Главная » Выращивание » Что значит любовь для тютчева. Любовная лирика тютчева

Что значит любовь для тютчева. Любовная лирика тютчева

Мотив слияния становится и символом истинной любви в лирике Тютчева . Так, вспоминая о Е.А. Денисьевой, первых счастливых, еще ничем не омраченных месяцах их любви, Тютчев пишет:

Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло
С того блаженно-рокового дня,
Как душу всю свою она вдохнула,
Как всю себя перелила в меня.

Это слияние двух душ не приносит человеку счастья, ибо и отношения людей подчиняются все тем же законам, тем же силам - вражде и любви. Любовь - это «слиянье», но и «поединок». Характерно, что эпитет у «слиянья» и «поединка» один и тот же - «роковой», «роковое». В стихотворении «Предопределение» , написанном в первые годы любви к Е.А. Денисьевой, поэт признается:

Любовь, любовь - гласит преданье -
Союз души с душой родной -
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И... поединок роковой...

И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, грустно млея,
Оно изноет наконец.

В осмыслении любви можно увидеть и другой неизменный тютчевский образ: очарование. Любовь - это волшебство, но «чародеем» является сам человек, околдовавший другое сердце, другую душу и - погубивший ее:

О, не тревожь меня укорой справедливой!
Поверь, из нас из двух завидна часть твоя:
Ты любишь искренне и пламенно, а я -
Я на тебя гляжу с досадою ревнивой.

И, жалкий чародей, перед волшебным миром,
Мной созданным самим, без веры я стою -
И самого себя, краснея, узнаю
Живой души твоей безжизненным кумиром.

Чрезвычайно сильно в любовной лирике Тютчева выразилась трагическая сторона человеческих отношений. Любовь - это не только слияние и борьба двух родных душ, но и неизбежная гибель того, кто подчинился роковому чувству. Источник трагедии - не только недобрая судьба, но и общество, «толпа», в конфликт с законами которых вступает любящее сердце. «У Тютчева, - пишет В.Н. Касаткина, характеризуя своеобразие звучания темы любви у поэта, - любовь становится трагедией для людей не в силу виновности одного из них, а в силу несправедливого отношения общества, толпы к любящим». При этом общество выступает как орудие недоброй судьбы:

Чему молилась ты с любовью,
Что, как святыню, берегла,
Судьба людскому суесловью
На поруганье предала.

Толпа вошла, толпа вломилась
В святилище души твоей,
И ты невольно устыдилась
И тайн, и жертв, доступных ей <...>

Этот мотив рождается из драматических реалий действительных отношений Тютчева и Е.А. Денисьевой. Открывшаяся обществу любовь Е. Денисьевой, воспитанницы Смольного института, к Тютчеву, уже немолодому и семейному, сделала Е. Денисьеву, особенно в первые годы этой любви, парией в обществе. Весь тот сложный комплекс чувств, который был связан у поэта с этой любовью, - счастье разделенной любви, благоговение перед возлюбленной, сознание собственной вины в ее страданиях, понимание невозможности противостоять суровым законам общества, осудившего «незаконную страсть», - все это нашло отражение в «денисьевском цикле». Исследователи не случайно видят в героине «денисьевского цикла» предвосхищение образа Анны Карениной и некоторых психологических коллизий знаменитого толстовского романа.

Но все же доминирует в «денисьевском цикле» не мысль о губительном воздействии «толпы», а мысль о виновности человека в переживаниях и страданиях избранницы сердца. Многие стихотворения «денисьевского» цикла пронизаны чувством боли за страдания любимого человека, сознанием собственной вины в этом страдании:

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепости страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Завершая стихотворение теми же строками, которые его открывали, поэт тем самым возводит как бы во всеобщий закон мысль о губительной, а не благодатной силе любви. Этот мотив настойчиво звучит во многих стихотворениях, посвященных Е.А. Денисьевой. Мысль о любви-гибели лирический герой пытается внушить, передать и лирической героине, он стремится сделать ее словами слова об истинной - губительной силе любви, как бы жаждет услышать суровый и справедливый приговор из ее уст:

Не говори: меня он, как и прежде, любит,
Мной, как и прежде, дорожит...
О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,
Хоть, вижу, нож в его руке дрожит.

То в гневе, то в слезах, тоскуя, негодуя,
Увлечена, в душе уязвлена,
Я стражду, не живу...им, им одним живу я -
Но эта жизнь!.. О, как горька она!

Он мерит воздух мне так бережно и скудно...
Не мерят так и лютому врагу...
Ох, я дышу еще болезненно и трудно,
Могу дышать, но жить уж не могу.

Но любовь не только неизбежная трагедия, но и свет, не только «безнадежность», но и «блаженство». Метафора последней любви - вечерняя заря. В стихотворении «Последняя любовь», где дается этот образ, Тютчев рисует картину волшебного вечера, природы, пронизанной уходящим из мира солнцем. И эта картина глубоко и точно символизирует светлую печаль, безнадежное блаженство последней человеческой любви:

<...>Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье, -
Помедли, помедли, вечерний свет,
Продлись, продлись, очарованье.

Тютчевская лирика любви отчетливо обнаруживает точность закона истинного творчества, некогда сформулированного Л. Толстым: «Чем глубже зачерпнуть, тем общее всем, знакомее, роднее». Исповедь страдающего сердца только тогда становится выражением боли и других людей, когда слова и переживания предельно искренни и глубоки.

Еще одна особенность тютчевских стихотворений из «денисьевского цикла»: написанные в разные годы, они складываются в единую историю, роман в стихах, в котором читатель увидел полные драматизма перипетии любовного чувства, по которому составил историю человеческой любви. Глубокий психологизм этой лирики, поразительная точность в описании противоречивых, сложных человеческих чувств, действительно, позволяют говорить о влиянии поэта на развитие русского романа - ведущего жанра русской литературы конца XIX века.

4

П оследняя любовь Е лена А лександровна Д енисьева

« Денисьевский цикл » Тютчева

Наиболее обнажённо трагически-роковой поединок предстает у поэта в его удивительном цикле любовной лирики «денисьевском» (1850 - 1868) . Эти стихотворения носят автобиографический характер. Они отражают четырнадцатилетний любовный роман поэта и Елены Александровны Денисьевой, имя которой и дало название этим лирическим шедеврам.

После смерти Денисьевой несколько десятков лет мемуаристы, биографы и другие пишущие люди избегали упоминания ее имени. Причина заключалась в том, что дочери Тютчева занимали высокое положение при императорском дворе, и широкое обсуждение папиных приключений им было ни к чему. Возможно, поэтому русского подобия "Дамы с камелиями" или "Травиаты" не получилось. А жаль:
для одних эта трагедия могла послужить поводом задуматься, стоит ли сон любви покоя близких и будущего детей. Ведь, в большой степени, Денисьева приняла решение за вырастившую ее тетушку, за отца, за своих сестер и даже за своих будущих детей. Может она и не предполагала последствий, но они оказались тяжелыми. Ну, это - соображение для тех, кто еще способен соображать;
для других главное - "хочу и буду". Что ж, постояв над пропастью, в которой исчезла Денисьева, может они стали бы не столь упрямыми в своих фантазиях?

Впрочем, написание трагедии не состоялось. Состоялся только "Денисьевский цикл" стихотворений. Этот цикл долгое время вел незаметное существование. Многие стихи хранились в архивах, посвящения скрывались, комментарии отсутствовали.

Стихотворения этого цикла часто звучат как исповедь:

«Не говори: меня он как и прежде, любит…» ,

« Последняя любовь » ,

(1864),

(1864),

(1865),

« Накануне годовщины 4 августа 1864 г. » (1865),

«Опять стою я над Невой…» (1868).

Все эти стихотворения исполнены трагизма, боли, горечи лирического героя ; он запутался в своих отношениях, двойственном положении, ощущается чувство вины перед Денисьевой, мука и боль, тоска и отчаяние. Тютчев дает романтическую концепцию любви. Любовь - стихийная страсть. Это столкновение двух личностей, и в этой борьбе страдает, сгорает, как более слабая, Денисьева. Лирическая героиня угасает, душа ее измучена общественным порицанием света. И Тютчев, и Денисьева понимали, что вина прежде всего лежит на Тютчеве, но он не предпринимал ничего, чтобы облегчить участь любимой женщины. Она, страстно любя его, не могла отказаться от этой связи. Основные пути раскрытия внутреннего мира героя - монологи. Для цикла характерны восклицательные предложения, междометия.

Вообще, стихотворения, посвященные женщинам, которые остались от него в некотором отдалении, отличаются от стихов, которые адресованы его женам. Посвящения Амалии Крюденер и Клотильде Ботмер - это грациозные стихотворения-элегии. Они оставляют ощущение света, грусти, легкости. Стихи "Денисьевского цикла" - на другом полюсе. После них остается чувство подавленности.

Елена Денисьева пожертвовала жизнью ради любви. И невольно возникают вопросы, на которые ответа, по-видимому, нет. Что это было? Безумие... легкомыслие... Как человек впал в этот разрушительный кошмарный сон? Где граница, перейдя которую человек распоряжается не только своей судьбой, а судьбами, и даже жизнями других людей? И совместим ли этот переход с любовью?

Эрнестина Федоровна Тютчева и Елена Александровна Денисьева - две звезды, две женщины в сердце Тютчева. Он звал их Нести и Лёля.

Тему любви и образы возлюбленных женщин Тютчев сумел поднять на ту же художественную высоту, что и тему природы, личности и мира.

Так называемый «денисьевский цикл» Ф. И. Тютчева(1851- 1873), посвященный Елене Александровне Денисьевой, - вершина любовной лирики поэта. Во время их встречи Тютчеву было 47 лет, Елене - 24, он уже был дважды женат.
Я очи знал, - о, эти очи!
Как я любил их - знает Бог!
От их волшебной, страстной ночи
Я душу оторвать не мог.
(«Я очи знал, - о, эти очи!..», 1851)
Вторая жена поэта Эрнестина достойно пережила «денисьевский период» в жизни мужа. Тютчев просто не мог развестись с ней. Любя Елену, он с мужским эгоизмом заклинал жену:
Всё, что сберечь мне удалось -
Надежды, веры и любви,
В одну молитву всё слилось:
Переживи, переживи!
Денисьева происходила из старинного дворянского рода. В глазах общества их отношения с Тютчевым считались беззаконными, свет открыто осуждал её и отказывался её принимать. «Всё опалили, выжгли слёзы» уже через год после их знакомства. Поэт чувствовал, что их отношения убивают его возлюбленную:
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Стихотворения о последней любви Тютчева по глубине психологизма не имеют себе равных в русской литературе:
О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней...
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, любви вечерней!
(«Последняя любовь», 1851-1854)
Страстный и мучительный, их роман длился 14 лет вплоть до 1864, когда Елена скончалась от туберкулёза. После смерти любимой женщины Тютчев продолжал винить себя в её страданиях, в том, что не сумел оградить её от «суда людского».
Любила ты, и так, как ты, любить -
Нет, никому ещё не удавалось!
О господи!., и это пережить...
И сердце на клочки не разорвалось!
Тютчев очень болезненно переживал эту утрату, откликом на несчастье стали стихи «Весь день она лежала в забытьи...» (1864), «Естьивмоём страдальческом застое...» (1865), «Накануне годовщины 4 августа 1865» (1865) и др. Чтобы как-то забыться, он едет за границу. Но и там думает только о ней:
О, этот юг! О, эта Ницца!
О, как их блеск меня тревожит!
Жизнь, как подстреленная птица,
Подняться хочет и не может...
Нет ни полёта, ни размаху -
Висят поломанные крылья,
И вся она, прижавшись к праху,
Дрожит от боли и бессилья...
(«О, этот юг, о, эта Ницца!..»)
«Денисьевский цикл» Ф. И. Тютчева - одна из самых поразительных страниц русской любовной лирики - полнился все новыми и новыми стихотворениями. В нём по-новому звучат основные мотивы поэзии Тютчева: мотив рока, мотив хаоса, ощущение бытия как трагедии. Также в нём нашла отражения социальная тема, тема «людского суда». «Денисьевский цикл» представляет собой последовательную разработку этюдов на темы любви, но их стиль различен. Образ женщины впервые становится для Тютчева центральным. Это образ идеальной романтической героини вне бытового, социального окружения. В своих стихотворениях Тютчев утверждает истинно романтические ценности: вечность любви, силу и непоколебимость любовного чувства - это то, ради чего написан цикл.
Основная черта тютчевской любовной лирики - глубочайший психологизм. Огромная сила воздействия коренится в искренности и безыскусности выражения глубокой, выстраданной мысли о скоротечности неповторимого счастья, которого уже не вернуть. Стихотворение «Предопределение» - лирический фрагмент размышлений, философских обобщений, это маленький философский трактат на тему любви. Тютчев пытается философски разработать её, установить закономерности. Любовь в представлении поэта - это тайна, высший дар судьбы.
Любовь, любовь - гласит преданье -
Союз души с душой родной -
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И... поединок роковой...
По Тютчеву, истинная любовь - это не идиллический союз душ, это роковое слияние, поединок (романтическая концепция). Проявляется одна из ведущих тем творчества поэта - тема рока, проявляющего себя и в сфере любви. Тютчев-романтик видит в любви извечную борьбу, отношения врагов-соперников. Любовь - это всегда трагедия, потому что в неё вторгается общество, мнение толпы и света, людской суд. В «денисьевском цикле» любовь несчастна в самом её счастье.
Стихотворение «Не говори, меня он, как и прежде, любит» интересно тем, что написано от лица героини: Тютчев словно перевоплощается в свою возлюбленную, сам судит себя от её лица. Снова мотив «рокового поединка»: в любовных отношениях участвуют характеры разной силы, и погибает тот, у кого сердце мягче. Героиню любят не так, как она того хотела бы, она любит сильнее и страдает, являясь жертвой. Тютчев показывает страдающую женщину, которая гибнет от любви. Метафорой орудия этого убийства является нож - одна из немногих бытовых деталей. Здесь проявляется романтический лермонтовский мотив: любовь губит потому, что она эгоистична; романтический контраст жизни и смерти. Отношения любящих героев строятся на романтическом максимализме: они выступают в роли врагов, но чем враждебнее их чувства, тем сильнее их страсть.
На романтических контрастах строится стихотворение «О, не тревожь меня укорой справедливой». Тютчев рисует образ потерявшего веру лирического героя, «безжизненного кумира», но все ещё обладающего «живой душой». Героиня любит его и поэтому справедливо укоряет за безверие. Здесь влюбленные показаны как «лишние люди», что найдёт своё отражение и в стихотворении «Чему молилась ты, с любовью», развивающем социальную проблематику. В нём нашла отражение тема людского суда, вмешательства в частную жизнь. Тютчев ставит образ героини выше толпы, наделяет её душой, парящей над толпой. Идеализируя её, поэт подчеркивает не её физическую красоту, а её духовное богатство - в том числе и умение без оглядки, самоотверженно любить. Образ героини у Тютчева раскрывается в романтическом ключе, она страдалица. Но она не желает избавиться от мук любви, потому что только любовь дарит полноту и остроту мироощущения.
«Денисьевский цикл» Ф. И. Тютчева стал поистине нерукотворным памятником его юной возлюбленной Елене. Она, подобно Беатриче Данте или Лауре Петрарки, обрела бессмертие. Теперь эти стихотворения существуют отдельно от трагической истории любви, но вершиной мировой любовной лирики они стали потому, что их питала сама жизнь.

Условно, все поэтические произведения можно разделить на несколько видов, соответственно их настроению и направленности. Так, например, есть стихотворения о войне, о природе, о любви и многие другие. В арсенале каждого поэта найдется немало произведений относящихся к любовной лирике и любой другой направленности из перечисленных. В творчестве Тютчева, например, можно найти большое количество творения на любовную тематику.

Поэт стремился рассказать о о связи любви и природы.

"О, как убийственно мы любим" - одно из моих самых любимых стихотворений. Творение является одним из характерных примеров творчества поэта, так, уже в самом начале читатель может распознать тему стихотворения, которой является любовь. Любовь правит миром, любовь правит людьми. Любовь не всегда окрыляющая и манящая, иногда она может навредить или даже погубить человека. Вот, что по моему мнению хотел донести автор. Тем самым показывая читателю это светлое чувство с разных сторон, давая понять, что с любовью нужно обращаться бережно, чтобы она не навредила самому тебе.

"Она сидела на полу" - тема любви и тут просматривается как нельзя лучше, быть может не самая жизнерадостная, но тем не менее с ярко выраженным любовным посылом.

Автор всеми средствами пытается раскрыть истинную сущность любви. тема данного стихотворения это воспоминания о расставании с любимым человеком, проблема воспоминаний, проблема памяти - они раскрыты в этом произведении. Лирический герой буквально уничтожают всё, что могло бы напоминать о несостоявшейся любви, но из души чувство выкинуть не так легко, как с бумаги. Забыть ее, уничтожить воспоминания о том времени, когда тебе было хорошо. "Я ВСТРЕТИЛ ВАС - И ВСЕ БЫЛО" - стихотворение, показывающее любовь, как прекрасное и неземное чувство. так Тютчев изображает животрепещущий образ, являющуюся силу любви.

Таким образом, тема любви в творчестве поэта представлена неоднозначно. Любовные отношения в жизни поэта отразились в его произведениях, так, поэт показывает через творения все страдания, которые пережил и всю радость, связанную с великим чувством - любовью.

«Стихотворения г. Ф. Тютчева,- писал Н. А. Не­красов,- принадлежат к немногим блестящим явле­ниям в области русской поэзии. ...Тютчев написал очень немного; но все написанное им носит на себе пе­чать истинного и прекрасного таланта, нередко само­бытного, всегда грациозного, исполненного мысли и неподдельного чувства». С этим некрасовским утвер­ждением нельзя не согласиться. Одной из главных в творчестве Ф. И. Тютчева стала тема любви.

В Мюнхене Ф. И. Тютчев познакомился с совсем еще юной Амалией фон Лерхенфельд. Поэт горячо по­любил ее. Спустя десять лет после их первой встречи он пишет проникновенное стихотворение «Я помню время золотое...». Оно являет собой высший образец лиризма. Его героиня - юная фея, волшебница, неж­ная, чистая, восхитительная. Время любви к ней для поэта - время золотое. О нем вспоминает он со свет­лой грустью и упоением. Возникает в этом стихотво­рении и грустная нотка о быстротечности жизни. По словам литературоведа В. Кожинова, тютчевская воз­любленная в стихотворении «предстает как центр, как своего рода средоточие целого, прекрасного мира».

Судьбе не было угодно, чтобы Амалия стала женой Тютчева. За время отсутствия поэта девушка вышла замуж за барона Крюднера. Это событие принесло в душу Тютчева боль и разочарование, но теплое чувст­во к Амалии, ставшей баронессой Крюднер, поэт про­нес через всю свою жизнь, хотя пережитая драма ос­тавила глубокий след в его душе.

В 1870 году Тютчев пишет стихотворение «К. Б.», навеянное новой встречей с Амалией, которая прибы­ла в лечебницу, где находился уже пожилой поэт. Всплыли старые воспоминания, сладкой аурой про­шлого окутали они сознание поэта. Я встретил вас - и все былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил время золотое И сердцу стало так тепло...

С дуновением весны сравнивает пожилой Тютчев появление Амалии. Черты возлюбленной лирическо­му герою по-прежнему милы, она, словно сон, в кото­рый сложно поверить, является ему. И вместе с этим в нем пробуждаются не только воспоминания, но и сама жизнь, и, конечно же, любовь.

Знаменательным событием в жизни Тютчева стало его знакомство с молодой Еленой Денисьевой. Уже в зрелом возрасте Тютчев в очередной раз познал глубо­кую и страстную любовь. Ей великий поэт посвятил многие свои стихотворения. Все они говорят о траги­ческой сущности любви, потому что сама история взаимоотношений Тютчева с Денисьевой драматична. Полюбив ее, Тютчев не находил в себе сил расстаться с женой, к которой также испытывал искреннюю при­вязанность. Елена Денисьева за свою порочную, по меркам общественной морали, любовь была отвергну­та всеми. Острое чувство переживания за судьбу воз­любленной и породило самые лучшие страницы тют­чевской любовной лирики.

Одним из шедевров «денисьевского цикла» являет­ся стихотворение «О, как убийственно мы любим...». Встреча с любимой в нем предстает роковой, породив­шей «буйную слепоту страстей», губящих самое доро­гое. Поэт и в этом стихотворении не удерживается от сравнения человеческих чувств с явлениями приро­ды. Это характерная особенность лирики Тютчева Счастье коротко, как северное лето, оно лишь сон. Любовь легла на судьбу возлюбленной незаслужен­ным позором, и это мучительно переживает поэт. Его чувства к героине стихотворения оказываются убийственными.

На стихотворение «Я очи знал, - о, эти очи!..» Тют­чева также вдохновила любовь к Денисьевой. Предме­том восхищения поэта в этом стихотворении стано­вятся глаза возлюбленной, от которых невозможно «душу оторвать». В «их волшебной страстной ночи» необыкновенная глубина страсти и горе. Взгляд воз­любленной «грустный, углубленный», «роковой», а мгновения встречи с ним - поистине сладостные, волнительные, волшебные, трогательные до слез.

В стихотворении «Весь день она лежала в забы­тьи...» поэт передает трагическое чувство горечи рас­ставания с уходящей из жизни возлюбленной, страст­но любящей жизнь и самого поэта.

Любила ты, и так, как ты, любить - Нет, никому еще не удавалось! О Господи!., и это пережить.... И сердце на клочки не разорвалось... И. С. Тургенев утверждал, что «для того, чтобы вполне оценить г. Тютчева, надо самому читателю быть одаренным некоторою тонкостию понимания некоторою гибкостью мысли». Любовная лирика Тютчева весьма психологична, к тому же она носит и философский характер.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта