Главная » Выращивание » Что означает медиана в статистике. Формула моды и медианы в статистике

Что означает медиана в статистике. Формула моды и медианы в статистике

За ошибки при планировании предприятие платит высокую цену в буквальном смысле. Планирование производства продукции - это процесс сбора данных о предполагаемом выпуске готовых изделий в единую программу, в стоимостном и натуральном измерении. Планирование производства и сбыта продукции относится к управленческой деятельности предприятия.

Определяется планируемый объем производства продукции на основании договоров с заказчиками и собственных потребностей, а также с учетом стратегического развития предприятия развития.


Система планирования работ как часть бизнес-плана

Если организация находится на начальной стадии, в бизнес-плане обязательно разрабатывается статья прогноза выпуска продукции, базирующаяся на маркетинговых изысканиях. В ней указываются данные о количестве и ассортименте предполагаемого выпуска номенклатуры, а также средства достижения цели: оборудование, потребность в материалах и человеческих ресурсах. Чтобы инвестировать в проект, необходимо тщательно планировать производство.

Порядок планирования на производстве

На действующем промышленном предприятии составляется производственная программа на основании заключённых договоров с заказчиками продукции, согласно плану госзакупок или по среднегодовым показателям выпуска продукции. А также учитываются данные анализа потребностей рынка и спроса на товар. В разработке планирования объема производства продукции участвуют следующие отделы:

  • Производственная служба и отдел сбыта определяют номенклатуру, количество и сроки реализации. Выполняют планирование производства и реализации продукции.
  • Задача бюджетного отдела - определить стоимость потребных материалов, трудовых затрат, энергоресурсов, топлива, а также затрат по накладным расходам и общеадминистративных расходах. Установить цену на новое изделие.
  • Отделу кадров следует рассчитать количество станко-часов для выполнения всех операций и проанализировать соответствие трудовых ресурсов рассчитываемому объему выпуска продукции.
  • Технический отдел анализирует соответствие основных средств, систем и устройств предприятия предполагаемому выполнению всех операций по изготовлению изделий, работ, услуг, устанавливает нормы затрат.
  • Служба логистики подтверждает обеспечение и закупку товаров и материалов, запчастей и озвучивает цену на них.

При расчете операций используется позаказный, затратный и нормативные методы.

Основные правила и виды планирования

Основной целью производственного предприятия является получение высокой прибыли при наименьших издержках. Для того чтобы сохранять рентабельность, в прогнозных расчетах необходимо придерживаться следующих принципов:

  • Принцип системности. Для обеспечения бесперебойной работы все службы на предприятии должны быть объединены единой целью и взаимосвязаны друг с другом.
  • Принцип окупаемости. Все затраты и расходы на производство должны быть покрыты доходами, при определенной норме прибыли. Для этой цели используется балансовый метод.
  • Принцип гибкости. При изменении производственных факторов предприятие должно обладать способностью перестраиваться в соответствии с требованиями.
  • Принцип постоянства. Работа по планированию осуществляется непрерывно на протяжении всего жизненного цикла предприятия.

Виды планирования классифицируют в зависимости от сроков и целей программы.

Но также разрабатываются планы по каждому цеху или отделению. Календарное планирование разрабатывается в виде графика выпуска различных категорий товара. При этом должны быть учтены данные поставки материалов, представленные отделом логистики, данные о загрузке производственных мощностей, сведения о приоритетности выпуска определенных моделей. Готовая продукция должна производиться без простоев оборудования, с полной загруженностью персонала и без излишков товарно-материальных ценностей.

Документы, разрабатываемые при планировании

План производства представляет собой, как правило, программную таблицу, разработанную в excel, и включающую в себя следующие данные:

  • Список готовой продукции, включающий номенклатурный номер, название и краткие технические характеристики.
  • Количество изделий.
  • Сроки выполнения и отгрузки продукции.
  • Стоимость продукции за единицу и на весь объём.
  • Код заказчика.

Зачастую планы имеют денежное выражение в рублях и условных единицах – для предприятий, имеющих рынок сбыта за рубежом. Помимо плана, бюджетным отделом разрабатывается смета затрат на производство продукции по следующим показателям:

  • Основные расходы – затраты, прямо связанные с выработкой изделий – сырье и материалы, энергоресурсы, заработная плата, прочие.
  • Накладные расходы – затраты, напрямую не связанные с процессом выработки: эксплуатационные материалы, затраты на ремонт, оплата труда ИТР, прочее.
  • Общеадминистративные расходы и расходы по реализации продукции.

И также в смете планируются затраты на единицу себестоимости продукции и весь объем, и прогнозная сумма выручки, прибыли от продаж. Обычно разрабатывается утвержденный годовой план выпуска, и ежемесячно осуществляется текущее или оперативное планирование.

Расчет производственной мощности предприятия

Перед тем как планировать производство, нужно выполнить расчет производственной мощности или способность выпустить наибольший годовой объем продукции при полном охвате всех основных средств, трудовых ресурсов. В данном расчете учитывается расширенный ассортимент изделий.

Формула расчета производственной мощности такова: Mпр=Поб+Фф, где Поб – производительность в количестве изделий на единицу времени, Фф – фактическое количество времени работы. При расчете необходимо учитывать срок службы оборудования, поступление новых единиц техники, вынужденные простои и ремонты.

Производственная мощность может измеряться в следующих единицах: штуках, килограммах, часах, если речь идёт об услугах, прочих единицах измерения. Ее классифицируют по следующим видам:

  • Теоретическая – при соблюдении идеальных условий, полной загрузке всего оборудования и персонала предприятия.
  • Практическая – при которой обеспечен максимальный выпуск изделий при необходимых простоях оборудования.
  • Нормальная – разработанная с учётом ремонтов и отклонений в работе, или среднегодовая. Обычно и применяется при планировании.

При планировании необходимо учитывать следующие факторы:

  1. Отгруженную заказчику продукцию, но не оплаченную им.
  2. Наличие документально оформленной и готовой к отгрузке продукции на складе.
  3. Готовые изделия в сборочных цехах.
  4. Продукцию разных степеней готовности в цехах или незавершенное производство.

Резюмируя все вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

  • Чем шире и точнее маркетинговое исследование рынка, тем лучше.
  • Точно предсказать процесс планирования производства продукции на начало года при широком ассортименте практически невозможно.
  • Максимальное соблюдение планов возможно только при слаженной работе всего коллектива, индивидуальном подходе к обязанностям у каждого работника.
  • Разработанные планы должны подстраиваться под меняющиеся внешние - инфляция, изменение спроса, так и внутренние условия – смена персонала, заказчиков и поставщиков, увеличение или уменьшение объемов продукта.
  • У предприятия должны быть перспективные планы для развития с целью максимизации прибыли.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра менеджмента

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Производственный менеджмент»

на тему

«Разработка плана производства продукции и услуг на предприятии»

Исполнитель: Раманникова Л.В.

Специальность: маркетинг

Группа: 507

зачетной книжки: 05МАБ00387

Руководитель: Сычев Ю.К.

Введение ……………………………………………………………………..........3

I . Теоретическая часть ………………………………………………………….5

1.1.Планирование - необходимая предпосылка эффективного и стабильного бизнеса……………………………………………………………………………5

1.2.Понятия «производственной мощности» и «пропускной способности»….................................................................................................8

1.3.MRPII – модель управления производством и запасами………...………………………………………………………………….9

II . Практическая часть ………………………………………………………...12

Заключение ……………………………………………………………………..15

Список литературы ……………………………………………………………16

Введение.

Переход к рыночным отношениям и формированию инновационной стратегии хозяйствования отличается изменением концепции и направлений развития промышленности, совершенствованием организации производства и управления предприятием. Основным инновационным ресурсом на современном этапе развития экономики становятся новые знания и технологии, эффективный менеджмент и организация устойчивого и гибкого производства конкурентоспособной продукции, оперативно переналаживаемого в зависимости от потребностей рынка. Организация производства это наука и искусство выбрать цель, разработать программу, организовать дело и обеспечить его процветание на основе выработки и реализации эффективных решений. Организация производства, как сложная система, обеспечивающая рациональное использование всех её элементов (средств труда-оборудования, предметов труда-материалов и самого труда-работников) и финансовых ресурсов (инвестиций – капитальных вложений, текущих денежных затрат – себестоимости и кредитов, выплаты дивидендов и процентов), состоит из нескольких подсистем: инновационно-технической, маркетингово-сбытовой, производственно-диспетчерской, финансово-кредитной, которые обеспечивают прибыльную работу предприятия за счет принятия оптимальных решений на каждом этапе технологической цепочки создания, выпуска и продажи изделия.

Цель работы: разобраться с принципами планирования производства продукции, с функциями планирования, различать стратегическое и тактическое планирование, сформировать годовой план производства и реализации продукции на основе предприятия ООО «Троя».

Задачи работы: выделить преимущества грамотно разработанного плана производства, изучить понятие «мощность предприятия» , её виды, рассчитать стоимостные измерители производственной программы, научиться находить взаимосвязь стоимостных показателей предприятия, проанализировать измерители производственной программы и разработать план производства (производственную программу) для ООО «Троя».

Предмет изучения : стоимостная оценка произведенной и отгруженной продукции, ее номенклатурно-ассортиментный профиль, определение объема товарной продукции, анализ валовой продукции, внутризаводского оборота, реализованной и условно-чистой продукции.

Объект изучения: завод ООО «Троя» по производству технической изоляции из вспененного каучука с номенклатурой более 200 позиций.

I . Теоретическая часть

1.1.Планирование - необходимая предпосылка эффективного и стабильного бизнеса

Хотя планирование успешно применяется в корпорациях и компаниях развитых стран мира уже столетия и считается необходимой предпосылкой эффективного и стабильного бизнеса, в России при переходе к рыночным отношениям оно оказалось практически полузабытым. Между тем планирование – важная функция управления любым предприятием. Многолетний опыт зарубежных фирм и российских предприятий показал, что недооценка планирования, сведение его к минимуму, игнорирование и некомпетентное осуществление зачастую приводят к неоправданным экономическим потерям и в конечном счету к банкротству. Грамотные руководители хорошо знают, что все великие битвы сначала выигрывают на бумаге – на плане, а только потом в реальной действительности. Рынок не подавляет и отрицает планирование вообще, а только перемещает его в основном в первичное производственное звено. Наличие хорошо разработанного плана позволяет активно развивать производство, привлекать инвесторов, партнеров и кредитные ресурсы, а также:

· определять пути и способы достижения поставленных целей;

· максимально использовать конкурентные преимущества предприятия;

· предотвращать ошибочные действия;

· отслеживать новые тенденции в экономике, технике и технологии и использовать их в своей деятельности;

· доказывать и демонстрировать обоснованность, надежность и реализуемость проекта;

· смягчать влияние слабых сторон предприятия;

· определять потребность в капитале и денежных средствах;

Одновременно план является руководством к действию и исполнению. Он используется для проверки идей, целей, для повышения эффективности управления предприятием и прогнозированием результатов деятельности. Итак, план и рынок – это взаимодействующие, взаимодополняющие, а не взаимоисключающие компоненты хозяйственного механизма. В действительности они объединены в общую систему экономических отношений, и ограничение или разрушение одной из составляющих ведет, в конечном счете, к снижению или даже разрушению экономического потенциала всей системы.

Формирование годового плана производства и реализации продукции требует, прежде всего, увязки заказов потребителей на поставку продукции с производственной мощностью предприятия в разрезе всех его подразделений. План производства (ТП) и реализации продукции (РП) равен емкости рынка (ЕР), с одной стороны, и предельному использованию производственной мощности предприятия (ПМ) – с другой.

ЕР = РП ± ΔТ О ± ΔТ Н = ТП ± ΔТ О ± ΔТ Н = ПМ

Производственная программа – перечень выпускаемой продукции, осуществляемых работ и услуг по заказам и договорам потребителей , исчисленной в натуральном и стоимостном выражении (в разрезе номенклатурных и ассортиментных групп), в определенных договором (заказом) временных рамках и при соблюдении установленных качественных параметров. Производственная программа – центральный раздел плана развития предприятия, включающий в себя стоимостную оценку произведенной и отгруженной продукции, ее номенклатурно-ассортиментный профиль.

1.2.Понятия производственной мощности и пропускной способности

Производственная мощность предприятия (ПМ) – максимально возможный годовой (суточный) выпуск продукции в установленной номенклатуре при полном использовании оборудования и площадей, применении передовой технологии и наиболее совершенной организации производства, который определяется по мощности ведущих цехов, участков основного производства с учетом мер по ликвидации узких мест.

Пропускная способность (ПС) – наиболее вероятный выпуск продукции при среднем выполнении норм выработки:

ПС = О * F p / t,

О – количество единиц технологически однотипного оборудования;

F p – действительный фонд времени работы единицы оборудования в плановый период, ч;

t – средняя трудоемкость изготовления изделия, ст-ч.

Соответствие пропускной способности цехов, участков определяется путем расчета коэффициента сопряженности (k с):

k с = ПМ 1 / (ПМ 2 * d y),

где ПМ 1 , ПМ 2 – мощности цехов, участков, между которыми определяется коэффициент сопряженности в принятых единицах измерения; d y – удельный расход продукции первого цеха для производства продукции второго цеха.

1.3. MRP II – модель управления производством и запасами

В конкурентной борьбе побеждает только тот, кто быстрее других реагирует на изменения в бизнесе и принимает более верные решения. Именно информационные технологии помогают руководителям промышленных предприятий в решении этих сложных задач. Страны рыночной экономики имеют большой опыт создания и развития информационных технологий для промышленных предприятий. Одним из наиболее распространенных методов управления производством и дистрибуции в мире является стандарт MRP II (Manufacturing Resourse Planning), разработанный в США и поддерживаемый американским обществом по контролю за производством и запасами - American Production and Inventory Control Society (APICS). APICS регулярно издает документ “MRP II Standart System”, в котором описываются основные требования к информационным производственным системам. Последнее издание этой системы промышленных стандартов вышло в 1989 г.

MRP II - это набор проверенных на практике разумных принципов, моделей и процедур управления и контроля, служащих повышению показателей экономической деятельности предприятия. Идея MRP II опирается на несколько простых принципов, например, разделение спроса на зависимый и независимый. MRP II Standart System содержит описание 16 групп функций системы:

1. Sales and Operation Planning (Планирование продаж и производства).
2. Demand Management (Управление спросом).
3. Master Production Scheduling (Составление плана производства).
4. Material Requirement Planning (Планирование материальных потребностей).
5. Bill of Materials (Спецификациипродуктов).
6. Inventory Transaction Subsystem (Управлениескладом).
7. Scheduled Receipts Subsystem (Плановые поставки).
8. Shop Flow Control (Управление на уровне производственного цеха).
9. Capacity Requirement Planning (Планирование производственных мощностей).
10. Input/output Control (Контроль входа/выхода).
11. Purchasing (Материально техническое снабжение).
12. Distribution Resourse Planning (Планирование ресурсов распределения).
13. Tooling Planning and Control (Планирование и контроль производственных операций).
14. Financial Planning (Управление финансами).
15. Simulation (Моделирование).
16. Performance Measurement (Оценка результатов деятельности).

6. Составление плана производства

Начинать план производства нужно с краткого пояснения того, где будут изготавливаться товары, – на действующем или вновь создаваемом предприятии. Затем можно подчеркнуть выгодность месторасположения предприятия (если данный факт имеет место) относительно рынков сбыта, поставщиков, рабочей силы, услуг и т. д.

Следующим шагом при написании данного раздела может стать описание производственного процесса. Для этого указываются тип производства (единичное, серийное, массовое), метод его организации, структура производственного цикла, может приводиться схема технологического процесса, которая наглядно показывает, откуда и куда будут поступать все виды сырья и комплектующих, в каких цехах и как они будут перерабатываться в продукцию. В производственном плане дается оценка существующей технологии по следующим направлениям: соответствие технологии современным требованиям, уровень автоматизации производственного процесса, обеспечение гибкости процесса, возможность быстрого увеличения или сокращения выпуска продукции.

В этом разделе отмечают основные направления совершенствования развития технологии, предусмотренные бизнес-планом.

Если в будущем периоде изменяется технология производства продукта, то в бизнес-плане отмечается, как предложенные изменения технологии отразятся на качестве продукции, уровне производственных затрат, цене изделия.

Если в производственном процессе предусматривается выполнение части операций субподрядчиками, это также особо отмечается в бизнес-плане. Обосновывается целесообразность выбора конкретных партнеров с точки зрения минимума затрат на производство, транспортировку, входного контроля поставляемых субподрядчиком узлов и полуфабрикатов. При выборе партнеров оцениваются их надежность, производственные, финансовые, кадровые возможности, престижность.

Особо в бизнес-плане рассматривается действующая на предприятии система управления качеством продукции. Сообщается, на каких стадиях и какими методами будет проводиться контроль качества , какими стандартами при этом будут руководствоваться производители продукции.

В план производства могут включаться также сведения о системе охраны окружающей среды , указываться принимаемые меры по утилизации отходов и соответствующие затраты.

Производственная программа (прогноз объемов производства и реализации продукции), приводимая в бизнес-плане, составляется на основе результатов маркетинговых исследований рынка сбыта с последующим их сопоставлением с производственными возможностями предприятия.

Производственная программа определяет необходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям плана продаж. Она обусловливает задания по вводу в действие новых производственных мощностей, потребность в материально-сырьевых ресурсах, численности персонала, транспорте.

Предприятия формируют производственную программу на основе государственного заказа, заказов потребителей, выявленного в процессе изучения рынка потребительского спроса.

Основными показателями производственной программы являются:

1) номенклатура, содержащая наименование продукции с указанием количества, качества и сроков сдачи;

2) товарная продукция;

3) незавершенное производство;

4) валовая продукция.

Производственная деятельность предприятия, в свою очередь, характеризуется системой показателей:

1) спросом на продукцию;

2) производственной мощностью;

3) объемом производства;

4) издержками и цен;

5) потребностью в ресурсах и инвестициях;

6) общим и чистым доходом предприятия;

7) дивидендами на акции и т. д.

План производства и реализации продукции содержит, как правило, систему натуральных и стоимостных показателей.

Преимуществами натуральных показателей являются наглядность, объективность оценки удовлетворения потребности в конкретном виде продукции, вклада каждого предприятия в решение этой задачи, степени использования мощностей и производственных ресурсов.

Недостаток – затруднено определение общего объема производства и реализации на предприятиях с многономенклатурным выпуском продукции.

К основным стоимостным показателям выпуска продукции на предприятии относятся валовой оборот, внутризаводской оборот, товарная продукция, валовая продукция, объем реализуемой продукции, нормативная стоимость обработки (НСО), чистая и условно-чистая продукция.

В разные периоды развития экономики страны отдавалось предпочтение то одним, то другим стоимостным показателям, характеризующим объем выпуска продукции.

Валовой оборот предприятия представляет собой суммарную стоимость продукции всех основных, вспомогательных, обслуживающих цехов. В валовой оборот продукция включается независимо от того, предназначена она для отпуска за пределы или для дальнейшей промышленной переработки на этом же предприятии. Таким образом, этот показатель допускает повторный счет продукции в пределах предприятия. Исчисление валового оборота приобретает определенное экономическое значение при анализе работы предприятия, обосновании планируемых показателей, когда изменяется производственная структура предприятия (вводятся новые цехи, расширяются существующие), когда изменяется структура производства вследствие изменения (увеличения, уменьшения) объема кооперированных поставок на предприятие.

Внутризаводской оборот – сумма стоимости продукции собственного производства, потребленного внутри предприятия на производственные нужды. К производственному потреблению внутри предприятия относятся переработка полуфабрикатов своей выработки для производства готовой продукции, потребление электроэнергии, сжатого воздуха, пара своей выработки, использование деталей, изделий своей выработки на текущий ремонт зданий, сооружений, оборудования.

Товарная, валовая, реализованная продукция определяется по заводскому методу, т. е. из стоимости планируемых к производству готовых изделий и полуфабрикатов исключается стоимость той части продукции, которая используется внутри предприятия на собственные промышленно-производственные нужды. Недостаток этого метода состоит в том, что величина товарной, валовой, реализованной продукции может меняться в результате изменения организационной структуры предприятий. Так, объединение двух и более предприятий в одно (при комбинировании производства) приводит к снижению, а разделение предприятий (при специализации производства) – к росту величины этих показателей. Величина товарной, валовой, реализованной продукции не зависит от того, само предприятие добывает, вырабатывает сырье, полуфабрикаты для производства готовой продукции или получает их со стороны.

Товарной продукцией предприятия является продукция, произведенная в отчетном периоде и реализованная или предназначенная к реализации. В состав товарной продукции (Т пр) включают готовые изделия (Г из); полуфабрикаты, предназначенные для отпуска сторонним потребителям (Пф); работы промышленного характера, выполненные по заказам со стороны (Р пр); все виды ремонтных работ, выполненных по заказам со стороны (Р раб); продукцию вспомогательных цехов, выполненную для реализации на сторону или для своего использования (В). Таким образом, объем товарной продукции можно определить по формуле:

Т пр = Г из + П ф + Р пр + Р раб + В ц

где А i – продукция i-го вида;

Ц i - цена единицы продукции i-го вида;

Q у - стоимость оказанных услуг.

Объем товарной продукции определяется в действующих (текущих) ценах предприятия и является базой для исчисления налогов (НДС, акцизов и др.). Товарная продукция определяется всегда без учета НДС и других специальных налогов.

Валовой называется вся продукция, произведенная предприятием за отчетный период, независимо от степени ее готовности и назначения к использованию. Объем валовой продукции (В пр) можно определить по формуле:

В пр = Т пр + (Н к Н н ),

где Н к - остаток незавершенного производства на конец года, руб.;

Н н - то же на начало года.

Остатки незавершенного производства определяются по данным бухгалтерского учета или инвентаризации. Нормальная величина незавершенного производства на конец планового периода должна соответствовать условиям производства последующего периода.

Реализуемая продукция - это готовая продукция, предназначенная к реализации, сданная на склад готовой продукции и оформленная документально до 24 ч последнего дня месяца или до 8.00 утра 1-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Объем реализуемой продукции в планируемом периоде (Q рп) может быть установлен по формуле:

Q пр = О н + Т пр О к ,

где О н , О к – остатки готовой продукции на складе на начало и конец рассматриваемого периода (года, месяца и т. д.);

Т пр – товарная продукция по плану.

В условиях рыночной экономики особое значение должно придаваться показателю «объем реализованной продукции» по договорам поставок, который определяет эффективность, целесообразность хозяйственной деятельности предприятия.

Реализованная продукция – это отгруженная покупателю готовая продукция, за которую перечислены денежные средства на расчетный счет поставщиков. Измеряется в действующих ценах.

В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ выручка от реализации продукции может определяться двумя способами.

1. По мере ее оплаты, поступления денежных средств на счета в учреждения банков, а при расчете наличными деньгами – по поступлении средств в кассу.

2. По отгрузке товаров и предъявлении покупателю (заказчику) расчетных документов.

Каждое предприятие при разработке отчетной политики на плановый период принимает один из двух вариантов учета выручки от реализации продукции, исходя из условий хозяйствования и заключенных договоров. Первый вариант признания выручки от реализации является в настоящее время наиболее распространенным в российской экономике. Однако он снижает достоверность при подсчете производственного результата: происходит начисление расходов (материалов, зарплаты и др.) в одном отчетном периоде, а выручка за отгруженную продукцию очень часто поступает в другом, что объясняется общим резким спадом объемов реализации продукции, иными словами, предприятие часто работает на склад.

Второй вариант учета реализации обеспечивает большую достоверность в подсчете производственного результата. Однако у предприятия сразу же возникает задолженность по НДС, налогу на прибыль в связи с реальным поступлением денег, и оно быстро становится неплатежеспособным, финансовым банкротом. Огромная взаимная задолженность, отсутствие финансовой дисциплины заказчиков, высокий уровень монополизации приводят к тому, что уровень использования второго варианта незначителен. Наиболее часто он применяется на предприятиях транспорта, связи, в строительстве.

Процесс реализации завершает кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять свои обязательства перед госбюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Невыполнение заданий по реализации вызывает замедление движения оборотных средств, задерживает платежи, ухудшает финансовое положение предприятия.

Показатели валовой, товарной и реализованной продукции не в полной мере характеризуют конечный результат работы предприятия. Это обусловлено тем, что в объем этой продукции входят материальные затраты, которые имеют большой удельный вес. Поэтому для измерения собственного вклада предприятия в производство продукции необходимо использовать показатели:

1) условно-чистой продукции, которая включает затраты по заработной плате с начислениями, амортизационные отчисления и прибыль;

2) чистой продукции. Это часть валовой продукции, соответствующая вновь созданной стоимости, т. е. это условно-чистая продукция без амортизации;

3) нормативной чистой продукции, отличающейся от чистой тем, что образуется на основе стабильных норм.

Важными рыночными индикаторами служат показатели обновляемости выпускаемой продукции. В соответствии со своим жизненным циклом каждый вид продукции достигает известного периода предельной эффективности, и поэтому периодически необходим пересмотр ассортимента.

Коэффициент обновляемости продукции характеризует соотношение новой и старой продукции, используется на многих предприятиях как утверждаемый плановый показатель в общем объеме производства. Особенно широко используется в зарубежной практике.

Производственная программа предприятия должна разрабатываться в следующей последовательности:

1) фирма производит исследование рынка, определяет позицию товара на рынке, возможный спрос и объем продаж;

2) на основе возможного объема продаж определяют объем реализуемой продукции:

N реал = Q продаж? Ц;

3) планируют объем товарной продукции:

N тов = N реал – (О н – О к);

4) определяют величину валовой продукции:

N вал = N тов + (Н к – Н н);

5) сопоставляют возможный объем выпуска продукции с имеющимися материальными, финансовыми и другими ресурсами.

В бизнес-плане приводятся данные об объемах выпуска каждого вида продукции в натуральных единицах, а также планируемые значения этих показателей на ближайшие 3 – 5 лет.

Для уже существующего бизнеса описываются производственные мощности , включая производственные и административные помещения, склады и площадки, специальное оборудование, механизмы и другие производственные фонды, имеющиеся на предприятии.

План производства должен соответствовать мощности предприятий – объему или количеству единиц продукции (услуг, работ), которые можно изготовить за определенный период.

Под производственной мощностью предприятия понимается максимально возможный выпуск продукции в номенклатуре и ассортименте, предусмотренных планом продаж, при полном использовании производственного оборудования, площадей и с учетом прогрессивной технологии, передовой организации труда и производства.

Расчет производственной мощности предприятия является важнейшим этапом обоснования производственной программы. На основе расчетов производственной мощности выявляются внутрипроизводственные резервы роста производства, устанавливаются объемы выпуска продукции и определяется потребность в увеличении производственных мощностей за счет технического перевооружения, реконструкции и расширения действующих и строительства новых мощностей.

Планирование производственной мощности основано на учете факторов, от которых зависит ее величина. При расчете мощности принимаются во внимание следующие факторы:

1) структура и величина основных производственных фондов;

2) качественный состав оборудования, уровень физического и морального износа;

3) передовые технические нормы производительности оборудования, использования площадей, трудоемкости изделий, выхода продукции из сырья;

4) прогрессивность применяемых технологических процессов;

5) степень специализации;

6) режим работы предприятия;

7) уровень организации производства и труда;

8) фонд времени работы оборудования;

9) качество сырья и ритмичность поставок.

Производственная мощность – величина непостоянная. Выбытие мощности происходит по следующим причинам: износ и выбытие оборудования, увеличение трудоемкости изготовления изделий, изменение номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции, уменьшение фонда времени работы, окончание срока лизинга оборудования. Эти же факторы действуют и в обратном направлении.

Производственная мощность предприятия определяется по мощности ведущих цехов, участков, поточных линий, станков (агрегатов) с учетом мер по ликвидации узких мест и возможной кооперации производства.

В расчет производственной мощности включается все наличное оборудование, в том числе и бездействующее в связи с неисправностями, ремонтом, модернизацией. Учитывается оборудование, находящееся в монтаже и на складах, предназначенное к вводу в эксплуатацию в планируемом периоде. При расчете мощности не рассматривается оборудование вспомогательных и обслуживающих цехов.

Расчет производственной мощности предприятия должен производиться в следующей последовательности:

1) расчет производственной мощности агрегатов и групп технологического оборудования;

2) расчет производственной мощности производственных участков;

3) расчет производственной мощности цехов (корпуса, производства);

4) расчет производственной мощности предприятия в целом.

Для расчета производственной мощности применяются два метода:

1) по производительности оборудования;

2) по трудоемкости изготовления продукции.

В непрерывных производствах мощность агрегатов, участков и цехов рассчитывается, как правило, по производительности оборудования, а в дискретных производствах – по трудоемкости изготовления продукции.

Планирование производственной мощности заключается в выполнении комплекса плановых расчетов, позволяющих определить:

1) входную мощность;

2) выходную мощность;

3) показатели степени использования мощности.

Входная мощность определяется по наличному оборудованию, установленному на начало планового периода.

Выходная мощность – это мощность на конец планового периода, рассчитываемая на основе входной мощности, выбытия и ввода мощности в течение планового периода.

Планирование выпуска продукции осуществляется исходя из среднегодовой мощности (МС), рассчитываемой по формуле:

где М н – производственная мощность на начало планируемого периода;

М у – увеличение мощности за счет организационных и других мероприятий, не требующих капитальных вложений;

Ч 1 , …, Ч 4 – соответственно число месяцев работы мощности;

М р – прирост мощности за счет технического перевооружения, расширения и реконструкции предприятия;

М ун – увеличение или уменьшение мощности в связи с изменением номенклатуры и ассортимента продукции, поступлением промышленно-производственных фондов от других предприятий и передача их другим организациям, включая лизинг;

М в – уменьшение мощности за счет ее выбытия вследствие ветхости.

Необходимо различать фактическую и проектную мощность. Их соответствие характеризуется степенью освоения.

Степень освоения проектных мощностей характеризуется следующими показателями:

1) продолжительностью (сроком) освоения;

2) уровнем освоения проектной мощности;

3) коэффициентом использования вводимых в действие мощностей;

4) объемом производства продукции в период освоения;

5) достижением проектных уровней себестоимости, производительности труда и рентабельности.

Под периодом (сроком) продолжительности освоения проектной мощности предприятия или его части (цеха, участка, агрегата) понимается время со дня подписания акта приемки в эксплуатацию до устойчивого выпуска продукции планируемым объектом. Объем производства продукции на объектах, находящихся в стадии освоения проектных мощностей, должен определяться с учетом этого показателя. При планировании этого показателя не должно учитываться время, затраченное на подготовку производства к выпуску новой продукции на вводимом в действие объекте, проведение пусконаладочных работ и комплексного апробирования оборудования. Уровень освоения – это устойчиво достигнутый на определенную дату процент (коэффициент) освоения проектной мощности. Он рассчитывается как отношение выпуска продукции в определенный период (час, сутки, месяц, год) к соответствующей (часовой, суточной, месячной, годовой) проектной мощности.

Разрабатывается баланс производственных мощностей.

По результатам всех расчетов разрабатывается баланс производственной мощности с целью более полной увязки проекта производственной программы и производственной мощности предприятия. В нем отражаются входная, выходная и среднегодовая мощность, а также ввод и выбытие мощностей. На основе баланса производственных мощностей и в ходе его разработки осуществляются:

1) уточнение возможностей производственной программы;

2) определение степени обеспечения производственными мощностями программы работ по подготовке производства новых изделий;

3) определение коэффициента использования производственных мощностей и основных фондов;

4) выявление внутрипроизводственных диспропорций и возможностей их устранения;

5) определение необходимости в инвестициях по наращиванию мощностей и ликвидации узких мест;

6) определение потребности в оборудовании или выявление излишков оборудования;

7) поиск наиболее эффективных вариантов специализации и кооперирования.

Баланс производственной мощности по видам продукции на конец планируемого года рассчитывается путем суммирования мощности на начало года и ее прироста за вычетом выбытия.

Расчет баланса производственных мощностей производится для каждого вида профилирующей продукции по следующей структуре.

Раздел 1. Мощность на начало планового периода:

1) наименование продукции;

2) единица измерения;

3) код продукции;

4) мощность по проекту или расчету;

5) мощность на конец базисного года.

Раздел 2. Увеличение мощности в планируемом году:

1) прирост мощности, всего;

2) в том числе за счет:

а) ввода в действие новых и расширение действующих;

б) реконструкции;

в) перевооружения и организационно-технических мероприятий. Из них:

– за счет изменения режима работы, увеличения сменности часов работы;

– за счет изменения номенклатуры продукции и уменьшения трудоемкости;

г) получения в лизинг, аренду от других хозяйствующих субъектов.

Раздел 3 . Уменьшение мощности в планируемом году:

1) выбытие мощности, всего;

2) в том числе за счет:

а) изменения номенклатуры продукции или увеличения трудоемкости;

б) изменения режима работы, уменьшения сменности, часов работы;

в) выбытия вследствие ветхости, исчерпания запасов;

г) передачи в лизинг, аренду другим хозяйствующим субъектам.

Раздел 4. Мощность на конец планируемого периода:

1) мощность на конец года;

2) среднегодовая мощность в планируемом году;

3) выпуск продукции или количество перерабатываемого сырья в планируемом году;

4) коэффициент использования среднегодовой мощности в планируемом году.

На основе сведений о существующей потребности в производственных мощностях, производственных помещениях устанавливается потребность в дополнительном оборудовании и общая потребность в основных фондах и нематериальных активах. Расчет потребности в основных фондах осуществляется по виду основных фондов исходя из нормативов производительности.

Также в плане производства рассчитываются нормативы оборотных средств методом прямого счета. Последний предусматривает расчет величины каждого элемента оборотных средств в условиях достигнутого организационно-технического уровня предприятия с учетом всех изменений, предусмотренных в развитии техники, технологии и организации производства.

Расчет потребности в оборотных средствах производится не только для вновь создаваемых предприятий, а также в случае необходимости коренного пересмотра существующих нормативов оборотных средств.

При нормировании оборотных средств необходимо учитывать зависимость норм от следующих факторов:

1) длительности производственного цикла изготовления продукции;

2) согласованности и четкости в работе заготовительных, обрабатывающих и выпускающих цехов;

3) условий снабжения (длительности интервалов поставки, размеров поставляемых партий);

4) отдаленности поставщиков от потребителей;

5) скорости перевозок, вида и бесперебойности работы транспорта;

6) времени подготовки материалов для запуска их в производство;

7) периодичности запуска материалов в производство;

8) условий реализации продукции;

9) системы и формы расчетов, скорости документооборота, возможности использования факторинга.

Разработанные на предприятии нормы по каждому элементу оборотных средств действуют в течение ряда лет, а в случае существенных изменения в условиях производства и сбыта продукции уточняются с их учетом.

Нормируются следующие элементы оборотных средств:

1) производственные запасы;

2) незавершенное строительство;

3) расходы будущих периодов;

4) готовая продукция на складе предприятия;

5) денежные средства в кассе на хранении.

Во всех перечисленных нормативах оборотных средств следует учитывать потребность предприятия в средствах не только для их основной деятельности, но и для производственной инфраструктуры.

Для действующих предприятий корректировка величины оборотных средств производится в финансовом разделе бизнес-плана на основе использования коэффициентного метода нормирования оборотных средств (исходя из темпов роста объема производства и улучшения использования оборотных средств).

Раздел заканчивается расчетами издержек производства и себестоимости производимой продукции. Себестоимость может быть определена по всей продукции, по отдельным ее видам, узлам, деталям, производственным процессам, по работе подразделений, участков, цехов. Все затраты на производство принято группировать по определенным отдельным признакам. К основной группе затрат принято относить затраты:

1) по экономическим элементам . Все затраты сводятся в отдельные группы по их экономической однородности независимо от места их расходования и целевого назначения. Они делятся на:

а) материальные затраты (стоимость сырья и всех материалов за вычетом возвратных расходов);

б) зарплату;

в) отчисления на социальные нужды;

г) амортизационные отчисления;

д) прочие затраты (на ремонт; оплату процентов за кредиты, платежи за выбросы в окружающую среду, нематериальные активы, расходы на рекламу и т. д.);

2) по статьям затрат . Затраты, включающие один или несколько экономических элементов. Статьи калькуляции учитывают назначение и место их возникновения. Она называется калькуляцией себестоимости продукции.

Основные затраты связаны непосредственно с производством продукции, а накладные – с обслуживанием и управлением подразделениями или производством в целом. Статья включает в себя один простой элемент. Если в нее входит несколько экономических элементов, то она считается комплексной.

Затраты на предприятии делятся также на постоянные и переменные. Постоянные затраты не зависят от объемов выпускаемой продукции (арендная плата за помещение, осветительная энергия, отопление, страховые взносы, зарплата администрации). Размер переменных затрат пропорционален объему выпускаемой продукции (сырье, материалы, силовая энергия, зарплата).

Затраты могут быть постоянными или переменными только относительно их области релевантности. Область релевантности – это такая область, в которой затраты подчиняются единообразной закономерности.

К разделу «План производства» прилагаются калькуляция выпускаемой продукции и расчеты по всем статьям сметы затрат на производство.

Основные моменты раздела:

1) наличие или отсутствие необходимости организации нового предприятия для производства предлагаемой продукции;

2) месторасположение фирмы исходя из близости к рынку, поставщикам, доступности рабочей силы, транспорта и т. д.;

3) производственные мощности, которые потребуются, и планируемая динамика их ввода в будущем;

4) основные средства, необходимые для организации производства, и динамика их изменения на перспективу;

5) потребность в материальных ресурсах и производственных запасах;

6) возможные затруднения при организации производства;

7) поставщики сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий. Условия закупки;

8) планируемая производственная кооперация. Предполагаемые участники;

9) наличие лимитирования объемов производства или поставок ресурсов. Причины лимитирования и пути выхода из этой ситуации;

10) предполагаемый механизм планирования производства. Процедура составления производственных планов и расписаний;

11) схема производственных потоков;

12) стадии, методы и стандарты контроля качества;

13) система охраны окружающей среды и утилизации отходов;

14) издержки производства. Динамика их изменения;

15) наличие производственных площадей для расширения производства и перехода на новые технологии;

16) характеристика незавершенного строительства;

17) новые технологии, планируемые к использованию в производственном процессе;

18) организация в фирме научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

19) время, необходимое для перехода на выпуск товаров нового вида;

20) особенности подготовки производства, этапность и затраты на ее проведение;

21) характеристика научно-технического уровня производства;

22) степень износа оборудования;

23) политика и мероприятия в области изменения производственного потенциала предприятия.

Из книги Великолепные мероприятия. Технологии и практика event management. автора Шумович Александр Вячеславович

Планирование Составление плана работ Внимание!Существует мнение, что время, отведенное на реализацию некоего проекта, – фиксированная величина. Разница в том, сколько времени вы тратите на подготовку и планирование. Попробуем представить это графически. Вопрос: какой

Из книги Бизнес-планирование: конспект лекций автора Бекетова Ольга

7. Составление организационного плана Важным моментом, с которого необходимо начинать данный раздел бизнес-плана и который необходимо подробно осветить, является организационная структура предприятия.Организационная структура документально фиксируется в графических

Из книги Решение проблем автора Кинан Кейт

8. Составление финансового плана Этот раздел необходимо посвятить планированию финансового обеспечения деятельности фирмы с целью наиболее эффективного использования имеющихся денежных средств.В целом раздел должен содержать следующие направления:1) финансовую

Из книги Проведение собраний и совещаний автора Кинан Кейт

Составление плана Составление плана действий играет ключевую роль, если вам необходимо использовать любую возможность, чтобы решить проблему. Четкий и ясный план станет вашимпутеводителем в сложном процессе превращения вашего решения в действительность.Множество

Из книги Моя жизнь в рекламе автора Хопкинс Клод

Составление протокола Нежелательно, чтобы протокол вел председатель собрания. Записи должен делать профессиональный секретарь, для того чтобы у председателя была возможность контролировать

Из книги Планирование на предприятии: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Составление протокола Если сразу же после собрания не составить протокол, то самые важные факты будут упущены и в протоколе не будет зафиксирована вся необходимая

Из книги Настольная книга по внутреннему аудиту. Риски и бизнес-процессы автора Крышкин Олег

Из книги Бизнес-план на 100%. Стратегия и тактика эффективного бизнеса автора Абрамс Ронда

Из книги Управленческая элита. Как мы ее отбираем и готовим автора Тарасов Владимир Константинович

Из книги Персональный бренд. Создание и продвижение автора Рябых Андрей Владиславович

Из книги Великолепная команда. Что нужно знать, делать и говорить для создания великолепной команды автора Миллер Дуглас

2.4 Составление делового письма Каждому руководителю приходилось получать письма, загадочные, как предсказания Нострадамуса. Нет надобности говорить о том, как важно уметь ясно составить деловое письмо. В целом участники соревнований таким умением обладали, хотя,

Из книги Канбан и «точно вовремя» на Toyota. Менеджмент начинается на рабочем месте автора Коллектив авторов

Из книги Метод McKinsey. Использование техник ведущих стратегических консультантов для решения личных и деловых задач автора Расиел Итан

Из книги МВА за 10 дней. Самое важное из программ ведущих бизнес-школ мира автора Силбигер Стивен

План производства продукции (производственная программа)

является основным ведущим разделом перспективного и текущего планов предприятия и определяется на основе объема продаж, номенклатуры и ассортимента продукции, ее качества, массы прибыли, уровня рентабельности, размера рыночной доли предприятия и т. п. Разработка производственной программы осуществляется на основе изучения рынка специальным подразделением предприятия - службой маркетинга. В комплекс маркетинговых мероприятий фирмы по разработке производственной программы обычно входят:

  • изучение потребителей товаров (услуг) фирмы и их поведения на рынке;
  • анализ рыночных возможностей фирмы;
  • оценка выпускаемых товаров и предлагаемых услуг, перспектив их развития;
  • анализ используемых форм и каналов сбыта;
  • оценка используемых фирмой методов ценообразования;
  • исследование мероприятий по продвижению товаров (услуг) на рынок;
  • изучение конкурентов;
  • выбор рыночной «ниши» (наиболее благоприятного сегмента рынка).

После проведения маркетинговых исследований производственная программа внутри фирмы разрабатывается в такой последовательности (рис. 14.8). Производственная программа планируется на 3-5 лет, на один год с разбивкой по кварталам и месяцам, рассчитывается в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных показателях. Состав производственной программы представлен на рис. 14.9.

Объем производства в натуральном выражении характеризуется номенклатурой и ассортиментом выпускаемой продукции в физических единицах, соответствующих их потребительским свойствам

Рис. 14.8.

(меры веса, длины, объема). Номенклатура продукции - наименование (перечень) изделий (работ, услуг), подлежащих выпуску. Ассортимент продукции - состав этих изделий, подразделяемых по видам, типам, сортам, размеру и т.п. в разрезе номенклатуры. Основой для определения объема продукции в стоимостном выражении служит план производства продукции в натуральном выражении. Неотъемлемой частью плана производства продукции в натуральном выражении является задание по дальнейшему повышению качества продукции.

Для измерения объема производства однородных изделий, различных по материалоемкости или другому признаку, применяют


Рис. 14.9.

условно-натуральный измеритель. Трудовой измеритель объема производства, выражаемый, как правило, в нормо-часах, человекоднях, станко-часах, в сочетании с натуральными используется для определения численности работников, норм выработки, размера оплаты труда, для планирования производственных программ заготовительных и других цехов и иных целей. Стоимостные (денежные ) измерители являются обобщающими, с их помощью можно определить общий объем производства фирмы. В стоимостном выражении планируются такие важные показатели производственной программы, как объем валовой, товарной и реализованной продукции, и др.

Товарная продукция - продукция, произведенная на предприятии и предназначенная для реализации, является основным показателем плана производства и служит базой для расчета валовой и реализованной продукции. Стоимостью товарной продукции является стоимость той части производимой предприятием продукции, которая предназначается для реализации. Состав товарной продукции представлен на рис. 14.10.

В товарную продукцию не включается стоимость сырья, материалов, оплаченных заказчиком. Однако если из этого сырья на предприятии изготовлена для заказчика продукция, то в товарную продукцию включается стоимость переработки сырья. Товарная продукция в большинстве отраслей промышленности определяется по заводскому методу, т. е. в объем товарной продукции не включается стоимость готовых изделий, полуфабрикатов, изго-


Рис. 14.10.

товленных предприятием для собственных нужд. Исключением являются предприятия пищевого комплекса, где в стоимостные показатели объема произведенной продукции включается внутризаводской оборот, т.е. стоимость потребленных для собственных нужд готовых изделий и полуфабрикатов.

Товарная продукция по готовым изделиям планируется в действующих ценах предприятия. По отчету она рассчитывается в фактически действующих в отчетном году ценах; также в отчете товарная продукция определяется в сопоставимых (неизменных на определенную дату) ценах предприятия. В платежных документах на продукцию (товары и услуги) кроме цен изготовителя выделяется налог на добавленную стоимость, акцизы и другие платежи, имеющие характер косвенных налогов.

Цеховые программы основных цехов предприятия рассчитываются в порядке, обратном ходу технологического процесса, т. е. от выпускающих к обрабатывающим и далее к заготовительным цехам. Такой порядок позволяет взаимно согласовывать сроки выпуска продукции цеха со сроками выпуска готовых изделий, установленными в производственной программе завода.

Оперативное планирование производства и сбыта продукции подразумевают краткосрочное детализированное распределение всех этапов работы компании. Его цели состоят в доведении конкретных производственных задач до каждого отдела, цеха, рабочего звена или бригады. Программа производства и реализации продукции в таком типе ведения деятельности определяет деление одной главной задачи на подзадачи на короткие временные сегменты и установление планов на каждый из них.

Планирование реализации продукции в таком подходе к производственному процессу подразумевает ведение календарного и объемного планирования, и диспетчирования (контроля продажи выпускаемой фирмой продукции, управлении этим процессом).

Делится на:

  • Работу внутри цеха, состоящую в синхронизации деятельности сотрудников одного отдела. Добиться оптимизации работы подразделения позволяет ежемесячное планирование объема работы, распределения обязанностей между сотрудниками, четкий контроль их соблюдения.
  • Подготовка планов между цехами или производственными направлениями. Такое планирование производственных процессов позволяет наладить контакт между отделами, цехами, оптимизировать процессы взаимодействия между ними, а также повысить производительность компании.

Программа производства и реализации продукции строится не нескольких принципах:

  • Необходимость составления плана;
  • Единство планирования производства, а также сбыта продукции;
  • Непрерывность действия производственных планов;
  • Гибкость утвержденных планов, возможность внесения в них правок с учетом серьезных обстоятельств;
  • Точность формулировок задач.

Каждый из принципов, на котором строится планирование реализации продукции, играет важную роль и имеет свои этапы реализации.

Программное обеспечение для ведения оперативного планирования Clobbi позволяет вести планирование количества выпускаемых изделий, осуществлять календарное планирование между цехами или для каждого из них в отдельности, оптимизировать деятельность рабочих центров, формировать задания для отдельного сотрудника, а также составлять маршрутные листы для категорий реализуемой продукции.

Программа производства и реализации продукции MPS

Главный календарный план производства (ГКП или MPS проект) формируется в результате согласования среднесрочного и оперативного планов продаж с возможностями производства в среднесрочной и краткосрочной перспективах.

Формирование MPS плана происходит на основании:

  • прогноза продаж
  • заказов покупателей
  • остатков готовой продукции на складах
  • информации об уже запущенных в производство заказах
  • необходимых размерах страховых запасов и т.д.

Оперативное планирование производства позволяет произвести расчет необходимых объемов выпуска продукции, сроков запуска в производство и выпуска готовой продукции с учетом страхового запаса. Также MPS-план может оценить сроки отгрузки продукции на основании квот SOP плана продаж и производства.

План выпуска продукции

В большинстве предприятий MPS план — это планирование производства и реализации продукции, то есть выделенных позиций изделий (сборочных единиц или деталей - работа именно с таким вариантом MPS-плана рассматривается в видео-инструкции по ссылке ниже).

Смотреть видео по планированию выпуска готовой продукции (MPS)

MPS план производства может быть сформирован в соответствии с различными стратегиями позиционирования:

  • Изготовление на заказ (MTO)
  • Сборка на заказ (ATO)
  • Производство для склада (MTS)

MPS план в Clobbi является скользящее планирование производства и сбыта продукции, подразумевающее, что новые заказы включаются по мере их поступления (на практике обычно один-два раза в неделю или ежедневно) и планирование происходит от текущей даты до даты выпуска всех принятых в производство заказов. При этом горизонт планирования «плавающий» и постоянно сдвигается вперед.

На основании MPS плана выполняется укрупненное поквартальное и помесячное оперативное планирование производства, оборудования и трудовых ресурсов (RCCP).

MRP календарное планирование производства по цехам и операциям

Когда все производственные заказы введены в MPS план, можно перейти к расчету детализированного объемно-календарного плана производства по деталям и операциям – MRP план.

MRP планирование реализации продукции происходит на основании MPS плана и технологии производства и включает:

  • Объемно-календарные подетальные или подетально-пооперационные планы изготовления и передачи деталей и сборочных единиц (ДСЕ) между цехами/участками. При этом, учитываются сложные технологические маршруты: «петли» – различные цехозаходы, выполнения отдельных операций на других предприятиях и т.д.
  • Объемно-календарные планы потребности, поставки, завоза материалов и комплектующих на склады, в цеха и на участки с центральных складов

Программа производства формируется на основе учета наличия материалов и комплектующих в цехах и на участках, а также незавершенного производства в цехах. При этом, планы соответственно уменьшаются.

Основным рекомендуемым способом MRP планирования является скользящее одноуровневое позаказное планирование производства, предназначенное для формирования непрерывных («скользящих») планов в разрезе производственных заказов. При такой системе план постоянно пополняется и однотипная продукция, включенная в разные заказы, становится различными планово-учетными единицами.

При одноуровневом MRP планировании программа производства и реализации продукции подразумевает планирование всех переделов и технологических операций по подразделениям. Для одноуровневого планирования, в зависимости от условий производства, могут применяться различные инструменты:

  • MRP планирование реализации продукции без учета ограничений
  • MRP и CRP планирование производства с учетом ограничений
  • Оперативное календарное оптимизационное управление производством с учетом ограничений (APS/MES-планирование)

Подетальный план

Ключевым моментом при организации позаказного производственного планирования и учета является определение точек «привязки заказов» – стадий производства, которые планируются и учитываются по заказам. И стадий, планирование и учет которых выполняется по номенклатуре. Clobbi позволяет гибко настроить привязку для выпускающих (сборочных) и заготовительных цехов/участков, выделить номенклатуру (например, нормали и заводскую унификацию) для исключения из позаказного планирования. Учет выполнения производственных планов зависит от особенностей производства и модели планирования. Основными вариантами являются:

  • С помощью явного указания в документах номера производственного заказа
  • С помощью автоматического размещения выполненных деталеопераций по производственным заказам, согласно их приоритетам в производстве

Учет позаказных планов удобно выполнять в виде анализа плана производства и факта выполнения, где состав производственного заказа представлен в так называемом «дереве» заказа.

Смотреть видео по работе с MRP планами

APS/MES оптимизационное планирование производства до рабочего центра

APS/MES оперативное планирование производства позволяет успешно реализовать MPS и/или MRP планы производства с помощью оптимизации работы оборудования. В результате оптимизации достигается исполнение заказов в срок либо с минимальными нарушениями, более плотная загрузка мощностей, уменьшение длительности и количества переналадок оборудования, сокращение объемов незавершенного производства и времени межоперационного простоя, сокращение общей длительности производственного цикла. Таким образом происходит увеличение пропускной способности предприятия и ускорение оборота материальных и финансовых ресурсов.

Обзор возможностей APS/MES планирования производства в сервисе Clobbi

Обзор применяемых методов математической оптимизации для APS планирования производства в сервисе Clobbi

APS/MES-планирование является развитием объемно-календарного CRP-планирования мощностей по ограниченной загрузке. Принципиальными отличиями являются:

  • Отсутствие дискретных интервалов планирования. Расположение всех работ на временной оси с точностью до минут
  • Возможность учета реальной внутрисменной очередности работ, времени переналадок, времени межоперационного пролеживания и времени перемещения между рабочими центрами
  • Формирование плана по одному или нескольким критериям оптимизации

MES-план в сервисе Clobbi. Календарный оптимизированный план производства

Для APS/MES планирования производства и реализации продукции необходимо сформировать и оперативно поддерживать в актуальном состоянии следующую информацию:

  • Составы изделий и маршрутные технические процессы с указанием всех производственных нормативов и альтернативных технических процессов
  • Перечень рабочих центров с указанием составов рабочих центров и графика работы каждого из них, схемы загрузки (единичной, множественной), метода расчета мощности, схемы перемещения и назначения работ и прочих параметров
  • Графики работ и расписание работы рабочих центров определяют календарный плановый фонд работы каждого рабочего центра. При выходе из строя либо запланированном ремонте требуется изменить время работы рабочего центра в соответствующие дни
  • Время для переналадки операций для рабочих центров может быть, как фиксированными для каждого рабочего центра, так и произвольным
  • Время и способы перемещения полуфабрикатов между рабочими центрами
  • Информацию о текущих остатках материалов и входящих полуфабрикатах
  • Информацию о текущих требуемых датах выпуска и приоритетах из MPS, MRP плана
  • И множество другой нормативно-справочной и оперативной информации

Формирование APS/MES плана выполняется по следующим критериям оптимизации:

  • Коммерческие критерии оптимизации. Минимизация нарушений согласованных с покупателями сроков отгрузки заказов или сроков межцеховых поставок
  • Производственные критерии оптимизации. Максимизация загрузки мощностей
  • Прочие критерии оптимизации, в том числе оптимизация по нескольким критериям одновременно. При этом критерии выстраиваются в порядке приоритетности

Модель календарного планирования производства по ограниченной загрузке. Назначение на оборудование выполняется без перегрузки оборудования в каждый момент времени:

  • Планирование «назад» - от времени исполнения заказа назад до первых технологических операций
  • Планирование «вперед» - от текущей даты только невыполненных технологических операций
  • Планирование «от узкого места»/«бутылочного горлышка». Данный подход объединяет предыдущие подходы
  • «Сглаживание» перегрузок оборудования с назначением работ на альтернативное оборудование
  • «Ручное» назначение заказа на оборудование

В Clobbi применяют следующие схемы загрузки:

  • Единичная схема загрузки, при которой в один момент времени рабочий центр может обрабатывать только один полуфабрикат (продукцию)
  • Множественная схема загрузки, при которой в один момент времени рабочий центр может обрабатывать определенное количество полуфабрикатов (видов продукции).

Планирование производственных процессов с учетом обеспеченности материалами делится на следующие виды:

  • Планирование производства на предприятии с учетом текущего наличия материалов и полуфабрикатов
  • Планирование производственных процессов и сбыта продукции с учетом графика поступления материалов на предприятие
  • Программа производства, подразумевающая планирование без учета наличия и поступления материалов

Методы агрегирования заданий для назначения на оборудование:

  • Агрегирование по однотипным заданиям внутри определенного интервала. Например, агрегирование однотипной продукции по разным производственным заказам, которая должна быть выпущена в течение одной неделе или в один день
  • Агрегирование разнотипной продукции, отгружаемой в один день одному покупателю
  • Агрегирование продукции, исходя из технологических особенностей производства, и т.д.

Методы выбора альтернативных рабочих центров для назначения заданий из приоритетных очередей:

  • Выбирается основной и/или альтернативный рабочий центр, который доступен первым
  • Выбирается основной и/или альтернативный рабочий центр, который не требует переналадки после последнего выполненного задания
  • Выбирается основной и/или альтернативный рабочий центр, у которого время завершения обработки назначаемого задания, с учетом времени на переналадку, будет минимальным
  • Выбирается основной и/или альтернативный рабочий центр, у которого минимальная стоимость выполнения задания. Данный метод особенно актуален при наличии разнотипного оборудования
  • И т. д.

Смотреть видео по работе с APS/MES планами

Планирование производственных процессов — Формирование сменных заданий и маршрутных листов со штрих-кодами

Формирование сменных заданий является завершающей частью многоуровневого процесса планирования производства. Это самый нижний уровень планирования производства уже «на местах».

Итак, у нас есть оптимизированный календарный внутрицеховой план производства (MES), сформированный и проверенный с участием главного планировщика. План представляет собой поминутное расписание работы каждого рабочего центра на несколько дней вперед. Причем в этом расписании учитываются технологические особенности производства.

Мастер участка формирует и выдает сменные задания (СЗ) всем рабочим, обычно, перед началом смены. В сервисе Clobbi мастер использует функцию «Сменные задания», которая находится на рабочем столе.

Выдача сменных заданий в может производиться как в виде электронных СЗ, отображаемых в мобильном приложении Clobbi.Manufacture, так и в виде бумажных документов, распечатанных из сервиса Clobbi:

Сменное задание, полученное из сервиса Clobbi

Производственный учёт начинается с того момента, как в производство выдан материал для изготовления деталей и полуфабрикатов. И для того, чтобы всем участникам производства была доступна информация о маршруте движения изделия, необходим маршрутный лист (МЛ), который сопровождает каждую партию изделий до завершения последней операции изготовления всей партии.

Маршрутный лист (отчёт из сервиса Clobbi)

Маршрутный лист формируется в момент выдачи первого сменного задания на производство партии изделий.

Например, мастер заготовительного цеха сформировал сменное задание на порезку материалов (первая операция по маршруту) для изготовления двух партий изделий. В этот момент автоматически сформировались два маршрутных листа с полным перечнем операций изготовления этих двух партий. Далее, мастер механического участка формирует СЗ на следующие операции изготовления этих партий изделий. Эти операции сменных заданий уже есть в ранее созданных маршрутных листах, и новые маршрутные листы для этих сменных заданий созданы не будут, т.к. на одну партию изделий создаётся только один маршрутный лист.

Условная схема связи сменных заданий и маршрутных листов

За одним маршрутным листом может быть закреплено несколько сменных заданий, как и одно сменное задание может быть связано с несколькими маршрутными листами. Связь сменных заданий и маршрутных листов осуществляется по уникальному номеру операции. Поэтому, регистрация выработки может осуществляться не только по операциям сменного задания, но и по операциям маршрутного листа.

На схеме выше показана связь сменных заданий с маршрутными листами. Также одной операции маршрутного листа может соответствовать несколько сменных заданий (на схеме не показано), если выполнение операции маршрутного листа над одной партией изделий ведётся сразу несколькими исполнителями.

Перечень операций маршрутного листа формируется по MRP плану изделия.

В процессе выполнения операций рабочий оперативно отмечает на сменном задании фактически изготовленное количество и затраченное время.

В качестве устройств регистрации может быть использован обычный персональный компьютер, подключенный к общей сети предприятия и оснащенный сканером штрих-кода, либо мобильное устройство под управлением Android (смартфон либо планшет), подключенное через Wi-Fi. При невозможности обеспечения отдельных рабочих мест такими устройствами регистрация факта возлагается на мастера участка.

Смотрите видео «Формирование и выдача сменных заданий по производственному плану»

Планирование реализации продукции должна осуществляться в комплексе с конструкторско-технологической подготовкой производства и оперативным производственным учётом. Потому как подготовка производства является первичным источником информации о маршруте движения и плановом времени нахождения изделий в производстве, а производственный учёт предоставляет информацию о текущем состоянии изделия для дальнейшего расчёта плана производства. Также на основании плана производства выполняется расчёт плана закупок.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта