Главная » Съедобные грибы » Введенский биография для детей кратко. Александр Введенский: биография

Введенский биография для детей кратко. Александр Введенский: биография

А. И. Введенский - один из русских поэтов «серебряного века», был драматургом и членом литературно-театральной группы ОБЭРИУ.

Ранние годы

Будущий поэт родился в Петербурге в 1904г, вырос в семье потомственных интеллигентов. Его дед был юристом, отец - экономистом. Второй дед - генерал-лейтенантом, а мать - врачом. Сначала родители определили Александра и его брата в кадетский корпус, но потом оба продолжили образование в гимназии. Александр окончил ее в 1921 г. Продолжил учебу сначала в Петроградском университете, затем - на факультете востоковедения, на китайском отделении. Учебу он вскоре бросил. Стал работать письмоводителем, потом некоторое время - на электростанции.

Первые шаги в литературе

Еще в гимназии Введенский начал пробовать писать стихи. Познакомившись с поэтом Даниилом Хармсом, он в 1925 г. вместе с новым другом впервые опубликовал свои стихи на страницах имаженистского сборника «Необычайные свидания друзей», хотя в Ленинградском союзе поэтов он считался футуристом. В объединении «ОБЭРИУ» В 1927 г. возникла литературно-театральная группа «ОБЭРИУ», созданная Введенским и Хармсом. Участники этого объединения считали, что интерес вызывают исключительно бессмысленные явления, поэтому в их стихах была подчеркнуто примитивная лексика и абсурдное содержание.

ОБЭРИУты организовывали творческие встречи, на которых звучали их необычные стихи. В январе 1928 г. в здании Дома печати, что на Фонтанке, состоялся один из самых эксцентричных и потому известных вечеров ОБЭРИУтов под названием «Три левых часа», где Введенский выступил со своими стихами. С. Я. Маршак пригласил Введенского и Хармса для сотрудничества в детских журналах «Чиж» и «Еж». Введенский печатался почти во всех номерах журналов, а впоследствии, по просьбе Маршака, перевел для детских изданий некоторые сказки братьев Гримм.

Влияние Велимира Хлебникова

Творчество А. И. Введенского, считают специалисты, имеет некоторую связь с футуристом Велимиром Хлебниковым. Он, как и Хлебников, использовал упрощенные рифмы и метрику, умышленно сбивается на свободный стих. Но он не романтизирует прошлое или будущее, как это делал Хлебников, потому что в круг его интересов входили только три темы: Бог, смерть и время. И если Хлебников был приверженцем законов времени, то Введенский рассматривал время только в связи со смертью как точкой отсчета.

Арест и ссылка

ОБЭРИУты просуществовали недолго. Печать обрушилась на них с критикой, называя их непонятными, скандальными, чуждыми современной комсомольской аудитории, перед которой они выступали. В числе других ОБЭРИУтов Введенский был арестован (конец 1931 г.) по доносу за то, что сказал тост о расстрелянном и инициировал исполнение «бывшего гимна» на дружеской вечеринке. В 1932 году введенский и Хармс были высланы в Курск, затем вместе с женой Александр Иванович был переведен в Вологду, затем - в Борисоглебск (Воронежская обл.)

После ссылки

Вернувшись из ссылки, Введенский был принят в Союз писателей. Из Ленинграда в 1936 г. он переехал в Харьков, где жила его новая жена - Галина Борисовна Викторова. Там он был изолирован от общения с литераторами и вел обычную семейную жизнь. Там у него родился сын, при крещении нареченный Петром. В конце жизни Началась . В конце сентября 1941 года Александра Введенского снова арестовали за так называемую контрреволюционную агитацию.

Когда фашистские войска стали подходить к Харькову, Введенского вместе с другими «врагами народа» этапировали в Казань. Вагоны эшелона, в зимнее время, не были пригодны для людей. Введенский в пути сильно простудился, заболел плевритом и скончался 19 декабря 1941 года. Его тело довезли до Казани, поместили в морг психиатрической клиники МВД, где до сих пор хранится акт о смерти Введенского Александра Ивановича. Точных сведений о захоронении поэта нет. Возможно, на Архангельском или Арском кладбищах г. Казани. В 2011 г. на ул. Съезжинской, 37, в Санкт-Петербурге, где жил поэт до 1936 г, установлена мемориальная доска в его честь.

Введенский Александр на протяжении долгого времени был известен широкому кругу читателей исключительно как детский писатель и поэт. Только избранный круг знал о том, что у него имеются более серьезные и глубокие работы, предназначенные для совершенно иной аудитории, чем маленькие дети.

Мало кто знает и о том, что получивший широкую популярность поэт и драматург Введенский Александр после окончания гимназии не смог сдать простой экзамен по русской литературе. Этот факт, случившийся в юности выдающегося поэта, еще раз подтвердил, что далеко не все дети, которые не справляются с формальными школьными заданиями, являются глупыми и безнадежными. Ведь именно в школьные годы у будущего поэта проявился писательский талант и сформировалась выраженная тяга к литературе.

Семья поэта

Введенский Александр, год рождения которого припадает на 1904, появился на свет в Санкт-Петербурге. Можно сказать, что его родители принадлежали к интеллектуальной элите Ленинграда того времени. Его мать, Поволоцкая Евгения Ивановна, была успешным и весьма известным в городе акушером-гинекологом. Отец Введенского, Иван Викторович, имел высшее юридическое образование и занимал в городе неплохое положение. Он долгие годы преданно служил на гражданской службе и за свои достижения был удостоен чина статского советника. После прихода власти Советов он стал работать экономистом, и его семья чудом избежала советских репрессий, которые ей грозили в связи с явным интеллигентным происхождением и отсутствием прямых связей с рабочим классом.

Александр Введенский: биография

Сначала родители приняли решение отдать сына на воспитание в Ленинградский кадетский корпус, где будущий писатель и поэт проучился недолгое время вместе со своим братом. Но позднее, по настоянию матери, оба ее сына перешли на обучение в гимназию им. Лентовской. Александр Иванович Введенский, фото которого можно увидеть в нашей статье, окончил эту гимназию в 1921 году. Затем он решил продолжить обучение в Петроградском университете, выбрав юридический факультет.

Проучился он там недолго и, осознав, что юриспруденция его на самом деле не очень интересует, Александр Введенский, стихи для детей которого станут известны со временем многим, решил перевестись на Восточный факультет, а точнее, на его Китайское отделение. Но и эту учебу он не продолжил долго и вскоре навсегда оставил университет. Недолгое время Александр Введенский был письмоводителем. Затем два года он проработал на «Красном Октябре» − местной электростанции.

Первое становление писательских взглядов, футуристика

Введенский Александр Иванович - поэт, стихи которого стали достаточно популярными, начал писать свои первые произведения еще будучи гимназистом. И именно в этот ученический период у юноши возникла симпатия к футуристам, а также его привлекали работы символистов. Особенно Введенский Александр в юности увлекся легендарным Блоком. Стоит затметить, что огромное влияние на становление его как личности оказали стихи Крученых. Известна история о том, как, будучи гимназистом, он состоял в литературном объединении. Вместе с ним туда входили Алексеев и Липавский.

Однажды трое гимназистов решили получить оценку своих ранних произведений от самого Блока. Они собрали свои стихи и отправили их Александру Александровичу, но, судя по сохраненным записям из архивов великого поэта, стихи юных гимназистов ему не очень понравились, отдельно он выделил только Алексеева. При этом, скорее всего, инициатором идеи получить рецензию от Блока стал именно Введенский Александр, ведь его адрес был указан в качестве обратного на конверте. Несмотря на такое разочарование, любовь и тяга к литературе у него не пропали.

Знакомство с Хармсом

Роковым и во многом определяющим его дальнейшую судьбу для поэта стало знакомство с Хармсом. Введенский Александр активно общался в поэтических кругах и старался максимально расширить свои литературные связи. Он был в достаточно дружеских отношениях с Кузьминым и Клюевым, часто с ними виделся. И во время одной из таких встреч познакомился с Даниилом Хармсом, который впоследствии стал его практически самым лучшим другом.

Однажды Введенского пригласили послушать работы молодых поэтов, и среди выступающих Александр выделил одного, по его мнению, самого талантливого − им и оказался Хармс.

С этого они ушли вместе, и, пообщавшись немного, нашли много схожего в своих взглядах.

Совместная деятельность двух товарищей

Введенский и Хармс стали действительно искренними и преданными товарищами. Они разделяли взгляды левых сил и вели активную литературную деятельность. Периодически друзья читали свои стихи, выступая на литературных вечерах, проводимых собранием «Необычайные свидания друзей». Также они вступили в ряды союза поэтов Ленинграда. Желая объединить писателей со схожими взглядами, товарищи решили создать собственную организацию.

История создания ОБЭРИУ

В 1927 году Введенский вместе с Хармсом выступили в качестве идеологов и создателей своеобразного объединения «реального искусства», которое вошло в историю и учебники литературы под легендарным названием ОБЭРИУ. Эта организация входила в состав Дома печати на правах одной из его секций. Основной интерес в литературе они проявляли к бессмысленным явлениям. А также активно проповедовали направление абсурдизма. Введенский по большей части являлся активным деятелем ОБЭРИУ, а Даниил Хармс выступал в качестве организатора. Кроме них, там состояли несколько молодых поэтов, среди которых были Н. Олейников и Н. Заболоцкий.

Основные занятия литературного объединения

ОБЭРИУ занималось достаточно эпатажной на то время деятельностью. Они организовывали театрализованные концерты и представления, во время которых читались стихи поэтов, входящих в ОБЭРИУ, и очень часто такие выступления сопровождались весьма эксцентричными выходками. Концерты могли проходить под разными слоганами и иллюстрироваться надписями, к примеру, «Мы - не пироги». Для Петербурга 30-х годов, погрязшего в трудном послереволюционном периоде, такие надписи были слишком трудны для восприятия, и очень скоро на деятельность ОБЭРИУ обрушился шквал критики. Их называли скандальными, совершенно непонятными и чуждыми комсомольской аудитории.

«Подработка» в качестве детского писателя

Активная деятельность в качестве основного идеолога и активиста ОБЭРИУ, скорее всего, приносила Введенскому моральное удовлетворение, но не могла обеспечить его финансово. Поэтому, когда от Сергея Маршака поэту поступило предложение писать стихи для детских журналов, он не стал отказываться.

Начиная с 1928 года он активно пишет детские стихи, рассказы и практически все время публикуется в таких журналах, как «Чиж» и «Еж». Подобная работа помогала ему и именно благодаря ей Введенский Александр Иванович - поэт с выраженными футуристическими взглядами, приверженец символизма и абсурда - стал известен и вошел в официальную историю как детский писатель.

Подозрение и арест

Деятельность ОБЭРИУ долгое время находилась под тщательным контролем местных властей, которые не могли себе позволить проявления в Петербурге подобного вольнодумства. В 30-х годах почти все «обэриуты» попали под репрессии. Их обвинили в том, что своей деятельностью они отвлекают комсомольцев от основной задачи - строительства социализма. Введенский не стал исключением и также был арестован, в 1931 году.

Согласно официальной версии, на Александра Ивановича поступил донос, что во время одного из застолий он произнес тост в честь Николая II. Введенскому была инкриминирована пятьдесят восьмая статья, обвиняющая в контрреволюционной деятельности. Но при этом делом поэта занимался особый отдел ГПУ по «литературным вопросам». После расследования Введенский был отправлен в ссылку.

Ссылка

Изначально отбывать свое наказание он был направлен в город Курск. В ссылку Александр отправился со своей первой супругой, Т. Мейер, с которой он познакомился еще будучи гимназистом, поскольку они учились в одном заведении. Пребывая в ссылке, он долгое время проживал вместе с Хармсом, а затем был отправлен в Вологду. Освобожден от ссылки был в 1932 году, но существовало постановление, которое запрещало Введенскому проживать на территории 16 пунктов СССР. По этой причине еще три года он провел в Борисоглебске.

Возвращение на свободу

Полностью освободившись, Александр Введенский в 1934 году возвращается в Ленинград. Там его сразу же принимают в Союз писателей. В этот и последующий год он пишет свои самые лучшие стихи, среди которых «Четыре описания» и «Приглашение меня подумать».

Чтобы вновь не попасть под прицел властей, Александр Иванович пишет много просоветской литературы, а также детские произведения и пьесы, в том числе получившую популярность «Елку у Ивановых». За несколько лет до начала войны Введенский создает пьесу для легендарного При этом со своими стихами он выступает на публике очень редко.

Александр Иванович женился во второй раз, и его избранницей стала Галина Викторова. Они стали супругами в 1936 году, и вскоре поэт переехал к своей новой жене в Харьков, где она проживала. Через год после женитьбы, в 1936, у них родился общий сын - Петр.

Смерть поэта

К сожалению, точная дата смерти этого талантливейшего человека до сих пор неизвестна. Существует несколько версий его гибели, одна из них гласит, что в 1941 году, при подходе немцев к Харькову, Александр Введенский вместе с семьей, как и все жители города, готовился к эвакуации. Поезд, на котором семья поэта должна была покинуть Харьков, оказался переполненным, а следующий не пришел. По прошествии двух дней Введенского вновь обвинили в контрреволюции и предъявили ему 54 статью. Вместе с другими «ненадежными товарищами» и «врагами народа» его этапировали в Казань.

Согласно официальной версии, вагоны эшелона были совершенно не предназначены для транспортировки людей. В поезде было очень холодно, и Введенский, заболев плевритом легких, скончался в пути.

Его труп оставили в одном из Казанских моргов, который принадлежал психиатрической клинике МВД. По некоторым данным сама смерть наступила ночью 19 декабря, при этом в реабилитационном документе, который был выписан намного позднее, датой смерти указывалось 20 декабря.

Увы, точное место захоронения его неизвестно и на сегодняшний день. Поэт и драматург Введенский Александр умер в весьма молодом возрасте. Ему было 37 лет.

Году через газету «Русское слово» провел анкетирование нескольких тысяч представителей интеллигенции с целью выявления причин широкого распространения неверия.

Обоснованию деятельности по «обновлению» (фактически расколу) Церкви был посвящен ряд работ Введенского 1922-1923 годов, в которых он особое место уделял социальному аспекту, подчеркивая, что церковным идеалом являются всепрощение, отрицание классов и национальных различий, осуждение всех видов эксплуатации и насилия. Главный «грех... старой Церкви» , по мнению Введенского, заключался в том, что она не осуждала капитализм, между тем как «Церковь должна освятить правду коммунистической революции» , ибо в государственной сфере большевики «воплотили принцип социальной правды» и ближе, нежели предшествующие правители, «подошли к исполнению заветов Христа» . Патриаршую Церковь Введенский, переводя свои рассуждения в политическую плоскость, называл «боевым органом контрреволюции» , «церковью контрреволюционеров» , что, по его мнению, с особой силой проявилось на Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 годов .

После совещания с другими викариями Петроградской епархии и по причине откровенного давления со стороны властей, угрожавших расстрелом митр. Вениамина, вступивший во временное управление Петроградской епархией Ямбургский епископ Алексий (Симанский) 4 июня снял с Введенского запрещение.

Отсутствие в СОДАЦ епископов вынудило Введенского восстановить общение с «Живой церковью », и 16 октября года он вновь вошел в состав ВЦУ и стал заместителем председателя.

Обновленческий архиепископ Крутицкий

Активно участвовал в работе II обновленческого поместного собора года, где 3 мая выступал с докладом, в котором настаивал на лишении сана патриарха Тихона , называя патриарха «изменником делу Христову» . В тот же день собор принял постановление, разрешавшее брак епископам, и 4 мая Введенский был избран обновленческим архиепископом Крутицким , первым викарием Московской епархии. Хиротония Введенского, находившегося в брачном состоянии, прошла 6 мая в храме Христа Спасителя .

В августе года он вошел в состав образовавшегося обновленческого священного синода в качестве 2-го заместителя председателя, возглавил в синоде административный и просветительный отделы и миссионерский совет.

"Митрополит-апологет"

В начале года Введенскому также было поручено заниматься зарубежными делами с возведением его в сан митрополита Лондонского и всея Европы. Однако попытка обновленцев получить хотя бы один храм за рубежом претерпела неудачу, и в середине 1924 года Введенскому был присвоен титул митрополит-апологет и благовестник истины Христовой . В том же 1924 году временно управлял Московской обновленческой епархией .

На открывшемся 1 октября года обновленческом III "Всероссийском поместном соборе православной Церкви" Введенский был избран товарищем председателя собора. Во вступительном докладе, открывая собор, Введенский зачитал заведомо ложное письмо обновленческого епископа Николая Соловья о том, что в мае года патриарх Тихон (Беллавин) и митр. Петр (Полянский) якобы послали с Соловьём в Париж вел. кн. Кириллу Владимировичу благословение на занятие царского трона. Как и многие другие устные и печатные заявления Введенского, это выступление имело характер доноса и послужило причиной скорого ареста митрополита Петра.

В 1920-х годы Введенский пользовался популярностью как проповедник и оратор, часто выступал с лекциями, участвовал в диспутах на религиозные темы с наркомом просвещения Анатолием Луначарским . Являлся профессором обновленческих Московской богословской академии и . В году Московской обновленческой академией был удостоен степени доктора богословия , в году- степени доктора христианской философии , в - годы возглавлял академию в качестве ректора.

После закрытия храма Христа Спасителя в году Введенский совершал богослужения в московских храмах: апостолов Петра и Павла на Нов. Басманной ул. , «святейшим и блаженнейшим первоиерархом московским и всех православных церквей в СССР» . Искал возможность воссоединения с

  • Божественная литургия и Иоанн Кронштадтский // Божия Нива. 1918. № 3-5. С. 37;
  • Социализм и религия. Пг., 1918;
  • Паралич Церкви. Пг., 1918;
  • Анархизм и религия. Пг., 1918;
  • Церковь и голод. Пг., 1922;
  • Церковь и революция. Пг., 1922;
  • Программа союза общин Древле-Апостольской Церкви // За Христа. Пермь. 1922. № 1-2. С. 22-24;
  • Что нужно церкви? // Живая церковь. 1922. № 2. С. 2-4;
  • Что должен сделать грядущий собор? // Там же. С. 4-6;
  • О социально-экономическом вопросе с точки зрения Церкви» // Живая церковь. 1922. № 2 С. 14-18;
  • Кто пойдет путем обновления церкви? // Живая церковь. 1922. № 3. С. 2-4.
  • Церковь патриарха Тихона. Москва, 1923
  • Церковь и государство. Очерк взаимоотношений церкви и государства в России, 1918-1922. Москва, 1923
  • За что лишили сана бывшего патриарха Тихона? Москва, 1923
  • О современном положении православия // Там же 1928 № 6 с. 9-10
  • Важные достижения обновленчества // Там же № 3-4. с. 9.
  • Идем к победе // "Вестн. Свящ. Синода Пр. Рус. Церкви". 1928 г. № 10/33/ с. 3-5э
  • К празднованию 10-летия обновленчества // Там же 1931 г. № 5-6 с. 2-3.
  • Литература

    • Устав гражданина белого духовенства «Живая церковь». Нолинск, 1922;
    • Козаржевский А. Ч. А. И. Введенский и обновленческий раскол в Москве // ВМУ: Ист. 1989. № 1. С. 54-66;
    • Акты свт. Тихона. С. 85-87 и др.;
    • Чельцов М. П., прот. В чем причина церковной разрухи в 1920-1930 гг. // Минувшее. М.; СПб., 1994. Вып. 17. С. 418-441;
    • РПЦ и коммунистическое государство: 1917-1941: Док-ты и фотомат-лы. М., 1996; Политбюро и Церковь;
    • Степанов И. О «Живой церкви». М., 1922;
    • Окунев Як. «Смена вех» в Церкви. Х., 1923;
    • Титлинов Б. В. Новая Церковь. М.; Пг., 1923;
    • он же. Церковь во время революции. Пг., 1924;
    • Ильинский Ф. И. Правда церк. раскола. Козлов, 1924;
    • Стратонов И. Русская церк. смута: 1921-1931. Берлин, 1932;
    • Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви, 1917-1945. П., 1977. М., 1996р;
    • Краснов-Левитин А. Лихие годы 1925-1941. П., 1977;
    • Брушлинская О. Остался нераскаянным // Наука и религия. 1988. № 6. С. 42-46;
    • Очерки истории С.-Петербургской епархии. СПб., 1994. С. 247, 248, 258;
    • Левитин, Шавров Очерки смуты; Шкаровский М. В. Обновленческое движение в РПЦ XX в. СПб., 1999;
    • Черепенина Н. Ю., Шкаровский М. В. С.-Петербургская епархия в ХХ в. в свете архивных док-тов. 1917-1945. СПб., 2000. С. 49, 84, 102, 103, 215, 216, 228;
    • Фирсов С. Л. Власть и верующие: из церк. истории // Нестор. 2000. № 1. С. 207-231;
    • «Обновленческий» раскол. М., 2002.

    Использованные материалы

    • Свящ. Георгий Ореханов, М. В. Шкаровский. Введенский Александр Иванович . Том 7, стр. 349-352:
    • Александр (Введенский) I , страница сайта "Русское Православие":
      • См. публикации материалов диспутов: Христианство или коммунизм. Л., 1926; Личность Христа в современной науке или литературе. М., 1928

        Введенский служил в храме в кон. 20 - нач. 30-х годов

    Являлся одним из основателей и членов литературного объединения ОБЭРИУ. При жизни был наиболее известен своими произведениями для детей, хотя писал их исключительно для заработка. А вот серьезные вещи писателя оказались в печати через много лет после его смерти. О нелегкой, но интересной судьбе поэта поговорим в этой статье.

    Александр Введенский: биография. Семья

    Родился будущий поэт в Петербурге 23 ноября 1904 года. Его отец, Иван Викторович, происходил из семьи священника, но смог получить юридическое образование в Киевском университете. Это позволило ему поступить в юнкерское пехотное училище, а затем на гражданскую службу, где он получил звание статского советника. С приходом советской власти занял должность экономиста. Мать писателя, Евгения Ивановна, была дочерью генерал-лейтенанта, смогла получить хорошее медицинское образование еще в царское время, а при Советах стала известным врачом.

    Всего в семье было четверо детей. Удивительно, но Введенские смогли избежать репрессий из-за своего «социально чуждого происхождения». Возможно, благодаря востребованности освоенных профессий.

    Гимназические годы

    В 1914 году Введенский Александр был зачислен в петербургский кадетский корпус вместе со своим младшим братом. Однако в 1917 году мать решила перевести сыновей в гимназию, которая позднее стала 10-й Трудовой школой им. Л. Лентовского. Учебное заведение будущий поэт окончил в 1921 году.

    Эта гимназия отличалась от других подобных учреждений талантливыми и опытными учителями, рассказы о которых ходили по всему городу. Здесь Введенский завел первых друзей - Я. С. Друскина и Л. С. Липавского. А также познакомился со своей будущей женой Т. А. Мейер, с которой писатель зарегистрировал отношения сразу после окончания гимназии, но в 1930 году развелся. В эти же годы молодой Александр начинает пробовать сочинять стихи.

    Окончив трудовую школу, в которую уже успели переименовать гимназию, Введенский пошел работать конторщиком, а затем его сделали счетоводом на стройке электростанции «Уткина Заводь». В 1922 году ему удалось поступить в Педагогический университет на факультет общественных наук по специальности «Право».

    Одновременно с учебой продолжал работать. Так, с 1923 по 1924 год служил в Фонологическом отделе. В эти же годы стал членом Ленинградского союза поэтов, когда его спросили о направлении, то отнес свое творчество к футуристическому.

    ОБЭРИУ

    1925 год стал для писателя знаменательным: Введенский Александр Иванович свел знакомство с Даниилом Хармсом. Это событие стало судьбоносным для обоих поэтов. С этого момента началась их совместная писательская деятельность. В том же 1925 они опубликовали свои стихи в сборнике имажинистов «Необычайные свидания друзей».

    Вскоре Хармс и Введенский вступили в ряды авангардной театрально-литературной группы. Именно она в 1927 году получила название ОБЭРИУ, что расшифровывается как «Объединение реального искусства». Приверженцы этого объединения проповедовали примитивизм и абсурдизм в искусстве, полагая, что самыми интересными являются лишь одни бессмысленные явления.

    Введенский и Хармс были самыми известными из обэриутов, однако руководящую и организаторскую роль взял на себя последний. Александр Иванович этому и не противился.

    Особенности творчества

    Введенский Александр был очень далек от футуристских представлений о прекрасном будущем, что сближало его с Велимиром Хлебниковым. В их произведениях было много общих моментов: упрощенные метрика и рифмовка; частые тематические и формальные отсылки к классическим текстам; специальное искажение ритма и прозаизирование стихотворных строк. Однако было и существенное отличие в тематике: Введенский никогда не пускался в романтизацию прошлого или будущего. Единственное, во что верил и о чем писал поэт - бог, смерть и время.

    Александр Введенский (стихи это доказывают) верил в то, что время может проявиться лишь в смерти, Хлебников же был уверен в непреложности временных законов. В одном из стихотворений Александра Ивановича встречается восклицание: «Ах! Пушкин…» Это наиболее четко передает его представление о мире, как о разрушившейся цивилизации не только в историческом плане, но и в метафизическом.

    Просуществовали обэриуты недолго. Рабочие и крестьяне не понимали их стихов и видели в них только аполитичность и ненадежность. В советских газетах и журналах поэты кружка подвергались серьезным нападкам критиков. Все это привело к уничтожению литературного сообщества.

    Арест и ссылка

    В 1931 году был арестован Александр Введенский. Стихи его считались неблагонадежными, однако этого было недостаточно для заключения, поэтому причиной послужило обвинение в том, что он произнес тост за Николая II. Существует также версия, что поводом стало исполнение царского гимна на одной из встреч. Кроме него, были взяты под стражу и другие обэриуты.

    После года в тюрьме он был отправлен в ссылку в Курск, где жил в одной квартире с Хармсом, затем переехал сначала в Вологду, затем в Борисоглебск. Несмотря на опальное положение, все это время продолжал писать Введенский Александр, и в 1934 году был принят в члены Союза писателей.

    Этот факт помог ему в 1936-м вернуться в Ленинград. Но вскоре писатель покинул большой город и поселился в Харькове у своей второй жены, а через год у них родился сын Петр. Здесь поэт жил в полной изоляции от литературного мира.

    В 1941 году Введенский снова был арестован. На этот раз его обвинили в контрреволюционной агитации. Достоверных сведений о смерти поэта не сохранилось. Существует лишь предположение о том, что он умер 19 декабря 1941 года по дороге в Казань. Место захоронения неизвестно.

    Произведения для малышей

    Введенский Александр для детей писал, как и Хармс, по инициативе С. Маршака. Заработать на своей серьезной поэзии обэриуты в то время не могли, поэтому с радостью приняли предложение. И с 1928 года Введенский принимается за сочинение детских стихов, сказок и рассказов. Его произведения активно публикуются в журналах.

    За свою творческую карьеру Введенский Александр написала около тридцати книг для детей. Наиболее известным является его стихотворение «Кто?», которое было его первым произведением для малышей.

    Личное дело

    Александр Иванович Введенский (1904—1941) родился в Петербурге. Его отец - Иван Викторович, был экономистом, мать - Евгения Ивановна Поволоцкая, была известным врачом-гинекологом. Возможно, лишь благодаря профессии матери, которая не только работала в советской больнице, но и вела частную практику, семья избежала репрессий, связанных с социально-чуждым происхождением. Отец при советской власти вполне успешно работал экономистом.

    В 1914 году вместе с младшим братом был определен в кадетский корпус, в 1917-м оба по настоянию матери перешли в гимназию Л. Д. Лентовской. Гимназия славилась своим педагогическим составом. Среди преподавателей были блестящий учитель литературы Л. В. Георг, историк А. Ю. Якубовский, философ, учитель психологии проф. С. А. Алексеев-Аскольдов, учитель рисования — художник, брат Леонида Андреева П. Н. Андреев и др.

    Там Введенский сдружился с Леонидом Липавским и Владимиром Алексеевым. Все трое писали стихи. В выпускном 1921 году они послали их Александру Блоку. Тот пометил на конверте: «Ничто не нравится. Интереснее Алексеев».

    По окончании гимназии, которая к тому времени превратилась в трудовую школу, Введенский работал счетоводом на строительстве электростанции «Уткина Заводь» (там же тогда трудился и его отец). В 1921—1930 годах жил в гражданском браке с одноклассницей Тамарой Мейер, которая впоследствии вышла замуж за Липавского.

    Введенский и Мейер поступили в Петроградский университет. Поэт поначалу пошел учиться на правоведа, затем перевелся к супруге — на китайское отделение.

    Вскоре Мейер исключили, вслед за ней ушел и Введенский. После этого в 1923—1924 годах он работал в Фонологическом отделе Государственного института художественной культуры (ГИНХУК). Выступал со своими футуристическими стихами. В 1924 году вступил в Ленинградский союз поэтов.

    В 1925 году познакомился и подружился с , тогда же они напечатались в имажинистском сборнике «Необычайные свидания друзей».

    Введенский, Хармс, Липавский, философ Яков Друскин образовали сообщество «Чинари». Название придумал Введенский, оно было производным от слова «чин». Свои стихи в тот период он подписывал как «чинарь авторитет бессмыслицы», а Хармс называл себя «чинарем-взиральником».

    В 1927 году группа разрослась и утвердилась под названием ОБЭРИУ — Объединение реального искусства. Организатором объединения выступал Хармс, обэриуты проповедовали абсурдизм и примитивизм, заявляя, что интересны лишь бессмысленные явления.

    Самое известное выступление кружка под названием «Три левых часа» состоялось 24 января 1928 года в Доме печати на Фонтанке.

    В том же году Введенский, Хармс и другие обэриуты по предложению Самуила Маршака начали писать для детей и печататься в журнале для школьников «Еж» («Ежемесячный журнал») и «Чиж» («Чрезвычайно интересный журнал») — для младших школьников.

    С 1930 по 1936 год Введенский был женат на Анне Ивантер. Они познакомились на концерте в Институте истории искусств, где Ивантер училась. Она вспоминала: «Мы с ним идем по улице, и тут он говорит: "Я вас сейчас поцелую". Я ответила: "Нет, я не разрешу!" — и ему это понравилось. "Но телефон, — говорит, — дадите?" телефон я ему дала, а он все настаивал: "Пока вы меня не поцелуете, домой не пущу…" Потом мы с ним поженились».

    В начале 1930-х в печати появились резкие отклики на выступления обэриутов. Параллельно шла «дискуссия о детской литературе», где нападкам подвергались Корней Чуковский, Самуил Маршак и их молодые последователи.

    В декабре 1931 года Хармс, Введенский и некоторые другие сотрудники детской редакции ленинградского Госиздата были арестованы. На Введенского поступил донос, что он произнес тост в честь Николая II. Также его обвиняли во «вредительстве в области детской литературы».Известно, что Введенского взяли в вагоне поезда, едва он успел отойти от вокзала. С отъездом на поезде будут связаны через 10 лет и трагические обстоятельства его второго ареста.

    В марте 1932 года поэт вместе с Хармсом был выслан в Курск, затем жил в Вологде и Борисоглебске. Через год ссылка закончилась, поэт смог вернуться с женой в Ленинград, в 1934 году стал членом Союза писателей.

    В 1933—1934 годах написал самые известные свои «взрослые» стихи: «Мне жалко, что я не зверь», «Четыре описания», «Приглашение меня подумать» и другие.

    В 1936 году развелся. Будучи проездом в Харькове, познакомился с секретарем местного Союза писателей Галиной Викторовой. Женился на ней, поселился в Харькове. Писал детскую литературу, также сочинял клоунские репризы и миниатюры. В 1939 написал абсурдистскую пьесу «Елка у Ивановых». Полностью ее впервые поставили лишь в 2014 году в «Гоголь-центре».

    В 1937 году у Введенского родился сын Петр, которого не стало в 1993-м.

    27 сентября 1941 года, когда немцы уже подступили к Харькову, Введенского повторно арестовали по обвинению в контрреволюционной агитации. Он был этапирован в Казань и 19 декабря 1941 года скончался в пути. По официальным документам, причиной смерти стал плеврит. Поэт был похоронен в Казани. В 1964 году Введенского реабилитировали.

    Чем знаменит

    Александр Введенский

    Писатель и поэт, сооснователь Объединения реального искусства (ОБЭРИУ). Обэриуты декларировали отказ от традиционных форм искусства, активно использовали в своих произведениях гротеск, алогизм, писали абсурдистские стихи. С этой стороны Введенский известен как автор поэмы-манифеста «Звезда бессмыслицы» и драмы абсурда «Елка у Ивановых». Однако читатели в советское время знали его главным образом как детского поэта и писателя.

    О чем надо знать

    При жизни Введенского из его «взрослых» произведений были напечатаны лишь несколько стихотворений. С 1960-х его и других обэриутов издавали в самиздате. В 1980-х годах в США вышел двухтомник его произведений. В России первое издание было осуществлено лишь в 1993 году, в виде двухтомника. А в 1994-м литературовед Владимир Глоцер от имени наследников поэта начал судиться с издателями, требуя от них гонорарных отчислений. Только в 2010-м, после смерти Глоцера, издательство ОГИ выпустило 700-страничную книгу под названием «Всё», куда вошли практически все «взрослые» стихи, а также письма Введенского.

    Прямая речь

    О поэте (из презентации ОБЭРИУ, опубликованной в 1928 году в «Афишах Дома печати»): «А. Введенский (крайняя левая нашего объединения) разбрасывает предмет на части, но от этого предмет не теряет своей конкретности. Введенский разбрасывает действие на куски, но действие не теряет своей творческой закономерности. Если расшифровать до конца, получается в результате — видимость бессмыслицы. Почему — видимость? Потому что очевидной бессмыслицей будет заумное слово, а его в творчестве Введенского нет. Нужно быть побольше любопытным и не полениться рассмотреть столкновение словесных смыслов. Поэзия не манная каша, которую глотают не жуя и о которой тотчас забывают».

    Письмо Хармсу из ссылки в июне 1932 (А. И. Введенский «Всё»): «Здравствуй Даниил Иванович, откуда это ты взялся. Ты, говорят, подлец в тюрьме сидел. Да? Что ты говоришь? Говоришь, думаешь ко мне в Курск прокатиться, дело хорошее. Рад буду тебе страшно, завтра же начну подыскивать тебе комнату. Дело в том, что я зову сейчас сюда [жену] Нюрочку, если она приедет, хорошо бы если бы вы вместе поехали, то надо будет тебе найти комнату, та в которой живу я очень маленькая, да и кровати нет и хозяйка сердитая, но авось что-нибудь придумаем. Может быть, две комнаты сразу достанем. Одну для меня с Нюрочкой, другую для тебя. <…> Когда будешь, выезжать дай телеграмму буду встречать. Телеграфируй номер поезда и день приезда.

    Только что получил от тебя телеграмму, и сам не свой от радости прямо писать не могу. Ну целую тебя крепко. Будь здоров.

    Сияю как лес».

    Бурчание в желудке во время объяснения в любви (там же): «Меня интересует: когда я объясняюсь в любви новой свежей женщине, то у меня почти всегда, или верней часто, бурчит в животе или закладывает нос. Когда это происходит, я считаю что наступил хороший признак, Значит все выйдет удачно. Тут важно, когда начинает бурчать, вовремя закашлять. Вздыхать, кажется, не надо, иначе бурчание дойдет до ее слуха. От закладываемого носа тоже, бывает, исходят характерные звуки. Наверное, это происходит от волнения. В чем же здесь волнение?

    Половой акт, или что-либо подобное есть событие. Событие есть нечто новое для нас потустороннее. Оно двухсветно. Входя в него мы, как бы входим в бесконечность. Но мы быстро выбегаем из него. Мы ощущаем, следовательно, событие как жизнь. А его конец — как смерть. После его окончания всё опять в порядке, ни жизни нет, ни смерти. Волнение перед событием, и следствие того бурчание, и заложенный нос есть значит волнение перед обещанной жизнью. Еще в чем тут в частности дело. Да, дело в том, что тут есть с тобой еще участница, женщина. Вас тут двое. А так кроме этого эпизода, всегда один. В общем, тут тоже один, но кажется мне в этот момент, вернее, до момента что двое. Кажется, что с женщиной не умрешь, что в ней есть вечная жизнь».

    Когда я вырасту большой

    Когда я вырасту большой, я снаряжу челнок.

    Возьму с собой бутыль с водой

    И сухарей мешок.

    Потом от пристани веслом

    Я ловко оттолкнусь,

    Плыви челнок! Прощай, мой дом!

    Не скоро я вернусь.

    Сначала лес увижу я,

    А там, за лесом тем,

    Пойдут места, которых я

    И не видал совсем.

    Деревни, рощи, города,

    Цветущие сады,

    Взбегающие поезда

    На крепкие мосты.

    И люди станут мне кричать:

    "Счастливый путь, моряк!"

    И ночь мне будет освещать

    Мигающий маяк.

    6 фактов об Александре Введенском

    • Введенский был очень азартным человеком, играл в карты. По воспоминаниям современников, он был способен, «стоя в очереди за гонораром, проиграть его начисто». Также был известным ловеласом.
    • Введенский — автор больше трех десятков детских книг — повестей, рассказов и стихов для школьников. Он много печатался в журналах «Еж», «Чиж», «Маленькие ударники», «Юные ударники» и других.
    • Реабилитации Введенского помог Сергей Михалков. Они вместе ездили по делам издательства в Харьков, где Введенский увлекся будущей женой Галиной Викторовой. Михалковский «Дядя Степа» возник не без влияния стихов Введенского.
    • В августе 1941 года по доносу знакомой Анны Ахматовой, агента НКВД Антонины Оранжиреевой, был арестован Даниил Хармс — за распространение «клеветнических и пораженческих настроений». Хармс симулировал сумасшествие и умер в отделении психиатрии тюрьмы «Кресты» 2 февраля 1942 года, во время блокады Ленинграда.
    • Об Александре Введенском снят документальный фильм «Кругом, возможно, Бог ».
    • На стихи Введенского лидер группы «Аукцыон» Леонид Федоров записал сольный альбом «Весна».

    Материалы об Александре Введенском:

    А. И. Введенский «Всё» (ОГИ, 2010)



    Предыдущая статья: Следующая статья:

    © 2015 .
    О сайте | Контакты
    | Карта сайта