Главная » Съедобные грибы » Звезда пленительного счастья значение метафоры. Краткий анализ стихотворения к чаадаеву

Звезда пленительного счастья значение метафоры. Краткий анализ стихотворения к чаадаеву

Юный лицеист А. Пушкин познакомился с Чаадаевым в 1816 году в доме Николая Михайловича Карамзина, известного русского историка и литератора. Петр Яковлевич Чаадаев был переведен в гусарский лейб-гвардейский полк в качестве адъютанта генерал адъютанта Васильчикова. Молодые люди быстро сошлись характерами. Более опытный и образованный, участвовавший в боях с французами, Чаадаев оказал влияние на нравственное и гражданское становление Пушкина.

– лишь одно из тех, которые поэт посвятил своему другу и единомышленнику. В нем он словно продолжает свой давний спор с другом. Стихотворение написано с юношеским максимализмом и романтическим настроением, от которых молодой поэт еще не успел избавиться, в обличие от своего более взрослого и опытного друга.

Целиком стихотворение при жизни поэта не печаталось, но оно очень быстро разошлось в списках. И каждый переписчик постарался что-то добавить от себя. Поэтому известно около 70 вариантов и разночтений этого произведения. Это стихотворение было признано вольнолюбивым, и относилось к запрещенным. О нем если и говорили, то в тесном кругу тайных обществ, возникших после Отечественной войны 1812 года. Стихотворение « К Чаадаеву» было одним из тех, за которые Пушкин попал в опалу у правительства и сослан на юг.

Не известна и точная дата написания этого произведения. Но пушкинисты считают, что оно было написано в 1818 году, и связывают его написание с речью Александра I на Польском Собрании, состоявшемся весной 1818 года. На этом сейме император говорил о возможности введения в России Конституционной монархии, но Пушкин не верил либеральным обещаниям царя.

Есть еще одна точка зрения, касающаяся даты написания этого произведения. Ее высказал историк и филолог В. В. Пугачев, который считает, что стихотворение было написано в 1820 году. Это был год наиболее оживленных споров между Пушкиным и Чаадаевым о свержении царизма. Чаадаев был против насилия, Пушкин призывал к революции. Этот же призыв в слегка завуалированной форме звучит в стихотворении. Именно поэтому оно стало гимном декабристов.

Впервые стихотворение было опубликовано в 1906 году. С момента написания до момента публикации на российском троне сменилось 4 императора. Автор стихотворение погиб на дуэли, а Петр Яковлевич Чаадаев за свои «философские письма» был объявлен сумасшедшим. Однако это не помешало ему продолжать публицистическую деятельность, участвовать в идеологических собраниях московских демократов. При жизни Чаадаева не публиковали, никому не хотелось оказаться на месте «Телескопа», в одном из номеров которого было опубликовано «Философское письмо», критиковавшее российскую действительность.


Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт, прозаик. В его творчестве присутствуют все литературные формы: драматические произведения и сказки, поэмы и элегии, оды и многое другое. Одно из известнейших творений автора - стихотворение «К Чаадаеву».

Оно было написано в 1818 году. В этот период широкое распространение, как литературное произведение получило дружеское послание, и данный труд писателя относится именно к этому жанру.

Оно адресовано лицейскому другу поэта – Петру Яковлевичу Чаадаеву и носит доверительный характер. Стихотворение относится к гражданской лирике, стиль – романтический.

«К Чаадаеву» написано в период членства Пушкина в сообществе литераторов «Зеленая лампа», где происходит распространение либеральных идей и критика Александровского режима, и, конечно, это наложило свой отпечаток на данное произведение. Несмотря на то, что жанр – дружеское послание, мотив дружбы неглавный. В стихотворение таковой является тема вольности и борьбы с самодержавием. Оно отражает взгляды и политические предпочтения автора. Главная идея данного творения - призыв, обращение к единомышленникам отойти от частных интересов и обратиться к гражданским проблемам, в этом труде звучит абсолютная убежденность будущей в свободе.

Композиционно стихотворение можно разделить на три части, которые построены на приеме антитезы, то есть противопоставления друг другу.

Сначала поэт анализирует, что было когда-то давно, говорит о прошлом, об юности, которая заключалась в любви, славе и надежде:

«Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

«Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой…»

И в заключении Пушкин рассказывает о будущем своего поколения, всех людей, взгляды которых совпадают в с мнением его самого:

«Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна…»

Композиция стихотворение кольцевая: и в начале, и в конце присутствуют мотиву пробуждения ото сна: «Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман…», «Россия вспрянет ото сна…»

Прослеживается одна сюжетная линия, которая развивает мысль о гражданском взрослении человека.

Система образов стихотворения помогает автору лучше передать все свои чувства и эмоции читателю. Главный образ данного творения – лирический герой, который размышляет о своей судьбе, участи общества и России в целом. Его желание – служить на благо Родины, делать так, чтобы страна процветала. Это стремление сравнивается с чувством неугасающей любви. Здесь прослеживается автобиографическая черта, ведь Пушкин являлся одним из сторонников изменений уклада жизни и власти для того, чтобы государство развивалось и преуспевало.

Настроение стихотворения по ходу развития сюжета постоянно меняется. В начале преобладает минорный мотив, мечты, грезы героя разрушены жестокой реальностью, но как только начинается повествование о будущем, общий настрой произведения становится бодрым, появляется небольшая надежда на лучший исход событий.

«К Чаадаеву» написано четырехстопным ямбом, с использованием кольцевой и перекрестной рифмовки. Интонация в каждой части самостоятельная. Как таковой звукописи не прослеживается. Однако присутствует приемы аллитерации и ассонанса, то есть повторение одинаковые согласных и гласных звуков: «Недолго нежил нас обман», «Под гнетом власти роковой». Это придает произведению особую звуковую выразительность.

Стихотворение проникнуто большим количеством изобразительных средств, которые помогают яснее передать настроение и чувства автора. Это и сравнения («как сон, как утренний туман»), и метафоры («горит желанье», «свободою горим», «Россия воспрянет ото сна»), и эпитеты («тихой славы», «вольности святой»). Для данного произведения характерна общественно-политическая лексика: «Отчизна», «гнет», «власть», «честь».

Таким образом, стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «К Чаадаеву» - это своеобразный призыв для всех граждан встать на защиту Родины, оберегать и прославлять Россию. Оно проникнуто любовью, искренней верой в счастливое будущее государства.

Стихотворение “К Чаадаеву” Александра Пушкина проникнуто вольнолюбивым духом и явно выражает политические и гражданские взгляды поэта. Чтобы лучше понять его и увидеть детали, стоит прочесть краткий анализ “К Чаадаеву” по плану. Представленный разбор произведения можно использовать для объяснения материала на уроке литературы в 9 классе.

Краткий анализ

История создания – написано стихотворение в ранний период творчества поэта, в 1818 году. Оно адресовано другу молодого Пушкина, Петру Чаадаеву. Опубликовано альманахе “Северная звезда” в 1829 году, с искажениями и без согласия автора.

Тема стихотворения – свобода и борьба с самодержавным правлением, надежда на то, что Россия “пробудится ото сна”.

Композиция – произведение построено по принципу “теза – антитеза”, основанном на контрасте. Первая часть говорит о прошлом, которое автор считает наивной юностью. Вторая посвящена настоящему, а третья – будущему. Мотив пробуждения ото сна открывает и закрывает произведение, закольцовывая композицию.

Жанр – послание другу, которое становится посланием всему обществу, жанровое новаторство Пушкина.

Стихотворный размер четырехстопный ямб с кольцевой и перекрестной рифмовкой.

Метафоры – “горит еще желанье “.

Эпитеты – “юные забавы “, “утренний туман “, власти роковой “.

Оксюморон – “тихой славы “.

Сравнение – “как сон, как утренний туман “, ““.

Обращение – “мой дру г”.

Инверсия – “власти роковой “.

История создания

Написан стих в 1818 году, когда автор, позже несколько разошедшийся со своим старшим другом Петром Чаадаевым во взглядах на жизнь, пока еще видел в нем умудренного годами, мудрого наставника и лицейского друга. Свободолюбивые идеи Петра Яковлевича были близки и Пушкину. Чаадаев состоял в декабристском обществе, а за свое “Философское письмо”, в котором излагались взгляды Петра Яковлевича на общественное устройство, был объявлен сумасшедшим.

Свой отпечаток на произведение наложило и то, что в 1818 году Пушкин состоял в либеральном сообществе “Зеленая лампа”, члены которого критиковали режим правящего российского императора.

Тема

Главная тема произведения – отнюдь не дружба, хотя фактически это дружеское послание. Но это только формально – на самом деле Пушкин говорит о свободе, о свержении самодержавия и возможном пробуждении России ради лучшего будущего. Это действительно политическое произведение, поэтому оно использовалось как средство агитации. До опубликования (версия в журнале “Северная звезда” искажена по сравнению с оригиналом) распространялось в списках. В нем рассмотрены все проблемы, волнующие как Чаадаева, так и самого Пушкина.

Несмотря на доверительный дружеский тон, в стихотворении чувствуется твердая гражданская позиция. Поэт сам готов отойти от частных интересов ради дела восстановления России и призывает к тому же других. Он абсолютно убежден, что в будущем страна станет свободной.

Композиция

Композиционно это произведение подразделяется на три части.

В первой автор, еще юный и наивный, ждет любви и славы, но постепенно “утренний туман ” его жизни рассеивается. Во второй части он уже избавился от иллюзий юности, но это не значит, что он смирился – он ждет и надеется на лучшее будущее. Наконец, третья часть – это взгляд в будущее, где “Россия вспрянет ото сна “.

Мотив пробуждения присутствует и в первой части – таким образом композиция закольцовывается.

Эмоциональный настрой стихотворения также изменяется – если в начале лирический герой печален, он огорчен тем, что надежды его юности не оправдались, то в конце он бодр, несмотря на то, что реальная жизнь пока печальна. Но он настойчиво призывает всех членов общества к тому, чтобы постараться изменить ситуацию.

Лирический герой воплощает собой идеи самого Пушкина, так что его образ можно считать автобиографическим. Поэт считает, что государство может развиваться и преуспевать, но для этого необходимо изменить существующий жизненный уклад.

Средства выразительности

В своем послании Пушкин использует многочисленные средства выразительности. Метафора в нем всего одна – “горит еще желанье “, но также есть и другие:

  • Эпитеты – “юные забавы “, “утренний туман “, власти роковой “, “святая вольность”, “нетерпеливою душой”.
  • Оксюморон – “тихой славы “.
  • Сравнение – “как сон, как утренний туман “, “как ждет любовник молодой минуты первого свиданья “.
  • Обращение – “мой дру г”.
  • Инверсия – “власти роковой “.
  • Метонимия – “звезда пленительного счастья”.

Любимый Пушкиным четырехстопный ямб делает стихотворение максимально простым и одновременно убедительным. Этот стихотворный размер позволяет просто и в то же время ярко выразить мысль. Но особенно выразительным его делает последняя строфа, которая состоит из пяти строк.

Стихотворение «К Чаадаеву» датируется 1818 годом. Оно получило широкую известность, в особенности в декабристских кругах. Адресат этого произведения - Петр Яковлевич Чаадаев. Он был одним из ближайших друзей великого русского поэта еще со времен лицея.

Дружба Пушкина и Чаадаева

Анализ «К Чаадаеву» Пушкина можно начать с указания того факта, что поэта связывала с Чаадаевым долгая дружба - они оба характеризовались свободолюбивыми настроениями, желанием что-то изменить в жизни страны, нестандартным взглядом на вещи. Как и многие другие приятели Пушкина, Чаадаев был одним из членов тайного общества декабристов под названием «Союз благоденствия». Впоследствии он решил отказаться от членства и занял очень необычную позицию в вопросах о государственной власти и дальнейшего развития событий в России.

За публикацию своего «Философического письма» Чаадаев был объявлен тогдашним правительством сумасшедшим. В этом труде были изложены политические взгляды Петра Яковлевича. В письме самодержавие противостояло свободолюбию. Позиции великого русского поэта не всегда совпадали с мнением Чаадаева. Но в 1818 году Пушкин увидел в своем старшем друге человека, который был умудрен приобретенным жизненным опытом.

Жанр и композиция произведения

При подготовке анализа «К Чаадаеву» Пушкина можно подчеркнуть тот факт, что для творчества великого поэта характерна трансформация уже существующих литературных жанров. И в этом стихотворении читатель имеет возможность увидеть проявление стремления к новаторству: дружеское послание, которое поэт адресует отдельно взятому человеку, превращается в послание всему народу.

Преобразовывая жанр своего стихотворения, великий русский поэт создает произведение, принадлежащее к новому жанру. Он называется гражданским посланием. Поэтому в его основе и лежит обобщение, выраженное словами «Товарищ, верь…». По своей стилистике стих близок к произведениям времени Великой Французской революции.

Тема, основная мысль

В анализе «К Чаадаеву» Пушкина необходимо указать и основную тему произведения. Это призыв уйти от повседневных, частных забот, обратиться к общественным интересам. Именно с ней и связана вера великого русского поэта в то, что его мечты о светлом будущем будут реализованы. В заключительной части стихотворения звучит достаточно редкая для творчества великого русского поэта идея о сломе всей тогдашней государственной системы, который, по мнению Пушкина, должен осуществиться в ближайшее время.

Новаторский ход поэта

Готовясь к анализу «К Чаадаеву» Пушкина, школьник может указать, что еще одной особенностью этого произведения является соединение двух тематик - гражданской и дружеской. В связи с этим стихотворение звучит достаточно необычно. Сравнение ожидания «вольности святой» с теми переживаниями, которые охватывают юного любовника, нетерпеливо ждущего следующей встречи с девушкой, было воспринято неоднозначно даже друзьями по духу и близкими людьми великого русского поэта. Однако в этом месте Пушкин совершил действительно новаторский ход. Он соединил в единое целое два понятия - «свобода» и «любовь». И этим поэт продемонстрировал, что для людей свобода так же важна, как и привязанность к другому человеку.

Мотивы стихотворения

Начало произведения характеризуется элегическими настроениями. Обращаясь к своему другу, лирический герой вспоминает дни молодости, он с печалью осознает, что многие из его прежних идеалов оказались «обманом». Поэтическая лексика, наполняющая первое четверостишие, построена в духе романтической элегии. Осталось ли что-нибудь от минувших юных лет? Уже нет ни любви, ни надежды. Однако внимательный читатель заметит, что в этой триаде не хватает еще одного компонента - веры.

И это слово еще появится в заключительной части стихотворения, чтобы придать ей особый акцент. Однако переход от пессимистического настроя к воодушевлению происходит постепенно. И эта перемена связана с образами огня, горения. Страстное желание, которое похоже на всепоглощающий огонь, обычно свойственно любовной лирике. Но в этом произведение данный мотив обретает новое звучание - он связан с открытым протестом против вседозволенности власти, что также можно упомянуть в анализе «К Чаадаеву» Пушкина. Кратко его содержание можно описать так: обращение к другу постепенно перерастает в открытый призыв к свободе, возможность достижения ее высоких идеалов. Поэтический образ в заключительной части стихотворения - «звезда пленительного счастья» - становится настоящим символом победы идеалов свободы человека и гражданина.

Стихотворение и декабристы

Анализ лирического стихотворения «К Чаадаеву» Пушкина показывает, что в последних строках произведения читатель видит открытый призыв автора к свободе, свержению установившегося самодержавия. Эта дерзкая мысль, которая прозвучала в произведении великого русского поэта, была высказана впервые. Он уже не верил многочисленным обещаниям царя что-то изменить в стране, и афишировать свое мнение по этому поводу не собирался. Многие биографы подтверждают этот факт. Произведение было доставлено адресату, а сам поэт благополучно о нем забыл. Но к этому моменту Чаадаев был не только одним из участников тайного масонского общества, но и членом организации будущих декабристов.

Стихотворение великого поэта участники этой организации восприняли в качестве открытого призыва к активным действиям. Они искренне поверили в то, что «на обломках самовластья напишут наши имена». По прошествии времени заговор против царя был раскрыт, и немало представителей знатных дворянских фамилий было сослано в Сибирь. Пушкин неоднократно укорял себя за неосторожность, сожалея, что не мог разделить участи своих близких друзей, и считая, что именно произведение «К Чаадаеву» заставило их совершить попытку государственного переворота.

Анализ «К Чаадаеву» Пушкина по плану

План литературного анализа произведения может быть следующим:

  1. Автор и название.
  2. Тема, основная мысль (призыв к свободе).
  3. Ритм стихотворения, размер.
  4. Художественные средства (перечислены ниже).
  5. Мнение школьника о произведении «К Чаадаеву».

Средства выразительности

Стихотворение написано четырехстопным ямбом - это также необходимо указать в анализе стиха «К Чаадаеву» Пушкина. Кратко перечислим основные художественные средства произведения. В нем используются следующие средства художественной выразительности. Во-первых, это оксюморон - «тихой славы». По определению известность не может быть тихой, и поэтому в данной фразе сочетается несочетаемое. Во-вторых, поэт использует сравнение - «как сон, как утренний туман». Здесь этот художественный прием более чем уместен. Ведь и сон, и туман исчезают, не оставляя за собой следа. Точно так же бесследно уйдет и обман «любви, надежды…».

В произведении используется метафора - «горит желанье». Стремление, охватывающее лирического героя, оказывается настолько сильным, что оно сравнивается со стихией огня. Бушующая стихия олицетворяет бунт, революционные настроения. Подобное значение имеет и метафора «свободою горим». В произведении используется немало эпитетов - «нетерпеливою душою», «святая вольность». Свобода является высшей ценностью, воспеваемой в произведении. Обращения, используемые в стихотворении, подчеркивают его принадлежность к жанру гражданского послания: «Мой друг», «Товарищ».

Также анализ стиха «К Чаадаеву» Пушкина показывает, что в нем применяется и прием инверсии - «нежил нас обман», «но в нас горит еще желанье». Читатель найдет также метонимию - «на обломках самовластья». Здесь великий русский поэт имеет в виду разрушение самодержавия. Также используется прием синекдохи. Если произведение рассматривать в качестве послания ко всему народу, то обращения «товарищ», «мой друг» будут передавать целое (весь народ) через его часть (товарищ, друг). В стихотворении используется и прием олицетворения: «Россия вспрянет». Отечество воспринимается как нечто живое, что умеет чувствовать.

Тесно связано с движением и идеями декабристов. Во многих своих стихах прямо или скрыто поэт затрагивал эту тему. Например, анализ стихотворения Пушкина «К Чаадаеву» позволяет раскрыть идею произведения, которые имеют прямое отношение к этому политическому движению. А история создания этого текста открывает дополнительные возможности для его идейной характеристики и определения темы стиха.

В анализе стихотворения последовательно следует раскрыть такие вопросы:

  1. История написания текста (дата, год, ключевые события).
  2. Определить жанр стихотворения.
  3. Описать идею и тему, литературное направление.
  4. Определить размер стихотворения, описать композицию и ее связь с содержанием стихотворения «К Чаадаеву».

Каждый пункт плана раскрывает определенный важный аспект текста. В совокупности они представляют комплексный анализ.

История написания стихотворения

Элементы истории написания стиха спрятаны в его названии. Петр Яковлевич Чаадаев был близким другом Александра Сергеевича во время обучения в лицее. Молодые люди много общались, делились своим творчеством, обсуждали политическую ситуацию в стране. Этот стих был адресован Петру Чаадаеву, когда он уже был участником движения декабристов.

Строки Пушкина многие тогда восприняли как призыв к свержению самодержавия. Из-за этого поэт даже обвинял себя в неосторожности, вольнодумстве. Но стихотворение настолько вдохновило декабристов, что они провозгласили его гимном своего движения. Рукописный текст передавали из рук в руки, переписывали в тетради.

Написание стихотворения относят к 1818 году и связывают его создание с речью Александра I во время Польского сейма. Александр Сергеевич с недоверием относился к обещаниям царя и, не исключено, что его мыли после услышанного, сформировались в поэтические строки. Впервые стих опубликовал Михаил Бестужев-Рюмин в альманахе «Сириус» (1827 год). Читатели смогли увидеть только 4 строки произведения. Позже в таком же сокращенном виде он был опубликован в альманахе «Северная звезда».

Интересно! Сегодня в некоторых литературных кругах оспаривается авторство этих строк.

Жанр

В 19 веке популярным жанром было «дружеское послание». Для него характерны:

  • Наличие адресата;
  • Дружеская направленность;
  • Доверительный тон.

Стихотворение «К Чаадаеву» соответствует требованиям этого специфического жанра.

Если рассматривать его с точки зрения классификации лирики его можно отнести одновременно и к интимной (присутствуют размышления о личном), и к гражданской лирике (затрагиваются социально-политические темы).

Идея и тема стихотворения

Тематическая основа стиха – размышления о взрослении личности. Лирический герой начинает сомневаться в правильности своих взглядов, осознает переход в новый жизненный этап, а все былое воспринимает как «обман» («Любви, надежды тихой славы недолго нежил нас обман»). Эти строки о том, что романтическая юность остается позади.

В то же время ощущается определенная возвышенность, юношеская воодушевленность и готовность что-то менять. Такое настроение не случайно: лирика, написанная в лицейские годы, отличается воодушевленностью, возвышенностью, некоторой пафосностью.

Идея стихотворения – возвышение свободы и борьбы с самодержавием, вдохновение на перемены и исполнение «отчизны призвания».

Идея стихотворения — возвышение свободы

Композиция стихотворения

Стихотворение можно условно разделить на 4 идейно-тематических блока.

  1. Первые четыре строки – это настроение протеста, ощущение ошибочности прошлых взглядов и осознание перемен и взросления.
  2. Следующие 8 строк – это утверждение о том, что в глубине души, даже не смотря на ошибочные взгляды прошлого, еще сохраняется желание что-то менять даже в условиях сложной политической обстановки. В этом отрывке ярко проступает политический подтекст (осуждение текущей ситуации: «..Под гнетом власти роковой»).
  3. В четырех следующих строках автор формулирует призыв. Обращаясь к определенному другу, лирический герой одновременно обращается ко всему народу. В этих словах ощущается молодость, лицейский пыл и вдохновение.
  4. Последние 4 строки – утверждение веры, своеобразное пророчество о том, что Россия изменится, а те, кто принимал в этом участие, навеки впечатают свои имена в историю.

В каждом из этих отрывков используются целесообразные художественные приемы, с помощью которых достигается нужный эффект и влияние на читателя.

Полезное видео: тема и идея стихотворения «К Чаадаеву»

Художественные приемы

Александр Сергеевич Пушкин в строках стихотворения к Чаадаеву использует в поэзии несколько важных художественных приемов:

  • : противопоставление долга и режима, свободы и крепостничества;
  • использование маркированной лексики: «отчизны» вместо «родины» для создания воодушевленного настроение в стихе. «Вольности» вместо «свободы», а также слова «самовластье», «внемлем», «с томленьем». Лексика такого формата задает общий пафосный тон поэзии. Это повлияло на признание этих строк гимном декабристов;
  • сравнения: «как сон, как утренний туман», «как ждет любовник молодой»;
  • метафоры: «нежил нас обман», «свободою горим», «сердца для чести живы», «вспрянет ото сна».

Все эти приемы делают поэзию яркою, выразительной. Из дружественного послания она превращается в мотивирующий трактат, который вдохновляет и провозглашает начало новых времен. Автор использует типичный – четырехстопный ямб. Это вместе с перекрестным и кольцевым рифмованием создает ритмичный текст, который легко читать и запоминать.

Важно! Размер, ритм и лексическая наполненность текста способствовали его быстрому распространению среди будущих декабристов.

Ключевые образы

В этом произведении можно выделить три ключевых образа: лирического героя (автора), адресата (Чаадаева) и России.

Образ лирического героя – это автор. Хотя он и боялся признавать свое вольнодумство, эти мысли принадлежали Александру Сергеевичу. В этом стихе он воодушевленный и разочарованный, смелый и повзрослевший. Он ощущает давление времени («Пока свободою горим, пока сердца для чести живы»), чувствует в себе силы на перемены.

Друг, к которому он обращается, в этом стихе прямо не фигурирует. Но автор постоянно использует слово «мы» в своей речи, что свидетельствует об общности взглядов и рвений. Сам тон произведения позволяет нам характеризировать адресата как человека равного Пушкину, которому можно доверять и раскрыть свои стремления.

Образ России в поэзии тесно связан с политическим подтекстом. В первой половине стиха автор использует слова «под гнетом власти роковой», осознанно выбирая лексемы, которые звучат громко и однозначно. Они описывают состояние страны на момент написания стиха. Слова «Россия вспрянет ото сна» характеризует состояние родины не так прямо. Имеется в виду, что страна спит, не осознает своего движения, и это состояние сна нужно прекратить.

Обвинения и критика касались больше личности самого поэта, а не стихотворения. Его обвиняли в вольнодумстве, свободомыслии. Существует теория, что некоторое время Александр Сергеевич отрицал свое авторство и из-за этого даже сегодня в литературных кругах не утихают споры по поводу того, кто же был автором этого произведения?

Полезное видео: Анализ стихотворения «К Чаадаеву»

Вывод

Приведенный план анализа поможет разобрать любое стихотворное или прозаическое произведение. Опираясь на его пункты, легко описать основную идею, композицию и художественные приемы, использованные автором.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта