Главная » Несъедобные грибы » Валерий брюсов избранное. Валерий брюсов

Валерий брюсов избранное. Валерий брюсов

известный русский поэт, талантливый прозаик, прекрасный драматург, переводчик, литературовед, критик, историк, один из основателей русского символизма.

Родившись в купеческой семье, в биографии Брюсова еще с детства проявилась тяга к чтению, к творчеству. Получил образование в гимназии Креймана, гимназии Поливанова (обе в Москве). Затем окончил историко-филологическое отделение Московского института. Первые стихотворения Брюсова были написаны еще в юношестве.

Знакомство с французскими поэтами-символистами оказывает на Брюсова большое влияние. С 1894 по 1895 поэтом составлены сборники стихотворений «Русские символисты». В 1895 году издается его книга «Шедевры». Творчество Брюсова на данном этапе характеризуется стремлением уйти от действительности в лучший мир. Следующие стихи Брюсова, опубликованные в сборнике «Это я», поддерживают эту тенденцию.

Наконец для Брюсова в биографии наступает этап, когда его признают критики, он становится великим поэтом (после выхода в свет книги «Третья стража»). Затем появляются книги «Граду и миру» (1903), «Венок» (1906), «Все напевы» (1909), «Зеркало теней» (1912). Более поздняя лирика Брюсова содержит особенные черты, которые выделяют автора среди других поэтов. Стихотворение Брюсова в творчестве последующих периодов полны задушевности наряду с простотой выражения.

Брюсов посвящает себя военным вопросам, когда отправляется на фронт во время Первой Мировой войны от газеты «Русские ведомости». Анализ творчества Брюсова того периода показывает, что после разочарования в патриотизме, он ищет способы придания своим стихам изысканности.

Он пишет сонеты, издает сборник «Опыты», трудится над грандиозным произведением «Сны человечества». Затем в биографии Валерия Брюсова наступает этап работы над армянской культурой. Он публикует сборник «Поэзия Армении» (1916), труд «Летопись исторических судеб армянского народа», статьи.

ЗЕМЛЕ

Как отчий дом, как старый горец горы,
Люблю я землю: тень ее лесов,
И моря ропоты, и звезд узоры,
И странные строенья облаков.

К зеленым далям с детства взор приучен,
С единственной луной сжилась мечта,
Давно для слуха грохот грома звучен,
И глаз усталый нежит темнота…

ВЕЧЕРОМ В ДОРОГЕ

Кричат дрозды; клонясь дрожат
Головки белой земляники;
Березки забегают в ряд,
Смутясь, как девы полудикие.

Вновь - вечер на лесном пути,
Во всем с иным, далеким, сходен.
Нет, никуда нам не уйти
От непонятно милой родины!

Чу! не прощанье-ль крикнул дрозд?
Клонясь, дрожит Иван-да-Марья.
В просвете - свечи первых звезд
И красный очерк полушария.

ЦВЕТИКИ УБОГИЕ

Цветики убогие северной весны,
Веете вы кротостью мирной тишины.

Ландыш клонит жемчуг крупных белых слез,
Синий колокольчик спит в тени берез,

Белая фиалка высится, стройна,
Белая ромашка в зелени видна,

Здесь Иван-да-Марья, одуванчик там,
Желтенькие звезды всюду по лугам,

Изредка меж листьев аленький намек,
Словно мох, бессмертный иммортель-цветок, -

Белый, желтый, синий - в зелени полян,
Скромный венчик небом обделенных стран.

В ЛОДКЕ

Завечерело озеро, легла благая тишь.
Закрыла чашу лилия, поник, уснул камыш.

Примолкли утки дикие; над стынущей водой
Лишь чайка, с криком носится, сверкая белизной.

И лодка чуть колышется, одна средь темных вод,
И белый столб от месяца по зыби к нам идет…

НОЧЬЮ СВЕТЛОЙ

Ночи светлой, ночи летней
Сумрак лег над далью сонной.
Цвет и краски незаметней,
Воздух дышит благовонный.
То река иль то дорога
Вьет меж потемневших пашен?
К небу ветви поднял строго
Старый дуб, суров и страшен.
Огоньки в окошках блещут,
Небо чище и открытой,
В нежной сини чуть трепещут
Пары телеграфных нитей…

ПЕРВЫЙ СНЕГ

Серебро, огни и блестки,-
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Черно-голые вчера.

Это – область чьей-то грезы,
Это – призраки и сны!
Все предметы старой прозы
Волшебством озарены.

Экипажи, пешеходы,
На лазури белый дым.
Жизнь людей и жизнь природы
Полны новым и святым.

Воплощение мечтаний,
Жизни с грезою игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра!

КОЛЫБЕЛЬНАЯ

Спи, мой мальчик! Птицы спят;
Накормили львицы львят;
Прислонясь к дубам, заснули
В роще робкие косули;
Дремлют рыбы под водой;
Почивает сом седой.
Только волки, только совы
По ночам гулять готовы,;
Рыщут, ищут, где украсть,
Разевают клюв и пасть.
Ты не бойся, здесь кроватка,
Спи, мой мальчик, мирно, сладко.
Спи, как рыбы, птицы, львы,
Как жучки в кустах травы,
Как в берлогах, норах, гнездах
Звери, легшие на роздых…
Вой волков и крики сов,
Не тревожьте детских снов!

Цель урока : показать значение творчества Брюсова для русской поэзии; разобраться в особенностях поэтики Брюсова.

Оборудование урока : портрет В. Я. Брюсова, сборники его стихов.

Методические приемы : лекция учителя, сообщение ученика, разбор стихотворений.

Ход урока.

I. Проверка домашнего задания

Вопросы:
- Каковы основные особенности поэтики символизма ?
- В чем сходство и различие позиций «старших символистов» и «младосимволистов»?
- Что нового внес символизм в русскую поэзию?

II. Реализация индивидуального домашнего задания

1. Слово учителя

Серебряный век отмечен целыми созвездиями феноменальных поэтических дарований, и Валерий Яковлевич Брюсов - одно из наиболее ярких. Он был литературным критиком, переводчиком, историком литературы, пушкинистом, занимался редакционно-издательской деятельностью, теорией стиха, исследованием культуры. Это был «живой классик».

2. Слушаем сообщение ученика о биографии Брюсова .

III. Лекция учителя

Брюсов считал целью создать в России новую поэтическую школу, опирающуюся на открытия французских символистов. Для него символизм был только литературной школой, и задачей символизма было утончить, изощрить поэтические средства, чтобы лучше выразить сложный мир современника. Вспомним стихотворение «Творчество», к которому мы обращались на 14-м уроке.

В ранней лирике видно намерение эпатировать, озадачить читателя. Скандально известен моностих Брюсова «О, закрой свои бледные ноги!». Лирический герой Брюсова - сильная личность, персонаж из истории или мифа, навеян философией Ницше и своим мужественным началом близок индивидуальности самого поэта, мечтающего о прорыве за пределы известного, за грани возможного («Где-то там, на какой-то планете...», «мы на грани снов скользим...»). Образ мечты получает сквозное развитие и реализуется в разных обличьях. Иногда - как воплощение беспредельности: «Моей мечте люб кругозор пустынь, / Она в степях блуждает вольной серной...». Чаще - в облике прекрасной женщины, возлюбленной, музы («Сонет к мечте»). Образ мечты придает реальности сказочные, необычные, экзотические формы, вызывает необыкновенные ассоциации и сравнения: «Этот мир очарований, / Этот мир из серебра!»; «Дремлет Москва, словно самка спящего страуса»; «Моя любовь - палящий полдень Явы». Невозможность осуществить мечты наяву преобразуется в творческую энергию. Нереализованная жажда любви и красоты - в «грезу искусства» («Отреченье»):

Довольно! Надежды и чувства
Отныне былым назови,
Приветствуй лишь грезы искусства,
Ищи только вечной любви.

Искусство, по Брюсову, самоценно. Художественному дару, творчеству он поклоняется как божеству: «Поклоняйся искусству, / Только ему, безраздельно, бесцельно» («Юному поэту»).

Прочитаем это стихотворение и прокомментируем его.

Брюсов требовал права поэта на свободу: «Поэт вне общественной, философской, религиозной борьбы». В споре сторонников «утилитарного» и «чистого» искусства он не причислял себя ни к тем, ни к другим («Ключи тайн», статья-манифест, 1904). Лирический герой свободно перемещается во времени и в пространстве, и в стихи и творчества ему подвластно все, он стоит как бы над миром реальности и прозревает «сплетения роковые» мира, его противоречия, обретает новые «дали духа»:

Неколебимой истине
Не верю я давно.
И все моря, все пристани
Люблю, люблю равно.

Хочу, чтоб всюду плавала
Свободная ладья.
И Господа, и дьявола
Хочу прославить я!

Большое место в поэзии Брюсова отводится истории, не столько в познавательных целях, сколько для декорации, условность исторических образов нужна прежде всего для раскрытия темы творческой личности, для передачи драматизма своего времени («Нить Ариадны» , 1902; «Антоний», 1905). Явлением реальности, соединяющим прошлое и настоящее, стал для Брюсова город. Сборник 1903 года «URBI ET ORBI» («Граду и миру») показывает неоднозначность отношения к этому образу. С одной стороны, воспевание культурных и материальных ценностей, «духа движения» города («Париж», «Мир», «Венеция»), с другой - ужас перед разрушительной силой незримых чудовищ, уродливой действительностью, борьба «города с людьми». Образ города - средоточие роскоши и разврата накануне апокалиптической гибели. Урбанистическая тема иногда заключает в себе переклички с творчеством А. Блока: «В ресторане», «К Медному всаднику». Читаем стихотворения, отмечаем тревожные настроения, изображение таинственности, призрачности жизни.

Некоторые актуальные настроения, события получили в творчестве Брюсова обобщенный, философский отклик. Например, стихотворение 1905 года «На площади, полной смятеньем…»:

(Читает учитель или заранее подготовленный ученик.)

На площади, полной смятеньем,
При зареве близких пожаров,
Трое, став пред толпой,
Звали ее за собой.

Первый воскликнул: «Братья,
Разрушим дворцы и палаты!
Разбив их мраморы, мы
Увидим свет из тюрьмы!»

Другой воскликнул: «Братья,
Разрушим весь дряхлый город!
Стены спокойных домов
Это звенья старинных оков!»

Третий воскликнул: «Братья,
Сокрушим нашу ветхую душу!
Лишь новому меху дано
Вместить молодое вино!» (6 июля 1905)

Лирический герой жаждет свободного и гармоничного бытия. Поэт защищает и свободу творчества. Декларацией, раскрывающей понимание Брюсовым сути и задач поэзии, является стихотворение «Кинжал» (1903). И название, и эпиграф («Иль никогда на голос мщенья / Из золотых ножон не вырвешь свой клинок...») относят читателя к образу лермонтовского лирического героя. Лирический герой Брюсова - тоже горд, силен, уверен в себе: «Я - песенник борьбы, / я вторю грому с небосклона». Брюсов - поэт интеллектуального характера, в его творчестве много рационального, идущего от ума, а не от чувства. «Кинжал» - логичное развитие мысли, тезиса «Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза, / И песня с бурей вечно сестры». Вторая и третья строфы объясняют уход лирического героя от «позорно-мелочной, некрасивой» жизни в историческую экзотику. Мещанской покорности герой противопоставляет борьбу на пике возможностей:

Кинжал поэзии! Кровавый молний свет,
Как прежде, пробежал по этой верной стали,
И снова я с людьми, - затем, что я поэт.
Затем, что молнии сверкали.

Соответствует высокому настрою стихотворения и лексика - возвышенная, звучная, торжественно-приподнятая. Интонации и синтаксические конструкции «Кинжала» приближают его к высокой ораторской речи. Строгая организованность, гармоничность, стройность стихотворения типичны и для творчества Брюсова в целом.

В современной ему жизни и в глубине веков поэт выявляет высокое, достойное, прекрасное и утверждает это в своей поэзии в качестве образцов, основ человеческого существования.

(Возможна сравнительная характеристика одноименных стихотворений Лермонтова и Брюсова, хотя бы как индивидуальное задание наиболее подготовленным ученикам или как доклад-сообщение.)

IV. Чтение и анализ стихотворений Брюсова , подготовленных учениками в качестве домашнего задания.

V. Задания по творчеству В. Я. Брюсова

1. К какому поэтическому направлению принадлежал В. Я. Брюсов? (символизм)
2. Перечислите стороны дарования В. Я. Брюсова. (лит. критик, переводчик, историк литературы, пушкинист, редакционно-издательская деятельность, теория стиха, исследователь культуры)
3. Что, с точки зрения В. Я. Брюсова, являлось задачей символизма? (утончить, изощрить поэтические средства, чтобы лучше выразить мир современника)
4. Какие тенденции Серебряного века отразились в стихотворении В. Я. Брюсова:
Неколебимой истине
Не верю я давно.
И все моря, все пристани
Люблю, люблю равно.

Хочу, чтоб всюду плавала
Свободная ладья.
И Господа, и Дьявола
Хочу прославить я!

5. Каковы взгляды В. Я. Брюсова на искусство? В каких произведениях отражены эти взгляды? (искусство самоценно, художественному дару, творчеству поклонялся как божеству; в стихотворении «Юному поэту»)

6. Какое название носит статья-манифест В. Я. Брюсова?
а) «Ключи Марии», б) «Тяжелые сны», в) «Ключи тайн», г) «Творчество». («Ключи тайн», статья-манифест, 1904)
7. Какая тема не является ведущей в творчестве В. Я. Брюсова?
а) тема природы, б) тема истории, в) тема любви, г) урбанистическая тема.
8. Сделайте сравнительную характеристику одноименных стихотворений М. Ю. Лермонтова и В. Я. Брюсова «Кинжал» .

VI. Практикум по поэзии В. Я. Брюсова

1. Литературовед Э. С. Литвин утверждает, что мир ранней лирики В. Брюсова - «прежде всего мир утонченных, противоречивых, субъективных переживаний одинокой, замкнутой души, страстно отталкивающейся от уродливого обывательского городского быта».

Какие стихотворения ранней лирики В. Брюсова вам знакомы? Какие из них и чем произвели на вас наиболее сильное впечатление?
- Как представлен в этих стихах «уродливый обывательский городской быт»? Согласны ли вы с тем, что душа поэта отталкивается от этого быта?
- Что, на ваш взгляд, свидетельствует о том, что в ранней лирике поэта отражен мир «противоречивых, субъективных переживаний одинокой, замкнутой души»?

2. Литературовед Д. Е. Максимов считает, что «в стихах Брюсова 90-х годов... возникает образ «страшного мира» со всеми его гримасами и гротескными атрибутами».

Кем и чем представлен окружающий мир в стихах В. Брюсова 90-х гг.? Согласны ли вы с тем, что поэт создает образ «страшного мира»?
- Какие «гримасы» и «гротескные атрибуты» вы заметили в окружающем мире, изображенном поэтом? Противопоставляет ли что-либо им поэт?

3. В предисловии к сборнику своих ранних стихов Валерий Брюсов писал: «...я надеюсь свести действительность к роли простой модели художника; я надеюсь создать поэзию, чуждую жизни, воплотить настроения, которые, жизнь дать не может».

Как вы понимаете стремление поэта «свести действительность к роли простой модели художника»? Ранняя лирика В. Брюсова, по вашему мнению, дает примеры такого «сведения»?
- Согласны ли вы с тем, что, к примеру, «Сумасшедший» (1895), «Есть что-то позорное в мощи природы...» (1896), «Творчество» (1895) и другие ранние стихи - пример поэзии, чуждой жизни, поэзии, дающей «настроения, которые жизнь дать не может»?

4. Э. С. Литвин замечает , что в ранней любовной лирике Брюсова «любовь часто влечет за собой мрачный призрак смерти».

Как часто в любовной лирике Брюсова возникает образ смерти?
- В каких тонах, с каким настроением говорит о смерти поэт?
- Как вы думаете, о чем свидетельствует такое соседство любви и смерти, каким смыслом оно наполняет понимание поэтом этой темы?

5. «Образ любимой женщины в этих стихах, - пишет о любовной лирике Брюсова Э. С. Литвин, - лишен какой бы то ни было психологической конкретности. Меняются имена, обстановка, сама же возлюбленная - лишь источник наслаждения, существо далекое, а порой враждебное».

Каким предстает в стихах Брюсова образ любимой женщины? Согласны ли вы с тем, что он лишен «психологической конкретности»?
- Верно ли, что возлюбленная в стихах Брюсова - «существо далекое, а порой враждебное»? Приведите примеры.

6. Критик газеты «Русские ведомости» писал в 1903 г.: «...Брюсов смотрит на труд поэта не как на дань мимолетному настроению, а как на тяжелую и ответственную работу... Брюсов обещает в будущем дальнейшее развитие, потому что он ищет, и сферой его исканий является человеческий мир».

Согласны ли вы с тем, что Брюсов смотрит на труд поэта «как на тяжелую и ответственную работу»? Свидетельствуют ли об этом стихи «Возвращение» (1900), «В ответ» (1902) или какие-либо другие?
- Чем понимание труда поэта в указанных выше стихотворениях отличается от того, как понимает его Брюсов в стихотворении «Творчество»? Какое понимание, какое отношение к труду поэта вам ближе и почему?

7. Критик журнала «Вестник Европы» писал в 1904 г. о книге «URBI ET ORBI», в которую вошло и стихотворение «Нить Ариадны» (1902), что оно свидетельствует об убожестве мыслей Брюсова, демонстрирует «тяжеловесную неуклюжесть», «уродливое копанье в грязи», «жалкие потуги сказать нечто глубокомысленное» и поэтому свидетельствует, что почитателем Брюсова является «класс людей, для которых декадентское ни стыда ни совести, возведенное в принцип, как нельзя более по сердцу...»

Встречали ли вы в стихах В. Брюсова то, что показалось вам «тяжеловесной неуклюжестью», «уродливым копанием в грязи» и т. д.?
- О каких стремлениях поэта свидетельствует стихотворение «Нить Ариадны»?
- Есть ли в творчестве В. Брюсова стихи, свидетельствующие о том, что ему близко «декадентское ни стыда ни совести, возведенное в принцип»?
- Как вы думаете, что более всего близко, дорого поэту Валерию Брюсову?

8. Литературовед А. В. Лавров пишет: «Книгу «URBI ET ORBI» отличает чрезвычайно широкий тематический и жанровый диапазон: Брюсов, помимо урбанистических... мотивов, вводит в поэзию тему любви как всепоглощающей страсти, развивает жанр исторической баллады, дает образцы медитативной лирики».

Согласны ли вы с тем, что в лирике В. Брюсова любовь предстает как «всепоглощающая страсть»? Обоснуйте свой ответ. Приведите примеры.

Как вы представляете себе «медитативную лирику»? Найдите в творчестве В. Брюсова стихотворения, которые можно назвать примерами медитативной лирики. Чем они отличаются от тех, которые представляют собой примеры лирики «обычной»?
- Согласны ли вы с тем, что в лирике В. Брюсова присутствуют «урбанистические мотивы»?

9. Поэт Сергей Городецкий писал, что творчество Валерия Брюсова 1910-х годов «волнует, увлекает, очаровывает... В простоте, художественной решительности, в прямоте подхода к миру вещей и миру чувств Валерий Брюсов достигает небывалой высоты...».

Отличается ли творчество указанного периода от ранних стихов поэта? Если да, то в чем конкретно вы заметили это отличие?
- Что вы понимаете под «простотой» в поэзии? Можете вы согласиться с тем, что такая простота присутствует в творчестве Валерия Брюсова? Обоснуйте свой ответ.
- Верно ли, что стихи поэта отличает прямота подхода «к миру вещей и миру чувств»? Если да, то в чем именно это проявляется?

10. Литератор Р. В. Иванов-Разумник в 1906 г. утверждал, что «в настоящее время у В. Брюсова нет соперников в области рифмы, ритма, стиля, отточенности стиха».

Какие ритмы наиболее характерны для поэзии В. Брюсова? Несет ли, на ваш взгляд, ритмическая организация его стихов какую-либо функциональную смысловую нагрузку?
- Что особенного вы заметили в принципах рифмовки у В. Брюсова? Есть ли в его рифмах нечто неожиданное, необычное? Как вы думаете, сам способ рифмовки у В. Брюсова несет смысловую нагрузку?
- Можете вы согласиться с тем, что В. Брюсов обладал «чувством меры» в поэзии? Если да, то в чем вы это увидели?
- Каковы, на ваш взгляд, представления В. Брюсова о гармонии в поэзии? Дают ли его стихи образцы такой гармонии, а может быть, наоборот?

11. Поэт Вл. Ходасевич считал, что для Валерия Брюсова характерны «неутомимая жизнедеятельность поэта, и излюбленный им мотив соединения жизни с поэзией, любви - со стихами... Враждебная критика любит упрекать Брюсова в том, что он всегда и везде остается литератором. Какой вздор! Почему поэту разрешается писать стихи, работать над ними всю жизнь - но воспрещается любить их? Точнее: почему эта любовь не может служить такою же темою стихов, как любовь к женщине или природе?»

Как вы понимаете определение «жизнедеятельность поэта»? Согласны ли вы с тем, что такая жизнедеятельность характерна для В. Брюсова? Обоснуйте свой ответ.
- Заметили ли вы то, как в поэзии В. Брюсова жизнь и любовь «соединяются» со стихами?
- Ответьте на вопросы, поставленные Вл. Ходасевичем.

12. И. Анненский считал , что «никто не умеет лучше Валерия Брюсова показать сквозь холодную красоту слов и чуткие, часто тревожные волны ритмов всей отвратительной ненужности жизни, всей пытки требовательных страстей». «...Валерий Брюсов больше любит прекрасный призрак жизни, мечту, украшенную метафорами, чем саму жизнь. Я говорю о художнике, конечно. Мне нет дела до такой детали Брюсова-поэта, как Брюсов-человек».

Могли бы вы назвать «красоту слов» Валерия Брюсова «холодной»? Почему?
- Изменялось ли отношение Брюсова к жизни, понимание смысла ее после 1909 г., когда были написаны процитированные слова?
- Согласны ли вы с тем, что «Валерий Брюсов больше любит прекрасный призрак жизни, мечту, украшенную метафорами, чем саму жизнь»? О каком отношении к жизни, на ваш взгляд, свидетельствует поэзия Брюсова?
- В чем смысл мысли о том, что «Брюсов-человек» - это лишь де таль «Брюсова-поэта»? Разве не наоборот?

Домашнее задание

1. Выучить на выбор стихотворение К. Бальмонта, проанализировать его.
2. Индивидуальное задание: подготовить сообщение о биографии поэта.

Дополнительный материал для учителя

В 1890-1900 годы в России возникает новое течение русский символизм . В нем принято выделять два основных этапа. К первому этапу относятся «старшие символисты» - Валерий Брюсов , Константин Бальмонт , Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Федор Сологуб . В 1900-е годы облик символизма обновили новые силы, так называемые «младшие символисты» - Александр Блок , Андрей Белый , Вячеслав Иванов. Разделял символистов двух этапов не столько возраст, сколько разница в направленности творчества и разница в отношении к миру.

В 1892 году молодой поэт Дмитрий Мережковский издал свою книгу стихов «Символы (Песни и поэмы)» и прочитал лекцию «О причинах упадка и новых течениях в современной русской литературе». Мережковский высказал мнение, что «современные люди стоят, беззащитные, лицом к лицу с несказанным мраком, на пограничной черте света и тени, и уже более ничто не ограждает их сердца от страшного холода, веющего из бездны... Мы свободны и одиноки!..» Один из «старших символистов» видел «три главных элемента нового искусства - мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности».

В течение 1894-1895 годов выходят три сборника под названием «Русские символисты». Их издателем и главным автором был В. Брюсов. Он так определяет цель нового течения: «Цель символизма - рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нем известное настроение». Для Брюсова и его единомышленников символизм, прежде всего, - это новый язык, новые темы. Поэзия «старших символистов» отличалась обостренной чувствительностью, переживаниями, непонятными обычному человеку, и видениями.

Прежде чем перейти к разговору о «младших символистах», необходимо сказать несколько слов об истоках тех идеалов, которые легли в основу их мировоззрения.

Культура и литература в России всегда были тесно связаны с философией, но на рубеже веков возникает особый интерес к этой науке. Философское учение проникает в разные области культуры. Происходит расцвет философской лирики, публицистики, прозы, музыки.

В конце ХIХ века в России в самостоятельную область духовной деятельности выделяется философия. Родоначальником русской философии принято считать Владимира Соловьева (1853- 1900 гг.) - известного мыслителя и поэта.

Соловьёв считал, что только на началах любви возможно торжество христианских идеалов. Любовь для философа являлась основным принципом отношений между людьми, только с ее помощью, по его мнению, можно ощутить свое единство со всем человечеством, преодолев природный эгоизм.

Большую задачу русский философ ставил перед поэтами и художниками, которые должны были «воздействовать на реальную жизнь, направляя и улучшал ее, согласно известным идеальным требованиям».

Под влиянием высоких идей Соловьева о любви, добре и красоте формировалось мировоззрение многих «младших символистов»: их не случайно называли «соловьевцами». По их мнению, поэт является связующим звеном между двумя разными мирами - земным и небесным. Перед поэтом, тем самым, стоит новая задача - стать «органом мировой души... тайновидцем и тайнотворцем жизни».

Писатели-символисты считали, что окружающий нас материальный мир - это видимость, всего лишь отражение идеального Высшего мира. Перед человеком творчества стоит главная задача - проникнуть в истинный мир, надреальный, это и даст возможность стать ближе к Высшему разуму. Символ, используемый при, этом, и является средством, помогающим постигнуть этот надреальный мир.

Символ - это слово-знак, с помощью которого поэт выражает сущность явления и может перекинуть мостик в субъективный мир, в иную реальность. «В поэзии то, что не сказано, мерцает сквозь красоту символа» - так говорил о символе Д. Мережковский.

К стихотворениям Валерия Брюсова писали музыку Сергей Рахманинов и Михаил Гнесин, Александр Гречанинов и Рейнгольд Глиэр. Однако поэт не только писал стихи - он создавал пьесы и переводил зарубежных авторов, выпускал журналы и руководил литературным институтом. Валерий Брюсов стал одним из основоположников русского символизма.

«Громадные пакеты исписанной бумаги»

Валерий Брюсов родился в 1873 году в московской купеческой семье. Он был внуком поэта Александра Бакулина, автора «Басен провинциала».

В четыре года Брюсов научился читать и буквально поселился в родительской библиотеке. Он изучал биографии великих людей и зарубежную классику, зачитывался бульварными романами и научной литературой. Поэт вспоминал о детстве: «От сказок, от всякой «чертовщины» меня усердно оберегали. Зато об идеях Дарвина и о принципах материализма я узнал раньше, чем научился умножению. Классическую литературу я знал плохо: не читал ни Толстого , ни Тургенева , ни даже Пушкина ; изо всех поэтов у нас в доме было сделано исключение только для Некрасова , и мальчиком большинство его стихов я знал наизусть» . Также Брюсов увлекался научными опытами: он проводил простые химические и физические эксперименты и изучал по книгам природу разных явлений. Еще в дошкольном возрасте мальчик написал первую комедию - «Лягушка».

В 11 лет Валерий Брюсов стал учеником частной гимназии Креймана - после экзамена его приняли сразу во второй класс. Дома он рос без товарищей, не знал простых детских игр, а увлеченность наукой и литературой отдаляла его от одноклассников еще больше. Однако позже Брюсов сблизился с другими юными любителями чтения, вместе они начали издавать рукописный журнал «Начало». В эти годы начинающий писатель пробовал свои силы в прозе и поэзии, переводил античных и современных авторов. Однако первой публикацией Брюсова стала вполне обыденная статья - в 13 лет он выступил на страницах журнала «Русский спорт» в поддержку тотализатора на скачках.

«Беспрестанно начинал я новые произведения. Я писал стихи, так много, что скоро исписал толстую тетрадь Poesie, подаренную мне. Я перепробовал все формы - сонеты, тетрацины, октавы, триолеты, рондо, все размеры. Я писал драмы, рассказы, романы... Каждый день увлекал меня все дальше. На пути в гимназию я обдумывал новые произведения, вечером, вместо того чтобы учить уроки, я писал... У меня набирались громадные пакеты исписанной бумаги».

Журнал «Начало» выходил несколько лет, а после гимназисты оставили эту затею. Брюсов возобновил свою редакторскую деятельность, когда ему было 16 лет. Он стал выпускать в школе рукописный «Листок V класса». Газета критиковала гимназические порядки, так что вскоре ученика-вольнодумца вынудили перейти в другое учебное заведение. Он продолжил учиться в гимназии Поливанова.

Посвящение «Вечности и искусству»

В 1890-х годах Валерий Брюсов увлекся творчеством Пушкина и французских символистов - Шарля Бодлера, Поля Верлена, Стефана Малларме. В 1893 году он написал письмо Верлену, в котором назвал себя основоположником русского символизма. В тот же год Брюсов создал драму «Декаденты (Конец столетия)» - она рассказывала о некоторых фактах биографии французского поэта.

В 1893 году Брюсов поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Он изучал историю и философию, искусство и литературу. Молодой поэт уделял много времени иностранным языкам - иногда лишь для того, чтобы читать зарубежных авторов в оригинале.

В дневнике Брюсов писал: «Если бы мне жить сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня» .

Уже на втором курсе обучения поэт опубликовал свой первый сборник «Chefs d’oeuvre» - «Шедевры». В предисловии он написал: «Печатая свою книгу в наши дни, я не жду ей правильной оценки... Не современникам и даже не человечеству завещаю я эту книгу, а вечности и искусству». Критики восприняли стихи скептически, в том числе из-за громкого названия книги. Двумя годами позднее вышел второй сборник - «Это - я». В нем появились урбанистические, исторические и научные мотивы. Следующую книгу - сборник стихотворений «Третья стража» с историко-мифологическими сюжетами - поэт посвятил Константину Бальмонту . Поэт публиковал свои произведения во многих московских и петербургских журналах, работал в московском издательстве «Скорпион».

В 1897 году Валерий Брюсов женился. Его избранницей стала Иоанна Рунт, молодая гувернантка сестер поэта. Поэт писал в дневнике: «Недели перед свадьбой не записаны. Это потому, что они были неделями счастья. Как же писать теперь, если свое состояние я могу определить только словом «блаженство»? Мне почти стыдно делать такое признание, но что же? Так есть» . Иоанна Рунт очень трепетно относилась к рукописям Брюсова, до свадьбы не давала их выбрасывать во время уборок, а после - стала настоящей хранительницей брюсовских трудов.

Валерий Брюсов и его жена Иоанна Брюсова (урожденная Рунт). 1899 год. Фотография: М.Золотарева

Валерий Брюсов с женой Иоанной Матвеевной

В начале ХХ века Валерий Брюсов сблизился с другими символистами - Дмитрием Мережковским, Зинаидой Гиппиус , Федором Сологубом. В 1901 году вышел их первый совместный альманах «Северные цветы» - именно тогда символизм и стал сформировавшимся литературным течением. Поэты и писатели устраивали литературные встречи в кружке Гиппиус, на «средах» у Брюсова, а также у его друга Александра Миропольского (Ланга). Нередко здесь проходили модные в те годы спиритические сеансы. В комнатах приглушали свет и вызывали «духов», которые двигали мебель и даже «писали» таинственные тексты - разумеется, чужой рукой.

В 1903 году Брюсов выпустил книгу «Граду и миру», а в 1906-м - сборник «Венок». В «Венок» вошли произведения нескольких предыдущих лет - мифологические, лирические, а также посвященные революции и войне. Параллельно с литературным творчеством поэт издает журнал символистов «Весы», руководит отделом литературной критики в журнале «Русская мысль», пишет пьесы, прозу, переводит зарубежных авторов.

Корреспондент, переводчик, профессор

В годы Первой мировой войны Валерий Брюсов работал военным корреспондентом от газеты «Русские ведомости». Но патриотические настроения первых лет войны быстро угасли. Иоанна Брюсова вспоминала, что он «возвратился глубоко разочарованный войной, не имея уже ни малейшего желания видеть поле сражения». В этот период появились критические стихотворения Брюсова, но они так и остались неопубликованными.

В эти годы Валерий Брюсов сосредоточился не на сюжетах своих новых стихотворений, а на форме стиха и поэтической технике. Он подбирал утонченные рифмы, писал классические французские баллады, изучал приемы поэтов александрийской школы. Брюсов стал виртуозом импровизации: он создавал классический сонет за рекордно короткое время. Один венок сонетов «Роковой ряд» из пятнадцати произведений Брюсов создал всего за семь часов.

В 1915 году по заказу Московского армянского комитета Валерий Брюсов начал готовить сборник национальной поэзии. Антология охватывала полторы тысячи лет истории Армении. Поэт занимался и организацией работы, и переводами, и редактурой книги, и ее подготовкой к печати. Когда сборник вышел, Брюсов написал несколько статей об армянской культуре и книгу «Летопись исторических судеб армянского народа». Позже он получил звание народного поэта Армении.

После революции Валерий Брюсов стал государственным служащим. Сначала он руководил Комитетом по регистрации печати, работал в Госиздате, был председателем президиума Всероссийского союза поэтов, помогал готовить первое издание Большой советской энциклопедии. В 1921 году Анатолий Луначарский предложил Брюсову организовать Высший литературно-художественный институт. До конца жизни поэт оставался его ректором и профессором.

В 1924 году поэта не стало - он умер от воспаления легких. Валерия Брюсова похоронили на Новодевичьем кладбище.

Имя: Валерий Брюсов (Valeriy Bryusov)

Возраст: 50 лет

Деятельность: поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик

Семейное положение: был женат

Валерий Брюсов: биография

Блок считал себя недостойным рецензировать этого гения и тем более - печататься с ним в одном журнале. Дело в том, что главный поэт Серебряного века, перечитав произведение Валерия Яковлевича, настолько поразился его творением, что сразу поставил себя на ранг ниже. Стоит сказать, что поэт, чьи стихотворения цитируются любителями словесности и по сей день, обожествлялся современниками. Многие видели в Брюсове мессию, грядущего по водам хитросплетенных строк и обозначающим новые витки литературы.


В действительности этот мастер пера по праву считается основоположником русского символизма и предтечей акмеизма, который обзавелся как почитателями и последователями, так и коварными недоброжелателями.

Примечательно, что Валерий Яковлевич известен не только по стихотворениям – этот талантливый писатель проявил себя также в переводах, журналистике и нетривиальных прозах. Брюсов знаком по произведениям «Август», «Прощаю все», «Я люблю», «Первый снег» и другим примечательным работам, которые стали бессмертными.

Детство и юность

Мэтр русского символизма родился холодным зимним днем 1 (13) декабря 1873 года в самом сердце России. Будущий поэт рос и воспитывался в зажиточной купеческой семье вместе с сестрой Надеждой, которая стала профессором Московской консерватории.


У Валерия Яковлевича интересная родословная. Его дедушка по отцовской линии, Кузьма Андреевич, был крепостным помещика Брюса и за два года до отмены крепостного права – реформы, проведенной , – выкупился на волю и начал свое торговое дело. Благодаря упорству и трудолюбию, Кузьма Андреевич выбился из грязи в князи и приобрел двухэтажный особняк на Цветном бульваре в Москве.

По линии матери дедушкой литератора был Александр Яковлевич Бакулин, известный современникам как поэт-баснописец и автор сборника «Басни провинциала». Возможно, именно этот человек оказал влияние на Валерия Яковлевича.


Что касается отца Валерия, то Яков Кузьмич был фигурой загадочной и неоднозначной, сочувствовал идеям революционеров-народников, которые, движимые социалистическими идеями Герцена, всеми способами хотели приблизиться к интеллигенции и найти свое место в мире. Глава семейства был человеком азартным: увлекшийся лошадиными скачками, Брюсов-старший мигом просадил все состояние на ставках и чуть не остался без гроша в кармане.


Валерий Яковлевич рано пристрастился к литературе. Вместо того чтобы играть с мальчишками во дворе, будущий автор стихотворения «Грядущие гунны» проводил время за чтением классических произведений и бульварных романов, можно сказать, что юноша проглатывал книги одну за другой. Даже научные статьи, попадавшиеся случайно в руки Брюсова, не оставались без должного внимания.

Фаворитами Валерия были автор приключенческой литературы, подаривший миру «Капитана Немо», и писатель, сочинивший «Всадника без головы», Томас Майн Рид. Также известно, что Валерий Яковлевич получил блистательное образование, он учился в двух престижных гимназиях, а в последние годы пребывания на школьной скамье начал проявлять интерес к царице наук – математике – и успешно решал самые сложные уравнения и задачи.


Возможно, имя Брюсова стояло бы наравне с , Франсуа Виетом и , однако молодой человек выбрал другой, творческий, путь. Заслужив аттестат зрелости, молодой человек продолжил получать образование и стал студентом Московского университета им. – учился на историко-филологическом факультете.

Литература

Валерий Яковлевич Брюсов с детства знал свое призвание, поэтому уже в 13-летнем возрасте занимался сочинительством стихов. Яков Кузьмич поддерживал отпрыска во всех начинаниях, поэтому отсылал творческие потуги горячо любимого чада по изданиям и даже отправил его очерк об отдыхе с семьей в детский журнал «Задушевное слово». Написанное одиннадцатилетним мальчиком «Письмо в редакцию» было опубликовано в 1884 году.

Хотя ранние стихотворения Брюсова были сложены на ура, первые рассказы юноши нельзя назвать удачными. Стоит отметить, что, когда юный Валерий брал чернильницу и перо, его вдохновлял классик русской литературы . Позже Брюсов стал восторгаться Семеном Яковлевичем Надсоном.


Примечательно, что уже в 1893 году молодой поэт ставит перед собой цель стать распространителем символизма в России. Символисты старались обличить существование каждой души и наделить главного героя всем спектром человеческих переживаний. сказал, что возникновение этого течения является «желанием забыться, оказаться по ту сторону добра и зла».

Взглядам Брюсова предшествовали увлечения французскими поэтами, он наслаждался произведениями Бодлера, Верлена, Малларме и в конечном итоге стал автором драмы «Декаденты» («Конец столетия», 1893). В 1899 году Валерий Яковлевич получил диплом и стал усиленно заниматься литературой и разрабатываем теории символизма. Примерно в то же время Брюсов сблизился с .


Знакомство двух поэтов в дальнейшем переросло в крепкую дружбу, они тесно общались вплоть до эмиграции Константина Дмитриевича. Дошло до того, что в начале 20 века Брюсов посвятил приятелю сборник «Tertia Vigilia» («Третья стража»), который литературные критики считают первым ростком урбанистического этапа творчества писателя: автор все чаще и чаще воспевает в своих трудах просторы шумного города и скрупулезно описывает даже мельчайшие детали.

Через три года творческая биография Брюсова пополняется сборником гражданской лирики «Urbi et Orbi» («Граду и миру»). В собрание вошли элегия «Женщине», баллада «Раб», а также сонеты, поэмы, оды и послания. Произведения Валерия Яковлевича из «Urbi et Orbi» оказали влияние на , и .


Далее Валерий Яковлевич становится автором сборника «Στεφανος» («Венок», 1905), являющегося, по мнению Брюсова, апогеем его творчества. Все произведения из «Венка» написаны под влиянием ожесточенной революции, которая не могла не сказаться на настроении автора. В этой книге мало стихотворений о любви, но зато выражена активная гражданская позиция поэта.

В 1907 году Валерий Яковлевич становится автором дебютного романа «Огненный ангел». В основу сюжета легли взаимоотношения Брюсова, Андрея Белого и Нины Петровской, правда, действия главных героев происходят не в Москве, а в средневековой Европе. Писатель приправляет произведение фантастическими элементами и заимствует мотивы , взятые из «Фауста».


Позднее творчество Валерия Брюсова соотносят с революцией, причем, судя по произведениям поэта, он, подобно марксистам, начал восхвалять большевистский переворот и стал основоположником русской литературной ленинианы, противоречил своему же постулату, изложенному в стихотворении «Юному поэту» (1896).

По мнению литераторов, Валерий Яковлевич стремился под общий гул стать частью новой эпохи, однако не нашел поддержки публики и не смог выдержать конкуренции со стороны новой советской поэзии, которая отожествлялась с и .

Личная жизнь

Что касается личной жизни, то Валерий Яковлевич Брюсов женат только один раз: в 1897 году писатель сделал предложение руки и сердца чешке по происхождению Иоанне Рунт, которая ответила согласием. Влюбленные прожили рука об руку до самой смерти, а Иоанна была как верной женой, так и музой, вдохновляющей поэта на новые произведения. Детей в семье Брюсовых не было.

Смерть

Основоположник символизма в России умер 9 октября 1924 года в Москве. Причина смерти – воспаление легких. Великий поэт был предан земле на Новодевичьем кладбище. Известно, что после смети возлюбленного Иоанна Матвеевна опубликовала неизданные произведения супруга.

Библиография

  • 1895 – «Chefs d’Oeuvre» («Шедевры»)
  • 1903 – «Urbi et orbi» («Городу и миру»)
  • 1907–1911 – «Земная ось»
  • 1907 – «Огненный ангел»
  • 1909 – «Все напевы»
  • 1911–1912 – «Алтарь победы. Повесть IV века»
  • 1912 – «Зеркало теней»
  • 1913 – «Ночи и дни»
  • 1916 – «Рея Сильвия. Элули, сын Элули»
  • 1916 – «Семь цветов радуги»
  • 1916–1917 – «Девятая Камена»
  • 1917–1919 – «Последние мечты»
  • 1922 – «Дали»
  • 1924 – «Mea» («Спеши»)
  • 1928 – «Неизданные стихи»

Гиршман М.М .

Творческий путь В. Брюсова начинался в тяжелое для русской поэзии время, и в своем становлении он был тесно связан с путями развития русского символизма.

«Декадентов единит не стиль, но сходство и сродство мировоззрения, - писал в 1907 г., оглядываясь назад и осмысляя прошлое, В. Брюсов. - То мировоззрение, которое было дорого всем «декадентам», уже достаточно выяснено: это крайний индивидуализм». Однако для декадента Брюсова уже с первых поэтических опытов характера не отгороженность от мира, а, напротив, бурное движение навстречу ему.

Даже в размышлениях о декаденстве Брюсов проявляет такую энергию и бодрую жажду деятельности, что само это слово, говорящее об упадке и разложении, кажется в его устах каким-то решительно неуместным. Достаточно вслушаться в тон боевых приказов, которые он дает юному поэту: не живи настоящим! никому не сочувствуй! поклоняйся искусству! И в этом тоне и в следующем за поданными командами отзвуке битвы («Молча паду я бойцом побежденным...») слышно между прочим и то, как жизнь воюет с провозглашенными заветами.

«Все на земле преходяще, кроме созданий искусства», - провозгласил Брюсов в предисловии к первому изданию своего первого поэтического сборника, носящего подчеркнуто вызывающее название - «Шедевры». Но волшебная сила искусства получает у него «посюстороннее» истолкование в культе поэтического мастерства. В одном из первоначальных вариантов «Сонета к форме» сказано:

Так с формою божественность слита,
Так внешностью облечена мечта,
Так вечный дух охвачен властью тела.
Признай его! Создавши идеал,
Храни его для жизненного дела
И у богов оставь их пьедестал.

Сам В. Брюсов и близкие ему современники впоследствии неоднократно объясняли, что и «лопасти латаний на эмалевой стене», и даже «месяц обнаженный при лазоревой луне», и многие другие экстравагантные образы его ранней поэзир имеют реальное, даже бытовое обоснование. Но тем более важным является целенаправленное преображение этого быта, когда, например, вполне обычный белый подоконник комнаты поэта становится «седым». Так возникает в стихах Брюсова особенный и оригинальный «мир очарований», который связан с действительностью и одновременно отталкивается от нее.

Такое соотношение мечты и действительности выступает с предельной отчетливостью в стихах о природе во втором сборнике поэта «Me eum esse»:

Создал я в тайных мечтах
Мир идеальной природы,-
Что перед ним этот прах:
Степи, и скалы, и воды!..
Пускай же грозит океан неизменный,
Пусть гордо спят ледяные хребты:
Настанет день конца для вселенной,
И вечен только мир мечты...

Уже в ранней лирике Брюсова выявилась ведущая роль интеллектуального начала. Впоследствии оно не только окрепло, но и получило вполне своеобразные формы поэтического выражения. Интеллектуализм у Брюсова вовсе не означает господство в его лирике единой рационалистической концепции бытия. Попытки найти «единую истину», как и «единого Бога», приводят его к скептическому:

Поверишь ты, что стал
над Иорданом...
Но будет все лишь тенью,
лишь обманом.

А раз так, то вполне естественно попытаться, так сказать, количественно охватить это «все», ничему не предаваясь душой окончательно, ибо истин много:

Мой дух не изнемог во мгле противоречий,
Не обессилел ум в сцепленьях роковых.
Я все мечты люблю, мне дороги все речи,
И всем богам я посвящаю стих.

Это, так сказать, пространственный образ лирического «я», совмещающего все противоречия. Переведенный во временную перспективу, этот образ оказывается цепью непрерывных изменений, сплошной сменой принимаемых и отвергаемых обликов:

Довольно, довольно! Я вас покидаю! берите и сны и слова!
Я к новому раю спешу, убегаю, мечта неизменно жива!
Я создал, и отдал, и поднял я молот, чтоб снова сначала ковать.
Я счастлив и силен, свободен и молод, творю, чтобы кинуть опять.

И такое «неустанное стремление от судьбы к иной судьбе» становится основным лирическим лейтмотивом поэзии Брюсова.

Мечты и «чувства мира», к которым адресуется поэт, могут быть, по его мнению, предметом рационального познания, а затем предельно экспрессивного образного выражения. Так формируется излюбленная в интеллектуальной лирике Брюсова мысль - страсть. Для ее провозглашения необходимо громкое, возвеличивающее слово. И рядом с идеалом мастера становится оратор - глашатай «общих истин», возведенных в достоинство страсти. Интеллектуализм, ораторство, мастерство - вот три «кита» формирующейся поэтической системы Брюсова.

Его лирические переживания с неизменно присущими им рационализмом, напряженностью и завершенной отчетливостью стремятся отлиться в отчеканенные и застывшие «миги», в скульптурной изобразительности которых всегда просвечивает главенствующий облик брюсовской мысли-страсти. Ее всегдашние признаки - обобщенность и количественный гигантизм:

Я исчерпал до дна тебя,
земная слава,
В ту ночь изведал ты все
счастья дерзновенья...

В связи с этим на второй план отступает изобразительная и выразительная конкретизация: используются лишь самые общие слова - названия пейзажных примет или обозначения чувств, мыслей, поступков. Гораздо важнее утверждающая величие лексическая окраска: славянизмы, торжественные перифразы, витийственный пафос ораторского монолога от первого лица или обращения, мощь мерно следующих друг за другом ритмических ударов, звуковое нагнетание.

Опыты В. Брюсова в области пейзажной лирики малопродуктивны: в них общими словами в лучшем случае создаются книжные иллюстрации или аллегорические картинки. Совсем другое дело - город. - Это «вместилище антитез» с его огромными, но вместе с тем четкими н обозримыми границами, «застывшими громадами», «неподвижными зданиями» и наполняющей всю эту неподвижность жизнью, «где каждый миг роковой».

Брюсова по праву называют одним из основателей русского лирического урбанизма. Но перед нами не певец города, а скорее обличитель его. Аналитическая поэзия дает ему возможность показать, например, в поэме «Замкнутые» мертвящую пошлость размеренней и расчисленной буржуазно-городской жизни, эфемерность неразрывно связанных с пошлостью минутных выходов в мнимую свободу «там, где игорный дом, и там, где дом публичный!» И наконец, самый важный вывод этого художественного анализа - неизбежность предстоящих катастроф:

Но нет! Не избежать мучительных
падений,
Погибели всех благ, чем мы теперь
горды!
Настанет снова бред и крови и
сражений,
Вновь разделится мир на вражьих
две орды.
Борьба, как ярый вихрь, промчится
по вселенной
И в бешенстве сметет, как травы,
города,
И будут волны выть над опустелой
Сеной,
И стены Тоуэра исчезнут без следа.

Ощущение «воскресающего дня» пронизывает весь сборник «Венок», и звучит оно тем сильнее, что в отдельных стихах сборника выражен также и ужас повседневной пошлости или изнуряющего труда (см., например, «Каменщик»). Так закономерно возникают в творчестве Брюсова столь важные для русской поэзии гражданские стихи, подтвердившие, что

Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза,
И песня с бурей вечно сестры.

В революции видит Брюсов столь необходимое и желанное ему «общее содержание» жизни, освященное вековой исторической традицией:

Эта песнь душе знакома,
Слушал я ее в веках.
Эта песнь - как говор грома
Над равниной, в облаках.
Пел ее в свой день Гармодий,
Повторил суровый Брут,
В каждом призванном народе
Те же звуки оживут.

Однако проблема заключается еще и в том, чтобы сделать это общее содержание своим, что возможно лишь при органической близости с той исторической силой, которая призвана преобразовать мир. Без нее для поэта грядущая буря и близка, и вместе с тем постороння своими исторически-созидательными замыслами, так что взгляду открывается наиболее видимое и ощутимое«сжигающее» начало, отразившееся в широко известных стихах «Грядущие гунны», «Близким» и др.

Ораторский, волевой напев придает этим стихам какое-то сугубо действенное содержание, так что уничтожение здесь начинает походить на обычную у поэта готовность к очередному возрождению. Другое дело, что при всей энергии лирического переживания оно порой кажется приподнятым на какие-то искусственные котурны, в нем ощущается несколько нарочитая взвинченность. Она и в безмерности призывов к разрушению, и в такой же безмерной риторичности «счастливых» картин:

Свобода, братство, равенство, все то,
О чем томимся мы, почти без веры,
К чему из нас не припадет никто, -
Те вкусят смело, полностью, сверх меры.
Разоблаченный тайн святой родник
Их упоит в бессонной жажде знанья,
И красота осуществленный лик
Насытит их предельные желанья.

Однако ярко выраженное стремление приблизиться к подлинно революционным идеалам, воспеть роковые минуты мира помогает Брюсову преодолеть в конце концов этот эстетический «холодок». «Каждый раз, когда он слышал призыв к революции, - хорошо сказал А.В. Луначарский, - сердце его трепетало, как от соприкосновения с родной стихией».

Свержение самодержавия в феврале 1917 г. В. Брюсов приветствует как прекрасное и неожиданно быстрое свершение давней мечты. Он пишет М. Горькому: «Все мы ждали и верили, но верили, что жданное сбудется «когда-то», через годы, и вдруг, чуть не в один день, мечта стала простой правдой. Предвижу, конечно, разные опасности, но все же то, что есть, слишком хорошо, почти страшно». Привычная формула «мысль - страсть» приобретает теперь в творчестве Брюсова форму триединства «мысль - страсть - революция», которая воспринимается поэтом как органическое звено единой цепи всемирно-исторических событий.

Октябрьская революция превзошла самые пылкие мечты поэта, хотя во многом разошлась с ними. И все же Брюсов имел полное право обратиться к тем из своих собратьев, кто теперь устрашился гибели всех вековых устоев, с едкими, но справедливыми словами своей инвективы:

То, что мелькало во сне далеком,
Воплощено в дыму и в гуле...
Что ж вы коситесь неверным оком
В лесу испуганной косули!
Что ж не спешите вы в вихрь событий -
Упиться бурей, грозно странной?
И что ж в былое с тоской глядите,
Как в некий край обетованный?
Иль вам, фантастам, иль вам,
эстетам,
Мечта была мила как дальность?
И только в книгах да в лад с
поэтом
Любили вы оригинальность?

«Переворот 1917 г. был глубочайшим переворотом и для меня лично, - пишет В. Брюсов, - по крайней мере я сам вижу себя совершенно иным до этой грани и после нее».

Брюсову особенно близки те созидательные замыслы, которые нес с собой «торжественнейший час земли». Ведь еще в самом его преддверии Брюсов славил всегда стоящий рядом с его поэтической мечтой напряженный труд:

Единое счастье - работа,
В полях, за станком, за столом, -
Работа до жаркого пота,
Работа без лишнего счета, -
Часы за упорным трудом!

В одном из лучших стихотворений Брюсова - «Третья осень» - такое славословие новой жизни становится тем более убедительным и художественно достоверным, что вырастает оно из описания очень тяжелых послереволюционных будней:

Вой ветер осени третьей,

Просторы России мети,

Пустые обшаривай клети,
Нищих вали на пути;
Догоняй поезда на уклонах,
Где в теплушках люди гурьбой
Ругаются, корчатся, стонут.
Дрожа на мешках с крупой.

Но уже в этих тягостных картинах звучит не только уныние, и не случайно все строфы охвачены сквозным образом «ветра», а это один из самых распространенных в поэзии тех лет символов для выражения революционного духа эпохи. И синтаксический строй ораторского монолога с повторяющимися в каждой строфе обращениями и императивами, и ритмическая энергия дольника - все это воссоздает такое лирическое переживание, в котором главное - волевой напор и энергия жизненного движения.

Ключевые слова: Валерий Брюсов, русский символизм, критика на творчество Валерия Брюсова, критика на стихи Валерия Брюсова, анализ стихов Валерия Брюсова, скачать критику, скачать анализ, скачать бесплатно, русская литература 20 века



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта