Главная » Выращивание » Биография габдуллы тукая. Орехи кешью

Биография габдуллы тукая. Орехи кешью

Габдулла Тукай вошел в историю татарской литературы как великий народный поэт, заложивший основу национальной поэзии и создавший ее классический стиль. Уже при своей жизни он был признан певцом чаяний обездоленных масс. Один из его современников и близких друзей, известный писатель Ф. Амирхан писал: «Даже личные враги Тукая не могли отрицать народного духа, народной гармонии, народной музыки в его стихотворениях, ибо это выглядело бы просто нарочитым упрямством: народ признал его своим, знал его стихи наизусть».


Трудно найти в татарской литературе ХХ века другого писателя, для которого понятия «народ» и «поэт» были столь же неотделимы друг от друга, как для Тукая.

Габдулла Тукай – из тех художников слова, которые открывали новые горизонты и новые перспективы перед национальной литературой. В многогранном творческом наследии Тукая непреходящие художественно-эстетические ценности содержатся прежде всего и больше всего в его поэзии.

В истории татарской культуры имя Тукая занимает особое место, сопоставимое со значением Пушкина для русской культуры.

Детство

Габдулла Тукай (Тукай Габдулла Мухамедгарифович) родился 14 (26) апреля 1886 года в деревне Кушлауч Казанской губернии (ныне Арского района Республики Татарстан) в семье приходского муллы. Когда ему было пять месяцев, умер отец. Позднее мать, оставив трехлетнего мальчика бедной старушке на воспитание, вышла замуж и переехала в другую деревню. Через некоторое время мать взяла малыша к себе, но вскоре умерла, и четырехлетний Габдулла остался круглым сиротой. Так началась горькая жизнь «в людях».

Сначала мальчика приютил дед по материнской линии, Зиннатулла, в многодетной и полуголодной семье которого Габдулла оказался просто лишним ртом. В конце концов дед отправил его в Казань, где на Сенном базаре Габдуллу взял на воспитание кустарь Мухаммедвали. В его семье впервые улыбнулось мальчику счастье. Однако вскоре грянула беда: новые родители заболели и потому решили вернуть сироту в деревню Училе к деду, которому через некоторое время удалось отдать Габдуллу крестьянину Сагди из соседней деревни Кырлай.

В 1892-1895 годы жизнь его проходит в семье Сагди, где не было нужды в куске хлеба. Здесь Габдулла начал приобщаться к крестьянскому труду. Именно в кырлайский период он впервые осознал чувство любви к народу и родной земле. «Деревня Кырлай открыла мне глаза на жизнь», - писал поэт потом в своих воспоминаниях («Что я помню о себе», 1909). Впечатления кырлайской поры оставили в его творчестве неизгладимый след.

В Кырлае Габдулла начал учиться. Однако и тут ему было суждено пережить тяжелые дни. Взрослые дочери Сагди умерли от разных болезней, а сам хозяин неожиданно стал калекой. Его суеверная жена все эти несчастья связывала с пребыванием в своем доме сироты. Когда у нее родился сын, ее отношение к приемышу вовсе ухудшилось. К счастью для мальчика, в начале зимы 1895 года он был взят в семью сестры своего родного отца, Газизы Забировой (Усмановой), в Уральск. Здесь Габдулла продолжал учиться в медресе «Мутыгия», одновременно посещая русский класс при нем. Хотя медресе было учебным заведением старого типа, но шакирдская молодежь не бездействовала. Ей была здесь предоставлена относительная свобода. Шакирдам разрешалось знакомиться с периодической литературой на восточных языках и обучаться русскому. Под влиянием национального просветительского движения учащаяся молодежь требует обновления учебных программ и стремится к светским знаниям.

Первые шаги к творчеству

Тукай-шакирд всем сердцем возненавидел схоластическую учебу. «Тукай эфенди в медресе считался самым образованным, бойким и сметливым шакирдом », - говорится в воспоминаниях знаменитого артиста Г. Кариева, близкого друга поэта. Несомненно, Тукай обладал сильной волей и большим врожденным талантом. Новые веяния, предвещавшие подъем революционного движения, оказывали на него заметное влияние в условиях медресе. При активном непосредственном участии Тукая выпускается рукописный журнал «Эль-гаср-эль-джадид» («Новый век»), в котором он публикует свои первые ученические стихи и статьи. Он переводит басни Крылова и предлагает их к изданию. Впервые они были опубликованы в прозаическом переводе в 1906-1907 годах в журнале «Эль-гаср-эль-джадид» под названием «Энже бертеклэре» («Жемчужины»). 77 басен, больше половины которых переведено из Крылова.

Начавшаяся в стране революция 1905 года всколыхнула жизнь и в Уральске. Здесь появились первые татарские газеты и журналы: «Фикер» («Мысль»), «Эль-гаср-эль-джадид», «Уклар» («Стрелы») и др. В них Тукай сотрудничает и выступает с многочисленными стихами и статьями на темы, поднятые и поставленные революцией, участвует в демонстрациях, волной прошедших по городу. Все его творчество пронизывается боевым духом возвеличения и защиты демократических идеалов. В том же 1905 г. Тукай публикует свои уже не подражательные, а оригинальные стихотворения «О свободе», «Одно слово друзьям», в которых выступает защитником прогресса и равноправия народов.

В начале 1907 года Тукай покинул медресе «Мутыгия». Началась его «вольная жизнь». Стихотворение «Что рассказывают шакирды…» (январь 1907) явилось декларацией поэта, призывавшей молодежь идти в жизнь, на помощь народу, наперекор фанатизму и реакции. Немало трудностей лежало на его пути. Революция шла на убыль. В начале 1907 года власти запретили издания органов татарской печати, в которых сотрудничал и работал Тукай. Третьиюньский переворот 1907 года означал решительное наступление реакции на демократию. Боевым откликом на это стало стихотворение Тукая «Не уйдем!» В его ярких строках прозвучал голос поэта-борца, зовущего до конца стоять за честь Родины и торжество демократии.

Казань в судьбе поэта

Осенью 1907 года Тукай приехал в Казань – колыбель национальной культуры и истории, чтобы посвятить свою деятельность новым общественным и творческим задачам.

«Светозарная Казань» притягивала своей богатой и необходимой поэту культурной средой – газетами, книжными издательствами, театром, кругом людей, родственных Тукаю по мысли и духу. Здесь он сблизился с первым татарским большевиком Х. Ямашевым, вошел в среду писателей-демократов, сдружился с молодежью, группировавшейся вокруг газеты «Аль-Ислах» («Реформа»), которая выходила по инициативе писателя Ф. Амирхана и являлась одним из самых прогрессивных печатных органов. Казань стала временем расцвета его таланта, временем его человеческой зрелости, временем его славы. Здесь он состоялся как поэт, как журналист, как общественный деятель.

Появление Тукая в Казани и его первые стихотворные сборники «Габдулла Тукаев тигырьлэре» («Стихотворения Габдуллы Тукаева», I и II части) были встречены демократической интеллигенцией с большим сочувствием. Поэт входит в литературные круги и сближается с молодежью, группировавшейся вокруг газеты «Аль-Ислах» («Реформа»). В Казани он с большим воодушевлением отдался творческой работе. Его никогда не покидался мысль о необходимости продолжить традиции свободной национальной печати, служащей «своей любимой идее». Частично это осуществлялось в издании сатирических журналов, сперва «Яшен» («Молния»), затем «Ялт-йолт» («Зарница»). Все свои творческие возможности Тукай посвятил этим журналам. Печатаясь в них, он яростно боролся со всевозможными проявлениями реакции. Его главным девизом стало:

С кем только жизнь в злой распре не бывала?

В борьбе ты ей не уступай нимало!

(«Жизнь», 1908).

Эти строки, можно сказать, являются своего рода эпиграфом к творческой деятельности поэта в условиях реакции.

Уже ранний период творчества Тукая был отмечен страстной проповедью служения народу, хотя при этом у него преобладала еще риторика любви к нации. Поэт быстро перерос просветительскую романтику, все глубже проникая в реальный и духовный мир народа.

Совместно с Г. Камалом Тукай в 1908-1909 гг. издает сатирический журнал «Яшен» («Молния»), а с 1910 г. работает в журнале «Ялт-юлт» («Зарница»), фактическим руководителем которого он являлся до конца жизни. В эти годы свободолюбивые мотивы в творчестве Тукая приобретают особую глубину.

В пореволюционном творчестве Тукая возникает целый цикл высокохудожественных поэтических и очерково-публицистических произведений, в которых исчерпывающе ясно и глубоко выражено отношение поэта к народу. Такие его стихотворения, как «Осенние ветры» (1911), «Гнет» (1911), «Дача» (1911), «Чего же не хватает сельскому люду?» (1912), «Надежды народа …» (1913) и др., являются классическими образцами гражданской и социальной лирики, в которых с потрясающей силой реализма раскрыта трагедия народных масс в капиталистическом обществе независимо от их национальной принадлежности. Мир обездоленных предстал в его творениях во всей страшной правде.

Татарский поэт был весьма далек от слепой идеализации народа. Любя его, он не хотел прощать ему темноты, невежества, духовной подавленности, покорности судьбе, не мог пройти мимо этих вековых болезней («Гнет», «Религия и народ», «Рассказ с печки» и др.). В умении различать и оценивать сильные и слабые стороны в народном сознании сказалось революционно-демократическое отношение к народу.

Путешествия по России

В пору нового революционного подъема происходят значительные изменения в жизни поэта. Несмотря на резкое ухудшение здоровья, в 1911-1912 годах он совершает путешествия, имевшие для него большое значение. В начале мая 1911 года пароходом едет в Астрахань, по пути знакомясь с жизнью Поволжья («Дача», очерк «Маленькое путешествие»). Здесь он был гостем своего друга – поэта С. Рамиева, встретился с азербайджанским общественным деятелем и писателем Нариманом Наримановым, сосланным сюда за революционную деятельность в родном краю, и принял участие в маевке, где с речью о празднике 1 Мая выступил Нариманов.

Весной 1912 года Тукай решается на более значительные путешествия по маршруту Уфа – Петербург. В Уфе он встречается с Мажитом Гафури. Они еще раз убедились в своей идейной и творческой близости.

Петербург встречает Тукая холодно. Здесь он не находит людей, подобных Гафури. Становилось очевидным, что петербургские «национальные интеллигенты» пригласили его лишь как «модную знаменитость» и вовсе не интересуются изданием новых татарских газет и журналов.

Разумеется, передовая национальная интеллигенция Петербурга не осталась равнодушной к приезду любимого поэта. Узнав о нем с опозданием, она стремилась окружить поэта своим вниманием. Среди демократической молодежи был, видимо, и Мулланур Вахитов , тогда студент, впоследствии видный революционер. Надо полагать, что стихотворение «Татарская молодежь» написано Тукаем под впечатлением встречи с такими представителями национальной демократической молодежи. Именно в этих кругах он увидел, как молодым людям дороги память и образ Ямашева, убедился в том, что они верны его заветам.

Прожив в Петербурге 13 дней, 6 (19) мая Тукай покинул столицу и отправился в Троицк, в середине июня он очутился в казахской степи, где надеялся поправить кумысом свое здоровье.

Последний год жизни

Из поездки поэт вернулся в Казань в начале августа 1912 г. Даже будучи тяжело больным, он продолжал работать в типографии, дыша воздухом, насыщенным свинцовыми испарениями, и писать несмотря ни на что.

Биография и эпизоды жизни Габдуллы Тукая. Когда родился и умер Габдулла Тукай, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты поэта,фото и видео.

Годы жизни Габдуллы Тукая:

родился 26 апреля 1886, умер 15 апреля 1913

Эпитафия

«Мы уйдем, когда за нами вдаль уйдут и города,
Цепь лихих тысячелетий, наши горькие года.
От рожденья до кончины за родной живя чертой,
Мы срослись навеки плотью с почвой родины святой!»
Из стихотворения Габдуллы Тукая

Биография

Имя Габдуллы Тукая олицетворяет целую эпоху в духовном развитии татарского народа. Это замечательный классик татарской поэзии, знаменитый далеко за пределами своей родины. Тукая называют основателем литературного татарского языка, поэтом-революционером, чья биография буквально иссечена шрамами от страданий целого народа. По сей день творческое наследие поэта восхищает современников, по сей день его исторический вклад вдохновляет новых художников на познание истины, коей Тукай был верен до последнего вздоха.

Родился Габдулладжан Тукаев (настоящее имя поэта) в деревне Кушлавыч Казанской губернии. Будучи сыном религиозного учителя, он, увы, так и не успел познать родительскую любовь: уже в четыре года мальчик остался круглым сиротой. Детство Габдуллы прошло в скитаниях от одних родственников к другим, но ни дома, ни семьи он так и не обрел. Зато дух странствий и поисков сопровождал его на протяжении всей жизни.


Первые стихи Габдуллы Тукая были написаны в городе Уральск, где проходила юность поэта. Там он посещал мусульманскую школу и, в частности, русский ее класс. Одаренность Тукая была очевидной, что неоднократно подчеркивали все учителя. И вот уже восемнадцатилетний Тукай держит в руках журнал «Новый век». Именно в этом рукописном издании были запечатлены его первые поэтические строки, первые переводы на татарский. Литературные кумиры юного Габдуллы - Лермонтов и Пушкин. Но поэт еще не знает, что за будущий вклад в литературу своего народа его вознесут на один пьедестал с величайшими корифеями искусства.


Габдулла Тукай был всецело поглощен переменами, которые принесла революция 1905 года. Правые депутаты предлагали татарам выселиться за пределы Российской империи, на что Тукай решительно ответил стихотворением «Не уйдем». С тех пор он был тверд в своих позициях, а тематика национального освобождения стала основополагающей в его творчестве. Он участвовал в демонстрациях, с характерной юношеской энергией писал в газеты многочисленные стихи и статьи, заводил контакты со сторонниками оппозиционного движения и, несмотря на слабое здоровье, не позволял себе сдаваться.

Смерть Габдуллы Тукая пришлась на 15 апреля 1913 года. Скончался поэт в больнице от, как упоминал Максим Горький, «голода и чахотки», которые и стали причиной смерти Тукая. Татарские газеты запестрили заголовками, что из жизни ушел их величайший национальный поэт, а на похоронах Тукая собрались тысячные толпы неравнодушных. Похороны Габдуллы Тукая состоялись на Татарском кладбище Ново-татарской слободы в Казани. Ныне на могиле Тукая установлен красивый памятник с рельефным портретом великого татарского поэта.

Линия жизни

26 апреля 1886 г. Дата рождения Габдуллы Тукая.
1892 г. Переезд в деревню Кырлай и поселение в семью Сагди.
1904 г. Первые публикации Тукая в журнале «Новый век».
1907 г. Переезд в Казань. Активизация творчества.
1908 г. Создание цикла стихотворений о крестьянах и о своей малой родине.
1911 г. Путешествие по Поволжью.
1912 г. Путешествие в Петербург. Обострение туберкулеза легких.
15 апреля 1913 г. Дата смерти Габдуллы Тукая.
17 апреля 1913 г. Дата похорон Тукая.

Памятные места

1. Деревня Кошлауч (Республика Татарстан), где родился Тукай Габдулла.
2. Город Уральск (Казахстан), где прошла юность поэта.
3. Город Казань, где жил и творил Тукай.
4. Музей Габдуллы Тукая в Казани.
5. Памятник Тукаю в Санкт-Петербурге.
6. Памятник Габдулле Тукаю в Москве.
7. Сквер Габдуллы Тукая в Астрахани, где установлен памятник поэту.
8. Татарское кладбище в Казани, где похоронен Габдулла Тукай.

Эпизоды жизни

В детстве Габдулле Тукаю довелось сменить восемь семей. Нередко его просто сажали в сани и отправляли в далекий путь, обрекая на полнейшую неопределенность. Так, например, в Казани Тукая предлагали на усыновление прямо на Сенном рынке.

За свою недолгую жизнь (а прожил он неполных 27 лет) Тукай издал более тридцати книг. Подавляющая часть из них - сборники для детей школьного возраста, поэзия революционной тематики, книги по изучению устного народного творчества.

Завет

«С кем только жизнь в злой распре не бывала?
В борьбе ты ей не уступай нимало!»

Документальный фильм «Пять мгновений любви», посвященный памяти Габдуллы Тукая

Соболезнования

«Габдулла Тукай был и есть самый великий татарин во всей татарской истории».
Мустай Карим, поэт

«Я движим чувствами признательности к таланту и наследию Тукая, ибо Тукай принадлежит не только татарскому народу, география принадлежности его неизмеримо шире».
Чингиз Айтматов, писатель

«Любите Тукая, любите красоту его души, его поэзию, - в ней и весна, и глубокая человеческая мудрость».
Сахип Джамал, писатель

«Тукай - величина духовная, нравственная, художественная, просто неизмеримая. Такая величина не может принадлежать одному народу. Тукай, как Пушкин, как Лермонтов, как Шекспир, как Гейне, принадлежит всему человечеству».
Игорь Ряхин, поэт

«Тукай - великий поэт татарского народа. Его творчество давно стало близким и родным всем народам нашей страны».
Павел Тычина, поэт

Полной научной биографии Тукая нет. Возможно, белые пятна в истории его судьбы восполнит «Энциклопедия Тукая», которую готовят к изданию. Соответствуют ли истине легенды и мифы о поэте, «АиФ-Казань» выяснил с помощью Гузель Тухватовой, заведующей Литературным музеем Г. Тукая.

Тукай - не настоящая фамилия поэта?

Тукай родился в 1886 году в деревне Кушлавыч (сейчас Арский район РТ). В метрической книге имя отца будущего поэта написано как Мухамметгариф Мухамедгалимов. Но в народе его звали сокращенно Гариф, Гарифулла. Поэтому по имени отца фамилия Тукая - Гарифов. Откуда пошла фамилия Тукай, сказать с достоверностью трудно.

Книги Тукая изданы с написанием его имени Габдулла, реже - Абдулла, потому что арабское имя Абдулла в переводе на татарский звучит как Габдулла. А ещё Тукая называли Апуш - по одной из версий, это сокращённый вариант от Александр Пушкин.

Фоторепродукция картины «Маленький Тукай» Х. Казакова предоставлена музеем Г.Тукая

Тукай был потомственным поэтом?

Отец Тукая был муллой, он умер, когда будущему поэту было 4,5 месяца. Мать вновь вышла замуж за муллу из соседней деревни. В автобиографической повести «Что я помню о себе» Тукай писал, что, выйдя замуж, мать отдала его на попечение старушке Шарифе.

«Говорят, зимними вечерами босиком, в одной рубашонке выходил я на двор и потом возвращался к двери, чтобы войти в избу. Я не мог отворить дверь, ну и стоял, дожидался, когда откроют, пока у меня ноги не примерзали ко льду», - вспоминал поэт. Однако ряд учёных пришли к выводу, что воспоминания поэта не точны. В деревне была только одна женщина по имени Шарифа, которая умерла ещё до рождения Тукая.

Мать поэта ушла из жизни, когда Тукаю было 3,5 года. Дед поэта Зиннатулла, который был муллой, написал стихи на смерть своей дочери. В музее хранится автограф этого стихотворения.

Приёмных родителей Тукаю нашли на базаре?

Есть версия, что неродная бабушка - вторая жена деда Тукая по материнской линии, у которой было шестеро детей, не хотела держать у себя внука своего мужа. Она договорилась с одним казанским купцом, что отправит маленького Тукая к нему на воспитание.

По другой версии, бабушка была родной. Её шестеро детей были дядями и тётями будущего поэта. Хотя дед был муллой, семья жила впроголодь. Чтобы маленький Тукай не умер с голоду, его отправили на воспитание в Казань. Кучер привёл мальчика в дом к людям, которые хотели взять его на воспитание. Однако их не оказалось дома. После этого ребёнка привели на Сенной базар. Там его взяла к себе семья мелкого кустаря. Он шил национальную обувь, а его жена - тюбетейки, калфаки. Всё это семья продавала на Сенном базаре. Вместе с приёмными родителями Тукай ходил по домам богатых людей, куда они доставляли выполненные заказы.

Тукай никогда не был в доме Шамиля, где располагается его музей?

О том, что имам Шамиль (предводитель кавказских горцев, воевавших с Россией в XIX в.), жил в особняке на ул. Екатерининской (сейчас ул. Тукая) и женился на дочери Ибрагима Апакова, говорится во многих путеводителях по Казани. На самом деле этот дом построили по заказу купца И. Апакова. В 1884 году, когда его дочь вышла замуж за среднего сына Шамиля, он подарил этот дом своей дочери.

Фото: АиФ/ Предоставлено музеем Г. Тукая

Казанцы начали называть особняк домом Шамиля, но по документам он принадлежал госпоже Шамиль. Напротив дома Шамиля по ул. Екатерининской, 63, располагалась редакция газеты «Ал-ислах». Когда Тукай приехал из города Уральска, редакция этой газеты находилась в номерах «Булгар», а потом переехала в дом на Екатерининской. Вполне возможно, что поэт часто бывал и в доме Шамиля - в книжной лавке, находившейся на первом этаже.

В доме Шамиля есть подземный ход?

О его существовании говорят старожилы Старо-Татарской слободы. По их мнению, такой ход до озера Кабан могли прорыть слобожане, чтобы избежать принудительной христианизации. Здание музея сейчас готовят к реконструкции. Строители обследуют здание, но подземного хода пока не нашли.

Тукай всегда носил тюбетейку?

Тукай обычно не надевал головного убора, стараясь быть похожим на русских поэтов. Одно время он ходил в такой же рубашке, как Лев Толстой. В тюбетейке его сфотографировали для сборника стихов. Поэт пришёл в фотосалон, но тюбетейки у него не оказалось. Издатель Г. Шараф вынул из своего кармана тюбетейку и дал Тукаю. По воспоминаниям друзей, Тукай не придавал большого значения одежде. Однажды купил на базаре пиджак на два размера больше, в котором и ходил довольно долгое время.

Тукай всю жизнь бедствовал?

Приехав в Казань в 1907 году, поэт работал в редакции газеты «Ал-ислах», сотрудничал с другими изданиями, подрабатывал в книжной лавке экспедитором, где получал зарплату в 40 руб. Это были хорошие деньги, ведь в то время за один вышитый калфак мастерице платили 15 коп. Гонорары Тукая были выше, чем у других поэтов. Тукай распорядился после его смерти учредить стипендию для одарённых детей, оставив на это 500 руб.

Фото: АиФ/ Алия Шарафутдинова

В Казани выпускали свечи с портретом Тукая?

Учёный Ибрагим Нуруллин писал, что после смерти популярного поэта в Казани стали выпускать конфеты, свечи, мыло, на этикетках которых был изображён Тукай. Свечи и мыло не сохранились. Были ли они, достоверно не известно. В музее хранится лишь этикетка конфет с портретом поэта. Выпускавшая их фабрика «Альфа» находилась в доме Шамиля, поэтому его называли ещё и «кондитерским замком».

Ради Тукая мусульманки совершили подвиг?

Похороны поэта 4 апреля 1913 году превратились в многотысячную процессию. В знак траура не работали магазины, казанские заводы, фабрики объявили неполный рабочий день. Были отменены занятия в школах, медресе. Учредительница Татарской женской гимназии Фатиха Аитова разрешила своим воспитанницам пойти на похороны Тукая с цветами. Это был очень смелый шаг для того времени, едва ли не подвиг. Ведь по законам шариата женщинам и сейчас не разрешается ходить на кладбище.

14(26)апреля 1886 года в татарском религиозном семействе родился мальчик, которому дали имя Габдулла. Его отец был муллой - мусульманским священнослужителем. Он умер очень рано, когда Габдулле едва исполнилось полгода. Мать, оставшись одна с малышом на руках, также очень рано ушла из жизни. Детские годы Тукая прошли в родном селе Кушлавыч Казанской Губернии.

Оставшись круглым сиротой в четырехлетнем возрасте, Габдулла начал свое скитание по приемным семьям. Он видел мало внимания и заботы в свой адрес, и рос крайне болезненным и истощенным ребенком, который нередко слышал пожелания смерти в свой адрес. Краткая биография Тукая в детстве была полна лишений и бесконечных мытарств.

Ситуация начала меняться в лучшую сторону, когда он оказался в приемной купеческой семье Усмановых в Уральске. Здесь его отдали учиться в медресе - мусульманскую духовную семинарию. Во время учебы Габдулла показал себя очень способным учеником, который жадно впитывал новые знания.

В медресе способный мальчик стал посещать русский класс, где с большим удовольствием окунулся в мир русской литературы. Особенно привлекала его поэзия Лермонтова и Пушкина , которая в дальнейшем нашла свое отражение в работах Габдуллы.

Произведения русских классиков настолько повлияли на юного Тукая, что в возрасте 16 лет он начал сам писать стихи. Кроме того, он занялся переводом басен Крылова с русского на татарский, стал писать очерки и статьи на острые социальные и революционные темы, занялся общественно-политической деятельностью.

Творческий путь

После окончания медресе в 1905 году у Габдуллы началась новая, самостоятельная жизнь. Вскоре он вернулся в Казань, где решил полностью посвятить себя служению своей родине.

В течение следующих шести лет Тукай активно занимался творчеством: он быстро нашел свою нишу в литературных кругах Казани, и стал пользоваться большой популярностью среди прогрессивной молодежи. Во всех произведениях молодого писателя красной нитью прослеживалась тревога за судьбу своего народа, достоинство, четь, совесть, неподкупность.

Наиболее известные произведения Тукая - « Маленькое путешествие», «Пара лошадей», «Татарская молодежь», «Дача». Не забывал писатель и о самой юной читательской аудитории. Для детей им были написаны сказки «Шурале», «Призыв к труду», «Веселые странички».

Впоследствии творчество Габдуллы Тукая вошло в школьную программу 6 класса в казанских школах.

Главной проблемой перевода произведений татарского поэта на русский язык была неточность их содержания. Со временем все погрешности были исправлены.

Будучи идеалистом и романтиком по натуре, Габдулла мало заботился о своем финансовом положении. Куда больше его интересовало бескорыстное служение народу, общественная и просветительская деятельность. Постоянно живя на грани бедности, Тукай существенно подорвал свое и без того хрупкое здоровье.

Личная жизнь

Габдулла никогда не был женат и не имел детей. Всего себя, без остатка, он посвятил служению татарскому народу.

Смерть

Скончался молодой поэт 2 апреля 1913 года, совсем немного недожив до своего 27-летия. Причиной его кончины стала чахотка, которая подорвала истощенный постоянным голодом организм.

Сегодня мы обсудим биографию известного татарского поэта, публициста, общественного деятеля, переводчика и литературного критика Габдуллы Тукая.

Детские годы

Биография Габудллы Тукая берёт своё начало 26 апреля 1886 года, когда мальчик появился на свет в селе Кушлавыч. Отец и мать ребёнка были родом из деревни. Известно, что дед Тукая по линии матери был по происхождению башкиром, а также обучался в Султанаевском медресе.

Когда малышу исполнилось 5 месяцев, он остался без отца: воспитание мальчика полностью легло на плечи матери. Некоторое время она пыталась справиться с постигшим её горем, но потом отчаялась и отдала его на воспитание знакомой старухе. Прошло немного времени, и мать одумалась, забрав своего сына. Однако, когда Габдулле исполнилось 4 года, он потерял и мать, оставшись никому не нужным ребёнком. На некоторое время его приютил дед. Вскоре же малыш оказался у приемных родителей в Казани, где прожил примерно 2 года. Из-за тяжелой болезни они были вынуждены возвратить мальчика в родное село. Три последующих года Габдулла проводит в крестьянской семье Сагди, недалеко от родного дома.

Уральск

Дом Габдуллы Тукая был покинут им в возрасте 4 лет, хотя не по собственной воле. К сожалению, после утраты родителей детские годы мальчика прошли в довольно холодной и отчужденной атмосфере, так как он редко в какой семье задерживался надолго, по разным причинам. Биография Габдуллы Тукая начала немного меняться в позитивном русле после того, как он переехал в Уральск, где жил в приёмной купеческой семье Галиаскара Усманова. Эта семья приходилась мальчику родственной по линии отца. Как только мальчик попал к Усмановым, его сразу же отдали учиться в медресе, где он демонстрировал отличную успеваемость. Медресе принадлежало семье Тухватуллиных - людям прогрессивных взглядов, которые сразу оценили талантливого юнца. Кроме этих занятий, Габдулла ходил в русский класс.

Первые творческие шаги

Поэт Габдулла Тукай делал свои первые шаги в литературе очень несмело и осторожно. Отрывки его раннего творчества можно найти в рукописном журнале «Новый век», который издавался в 1904 году. В этот период Тукай особенно увлекается переводами. Басни Крылова (в переведённом варианте) он даже предлагает различным издательствам. Также на этот период времени приходится его знакомство с творчеством таких писателей, как Лермонтов и Пушкин. Первое самостоятельное литературное творчество проявилось в 1905 году после чудесного перевода стихотворения А. Кольцова «Что ты спишь, мужичок?».

После революции

После окончания революционных действий в Уральске начинают появляться татарские газеты. Тукай сразу находит себе занятие: он предлагает свои работы этим газетам и журналам, а те с радостью принимают в свои ряды талантливого образованного юношу. Парень писал не только стихи, он также печатал собственные статьи, посвященные революционной тематике. Общественная и политическая жизнь общества волновали молодого человека не менее, чем литература. Он принимает активное участие в демонстрациях и протестах. По-настоящему свободная жизнь парня начинается только после того, как он покидает медресе в 1907 году. Третьеиюньский переворот в государстве вызвал у Тукая только одну реакцию: рьяная защита чести своей Родины. За этот период он написал несколько показательных стихотворений, в которых очень ярко раскрывалась тема Родины («Не уйдём!», «Родной земле», «Пара лошадей»).

Казань

Габдулла Мухамедгарифович Тукай продолжает свой путь в Казани. В 1907 году он возвращается сюда для того, чтобы полностью посвятить себе творческим занятиям. С момента приезда начинается отсчёт нового этапа его жизни - 5 лет и 8 месяцев, которые он посвятит служению своему отечеству. В литературных кругах Казани молодой поэт быстро находит своё место, он отлично ладит с молодёжью и пользуется у неё популярностью. Он начинает работать в газете «Реформа». Стихотворения и статьи этого периода насыщены сатирико-юмористическими темами, которые наиболее полно раскрылись в таких произведениях, как «Молния» и «Зарница».

Творчество

Буквально к 1908 году у Тукая уже формируется цикл произведений и статей. Многие его стихотворения («Осенние ветры», «Дача», «Гнёт») и тесное общение с Х. Ямашевым свидетельствуют о том, что Тукай глубоко сочувствовал своему народу и переживал за него всем сердцем. При этом поэт не нагнетал обстановку, он, наоборот, поддерживал борцов за справедливость, воспевал и гордился ими.

Произведения 1911-1912 были созданы под впечатлением от путешествий по деревенькам Заказанья - такого родного места для поэта. Несмотря на весь оптимизм, который Габдулла демонстрировал во многих своих стихотворениях, в произведениях этого периода он отошел от красочной иллюзии и описал реальное положение сельского населения. Он писал то, что видел, и делал это с позиции защитника народа.

Астрахань

Биография Габдуллы Тукая продолжается в Астрахани, куда он прибывает в 1911 году. В это время его подводит здоровье, но желание путешествий берёт верх. Для того чтобы осмотреться и напитаться сельским духом, Габдулла остается погостить у своего старого друга. Здесь он встречается с Нариманом Наримановым - писателем и общественным деятелем из Азербайджана, которого сослали в Астрахань за активную политическую деятельность на Родине. Эта встреча оказывает на творчество Тукая большое влияние.

Габдулла Тукай, стихи которого уже читали тысячи людей, решается на активные творческие поиски и отправляется искать музу по пути Казань - Уфа - Петербург. В Уфе происходит важная встреча с народным писателем М. Гафури. Два собеседника быстро находят общий язык, поэтому их взаимные симпатии крепнут. В Петербурге Тукай знакомится с М. Вахитовым, который в будущем становится влиятельным деятелем революции. Все эти встречи отложили свой отпечаток на мировоззрении и творчестве поэта. В Петербурге он находится всего 13 дней, после чего биография Габдуллы Тукая переносится в Троицк. Но и там наш герой надолго не задерживается, спеша в казахскую степь, чтобы улучшить состояние здоровья. В конце лета поэт решает вернуться в Казань и продолжить работу, несмотря на плохое самочувствие и частые боли.

Произведения Габдуллы Тукая в последние годы его жизни были очень резкими и напряженными. Он ощущал нарастающий внутренний конфликт между обществом и народом. В апреле 1913 татарский поэт умер. Газеты писали, что народ потерял величайшего национального поэта. Литературные традиции Габдуллы Тукая были мощной основой для дальнейшего развития всей татарской литературы. Габдулла Тукай, стихи которого признаны достоянием литературы, похоронен на татарском кладбище в Казани. Его произведения до сих пор считаются классикой татарской поэзии.

Биография Габдуллы Тукая - это отличный пример жизни человека, который не отвлекался на жизненные мелочи, а верил в свою идею. Такие люди редко что-то меняют, но они создают важнейший трамплин для людей действия - тех, кто может круто изменить ход истории.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта