Главная » Съедобные грибы » В ф шаталов список пять основных идей. Особенности системы обучения В

В ф шаталов список пять основных идей. Особенности системы обучения В

Шаталов Виктор Федорович

Народный учитель СССР (Донецк). Человеческий фактор обусловливает и определяет дидактическую концепцию В.Ф. Шаталова. Вся его система обучения построена на принципе уважения личности школьника гуманного отношения к нему. Он к каждому ученику подходит с оптимистической гипотезой верит в его учебные способности, возможность усвоения любым школьником учебного материала на уровне «четверки и пятерки". Создавая доброжелательную обстановку на занятиях: Виктор Федорович вызывает у учащихся чувство уверенности в свои силы и успеха в учебной работе. «Учится победно!» - вот девиз педагога новатора. Успех в усвоении он считает важным дидактическим принципом.

Подчеркнем, что В.Ф. Шаталов на первое место в процессе обучения ставит воспитательную задачу, а также формирование у учащихся общественно ценных мотивов учения, любознательности, познавательных интересов и потребностей, чувства долга и ответственности за результаты учения. А уже потом следует задача учебно-познавательная.

В опыте В.Ф. Шаталова по учебной работе можно выделить ряд особенностей.

Строго определенная организация учебного процесса, которую можно назвать алгоритмом учебной деятельности. Академик В.В. Давыдов оценил ее как возможность достаточно жесткого и поэтапного управления познавательной деятельностью самих школьников. Каждой теме учебного предмета В.Ф. Шаталов присваивал номер, который знали все учащиеся. порядок изучения каждой темы, т.е. поэтапного управления был всегда один и тот же. сохранялась строгая последовательность этапов изучения новой темы (это, по сути, и есть алгоритм): 1) развернутое объяснение зрителя: 2)сжатое изложение учебного материала по опорным плакатам; 3)изучение листов с опорными сигналами (уменьшенные копии опорных листов и плакатов); 4)работа с учебником и листом опорных сигналов, в домашних условиях; 5) письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке; 6) ответ у доски или прослушивание устных ответов товарищей.

По Шаталову сначала изучается теоретический материал, а затем уже практический. Он пришел опытным путем к той же мысли; что и В.В. Давыдов экспериментально - в теории развивающего обучения.

По Шаталову учебный материал изучается укрупненными единицами. Он полагает, что так учащиеся видят целостную картину изучаемого, а не только его фрагмент. Успех усвоения большой темы достигается быстрым темпом изучения и путем многократного вариативного повторения. К примеру, в учебном материале по математике изучаются основные понятия и связи между ними» Второстепенный материал не дается. Довод: практически ученикам знать доказательства не обязательно, тем более, что одна и та же теорема вывод одной и той же формулы имеют много вариантов. В результате удается сократить время, необходимое для изучения к усвоения программного учебного предмета. Это "высвободившееся время" используется для опережающего обучения. На занятиях по какой-либо теме заглядывают в темы предстоящие. В конечном итоге опережение, например по математике, достигает целого года: курс, рассчитанный на три учебных года, учащиеся с успехом усваивают за два. Практику В.Ф. Шаталова о необязательности заучивания доказательств психолог Д.М. Фридман находит неубедительной, спорной. Психолог З.И. Калмыкова ту же практику педагога-новатора оправдывает.

Еще одна особенность опыта В.Ф. Шаталова - обеспечение учебного процесса оригинальными дидактическими средствами и пособиями . Это опорные листы и сигналы, конспекты, плашки решаемых задач, открытый лист учета знаний. Все эти пособия активно используются в учебном процессе в школе и дома.

В.Ф. Шаталов использует многие приемы коллективной познавательной деятельности: взаимную консультацию учащихся, взаимопроверку знаний, обращение к помощи старшеклассников в работе с младшими. На занятиях используются также приемы игры. В учении школьников нет принуждения, нет и страха из-за "двойки" иметь неприятности с родителями или учителями. Отметку при желании всегда можно исправить и повысить, пересдается вся тема. Ученик учится без "троек".

В.Ф. Шаталов на основе своей практики предложил несколько других, в отличие от традиционных принципов обучения: а) принцип успеха и оптимизма; б) принцип бесконфликтности; в) принцип целостности (блочное, опережающее и обучение в быстром темпе).

Оценивая в целом опыт В.Ф. Шаталова как оригинальный и положительный, психолог академик А.А. Бодалев считает, что в его системе упор сделан на создание и развитие у ученика репродуктивных способностей и, к сожалению меньше - на развитие творческой самобытности учащихся. С этой оценкой А.А. Бодадева, по-видимому, можно согласиться лишь отчасти, так как далеко опережающее обучение, как это практикует В.Ф, Шаталов, было бы невозможно без развития творческих способностей учащихся.

Совет читателю: прежде чем судить об опыте педагогов-новаторов с чужих слов, следует прочитать их сочинения и делать собственные выводы и умозаключения. С1982 г. В. Ф. Шаталов - доцент Института последипломного образования в Донецке, с1985 г. - научный сотрудник АПН СССР.

Амонашвили Шалва Александрович

Грузинский педагог и психолог, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, исследователь-зкспериментатор и практик.

Основное внимание его исследований сосредоточено на начальном обучении (новое содержание, формы и методы). Еще задолго (с1965 г.) до введения в нашей стране обязательного обучения детей с 6 лет (1984 г.) Ш.А Амонашвили исследовал проблему раннего обучения. Он доказывал, что это сензитивный возраст, т.е. наиболее чувствительный, податливый, благоприятный, отзывчивый для ускоренного интеллектуального и нравственного развития, для формирования культуры чувств. И.А. Амонашвили уделил особое внимание личности учителя, его нравственным качествам и духовному облику.

Учителя, работающие с шестилетками, должны обладать целым рядом особых качеств, быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть. Учитель должен понимать детей. Учителю надо быть оптимистом. Учителя "обязаны олицетворять человека будущего, человека нового склада". Завоевать любовь детей - насущнейшая задача учителя, считает ученый-исследователь, "ибо только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний иосваивает моральные ценности общества".

Вся учебно-воспитательная работа с детьми, ее методы, приемы, формы, "пройдя через душу педагога, согретую любовью к детям и наполненную чувством гуманности, становятся утонченными гибкими, целенаправленными и потому - эффективными", - утверждает Л.А. Амонашвили.

Из этих высказываний определенно видно, что педагогическая и дидактическая система Ш.А. Амонашвили проникнута гуманным отношением к детям, основана на чувстве уважения к ним, взаимной любви учителя и учащихся.

С этих же позиций он относится к проблеме школьной оценки и отметки. Прежде всего, и, безусловно, справедливо Ш.А. Амонашвили различает и разводит понятия "оценка" и "отметка". Оценка еще не отметка. Оценка - это как бы соответствующий комментарий сиюминутного поведения школьника, его учебной работы в данный момент. оценка выражается в словесной форме, например: "Молодец", "Ты хорошо справился с заданием", "Вчера у тебя было сделано лучше, чем сегодня", "Не спеши, еще раз проверь выполненное упражнение, не допустил ли ошибок" и т.п. Иногда это может быть улыбка, добрый взгляд учителя, выражение удивления и т.п. "оценка". Отметка же - это обобщенная оценка. Она выражена в баллах и выставляется в тетрадях и дневниках школьников, в классном журнале. Затем отметка в журнале как бы отделяется от ее носителя (конкретного ученика) и становится предметом учета, статистики выяснения процента успеваемости и т.п. Но главная особенность отметки даже не в этом, а в том, что она приобретает признак нравственной оценки носителя отметки, т.е. того, кто эту отметку подучил. Отличник по учебе, значит, это хороший человек, мыслят дети. А если кто-то плохо учится, он и человек плохой я с ним дружить не надо. Это серьезный недостаток школьных отметок, по крайней мере, в начальных классах.

Гуманистическое отношение к ребенку выражается в любом методе и приеме учебно-воспитательной работы. Так, не следует одного ребенка по его успехам или неудачам в учении (или в другом деле) сравнивать с другим учеником, такое сравнение неэтично и негуманно. Сравнивать можно результаты сегодняшней работы одного и того же школьника; результатами того, что было раньше.

Ш.А. Амонашвили выступает сторонником формирования у детей доброты, чувства товарищества, дружбы и взаимопомощи как в учебных делах, так и в повседневной жизни.

Ильин Евгений Николаевич

Е.Н. Ильин - учитель литературы 307-й, затем 516-й средней школы Ленинграда - Санкт-Петербурга, известный методист. То новое, что внес он в дидактику, видно будет лучше и нагляднее, если его методику сравнить с привычной методикой изучения литераторы в школе.

Система подачи нового материала по литературе имела традиционную схему: 1) излагается биография писателя, поэта; 2) изучается и анализируется его творчество по крупным, разделам, например, лирика, гражданская поэзия, сказка исторические повести А.С. Пушкина или других писателей, поэтов; 3) общие идеи иллюстрируются отрывками из произведений писателя, цитатами из стихов поэта; 4) делаются выводы о художественных особенностях произведений, о вкладе писателя в историю литературы.

Есть, конечно, и варианты. При этой системе учитель "дает" (транслирует) материал, а ученик его "берет", если есть желание "брать». Очень часто у ученика не возникает интереса к чтению произведения. Не все ученики читают программную литературу. У Е Н Ильина читают все! Негативная сторона традиционного изучения литературы: на первом месте стоит познавательная задача, а уж потом воспитательная. В методической системе Е.Н. Ильина есть ряд находок в построении изучения темы, подаваемых наоборот, в отличие от традиционного. Педагог-новатор главную цель преподавания литературы видит в ее воспитательной функции, а уже потом - в познавательной. "Интенсифицировать знания в массовой школе в полной мере удается лишь, на воспитательной основе". Отказавшись от пассивных методов обучения ("Запоминай так как сказано в учебнике!"), он разнообразными приемами побуждает учащихся к активному поиску "своей истины", собственных взглядов и оценок обсуждаемых проблем. Постоянно используются приемы, рассчитанные на эмоциональное воздействие литературных я поэтических произведший на ученика. «В какой мере работа ума становится трудом души - вот критерий урока литературы».

Е Н Ильин деталь считает жемчужиной текста. "Одним узелком все распутать и снова собрать в узелок - разве не заманчиво? Проблемность, целостность, образность - все, все в этом узелке". Начиная с "мелочи" и "детали", преподаватель рассуждает, ищет, спорит, ошибается, исправляется и доходит до больших обобщений: от детали - через поиск к обобщениям. Поиск, начатый на уроке, продолжается за его пределами, появляются творческие, иногда-игровые задания.

Особое внимание уделяется репликам, вопросам учащихся на уроке. В них выражается поиск спор, сомнение, возражение, стремление иметь свою точку зрения. Развивается любознательность, ученик тянется к литературе. И учитель не только учит, но и сам учится у школьников. Е. Н. Ильин придает значение педагогической технике. Артистизм учителя он считает наивысшим учебным средством. Урок литературы - это искусство, и учитель - художник своего урока: он и сценарист, и режиссер, и исполнитель, и взыскательный критик, литературовед. Если этого нет утверждает Е.Н. Ильин, то учитель имеет дело с пресловутой "галереей образов"фигур, персонажей, куда неожиданно попадает и словесник-академист как один из "типичных представителей" неживой, незримой литературы".

Велико значение общения учителя с учащимися в учебно-воспитательной работе, считает Е.Н. Ильин. Необходимо строить новый тип отношений учителя с учеником, в основе которого - "доброжелательность, мудрая простота, взаимный контакт и интерес". Мы рассказали об опыте новатора-преподавателя литературы. Но у Е.Н. Ильина возьмет учитель других предметов. Предвидя такой вопрос, в одной из книг он сам ответил, что его опыт должен запивать не только словесников и не только учителей, потому что он выверен многолетней практикой и высоким стабильным конечным результатом. Безусловно, учитель любого предмета возьмет воспитательную функцию урока, обеспечивающую успех работы учителя, прием как узел урока, активную поисковую работу учащихся вместе с учителем как сотворчество, общение учителя и учеников как духовный контакт, педагогическую технику как атрибут педагогического мастерства.

Щетинин Михаил Петрович

Педагог-новатор, педагог-экспериментатор, академик РАО, в 70-80-е годы организовал школы-комплексы в с. Ясные Зори (Белгородская область) и с. Зыбково (Кировоградская область). Эксперимент М.П Щетинина был задуман широко, всеохватывающе и опирался на ряд ведущих идей.

Концептуальной основой дидактической (шире: учебно-воспитательной) системы М.П Щетинина стала идея гармонического сочетания рационального и эмоционального в познавательной деятельности человека. Она находит подтверждение в учении академика И.П. Павлова о высшей нервной деятельности, о художественном и абстрактном типе мышления. Говоря проще, в учебной (как и вообще в познавательной) деятельности человека должны быть задействованы равно как ум» так и живое восприятие и эмоции, разумеется, в их гармоническом сочетании. Без этого невозможно добиться и гармонического развития личности. И научно-педагогические эксперименты M П Щетинина проводятся с целью найти и обосновать такую учебно-воспитательную систему, которая наилучшим образом (оптимально) решала бы задачу гармонического развития интеллекта и чувств молодого человека

Начнем с того, что в соответствии с этой концепцией и был учрежден новый тип учебного заведения: школа-комплекс на селе. Он объединял, по сути, шесть разнотипных школ: общеобразовательную, художественную, спортивную, хореографическую, музыкальную и учебно-производственный комбинат. Анализируя типовые учебные планы общеобразовательных школ того времени, М П Щетинин пришел к выводу, что в них на 2/3 представлены учебные предметы для развития ума и только лишь 1/3 - для чувственного восприятия и двигательных действий учащихся. Парадокс! Школьник на занятиях большей частью сидит, но мало двигается. Он мало занят художественным

творчеством. В комплексе есть разнопрофильные школы. Но как сделать так, чтобы у учащихся без перегрузки было реальное время в них заниматься? Где его взять? И приходит гениальное простое решение: сократить продолжительность каждого урока с 45 минут (так называемый академический час) до 35 и даже до 30 в младших классах.

Проведя специальное исследование о продуктивности 45-минутного урока в начале, середине и в конце его, М Л Щетинин убедился, что самыми малопродуктивными, а иногда - нулевыми являются последние 10-12 минут. И если от них отказаться, то продуктивность каждого урока почти не пострадает. Но зато будет сэкономлено 10-12 минут только на одном. Из них складываются дополнительно почти 2 урока по 30-35 минутили, можно сказать, вместо 5-6 уроков по 45 минут в день можно заниматься 6-7 уроков по укороченному времени. Эти-то уроки и пойдут на занятия в художественной, спортивной и других школах. Кроме того, ведь занятия в общеобразовательной школе согласуются с внеурочными и внешкольными занятиями. Значит, и это время можно использовать для занятий в профильных школах.

Расписание уроков составляется так чтобы занятия "речевого" цикла обязательно чередовались с занятиями "образного», т.е. по музыке, изобразительному искусству а также с занятиями "двигательного" цикла (физическая культура, труд, хореография). Опыт подтвердил, что утомления у детей не наступает, интерес к занятиям по всем предметам даже возрастает. Домашние задания даются редко (например, чтение программной художественном литературы), потому что все общеобразовательные "словесные» предметы отрабатываются на уроке. Это в целом гарантирует и укрепление здоровья детей.

Педагог-новатор попробовал организовать занятия методом погружения в учебный предмет. В свое время эта идея была высказана И. Писаревым (Россия, 1840-1868). В опыте М Л.Щетинина исходным положением метода была идея целостного восприятия ж понимания учеником всего годичного курса в короткий срок. Организационно это достигается, во-первых, путем концентрированного изучения одного предмета в возможно короткий срок - это и есть погружение - и во-вторых, путем четырехкратной повторяемости в течение учебного года подобного погружения на более высоком уровне - от ориентировочного до творческого. В реальном опыте в школе-комплексе у М. П. Щетинина это выглядело так. При традиционной организации обучения в один день учащиеся класса занимаются по 5-6 предметам: по математике, географии, литературе и т.д. В течение всем недели общее количество учебных предметов например, в средних и старших классах бывает 13-15. По всем предметам школьники продвигаются параллельно и равномерно. Обучаясь способом погружения в течение одной недели все 34-36 часов, учащиеся изучают только один предмет, например, математику. После каждых двух уроков проводятся занятия музыкой, физкультурой, хореографией

При первом погружении (сентябрь) учащиеся схватывают основные понятия и идеи курса за весь учебный год. Считается, что это - погружение на ориентировочном уровне. Потом по этому же способу изучают всю следующую неделю другой учебный предмет, например, язык и др. Но вернемся к математике. Второе погружение проводится в ноябре. На этот раз конкретизируются понятия и идея предмета схваченные при первом погружении. Теоретические вопросы изучаются глубоко и всесторонне. Следующее, третье погружение по той же математике проводится уже в марте. Учащиеся воспроизводят теорию на новом уровне устно, письменно и опираясь на наглядность. И, наконец, в апреле орга­низуется еще одно, четвертое, заключительное погружение на новом витке усвоения. Учащие сами придумывают и решают задачи, проводят опыта, выполняют творческие задания. При этом методы проверки знаний остаются традиционными.

При занятиях способом погружения учителю надо добиться формирования у учащихся действенных мотивов учения интереса к предмету, образования доминанта, что этот предмет ученику необходим, что он имеет невосполнимое прикладное значение и т. п.

Индивидуальные занятия чередуются с коллективными, репродуктивные с творческими. В различных видах деятельности участвуют все анализаторы человека происходит гармоническое развитие органов чувств. Учитель на занятиях прибегает к помощи консультантов из хорошо успевающих учащихся.

Хотя результаты учебной деятельности способом погружения были обнадеживающими, но группой учителей и некоторыми сотрудниками органов образования они были оценены неоднозначно и даже негативно. Поэтому опыт обучения способом погружения дальнейшего развитая не получил, хотя он бесспорно эффективен, например, при изучении иностранных языков (интенсивное изучение языков в короткий срок) правил дорожного движения, при формировании навыков владения музыкальным инструментом и некоторых других занятиях. Для обучения рассматриваемым способом нужна серьезная подготовка и переподготовка учителей, причем, принципиально иная. А этого на практике пока нет. М П. Щетинин обращает внимание и на воспитательную работу, формирует у школьников чувство собственного достоинства, своей значимости среди людей. В школах М П. Щетинина активно действуют органы школьного самоуправления. С1988 г. М. П. Щетинен – генеральный директор Центра комплексного формирования личности в станице Азовская.

Волков Игорь Павлович

Это учитель-новатор из г. Реутово Подмосковья, который обобщил свой многолетний опыт работы в школе по гибкому и многовариантному построению процесса обучения творчеству. Ныне он кандидат педагогических наук.

Игорь Павлович, учитель рисования и пения (с1952 г.) убедился в том, что все дети талантливы, они фантазеры, у них высока приспосабливаемость к делу. Они еще в младших классах сами практически доходят до некоторых приемов черчения, проектирования. Убедившись в этом Волков в самых обычных классах, т.е. не из специально отобранных учащихся, вместо уроков труда и изобразительного искусства проводит синтезированные уроки творчества. Занимаясь проблемой развития самостоятельности и творчества, развития способностей и склонностей, он пришел к выводу, что все нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями, а школа должна выявить и развить их, значит, надо создать необходимые условия для расцвета одаренности ребят.

И П. Волков, решая учить ребят творчеству, рассуждает так, в мире есть дети, одаренные в какой-либо преимущественно одной области: музыке, изобразительном искусстве и др. Но это чрезвычайно редкий дар природы, а в общей массе они имеют обыкновенные задатки, т.е. потенциальные способности. Если создать им благоприятные условия, то они могут быть развиты даже до высокого уровня. Но дело в том, что эти таланты проявляются, так сказать, не в один момент, а одни раньше, другие позже. Значит, поиск и последующее развитие творческих способностей ребят надо вести не один год. Ученику следует дать возможность практически активно проявить себя в самых разных видах деятельности и творчества. Творчеству надо обучать!

Творчество, индивидуальность, художество, считает И. П. Волков, проявляются даже в минимальном отступлении от образца. Но чтобы создать конкретный продукт творческого характера, нужны как общеобразовательные, так хотя бы минимальные общепрофессиональные знания. В учебный процесс необходимо включать различные виды труда и поощрять творчество ребят. Для этого в начальных классах были разработаны уроки творчества. Исходными принципами при проектировании и организации этих уроков И. П. Волков взял следующие: 1) знания как фундамент творчества: 2) строгий отбор учебного материала: 3) многократность повторения; 4) разностороннее развитие ученика; 5) формирование устойчивого интереса ж ребенку; б) обучение грамотному выполнению работ под руководством взрослого; 7) контроль учителя за работой ученика; индивидуальный подход.

Для построения процесса обучения учитель-новатор предлагает 19 видов работ. Используется принцип межпредметных связей и блочное изучение учебного материала. Отрабатываются приемы труда, в результате создается творческий продукт.

Новаторская идея И.П. Волкова заключается в том, что он создал механизм выявления творческих способностей ребят и их развития. В школе с 4-го класса была введена "Творческая книжка школьника". В нее записывается содержание самостоятельных и творческих работ ученика, выполненных сверх учебной программы, примерно по таким разделам: углубленное изучение программных и непрограммных предметов; опытная и исследовательская работа, например, по биологии; работа по искусству: участие в олимпиадах, соревнованиях, конкурсах. Это основные направления самостоятельных работ, на самом деле они более разнообразны. За 7 лет ведения книжки в ней будет 50-80 уроков - все зависит от творческой активности самого ученика, который ищет себя и определяет, где и в чем его способности проявляются лучше или хуже. Ко времени окончания школы вполне проясняются профессиональные предпочтения и склонности ученика. Практика показала, что для творческих занятий в школе нужны и творческие комнаты. В одной школе их может быть много. Для их создания используются предметные кабинеты после уроков. Методика и организация в них существенно отличается от традиционных форм внеклассной работы. И. П. Волков их определяет так.

1) В любую творческую комнату может прийти ученик любого класса в любое время учебного года (независимо от успеваемости или развития) и установить свой ритм работы (систематически или «через раз»).

2) В творческой комнате любого типа ученик независимо от возраста получает начальную профессиональную подготовку.

3) Организация и методика работы творческой комнаты уникальны дня каждого случая и зависят от цели, поставленной учителем. За год ученик знакомится на практике с несколькими видами труда и может определить свои предпочтения. Соответствующая запись делается в «творческой книжке»

И. П. Волков,выделяет три возможных варианта схем обучения: прямой (кратчайший путь), по дуге и по бесформенной кривой. Это зависит от объема изучаемого материала Он определил пять систем обучения: 1) линейно-последовательная; 2) разорванная; 3) параллельная; 4) блочно-параллельная; 5) основанная на ассоциативных связях. Автор раскрывает особенности названных систем обучения, оценивая их достоинства и недостатки.

В целом система И.П. Волкова способствует формированию у школьников интереса к творчеству, потребности в нем.

Палтышев Николай Николаевич

Палтышев - народный учитель СССР (1987), преподает физику в СПТУ №1 г. Одессы: ныне кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики Одесского ИУУ, зав. кафедрой философии ЮУПТУ.

История формирования педагогических идей НН Палтышева в очень кратком изложении выглядит так. Молодой инженер, выпускник местного технологического института в1972 г. стал преподавателем в среднем профтехучилище (потом окончил физико-математический факультет Одесского пединститута).

Сначала занятия проводил традиционно. Результаты были неутешительные. Как известно, в профтехучилище контингент учащихся набирался из числа выпускников восьмилетних школ, не особенно отягощенных знаниями. И неудивительно, что курс физики за среднюю школу для большинства давался с трудом. Такая ситуация не устраивала пытливого преподавателя. Анализируя ее, Н.Н. Падтышев увидел общую причин: учащиеся не имеют общеучебных умений и навыков! То же самое наверняка было причиной слабых успехов еще в общеобразовательной восьмилетке. Найдено первое направление преодоления кризиса с успеваемостью. Н.Н. Палтышев для этого использует разные приемы: и общие советы, и индивидуальные консультации, и хоровое заучивание, и проговаривание и т.п.

Неуспех в учении, как известно, ведет к потере у ученика интереса к нему, отсутствию любознательности. Второе направление определилось так: абстрактно-теоретический курс физики надо превратить в теоретико-прикладной. Для этого были подвергнуты разностороннему анализу учебные программы токарного, слесарного дела, материаловедения, электротехники и других профессионально-профилирующих учебных предметов. Оттуда был взят тот материал, который непосредственно относится к курсу физики. Так благодаря межпредметным связям можно было составить рабочую программу курса физики, в которой ее общие положения для учащихся уже не казались абстрактными и ненужными, как было до сих пор. Они увидели служебную роль этого предмета, помогающего овладению техническими и технологическими вопросами профессии, достроенной с зачетом законов физики. Это был вариант того самого контекстного обучения, о котором мы писали чуть ранете. Возникла и укреплялась у учащихся любознательность, интерес к учению, менялось их отношение к физике в положительную сторону. Так произошел поворот в мотивах учения учащихся.

Пытливый педагог заметил также, что в учебниках физики нечетко выражен и не подразделен основной и второстепенный материал, иногда учащемуся трудно выделить систему знаний. Н.Н. Палтышев из всего курса предыдущих лет выделил то, что нужно для заучивания. И оказалось, что не так уж много - только 17 основных понятий и формул, которые нужно знать из пройденного. И 4-6 уроков было достаточно, чтобы их выучить! А коль скоро есть база знаний, то остальной материал уже был посилен для усвоения и по объему, и по сложности. Так пришел успех в преодолении кризиса в преодолении кризиса в учении.

В 1927 году в г. Сталино (Донецк) родился будущий педагог-новатор Виктор Федорович Шаталов. Героически воевал на фронте, имеет награды. В 1953 г. он окончил Сталинский (Донецкий) пединститут, но уже с 1951 г. преподавал математику в школе, а вскоре стал ее директором.

С 1956 г. организовал экспериментальные классы в родной школе на Бульваре Шевченко, 65 по своей методике, которую создавал 13 лет.

Начал применять ее в свободное время 2 раза в неделю.

Первый такой класс из 33 человек изучил полный курс школы на 2 года раньше и показал блестящие результаты. В ВУЗы поступило 100% его учеников, причем более половины получали повышенные стипендии.

Шаталов углублял и обобщал свою методику все последующие годы. Он писал научные работы и книги, с 1973 г. стал сотрудником НИИ педагогики УССР, а с 1985 г. — членом АПН СССР.

НИИ методов обучения АПН СССР в Донецке в 1987 г. назначило его заведовать лабораторией проблем интенсификации учебного процесса. Шаталов продолжал сочетать исследования и эксперименты с преподаванием в школе.

В период перестройки учителя-реформатора отметили наградами:

  • заслуженный учитель УССР (1987);
  • народный учитель СССР (1990);
  • орден Знак Почёта;

Про экспериментальные же классы забыли. Но Шаталов продолжил авторское преподавание. С развалом СССР в 1992 г. он становится доцентом Института последипломного образования в Донецке.

Многие годы этот народный учитель занимается подвижничеством: ведет экспериментальные классы в Донецке, а в дни каникул проводит 7-ми дневные годовые курсы по математике и физике в Москве.

Профессор Шаталов ныне работает в Донецке, в Институте социального образования, где читает курс педагогического мастерства для студентов.

В Москву на семинары приезжает редко из-за возраста.

Суть новаторства Шаталова

Привлечение ученика к изучению предмета, обучение его и воспитание — это основная идея методики Шаталова.

Цель методики:

1. Воспитание и формирование:

  • мотивов учения;
  • любознательности и познавательных интересов;
  • чувства долга и ответственности за результаты учения;
  • осознание себя личностью.

2. Учеба и познание:

  • развитие способностей;
  • знание;
  • потребность в познании.

В соответствии с целями создана многоуровневая система школьных программ. С ее помощью возможно облегченное освоение и запоминание сложных предметов (физики, математики, химии и т.д.) и сокращение времени обучения более чем в 2-3 раза.

«Голова ученика — не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь», — Плутарх.

Для Шаталовым этого используется 4 вида мотивации:

  • ориентация на результат;
  • заинтересованность в процессе деятельности;
  • заинтересованность в получении хорошей оценки;
  • избежание неприятностей.

В основу своей педагогики Шаталов заложил:

  • психологические законы восприятия информации;
  • дидактические материалы (опорные конспекты);
  • гуманное отношение к ученику — педагогику сотрудничества;
  • подвижное оценивание;
  • систематизацию информации;
  • стройность и взаимосвязанность знаний;
  • воспитание познавательной самостоятельности;
  • укрепление в ученике чувства собственного достоинства и уверенности.

Принципы построения метода Шаталова

1. Целостного восприятия информации:

  • сначала дается скелет предмета, вся картинка целиком;
  • от него выстраиваются отдельные эскизы;
  • постоянно идет возвращение к главному фрагменту;
  • особое внимание уделяется повторению — так постепенно могут усвоить материал все ученики;
  • новый скелет дается только после восприятия материала всеми учениками.

2. Ограниченности восприятия информации:

  • Опорный конспект от учителя содержит 7 оптимальных элементов восприятия по теме, которые сохраняются в долговременной памяти.
  • Весь объем информации делится на 5-7 блоков.
  • Конспект состоит из листа с опорными сигналами (дидактическое средство).
  • Ставится задача не запоминания конспекта, а его понимание.
  • Понять лист конспекта можно только после прослушивания учителя и чтения учебника (зубрежка исключена).

3. Сотрудничества:

  • гуманное отношение к ученику;
  • отсутствие критики;
  • отсутствие негативной оценки знаний;
  • снятие психологического напряжения в классе;
  • отсутствие жестких рамок (основа будущего творчества).

4. Бесконфликтности (особое оценивание):

  • позволяет добиться результата вне зависимости от способностей (низкая оценка накрывается высокой, давая возможность получить хороший результат в конце семестра, а журнал отражает не сам процесс усвоения материала, а качество знаний в данный момент учебы);
  • подвижность оценки меняет отношение ученика к обучению;
  • дает мотивацию уверенности в себе, своем разуме, своих способностях;
  • строит открытые отношения между учителем и учеником.

5. Особого решения задач — сначала научить, потом спрашивать:

6. Учения с увлечением:

  • учение с большим трудом;
  • чем больше труда, тем больше успеха, тем больше увлечения;
  • увлечение подвигает на новый труд.

7. Максимализма:

  • в требовательности и пощаде;
  • в самостоятельности и контроле;
  • в загрузке учителя и облегчении его труда;
  • в заинтересованности ученика;
  • в равенстве и праве выбора (быть в активе или пассиве);
  • в просторе для сильного ученика.

8. Последовательности:

  • изучение теории;
  • отработка практики.

9. Здоровья:

  • физическое воспитание ежедневно.

10. Открытых перспектив:

  • открытое и подвижное оценивание (гласность);
  • открытый учет знаний («Ведомость открытого учёта знаний»);
  • возможность ученику выйти на высокий уровень знаний и оценок.

Этапы обучения по системе В.Ф. Шаталова

Новаторская методика лежит на 6 китах:

  1. Повторении.
  2. Контроле знаний.
  3. Системе оценок.
  4. Методике решения задач.
  5. Опорных конспектах.
  6. Спортивных занятиях с учениками.

«Учиться победно!» — вот девиз педагога В.Ф. Шаталова.

Схема уроков Шаталова

Обучение у Шаталина идет по строгому алгоритму:

ознакомление + понимание + закрепление + опрос

1. Объяснение:

  • публичная нумерация тем;
  • четкое, развернутое воспроизведение конспекта с многократным повтором трудных мест;
  • перерыв;
  • быстрое такое же объяснение конспекта с записью на доске;
  • переписывание конспекта в тетрадь.

2. Повторение:

  • воспроизведение конспекта на отдельном листочке на следующий день;
  • несколько человек контрольно воспроизводят конспект на доске с последующим ответом вслух перед классом;
  • весь класс не скучает, а слушает отвечающих, проверяя себя.

3. Решение задач:

  • на уроке решается 2-3 типовые задачи;
  • типовые задачи обязательны для всех;
  • никто не пишет, все слушают;
  • задачу решает ученик;
  • повторное домашнее самостоятельное решение типовой задачи;
  • решение индивидуальных заданий по учебникам с быстрой проверкой и консультацией ошибок;
  • интервал для решения заданных задач не определяется, индивидуален.

По словам самого Шаталова, учеба идет по принципу «солёного огурца»: « Если в банку с солёной водой положить свежие огурцы, то, хочется им или не хочется, они всё равно станут солёными…» . То есть при таком подходе обучение любого ученика будет успешным.

«Рецепт успеха ученика прост: нужно верить в ребенка и при малейшей возможности давать ему высказаться, чтобы над ним не висел страх оценки, страх отчуждения и осуждения. А во-вторых, учителю нужно очень четко все объяснять», — Шаталов.

Взаимодействие с родителями по Шаталову

Педагогика народного учителя работает эффективней, если ученика поддерживают и контролируют дома.

Позитивное отношение к любым результатам учебы своего ребенка позволяет убрать страхи, добавить мотивации. Родители обязаны оказывать своему ребенку помощь, поддержку, уделять внимание, осуществлять контроль.

По опорным конспектам это сделать очень легко и быстро. Такие меры могут быть нужны поначалу. Далее необходимость в них отпадает автоматически.

Когда возникает стойкая мотивация, помощь родителей не только не нужна. Она просто запрещена. Но поддержка мотивации со стороны родителей должна быть постоянной. При этом идет постоянное информирование родителей об успехах ребенка. Это исключает конфликты между школой и родителями.

Уникальность авторской методики

Главное отличие обучения Шаталова от других экспериментальных методик — это получение знаний от общего к частному.

При этом используются опорные сигналы. Они являются средством подачи учебного материала. Листы опорных сигналов (некое хранилище) помогают воспринять много информации в целостности, при этом осмыслить и запомнить ее.

Уникальность методики также в:

  • освоении материала с умением применения любым учеником (даже слабым);
  • запоминании при минимуме времени максимума информации;
  • выработке беглых навыков решения простых задач;
  • приобщении каждого ученика к ежедневному умственному труду;
  • отсутствии отметок на текущем занятии (не отвлекают от процесса вживания в знание);
  • отсутствии внешней оценки (ты умница, а ты — тупой);
  • бесконфликтности;
  • быстром движении вперед;
  • открытых перспективах;
  • гласности;
  • в реализации идеи "борьбы с двойками";
  • объединении ученика и учителя;
  • возможности использования в школах и ВУЗах.

Критика экспериментальной методики

Сейчас интерес к самобытному преподаванию Шаталова угас. Широкого распространения его методика не получила по причинам:

  • не универсальности, она создавалась под конкретного педагога;
  • уникальный результат возможен только при таланте учителя, огромной трудоотдаче, полном понимании и принятии метода;
  • идея конспекта не доведена до уровня хорошего инструмента;
  • упор сделан на создание и развитие репродуктивных, а не творческих способностей (академик А.А. Бодалев);
  • отсутствия культуры рассуждений и умозаключений;
  • неумению работать с большими текстами;
  • сложности видоизменения самой системы.

Распространение и популярность методики

Соратниками и последователями Шаталова стали известные своими методиками педагоги Давыдов и Амонашвили.

Сейчас работает школа-студия Шаталова в Москве под руководством профессора Виноградова . В ней преподают последователи Шаталова: Соколов, Данилович, профессор МГУ Бердоносов, Чернавин, Первакова, Смирнова, Плеханова, Осипов, Лысенкова, Легасов, Менделеева, Шаламова. В школу набирают детей любого возраста.

Школа Шаталова обучает детей из Англии, Франции, Швейцарии, Израиля, Литвы, Эстонии, Казахстана. Классы занимаются в течение недели по 4 часа по математике, языкам, истории, обществоведению, химии, биологии, физике и др.

За это время дается полный годовой материал по предмету. Уроки открыты для родителей все время. Идет трансляция в интернет по всему миру.

Успехи учеников

Из безнадежных учеников вышли известные люди: Людмила Москалина (Чикаго), Ли Игао (Пекин), Вольтер Чантурия (Батуми).

В 70-80 гг. Методикой Шаталова пользовались 40 городских и сельских школ Донецка. По отзывам учителей Шишова, Яблукова, Подставкина, Винокура,

Басе уровень оценок повысился на 58%, уровень знаний на 98%, уровень заинтересованности на 100%. Применение метода в горном техникуме (курс горного дела) преподавателем Липавским дал отличную успеваемость 122 ученикам из 149.

С 1997 г. и по сей день методика используется в Полтавском национальном лицее №1.

В Киевских школах последователи Шаталова учителя Гайштут и Колтунов успешно применяли методику с 1983 г. Элементы методики сейчас использую учителя в Украине и России.

Библиография

В.Ф. Шаталов написал больше 60 книг: учебников, методичек, опорных конспектов, учебных пособий, педагогической и дидактической литературы. Многие из них переведены другие языки мира.

Куда и как исчезли тройки — практический педагогический опыт работы с учениками Донецка:

  • М. — 1978
  • София — 1980
  • Пекин — 1980
  • Будапешт — 1982
  • Рига — 1988
  • Минск — 1989

Тройка обречена . — М. — 1995.

Точка опоры — об экспериментальной методике преподавания, организационные основы, исследования:

  • М. — 1987
  • Варшава — 1989
  • Казань — 1990
  • Минск — 1990
  • Италия — 2001

Эксперимент продолжается:

  • М. — 1989
  • www.e-lib.info
  • Донецк — 1998

Организационные основы экспериментальных исследований. — М.: — 1982

Кредо экспериментатора. — М. — 1994

Введение в поиск. - Краснодар. — 1989

За чертой привычного. — Донецк —1988

Учить всех, учить каждого. — Прага: — 1988

Путь поиска. — СПб — 1996

Трудных детей не бывает. — М. — 2001

В будущее из вчера. — Донецк — 2001

Соцветие талантов, ч.1-2. — М — 2001-2003

Секундант. — М. — 2006

Жизнь продолжается. — М. — 2002

Сквозь призму сердца. — М. — 2002

Приглашение к поиску. — М. — 2002

Город в облаках. — М. — 2006

Учебные задания:

  • по истории и обществоведению. — Донецк — 1984.
  • по истории в 4 классе. — М. — 1984.
  • по истории в 7 классе. — М. — 1985.
  • по тригонометрии. — М. — 1993.

17 опорных конспектов по педагогике. — Донецк — 1999.

Общая методика опорных сигналов. — Пекин — 1991.

Творческая тетрадь ученика 5 класса. — Архангельск — 1981

Опорные конспекты по:

  • физике 6 — Киев — 1976
  • физике 7 — Киев —1977
  • физике 8 — Ульяновск — 1988
  • физике 9 — Ульяновск — 1988
  • физике 10 — Ульяновск — 1988
  • физике — Пекин — 1981
  • астрономии — М. — 1978
  • математике 4-5 — М. — 1978
  • природоведению — М. — 1979
  • географии 6 — М. — 1981
  • высшей математике — Кр. Рог — 1985
  • истории — М. — 1985
  • кинематике и динамике — М. — 1989
  • физической географии — Донецк — 1991
  • тригонометрии — М. — 1993

Учебники:

  • Геометрия — Волгоград — 1990
  • Физика на всю жизнь. — М. — 2003
  • Быстрая тригонометрия. — М. — 2004
  • Алгебраические волны. — М. — 2005
  • Геометрия в лицах. — М. — 2006
  • Астрономия. — М. — 2006
  • Физика чести. — М. — 2006
  • Трилогия. — Архангельск — 1990

Педагогическая проза — опыт работы в школах Донецка:

  • М. — 1980
  • Пекин — 1980
  • Тбилиси — 1988

Педагогический поиск:

  • М. — 1989
  • Київ — 1989
  • Прага — 1995

Педагогические лабиринты. — Донецк — 2001

Оптимистическая педагогика. — Португалия. — 1987

Педагогическая адвокатура. — М. — 2006

Педагогика наших дней. — Краснодар — 1984

Психологические контакты. — М. — 1989

Фото : Білецький В.С., Википедия.

Четверть века назад имя школьного учителя из Донецка Виктора Шаталова гремело на всю страну. Его воспитанники заканчивали школьный курс десятилетки в 9-м классе, и даже в 8-м и 7-м. Все без исключений поступали в вузы. Уникальная методика привлекала внимание и педагогов, и родителей, и учеников. Шаталов руководил экспериментальной педагогической лабораторией в Донецке, которую финансировала Академия педагогических наук СССР. Сегодня методику Шаталова возрождают его московские последователи.

Виктор Фёдорович Шаталов -- народный учитель СССР, участник Великой Отечественной войны, кавалер ордена Дружбы (Указ Президента России № 1552 от 19 ноября 2007 года), заслуженный учитель Украины, профессор Донецкого института социального образования, лауреат нескольких международных премий. Он -- автор более 30 книг, которые переведены на 17 языков мира.

Виктор Фёдорович начал работать учителем физики и математики в родном Донецке после окончания пединститута, в 26 лет стал директором школы. Проблем в школьном обучении и тогда хватало. Учитель стал экспериментировать и через несколько лет создал весьма эффективную систему обучения географии. Затем перевёл на новую методическую основу алгебру, геометрию, физику, астрономию, историю, показав универсальный характер системы. Годовой курс дети изучали за несколько недель. Исчезли двойки, жалобы родителей, прогулы, второгодничество.

Необучаемых детей не бывает, бывают непрофессиональные педагоги. Идти от целого к части, опираться не на зубрёжку, а на понимание -- вот основа методики Шаталова. Учёбу можно сравнить с разглядыванием картины. Если разбить полотно на кусочки и брать их по отдельности, то неизвестно, сложится ли целостное восприятие изображения. Но именно так обычно преподают в школе. А если вначале дать представление о целом, то кусочки легко встанут на свои места, и мозаика сложится.

Шаталов дает прочные знания благодаря умелому структурированию материала, наращиванию информации в оптимальном темпе и её многократному повторению. Пренебрежение мерой в дозировании учебного материала ведёт к тому, что «в одно ухо влетает, а из другого вылетает». Проблему решает не совершенствование системы экзаменов, а методика обучения, усиливающая естественный механизм понимания.

Сколько раз надо повторить материал, прежде чем ребёнок сможет его понять, воспроизвести? Шаталов рассказывает столько, сколько нужно, и в разных вариантах. Он впервые в мировой практике обучения создал систему, эффективно обеспечивающую работу «механизма» понимания текста, получив при этом огромный выигрыш и во времени, и в качестве усвоения учебного материала. Система В. Ф. Шаталова включает в себя шесть элементов: повторение, проверку знаний, систему оценки знаний, методику решения задач, опорные конспекты, спортивную работу с детьми.

Оглавление учебника и тезисы урока -- опорный конспект. Он представляется в виде некой графической схемы из элементов, связанных между собой. У Шаталова они именуются «опорными сигналами». Не зря Э. Резерфорд понял, как устроен атом, не из математического описания, а путём зрительной ассоциации с Солнечной системой. Удачная схема -- находка для учителя и ученика. Ученики выводят из неё ответ, как из красивой формулы.

Оптимальная схема должна учитывать ограниченный объём информации, которая может быть воспринята учеником одномоментно. Поэтому эффективность схемы прямо пропорциональна количеству тезисов-идей и обратно пропорциональна количеству символов-блоков, их выражающих. Число тезисов не должно превышать 7 ± 2 (таково, по мнению психологов, число смысловых элементов, с которыми наше сознание может эффективно оперировать одновременно). Эффективность схемы тем выше, чем больше идей можно развернуть на основе представленных символов. Кроме того, необходимо учитывать возраст учеников, степень их владения материалом.

Схема облегчает запоминание, повторение материалов, структуризацию и приумножение знаний. Дети охотно воспроизводят дома опорные конспекты, с которыми работали на уроке. Школьники обходятся без дневников и традиционных домашних заданий. Им незачем халтурить, списывать, шпаргалить. Ведь сделать самому -- быстрее и приятнее. Система Шаталова даёт ребёнку чувство уверенности в своих силах. Она воспитывает самостоятельность, взаимопомощь, инициативу.

Ученики Шаталова способны за 15 минут повторить, пробежав глазами опорные сигналы, годовой курс по любому предмету. Многие воспитанники Шаталова стали мастерами спорта, защитили кандидатские и докторские диссертации по математике, медицине, физике, педагогике, философии.

Система не сводится только к опорным конспектам. В ней много нюансов, блестящих методических находок в оценке знаний. Систему надо видеть. Такая возможность есть. Созданы видеофильмы с уроками Шаталова по алгебре, геометрии, тригонометрии, физике, астрономии. Изданы учебники и книги по его методике.

Во время каникул Виктор Фёдорович Шаталов приезжает в Москву и проводит занятия со старшеклассниками. Занятия с дошкольниками и младшими школьниками (русский язык, математика) ведёт народный учитель СССР С.Н. Лысенкова. Её ученики переходят из 2-го класса сразу в 5-й. Русский язык по методике Шаталова преподаёт О. А. Шаламова, английский, французский и немецкий языки -- Л.Н. Шихирев. Разрабатываются курсы химии, истории, географии и др. Годовую программу удаётся пройти за 7--11 часов.

По субботам школа приглашает желающих на бесплатные лекции по методике В.Ф. Шаталова. В продаже имеются учебные пособия по предметам средней школы в опорных конспектах Шаталова, а также видеозаписи его уроков, зарегистрированные в Госфильмофонде РФ. Диски с учебными курсами высылаются по почте. Годовой курс, например, физики для 7-го класса (а это 7 часов видеозаписи) обойдётся в 950 рублей без учёта почтовых расходов.

Рецепт успеха ученика прост: нужно верить в ребенка и при малейшей возможности давать ему высказаться, чтобы над ним не висел страх оценки, страх отчуждения и осуждения. А во-вторых, учителю нужно очень четко все объяснять

Виктор Фёдорович Шаталов

Система обучения точным наукам с использованием опорных сигналов разработана Виктором Федоровичем Шаталовым.

Главный принцип - сделать ребёнка раскованным, свободным, вселить уверенность в свои силы, увидеть в нем полноценного человека. По мнению Шаталова, все дети могут учиться успешно, однако учитель должен иметь большое терпение.

Суть системы в том, чтобы на первом занятии дать ученикам сразу все формулы, законы и понятия в данном предмете. Это и есть точка опоры - «опорные сигналы». Это даёт ученику основные инструменты и уверенность в их использовании. Уверенность в своей способности освоить материал ведёт к тому, что дети САМИ хотят учиться.

На следующих уроках ученики решают задачи любой сложности, отвечают на вопросы.

Вместо домашних заданий дети получают большие “предложения” - им дают задание для самостоятельной работы сразу на полгода, чтобы каждый работал в удобном ему темпе.

Практикуются оригинальные формы взаимопроверки учащихся. Широко используются игровые формы учебных занятий. Уроки физического воспитания проводятся ежедневно.

В школе Шаталова на каждом уроке каждый ученик получает пятерку. А если что-то недопонял или недоучил, любой имеет возможность исправить оценку, пересдавая именно эту тему, а не закрывая ее хорошо выученной следующей. Любую нежелательную для ученика оценку он имеет право исправить в любой день.

Шаталов считает, что за 8 часов можно дать знания в объеме годовой программы по геометрии, физике, тригонометрии.

«Шаталов давал открытые уроки, и я сама видела, как вчерашние двоечники словно семечки щелкали сложные задачки, которые за несколько дней до того были для них неподъемными».

По мнению Шаталова, математически бездарных учеников не существует в природе.

Личная история

Виктор Федорович Шаталов родился 1.V.1927 года. Участник Великой Отечественной войны. Окончил Сталинский педагогический институт в 1953 году.

На педагогической работе в школе с 1951 года. С 1956 г. вел экспериментальную работу с учащимися, в том числе как научный сотрудник НИИ Педагогики УССР с 1973 г. и АПН СССР с 1985 г. Заслуженный учитель УССР с 1987 г., народный учитель СССР с 1990 г. С 1992 года доцент Института последипломного образования.

История педагогики Шаталова

Я в Донецке родился и все время жил, никуда не уезжал и не уеду, хотя предложений было много. В нашей семье 15 учителей. Учительская профессия так вошла в нашу жизнь, что для меня сложности не представляла.

В школе меня дети уважали, а когда начал работать директором школы, попытался учителям дать то, что делаю я, - оказалось бесполезно. Ведь я нес свое, личностное. И вдруг озарило: начинать надо с первой ступеньки, с системы оценки знаний и создания условий учения, а конспекты пришли намного позже, как производная этой работы.

Виктор Фёдорович Шаталов родился 1 мая 1927 года. Работал в школе преподавателем математики (с 1951 года) и директором. С 1956 вел экспериментальную работу с учащимися. Виктор Фёдорович Шаталов - народный учитель СССР, участник Великой Отечественной войны, кавалер ордена Дружбы, заслуженный учитель Украины, профессор Донецкого института социального образования, лауреат нескольких международных премий.


Виктор Фёдорович начал работать учителем физики и математики в родном Донецке после окончания пединститута, в 26 лет стал директором школы. Через несколько лет создал весьма эффективную систему обучения географии. Затем перевёл на новую методическую основу алгебру, геометрию, физику, астрономию, историю, показав универсальный характер системы. Годовой курс дети изучали за несколько недель. Исчезли двойки, жалобы родителей, прогулы, второгодничество. В 1987 году стал заведующим лаборатории проблем интенсификации учебно - воспитательного процесса в НИИ содержания и методов обучения академии педагогических наук СССР в Донецке. Педагогический стаж - 53 года, из них 40 лет - исследования и эксперименты. Живёт в Донецке.


Титулы, награды Народный учитель СССР, заслуженный учитель Украины, Почетный президент итальянской литературно - исторической ассоциации Данте Алигьери, кавалер ордена Николая Чудотворца за приумножение добра на земле, лауреат нескольких международных премий. Автор системы обучения с использованием опорных сигналов. В этой системе учебный материал представлен в вербально - графической форме взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом. Использует педагогику сотрудничества, игровые формы занятий.




Главное в методе Шаталова - конспект. Конспект - результат огромной работы учителя. На страничке - короткие ключевые фразы, отдельные слова с восклицаниями, математические выкладки, цифры, которые надо запомнить. Расположение материала, рамка, стрелка, цвет, выделяющий главное, - все это строго продумано и составляет основу для двадцатиминутного рассказа, алгоритм рассуждения. Шаталов как бы материализует передаваемое знание в конспекте. « Нужно только, - говорит он, - чтобы рассказ учителя и его записи на доске идеально совпадали с конспектом »




Так, стоит сделать упор на изучении только теории с помощью опорных сигналов, как развитие продуктивного мышления, не подкрепленное самостоятельной творческой деятельностью при решении задач и упражнений различной сложности, будет подменено механической работой памяти. Точно так же увлечение решением задач или репродуктивным повторением не позволит реализовать все возможности экспериментальной методики, в том числе развивающие и воспитательные.


Невнимание к спортивным занятиям нанесет ущерб здоровью учащихся и сведет до минимума их учебную деятельность (как утверждаем Шаталов, за все годы работы в экспериментальных классах никогда не курил ни один ученик. Мозг не может продуктивно работать, постоянно отравляемый никотином. Это знание становится внутренним убеждением каждого ребенка).




Подсистемы единой методической системы, взаимно дополняя, подкрепляя друг друга, становятся источником и условием поступательного восхождения учеников по ступеням познания, одновременно включая детей в процесс саморазвития и самовоспитания. Ни одному элементу нельзя отдавать предпочтения, они действуют только вместе.


В. Ф. Шаталов разработал в своей методической системе 7 принципов, часть из которых он творчески заимствовал у Л. В. Занкова: 1. Обучение на высоком уровне сложности. 2. Бесконфликтность. 3. Быстрое движение вперед. 4. Открытые перспективы. 5. Сверхмногократное повторение. 6. Ведущая роль теоретических знаний. 7. Гласность.


Отличительные признаки педагогической системы Система В. Ф. Шаталова включает в себя 6 элементов: организацию многократного повторения, инспекцию знаний, систему оценки знаний, методику решения задач, опорные конспекты, спортивную работу с детьми. Хотя большинство педагогов ассоциирует систему Шаталова именно с опорными конспектами, сам педагог в своей системе отводил им последнее место ».


Отличительные признаки педагогической системы Основные категории технологии обучения В. Ф. Шаталова – опорные сигналы и опорные конспекты – основываются на феномене идентификации словесного образа и текста. Управление учебно - воспитательным процессом базируется на категориях « оценка », « повторение », « контроль » и « самоконтроль ».


Система опорных сигналов « Каждой теме учебного предмета В. Ф. Шаталов присваивал номер, который знали все учащиеся. Порядок изучения каждой темы, т. е. поэтапного управления был всегда один и тот же, сохранялась строгая последовательность этапов изучения новой темы (это, по сути, и есть алгоритм): развернутое объяснение учителя; сжатое изложение учебного материла по опорным плакатам; изучение листов с опорными сигналами (уменьшенные копии опорных листов и плакатов);


Система опорных сигналов работа с учебником и листом опорных сигналов в домашних условиях; письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке; ответ у доски или прослушивание устных ответов товарищей, записанных на магнитофонную ленту. В. Ф. Шаталов применяет листы с опорными сигналами для того, чтобы учащимися в обобщенном виде запомнили содержание изучаемой учебной темы.


Учет и оценивание знаний В технологии обучения В. Ф. Шаталова играет не только диагностическую, но и в огромной мере психологическую, мотивационную, воспитательную роль. Оценка, с точки зрения В. Ф. Шаталова, – очень тонкий и взрывоопасный инструмент, требующий умного и умелого обращения. В противном случае она теряет свой педагогический смысл, превращаясь в средство угнетения личности.


Учет и оценивание знаний В. Ф. Шаталов считает, что за ошибки никогда не надо снижать ранее поставленной оценки. Ученик не должен бояться ошибки, а тем более скрывать ее от себя и учителя. Обнаружить ошибку может лишь думающий и знающий – это надо всегда подчеркивать. Способов объяснить свое решение можно найти сколько угодно. Вариантов много, но чувство, лежащее в их основе, должно быть одно. Чувство милосердия. Любую нежелательную для себя оценку ученик получает право исправить.


Спорт Важнейшим компонентом технологии интенсивного обучения В. Ф. Шаталова является спортивные и игровые приемы, с помощью которых решается задача поддержания высокого рабочего тонуса, бодрого, оптимистического настроя. Шаталов справедливо утверждает, что «… слишком рано угасает наш педагогический интерес к играм, которые верой и правдой призваны служить развитию смекалки и познавательных интересов детей на всех без исключения уровнях возрастного развития ».


Повторение Система В. Ф. Шаталова предусматривает вторичное воспроизведение изучаемого преподавателем. Цель такого изложения – сконцентрировать внимание учащихся на самом существенном, главном в новом материале, подчеркнуть важнейшие связи между его компонентами, сходство и различие между близкими понятиями.


Повторение Учитель лишь очень кратко упоминает о приведенных при объяснении фактах, примерах, опыта и других средствах конкретизации. В процессе вторичного воспроизведения материала учитель способствует установлению связи между излагаемым материалом и знаками опорных сигналов. Успех усвоения большой темы достигается быстрым темпом изучения и путем многократного вариативного повторения.


Методическая система донецкого педагога В. Ф. Шаталова позволяет успешно решить одну из труднейших педагогических задач – приобщить каждого школьника к ежедневному напряженному умственному труду, воспитать познавательную самостоятельность как качество личности, укрепить в каждом ученике чувство собственного достоинства, уверенности в своих силах и способностях.


Основные методы обучения изложение теоретического материала осуществляется в быстром темпе и крупными блоками; использование на доске при объяснении опорных сигналов (схем, рисунков - символов, отдельных слов); подробное объяснение учителем алгоритма решения определенного типа учебной задачи; письменное, фронтальное повторение материала по опорным конспектам; быстрое, обзорное повторение в течение 5 минут значительного по объему учебного материала; общее, фронтальное решение совместно с учащимися типовых задач;


Основные методы обучения проверка цепочкой (у ученика, который первым решил задачу, проверяет учитель, а у каждого следующего - предыдущий ученик); релейная контрольная работа (учащиеся должны воспроизвести решения определенного числа типовых задач по изучаемой теме); активная взаимопомощь (с учеником, пропустившим занятия, занимается кто - то из учеников класса, хорошо усвоивших соответствующую тему); урок открытых мыслей (любой ученик может сделать небольшое сообщение, доклад, связанный с изучаемой темой); парный взаимоконтроль (учащиеся, которые получают за свои ответы « отлично », опрашивают по этому же вопросу своих товарищей).



В. Ф. Шаталов является автором 36 книг, издавался в 17 странах общим тиражом более миллиона экземпляров, на разных языках. 1) Эксперимент продолжается,) Педагогическая проза,) Точка опоры,) Куда и как исчезли тройки, Из опыта работы школ г. Донецка,) Соцветие талантов,) За чертой привычного, 1988.


« Судьбы книг неисповедимы, как и судьбы людей. Одни приходят к нам легко и быстро, но, случается, и забываются так же быстро и безвозвратно. Другие пробиваются к читателям мучительно трудно и долго, и чаще всего они оказываются самыми энергоемкими и жизнестойкими. Каждая страница книги рассказывает о реальных учениках. Это значит, что каждый читатель получает возможность стать участником расширенного педагогического совета, начавшегося в далеком 1956 году ».


Таким образом, мы видим, что образовательная модель В. Ф. Шаталова полностью отвечает таким критериям технологичности, как концептуальность, системность и управляемость. За 40 лет эксперимента Шаталова из самых, казалось бы, слабых учеников, которых для него специально подбирали как безнадежных, вышли в итоге 57 кандидатов и 11 докторов физико - математических и технических наук.


Результаты исследования дают основание сделать вывод о том, что образовательная модель В. Ф. Шаталова соответствует всем критериям технологичности учебно - воспитательного процесса и является, таким образом, эффективной технологией интенсивного обучения, отвечающей всем требованиям, предъявляемым к современному образованию.

Виктор Фёдорович Шаталов - педагог-новатор. Народный учитель СССР (1990), почётный доктор академии педагогических наук Украины , заслуженный учитель Украины .

Биография

Награды

  • Орден Отечественной войны 2 степени,
  • Медаль «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» ,

Библиография

  • Шаталов, В. Ф. ПУТЬ ПОИСКА. - СПБ. : ЛАНЬ, 1996 . - 62 С. - 5-86617-062-0
  • Шаталов, В. Ф. ЭКСПЕРИМЕНТ ПРОДОЛЖАЕТСЯ . - ДОНЕЦК: СТАЛКЕР, 1998 . - 396 С. - 966-7104-71-0
  • Шаталов, В. Ф. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОЗА: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ШКОЛ Г. ДОНЕЦКА. - М. : ПЕДАГОГИКА, 1980 . - 94 С.
  • Шаталов, В. Ф. Педагогическая проза [ Текст ] / В. Ф. Шаталов. - Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1990 . - 384 с. : ил. - 5-85560-068-8
  • Шаталов, В. Ф. ТОЧКА ОПОРЫ: ОБ ЭКСПЕРИМ. МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ. - М. : ПЕДАГОГИКА, 1987 . - 158 С.
  • Шаталов, В. Ф. ТОЧКА ОПОРЫ: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. - МИНСК: УНИВЕРСИТЕТСКОЕ, 1990 . - 223 С. - (УНИВЕРСИТЕТ - ШКОЛЕ) . - 5-7855-0256-9
  • Шаталов, В. Ф. Соцветие талантов / В. Ф. Шаталов. - М. : ГУП ЦРП «Москва - Санкт-Петербург».
  • Шаталов, В. Ф. Сквозь призму сердца / В. Ф. Шаталов. - М. : ГУП ЦРП «Москва - Санкт-Петербург», 2002 . - 52 с.
  • Шаталов, В. Ф. Физика на всю жизнь / В. Ф. Шаталов. - М. : ГУП ЦРП «Москва - Санкт-Петербург», 2003 . - 51 с.
  • Шаталов, В. Ф. Опорные конспекты по кинематике и динамике: Из опыта работы: Кн. для учителя / В. Ф. Шаталов, В. М. Шейман, А. М. Хаит. - М. : Просвещение, 1989 . - 142 с. : ил. - 5-09-002785-4
  • Шаталов, В. Ф. Опорные сигналы по физике для 6 класса / В. Ф. Шаталов, В. М. Шейман. - К. : Рад. школа, 1978 . - 79 с. : ил.
  • Шаталов, В. Ф. Эксперимент продолжается / В. Ф. Шаталов. - М. : Педагогика, 1989 . - 334 с. : ил. - 5-7155-0089-3
  • Шаталов, В. Ф. Куда и как исчезли тройки: Из опыта работы школ г. Донецка / В. Ф. Шаталов; Предисл. В. В. Давыдова. - М. : Педагогика, 1979 . - 134 с. : ил. - (Передовой педагогический опыт) .
  • Шаталов, В. Ф. Куда и как исчезли тройки: Из опыта работы школ г. Донецка / В. Ф. Шаталов; Предисл. В. В. Давыдова. - М. : Педагогика, 1980 . - 134 с. : ил. - (Передовой педагогический опыт) .
  • Шаталов, В. Ф. Город в облаках: повесть, эссе, раздумья / В. Ф. Шаталов. - Донецк: Донбасс, 2008 . - 381 с. - 966-108-12-7

Ссылки

  • Школа Шаталова . Архивировано
  • Школа по методике Шаталова . Архивировано из первоисточника 2 декабря 2012.
  • Шаталов Виктор Федорович . Архивировано из первоисточника 2 декабря 2012.
  • Виктор Шаталов . Архивировано из первоисточника 2 декабря 2012.
  • Шаталов, Виктор Фёдорович в библиотеке Максима Мошкова
  • Программа «Наблюдатель» (эфир 14 мая 2012 года). Гости студии - Виктор Шаталов и Шалва Амонашвили .(недоступная ссылка - история )

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 1 мая
  • Родившиеся в 1927 году
  • Кавалеры ордена Дружбы (Россия)
  • Кавалеры ордена «Знак Почёта»
  • Кавалеры ордена Отечественной войны II степени
  • Награждённые медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Награждённые медалью «За победу над Японией»
  • Народные учителя СССР
  • Заслуженные учителя Украины
  • Педагоги СССР
  • Преподаватели ДИСО
  • Участники Великой Отечественной войны

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Шаталов, Виктор Фёдорович" в других словарях:

    Шаталов, Виктор Фёдорович - (р. 1927) педагог, заслуженный учитель УССР (1987), народный учитель СССР (1990). С 1951 преподавал в школе; с 1956 вёл экспериментальную работу с учащимися, в т.ч. как научный сотрудник НИИ педагогики УССР (с 1973) и АПН СССР (с 1985).… …

    ШАТАЛОВ Виктор Фёдорович - (р. 1.5.1927, Сталине, ныне Донецк, Украина), педагог новатор, засл. учитель УССР. (1987), нар. учитель СССР. (1990). Участник Вел. Отеч. войны. Окончил Сталинский пед. ин т (1953). На пед. работе в школе с 1951. С 1956 вёл эксперим. работу с… … Российская педагогическая энциклопедия

    Виктор Фёдорович Шаталов педагог новатор, народный учитель СССР, почётный доктор академии педагогических наук Украины, заслуженный учитель Украины. Родился в 1927 году. Работал в школе преподавателем математики и директором. Участвовал в Великой… … Википедия

    Шаталов русская фамилия. Известные носители: Шаталов, Александр Николаевич (1957) российский критик и издатель. Шаталов, Виктор Фёдорович (1927) советский педагог новатор. Шаталов, Владимир Александрович (1927) лётчик… … Википедия

    Педагогика сотрудничества - направление в отечественной педагогике 2 й половины 20 в. П.с. представляет собой систему методов и приёмов воспитания и обучения, осн. на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности. Среди авторов П.с.: Ш.А. Амонашвили, И.П … Педагогический терминологический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Донецкий институт. Создан в декабре 1990 года как Донецкий филиал Российского открытого университета. В октябре 1991 года полторы тысячи студентов приступили к занятиям на 6 факультетах… … Википедия

    Содержание 1 1941 2 1942 3 1943 4 1946 4.1 Премии … Википедия

    Сталинская премия за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы форма поощрения граждан СССР за значительные заслуги в техническом развитии советской индустрии, разработки новых технологий, модернизации… … Википедия

    Список лауреатов Содержание 1 1967 2 1968 3 1969 4 1970 5 1971 6 … Википедия



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта