Главная » Выращивание » Бортовой номер к 3 ленинский комсомол. Ленинский комсомол (подводная лодка)

Бортовой номер к 3 ленинский комсомол. Ленинский комсомол (подводная лодка)

Первая советская атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» пережила за время своей боевой службы огромный триумф, а также большую трагедию. Причем эта трагедия не стала достоянием широкой общественности ни в 1967 году, ни в период перестройки, да и наши дни мало, кто о ней знает.

Решение о начале проектирования атомной подлодки в Советском Союзе было принято в начале 50-х годов. Сам Сталин 12 сентября 1952 года подписал постановление «О проектировании и строительстве объекта 627». Рождение первенца отечественного атомного кораблестроения проходило в атмосфере глубокой секретности. Главным конструктором был В. Н. Перегудов, с 1953 года проектом руководил С. А. Базилевский. Тем временем в 1954 году американцы выпустили свою первую АПЛ «Наутилус».

Первоначально советская атомная подлодка имела название К-3, с американским «Наутилусом» она не имела ничего общего. Корпус К-3 проектировался с нуля, основной упор делался на качество подводного хода. Лодка получилась быстроходнее «Наутилуса», с водо-водяным реактором.

Сначала разработчики планировали использовать на субмарине для атаки военно-морских баз противника одиночную термоядерную торпеду, способную поражать цель на расстоянии 50 километров. Однако к этому времени англичане и американцы уже устанавливали противолодочные рубежи на расстоянии 100 километров от берега. Была создана комиссия, постановившая, что стране нужна подводная лодка, способная уничтожать корабли в морях и океанах, но для этого должна быть не одна торпеда. Необходимо иметь на борту лодки большой запас торпед с ядерными боеголовками. Таким образом, задание на строительство К-3 скорректировали, а корпус субмарины пришлось переделать.

Первый отечественный атомоход был заложен 24 сентября 1955 года в Северодвинске. В строительстве К-3 принимала участие вся страна, хотя даже и не подозревала об этом. На московском заводе разработали специальную сталь, которая позволяла погружаться на немыслимую в те годы глубину – 300 метров. В Горьком изготовили реакторы, а паротурбинные установки - на ленинградском Кировском заводе. Командиром подлодки в том же году был назначен капитан 1-го ранга Л. Г. Осипенко. Попасть в число первых офицеров атомной лодки, было так же престижно, как попасть в отряд космонавтов. Первый раз на воду субмарина была спущена 9 октября 1957 года.

В те годы на Западе никто не верил, что в разрушенном войной Советском Союзе может быть построен атомный подводный флот. Американский «Наутилус» пересек Северный полюс еще 3 августа 1958 года. С тех самых пор, СССР оказался в зоне досягаемости ракет, которые в любой момент могли быть пущены с американских подлодок, находящихся в Арктике. Поэтому, когда в 1962 году К-3 достигла полюса, это стало шоком для других государств, особенно для США. Есть сведения о том, что Ален Даллес, руководивший ЦРУ в то время, даже лишился своего поста за то, что ничего не знал о походе советских моряков на Северный полюс. Тогда СССР смог доказать всему миру, что он еще на многое способен.

Летом 1962 года К-3 была уже не единственной атомной подлодкой в ВМФ страны. Совершить путешествие в Арктику могли и другие корабли, тем более что «тройка» к этому времени была уже порядком потрепанной. Являясь головным образцом, она подвергалась всевозможным испытаниям, на ней отрабатывались предельные режимы всех устройств, в первую очередь реактора, парогенераторов, турбин. Кроме того, проектируясь в большой спешке, лодка постоянно нуждалась в ремонте, доделках и переделках. На парогенераторах буквально не было живого места – сплошные переваренные и заглушенные трубки.

Почему же тогда советские власти, зная о почти аварийном состоянии К-3, все равно отправили лодку в такой важный для страны поход? Ответ вполне очевиден: выбирая между техникой и людьми, у нас, в основном, надеются на последних. Поэтому во время похода на Северный полюс поддержание лодки в рабочем состоянии обеспечивалось в основном силами квалифицированного экипажа, который выполнял сложные ремонтные работы своими силами.

Командовал К-3 во время похода в Арктику Лев Михайлович Жильцов. Вместе со своим экипажем он шел подо льдом прямо к «макушке» Земли. В то время не было подробной карты с изобатами глубин и отметками подводных вершин, то есть, передвигалась лодка вслепую и вглухую. Огромная толща льда над субмариной отражала шумы собственных винтов, порождая слуховые иллюзии, акустики работали в невозможных условиях. И вот, однажды, почувствовали, что глубина под килем резко снизилась.

Получив тревожный доклад, Жильцов приказал немного подняться наверх и снизить ход лодки. Специалисты внимательно изучили эхограмму, так был обнаружен гигантский подводный хребет на дне Ледовитого океана. Это стало крупнейшим географическим открытием 20 века, после Северной Земли, нанесенной на карту в 1913 году. Обнаруженный подводный хребет назвали в честь известного гидрографа Якова Гаккеля.

Советская атомная подлодка К-3, которую позже переименовали в «Ленинский комсомол», пересекла точку Северного полюса 17 июля 1962 года в 6 часов 50 минут и 10 секунд. Экипаж корабля в шутку предлагал мичману-рулевому слегка отойти от курса, чтобы не погнуть «земную ось». Лев Жильцов позже вспоминал, что толщина льда в тех местах составляла примерно 25 метров. Лодку вели близко к поверхности, а когда заметили полынью, то сразу всплыли. Нос субмарины тогда замер у самой кромки льда, со всех сторон К-3 была зажата бескрайними снегами. По словам командира подлодки, вокруг стояла такая тишина, что даже в ушах звенело.

Государственный флаг торжественно водрузили на самом высоком торосе, а экипаж «тройки» получил увольнение на берег. Момент бурного веселья подводников запечатлен на множестве снимков. Примечательно, что перед тем, как лодка ушла в поход, сотрудники специального отдела безопасности проверили корабль на наличие фотоаппаратов, снимать было строго запрещено. Но кто лучше знает лодку и тайные места, чем подводники? Обратно на базу шли полным ходом.

На берегу экипаж субмарины встречал лично сам Никита Хрущев. Звание Героев Советского Союза тогда получили руководитель исторического похода контр-адмирал Александр Петелин, командир подлодки капитан 3-го ранга Лев Жильцов, инженер-капитан 2-го ранга Рюрик Тимофеев. Ранее звезду Героя получил первый командир корабля капитан 1-го ранга Леонид Осипенко.

Примерно через пять лет атомоход «Ленинский комсомол» был отправлен на боевую вахту в Средиземное море. Помощник командира подлодки капитан-лейтенант Александр Лесков рассказал, что данное решение изначально было ошибочным: последние годы экипаж корабля в основном посещал различные мероприятия: партийные и комсомольские съезды, никакой боевой подготовки и выходов в море. А тут сразу же – дальний поход. Экипаж корабля тоже собрали на скорую руку, так как по плану на патрулирование в Средиземное море должна была пойти другая подложка – К-11, однако у нее обнаружили серьезную неисправность.

Лескова назначили помощником капитана за два дня до выхода корабля на дежурство, Юрий Степанов был назначен командиром за месяц до отплытия. Все 80 дней патрулирования, что-то постоянно шло не так: сначала технические проблемы, потом умер один из членов экипажа. Был получен приказ всплывать и передать тело на один из советских кораблей, находившихся рядом. Атомоход был рассекречен, пришлось возвращаться на базу. Когда субмарина находилась в Норвежском море, случилась страшная трагедия.
В тот день, 8 сентября, командирскую вахту на центральном посту нес Александр Лесков. В 01 час 52 минуты на пульт связи поступил сигнал. Помощник командира щелкнул тумблером и спросил: «Кто вызывает Центральный?». Потом отпустил переключатель, и в помещении раздались страшные крики заживо горящих людей. Долгие годы потом ему снились по ночам эти крики.

Как оказалось, в носовом торпедном отсеке воспламенились пары огнеопасной гидравлики. Пожар распространялся стремительно. Находящиеся в первом и втором отсеке 39 человек сгорели за считанные минуты. Еще немного и взорвался бы весь торпедный боезапас. Ситуацию спас командир второго отсека капитан-лейтенант Анатолий Маляр, который перед тем как погибнуть, успел захлопнуть изнутри люк, чем предотвратил дальнейшее распространение огня. Командир атомной лодки Степанов отдал приказ сравнять давление с аварийными отсеками, так как тротил взрывается при одновременном повышении давления и температуры. Члены экипажа надели противогазы, а капитан Лесков открыл клинкет вытяжной вентиляции. Тут же на центральный пост ворвался черный дым с ядовитыми газами.

Степанов потерял сознание, командование принял на себя Лесков. Он успел дать сигнал флоту об аварии на подводной лодке и провести экстренное всплытие. В два часа ночи, оставшийся в живых экипаж покинул центральный пост и поднялся на мостик. Субмарина всплыла на поверхность, а потом своим ходом вернулась на базу.

Комиссия, сформированная на берегу поначалу признала действия экипажа героическими. Все моряки, в том числе и погибшие, были представлены к награде. Причиной воспламенения в торпедном отсеке назвали прорыв одном из узлов системы гидравлики: вместо уплотнительной прокладки из красной меди стояла примитивная шайба, вырезанная из паронита и не рассчитанная на перепады давления. Видимо, кто-то во время заводского ремонта поменял прокладку. Со временем уплотнитель раскис, и произошел прорыв масла, которое тут же воспламенилось.

Однако через месяц главком ВМФ С. Горшков заявил, что авария произошла по вине экипажа. Были аннулированы результаты первой комиссии и назначили вторую, явно предвзятую, которая вдруг обнаружила зажигалку на вахтенном столе. Таким образом, весь оставшийся в живых экипаж из героев превратили в преступников. Получается, не только несправедливо обвинили моряков К-3, но также надругались над памятью их погибших товарищей.

Следующие 30 лет пытались добиться правды участники трагедии, куда только не писали, в какие органы не обращались. В администрации президента морякам заявили, что реабилитацию и награждение может провести только главком ВМФ. Тем временем подводники один за другим уходили из жизни, оставшимся в живых уже более семидесяти лет.

И вот недавно, резолюция президента Дмитрия Медведева помогла восстановить доброе имя экипажа атомной лодки «Ленинский комсомолец». Главный штаб ВМФ потребовал архивные документы, личные дела членов экипажа. В итоге главное техническое управление признало, что авария произошла не по вине подводников. Спустя только 45 лет дождались они справедливости.

Лесков А. Я. в начале аварии потерял сознание и очнулся через 5 суток после доставки его в госпиталь на берегу. Его спасли оставшиеся в живых члены экипажа К-3.


(Прислано в редакцию читателем "ВО" 11.01.2014 г.).

Вскоре после рождественских каникул 1959 года адмирал Ральф у входа в свой кабинет вывесил следующее объявление: «Я командующий Атлантическим флотом США обещаю ящик виски «Jack Daniels» первому командиру субмарины представивший доказательство того, что вражеская подводная лодка была измотана преследованием и была вынуждена всплыть на поверхность ».

Это не было шуткой. Адмирал как на ипподроме сделал ставку на чудо американской военной мысли - атомную подводную лодку . Современная субмарина производила собственный кислород и была способна находиться под водой в течение всего похода. Советские подводники могли лишь мечтать о таком корабле. При длительном плавании их экипажи задыхались, были вынуждены всплывать, становясь легкой добычей противника.

Победителем стал экипаж подводной лодки «USS Grenadier » бортовой номер «SS-525 » около 9 часов преследовавший , и заставив всплыть на поверхность возле берегов Исландии. Командир подводной лодки США капитан-лейтенант Дэвис получил из рук адмирала обещанный ящик виски. Они не догадывались, что очень скоро Советский Союз преподнесет им свой подарок.

В 1945 году США открыто демонстрировало всему миру разрушительную мощь своего нового оружия, и теперь она должна иметь надежное средство его доставки. По воздуху, так как это было с Японией, сопряжено с большим риском, значит единственно разумным способом доставки ядерного груза должна стать субмарина , но такая, которая сможет скрытно ни разу не всплывая, нанести решающий удар для этого идеально подходила атомная подводная лодка . Создание такой субмарины было сложнейшей задачей в то время, даже для США. Меньше чем через год на верфи в Нью-Лондоне, штат Коннектикут был заложен первый атомоход «USS Nautilus » бортовой номер «SSN-571 ». Проект реализовывался в обстановке такой предельной секретности, что агентурные сведения о нем попали на стол Сталину лишь два года спустя. Советский Союз опять оказался в роли догоняющего. В 1949 году были проведены испытания первой советской атомной бомбы, а в сентябре 1952 Сталин подписал постановление о создании атомных подводных лодок в СССР.

Отечественные конструкторы, как это не раз происходило, были вынуждены идти своим путем, так складывались обстоятельства непростые для Советского Союза в целом и для советской военной науки в частности. В СССР работу оборонного значения всегда возглавляли люди неизвестные широкой общественности, о которых не писали в газетах. Создание проекта подводной лодки поручено конструктору В. Н. Перегудову. Технический проект был утвержден.


Технические характеристики атомной подводной лодки проекта 627 «К-3», шифр «Кит»:

Длина - 107,4 м;
Ширина - 7,9 м;
Осадка - 5,6 м;
Водоизмещение - 3050 тонн;
- атомная, мощность 35000 л.с.;
Скорость надводная - 15 узлов;
Скорость подводная - 30 узлов;
Глубина погружения - 300 м;
Автономность плавания - 60 суток;
Экипаж - 104 человека;
Вооружение :
Торпедные аппараты 533 мм: носовых - 8, кормовых - 2;

Замысел боевого использования подводного корабля был таков: лодка вооруженная гигантской торпедой выводится на буксирах из пункта базирования в точку погружения, откуда продолжает плавание под водой в заданный район. С получением приказа атомная подводная лодка производит выстрел торпедой, атакуя военно-морские базы противника. Во время всего автономного плавания всплытие атомохода не планируется, средства защиты и противодействия не предусмотрены. После выполнения задачи она становится практически беззащитной. Интересный факт, первая атомная подводная лодка проектировалась и строилась без участия военных. Единственная торпеда с термоядерным зарядом субмарины имела калибр 1550 мм и длину 23 м. Подводникам сразу стало ясно, что произойдет с подлодкой при пуске этой супер-торпеды. В момент пуска вся водная масса выстрелится вместе с торпедой, после чего еще большая масса воды попадет вовнутрь корпуса и неминуемо создаст аварийный дифферент. Чтобы выровнять ее экипажу придется продувать главные системы балласта и на поверхность будет выпущен воздушный пузырь, позволяющий тут же обнаружить атомную подводную лодку , что означает ее немедленное уничтожение. Кроме этого специалисты главного штаба ВМФ установили, что не только в США, а во всем мире военных баз, которые можно уничтожить такой торпедой всего две. К тому же они не имели никакого стратегического значения.

Проект торпеды-гиганта похоронили. Макеты аппаратуры изготовленные в натуральную величину уничтожили. Изменение проекта атомной подводной лодки занял целый год. Цех №3 стал закрытым производством. Его работники не имели права говорить даже родным, где они работают.

В начале 50-х в сотни километрах от Москвы силами ГУЛАГа была построена первая атомная электростанция, назначением которой было не производство электрической энергии для народного хозяйства - это был прототип ядерной установки для атомной подводной лодки . Теми же заключенными в сосновом бору был построен учебный центр с двумя стендами. В течение полугода по всем флотам Советского Союза набирали экипаж будущей атомной субмарины, моряков сверхсрочников и офицеров. Учитывалось не только здоровье и военная выучка, но и девственно чистая биография. Слово атом вербовщики произносить не имели права. Но каким-то образом шепотком распространился слух куда и на что их приглашали. Попасть в Обнинск стало мечтой. Всех переодели в гражданскую одежду, отменили военную субординацию - все обращались друг к другу только по имени отчеству. В остальном - строгие военные порядки. Личный состав был расписан как на корабле. На вопросы посторонних курсант мог отвечать что угодно только не то что он подводник. Слово реактор произносить запрещалось всегда. Даже на лекциях преподаватели называли его кристаллизатором или аппаратом. Курсанты отрабатывали множество действий по утечке выброса радиоактивного газа и аэрозолей. Наиболее значительные неполадки устраняли заключенные, но на долю курсантов тоже доставалось. Что такое радиация никто толком не знал. Помимо альфа-, бета- и гамма излучений в воздухе находились вредные газы, активировалась даже бытовая пыль, об этом ни кто задумывался. Основным лекарством считались традиционные 150 грамм спирта. Моряки были убеждены, что они так снимали подхваченную за день радиацию. Все хотели идти в плавание и боялись быть списанными еще до спуска подводной лодки на воду.

Не согласованность ведомств всегда мешало любому проекту в СССР. Так по экипажу первой атомной подводной лодки и по всему подводному флоту в целом, совершаются два удара. Министр обороны СССР маршал Жуков, который при всем уважении к его сухопутным заслугам во флоте понимал мало, издал приказ вдвое урезающий заработную плату сверхсрочникам. Практически подготовленные специалисты начали подавать рапорты на увольнение. Из шести набранных экипаж первой атомной подводной лодки остался один, который любит свое дело больше чем благосостояние. Следующим ударом маршал Жуков отменил второй экипаж атомной подводной лодки . С появлением подводного флота был установлен порядок - два экипажа. После многомесячного похода первый уходил в отпуск, а на боевое дежурство заступал второй. Задачи командиров субмарин на порядок усложнились. Им надо было что-то придумывать, чтобы найти время для отдыха экипажа, не отменяя боевые дежурства.

спуск первой атомной подводной лодки СССР

А на Северодвинском машиностроительном заводе готовая атомная подводная лодка «К-3 », заложенная 24 сентября 1954 года, уже ждала свой первый экипаж. Внутренние помещения выглядели как произведения искусства. Каждое помещение было выкрашено в свой цвет, краски ярких оттенков приятные глазу. Одна из переборок выполнена в виде огромного зеркала, а другая - картины летнего луга с березками. Мебель изготовлена по спецзаказу из ценных парод дерева и помимо своего прямого назначения могла превращаться в предмет помощи внештатных ситуаций. Так большой стол в кают-компании в случае нужды трансформировался в операционную.

По конструкции советская подводная лодка сильно отличалась от американской субмарины . На подлодке «USS Nautilus » были повторены обычные принципы дизельных подводных лодок , добавлена лишь ядерная установка, а у советской субмарины «К-3 » была совершенно иная архитектура.

1 июля 1958 года наступило время спуска на воду. На боевую рубку была натянута парусина, скрывающая формы. Как известно, моряки народ суеверный, и если не разбивается бутылка шампанского о борт корабля, об этом будут вспоминать в критические моменты во время плавания. Среди членов приемной комиссии возникла паника. Весь сигарообразный корпус нового корабля был обтянут слоем резины. Единственное жесткое место, о которое может разбиться бутылка небольшое ограждение горизонтальных рулей. Никто не хотел рисковать и брать на себя ответственность. Тут кто-то вспомнил, что шампанское хорошо разбивают женщины. Молодая сотрудница КБ «Малахит » уверенно размахнулась, и все облегченно перевели дух. Так родился первенец советского атомного подводного флота.

К вечеру при выходе атомной подводной лодки в открытое море поднялся сильнейший ветер, который порывами снес с обшивки всю старательно установленную маскировку, и субмарина предстала пред глазами оказавшихся на берегу людей в своем первозданном виде.

Интересный факт - когда американцы раскрыли архивы времен «холодной войны» было обнаружено, что спустя совсем небольшое время после спуска на воду первой атомной подводной лодки «К-3» капитан 1 ранга ВМС США Беринс провел свою субмарину в устье канала ведущего к порту Мурманск. Он приблизился к советскому порту настолько близко, что смог наблюдать за ходовыми испытаниями советской, но дизельной подводной лодки, оснащенной баллистическими ракетами. О советской атомной субмарине американцы тогда так и не узнали.

атомные подводные лодки проекта 627 получили натовскую классификацию «November»

Атомная подводная лодка «К-3 » получилась отличной по всем параметрам. В сравнении с американской субмариной она и выглядела внушительнее. После прохождения всех положенных испытаний атомной подводной лодке «К-3 » проекта 627 было присвоено название «Ленинский Комсомол » и 4 июля 1958 года она вошла в состав ВМФ СССР. Уже летом 1962 года экипаж «Ленинского Комсомола » повторил подвиг американцев, которые в 1958 году на первой атомной подводной лодке США «USS Nautilus » совершили поход к Северному полюсу, а затем на других атомных субмаринах неоднократно его повторяли.

Никита Сергеевич Хрущев лично вручал подводникам награды за арктический поход. Капитан атомной подводной лодки Лев Жильцов стал Героем Советского Союза. Весь без исключения экипаж получил ордена. Их имена стали известными всей стране.

После подвига во льдах атомная подводная лодка «Ленинский Комсомол » стала современной «Авророй» и предметом посещения многочисленных делегаций. Пропагандистская показуха почти полностью заменила собой боевую службу. Капитана подводного корабля отправили учиться в академию Генерального штаба, опытных офицеров разобрали по штабам и министерствам, а моряки вместо обслуживания сложной боевой техники принимали участие во всевозможных съездах и конференциях. Вскоре за это пришлось расплатиться сполна.

По данным советской разведки стало известно, что в нейтральных водах Средиземного моря тайно совершает патрулирование американская . Руководство ВМФ СССР поспешно начало обсуждать, кого туда направить и выяснилось, что свободных поблизости нет. Вспомнили про атомную подводную лодку «К-3 ». Субмарину в спешном порядке укомплектовали сборным экипажем. Назначили нового командира. На третьи сутки похода на подводной лодке были обесточены кормовые горизонтальные рули, и отказала система регенерации воздуха. Температура в отсеках поднялась до 40 градусов. В одной из боевых частей начался пожар, и огонь стремительно распространился по отсекам. Несмотря на упорные спасательные действия погибло 39 подводников. По результатам расследования проведенного командованием ВМФ действия экипажа были признаны правильными. И экипаж был представлен к государственным наградам.

Но вскоре на подлодку «Ленинский Комсомол » прибыла комиссия из Москвы, и кто-то из штабистов нашел в торпедном отсеке зажигалку. Было выдвинуто предположение, что один из моряков забрался туда покурить, что и стало причиной катастрофы атомной подводной лодки . Наградные листы были разорваны в клочья, вместо них объявили взыскания.

подводная лодка «Ленинский Комсомол» в губе Пала, 2004 год

Соперничество сверхдержав в подводных флотах было напряженным. Борьба шла по мощности, габаритам и надежности. Появились несущие мощные ядерные ракеты, для которых нет пределов дальности полета. Подводя итог противостоянию можно сказать, что в чем-то военно-морские силы США превосходили советский военно-морской флот, но в чем-то и уступали.

Итак, советские атомные подводные лодки были более скоростными и с большим запасом плавучести. Рекорды погружения и подводной скорости до сих пор остаются за СССР. В производстве атомных подводных лодок с баллистическими ракетам на борту было задействовано около 2000 предприятий бывшего Советского Союза. За годы «холодной войны» СССР и США бросили в топку гонки вооружений по 10 триллионов долларов. Такое расточительство не могла выдержать ни одна страна.

первая атомная подводная лодка «Ленинский Комсомол» в иллюстрациях


«Холодная война» канула влету, но понятие обороноспособности не исчезло. За 50 лет после первенца «Ленинский Комсомол » было построено 338 атомных подводных лодок , 310 из которых по сей день пребывают в строю. Эксплуатация АПЛ «Ленинский Комсомол » продолжалась до 1991 года, при этом подлодка несла службу наравне с другими атомоходами. После списания «К-3 » подлодку планируют переоборудовать в корабль-музей, соответствующий проект уже разработан в КБ «Малахит », но по непонятным причинам корабль остается бездейственным, постепенно приходя в негодность.

Уважаемые коллеги, представляю Вам модель нашей первой советской Атомной подводной лодки проекта 627 «Кит» (по терминологии НАТО - November class) К-3 «Ленинский комсомол», относящейся к 1-ому поколению АПЛ. Произведена отечественной компанией Flagman, в масштабе 1/350.

Историческая справка:
Головной корабль, К-3 «Ленинский Комсомол», относился к проекту 627, а все последующие строились по изменённому проекту 627А. Всего с 1957 по 1963 годы в строй вступили 13 субмарин, проходившие службу на Северном и Тихоокеанском флотах. В результате создания атомных подводных лодок проекта 627 СССР стал второй в мире державой, имеющей атомный подводный флот. Корабли проекта 627-627А имели выдающиеся для своего времени характеристики, но обладали и существенными недостатками, которые исправлялись в последующих проектах. Основные из них были связаны с низкой надежностью оборудования ядерной энергетической установки лодки.
Спроектирована АПЛ ленинградским СКБ-143 (позже известное как ПКБ «Малахит»). Главным конструктором проекта стал В. Н. Перегудов. Лодка заложена 24 сентября 1955 года в Северодвинске, на заводе № 402 (ныне «Севмаш»), заводской № 254. Реакторы пущены в сентябре 1957 года, спущена на воду 9 октября 1957 года. Вступила в строй (поднят флаг ВМФ) 1 июля 1958 года, 4 июля 1958 года впервые в СССР дала ход под атомной силовой установкой, 17 декабря 1958 года принята у промышленности под гарантию устранения недостатков.
В отличие от «Наутилуса» (первая АПЛ в американском флоте), имевшего традиционную штевневую форму носа, проект 627 получил более оптимизированную для подводного хода скруглённую элипсовидную форму носовой оконечности. На большей части длины корпус имел цилиндрическую форму с небольшой обтекаемой рубкой, утолщением для размещения ГАС в носовой части и выраженным хвостовым оперением. Два винта располагались в горизонтальной плоскости.
Первоначально главным калибром проекта 627 должна была быть термоядерная «Царь-торпеда» Т-15, дополненная двумя кормовыми торпедными аппаратами калибра 533 мм без запасных торпед для самозащиты. Министерство Обороны отклонило такой проект. Основным вооружением АПЛ проекта 627 и 627А стали 8 носовых торпедных аппаратов калибра 533 мм. Боекомплект состоял из 20 торпед, лодки могли нести торпеды всех существующих типов, в том числе спецбоеприпасы с ядерными боевыми частями. В обычном боекомплекте из 20 торпед 6 были с ядерными зарядами. В этом проекте впервые в СССР была реализована возможность осуществления стрельб с глубин до 100 метров.
В 1961 году - первая боевая служба в Атлантическом океане. В июле 1962 года впервые в истории Советского Военно-Морского Флота она совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, во время которого дважды прошла точку Северного полюса. В августе 1967 г., во время возвращения с боевой службы, в Норвежском море на борту лодки возник пожар, вызванный возгоранием гидравлики. В результате аварии погибло 39 подводников. В 1991 году выведена из состава Северного флота. Согласно постановлению правительства РФ первая советская атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» проекта 627 должна быть переоборудована в музей. В КБ «Малахит» разработан проект переоборудования в плавучий музей, однако это так и не произошло...
Сборка:
Сборка не сложная, т.к. деталей в наборе совсем не много. Но от использования шпаклевки и последующей шлифовки это не избавляет. Все стыки деталей, за исключением сопряжения ограждения рубки и корпуса пришлось шпаклевать и шлифовать в той или иной степени. Для усиления днищевого шва использовал полоски полистирола толщиной 0,5 мм – вклеил их с внутренней стороны до установки палубы надстройки. Наибольшую проблему представляло сопряжение горизонтальных стабилизаторов и корпуса. Стыки получились с большими щелями и пришлось там изрядно шпаклевать, а потом шлифовать. А подлезать к стыку не совсем удобно. Также понадобилось сточить до масштабной толщины задние кромки этих стабилизаторов, а также заднюю кромку вертикального руля и оконечности корпуса. Затем имитировал направляющие для крепления страховочных концов швартовной команды, приклеив вдоль палубы проволоку диаметром 0,4 мм. Доработал кнехты, точнее заменил штатные «шпеньки» на самодельные, по технологии, которой любезно поделился со мной наш коллега Dard 77 .
На ограждении рубки имитировал желоб по правому борту для заваливания одного из выдвижных устройств, в задней части сделал прорези для антенны «рамка», рубочные навигационные огни имитировал из набора АНО «Elf» для авиации. Поручни вокруг рубки сделал не из тянутого литника, как предлагает инструкция, а из проволоки диаметром 0,26 мм. Единственный момент, который хотел бы отметить. В инструкции предлагается сделать участки поручня L=10 мм (2 шт.) и = 42 мм. Мне не хватило этих 42 мм. Пришлось все отрывать и делать длиннее. Точно я не измерил, но примерно получается 45-47 мм.
Переделал все выдвижные. Собрал их из верхних частей набора и трубочек диаметром 0,8 и 0,6 мм из медицинских иголок. Единственно антенну в виде «рамки» пришлось полностью делать самому из иголок и проволоки.
Устранил дефект на одном из гребных винтов. Там был то ли недолив пластика, то ли воздух попал, точно не знаю. Выражалось это в двух раковинах (хорошо хоть небольших по размеру) на одной из лопастей. Проклеил тонкой бумагой, пропитанной супер-клеем, а потом шлифовал до получения приемлемой толщины лопасти.
Окраска:
Грунтовка – серым грунтом Tamiya, стравленным из баллона. Местная шлифовка ватными палочками и шлифовальными тканями.
Прешейдинг – черной краской по линии шпигатов в подводной части корпуса для их выделения.
Подводная часть корпуса АПЛ окрашена в два этапа. 1-ый – стравленная из баллончика Tamiya TS-33 (Dull Red), окрашивал тонкими слоями, чтобы не закрасить прешейдинг. После высыхания, 2-ой этап – жидко разведенной Tamiya XF-9 (Hull Red) прошелся по шпигатам, и по корпусу, чтобы создать неравномерность окраса, имитируя окисление краски.
Надводная часть корпуса АПЛ окрашена Tamiya X-1 (Black) + X-2 (White) смешанными в пропорции 50÷50. Затем палуба и верхние части ограждения рубки покрыты тонким слоем предыдущей смеси, но осветленной еще процентов на 20-30. Затем по бортам сухая кисть XF-63 (German grey) и поверх местами XF-53 (Neutral grey). Потертости на поручнях ограждения рубки, страховочных рельсах и кнехтах – серебрянка (в моем случае это была Model Master (Chromsilber).
Далее покрытие модели глянцевым акриловым лаком Mr. Hobby Н-30, нанесение декалей и еще один слой лака.
Вот здесь пришлось по совету коллег опять вернуться к доработкам. Было высверлено отверстие на месте аварийного буя. Он изготовлен из литника, окрашен и вклеен на свое место. Длина литника выбрана таким образом, чтобы он уперся в дно и не проваливался, за идею спасибо коллеге Zetta . Затем в центре буя высверлено отверстие и туда вставлен кусочек тянутого прозрачного литника для имитации лампочки.
Декали:
Я уже отмечал в обзоре кита, что декали имеют небольшой недостаток – белый цвет отдает желтизной. Повесив на окошко я это устранил, может и не полностью, но в большей степени точно. Следующая засада была в толстой подложке, SET-ом и SOL-ом победить ее удалось лишь частично и то только после неоднократной обработки декалей этими средствами.
И для последний момент для тех, кто будет собирать данную АПЛ в дальнейшем. Декаль 13 которая изображает носовой обтекатель ГАС при переведении я разрезал на две половинки и переводил их по-бортно. Растянуть без складок ее целиком на носовую оконечность у меня не получилось.
Смывка (MIG) сделана следующим образом:
Подводная часть - Brown wash;
Надводная часть - Neutral wash;
Отверстия шпигатов легкого корпуса - Light и Standart Rust effects.
Закрыл все матовым лаком Vallejo и тут получил засаду – остался белесый налет. Пришлось взяться за пудреницы Tamiya «Orange rust» и «Rust» и покрывать ими подводную часть корпуса. Надводная же часть приобрела довольно обшарпанный вид.
Завершающий этап:
Имитация остекления ходовых огней в кормовой части корпуса и ограждения рубки Micro Kristal Klear и монтаж изготовленных ранее выдвижных устройств.

Сравнительная оценка (прототипа):
Основными конкурентами проекта 627(А) были первые проекты атомарин США: «Наутилус», «Скейт», «Скипджек». По сравнению с построенными раньше «Наутилусом» и «Скейтами» (1955-1958 годы) проект 627 имел ряд неоспоримых преимуществ в скорости хода, вооружении, глубине погружения, а по сравнению с построенными одновременно лодками класса «Скипджек», лодки 627 проекта были крупнее, не уступали в скорости, по-прежнему были лучше вооружены, превосходили по размерам, но имели более высокую шумность.

Приятного просмотра!
В написании статьи использовал материалы сайтов.

Одно из знаменательнейших событий для отечественных подводных сил – спуск на воду 50 лет назад первой советской атомной субмарины К-3, позже получившей наименование «Ленинский комсомол». Историческая ее ценность не меньше, чем пилотируемого космического аппарата «Восток», на котором совершил полет космонавт №1 Юрий Гагарин, или крейсера «Аврора». Достаточно сказать, что именно этот корабль первым в Военно-морском флоте СССР совершил поход на Северный полюс.

Экипаж «Ленинского комсомола» на Северном полюсе. Фото из архива Льва Жильцова

МОРЯКИ ОСТАЛИСЬ В СТОРОНЕ

Вообще-то раньше под арктические льды нырнули американцы. Они опередили нас и с созданием первой АПЛ, названной «Наутилус» (1954 год). Несмотря на вторичность достижения, мы, как всегда, пошли своим путем и добыли на нем немало приоритетов.

С «Наутилусом» у К-3 не было ничего общего, никаких копирований или заимствований. Больше того. Идея транспортного реактора возникла у академика Игоря Курчатова еще в 1950 году. И когда 12 сентября 1952 года Сталин подписал правительственное постановление с абсолютно не понятным для непосвященных названием «О проектировании и строительстве объекта 627», у советских ученых уже имелся определенный научный задел для создания будущей атомной подлодки с ядерной энергетической установкой.

Первенец отечественного атомного кораблестроения рождался под покровом строжайшей секретности. Координатором работ (уже во времена Никиты Хрущева) являлось Министерство среднего машиностроения, а от флота в тайну создания К-3 посвятили, и то лишь отчасти, военно-морского министра адмирала Николая Кузнецова. Позже к нему присоединился начальник управления кораблестроения ВМФ адмирал Павел Котов. Но они не имели возможности влиять на принятие решений. В результате К-3 предполагалось вооружить одной гигантской торпедой с ядерной боевой частью длиной 24 м и диаметром около 2 м. Предназначалась эта торпеда для нанесения ударов по военно-морским базам противника на расстоянии 50 км.

С военной точки зрения это была глупость, поскольку американцы и англичане к тому времени создали противолодочные рубежи на 100 км от берега. На макетной комиссии с участием предсовмина Николая Булганина адмирал Кузнецов сказал: «Эту подводную лодку я не понимаю. Нам нужна лодка, которая могла бы в морях и океанах, на коммуникациях уничтожать корабли. Но для этого нужна не одна торпеда, для этого должен быть большой запас, нужны торпеды и с обычным боезапасом, и также нужны торпеды атомные».

Вот таким образом, не сразу, со страшным скрипом корректировалось задание на строительство К-3, хотя корпус субмарины к тому времени был уже готов, и его пришлось переделывать. И все же примем во внимание: несмотря на все эти перипетии, от идеи создания до спуска на воду доселе невиданного корабля прошло всего 5 лет. Таким темпам сейчас можно только позавидовать (напомним: в наше время АПЛ класса «Борей» «Юрий Долгорукий» никак не могут построить с 1996 года). У американцев на постройку «Наутилуса» ушло 9 лет.

Впервые в облике субмарины появились китообразные формы, за что ПЛ проектов 627 и 627А получили свое родовое имя «кит». «Киты» благодаря рациональным обводам значительно превышали подводную скорость американского «Наутилуса». Отец советской ядерной энергетики академик Анатолий Александров писал главному конструктору первого советского атомохода Владимиру Перегудову: «Ваше имя войдет в историю техники нашей Родины как имя человека, совершившего крупнейший технический переворот в кораблестроении, по значению такой же, как переход от парусных кораблей к паровым».

Первый атомоход строила вся страна, хотя большинство участников этого небывалого дела и не подозревало о своей причастности к уникальному проекту. В Москве разработали новую сталь, позволявшую лодке погружаться на немыслимую для того времени глубину – 300 м; реакторы изготовили в Горьком, паротурбинные установки дал ленинградский Кировский завод; архитектуру К-3 отрабатывали в ЦАГИ. В Обнинске на специальном стенде стажировался экипаж. Всего 350 предприятий и организаций «по кирпичикам» соорудили чудо-корабль. Первым его командиром стал капитан 1 ранга Леонид Осипенко. Если бы не режим секретности, его имя прогремело бы на весь Советский Союз. Ведь Осипенко провел испытания по настоящему первого «гидрокосмического корабля», который мог уходить в океан на целых три месяца лишь с одним всплытием – в конце похода.

Создание атомного подводного флота шло параллельно с развитием космического комплекса, и потому все «космические» сравнения тут совершенно правомерны. «Попасть в число первых офицеров атомохода было почти также престижно, как несколько лет спустя быть зачисленным в отряд космонавтов», – утверждал второй командир К-3 Лев Жильцов. Именно он получил задачу доказать, что мы способны достичь подо льдами Северный полюс.

ДЕНЬ СЛАВЫ

К лету 1962 года, когда был совершен поход на «макушку» Земли, К-3 уже не являлась единственной атомной подводной лодкой в советском ВМФ. Под лед могли пойти и другие, более новые корабли, тогда как «тройка» оказалась уже порядком потрепанной – ведь на ней, как на головном образце, отрабатывались предельные режимы работы всех устройств и прежде всего – реактора, парогонераторов, турбин. На парогенераторной системе «буквально не было живого места, – удивлялся потом Жильцов, – сотни отрезанных, переваренных и заглушенных трубок... Удельная радиоактивность первого контура была в тысячи раз выше, чем на серийных лодках. Почему же, зная о почти аварийном состоянии нашей лодки, при решении вопроса государственной важности о походе на полюс, призванном заявить на весь мир о том, что наша страна осуществляет контроль над полярными владениями, остановились все же на К-3? Ответ, может быть, странный для иностранцев, совершенно очевиден для русских. Выбирая между техникой и людьми, у нас всего больше полагались на последних».

Жильцов не сомневался в своих людях, потому и дал согласие выйти на покорение полюса на «честном слове и на одном крыле». А мужества экипажу было не занимать. Когда стало ясно, что моряки энергетических отсеков облучаются в сто раз больше, чем концевых, команда отдаленного от реактора торпедного отсека предложила разделить радиационную опасность поровну – на весь экипаж, то есть перемешивать «фонящий» воздух между отсеками. Предложение приняли. Таким образом все члены экипажа – рулевые, торпедисты, командование и даже корабельный кок – получали равную дозу с управленцами и турбинистами. И только когда по сто доз получал каждый, лодка всплывала и вентилировала отсеки в атмосферу. Так в новых условиях соблюдался старый принцип: нигде нет такого равенства, как на подводной лодке, – либо все побеждают, либо все погибают. Либо все облучаются...

С таким экипажем Жильцов увел свою «тройку» под лед. Шли в прямом смысле слова к черту на рога. Вместо подробной карты с изобатами глубин и отметками подводных вершин на столе штурмана лежала чистая карта-сетка. Шли вслепую и вглухую. Акустики впервые работали в таких условиях, когда ледяной панцирь над головой отражал шумы собственных винтов, рождая слуховые иллюзии. Однажды глубины под килем стали резко уменьшаться.

Жильцов: «Получив тревожный доклад, приказываю немедленно подвсплыть и уменьшить ход до малого. Всеобщее внимание приковано к эхограмме: что будет дальше? Откуда взялась эта подводная гора и где ее вершина?» Так был открыт гигантский подводный хребет на дне Ледовитого океана. Его назвали именем известного гидрографа Якова Гаккеля. После Северной Земли, нанесенной на карту в 1913 году русскими моряками, то было крупнейшим географическим открытием ХХ века.

17 июля 1962 года в 6 часов 50 минут 10 секунд подводная лодка К-3 прошла точку Северного полюса Земли. Мичману-рулевому шутники посоветовали свернуть немного с курса, чтобы лодка с размаху «не погнула земную ось».

Потом было всплытие на полюсе. Вновь обратимся к воспоминаниям Льва Жильцова, с которым нам довелось общаться при его жизни: «Толщина льдов составляет 20–25 м. Чтобы не прозевать полынью, мы на всякий случай подвсплываем. Как только появляется чистая вода, даем короткий толчок одним мотором вперед, и, погасив инерцию, нос лодки замирает у самой кромки льда. Как говорится, попали в яблочко! Отдраиваю рубочный люк и высовываю голову на свет божий. К-3, как камень в кольце, со всех сторон обжата льдами. С любого борта можно прыгать на лед прямо с мостика – воды между бортом и льдиной нет нигде. Тишина вокруг такая, что звенит в ушах. Ни малейшего ветерка, и облака налегли совсем низко: не завидую гидрографам и штурманам, которым придется отлавливать солнышко».

Торжественно водрузили государственный флаг на самом высоком торосе. Жильцов объявил «увольнение на берег». Тут началось неподдельное веселье. Командир вынужден был отметить: «На полюсе подводники ведут себя, как малые дети: борются, толкаются, бегают взапуски, взбираются на высокие торосы, кидаются снежками... Бойкие фотографы запечатлели и лодку во льдах, и множество смешных ситуаций. А ведь перед выходом в море особисты прочистили весь корабль: ни одного фотоаппарата на борту быть не должно! Но кто лучше знает лодку и все потайные места – контрразведчики или подводники?»

Обратно возвращались полным ходом. Глава государства Никита Хрущев ждал подводников на берегу, чтобы лично вручить геройские звезды руководителю исторического похода контр-адмиралу Александру Петелину, командиру К-3 капитану 2 ранга Льву Жильцову и инженер-капитану 2 ранга Рюрику Тимофееву. Еще раньше Героем Советского Союза стал Леонид Осипенко – первым после войны удостоенный этого звания.

ДОМОЙ С ПРИСПУЩЕННЫМ ФЛАГОМ

Когда речь заходит о «Ленинском комсомоле», прежде всего вспоминают ее поход на Северный полюс. Но субмарина находилась в боевом составе ВМФ почти 30 лет. И за это время с ней многое что случалось... Были и черные дни, как, например, 8 сентября 1967 года, когда штаб дивизии атомных подводных лодок в Гремихе получил тревожный сигнал из Норвежского моря: на К-3 объемный пожар.

Крейсер «Железняков» экстренно снялся с бочек и полным ходом двинулся к пострадавшей лодке. Неизвестно было, как поведут себя торпеды с ядерным снаряжением при таком пожаре, не сработают ли их предохранители, если в аккумуляторных ямах рванет гремучая смесь – водород, смешанный с воздухом. Тем не менее К-3 вернулась в базу своим ходом в надводном положении. Но с приспущенным флагом. А это означало – на борту есть погибшие.

Рассказывает помощник командира К-3 – тогда еще капитан-лейтенант Александр Лесков:

– В результате бесконечных торжественных, никчемных мероприятий, сопровождавших подводную лодку несколько лет после похода на полюс, из нее сделали фетиш. Очень скоро экипажу стало не до боевой подготовки. Измученные отсутствием настоящего дела командиры тихо спивались, потом их так же тихо освобождали от занимаемых должностей.

Но «тройке» довелось в июне 1967 года, когда на Ближнем Востоке заполыхала война, отправиться в Средиземное море. В авральном порядке собрали экипаж, назначили нового командира и «выпихнули» на боевую службу. К-3 честно выполнила свою миссию. Все 80 суток боевого патрулирования прошли в экстремальном режиме: нет ничего изнурительней, чем провести в море жаркое средиземноморское лето. Температура в турбинном отсеке весь поход стояла под 60 градусов.

На обратном пути в Норвежском море, в этом море пожаров (почему-то чаще всего наши лодки горели именно здесь), на К-3 разыгралась чудовищная трагедия. Около двух часов ночи 8 сентября в носовом торпедном отсеке воспламенились пары огнеопасной гидравлики. По сути дела, это был взрыв. Гибельная ситуация в носовых отсеках развивалась столь скоротечно, что моряки полегли замертво едва ли не в первую минуту. В центральном успели услышать только короткий вызывной сигнал межотсечной трансляции.

Командирскую вахту на центральном посту нес Александр Лесков:

–Я включил тумблер и спросил: «Кто вызывает?» Потом отпустил тумблер и... Сколько лет потом просыпался среди ночи, заново, во сне, услышав те страшные крики заживо горящих людей!

ЗА МГНОВЕНИЯ ДО ЯДЕРНОГО ВЗРЫВА

За считанные минуты в первом и во втором отсеках погибли 39 моряков. Казалось, что и атомоход обречен: ведь в первом отсеке на стеллажах лежали с десяток торпед, а в аппаратах находились торпеды с ядерными боеголовками. Ситуация была, как позже, в 2000 году, на «Курске». Еще полторы минуты, и взрыв всего торпедного боезапаса.

Командир К-3 Юрий Степанов принял единственно верное решение, скомандовав: «Сравнять давление с аварийными отсеками!» Дело в том, что тротил взрывается при одновременном повышении температуры и давления. Давление в горящих отсеках резко подскочило. И когда капитан-лейтенант Лесков открыл клинкет вытяжной вентиляции, сжатый почти до рокового предела воздух с яростным ревом пошел в центральный пост. То был даже не воздух – черный дым с хлопьями гари, перенасыщенный ядовитыми газами. Центральный пост оказался сразу загазован, в трюме погиб матрос, неправильно надевший противогаз. Но другого выхода не было. Лодку удалось спасти от неминуемой гибели, ее провентилировали, и через какое-то время К-3 самостоятельно вернулась в базу.

Никто из начальства не захотел брать в расчет предельный технический износ «тройки» как головного корабля. На экипаж и командира навесили страшный ярлык «аварийщиков»: пожар-де произошел по вине личного состава, хотя это не так. И лучше всех об этом известно бывшему флагманскому механику Гремихинской дивизии атомных подводных лодок капитану 1 ранга Ивану Морозову. Ему предстояло первому определить причины пожара, а для этого провести разведку аварийных отсеков. Чтобы попасть в это царство мертвых, надо было открутить полусотню болтов и поднять съемный лист над люком для погрузки аккумуляторов во второй отсек.

– После длительного принудительного вентилирования съемный лист был снят, – рассказывает Морозов. – Двое добровольцев из трюмных машинистов вызвались обследовать носовые отсеки. И вот тут-то случилось непредвиденное: первый же спустившийся трюмный машинист пулей выскочил наверх. В глазах матроса стоял ужас: «Я не могу... Там такое...» Я отпустил обоих добровольцев в казарму и положил руку на плечо своему коллеге – помощнику начальника электромеханической службы по живучести капитану 3 ранга Павлу Дорожинскому:

– Паша, придется тебе... Найди там Серегу, посмотри, где он лежит.

Серега – Сергей Федорович Горшков, старпом К-3, был нашим общим другом. Мы должны были отдать ему свой последний долг. Дорожинский молча взял аварийный фонарик и полез во второй отсек. У него еще хватило душевных сил пройти в корму и после этого выбраться наверх. Лица на нем не было.

– Иван Федорович, – почти прошептал он, – я был в аду! Большая часть погибших лежит в кормовой части второго отсека. Они спеклись в одну массу, распознать их невозможно.

В одном из узлов системы гидравлики произошел прорыв рабочего тела – масла. Сильная струя ударила в горевшую лампочку электросветильника. Защитного плафона на нем не было, разбился в шторм. Пары распыленного масла вспыхнули в мгновение ока. Работала система вентиляции торпед. Сила пламени была такой, это корпус вентиля кислородного баллона разрезало пополам, как газовым резаком. Произошло то, что называется роковым стечением обстоятельств. Цепная реакция беды, которая, как известно, одна не приходит. Первопричина – прорыв гидравлики. Но почему? Ведь для атомного флота все делалось архинадежно.

И снова свидетельствует капитан 1 ранга Морозов:

– Я присутствовал при демонтаже в первом отсеке. Снимали злополучную гидравлическую машинку (она открывала и закрывала клапан вентиляции балластной цистерны №2 правого борта). И тут обнаружилось, что в штуцере гидравлической машинки вместо штатной уплотнительной прокладки из красной меди стоит шайбочка, грубо вырезанная из паранита (прокладочный материал на основе асбеста, используемый в автомобильных двигателях). Со временем уплотняющее поле раскисло и прорвалось при очередном скачке давления. А давление в системе нешуточное, с перепадами от 5 до 100 кг/см. Чья-то рука поменяла прокладки во время докового ремонта корабля.

Доковый ремонт производят заводские рабочие. Один из ветеранов-судоремонтников Александр Исполатов, работавший в 1960-е годы на Севере, рассказывал, что красная медь хоть и не драгоценный металл, но весьма ценилась среди умельцев. Из нее вытачивали всевозможные поделки. Из той же прокладки, снятой из гидравлической машинки, возможно, кто-то сделал колечко для своей подружки. Быть может, оно и сейчас валяется в чьей-нибудь семейной шкатулке среди старых пуговиц, значков и прочей дребедени. Потускневшее медное колечко ценой в тридцать девять жизней...

Москва, как известно, сгорела от копеечной свечи. «Ленинский комсомол», как выяснилось, – от грошового пустяка, паранитовой прокладки.

СУДЬБА КОМАНДИРА

Через полгода Степанова списали на берег и перевели в Черноморское высшее военно-морское училище имени П.С.Нахимова. Там ему вручили орден Красной Звезды за спасение первенца советского атомного флота. Как потом сложилась судьба этого офицера, спасшего не только свой корабль, но и все Норвежское море от радиоактивного заражения? Прошлым летом один из нас попытался найти его следы в Севастополе.

Училища, в котором преподавал Степанов, уже нет. Где его архивы – никому неизвестно. Последняя надежда – районный военкомат, в котором он состоял на учете. Но тогда была другая страна, а сейчас военкомат служит новому государству. Девушка в украинской форме любезно объясняет, что все личные дела советских офицеров давно уже уничтожены. В лучшем случае дубликат сохранился где-нибудь в Киеве. Но шансов мало.

Для очистки совести девушка-прапорщик лезет на архивные полки, и вдруг сверху падает личное дело капитана 1 ранга Степанова! Такое впечатление, что он сам, с того света, подтолкнул эту тощую папочку.

– Надо же, – изумляется девушка, – не сожгли.

Что может рассказать «Личное дело офицера запаса»? Очень многое из того, что составляет внешнюю канву службы, и почти ничего из его личной жизни. Тем не менее пытаемся понять этого человека по его последнему бумажному следу на земле.

Итак, Юрий Федорович Степанов родился 15 мая 1932 года в Калинине. Окончил Рижское нахимовское училище, в 1952 году – Высшее военно-морское училище подводного плавания, в 1966-м – Высшие специальные офицерские классы. По специальности штурман. Командиром крейсерской подводной лодки К-3 назначен 5 июля 1967 года.

Из курсантских и офицерских аттестаций: «…был старшиной роты. Чемпион училища и ВМУЗов по классической борьбе. В обстановке на море ориентируется хорошо и быстро принимает обоснованные решения. Офицер с высокими волевыми качествами». Еще одна запись: «В сентябре 1967 года в сложной служебной ситуации получил отравление угарным газом с кратковременной потерей сознания и последующим психическим травматизмом. На протяжении 3–4 месяцев пять раз находился в обморочном состоянии».

Так прервалась его командирская карьера. Вместо мостика – кабинет начальника заочного отделения Черноморского ВВМУ. Он не сдавался и все еще надеялся вернуться на действующий флот. В 1976 году прошел стажировку в должности командира атомной подводной лодки на Северном флоте. Но врачи были неумолимы: к службе в подплаве негоден. Другой бы сломался. Но Юрий Степанов не отступал: командир учебного батальона, преподаватель, а затем заместитель начальника кафедры тактики ВМФ. За успехи в обучении курсантов награжден орденом Трудового Красного Знамени. Ушел в запас в 1989 году. Работал библиотекарем. Сын Вячеслав, дочь Татьяна. Дата смерти в личном деле не отмечена. Где-то в 1990-е годы. Похоронен под Севастополем.

КУРСОМ НА ВЕЧНУЮ СТОЯНКУ

Та трагедия «Ленинского комсомола» не стала достоянием нашей общей памяти ни в 1967 году, ни в «эпоху гласности», не знают о ней толком и сегодня. Морякам, сгоревшим на К-3, поставили скромный безымянный памятник вдали от людных мест: «Подводникам, погибшим в океане 08.09.67 г.» И маленький якорь у подножия плиты. Сама же лодка доживает свой век у причала судоремонтного завода в Полярном.

Исполнение приказа главнокомандующего Военно-морским флотом о превращении К-3 в музей, подписанного в начале 1990-х годов, затянулось на неопределенно долгий срок. Недавно в очередной раз устами нынешнего главкома ВМФ адмирала флота Владимира Масорина было подтверждено, что в ближайшее время в Санкт-Петербурге будет создан музей на базе первой атомной подводной лодки К-3, «потому что утилизировать эту историю нельзя». Насколько известно, на Неве уже подыскивают место для вечной стоянки. Возможно, оно будет рядом с «Авророй».

Первая атомная – К3 «Ленинский комсомол»

К-3 – это первая советская (3-я в мире) атомная подлодка, головной серии. Является единственной нашей лодкой построенной по проекту 627, все последующие подводные корабли данной серии строились по доработанному проекту 627А. Свое название «Ленинский комсомол» лодка получила от одноименной дизельной подлодки «М-106» Северного флота, которая погибла в 1943 году, совершая очередной боевой поход. Это почетное имя корабль носил с 9 октября 1962 года. Лодка была выведена из состава Северного флота в 1991 году.

Лодка может пойти «на иголки»

Уникальная подлодка К-3 «Ленинский комсомол», являющаяся первой советской атомной субмариной может быть утилизирована до конца текущего года в городе Снежногорске (Мурманская область) на заводе «Нерпа». Данное решение было принято в ОСК в связи с нехваткой денежных средств на восстановление подлодки, а также из-за того, что стапельная площадка, на которой в настоящее время хранятся останки субмарины, срочно нужна для реализации другого проекта. К-3 должна уступить свое место «Лепсе» плавучей технической базе «Росатомфлота», утилизация которой должна начаться весной 2014 года. Представитель российского оборонно-промышленного комплекса отметил, что понимает важность подводной лодки К-3 для истории и памяти отечественного флота, но утилизация «Лепсе» гораздо важнее, так как на данном судне сегодня хранится отработанное ядерное топливо, которым можно загрязнить пол-Европы.

В настоящее время на том месте, где планируется утилизация «Лепсе», находится К-3, разрезанная на две половины. Ранее из атомной подлодки был извлечен ядерный реактор, затопленный потом в Карском море. В 2003 году появилась идея восстановить лодку в качестве музея подводных сил России, после чего отбуксировать корабль на вечную стоянку в Санкт-Петербург. Так еще в 2008 году на Морской коллегии при правительстве РФ КБ «Малахит» было поручено разработать проект будущего музея, но дальше идеи дело пока так и не сдвинулось. Деньги на реализацию данного проекта не были выделены до сих пор. Причем денежные средства нужны немалые.

Еще в 2008 году расчеты показывали, что на это потребуется не менее 400 млн. рублей. С учетом того, что подводная лодка давно находится под открытым небом и была разделана, сейчас, чтобы собрать ее и довести до ума, потребуется уже не менее 650 млн. рублей, отметил один из представителей ОСК. В то же время на «Нерпе» все же рассчитывают спасти лодку. Как рассказала газете «Известия» пресс-секретарь предприятия Ирина Анзулатова, на это потребуется 50 млн. рублей, которые предприятие рассчитывает найти.

Анзулатова подчеркнула, что на предприятии сделают все, чтобы найти эту сумму. Подлодку еще можно спасти. В настоящее время на «Нерпе» уже готов фрагмент корпуса, который можно поставить на место вырезанного реакторного отсека. Остается все это объединить, законсервировать и спустить на воду. После этого остается только ждать, пока наши чиновники, наконец, поумнеют и поймут, что такую историческую ценность, как первая атомная подводная лодка в стране, уничтожать нельзя.

К слову, в США свою первую атомную подлодку «Наутилус» сохранили. В настоящее время это музей. «Ленинский комсомол» – это первая отечественная атомная лодка, живая история нашего флота. В самые тяжелые годы холодной войны – в 1960-е и 1970-е годы – К-3 успешно решала сложнейшие задачи по противодействию американцам и их флоту. Создать из данной лодки музей – это значит навсегда увековечить память ее конструкторов, всех служивших на ней военных моряков, а также всех тех, кто работал над созданием атомного флота нашей страны.

К3 «Ленинский комсомол»

В 1945 году США достаточно открыто демонстрировали всему миру разрушительную мощь нового ядерного оружия, при этом они были заинтересованы в разработке средств его доставки. Доставка ядерных бомб по воздуху, так как это было при бомбардировке Японии, была сопряжена с существенной долей риска. Поэтому единственным на тот момент разумным способом доставки ядерного груза стала подводная лодка, которая могла скрытно и незаметно, не всплывая, подойти к берегу противника и нанести решающий удар. На эту роль идеально подходила атомная подводная лодка, которая в течение похода могла ни разу не всплывать на поверхность.

Первый американский подводный атомоход создавался в обстановке предельной секретности. Решение о постройке первой атомной лодки было принято в 1951 году, а уже 14 июня 1952 года состоялась закладка данной лодки, которая получила название «Nautilus». В то же время СССР, как и в случае с атомной бомбой, оказался в роли догоняющей стороны. Постановление о создании в СССР атомных подводных лодок было подписано Сталиным в сентябре 1952 года, когда за океаном уже шли работы по постройке первой атомной лодки.

Советским конструкторам, как это не раз случалось, пришлось идти своим собственным путем, так складывались обстоятельства непростые для СССР в целом и для советской военной науки в частности. В Советском Союзе работу оборонного значения всегда возглавляли люди, которые были неизвестны широкой общественности, о героях оборонной промышленности не писали в советских газетах. Создание проекта первой советской атомной подводной лодки было поручено конструктору В. Н. Перегудову.

По своей конструкции советская лодка очень сильно отличалась от американского «Наутилуса». На американской подлодке были практически полностью повторены наружные обводы корпуса обычных дизель-электрических подводных лодок, главным отличием было наличие ядерной силовой установки. В то же время советская лодка К-3 изначально обладала совершенно иной архитектурой. Закладка лодки состоялась в Северодвинске 24 сентября 1955 года.

Корпус советской лодки создавался без использования классических конструкций корпусов дизель-электрических подлодок, работы над ним велись практически с нуля. Основой упор в работе был сделан на качество подводного хода лодки. Поэтому советская атомная подлодка К-3 получилась быстроходнее «Наутилуса». Во время испытаний в полностью погруженном состоянии она развила скорость хода в 28 узлов без выхода реакторов на свою полную мощность. Первоначально лодка проектировалась для атак на береговые военно-морские базы вероятного противника с помощью одиночной термоядерной торпеды (Т-15) очень большого калибра (диаметр 1,5 метра). Но из-за явной технической несостоятельности данного подхода и «одноразовости» самой лодки, что было бессмысленно с военной точки зрения и очень затратно, от данного проекта отказались. Упор был сделан в сторону использования традиционного торпедного вооружения с возможностью использовать торпеды с ядерными боеголовками.

В целях увеличения акустической скрытности лодки были применены механизмы с пониженным уровнем виброшумовых характеристик, основное оборудование субмарины амортизировалось, использовались специальные вибродемпфирующие покрытия. Корпус лодки облицовывался специальным противогидролокационным покрытием, также на К-3 устанавливались малошумные гребные винты. Все это положительно сказалось на заметности лодки. При движении средним ходом на перископной глубине лодка производила меньше шума, чем дизель-электрические подводные лодки проектов 611 и 613.

Проект лодки значительно отличался от предшествующих подводных лодок не только энергетической установкой, но и обводами корпуса. Первоначально он включал ряд достаточно сомнительных решений: подлодка не имела швартовых приспособлений (для совершения маневров на базе предполагалось использовать специальный буксир), не несла никакого оборонительного вооружения, не имела аварийных дизель-генераторов и якорей. Экипаж лодки готовили и тренировали заранее, часть будущих офицеров лодки была привлечена еще на стадии проекта. Такое решение позволило качественно улучшить условия жизни экипажа и эргономику рабочих мест. Наиболее вопиющие «ляпы» исправлялись на специально построенных для этого деревянных макетах.

В дальнейшем очевидцы говорили, что внутренние помещения лодки были похожи на произведения искусства. Каждое помещение было выкрашено в свой цвет, при этом использовались краски ярких оттенков, которые были приятны человеческому глазу. Одна из переборок лодки была выполнена в виде картины летнего луга с березками, другая – в виде огромного зеркала. Вся мебель на лодке была произведена по спецзаказу из ценных пород дерева и могла использоваться в нештатных ситуациях не по своему прямому назначению. К примеру, большой стол в кают-компании можно было легко трансформировать в операционный.

В дальнейшем качественный подбор и тренировки экипажа лодки на специально возведенных стендах (также и на стенде атомной силовой установки на учебной базе в Обнинске) помогли лодке начать свою службу. Стоит отметить, что подлодка вышла с завода «сырой», обладала множеством проблем и недоработок. Фактически данную лодку можно было бы отнести к опытовой. В этом советский подводный атомоход мало чем отличался от своего заокеанского коллеги.

Лодка была спущена на воду в октябре 1957 года, через 2 года после начала постройки. 1 июля 1958 года она вошла в состав флота, на лодке был поднят флаг ВМФ. Со спуском корабля на воду связан один курьезный случай. Как известно, моряки народ достаточно суеверный и, если бы о борт лодки не разбилась бутылка шампанского, они вспоминали бы об этом постоянно, особенно в критические моменты плавания. При этом среди членов приемной комиссии лодки возникла паника, так как весь сигарообразный корпус лодки был покрыт слоем резины. Единственным жестким местом выступало небольшое ограждение горизонтальных рулей. Естественно, никто не хотел брать на себя ответственность, пока кто-то не вспомнил, что шампанское хорошо разбивают женщины. В итоге молодая сотрудница КБ «Малахит», уверенно размахнувшись, смогла с первого раза разбить бутылку шампанского о борт лодки, так родился первенец отечественного атомного подводного флота.

В июле 1962 года экипаж советской атомной подводной лодки «Ленинский комсомол» повторил достижение американцев, которые в 1958 году на своей атомной подлодке «USS Nautilus» совершили успешный поход к Северному полюсу, после чего повторили его на других атомных субмаринах. Лодка впервые в истории отечественного флота совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, дважды пересекла точку Северного полюса. 17 июля 1962 года под командованием Льва Михайловича Жильцова она всплыла возле Северного полюса, недалеко от него был водружен государственный флаг СССР. На базе моряков-подводников встречал лично Никита Сергеевич Хрущев, который вручил им награды. Весь экипаж лодки был представлен к орденам, а капитан лодки Лев Жильцов стал Героем Советского Союза. Имена подводников стали известны всей стране.

Однако в истории лодки были и трагические моменты. 8 сентября 1967 года на лодке во время боевого дежурства в Норвежском море в I и II отсеках произошел пожар, в результате чего погибло 39 подводников. При этом экипажу лодки К-3 удалось своими силами справиться с пожаром, и подлодка самостоятельно вернулась домой. Вероятной причиной возникновения пожара потом назовут несанкционированную замену уплотнительной прокладки в штуцере гидравлической машины. Результатом этого стала потеря гидравлической жидкости, которую не удалось полностью собрать, в дальнейшем ее остатки воспламенились.

Всего за годы своей службы первая отечественная атомная подводная лодка успела совершить 14 дальних походов, в том числе первое плавание подо льдами в Гренландском и Карском морях. 15 июня 1991 года К-3 была выведена из состава Северного флота.

Тактико-технические характеристики К-3:
Размеры: длина лодки – 107,4 м; ширина – 7,9 м., осадка – 5,6 м.;
Водоизмещение надводное – 3065 т., подводное – 4750 т.;
Энергетическая установка – атомная, 2 водо-водяных реактора ВМ-А, мощность на валах 35 000 л.с.;
Скорость подводного хода – 30 узлов, надводного – 15 узлов;
Рабочая глубина погружения – 300 м.;
Автономность плавания – 50-60 суток;
Экипаж - 104 человека;
Вооружение: 8 носовых 533-мм торпедных аппаратов (20 торпед), 6 торпед с ядерными зарядами по 15 кт.

Источники информации:



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта