Главная » Выращивание » Чем проявляется активность личности. Развитие социально-активной личности в детском саду

Чем проявляется активность личности. Развитие социально-активной личности в детском саду

Доши регулируют все биологические и физиологические процессы, все ритмы и движения, свойственные работе нашего организма. Когда они в равновесии, человек чувствует себя хорошо, имеет отличное состояние здоровья. Болезнь, в соответствии с Аюрведой, - это нарушение равновесия одной, двух или всех трех дош.

2. - за 2 минуты можно определить ваш тип. Зная свой типа доши можно переходить к рекомендациям в питании, упражнениях, лекарственных препаратах подходящих именно для вас.

Расшифровка теста Доши.

После прохождения интерактивного теста можно переходить к рекомендациям для Вашей доши. А Ваша доша это, та которая численно намного превосходит другие , и в этом случае вы относитесь к типу с единичной доши. Тогда вам следует изучить рекомендации именно для этой превалирующей дошей.

Если у вас нет крайне доминирующей доши, значит, вы принадлежите к типу с двумя дошами. Наиболее выраженная из них становится первой, но в расчет принимаются обе доши.

Для тех кто слышит о дошах в первый раз. Доша- это одна из древнейших классификаций людей, прописанная в Аюрведических трактатах.

Вата (Ветер)

Эта конституция должна избегать острой негативной информации, например, фильмы ужасов, насилия, тяжелые фильмы для них вовсе нежелательны, так как такая информация усиливает беспокойство их ума и может привести к бессоннице. Для людей типа Вата очень благоприятно общение с благожелательными людьми, теплый климат, теплые ванны, горячее питье. Чтобы ноги не застывали в холодную погоду необходимо ходить в шерстяных носках, делать перед сном теплые ванночки для ног, перед сном необходимо делать массаж стоп с маслом.

Все эти рекомендации позволяют сохранить тепло, которое так необходимо для Вата- конституции. Нельзя долго ходить в резиновой обуви, особенно в холодную погоду; резина охлаждает ноги, и энергия выходит через ноги, поэтому, когда ногам холодно, остывает и всё тело, так как холод затрудняет движение воздуха и кровеносной системы. Питаться эта конституция должна три раза в день, должна избегать еды всухомятку и еды, которая увеличивает качество воздуха, то есть острой, горькой и вяжущей пищи.

Основное правило для этих людей - не перенапрягаться нигде и ни в чем.

Основные заболевания, которые сопровождают Вата конституцию из-за нарушения циркуляции воздуха в теле, - это нервные заболевания, нарушения нервной системы, заболевания опорно-двигательного аппарата, заболевания костей, суставов, запоры, невралгические нарушения, скачущее давление, хондрозы, артриты, нарушение моторных и сенсорных функций и нервные депрессии. От нарушения движения воздуха в теле может возникнуть 83 заболевания, т.к. воздух главный в теле, из-за его дисбаланса нарушается и телесный огонь и вода в теле.

Питта (Огонь)

Личность Питта не любит пропускать еду, от этого она становится раздражительной и в голодном состоянии сильный огонь в желудке может привести к жжению в области сердца, язве и геморрою. Поэтому личности Питта не должны пропускать еду и должны питаться 3 раза в день. Кожа у Питты конституции подвержена раздражению, сыпи, воспалениям, часто возникает аллергия изза нарушения иммунитета и скопления желчи в тонком кишечнике. Выйдя из равновесия, эти люди страдают бессонницей, если они с головой ушли в свою работу, которая, как правило, является основным содержанием их жизни. Основное условие для нормального существования этого типа, это необходимость умеренного четкого режима дня.

Питта-конституция очень резко реагирует на алкоголь, который является по вкусу "кислым". Кислый вкус возжигает телесный огонь и это приводит человека, употребляющего алкоголь без меры, к конфликтным ситуациям, они сами лезут на конфликты в опьяненном состоянии. Курение также возжигает телесный огонь, так как тоже по качеству является "кислым" вкусом. Питта-конституция не должна проводить длительный пост, ей достаточно 2-3 дня для голодания. Этой личности не нужны сильные физические нагрузки, длительный бег на длинные дистанции, для нее полезны лёгкие гимнастические упражнения. Плавание очень успокаивает Питта, бег трусцой не более 5 минут. Обливаться Питта-конституция может холодной водой, это для нее благоприятно. У личностей Питта прекрасное пищеварение и сильный аппетит и поэтому они часто страдают от переедания. Для этой конституции рекомендуется перед едой выпить несколько глотков воды, чтобы погасить излишний огонь, который не позволит съесть много пищи. Личности Питта в основном страдают от переедания.

Все эмоции Питта-конституции возникают из вожделения и чувства неудовлетворенности. Эмоции гнева, злобы, ненависти, зависти, ревности. Эти эмоции нарушают флору в желчном пузыре, почках, и люди Питта-конституции часто страдают от нарушения обмена веществ. Такие заболевания, как язвы в желудочно-кишечном тракте, камни в желчном пузыре, мочевом пузыре, гипертония и сердечные болезни, болезни кожи, воспалительные заболевания глаз, изжога, кислая отрыжка, относятся к нарушению функции огня в организме и больше всего от этого страдают личности Питта.

Капха (Слизь)

Личности Капха не должны увлекаться сладким, кислым и соленым вкусами. Сладкий вкус увеличивает тяжесть, создает закупорки, охлаждает тело, кислый и солёный вкусы увеличивают жажду и вода будет задерживаться в теле, отчего у личностей Капха часто повышается давление, они страдают лимфозакупорками, диабетом, скоплением слизи в грудной полости, болезнями слизистой природы, гинекологическими нарушениями, опухолевыми разрастаниями. Поскольку Капха- доша контролирует влажные ткани организма, поэтому нарушения в ней сказываются на слизистых оболочках. Эти симптомы проявляются особенно остро в холодную и влажную погоду, когда усиливается в окружающей среде холодная влажная Капха. Во время полной луны, когда в окружающей среде во всех формах жизни увеличивается Капха, личности Капха также страдают от переизбытка жидкости в теле. У них обостряется астма, повышается кровяное давление, они становятся сонливыми, вялыми, бесстрастными, вода задерживается в организме.

Главное для этого типа людей никогда не бездействовать, то есть постоянно давать физическую нагрузку своему организму. Без движения Капха личности могут быстро облениться и необходимо всегда подталкивать их к действию. Они сами могут и не проявить инициативы, но лень для них самый страшный враг. Для них благоприятны физические нагрузки, чем больше, тем лучше, они могут быть хорошими спортсменами, для них благоприятен бег на длинные дистанции, тяжелая атлетика, плавание. Если личности Капха не давать физической нагрузки, от лени у них быстро начнет нарастать Капха в теле. Движение дает возможность поддерживать в теле внутренний огонь, который, в свою очередь очищает сосуды от излишней слизи. Эти личности без ущерба для своего здоровья могут голодать длительное время, до 10 дней, но питаться они должны не более 2-х раз в день и ни в коем случае не есть на ночь. Первый приём пищи - не ранее 11-12 часов и промежутки между едой не менее 5-6 часов. Самая большая ошибка личностей Капха, это питание нечистой пищей, которая является тяжелой и лишь увеличивает качество Капхи, поэтому люди Капха-конституции могут практически вообще не болеть, если не будут употреблять в пищу таких продуктов, как мясо, рыба, яйца, мучные изделия и молочные продукты, так как эти продукты являются капхогенными, увеличивающими слизь и закупорки в теле.

Вата (Ветер)

Все то, что движется в теле, например, когда человек двигает руками, или передвижение пищи, движение воздушных потоков, - все это обеспечивается элементом ваты. То есть вата - это самый динамичный элемент.

Вата управляет такими чувствами и эмоциям, как страх, тревога, боль, трепет и спазмы.

Местоположение вата - толстая кишка, тазовая впадина, кости, кожа, уши и бедра. Ес ли в теле развивается избыток вата, он будет скапливаться в этих областях.


В природе осень считается периодом Ваты, поэтому осенью у людей, которые относятся к этому типу, возникает масса проблем со здоровьем. Каждый год Ваты должны заранее готовиться к осени. Энергия Ваты максимально активизируется с двух часов ночи до шести часов утра и с двух часов дня до шести часов вечера. Ваты просыпаются рано утром и становятся неугомонными. Перед сном Ваты должны регулярно выполнять дыхательные техники и техники релаксации. Ваты поступят очень мудро, если будут пораньше ложиться спать. Только тогда они смогут за ночь выспаться и накопить силы к утру, когда их разбудят первые лучи рассветного солнца. По возможности Ваты должны вздремнуть днем, в период между двумя и четырьмя часа пополудни, потому что в эти часы энергия Ват начинает иссякать и рассеиваться. Если возможности вздремнуть днем нет, то в послеобеденное время надо снизить активность. Расписание второй половины дня нужно составлять с учетом снижения активности Ват во второй половине дня и переносить все ответственные мероприятия и интенсивные нагрузки на первую половину дня. Поскольку у Ват активны сердечная и горловая чакры, они, как правило, спят по ночам не более четырех - шести часов на левом боку.

На здоровье людей этого типа благоприятно сказывается полноценное трехразовое питание. Первый прием пищи, или ранний завтрак, должен происходить около семи часов утра, в полдень полезно перекусить, а в шесть часов вечера плотно пообедать. Идеальное время отхода ко сну - десять часов вечера.

Ваты должны следовать установленному режиму дня, который нужно составить так, чтобы в нем отводилось время на послеобеденный сон, уход за телом, техники очищения сознания, релаксацию и гармонизацию (это может быть медитация, молитва или размышления). Ватам не стоит перенапрягаться, им противопоказаны интенсивные нагрузки. В отличие от выносливых и сильных Капх люди, которые относятся к типу Вата, лишены выносливости и силы. Они по-уранически способны взрываться, и их энергетические всплески могут поразить воображение, но эти выбросы одномоментны, и для следующего «всплеска» им придется долго копить энергию. Ваты тратят много энергии на «полеты» мыслей и воображения, поэтому они должны научиться себя беречь и не доводить до изнеможения. Врожденное умение «летать», помноженное на неосознанный эстетизм и потребность в красоте, диктует Ватам необходимость жить по принципу умеренности, красоты и изящества.

Физические упражнения, которыми занимаются Ваты, должны быть непродолжительными и «мягкими». Это может быть дыхательная гимнастика, йога , цигун, тайцзы-цюань , айкидо (особенно не боевое оздоровительное направление ки), ушу, бальные танцы, танцевальная аэробика, легкие прогулки, непродолжительное плавание (в удовольствие и без напряжения), легкие (не систематические!) пробежки на свежем воздухе, короткие велосипедные поездки, игра в гольф, теннис и бадминтон, а также купание в горячей ванне джакузи.

Запомните: если вы хотите выполнить растяжку тела или проработать определенные системы и органы при помощи йоги , выполняйте эти мероприятия до начала любых других физических упражнений!

Все упражнения должны выполняться в спокойном умеренном темпе, и нагрузка должна быть тоже умеренной, потому что быстрый темп приводит к усталости и дисбалансу доши Вата. Силовые упражнения надо выполнять в замедленном темпе, используя гантели и другие отягощения.

Ватам полезно дважды в день выполнять комплекс йогических асан с размеренным дыханием . Поскольку слабое место Ват - это позвоночник и суставы, в комплекс йогических упражнений они обязательно должны вводить асаны, которые способствуют проработке подвижности и гибкости позвоночника.

Ароматерапия и уход за телом

На Ват благотворно воздействуют теплые и влажные ароматы, насыщенные сладостью и кислинкой. Для урегулирования вышедшей из равновесия доши Вата полезны ароматы подобранных в разных сочетаниях липы, вербены, цедры лимона и апельсина, черной мяты, гвоздики, тмина, аниса, алтея, базилика, мускатного цвета, апельсинового цвета (нероли), мандарина, гвоздики и фенхеля, кардамона и корицы.

Представителям аюрведического типа Вата полезно регулярно проходить курсы расслабляющего массажа. Во время массажа следует использовать такие растительные масла, как кунжутное, зародышей пшеницы, абрикосовое или авокадо в которые добавлены эфирные масла, ароматы которых благотворно воздействуют на дошу Вата. Кроме того, что эти масла питают, увлажняют и омолаживают сухую кожу, они несут гармонизирующую информацию на клеточном уровне и приводят к равновесию дошу Вата. Вата - это королева дош, и баланс всех дош начинается с гармонии доши Вата! Масла позволяют сохранить заряд тепла в мышцах. После массажа полезно принять теплую ванну с пеной, шампунем и гелем. Эти средства снимут избыток масла на волосах и теле, оставив едва заметный защитный слой, который предохранит кожу от холода, высыхания, огрубения и шершавости.

Питта (Огонь)

Питта - представляет собой комбинацию огня и воды и отвечает за трансформацию в теле. То есть если вата отвечает за движение, то питта отвечает за различные процессы, которые связаны с превращением одного процесса в другой. Предположим, усвоение пищи. Усвоение пищи - это основной процесс трансформации, когда пища превращается в наше тело. И за это отвечает питта. То есть это метаболический элемент. Следовательно, первая и самая важная функция питты - переваривание пищи. Кроме этого она отвечает за пигментацию кожи, температуру тела, за голод, жажду, зрение (зрение - это тоже одна их функций питты, функция огня в теле). И в Аюрведе перечисляется сорок нарушений питты. Питта является тоже достаточно подвижным элементом, но не таким подвижным, как вата. Соответственно она имеет меньшую тенденцию выходить из равновесия, поэтому приводятся только сорок нарушений питты. Все нарушения, связанные с питтой, характеризуются воспалительными процессами.

Питта управляет пищеварением, поглощением, всасыванием, растворением, питанием, обменом веществ, температурой тела, цветом кожи, блеском глаз, а также интеллектом и пониманием.

Питта пробуждает гнев, ненависть и зависть.

Местоположение питта - тонкая кишка, желудок, потовые железы, кровь, жир, глаза и кожа.

Сезонные и повседневные виды деятельности

Сезоном Питта по праву считается лето, поэтому летом у людей, в конституции которых преобладает эта доша, возникает множество проблем. Естественный жар Питты под знойным палящим солнцем только усиливается. Вот почему Питтам необходимо заранее готовиться к этому сезону и предусмотрительно снижать уровень своей активности.

Идеальный способ летнего времяпрепровождения для Питт - это отдых с семьей и друзьями вблизи прохладных ручьев, родников и горных озер, в которых можно купаться. Отдыхать летом на жарких пляжах океанических и морских побережий Питтам не рекомендуется, поскольку кожа огненных людей легко сгорает и воспаляется на солнце. Если Питты все же предпочитают отдыхать на побережье, то появляться на пляже им можно только на закате солнца. Тогда же им полезно плавать и бегать трусцой по пляжному песочку.

Когда ярость разжигает огненное топливо Питт, последствия для здоровья бывают разрушительными. Когда неудержимые, вспыльчивые и стремительные овны несутся на поводу у собственного гнева и руководствуются огненными страстями, они истощают свои энергетические ресурсы и утрачивают жизненную силу.

Если Питты испытывают стресс, они должны найти в себе силы не взрываться, как обычно, а успокоиться и остыть. Питты могут достичь состояния покоя и умиротворения, когда они рисуют пейзажи, любуются красотами природы, зелеными лугами, полями, усеянными цветами, или сверкающей гладью реки. Прохлада, покой, созерцательность и безмятежность, купание при лунном свете - все это прекрасно гармонизирует Питту.

Поскольку с десяти часов утра до двух часов дня и с десяти часов вечера до двух часов ночи наступает время Питты, людям огненной конституции надо стараться избегать ситуаций, провоцирующих у них раздражительность и стрессы. В это время желательно не сердиться, не кричать и не вступать в жаркие споры и конфликты. Поведение хрестоматийных Питт даже описано в книгах: именно Питты склонны устраивать дикие выходки и эмоционально взрываться в середине дня за обедом и вечером перед сном.

При буйном неуемном аппетите Питт им, тем не менее, рекомендована легкая пища и слабые напитки. Они не должны злоупотреблять специями, острыми, жгучими и горькими приправами, а также пряностями, возбуждающими аппетит и разгоняющими кровь. Им нельзя употреблять алкоголь. Если Питты последуют этим советам, то перестанут быть гневливыми, буйными и взрывными.

Пищеварительный огонь Питт максимально активизируется в полночь и полдень. Питтам можно плотно питаться в течение всего светового дня, потому что у них высокий уровень обменных процессов. Правильное питание способно регулировать огненную натуру Питты. Это своего рода лекарство, которое сглаживает и успокаивает их взрывчатую природу и помогает им вспомнить свое когнитивное «я». Поэтому Питты должны целенаправленно формировать у себя вкусовые и пищевые привычки и питаться осознанно.

Чтобы укротить бушующий огонь и расслабиться после интенсивной умственной работы, Питтам полезно перед сном медитировать. После шести часов вечера они должны снижать уровень активности и расслабляться. Им полезно визуализировать красивые пейзажи в приглушенных или пастельных тонах, в которых мерно катит прохладные воды река, белеют пески и снега, зеленеют леса, грациозно двигаются животные и поют птицы.

В середине ночи у Питт наступает прилив творческой энергии, но они поступят мудро, если подавят искушение провести ночь без сна и заснуть на рассвете. Обычно сон Питт длится шесть - восемь часов, и спят они, в основном, на спине. Питты должны спать дольше, чем Ваты и Капхи, чтобы восполнить запасы энергии, которую они бурно растрачивают в дневное время.

Когда наступает вечер, Питта должен забыть о победах и подвигах. Доверившись внутренней мудрости Ваты и умению накормить и обогреть Капхи, Питта сумеет полностью восстановить утраченную энергию и подготовиться к битвам грядущего дня.

Питты должны перенять у своих воздушных и водных партнеров тактичность и любезность, милосердие и умение прощать, изящную грацию чувств, а также многие другие по-человечески привлекательные качества характера.

Время, свободное от рутинной борьбы за самоутверждение и власть, становится для Питты временем укрепления и оздоровления жизненной энергии. Свободное время Питты должны посвящать благотворительной деятельности. Занимаясь гуманитарной деятельностью, Питта учится сострадать и сопереживать людям. Когда Питта становится человечным, у него пропадает потребность выпячиваться и привлекать внимание к своей «выдающейся» персоне, потому что он начинает понимать, что самовлюбленность и тщеславие смешны, а важны душевные качества, тонкость и живость его огненной натуры.

Питтам полезны такие виды физических нагрузок, которые носят равномерный, а не прерывистый характер. Для их физического и психического здоровья очень полезны плавание, акробатика, лыжи, фигурное катание, конькобежный спорт, бег трусцой, кроссы и бег на марафонские дистанции, теннис, шахматы, туристические походы и альпинизм.

Огненные люди от природы любят спорт. Но они должны всегда помнить, что видами спорта, которые требуют больших энергетических затрат - будь то плавание, бег, аэробика, гребля, теннис или футбол, можно заниматься только в прохладное время дня.

Во время спортивных занятий Питты сжигают избыточную энергию. Но они должны чутко прислушиваться к себе и не допускать ускорения обмена веществ в организме.

Питтам полезно дважды в день выполнять комплекс йогических асан . Питтам следует обращать особое внимание на приведение своего разума в спокойное умиротворенное состояние. Из йогических асан им показаны позы, направленные на преодоление умственного переутомления и расслабление.

Запомните: если вы хотите растянуть тело или проработать определенные системы и органы при помощи йоги, выполняйте эти упражнения до начала любых других спортивных занятий!

Ароматерапия и уход за телом

Типам Питта полезны сухие прохладные сладковатые ароматы, немного пряные, но не терпкие. Чтобы сбалансировать дошу Питта, полезно вдыхать ароматы розы, листьев и молодых корешков горького апельсина, корицы, ванили, сандалового дерева, аира, борнеола, мирта, нарцисса, лотоса, перечной мяты, мускатного ореха, артаботриса, жасмина, лакрицы, фиалки.

Капха (Слизь)

Капха - это телесная вода, она скрепляет элементы тела, составляет основу его физической структуры.

Эта доша поддерживает сопротивляемость организма. Капха - телесная вода - физиологически ответственна за биологическую крепость и прочность тканей тела. Капха смазывает сочленения суставов, увлажняет кожу, помогает заживлению ран, заполняет пространство в теле, дает биологическую крепость, энергию и стабильность, поддерживает хорошую память, дает энергию для сердца и легких, поддерживает иммунитет.

Капха присутствует в грудной клетке, горле, голове, полостях, в носу, во рту, желудке, сочленениях, протоплазме, плазме, жидких слизистых выделениях.

В сфере психики капха отвечает за эмоции привязанности, алчности, долговременной зависти. Капха также проявляется в стремлении к спокойствию, прощению и любви.

Переизбыток капха будет скапливаться в грудной клетке.

Рекомендации для людей с преобладающей дошей Капха

Сезонные и повседневные виды деятельности

С одной стороны, Капхи мечтают, чтобы все происходило само собой. С другой стороны, прежде чем что-то сделать, Капхи тщательно обдумывают и взвешивают каждый шаг. Это связано с тем, что они не хотят понапрасну тратить энергию.

Излюбленные действия Капхи в выходные дни - это путешествия от тахты к холодильнику и от холодильника к тахте. Во время таких путешествий они двигаются медленно, величественно и без суеты. Набрав полный поднос еды, они аккуратно оседают на тахте. В то же время они, в отличие от Ват и Питт, прекрасно справляются с монотонной однообразной работой, требующей терпения, усилия и выносливости. Когда у Капхи нет другого выбора, ему приходится работать, но вообще работать он не любит. Это парадокс, поскольку все Капхи испытывают потребность помогать людям и согревать их даже тогда, когда об этом не просят. В отличие от Питт у них нет скрытых мотивов, которыми они руководствуются при выполнении тактических задач по заранее разработанному плану для достижения стратегических целей. Капхам приятно утешать, обласкивать, обогревать и кормить близких. Типичные женщины Капхи - это хлебосольные хозяйки, которые мечут на стол все, что находится в холодильнике. Капхи не думают о великих наградах за доблестный труд, но отсутствие признательности или оценки их заслуг за хорошо выполненную работу их обижает.

Конец зимы и ранняя весна - это сезоны Капхи, поэтому в это время у всех Капх возникает множество проблем. В период освобождения природы от зимнего плена Капхи не должны вести сидячий образ жизни. Они могут заняться такими видами деятельности, как садоводство, огородничество, спорт, весенняя генеральная уборка и чистка, а также перестановка мебели.

С шести до десяти часов утра и с шести до десяти часов вечера у людей этой конституции интенсивно проявляются качества доши Капха. Их энергия становится плотной, тяжелой и земной. Они должны придерживаться простого и удобного режима дня, чтобы противостоять «утяжелению». Так они смогут тренировать силу воли.

Чтобы день Капхи прошел гармонично, ему следует вставать рано утром, принимать душ, заниматься йогой и давать себе физическую (спортивную) нагрузку. Вместо завтрака Капхам нужно выпивать травяной чай. От утренней еды лучше отказаться.

Главный прием пищи приходится на ланч. Ланч должен быть сытным, но все блюда должны быть приготовлены из натуральных и полезных для здоровья продуктов. После ланча Капхам нужно обязательно прогуляться, достаточно пройтись в течение пятнадцати минут. Ужин Капхи должен быть очень легким. Если он ужинает плотно или поздно вечером, то неизбежно подпадет под влияние доминирующей в это время пассивной энергии доши Капха. Самый лучший способ для Капхи не навредить самому себе в этот напряженный период - это загрузить себя работой, желательно даже вне дома. Он должен найти себе вечерние занятия: посещение курсов, участие в семинарах, тренировках и т. д., причем, Капхи могут быть не просто пассивными участниками, а активными организаторами этих мероприятий.

Капхи должны вставать с рассветом и пораньше укладываться спать. Если они остаются в постели после шести часов утра, то становятся заложниками периода активности доши Капха (6-10 часов утра), и все их благие намерения провести день гармонично рассыпаются в прах. Чтобы проснуться бодрыми и отдохнувшими, Капхи нуждаются в более продолжительном сне, чем Ваты и Питты, но они не должны спать больше семи часов! Увы, обычно Капхи спят ночью от восьми до двенадцати часов и с трудом поднимаются с постели после сна. Спят они либо на животе, либо в позе эмбриона.

Капхам лучше всего принимать пищу по часам: с восьми до девяти утра - травяной чай, около часу дня - ланч, в шестнадцать часов - полдник и в шесть часов вечера - обед или ужин.

Капхам всегда нужно видеть крупные и немедленные результаты своей работы, поэтому их никогда не устраивают регулярные занятия гимнастикой, аэробикой или обычной физкультурой по стандартным программам. Они считают, что такие спортивные занятия не для них. «Здесь и сейчас» - вот лозунг женщины Капха, когда она пытается сбросить лишний вес.

Капхам не занимать выносливости и силы, но, дорогие Капхи, учтите, что вам надо работать совсем не так, как типам Вата, где физическая нагрузка должна быть очень небольшой, и не так, как типам Питта, которым рекомендуются умеренные физические упражнения. Капхи должны напряженно работать, чтобы сжигать жир и выводить избыток жидкости в тканях, разгонять кровь, убирать лишние килограммы, развивать равновесие и гибкость.

Марафонские дистанции и поднятие штанги, боди-билдинг и гребля на байдарках и каноэ - вот полезные физические нагрузки для людей этого типа. Очень много выиграют те женщины Капхи, которые все же сумеют преодолеть свою природную лень и найдут в себе силы регулярно заниматься ритмикой, танцами и аэробикой. Водное поло, борьба дзюдо и самбо могут быть рекомендованы мужчинам, у которых сильно выражена эта доша.

Капхам полезно дважды в день заниматься йогой. В комплекс йогических упражнений им рекомендуется вводить асаны, которые способствуют нормализации деятельности желез внутренней секреции, способствуют выведению слизи (в частности, мокроты) из организма и помогают сгонять лишние жировые складки.

Запомните: если вы хотите выполнить растяжку тела или проработать определенные системы и органы при помощи йоги , выполняйте эти мероприятия до начала любых других физических упражнений!

» представляет собой довольно древнее направление индийской ведической медицины. Первые источники (трактаты) по этой теме были написаны еще более 2000 лет назад. Давайте попробуем приоткрыть это древнее знание и для себя, попробовав разобраться в том как, а главное для чего необходимо определить типы людей по аюрведа.

Аюрведическая теория описывает человека как индивида, некую микровселенную, физическое и психическое состояние которой играют решающую роль, когда речь идет о ее благополучии. Аюрведические тексты утверждают, что человек состоит из 5 составляющих элементов: эфира (Акаша), воздуха (Вайю), воды (Джала), огня (Агни) и земли (Притхви). В определенных комбинациях эти элементы формируют три главнейшие жизненные силы организма - доши. Человек здоров, если доши сбалансированы.

Типы людей по Аюрведе, как раз и классифицируются по доши. Зная же тип конкретного человека, аюрведическая традиция очерчивает круг заболеваний ему присущих и дает рекомендации для их преодоления, профилактики.

Правильно и быстро определить типы людей по аюрведа поможет нижеприведенная таблица. Оцените себя и своих близких с ее помощью, выбирая только подходящие вам ответы. Здесь, правда, следует иметь в виду, что в каждом человеке присутствуют все три доши. Только выражены они в разной степени силы: у кого-то более проявлена Капха, а у кого-то - Питта или Вата. Нередко встречаются и «явно» смешанные типы. Тем не менее, попробуйте найти свой преимущественный типаж.

Если большая часть ваших ответов проходит по Таблице 1, то ваш тип - Вата. Ответы, данные по Таблицам 2 и 3, соответственно - тип Питта и тип Капха. Вот как определяются типы людей по аюрведа. Конечно, есть куда более подробные варианты «опросников». Но и воспользовавшись приведенным выше «экспресс-опросом» вы достоверно выявите свой преимущественный типаж по доши.

Расшифровка доши

Люди с конституцией Вата всегда на ходу, подвижны и хорошо приспособляемы. Они не любят сидеть без дела, очень общительны, им нравится умственная деятельность. Как следствие - более подвержены стрессам, тревогам и связанным с ними заболеваниями.

Питта-люди имеют динамический, огненный типаж личности. Они любят борьбу, быстрые решения и импульсивные действия. Такие люди наиболее подвержены головной боли и проблемам с пищеварением.

Люди с Капха-конституцией практичны, рассудительны и наиболее земные. Они чаще всего страдают от усталости, задержки воды в организме, вздутия живота и тяги к сладкому. Эти люди также имеют тенденцию быть медлительными и вялыми.

Коррекция (лечение) организма

Аюрведа имеет в своем арсенале много различных методов лечения, в том числе диетические подходы и методы изменения образа жизни, использование лекарственных средств растительного происхождения и прочие.

Внимания заслуживает следующий простой, но весьма эффективный аюрведический метод. Его принцип основан на том, что продукты, которые мы ежедневно употребляем в пищу, а также степень их разогретости или охлажденности - серьезно воздействуют на наш организм в зависимости от типа доши, к которому он относится. Таблица, приводимая ниже, поможет вам понять, как применить это на практике.

Более подробно правила питания по дошам, можно узнать .

Типы людей по аюрведа были разработаны много веков назад и призваны помочь человеку понять, что для него лучше, а чего следует избегать, чем он болеет и как его лечить. Попробуйте определить и вы свой типаж, а затем, проконсультировавшись с доктором подобрать соответствующую диету (если ее так можно назвать) и позитивные изменения в состоянии вашего организма не заставят себя долго ждать.

Активность является неотъемлемым свойством и состоянием любого живого организма, в том числе и человека. Не обладая активностью, человек не может существовать ни как биологическое существо, ни как член общества. Категория активности является основой научного знания о психике, психическом развитии, познавательных и творческих возможностях личности.

Изучение природы, механизмов зарождения, развития и проявления активности человека имеет исключительно важное значение для того, чтобы найти эффективные средства и пути, способствующие формированию активности личности, направленной на улучшение собственного благосостояния и благополучия общества. Современное представление о природе, источниках, формах и видах, содержании и механизмах, формировании и проявлениях активности человека складывается на основе анализа результатов теоретических и экспериментальных исследований проблем поведения, деятельности, общения, познания, действий и их мотивации.

Психологических проблем активности человека касались работы многих отечественных психологов разных времен. Однако основы современного понимания природы активности человека заложены прежде всего в работах М.Я. Басова, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе. У М.Я. Басова человек выступает как активный деятель в среде. Л.С. Выготский (1960), развивая идею активности индивида, рассматривает влияние исторического опыта человечества, сконцентрированного в знаках, на формирование активности человека. С.Л. Рубинштейн (1934) сформулировал принцип единства сознания и деятельности. Он рассматривал деятельность как специфическую для человека форму активности. В теории установки, разработанной Д.Н. Узнадзе (1961), на основе рассмотрения развития установки субъекта анализируются закономерности психической активности.

Проблеме психофизиологической природы активности посвящены работы Н.А. Бернштейна, П.К. Анохина, А.Р. Лурии и ряда других ученых. Социальной природе активности наибольшее внимание уделяется в работах Б.Ф. Ломова, К.А. Абульхановой-Славской, Е.В. Шороховой.

Проблема активности в течение многих лет не теряет своей актуальности и практической значимости. Еще А.Н. Леонтьев в одной из своих последних публикаций писал: «Наряду с проблемой установки в психологическом анализе открылась и еще одна, пожалуй, самая сложная проблема. Это проблема явлений активности, которые образуют трудно улавливаемые в эксперименте, но, тем не менее, реальные моменты человеческой деятельности, возвышающие ее над функцией прямой или косвенной адаптации к наличным или предполагаемым требованием ситуации. Моменты эти составляют как бы внутреннюю предпосылку самодвижения деятельности и ее самовыражение. Но эта проблема, на которую мы постоянно наталкиваемся в живой человеческой жизни, остается сейчас едва затронутой экспериментальным исследованием, и ее разработка в огромной степени остается делом будущего».

Активность изучается на физиологическом, психофизиологическом, психическом и социальном уровнях. Такой многоаспектный подход к изучению активности объясняется ее многосторонностью, многоуровневостью, сложностью. По сути, любое психологическое образование личности, любые физиологические, психологические и социальные проявления человека связаны с феноменом активности.

Отечественные и зарубежные психологи продолжают интенсивно разрабатывать различные аспекты проблемы активности. Принцип активности человека в отечественной психологии основывается на деятельностном подходе к изучению психики.

В последние годы многие психологи обратились к проблеме субъектности и субъектной психической активности (А.В. Брушлинский, А.К. Осницкий, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков, В.О. Татенко, В.Э. Чудновский и др.). Значительный вклад в изучение проблемы активности личности внес В.А. Петровский. Он разработал концепцию неадаптивной (надситуативной) активности и связанную с ней концепцию персонализации. Особенно много теоретических и экспериментальных исследований проводится по психофизиологии саморегуляции поведения, деятельности в целом, активности (М.В. Бодунов, Э.А. Голубева, А.И. Крупное, В.М. Русалов и др.).

Активность -- это постоянное разрешение субъектом проблем его жизнедеятельности, даже при отсутствии выраженных форм действия, поведения. Пространство активность - пассивность существует как поле борьбы мотивов, выбора форм действий, утверждения принципов и т.д., где пассивность занимает важное место в выработке позиции субъекта. Активность/пассивность представляет собой сложно структурированное состояние, присущее в разных формах каждому индивиду. Поэтому очень важно различать разные типы, уровни и формы проявления активности.

При рассмотрении человеческой активности выделяются и анализируются самые разные ее уровни и типы:

  • - физиологический (Владимир Бехтерев, Иван Павлов, И.М. Сечении, Л.А. Ухтомский и др.);
  • - психофизиологический (К. Анохин, Н.А. Бернштейн, М.В. Водунов, Э.А. Голубева, А.И. Крупное, А.Р. Лурия, В.Д. Небылицын);
  • - психический (Михаил Басов, Лев Выготский, Алексей Леонтьев, В.Н. Мясищев, Сергей Рубинштейн, Дмитрий Узнадзе и др.);
  • - социальный (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Б.Ф. Помов, Е.В. Шорохова и др.);
  • - субъектный (В.А. Петровский, В.И. Слободчиков, В.О. Татенко, В.Э. Чудновский).

Так, Ананьев Б.Г. выделял три основные формы человеческой активности: познание, труд и общение, которые проявляются в процессе жизнедеятельности в связи с решением определенных задач, в конкретных поступках.

Как особая форма активности, выделяется техническое и научное творчество, рассматриваемое многими исследователями (Э.С. Чугунова, Е.С. Кузьмин, А.Л. Журавлев, А.И. Китов, Б.Ф. Ломов и др).

К формам активности также относят: рефлексию и поведение (В. И. Секун); ценностно-ориентационную, преобразовательную пин творческую, коммуникативную, художественную (М.С. Каган); Практическую, когнитивную (А.А. Грачев); информационно-коммуникативную, побудительную (Г.М. Андреева, Л.А. Карпенко, Б.Ф. Ломоа).

По мнению Д.Н. Узнадзе, формы активности образуют определенную иерархию:

  • * активность индивида - общение, потребление, удовлетворение любознательности, игра;
  • * активность субъекта - удовлетворение эстетических потребностей, развлечения, уход за другими и за собой, выполнение общественных требований;
  • * активность личности - художественное творчество, спорт умственный и физический, обслуживающий труд, общественная деятельность.

А.В. Брушлинский все вышеназванные формы называет видами активности, дополняя их созерцанием. Кроме того, в современной психологической литературе активность человека подразделяется на произвольную и непроизвольную формы ее проявления.

Факторы, определяющие активность личности

Активность живых существ - один а главных и необходимых проявлений жизни, внутренняя побудительная сила, направленная на удовлетворение потребностей организма Но активность человека коренным образом отличается от активности животных. У животных она является проявлением инстинктивных биологических потребностей организма, а у человека толчком к активности является ее сознательные и целенаправленные стремления.

Активность человека и формы ее выявления развились исторически и имеют социально направленный характер. По вопросу об источниках активности личности в психологии существовали разные точки зрения.

Впервые вопрос об активности личности нарушено австрийским психиатром 3. Фрейду - основателем теории и практики психоанализа. Основные положения этой теории обосновывают мнение, что к активности человека побуждают его инстинктивные влечения, присущие ему от рождения, которые передаются по наследству. Это мир инстинктов, биологических и физиологических поездов, неосознаваемых импульсов, природа возникновения которых "неизвестна". Засадовим для его теории является признание приоритета биологического в человеке. Положительным в учении 3. Фрейда можно считать его обращение к области подсознательного в психике человека, которое существенно влияет на ее жизнедеятельность.

Неофрейдисты отталкивались от главных постулатов 3. Фрейда о подсознательное - Ид, но преуменьшали значение сексуальных мотивов и пытались сосредоточиться на поисках новых двигателей человеческого поведения. Неофрейдизм исходил из признания решающей роли окружения и механизмов социального характера. В подсознательном место нереализованных сексуальных влечений занимают стремление к власти в результате осознания личностью своей неполноценности (А. Адлер), невозможности достичь гармонии с социальной структурой общества и обусловленного этим чувство одиночества (Б. Фромм) и др.

Разрабатывая проблему активности личности, отечественная психология исходит из признания того, что источником активности личности является ее органические и духовные потребности - в еде, одежде, знаниях, труда.

Потребность - это требование, которое обнаруживает зависимость человека от определенных условий, необходимых для его жизни и деятельности Потребности всегда отражают устойчивые жизненно важные зависимости организма от среды.

Человеческие потребности развивающихся в деятельности вместе с развитием общественных условий жизни, производства, научно-техническим прогрессом. Сам способ удовлетворения потребности обусловливает развитие и способствует формированию новых потребностей, которые неизбежно возникают в различных сферах общественной жизни, человеческой деятельности.

Чем выше уровень цивилизованности общества, экономического и духовного развития, тем богаче и разнообразнее является его потребности. Внутренними побуждениями к действиям становятся мотивы, которые являются результатом осознания личностью своих потребностей и проявляются в конкретных стремлениях их удовлетворить.

Мотив - это реальное побуждение, которое заставляет человека действовать в определенной ситуации, при определенных жизненных обстоятельствах.

Распространенными мотивами человеческой активности есть интересы. Интерес - это устойчивое, избирательное, эмоционально окрашенное стремление личности к жизненно важных объектов. Интересы возникают на основе потребностей, но не сводятся к ним.

Потребность выражает необходимость, а интерес всегда связан с личной заинтересованностью объектом, со стремлением больше его познать, овладеть им. Интерес может проявляться в симпатии и привязанности к человеку, в захвате определенной деятельностью, литературой, спортом, наукой и тому подобное.

Жесткими регуляторами поведения является убеждение.

Убеждение - это система мотивов личности, побуждает его действовать в соответствии со своими взглядами и принципами. Основа убеждений составляют знания, которые для человека истинными, неоспоримыми, в которых она уверена.

Особенностью убеждений является то, что в них знания предстают в единстве с чувствами, захватывая всю личность. Убеждение есть там, где есть страдание и муки совести, когда нарушаются принципы в действиях и поступках.

Силу убеждений как мотивов поведения метко характеризует известное высказывание, где они сравниваются с путами, которых человек не может разорвать, не разорвав своего сердца. Убеждение личности могут проявляться в различных сферах ее жизни и деятельности и в зависимости от этого делиться на моральные, интеллектуальные, эстетические и др.

Убежден становятся мощной движущей силой при условии, что действия, которые обусловлены этими убеждениями, становятся привычными. К. Д. Ушин-ский хорошую привычку называл моральным капиталом, вложенным человеком в свою нервную систему. Капитал привычки от употребления растет и дает человеку возможность плодотворно применять свою драгоценную силу - силу сознательной воли, не тратить усилий своего сознания и воли на борьбу с трудностями, которые были уже преодолены.

Важным осознаваемым мотивом является идеал.

Идеал - это образ реального человека или созданного личностью образца, которым она руководствуется в жизни в течение определенного времени, определяет программу будущего самосовершенствования.

Роль мотивов личности играет психологическая установка.

Установка - это не осознаваемый личностью состояние готовности к деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность.

Установка может проявляться в стандартизированных суждениях, некритически усвоенных человеком во время общения с другими людьми, в предвзятости, в выделении из окружения того, что для нее важно, жизненное значение.

Личность может видеть в объектах и жизненных явлениях то, что она хочет видеть, а не то, что есть на самом деле. Установки могут быть и положительными, если они основываются на доверии, симпатии, одобрительной общественном мнении, так и отрицательными, когда они имеют предвзятый, необъективный характер.

Специфической формой установки является внутригрупповая внушаемость как неосознаваемое мнение группы.

В осознаваемых мотивах всегда оказывается цель деятельности личности. Объект может удовлетворить потребности личности, предстает в его сознании как цель. Если личность четко осознает собственный жизненный путь и жизненную цель и предусматривает реальные пути для ее достижения, то раскрывается перспектива личности.

Перспектива делает действия человека уверенными, целеустремленными, питает их энергией. Нехватка жизненной перспективы или ее потеря могут вызвать состояние фрустрации, то есть нарушение планов, уныние, безнадежность, отчаяние. Попав в такой психологический дискомфорт, личность теряет способность к объективной оценке фактов жизни, проявляет агрессивность, раздражительность.

Состояние фрустрации может быть обусловлен завышенной самооценкой личности, когда она обнаруживает склонность выбирать в жизни слишком сложные, под силу ей цели, вследствие чего испытывает неудач. При адекватной самооценке человек выбирает цели, которые соответствуют ее возможностям, и успешно их реализует.

Самооценка бывает и заниженной. Заниженная самооценка обусловлена неуверенностью человека в своих возможностях, в результате чего она ориентируется на выбор слишком простых целей. Человек с заниженной самооценкой не способна реализовать свой личностный психологический потенциал, вследствие чего замедляется его развитие и в его психике могут закрепиться определенные обусловленные этим черты.

Интегрированным показателем социальной ценности ориентаций личности является ее направленность.

Направленность личности - это система доминирующих целей и мотивов его деятельности, которые определяют ее самоценность и общественную значимость.

Направленность вместе с мировоззрением выше регулятором поведения и действий человека. Важную роль в формировании направленности личности играет ее самосознание.

Самосознание - это осознание человеком самого себя в своем отношении к внешнему миру и другим людям. Она имеет много различных форм своего проявления. Одна из них связана с познавательным аспектом психической деятельности и проявляется в самонаблюдении, самооценке, самоанализе.

Осознание личностью изменений, которые в ней происходят, способствует более глубокому самопознанию, объективности, критичности их оценки. С эмоциональной сферой самосознания связаны такие Ее проявления, как самолюбие, самовосхваление, скромность, самоприниженисть, чувство собственного достоинства, тщеславие и др. Они в форме определенных переживаний проявляют отношение человека к себе самой сравнению с другими людьми.

Проявления самосознания в форме сдержанности, самообладания, самоконтроля, самодисциплины, инициативности связанные с волевым боком психической деятельности человека. Главные формы проявления самосознания личности тесно связаны со всеми аспектами его жизни и деятельности.

Личность как существо общественное формируется на протяжении обучения, воспитания, в труде и общении с другими людьми. Вместе с тем важную роль для ее становления играют врожденные качества. Внешние факторы влияют на личность через ее внутреннее, врожденное, ранее приобретенное.

Чтобы узнать личность, изучить ее психологию, необходимо выяснить конкретные условия ее жизни, воспитания, труда, особенности ее окружения и взаимодействия с ним.

Активность личности

Активность личности - особый вид деятельности или особая деятельность , отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации , осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств как инициативность и ситуативность.

Подходы к определению понятия активности личности

Термин активности широко используется в различных сферах науки как самостоятельно, так и в качестве дополнительного в различных сочетаниях. Причём в некоторых случаях это стало настолько привычным, что сформировались самостоятельные понятия. Например, такие как: активный человек, активная жизненная позиция, активное обучение, активист, активный элемент системы . Понятие активности приобрело такой широкий смысл, что при более внимательном отношении его использование требует уточнений.

Словарь русского языка даёт общеупотребительное определение «активного» как деятельного, энергичного, развивающегося. В литературе и бытовой речи понятие «активности» часто употребляется как синоним понятия «деятельность». В физиологическом смысле понятие «активности» традиционно рассматривается как всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика. Как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. Как свойство живых организмов реагировать на внешние раздражения. Активность при этом соотносится с деятельностью, обнаруживаясь как её динамическое условие, как свойство её собственного движения. У живых существ активность изменяется в соответствии с эволюционными процессами развития. Активность человека приобретает особое значение как важнейшее качество личности, как способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями , взглядами, целями. (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, 1990).

Большое значение придаётся «принципу активности». Н. А. Бернштейн (), вводя в психологию этот принцип, представлял его суть в постулировании определяющей роли внутренней программы в актах жизнедеятельности организма. В действиях человека существуют безусловные рефлексы , когда движение непосредственно вызывается внешним стимулом , но это как бы вырожденный случай активности. Во всех же других случаях внешний стимул только запускает программу принятия решения, а собственно движение в той или иной степени связано с внутренней программой человека. В случае полной зависимости от неё мы имеем дело с так называемыми «произвольными» актами, когда инициатива начала и содержание движения задаются изнутри организма.

Интенсификация отражает тот факт, что во всех характеристиках активности в явной форме просматриваются элементы качественно-количественных оценок. Наблюдается повышение выраженности и интенсивности её составляющих, а именно усиление осознанности, субъективности, личностной значимости целей, отмечается более высокий уровень мотивации и владения субъектом способами и приёмами деятельности, повышенная эмоциональная окрашенность.

Под инициативностью понимается почин, внутреннее побуждение к деятельности, предприимчивость и их проявление в деятельности человека. Очевидно, что инициатива тесно связана и выступает проявлением мотивации, степени личностной значимости деятельности для человека, является проявлением принципа активности, свидетельствуя о внутренней включенности субъекта в процесс деятельности, о ведущей роли в нём внутреннего плана. Она свидетельствует о волевых, творческих и психофизических способностях личности. Тем самым, выступает интегративным показателем соотнесения личностных особенностей и требований деятельности.

Ситуативность активности может рассматриваться как характеристика, свидетельствующая о переходе деятельности в иное качество - качество активности в том случае, когда усилия, направленные на достижение цели превосходят нормированный уровень деятельности и необходимы для её достижения. При этом уровень активности может рассматриваться с двух позиций - внешней по отношению к субъекту и внутренней. В первом случае активность может соответствовать нормативно определённой цели или превышать её. Для характеристики такой активности используют понятия «надситуативной» и «сверхнормативной активности» (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, 1990, В. Ф. Бехтерев, 1996, Р. С. Немов, 1985) под которыми понимается способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации или, соответственно, официально предъявляемых обществом нормативными требованиями. Во втором случае активность рассматривается с точки зрения субъекта и соотносится с внутренне определяемой целью, отвечающей не внешним, социально обусловленным, а его личным внутренним целям. Для личности активность всегда «нормативна», поскольку соответствует поставленной цели, в случае достижения которой деятельность теряет свою энергетическую основу - мотивацию и развиться до уровня надситуативности, очевидно, не может. Деятельность, которая не позволила субъекту достичь поставленной цели, традиционно считается недостаточно активной или «пассивной», то есть в принципе, не может называться активностью.

Уровень активности, её длительность, устойчивость и другие показатели зависят от согласованности и оптимальных сочетаний разных компонентов: эмоционального, мотивационного и др. В связи с чем, в зависимости от способа связи психических и личностных уровней активности она может приобретать оптимальный или неоптимальный характер. Например, поддерживать определённый уровень активности можно двумя способами: перенапряжением всех сил, что ведёт к утомлению, падению активности, и за счёт эмоционально-мотивационного подкрепления. (К. А. Абульханова-Славская, 1991). Именно эти два подхода, например, отличают традиционное обучение в высшей школе, построенное с опорой на лекционные занятия и инновационные формы обучения, опирающиеся на методы активного обучения активное обучение .

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Активность личности" в других словарях:

    активность личности - форма проявления активности, детерминированная образом себя как причины событий, которые могли или должны были бы состояться в мире. А. л. обнаруживает себя в волевых актах (см. воля), самоопределении и самополагании человека как источника своего … Большая психологическая энциклопедия

    АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ - – в отечественной психологии фактически рассматривалась как ее направленность, как проявление идущей от личности детерминации, как инициатива. Термин был несколько дескредитирован идеологическим тезисом об «активной позиции личности». В… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Активность личности - это интегральное качество личности, проявляющееся как инициативное и деятельностное отношение к жизни, деятельности, людям и их проблемам. Это стремление и способность человека преобразовывать окружающую среду, отношения с себе подобными и себя… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ - (от лат. activus деятельный), деятельное отношение человека к миру, способность человека производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения обществ. ист. опыта человечества; проявляется в творч.… … Российская педагогическая энциклопедия

    Активность личности - (от лат. activus деятельный, действенный, практический) деятельное отношение человека к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно исторического опыта… … Педагогический терминологический словарь



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта