Главная » Несъедобные грибы » Упражнения производные предлоги и омонимичные части речи. Прием «Верные и неверные утверждения»

Упражнения производные предлоги и омонимичные части речи. Прием «Верные и неверные утверждения»

Урок русского языка в 7 классе

Александрова Г.В.

МАОУ СОШ № 67 г. Тюмени

Тема: Приемы разграничения омонимичных частей речи

(на материале темы «Производные предлоги»)

Цель : Найти способы разграничения производных предлогов и сходных частей речи.

Задачи : (коммуникативная компетенция)

1. Учить говорить по поводу информации.

2. Расширять словарный запас за счет употребления производных предлогов в речи.

3. Учить использовать при обосновании ответа на вопрос оборот «Я считаю, что это…., потому что…. , (так как…)»

(лингвистическая компетенция)

4. Формировать умения отличать производные предлоги от омонимичных частей речи.

(языковая компетенция)

5. Закрепить навыки правописания наречий и сходных с ними существительных с предлогом.

(универсальное учебное действие)

6. Закреплять умение перерабатывать информацию из одной системы в другую.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний.

*(Работа по карточкам в парах)

1.Определи часть речи.

2.Раскрой скобки

* Взаимопроверка

Рефлексия : Какой способ применили, чтобы выполнить задание?

2. Работа на доске. (Учащийся определяет часть речи у подчеркнутых слов). Учитель предлагает при ответе использовать конструкцию «Я считаю, что это…..,потому что…. (,так как)»

Спешил на встречу с другом +

Двигался навстречу +

Шел навстречу движению

Несмотря на морозы

Не смотря в книгу

Благодаря хорошим знаниям

Благодаря за покупку

Рефлексия . С чем не согласны? Работают ли наши способы здесь?

3. Выход на тему урока. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Тема урока записывается на доске «Разграничение омонимичных частей речи» (возможен другой вариант, предложенный обучающимися).

Учитель уточняет цель урока: научиться разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи.

4.Работа в группах. Учитель предлагает, работая в группах, составить памятку для учащихся «Как отличить производный предлог от других частей речи» и, используя предложенный языковой материал, показать, как их способы действуют.

4. ВБЛИЗИ виднелся лес.

Рефлексия . Учащиеся зачитывают свою памятку и показывают, как ею пользоваться. (Заслушать памятку 1 группы, другие группы дополняют)

Рефлексия : Зачем нужно уметь разграничивать части речи? Где может пригодиться материал сегодняшнего урока?

( Если останется время, использовать дидактический материал)

Домашнее задание . Подобрать примеры для контрольного словарного диктанта по теме «Различение омонимичных частей речи», привлекая материал как сегодняшнего урока, так и ранее изученный.

Приложение

Дидактический материал по теме

1. Определи часть речи выделенного слова

А.1. Перестань ходить ВОКРУГ да ОКОЛО.

2.ОКОЛО дома рос старый дуб.

3.ВОКРУГ клумбы посадили кусты.

4. МИМО деревни течет быстрая река.

5. В ОБЛАСТИ химии достигнуты высокие результаты.

6. Тоня,не останавливаясь, прошла МИМО.

7. Первыми в области закончил уборку картофеля совхоз «Пригородный».

8. ВВИДУ изменившейся обстановки – иметь В ВИДУ.

В.1.Не смотря в книгу - несмотря на заявление

2. Благодаря хозяина за прием – благодаря хорошим знаниям

3. Вследствие холодной зимы – вдумайтесь в следствие теоремы – в следствие по делу

4. Сговорившись насчет завтрашнего дня – на счет банка

5. Бросился навстречу сестре - спешил на встречу с сестрой

6.. В ПРОДОЛЖЕНИЕ часа - рассказать В ПРОДОЛЖЕНИИ романа

2. Подберите пары словосочетаний, чтобы данные написания составляли одно или два слова.

(в)следствие

(по)старому

(на)встречу

(от)этого

(с)начала

(на)конец

Карточка для работы в парах

1.Определи часть речи.

2.Раскрой скобки

Увидеть (в)дали огонек - виднелось (в)дали моря

(в)начале урока – (в)начале не умел плавать

(по) зимнему светит - (по) зимнему лесу

Материал для работы в группах

1. Я знаю этот лес ВДОЛЬ и ПОПЕРЕК.

2. Тропинка шла ВДОЛЬ обрыва. ПОПЕРЕК речонки лежало бревно.

3. ВБЛИЗИ села протекала река.

4. ВБЛИЗИ виднелся лес.

5. Ремонтировали дом В ПРОДОЛЖЕНИЕ месяца.

6. В ПРОДОЛЖЕНИИ романа встретились старые герои.

7. ВСЛЕДСТВИЕ засухи река обмелела.

8. В СЛЕДСТВИЕ по делу о хищении закралась ошибка.

9.Задача НА ПОДОБИЕ треугольников.

10. Из газеты он сделал что-то НАПОДОБИЕ шляпы.

Диагностика по теме

«Разграничение производных предлогов и омонимичных частей речи»

1. В/течение урока

2.в/следствие усталости

3. не/ смотря в глаза

4. в /течение ручья

5.в/продолжении романа

6. в/роде горы

7. в/следствии по делу

8. не/смотря на усталость

9.в/продолжение занятий

10. согласовать в/роде

Диагностика по теме

«Разграничение производных предлогов и омонимичных частей речи»

11. в/виду непогоды

12. обратить внимание на/подобие задач

13. иметь в/виду

14. взметнулся в/переди машины

15.в/продолжение всего вечера

16. положите деньги на/счет

17. фигурка на/подобие овала

18.не/смотря на тяжелые условия

19.поговорим на/счет торжеств

20.не/смотря ни на кого

Правописание производных предлогов. Отличие производных предлогов от омонимичных самостоятельных частей речи. 7 класс

Цели: Обучающие.

Познакомить с условиями слитного и раздельного написания производных предлогов; формировать умения разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи; правильно писать производные предлоги.

Развивающие.

Учить выделять главное, существенное в изученном материале; развивать познавательные интересы, монологическую речь учащихся.

Воспитательные.

Воспитывать интерес к родной речи.

Тип урока: получение новых знаний

Технология: развивающее обучение, элементы проблемного обучения.

Оборудование: презентация, карточки для индивидуальной работы.

Ход урока:

I . Орг. момент 1мин

II . Слово учителя (беседа)

Ребята, мы с вами работаем с таким разделом грамматики, как морфология. А с каким её подразделом мы начали знакомство?

Служебные части речи.

В последнее время мы говорили о предлогах. И для того чтобы вспомнить то, что мы уже знаем, я предлагаю:

1) Работу по карточке – доска 1 человек

2) Классу ответить на вопросы, выбрать правильный вариант ответа.

Мобилизирующий этап. Тест сл. 1-8

Цель: настроить учащихся на восприятие нового материала.

    Какое слово употреблено с предлогом?

А) (во) шёл

Б) (во) двор

    С какими частями речи употребляются предлоги?

А) с глаголами, наречиями, деепричастиями;

Б) с существительными, местоимениями, числительными

    Какими членами предложения являются предлоги?

А) обстоятельство;

Б) дополнение;

В) не являются членами предложения.

    Укажите, какие предлоги являются производными:

А) из-за, под, над, с, в, от;

Б) в течение, в продолжение, согласно, вокруг.

5. Укажите, какое значение передается с помощью предлога: в ле­су, на

шкафу, за огородом, у сада.

А) пространственное;

Б) причинное.

6. Укажите сочетание существительного с предлогом с времен­ным значением:

А) приехать через месяц;

Б) промокнуть из-за дождя;

В) появиться из-за дома.

7 . Укажите, какие предлоги являются составными:

А) после;

Б) начиная с;

В) благодаря;

Г) в связи.

Ключ:

    Б, Г

0- «5», 1-«4», 2-3- «3» (взаимопроверка) 5 мин

Вспомним определение. Сл.9

Предлог - служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении.

Предлоги бывают простые и составные; производные и непроизводные.

Проверка карточки 3 мин

за поворотом - простой, непроизводный, Т.п.;

по лесу - простой, непроизводный, Р.п.;

в отличие от предыдущего озера – составной, производный, Р.п. ;

в заключение портрета - составной, производный, Р.п.;

из-под копыт - составной, непроизводный, Р.п.;

вследствие обстрела - простой, производный, Р.п.;

на плетень - простой, непроизводный, В.п.;

под сенью - простой, непроизводный Т.п.)

Молодцы. Вы хорошо знаете пройденный материал. Сегодня мы с вами продолжим изучение предлогов.

III . Введение в тему (создание мотивации обучения).

Формулирование темы сл.10 1 мин

Ребята, как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?

Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.со

Ц Ц сл.11 Цель- научиться отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи, правильно писать производные предлоги

Что такое омонимы(одинаковые по звучанию и написанию слова, но разные по значению)

Омофоны (от греч. homós - одинаковый и phōnē - звук), слова, имеющие одинаковое звучание, но различающиеся на письме

Эта незаметная на первый взгляд служебная часть речи таит в себе много загадок и сложностей, особенно в правописании.

    Изучение нового материала. 6 мин

Сравнение написания слов в первом и втором столбике. Сл.12 (найди отличия)

Вопрос учителя: почему по-разному написаны одинаково звучащие слова? В чём разница в написании? (буква на конце, слитное - раздельное написание )

Где предлоги? Что можно сделать, чтобы доказать? (подобрать синонимичные предлоги)

Вследствие (из-за) дождей река вышла из берегов.

Соорудили что-то вроде (наподобие) плота.

Условились насчёт (об) экскурсии.

В течение года (как долго?) я усердно занимался спортом.

Несмотря на холод (вопреки чему?) , мы пошли в поход.

А что же у нас во втором столбике. Зададим вопросы.

В (чём?) следствии по делу было много неясного.

Согласовать в (чём?) роде, числе, падеже.

Деньги поступили на (что?) счёт Фонда мира

В (чём? в быстром) течении реки много изгибов

Он отвечал, не смотря (не глядя) ей в глаза.

Вывод: в первом столбике у нас предлоги, а во втором – существительные с предлогом и деепричастие с частицей не.

- Почему же можно ошибиться в правописании таких слов? (Потому что производные предлоги похожи на другие части речи, и, не зная точно, к какой части речи относится слово, не напишешь его правильно).

Как же действовать, если встретятся такие слова? Сл.13

Проверка сл.14 (16 мин)

Закрепление изученного. 5мин

Объяснительный диктант

Цель: закрепление полученных знаний, умение применять алгоритм рассуждения, сохранение интереса к теме.

Опоздать вследствие непогоды, недочёты в следствии по делу об убийстве, прочитать в продолжении к первой части, ответить в продолжение минуты, исправить в течение дня, в быстром течении реки, выполнять в течение года, ответил вместо тебя, отправиться в место назначения

Сл. 15 Придумать предложения с предлогами и омонимичными самост. частями речи: 3мин

1 вар. Насчет

2 вар. Несмотря

Физминутка 3 мин (22 мин)

Дифференцированные задания 4 мин

1-й уровень. Напишите слова слитно или раздельно. Обозначьте предлоги.

В_течени_ времени.

В_следстиви_ дождей.

На_счет похода.

Не_смотря на трудности.

Изменения в_течени_ реки.

В_следстви_ по делу Иванова.

Положить деньги на_счет в банке.

Шел, не_смотря под ноги.

2-й уровень.

Допишите слова, обозначьте части речи .

В_течени_ реки Кубани много водоворотов. В_течени_ прошлого года было много солнечных дней. Преступник о тсидел в заключени_ пять лет. В заключени_ конференции был дан концерт. В_следстви_ сильной жары река обмелела. В_следстви_ по делу об аварии было много неясного.

3-й уровень. Допишите слова. В скобках обозначьте части речи.

Он находился в_нутри (____) троллейбуса. Снаружи холодно, а в_нутри (____) тепло. Дети обошли в_округ (____) поляны. Тихо в_округ (____). Его направили на работу в_округ (____). Не_смотря (____) на плохую погоду, турнир состоялся. Он бежал, не_смотря (____) по сторонам.

1 ученик по компьютеру работает
сл. 16,17, 18

Проверка 3 мин ( V . Работа с текстом: (5 мин)

(1)Ввиду сложного характера Лида долго не могла подружиться с одноклассниками. (2)В течение первой четверти у нее так и не появилось ни одной подруги. (З)Несмотря на ее неплохие знания по всем предметам, к ней неохотно обращались за учебной помощью: нередко вместо объяснения материала она могла просто бросить тетрадку со словами: «Списывайте!» (4) Такие выходки казались странными, пока случайно не узнали о ее семье: оказывается, отец Лиды погиб при выполнении служебного задания, а мать тяжело болела. (5) Девочка ухаживала за матерью, училась совершенно самостоятельно и все же каждый день была готова к любому уроку. (6) Обо всем этом рассказала Лидина соседка, Елена Захаровна, после того как ребята решили «проработать» «новенькую» за грубость на классном собрании. (7)«А ведь нас самих надо наказать - за черствость. Живем вблизи человека и ничего о нем не знаем», - присвистнул Мишка Никифоров, чаще других копировавший из Лидиной тетрадки удачно решенные ею задачки.

    Прочтите текст.

    Какова тема текста?

    Какова основная мысль текста?

    Определите стиль текста.

    Объяснить правописание выделенных слов

Итоги урока 1 мин

Что нужно знать, чтобы не ошибиться в правописании предлогов? (Предлоги имеют омонимичные формы, которые отличаются написанием и которые определяются по контексту.

Сл19. Ввиду хорошей активности и вследствие правильного понимания заданий в течение всего урока было показано отличное знание предмета.

Оценки 1 мин

Сл. 20 1 мин

Домашнее задание

    Упр.342 – 1 группа

    Упр. 344 – 2, 3 группа

С явлением омонимии можно встретиться на разных уровнях языка. На этом уроке рассматриваются некоторые сложные случаи морфологической омонимии: правописание омонимичных частей речи, приемы, позволяющие разграничить части речи и не допустить ошибку в их написании.

2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» ().

3. Подготовка к олимпиаде по русскому языку ().

Литература

Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. М.: Просвещение, 2011.

Русский язык.9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта,- М.: Дрофа, 2011.

Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. - МГУ, 2006.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературно правке. - М., 2012.

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по русскому языку, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2009, 2011, 2012, 2013 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Предлоги бывают непроизводными и производными.

Непроизводные предлоги первичны по своему происхождению, то есть они не образовались ни от каких других слов и с древних времён употреблялись в языке только как предлоги. Большинство непроизводных предлогов является омонимами по отношению к приставкам. Например: при доме — при ехать;

из стали — из расходовать.

Некоторые из непроизводных предлогов вступают с приставками в определённые смысловые отношения:

от резать от куска;

до йти до предела;

с ъехать с горы.

Производные предлоги образовались от различных знаменательных частей речи. По этому признаку среди них выделяются наречные, отымённые и o тглагольные предлоги.

Наречные предлоги имеют наибольшее распространение и образуют предложные словосочетания с обстоятельственными и объектными отношениям.

Например: остановился около дома (место); отдыхал после работы (время); сообщил о просьбе (объект).

Отымённые предлоги представляют собой формы косвенных падежей существительных без предлогов и с предлогами. С их помощью образуются словосочетания, выражающие различные обстоятельственные и объектные отношения. Например:

Не пришёл по причине болезни (причина);

образовался nymем распада (образ действия);

Работал в течение жизни (время); ответил по noводу заявления (объект).

Отглагольные предлоги произошли от деепричастий и употребляются в словосочетаниях, выражающих причинные, уступительные и временные отношения.

Например: достиг, несмотря на трудности (уступка);

Благодаря заботам (причина); вспомнил спустя неделю (время).

Выполните упражнение.

Вставьте пропущенные буквы, укажите предлоги и омонимичные части речи. Выполните графические обозначения.

(В) следстви.. непогоды, (в) следстви.. по делу те..рористов, вмешаться (в) следстви.., (в) продолжени.. пяти лет, (в) продолжени.. повести, (в) течени.. ручья, (в) течени.. месяца, (в) виду недостатка времени, узнать (на) счёт подписки, перевести (на) счёт другой организации, иметь (в) виду, узор (в) роде снежинки,

узор (в) виде снежинки, узор (на) подоби.. снежинки, (в) роде Толстых, обратите внимание (на) подоби.. этих явлений, (на) подоби.. героев основан весь сюжет, (из) под бровей, сесть (в) место шофёра, (в) силу непр..двиденных обстоятельств, идти (на) встречу опас..ности, надейся (на) встречу с ней, (в) связи с отчётом, (в) заключени.. выступления, (не) смотря на прив..легии, (не) смотря в мою сторону, (по) причине неурожая, (по) мере выращивания, (по) мере сил стараться, (в) продолжени.. утра, (в) отличи.. от ко..лег, (на) перерез течению, (на) перекор стихиям, говорил (на) счёт творческого поиска, что-то (на) подоби.. сачка, (в) целях ликв..дации задолже..ности.

Отличайте производные предлоги (их можно заменить другими предлогами) и омонимичные части речи, например существительные с предлогами (имеют при себе зависимые слова и выступают в прямом значении), сочетания местоимений или наречий с частицей или предлогом.

Предлоги

Омонимичные части речи

В ТЕЧЕНИЕ (дня) (= в продолжение)

в течении (реки)

В ПРОДОЛЖЕНИЕ (длительного времени) (= в течение)

в продолжении (книги)

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ (своего выступления)

в заключении (экспертов)

ВСЛЕДСТВИЕ (непогоды) (= из-за непогоды)

в следствии (по делу гражданина Н.)

ВРОДЕ (привычки) (=наподобие)

в роде (и числе согласовать)

НАСЧЕТ (соревнований) (= о соревнованиях)

на счет (перевести деньги)

ВМЕСТО (меня)

в (нужное) место (направиться)

ВНИЗУ (письма)

в низу (в самом низу шкафа)

НАВЕРХУ (счастья)

на верху (дерева)

НАВСТРЕЧУ (солнцу) (= к солнцу)

на встречу (с другом)

СБОКУ (дома)

с боку (на бок переваливаться)

НЕСМОТРЯ НА (обстоятельства)

не смотря (по сторонам)

НЕВЗИРАЯ НА (трудности)

не взирая (на томных красавиц)

ВВИДУ (плохой погоды) (= по причине плохой погоды)

в виду (города) (=вблизи)

Отличие союзов и союзных слов от омонимичных частей речи

Союзы и союзные слова

Омонимичные части речи

(= для того чтобы, с тем чтобы: Важно, чтобы все было исполнено в срок.)

(сочетание местоимения и частицы, которую можно опустить: Что бы мне придумать?)

Запомните: во что бы то ни стало

(= но: маленький, зато надежный)

(сочетание предлога и местоимения: спрятаться за то дерево)

ТОЖЕ, ТАКЖЕ (= и)

(ЖЕ опустить нельзя: Я тоже пойду в театр. - Ия пойду в театр.)

ТО ЖЕ (то самое), ТАК ЖЕ

(таким же образом) (частицу ЖЕ можно опустить: Я сделала то же, что и он. Я пошла так же, как и вчера.)

(= почему: Отчего у меня ничего не получается? - Почему у меня ничего не получается?)

От чего зависит принятие решения?)

(= потому: Оттого я такая грустная. - Потому я такая грустная.)

(сочетание предлога с местоимением:

От того берега трудно отплыть.)

ПРИТОМ, ПРИЧЕМ

(=причем, = притом, к тому же)

(Он глупый и притом наглый. Он опоздал, причем сделал это нарочито.)

ПРИ ТОМ, ПРИ ЧЕМ

(сочетание предлогов с местоимениями:

При том клубе обязательно должна быть танцевальная секция.)

(= следовательно, значит) (выступает в значении вводного слова: Итак, решение принято.)

(= но так) (сочетание союза и наречия, которое можно переставить в другое место: И так он поступает каждый раз. - Он поступает так каждый раз.)

(= с какой целью: Затем и пришел, чтобы все узнать.)

(сочетание предлога и местоимения: Река виднелась за тем поворотом.)

(= для чего: Зачем судить так строго.)

(сочетание предлога с местоимением: За чем пойдешь, то и найдешь.)

(= отчего: Почему все не так?)

(сочетание предлога с местоимением: По чему я скучаю, так это по бабушкиным сказкам.)

(- поэтому: Посему мы приняли такое решение.)

ПО СЕМУ (устар.)

(сочетание предлога с местоимением: По сему торжественному поводу мы и собрались.)

(= из-за этого: Была плохая погода, поэтому поход пришлось перенести.)

(сочетание местоимения с предлогом: По этому пути двигаться намного проще.)

(= по какой цене, прост.: Почем сейчас хлеб?)

(сочетание предлога с местоимением: Били по чем попало.)

(= оттого: У меня ничего не получается, потому и настроение плохое.)

(сочетание предлога с местоимением: По тому учебнику заниматься невозможно.)

Тест

1. В каком ряду все слова пишутся слитно?

  • а) (в) продолжение фильма, (в) виду противника, (в) целях обороны
  • б) (за) счет организации, (по) мере необходимости, (с) верх плана
  • в) (в) следствие болезни, (в) место учителя, выяснилось поз (же)
  • г) (в) течение дня, по (над) Волгой рекой, (по) поводу сказанного

2. В каком ряду все слова пишутся раздельно?

  • а) (в) виде исключения, (в) место меня, что (бы) ни случилось
  • б) то (же) опоздал; дорого, за (то) качественно; (в) связи с семейными обстоятельствами
  • в) (в) след за (тем), узнать (на) счет расписания, сделать (таки)
  • г) иметь (в) виду, след (в) след, медальон (в) виде подковы

3. Укажите верное написание выделенного слова и объяснение орфограммы.

Что (бы) нам сегодня придумать?

  • a) ЧТОБЫ всегда пишется слитно.
  • б) ЧТО БЫ всегда пишется раздельно.
  • в) ЧТОБЫ - подчинительный союз, который пишется слитно.
  • г) Местоимение ЧТО с частицей БЫ пишется раздельно.

Ключи к тестам



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта