кажется заманчивым. Ведь на Земле существуют и развитые государства, и племена на уровне неолита; возникает соблазн объяснить это разницей в умственной одаренности.
Однако на самом деле народы, сформировавшиеся на разных континентах, в разных условиях и находящиеся на разных уровнях культуры, обладают одинаковыми способностями.

6. Компоненты творческих способностей

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:
1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).
2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.
3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).
4. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.
Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:
1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.
2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.
3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.
4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.
5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.
6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.
7. Гибкость мышления.
8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.
9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.
10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.
11. Лёгкость генерирования идей.
12. Творческое воображение.
13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.
Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории.
1. Реализм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.
2. Умение видеть целое раньше частей.
3. Надситуативно – преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.
4. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях.
Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности:
1. Способность рисковать.
2. Дивергентное мышление.
3. Гибкость в мышлении и действиях.
4. Скорость мышления.
5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.
6. Богатое воображение.
7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.
8. Высокие эстетические ценности.
9. Развитая интуиция.
Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.
Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:

1. Развитие воображения.
2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

7. Мышление и творчество

Потенциальные возможности человеческого мозга - область почти не изученная. Лишь по отдельным взлетам, вспышкам творческого гения мы можем догадываться, на что способен человек. До сих пор большинство людей используют свой мозг варварски, с низким коэффициентом полезного действия. И перед наукой встает проблема: каковы должны быть условия внешней среды, чтобы каждый мог развить свои творческие (способности) задатки и превратить их в творческие достижения? Быть может, так называемые великие творцы - попросту люди, которые нормально используют резервы своего мозга.
Творческая деятельность рассматривается как взаимодействие двух мыслительных процессов: дивергентного (выработка большего числа возможных решений) и конвергентного (выбор оптимального решения из ряда возможных). Предпочтение отдается первому.
Выделяют четыре показателя мыслительной деятельности:
1.Беглость.
2.Гибкость.
3.Оригинальность.
4.Степень детализации.
Мышление можно разделить на три вида:
- мышление опирающиеся на результаты понятий, выступающие как логический процесс (суждения, умозаключения) который заканчивается выработкой злаковых моделей - это логическое мышление;
-мышление интуитивное, вплетенное в практическую деятельность, на основе неосознанных побочных восприятия, представлений навыков;
-дискурсивное мышление, выступающее, как единство интуитивного и логического мышления.
Психологически научное открытие, творчество имеет два существенных признака: одним из которых является интуитивный момент, другим формализация интуитивного полученного эффекта, то есть иначе творчество - это интуитивный момент, но эффект его осознан и формирован средствами дискурсивного мышления.
В том случае, когда для решения какой либо конкретной задачи в опыте человека имеются готовые логические программы, решение протекает преимущественно на логическом уровне и не сопровождается сдвигами в эмоциональных показателях. На начальных стадиях решения творческих задач человек тоже стремиться применить к ним уже известные логические схемы, но неразрешимость таких задач известным путем, превращает их в творческие решение теперь возможно лишь с помощью интуиции. В ходе деятельности, направленной на решение задачи формируется интуитивная модель ситуации, приводящая в удачных случаях, которые тесно связанные с возникновение побочных продуктов действий и их эмоциональных оценок, к интуитивному решению.
Можно выделить следующие закономерности моделей интуитивных решений:
1. Интуитивное решение возможно лишь в том случаи, если ключ к нему уже содержится в неосознанном опыте.
2. Такой опыт малоэффективен, если он сложился в действиях предшествующих попыткам решить творческую задачу.
3. Он становиться эффективным, формируется на фоне целевой поисковой должности.
4. Его эффективность возрастает, когда исчерпываются направленные приемы решения задачи, но не гаснет поисковая доминанта.
5. Влияние неосознанной части действия тем эффективнее, чем меньше содержательная сила по себе его осознаваемая часть.
6. Усложнение ситуации, в которой приобретается неосознанный опыт, препятствует его последующему использованию.
7. Аналогичное усложнение самой задачи тоже действует отрицательно.
8. Успех решения связан со степенью автоматизации способов действия, в ходе которых складывается необходимый неосознанный опыт, - чем меньше автоматизирован этот способ, тем больше шансов к успеху.
9. Чем к более общей категории можно отнести итоговое решение творческой задачи, тем вероятнее нахождение такого решения.

Краткое описание

Цель работы: Проанализировать творческие способности человека: их пределы и условия с философской точки зрения.
Сформулированная цель предполагает решение следующих задач:
1) Рассмотреть передаются ли творческие способности по наследству или их можно формировать
2) Определить, что такое способность и талант
3) Как отличается творческое мышление от мышления «обычного»
4) Определить особенности творческих личностей
5) Рассмотреть компоненты творческих способностей
6) Определение техники и ее связь с творческой деятельностью

ВВЕДЕНИЕ 3 1. СПЕЦИФИКА ТВОРЧЕСТВА И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 5 2. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ 7 3. ПРЕДЕЛЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ 10 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16

Введение

Актуальность изучения вопросов формирования креативной компетенции в XXI веке связана с проблемами, возникшими в образовании и в обществе в целом: поиск новых способов формирования креативной компетенции, определение своего места в обществе. Креативная компетентность включает систему знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, необходимых для творчества. Творческий компонент может присутствовать в любом виде деятельности (коммуникативной, учебной, организаторской). Существенной составляющей творчества являются знания и умения, которые лежат в основе собственной творческой и познавательной деятельности. Изучение психолого-педагогической литературы показывает, что исследователи к вопросам креативного мышления обратились сравнительно недавно - в конце XIX - начале XX в. В настоящее время в мире известно несколько десятков научных зарубежных и отечественных концепций творческого мышления, созданных в русле разных теоретических и экспериментальных направлений. По мнению большинства исследователей, креативность поддается развитию. Особенно эффективно воздействие на ее формирование в сензитивные периоды. Дошкольный и младший школьный возраст являются таковыми (В.Н. Дружинин, Е.Л. Солдатова и др.). Д.Б. Богоявленская на основании экспериментальных данных сделала вывод о том, что становление творческих способностей не идет линейно, а имеет в своем развитии два пика: наиболее яркий всплеск их проявления отмечается к 3 классу (возраст 10 лет), а второй приходится на юношеский возраст. В исследованиях И.Я. Лернер и М.Н. Скаткина обращается внимание на взаимосвязь данной от рождения способности к творчеству и возможностью реализовать ее на разном уровне. Целенаправленность обучения дает возможность сформировать высокий уровень развития имеющихся творческих данных. Цель настоящей работы - изучить специфику творческих способностей человека. Поставленная цель предполагает решение следующих задач: - выявить специфику творчества и творческих способностей; - рассмотреть условия формирования творческой личности; - определить пределы развития творческой личности.

Заключение

Все эти обстоятельства являются необходимыми для превращения человека как биологического существа с врожденными задатками в социальное существо, развивающее в себе человеческие способности. Окружающие люди, располагая необходимыми способностями и средствами обучения, обеспечивают непрерывное развитие нужных способностей у детей. Важную роль здесь играет комплексность, то есть одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей. Многоплановость и разнообразие видов деятельности и общения, в которые одновременно включается человек, выступают как одно из условий развития его способностей. В связи с этим к развивающей деятельности (общению) должны предъявляться следующие требования: творческий характер, оптимальный уровень трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя при выполнении. Существенным фактором, определяющим развитие способностей, являются устойчивые специальные интересы личности к определенной области социального бытия, которые преобразуются в склонность профессионально заниматься соответствующей деятельностью. Специальные способности формируются в процессе овладения профессиональной деятельностью. Познавательный интерес стимулирует овладение эффективными приемами и способами ее выполнения, а достигаемые успехи, в свою очередь, еще больше повышают мотивацию. Для того чтобы обеспечить наилучшее соответствие человека конкретному виду трудовой деятельности, необходимо оценить его профессиональные задатки, склонности и способности человека. Это осуществляется в процессе профориентации и профотбора, позволяющих выявить качества, необходимые для конкретного вида трудовой деятельности. На основании данной оценки выявляется профпригодность. О том, что человек пригоден для данной профессии, можно говорить лишь тогда, когда его способности полностью соответствуют характеру данной работы. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы

Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М.: Знание, 1981.- 80 с. 2. Бодалёв А.А., Рудкевич Л.А., Как становятся великими или выдающимися?, М., «Издательство Института Психотерапии», 2003 г. -288 с. 3. Леонтьев,А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл,2007. – 340 с. 4. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 78 с 5. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт - Издат, 2003. - 607 с. 6. Милорадова,Н.Г. Психология и педагогика. М.: Гардарики,2007. – 335с. 7. Радугин А.А Психология и педагогика. – М, Центр, 2002. М.: Центр,2002. - 256 с. 8. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. - М.: Педагогика, 1984.- 208 с.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта