Главная » Съедобные грибы » Юго-западная русь.

Юго-западная русь.

В этом разделе речь пойдет о Западной Волыни и Галиции. Западная Волынь в восьмом и девятом веках была местом проживания дулебов, а Галиция, расположенная на северо‑восточных склонах Карпатских гор, была родиной хорватов (кроатов) . Югославский ученый Л. Гауптманн недавно сделал достаточно правдоподобное предположение о том, что хорваты являлись славянским племенем, находившимся под контролем аланского клана . Другими словами (с нашей точки зрения), хорватов можно считать одним из племен асов или антов. Страна, которую они заселяли, называлась Белой Хорватией, а географически и этнографически она образовывала соединение русских, польских и чешских племен. Согласно Гауптманну, именно из Галиции хорваты (кроаты) перешли Карпатские горы в южном направлении и проникли сначала в бассейн верхней Эльбы (Лабы), а затем в район среднего Дуная, пока они, наконец, не осели к югу от этой реки. Часть этого племени, однако, осталась в Галиции и в конце девятого века признала над собой господство моравского князя Святополка . В конце десятого века киевский князь Владимир, в свою очередь, заявил права на Галицию .

Археологические свидетельства также противоречат предположению, что волыняне, или даже их предшественники дулебы были достаточно сильным племенем, чтобы главенствовать над Другими славянскими племенами. Состав вещей в волынских курганах достаточно беден. В некоторых курганах не было обнаружено погребального инвентаря. В тех случаях, когда находили утварь, она была представлена простыми кувшинами, деревянными ведрами, примитивными украшениями . Волынские курганы – низкие. Преобладающим погребальным обычаем было захоронение, хотя известны также отдельные случаи кремации.

Лесной район припяти

К северу от Припяти жили дреговичи, к югу – древляне. В десятом веке древляне обитали в лесной и болотистой местности между течениями рек Ирши и Тетерева на юге и Припяти на севере. Однако, есть основания считать, что в более отдаленные времена, предшествовавшие отступлению полян от нижнего Днепра в район Киева вследствие натиска мадьяр, территория, занимаемая древлянами, распространялась значительно дальше на юг, чем в десятом веке. Возможно, тогда они контролировали киевские земли, по крайней мере район вокруг самого Киева; иными словами, их земли простирались до северной кромки степной зоны. Хотя само название «древляне» обозначает «древесный (лесной) народ», оно, видимо, как было сказано выше , скорее имеет отношение к политическим условиям, чем к природной среде, то есть оно, скорее всего, указывает на то, что они находились раньше в подчинении у готского племени тервингов. В любом случае, захоронения, подобные древлянским, были обнаружены при раскопках возле Киева . Возможно также, что не позднее конца восьмого века часть древлян обосновалась к востоку от Днепра, откуда позднее они были вытеснены на запад, по ту сторону реки, племенами радимичей и северян. Конечно, все это догадки. Только древности, обнаруженные на территории, занятой древлянами в десятом веке, могут быть надежно определены как древлянские.

Были произведены раскопки более чем семи тысяч древлянских могильных холмов . Они относятся к периоду с девятого по тринадцатый век. Преобладающим типом захоронения является погребение. Состав предметов небогат. Обнаружены были простые горшки, деревянные ведра, стеклянные бусы, серьги из бронзы или серебра низкой пробы. Среди других предметов, найденных при раскопках, можно указать на изделия из кремня, маленькие железные ножи, серпы, фрагменты шерстяной ткани и кожаную обувь. В целом уровень материальной культуры древлян девятого и десятого веков ниже, чем у полян. Была ли ситуация такой же в седьмом и восьмом веках, или благосостояние древлян оскудело после того, как они были вытеснены к северу от киевских земель? Трудно сказать.

В главе, посвященной славянам, Масуди упоминает мощное царство ад‑Дир с большими городами и сильной армией . Некоторые исследователи высказывали предположение, что название «ад‑Дир» следует интерпретировать как личное имя, и царь ад‑Дир идентифицировался со скандинавом Диром, который, согласно первой летописи, вместе с Аскольдом упрочился в Киеве около 860 г. . Эта точка зрения вряд ли приемлема; более того, на мой взгляд, название «ад‑Дир» следует интерпретировать скорее как племенное, а не личное имя. В таком случае, вероятно, Масуди имел в виду древлян. Древляне описаны в «Повести временных лет» как гордый и воинственный народ, несмотря на то, что ко времени составления этой летописи они были вытеснены в болотистую глушь. Если бы можно было подтвердить, что они контролировали Киев в седьмом‑восьмом веках, то комментарий Масуди вполне подходил бы к ним.

По традиции Киевское княжество считалось наследством великокняжеского рода. Оно оставалось одним из наиболее густо заселенных и экономически развитых на Руси. Киевская земля была укреплена оборонительными валами и крепостями лучше, чем другие земли. Но вследствие междоусобной борьбы силы киевских великих князей ослабевали, и они не могли сохранить и укрепить единство Руси.

В 1155 г. Киевом овладел сын Владимира Мономаха, владимиро-суздальский князь Юрий Долгорукий, с именем которого связано основание Москвы. Но через два года он внезапно умер, не успев укрепить великокняжескую власть.

К тому времени участились нападения половцев на Киевскую землю. Киевские князья, занятые междоусобной борьбой, не обеспечивали надежность ее обороны. В 1202 г. Киевской землей завладел галицкий князь Роман Мстиславич. Он тоже старался повысить роль Киева как главного центра Руси, но его усилия оказались тщетны: удельные князья не подчинились великому князю.

2. Переяславская и Черниговская земли

В политической зависимости от Киевского княжества издавна находилось Переяславское княжество. На Переяславщине развивались земледелие, скотоводство, ремесла и промыслы. Там было 25 городов. Богатства русов привлекали кочевников. Для защиты от врагов русское население возводило валы и крепости вдоль границ. Но нападения половцев не прекращались. В сложных условиях, когда ослабело Киевское княжество, переяславские князья поддерживали политические связи с Владимиро-Суздальским княжеством.

Орды половецких ханов вторгались и на Черниговщину, где находились Черниговское и Новгород - Сёверское княжества. Половцы разрушали города и села, грабили имущество, уничтожали или брали в плен людей. На Черниговской земле насчитывалось 46 городов.

Борьба против половцев побуждала князей черниговских и новгород-северских объединять силы. Их боевые дружины в 1183 г. нанесли поражение ордам половецких ханов Кончака и Кобяка. Однако поход новгород-северского князя Игоря Святославовича против половцев в 1185 г. был неудачным. На берегу реки Каялы половцы окружили его войско и в жестокой битве разгромили. Князь Игорь попал в плен. После освобождения он продолжал борьбу с врагами, стал черниговским князем, стремился объединить силы князей. Но Черниговская земля продолжала распадаться на мелкие удельные княжества.

3. Галицкая и Волынская земли

Развитие земледелия, скотоводства, ремесел, промыслов и торговли обусловило рост могущества Галицкого и Волынского княжеств, расположенных на юго-западной окраине Руси.

В поэме «Слово о полку Игореве» прославляется галицкий князь Ярослав Осмомысл (1153-1187), который «подпер горы Угорские своими железными полками», закрыл «ворота Дунаю». Он вел борьбу с врагами Руси. Дочь Ярослава Осмомысла Евфросиния («Ярославна») стала женой князя Игоря Святославовича, известного своими походами на половцев.

В Галицкой и Волынской землях возрастало княжеское, боярское и церковное землевладение. Крестьяне и городская беднота выполняли повинности (содержание войска, строительство и ремонт дорог, крепостей, мостов), платили многочисленные налоги в пользу феодалов. В 1159 г. на Галицкой земле вспыхнуло народное восстание против угнетателей, но его подавили военные дружины князя.

Возрастающая угроза агрессии со стороны иноземных феодалов побудила князей объединить Галицкую и Волынскую земли в одно княжество (1199 г.). Князь Роман Мстиславович подавил боярскую оппозицию, вел успешную борьбу против половцев, а также соседних государств, которые стремились захватить Галицкую и Волынскую земли. Под его властью объединились Галичина, Волынь и Киевщина. После смерти Романа феодальные междоусобицы заострились, и этим воспользовались феодалы Венгрии и Польши, чтобы захватить часть галицко-волынских земель.

Галицко-Волынское княжество окрепло при Данииле Романовиче Галицком (1205-1264), который прославился как государственный деятель, дипломат и полководец. Он основал города Львов и Холм, оградил крепостями Галич, Владимир и другие города, успешно боролся против польских, венгерских и немецких захватчиков, крепил единство княжества, возглавил народное движение против золотоордынского ига. Деятельность Даниила прославлена в летописях того времени. Ее высоко оценил Карл Маркс.

Под власть Даниила Романовича перешла также Киевская земля, но он не переехал в Киев, а оставил там своего воеводу Дмитрия. Накануне монголо-татарского нашествия Даниил сосредоточил в своих руках значительные вооруженные силы для отпора врагам.

4. Культура на землях Юго-Западной Руси

Даже в трудных условиях феодальных междоусобиц и раздробленности продолжала развиваться культура русских земель. Неисчерпаемым ее источником были древнерусские культурные ценности и традиции. Между всеми русскими землями сохранялись духовные связи и интенсивный культурный обмен. Киев, Чернигов, Переяслав, Галич, Владимир-Волынский и другие города превратились в подлинные центры культуры.

Продолжалось усовершенствование старых и изобретение новых орудий труда, оружия, средств транспорта. С каждым годом сооружалось все больше ветряных и водяных мельниц. Во многих городах возводились каменные и земляные укрепления, замки феодалов. В технике художественного ремесла широко применялись давно известные зернь, скань (узоры из тоненькой проволоки, нанесенные на металлическую основу), чеканка, инкрустация изделий, тонкое металлическое литье и т. п.

Развивались зодчество и живопись. В Киеве появились чудесные строения в давних культовых ансамблях Печерского, Выдубицкого, Михайловского Златоверхого, Кирилловского и других монастырей. Киевские зодчие возвели великолепные строения, церкви - Кирилловскую, Васильевскую и Богородицы Пирогощей. Выдающимся киевским зодчим был Петр Милониг. Архитектурными шедеврами Чернигова стали ансамбли Елецкого монастыря - Успенский и Борисоглебский соборы, а также знаменитая Пятницкая церковь. Галицкие зодчие создали прекрасные здания княжеского дворца, Успенского собора и церкви Пантелеймона в городе Галиче. В этих сооружениях интерьеры украшались росписью, мозаикой, фресками, резьбой, иконами. Они и ныне поражают нас своим совершенством.

В живописи важное место заняли картины на религиозные темы, написанные художниками на деревянных досках (иконы). В Киеве созданы иконы «Борис и Глеб», «Свенская богоматерь» (на ней изображены Антоний и Феодосии - основатели Киево-Печерского монастыря). Мастерски написана в Галиче икона «Покрова», на которой изображена «святая заступница» от вражеских вторжений и других бедствий народа.

Устное народное творчество обогащалось песнями и былинами, сказками и легендами, которые отображали тревожную и героическую жизнь того времени. В былинах повествуется о древнерусских богатырях - Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче, которые храбро защищали родную землю от вражеских нашествий.

Тогда в Киеве монах Печерского монастыря Нестор продолжил и упорядочил главную летопись Руси - «Повесть временных лет». Эту летопись также дополнял и упорядочивал игумен Выдубицкого монастыря, а потом епископ Переяславский Сильвестр. Вместе со своим предшественником Никоном эти ученые были первыми историками Киевской Руси.

Выдающимися памятниками юго-западного летописания стали Киевская и Галицко-Волынская летописи - главные источники истории Руси периода феодальной раздробленности. Немало исторических сведений поместил «Киево-Печерский патерик», куда вместе со многими «житиями святых» и поучениями, вошли рассказы светского характера - о деятельности князей, зодчих, живописцев, писателей, врачей и т. д. Летописи и литературные произведения дают нам представление о реальной жизни людей на нынешней территории Украины в те далекие времена.

Подлинным шедевром древнерусской и мировой литературы средневековья стала поэма «Слово о полку Игоревен. Автор ее неизвестен. В произведении обстоятельно и с большой художественной силой талантливый писатель рассказал о героическом, но неудачном походе воинов новгород-северского князя Игоря Святославовича против половцев. Событие это произошло в 1185 г. И тогда же создана поэма.

Ни один современник не охарактеризовал эпоху феодальной раздробленности Руси и трагичность ее положения так правдиво, как автор «Слова о полку Игореве». Вследствие феодальных междоусобиц борьба князей против вражеских нашествий прекратилась, поскольку «сказал брат брату: «Это мое и то мое же». В таких сложных условиях отправился в поход со своими полками князь Игорь, но сил у него не хватило для того, чтобы одолеть половецкие орды. Потерпев поражение в кровопролитной битве, вместе со многими воинами он попал в плен к хану Кончаку. Вся поэма проникнута искренним призывом к единству русских князей в борьбе с врагами родной земли. «Братья и дружина! - призывал князь Игорь Святославович накануне битвы.- Лучше быть убитым, чем пленным. Хочу копье переломить о край степи половецкой; с вами, русичи, голову сложить либо напиться шлемом из Дону!» Трагедия зазвучала оптимистично.


Южные русские земли оказались в составе Киевского, Черниговского и Северского княжеств. Они составляли первоначальное ядро Руси еще в VI-VIII вв., а в последующие века эти территории становятся контактной зоной этнокультурного и цивилизационного диалога древнерусской и кочевой (преимущественно тюркских народов) цивилизаций. Здесь были сосредоточены древние боярские вотчины, открытые степным просторам на юге и востоке. Для их защиты киевские князья использовали расселение здесь побежденных кочевников - торков, печенегов, берендеев, бродников, которые получили в XII в. название «черные клобуки». Они несли пограничную службу и были важным фактором военно-политического и этнического развития южнорусских земель.
Черниговские и Северские земли также имели на границе с Половецкой степью оборонительные линии, которые защищались издавна поселенными здесь тюркоязычными (возможно, булгары) и алано-адыгскими (приведенными с Северного Кавказа в XI в. Мстиславом) племенами. Отдаленно они напоминают позднейшие казачьи общины. У местных князей были давние традиции дружественных отношений с кочевниками, в том числе с частью половцев. Однако союзные отношения периодически нарушались военными столкновениями.
В круговорот борьбы за Киев были втянуты все важнейшие княжеские ветви, пытавшиеся встать во главе русских князей. Обладание киевским престолом было не только престижным, но и давало важные стратегические и материальные преимущества. Поэтому удельные князья независимо от династической принадлежности, овладев Киевом, превращались из прежних автономистов в решительных поборников объединения Руси, хотя закрепить эти центростремительные тенденции на продолжительное время не позволяли объективные и субъективные условия.
Традиции княжеского старейшинства накладывали отпечаток на особенности развития местной политической системы. Являясь древним политическим и территориальным ядром древнерусской государственности, Киевские земли так и не сложились в отдельное независимое княжество, не выделились в наследственную вотчину какой-либо княжеской династии. Вплоть до монгольского нашествия Киев считался чем-то вроде собственности великокняжеского стола или династическим наследством всего княжеского рода. Отсюда претензии великих киевских князей на представительство общерусских интересов, а удельных князей - на определенную долю ответственности за Киев, а значит, и за все земли Руси. В результате соперничества различных княжеских ветвей в Киеве в XII в. складывается система дуумвирата (реже триумвирата) на основе ряда киевского вече и боярства с князьями. На киевском престоле одновременно утверждались два князя, которые представляли две наиболее сильные и соперничающие друг с другом династии. Оба князя владели мощными княжествами за пределами Южной Руси. Например, за спиной Ростислава и его сына Рюрика стояло Смоленское княжество, за Изяславом и его сыном Мстиславом - Волынь, за Святославом Всеволодовичем - владения черниговских Ольговичей, за Всеволодом - Владимиро-Суздальское княжество; и т.п. Князья совместно выступали в походы, по согласованию решали внешнеполитические и внутренние проблемы. Все это создавало относительное равновесие сил, ослабляло усобицы и было одним из факторов связи Южной Руси со всеми остальными русскими землями. Однако равновесие было неустойчивым, в начале XIII в. начинаются новые столкновения между князьями за Киев, в ходе которых город подвергался неоднократным разгромам и опустошению вплоть до монгольского нашествия.

На основе Киевской Руси к XIV в. было сложено 250 княжеств.

Предпосылками феодальной раздробленности стали:

Экономические причины (господство натурального хозяйства, экономическая самостоятельность княжеских вотчин, замкнутость хозяйственно-экономических единиц, рост и укрепление городов, совершенствование технологий изготовления товаров);

Политические причины (усиление власти феодалов, рост боярского землевладения, территориальные конфликты рода Рюриковичей);

Внешнеполитические причины (относительное спокойствие на границах Киевской Руси, разрешение противоречий дипломатическими, а не силовыми методами).

В конце ХII начале XIII вв. на Руси определилось три основных политических центра, каждый из которых оказывал решающее влияние на политическую жизнь в соседних с ними землях и княжествах:

Для Северо-Восточной и Западной Руси — Владимиро-Суздальское княжество;

Для Южной и Юго-Западной Руси — Галицко-Волынское;

Для Северо-Западной Руси — Новгородская феодальная республика. Князья обладали всеми правами суверенных государей.

Социально-политическая структура Руси в эпоху раздробленности была основана на сложной системе сюзеренитета и вассалитета (феодальная лестница). Во главе феодальной иерархии был великий князь (до середины XII в. владетель киевского стола, позже этот статус приобрели владимиро-суздальские и галицко-волынские князья).

Ниже стояли правители крупных княжеств (Черниговского, Переяславского, Турово-Пинского, Полоцкого, Ростово-Суздальского, Владимиро-Волынского, Галицкого, Муромо-Рязанского, Смоленского), еще ниже - владетели уделов внутри каждого из этих княжеств. На самой низшей ступени находилась нетитулованная служилая знать (бояре и их вассалы).

С середины XI в. начался процесс распада крупных княжеств, ранее всего затронувший самые развитые земледельческие районы (Киевщина, Черниговщина). В XII - первой половине XIII в. эта тенденция приобрела всеобщий характер. Особо интенсивным дробление состоялось в Киевском, Черниговском, Полоцком, Турово-Пинском и Муромо-Рязанском княжествах. В меньшей степени оно затронуло Смоленскую землю, а в Галицко-Волынском и Ростово-Суздальском (Владимирском) княжествах периоды распада чередовались с периодами временного объединения уделов под властью «старшего» владетеля. Только Новгородская земля на протяжении всей своей истории продолжала сохранять политическую целостность.

В условиях феодальной раздробленности большое значение приобрели общерусские и региональные княжеские съезды, на которых решались внутри- и внешнеполитические вопросы (межкняжеские распри, борьба с внешними врагами). Однако они не стали постоянным, регулярно действующим политическим институтом и не смогли затормозить процесс диссипации.


В конце XI - начале XII вв. княжество было ареной междоусобной войны, поводом для которой послужило ослепление князя теребовльского Василька Ростиславича князем Давыдом Игоревичем. С конца XI в. из Владимиро-Волынского княжества выделились в самостоятельные и полусамостоятельные княжества Перемышльская, Теребовльская, Галицкая, Звенигородская, Червенская, Берестейская, Дрогичинская, Луцкая, Белзская волости.

Самым развитым регионом Киевской Руси в XII-XIV в. была Юго-западная Русь . Эта территория представляла собой очаг древней пашенной культуры. Высокие, в сравнении с двумя другими регионами Русь, урожаи позволяли большему числу людей включиться в занятие ремеслом и торговлей. Этому же способствовала относительная близость европейских стран, служившего как рынком сбыта русских товаров, так и приобретения импортных.

Юго-западные русские земли к XII в. находились в составе Галицкого и Волынского княжеств. Мягкий климат, плодородные черноземы сочетались с относительной безопасностью от кочевников и военного натиска Владимиро-Суздальского и других сильных русских княжеств, а торговые пути связывали ее с Венгрией, Польшей, Византией и Болгарией.

В период существования единого Древнерусского государства юго-западные русские земли находились под управлением сосланных или бежавших сюда второстепенных князей-изгоев, уже с XI в. пытавшихся проводить самостоятельную от Киева политику. Здесь выросли богатые и хорошо защищенные города Галич, Владимир-Волынский, Перемышль, Холм с социально активными горожанами; сформировалось могущественное и независимое боярство.

Княжеские домены значительно уступали боярскому землевладению, что вместе с постоянными усобицами сказывалось на развитии политической системы этих земель. Усиление власти великого князя (под властью Мономаховичей в 1199 г. княжества были объединены) наталкивалось на сопротивление боярской контрэлиты, которая при всех внутренних противоречиях демонстрировала солидарность в отстаивании своих иммунитетных прав от власти князя, вплоть до привлечения иноземной военной помощи (за что местные летописцы наделяли бояр исключительно негативными качествами).

Борьба монархических и олигархических тенденций шла с переменным успехом, но за исключением кратких периодов власть в Галицко-Волынской Руси находилась в руках боярской олигархии, которая приглашала и смещала князей. (В 1211 г. бояре провозгласили князем боярина Володислава, не имевшего отношения к княжескому роду. Но это встретило недовольство как всех Рюриковичей, так и горожан, воспринимавших титул князя как сакральный, принадлежащий лишь традиционным династиям.)

Хотя галицко-волынские князья обладали высшими административными, судебными, военными и законодательными полномочиями, бояре, опираясь на экономическую и военную мощь, могли не признавать княжеские решения. Верховная судебная власть князей в случае разногласий с боярами переходила к совету бояр, который созывался по инициативе самого боярства. В него входили епископ, бояре, занимавшие высшие административные должности и фактически контролировавшие весь аппарат управления. В чрезвычайных условиях собирали вече.

После монголо-татарского нашествия Юго-Западная Русь распадается и тяготеет в своем субцивилизационном развитии к модели, складывающейся на основе польско-литовского синтеза. В течение XIV в. большинство земель юго-западной Руси оказалось в составе Литовского государства, однако его воздействие было минимальным, так что все социально-политические и экономические процессы в русскоязычной части этого государства носили автономный характер.

Первые сведения о русско-литовских отношениях относятся к 1235 г., когда литовский князь Миндовг (1230-1263) завладел русским городом Новгородском (Новогрудеком). В середине XIII в. в результате брака его дочери и сына галицкого князя в руках Миндовга оказалась часть Галицкой земли. Союз был взаимовыгодным, поскольку галицкий князь получал военную помощь в борьбе против татаро-монгол, а литовский - против немцев.

С конца XIII в. темпы включения русских земель в состав Литовского государства ускорились. Основная масса князей, по-видимому, переходила под юрисдикцию Литвы добровольно, поскольку литовский князь не был вассалом Золотой Орды (что давало определенные социально-политические плюсы) хотя, конечно, имел место и прямой захват.

При Гедемине (1316-1341 гг.) к Литве отошли Минск, Киев, Волынь. При его сыне Ольгерде (1345-1377) - Черниговское, Новгород-Северское княжества и остальные Галицко-Волынские земли.

Юридическое включение земель Юго-западной Руси в состав Литовского княжества не означало ломки внутреннего устройства этих земель, национальных традиций и направленности исторического развития. В XIV в. литовские князья не смогли бы этого добиться, даже если бы захотели, поскольку в начале века литовцы составляли 30% население страны, русские - 70%, в конце века - литовцы - 10%, русские - 90%.

Поэтому литовские князья носили титул «Великий князь литовский и русский», государство называлось «Великое княжество Литовское и Русское» или «Великое княжество Литовское, Русское и Жемайское». Восточной границы, отделявшей территорию государства от земель Тверского и Московского княжеств, не существовало. Государственных языков было два - русский и литовский, причем языком образованных литовцев являлся русский.

С конца XIII в. темпы включения русских земель в состав Литовского государства были ускорены. Большое количество князей переходило под юрисдикцию Литвы добровольно, так как литовский князь не был вассалом Золотой, хотя, конечно, имел место и прямой захват.

При Гедемине к Литве отошли Минск, Киев, Волынь. При его сыне Ольгерде - Черниговское, Новгород-Северское княжества и остальные Галицко-Волынские земли. Юридическое включение земель Юго- западной Руси в состав Литовского княжества не означало ломки внутреннего устройства этих земель, национальных традиций и направленности исторического развития. В 1435 г., в ходе битв средневековой Европы при Вильномире, войско Свидригайло было разбито. С этого момента из русских земель литовскими князьями стало вытравливаться всё русское.

В политической системе Европы XIII-XIV вв. существовало 4 субъекта: монархи, феодалы, церковь и города-государства . И каждый из них боролся одновременно со всеми за свою независимость и власть. Для феодалов основным противником был король, для горожан - феодалы, церковь в лице римского папы стремилась подчинить себе всех королей Европы. Но поскольку никто из них не смог добиться монополии на власть, возникло юридически оформленное примерное равенство: за каждым субъектом закрепилось определённое поле деятельности, на которое другие субъекты не посягали.

Приблизительно такое же равенство установилось в течение XIII в. и в Юго- западной Руси. Прежде всего, это проявилось в отношении князей и бояр. Еще в XII в. развитие производительных сил в регионе настолько усилило политические амбиции боярства, что оно поднялось на борьбу с князьями за свои интересы.

Включение юго-западных русских княжеств в состав Литовско-русского княжества положения бояр не ослабило. Литовские князья боялись, что нажим на русских князей и бояр может вызвать сепаратизм с их стороны. Поэтому бояре, как и раньше, пользовались значительной административно-политической свободой, а князья лишь формально подчинялись Великому литовскому князю. Таким образом, Великое княжество Литовское и Русское представляло собой монархию со слабым центром: удельные князья и бояре в рамках своих уделов были в максимальной степени независимы от своих великих князей.

Экономический потенциал городов был, конечно, слабее, чем у северо-германских, и тем более, - южно-французских и итальянских. Тем не менее, города этого региона развивались в том же направлении, что и европейские. Завоеватели не могли изменить исторической направленности развития Юго- западной Руси. В XIV в. городское население самых крупных городов оказалось настолько экономически сильным, что повело борьбу за экономическую и социальную свободу с владельцами городов.

В результате многие города приобрели статус самоуправления:

Отныне они освобождались от суда и управления местного князя;

В них устанавливался городской суд и собственный орган управления;

Они получали освобождение от воинской повинности;

Многие налоги поступали уже не в княжескую казну, а оставались в городе;

Горожанам было разрешено владеть частью земель, окружавших город;

Получали города и другие, более мелкие привилегии.

Из всех трех регионов бывших Киевской Руси Юго- западная Русь имела самые благоприятные природно-климатические условия и географическое положение, что стало основой для развития социальных процессов по европейскому пути. Здесь было утверждено крупное землевладение, а на его основе произошло закрепощение крестьян.

Первые сведения о существовании барщины датируются 1287 г. Отрабатывать барщину должны были те, кто жил на господской земле, остальные же платили государственный налог.

Появление барщины не означало утрату личной свободы земледельца. Об отсутствии крепостного права говорило и то, что за выплату налога и отработку барщины был в ответе не конкретный крестьянин, а община. Она была невелика - редко когда в ее состав входило не более чем 5 дворов. Однако, она давала крестьянам определенную гарантию личной и экономической свободы.

С конца XIV в. началось ограничение перехода крестьян с земли одного землевладельца на землю другого. К началу XV в. «земли без господина» в Юго- западной Руси уже не осталось.

Итак, самым развитым регионом Киевской Руси в XII-XIV в. была Юго-западная Русь. Эта территория представляла собой очаг древней пашенной культуры. Высокие, в сравнении с двумя другими регионами Русь, урожаи позволяли большему числу людей включиться в занятие ремеслом и торговлей. Этому же способствовала относительная близость европейских стран, служившего как рынком сбыта русских товаров, так и приобретения импортных.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта