Главная » Выращивание » Элегия некрасов анализ по плану. Николай Некрасов — Элегия: Стих

Элегия некрасов анализ по плану. Николай Некрасов — Элегия: Стих

Протест Катерины в драме Гроза Островского А.Н.Островского, автора многочисленных пьес о купечестве, создателя репертуара длярусского национального театра по праву считают певцом купеческогобыта. И сидит он, изваянный резцомскульптора Андреева, у входа в Малый театр, и напоминает нам о прошлом, отемном, смешном и страшном мире своих многочисленных героев Глумовых, Большовых, Подхалюзиных, Диких иКабаних. Изображение мира московского и провинциальногокупечества, с легкой руки Добролюбова названного темным царством,стало главной темой творчества Островского.

Не исключение идрама Гроза, вышедшая из печати в 1860 году. Сюжет пьесы прост итипичен для той среды и эпохи молодая замужняя женщина Катерина Кабанова, не найдя отклика своим чувствам вмуже, полюбила другого человека. Мучимая угрызениями совести и не желая принятьмораль темного царства Делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было, онапризнается в своем поступке всенародно в церкви.После этого признания жизнь еестановится настолько невыносимой, чтоона кончает жизнь самоубийством.

ОбразКатерины является самым ярким образом в пьесе Островского Гроза. Добролюбов,подробно анализируя образ Катерины, назвал ее лучом света в темном царстве. Хорошо и беспечно протекала жизнь Катерины вродительском доме. Здесь она чувствовала себя на воле. ЖилаКатерина легко, беззаботно, радостно.Очень любила свой сад, в котором так часто гуляла и любовалась цветами.Рассказывая потом Варваре о своей жизни в родном доме, она говорит Яжила, ни об чем не тужила, точно птичкана воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня как куклу, работать непринуждала, что хочу, бывало, то и делаю. Катерина отличается от всех представителей темного царства глубиноюсвоих чувств, честностью, правдивостью, смелостью, решительностью.

Воспитываясьв хорошей семье, она сохранила всепрекрасные черты русского характера.Это чистая, искренняя, горячая натура,открытая душа, которая не умеет обманывать. Обманывать- то я не умею скрыть-то ничего не могу говорит она Варваре, которая утверждает, чтовсе в их доме держится на обмане.

Эта же Варвара называет нашу героиню какой-то мудреной, чудной.Катерина сильная, решительная, волевая натура. Она с детства была способна насмелые поступки. Рассказывая о себе Варваре и подчеркивая свою горячую натуру, она говорит Такая уж язародилась горячая Катеринаочень любила природу, ее красоту, русские песни.Поэтому речь ее -эмоциональная, восторженная, музыкальная, напевная - проникнута высокой поэзией и иногда напоминает нам народноюпесню.

Воспитываясь в родном доме, наша героиня приняла всевековые традиции своей семьи покорность старшим, религиозность, подчинение обычаям.Катерина,которая нигде не училась, любила слушать рассказы странниц и богомолок ивоспринимала все их религиозные предрассудки, отравившие ее молодую жизнь, заставившие Катеринувоспринимать любовь к Борису как страшный грех, от которого она пытается и неможет уйти. Попав в новую семью, где всенаходится под властью жестокой, суровой, грубой, деспотичной Кабанихи, Катеринане находит участливого отношения к себе. Мечтательная, честная, искренняя, доброжелательная к людям, Катеринаособенно тяжело воспринимает гнетущую атмосферу этого дома. Постепенно жизнь в доме Кабанихи, котораяпостоянно оскорбляет человеческое достоинство Катерины, становится для молодойженщины невыносимой.

В ее душе начинаетзарождаться глухой протест против темного царства, которое не далоей счастья, свободы и независимости.

Этот процесс развивается Катерина кончает жизнь самоубийством. Тем самым онадоказала свою правоту, нравственную победу над темным царством.Добролюбов в своей статье, давая оценку образу Катерины, писал Вот истинная сила характера, на которую во всякомслучае можно положиться! Вот высота, до которой доходит наша народная жизнь всвоем развитии! То, что поступок Катерины был типичен для своеговремени, подтверждает и тот факт, что в Костроме произошел аналогичный случай всемье купцов Клыковых.

И долго послеэтого артисты, исполняющие главные роли в пьесе, гримировались так, чтобы в нихможно было увидеть сходство с Клыковыми.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Душевная драма Катерины по пьесе Островского "Гроза"
Душа, а что это такое? Душа она внутри иглубоко, и есть в каждом человеке. Она красива и нежна у Катерины молодой. Катерина отличается по складу.. Катерина сама говорит Да здесь вс, какбудто, из-под неволи В отличие от.. Продолжая о снах, она говорит А то, будто ялетаю, так и летаю по воздуху. Выданная рано замуж, она пытается ужиться..

Образ Катерины в драме "Гроза" А.Н. Островского
Итогом этой поездки явился дневник Островского, многое приоткрывающий в его восприятии жизни провинциального Верхневолжья. «С Переяславля начинается.. Здесь уже не увидишь маленького согнутого мужика или бабу в костюме совы.. Вот проходит расшива, и издали чуть слышны очаровательные звуки; все ближе и ближе, песнь растет и полилась, наконец..

Самоубийство Катерины в драме Островского: Сила или слабость?
Рассмотрим этот вопрос поподробнее. Дляначала, нужно определить жанровую принадлежность этого произведения.Что жеэтодрама, как пишет Островский в.. Драма, несомненно, во многом похожа на трагедию, ноконфликт происходит лишь.. Конфликт Катериные личная проблема, таккак она смиряется с порядками, царящими в среде дворян. Где-то в глубине..

Проблема человеческого достоинства в драме А.Н. Островского "Гроза"
Одна из них олицетворяет гне тущую власть темного царства. ЭтоДикой и Ка-баниха. К другой группе относятся Катерина, Ку-лигин, Тихон, Борис,Кудряш.. Ласкиматери, души в ней не чаявшей, уход за любимыми цветами, которых у.. Порой она погружалась в какие-то снынаяву, подобные сказочным видениям.Катерина рассказывает о детстве идевичестве, о..

Образ Екатерины, его идейный смысл в драме А.Н.Островского "Гроза"
Именно для нее он писал свою Катерину, именно она ее и сыграла.Однако актриса не ответила на пламенную любовь писателя - она любила другого,который.. Но тогда, в1859г, Любовь Павловна играла словно свою судьбу, жила понятными ей.. Обманывать-то я не умею скрыть-тоничего не могу говорит она Варваре.А жить в семье мужа, не умеяпритворяться..

Сатира на купечество в драме А. Островского "Гроза"
В мещанстве выничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите. И никогда нам невыбиться из этой коры. И люди здесь не живут страдают.. Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти,сколько из зависти.. Понимаю я это да что ж ты мне прикажешь с собойделать, когда у меня сердце такое! говорит он о себе. И Кабанова..

Образ Катерины в пьесе Островского Гроза
Актуальность.В школьной программе изучается творчество А.Н. Островского, но, к сожалению, недостаточно полно. Цель. Рассмотреть образ Катерины более подробно.Объектом исследования является.. И в пьесе это не только явление природы, а яркий образ внутренней борьбы, начавшейся в темной купеческой жизни.В..

Образ Катерины в пьесе А.Н. Островского "Гроза"
Как мы видим, в это беззаботное время Катерину прежде всего окружала красота и гармония, она «жила, точно птичка на воле» среди, материнской любви и.. Она жила с матерью в деревне. Детство Катерины было радостным, безоблачным.. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала.Но..

Изображение города в драме Островского "Гроза"
Во всяком случае, из пяти действий только одно, второе,происходит в интерьере комнаты дома Кабановых, остальные же имеют публичный,городской.. Здесь, по высокому берегу Волги проходит граница междучудом заволжской природы.. Видно, и самнемало натерпелся уже и почти смирился. Действительно, что-тострашное и недоброе постоянно совершается..

Смысл названия драмы А.Н. Островского “Гроза”
Кулигин говорит Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! Порядки в Калинове устанавливают два главных и богатых человека, по.. И правда, при первом появлении Марфы Игнатьевны на сцене мы слышимвластные.. Они оба злые, жестокие люди, но Дикого отличаетбеспридельная жадность. Он прибрал к рукам деньги собственного..

0.036
  • Категория: Островский А.Н.

Цельная, честная, искренняя, она не способна ко лжи и фальши, поэтому в жестоком мире, где царят дикие и кабанихи, ее жизнь складывается так трагично. Протест Катерины против деспотизма Кабанихи - это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака, лжи и жестокости «темного царства». Недаром Островский, который очень большое внимание уделял подбору имен и фамилий действующих лиц, дал такое имя героине «Грозы»: в переводе с греческого «Екатерина» означает «вечно чистая».

Катерина - натура поэтическая. В отличие от грубых калиновцев, она чувствует красоту природы и любит ее. «Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много», - рассказывает она о своем детстве. Ее душа постоянно тянется к красоте. Сны ее были наполнены чудесными, сказочными видениями. Часто снилось ей, что она летает, как птица. О желании лететь она заговаривает несколько раз. Этими повторениями драматург подчеркивает романтическую возвышенность души Катерины, ее свободолюбивые стремления. Выданная рано замуж, она пытается ужиться со свекровью, полюбить мужа, но в доме Кабановых искренние чувства никому не нужны. И нежная, поэтическая Катерина в этой мрачной атмосфере «завяла совсем». Как гордая птица, которая не может жить в клетке, она погибает в доме Кабанихи.

Поэтичность и душевная чистота Катерины проявляются в каждом ее слове. «Куда мне, бедной, деться? За кого мне ухватиться? Батюшки мои, погибаю я!» - говорит она, прощаясь с Тихоном. С какой естественной простотой и точностью передают эти слова ее состояние! Нежность, которая переполняет ее душу, не находит себе выхода. Глубокая человеческая тоска звучит в ее мечте о детях: «Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать,- ангелы ведь это». Какой любящей женой и матерью была бы она в других условиях!

Катерина религиозна. При ее впечатлительности религиозные чувства, привитые ей в детстве, прочно овладели ее душой. Но как отличается искренняя, детски чистая религиозность Катерины от ханжеской религиозности Кабанихи! Для Кабанихи религия - это мрачная сила, подавляющая волю человека, а для Катерины - это поэтический мир сказочных образов. «…До смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится»,- вспоминает она. В Калинове никто не молился так искренно, как Катерина. «Ах, Кудряш, как она молится, кабы ты посмотрел! Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится»,-говорит Борис, и Кудряш сразу безошибочно определяет, что речь идет о Катерине.

И в то же- время. религия - это клетка, в которую «темное царство» заперло душу Катерины. Ведь страх перед «грехом» мучит ее даже сильнее, чем гнет Кабанихи. И то, что она сумела побороть его, свидетельствует о нравственной силе Катерины.

В основе протеста Катерины против гнета «темного царства» лежит естественное стремление отстоять свободу своей личности. Неволя - вот имя ее главного врага. Внешне условия жизни в Калинове ничем не отличаются от обстановки детства Катерины. Те же молитвы, те же обряды, те же занятия, но «здесь», отмечает героиня, «все как будто из-под неволи». Неволя несовместима с ее свободолюбивой душой. «А горька неволя, ох, как горька!» - говорит она в сцене с ключом, и эта мысль приводит ее к решению увидеться с Борисом. Всем своим существом Катерина чувствовала, что жить в «темном царстве» хуже смерти. И она предпочла смерть неволе. «Грустно, горько такое освобождение,- писал Добролюбов,-но что же делать, когда другого выхода нет».

В поведении Катерины проявился, по словам Добролюбова, «решительный, цельный русский характер», который «выдержит себя,- несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе». Добролюбов отмечал, что характер Катерины, составляющий «шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе», отражает новую фазу в развитии русской народной жизни. Настала необходимость в людях с решительным характером, которые воплотили бы общее требование правды и права в решительные действия. Катерина явилась первым в русской литературе типом такого человека. Поэтому Добролюбов и сравнил ее с лучом света, осветившим не только ужасы «темного царства», но и приметы его близкого конца.

Великая русская актриса Гликерия Николаевна Федотова говорила о сценическом воплощении образа Катерины: «Играю я эту роль смолоду, а только теперь понимаю, как надо ее играть. И совсем я не понимала раньше того, что Катерина - луч света в темном царстве. А надо, чтобы сквозь каждое ее слово, каждое движение где-то проглядывал этот сияющий луч, который стремится прорвать тьму. И пусть Катерина, не найдя дороги к светлой и радостной жизни, погибает: к этому концу ведет не беспомощность, не грусть и не внутреннее опустошение. Напротив - яркий порыв. И только сейчас ему нет выхода из темного царства, но когда-нибудь, скоро будет… Вот так задумал Катерину Островский, так ее и играть надо». Замечательные русские актрисы Л. П. Никулина-Косицкая - первая исполнительница роли Катерины, П. А. Стрепетова, М. Н. Ермолова оставили в истории русского театра незабываемые, творчески своеобразные портреты Катерины.

Протест Катерины против деспотизма Кабанихи носил не только личный характер в условиях борьбы против крепостничества он имел большое революционное значение, хотя сама Катерина действовала совершенно бессознательно, отстаивая только свободу собственной личности.

Гибель Катерины - стихийный протест против гнетущих порядков общества («темного царства»). В пьесе впервые прозвучал гневный протест против самодурства, семейного деспотизма. Этот протест стихийно выражен Катериной. Читая пьесу, увидели, как постепенно в этой чистой, мечтательной, непосредственной женщине, жаждущей настоящей любви, подлинного счастья, все начинает возмущаться, кипеть и негодовать против фальши, лицемерия, искусственности отношений в патриархальной семье, где царствует Кабаниха. Самоубийство Катерины - это не проявление слабости духа, а результат полной безысходности ее положения и невозможности примирения с нравственностью домостроевского режима. Драма доказывает, что счастье женщины невозможно в браке, основанном на денежном расчете, в семье лицемеров. 9.

Картинка 12 из презентации «Островский Гроза» к урокам литературы на тему «Пьесы Островского»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока литературы, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Островский Гроза.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 182 КБ.

Скачать презентацию

Пьесы Островского

«А.Н.Островский пьесы» - «Нет дня в году, чтобы в 5-6 театрах не шли мои пьесы.». У нас есть свой русский драматический театр. А.Н.Островский 1884год. «Шире дорогу! Театр Островского- «правдивое бытописание». Другие имеют школы, академии, высокое покровительство, меценатов… Вершина творчества – «Гроза» Последняя пьеса – «Бесприданница».

«Островский драматург» - Родился в 1823 году, умер в 1886 году. В течение лета и осени Островский написал драму «Гроза». Презентация по теме: Произведение начинающего драматурга привлекло внимание властей. Молодость А. Н. Островского. Драматург сумел выразить стремление народа к освобождению от гнёта «тёмного царства». Так двери театра были закрыты перед Островским.

«Бесприданница» - Духовное одиночество-проявление силы или слабости? Литературоведы. Что означало слово «бесприданница» во времена Островского? Музыковеды. Вопросы для литературоведов: Проследить жизненный путь Ларисы Огудаловой. Творческое название: Бедность не порок. Каковы причины трагедии Ларисы Огудаловой? Историки.

«Островский пьесы» - Своеобразие конфликта. Специфические авторские ремарки. Слушаем подготовленные учащимися индивидуальные задания. Интересно, что в переводе с арамейского имя Марфа переводится как «госпожа». Домашнее задание. Бедность не порок. Пьеса Островского - “Без вины виноватые”. Индивидуальные задания. Конкурс «Презентация к уроку».

«Пьесы А.Н.Островского» - Что такое музыка? «Снегурочка». Вывод: Романс. Баратынский сумел воплотить богатство и сложность эмоционального мира Ларисы. «Разуверение» Слова Е.Баратынского Музыка М.И.Глинка. Народная песня в пьесах Островского. Песни используются для иллюстрации народной жизни, передачи колорита эпохи. «Среди долины ровныя, на гладкой высоте…».

«Биография Островского» - Памятник А.Н.Островскому у Малого театра в Москве. Жена и дети драматурга. Островский среди членов Общества драматических писателей. В небольшой, но очень уютной гостиной, любимой всей семьей Островских, стоит фортепиано. Островский в Торжке. Островский вспоминал: «Самый памятный день в моей жизни: 14 февраля 1847 года.

Всего в теме 22 презентации

Чем вызван протест Катерины в драме "Гроза" и в каких произведениях русской литературы XIX века изображаются герои-бунтари?

Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.

Кабанов. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!

Кабанова. Не очень-то нынче старших уважают.

Варвара (про себя). Не уважишь тебя, как же!

Кабанов. Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг.

Кабанова. Поверила бы я тебе, мой друг, кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят.

Кабанов. Я, маменька...

Кабанова. Если родительница что когда и обидное, по вашей гордости, скажет, так, я думаю, можно бы перенести! А, как ты думаешь?

Кабанов. Да когда же я, маменька, не переносил от вас?

Кабанова. Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать.

Кабанов (вздыхая в сторону). Ах ты, господи! (Матери.) Да смеем ли мы, маменька, подумать!

Кабанова. Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает. А, сохрани господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошел разговор, что свекровь заела совсем.

Кабанов. Нешто, маменька, кто говорит про вас?

Кабанова. Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы я слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так заговорила. (Вздыхает.) Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то! Разговор близкий сердцу пойдет, ну и согрешишь, рассердишься. Нет, мой друг, говори, что хочешь, про меня. Никому не закажешь говорить: в глаза не посмеют, так за глаза станут.

Кабанов. Да отсохни язык...

Кабанова. Полно, полно, не божись! Грех! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу.

Кабанов. В чем же вы, маменька, это видите?

Кабанова. Да во всем, мой друг! Мать чего глазами не увидит, так у нее сердце вещун, она сердцем может чувствовать. Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю.

Кабанов. Да нет, маменька! что вы, помилуйте!

Катерина. Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.

Кабанова. Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Не заступайся, матушка, не обижу небось! Ведь он мне тоже сын; ты этого не забывай! Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь? Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь.

Варвара (про себя). Нашла место наставления читать.

Катерина. Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю.

Кабанова. Да я об тебе и говорить не хотела; а так, к слову пришлось.

Катерина. Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?

Кабанова. Экая важная птица! Уж и обиделась сейчас.

Катерина. Напраслину-то терпеть кому ж приятно!

Показать текст целиком

Протест Катерины вызван нежеланием мириться с нравами “темного царства”, которые противоречат свободолюбивой и искренней душе героини.

Многие писатели XIX века обращались к образу героев-бунтарей.

Например, в поэме М.Ю.Лермонтова “Мцыри” главный герой поднимает бунт, который выражается в побеге из плена, являющегося для Мцыри “тюрьмой”. Его судьба схожа с судьбой Катерины тем, что и героиня драмы “Гроза” жила “как будто из-под неволи”. Но Катерина не смогла сбежать, как это сделал Мцыри. Однако, их жизни завершились одинаково трагически: Катерина, не выдержав гнета, спрыгнула с горы , посчитав, что “в могиле лучше”, чем дома; а Мцыри оказался не приспособленным к жизни в дикой природе, о которой он грезил

Стихотворение Н.А. Некрасова «Элегия»

Когда берёшь в руки незнакомое литературное произведение, первым делом обращаешь внимание на название. Что такое «Элегия»? Почему Николай Алексеевич Некрасов назвал своё творение именно так?

В «Словаре литературоведческих терминов» можно прочитать следующее: «Элегия -- жанровая форма лирики. Темы элегии многообразны: патриотизм, идеалы гражданской и воинской доблести, радость и горе любви. В новой европейской литературе элегия теряет чёткость формы, но приобретает определённость содержания, становясь выражением преимущественно философских размышлений, грустных раздумий, скорби».

Именно последнее нашло яркое отражение и в «Элегии» (1874) Некрасова. Тема скорбных размышлений о страданиях народа, тема повсеместного угнетения крепостных -- важнейшее направление в творчестве Некрасова.

Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая -- «страдания народа»

И что поэзия забыть её должна, --

Не верьте, юноши! не стареет она.

Стихотворение написано спустя тринадцать лет после реформ 1861 года. Народ «освобождён», у него «есть земля», он «счастлив». О каких «страданиях народа» может идти речь?! Это уже пережитки прошлого. Но такое утверждение в корне неверно. И Некрасов это понимает, он «напоминает, что бедствует народ», он осознаёт значимость проблемы. Наше внимание привлекает устаревшая форма ударения в слове «стареет», которая была характерна для русской литературы XIX века (вспомните хотя бы высказывание Чацкого: «Что старее, то хуже»). При прочтении волей-неволей обращаешь внимание и на само слово, и на всё предложение, которое выражает одну из основных мыслей всего стихотворения.

Увы! пока народы

Влачатся в нищете, покорствуя бичам,

Как тощие стада по скошенным лугам…

Читая эти строки, невольно вспоминаешь «Деревню» А.С. Пушкина: «Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам, // Здесь рабство тощее влачится по браздам».

Этим сходством Некрасов как бы соглашается с тезисом, «что тема старая -- «страдания народа»», но в то же время он показывает, что по прошествии пятидесяти пяти лет никаких существенных изменений в обществе не произошло, и подчёркивает, что тема не потеряла своей актуальности.

Примечательно сравнение народа со стадами. Что такое стадо? Как объяснить это понятие применительно к людям? Это большая масса людей, которая не способна думать, она повинуется только «пастухам». На роль «пастуха» могла бы претендовать дворянская интеллигенция, но она, подобно народу, не особо задумывается об этом и о жизни в целом, живёт по правилам, установленным не ею, и не может (или не хочет) вследствие своей слабости принимать какие-то кардинальные решения. Отсюда сравнение с толпой.

Но вернёмся опять к народу. Без пастуха стадо -- это «амёбоподобная» масса людей, неспособных на принятие самостоятельных решений, повинующихся воздействию каких-то внешних, не зависящих от неё факторов, но готовая с ними «уживаться». Это же определение применимо к крепостным, права которых повсеместно ущемляют, превращая их в рабов. Но крепостные полагают, что так и надо, они и не думают о свободе, считая, что ничего менять не надо -- так есть, значит, так и должно быть. Зачем думать, когда за тебя всё уже решил «добрый» барин Крайнев К. Стихотворение Н.А. Некрасова «Элегия»: Восприятие, истолкование, оценка. // Литература. - №17. - 2008..

Размышляя на эту тему, вспоминаешь стихотворение Пушкина «Свободы сеятель пустынный...»:

Паситесь, мирные народы!

Вас не разбудит чести клич.

К чему стадам дары свободы?

Их должно резать или стричь.

Народу можно посвятить свою лиру, свои мысли, стремления, жизнь... но он останется глух, подобно стаду...

«Элегия» обращена к неким юношам, но кто эти юноши? Вспомним «Железную дорогу» Некрасова, маленького Ваню, который узнал горькую правду о строительстве первой в России Николаевской железной дороги. Тогда, в 1864 году, лирический герой Некрасова пытался донести правду до мальчика, у которого ещё вся жизнь впереди, в надежде, что он, представитель нового поколения, облегчит участь крепостных, избавит народ от страданий. Спустя десять лет, в 1874 году, лирический герой Некрасова снова пытается сделать то же самое. В сущности, «юноши» представляют собой того же Ваню, только повзрослевшего на десять лет, и его ровесников. Но почему те же мысли обращены к «одному и тому же человеку»? Ведь прошло столько времени, народ «свободен», зачем повторяться, это ведь уже не в моде? Некрасов пытается «достучаться» до подрастающего поколения:

«Довольно ликовать в наивном увлеченье, --

Шепнула Муза мне: -- Пора идти вперёд:

Народ освобождён, но счастлив ли народ?..»

Лирический герой Некрасова упорно ищет ответ на вопрос:

«Свобода, наконец, внесла ли перемену

В народные судьбы? в напевы сельских дев?

Иль так же горестен нестройный их напев?..»

Он бродит по нивам, поглощённый думами о народном счастье. Он, подобно Гоголю в «Мёртвых душах», задаётся вопросом: «А куда мчится Русь теперь?» Но не даёт Она ответа. То же самое можно отнести к «предмету воспевания» Некрасова:

«И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы,

И эхо дальних гор ей шлёт свои отзывы,

И лес откликнулся... Природа внемлет мне...»

Здесь Некрасов не случайно использует метафору и олицетворение. Поэт как бы оживляет природу: долы, нивы понимают песнь лирического героя; «эхо дальних гор» даже отзывается на неё, по-видимому, пытаясь вступить в «обсуждение» песни; лес вообще откликнулся... природа внемлет лирическому герою... Всё замечательно: если природа «откликнулась», то люди и подавно должны понять героя, но следующие строчки неожиданны для лирического героя, автора, читателя:

Но тот, о ком пою в вечерней тишине,

Кому посвящены мечтания поэта, --

Увы! не внемлет он -- и не даёт ответа...

На этом ярком контрасте Некрасов показывает, насколько трудно помочь народу, когда тот, кому «посвящены мечтания поэта», остаётся пассивен и инертен по отношению к «народным заступникам». Увы, так уж исторически сложилось на Руси...

В конце своей жизни Пушкин написал стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». В этом произведении он подвёл итоги своей творческой деятельности, он оценил себя, как поэта, осознал свою миссию:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

«Элегию» Некрасов тоже написал в конце своей жизни и тоже подвёл итоги своему творчеству, тоже оценил себя, как поэта:

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил -- и сердцем я спокоен...

Особенно хочется сказать и о композиции стихотворения. Начало «Элегии» очень полемично. Это ответ Некрасова на высказывание литературного критика О.Ф. Миллера, который считал, что «непосредственное описание страданий народа и вообще бедняков» уже поэтом «исчерпано» и что он «стал как-то повторяться, когда принимается за эту тему». Остальная же часть стихотворения завязана вокруг этого ответа и частично дополняет первоначальные суждения, адресованные О.Ф. Миллеру.

Итак, «Элегия» -- своеобразное зеркало творчества Некрасова. Здесь есть всё: и тема бедственного положения народа, и тема служения народу, и взгляд поэта на современную действительность... недаром в строках своего письма А.Н. Еракову поэт пишет: «Посылаю тебе стихи. Так как это самые мои задушевные и любимые из написанных мною в последнее время, то посвящаю их тебе, самому дорогому моему другу...»

«Элегия» -- замечательнейший пример гражданской лирики Некрасова. Основной идеей данного стихотворения является доказательство того, что народ страдал и всё ещё страдает, несмотря на реформы. Также очень важно для Некрасова донести свои мысли о необходимости каких-то перемен в положении народа до молодёжи, на которую вся надежда у поэта.

народ родина поэзия некрасов



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта