Омофоны с греческого переводится как homós - одинаковый, а звук означает phōnē. Говоря простыми словами это тип слов, которые имеют одинаковое звучание, но на письме различаются. Часто называют фонетическими омонимами. В языке (русском) одинаковое звучание часто вызвано особенностями произношения - оглушение звонких согласных перед последующим глухим согласным или на конце слова. То есть омофоны возникают благодаря способности различных фонем во время произношения совпадать в одном варианте.
Омофоны глаголы:
вести́ - везти́, предать - придать, дозвониться - дозвонится
Существительные:
кампания - компания, туш - тушь, плод - плот, бал - балл, луг - лук, порог - порок - парок, груздь - грусть, док - дог
Как утверждает психолингвистика, носитель языка всегда сможет различить такие слова и не испытывает затруднений, а всё благодаря восприятию родной речи.
Порок любой в себе храни хоть до скончания дней,
Но за порог души своей пускать его не стоит.
Формы слов, которые совпадают лишь в определённых формах по своему звучанию, называют омоформы.
лечу «кого-то лечить» - лечу «лететь»
дружескую встречу - сестру встречу
Чтобы разобраться возьмём слово "три", прежде всего это форма винительного и именительного падежа, если взять числительное "3", а также повелительная форма глагола "тереть".
"Косил косой косой косой" в действительности может иметь несколько значений - "Косил пьяный кривой косой" ну или некоторые это предложение могут понять как "Косил кривой косой заяц".
Омографы - это те слова, что пишутся одинаково, но вот звучат по-разному. С греческого переводится как "одинаково пишу". Как правило, слова имеют ударения на разных слогах.
попадают - попадают
кружки - кружки
сорок - сорок
У старинного замка на двери вовсе не нашлось замка.
Не моя вина, что скисли все вина, просто у бочек были слишком тонкие бочки!
Русский язык - явление сложное, яркое, чрезвычайно многообразное. Это касается всех его уровней. Особенно интересные явления в нём можно наблюдать на уровне фонетики, лексики и грамматики. Эти пласты в первую очередь в наиболее полной форме расскажут нам о тех изменениях, что происходят в устной и с течением времени, под воздействием событий, протекающих в обществе. Если археологи добывают сведения о «делах давно минувших дней», разбираясь с артефактами, то лингвисты проделывают ту же работу, изучая жизнь слова.
Лексика, пожалуй, наиболее подвижный языковой пласт. Она более других разделов филологии связана непосредственно с говорящими, с живым общением. Поэтому лексический состав русского языка столь богат, многопланов, разнообразен. Помимо традиционных синонимических и антонимических групп, вступающих между собой в сложные коррелятивные отношения, лингвисты выделили ещё одну обширную общность слов, называемую омонимами. Она крайне неоднородна, её лексические единицы сами по себе образуют несколько обособленных ответвлений. Это, помимо собственно омонимов, омофоны и омографы, примеры которых нам предстоит разобрать.
Термин пришёл к нам из и буквально переводится как «одинаково пишущийся» или «пишу одинаково». Что это значит? А то, что омографы - примеры таких слов, которые имеют сходное графическое начертание, но при этом произносятся по-разному и не совпадают по своему лексическому значению. Разница в произношение, главным образом, обуславливается несовпадением ударных позиций или фонетическими и грамматическими законами. Наиболее известные омографы, примеры которых наглядно демонстрируют это различие - слова за"мок и замо"к, а"тлас и атла"с и другие.
Лексика подробно изучается в школе в 5 классе, и затем уже дети целенаправленно не возвращаются к пройденному материалу вплоть до выпускных экзаменов, когда нужно вспомнить и систематизировать весь багаж знаний. Чего не скажешь о других языковых разделах. Поэтому важно, чтобы школьники изначально хорошо усвоили и легко классифицировали различные Объясняя на уроке, что такое омографы, примеры их учитель должен подробно разобрать, следуя принципу «от простого к сложному». Т. е., вначале сам разъясняет, затем просит это же сделать учеников. Очень важно в процессе прохождения темы давать словам лексическое толкование. Только тогда усвоение материала будет прочным, а запоминание - осознанным.
Следовательно, разбираясь с теорией, с методической точки зрения более правильным будет приводить не одиночные омографы - примеры словосочетаний с пояснительными словами окажутся куда более наглядными. Если учитель запишет на доске словосочетания «старинный замок, средневековый замок, каменный замок, замок с высокими башнями, королевский замок», детям будет совершенно ясно, что речь идёт об архитектурном сооружение, жилом здании, и т. д. Далее, можно им самим записать 1-2 подходящих предложения с омографами. Примеры: «На высоком холме возвышался грозный средневековый замок. Он был окружён неприступной каменной стеной». А теперь омограф: хитроумный замок, навесной замок, поломанный замок, замок на молнии. Дети сразу определят, что данные примеры имеют в виду механизм для закрытия чего-либо. И смогут сами продолжить ряд: «Папа врезал в дверь новый надёжный замок. Теперь мы можем не бояться за сохранность своей квартиры». Если учитель во время занятий в последующих классах будет время от времени возвращаться к этому материалу, это благотворно скажется на языковой практике школьников.
Естественно, что ребёнку сложно сохранить в памяти все сведения, полученные им за период ученичества и в первозданном виде донести их до экзаменов. Первое, с чем он начинает путаться, когда материал по лексикологии утрачивает актуальность - что такое омографы и омофоны (синонимы и антонимы, омонимы запоминаются более прочно, т. к. у них ярче выражены дифференцированные черты). Явление омофонии основано на звуковой близости («фон» - звук).
Да, эти слова часто тоже пишутся одинаково (далеко не всегда!) Но и ударение у них совпадает, а у омографов - нет. Омофоны - это: лук - растение и лук - оружие, коса - волосы и коса - сельхозинвентарь, грипп - болезнь и гриб (разная графическая оболочка при одинаковом фонетическом оформление!) - растение.
Проблемой омографии русского языка лингвисты начали серьёзно заниматься уже в нашем, 21 веке. До этого времени данное языковое явление рассматривалось весьма поверхностно. В современной же филологии, помимо графических омографов (т. е., в чистом виде), выделяются:
Разнообразные задания с занимательным уклоном помогут школьникам глубже проникнуть в загадки русской лексики и разобраться с её особенностями. И обязательно нужно учить их пользоваться словарями, в том числе и словарём омографов!
В прошлом выпуске мы говорили об омонимах, т.е. таких словах, которые, имея разное значение, совпадают по форме. Но форма в русском языке (как и в любом другом письменном языке) имеет две стороны: звучание и написание. Бывает и так, что совпадает только написание при различии произношения, – тогда мы имеем дело с омографами, или графическими омонимами. Если же разные по написанию слова одинаково произносятся, тогда перед нами омофоны, или фонетические омонимы. Омографы и омофоны достаточно широко представлены в задачах «Медвежонка».
ОМОГРАФЫ
Одной из основных причин возникновения омографов в русском языке является различное ударение: со"рок – соро"к, вы"возить – вывози"ть . Омографы также возникают за счет того, что в текстах обычно не проставляют точки над ё, например: небо (небо и нёбо ), поем (поем и поём ), заем (заем и заём ). Омографы другого типа в русском языке весьма редки.
Омографы могут совпадать в написании во всех формах слова: о"рган – орга"н, безо"бразный – безобра"зный . Гораздо чаще омографы совпадают лишь в отдельных формах.
Предлагаем задачи из «Медвежонка» на разные типы омографов.
1. В скольких глаголах из приведенного списка можно по-разному поставить ударение: вычитать, прочитать, рассыпать, выкупать, искупать, вырезать, отрезать ?
(А) В трех; (Б) в четырех; (В) в пяти; (Г) в шести; (Д) в семи.
Решение. По-разному можно поставить ударение в пяти глаголах из списка: вычитать, выкупать, вырезать (на первом или третьем слоге), рассыпать, отрезать (на втором или третьем слоге). В оставшихся глаголах прочитать и искупать ударение можно поставить только на третьем слоге. Ответ: (В).
2. В скольких существительных из данного списка произойдут изменения в склонении, если ударение с первого слога перенести на второй: белки, замки, трусы, полы, кружки ?
Решение. Существительные белки, полы (у одежды), кружки с ударением на первом слоге относятся к женскому роду и в родительном падеже множественного числа будут иметь нулевое окончание: белок, пол, кружек . Если в этих словах поставить ударение на втором слоге, мы их воспримем как существительные мужского рода и в родительном падеже множественного числа употребим с окончанием -ов : белков, полов, кружков. Таким образом, в этих словах при переносе ударения происходят изменения в склонении.
Слово трусы с ударением на первом слоге является одушевленным существительным, с ударением на втором – неодушевленным. Следовательно, у этих слов различаются формы винительного падежа множественного числа: вижу трусов, но вижу трусы . Подобное различие есть и у уже рассмотренных слов бе"лки и белки ": вижу белок , но вижу белки .
Осталась пара за"мки – замки ". Оба – существительные мужского рода, неодушевленные, склоняются одинаково.
Если обратимся к формам единственного числа, наши выводы не изменятся. Итак, в четырех словах из списка (белки, трусы, полы, кружки) произойдут изменения в склонении при переносе ударения с первого слога на второй, а в слове замки он не приводит к изменению склонения. Ответ: (Г).
3. Сколько глаголов повелительного наклонения: мели, пряди, соли, окуни, запой, попугай пишутся так же, как и существительные, но имеют другое ударение?
(А) 2; (Б) 3; (В) 4; (Г) 5; (Д) 6.
Решение. Первые четыре глагола совпадают по написанию с существительными в форме множественного числа им. или вин. падежа, но у существительных ударение на первом слоге, а у глаголов – на последнем (это омографы, которые и требовалось найти). Два последних глагола совпадают с существительными в форме ед. числа и по написанию, и по произношению (это омоформы). Ответ: (В).
4. Бывают такие слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному и имеют разные значения, например, кру"жка и кружка ". Сколько таких слов в списке: стоящий, мука, горе, змея, хлопком, село ?
Решение. В приведенном списке омографами являются сто"ящий и стоя"щий , му"ка и мука", го"ре и горе ", зме"я и змея", хло"пком и хлопко"м , се"ло и село ". Ответ: (Д).
5. Даны четыре последовательности букв: вырезать, дороги, округа, издали . Какую из них можно прочитать с ударением на любом слоге так, чтобы во всех случаях получилось правильное русское слово?
(А) Вырезать ; (Б) дороги ; (В) округа ; (Г) издали ; (Д) никакую.
Решение. Тремя разными способами можно прочитать сочетание букв округа : о"круга – это родительный падеж ед. числа от слова округ (избиратели нашего округа), округа" – им. и вин. падежи мн. числа того же слова (избирательные округа нашей области), наконец, окру"га – примерно то же, что окрестность (вся округа взбудоражена). Каждое же из остальных слов читается только двумя способами: вы"резать – выреза"ть, до"роги – доро"ги , и"здали – изда"ли . Ответ: (В).
6.
В
скольких словах из данного списка букву е
можно читать и как е
, и как ё
: вел,
мел, сел, осел, дел
?
(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5.
Решение. И с е , и с ё можно читать следующие слова: мел (сущ.) – мёл (форма глагола мести ), сел (форма глагола сесть ) – сёл (сущ. в р.п. мн. ч.), осел (форма глагола осесть ) – осёл (сущ.). Единственный вариант чтения – у слов вел (= вёл) и дел . Ответ: (В).
7. В скольких словах из приведенных букву е можно читать и как е , и как ё: берет, жилет, живет, запрет, скребет ?
(А) Ни в одном; (Б) в одном; (В) в двух; (Г) в трех; (Д) в четырех.
Решение. И с е , и с ё можно прочитать два слова из приведенных: берет (сущ.) – берёт (форма глагола брать ), запрет (сущ.) – запрёт (форма глагола запереть ). У остальных слов – единственный вариант чтения: с ё (живёт, скребёт) или с е (жилет) . Ответ: (В).
Омофоны появляются в результате действия фонетических языковых законов. В русском языке омофонов довольно много прежде всего из-за одинакового произношения гласных букв о и а ; е , я и и в безударной позиции, например: дуло – дула , пре бывать – при бывать, посве тить – посвя тить и т.п. Вторая причина – закон регрессивной ассимиляции по звонкости/глухости (уподобления согласного по звонкости/глухости предыдущему согласному слова), а также обязательное оглушение звонких согласных в конце слова: вперемеж ку – вперемеш ку, араб ка – арап ка, серб – серп , грузд ь – груст ь, рог – рок, пруд – прут. Омофоны могут возникать и за счет того, что буква ь в конце слова после шипящих имеет лишь грамматическое значение и никак не влияет на произношение. Нередки случаи, когда одинаково произносятся инфинитив и форма 3-го лица того же глагола: решиться – решится, строиться – строится, гнуться – гнутся, вернуться – вернутся. Иногда два слова совпадают по звучанию из-за наличия непроизносимых согласных в одном из них: кост ный – косный . Причиной появления некоторых омофонов является произношение звука [в] на месте буквы г в форме род. падежа прилагательных: острого – острова, Толстого – Толстова, широкого – Широкова. Различаются написанием первой буквы совпадающие по звучанию имена нарицательные и собственные: в ера – В ера, н адежда – Н адежда, л юбовь – Л юбовь, в ена – В ена, р оман – Р оман, а мпер – А мпер .
В предлагаемых задачах затрагиваются разные типы омофонов.
8. Даны формы слов: туч, лож, душ, туш, плач . Сколько получится осмысленных слов, если к каждому данному слову добавить букву ь ?
(А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5.
Решение. Ложь и тушь – существительные женского рода 3-го склонения, плачь – форма повелительного наклонения глагола плакать , а вот слов *тучь и *душь в русском языке нет. Ответ: (В).
9. Даны глагольные формы: съест, съем, вертел, поджёг, плачь . У каких из них есть существительные-омофоны?
(А)
У всех; (Б) у съест, поджёг
и плачь
; (В) у съест
и съем
; (Г) у съем
и вертел
; (Д) только у плачь
.
Решение. Омофоны есть у форм съест , поджег и плачь : это существительные съезд (сочетание зд на конце слова оглушается!), поджог и плач . Глагол ве"ртел и существительное верте"л различаются ударением, глагол съем и существительное съём – корневой гласной. Ответ: (Б).
10. Юморист Андрей Кнышев в своей книге «Тоже книга» благодарит за помощь нескольких «коллег». Вот некоторые из них: Абрам Яковлевич Самообман, Ариадна Ниткина, Астафий Сергеевич Домобоев, Ия Марковна Страхолюдина, Наум Приходящий, Орест Домашний. Запишем все эти фамилии, имена и отчества с маленькой буквы. Сколько в получившемся списке будет нарицательных существительных?
(А) Два; (Б) три; (В) четыре; (Г) пять; (Д) шесть.
Решение. Нарицательных существительных получится два: самообман ‘обман самого себя’ и страхолюдина ‘страшилище’. Приходящий – это причастие, домашний – прилагательное, слово ум пишется отдельно от предлога на , как и слово дом – от слова обоев , а в слове арест первая буква не такая, как в имени Орест . Ответ: (А).
Напоследок предлагаем задачу, для решения которой необходимо отделить омографы и омоформы, удовлетворяющие ее условию, от омофонов, не удовлетворяющих ему.
11. Слово село можно отнести как к глаголам (солнце село), так и к существительным (вот вдали село большое). А какие из следующих пяти слов можно отнести более чем к одной части речи:
1) рассердит , 2) сердит , 3) поразит , 4) подвиг , 5) смог ?
(А) 3, 5; (Б) 2, 3, 5; (В) 2, 4, 5; (Г) 2, 3, 4, 5; (Д) все.
1, 2, 6–8 – Е.Муравенко; 3 – К.Кноп; 4 – П.Аркадьев; 5, 9 – И. Иткин; 10 – Б.Иомдин; 11 – Л.Федорова.
). К омографам могут относиться как слова, имеющие разное значение, так и разные формы одного и того же слова .
В русском языке омографы часто возникают из-за того, что ударение может ставиться на разные слоги. Например,
За́мок - замо́к
Другая распространённая причина появления омографов это факультативность написания буквы . Например, если опустить точки над буквой ё, то следующие слова станут омографами:
Всё - все чёрта - черта́
Омографами могут быть как совершено разные слова, так и однокоренные слова :
Жа́ркое - жарко́е ко́мпас - компа́с возбу́жден - возбуждён э́ксперт - экспе́рт
В английском языке омография возникает в частности из-за существительных, произошедших от многих глаголов в результате переноса ударения на первый слог (англ. Initial-stress-derived noun ). Например,
conflíct (глагол «конфликтовать») - cónflict (существительное «конфликт»)Кроме того в английском довольно часта ситуация, когда омографы могу возникнуть не только из-за разного ударения. Например:
В португальском часта ситуация, когда омографы возникают из-за разности в открытии или закрытии ударной гласной. К примеру:
В 1974 г. описанию омографов было посвящено небольшое Приложение в «Словаре омонимов русского языка» О.С. Ахмановой (М., 1974г. - С. 436 - 448).
Впоследствии на протяжении нескольких десятилетий инвентаризация омографов не проводилась.
Лишь в начале XXI в. лингвисты вновь обратились к этой малоисследованной теме.
В результате было создано несколько словарей омографов.
Машинные с ловари омографов:
HomoForm.txt
Словарь
омонимичных словоформ
содержит омоформы-омографы, т.е. формы разных
(хотя часто близких по смыслу) слов, имеющие одинаковое
написание. Ударение не учитывается, буква ё не используется
- как это обычно бывает в письменном тексте. Например, бегу
(бег, бежать), берете (брать, берет (головной убор)). Их мы
и назвали омонимичными словоформами. Словарь организован
таким образом, что слева стоят словоформы, а справа -
лексемы (словарные слова), к которым эти словоформы
относятся. В скобках указаны пометы частей речи.
Полный список омонимичных словоформ получен при порождении всех словоформ из компьютерной версии Грамматического словаря А.А.Зализняка в отделе Машинного фонда русского языка Института русского языка Российской Академии наук.
YOhmg.dic
YOhmg.rex
Словарь замен для разрешения ё-омографов все/всё
-
словарь с
поддержкой расширенного формата DIC-словарей, допускающего
звездочки внутри правил, а не только в начале/конце правила
а также отдельно стоящие звездочки в правилах а также
применение правила многократным проходом по DIC-словарю,
выполняя замены до тех пор, пока это возможно.)
Фрагмент Словарь омографов русского языка Ю.Н. Гребневой (Примеры словарных статей):
ГРА
ФЕ / ГРАФЕ
Группа I [сущ. и сущ.]
ГРА
ФЕ
,
сущ., м., н. ф. граф; пр., ед.
Лицо, имеющее дворянский титул выше
баронского.
Ографе Александре Сергеевиче Строганове сохранилась память как о покровителе наук, литературы и художеств .
Е. Карнович
ГРАФЕ
,
сущ., ж., н. ф. графа
;
пр., ед. Или: дат., ед.
Полоса на бумажном листе, ограниченная двумя
вертикальными линиями.
Учитель развернул тетрадь и, бережно обмакнув перо, красивым почерком написал Володе пять вграфе успехов и поведения .
Л. Толстой
ДРО
ЖИ / ДРОЖИ
Группа II [сущ. и гл.]
ДРО
ЖИ
,
сущ., ж., н. ф. дрожь; род., ед. Или: пр.,
ед. // дат., ед.
Частое судорожное сокращение мышц.
Мне стало стыдно своего волнения, своейдрожи .
А. Чехов
Голос Абогина дрожал от волнения; в этойдрожи и в тоне было гораздо больше убедительности, чем в словах .
А. Чехов
ДРОЖИ
,
гл., невозвр., несов., II спр., н. ф. дрожа
ть;
повел., ед., 2 го л.
Бояться; испытывать дрожь, трястись.
Медичка [перед уколом] намазала йодом под правой лопаткой Вани.
- Тише, недрожи ! - сказала она и оттянула пальцами кожу .
В. Белов
СТРУ
НЫ / СТРУНЫ
Группа III [сущ.]
СТРУ
НЫ
,
сущ., ж., н. ф. струна
;
вин., мн. Или: им., мн.
Упругая нить, натягиваемая в музыкальных
инструментах и издающая при колебании звук.
На кровати сидел Илья и задумчиво перебиралструны гитары .
В. Шишков
СТРУНЫ , сущ., ж., н. ф. струна ; род., ед. См. СТРУ НЫ.
Любви дни краткие даны,
Но мне не зреть её остылой;
Я с ней умру, как звук унылый
Внезапно порваннойструны .
А. Дельвиг