Главная » Выращивание » Гуревич Ф.Д. К истории древних пруссов в I тысячелетии н

Гуревич Ф.Д. К истории древних пруссов в I тысячелетии н

4. Палестина в I тысячелетии до н. э. Израильско-Иудейское царство

Израильско-Иудейское царство.

В начале I тысячелетия до н. э. положение дел в Палестине определялось тремя силами - Израилем, Иудеей и Филистией. Все они уходят своими корнями в Позднебронзовый период.

Израильский племенной союз пережил в конце XIII в. серьезные перемены. Его ядро было разгромлено египетским фараоном Мернептахом, вытеснено из Палестины и, возможно, распалось. Другая группа

израильтян еще раньше осела в Египте, но в конце XIII в. покинула эту страну и поселилась на Синае, что отразилось в древнееврейском предании об Исходе из Египта. В смутные для Восточного Средиземноморья времена рубежа XIII-XII вв. до н. э. израильские группы воссоединились (по-видимому, при значительной культурной и организационной гегемонии выселенцев из Египта) и вновь вторглись в Палестину из-за Иордана. Впоследствии древнееврейская традиция связывала Исход и новое оформление Израильского союза племен с Моисеем, а вторжение в Палестину - с Иисусом Навином.

В XII в. до н. э. Израиль окончательно сформировался на территории Палестины как союз двенадцати племен. Выборные вожди - «шофеты» («судьи») являлись верховными жрецами, командовали племенными ополчениями, а в мирное время разбирали тяжбы. Культ Израиля в это время, несомненно, носил обычный языческий характер. В качестве верховного бога ими был к этому времени принят Яхве - местное доизраильское божество одной из горных местностей Южной Палестины.

В начале XI в. до н. э. в Палестине установилась военная гегемония филистимлян, лидировавших в металлургии железа, а значит, в производстве вооружения. Израильская племенная система продемонстри-ровала свою неспособность к сопротивлению. В борьбе с филистимлянами выдвигаются удачливые военные предводители или просто разбойники, поставившие себя вне традиционных племенных отношений. Одного из них, Саула, израильские племена избрали первым царем Израиля, т. е. надплеменным наследственным прави-телем (конец XI в. до н. э.); как обычно, становление царской власти было энергично поддержано основной племенной массой вопреки сопротивлению аристократии. Саул назначал своих приближенных тыся-ченачальниками и сотниками армии, наделял полями и виноградниками, что вело к зарождению служилой знати. Однако Саул оказался неудачливым полководцем и, потерпев сокрушительное поражение от фи-листимлян, бросился на меч.

Царем стал его зять Давид (ок. 1000- 965 г. до н. э.), проводивший политику создания централизованной монархии. При нем был присоединен Иерусалим, ставший столицей нового царства. Для управления страной был образован центральный государственный аппарат, во главе которого стоял верховный сановник. При царе была создана лично ему преданная гвардия из наемников-чужеземцев - критян и фили-стимлян. Сильное недовольство вызвало распоряжение Давида о проведении всеобщей переписи населения в целях податного обложения. Еще больший ропот вызвало введение правила, по которому все являющиеся перед лицом царя, начиная от рядовых подданных и кончая военачальниками и царевичами, должны были «падать лицом своим на землю». Внешняя политика Давида была довольно удачной. С филистимлянами он заключил мир, а территориальные приобретения на юге продвинули границы государства до Акабского залива.

Преемником Давида стал его младший сын Соломон (ок. 965-928 гг. до н. э.). Традиция прославляет его за мудрость, изображает проницательным и справедливым судьей и объявляет автором ряда литературных произведений, вошедших в Библию. В действительности Соломон был властолюбивым и тщеславным монархом, унаследовавшим деспотические замашки своего отца, и не стеснялся устранять людей, стоявших на его пути.

В правление Соломона много внимания уделялось строительной деятельности. Восстанавливались запустевшие ханаанейские города и основывались новые, строились дворцы. В честь бога Яхве Соломон воздвиг в Иерусалиме роскошно украшенный храм. Для строительства всех этих зданий тирский царь Ахирам прислал Соломону лучших мастеров и художников, а также строительные материалы. За это Соломон снабжал Ахирама зерном и оливковым маслом и уступил ему двадцать городов.

Широкий размах строительной деятельности и содержание двора требовали больших средств, в связи с чем правительство прибегло к усилению налогового обложения. Территория Израильско-Иудейского царства была разделена на 12 округов, и каждый из них доставлял царю продовольствие один месяц в году. Введена была трудовая повинность. Сначала она коснулась покоренного ханаанейско-аморейского населения, а затем и израильтян, которые должны были четыре месяца в году трудиться на царских строительных работах.

К концу царствования Соломона внешнеполитическое положение его государства осложнилось. На северной границе возникло сильное Дамасское царство. Большинство племен отпало от Иудеи и образовало новое Израильское царство. Столицей его несколько позднее (в IX в. до н. э.) стал вновь основанный город Самария. Династия Давида продолжала править в южной части страны (в Иудейском царстве), сохранив столицу Иерусалим.

Ослаблением и раздроблением страны воспользовался Египет. Фараон Шешонк около 925 г. до н. э. совершил опустошительный поход в Палестину, разорив не только Иудейское, но и Израильское царство. Однако ослабление Египта при преемниках Шешонка помешало восстановлению его былого господства в Восточном Средиземноморье.

Социально-экономические отношения и социальный кризис в Израиле и Иудее.

Как и в большинстве кочевых обществ, перешедших к оседлости и выработавших свою государственность, в древнеизраильском обществе первой половины I тысячелетия до н. э. бурно развивались частновладельческие отношения и частная эксплуатация. Этот процесс шел как за счет растущих притеснений, чинимых племенной и надплеменной столичной верхушками над народной массой, так и за счет естественной дифференциации и развития товарно-денежных отношений. То и другое приводило к концентрации имущества и земли, разорению и закабалению рядовых общинников. О развитии торговли свидетельствуют также организация торгово-ремесленных кварталов в городах, создание особых ремесленных поселков и случаи спекуляции зерном. Пропасть между государственно-племенной аристократией и ее рядовыми соплеменниками быстро росла. Одновременно слабел сам общинный строй: поля и сады общины стали продаваться посторонним лицам (не родственникам и даже не соседям). Общинные участки, перешедшие в частные руки, а также земли государственного фонда, розданные придворным, составили сектор частного землевладения, прежде всего крупного.

Источники VIII-VI вв. упоминают четыре сословия, на которые делилось свободное население страны: 1) светская аристократия (вельможи и князья); 2) духовная аристократия (жрецы и профессиональные 228

пророки); 3) так называемый народ земли - основная масса свободного населения. Они владели общинными наделами и обязаны были служить в ополчении и платить налоги; 4) чужеземцы (пришельцы и поселенцы), ограниченные в правах. Бедные общинники становились жертвами насилия, их угнетали и ростовщики, и царские чиновники.

Но на самой низшей ступени социальной лестницы стояли рабы. Хотя они составляли меньшинство трудового населения, количество их неуклонно увеличивалось. Рост товарного земледелия и развитие ремесла повышали спрос на подневольный труд не только в поместьях царей и знати, но и в хозяйствах зажиточных общинников.

Источники пополнения рабской силы были разнообразны. Порабощению подвергались угнанные из вражеской земли женщины и дети (реже пленные воины) и преступники, иногда неплатежеспособные должники; рабов можно было купить у иноплеменников. К рабам приближались по положению кабальные должники и дети свободного от рабыни. Рабы были бесправны и подвергались наиболее интенсивной эксплуатации, но основным ее объектом оказывалась все же масса рядовых общинников. Последнее воспринималось тем более остро, что в обществе оставался жив племенной уклад и порождаемые им традиции клановой солидарности, на фоне которых социальное расслоение казалось отходом от основных норм общежития. Особое неприятие у рядовых общинников вызывала связанная с царем властная верхушка, сочетавшая частные и государственные способы эксплуатации. Тем самым недовольство вызывали и храмы, вписанные во властную систему общества.

Неспокойно было и на общественных верхах. Положение здесь осложнялось межплеменными противоречиями в Израиле, израильско-иудейским противостоянием, сложностями взаимодействия царской власти с военной знатью и жречеством и, наконец, собственно культовыми проблемами. Для древних евреев, осознававших себя пришельцами в Палестине, вопрос об обращении за божественным покровительством к тем или иным местным божествам стоял гораздо острее, чем для аборигенов, уже многие столетия связанных с определенными культами. Для царей Израиля этот воп-

рос имел особый аспект: сохранение центра почитания Яхве в иудейском Иерусалиме побуждало их особенно напряженно искать иных покровителей (хотя бы на случай войны с той же Иудеей). Наиболее могущественный царь Израиля Ахав (середина IX в. до н. э.) использовал в этом качестве финикийского Баала, а заодно строил жертвенники многим другим ближневосточным божествам. На фоне развернувшегося таким образом религиозного поиска и связанного с ним противостояния храмов разных божеств друг другу и военной знати и сформировался в конце концов так называемый «жреческий монотеизм». Заключался он в том, что жрецы Яхве настаивали на необходимости обеспечить этому божеству исключительное положение в израильско-иудейском культе и исключали возможность почитания других богов на общегосударственном уровне. Параллельно формировалась концепция соединения царской и высшей жреческой власти.

Исторические события, повлиявшие на развитие славянской ис­тории, связаны с одним из самых крупных государств древности – Римской империей. Все историческое пространство от Европы и Ближ­него Востока до Парфии в Средней Азии было связано общностью су­деб. Падение Римской империи, сопровождавшееся «великим переселе­нием народов» (III – IV вв.), повлияло на историческую ситуацию в Европе. Варварские завоевания повлекли за собой новую организацию жизни не только на бывших римских территориях, но на всем огром­ном пространстве Европы и Средней Азии.

24 августа 410 года вестготский король Алярих вступил в Рим. Победа варваров произвела огромное впечатление на правящую вер­хушку империи, ее охватил ужас. Церковный писатель Иероним так выразил эти чувства: «Когда погас самый блестящий свет, когда отсечена была глава Римской империи, скажу вернее, целый мир погиб в одном городе, онемел язык мой, и был я глубоко унижен».

Победа варваров была не просто победой над римскими легиона­ми. Начиналась новая страница истории. Римские рабы вышли ночью из темных подвалов и с радостью и надеждой открыли ворота вестго­там.

Западная Римская империя закончила свое бытие в 476 году. Но еще до этого, в 455 году, вслед за вестготами в Риме побывали вандалы. История средневековой Европы началась с вандализма.

В это время на севере от земледельческих районов Средней Азии жили тюркоязычные племена – усуни и гунны, которые в первые века нашей эры начали двигаться в южном и западном направлениях. Тюркоязычные кочевники в IV веке создали сильный союз гуннских племен и в 70-х годах IV века обрушились на славян и готов.

Варвары «тучами» шли с Востока. То было великое переселение народов: в распаде первобытнообщинного строя и все нарастающем развитии производства множество племен, особенно скотоводческих, пришло в движение, захватывая новые земли в поисках новых просто­ров и новых оборонительных рубежей. В этом водовороте гибли и возникали недолговечные государства, в смешении племен рождались новые народы, новые культуры. Тесня на запад готские и сарматские племена, гунны ворвались в причерноморские степи, и тогда вместе с гуннами, опережая их или сливаясь с ними, весь мир кочевников, мир бескрайних степей, обрушился на те земли, где издавна царил «римский порядок». Гунны все сметали на своем пути, не делая раз­личия между римлянами и варварами: вытаптывали своей конницей за­сеянные поля, вырубали сады, сжигали города и убивали их жителей.

В V веке вождь гуннов Аттила властвовал над мощным союзом племен, центром которого была долина Среднего Дуная. Провоевав в Европе около 80 лет, этот племенной союз распался. В 451 году ос­татки римлян в союзе с варварами – франками, вестготами и бургун­дами – остановили Аттилу, на Каталунасской равнине близ города Труа (Франция). Более двухсот тысяч воинов пало с обеих сторон. «Завязывается битва – жестокая и повсеместная, ужасная, отчаян­ная…, – писал в следующем веке про эту бойню готский историк. – Если верить рассказам стариков, протекавший… в низких берегах ручей широко разлился от крови, струившейся из ран сраженных». Могущество гуннов было подорвано. Гуннская держава распалась. Часть гуннов ушла на восток, но другая часть осталась на Дунае и в Причерноморье.

В конце VI века в Средней Азии возникает еще одно тюркское государство – Тюркский каганат. В Причерноморье, на Северном Кав­казе и Поволжье образовались три тюркских государства – Аварское, Хазарское и Болгарское.

Авары повторили движение гуннов, обрушившись на славян и создав Аварский каганат на территории между Карпатами и Дунаем.

Хазарское государство сложилось в VII веке в низовьях Волги. Хазары вплоть до Х века были кочевниками-скотоводами, во главе их стоял каган. Главные доходы давала дань и таможенные пошлины с купцов. Они распространили свою власть на Крым, Приазовье и на часть болгарских и славянских племен на Нижнем Дону.

Около VIII века на северо-западе от Хазарии появились венгры – приуральские племена, кочевавшие на запад. В IX веке они прош­ли на Дунай, где основали свое государство.

Родственные хазарам болгары в VII веке кочевали из района Азовского моря на северо-запад, разделившись на четыре группы. Две из них остались в Приазовье – черные болгары, третьи в конце VII века пришли на Дунай и подчинили себе часть славянских пле­мен, проживавших в этом районе. Четвертая группа болгар – сереб­ряные болгары – перекочевала в Среднее Поволжье, подчинила мест­ные племена и создала государство Волжская Булгария, просущество­вавшее до XIII века.

Сильным государством периода раннего средневековья остава­лась Византия. После падения Рима в V веке, восточная половина империи укрепила свои рубежи, военную мощь, государственную власть. В VI веке Византия представляла собой огромное государс­тво, в состав которого входили земли Балкан, Малой Азии, большая часть Италии, земли Причерноморья и Северной Африки. При импера­торе Юстиниане началось продвижение греков на Дунай и вглубь При­черноморья, в земли славян. ответили на это, прорвав ук­репления Византии на Дунае, дошли до центра Балкан, а их флотилии осаждали Константинополь и плавали по Эгейскому и Средиземному морям. Восточная часть Балкан была заселена славянами из Поднест­ровья и Приднепровья, а также славянами-хорватами, пришедшими из Прикарпатья. В заселении центральной Европы принимали участие и западнославянские племена. Откуда же пришли славяне? Кто они? Где их прародина?

Цит. по: Евразия в середине 1 тысячелетия нашей эры // История России с древнейших времен до 1917 года: Учебное пособие/Под ред. В. Ю. Халтурина. Иваново, 2003. С. 6 – 8.

План:

I. Восточные славяне и Великая степь

1.1 Скифы и сарматы

1.2 Готы и гунны

1.3 Анты и авары

1.4 Славяне, хазары и болгары

1.5 Печенеги

1.6 Торки

Скифы и сарматы.

Между Черным морем и лесной полосой Русской равнины в древности простирались бескрайние степи. Эти степи были были дорогой для воинственных кочевников, которые двигались из Азии. Возникали, достигали расцвета и угасали империи, строились и превращались в руины города, появлялись и исчезали в небытие целые народы, а по этому степному пути, проходившему через Северное Причерноморье, с удивительной регулярностью прокатывались волна за волной все новые и новые завоеватели.

Многие кочевые племена пытались задержаться и закрепиться на этих землях. Им приходилось вступать в борьбу с оседлыми жителями пограничья между лесом и степью, для которых плодородная земля степей, дававшая им огромные урожаи, была бесценным богатством. Оседлые земледельцы готовы были упорно отстаивать эту пашню. Кочевников пашня не интересовала, но им нужны были пастбища. Одна и та же территория не может быть одновременно пашней и пастбищем, поэтому извечная борьба земледельца и скотовода за южнорусские степи шла с невиданным ожесточением.

Борьба кочевников с земледельцами в степях Юго-Восточной Европы началась еще задолго до появления здесь славян. Уже в X в. до н.э. земледельческие поселения Южного и Среднего Приднепровья были разорены и сожжены кочевниками — киммерийцами. Позд
нее в эти края пришли скифы , которые терзали набегами своих соседей и даже совершавшие далекие походы в Центральную Европу. В III в. до н.э. скифы и их союзники были разгромлены сарматами — ираноязычными кочевниками. Земледельцы нескифского происхождения отступили в леса, частично смешавшись с бежавшими на север побежденными скифами и с победителями сарматами.

В первые века нашей эры, судя по древнеримским источникам, на историческую арену выходят славяне . Они были известны историкам Рима под именем венеды , и сведения о них сохранились очень скупые и краткие. Совершенно точно определено только одно, что в середине I тыс. н.э. славянские племена уже обитали в степях в степях Юго-Восточной Европы.

В ту эпоху вся Евразия пришла в движение: громадные территории высокоразвитых стран Средиземноморья, которые держала под контролем Римская империя, после ее ослабления стали легкой добычей варварских народов, начавших Великое переселение. Европа превратилась в кипящий котел бесконечный войн. Славяне приняли в них самое активное участие.

Готы и гунны.

В IV веке в Причерноморье пришло древнегерманское племя готов . Они сыграют огромную роль в судьбах всей Европы. А пока силу их панцирной конницы испытали на себе славяне. Готы вели борьбу с восточнославянским союзом антов, подчинив их себе. Господство готов продолжалось недолго, так как во второй половине IV в. в степи Восточной Европы ворвались многочисленные монгольские и тюркские племена, известные под общим названием — гунны . В письменных источниках не сохранилось сведений о нападении гуннов на славян и борьбе между ними. Но во II — IV вв. на границе со степью были насыпаны оборонительные сооружения против кочевников высотой более 10 м — Змиевы валы.

Анты и авары.

Гуннский союз распался. Анты заселили причерноморские степи от низовьев Дуная до Приазовья (по другим данным земли между Днестром и Днепром вплоть до морского побережья). Здесь их застали новые пришельцы с востока — авары .

О результатах войны славян с аварми известно мало. Для славян исход ее был печальным. Пришельцами был образован — мощное государство, во главе которого стоял царь — каган. Однако даже во второй половине VI в., в период наибольшего могущества Аварского каганата, славянские вожди пользовались значительной свободой. Часть славянских племен была вовлечена завоевателями в походы против Византии в роли зависимых союзников. Отдельные племена славян в западной части Причерноморья были полностью порабощены. Они платили дань, составлявшую половину урожая, и страдали от насилий завоевателей.

Ответом была непрекращающаяся борьба славян с каганатом. Их сопротивление подтачивало силы аваров и стало важной причиной его постепенного упадка и гибели.

Славяне, хазары и болгары.

VII — VIII столетия были временем продвижения восточных славян в глубь степи, в юго-восточном направлении от Среднего Поднепровья. Славяне заселили пойму Дона, вышли к морю в устьях Южного Буга, Днестра и Дуная. Им удалось оттеснить мадьяр (угров) и болгар (тюрков), сменивших аваров в степях к западу от Дона. Однако борьба со степняками была крайне тяжелой. Часть славянских земель попала под власть — мощного полукочевого государства, возникшего во второй половине VII в. на Северном Кавказе.

Гнет хазарского кагана, обосновавшегося далеко на Волге, при всей его тяжести, защищал славян, живших в степной полосе, от других кочевников (мадьяр и болгар). Иначе к хазарам относились поляне, которые уже создали свое государство с центром в Киеве и находившиеся на окраине подвластных хазарам территорий. Они платили немалую дань, в то же время обеспечить защиту своих данников от нападений болгар хазары были не в состоянии. В VII — VIII вв. тюрко-болгары занимали огромные пространства в степях Юго-Восточной Европы. Хазары нанесли им сокрушительно поражение, в результате Великая Болгария распалась, а значительная часть болгар ушла на Балканы и в Среднее Поволжье.

Болгары не были столь сильны, чтобы представлять опасность для существования Киевского государства.

Печенеги.

Печенеги — это многочисленное тюркское племя, пришедшее из Средней Азии. Оттуда их вытеснили сильные соседи — гузы и кипчаки. обошли с севера владения хазар и заполонили причерноморские степи, где славянские поселения оказались маленькими островками в кочевой стихии. Под давлением новых пришельцев на запад, к Карпатам, двинулись угры — мадьяры. Проходя мимо Киева они разбили полян с заключили мир, который продержался около трех веков. Болгары же ушли на север, основав у слияния Волги и Камы свое новое государство — . Там они снова оказались в зависимости от хазар.

Печенежская орда стала серьезной опасностью для соседей., но поражение, нанесенное им киевским князем Аскольдом, печенеги запомнили надолго и на Русь больше не нападали, ища добычу на Балканах. Даже в 915 году печенеги приходили на Русь заключать мир. Через 5 лет киевский князь Игорь по неизвестным причинам нарушил этот мир и совершил поход на печенегов. После этого летописи не упоминали о них почти четверть века, что скорее всего говорит о мирных отношениях кочевников и земледельцев. Впоследствии печенеги дважды выступали как союзники Руси (поход на Византию 944 г., балканские походы Святослава). Однако в 968 г. печенеги, подкупленные византийским золотом, впервые со времен Аскольда напали на Русь и осадили Киев. Князь Святослав в это время был с походом в Болгарии.

Спустя время, население пограничных областей, по притокам Днепра, чтобы обезопасить себя выстроила сеть городков-крепостей с гарнизонами, состоявшими из воинов разных земель Руси. Киевское государство использовало все возможности, чтобы отгородиться от своих недавних союзников, но развернувшаяся тяжелая борьба с ними долго не приводила к успешным результатам.

Лишь в 1036 году Русь окончательно победила в долгой и изнурительной войне с печенегами, но потери были слишком велики. Под постоянной печенежской угрозой находились важные торговые пути в страны Причерноморья и Прикаспия. На длительное время были потеряны тучные степные черноземные земли.

Торки.

Через год после смерти Ярослава Мудрого печенегов у русских границ сменили — выходцы их Приаралья. Ранее они дважды выступали союзниками киевских князей, когда те воевали на Волге против хазар. Под давлением более многочисленных соседей торки вынуждены были отступать на запад, пока не оказались вплотную притиснутыми к русской границе. Сам кочевой образ жизни превратил их в потенциальных врагов Руси.

Зимой 1055 г. переяславский князь Всеволод Ярославич был вынужден выйти с войском против торков и по сведениям летописи, победил их. В следующей строке летописи впервые упоминаются : они пришли в Переяславль, заключили мир, хотя еще не имели общей границы. Скорее всего они это сделали, чтобы найти союзника против торков, которые оказались зажатыми между кипчаками и Русью.

Разгромленные остатки этого кочевого народа дорогой печенегов бежали на запад и перешли Дунай. Одни поселились в Македонии, другие нашли приют у короля венгров. Часть их подчинилась половцам. Но многие роды торков признали власть Руси и остались жить в пределах Переяславского княжества, а также по реке Рось, где был основан центр их поселений — город Торческ

Противостояние натиску кочевников в общегосударственном масштабе подняло роль Киева как центра единения всех русских сил. В целом борьба с кочевниками объединила восточнославянские племена в древнерусскую народность, позволила сосредоточить в руках киевского князя огромные военные силы и власть над славянским и угро-финским населением державы.

Постоянная угроза со стороны кочевников оказала противоречивое влияние на историческое развитие восточных славян. С одной стороны, она способствовала созданию у них государства, а с другой — обусловила сохранение в течение сотен лет примитивного общественного строя, при котором управление всей огромной страной было сосредоточено в руках великого князя и его дружины

4-3 тыс. лет до н.э. – прародина праславян – среднее течение Дуная.

Середина 2 тыс. лет до н.э. – переход к оседлому образу жизни. На западе – реки Эльба и Одер, на севере – Балтийское море, на востоке – среднее течение Днепра, на юге – Причерноморье, нижнее и среднее течение Дуная. Т.е. практически вся Восточная Европа.

На рубеже 2-1 тыс. лет до н.э. славяне продолжают заселять Восточную Европу двумя потоками:

1. С южных берегов Балтики к берегам Волхова и Ладоги. Ассимиляция с угро-финнами.

2. Через Карпаты на Днепр.

Причины формирования Древнерусского государства:

1. Экономическое развитие – повышение уровня производительных сил, связанное с разделением труда (разделение скотоводов и земледельцев, выделение ремесленников, развитие торговли).

2. Социальные – появление неравенства и классов.

3. Политические – необходимость объединения против врагов.

О ранней истории восточных славян известно очень мало. Среди причин - отсутствие собственной письменности (глаголица была создана около 863 года специально для славянских языков) и удалённость от европейских и азиатских культурных центров того времени. Поэтому не существует общепризнанной теории этногенеза восточных славян.

Первые достоверные сведения письменных источников о славянах относятся к началу новой эры, когда римские историки писали о племенах венедов. В VI веке славянские племена, населявшие Восточную Европу, начинают совершать походы на Византию. С этого времени можно говорить о формировании славянского этноса. Многие племена славян переселяются на Балканы, занимая земли Восточной Римской империи. Нашествие кочевников авар в V-VII веке отделило эти группы от остального славянского мира и положило начало формированию южных славян (сербы, болгары, хорваты). Западные славяне (поляки, чехи, словаки) и восточные разделились еще раньше.Славяне принадлежат к индоевропейской языковой семье. Местом их формирования явились, видимо, области в среднем течение Днепра и к северу от Карпат, в южной части современной Польше. Этнической основой древнерусского государства Киевской Руси явились Восточные славяне. Они сплотились к середине первого тысячелетия нашей эры, в VI веке постепенно заселили Русскую равнину. Восточные славянские племена явились следствием смешения различных расовых линий: индоевропейской, арийской, урало-алтайской ветвей, монгольских, тюркских и финских народов. Они рассматривали себя как часть европейского мира, осознавали свою близость с ним.



Главным занятием славян было земледелие: сеяли рожь, пшеницу, ячмень, просо. Издавна они использовали железо, применяли железный топор, пахали сохой с железными наконечниками. У славян рано развилось пашенное земледелие. Это было огромным шагом в развитии производительных сил. Оно стало возможным после того, как люди овладели производством железа. Хлеб был главной пищей славян. Занимались также скотоводством, рыболовством, охотой, бортничеством.

Славяне жили родовыми общинами, которые объединялись в племена. Во главе племени стояли князья. К VI веку нашей эры восточные славяне были на стадии разложения первобытнообщинного строя, жили в условиях "Военной демократии", т.е. присутствовало социальное неравенство, возросла политическая активность, имели место военные конфликты. Известны походы славян на Византию в IX веке. К Каспийскому морю. "Повесть временных лет" называет основные славянские племена: поляне, древляне, северяне, радимичи.вятичи, кривичи, дреговичи, дулебы, волыняне, уличи, ильменскиесловене. Историки предполагают, что летопись ведет речь не просто о племенах, а о более высоком типе объединения - племенных союзах. Такие формы организации были типичны для периода военной демократии и являются предгосударственной стадией развития народов.

Религия славян была языческой. Они поклонялись силам природы: Солнцу - Ярило, ветру - Стрибогу, грозе - Перуну, небесному огню - Сварогу, прародителям всего живого - Роду и Рожанице и др. Религи восточных славян несет следы как общих для многих народов индоевропейской семьи верований, так и чисто славянских, возникших под влиянием родной природы (лешии, водяные, русалки и т.п.).

Лекция 1.

Литература:

1. Археология СССР: Славяне и их соседи в конце I тысячелетия до н.э. - первой половине I тысячелетия н.э. М., 1993.

2. Кобычев В.П. В поисках прародины славян. М., 1973.

3. Королюк В.Д., Литаврин Г.Г. , Флоря Б.Н. Древняя славянская этническая общность // Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху раннего средневековья. М., 1982.

4. Нидерле Л. Славянские древности. М., 1956.

5. Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М., 1990.

6. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981

7. Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. Л., 1979.

8. Седов В.В. Восточные славяне в VI- ХIII вв. М., 1982.

9. Седов В.В. Славяне в древности. М., 1994.

10. Смирнов К.Ф. Сарматы и утверждение их политического господства в Скифии. М., 1984.

11. Тимощук Б.А. Восточнославянская община в VI-Х вв. н.э. М., 1990.

12. Третьяков П.Н . Финно-угры, балты и славяне на Днепре и Волге. Л., 1966.

13. Трубачев О.Н. Этногенез и культура древнейших славян: Лингвистические исследования. М., 1991.

14. Щукин М.Б. На рубеже эр: Опыт историко-археологической реконструкции политических событий III в. до н. э.-I в. н. э. в Восточной и Центральной Европе. СПб., 1994.

15. Щукин М.Б. О трех путях археологического поиска предков раннеисторических славян: Перспектива третьего пути // Государственный Эрмитаж. Археологический сборник. Л., 1987. Т.28.

Народы Восточной Европы в начале I тысячелетия н.э. В начале нашей эры территория Восточной Европы имела следующий облик. Степи Северного Причерноморья были заселены иранскими кочевыми племенами, частично осевшими на землю. Это были потомки скифов и сарматы . В II-I вв. до н.э. скифский союз племен, с VI в. до н.э. контролировавший все Северное Причерноморье, не выдержал постоянных нападений соседних народов и распался. Часть скифов была ассимилирована пришедшими с востока сарматами, часть осела на Дунае и в Крыму. К I в. до н.э. в Северном Причерноморье утвердились сарматы. Среди них ведущую роль играли племена языгов, роксолан, сираков и аорсов .

По берегам Черного и Азовского морей располагались античные города-государства . Их возникновение явилось результатом Великой Греческой колонизации VIII-VI вв. до н.э. Во II – I вв. до н.э. большинство из них оказалось объединены в государстве Понт под властью царя Митридата Евпатора. Митридат провел несколько войн с Великой Римской империей, общий итог которых оказался неудачен для Понтийского царства. В середине I в.н.э. в Причерноморье пришли победившие понтийцев римляне. Покорение большинства городов-государств произошло при императоре Нероне. Наиболее известна здесь военная экспедиция 63 г. н.э. Тиберия Плавтия Сильвана Элиана. В Причерноморье были размещены гарнизонами I Италийский, V Македонский и ХI Клавдиев легионы. Во II в. н.э. появляется понятие «Таврического лимеса» как крайней восточной границы Великой Римской империи. Однако это уже было время заката могущества Рима, и реально его власть в регионе была невелика.



Во II-IV вв. н.э. начинается интенсивная миграция европейских племен. Этот процесс достиг таких масштабов, что эпоху IV-VII вв . ученые назвали «Великим переселением народов ». Восточная Европа оказалась в его эпицентре. Через нее неоднократно проходили в разных направлениях огромные массы людей. Они по пути вели тяжелые войны друг с другом, пытались основать недолговечные государства и в конченом итоге гибли или растворялись среди иных народностей.

Во II - начале III в. н.э . германские племена готов были изгнаны из Южной Прибалтики другими варварскими племенами. Готы прошли через белорусские болота и поселились в Северном Причерноморье. Здесь они принялись терроризировать владения Великой Римской империи на Балканах, Малой Азии и Эгейском море. Особенно страшен был морской поход 269 г., когда на 2000 судов с 320-тысячным сухопутным войском, состоявшим из представителей различных причерноморских варварских народов захватчики прошли через все Балканы, сожгли Афины, Коринф, Спарту, достигли Крита и Кипра. Их остановили только в битве при Наиссе , за которую римский император получили почетный титул Клавдия II Готского. Но этот успех оказался временным. Под многочисленными ударами противника римляне были вынуждены в сер. III в. покинуть провинцию Дакия (совр. территория Румынии).

Готы добились политического господства среди многочисленных иранских племен, после скифов и сарматов заселивших южнорусские степи. Они здесь создали довольно рыхлое объединение народов, вошедшее в историю под названием «Готской империи Эрманариха » (или Германариха, по имени одного из королей, правившего в 370-х гг.). Готы являлись ее правящим этносом. Из них состояла политическая верхушка, которая стремилась координировать действия разрозненных племен, входивших в «империю Эрманариха»: иранцев, праславян, фракийцев и др. Археологи связывают это потестарное образование с так называемой черняховской археологической культурой (II -IV вв.).

Между тем далеко на востоке происходили события, которым было суждено роковым образом сказаться на истории Европы. С III в. до н.э. шла война Древнего Китая с кочевыми ордами, которых называли собирательным термином «хунну ». Для обороны от них при императоре Цинь Шихуанди (221-210 гг. до н.э.) даже начали строить знаменитую Великую Китайскую стену. Вождь Модэ во II в. до н.э. сумел объединить разрозненные гуннские племена в единый союз, который ученые условно называют «держава Модэ ».

После многолетней борьбы с Китаем во II в. до н.э. степняки оказались разбиты. Они были вынуждены двинуться от границ империи на запад, по пути собирая в свою армию все новые и новые народы. Этот великий исход возглавило воинственное племя гуннов , сформировавшееся из тюрок - хунну, угров и иранцев-сарматов.

Во II в. н.э. гунны вышли к Волге, где полтора века завоевывали местные племена, которые частично ушли на Кавказ, частично влились в ряды захватчиков. В 375 г. орды кочевников хлынули в Европу через Причерноморские степи. Готская держава была сметена. Остатки населявших ее племен бежали в другие земли - визиготы через Балканы в Галлию и затем в Испанию, остготы частично укрылись в Крыму, частично присоединились к гуннам. В IV-V вв. пришельцы с востока обосновались в Паннонии и там создали Гуннскую империю .

Наивысшего расцвета она достигла при царе Атилле , который вслед за Восточной приступил к покорению Западной Европы. Он был остановлен только в 451 г. на Каталаунских полях в Северной Франции, где орды гуннов и их союзников были разбиты армией римского полководца Аэция. В 453 г. Атилла умер. По легенде, он был убит во время брачной ночи Ильдекой, дочерью вождя племени, которое Атилла полностью вырезал, а единственную уцелевшую девушку силой взял себе в жены. После смерти своего великого вождя и неудачного похода на запад держава гуннов пришла в упадок и стала распадаться.

Часть племен, входивших в ее состав, обосновалась в Северном Причерноморье. В VI в. здесь обитали: на Нижнем Дону и в Приазовье - кутургуры и утургуры , на Кубани - булгары и в степях северо-западнее Каспия - савиры . Между тем, стали оживать племена, оказавшиеся в результате гуннского нашествия на краю гибели. Так, на Кавказе возникло объединение иранских народов под предводительством алан - т.н. Аланский союз.

Межу тем, с востока начался исход новых кочевников. В середине VI в. они создали мощный союз, контролировавший гигантскую территорию от Монголии да Поволжья. Правящим этносом в нем были тюрки , а их глава носил титул кагана, поэтому эта держава называлась Тюркским каг анатом. Она вела активные войны в Средней Азии, но оказалась совсем непрочной. Уже в 580-х гг. эта «империя кочевников» распалась на несколько новых образований. Главным из них был Западнотюркский каганат, господствовавший от Алтая до Нижней Волги. В 635 г. на Кубани ханом Курбатом основана Великая Болгария - крупнейший в Восточной Европе союз тюркских племен. В 675 г. булгарская орда хана Аспаруха вторглась на Дунай, подчинила себе местные славянские племена и образовала Дунайскую Булгарию.

В середине VI в. в Северное Причерноморье из Восточной Монголии пришли племена жуань-киданей (по другим вариантам, сяньби или вэй ). Европейцы называли их аварами. Они основали в Паннонии новую державу ¾ Аварский каганат, который держал в страхе Восточную Римскую империю и сыграл большую роль в ранней истории славянских племен.

Хазарский каганат и кочевники Восточной Европы в середине I тыс. н.э. В начале VII в. на обломках Тюркского каганата на территории между северным Дагестаном и Нижней Волгой возник Хазарский каганат , очередная рыхлая и полиэтничная держава кочевников в Восточной Европе. Главными племенами в ней были хазары, булгары, савиры, барсилы и аланы. Они вели крайне воинственную политику, сражались с соседними народами. После поражения в 737 г. от Арабского халифата хазары двинулись на север. К 780-м гг. они контролировали районы Нижней Волги и Нижнего Дона, азовские и прикаспийские степи, Северное Причерноморье и Восточный Крым.

В начале VIII в. хазары осели на землю, у них начался рост земледелия и ремесла. При этом с оседлой жизнью были связаны в основном богатые, а массы «черных людей» оставались кочевниками. Появились первые города, крупнейшими были Итиль и Саркел. Однако они развивались медленно. По законам этого государства, никто, кроме кагана не мог использовать при строительстве обожженный кирпич, поэтому приходилось использовать непрочный кирпич – сырец.

Главным источником доходов для Хазарии был своеобразный рэкет на государственном уровне: через нее проходили транзитные торговые пути с Запада на Восток, и каганат исправно взимал с купцов немалые пошлины. Он также обложил данью ряд соседних народов, в частности, восточных славян.

Слабой стороной этой державы было то, что в ее рамках были искусственно объединены многие народы и разные религии (христиане, мусульмане, язычники, иудеи). Это порождало огромные сложности в управлении и судебной системе. Чтобы изменить ситуацию, в VIII в. была предпринята попытка религиозной реформы: введение единого культа бога Неба - Тенгри - хана. Тогда в начале IХ в . каган Обадий объявил государственной религией иудаизм .

Это решение оказалось роковым. Иудаизм по своей идеологии - «религия богоизбранного народа», и это мгновенно привело к этническим конфликтам внутри каганата: многие племена отказались признавать над собой господство некоей «избранной религии». В степях Восточной Европы вновь начались войны кочевников. Междоусобицы усугубились внешней агрессией: в конце IХ в. через земли каганата проходит орда угров (предков венгров), в Х в. с востока начинается нашествие нового народа с востока - печенегов . В 960-е гг. русский князь Святослав огнем и мечом прошелся по владениям хазар, разгромил его военные силы и уничтожил крупнейший город - Саркел (Белую Вежу).

Отчаявшиеся хазары запросили военной помощи у среднеазиатского государства Хорезм. Он поставил условием распространение мусульманства и под этим предлогом приступил к оккупации владений каганата. В конце Х в. русский князь Владимир в союзе с кочевниками гузами нанес второй сокрушительный удар. После него Хазарское государство прекратило существование. Хазары ушли в таманские и крымские города, где их колонии существовали еще долгое время (итальянскими купцами Крым назывался Газарией вплоть до ХVI в.).

Появление славян в Европе . Большинством населения Восточной Европы с древнейших времен до наших дней являются славяне. Однако когда они заселили эти земли? Откуда они пришли? Где прародина славянских племен? Уже почти полторы тысячи лет ученые пытаются ответить на этот вопрос. Первыми его стали задавать в VI в. византийские историки, потрясенные нашествиями с севера славянских армий. И в наши дни археологи, лингвисты, антропологи пытаются приблизиться к разгадке происхождения славян.

В чем здесь главная сложность? Дело в том, что славяне как особый этнос четко фиксируются в источниках только с V-VI вв. н.э. Они фигурируют в них под именами склавинов, венедов, антов. Но, по данным лингвистов, славянская языковая семья отделилась от индоевропейской в середине II тысячелетия до н.э. Поэтому несомненно, что корни этого народа надо искать гораздо раньше V-VI вв. н.э. Но вот под каким именем он «закодирован» в древних источниках? Этот вопрос по-прежнему остается открытым.

Древнейшие упоминания славян связывают с этнонимом «венеды ». Этот полулегендарный народ фигурирует в древнегреческих источниках с VII в. до н.э. Более подробные сведения о нем содержатся в произведениях античных историков и географов первых веков н.э. Скилака Кардианского, Помпония Мелы, в «Естественной истории» Гая Плиния Секунда Старшего, «Германии» Тацита. В ранних текстах можно прочитать, что венеды (энеты) живут на берегах мифической реки Эридан, где добывают янтарь. Позже так стали называть любой народ, который появлялся на северных границах Римской империи. С I в. н.э., после появления «Естественной истории» Плиния венедов начинают локализовать на европейском береге Балтики, на так называемом острове (полуострове) Энингии, под которым понимается земля между Вислой и Одером. Именно там они помещены на «Певтингеровых таблицах» под именем: «венедосарматы». Балтийское море начинают называть «Венедским», такое же имя присваивается Карпатским горам. В VI в. готским историком Иорданом, а в VII в. Ионом Боббийским венеды отождествляются со славянами.

Впервые то, что «венеды» позднеримских текстов являются славянами, предположил в 1824 г. В. Суровецкий. Эта точка зрения, как это часто бывает, высказанная в виде мнения, быстро приобрела характер аксиомы. Наиболее рьяными ее сторонниками даже высказывались теории об участии славян-венедов в Троянской войне и об основании ими города Венеция. Однако, после исследований А.А. Шахматова и Ф.В. Шелова-Коведяева, венеды римских источников не могут считаться предками славян. Дело в том, что античные историки локализуют их на берегу моря. А все слова, связанные с морем и мореходством, в праслявянском языке - заимствованные. Следовательно, этот этнос возник далеко от моря.

Поэтому представляется правильной версия Н.И. Надеждиной и В.П. Кобычева: этноним происходит от корня «венд- » «вент- » и означает: «жители мокрой земли», влажного по климату побережья Балтийского моря. Так римляне называли любой народ, появлявшийся на этих землях, лежавших севернее имперских границ. Позже, когда сюда приходят славяне, данное название переносится на них, и в VI-VII вв. уже считается их собственным именем. Заметим также, что сами славяне так себя никогда не называли, это наименование было им присвоено историками древности.

Прокопий Кесарийский и Псевдо-Калисфен в VI в. утвержадли, что славян изначально называли «споры ». Известен ряд иранских племен Северного Причерноморья, носивших сходные имена: спаралаты в текстах Геродота, палы у Диодора Сицилийского, спалеи у Плиния Старшего. Видимо, гипотеза о «спорах» аналогична «венедской»: византийские историки перенесли на славян имя народа, который до них жил на данных территориях.

Третьим названием, приписываемым ранним славянам, является «нарцы » («норики »). Так их называет Нестор в «Повести временных лет» (ХII в.). С ними сближают упоминаемое Геродотом и Цезарем племя невриев (нервов ). Античные историки пишут, что «этот страшный дикий народ» ездил верхом на волках. По всей видимости, данное имя перешло на славян по имени римской провинции Норик, которую они захватили в VI в.

В VI в. в источниках славяне называются иранским словом «анты ». Оно означает «конец», «край», то есть анты - «народ, живущий на окраине». По всей видимости, этот этноним относится к восточным славянам. Однако он также не является самоназванием: его присвоили варварам, обитавшим между Днестром и Днепром, византийские историки VI в. Ряд ученых даже сомневается в том, что анты могли быть предками восточных славян. Они указывают на то, что в 602 г. Аварский каганат обрушился на этот народ страшным нашествием, после которого он исчезает со страниц источников. Поэтому существует довольно аргументированная точка зрения, что термин «анты» - вообще не этноним, а обозначение союза славянских племен , существовавшего в 530-602 гг.

Термин «склавины » впервые появляется в 525 г. у Псевдо-Цезариуса . В ранних европейских, византийских и арабских текстах он встречается в вариантах: скловене, склавус, сакалиба. Так называли в основном племена, жившие по Дунаю и в Паннонии. Лишь позже их название приняло форму: «славяне ».

Его происхождение остается предметов споров между учеными. По всей видимости, название данного этноса происходит от «слово » - славянские племена были многочисленными, разбросанными по всей европейской карте, и главным признаком, по которому он узнавали своих сородичей, была общность языка. «Славяне» - это «понимающие слово». В противоположенность им все остальные народы были «немые». Показательно, что так в русском языке вплоть до ХVII в. называли всех иноземцев («немцы»).

Проблема славянской прародины. Где же находилась прародина славян? Как мы видим, письменные источники не могут нам дать ответа на этот вопрос, потому что славяне в них с уверенностью узнаются только с VI в. С помощью археологии мы можем проникнуть в глубь эпох и найти археологические культуры, оставленные предками славян. Но чем древнее изучаемые нами культуры, тем больше размыт присутствующий в них «славянский элемент», тем сильнее он смешан с другими: иранскими, германскими, балтскими и т.д.

И здесь нас подстерегает опасность, обозначенная логическим парадоксом под называнием: «эффект лысого». Суть его в следующем: если у человека выдергивать волосы из головы по одной волосинке, то после какой он станет лысым? И будет ли волосатым, если последнюю волосинку воткнуть обратно? Применительно к нашей проблеме это означает следующее: как определить, когда перед нами уже славяне и как их отделить от еще не славян?

Среди ученых существует два подхода к решению данного вопроса. Большинство исследователей считает, что происхождение славян можно выяснить, найдя самую древнюю славянскую археологическую культуру и установив ее потомков (Б.А. Рыбаков, В.В. Седов, П.П. Третьяков и др.). Поиск такой культуры ведется в глубине веков, во второй половине II тысячелетия до н.э.

Другие историки указывают, что обнаружить при раскопках признаки славянской материальной культуры мало. Только тогда можно говорить о формировании этноса, когда он осознает себя таковым, и его соседи начинают отличать данный народ от остальных. Иначе говоря, о появлении славян на этнической карте Европы можно говорить, когда они сами стали называть себя «славянами», и другие народы начали считать их именно «славянами», а не обезличенными варварами. Это было не ранее V-VI вв. н.э. (З. Ваня).

До сих пор эта проблема относится к разряду труднорешаемых, что объясняет бытование целого ряда версий о местонахождении славянской прародины, имеющих равные права на существование. Наиболее авторитетными гипотезами о происхождении славян являются концепции Б.А. Рыбакова и В.В. Седова .

Гипотеза о происхождении славян Б.А. Рыбакова. Знаменитый ученый - археолог исходит из положения, что славянская языковая семья выделилась из индоевропейской в середине II тысячелетия до н.э. Судя по данным языка, это произошло вдали от моря и от горных массивов, в лиственных лесах. Анализ слов, заимствованных славянами у других народов, показывает, что в это время они соседствовали с германцами, балтами, иранцами, дако-фракийцами, кельтами и иллирийцами. Если разместить эти народы на карте, то между ними оказывается пространство, ограниченное с запада бассейном р. Одер, с севера - р. Припять, с востока - средним течением Днепра и с юга - предгорьями Карпат. Здесь в ХV-ХII вв. до н.э. существовала тшинецко-комаровская археологическая культура , которую Рыбаков и считает первой славянской.

В ХII в. единство славян распадается, и начинается т.н. лужицко-скифский период истории славян. Ученый связывает его с существованием лужицкой, чернолесской, милоградской и др. археологических культур. Рыбаков отождествляет славян VI-IV вв. до н.э. с борисфенитами - скифами – пахарями Геродота. К III в. до н.э., по его мнению, славяне стояли на пороге государственности. Однако сарматское нашествие II в. до н.э. оборвало этот процесс, и на четыре столетия наступили «темные века» - т.н. пшеворско-зарубинецкий этап, названный по одноименным археологическим культурам.

Новый подъем происходит во II-IV вв., когда в среднем Поднепровье возникает мощное объединение славян, вновь почти достигшее уровня государства. Его ядром была черняховская культура. Лидирующую роль в нем играли союзы племен полян, хорватов, волынян, бужан. В честь успешных войн с римским императором Трояном, по Рыбакову, славяне называли эти счастливые времена «Траяновыми веками». Однако нашествие гуннов 375 г. снова оборвало путь славян к созданию собственной державы в Восточной Европе. С VI в. начинается новый подъем, на этот раз приведший в IХ в. к созданию Киевской Руси.

Критики концепции Рыбакова указывают, что археологические культуры, приписываемые им славянам, в большинстве случаев не чисто славянские, а смешанные. Все исторические подробности - вроде «Траяновых веков» - не находят подтверждения в источниках и являются только предположениями академика. Особое недоверие у оппонентов вызывает отождествление славян со скифами – пахарями Геродота.

Гипотеза о происхождении славян В.В. Седова. Подход этого крупнейшего археолога – слависта к изучаемой проблеме ретроспективный. Он выделяет четыре чисто славянские культуры V-VII вв.: суковско – дзедзицкую на Эльбе и Висле (возможно, поздние венеды), культуру длинных курганов на Волхове и в Приильменье (предки новгородский словен), пражско – корчакскую в Подунавье и в верхнем течении Одера и Вислы (видимо, склавины византийских источников,) и пражско – пеньковскую на Днестре и нижнем Днепре (предположительно - анты). Он пытается установить их связь с более ранними археологическими культурами, пока не будет найдена самая древняя, содержащая «славянский элемент».

В самом общем виде концепцию В.В. Седова можно изложить следующим образом. Во II тысячелетии до н.э. в Центральной Европе сформировалась древнеевропейская общность (термин Г. Краэ), из которой позже вышли различные народы, в том числе и славяне. Археологически это - среднеевропейские культуры полей погребальных урн , в том числе - лужицкая (ХII в. до н.э.).

В результате войн, миграций населения, его метисации из древнеевропейцев выделяются италики, германцы, кельты и др., в том числе около 400 г. до н.э. т.н. культура подклешевых погребений . В ней присутствует значительная доля славянских древностей. В IV в. до н.э. в Европе начинается длившиеся несколько столетий кельтские войны, вызвавшие перемещения племен. Этот фактор оказал влияние на формирование славянского этноса: во II в. до н.э. в Висло – Одерском междуречье на основе культуры подклешевых погребений складывается пшеворская культура , а в Среднем Поднепровье - зарубинецкая. И та, и другая - праславянские.

Этническая карта Европы изменилась еще раз под влиянием нашествия готов во II в. н.э. Славяне вошли в состав полиэтничного объединения, оставившего после себя черняховскую культуру. Нашествие гуннов в 375 г. смело черняховцев, гунны ушли на запад, и в Восточной Европе возник политический вакуум.В VI в., заполняя его, из Среднего Поднепровья и Висло-Одерского междуречья на историческую арену выходят славяне.

Концепция В.В. Седова серьезно аргументирована и имеет много сторонников. Отметим лишь, что многие названные в ней археологические культуры - полиэтничные, не чисто славянские. Поэтому для полноты картины приведем еще одну гипотезу, М.Б. Щукина . Она базируется как на данных археологии, так и на письменных и лингвистических материалах.

Гипотеза о происхождении славян М.Б. Щукина. В 38/39 г. н.э. царем Боспора стал Митридат VIII , мечтавший о славе своего деда, знаменитого Понтийского правителя Митридата VI Евпатора. Он взял курс на достижение независимости от Великой Римской империи. В 45 г. в г. Пантикапее высаживается римский десант, чтобы подавить сепаратистский мятеж. Митридат был свергнут и бежал к варварам, а царем стал его младший брат Котис. На трон его посадили римляне в награду за донос, который он подал на восставших.

Однако этим дело не кончилось. Митридат продолжил воевать с Римом. Он собрал армию, ядро которой составляли сарматы-сираки. Базировавшийся в Пантикапее римский контингент во главе с Юлием Аквилой обратился за военной помощью к сарматам-аорсам. Около 49 г. н.э мятежники были разбиты, Митридат пленен и отправлен в Рим.

Подавление сепаратистского бунта не означало установления спокойствия в регионе. Столкновение сираков и аорсов возымело эффект камня, брошенного в пруд. Круги от него стали шириться. Война вызвала массовые миграции различных племен. Со второй половины I в. н.э. начинается интенсивное сарматское продвижение на запад: из Приазовья в бассейн Днепра и Днестра. На Днепре они столкнулись с племенами зарубинецкой культуры и прогнали их на северо-запад. Зарубинцы укрылись от агрессии в лесах по Верхнему Днестру, Припяти и Десне.

В это же время в районе Польского Поморья также начинается интенсивное перемещение населения. Здесь вспыхивает война между народами, оставившими после себя вельбарскую и пшеворскую археологические культуры. Вельбарцы вытеснили пшеворцев в Верхнее Поднестровье и на территорию современной Словакии. Здесь в середине I в. н.э. пришедшими с севера племенами лугиев (в которых исследователи также склонны видеть носителей полиэтничной пшеворской культуры) было уничтожено римское буферное государство Ванния.

Таким образом, в районе верхнего течения Днестра столкнулись два потока: зарубинцы и преследующие их сарматы с юго-востока, пшеворцы и лугии - с северо-запада. В результате, по выражению М.Б. Щукина, заварился так называемый «венедский котел », охватывающий территорию от Прибалтики до верховьев Днестра. В нем «переваривались» различные племена, из смешения которых должны были возникнуть будущие этносы. Этот «котел» кипел во II – III вв. Особенности происходящих в нем процессов «этнической варки» нам известны мало.

Во II в. начинается продвижение готов в Северное Причерноморье. В ходе «готских войн» 230-270 гг. образуется держава Эрманариха, оставившая после себя полиэтничную черняховскую культуру . Готы подавили вступления окрестных племен и почти на сто лет установили мир в регионе. В результате среди народов, живших в Среднем Поднепровье, в IV в. н.э происходит демографический взрыв. Он затронул и «венедский котел». В нем стремительно увеличивается население, которому становится тесно в припятских лесах.

Но в 375 г. гуннское нашествие смело державу Эрманариха. В регионе наступает этническая неясность, усугубившаяся после распада в 450-х гг. державы Атиллы. Вот тут-то и выходят на историческую арену славяне. Под ударами гуннов было как бы «проломлено днище», южная стенка «венедского котла», и его «варево» вылилось из лесов Припяти и Верхнего Днестра на юг. В VI в. мы впервые фиксируем в Поднепровье, Поднестровье, Подунавье чисто славянские (а не смешанные, как раньше) археологические культуры - пражско-корчакская и пеньковская. И тогда же с 525 г. на страницах письменных источников начинает фигурировать раннее неведомый народ «склавины».

Сила концепции М.Б. Щукина в ее стройности. Автор убедительно выстраивает последовательную цепочку исторических событий, связанных друг с другом. Минусы этой теории такие же, как и двух предыдущих – критики данной версии указывают на значительный элемент условности, порожденной недостаточным количеством и спецификой источников.

Проблема поиска славянской прародины и этногенеза славян еще ждет своих исследователей. На сегодняшний день более предпочтительной считается локализация прародины славян в треугольнике Среднее Поднепровье ¾ бассейн р. Припяти ¾ верховья рек Лабы и Вислы. Меньше аргументов в пользу балтийской и придунайско-карпатской теорий.


«Потестарными» называются сообщества людей, стоящие на пороге образования государственности, но еще не достигшими необходимого для этого уровня развития.

Паннония - совр. территория Венгрии.

Каган (каан) - «хан ханов», у кочевников - высший титул в правящей иерархии, приравненный ими к китайскому императору.

«Певтингеровы таблицы» - карта ХII-ХIII вв., отражающая географические знания европейских ученых первых веков н.э.

Метисация - смешение разных народов, от которого возникают полукровки - метисы .

Подклешевые погребения - захоронения в глиняных погребальных урнах, которые накрывались специальной крышкой - клешем.

Видимо, носителем вельбарской культуры были германские племена готов и гепидов.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта