Главная » Съедобные грибы » Витус Беринг (Vitus Jonassen Bering). Фото, биография

Витус Беринг (Vitus Jonassen Bering). Фото, биография

Вторая Камчатская экспедиция Витуса Беринга и Алексея Чирикова 1740-1741

Предыстория

Как известно, после возвращения из Первой Камчатской экспедиции в 1730 году Витус Беринг был встречен в Петербурге несколько прохладно. К представленному им рапорту отнеслись с недоверием. Дело в том, что как раз перед ним в Адмиралтейств-коллегии успел наследить казачий полковник, «конкистадор» и покоритель чукчей А.Ф.Шестаков.

Шестаков представил составленную им (в 1724 г.) карту Северо-Восточной Сибири и Курильских островов (!). В 1727 по его предложению правительство инициировало военную экспедицию (~ 600 чел.) для покорения чукчей и поиска земель и островов в Ледовитом и Тихом океанах. Погиб в 1730 г. от рук чукчей.

Но так как Шестаков не то, что карты составлять – писать не умел, то Берингу не составило труда показать преимущество результатов собственной экспедиции. И чтобы окончательно убедить руководство Адмиралтейства в своей правоте, Беринг вышел с инициативой организовать еще одну исследовательскую экспедицию к восточным пределам государства. Он представил краткую записку, в которой предлагал:

1. обойти и подробно исследовать море на юг от Камчатки до Японии и устья Амура

2.обойти весь северный берег Сибири и произвести его съемку;

3.отправиться на восток от Камчатки для отыскания вероятно недалеко расположенных от нее берегов Америки, после чего завести там торговые сношения с туземцами.

Проектом Беринга заинтересовались влиятельные лица во главе с графом Остерманом, отвечающим за флот и являвшимся самым влиятельным на ту пору лицом в государстве.

Граф Остерман . Один из сподвижников Петра I, руководивший внешней политикой Российской империи в 1720-е и 1730-е годы. Фактический руководитель государства при Анне Иоанновне (1730-40). В Россию его привез из Амстердама тот же самый адмирал Корнелий Ивановичем Крюйс, который «сосватал» на русскую службу и Беринга. Остерман был одной из самых влиятельных фигур как при Петре I, (автор множества преобразований и законов, в том числе знаменитой «Табели о рангах») так и при последующих правителях, вплоть до окончания царствования Анны Иановны в 1740. При Елизавете попал в опалу и был сослан в Сибирь.

Адмиралтейств-коллегия поддержала план Беринга об организации следующей экспедиции на Камчатку. Более того, она расширила его до грандиозного проекта по исследованию восточных и северных окраин империи, который вошел в историю как «Великая Северная экспедиция». На Беринга было возложено как общее руководство проектом, так и непосредственные поиски морского пути от Камчатки к Америке.

Задачи Второй Камчатской экспедиции

Командору Берингу и капитану Чирикову поручалось построить в Охотске или на Камчатке, где будет найдено более удобным, два корабля, на которых и отправиться "для обыскания американских берегов, дабы они всеконечно известны были ". Причем полагалось само собою разумеющимся, что эти берега расположены невдалеке от Камчатки. Достигнув берегов, "на оных побывать и разведать подлинно, какие на них народы, и как то место называют, и подлинно ль те берега американские ".

Затем предписывалось плыть вдоль них, "сколько время и возможность допустит, по своему рассмотрению, дабы к камчатским берегам могли по тамошнему климату возвратиться; и в том у него (т.-е. Беринга) руки не связываются, дабы оный вояж учинился не бесплодной, как и первой ".

Высочайший указ о проведении Северной экспедиции был принят 17 апреля 1732 года. Беринг погрузился в организационные мероприятия в Петербурге. Затем перебрался в Тобольск, а к 1734 году был в Якутске. Этот сибирский город стал центральным «штабом» для всего мероприятия. Беринг изнывал под тяжестью организационных хлопот по снаряжению экспедиционных отрядов. Эти административные обязанности его угнетали, Берингу не терпелось, наконец, самому выйти в море. В Охотске, тем временем, были заложены трёхмачтовые пакетботы – «Святой Петр» и «Святой Павел», предназначенные специально для плавания к американским берегам.

Пакетботы "Святой Петр" и "Святой Павел"

Длина каждого пакетбота составляла 80 футов (30 с небольшим метров). Они имели по 14 пушек каждый и грузоподъемность около 100 тонн. Команду обоих кораблей составляли 166 человек. Сам Беринг отправлялся на "Святом Петре". С ним шли лейтенант Ваксель, штурман Эзельберг, подштурман Юшин и гардемарин Иоганн Синд. В числе матросов был и разжалованный в рядовые лейтенант Овцын – бывший командир одного из отрядов Северной экспедиции. «Святым Павлом" командовал капитан Алексей Чириков, с которым были лейтенанты Чихачев и Плаутинг, штурмана Елагин и гардемарин Юрлов. Провианта было взято из расчета на 20 месяцев.

А. Чириков и В. Беринг на берегу Авачинской бухты будущего Петропавловска

Боты "Святой Петр" и "Святой Павел"

Основные корабли должны были сопровождать дубель-шлюпка под командой корабельного мастера Хитрова и галиот, управляемый подштурманом Ртищевым. На дубель-шлюпке должен был разместиться астроном Лакройер и прибывший из Петербурга натуралист Стеллер, а также геодезист Красильников. Оба эти вспомогательные судна отстали в пути и не приняли участие в основной экспедиции.

Пока шли сборы, наступил сентябрь. Плыть в Америку было поздно. Поэтому пошли на восточный берег Камчатки, где и стали на зимовку в необыкновенно удобной бухте реки Авача. Уникальное удобство бухты было сразу подмечено опытным мореходом. Беринг заложил тут населенный пункт, назвав его в честь своих кораблей. Зимовка в Петропавловске прошла без происшествий. К началу лета 1741 все было готово к выполнению главной задачи.

Таинственная земля Жуана де Гамы.

Сам Беринг полагал, что лучший способ добраться до Американского континента – плыть на северо-восток, не выше широты 65 0 . Его мнение разделяло большинство специалистов.

Но тут выступил географ отряда Л. Лакройер, который стал настаивать на первоочередном поиске таинственной Компанейской земли, или земли Жуана де Гама, неведомого мореплавателя, который будто бы видел где-то в этих краях землю, сплошь состоявшую из серебра. Беринг, Чириков, Стеллер, разумеется, не верили этим «сказкам Шахеризады». Но беда была в том, что Адмиралтейство тоже предписывало своих установках эту землю искать. Несуществующая земля была обозначена на карте Лакройера по параллели 45-47 o . Беринг вынужден был уступить.

И рано утром 4 июня 1741 года оба пакетбота двинулись на поиски несуществующей земли, изобретенной фантазией кабинетного ученого. Особенно возмущен и раздражен этим безобразием был ученый-натуралист Стеллер, который больше других желал скорее ступить на американскую землю.

«Святой Павел» Чирикова шел впереди. Корабли, чтобы не потерять друг друга в тумане, постоянно били в колокол и стреляли из пушек. Но 19 июня они таки потеряли друг друга из вида и более не сходились.

Беринг спустился к югу до 45-й параллели, потыкался туда-сюда, и не обнаружив никакой Компанейской земли, взял курс на северо-восток. Это отклонение от прямого пути на Америку стало главной причиной многих неудач путешественников на «Св. Петре».

Америка!!!

После полутора месяцев плавания, около полудня 16 июля 1741 (на широте 58 o 14" и долготе 49 o 31") впереди на севере стали вырисовываться туманные очертания горных массивов. Радости команды не было предела. Больше всех радовался натуралист Стеллер. 20 июля 1741 пакетбот "Святой Петр" смог бросить якорь невдалеке от берега. Американского берега – в этом не было сомнений, потому, что перед ними маячили горные хребты, покрытые ледниками, высота которых составляет порядка 3000-6000 метров над уровнем моря. Ныне эта горная цепь называется «Горы Св. Ильи - Saint Elias Mountains)» на границе Канады и США.

Всеобщего ликования не разделял лишь Беринг. Он был угрюм и с несвойственной ему решительностью объявил команде о необходимости немедленно возвращаться обратно. Мотивировал командор свое решение тем, что до Камчатки далеко, и что впереди зима, и запасов мало, и значительная часть команды больна, включая самого его самого. Очевидно, у Беринга было предчувствие чего-то нехорошего. И сам он очень устал и был болен. Ему ведь было уже за 60 лет… Одним словом, командор настоял на своем решении. Одному лишь Стеллеру удалось побывать на американской земле, и то всего несколько часов. Но и за это ничтожное время неугомонный немец сумел собрать большую коллекцию всяческих растений. Стеллер умолял Беринга побыть здесь еще немного, но командор был неумолим.

Да, за Берингом числились странные и непонятные решения уходить от цели, когда до нее было уже рукой подать. Задержись он на пару недель в 1728 году подольше в Беринговом проливе – уже тогда бы «открыл Америку». Нет, повернул обратно. Пройди он немного к югу в 1727 году и обогни Камчатку с юга – не нужно было тащиться всю зиму 800 верст через горы со всем барахлом в Нижнекамчатск. И тут он мог бы настоять, что сначала Америка – потом Компанейская земля, на обратном пути. Нет. В результате потеряли время, истощили запасы…

Командор урезонил команду тем, что на будущий год они вернутся сюда со свежими силами и уже капитально обследуют все. Тем более, что инструкция Адмиралтейства-коллегии это позволяла.

Обратно в Петропавловск-Камчатский

Обратный путь домой был полон лишений. По пути были открыты ряд островов из группы Алеутских. В конце концов, «Святой Петр» потерпел крушение возле неизвестного безлюдного острова, который путешественники приняли за Камчатку. Оказалось – не Камчатка. До нее не дотянули 180 миль. Впоследствии этот остров назовут именем Беринга. Именно здесь великий путешественник нашел свое последнее пристанище. 8 декабря 1741 года капитан-командора Витуса Беринга не стало. Вместе с ним на этом острове нашла свой последний приют и значительная часть команды. Те, кто выжил, всего 46 человек, на следующее лето, из остатков «Святого Петра», построили самодельное судно и на нем, в августе 1742, года добрались до Авачинской бухты. Перезимовав здесь, путешественники в 1743 году добрались до Охотска, и в том же году прибыли в Петербург.

Памятник В. Берингу в Тюмени 2013

Алексей Чириков и пакетбот «Святой Павел»

А что же Чириков и бот «Святой Павел?» Судьба этой команды была ненамного лучше команды «Святого Петра». После потери из виду корабля Беринга, Чириков прекратил поиски неведомой Компанейской земли и взял курс на восток. 15 июля 1741 года, на полторы суток прежде Беринга, он увидел американский континент. Это был южный берег Аляски и те же горы Св. Ильи. Бросили якорь милях в трех от берега. Снарядили весельный бот с целью высадки на побережье, разведки местности, пополнения запасов воды и установления контактов с местным населением, если таковое окажется. Но бот обратно не вернулся.

Целую неделю «Святой Павел» маневрировал вдоль побережья, ожидая возвращения товарищей. Один день увидели на берегу дым. Снарядили оставшуюся на корабле небольшую лодку с плотницкими принадлежностями, полагая, что ботик потерпел крушение и требует ремонта. Но и лодка не вернулась обратно. Либо обе команды попали в руки индейцев, либо просто лодки разбились о прибрежные камни. Как бы там ни было, но положение команды Чирикова стало критичным. К берегу не на чем было подойти, некак пополнить запасы пресной воды. Про исследования новой земли не могло быть и речи. Нужно было срочно возвращаться обратно.

На обратном пути вдоль Алеутского архипелага к кораблю подходили на лодках алеуты, но ни один из них не поднялся на борт. Не удалось выменять у них хотя бы пресной воды. А вода на корабле заканчивалась, команда валилась от слабости и болезней. Еды и водки было в достатке. Но без пресной воды команда полностью обессилела.

«Святому Павлу» повезло больше, чем «Святому Петру». 8 октября 1741 года штурман Елагин увидел берега Камчатки и «Святой Павел» с еле живой командой на борту добрался до Авачинской бухты.

Чириков был крайне недоволен результатами экспедиции. Быть у американских берегов и даже не сойти на землю! Перезимовав в Авачинской бухте, он на следующий сезон сделал еще одну попытку достигнуть Америки. 25 мая 1742 «Святой Павел» с остатками команды снова вышел в море в направлении Америки. Однако непогода не позволила ему даже отойти от берегов Курильской гряды. И Чириков решил прекратить поход. К августу он и его сподвижники были уже в Охотске, откуда направились прямой дорогой в Петербург.

Так закончилась Вторая Камчатская экспедиция Беринга-Чирикова. Её главным итогом было пребывание российских кораблей возле Западного побережья Северной Америки. Открытие Алеутских островов и целого ряда прочих. Вот, пожалуй, и все.

P.S.

Бытует мнение, что русские открыли берега Северной Америки (Аляски) именно во время Второй Камчатской экспедиции. Это не так. Первым русским судном, подошедшим к берегу Северной Америки был бот «Св. Гавриил». Тот самый, который построил Беринг и на котором Первая Камчатская экспедиция обнаружила Берингов пролив!

Событие это случилось 21 августа 1732 года. «Святым Гавриилом» командовали геодезист М. Гвоздев и подштурман И. Федоров. Они оба были членами «экспедиции А.Ф. Шестакова - Д. И. Павлуцкого 1729-1735 гг.» А к американской земле подходили как раз в Беринговом проливе. И тоже на нее не сходили. В правдивости сообщений М. Гвоздева и И. Федорова, есть, однако, некоторые сомнения и путаница в показаниях.

Еще раз путешественники эпохи Великих Географических Открытий

Первая Камчатская экспедиция Витуса Беринга. 1725-1730.

Витус Беринг был первым российским мореплавателем, возглавлявшим целенаправленную географическую экспедицию. Его краткую биографию можно прочитать здесь. Если проводить исторические параллели, то экспедиции Беринга можно сравнить с экспедициями Джеймса Кука, чьи плавания были также инициативой Адмиралтейства и государства.

Идея Первой Камчатской экспедиции принадлежит Петру I?

Петр первым из властителей России начал систематические изучение географии страны, и прежде всего, инструментальное составление «генеральных» карт.

Поиск выхода России на просторы мирового океана всегда было его «идеей фикс». Но к Чёрному морю прорваться не удалось. Господство на Балтике было весьма относительно - шведы или датчане в любую минуту могли перекрыть узкую горловину выхода из Балтики на атлантические просторы. Оставался Северный морской путь и Дальний Восток: сквозь пролив между Азией и Америкой российские суда могли бы прорваться к Индии и Китаю. Если там был пролив.

Известно, что еще в начале самостоятельного царствования Петра, первый исследователь Камчатки Владимир Атласов привез в Москву японца по имени Денбей, занесенного бурей к южному побережью полуострова в 1695 г. и находившегося в плену у камчадалов.

Царь Петр, несмотря на бесконечные войны на западе, не забывал про восточные пределы своего царства. В 1714-1716 годах по указанию Петра было налажено морское сообщение (на ладьях) между Охотском и западным побережьем Камчатки. Следующим шагом был поиск побережья Северной Америки, которое, как он предполагал, находится недалеко от Камчатки или даже смыкается с Азией. В 1720-1721 годах одна из экспедиций, направившись с Камчатки на юго-запад, даже достигла середины Курильской гряды, но американского побережья так и не отыскала.

Надо сказать, вопрос «соединяется или нет Азия с Америкой» интересовал в те годы многих. С вопросом и просьбой снарядить экспедицию впервые обратились к Петру I Парижская академия наук, членом которой Петр формально являлся. Большое влияние на Петра I в этом вопросе оказал знаменитый немецкий ученый Лейбниц. Лейбниц был не только инициатором создания Российской (сначала Петербургской) Академии Наук, но и консультировал Петра по многим вопросам государственного устройства и имел на него большое влияние. Но особенно усердствовала в нахождении новых путей на Восток голландская "Ост-Индская компания", которая и привела в свое время Петра Первого к власти в России. Для нее вопрос «Соединяется ли Азия с Америкой?» был вовсе не праздным. И вот в 1724 году Петра таки "додавиди" до принятия решения. А от принятия решения до воплощения у Петра, как известно, дистанция была короткая.

23 декабря 1724 года Пётр дает указание Адмиралтейств-коллегии снарядить на Камчатку экспедицию под начальством достойного морского офицера. Адмиралтейств-коллегия предложила во главе экспедиции поставить капитана Беринга, поскольку он «в Ост-Индии был и обхождение знает». Петр I с кандидатурой Беринга согласился. (Голландцы тоже.)

«Царёв наказ» экспедиции Беринга

6 января 1725 года, (всего за несколько недель до своей смерти), Петр собственноручно написал инструкцию для Первой Камчатской экспедиции. Берингу со товарищи предписывалось на Камчатке или в другом подходящем месте построить два палубных корабля

1.Надлежит на Камчатке или в другом там месте сделать один или два бота с палубами; 2. На оных ботах возле земли, которая идет на Норд и по чаянию (понеже оной конца не знают), кажется та земля часть Америки; 3. Для того искать, где оная сошлась с Америкою: и чтобы доехать до какого города европейских владений или ежели увидят какой корабль европейской, проведать от него, как оный куст называют и взять на письме и самим побывать на берегу и взять подлинную ведомость и, поставя на карту, приезжать сюды».

Берингов пролив открыл Семён Дежнёв

Некоторая ирония ситуации заключалась в том, что пролив между Азией и Америкой еще 80 лет назад открыл казак Семен Дежнев. Но результаты его похода не были опубликованы. И о них не знали ни Пётр, ни в Адмиралтейств-коллегии, ни сам Витус Беринг, далекий по своим обязанностям от географических открытий. На «скаску» о походе Дежнёва наткнулся в Якутске историк Миллер, лишь в 1736 году, в ходе Великой Северной экспедиции.

Состав Первой Камчатской экспедиции

В экспедицию, кроме Беринга, были назначены морские офицеры Алексей Чириков, Мартын Шпанберг, геодезисты, штурманы, корабельных дел мастера. Всего в путешествие из Петербурга отправилось боле 30 человек.

24 января 1725 года выехал из Петербурга А. Чириков со своей командой, 8 февраля он прибыл в Вологду. Через неделю к нему присоединился Беринг с другими членами экспедиции. Число только штатных участников экспедиции, как отправленных из Петербурга, так и присоединившихся по пути следования доходило до 20 специалистов. Всего под командой Витуса Беринга, включая вспомогательный состав (гребцов, поваров и т.п.) было около 100 человек.

От Вологды до Охотска

Расстояние от Вологды до Тобольска экспедиция прошла в 43 дня. После месячного отдыха снова тронулись в путь. Почти все лето 1725 года команда провела в дороге. Зиму 1725-26 годов пережидали в Илимске. 16 июня все отряды экспедиции прибыли в Якутск. И только 30 июля 1727 года, на третий год по отправлении из Петербурга, Беринг и его команда отдельными группами добрались до Охотска. Легенда гласит, что сам Беринг, от Якутска до Охотска, 45 суток провел в седле! По прибытии в Охотск, не теряя времени, приступили к постройке судна. Всего было преодолено более десяти тысяч вёрст по воде, верхом, на упряжках, пешком…

22 августа 1727 года только что построенное судно – галиот «Фортуна» и сопровождающий его небольшой бот, прибывший с Камчатки, покинули Охотск и взяли курс на восток.

Галиот - двухмачтовое неглубоко сидящее судно.

От Охотска до Нижнекамчатска

Путь от Охотска до западного побережья Камчатки занял неделю и 29 августа 1727 путешественники уже плыли ввиду камчатских берегов. Что произошло дальше – сложно объяснить логически. Несмотря на то, что русские к тому времени уже более-менее обосновались на Камчатке, Беринга не имел представления о размерах полуострова. Бытовало даже мнение, что Камчатка плавно переходит в Японию, и что сквозного пути на восток нет… Беринг и не подозревал, что до южной точки Камчатки оставалось совсем немного.

Поэтому командир экспедиции решил высадиться на западном берегу и за зиму перебраться на восточный берег, в Нижнекамчатск. Там решили построить новый корабль и оттуда начать главные исследования. (По другим данным, наспех построенная «Фортуна» дала сильную течь, и экспедиция была вынуждена пристать к берегу). Как бы там ни было, но Беринг зашел в устье реки Большая и распорядился перетаскивать снаряжение и запасы на берег.

Путешествие Беринга через Камчатский полуостров

В Центральном архиве Военно-Морского Флота сохранились донесения Беринга в Адмиралтейств - Коллегию о его переходе поперек Камчатки:

«...По прибытии к Большерецкому устью, материалы и провиант переправили до Большерецкого острога водою в малых лодках. При оном остроге русского жилья 14 дворов. И отправил вверх рекою Быстрою в малых лодках тяжелые материалы и некоторую часть провианта, которые довезены были водою до Верхнего Камчадальского острога за 120 верст. И той же зимою, из Большерецкого острога, до Верхнего и Нижнего Камчадальских острогов переправили совсем по тамошнему обычаю на собаках. А каждый вечер в пути для ночи выгребали себе станы из снегу, а сверху покрывали, понеже великие живут метелицы, которые по тамошнему называются пурги».

Описание перехода экспедиции через Камчатский хребет, перетаскивание всего имущества, включая материалы для постройки кораблей, оружие, боеприпасы, еду заняло два месяца с лишним. Пешком, по рекам и на собачьих упряжках экспедиция проделала более 800 вёрст! Поистине героический подвиг.

К Берингову проливу на всех парусах

По прибытию в Нижнекамчатск всех грузов и членов команды, торжественно заложили новый корабль. Это случилось 4 апреля 1728. Строительство шло необыкновенно быстро. 9 июня корабль был уже закончен. А ровно через месяц, 9 июля 1728, хорошо зашпаклеванный и оснащенный бот "Святой Гавриил" под всеми парусами, с 44 членами команды на борту вышел из устья реки Камчатки и взял курс на северо-восток.

Всего чуть больше месяца длилось плавание на север вдоль берегов Азии. 11 августа 1728 «Святой Гавриил» пересек пролив, отделяющий Азию от Америки. Но на тот момент моряки не могли знать, пролив это или что другое. На следующий день заметили, что земля, мимо которой они шли прежним курсом, осталась позади слева. 13 августа корабль, подгоняемый сильным ветром, пересек Северный полярный круг.

Через 50 лет капитан Джеймс Кук, во время своей прошел этим проливом в поисках Северного морского пути вокруг Америки. Свой маршрут от прокладывал по картам, составленным Витусом Берингом. Поразившись точности русских лоций, Джеймс Кук предложил назвать пролив между материками именем Беринга. Так с подачи этого великого морехода один из самых значимых проливов на земле получил имя нашего, не менее великого соотечественника.

Экспедиция Беринга выполнила свою задачу

15 августа экспедиция вышла в открытый (Северный Ледовитый) океан и продолжала плавание на северо-северо-восток в полном тумане. Появилось множество китов. Кругом расстилался безбрежный океан. Земля Чукотская далее к северу уже не простиралась. Других земель не было видно.

В этом месте Беринг решил, что экспедиция выполнила свою задачу. Он не обнаружил никакого американского берега в зоне прямой видимости. Никакого перешейка не было и дальше к северу. Пройдя для очистки совести еще немного на север, до широты 67 "18", Беринг 16 августа 1728 отдал приказ возвращаться на Камчатку, чтобы «без причины» не зимовать на незнакомых безлесных берегах. Уже 2-го сентября 1728 года «Святой Гавриил» возвратился в Нижнекамчатскую гавань. Здесь экспедиция решила зазимовать.

Беринг понимал, что он выполнил только часть поставленной задачи. Америки он не обнаружил. Поэтому летом следующего года он и его сподвижники предприняли еще одну попытку прорваться к Американским берегам с востока. Выйдя в море в июне 1729 года, экспедиция прошла строго на восток 200 миль и не встретила никаких признаков земли.

Делать нечего, повернули обратно. Зато на пути в Охотск обошли Камчатку с юга и установили точные южной оконечности полуострова. Это открытие стало крайне важным и нужным для всех последующих экспедиций. Эх, кабы они сами знали истинные размеры Камчатки, не пришлось бы им перетаскивать волоком весь груз за сотни верст посуху!

Витус Беринг. Краткая биография. Что открыл?

Русские путешественники и первопроходцы

Еще раз путешественники эпохи Великих Географических Открытий

В 1733 году двум мореплавателям, Витусу Берингу и Алексею Чирикову, было поручено возглавить Вторую Камчатскую экспедицию. Мореплаватели даже представить не могли, насколько сложным окажется это плавание, сколько всего случится с ними в пути и что для одного из них это путешествие окажется последним. Пока все их размышления были сведены к мыслям о поставленной перед ними задаче – добраться до берегов Северной Америки. Для осуществления такой экспедиции им необходимо было пересечь всю Сибирь и уже от Камчатки отправиться к берегам американского побережья. Такая разведка должна была помочь найти быстрый путь для связи двух материков с последующим созданием торговых отношений с жителями Америки.

Подготовка к дальнему плаванию

Спустя год после получения приказа от Русского Адмиралтейства Беринг вместе с Чириковым отправляются из Тобольска в Якутск, где проведут около трёх лет. За это время экспедиция запаслась всем необходимым для предстоящего длительного путешествия, начиная от продовольствия и заканчивая снаряжением.

Вполне вероятно, что подготовка прошла бы быстрее, если бы местные власти не проявляли бездеятельность, а порой даже не оказывали сопротивление экспедиции. Тем не менее, в 1740 году моряки покидают Якутск и направляются в сторону восточного побережья Камчатки. Понимая, что плыть зимой небезопасно, экспедиция останавливается в районе Авачинской губы в бухте, сейчас известной как Петропавловская.

Плавание « Святого Петра»

Покинули русскую землю экспедиторы летом 4 июня 1741 года. В поход вышли два корабля – «Святой Пётр» , руководимый Берингом, и «Святой Павел» под командованием Чирикова. На море начался сильный шторм. К тому же, ситуацию усложнил и густой туман. В результате такой непогоды корабли потеряли друг друга из виду. Несколько дней мореплаватели пытались отыскать своих товарищей, но поиски не увенчались успехом, и поэтому каждое судно продолжило плавание в одиночку.

Спустя месяц, 17 июля 1741 года, пакетбот Беринга добрался к южным берегам Аляски. Неподалёку от хребта Святого Ильи, в районе острова Каяк, моряки ступают на землю. Правда, на берег не сошёл сам руководитель экспедиции: самочувствие Беринга сильно ухудшилось, и он лишь отдал приказ восполнить запасы пресной воды и продолжить путь.

Из-за встречных ветров «Святой Пётр» медленно продвигался на юго-запад. Во время пути моряки старались отмечать на карте встречающиеся острова. Недостаток витамина C сказывался на команде: один за другим участники экспедиции заболевали цингой. Постепенно уменьшался запас пресной воды.

Спустя ещё месяц, в конце августа, пакетбот причалил к острову. Здесь мореплаватели познакомились с алеутами. Но этот этап экспедиции запомнился путешественникам не только встречей с местным населением, а и печальным событием: здесь был похоронен первый моряк, отдавший свою жизнь за Великую Северную экспедицию, — Никита Шумагин, который умер от цинги. Впоследствии эти места были названы в честь доблестного мореплавателя (острова Шумагина).

Смерть командора

В начале осени, 6 сентября, пакетбот «Святой Пётр» берёт прямой курс на запад. Штормовая погода не давала возможности управлять судном, поэтому около двух месяцев корабль носило словно щепку. Командир экспедиции никак не мог оправиться от своей болезни, поэтому был неспособен стоять за штурвалом. И вот 4 ноября моряки увидели высокие снежные горы. Они ошибочно полагали, что волны прибили их к берегам Камчатки. Но долгожданные берега оказались всего лишь одним из островов архипелага, который известен сейчас как Командорские острова.

Команда решила встать на якорь, чтобы осмотреться, но якорь не выдержал волнения моря, и корабль был выброшен в бухту недалеко от берега. Уставшая от долгого плавания и испытывающая недостаток в провизии, команда сошла на берег. В долине, которая находилась под защитой гор, мореплаватели провели зиму.

Из 75 человек, которые приплыли на архипелаг, после зимовки погибло ещё 30 моряков. Такая же печальная участь постигла и самого командора Витуса Беринга. Не оправившись от своей болезни, он скончался 6 декабря 1741 года. Позднее этот остров, входящий в архипелаг, будет назван в честь великого мореплавателя. После смерти Беринга командование на себя взял его старший помощник — швед Свен Ваксель.

Борьба за жизнь

Благодаря обилию водившихся на острове животных — морских коров, песцов, каланов и морских котиков, которые не боялись людей и поэтому их без особого труда могли поймать моряки, и прибивавшим к берегу волнами обломков деревьев камчатского леса, которые шли на топливо, удалось перезимовать и наконец-то приступить к строительству нового корабля. Новое судно из обломков «Святого Петра» удалось построить исключительно благодаря казаку Савве Стародубцеву, самоучке из Охотска, ведь сопровождавшие экспедицию плотники погибли, а среди офицеров не было знатоков кораблестроения.

Уже к концу лета корабль был готов к спуску на воду. Да, его размеры были гораздо меньше, чем у «Святого Петра», но он был единственной надеждой для оставшихся в живых участников экспедиции. Им всё же удалось завершить путешествие, начатое Берингом: спустя четыре дня после отплытия судно достигло берегов Камчатки, а 26 августа 1742 года команда вышла к Петропавловску.

Прошло больше года после того, как «Святой Пётр» покинул берега Камчатки. Вернувшиеся 46 мореплавателей с достоинством выполнили поставленную перед ними задачу, а погибшие за время экспедиции моряки не были забыты, ведь их смелость и отвага в очередной раз продемонстрировали, что человек может преодолеть любые препятствия для достижения своей цели.

Почти перед самой смертью, в конце 1724 г., Петр I вспомнил «то, о чем мыслил давно и что другие дела предпринять мешали, то есть о дороге через Ледовитое море в Китай и … Не будем ли мы в исследованиях такого пути счастливее голландцев и англичан?..» Именно в «исследованиях», а не в «отыскании», т. е. открытии. На географических чертежах начала XVIII в. показывалась как полуостров.

Петр I и его советники знали о существовании пролива между и . Начальником экспедиции царь поставил капитана 1-го ранга (позднее он стал капитан-командором) (он же Иван Иванович) Беринга, выходца из Дании, сорока четырех лет, уже двадцать один год состоявшего на русской службе. Первая Камчатская экспедиция в составе 34 человек отправилась из Петербурга в Охотск (через Сибирь) 24 января 1725 г. Участники два года шли на лошадях, пешком, на судах по рекам. Морозы были жестокие, запасы провизии истощались. Команда мерзла, голодала; люди ели падаль, грызли кожаные вещи. 15 человек умерли в пути, многие дезертировали.

В Охотск передовой отряд во главе с В. прибыл I октября 1726 г. Так как в Охотске разместиться было негде, пришлось строить избы и сараи, чтобы дотянуть до конца зимы.

В начале сентября 1727 г. на двух небольших судах экспедиция перешла в Большерецк. Оттуда значительную часть груза до начала зимы переправили в Нижнекамчатск на ботах (лодках) по рекам Быстрой и , а зимой остальное перебросили на собачьих упряжках. Собак отнимали у , в результате многие из них были разорены и обречены на . В Нижнекамчатске к лету 1728 г. закончили постройку бога «Святой Гавриил», на котором 14 июля экспедиция вышла в море.

В начале сентября 1727 г. на двух небольших судах экспедиция перешла в Большерецк. Оттуда значительную часть груза до начала зимы переправили в Нижнекамчатск на ботах (лодках) по рекам Быстрой и Камчатке, а зимой остальное перебросили на собачьих упряжках. Собак отнимали у камчадалов, в результате многие из них были разорены и обречены на голод. В Нижнекамчатске к лету 1728 г. закончили постройку бога «Святой Гавриил», на котором 14 июля экспедиция вышла в море.

В. Беринг направил судно на север вдоль побережья полуострова, а затем на северо-восток вдоль материка. В результате заснято более 600 км восточного берега полуострова, выявлены полуострова Камчатский и Озерной, а также Карагинский залив с одноименным островом (на карте экспедиции эти объекты не названы, а их очертания сильно искажены). Моряки положили на карту также 2500 км береговой линии Северо-Восточной Азии. Вдоль большей части побережья они отметили высокие горы, и летом покрытые снегом, подступающие во многих местах прямо к морю и возвышающиеся над ним подобно стене. У южного берега полуострова 31 июля - 10 августа они открыли залив Креста, и остров Святого Лаврентия. Беринг не стал высаживаться на острове и не подошел к чукотскому побережью, а двинулся к северо-востоку. Погода стояла ветреная и . Землю на западе моряки усмотрели лишь днем 12 августа. Вечером следующего дня, когда судно находилось южнее широты мыса Лежнёва. Беринг, не видя ни американского берега, ни поворота на запад чукотского, вызвал к себе в каюту лейтенантов А. Чирикова и М. Шпанбсрга. Он приказал им письменно изложить свое мнение о том, можно ли считать доказанным наличие пролива между Азией и Америкой, следует ли двигаться далее к северу и как далеко.

Далее Беринг решил двигаться к северу. Днем 14 августа, когда ненадолго прояснилось, на юге была усмотрена земля, очевидно, остров Ратманова, а чуть позже почти на западе - высокие горы (скорее всего, мыс Лежнёва). 16 августа моряки прошли пролив и находились уже в . В Беринговом проливе и (ранее) в Анадырском заливе они выполнили первые измерения глубин - всего 26 промеров. Затем Беринг повернул назад, проявив разумную предусмотрительность.

Еще одну зиму провел Беринг в Нижнекамчатске. Летом 1729 г. он сделал слабую попытку достичь американского берега, но 8 июня, через три дня после выхода в море, пройдя, в общем, на восток чуть больше 200 км, из-за сильного ветра и тумана приказал вернуться. Вскоре, правда, установилась ясная погода, но капитан-командор не изменил своего решения, обогнул с юга Камчатку и 24 июля прибыл в Охотск. Во время этого плавания экспедиция описала южные берега полуострова на протяжении более 1000 км между реками Камчатка и Большая, выявив Камчатский залив и . С учетом работ 1728 г. съемка впервые охватила свыше 3,5 тыс. км западного побережья моря, позднее названого Беринговым.

А. Муранов

Со дня рождения Витуса Беринга, великого морехода, замечательного скромного труженика, отдавшего лучшие годы своей жизни служению нашей Родине, исполнилось уже более 300 лет. Свершенные им подвиги сделали его имя бессмертным.
Беринг родился в Дании и с юных лет был связан с морем. Ходил в дальние морские плавания, побывал во многих странах, знал европейские языки, был даже известен русскому царю Петру Первому. По приглашению царя в 1703 году поступил на службу в русский морской флот и с тех пор навсегда связал свою судьбу с Россией, стал родным ее сыном. Участвовал в знаменитых петровских походах. Среди моряков пользовался авторитетом и уважением, за что его чаще называли не Витусом, а Иваном Ивановичем.
К началу XVIII века Россия уже стала могучей морской державой, однако обширные просторы морей и океанов, омывающих ее земли с севера и востока, были почти не изучены. Не было известно также, соединяется ли Азия с Америкой сушей или эти материки разделены между собой проливом.
Это был далеко не праздный вопрос, а, наоборот, имел весьма большое практическое значение и издавна интересовал очень многих. Ведь для того чтобы попасть из Европы в Индийский или Тихий океаны нужно было огибать южную оконечность Африки или Южной Америки. Оба эти пути имели огромную длину, и пользоваться ими европейским купцам было крайне невыгодно: на плавание уходило много времени, в пути торговые корабли подвергались нападениям пиратов, их трепали бесконечные штормы и бури, отчего быстро изнашивались снасти и ветшали корабли. Кроме того, болели и умирали члены экипажей судов, и еще другие многочисленные трудности дальних походов осложняли и так нелегкую жизнь моряков.
Совсем иное дело, если бы корабли шли в Китай и другие восточные и азиатские страны Северным морским путем, огибая Азию или Америку не с юга, а с севера, тогда путь был бы примерно раза в три короче. Но для этого надо было точно знать, есть ли пролив между Азией и Америкой и доступен ли он для прохода судов.
Решение этой, казалось бы простой, задачи составило целую эпоху истории географической науки. Петр Первый, возвращаясь в 1697 году из Голландии в Москву, встретился в немецком городе Ганновере с известным ученым Готфридом Лейбницем.
В беседе с русским царем Лейбниц затронул много вопросов. Он советовал более подробно изучать географию России, составлять карты, для чего готовить геодезистов и картографов, больше вести астрономических и геофизических наблюдений. Петр Первый и сам знал важность всего этого, однако на вопрос Лейбница, имеется ли пролив между Азией и Америкой, не смог дать ответа, ибо сам ничего достоверного об этом не знал. Но самолюбие царя было задето – и он обещал ученому дать ответ на интересующий его вопрос.
Однако Лейбниц так и не дождался ответа. У Петра Великого было слишком много неотложных дел. Начались война со Швецией, окончившаяся победным Ништадтским миром, потом были многие другие заботы.
И тем не менее царь не забыл об этом деле. Только в январе 1725 года, уже будучи сильно больным, он собственноручно написал следующий наказ:
"1. Надлежит на Камчатке или в другом тамож месте зделать один или два бота с палубами.
2. На оных ботах плыть возле земли, которая идет на Норд и по чаянию (понеже оной конца не знают) кажется, что та земля часть Америки.
3. И для того искать, где она сошлась с Америкой... "
Во главе намеченной экспедиции нужно было поставить опытного морехода, надежного и смелого человека. Выбор царя пал на Витуса Беринга. В помощники ему назначили Алексея Ильича Чирикова. И хотя тот еще был молод (всего 22 года, но уже успешно окончил Морскую академию и как талантливый слушатель был оставлен при ней в должности преподавателя.
В 1725 году участники экспедиции отправились к месту назначения. Их путь от Невы до восточной окраины Российского государства был исключительно трудным. Ехали на лошадях, плыли по сибирским рекам. Большие трудности испытывали по доставке тяжелых грузов (якоря, канаты и пр.). Особенно страдали во время жестоких сибирских морозов, к тому же из-за нехватки продовольствия люди часто голодали. Нередко вместо павших лошадей сами впрягались в повозки.
После долгих мытарств экспедиция наконец в марте 1728 года прибыла в устье реки Камчатки. Позади было более трех лет пути. Петра Первого уже не было в живых, но начатое им дело продолжалось.
Выполняя распоряжение царя, в Нижне-Камчатском остроге экспедиция приступила к строительству судна, пригодного для дальнего плавания.
Это тоже было очень нелегким делом. Материалы к месту строительства доставлялись на собачьих упряжках и вручную. Смолу готовили сами. Питались рыбой, пойманной в реке, соль добывали из морской воды.
За три месяца самоотверженных работ судно было построено и названо "Святым Гавриилом". Для того времени это был довольно солидный корабль – длиной свыше двадцати метров.
13 июля 1728 года команда в составе сорока человек с годовым запасом продовольствия под начальством Беринга отправились на "Св. Гаврииле" вдоль берега полуострова Камчатки, придерживаясь северо-восточного направления.
В течение полуторамесячного плавания экспедиция открыла несколько островов, прошла по проливу, разделяющему Азию от Северной Америки, и вышла в Чукотское море, достигнув широты 67° 17". Но никто, ни Беринг, ни его спутники, не знали, что они сделали великое открытие: пролив, искать который послал их Петр Первый, они прошли и фактически открыли.
Это произошло потому, что все то время стояли пасмурные дни и морякам не были видны ни берега Аляски, ни азиатские берега.
Беринг, находясь в неведении, решил повернуть обратно, "понеже земля более к северу не простирается, а к Чюкоцкому или восточному углу земли никакой не подошло, и возвратился..." – так сообщил он позднее в своем рапорте.
Помощники Беринга интуитивно чувствовали, что цель близка и экспедиция находится примерно в том месте, куда стремились. Но нужны были факты и доказательства, а их не было.
А. И. Чириков очень настаивал на продолжении исследований и в случае необходимости предлагал остаться ив зимовку в устье реки Колымы.
Но осторожный Беринг не решился так поступить, считая это рискованным. Наступили холода, и он боялся за судно и жизнь вверенных ему людей и потому бесповоротно решил вернуться.
Злая ирония судьбы! "Св. Гавриил", возвращаясь, снова прошел по проливу, а моряки из-за ненастной погоды так и не увидели ни того ни другого берега. Так они и вернулись ни с чем на Камчатку.
Находясь в таком неведении, Беринг решил продолжить исследования в следующем, 1729 году. И вновь его постигла неудача: преодолев путь длиной около двухсот километров к востоку от берегов Камчатки, "Св. Гавриил" попал в жестокий шторм и не смог продолжать плавание.
Так завершилась Первая Камчатская экспедиция 1725–1730 годов.
Когда в марте 1730 года Беринг, Чириков и некоторые другие участники экспедиции вернулись в Петербург и начальник доложил о проделанной работе, им было указано, что задание осталось невыполненным, вопрос о наличии пролива между Азией и Америкой остался нерешенным, экспедиция не достигла берегов Америки.
Тогда же было решено организовать Вторую Камчатскую экспедицию. Ее задачами было: установить наличие вышеупомянутого пролива, дойти до берегов Америки и обследовать их, совершить плавание к Курильским островам и к Японии, узнать, можно ли по морю проплыть из устья реки Камчатки до Анадыря и Колымы. Начальником Второй Камчатской экспедиции вновь назначили Беринга, его помощником – А. И. Чирикова. Кроме них в состав экспедиции вошли одиннадцать морских офицеров, геодезисты, геологи и другие специалисты.
Суда для новой экспедиции строились в Охотске.

15 июня 1741 года "Святой Петр" и "Святой Павел", нагруженные всем необходимым, имея каждый на борту команды численностью свыше семидесяти человек, вышли из Авачинской бухты полуострова Камчатки. Гавань, где стояли суда, Беринг считал одной из лучших в том краю. В честь своих судов он назвал ее Петропавловской. Здесь и возник город Петропавловск-Камчатский, ставший столицей и одним из процветающих центров полуострова и крайнего востока нашей Родины.
Командование "Св. Павлом" Беринг поручил своему помощнику А. Чирикову. Сначала "Св. Петр" шел впереди, но потом командир приказал Чирикову возглавить поход. Около недели суда шли вместе, однако во время очень густого тумана (1 июля 1741 года) потеряли друг друга, разделились и никогда более не встретились.
Потеряв несколько дней на тщетные поиски корабля командира, А. Чириков повел "Св. Павел" к берегам Америки. Основным достижением его плавания в 1741 –1742 годы было исследование Алеутских островов.
Беринг тоже пытался найти судно Чирикова, но безрезультатно. Отправившись по назначенному курсу, "Св. Петр" 27 июля подошел к американскому берегу. Моряки увидели мощные заледенелые горные хребты, среди которых, как маяк, красовался величественный горный пик.
"Св. Петр" бросил якорь у ближайшего острова. Дело было в Ильин день – 31 июля 1741 года. В честь данного события высокому пику и острову Беринг дал название "Св. Илья".
Однако оно к острову не прижилось, и на картах его можно найти под именем Каяк. Он оказался обитаемым, но, кто здесь жил, люди Беринга не смогли установить, ибо испуганные их появлением жители поспешили спрятаться в лесах.
2 августа экспедиция открыла другой остров (Укамон) и в последующие дни группу мелких островов.
Высадиться на американский берег и обследовать хотя бы часть его Беринг не решился. Надвигалась холодная зима, на борту корабля было много больных, да и сам он чувствовал себя не совсем здоровым. Кроме того, Беринг не был уверен в том, что высадка на незнакомом берегу может окончиться благополучно. Словом, командир не хотел рисковать и до наступления сильных морозов предполагал добраться до Камчатки.
Обратный путь был трудным и печальным. Погода не благоприятствовала плаванию. Часто штормило, на море падали плотные туманы. Сильные западные ветры тормозили продвижение корабля по нужному курсу. Число больных все более увеличивалось. Беринг тоже заболел цингой и уже не вставал с постели. Первую жертву – матроса Шумагина – похоронили 10 сентября на неведомом острове и в честь погибшего товарища назвали Шумагинским.
Далее становилось все хуже. В конце сентября и в октябре штормы отличались исключительной силой. Число тяжелобольных перевалило за тридцать. Почти ежедневно кто-нибудь умирал.
"Мы должны были плыть в неизведанном, – писал в судовом журнале штурман Свен Вексель, – никем не описанном океане, точно слепые, не знающие, слишком ли быстро или слишком медленно они передвигаются и где вообще находится. Не знаю, существовало ли на свете более безотрадное или более тяжелое состояние, чем плавание в неописанных водах..."
В ноябре уже некому было нести вахту. К штурвалу подводили больных, которые сами не могли передвигаться. Корабль при жестоком морозе обледеневал, и некому было сбивать лед, чтобы облегчить судно.
Снасти пришли в ветхость, парусы превратились в лохмотья, продовольствие и запасы воды кончались.
Люди приходили в отчаяние, считали себя обреченными.
"Наш корабль плыл, как кусок мертвого дерева, почти без всякого управления, и шел по воле волн и ветра, куда им только вздумалось его погнать..." – записал в начале ноября Свен Ваксель.
4 ноября моряки увидели землю. Раздались радостные крики: "Камчатка! Мы спасены!"
Каково же было разочарование всех, когда оказалось, что земля, принятая за Камчатку, на самом деле представляла собой неизвестный необитаемый остров.
Беринг созвал офицеров на совет, чтобы решить, как быть дальше – продолжить ли плавание, на чем сам настаивал, или высадиться на остров.
Большинство решило, чтобы "спасти себя и судно", пристать к острову.
Это было единственное правильное решение, ибо судно обветшало, а команда не была в состоянии вести его дальше, хотя, как выяснилось позднее, Камчатка находилась не так далеко от того места.
7 ноября моряки высадились на остров. С судна сняли припасы и необходимые вещи. 22 ноября во время бури оно было выброшено на берег и пришло в полную негодность.
Решили зимовать на острове. Жилищем для людей служили ямы, вырытые в песке. Многие не вынесли исключительно неблагоприятных и суровых условий жизни на острове и умерли. В их числе был и начальник экспедиции. "Декабря 8 (19) дня капитан-командир Беринг в землянке того острова умер..." – было написано в одной из последних строк корабельного журнала.
Оставшиеся в живых участники экспедиции провели на острове девять долгих месяцев. Питались мясом убитых животных и двух китов, выброшенных мертвыми на берег.
Из остатков разбитого судна зимовщики соорудили небольшой бот, дали ему то же имя и 21 августа 1742 года прибыли в Петропавловск.
После смерти Беринга экспедицию возглавил один из его помощников Мартын Шпанберг. Объектом ее исследований были сибирские берега Северного Ледовитого океана.
В 1744 году Вторая Камчатская экспедиция закончила свое существование. Она длилась одиннадцать лет.
Имя Витуса Беринга увековечено на картах мира, главным образом в той части света, где он совершил всемирно известные Камчатские экспедиции. Его носят: мыс на побережье Анадырского залива, гора на острове Спафарьева, населенный пункт на западном побережье Аляски и другие географические объекты. Но самая большая память об этом человеке запечатлена в названии пролива, который он, не зная, открыл и дважды прошел во время своих морских походов, и море в северной части Тихого океана, которое он пересек на "Св. Петре", возвращаясь от берегов Аляски к Камчатке, чьи воды омывают восточную часть нашей Родины.
Географические результаты экспедиций Беринга велики, и их никто не оспаривал. Свыше двух с половиной веков прошло с момента, когда он повел свои суда в дальние морские походы. О его делах, достижениях и недостатках написано очень много. Некоторые географы и историки обвиняли этого человека в мягкости характера, излишней осторожности, нерешительности и медлительности, недооценивании научных наблюдений, неумении поставить на должную высоту дисциплину и во многих других недостатках.
Однако люди, критиковавшие Беринга, очевидно, плохо представляли себе те исключительно трудные условия, в которых ему пришлось выполнять задание Петра Великого, когда тот уже ничем не мог помочи ему или защитить – в эпоху политических интриг, распрей и происков, взбудораживших все общество после смерти царя.
Исключительно честный, доброжелательный и справедливый старый моряк Беринг ценой невероятных усилий сумел построить на голом месте корабли, проложить на них через холодные океанские пустыни новые пути в Америку, героически перенести бесчисленные беды, невзгоды и лишения, целиком посвятить два последних десятилетия своей жизни исследованию неведомых вод и земель, совершить ряд великих географических открытий и за все это бескорыстие заплатить собственной жизнью. Этими подвигами Витус Беринг обессмертил свое имя и вписал его золотыми буквами в историю географической науки и нашего государства.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта